Меню Рубрики

Что такое весна с точки зрения искусства

время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В римском искусстве весна изображалась в облике молодой женщины, держащей цветы, или с цветочными гирляндами. Часто ее изображали держащей в руках лопату или мотыгу, что подразумевало начало полевых работ. Весна символизировала любовные отношения. Ее божественными олицетворениями выступали Венера и Флора. Весна на полотнах французских художников XVIII в. изображалась как разбрасывающие цветы молодые влюбленные. Атрибутом весны являлись птицы. Праздник встречи весны повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Сжигалось чучело, символизирующее зиму. На этих праздниках непременно присутствовали мотивы магии плодородия и эротических отношений. С культом весны многие исследователи связывали Воскресение Христа. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Весна включает три календарных месяца: март, апрель, май. Весну в народе называют «благодатная» , «всеоживляющая» . Весна короче лета, но продолжительнее осени и зимы.

Она начинается 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включает подсезоны:

1-17 марта — Перелом зимы
18 марта — 15 апреля — Снеготаяние
16 апреля — 5 мая — Оживление весны
6 — 21 мая — Разгар весны
22 — 31 мая — Предлетье

В некоторых календарях даются другие подсезоны: Оживление весны — с 15 апреля; Разгар весны — с 11 мая; Начало предлетья — с 26 мая. Иногда называются подсезоны: Предвесенье, Водополье, Пролетье и др.

Погода весной переменчива. Весны бывают короткие и затяжные, ранние и поздние. «Ранняя весна ничего не стоит» . Поздняя весна благотворно влияет на развитие живой природы, она наступает в начале апреля. «Поздняя весна не обманет» . Длинные сосульки — к долгой весне. Ранний вылет пчел — к долгой, затяжной весне.

По астрономическому календарю первым днем весны считается день весеннего равноденствия

Точка Весеннего равноденствия играет важную роль в астрономии: она является началом отсчёта в некоторых системах небесных координат и используется в вопросах, связанных с измерением времени.

Солнце проходит Весеннюю точку равноденствия 20 или 21 марта. 21 или 22 марта.

Метеорологическая весна начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов. Начало весны — примерно 12 марта, окончание — 5 мая.

По фенологическому календарю весна начинается с проталин среди белого снега и зацветания серой ольхи, оканчивается в пору отцветания фруктовых деревьев и опадания плодов вяза. Средний срок весны около 85 дней (ориентировочно с 18 марта по 10 июня) .

Согласно Лесному календарю Бианки весна — время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними — улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки, чайки, чибисы, сороки, журавли, горихвостки, дрозды, овсянки, дикие гуси, утки, коршуны, бекасы-кулики, соловьи, ласточки, стрижи, зарянки, кукушки и т. д.

Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, — зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.

В марте-апреле линяют зайцы, белая куропатка, ласка.

У зайчихи появляется приплод — настовики, т. е. ровесники наста; детеныши у барсучихи; у лосей — растел. Обычно рождаются два рыжих лосенка — бычок и телочка.

В это же время размножаются земноводные.

Конец февраля — март — у волков и лис свадьбы.

Талисман весны — «священный» камень изумруд — символ первой весенней зелени. «Посмотришь утром на изумруд — за день не сделаешь ничего плохого» . Соответствие знакам Зодиака: март — Рыбы, апрель — Овен, май — Телец.

О весне в народе говорят: Весна красна цветами, а осень пирогами. Весной час упустишь, днем не наверстаешь. Весна — что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеется. Вешняя пора — поел да со двора. Вешний день — что ласковое слово» . Русский дом. (Универсальный свод календарей 1994 — 2000 гг. ) — Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994, с. 34-35.

Вода на лугу — сено в стогу. Весною день упустишь — годом не вернешь. Рано затает — долго не растает. Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней. Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году. Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету. Весною как грязь, так и хлебушка даст. Перелетная птица течет стаями — к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету. Когда весною появляется много мышей — это предвещает голодный год.

Почему на улице слезятся глаза?

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Многие люди сталкиваются с ситуацией, когда после выхода на улицу из глаз градом начинают катиться слезы. Чаще всего повышенная слезоточивость наблюдается в зимнее время года, при сильном ветре и морозе, но иногда может стать постоянным спутником жизни вне зависимости от того, какая погода наблюдается за окном. Подобное явление доставляет серьезный психологический дискомфорт, а также может негативно сказаться на внешности человека – результатом становятся покрасневшие глаза, нос и испорченный макияж у женщин. По каким же причинам появляется подобный симптом, и как от него избавиться?

Глаз представляет собой чувствительный орган, который «замечает» все изменения внешних условий, пытается подстроиться к ним и вместе с тем защитить внутренние структуры от повреждений. Соответственно, небольшая слезоточивость при выходе на улицу в холодную или ветреную погоду является вариантом нормы, но в остальных случаях следует рассмотреть влияние негативных факторов и глазных болезней.

Переутомление глаз

Глаза на улице могут слезиться у людей, которые по роду профессиональной деятельности должны постоянно напрягать зрение – офисные работники, дальнобойщики, редакторы и т. д. После выхода на улицу к переутомлению добавляются другие раздражающие факторы (солнечные лучи, ветер, мороз), вследствие чего начинается повышенная слезоточивость.

Инородное тело

Частицы пыли, цветочная пыльца, мелкие насекомые и мусор могут попасть в глаз при выходе из помещения, причем человек далеко не всегда понимает, что вызвало усиленную слезоточивость. Чаще всего инородные тела вымываются из глаз вместе со слезами, но иногда обнаружить и вынуть их можно только после детального осмотра глаз.

Одна из основных причин повышенной слезоточивости глаз на улице – аллергия. Пребывая в закрытом помещении, человек не ощущает воздействия аллергенов, но при выходе на открытое пространство сталкивается с большим количеством факторов, которые вызывают соответствующую реакцию. Весной и летом это может быть цветочная пыльца, а в зимнюю пору – низкая температура (в данном случае развивается так называемая холодовая аллергия).

