Меню Рубрики

Что же такое духовная культура с вашей точки зрения

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.

Социальные институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Важную роль играли оппозиции «свое — чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное — грешное», «хорошее — плохое».

Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами — одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр — Иерусалим.

Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам — царство зла. Другая область — Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область — сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» — микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить — означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Понятие «культура» многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды культуры рассматриваются многими науками — археологией, этнографией, историей и др. Существует около 250 определений культуры. Это слово латинского происхождения и точный его перевод обозначает способ обработки земли, ее культивирование. Начиная с XVII-XVMI вв. о культуре стали говорить как о процессе и результате превращения «первой природы» во «вторую», искусственную, которую создает человек.

Культура определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества — над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природные данных. Вне человеческой деятельности культура не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником культуры только тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создает, но и для другого, для всех.

В культуре человеческая деятельность представлена со стороны своего всеобщего (классового, национального, общечеловеческого) содержания. Возможность закрепления в культуре всеобщего результата человеческой деятельности объясняется тем, что субъектом культурного творчества является не изолированный индивид, а индивиды, объединенные в определенную социальную и историческую общность. Культура всегда предстает как продукт общественной деятельности, в какой бы форме — индивидуальной или непосредственно коллективной — она ни осуществлялась. Она обусловлена потребностью общества в закреплен и передаче совокупного опыта овладения природой (знаний, умение идеалов и т.д.).

С одной стороны, в понятии «культура» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. И в этом смысле культура есть специфически человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном при образовании природы, общества, самого себя. Именно поэтому мы говорим о культуре труда, производства, общества, человека, быта, средств общения, мышления, языка, поведения и чувств; о культуре моральной, политической, эстетической, физической, духовной, внутренней, внешней, технологической, организационной, общечеловеческой, национальной, классово-сословной, художественной и т.д.

С другой стороны — чтобы выявить творческое (культурное) начало в разных ипостасях (формах, способах) деятельности, культура как своеобразный ее продукт должна быть закреплена, зафиксирована в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, требованиях, нормах, традициях, знаниях, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека (общества, класса, группы, общественных слоев и сословий, эпох и народов, цивилизаций) должны быть объективированы в форме соответствующих знаний, умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков; в разнообразных формах общественного сознания (мифологии, религии, философии, морали, искусстве, политическом и правовом сознании). Благодаря этой особенности культуры возможна социализация человека, включенность каждого в культурное творчество общества. Становятся более понятными и близкими положения о том, что историю творят реальные, конкретные «живые человеческие индивиды»,- «действительно деятельные люди»‘, которые ставят перед собой определенные цели, добиваются их реализации, удовлетворяют свои потребности и интересы. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение культур. В свою очередь культура оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо культура, как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития.

Главное, что необходимо для выяснения сущности культуры, заключается в понимании ее глубокой укорененности в основных, определяющих социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое ее определение. Культура — это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.

Культура обеспечивает общество всем необходимым для его успешного взаимодействия с природой, т.е. культура содействует установлению целесообразных отношений «общество- природа». Ибо общим Фундаментом культуры является предметно-вещественная (продуктивная) и технико-технологическая культура, которая помогает обществу осваивать природу в соответствии со своими потребностями, что содействует прогрессивному развитию общества, постоянному повышению уровня организации практической деятельности людей, усовершенствованию материального производства, всех форм материально-производственной практики. Существенной функцией культуры является обеспечение не только материальных условий, но и духовных (имеются в виду все достижения интеллектуально-познавательной деятельности) для непрерывного самоусовершенствования общества, его мобильности, динамичности. Такое обеспечение должна осуществлять духовная культура. К ней относятся все знания, зафиксированные в разных формах (народные приметы, каждодневный жизненный опыт, здравый смысл, научные знания), нормы, традиции и обычаи, материальные и художественные достижения. Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования духовных ценностей и приобщение человека к соответствующему социуму — это система обучения образования и воспитания, языка и мышления.

Читайте также:  Таблица проверки зрения у окулиста как запомнить

Духовная культура, выполняя функцию социализации индивида, формирует мировоззренческие представления, состав мыслей и действий (поведения), выполняет задачу связи между представителями одно; поколения и разных поколений. Общечеловеческие ценности (идеи г; манизма и духовности, равноценности каждого индивида и каждого народа, нации) выступают необходимым средством развития и укрепления сотрудничества между народами, совместного разрешения глобальны: проблем современности.

