Меню Рубрики

Что такое зависть с точки зрения философии

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983). Такое понимание зависти как враждебной, «черной», идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Если у Б. Спинозы зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

В словаре «Психология» зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. «Черная зависть» с нашей точки зрения является негативной эмоцией. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

  1. социальное сравнение («. В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон);
  2. восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
  3. переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
  4. неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
  5. желание или причинение ему вреда;
  6. желание или реальное лишение его предмета превосходства

Нам представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. По нашему же мнению, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», когда две сестрички захотели извести свою сестру только за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии — «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бесчинства молодежи на улицах, которые бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т. д.

Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие.

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «. люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе. ». Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Виды зависти

И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», — а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете». Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж. Нью пишет в связи с этим: «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)». Впрочем, и при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. «Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть». Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом. Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Психология зависти. Как избавиться от зависти

Феномен зависти

Зависть это глубинное психологическое свойство человека, которое присуще ему еще с древних времен. Феномен зависти связан ощущениями неравенства и несправедливости. Которые субъективно переживает человек.

Читайте также:  Как выбрать оправу для очков для зрения подростку

Зависть была всегда, людям свойственно соревноваться друг с другом, особенно этот соревновательный дух, присущ нашему времени, но сейчас как никогда.

Двигатель зависти — идея конкуренции, на которой базируется идеология ряда современных стран.

Проявление зависти можно рассматривать как некие игры нашего Эго, которое чувствует себя ущемленным, если другой человек в чем — то обходит нас.

Поскольку в современной цивилизации упор на финансовом благополучии, которое выступает как оценочный маркер успешности, то конечно, чаще люди завидуют более богатым, но нередки случаи, когда человек завидует способностям, за счет которых другой более успешен, имеет что-то, чего нет у завистника.

Например, успешный и красивый муж или жена вполне может быть поводом для зависти и чтобы справиться с этим чувством, избавиться, от удушающих оков зависти, люди могут пойти на преступление.

В основе зависти как психологического механизма лежит вот это сравнение себя с другим человеком, не в свою пользу естественно и болезненное переживание этого отличия, переживания того, что «Я хуже».

Эта точка зрения неверна, потому что все люди уникальны, и если кто- то в чем-то превзошел нас, то всегда есть пункт, по которому, мы лучше, мы превосходим других.

Но психология человека такова, что отличие другого человека от нас это превосходство, а наше отличие от других это всего лишь индивидуальная черта, которая мало чего стоит, и вот это болезненное переживание оно у разных типов людей, переживается, проходит по — разному.

Есть такие разновидности зависти как белая зависть и черная зависть.

Белая зависть — может быть продуктивна. Во — первых, белая зависть учит уважать чужой успех, это непростое искусство, которым владеют, только немногие.

Гораздо чаще, мы наблюдаем противоположную картину, когда вам в беде гораздо больше посочувствуют, чем в радости и успехе.

Во-вторых, человек, завидующий белой завистью, рассматривает превосходство другого, как стимул для собственного роста. Психологический механизм белой зависти основан на здоровом восприятии себя, другого человека и мира в целом.

Феномен черной зависти совсем другой, черная зависть отравляет. Это мощное чувство, которое преследует одну цель, уничтожить, спустить с олимпа объект зависти на землю. С этой точки зрения психологический механизм черной зависти деструктивен.

Проявление черной зависти можно наблюдать в бизнесе, когда завистливые фирмы или бизнесмены, занимаются интригами и всякого рода провокациями, чтобы понизить уровень привлекательности конкурентов, в повседневной жизни, черная зависть проявляется в сплетнях, негативных поступках, направленных на то, чтобы снизить успешность объекта в глазах общества и своих собственных.

Человек который подвержен черной зависти это психологически мелкая личность, в которой нет душевной щедрости, это конечно признак негативных жизненных установок.

Большинство людей понимает, что это негативное чувство, даже если испытываем зависть, мы стараемся скрыть от окружающих этот факт проявленного малодушия, маскируем, под объективную точку зрения.