Неправильно подобранные средства коррекции зрения

При использовании неправильно подобранных линз или очков глаза постоянно напряжены и быстро утомляются, а после выхода на улицу на них воздействует ветер, ультрафиолетовые лучи и другие факторы, что усугубляет ситуацию и вызывает повышенную слезоточивость. Особенно часто подобное проявление наблюдается у людей с непереносимостью контактных линз.

Синдром сухого глаза

При данной патологии ткани становятся более восприимчивыми к раздражителям, вследствие чего холод, сильный ветер и ультрафиолетовое излучение вызывает усиленное выделение секрета. Особенно сильно симптом проявляется в зимнее время, когда человек выходит из отапливаемого помещения с пересушенным воздухом на холод и мороз.

Использование некачественной декоративной косметики

Слезоточивость часто встречается у женщин, которые пытаются сэкономить на макияже – декоративная косметика, содержащая агрессивные вещества, также могут вызвать усиленное отделение слез. При выходе на солнечный свет или ветер железы выделяют небольшое количество слезного секрета, косметика смешивается с ним и начинает раздражать глаза.

Офтальмологические заболевания

Один из признаков патологических процессов в тканях конъюнктивы, роговицы и других частей глаза – повышенная слезоточивость, которая особенно проявляется на улице под воздействием внешних факторов. Как правило, она сопровождается болью, светобоязнью и покраснением глаз, отеком век и другими и признаками.

Обструкция слезных каналов

Дакриоцистит, или закупорка (непроходимость) слезных каналов – распространенная патология, которая вызывает нарушения в системе оттока слез. Жидкость стекает не в носоглотку, как это должно быть в норме, а изливается через веки, вследствие чего появляются неприятные симптомы. Характерный признак дакриоцистита – выделение гнойного секрета при надавливании на уголок глаза в области слезного мешка.

Болезни дыхательных путей

Грипп, ангина, ОРВИ и другие болезни, вызывающие ринит, могут спровоцировать усиленную слезоточивость, так как между железами, которые выделяют слезы и носовую слизь, существует тесная связь. Соответственно, при усилении секреции слизи повышается выработка слезной жидкости, из-за чего у человека наблюдается повышенная слезоточивость.

Изменения в структурах глаз

Чаще всего подобное явление возникает у пожилых людей вследствие возрастных изменений в организме. Снижение мышечного тонуса век, нарушение нормального положения слезной точки и другие дефекты ведут к повышенной слезоточивости, которая особенно сильно проявляется под воздействием факторов внешней среды.

Авитаминоз

Дефицит витаминов, которые требуются для нормального функционирования всего организма, сказывается и на состоянии глаз. Они становятся чрезмерно чувствительными, и не могут быстро реагировать на изменения условий окружающей среды, а чрезмерно яркий свет, низкие температуры и порывы ветра вызывают повышенную слезоточивость.

Для справки: большинство заболеваний и патологических состояний вызывают не только усиление слезоточивости, но и другие симптомы, включая покраснение и отеки тканей, светобоязнь, насморк, лихорадку и ухудшение самочувствия.

Общие рекомендации при сильной слезоточивости

Если слезоточивость необильная и прекращается после того, как органы зрения привыкают к окружающим условиям, предпринимать каких-либо действий не нужно – это нормальная реакция организма, которая присуща каждому человеку.

В остальных случаях рекомендуется посетить офтальмолога и выяснить причину повышенного выделения слезного секрета, или попробовать избавиться от дискомфорта с помощью ряда простых рекомендаций:

  • по возможности избегать сильного переутомления глаз, а при долгой работе за компьютером время от времени выполнять специальную гимнастику, направленную на укрепление глазных мышц и улучшение кровообращения в тканях.
  • если проблема заключается в неправильном подборе очков или контактных линз, нужно обратиться к специалисту и заменить приспособления для коррекции зрения на более подходящие.
  • не использовать низкокачественную декоративную косметику, а при покупке новой продукции убедиться в отсутствии аллергических реакций.
  • при попадании инородного предмета в глаз осторожно вымыть его большим количеством воды, стараясь не тереть глаза руками, чтобы не травмировать ткани.
  • людям с высокой чувствительностью глаз следует беречь их от ветра, солнечного света и других негативных факторов – при выходе на улицу в зимнее время следует надевать головной убор и закутывать шарфом, а летом обязательно носить кепку с козырьком или шляпу с полями, а также солнцезащитные очки.
  • если глаза слезятся на морозе, можно попробовать закалить слезный канал с помощью контрастных водных процедур – умываться сначала горячей, а потом холодной водой.
  • при наличии дополнительных симптомов (покраснение, отечность, дискомфорт и т. д.) следует как можно скорее обратиться к офтальмологу и выяснить причину неприятных явлений.

Важно: само по себе усиление выработки слезной жидкости не влечет за собой опасности для здоровья, но заболевания, которые его вызывают, могут стать причиной серьезных зрительных нарушений.

Консервативное лечение

Консервативное лечение усиленной слезоточивости зависит от причин, которые ее спровоцировали, и включает использование нескольких видов глазных капель: антигистаминные, противовоспалительные, сосудосуживающие и увлажняющие («искусственные слезы»).

Таблица. Группы препаратов для лечения усиленной слезоточивости.

Категория лекарственных средств

Противоаллергические «Кетотифен», «Опантол», «Азеластин», «Лекролин», «Аллергодил» Обладают антигистаминным эффектом, снижают проницаемость сосудов и купируют любые проявления аллергического конъюнктивита и дерматита, включая слезоточивость, зуд, покраснение, дискомфорт Противовоспалительные «Дексаметазон», «Акьюлар ЛС», «Лотопреднол» Снимают воспаление при любых офтальмологических заболеваниях, укрепляют местный иммунитет, активизируют обменные процессы в тканях глаз. Препараты могут вызывать привыкание и синдром отмены, а также имеют большое количество побочных эффектов, поэтому применение возможно только по назначению врача Сосудосуживающие «Окуметил», «Визин», «Нафтизин», «Полинадим», «Монтевизин» Способствуют снижению отечности конъюнктивы, уменьшению слезоточивости и повышенной чувствительности оболочки глаз к воздействию негативных факторов Искусственные слезы «Видисик», «Чистая слеза», «Офтагель», «Артелак» Увлажняют слизистую оболочку глаз, создают на ее поверхности защитную пленку, устраняют сухость и раздражение
Читайте также:  Какие точки зрения на проблему эволюции

При инфекционных заболеваниях глаз необходимо применение капель и мазей с содержанием антибиотиков (

, «Левомицетин», «Флоксал»), а в тяжелых случаях внутренний прием противомикробных средств.

