Меню Рубрики

Чувство вины с точки зрения православия

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее. Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне. Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник, — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения. Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание». Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Грех, вина и чувство вины. Как от них избавиться?

Некоторые, далёкие от Православия, люди, в основном сектанты и атеисты, утверждают, что = христианство занимается выискиванием грехов, чтобы человек себя чувствовал виноватым =

Давайте уже разберёмся, что есть грех, вина, чувство вины и как от них избавиться.

1. Грех, если коротко, это – нарушение Божественного, нравственного Закона.
Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).
Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

Грехи, выискивай их или нет, есть у каждого. Только, одни видят свои грехи, а другие – свои в упор «не видят», а в других видят их великое множество.

Церковь учит видеть, в первую очередь, свои грехи, и очищаться от них, как от грязи, а не осуждать других. Господь говорит:«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мф.7,5)

2. Вина — 1. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), (По Далю)
То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Если человек не покается, не исповедуется, не компенсирует ущерб, не загладит вину, то есть не поступит по совести с чувством ответственности за содеянное, то в нём развивается «чувство вины», деструктивное и тягостное чувство. Иногда это чувство возникает из мнимой вины, когда человек чувствует себя виноватым, за то, что от него не зависит.

3. Чувство вины — последствие нераскаянного греха и обратная сторона гордыни. И то и другое для христианина не приемлемо.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску.
Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.
Чувство вины, по сути, это — агрессия, направленная на самих себя, — это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Это то, что произошло с Иудой после предательства им Иисуса ХРИСТА. Он понял, что совершил страшный грех, и невыносимое чувство вины заставило его думать, что он имеет право и должен сам себя наказать за грех предательства. И вместо истинного покаяния, молитвенного обращения к Иисусу ХРИСТУ, который конечно бы его простил, Иуда пошёл и повесился.

4. Как же избавиться от греха и чувства вины? В Православии есть такое средство, которое уже 2 тыс. лет успешно помогает миллионам верующих, и без которого невозможно совершенствование и духовное возрастание человека. Это средство называется – покаяние.

Покаяние – это изменение себя и своего отношения к данному греху. Нужно возненавидеть его (не себя!), и иметь твёрдое намерение не повторять его в будущем.

Итак, вместо чувства вины, самобичевания — осознав свой грех, свою вину, необходимо, не откладывая, принести покаяние в Церкви в Таинстве Исповеди и сделать всё, чтобы компенсировать с избытком нанесённый грехом ущерб, проявив сострадание и помощь пострадавшему. И впредь с твёрдой решимостью измениться, стараться не повторять этот грех. Только так человек полностью освободится от опустошающего, обессиливающего чувства вины, и от гнёта греха, который исчезнет, как будто его и не было.
Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

«И сказал Господь Моисею… : если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу;» (Чис.5,5-7).
Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

Наша задача — мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию изменения себя к лучшему, в созидание в себе Нового нравственно совершенного человека.

Покаяние и чувство вины: в чем разница?

«С точки зрения психологии христианство деструктивно. Оно культивирует чувство вины – токсичную основу всех неврозов и деформаций личности. Задача нормального человека – избавиться от чувства вины, а не “расковыривать” его с помощью христианских духовных практик…»

Подобного рода комментарии разной степени «экспертности» все чаще можно увидеть в сети. И, я думаю, от них нельзя просто отмахиваться, высокомерно похмыкивая. Я бы даже предположила, что современная психологическая теория в некотором роде сродни дарвинизму. Если использовать ее вульгарные, «журнальные» изложения, то она кажется эдакой новой мощной бомбой под фундаментом христианства – такой же, какой когда-то казалась теория эволюции.

Читайте также:  Операции по восстановлению зрения в казахстане

На самом деле претензии психологии к христианству кажутся обоснованными лишь тогда, когда кто-то пробует сравнивать свое приблизительное представление о «чувстве вины» с еще более приблизительным представлением о христианском учении.

