Меню Рубрики

Что является предметом социологии с точки зрения

Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas общество и греч. logos — учение).

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Функции социологии

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий, которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

Что изучает социология

Термин «социология», который впервые ввел О. Конт (около 1839 г.), буквально означал «науку об обществе, социальной жизни». В то время трудно было ожидать, что рождается наука, имеющая большое будущее. Нужно различать объект и предмет социологии.

Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии является общество. В понимании предмета социологии, который входит в ее определение как науки, существуют разные точки зрения.

«Марксистско-ленинская социология занимается комплексным изучением различных социальных явлений и процессов в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности». Эта социология устанавливает социальные закономерности, подобно тому как естествознание (наука) устанавливает закономерности природные. Закономерность представляет собой необходимую, повторяющуюся, устойчивую связь каких-то сторон. Марксистско-ленинская социология изучает связь между материальными, объективными общественными явлениями, например, производительными силами и производственными отношениями. Она строится так же, как науки о природе, что отчетливо проявляется в ее методологии.

Противоположное понимание предмета социологии дает феноменологическая социология. «Коренной недостаток позитивистской социологии, — пишет Д. Уолш, — заключается в ее неспособности понять смысловое строение социального мира, вследствие чего позитивизм выработал методологию, совершенно неадекватную природе исследуемого объекта». В отличие от позитивизма разных видов феноменологическая социология делает упор на анализ обыденного сознания в структуре действий (поведения) людей, считая его сущностью общественного бытия. Она разработала феноменологический метод анализа смысловой составляющей социальных фактов, из которых состоит общество. Эта социология изучает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи субъективных явлений.

Наиболее точно, на мой взгляд, социологию определил П. Сорокин — как науку, которая изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных: «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой». Давая такое (реалистическое) определение социологии, мы подчеркиваем, с одной стороны, значение принципа индивидуализма (субъективизма), а с другой стороны, объективизма при определении предмета социологии. Объясняя общественное устройство (строй общества), мы обращаемся прежде всего к деятельности людей, ее мотивам, а также общественным результатам, независимым от индивидуальных усилий и действий.

Из данного определения социологии следует, что, во-первых, ее интересуют не индивиды, в отличие от психологии, а субъективная сторона (потребности, интересы, оценки и т. п.) поведения, коллективы людей в процессе их взаимодействия. Во-вторых, она исследует различные уровни социальной взаимосвязи (взаимосвязи поведения людей) в виде социальных общностей, институтов, организаций, сфер, систем, общественных строев, цивилизаций. В-третьих, социологию интересуют причины и механизмы развития социальных взаимосвязей, институтов, формаций, цивилизаций и т. п. Таким образом, социология изучает образ жизни людей, социальных классов, обществ, человечества.

Реалистическая социология изучает действия людей как единство субъективного и объективного, процесса и результата. Однако она отказывается видеть в закономерностях общественного развития нечто подобное закономерностям природы. Закономерностями общества с точки зрения реалистической социологии являются социальные институты и организации, в которых социальные связи приобретают необходимость, повторяемость, устойчивость, делающую их весьма отдаленно похожими на законы природы.

Социология как научная дисциплина представляет собой логическую конструкцию, которая: (а) претендует на определенную область исследований социальной действительности; (б) имеет общие и специфические методы исследования; (в) включает в себя систему специфических (в данном случае социологических) знаний, гипотез, понятий. В качестве социального института социология включает в себя: совокупность ученых-социологов, обладающих системой социологических знаний; библиотек, где собраны тексты, понятные социологам; научного общения между социологами.

Общество является предметом изучения истории, экономики, политологии, социальной психологии социальной философии и других наук, которые изучают его со своих сторон и в определенной мере различающимися методами. Эти науки используются в социологии для изучения ее предмета. Но социальная философия, социальная психология и другие общественные науки, в свою очередь, много получают от социологии, дающей глубокое понимание взаимосвязи людей, общественных отношений, культуры и прочих категорий как сознательных явлений.

Психология исследует человека, его бессознательное, сознание, характер, ментальность и т. п., дает знания, помогающие понять поведение людей в среде себе подобных. Социальная психология изучает закономерности поведения людей в социальных группах, обусловленные бессознательным (индивидуальным и коллективным), сознательным, социальными условиями. Социальную философию интересует общество с точки зрения соотношения, взаимосвязи в деятельности людей объективного (материального) и субъективного (сознательного). Экономика анализирует процесс (деятельность и отношения) производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политология изучает процесс производства, распределения, обмена и использования государственной власти. Демография исследует процессы воспроизводства, плотности, миграции, длительности жизни людей, поколений, этносов.