Важно: самостоятельно использовать любые медикаментозные средства для терапии офтальмологических заболеваний не рекомендуется, так как они могут вызвать серьезные побочные эффекты, а также устойчивость патогенной микрофлоры к противомикробной терапии.

Лечение народными рецептами

Для уменьшения слезоточивости глаз и устранения дискомфорта можно воспользоваться народными рецептами, которые при правильном применении действуют не менее эффективно, чем аптечные препараты.

    Пшено. На литр воды взять 2 столовые ложки хорошо промытого пшена, проварить 10 минут на слабом огне, остудить до комнатной температуры. В получившемся отваре пропитать кусочки ваты или салфетки, приложить их к глазам на 10 минут. Процедуру выполнять дважды в день утром и вечером около 7-8 дней.
  • Клевер. Взять 25 г цветков растения, запарить стаканом кипятка, протомить 5 минут на водяной бане или в термосе. Оставить еще на полчаса, после чего профильтровать и остудить жидкость. Закапывать в каждый глаз по 2-3 капли на протяжении недели.
  • Алоэ. Толстый лист алоэ хорошо промыть, измельчить, растворить получившуюся массу в кипяченой воде из расчета 1 к 10, после чего профильтровать, хорошо отжав остатки. В полученном растворе смачивать ватные диски и прикладывать их к глазам несколько раз в день.
  • Ромашка и чай. Отвар аптечной ромашки и обычный чай, черный или зеленый, можно использовать для промывания глаз, компрессов и примочек – например, прикладывать распаренные чайные пакетики к глазам на несколько минут.
  • Прополис. Кусочек прополиса величиной с горошину залить 30 г (1,5-2 столовых ложки) теплой кипяченой воды, настоять 3 часа, после чего промывать получившимся раствором глаза на протяжении нескольких дней. За неимением прополиса можно использовать натуральный мед, растворив столовую ложку продукта в стакане теплой воды.
  • Тмин. Столовую ложку семян растения залить стаканом воды, поставить на слабый огонь и прогреть до кипения. В горячую жидкость добавить по чайной ложке листьев очанки и подорожника, оставить на час, хорошо профильтровать. Закапывать по 2-3 капли в глаза 3-4 раза в день.
  • Вместе с применением травяных отваров и настоев можно делать массаж для укрепления слезной мышцы и улучшения кровообращения – кончиками указательного и среднего пальца нажимать на кожу в области наружных уголков глаз, постепенно сдвигаясь к вискам. После этого на протяжении 2-3 минут массировать переносицу ближе к внутренним уголкам глаз. Процедуру выполнять 2-3 раза в день на протяжении нескольких недель.

    Внимание: некоторые народные средства, использующиеся для устранения слезоточивости, могут вызывать аллергические реакции, поэтому перед использованием следует провести тест на аллергию – смазать отваром или настоем внутреннюю сторону локтя и подождать полчаса. Если кожа не покраснела, не воспалилась и не зудит, средство можно использовать для глаз.

    Профилактика

    Профилактические меры для предотвращения повышенной слезоточивости заключаются в соблюдении личной гигиены (чаще мыть руки, не тереть глаза, защищать их от пыли и грязи), использовании правильно подобранных очков и линз, своевременном лечении инфекционных и воспалительных заболеваний глаз и ЛОР-органов. В рацион следует ввести продукты с содержанием белка, витаминов А, В и С, калия и лютеина, а также не менее раза в год проходить осмотр у офтальмолога.

    Слезотечение на улице может быть простой реакцией организма на раздражители или проявлением серьезных заболеваний, но в любом случае не стоит игнорировать данный симптом. Опытный специалист сможет быстро выявить причину дискомфорта и назначит терапию, которая сохранит здоровье глаз на долгое время.

    Что такое весна с точки зрения искусства

    Фестиваль ГГПИ откроет двери тем, кому мир интересен

    В Глазовском педагогическом институте полным ходом идет фестиваль «Весна ГГПИ». Эта неделя посвящена науке.

    — Наука – тоже творчество, — говорит проректор по воспитательной и социальной работе, бессменный директор фестиваля Янина Чиговская-Назарова.

    Науки юношей питают

    Научная студенческая сессия начнется с пленарного заседания, где выступят студенты, юные исследователи. Участников поприветствует ректор, профессор, заслуженный деятель науки Алексей Мирошниченко. Поскольку в этом году фестиваль посвящен Году российской истории, почетное право выступить на пленарном заседании предоставят декану историко-лингвистического института, доценту кафедры истории Андрею Макурину. Прозвучат четыре студенческих доклада, это лучшие исследования.

    Завершит пленарное заседание торжественное вручение сертификатов студентам, активно занимающимся научной работой, имеющим публикации в журналах и сборниках. Каждый сертификат предполагает повышенную стипендию — почти в семь тысяч рублей. Такие стипендии получают 44 студента.

    Дипломы не для галочки

    — Обучение в вузе – это яркая страничка в жизни молодого человека. Но главное в ней составляет его умение подготовить себя к будущей работе, — говорят в ГГПИ и подчеркивают, что большую роль в этом играет умение изучать предмет со всех сторон. Не случайно в институте работает студенческое научное общество, именно там у некоторых ребят закладывается опыт самостоятельной исследовательской работы.

    — Во время научной сессии на каждом факультете будут открыты секции, — рассказывает начальник управления по воспитательной и социальной работе Елена Горбушина. — Это серьезная и интересная работа. В нашем институте она ведется по четырем направлениям. Первое – это исследования студентов по учебным планам — работа над рефератами, курсовые и дипломные работы. Самые интересные из них отправляются на всероссийский конкурс лучших дипломных работ в Тульский государственный педагогический университет. Многие ребята получают дипломы конкурса. В основном это студенты факультета педагогического и художественного образования, которые не сегодня-завтра придут работать в детские сады и начальную школу.