Все, кто сталкивался с психологическими теориями в основном на страницах женского «глянца», склонны путать болезненное чувство вины со вполне полезной и, вообще говоря, необходимой объективностью. То есть человеку начинает казаться, что всякое признание вины есть уже психологическое отклонение, дурной навык, от которого следует поскорее избавиться. Если подобрать абсурдную, зато до предела понятную иллюстрацию, то это выглядит так. Жена, изменившая мужу, не должна «изводить себя чувством вины», ее задача – «понять», что виновата не она, а только муж, не проявлявший должного внимания, и обстоятельства, сложившиеся определенным образом: «так вышло».

«Вы не виноваты» – это уже довольно распространенный лозунг многих коммерческих псевдопсихологических тренингов. Вы не виноваты, что не вернули долг, – на дворе кризис, а кредитор, в конце концов, должен бы был и своей головой подумать, прежде чем раздавать деньги направо и налево. Вы не виноваты в аборте – это все «молодой человек» и сложная жизненная ситуация. (Что? Нет-нет, конечно же, это не вы принимали решение вступить именно в такую неофициальную связь именно с этим молодым человеком.)

Можно сказать, перефразируя поэта: «Ах, оправдать меня нетрудно, я сам оправдываться рад». Но если еще лет двадцать назад даже в светской культуре такое самооправдание не считалось общественной нормой, то сегодня под лозунг «А это не я!» подведено полунаучное объяснение: он-де помогает избежать самоедства и неврозов.

Увы, серьезных психологов при этом мало кто спрашивал о том, действительно ли всякое признание своей объективной ответственности за неблаговидный поступок ведет к «неврозам».

А ведь на самом деле «чувство вины» – то, о «токсичности» которого говорит психология, – относится совсем к другим ситуациям. Такое чувство вины как раз не имеет под собой реальных оснований. То есть когда человек совершил нечто неблаговидное и признает это – он не «страдает чувством вины», а признает свою реально существующую вину, после чего получает возможность увидеть, что же ему делать с этим дальше, как исправлять.

А «чувство вины» – это, например, уверенность подрастающего ребенка в том, что именно из-за него развелись его родители или из-за него десять лет назад умерла бабушка. Под таким чувством нет объективного основания, а значит, нет и инструментов для исправления ситуации, для избавления от гнетущего самоедства, которое в этом случае действительно деструктивно для психики и зачастую требует работы с грамотным психологом.

Вредоносно ли истинное чувство вины – безосновательное, невротическое? Безусловно. «Проповедует» ли его христианство? Безусловно, нет.

Христианское покаяние, которое часто выражается в Таинстве исповеди, касается именно сознательных, реальных, совершенных человеком дурных поступков. И даже когда мы говорим о грехе «помышлением», то есть мыслью, то имеется в виду не всякий ветер, забредший в голову, а дурные мысли, сознательно человеком принимаемые, те, что его долго «тешили» и им смаковались.

В отличие от безвольного и бесконечного подтачивающего «чувства вины» христианское покаяние – это как раз начало активное, преображающее, меняющее человека и его психологическую «температуру». Можно бесконечно мысленно ковыряться в собственных «пунктиках» на тему «ах, какое же я ничтожество»… А можно сказать: «Господи, я действительно ничтожно поступил тогда-то и тогда-то! Но я не хочу так больше – помоги исправиться!» – и это уже позиция действия, изменения жизни, а не безвольная статика невроза.

«Ты виноват» – это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять

«Ты виноват»: с точки зрения христианина это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять. Ведь если в собственной жизни ты совершенно ни в чем не виноват, а это все они, коварные обстоятельства – то у тебя и перспектив никаких! Ведь можно ли исправить «обстоятельства», не исправляя себя.

– Постойте, – можно мне возразить, – но разве церковное учение о грехопадении не говорит еще и о той самой «безосновательной» вине, в которой нет ответственности конкретного современного человека? Разве учение о первородном грехе не приводит как раз к такому чувству вины, которое не следует за определенными проступками человека, а лишь довлеет над ним в виде прародительского наследства?