Например, зависть к успешному режиссеру мы упаковываем в :« безусловно, он использовал свои родственные связи, чтобы пробиться», или зависть новым приобретением знакомых, мы скрываем под: «да, симпатичный домик, интересно каким способом он это заработал?».

Мимикрия неизбежна, мы вынуждены играть приемлемые социальные роли. Потому, что, зависть это один из видов мощнейшей агрессии, открытое проявление которой ставит под угрозу завистника, он становиться источником опасности для общества. Происходит отторжение.

Из этого можно сделать вывод, что зависть мешает жить как человеку, который завидует, так и те, кому завидуют. Нередко случается, что люди более одаренные, более творческие, живут в атмосфере мелкой зависти по отношению к себе менее удачливых профессионалов в данной области.

Такой «талант» становится объектом травли, и нередко в результате погибает, как например, случилось с Пушкиным, которому, безусловно, завидовали многие современники. Чем больше человека, тем больше вокруг него проявлений зависти, такова природа.

Талантливому менеджеру завидуют коллеги, мешают его продвижению по службе. Это мешает и с точки зрения тех дел, которыми он занят и с точки зрения ощущения собственного комфорта.

Даже если человек успешный и богатый решил отгородиться от этого неприятия со стороны к самому себе, это нелегко сделать.

Как сказал один из моих клиентов «Трудно быть счастливым и богатым в бедной и несчастливой стране», но, тем не менее, человек может отгородиться от каких — то внешних проявлений зависти.

Если зависть проявляется среди равных, это гораздо сложнее пережить и труднее противостоять ударам со стороны завистников.

Зависть можно сравнить с оковами, которые отягощают существование человека, которому завидуют, ему приходиться прилагать дополнительные усилия для преодоления «подножек» зависти на пути к результату своего дела.

Но, если мы подумаем, что сам испытывающий зависть не страдает — это большая ошибка.

Человек, который подвержен зависти, теряет покой и перестает жить своей жизнью, для того, чтобы удовлетворять свое болезненное эго, ему приходиться отслеживать все действия своих конкурентов, каждый новый успех конкурента, он воспринимает как личную неудачу, возникает своеобразный эффект постоянного проигрыша.

Психологический дискомфорт от этих достаточно сильных переживаний переходит на уровень физиологии, что чревато возникновением всевозможных недугов, как правило, в первую очередь страдает сердечно — сосудистая система и увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний. В моей практике, были случаи, работы над избавлением от зависти.

Клиент довел себя до физиологического кризиса и был на грани своих жизненных ресурсов.

Другим проявлением страданий завистников, часто можно видеть депрессию, которая формируется при очень длительной и безуспешной зависти (ни смотря ни на что, объект зависти продолжает процветать и преуспевать в жизни).

И поскольку, у того, кто пристально отслеживает и завидует, времени на работу над своим успехом не остается, он попадает в замкнутый круг неудач и провалов, и вполне логично проваливается втяжелейшую депрессию.

Основная проблема работы с проявлением зависти в том, что человеку очень сложно признаться даже самому себе, в том, что он находится под влиянием этого чувства.

Включается некий механизм самообмана и можно работать с бесконечным количеством ложных причин неудач, в то время, как человек находится в плену черной зависти.

Когда в результате работы, на консультациях эта причина вскрывается, и психолог показывает человеку эту сторону его проблемы, далеко не все готовы признать что основной их мотив- зависть.

Зависть, безусловно, как любой другой негативный раздражитель, проявляется на физиологическом уровне телесных зажимов.

Завидующий человек тратит колоссальное количество сил и энергии, во-первых, на само чувство зависти, а во-вторых, на подержание легенды «внешнего благополучия».

Чувство зависти и счастья несовместимы. С завистью нужно бороться.

На заметку счастливчикам, «объектам» зависти

1. Принятие. Если вы являетесь объектом зависти, не стоит расстраиваться — отнеситесь к этому философски, расценивайте зависть как вашу плату за успех.

Поменять ситуацию в сторону всеобщей любви невозможно. Всегда найдутся несогласные и недовольные вашим успехом.