Бесспорно, разделение культуры на материальную и духовную довольно условно. Оно соответствует двум основным формам творчески преобразующей деятельности человека: материально-производственной и духовно-художественной, которые диалектически связаны друг с другом, взаимодействуют, взаимовлияние, ибо человеческая деятельность есть всегда единство, диалектически противоречивая связь и различие материального и духовного. Так и культура есть единый, диалектический, противоречивый процесс предметно-вещественного производства и духовной жизни, использования и освоения накопленного опыта и знаний, условие и стимул, способ и средство дальнейшего прогрессивного развития общества и человека.

Однако сам этот процесс носит всегда конкретно-исторический характер. Об этом свидетельствуют техника и технология, архитектура скульптура, литература и искусство, морально-правовые и религиозно-философские представления о мире и человеке, добре и зле, справедливости и несправедливости, свободе. Поэтому так важно при характеристике общественно-политического строя учитывать уровень распределения и использования культурных ценностей между отдельными классам группами и слоями, степень их интегрированности в процессе культурного творчества, ибо культура — активное средство освоения действительности, ее преобразования.

Выражая интересы, стремления, симпатии и антипатии разных социальных групп, наций, культура выступает важнейшим социально-организующим фактором всей их жизнедеятельности, средством ценностной ориентации личности, общества в целом.

Особенно огромна роль культуры в интеллектуальном, моральном, эстетическом и физическом совершенствовании людей, формировании их мировоззрения, творческого начала. Иначе говоря, культура полифункциональна. Она выполняет весьма разнообразные функции. Наиболее важные среди них — познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. В единстве всех функций культура выступает как условие, стимул, средство, ориентир познавательной и практически преобразующей деятельности людей, их собственного развития как личностей.

Развитие культуры имеет поступательный характер, и ей свойственны определенные объективные закономерности. Основной закономерностью развития духовной культуры является ее зависимость от развития материального производства. Определенной формации соответствует свой, присущий ей тип духовной культуры, характер духовной жизни. Тип культуры формируется на основе социально-экономических отношений данной формации. Так, капиталистическому способу производства соответствует иной вид духовного производства, чем средневековому. Если само материальное производство не рассматривать в его специфической форме, то невозможно понять характерные особенности соответственного ему духовного производства и взаимодействия обоих. Типы культур отличаются, исходя из особенностей характеристик производства: культура первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, буржуазного общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что на развитие духовной культуры накладывают отпечаток политическая система общества, интересы его социальных сил, господствующая идеология, национальные отношения и другие социально-политические факторы; особенности географического положения народа. Духовная культура — активное средство освоения действительности, ее относительная самостоятельность выявляется во взаимодействии материального производства и общественной жизни людей.

Развитие культуры — восходящий, поступательный процесс, связанный с дальнейшим познанием человеком сил природы, своей собственной сущности. В этом выявляется еще одна важнейшая объективная закономерность развития культуры, обусловленная историческойсменой способов производства, общественно-экономических формаций. Именно переход к более высокой ступени в развитии производительных сил и производственных отношений характеризует поступательное, прогрессивное развитие культуры общества. Однако культурный прогресс не сводится только к накоплению материальных и духовных ценностей, а связан также и с развитием личности, с духовным раскрепощением её с активным участием личности в историческом творчестве. В этом заключается наиболее общий и главный критерий оценки поступательного развития культуры. Безусловно, процесс развития культуры не происходит по прямой восходящей линии. В обществе иногда те или иные достижения культуры служат силам, которые препятствуют социальному прогрессу.

Духовная культура обладает относительной самостоятельностью и может опережать социально-экономический прогресс, не переставая быть зависимой от условий материального производства.

Одной из важнейших закономерностей, которые действуют на протяжении всей истории всемирной культуры, является преемственность. Поступательное развитие культуры обусловлено возможностью связи времен, диалектической преемственностью идей и способом деятельности поколений, с одной стороны, и внесением в жизнь людей инноваций, с другой. Каждый новый этап в процессе исторического развития культуры, отрицая предшествующий, включает в себя все прогрессивное его содержание, все то, что было приобретено человечеством на предшествующих ступенях. Связывая настоящее с прошлым и будущим преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого. Преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания, который проявляется в природе, обществе и мышлении как объективная связь между новым и старым в процесса развития. Сущность преемственности всемирной культуры — в неразрывном единстве наследования и использования, накопленных поколениями культурных ценностей, творческой переработке этих ценностей на основе качественно нового опыта.