Но ведь и это – слишком упрощенное представление о христианстве. Библейская история сообщает не только о том, как через Адама и Еву грех вошел в мир. Сначала она повествует, сколь прекрасен человек с точки зрения Божественного замысла о нем – ведь он создан по Образу Бога. И после – рассказывает о великой цене спасения человечества через крестную смерть Христа. Все это – повод не для гордости, конечно, но для того умонастроения, которое философ Иван Ильин называл чувством духовного ранга, то есть здоровым чувством достоинства человека и ценности его жизни.

С точки зрения христианства человек одновременно и прекрасен, и «удобопреклонен» ко греху. Но эта склонность ко греху, которая является «отголоском» грехопадения, не довлеет над ним как рок. Напротив: человек снабжен средствами борьбы, активного преодоления греховности – молитвой, церковными таинствами, постом как средством духовной «муштры».

И покаянием как возможностью не «застревать» в ситуации собственной вины и греховности, не самоедствовать, а просить помощи у Того, Кто силен вывести из любой духовной ямы. Вина реальная, осознанная, названная – может быть исправлена или исцелена. Это лучше, чем, сидя в яме, безвольно и с извращенным наслаждением упиваться абстрактным и не названным «чувством вины».

Чувство вины православие

Грех, вина и чувство вины. Как от них избавиться?

Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).

Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).

В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.

Чувство вины, по сути, это — агрессия, направленная на самих себя, — это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

«Христианский комплекс вины». Зачем нужно Покаяние?

Словосочетание «христианский комплекс вины» стало весьма расхожим. Очень часто приходится встречать утверждения, будто христиане приобретают этот комплекс из-за регулярных исповедей. Зачем же Церковь «подвергает» паству такому «жесткому психологическому прессингу»? Особенно в пост, когда священнослужители рекомендуют прихожанам исповедоваться каждую неделю?

Противники Православия дают на это однозначный ответ — «Церковь хочет превратить верующих в закомплексованных нытиков, неспособных на самостоятельные мысли и поступки».

«Одна из главных идей, лежащих в основе христианского мира – это идея вины. Всеобщая вина перед богом за мифический «первородный грех» первой пары людей. Даже маленький ребёнок, только что родившийся, уже виноват перед богом. Ведь он рождён «во грехе». По некоторым источникам этот грех искупил Иисус Христос, но даже в этом случае мы грешим беспрерывно, и, стало быть, виноваты каждую секунду своей жизни.

Постоянное чувство вины имеет глубокое разрушающее действие на личность человека, это вам любой психолог подтвердит. Именно это чувство стремятся привить с детства, стараясь приобщить детей к церкви, как можно раньше. Им бесконечно вдалбливается вина и стыд, за любые поступки маленького человека. За стремления и желания. Ведь взрослый человек он менее подвержен воздействию. Подобные уроки несут максимальный вред несформировавшейся личности.

Оставшись в подсознании они создадут в последствии новую единицу – «Раба Божия».

Внушенное адептам чувство вины также составляет основу могущества и власти церкви». (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). — Вот вполне характерный ход мыслей антихристианов (орфография и пунктуация авторские). Подобные претензии выдвигают Церкви в той или иной форме — и неоязычники, и вульгарные материалисты, и просто обыватели, имеющие весьма смутное представление о христианстве.

Что же, посмотрим на Таинство Исповеди (Покаяния) с научной точки зрения и попробуем понять, насколько это Таинство способствует развитию личности, или наоборот — разрушает личность.

«Благий Бог даровал первозданным людям совесть – первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. . Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику» — учит блаженный старец Паисий Святогорец. Разберём же речения старца с научной точки зрения. В приведённой цитате можно вычленить три основных совета — «испытывать свою совесть», «следить за собой» и «открывать себя духовнику». Собственно, это практически исчерпывающее описание практики покаяния.

«Испытывать свою совесть» — значит проверять соответствие своих мыслей и действий своим идеалам, рефлексировать, вырабатывать способность к самооценке. А полезно ли человеку рефлексировать?

«Сначала индивид должен стать наблюдателем своих мыслей, чувств и поступков, то есть интенсифицировать самоосознание. Это помогает ему заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения», — пишет доктор философских наук, профессор, академик И. Кон в работе, посвящённой человеческой личности и её самосознанию. «Замечать противоречивость мыслей, поступков и принципов» — это ведь и значит «испытывать свою совесть».