Особенно, это важно учитывать людям состоятельным: бедных и нуждающихся всегда будет большинство, которые считают, вашу состоятельность вселенской несправедливостью и поводом, если не для ненависти, то для зависти непременно.

2. Сочувствие. Пожалейте тех, кто вам завидует. Как правило, это люди несчастные и нереализованные, которые не пытаются с вами честно состязаться или честно делать свое дело, а положили свою жизнь на то, чтобы вас дискредитировать и таким образом себе что-то доказать.

Жалеть нужно грамотно, не публично, внутри себя, снисходительно принять и посочувствовать. Порой такое поведение гасит негативное отношение.

3. Развивайте силу и стойкость. Если вы талантливы и успешны, будьте еще и сильны духом.

Разрешите себе быть тем, кто вы есть. Не позволяйте нападкам чужой зависти вносить дисбаланс в ваш внутренний мир и сеять мелочность.

4. Духовное развитие. Учитесь быть спокойным и уравновешенным. Осваивайте практики духовного роста и психологической защиты от внешних негативных влияний.

Для тех, кто испытывает чувство зависти и хотел бы от него избавиться

1. Рокировка приоритетов. Переключайтесь со способа поднятия свой самооценки за счет критики конкурента, на продуктивную стратегию — работайте над собственными успехами. Повышайте свой профессиональный уровень.

2. Объективный взгляд. Для того, чтобы двигаться вперед, совершенно необходимо осознать и принять тот факт, что зависть не сделает вас счастливым, даже в том случае, краха соперника, максимум, на что вы можете рассчитывать это злорадство.

3. Взгляд со стороны. Разотождествление своего образа с образом завистливого человека.

Представьте, что это одно из тысяч ваших проявлений, которым вы можете с легкостью управлять и контролировать любой порыв.

Выведите его за пределы своей сущности. Оно вам больше не нужно. При возникновении посыла к зависти, просто нейтрализуйте это проявление, растворите его в пространстве.

В противовес, создавайте «Я» великодушия и благородства. Переводите разрушающую энергию «черной зависти» в созидающую форму зависти «белую зависть». Тогда вы почувствуете гораздо большее удовольствие от жизни.

Учимся использовать зависть во благо

Если есть в мире что-то постоянное , так это зависть. Социальные сети — лучший способ убедиться в этом. Ольга Белова выясняла , как использовать зависть во благо.

Cosmo рекомендует

Самые модные джинсовые юбки сезона, в которые нельзя не влюбиться

Топ-8 модных и недорогих очков с AliExpress, от которых ты будешь без ума

В прошлом году Университет имени Гумбольдта в Берлине опубликовал результаты масштабного исследования эмоционального состояния пользователей Facebook. В ходе психологических тестов владельцы аккаунтов должны были рассказать о чувствах , возникающих у них после ежедневного использования платформы. Результаты оказались « с душком». Половина респондентов призналась — в социальной сети они испытывают преимущественно негативные эмоции и неудовлетворенность собственной жизнью.

Доступ к избытку положительных новостей и профилям друзей , кажущихся успешными , прогнозировано привел к социальному сравнению. На вопрос: «Какое чувство вы испытывали последний раз при посещении Facebook?» 21,3% респондентов честно ответили: зависть. Чувство негодования , вызванное успехами других пользователей , породило особое явление — спираль зависти: пользователи стали приукрашивать свою хронику в Facebook , чтобы , в свою очередь , вызвать зависть у других.

Около четверти участников опроса признались , что страдали от трудностей в личной жизни и карьере после сравнения себя с кем-то из Сети. В худшем из сценариев человек настолько зацикливается на зависти , что все его жизненные интересы переходят исключительно в бытовую плоскость. Ученые предупреждают: в долгосрочной перспективе увлечение соцсетями может превратить тебя в завистника и нытика , даже если эти качества не свойственны твоей натуре.

Исследование Университета Тилобурга показало , что зависть продуктивнее восхищения. Студенты , испытывающие дурное чувство , учатся лучше.