    Также в ГГПИ ведутся исследования в научных лабораториях, кружках и проектных группах. Этой работой, как правило, занимаются студенческие научные общества под руководством талантливых преподавателей. Наиболее известна лаборатория профессора Валерия Майера, где студенты создают приборы для их дальнейшего использования в школах. Не случайно именно на кафедре физики проводится всероссийская конференция «Учебный физический эксперимент: актуальные проблемы, современные решения».

    Личное приглашение

    Не каждый вуз сегодня занимается наукой, тем более педагогический. Зная о том, что в ГГПИ совсем другая история, его буквально забрасывают предложениями.

    — Массовые научные мероприятия – это важная часть нашей работы, — говорит проректор Янина Чиговская-Назарова. – Это студенческие конференции, форумы, семинары. Наши студенты имеют возможность участвовать в республиканских, всероссийских, международных конференциях. Почти 300 тысяч рублей ГГПИ ежегодно тратит на эту работу. Вот, например, прислали приглашение на международную конференцию «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействия». – И Янина Александровна берет со стола приглашение Государственного института русского языка. Конференция состоится 14-15 мая. Шесть студентов из пединститута получили именные приглашения. Они предварительно отправляли свои научные работы.

    — Или возьмем состязательные мероприятия – олимпиады, – продолжает проректор и берет наугад папку. — Открываем. Общероссийский студенческий научный форум. Москва. В списке победителей – студенты ГГПИ, причем на первых позициях. Также первые места во Всероссийской студенческой олимпиаде по литературе, физике, педагогике и психологии. За год не меньше ста достижений в научно-исследовательской деятельности.

    … и национальный вопрос

    Не удивительно, что в этом году в рамках «Весны ГГПИ» институт решил сам организовать всероссийский молодежный форум «Национальная культура и воспитание толерантности глазами молодежи».

    — Форум будет проходить 12 и 13 апреля, — рассказывает Елена Котова, специалист управления. – Его задача – презентация проектной деятельности, направленной на изучение и сохранение педагогического опыта национальной культуры, воспитании толерантности в молодежной среде. А если говорить простым языком, то мы хотели акцентировать внимание студентов на воспитание интереса к культуре народов, населяющих Глазов и Удмуртию. Для учителя это очень важно. Сегодня в школах учатся дети разных национальностей, нужно понимать их, знать их традиции. Также важно с помощью вот таких форумов разъяснять молодежи правильное понимание национального вопроса. Это профилактика экстремизма, который может возникнуть в студенческой среде.

    Первая часть дня будет посвящена научной деятельности. Приезжают участники из Кирова, Пскова, Перми, Екатеринбурга, Казани, Москвы и большая делегация из Ижевска. Это люди, которые серьезно занимаются национальными проблемами. Будут работать секции «Технология воспитания толерантности в молодежной среде» и «Опыт работы общественных организаций и национально-культурных объединений в популяризации национальной культуры и толерантности». В рамках форума будет проведен конкурс проектов «Национальная молодежная инициатива – от идеи к проекту».

    На семинаре выступят Эдуард Хакимов, директор центра интеркультурных исследований и межнациональных взаимодействий из УдГУ, Лариса Буранова, первый заместитель министра национальной политики Удмуртской республики, Галина Никитина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и культуры и литературы.

    Будут мастер-классы по народно-прикладному творчеству. Их проведут специалисты из Пскова, Кирова и Глазова и покажут процесс изготовления русской тряпичной игрушки, примеры прикладного творчества из соломки и росписи по ткани «Из прошлого в современность». Причем один из этих мастер-классов покажет студентка ГГПИ Любовь Жуйкова.

    Откуда дует ветер?

    Вечером 12 апреля в ГГПИ состоится республиканский конкурс фольклорного творчества «Зарни тол», что в переводе означает «Золотой ветер».

    — Однажды мы выступили инициаторами этого праздника-фестиваля, и он стал частью республиканской «Студенческой весны», — гордится директор фестиваля Янина Александровна.

    И если другие вузы присылают на конкурс устоявшиеся жанры творчества, то ГГПИ каждый год экспериментирует. Например, предлагает студентам выбрать творчество самых разных национальностей. И обязательно показать обряд, костюмированное представление, продемонстрировать знание языка. И в этом есть особый смысл – соединение исследовательской и творческой деятельности в изучении национального вопроса.

    — На фольклорном фестивале зал бывает полным, — рассказывает Александра Чиркова, член оргкомитета. — Студенты уже не отпускают шуточки, услышав национальную речь. В первые годы это было, но прошло, как детская болезнь. В этом году наши ребята покажут обряды, танцы и песни русских, татар, а также кавказских народов. Историко-лингвистический факультет покажет немецкие обряды. В ГГПИ активно работает общество Гете в Глазове, оно исследует этнокультурные и языкове особенности российских немцев. Неудивительно, что его студенты стали инициаторами этой темы на форуме и фестивале.

    Это действительно интересно. Наш город многонациональный, и в нем можно встретить представителей самых разных народов.

    Итак, к изучению национального вопроса участники форума приступят 12 апреля в учебном корпусе №1. Приглашаются все желающие: учителя школ и других образовательных учреждений, работники культуры и все глазовчане, кому это интересно. Регистрация начнется в 9.30. В 11 часов на третьем этаже состоится пленарное заседание. Секции будут работать с 13.30 до 16.00. Представительная организация молодежных общественных организаций из Ижевска, в которую включены представители самых разных национальностей, покажет презентацию своих проектов, это очень интересно. Центр ремесел устроит в фойе выставку. Краеведческий музей представит свою экспозицию. В этот день в столовых ГГПИ пройдет выставка-дегустация блюд удмуртской кухни.

    Чем заменить картошку?