Знаменитый русский педагог К. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, однажды разработал для себя специальные правила, своеобразную программу самовоспитания и саморазвития. Правила состояли из десяти пунктов и восьмым был пункт: «Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках». То есть — вспоминать и анализировать свои поступки, проверять соответствие действий и идеала.

Как можно видеть, афонский старец, учёный Российской Империи и советский академик солидарны: без регулярных «испытаний своей совести» самосовершенствование немыслимо. Стало быть, первый совет старца Паисия — вполне себе выдерживает проверку наукой. Глупо спорить с утверждением, что для занятий самосовершенствованием необходимо сперва решить, какие черты характера стоит развивать, какие — подавлять, а для этого сперва нужно осмыслить свои положительные и отрицательные стороны.

Берём следующий совет — «должно следить за собой» — тут блаженный старец Паисий рекомендует учиться самоконтролю. Вполне логичный шаг после «диалога со своей совестью». Теперь, когда ты уже отдаёшь себе ясный отчёт в своих действиях, нужно стараться пестовать свои положительные качества и искоренять отрицательные.

Читайте также:  Найти таблицу по которой определяют зрение

«От природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает», — рассказывает о самом себе Антон Павлович Чехов. Антон Павлович — образец интеллигентности. И стал он таковым — как мы можем видеть из процитированного письма — благодаря рефлексии и самоконтролю. То есть сперва Чехов думает о своих поступках, сравнивает их с идеалом «порядочного человека». И затем сдерживает порывы, которые ведут к недостойным идеала поступкам, борется с самим собой.

А ведь преподобный Симеон Новый Богослов учит, что Покаяние как раз и есть — «сознательная борьба с самим собой». «С собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. . Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к ней твердо!» — учит, в свою очередь, академик АН СССР П. Кочина. Как можно видеть, по вопросу самовоспитания византийский подвижник и советская учёная новейшего времени дают одинаковые рекомендации: «Выяви свои отрицательные черты и борись с ними!» Рефлексия и самоконтроль. Стало быть, второй совет старца Паисия тоже не противоречит науке.

Рассмотрим третий совет старца — «открывать себя духовнику». Тут оппонировать будут уже не только противники религии как таковой, но и представители религиозных течений, не признающих «посредников между Богом и человеком». В самом деле, допустим, размышлять о своих мыслях, мотивах, целях и поступках — действительно полезно. Но зачем говорить о результатах самокопания?

Противники Православия утверждают, что это — часть плана Церкви по закабалению верующих. «Снять вину может лишь посещение храма и исповедь. Поэтому священник самый необходимый для нас человек, только он может «отпустить грехи». А церковь единственное место, где это можно сделать. Думаю не надо объяснять, что люди с комплексом вины легко управляемы» (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). Ну, теории заговора — дело хорошее, конечно. Но давайте снова обратимся к науке.

«Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее», — писал профессор С. Долецкий. Стало быть, говорить о своих недостатках полезно. И стократ полезнее — обсудить свои недостатки с умным, понимающим и любящим человеком, который поможет разобраться в себе и найти пути к исправлению. Получается, и третий совет Паисия можно считать «научно обоснованным».

Таким образом, получается, что страхи антиправославных конспирологов напрасны. Таинство покаяния по самой своей сути помогает развитию человека как личности. Кроме того, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

И постоянные самокопания с целью припомнить свои грехи способствуют не «появлению разнообразных комплексов», но — развитию самоконтроля и умения быть требовательным к себе. Тем более, что Господь учит нас приводить в порядок не только дела, но и мысли. Отказываться не только от злых поступков, но и от помыслов, которые к этим поступкам ведут. Именно поэтому, а вовсе не из-за «комплекса вины», называют себя «грешниками» даже христианские подвижники и святые. Тут дело не в самоуничижении, а в признании того факта, что для самосовершенствования нет пределов.

Конечно, отдельные личности могут самокопанием и самоедством довести себя до исступления, истерики и депрессии. Но это — явление другого плана. И проистекает оно из неправильного понимания сущности Таинства Исповеди. Про таких личностей говорится в старой русской пословице: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт!»