Общество представляет собой совокупность общественных сфер (и систем), а также отношений между ними: демографической, экономической, политической, духовной. Каждая из них изучается комплексом наук: антропологией, экономикой, политологией, философией и др. Демография, экономика, политология, психология и философия тоже изучают поведение людей, их взаимосвязь и отношения. В результате возникает пересечение предметов исследования этих наук и связанная с этим проблема их размежевания. Данную проблему по-разному понимают и решают в разных социологических системах.

По мнению Т. Парсонса, социология, в отличие от других общественных наук, рассматривает социальные системы и общества «не как конкретную агрегацию взаимодействующих и проявляющих себя в поступках людей, а как получившую аналитическое определение подсистему всей совокупности социальных действий людей, абстрагированную на основе аналитического вычленения процессов взаимодействия между исполняющими свои роли людьми В противоположность многим современным точкам зрения я не рассматриваю социологию как дисциплину, имеющую дело со всей социальной системой даже в этом аналитически абстрагированном смысле. Ведь это значило бы либо отказать экономической и политической наукам в праве называться социальными науками либо превратить их во вспомогательные отрасли социологии. Поэтому, согласно моему представлению, социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным, аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции или препятствующие ей». В противоположность этой точке зрения в некоторых наших учебных пособиях в социологию включается основные вопросы почти всего общест- вознания: социальной философии, социологии, политологии, культурологии, — что растворяет предмет социологии в предметах других наук.

Анализ исторических вызовов социологии и в целом обществознанию, сделанный И. Валлерстайном, приводит его к выводу о необходимости преодолеть узкую специализацию обществоведческих дисциплин, воссоединить в культуре социологии гуманитарные, обществоведческие, естественные науки. Основой такого сближения разных типов научного знания он считает, с одной стороны, синергетику, с ее теорией неравновесности, стрелой времени и т. д., а с другой стороны, культурологию, отрицающую универсальные каноны и изучающую культурную систему общества, роль которой в условиях развития информационного общества возросла.

В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.

Частные социологические теории, их предмет и объекты

Для познания социальных отношений в области экономической жизни используется ряд частных социологических теорий, позволяющих исследовать экономическое поведение и экономическое сознание объектов и субъектов рынка в сферах труда и производства, собственности, обмена, распределения и потребления. Среди них наиболее значимы следующие: социология труда, социология занятости, социология безработицы, социология управления, социология города, социология села, социология предпринимательства, социология маркетинга, социология страхования, социология финансово-банковской деятельности, региональная социология, социология домохозяйств.

Систематизированные характеристики частных социологических теорий в исследовании предмета экономической социологии приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии

Социологическая теория

Предмет социологической теории

Объект социологической теории

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Объект и предмет социологии

Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки — это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки — это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология — функции его органов, медицина — его болезни и т.д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение). Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие — закономерности социальных действий и массового поведения, третьи — законы и формы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета социологии, можно заключить, что в самом широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы. Социология призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства и изменения социальных взаимодействий, законы развития социальных общностей и массового поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.

Таким образом, социология не ограничивается изучением одной из сфер общественной жизни, в том числе узко социальной, ибо область ее интересов охватывает весь комплекс проблем бытия человека, социальных групп, слоев и общностей. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействии и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Данное определение, как, впрочем, и любое другое, не может быть исчерпывающим, поскольку в рамках одной дефиниции трудно передать все особенности социологического знания. Следует также иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Объект и предмет социологии

Проблема определения объекта и предмета социологии является одной из основных в социологической науки. Ее можно сформулировать как вопрос: что изучает социология? В рамках этого вопроса можно поставить и следующий: надо ли разграничивать такие понятия как «объект» и «предмет»?

Следующая проблема, которая становится актуальной со второй половины XX века – это проблема расщепления предмета на субпредметы. Ее можно сформулировать как вопрос: не размывается ли предметное поле социологии в связи с увеличением методологических возможностей и сферы применения социологических методов исследования?

В нашей статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.

В статье «Предмет и методология социологии» Н.И. Лапин предпринял попытку увязать проблему определения предмета социологии с эволюцией ее становления и развития, а так же с появлением новых методов исследования. Этот подход, и предложенная Н.И. Лапиным периодизация развития социологии, в определенной мере будет использована и в нашем исследовании [1].