Духовная культура представляет собой единство национального и общечеловеческого. Именно благодаря этому культура как сложное полифоническое явление не может быть, например, только буржуазной или пролетарской. Можно иметь классовое влияние на искусство, но нет классового искусства как такового: есть хорошее искусство или подделки под него. Культура выявляет и характеризует то универсальна ценное, что становится общим приобретением человечества.

Если интересы класса совпадают с прогрессивным направлением человеческой истории, в его духовной культуре выявляется поступательное развитие общества. Именно поэтому Шекспир и Сервантес, Руссо и Бальзак, Пушкин и Л. Толстой, М. Богданович, Я. Купала и Я. Колас теперь представляют для нас большую ценность.

Культура может определяться не только классовыми, но и национальными отличиями, особенностями исторического развития того или иного народа. Эти отличия находят свое отражение в национальной форме культуры. Культура каждого народа хотя и уникальна, но всего только одна из ветвей огромного дерева всемирной культуры.

Один из показателей жизнедеятельности национальной культуры — это ее способность усваивать достижения культуры других народов.

Для более глубокого понимания соотношений развития общества вместе с понятием культуры социальная философия вводит понятие «цивилизация«.

Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на началах разума и справедливости. 8 ХХ в. это понятие означало высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и было частью концепции евроцентризма. Одновременно понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.

Согласно концепции О. Шпенглера (начало XX в), цивилизация- это определенная стадия развития любой культуры. Ее характерные приметы: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, большое скопление людей в городах, превращение народов в «безличные массы». История складывается как бы из ряда независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, особенных сверхорганизмов, которые имеют индивидуальную судьбу и переживают периоды рождения, становления и конца. Множественность культур выводится из факта своеобразной прерывистости исторического процесса. Отсюда доказательство отсутствия связи между историко-культурными звеньями: античность — средние века (Возрождение) — Новое время, среди которых античность и Возрождение Шпенглер считал обособленными, внешними по отношению к европейскому духу культурными феноменами. Поэтому цивилизация — это этап упадка культуры, ее старение.

Концепция Тойнби отличается тем, что понятие «цивилизация» используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технического развития. Всемирная история рассматривалась им как «сумма цивилизаций», которые проходят одинаковые фазы: рождение, рост, разложение, крушение, гибель. Но в отличие от Шпенглера Тойнби доказывал возможность спасения «западной цивилизации» путем укоренения клерикализма (главенствующей роли церкви).

Диалектико-материалистическая концепция цивилизации сформулирована Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс считал, что культура возникает вместе с общественным человеком. Пройдя стадии дикости и варварства (доисторические ступени), культура в своем историческом развитии поднимается до уровня цивилизации. Основные признаки цивилизации: разделение труда (на высшей стадии варварства) между земледелием и ремеслом, зарождение частной собственности, возникновение противоположностей между городом и деревней, появление классов, металлических денег. Причем высшая ступень варварства, которая непосредственно предшествовала цивилизации, «начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества » .

И культура, и цивилизация в своем развитии подчиняются действию общих законов, что и является одним из основных показателей единства человеческой истории. Разные культуры и цивилизации развиваются не как отдельные, самостоятельные и внутренне замкнутые образования, а взаимодополняют друг друга.

Культура и цивилизация — два близких понятия. Их близость становится особенно видимой при сопоставлении понятий «культурность» и «цивилизованность». Цивилизованность есть показатель, признак, мера овладения богатствами культуры, ее актуализации в наличном опыте общества; культурность — свидетельство гуманистического содержания и направленности цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком общественную историю, являясь соцнокультурным феноменом.

Культура характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, а цивилизация характеризует уровень овладения самой культурой. Поэтому эти понятия выполняют важную методологическую функцию в научном познании общества, содействуют более глубокому осмыслению богатства форм развития человека и общества. Разделение этих понятий ведет не только к раздвоению единой целостности производства, но и целостности самого человека.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования человека, который освоил культуру и способен жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форму организации культуры, которые обеспечивают ее существование и продолжение. Формационное разделение общества придает цивилизации социально-историческую определенность, историческую конкретность.

Цивилизация — понятие более глобальное, чем формация. Формационные отличия в обществе, которые вышли из первобытного состояния, — это отличия внутри цивилизации. Реальное общество не укладывается в рамки таких понятий, как способ производства или общественная

формация. Это только один из аналитических подходов. Не менее важен теоретически и практически иной подход — цивилизационный.