Автор(ы) материала

Просмотров сегодня: 8377

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Чувство вины как подмена покаяния

Как мы знаем, покаяние способно и более того — должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?

Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям — значит, мы действительно каемся.

Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.

Признаки ложного чувства вины

Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.

1. Почти постоянное чувство уныния.

Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его — лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от телесных наслаждений (у кого-то это — сладости, у кого-то — винопитие, у кого-то — смотрение телевизора или фильмов, блуждание в интернете, вариантов много).

2. В нашем «покаянии», а точнее, в чувстве вины не видно просвета. Оно неисчерпаемо.

Покаяние подобно мытью посуды. Чем больше моешь — тем посуда более чистая, сверкающая, красивая. А «делание» чувства вины не приносит ни малейшего улучшения состояния. Даже после исповеди нет никакого облегчения и успокоения, только лишь чувство выполненного долга: неприятная процедура позади.

3. Отсутствует подлинное чувство Божиего милосердия.

По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога, мы знаем о земном подвиге Спасителя. Но все это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о своих грехах мы одиноки, Бог не помогает нам.

4. Трудно переносим критику.

Вот как говорит об этом психотерапевт Карен Хорни: «Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный человек, невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и восхищение и обнаружит весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой… Его чувствительность к причине может прикрываться мыслью, что переносима лишь дружеская критика или носящая конструктивный характер. Но эта мысль является только ? и противоречит фактам. Даже дружеский совет может вызвать гневную реакцию, ибо совет любого рода предполагает критику в связи с некоторым несовершенством».

Такой человек может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.

При этом такой человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни и чувствительность к прегрешениям.

5. Гордыня, отсутствует смирение.

Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.

6. Неосознанная жажда наказаний.

Человек, страдающий от невротического чувства вины, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.

Проверяя себя на основе этих пунктов, необходимо помнить, что любая болезнь, в том числе и психологическая, может присутствовать в нас в разной степени, и тут не действует тот же подход, что при простуде: если простуда слабая, пройдет сама. Душевные болезни стоит брать во внимание и лечить, даже если они присутствуют в слабой степени, потому что усилия по их преодолению куда меньше, чем те проблемы, которые они создают нам — как в духовной жизни, так и просто на уровне душевного благополучия.

Свойства подлинного покаяния

Хотя эта брошюра — для людей грамотных в духовной жизни, все-таки для целостности повествования напомним основные свойства подлинного покаяния.

1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.

2. Покаяние неразрывно связано с чувством Божиего милосердия и Его готовности помочь и простить в тот же момент, как мы покаялись.

3. Покаяние основано на сознании Божиего всемогущества, в особенности освобождать нас от власти бесов (страстей).

4. Покаяние сопряжено с чувством надежды на спасение. Прекрасно сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния».

5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.

Природа ложного чувства вины

В основе ложного чувства вины — эгоцентризм. То есть человек подсознательно видит себя, а вовсе не Бога, центром мироздания и причиной всего с ним происходящего. Отсюда естественным образом вытекают две проблемы:

— невозможно каяться, ведь каяться можно перед кем-то высшим, а выше меня никого нет;

— никто не поможет, потому что я главнее всех и только сам себе могу помочь.

Такой человек находится в безвыходной ситуации. Он видит часть своих пороков и неудач, но поделать с этим ничего не может, так как в глубине души не признает ни своего бессилия, ни силы и милосердия Бога.

Психология связывает эгоцентризм с инфантилизмом. Вот как говорит об этом священник и психолог Андрей Лоргус: «Ребенок по природе своей чувствует себя центром мироздания, центром всего. Такое осознание себя для ребенка естественно. Психолог Жан Пиаже назвал это эгоцентрическим сознанием (не путать с эгоистическим). Ребенок до пяти лет убежден, что все видят мир так же, как и он. Представить себе, что другой человек видит иное, мысленно встать на позицию другого человека, ребенок не умеет. Только после пяти у него формируется реалистическое мышление и сознание, и он от эгоцентризма переходит к реализму. Беда заключается в том, что мы одной частью своей личности взрослеем, а другая у нас может оставаться инфантильной. Как правило, инфантильные, детские структуры личности сохраняются в эмоциональной сфере и сфере отношений».