Проанализируем, как определяли предмет социологии «отцы основатели» на раннем этапе ее становления (20 – 70-е годы XIX в.).

По Конту, предмет социологии – общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие.

По Спенсеру, предмет социологии – общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции эго социальных институтов.

По Марксу, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции [1, 107 – 108].

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что на раннем этапе становления социологии ее «отцы основатели» еще не разделяли таких понятий как «объект» и «предмет» исследования. Они считают, что предметом исследования является общество. Но это не просто «общество» в его философском или обыденном понимании. Классики социологии пытаются выделить социальную составляющую в этом обществе: Конт – «всеобщее согласие», Спенсер – «социальный организм», «социальные институты», Маркс – «органическая система», «классовая борьба».

На втором этапе становления и развития социологии (с 80-х годов XIX в. до первой мировой войны) происходит более четкое разделение объекта и предмета социологии. Так, Вебер выделяет в качестве предмета социологии совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий.

По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей.

По Зиммелю, предмет социологии – чистые формы становления социального, или обобществления, образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества [1, 109].

Дюркгейм считал что «социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фактов» [2, 360].

Не вдаваясь в подробный анализ приведенных определений предмета социологии, можно констатировать, что в каждом из определений говориться о том или ином аспекте социального (социальные действия, взаимодействия, отношения, структура, субъекты, факторы сознания и воли, социальные факты).

По нашему мнению, именно на втором этапе становления и развития социологии происходит достаточно четкое определение предмета социологии. Это различные аспекты социального. На этом же этапе происходит выделение предмета из объекта – т.е. из общества. Так, по мнению Ж.Т. Тощенко, «в начале XX в. ряд социологов начал рассматривать в качестве предмета изучения не все общество, а его социальность, социальную жизнь, а также такие ее феномены, как социальная сфера, социальные отношения, социальные процессы» [3, 27].

Однако и на последующих этапах развития социологии (на третьем – от первой мировой войны до 70-х годов XX века; на четвертом – с 80-х годов XX века до настоящего времени), исследователи в той или иной мере уточняли или расширяли уже обозначенный предмет социологии.

Так, согласно Т. Парсонсу, социология изучает структуры и процессы как особые конструкции социального взаимодействия [4]. По мнению Н. Смелзера, «социология – это научное изучение общества и общественных отношений». [5]. По Э. Гидденсу, Социология – это наука о социальной жизни групп и сообществ людей… предметом социологии оказывается наше собственное поведение как социальных существ» [6]. Известные ученые Оксфорда Д.Л. Томпсон и Д. Пристли предлагают следующую формулировку: «социология – это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество и как общество формирует поведение людей и их представление о себе» [7].

Теперь рассмотрим как определяют объект и предмет социологии отечественные социологи: По мнению А.Г. Здравомыслова, «современное понимание социологии включает представление не столько об обществе, сколько о социуме, то есть о тех компонентах общественной структуры, с которыми данный индивид непосредственно соприкасается» [8]. По А.Г. Эффендиеву, «социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий, в том числе на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни» [9].

На основании анализа различных точек зрения, Н.И. Лапин дает следующее определение: «предмет социологии – социальная деятельность человека, социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, их функции и структуры; социология изучает состояния и динамику своего предмета, опираясь на социальные факты и эмпирические данные, получаемые с помощью социологических, а также иных научных подходов и методов» [1, 113]. По В.А. Ядову, «Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов; это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях…; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» [10].

Во всех приведенных выше определениях (Парсонс, Смелзер, Гидденс, Томпсон и Пристли, Здравомыслов, Эффендиев, Лапин, Ядов) в качестве предмета социологии называются те или иные аспекты социального. При этом объект и предмет социологии не разграничиваются. В этом вопросе мы солидарны с Г.В. Осиповым, который пишет: «Одной из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук (философии, политической экономии, социальной психологии, криминологии) и становлении ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, явилось именно отождествление объекта и предмета социологического познания. И до настоящего времени это серьезный методологический порок присущ социологам самых разных школ и направлений» [11].