В настоящее время вряд ли можно оспаривать, что человеческая цивилизация представляет собой динамическую, нелинейную суперсистему, которая самоорганизуется и саморазвивается.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Определение культуры

1.Произведите сравнительный анализ приведенных ниже определений культуры.

1)«Культура (cultura — возделывание, обрабатывание) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества».

2)«Культура- совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества и ее результатов в области науки, техники, искусства, организации общественной жизни и государства, народного образования, здравоохранения, быта и т.д.».

3)Культура — это форма жизнедеятельности общества, т.е. а) совокупность ограничений, накладываемая на общество его же собственной жизнедеятельностью, а также б) совокупность моделей, программ и приемов деятельности, с помощью которых общество и различные социальные группы реализуют или думают реализовать свои реальные и мнимые потребности в указанной системе ограничений.

4)Культура — это совокупность трафаретов деятельности, а также стратегий и тактик создания таких трафаретов.

2.«Смыслы различных культур осознаются в XX веке уже не как высшие и низшие смыслы: каждый из них по праву претендует на всеобщность, единственность, вершинность, — хотя они имеют смысл только в отношении друг к другу. ”.

— Дайте оценку приведенному высказыванию с позиций соотношения мировой и национальной культуры.

3.Понятие «культура» объемлет собой религию, язык, литературу, искусство, привычки, обычаи, законы, общественные организации, кулинарное искусство, товарообмен, а также философию и наук.

— Сравните разъяснение этого понятия через перечисление объектов, входящих в его объем, с определениями 2), 3), 4) предыдущего упражнения. Что оно проигрывает по сравнению с ними как орудие познания?

4.Под культурой часто понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей.

Таким образом, культура может быть противопоставлена «натуре», т.е. природе, которая существует в мире независимо от человека.

— Верны ли с этой точки зрения следующие положения и почему?

1).Культура такой же древний феномен, как и человечество.

2).Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом.

3).Деление народов на «природные» («натуральные», «естественные») и «культурные» в методологическом отношении неудачно.

4).Выражение «малокультурные народы» — неудачно.

5.Прокомментируйте следующую мысль Ж.-П. Сартра: «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека- в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя; «только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо».

6.«Искусство создает новую форму как новое ценностное «отношение к тому, что уже стало действительностью для познания и поступка: в искусстве мы все узнаем и все вспоминаем, но именно поэтому в искусстве такое значение имеет момент новизны, оригинальности, . ибо здесь есть то, на фоне чего может быть воспринята новизна. — узнаваемый и сопереживаемый мир познания и поступка, он-то и выглядит и звучит по-новому в искусстве».

— В чем, на ваш взгляд, критерии новизны в искусстве?

— Правомерно ли утверждать, что в искусстве всегда есть непреходящие ценности?

7.«Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. В этом смысле формула искусство для искусства вполне правильно выражает его права, его самостоятельность, его свободу от подчинения каким-либо извне поставленным, вернее, навязанным заданиям. Этому пониманию противоречит тенденциозность в искусстве, при которой у последнего отнимается его право самочинного искания, самобытных художественных обобщений и находимых в них общечеловеческих истин, при которой искусство принижается до элементарно-утилитарных целей популяризации тех или иных положений, догматически воспринятых и усвоенных извне».

— Что вы понимаете под истинным искусством?

— Детерминировано ли искусство в своем развитии потребностями общества?

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Глава 3 Духовная культура

28 (Вариант 1). Духовное развитие общества

(к § 28 «Духовное развитие общества»)

Текст. Приводятся фрагменты работы Ивана Александровича Ильина— русского философа, правоведа, публициста. Находясь с 1922 г. в вынужденной эмиграции (Германия, Франция), он много и

содержательно писал о духовном возрождении России.

. Всюду зачалась или состоялась клетка духовной культуры. Ученый, зорко высматривающий истинные законы бытия; художник, в страдании и

радости вынашивающий прекрасные образы искусства; патриот политик,

строящий, как некий художник общения, достойную совместность людей; совестный человек, вырабатывающий в себе нравственный характер как живой ритм добра; священник, посвятивший себя воспитанию душ к нормальному религиозному опыту; и все те, кто каждыйи на

своем месте постоянно или изредка, порывом или достижением, обратился,

или воспринял, или создал, или открыл другим закон, или путь, или присутствие, или силу непреходящей безусловной самоценности — все они, именно постольку, суть носители или творцы духовной культуры, ее служители, ее сосуды; может быть, ее неугасающие очаги.