Причина формирования инфантильности — та же, что и причина любовной зависимости, осуждения, неприятия себя — недостаток принимающей любви родителей. Причем, поскольку проявления неприятия могут быть разными, здесь те люди, с которыми жил ребенок, по всей видимости, увлекались обвинениями ребенка. «Видя таких людей, я сразу себе представляю строгую мать или сурового отца, которые наказывают своего ребенка. Или очень строгую воспитательницу детского сада, или учительницу, которая стоит в позе осуждения и обвинения и указывает этому несчастному малышу на то, что он испачкал свой костюм или наследил на полу, или разбил кружку, вазу или сделал еще что-нибудь» — говорит

отец Андрей Лоргус. Психолог

Елена Орестова : «Тебя ставят на стол и заставляют читать стих, а ты этого не делаешь, и тебя за это потом очень сильно ругают и говорят: «Плохая девочка».

Так маленького человека приучают к тому, что он виновен во всем том, с чем он, на самом деле, не имеет объективной возможности справиться самостоятельно. Этим же самым в нем воспитывают гордыню, потому что как бы говорят ему: «Ты можешь все, ты всемогущ».

И с этим воспитанным старшими чувством всемогущества и вины за все человек выходит во взрослую жизнь. Последствия его проблемы проявляются не только в отношениях с Богом. Преувеличивая собственную значимость, он склонен видеть несуществующую взаимосвязь между своим поведением и поведением других людей. «Ты чего такой молчаливый? Что я опять не так сделала?» — спрашивает жена у мужа, у которого проблемы на работе. Такой человек живет в постоянном страхе неодобрения и обвинений со стороны окружающих людей и поэтому живет несвободно, часто не делая того, что ему хочется делать, только из-за страха перед мнением людей.

Читайте также:  Дельфины о них и их зрении

Исцеление от ложного чувства вины

Как исцелиться от невротического чувства вины, в какой бы степени оно у нас ни присутствовало? Многое можно сделать и без непосредственной помощи психолога.

1. Исцеление отношений с родителями.

Как вы, возможно, уже догадались, поскольку основной причиной проблемы является недостаток принимающей любви родителей, основной рецепт тот же, что и в предыдущих двух главах — «Усыновить родителей» (подробно изложен в первой главе). Особое внимание постараемся уделить тому, чтобы самим не обвинять родителей (даже мысленно) ни в чем, и к их обвинениям в наш адрес относиться не как к проявлениям недовольства Вселенной нами, а как к слабости страдающих людей.

2. Приближение к реализму через рассуждение.

Эгоцентризм удалил нас от реального восприятия мира, рассуждение поможет нам воспринимать вещи более реально, трезво. Для этого раз за разом, много раз в день, усилием ума и воли будем напоминать себе о том, как обстоят вещи на самом деле.

Первое. Мы не всемогущи. Более того, без Бога мы очень слабы и не имеем никаких шансов побеждать свои слабости, вообще — жить как следует.

Второе. В центре мироздания не мы, а Бог, сотворивший этот мир, столь же близкий к каждому человеку, как и к нам, и устраивающий различные внешние обстоятельства жизни к нашему спасению.

Третье. Бог милосерден и рядом с нами и прощает нас уже в тот момент, когда мы искренне, от сердца просим о прощении с сознанием своей слабости и необходимости Его помощи нам.

Четвертое. Наша роль в жизни вселенной и других людей ничтожна. У каждого человека тысячи разных мотивов, и даже для близких людей мы не являемся единственным предметом их дум и объектом их чувств. Вообще мы по большому счету никому по-настоящему не нужны, кроме Бога. Соответственно, и за свою жизнь и за свое душевное состояние другие взрослые люди отвечают сами, а мы отвечаем только за себя и в значительной мере — за своих детей.

3. Контроль своего душевного состояния.

