Меню Рубрики

Что такое вера с точки зрения науки

Религия основана на вере. Тем не менее, некоторые люди до сих пор стремятся доказать догматы своей веры при помощи научных методов или терминологии.

Согласно исламской теологии, люди были созданы из воды и глины, ангелы – из света, а джинны – из бездымного огня. Одни считают джиннов обычными духами, в то время как другие утверждают, что слово «джинн» означает «иностранец», и не исключают возможности их внеземного происхождения. В книге «Жизнь за пределами Земли» (1980 год) было выдвинуто предположение о том, что джинны являются формой жизни, существующей в плазме Солнца.

Плазму в солнечной фотосфере, безусловно, можно назвать «бездымным огнём». Также, с научной точки зрения, она представляет собой форму жизни, основанную на структурах магнитной силы, с положительными и отрицательными ионами, взаимодействующими между собой подобно белкам и нуклеиновым кислотам на Земле, и солнечной лучистой энергией как источнике питания.

Тем не менее, уфолог Крис Лайн имеет иную точку зрения. Он утверждает, что ангелы существуют в ультрафиолетовом спектре, а джинны – в инфракрасном. На своём уровне реальности они способны создавать электромагнитные решётки или голограммы, так называемые «светокопии», которые заставляют молекулы и атомы формировать правильные конфигурации в нашем мире. Это объясняет силу иллюзий и исполнение желаний, ассоциируемое с джиннами.

В буддизме относительно нормально относятся к научным методам, поэтому неудивительно, что многие буддийские мыслители пытаются примирить западную науку с дхармической концепцией реинкарнации.

Психиатр из Университета Виргинии, Джим Такер, потратил годы на изучение и сбор данных о детях, которые помнили свои прошлые жизни, в надежде найти доказательства реинкарнации душ.

Как ни странно, но его идея не привлекла внимания критиков. И хотя гипотеза Такера пока остаётся недоказанной, его исследовательская методология впечатляет. При анализе собранных данных он обнаружил весьма интересные закономерности. Возраст большинства детей, которые утверждали, что помнят свои прошлые жизни, колебался в пределах 2-6 лет. Около 70% из них заявляли, что умерли насильственной или неестественной смертью. Более того, 90% детей утверждали, что в прошлой жизни они имели такой же пол.

Некоторые квантовые физики считают, что материальный мир является производным от сознания, а не наоборот. Если это так, тогда сознанию не нужен физический мозг, чтобы выжить. Данная концепция является весьма спорной.

3. Девственное рождение

Чудо действенного рождения Иисуса Христа является важной частью христианской веры, и многие считают, что это было божественное вмешательство. Тем не менее, некоторые люди пытались объяснить это с научной точки зрения. Главный вопрос: откуда у Иисуса Христа появилась Y-хромосома, которая сделала Его мужчиной?

Согласно одной из теорий, у Марии был генотип XY, а также синдром тестикулярной феминизации. В таком случае Х-хромосома Марии претерпела мутацию, что сделало её организм устойчивым к тестостерону: она стала женщиной, хотя генетически являлась мужчиной. Как правило, такие женщины бесплодны и имеют неопределенные внешние половые органы. Однако теоретически Мария могла спонтанно забеременеть через процесс, известный как «партеногенез».

В таком случае Иисус, по сути, был клоном Марии. Он должен был претерпеть обратную мутацию, чтобы избежать возникновения устойчивости к тестостерону и синдрома тестикулярной феминизации.

Согласно другой теории, Мария формально была девственницей, когда забеременела. Иосиф и Мария были обручены, но ещё не женаты, поэтому они могли просто заниматься петтингом. Это теоретически привело к беременности Марии, оставив при этом её девственность нетронутой.

4. Пресвятая троица

Ещё одной тайной христианства является то, как три аспекта Бога – Отец, Сын и Святой Дух – могут являться монотеистическим божеством. Некоторые считают, что ответ кроется в квантовой механике. По их мнению, Бог создавал физический мир в соответствии с научными законами, которые соответствуют Его божественной природе.

Согласно квантовой теории, процесс включает три этапа: поле потенциалов создаёт силу, которая, в свою очередь, генерирует кинетическое или фактическое событие. Пресвятую троицу также можно рассматривать как три этапа спасения. Она начинается с бесконечного стремления, или божественной любви Отца. Далее следует божественная истина в лице Сына, который ведёт к фактическому событию спасения посредством Святого Духа.

Ещё одна аналогия, проводимая между Богом и квантовой физикой, заключается в том факте, что субатомные частицы можно рассматривать как частицы или волны – в зависимости от того, как они измеряются. Это отражает характер Бога, который является Отцом, Сыном или Святым Духом – в зависимости от того, как Он измеряется, и взаимосвязей, установленных между ними тремя.

В 1972 году журнал «Прикладная оптика» применил принципы термодинамики по отношению к аду и раю и получил довольно интересные результаты. В Книге Исайи говорится (Исайя 30:26): «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы». Это значит, что рай получает столько излучения от Луны, сколько Земля получает от Солнца, однако в 49 раз больше излучения от Солнца, чем получает Земля.