Тот осязал ее в священном холоде вдохновения; другой в умилении

любви или властных зовах совести; тот в непреклонности мужественного характера; другой в молитве благодарности и зова; а тот в освобождающем ритме музыки или в откровении живописного образа.

«Я чувствую, думаю, созерцаю и поступаю так и только так, — говорит

человек, имеющий духовное бытие, — иначе я не могу, не должен и не

смею; и не могу хотеть иначе; и не хочу иначе мочь. Ибо это и только это соответствует зовам Предмета и ритму божественной основы».

В религии, в науке, в искусстве и в государственности — всюду есть эта

высшая, необходимость, которую человек призван увидеть и полюбить и познать, познать и осуществить. И в осуществлении этом построить свое личное бытие и бытие своей национальной культуры.

Миллионы людей живут и умирают — и не знают об этой божественной, предметной необходимости; не знают, что она вообще обстоит; что она есть

источник бытия; не знают, в чем она и какова она. Тысячи людей говорят о религии, работают в науке, распоряжаются в государствах, сочиняют в искусстве — и идут мимо этой стихии и ее законов, не видя или пренебрегая.

Читайте также:  Все о снах с точки зрения медицины

Едва ли сотни людей слышат о ней от мудрых вождей человечества и многие из слушающих отрицают, смеются и кощунствуют; и, отрицая, вносят слепоту в свое дело, повреждают свой дух и разрушают духовную

Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди/ И. А. Ильин.

Собр. соч.: В только 10 т. — М., 1999 для . — Т.— С.

Электронная версия учебника подготовлена для Открытой Библиотеки Учебников 1bitt.ru

Вопросы и задания. 1) Откуда, по мнению философа, берет начало духовная культура? 2) Как проявляется духовная культура в жизни

человека? 3) Какие сферы охватывает духовная культура в жизни общества?

4) Оправдан ли, с вашей точки зрения, столь широкий перечень тех, кто, по

мнению автора, причастен к духовной культуре? 5) Какова связь и

взаимовлияние личной духовной культуры и национальной культуры? 6) Каковы, по мысли философа, сущность и цель духовной культуры? 7) С

помощью учебной и справочной литературы уясните смысл понятий: «дух»,

«духовность», «душевность», «бездуховность». Еще раз внимательно

прочитайте текст И. А. Ильина и попытайтесь объяснить, почему миллионы людей живут и не знают, что такое духовная культура. 8) Как,

соотносятся духовная и художественная культуры? Какое из этих понятий

шире по значению? 9) Как, по вашему, соотносятся духовная культура с

религиозной культурой и нравственной культурой личности? 10) Разделите

лист бумаги на следующие две колонки: «духовная культура», «материальная культура» — и соотнесите с ними приводимые ниже понятия:

православный храм, философский диспут, мужской галстук, стихо-

творение, гоночный автомобиль, книга, плеер, документальный фильм,

женские духи, диссертация, музыкальный центр «Карао ке», ожерелье, видеозапись свадебного торжества, жилой дом, военный парад, граммофонная пластинка, герб города, телетайп, компьютерная программа, роликовые коньки, чучело волка, дневник писателя,

национальный костюм, солдатский медальон.

Подчеркните карандашом те понятия, которые, с вашей точки зрения, можно соотнести сразу с несколькими колонками. Объясните ваш выбор.

Верно ли характеризуют культуру следующие суждения о ней?

• Культура — это знание истории духовной жизни общества.

• Культура — это знание наук и технологий, разработанных в обществе.

• Культура — это усвоенное наследство.

• Культура — это владение всеми способами гармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме.

• Культура — это знание современных способов понимания мира и поведения в нем.

Дайте оценку каждого из суждений с точки зрения их глубины и лаконизма характеристики содержания культуры.

Наблюдатели отмечают, что многие молодые люди не только заимствуют образцы поведения с экранов телевизоров, с которых не сходит бесконечная череда детективов и боевиков, но и копируют поведение старших членов

неформальных групп и своих сверстников. В какой мере эти источники

представляют содержание и достижения мировой

110 только для ознакомления

Электронная версия учебника подготовлена для Открытой Библиотеки Учебников 1bitt.ru

культуры? Достаточно ли этих источников для того, чтобы стать

современным культурным человеком? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель предложил старшеклассникам самостоятельно найти пути воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Он

порекомендовал школьникам в первую очередь оценить роль семьи в формировании культурного потенциала современного человека и ответить

на следующий вопрос: «Можно ли считать эту роль решающей или она является недостаточной?» После этого учитель обратил внимание учащихся на важную роль ранней самореализации ребенка в дошкольных формах

воспитания, в контактах детей в неформальных группах. В этой связи учащимся предлагалось задуматься над вопросом: «Насколько существенна роль этих факторов в формировании характера маленького человека,

приобретении им полезных и вредных привычек?»