Мы должны постоянно отслеживать свое душевное состояние, сделав его мерилом правильности нашей духовной жизни. Если мы унываем, испытываем тревогу или страх, мы не должны называть это «скорбью о грехах» и мириться с этим состоянием. Должны искать и исправлять ошибки, которые вызвали это наше нездоровое состояние. Если не находим, пусть это будет для нас только еще одним поводом вспомнить о том, как мало зависит от нас и как сильно мы нуждаемся в помощи милосердного Бога. Не оставлять борьбы с унынием до тех пор, пока оно не будет побеждено.

4. Борьба с гордыней

Борьбе с гордыней и тщеславием (наряду с обретением радости) необходимо уделить основное внимание в своей духовной жизни. В святоотеческой литературе эта тема детально изложена, если подзабыли, можете обновить в памяти методику этой борьбы с помощью сайта www.ioann.ru.

Дмитрий Семеник. «Психологические проблемы как препятствия на пути духовной жизни и их преодоление».

«Христианский комплекс вины». Зачем нужно Покаяние?

Содержимое

Словосочетание «христианский комплекс вины» стало весьма расхожим. Очень часто приходится встречать утверждения, будто христиане приобретают этот комплекс из-за регулярных исповедей. Зачем же Церковь «подвергает» паству такому «жесткому психологическому прессингу»? Особенно в пост, когда священнослужители рекомендуют прихожанам исповедоваться каждую неделю?

Исповедь и разные комплексы

Противники Православия дают на это однозначный ответ — «Церковь хочет превратить верующих в закомплексованных нытиков, неспособных на самостоятельные мысли и поступки».

«Одна из главных идей, лежащих в основе христианского мира – это идея вины. Всеобщая вина перед богом за мифический «первородный грех» первой пары людей. Даже маленький ребёнок, только что родившийся, уже виноват перед богом. Ведь он рождён «во грехе». По некоторым источникам этот грех искупил Иисус Христос, но даже в этом случае мы грешим беспрерывно, и, стало быть, виноваты каждую секунду своей жизни.

Постоянное чувство вины имеет глубокое разрушающее действие на личность человека, это вам любой психолог подтвердит. Именно это чувство стремятся привить с детства, стараясь приобщить детей к церкви, как можно раньше. Им бесконечно вдалбливается вина и стыд, за любые поступки маленького человека. За стремления и желания. Ведь взрослый человек он менее подвержен воздействию. Подобные уроки несут максимальный вред несформировавшейся личности.
Оставшись в подсознании они создадут в последствии новую единицу – «Раба Божия».

Внушенное адептам чувство вины также составляет основу могущества и власти церкви». (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). — Вот вполне характерный ход мыслей антихристианов (орфография и пунктуация авторские). Подобные претензии выдвигают Церкви в той или иной форме — и неоязычники, и вульгарные материалисты, и просто обыватели, имеющие весьма смутное представление о христианстве.

Что же, посмотрим на Таинство Исповеди (Покаяния) с научной точки зрения и попробуем понять, насколько это Таинство способствует развитию личности, или наоборот — разрушает личность.

«Благий Бог даровал первозданным людям совесть – первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. . Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику» — учит блаженный старец Паисий Святогорец. Разберём же речения старца с научной точки зрения. В приведённой цитате можно вычленить три основных совета — «испытывать свою совесть», «следить за собой» и «открывать себя духовнику». Собственно, это практически исчерпывающее описание практики покаяния.

Испытывать свою совесть

«Испытывать свою совесть» — значит проверять соответствие своих мыслей и действий своим идеалам, рефлексировать, вырабатывать способность к самооценке. А полезно ли человеку рефлексировать?

«Сначала индивид должен стать наблюдателем своих мыслей, чувств и поступков, то есть интенсифицировать самоосознание. Это помогает ему заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения», — пишет доктор философских наук, профессор, академик И. Кон в работе, посвящённой человеческой личности и её самосознанию. «Замечать противоречивость мыслей, поступков и принципов» — это ведь и значит «испытывать свою совесть».

Знаменитый русский педагог К. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, однажды разработал для себя специальные правила, своеобразную программу самовоспитания и саморазвития. Правила состояли из десяти пунктов и восьмым был пункт: «Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках». То есть — вспоминать и анализировать свои поступки, проверять соответствие действий и идеала.