Попытку разграничить объект и предмет социологии предприняли Ю.И. Рысь и В.Е. Степанов. По их мнению, «Объектом социологии являются социальная жизнь общества, структуры взаимодействия социальных субъектов, социальных институтов, общностей и т.п., имеющие социальные различия между собой. Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества». [12]. Однако в приведенных определениях, и в «объекте» и в «предмете» говориться, по сути, об одном и том же – о социальной сфере общества. Поэтому, на наш взгляд, попытка «разграничения» объекта и предмета не удалась.

Более принципиально и качественно разграничивает объект и предмет Ж.Т. Тощенко. По его мнению, «Объектом социологии, как и всех других социальных наук, является общество» [3, 22]. Однако в ходе дальнейшего рассуждения, Тощенко уточняет, что объектом социологии является не просто общество, а гражданское общество. При этом в качестве аргумента приводится тот факт, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества [3, 22 — 26]. По Тощенко, «предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей» [3, 31].

По мнению Г.В. Осипова, «Определяющим свойством объекта социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. …Понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей объекта социологического познания, а понятие социальных закономерностей – для понимания предмета социологической науки» [11].

Можно согласиться с Г.В. Осиповым в том, что «объект представляет собой всю совокупность связей и отношений», но не только социальных. Чтобы выявить как возникают социальные связи и отношения, необходимо брать общество целиком во всех его проявлениях: биологическом, антропологическом, психическом, географическом, физическом, философском, социологическом, космическом и др. Необходимо помнит, что отраслевые направления в социологии возникают «на стыке» социального и различных форм не социального.

Объект – это некая объективная реальность независимая от познающего субъекта. В отличие от предмета он обладает полисистемной целостностью. Поэтому один и тот же объект может исследоваться различными науками. Так, общество является объектом исследования для таких наук как философия, история, политология, экономика, социальная психология, социология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте выделяет и исследует свой предмет [13]. Таким образом, объектом социологии является общество, во всей своей целостности и полисистемности.

Предмет – это часть объекта (или определенное его свойство, качество, состояние и т.п.), которая является областью исследования той или иной конкретной науки. Для предмета характерна специфическая определенность, т.е. отличие его от других сфер исследования. Общество, как уже говорилось, является общим для всех общественных наук объектом. Выделение из общества-объекта тех или иных аспектов социальности: социальной сферы, социальных отношений и институтов, социальных взаимодействий, социальных фактов, состояний сознания, субъектов социальной деятельности, социальных структур и т. д. — есть не что иное, как постепенное определение (насыщение) предметного поля социологии.

Этот процесс выделения социального, первоначально из государства, потом из общества, уходит своими корнями к Платону, Аристотелю, Макиавелли, Гоббсу, Сен-Симону и др. В рамках социологической науки он начинается с Конта и продолжается до настоящего времени. Об этом свидетельствуют анализ приведенных выше определений объекта и предмета социологии. При этом мы видим, что одни авторы включают в определение предмета два-три ключевых, на их взгляд, проявления социального, другие пытаются охватить всё бесконечное его многообразие. Но от этого суть дела не меняется. Новые методологические подходы и научные направления выявляют ранее неизвестные нам формы проявления социального (например, «виртуальную реальность»), но не меняют предмет исследования.

Итак, предметом социологии является социальное, во всех его проявлениях.

Социальное (социальные отношения, социальные действия, социальная сфера и т.п.) возникает в результате взаимодействия людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, безопасности, продолжении рода, в духовном развитии, творчестве и т.д. В результате взаимодействия людей возникают и закрепляются социальные роли и статусы, вырабатываются ценности и нормы, образовываются социальные институты, формируется социальная система общества. В весьма доступной форме процесс конструирования социальной реальности описан П. Бергером и Т. Лукманом в их совместной работе «Социальное конструирование реальности». Более сложный процесс конструирования социальной (и виртуальной) реальности описан в работах П. Бурдье и Ж. Бодрийяра.

Социальное взаимодействие предполагает осознанность, скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются осознанность и предсказуемость деятельности и поведения людей. Отсутствие предсказуемости в деятельности и поведении ведет общество к дестабилизации.

В ходе эволюции человечество прошло длительный путь развития от животного состояния до современного социального общества. Действуя осознано и целенаправленно, люди совершенствуют способ производства, расширяют круг своих потребностей и способы их удовлетворения. Кроме того, люди обладают способностью накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям. В результате каждое новое поколение как бы опирается на опыт и знания всех предыдущих поколений и становится носителем новых социальных качеств.