    «Весна» — это проверка ума и сердца, считают в ГГПИ. Во время фестиваля на сцене и за сценой полно студентов. Но – не везде. Некоторые факультеты не могут затянуть участников на представление. Не все студенты бегут после учебы в кружки и научные общества. Некоторым вполне хватает комнатки в общежитии, где после жареной картошки можно с головой уйти в интернет или хорошенько выспаться. Картошка и сон для подрастающего организма, безусловно, хорошо. Но если изо дня в день все пять лет только так «подрастать», — ничего хорошего не вырастет.

    Поэтому управление по воспитательной и социальной работе и профком студентов изо всех сил стараются расшевелить студентов. Не умеешь петь, танцевать – тогда работай головой!

    Так, 11 апреля пройдет вузовский конкурс «Моя студенческая инициатива». Всего три года назад на нем было пять проектов, сейчас – уже семнадцать. Это образовательные и социальные проекты, большинство из которых можно реализовать в вузе. Волонтерство, социальные акции, взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями, благоустройство, решение острых проблем в молодежной политике города, инициативы в образовании, законодательстве и предпринимательстве.

    Читайте также:  Лазерная коррекция зрения по полису омс в перми

    Каждый участник должен не только написать проект, но и придумать бренд для продвижения. Им помогают в этом школа студенческих инициатив в центре досуга и творчества, которая сначала работала под руководством краснодипломницы Ольги Куртеевой, а с этого года – Татьяны Опушневой, выпускницы ГГПИ.

    Проекты, связанные с темой развития Глазова, отправятся затем на конкурс «Молодежь – городу». Лучшие проекты отправятся на российские конкурсы в Екатеринбург и Санкт-Петербург, где для победителей предполагаются гранты.

    Одна из ведущих составляющих любого вуза – это его научная деятельность. ГГПИ – не исключение. В подготовке будущего учителя это особенно важно. В Глазове большинство учителей – выпускники ГГПИ, и от уровня их подготовки зависит уровень образования школьника.

    Надо признать, вести такую работу вузу непросто, ведь министерство образования ее не финансирует. В крупных вузах имеются большие доходы от внебюджетной деятельности, но в ГГПИ они скромны.

    Развитие студенческой науки в провинциальном вузе – отдельная тема. Сегодня мы только приступили к ней и рады сообщить, что помимо 44 студентов ГГПИ, которые получат специальные стипендии «за науку», еще почти два десятка уже имеют стипендии города, республики, президента и правительства РФ.

    Начинающих ученых представляют к персональным стипендиям имени Солженицына, Лихачева. Были бы достижения! И они есть и обязательно будут.

    Только в этом году во время научной сессии откроются 72 секции, где будет заслушано более 600 студенческих докладов.

    Элемент весны ― дерево

    Дерево — элемент весны. Фото: Shutterstock*

    Основная идея китайской философии состоит в том, что люди являются неотъемлемой частью этой Вселенной. Подобно животным и растениям человек подвержен влиянию циклов природы. /epochtimes.ru/

    По этой причине для сохранения здоровья необходимо жить в гармонии с временами года. С точки зрения китайской медицины Вселенная постоянно изменяется, и мы должны приспосабливаться к этим переменам. В китайской медицине весна ассоциируется с элементом дерево.

    Весна ― время действия, перемен и возрождения. Фото: Shutterstock

    Характеристики весны с точки зрения китайской философии

    Органы: печень, жёлчный пузырь

    Сохраняйте гибкость

    Дерево символизирует энергию роста, перемен и преодоление трудностей. Это очень активная энергия, позволяющая добиться прогресса и движения как во внутреннем развитии, так и в общественных делах. Блокирование этой энергии вызывает разочарование, гнев и стресс.

    Гнев делает нас жёсткими и негибкими. Мы становимся похожими на упрямое дерево, которое сопротивляется буре, вместо того чтобы раскачиваться.

    Чему мы можем научиться у дерева? Ключевое качество ― гибкость. Распрямитесь, глубоко пустите свои корни и оставайтесь гибкими, а не жёсткими. Тогда вас ничто не сломает.

    Не поддавайтесь гневу. Гнев ― это ощущение сломанности, когда мы сталкивается с трудностями и разочарованиями.

    Используйте свежую энергию весны для начала новых проектов. Весна ― время действия, перемен и возрождения.

    Конспект урока изобразительного искусства для 2-3 классов. Весна

    1. Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

    2. Мотивационный этап
    Пробудившись ото сна,
    Кистью мягкою весна
    На ветвях рисует почки
    На полях – грачей цепочки,
    Над ожившею листвой –
    Первый росчерк грозовой,
    А в тени прозрачной сада –
    Куст сирени у ограды.

    Это стихотворение детского поэта Виктора Лунина
    — Ребята скажите, о чем это стихотворение?
    О весне.
    — С каким образом сравнивает автор стихотворения весну?
    С художницей, которая пробудилась ото сна.
    -А вы сегодня хотите стать художником как весна?
    Да.
    Для этого слушайте внимательно и выполняйте все старательно

    3. Актуализация знаний.
    Весна – самое удивительное, прекрасное время года, это время когда просыпается природа. Спокойно становится на душе, хочется радоваться, больше находиться на улице, при этом появляется много сил и энергии.
    — На основе стихотворения и небольшой беседы в начале урока можем ли мы назвать тему урока?

    Конечно же, весна, весенний пейзаж.
    Посмотрите на работы выполненные ребятами.
    — Похожи ли они друг на друга?
    Все рисунки разные
    — А что всё-таки общее между ними?
    Деревья нарисованы при помощи трубочки для коктейля выдуванием рисунков из капли краски.
    Итак, тема урока «Неповторимая весна». Выполнение живописного изображения весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.

    4. Изучение нового материала.
    Многие художники и поэты восхищаются этим удивительным временем года. И благодаря их произведениям мы можем увидеть и почувствовать абсолютно разную весну.
    Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется «Март».
    Мы сегодня рано встали.
    Нам сегодня не до сна!
    Говорят, скворцы вернулись!
    Говорят, пришла весна!
    А на улице мороз.
    Снег летит колючий,
    И ползут по облакам
    В белых шубах тучи.
    Ждём, весна. Давным-давно,
    А ты бродишь где-то!
    Без тебя ведь не придёт
    Солнечное лето!