Как можно видеть, афонский старец, учёный Российской Империи и советский академик солидарны: без регулярных «испытаний своей совести» самосовершенствование немыслимо. Стало быть, первый совет старца Паисия — вполне себе выдерживает проверку наукой. Глупо спорить с утверждением, что для занятий самосовершенствованием необходимо сперва решить, какие черты характера стоит развивать, какие — подавлять, а для этого сперва нужно осмыслить свои положительные и отрицательные стороны.

Следить за собой

Берём следующий совет — «должно следить за собой» — тут блаженный старец Паисий рекомендует учиться самоконтролю. Вполне логичный шаг после «диалога со своей совестью». Теперь, когда ты уже отдаёшь себе ясный отчёт в своих действиях, нужно стараться пестовать свои положительные качества и искоренять отрицательные.

«От природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает», — рассказывает о самом себе Антон Павлович Чехов. Антон Павлович — образец интеллигентности. И стал он таковым — как мы можем видеть из процитированного письма — благодаря рефлексии и самоконтролю. То есть сперва Чехов думает о своих поступках, сравнивает их с идеалом «порядочного человека». И затем сдерживает порывы, которые ведут к недостойным идеала поступкам, борется с самим собой.

А ведь преподобный Симеон Новый Богослов учит, что Покаяние как раз и есть — «сознательная борьба с самим собой». «С собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. . Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к ней твердо!» — учит, в свою очередь, академик АН СССР П. Кочина. Как можно видеть, по вопросу самовоспитания византийский подвижник и советская учёная новейшего времени дают одинаковые рекомендации: «Выяви свои отрицательные черты и борись с ними!» Рефлексия и самоконтроль. Стало быть, второй совет старца Паисия тоже не противоречит науке.

Открывать себя духовнику

Рассмотрим третий совет старца — «открывать себя духовнику». Тут оппонировать будут уже не только противники религии как таковой, но и представители религиозных течений, не признающих «посредников между Богом и человеком». В самом деле, допустим, размышлять о своих мыслях, мотивах, целях и поступках — действительно полезно. Но зачем говорить о результатах самокопания?

Противники Православия утверждают, что это — часть плана Церкви по закабалению верующих. «Снять вину может лишь посещение храма и исповедь. Поэтому священник самый необходимый для нас человек, только он может «отпустить грехи». А церковь единственное место, где это можно сделать. Думаю не надо объяснять, что люди с комплексом вины легко управляемы» (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). Ну, теории заговора — дело хорошее, конечно. Но давайте снова обратимся к науке.

«Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее», — писал профессор С. Долецкий. Стало быть, говорить о своих недостатках полезно. И стократ полезнее — обсудить свои недостатки с умным, понимающим и любящим человеком, который поможет разобраться в себе и найти пути к исправлению. Получается, и третий совет Паисия можно считать «научно обоснованным».

Таким образом, получается, что страхи антиправославных конспирологов напрасны. Таинство покаяния по самой своей сути помогает развитию человека как личности. Кроме того, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

И постоянные самокопания с целью припомнить свои грехи способствуют не «появлению разнообразных комплексов», но — развитию самоконтроля и умения быть требовательным к себе. Тем более, что Господь учит нас приводить в порядок не только дела, но и мысли. Отказываться не только от злых поступков, но и от помыслов, которые к этим поступкам ведут. Именно поэтому, а вовсе не из-за «комплекса вины», называют себя «грешниками» даже христианские подвижники и святые. Тут дело не в самоуничижении, а в признании того факта, что для самосовершенствования нет пределов.

Конечно, отдельные личности могут самокопанием и самоедством довести себя до исступления, истерики и депрессии. Но это — явление другого плана. И проистекает оно из неправильного понимания сущности Таинства Исповеди. Про таких личностей говорится в старой русской пословице: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт!»

Источники:
  • http://www.proza.ru/2016/02/09/80
  • http://pravoslavie.ru/104043.html
  • http://psiholog4you.ru/chuvstvo-viny-pravoslavie/
  • http://pravlife.org/ru/content/hristianskiy-kompleks-viny-zachem-nuzhno-pokayanie