Социальные качества – это те, которые приобретаются индивидом (группой) в результате воспитания и обучения, т.е. в результате социализации. Поэтому, говоря о социальном, мы как бы «выделяем» его из природного, биологического.

Нередко в общественных науках отождествляются такие понятия как «социальное» и «общественное». С научной точки зрения такое отождествление неправомерно, т.к. эти понятия не тождественны. Общественное более широкое понятие и кроме социального включает в себя многие процессы, явления и состояния не относящиеся к социальному. Например, такие как половой инстинкт, процесс деторождения, психические процессы, потребление с целью поддержания физического существования, различные врожденные рефлексы и т.д. Социальное – это определенная часть общественного, возникающая в результате социальных действий и взаимодействий; это качественная определенность развития общества.

Необходимо различать «социальное» в узком и широком смысле. Социальное в узком смысле – это отдельная (социальная) сфера жизнедеятельности, в рамках которой удовлетворяются необходимые жизненные потребности людей. Социальное в широком смысле охватывает все сферы человеческих отношений и все сферы жизнедеятельности общества. Именно на основе социальных отношений возникают и функционируют экономические, политические и иные виды отношений. При этом в каждой сфере жизнедеятельности можно выделить «социальную» составляющую. Но первоосновой любого уровня социального является человек и его разнообразные потребности. «Чем бы мы не занимались, что бы не творили, созидали, мы всегда в конечном счете продуцируем человека и общество, вернее, живущего в обществе человека» [14].

В связи с тем, что в последнее время наблюдается субъективация социологии как науки, акцентирование внимание на «человеке действующим», конструирующим социальную и виртуальную реальность, возникла опасность размывания предметного поля социологии. По этому поводу можно сказать следующее: человек (действующий, конструирующий, мыслящий и т.д.) является продуктом социализации, поэтому сам по себе вне социального, он рассматриваться не может, это, во-первых. Во-вторых, любые его (человека) реальные и виртуальные «конструкции» должны пройти процесс объективации, прежде чем они станут восприниматься другими людьми как социальная реальность. В-третьих, реальные и виртуальные «конструкции» человеческого воображения и восприятия могут стать объектом социологического анализа лишь при условии нахождения соответствующих социологических методов их исследования.

В последние годы многие исследователи бьют тревогу по поводу того, что размывается (распыляется, ускользает) предметная сущность социального. Этой проблеме был посвящен «круглый стол», проходивший в редакции журнала «Социологические исследования» осенью 2007 года. В рамках подготовки к этому мероприятию в № 9 СОЦИСа за 2007 год была опубликована подборка статей основных участников «круглого стола». В ходе работы «круглый стол» было высказано немало интересных предложений по поводу развития социологической науки.

По нашему мнению, социальность не размывается и не ускользает, а «демонстрирует» новые, еще не известные нам формы и способы своего существования. По мнению Э. Гидденса, в современном обществе возникают новые формы жизненной политики. Одновременно происходит непрерывный процесс социальной самоорганизации [15]. Поэтому социальное не исчезает. Просто для его изучения и понимания необходимы новые рефлексивные теории и методы исследования.

1.Лапин Н.И. Предмет и методология социологии//Социологические исследования. 2002. № 8.

2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 360.

3.Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2009.

4.Американская социология. Преспективы. Проблемы. Методы/Под ред. Т. Парсонса. М., 1972. С. 364.

5.Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 37.

6.Гидденс Энтони. Социология. Изд. 2-е. М., 2005. С. 17.

7.Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. М., 1998. С. 7.

8.Здравомыслов А.Г. Поле социологии: дилемма автономности и ангажированности в свете наследия перестройки // Общественные науки и современность. 2006. № 1 С. 6 – 7.

9.Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г. Эффендиева. М., 2008. С. 47.

10.Ядов В.А. Некоторые проблемы истории и методологии социологических исследований // Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 36.

11.Социологическая энциклопедия в 2-х т., Т. 2. М., 2003. С. 498.

12.Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2003. С. 11.

13. Козырев Г.И. Социология. Учебное пособие. М., 2003. С. 7.

14.Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / под ред. П.К. Гречко, Е.М. Курмелевой. М., 2009. С. 15.