    Гайда Лагздынь
    — Какой месяц описывается в данном стихотворении?
    Март
    — Какие особенности первого весеннего месяца?
    Морозно, небо хмурое, прилетают птицы, еще лежит снег.
    Таким образом, описывает поэт самый первый весенний месяц.
    Художники тоже любят изображать этот удивительный весенний месяц.
    Перед вами картина Исаака Левитана «Март»
    — Какие фрагменты на картине говорят о том, что это начало весны?
    Теплое солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья покрыты снегом, листьев еще нет, можно разглядеть присутствие скворечника на дереве. На полосах дороги уже растаял снег. Лошадка томится на солнышке.
    Хорошо! А теперь послушайте следующее стихотворение Самуила Маршака Апрель! Апрель!
    Апрель! Апрель!
    На дворе звенит капель.
    По полям бегут ручьи,
    На дорогах лужи.
    Скоро выйдут муравьи
    После зимней стужи.
    Пробирается медведь
    Сквозь густой валежник.
    Стали птицы песни петь
    И расцвел подснежник.

    — Какие перемены в природе описывает автор стихотворения?
    А теперь рассмотрим глубоко прочувственную картину Василия Бакшеева «Голубая весна»
    — Что вы можете рассказать о весне, представленной в этой картине?
    С бесподобным мастерством художник сочетает желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев.

    И еще одно стихотворение, конечно же, о мае месяце.
    И. Авенберг
    Зелень на деревьях
    Первые листочки.
    И на всех газонах –
    Желтые цветочки.
    Уличная серость
    Солнышком согрета,
    Свежестью залита.
    Ярким майским цветом.
    В голубом раздолье
    Щебет не смолкает,
    Пятнышком веселым
    Бабочка порхает.

    — Какую природу описывает автор стихотворения?
    А вот какую картину написал Станислав Жуковский под названием «Старая усадьба. Май»
    Этот художник очень любил изображать старинные русские усадьбы в сочетании с великолепием пейзажей разных времен года.
    — Ребята, вы почувствовали разницу между тремя месяцами весны?
    Да. Тогда выполним следующее упражнение.

    5. Выполнение упражнения «Палитра».
    На доске вывешиваются три палитры, вырезанные из формата А4, на слайде три картины, рассмотренные ранее.
    Перед вами репродукции картин.
    — Каким жанром изобразительного искусства можно назвать эти картины?
    Пейзажем.
    Совершенно верно. А чтобы на пейзажах показывать разные месяцы весны, определим палитру необходимых оттенков и цветов.
    Ученик выходит к доске и рисует главные оттенки и цвета, характерные для мартовского, апрельского и майского пейзажа. Остальные работают в альбоме.

    6. Физкультминутка
    Раз – подняться, подтянуться,
    Два – нагнуться разогнуться,
    Три – в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    Н четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать,
    Шесть – продолжаем рисовать!

    7. Практическая работа.
    Сейчас мы с вами при помощи полученных знаний выполним живописное изображение пейзажа, но для начала разделимся на три команды.
    1 ряд – выполняет мартовский пейзаж
    2 ряд – апрельский
    3 ряд майский.
    Начинаем рисовать с фона.
    Делим лист на две части, определяя небо и землю.

    Март – дорисовываем красивые голые ветки, первые проталинки, неяркое солнце, птиц.
    Апрель – дорисовываем солнце, лужицы, ручейки, птицы, едва заметные травинки, листочки.
    Май – дорисовываем солнце, листочки, травинки, мелкие лесные цветы,

    8. Итог урока
    Анализ работ.
    Вывешивание рисунков на доску, просмотр готовых изображений, сравнивание с палитрой, выполненной вовремя работы, выбор лучших работ
    Рефлексия.
    Весна с точки зрения изобразительного искусства – это…(продолжить предложение).
    Приложение: к данному уроку можно создать презентацию со стихотворениями и репродукциями , также необходимо использовать примерные работы и рисунки прошлых лет. Тушь можно заменить жидкой разведённой гуашью.

    Презентация по литературе «Изображение весны в разных видах искусства» (5 класс)

    за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Изображение весны в разных видах искусства Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г. Тулы Гимонова Ксения Юрьевна

    Весна в живописи Левитан Исаак Ильич — один из самых известных русских художников, родился 30 августа 1860 года в Литве, в интеллигентной, бедной еврейской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, академиком которой он стал в дальнейшем. Учителями Левитана были знаменитые русские художники А.К. Саврасов и В.Д. Поленов. Работы Левитана с большим успехом демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. Короткий творческий путь Левитана длился всего лишь около двадцати лет, за которые он создал больше, чем все остальные русские пейзажисты. Левитан умер 4 августа 1900 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Левитан И.И. Март (1895)

    Весна в живописи Саврасов Алексей Кондратьевич родился 12 мая 1830 года в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Замоскворечье. Поступив в 1844 году в Московском училище живописи и ваяния, в дальнейшем продолжил обучение в перспективном классе училища К. И. Рабуса. Один из известнейших российских живописцев-пейзажистов. Являлся членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. После Саврасова русский пейзаж стал другим, и каждый пейзажист, любящий свою Родину, должен с благодарностью и уважением вспоминать имя Саврасова — первооткрывателя русского лирического пейзажа. Умер Алексей Кондратьевич Саврасов 26 сентября 1897 года.

    А.К. Саврасов Грачи прилетели (1871)

    Весна в музыке Антонио Вивальди (1678 – 1741). В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах, а еще они затевали веселые игры, порой драки. «Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). В данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства.

    Весна в музыке Петр Ильич Чайковский (1840-1893) родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. В возрасте пяти лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский поступает в консерваторию Петербурга. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты, другие талантливые произведения для фортепиано, симфонии, сюиты, программная симфоническая музыка, балеты — всё это занимает важное место в мировой музыкальной культуре.

    Весна в литературе Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

    Весна в литературе Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят. Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.