В защиту социальных сетей стоит сказать: с их появлением зависти в обществе больше или меньше не стало. Кроме того , этим чувством заражены все люди без исключения , как бы кто ни отпирался. Facebook и Ко , как санитары леса , вывели проблему на новый уровень. И это прекрасно! Ведь , как показывает психологическая практика , осознанная зависть , в которой человек готов признаться хотя бы сам себе , куда полезнее скрытых черных чувств.

Завистливая история

В 1999 году в ряде государственных детских садов в США запретили использовать куклу Barbie. Причиной стала скандальная статья группы психологов: «Хочу быть как Барби , потому что у дуры все есть», утверждавших , что идентификация девочек с образом идеальной куклы влечет к тяжелым психическим расстройствам. В один прекрасный день девочка обнаруживает: ее тело не совершенно , загородный дом не такой роскошный , мальчик рядом совсем не Кен. Сам образ и философия беззаботной жизни Барби оказались не совместимы с реальностью. И это стало причиной множественных депрессией , приступов агрессии и беспочвенной зависти к подружкам , хотя бы по той причине , что у них от природы длинные белые волосы. Сотни тысяч поклонников куклы , чьи дети выросли без эксцессов , освистали закон , предали анафеме авторов статьи и выразили сомнения по поводу состояния американской науки в целом. Куклу быстро вернули в детские сады. Дело , конечно , было вовсе не в пластиковой игрушке , да и не в детях вообще , а в человеческой природе — завидовать всем и вся с момента рождения.

Читайте также:  С точки зрения эзотерики что нельзя делать в полнолуние

Существуют две версии возникновения зависти — врожденная и приобретенная. Согласно первой , древние люди , которые завидовали соплеменникам , имели больше стимулов для самосовершенствования и , соответственно , больше шансов выжить и передать « гены зависти» потомкам. Эта теория описывает конструктивную или так называемую белую зависть. Куда больше сторонников у теории зависти испепеляющей , черной , которой человек учится в процессе социальной жизни. Она зарождается в тот момент , когда родители и педагоги в воспитательных целях начинают вслух сравнивать ребенка с другими детьми , более успешными , красивыми или послушными с их точки зрения. В итоге у ребенка возникает недовольство собой и негативное отношение к «образцу для подражания» — вот вам и первый опыт зависти. А ведь его очень легко избежать — если сравнивать ребенка с положительными литературными героями , а не с детьми из ближайшего окружения.

Зависть — базовое чувство. В Институте приматов в Атланте обезьян награждали за работу огурчиком. Затем одному из животных достался виноград. Сородичи перестали трудиться и явно обиделись!

Сами того не подозревая , завистники частенько приукрашивают действительность и , как говорится , носят розовые очки. Они принципиально не желают знать о проблемах и бедах тех , кому они завидуют. Например , по статистике , мы , девушки , чаще всего завидуем подругам из-за мужей , особенно если сами одиноки. Многие психотерапевты спрашивали пациенток , что же такого они видят в мужчинах подруг , чему именно они завидуют. Ответы были одни и те же: муж подруги постоянно делает ей комплименты , недавно купил новую блузку , пригласил на ужин , повез в отпуск в солнечную Грецию. При этом завистницы закрывали глаза на частые командировки чужого супруга , его узкий кругозор , пивной живот или полное игнорирование детей.

Раздражители или дразнилки расставлены повсюду. Будь то дряхлый лимузин соседа в противовес вашей новой иномарке , шинель с бобровым воротником или сумочка Chanel , заботливый муж или даже ощущение полноты бытия. ( «Почему у нее сегодня так глаза горят?») Занимательный факт: чаще всего завистливое чувство возникает в примерочной магазина. Увидев в соседней кабинке ровесницу с идеальной фигурой , кто из нас сможет остаться равнодушной? Бывает , что закомплексованные женщины готовы даже отказаться от шопинга , только чтобы не подвергаться пытке завистью.

Что делать?