15.Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. С. 90 – 91.

of your page —>
01 НОВОСТИ
02 БИОГРАФИЯ
03 НАУКА
04 ПУБЛИЦИСТИКА new
05 ОТКРЫТЫЙ ЭФИР new
06 ЛИРИКА
07 КНИГИ
08 СТУДЕНТАМ
09 ВИДЕО
10 ГОСТЕВАЯ
11 КОНТАКТЫ
12 ENGLISH new

При использовании материалов с сайта
ссылка на автора обязательна!

Социология как наука: предмет, объект и методы

Термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается: наука об обществе. Однако современные учёные трактуют понятие социология более подробно.

Социология– это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.

Общество– основной объект социологического исследования.

Однако общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [1, с. 74].

Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии: что является определяющей стороной – человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи исследуют структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [1, с. 75].

Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время (табл. 1.1). О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [1, с. 76].

Суждения социологов о предмете социологии*

Фамилия учёного Предмет социологии
О. Конт Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.
Г. Спенсер Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенности частей определяют свойства целого.
М. Вебер Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентации на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».
Э. Дюркгейм Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идёт о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.
Г. Зиммель Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.
Ж. Гурвич Социология – наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимые к индивидуальному сознанию.
П. Сорокин Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.
Т. Парсонс Социология – наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей – взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закреплённую в структурах, которые основываются на инструментализации культурных образцов, правил, статусов».
Х. Гарфинкель Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учётом методов взаимодействия, характерных для определённой культуры.
А. Шюц Социология должна восстановить связь абстрактных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстаёт обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.
П. Бурдье Социальная реальность представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, – близостью, соседством или удаленностью, – а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга – выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология – это социальная топология, то есть анализ относительных позиций и реляционных отношений между ними.

*Таблица составлена на основе источника [1, с. 76 – 77] и материалов Интернета.

Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда при определении предмета социологии исследователи стремятся скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки.

Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.

В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.

Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35].

Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия используется метод типологизации.

Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории, и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях.

В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.

Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.

Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.

Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.

Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37].

В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:

1) опрос (анкетирование и интервьюирование);

2) анализ документов (качественный и количественный – контент- анализ);

3) наблюдение(невключённое и включённое);

4) эксперимент(контролируемый и неконтролируемый).

Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии.

Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [3, с. 191 – 192].

Вышеперечисленные методы представлены в табл. 1.2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8446 — | 6702 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что является предметом социологии с точки зрения

Необходимо различать такие понятия, как «объект и предмет социологической науки», и «объект и предмет конкретного социологического исследования».
Объектом социологической науки (в широком смысле) является все общество в его целостности и системности. Это подтверждается и тем, что «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые считают, что объектом социологии является, прежде всего, гражданское общество. При этом в качестве аргумента приводится тот факт, что социология как наука становится востребованной только в период возникновения и развития гражданского общества.
Предметом социологической науки (в широком смысле) является социальная сфера (социальная жизнь) общества.
Объект исследования – это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, общество является объектом исследования таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет. Так, философия исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история – хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика – различные аспекты экономической сферы общества; политология – политические институты и отношения. Личность может стать объектом исследования таких наук как социология, психология, антропология и др., но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой индивидуальный предмет.
Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования социологии может быть как все общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы. Например, большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей.
Предмет исследования социологии – это то, на что непосредственно направлено конкретное социологическое исследование. Им может быть определенный аспект (грань) реального объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования. Например, объектом исследования может быть производственная организация, а предметом исследования – социальная структура организации, мотивация труда работников, культура организации и т. д.

11. В чем заключаются особенности социологических методов исследования?

