- во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти , которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партия, организация, комитет, совет и т.д.); власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);
- приказ осуществляющего власть , т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженного с его помощью воле;
- подчинение того, над кем осуществляется власть , тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.
Государственная (политическая) власть
Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя проводить свою волю в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству . Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
-
- распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
- носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
- опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
- устанавливает систему налогов;
- организует население по территориальному признаку;
- характеризуется легитимностью и легальностью.
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
Основные свойства государственной власти:
-
- верховенство;
- единство;
- всеобщность и универсальность;
- принудительность и общеобязательность.
Верховенство государственной власти означает официальное расположение ее на высшей ступени иерархии управляющих в данном государстве подсистем, ее независимость от других субъектов властеотношений, деятельности по социальному управлению, невозможность существования другой такой власти. В нем преломляется государственный суверенитет, по крайней мере постольку, поскольку то или иное государство реально им обладает.
Единство государственной власти коренится в единстве ее природы и выражается в ее неделимости ни между классами, слоями общества, ни между ее ветвями, поскольку все три ветви власти образуют в совокупности единство государственной власти, обязаны действовать в общих интересах большинства народа. Так, государственная власть при наличии трех ее ветвей действует комплексно, в ней участвуют все органы государства.
Всеобщность и универсальность государственной власти — взаимопереплетающиеся ее свойства, означающие, что на территории данного государства эта власть действует повсеместно, распространяется на всех находящихся там лиц, носит всеобъемлющий характер как по объекту, так и способам воздействия. Не существует и форм, способов и методов воздействия, в отношении которых априори, вне зависимости от конкретной исторической ситуации можно было бы сказать, что они не могут применяться этой властью.
Государственная власть как официальный представитель общества охватывает и распространяется на все слои, группы населения и на каждого отдельного человека, пользуется любыми соответствующими ее сущности и назначению способами воздействия, представляет страну как во внутренних, так и во внешних отношениях.
Принудительность и общеобязательность государственной власти заключается в том, что ее акты императивны, обеспечены мощью государственного механизма и обязательны для всех тех, кому они адресованы. Не допускается уклонение от исполнения принятых государственной властью решений даже при несогласии с ними. Если оно все же имеет место, то к виновному применяются меры принуждения.
Указанные свойства государственной власти на практике тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, отрывать их друг от друга или абсолютизировать одно за счет другого было бы неверно. В своем единстве они раскрывают сущность, специфику государственной власти.
ТГП учебник автор Морозова
самым ученый показал зависимость экономического прогресса от условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общностьсудьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.
А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества.
Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);
б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма , включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии
сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единыйкомплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую,шумерскую, японскую, сиамскую и др.
Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе ценностей.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только но и духовнокультурных факторов.
В типологии государств выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» — экономически господствующему и эксплуатируемому. В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформгг. XIX в. Как переходный оценивал он и процесс движения к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.
Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.
Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.
переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.
переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различныхинститутов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.
переходное государство — явлениеобладающее национальнокультурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.
Относится ли типология переходных государств только к формационному или к цивилизационному подходу?
Очевидно, что данный тип государств может быть выделен и в том, и в другом подходах. Возможны переходное состояние государства при смене одной формации другой (например, в прошлой истории народов), а также внедрение новых отношений в развитие общества, усвоение и даже заимствование наиболее рациональных, оправдавших себя институтов и элементов государственности из мирового опыта. Это обусловлено усилением интеграционных процессов во всех сферахжизни, которое наблюдается в современном мире. При этом замечено, что наибольшего прогресса в модернизации общества добиваются те народы, которые, не отказываясь от собственных национальных традиций, специфики культуры,
осваивают на ее основе опыт других государств и народов. В качестве примера обычно приводят Японию, действующую по принципу: японская этика плюс западная техника. Ссылаются также на Южную Корею, которая наряду с достижениями западной цивилизации, главным образом в области современной техники, строго следует национальным традициям и обычаям.
В учебной юридической литературе используются и иные классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические , государства западной и восточной цивилизации.
Заслуживает внимания и классификация государств по их отношению к религии . Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:
1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какойлибо иной помощи;
4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
1) в сфере экономических отношений — признание права собственности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;
3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;
4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать отношения;
5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.
В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.
Для теократических государств характерны следующие признаки:
1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;
2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;
3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.
Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
1) церковь лишается своей экономической основы — собственности;
2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
4) священнослужители и верующие репрессируются;
5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;
6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.
ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1. Общая характеристика власти
Как отмечалось ранее, одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.
власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество — сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть —
власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Не может быть отношения власти между человеком и вещью, между человеком и животными (проф. В.Н. Протасов).
власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Оба они являются субъектами властеотношения.
власть — это процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.
В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.
Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.
Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой — не может существовать вне социальной среды.
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к
подчинению других. 3. Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения.
Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия.
Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Существует и интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности.
Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть.
Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность.
Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т.д.
Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в отношениях между индивидами.
Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют политическую и государственную власть. Например, проф. М.И. Байтин считает синонимами термины «политическая» и «государственная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле — власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же ученые, например проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров, различают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно ее звено — государство.
В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и
Известный социолог М. Вебер различал власть:
а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;
б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;
в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед. Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона.
Легитимная — это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность — ее нравственную оценку.
3. Государственная власть
Государственная власть — разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:
реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
публична . Под публичностью в широком смысле понимается характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;
суверенна , обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей вмежгосударственные союзы, ассоциации, заключать лидоговоры, соглашения и др.;
универсальна , она распространяется на всю территорию страны и все ее население;
обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.
Некоторые ученые проводят сравнение характерных черт государственной власти и власти при первобытном строе и выделяют следующие их особенности (проф. М.И. Байтин).
1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.
2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.
3. При строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть широко использует санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создает специальный карательный аппарат.
4. Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения, — налоги. Родовому строю они не были известны.
5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу. Кроме того, появились понятия «подданство», или «гражданство».
Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.
4. Компоненты государственной власти
В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти.
Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.
Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.
Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентации имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.
Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены.
Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.
Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные,
принудительные и нормативные.
К. утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные — это мерыкарательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в
поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные)
ресурсы, социальные,идеологические, силовые.
К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране. По словам Ф. Хайека, «экономический контроль — это контроль над средствами достижения всех наших целей».
Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.
ресурсы — это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических,традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным икорням.
Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.
Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.
Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной .
В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения государства и государственной власти. Авторы учебника «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997) считают, что эти две категории находятся в сложном единстве и к решению вопроса об их соотношении можно подходить с разных позиций. Если под государством понимать организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства. Если под государством понимать особый механизм (аппарат) государственной власти, то обе категории соотносятся как форма (государство) и содержание (государственная власть). Причем характер государственной власти определяет особенности государства и его механизма. Например, в демократическом обществе государство и его органы служат обществу, на первый план в его деятельности выдвигаются общесоциальные функции и цели. Напротив, при тоталитарном режиме в государстве доминируют принудительные средства осуществления государственной власти, на первый план выдвигаются карательные органы, а государственная