Интересно , что по латыни слово « зависть», или livor , означает « синева». Философ Рене Декарт отмечал , что у завистника меняется цвет лица: оно становится свинцовым , «то есть смешанным из желтого с черным , точно цвет крови мертвеца». На Руси часто говаривали: «позеленеть от зависти», а в Китае ее называют болезнью красных глаз. Откуда вообще взялась эта цветовая характеристика? Ни один из смертных грехов , к числу которых принадлежит зависть , собственного цвета не заслужил. Почему-то именно это чувство прямо связано с визуальным восприятием. Завидуют обычно тому , что видят. Не удивительно , что именно на этом чувстве выстроена реклама. Когда мы видим радостного и счастливого героя ролика , мы , стремясь к радости , приписываем предмету волшебные свойства , зачастую ошибочно полагая , что именно он сделает нас счастливыми.

жителей Земли ежедневно испытывает чувство зависти , посчитали в Университете имени Гумбольдта.

Увы , по мнению психологов , зависть не лечится! Максимум , на что способен человек, — научиться ее контролировать. Неосознаваемая зависть маскируется под плохое настроение , недовольство жизнью , раздражительность , депрессию. Она лежит в основе многих неврозов , личных и семейных драм , немотивированных , невероятных поступков , приступов агрессии. Осознаваемая зависть сопровождается неприятными и мучительными переживаниями , вызывая стремление избавиться от них. Она заставляет человека действовать по нескольким сценариям. Например , если взять в расчет теорию врожденной зависти , совершенно очевидно , что зависть — это лучший мотиватор. Признание чужих успехов может послужить важным соревновательным стимулом для собственных творческих достижений. Осознавая свою зависть , неудовлетворенное желание , ты можешь двигаться к цели без какого-либо вреда для душевного равновесия.

Знаменитости постоянно признаются , что проигрывают , сравнивая себя с коллегами. Даже Дженнифер Энистон , девушка — идеальная укладка , как-то заявила в интервью , что ей больно смотреть на Кейт Миддлтон , жену принца Уильяма. По словам актрисы , волосы герцогини Кембриджской каждый день выглядят идеально. А бедняжке Энистон ту самую стрижку Рейчел приходилось сооружать с помощью трех разных щеток. Еще Джен завидует телу супермодели Жизель Будхен , и это чувство заставляет ее не пропускать тренировки и постоянно совершенствоваться.

Обрати деструктивное чувство в позитивное. Найти свое место в жизни , достичь совершенства в избранной деятельности — это одновременно и важнейшее средство борьбы с завистью , уничтожения ее в себе и… новый источник зависти для окружающих. Круг замкнулся.

Все подсчитано

  • 56,3% пользователей соцсетей теряют самообладание , разглядывая фото из путешествий.
  • 14,1% испытывают зависть к социальному взаимодействию. ( «Она только и знает , что с друзьями вселиться!»).
  • 7,1% недовольны тем , как хорошо выглядят другие. ( «Все равно грудь у нее силиконовая!»).
  • 5,6% завидуют успеху в целом ( «Дуракам всегда везет!») и успеху в работе — 2.8% ( «Карьеру-то она сделала в постели!»).
  • 1.4% считают чужие деньги. ( «Сколько же он наворовал!»).

Убить дракона

Ричард Смит , профессор психологии Университета штата Кентукки , США , автор исследований и серии книг о зависти , считает , что очень важно работать с этим чувством: «Патологическая зависть разрушительна и уродлива. Если вы постоянно ее испытываете , то не замечаете все то хорошее , что с вами происходит».

Для начала смело признайся себе: «Да , да , да , я завидую!» Не бойся и не стесняйся этого чувства. Оно абсолютно естественно.

Зависть — удел неудачниц? Вовсе нет. Даже королевы , у которых все есть , завидуют крестьянкам и королевам-соседкам.

Еще раз подумай, а действительно ли ты хочешь получить то , чем в данный момент обладает другой человек. Если ответ утвердительный , постарайся оценить , при каких обстоятельствах ты можешь добиться того же результата.

Вспомни свои сильные стороны , сконцентрируйся на собственных выигрышных данных и активно их развивай.