И наконец, учитель предложил школьникам осмыслить роль, которую играет школа в их образовании и воспитании. «Чем, по вашему мнению, — спрашивал учитель, — круг и традиции семейного воспитания, а также образы и информация СМИ дополняют и развивают влияние школы? В чем

они находятся в противоречии и даже в конфликтах с этим влиянием? А

теперь вам следует, — подчеркнул учитель, — ответить на самый главный вопрос. Каковы, по вашему мнению, оптимальные пути гармонизации влияния на личность разных по своим источникам и содержанию социальнокультурных факторов? Вместе с тем роль этих факторов может быть

недостаточно эффективной без желания самого молодого человека, без его

доброй воли стать истинно культурным человеком».

Поэтому вам предстоит задуматься и ответить на ряд актуальных вопросов: 1) Как может ученик старших классов блокировать негативное влияние побуждений к (отклоняющемуся) поведению? 2) Есть

ли средство противодействия употреблению ненормативной лексики, слен-

гов? 3) Как старшеклассник может избежать соблазна попробовать табак, алкоголь, наркотики в условиях современной жизни?

Дискуссии о том, что является главным в современной культуре, активно

ведутся в молодежных аудиториях. Некоторые молодые люди утверждают, что главное — это быть стильным. Другие полагают, что главное — быть «крутым». Третьи считают, что главное заключается в том, чтобы быть образованным и умным. Четвертые считают,

111 только для ознакомления

Электронная версия учебника подготовлена для Открытой Библиотеки Учебников 1bitt.ru

что истинный путь современной культуры — это семейное благополучие.

Какая из приведенных точек зрения представляется вам заслуживающей внимания? Какие являются заведомо односторонними? Как вы полагаете, возможны ли пути синтеза некоторых из приведенных позиций? Если да, то

как бы вы их объединили?

6.1. Место культуры в системе ценностных ориентации старшеклассников (на примере своей школы).

6.2. «Отцы» и «дети» в наши дни: культурные приоритеты .

6.3. Сфера культуры в современной России и ее проблемы.

«Блеск и нищета» российского телевидения: оценка молодежных передач

деятелями культуры (по материалам периодической печати).

8.1. «Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни» (Герберт Спенсер английский философ).

8.2. «Для меня искусство — это никак не забава одинокого творца. Для

меня это способ тронуть как можно больше людей, создав наиболее емкую

картину общих страданий и радостей» (Альбер Камю французский философ, писатель).

Как вы оцениваете культурный уровень выступлений представителей политической и творческой элиты в популярных телепередачах? Соответствует ли он вашим ожиданиям? Какие замечания и пожелания вы могли бы высказать по их манере поведения, культуре мышления и речи с

учетом содержания обществознания?

28 (Вариант 2). Толерантность

(к § 28 «Духовное развитие общества»)

Текст. Извлечение из Декларации принципов толерантности (утверждена генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.).

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Толерантность — это гармо-

только для ознакомления

Электронная версия учебника подготовлена для Открытой Библиотеки Учебников 1bitt.ru

ния в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и

правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на

основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять

отдельные люди, группы и государства.

Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав

человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.

Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и

признает такое лее право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою

В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества.

Первое сентября. — 2000. 16 сентября.

4.1. Обсудите и определите (с привлечением фактов современности)

свое отношение к двум положениям, выдвигаемым учеными.

• 1. Принципу толерантности принадлежит ключевая роль в становлении межличностных, межобщественных, межгосударственных отношений, основанных на идеях мирного сосуществования и дружественного

взаимодействия народов и государств.

• 2. Проблема толерантности во второй половине XX в. обрела

международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутристрановых конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признания права другого на инакомыслие.

4.2. Исходя из анализа многообразия культур в мире и России, аргументируйте необходимость, сущность и задачи поликультурного

образования в средней школе. Обсудите в классе пути ознакомления с культурой собственного народа, другими культурами.