    Читайте также:  Религиозную систему с точки зрения присущего ей количества богов

    Весна в литературе Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. «Весна!»- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят — кто больше всех Природы любит обновленье!

    Домашнее задание 1) Подготовить выразительное чтение стихотворений, посвященных лету, зиме и осени (стр.276-282). 2) Ответить на вопросы после стихотворений.

    Интегрированный урок «Весна в произведениях литературы, живописи, музыки». 7–8-е классы

    Разделы: Литература

    Оборудование: рисунки учащихся, репродукции картин И.И.Левитана «Буря. Дождь», «Март», К.Я. Крыжицкого «Ранняя весна» (1904, 1095), «В.Н.Бакшеева «Голубая весна», М.В.Нестерова «Весенний пейзаж», А.М.Грицая «Пора весны», С.Ю.Жуковского «Май», А.И. Куинджи «Ранняя весна»; музыка П.И. Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года», Шопена «Весенний вальс», Э.Грига «Весна», Моцарта «Весенняя песня», «Тоска по весне».

    Методы и приемы: беседа, сообщения учащихся, рассказ учителя, презентация со слайдами о весне, анализ стихотворений, творческая работа и др.

    1. Организационный момент
    2. Постановка цели
    3. Этап подготовки к усвоению знаний (актуализация)
    4. Этап усвоения новых знаний: в лирике, в музыке, в живописи
    5. Анализ стихотворения
    6. Творческая работа
    7. Итоги
    8. Объяснение домашнего задания
    9. Анализ работ

    Предварительная подготовка к уроку

    • Подготовка сообщений учащимися
    • Заучивание стихотворений о весне, выразительное чтение прозаических отрывков
    • Оформление стенгазеты

    Весенний романс

    Еще не царствует река,
    Но синий лед она уж топит.
    Еще не тают облака,
    Но снежный кубок сердцем допит.
    Через притворенную дверь
    Ты сердце шелестом тревожишь…
    Еще не любишь ты, но верь:
    Не полюбить уже не можешь…
    И. Анненский

    I. Организационный момент

    – Какое время года вами особенно любимо? Почему?
    – Почему вам нравится весна?
    – Какие события в вашей жизни связаны с весной? Чего вы ждете от наступления весны?
    – Что из ваших ожиданий, из ожиданий ваших людей отражено в эпиграфе стихотворения? (Ожидание нового, любви, новой жизни.)

    – Как вы думаете, только ли художественное слово может передать ощущение весны? (нет, но и другие виды искусства)
    – С помощью каких средств передаются эти ощущения?
    – Художник рисует красками, музыкант – звуком, поэт — словом, и все они создают душой.
    – Насколько важны эти виды искусства для нашего восприятия красоты, мы сейчас попробуем понять. Послушаем стихотворения и постараемся настроиться на общение с прекрасным.

    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски я стремлюсь подметить,
    А то, что в этих красках светит:
    Любовь и радость бытия,
    Она повсюду разлита…
    Она везде, где красота…
    И. Бунин

    – Какое настроение создается у вас при чтении этого стихотворения?
    – Какова главная идея? (Нужно видеть не только, что на поверхности, но и внутренние чувства автора, скрытые красками, то, что окружает нас, каждодневную «радость бытия», «любовь», вездесущую «красоту».)
    – Какие изобразительные средства помогают передать эту идею? (Светит любовь и радость, красота разлита – метафора.)
    – Почему, по-вашему, в последних строках автор использовал многоточие? (Чтобы показать присутствие красоты вне времени и пространства, для нее нет границ.)
    – И.С. Бунин жил в 19 веке в России. Писатель и художник Г.Гессе – в Германии. Но их объединяло одно: способность постичь искусство, как некую великую ценность.

    Всех звуков и цветов соотношение,
    А также способы переложения,
    Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
    О, как хотелось мне аза науки
    Такой постичь!
    Г.Гессе

    – Сравните оба стихотворения. Разные или одинаковые точки зрения на силу искусства?
    – Легко или сложно, по мнению авторов, постичь ее? (Нет, Бунин «стремится подметить» что-то, то есть это какой-то миг, который может ускользнуть. Для Гессе искусство — «наука», и он мечтает постигнуть лишь «азы» «соотношения звуков, цветов», «способов переложения, оттенков цвета в ноты, звуки»).
    – Приятно, но трудно постичь искусство. И для тех, кто постигает великую его силу, оно становится частью жизни, самой жизнью.

    В ней что-то чудотворное горит,
    И на глазах ее края гранятся.
    Она одна со мною говорит,
    Когда другие подойти боятся.
    Когда последний друг отвел глаза,
    Она была со мной одна в могиле
    И пела словно первая гроза
    Иль будто все цветы заговорили.
    1958

    – С какими образами открыто или скрыто сравнивает А.Ахматова музыку? («Чудотворное» — святость, « горит» — огонь, «гранятся» — нечто драгоценное, как грани алмаза.)
    – Какие звуки мы слышим? («Гроза» – порыв, сила, «цветы» — звон колокольчиков, ветерок, шелест.)
    – Какое значение приобретает музыка для Ахматовой? (Это надчеловеческое, святое, верное, в отличие от людей, «последний друг отвел глаза», музыка пела с ней в «могиле», в забытье. Это что-то живое – «говорит».)
    Вот такими предстают музыка, живопись, литература. Именно эти три великих искусства помогут нам приобщиться к их величию, услышать, увидеть то, что дано не каждому.

    III. Работа в группах

    – Мы будем знакомиться со стихотворениями, картинами, музыкой о весне. Постепенно у вас получится такая таблица:

    Автор, произведение Литература Живопись Музыка

    1. Группа «Поэты». Учащиеся выразительно читают наизусть стихотворения, прозаические отрывки.