Возникшая на стыке нескольких научных направлений социология для изучения и объяснения различных социальных фактов использует как свои собственные методы, так и методы других наук. Например, таких как психология, социальная психология, политология, экономика и др. Значительное место в социологических исследованиях занимают методы естественных наук. Но, как и любая «самостоятельная» наука, социология имеет и свою специфику, и свои собственные методы исследования. Рассмотрим некоторые из основных особенностей социологических методов.
1) Тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований. Специфика этого феномена заключается в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о социологии как о науке, способной не только теоретическими выводами и умозаключениями, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т. д.) выразить состояние той или иной социальной реальности. Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и теоретических выводов в социологическом исследовании.
2) Социологические исследования проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление реально существующих социальных фактов по принципу «здесь и сейчас». Если философия методом логических умозаключений вне зависимости от времени и пространства разрабатывает «вечные» проблемы человеческого бытия, а экономика исследует основные экономические законы и способы производства, которые являются универсальными для многих социальных систем, то социология – наука конкретная и каждое исследование по своему уникально, что, конечно же, не исключает некоторых теоретических обобщений.
3) Для получения необходимых социальных фактов исследователь приникает непосредственно в изучаемый объект, в ту или иную социальную реальность. Например, анкетный опрос предполагает раздачу каждому конкретному респонденту анкеты. При этом исследователь объясняет смысл и задачи исследования, правила заполнения анкеты и т. д. Интервью, телефонный или экспертный опросы требуют непосредственного общения исследователя с респондентами. «Проникновение» в исследуемый объект, в той или иной мере, происходит и в случаях применения других способов сбора социальных фактов.
4) Социология изучает и анализирует различные социальные процессы и явления, разные сферы жизнедеятельности общества (экономическую, политическую и др.) с точки зрения интересов и потребностей людей, их ожиданий, предпочтений и настроений.
5) Социология исследует отдельные социальные процессы, социальные общности людей с точки зрения их связи с функционированием всего общества как целостной системы. Например, исследуя личность, социология выявляет социальные качества, которые могут быть присущи всем членам общества или социальной общности; исследуя семью, социология анализирует семейные отношения всего общества, выявляет взаимосвязь (взаимовлияние) института семьи с другими социальными институтами и с обществом в целом.

12. Каковы структура и уровни социологии?

Всю структуру социологических знаний принято делить на три основных уровня: всеобщий (категориальный), средний (концептуальный) и эмпирический или прикладной.
1. Всеобщий или высший уровень социологического знания представляет общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общественными науками (философией, политологией, экономикой и т. д.); разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений; определяются направления научного поᴎϲка; вырабатываются общие подходы для интерпретации эмпирических фактов. Для общесоциологического уровня характерна высокая степень теоретических обобщений, прᴎϲущих, как правило, всем общественным наукам.
2. Средний уровень социологических знаний является своего рода связующим звеном между теоретической социологией и конкретносоциологическими ᴎϲследованиями. В нем тесно взаимодействуют эмпирические ᴎϲследования и теоретическое обобщение полученных данных. Средний уровень применяется для ᴎϲследования того или иного социального института, социальных явлений, сфер жизнедеятельности людей, т. е. там, где эмпирические ᴎϲследования требуют теоретического обоснования и соответствующего анализа.
3. Эмпирический или прикладной уровень социологических знаний применяется там, где эмпирические ᴎϲследования не требуют всестороннего теоретического обоснования и анализа, например, в изучении мотивов поведения в малых группах, определении уровня социальной напряженности в трудовом коллективе, выявлении мнения людей по той или иной проблеме и т. д.
Кроме вертикального среза, социология имеет в своей структуре и горизонтальное строение. На пересечении различных научных дисциплин возникают такие структурные элементы социологии как отраслевые социологии: социология политики, экономическая социология, социология культуры, семьи, образования и т. д. Особенностью социологического исследования различных сфер жизнедеятельности общества является то, что в каждом объекте (политике, экономике и др.) социология находит свой «социологический» предмет. Это, прежде всего, человеческие потребности, интересы, ценности, мотивы поведения, социальная структура и социальные отношения. Такой «предметный» подход позволяет разграничивать отраслевые социологии с другими смежными науками.

13. Как и в какой последовательности проводятся социологические исследования?