4.3. Проведите в классе (нескольких классах) социологический опрос,

используя приведенную ниже анкету. Проанализируйте результаты

анкетирования и сделайте небольшое сообщение на тему «Представление

Понятие духовной культуры

духовный культура атеистический религиозный

Духовная культура — это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру — она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) — она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

В 90-е гг. ХХ в. «духовная культура» понимается по-разному:

  • — как нечто священное (религиозное);
  • — как нечто положительное, которое не требует пояснения;
  • — как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Понятие духовной культуры содержит -содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

-показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -добро -красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

  • -теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
  • -этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
  • -эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.

Существует два вида деятельности:

  • -практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);
  • -духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).

В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:

  • -созидательной (т. е. направленной на формирование «второй природы»: среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
  • -разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).

В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.

Ценность -это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.

Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:

  • -главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);
  • -ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
  • -демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);
  • -прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
  • -мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.

Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.

Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения.

Первая -атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни -в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив -ее нет, а когда он умирает -то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования -это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

Другая точка зрения на проблему смысла жизни -религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.

Высшей формой человеческой деятельности является творчество.

Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука -эвристика (гр. heurisko -нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

Существуют четыре основные фазы творчества:

  • -замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);
  • -созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),
  • -озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);
  • -проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

Искусство как эстетическое сознание общества

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание — это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Читайте также:  Идеальные отношения с точки зрения мужчины

Синтетическая роль эстетического сознания и эстетической деятельности проявилась уже в «синкретичности» (нерасчлененности) античной культуры, в которой и произведения искусства, и научные, и религиозные, и философские труды подчас создавались как художественные тексты. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество «по законам красоты» возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. В процессе трудовой и эстетической деятельности формируются чувства человека, возникают эстетические потребности, которые оказывают целостное воздействие на личность.

С разделением труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности человека происходит окончательное формирование эстетического сознания. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные.

Эстетическое сознание — один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.

Эстетическую потребность можно рассматривать как объективно существующую взаимосвязь человека со средой, в результате которой возникает необходимость в производстве, сохранении, усвоении и распространении эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, взглядов, знаний, ценностей и идеалов и их объективизации в человеческой деятельности.

В структуре эстетической потребности можно выделить три взаимосвязанных элемента: эмоциональный, рациональный и деятельный. Это следует учитывать при определении путей и средств ее формирования. Конечно, нужно комплексное воздействие и на эмоциональную, и на рациональную сферу сознания для выработки необходимых убеждений и установок и для дальнейшего закрепления их в деятельности.

Понятие «эстетическая потребность» охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве. Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Особенностью эстетической потребности является то, что она может быть реализована во всех сферах деятельности человека: в труде, в отношении к природе, в приобщении к искусству, в нравственных отношениях, в научном познании. По своему содержанию эстетическая потребность является универсальной, ибо ее объект находится во всех сферах жизни.

Эстетическая потребность проявляется как потребность в высокой степени упорядоченности, гармонизации всех видов человеческой деятельности и потребность в организованности всех продуктов ее, устремление к получению духовных радостей. Эстетическая потребность тесно взаимосвязана с нравственной, ибо стремление к прекрасному и доброму выступает в единстве. Она связана и с другими духовными потребностями, в том числе и с потребностью в труде и в приобщении к знаниям.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства основаны на опыте разума и сами вызывают размышления. Вот почему эстетические чувства называют мировоззренческими. Эстетические чувства — это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства. Эти чувства стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее воздействие на его поведение и на формирование эстетического и нравственного идеалов. Они помогают воспринимать мир и искусство как близкие нам и стимулируют творческую активность. Их особенностью является сложное взаимодействие в них эстетических и этических моментов психической жизни.

Элементами эстетического сознания являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности. Эстетический вкус — это умение понимать и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в искусстве. Гегель писал о том, что объективной основой вкуса является прекрасное и что вкус воспитывается. Эстетический вкус социально обусловлен и имеет свое индивидуальное проявление. Он определяется мировоззрением личности, поэтому так важно формирование эстетического вкуса, основанного на научном мировоззрении и на этических принципах.

Эстетический вкус выступает как способность личности оценить достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти представления в конкретной деятельности, напри мер, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего облика. Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту. Особенность эстетического вкуса в том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует. По мысли И. Канта, вкус — это «способность судить о красоте».

В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и настоящее, но и обращен в будущее.

Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, ибо нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или тенденциозно его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности.

В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, ибо он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой.