    • А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»), «Ласточка» («Травка зеленеет…»), «Опять в мое окно пахнуло»
    • Ф.Тютчев «Люблю весну в начале мая…», «Зима недаром злится…», «Первый лист», «Еще шумел весенний день…»
    • А.Фет «Еще весны душистой нега…»
    • Б.Б.Мохонько «В начале мая»

    И. Соколов-Микитов «Весна»

    Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд Прилетели грачи. Торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Увидели ребята у скворечен первых скворцов. Весело радостно закричали: — Скворцы! Скворцы прилетели! Выбежал на опушку заяц-беляк; присел на пенёк, огляделся. Ушки на макушке у робкого зайца. Смотрит заяц-беляк: вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает лось.…
    А в глухом лесу вывела медведица родившихся в берлоге маленьких медвежат на первую прогулку. Ещё не видели медвежата весны, не знают тёмного леса. Не знают, чем пахнет пробудившаяся земля. На поляне, у разлившегося ручейка, весело играют смешные неуклюжие медвежата. Со страхом заглядывают в холодную бегущую воду, взбираются на пни и оттаявшие на солнце старые коряги…
    Стройными косяками летят, тянутся с юга гуси; показались первые журавли. — Гуси, гуси! Журавли! – кричат, задрав головы, ребята. Вот закружились над широкой рекой гуси, спустились отдохнуть на наполненную водой полынью. Увидели отдыхающих на льду гусей другие пролетавшие гуси, стали подсаживаться к ним. Обрадовались товарищам другие гуси. Далеко над рекой прокатился радостный крик… Всё теплее и краше с каждым днём весна. На пригреве в лесу распустились на веточках ивы шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. А над поляной, где раскрылись подснежники, вспорхнула первая бабочка.

    А.Толстой «Весна»

    На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками.

    С каждым днём прибывало птиц в саду. Забегали между стволами чёрные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица», зелёная с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях,– суетясь, свистела медовым голосом. Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались» заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем» то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем,– пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

    И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная с червяков: – Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А уж я одна проживу, ни при чём, ку-ку. Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона,– все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

    – Какие эпизоды весны запечатлел каждый из авторов?
    – Можно ли сказать, что весна одинакова во всех произведениях? Или есть что-то разное? Почему?
    – Какие яркие образы вам запомнились, и вы захотели бы их использовать в своих произведениях?
    – Подберите к каждому из стихотворений картину одного из представленных художников? На какой из них вы бы хотели оказаться? Почему?
    – Как называются картины, на которых изображена природа?
    – Об этих картинах и их замечательных авторах нам расскажут «Художники»

    2. Группа «Художники». Рассказывают об одном из художников и их картинах о весне.

    • К.Я. Крыжицкий «Ранняя весна» (1904,1905)
    • И.И. Левитан «Буря. Дождь», «Март»
    • Н.Г.Крымов «После дождя»
    • В.Н.Бикшеев «Голубая весна»
    • С.Ю. Жуковский «Май»
    • А.И.Куинджи «Ранняя весна»
    • А.М.Грицай «Пора весны»

    – Какова перекличка этих стихотворений и картин?
    – Какие основные цвета использованы на картинах? Везде ли одинаковы?
    – Какое настроены создает картина?

    3. Слово учителя

    С большой любовью изображена родная природа. Слушая стихотворения, рассматривая пейзажи, нельзя забыть о музыке. Ведь именно эти звуки навеяли многим поэтам и художникам стремление создать их творения.

    Какую музыку весны слышите вы? (Капель, птичьи голоса, шепот ветра, звон трескающегося льда, шум ручейков и воды)

    Наверное, и композиторы слышали эту музыку. И им удалось передать частицу природы в своих произведениях.

    1. Группа «Композиторы». Учащиеся рассказывают о композиторах. Одновременно прослушиваются их произведения.

    • П.И. Чайковский «Времена года»
      http://vsemp3tut.ru/?song=%D7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9+%C2%E5%F1%ED%E0&x=31&y=5#fff
    • А.Вивальди «Времена года»
      http://www.youtube.com/watch?v=bHQK1WtJuIw
    • Э. Григ «Весна»
      http://vsemp3tut.ru/?u > http://www.youtube.com/watch?v=5Iy9hMMvEWQ
    • Моцарт «Весенняя песня»
      http://www.musicandi.ru/slova_pesen/toskapovesne

    – Какое настроение создает музыка?
    – Запишите при прослушивании слова-ассоциации, возникающие у вас:
    – Как звучит музыка, какие образы возникают, ваши мечты (тихо, светло, грустно, зелень, солнце и т. п.)
    – Эта музыка была написана достаточно давно. Нас от композиторов отделяет расстояние и время. А похожи ли по настроению, по отношению к весне современные композиции?

    (Прослушивание музыкальной композиции М.Монастырского «Апрель».)

    – Какие звуки вы слышите? (капли, падающие с крыш)
    – С каким стихотворением созвучна эта мелодия?

    IV. Анализ стихотворения «Уж тает снег, бегут ручьи» А.Плещеева

    Каждая группа отвечает за свою область. «Художники» отмечают запахи, краски, «композиторы» — звуки, «поэты» — образы, изобразительные средства. Создается целостное восприятие произведения, его настроение.

    V. Творческая работа

    Работа проводится под музыку (на выбор).

    Мини-сочинение «Моя весна» или составление 1–2 синквейнов «Весна» (желательно с использованием своих слов-ассоциаций)

    Весна.
    Теплая, нежная.
    Манит, чарует, завораживает.
    О, это море моих чувств!
    Любовь.

    VI. Подведение итогов

    – Мы познакомились со многими великими авторами и их великими творениями. Они показали нам разную весну. В нашей душе своя весна. Но она имеет нечто общее: она несет надежду, стремление к новой жизни и к любви.

    Источники:
    • http://otvet.mail.ru/question/72492128
    • http://ofto.lechenie-zreniya.ru/zrenie/chto-takoe-vesna-s-tochki-zreniya-iskusstva/
    • http://kr-znamya.ru/index.php?catid=38:kulture&id=5025:2012-04-14-19-39-07&Itemid=74&option=com_content&view=article
    • http://www.epochtimes.ru/element-vesny-derevo-98975369/
    • http://ped-kopilka.ru/blogs/kristina-viktorovna-safronova/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskustva-nepovtorimaja-vesna.html
    • http://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-izobrazhenie-vesni-v-raznih-vidah-iskusstva-klass-464828.html
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605582/