Конкретное социологическое исследование проводится с целью решения определенных социальных (в том числе научно‑теоретических) проблем. В ходе исследования выявляются, обобщаются и анализируются необходимые социальные факты и на основании полученных данных формулируются выводы и рекомендации.
Социальный факт – это каким‑то образом выявленный, зафиксированный, описанный фрагмент (состояние) социальной реальности. Этой реальностью может быть поведение индивида или социальной общности, продукты человеческой деятельности, факторы сознания, отражающие социальную реальность, вербальные действия людей (мнения, суждения, взгляды) и т. д.
Полномасштабное социологическое исследование состоит из трех основных этапов:
1. Подготовительный (теоретический и организационный).
2. Сбор конкретной социологической информации (социальных фактов).
3. Обработка и анализ социологической информации (формулирование выводов и рекомендаций).
Рассмотрим каждый из этих этапов.
1. Подготовительный (теоретический и организационный) этап предполагает разработку программы исследования, в которой описываются предполагаемые организационные мероприятия и определяются методы и процедуры сбора и обработки социальных фактов. Но прежде чем начинать разработку программы, необходимо выявить и обосновать конкретную социальную проблему, которую в результате исследования необходимо решить.
Программа должна включать теоретико‑методологический и научно‑организационный разделы.
Теоретико‑методологический раздел содержит детальное описание проблемной ситуации, цели и задачи исследования, уточненное описание объекта и предмета исследования, выдвинутые гипотезы, основные термины и понятия и их интерпритацию, определение исследуемой совокупности, описание методов сбора и обработки информации.
Научно‑организационный раздел программы (рабочий план) включает обоснование всех организационно‑технических мероприятий. Например, объем предстоящих исследований, сроки проведения исследования, необходимое техническое обеспечение, финансовые затраты и т. д.
2. Сбор конкретной социологической информации проводится теми методами, которые определены программой.
Основные методы сбора социологической информации:
1) Опрос: анкетный, почтовый (разновидность анкетного), телефонный, интервью.
2) Анализ письменных источников информации. В понятие «письменные источники» включаются как официальные документы (указы, постановления, отчеты, протоколы, текущая документация, данные статистики и т. д.), так и другие источники, например, периодическая печать, мемуары, личная переписка, программы телевидения и радио и др.
Наиболее распространенным и эффективным способом анализа письменных источников является метод контент‑анализа. Сущность этого метода заключается в подсчете того, как представлены в некотором информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Например, сколько статей написано за год о спорте или о фактах насилия, сколько строк или газетных полос отдано на освещение той или иной проблемы.
3) Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем наблюдаемых социальных фактов (событий, явлений, условий и т. д.). Наблюдение бывает включенным – когда исследователь (наблюдающий) интегрируется в наблюдаемую социальную среду (становится членом организации, работником предприятия и т. д.), и невключенным – когда исследователь осуществляет наблюдение, не вмешиваясь в изучаемые события.
4) Социальный эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний. Например, возьмем две примерно равные по своим социальным параметрам группы. Одна из них – контрольная – будет функционировать в тех же условиях, в которых она находилась до эксперимента. Другая – экспериментальная – будет подвергаться определенным изменениям (например, изменится график работы, улучшится освещение цеха, вводится дополнительное стимулирование и т. д.). Методом сравнения двух групп можно выявить, каким образом вводимые изменения влияют на социальные параметры экспериментальной группы, на эффективность ее деятельности.
3. Обработка и анализ социологической информации, полученной в результате эмпирического исследования, проводятся методами, определенными программой исследования. Наиболее распространенные методы обработки социологической информации:
1) Качественные методы основаны на математических методах обработки социальных фактов и получения нового социального знания в конкретных цифровых выражениях. В этих методах широко применяются различные статические методы обработки и анализа социальной информации.
К качественным методам относится также корреляционный анализ. С его помощью изучаются статические зависимости между несколькими признаками.
2) Качественный анализ включает в себя методы выявления качественных характеристик социальных явлений. Например, шкала измерения, в которой имеются варианты ответов типа «очень нравится» или «не очень нравится», предполагает измерение и качественных характеристик объекта.

14. Каковы основные функции социологии?

Социальная функция – это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно‑семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований – выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы.
Основные функции социологии:
1. Познавательная – определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования.
2. Прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, социальной общности, личности.
3. Функция социального проектирования и конструирования – разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования.
4. Организационно‑технологическая – создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т. д.).
5. Управленческая – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений.
6. Инструментальная – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности.
7. Идеологическая – использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других.
Социология – наука объективная и беспристрастная, но недобросовестные политики и предприниматели при посредничестве продажных «социологов» могут использовать результаты социологических исследований для манипулирования общественным сознанием.

Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие. – М., 1996.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманᴎϲтическая перспектива. – М.,1996.
Дмитриев А.В. Общая социология. – М., 2000.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и ᴎϲтория. – М., 2000.
Кравченко А.И. Социология. Учеб. для вузов. – 4‑е изд., ᴎϲпр. и доп. – М., 2003.
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. – М., 1994.
Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.
Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2‑е изд. – М., 2001.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2003.

Источники:
  • http://studme.org/1377121625356/sotsiologiya/sotsiologiya_kak_nauka
  • http://kozyrev-gi.ru/pages/obekt-i-predmet-sotsiologii/
  • http://studopedia.ru/17_126973_sotsiologiya-kak-nauka-predmet-ob-ekt-i-metodi.html
  • http://referatwork.ru/sociology-lekcii/section-3.html