В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений, причем она может быть показана не в открытой форме, а потому подчас возникает иллюзия того, что этот идеал специфичен и изолирован, допустим, от политики и права. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или про изведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни.

Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Искусство — это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке — с помощью понятий, категорий, в праве — в виде законов, в религии — догм, в морали — норм и т.д.). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность.

На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного миро воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей.

В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах.

Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства.

Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воз действуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.

Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира.

Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.

Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.

Итак, эстетическое сознание и его высший продукт — искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и направленность в будущее.В настоящее время наблюдается некоторое снижение уровня художественной оценки и требований, предъявляемых как к организации производственной и бытовой сред, так и к произведениям отдельных видов искусства, например прикладного, дизайна. Порой действительность заполняется кичем вместо подлинно художественных образцов, что не минует, к сожалению, и архитектурные строения, малую архитектуру, декоративно-оформительское и даже изобразительное искусство.

Думается, что неверно мнение о том, что такое изменение уровня эстетического вкуса является результатом его деградации, резкого ухудшения в силу внешних обстоятельств. Радио и телевидение, книжное издательское дело, театры, концертные залы и музеи предоставляют сегодня каждому достаточно широкие возможности для формирования художественного вкуса и выбора эстетических ориентиров. Дело, видимо, в том, что резко возросшая в настоящее время свобода личностных проявлений и самовыражения как бы обнажила, раскрыла и показала без прикрас реальный уровень художественно-эстетического сознания и эстетического воспитания населения России. Причина же этого — в принципиально неверном подходе к эстетическому воспитанию молодого поколения, учащихся и студентов, и в частности к воспитанию средствами искусства.

Пора бы нам отказаться от пропагандистского «популярного» и «художественно-самодеятельского» подхода к эстетическому воспитанию и взглянуть на него как на сложную психолого-педагогическую задачу, требующую серьезного создания дидактической системы, внедренной повсеместно в учебный процесс и способной обеспечить осуществление систематического эстетико-художественного образования и воспитания.

Многолетнее приобщение к серьезному классическому искусству широких масс и воспитание любви к нему наиболее убедительно обосновывают точки зрения на искусство как на явление элитарное. Однако это не значит, что искусство в принципе доступно не каждому для восприятия. Восприятие искусства неизбежно требует глубокой специальной систематической подготовки к нему.

Определив искусство как особый способ и форму воспроизведения действительности в художественных образах, мы тем самым предполагаем, что восприятие произведения искусства — это осмысление художественного образа как абстрактной идеи в конкретной чувственной форме (по Гегелю) и материальных средств, приемов его создания, т. е. средств художественной выразительности, языка искусства. Уже из этого видно, что основным условием понимания искусства является специальное развитие весьма специфического художественного восприятия.

Условие формирования истинно художественного восприятия и вкуса, понимания художественного образа — это создание системы обучения и развития способности воспринимать художественное содержание произведения (в том числе постигать сущность явления, главную идею), художественно-организаторские средства: форму как материальную структуру и композицию, ритмическую организацию, логику связей между внутренней и внешней сторонами наконец, восприятие художественно-выразительных средств и их роли в создании образа и настроения в целом — содержания произведения.

К примеру, чтобы зритель мог полноценно воспринимать, оценивать и наслаждаться произведением изобразительного искусства, его необходимо научить вычленять и, что особенно важно, определять смысл каждого элемента всей системы формо- и стилеобразующих средств: характера линии и рисунка, цвета, света, типа колорита, композиции (пространственной или на плоскости), фактуры, а также видеть и понимать назначение использования того или иного материала, техники исполнения. Для подготовки к восприятию произведений архитектуры важно сформировать умение оценивать произведение в триединстве: функция — конструкция — форма, анализировать способы организации пространства и массы, композиции и в целом создания архитектурного, образа.

Думается, именно такая система подготовки и организация развития художественного восприятия и эстетического воспитания сможет привести к адекватной эстетической оценке действительности, эстетическим интересам и потребностям каждого человека, к правильному прочтению им любого произведения искусства и эстетическому наслаждению при восприятии истинно художественного. Этот путь ведет к созданию фундамента духовной культуры личности, поскольку способен расширить горизонты мироощущения, изменить строй мыслей и образов, увидеть мир в иных измерениях, выделить в нем идеально-образное и духовное.

Источники:
  • http://infopedia.su/15x581d.html
  • http://studfiles.net/preview/4432120/page:20/
  • http://vuzlit.ru/489286/ponyatie_duhovnoy_kultury