Если чувство зависти все же намертво прилипло , потренируй свой эгоизм. Мысленно представь , что объект зависти исчезнет. Что будет? Возможно , только хуже.

Чаще общайся с теми людьми , которые любят тебя такой , какая ты есть.

Плохое слово

Мы любим наблюдать , как другим плохо , считает Ричар Смит. В книге « Радость боли: Schadenfreude и темная сторона человеческой натуры» Смит использует немецкое шаденфройде , что-то вроде злорадства. Чувство тесно переплетено с завистью. Взревновала к чьим-то успехам — и тут же с тобой приключился шаденфройде.

Это не кнопка на стул коллеге , получившему повышение , а радость , когда он провалил ответственный проект.

Злорадство не предполагает активных действий , но оно вовсе не невинно. Смит уверен: шаденфройде по отношению к потерпевшему неудачу коллеге и удовольствие фашистов от страданий евреев — явления одной природы , и его надо убивать в себе!

Что такое зависть с точки зрения философии

Популярные Фобии

  • Страх смерти (танатофобия) — это фобия человека, выражающаяся в навязчивой, неко.
  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Консультации

    • шура к записи Сильная депрессия
    • Инна к записи Шизоидное расстройство
    • Наталия к записи Как стать добрее
    • Максим к записи Энергия человека
    • Ведмеш Н.А к записи Как завоевать девушку
  • Пройдите наш опрос

    Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

    Зависть причины

    Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

    Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

    В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

    Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше — хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

    Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

    Признаки зависти

    Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

    Как научится распознавать признаки зависти? Язык жестов поможет осознать и увидеть признаки зависти вашего собеседника. Следите внимательно за лицом собеседника. Натянутая улыбка отражает двойственное состояние человека. Легче простого сымитировать улыбку. О неискренней улыбке говорит кривая улыбка рта и отсутствие блеска в глазах. Если вы заметили улыбку собеседника одним ртом – это неискренняя мимика, а всего лишь маска. Завистливая улыбка открывает или закрывает зубы, может быть менее широкой, чем обычная. Губы при этом напряженные, уголки рта зачастую неестественно растянуты. Человек вовсю пытается показать радость, преодолевая при этом собственное сопротивление. Улыбка визуально выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, уголки губ при этом опущены вниз, глаза колкие и внимательно наблюдающие. Человек неосознанно сам гасит свою улыбку. Иногда человек улыбается только одной стороной, показывая скорее ухмылку, чем саму улыбку. Голова при этом наклонена в сторону. Такое поведение проявляют скорее скептики. Иногда человек прищуривает глаза, а руки держит возле рта, прикрывая его. Закрытые позы (руки, спрятанные за спину, в карманы) говорят о желании человека отгородиться.

    Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

    Исследование зависти

    Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости. Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

    Читайте также:  От сахара упало зрение что делать

    Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

    Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

    Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

    Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

    Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

    Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

    Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

    Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

    Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

    Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

    Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

    Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на фрустрацию. Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

    Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

    Виды зависти

    Зависть можно охарактеризовать такими эпитетами: едкая, враждебная, жгучая, лютая, жестокая, затаенная, злобная, злая, беззлобная, хорошая, почтительная, бессильная, свирепая, дикая, невыразимая, неимоверная, сильная, мучительная, безграничная, легкая, безудержная, безграничная, глубокая, невольная, острая, неутоленная, простая, ревнивая, рабская, робкая, страшная, смертельная, тайная, тихая, откровенная, унизительная, хитрая, черная, холодная, белая, всемогущая, щемящая, сальерическая, сатанинская.

    М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

    Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

    Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

    Чувство зависти

    Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

    Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

    Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

    Психология зависти

    Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

    Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

    Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

    Подростковая зависть

    Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

    Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

    Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

    Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

    Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

    Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

    Как избавиться от зависти

    Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

    Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и личностным ростом. Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, саморегуляцией. Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

    От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

  • Источники:
    • http://www.kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheniya/954-psixologiya-zavisti-kak-izbavitsya-ot-zavisti.html
    • http://www.cosmo.ru/psychology/psychology/uchimsya-ispolzovat-zavist-vo-blago/
    • http://psihomed.com/zavist/