Согласно термодинамике, рай излучает столько же тепла, сколько и получает – примерно в 50 раз больше, чем Земля. По закону Стефана-Больцмана, температура в раю составляет 525 градусов Цельсия.

В книге «Откровение Иоанна Богослова» (Откровение 21:8) сказано: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая». Температура «озера, горящего огнём и серою» должна поддерживаться на уровне 444,66 градусов Цельсия, чтобы оно не превратилось в пар. Следовательно, в раю жарче, чем в аду.

Тем не менее, эти расчёты не учитывают атмосферное давление в аду. Согласно подсчётам математика, жившего в XIX веке, к 2000 году в аду будет около 29 миллиардов душ. Предположительно площадь геенны, на которой основана концепция ада, составляет 7 квадратных километров. Если представить, что масса души равна массе тела среднестатистического человека в этой ограниченной зоне, то высокое атмосферное давление позволит сере оставаться в жидком состоянии при температуре намного выше 525 градусов Цельсия.

В 2006 году исследователи из Пенсильванского университета заинтересовались «глоссолалией», которую практикуют секты пятидесятников по всему миру. В ходе анализа функционирования мозга пяти женщин, которые разговаривали на глоссолалии, учёные обнаружили, что их лобные доли (отвечающие за волевые действия) и языковые центры находились в состоянии покоя, в то время как участки, задействованные в поддержании самосознания, были активны. Эти результаты подтверждают заявления пятидесятников о том, что глоссолалия является уникальным осознанным опытом, которому не хватает волевого контроля.

Неврологи предполагают, что ослабление контроля над языковым центром головного мозга может быть вызвано потоком непонятной речи. Однако верующие интерпретируют результаты эксперимента как оправдание своей убеждённости в том, что глоссолалия берёт начало за пределами человеческого разума. Возможно, адамический язык, на котором говорили в Эдеме, также был неструктурированным. Или, может быть, глоссолалия является результатом прямой связи между ограниченным человеческим мозгом и бесконечными языками Бога.

Некоторые мусульмане считают, что основу современной науки можно найти в Коране. Доктор Джо ли Симпсон, специалист в области гинекологии, акушерства и генетики, заявил, что хадиса, приписываемые пророку Мухаммеду, кажется, отражают процесс эмбриогенеза. В одном из них Мухаммед сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню». В другом хадисе он заявил: «Как только со дня сотворения зародыша проходит сорок две ночи, Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему надлежащую форму и даёт слух, зрение, кожу, плоть и кости». Идея о том, что научные истины можно почерпнуть из Корана, является важной для тех, кто желает доказать истинность слов пророка Мухаммеда. В одном из стихов Корана говорится: «Это Мы установили Вселенную (Нашей творческой) силой, и поистине, это Мы постоянно расширяем её». По мнению некоторых людей, под этим имеется в виду дальнейшее расширение и движение космоса с момента большого взрыва.

В Коране также содержатся упоминания об орбитах в пространстве, защитном характере атмосферы, магнитном поле Земли, относительности времени и многом другом.

В 1994 году трое статистиков из Иерусалимского технологического колледжа и Еврейского университета проанализировали «Книгу Бытия», написанную на иврите, с целью выявить эквидистантные последовательности букв. (Например, «HXOXUXSXE» может быть расшифрована как «дом».) Исследователи надеялись найти определённые слова и фразы, вставленные Богом.

Они опирались на работу раввина Х.М.Д. Вейссмандела, который обнаружил подобные структуры в Пятикнижии. Чтобы найти закодированные слова и фразы, статистики использовали компьютер. Им удалось обнаружить слово «Седекия», имя иудейского царя, правившего в VI веке до нашей эры. Оно находилось рядом со словом «Мантания», настоящим именем Седекии. Также исследователи обнаружили рядом с «Хасмонеями» (еврейский род) слово «Ханука». Всего было обнаружено около трёх сотен пар таких слов и имён.

По мнению некоторых людей, это не совпадение или попытка выдать желаемое за действительное. Книга Бытия была написана в 2300 году до нашей эры, и ссылки на события, произошедшие сотни и тысячи лет спустя, говорят о том, что её автор не мог быть человеком. Закодированные пары слов были оставлены высшим разумом – Богом. В ходе дальнейшего статистического анализа были обнаружены имена 32 еврейских деятелей, живших в IX-XIX веках.

9. Проблема звёздного света

Младоземельные креационисты считают, что Вселенной, включая Землю, всего 6000 лет. Однако, как установили астрономы, самые дальние объекты, квазары, находятся от нас на расстоянии 13 миллиардов световых лет. Именно в этом заключается суть «проблемы звёздного света», которая является нерешённой до сих пор, несмотря на многочисленные попытки.

Одной из них была теория о С-распаде, где С – первая буква латинского слова «celeritas» («свет»). С-распад – идея, согласно которой скорость света со временем исчезла.

В докладе под названием «Атомные константы, свет и время» Тревор Норман и Барри Сеттерфилд проанализировали 163 экспериментальных значения, чтобы определить скорость света, начиная от середины XVIII века и заканчивая сегодняшним днём. Они пришли к выводу, что скорость света за год уменьшалась на 40 километров в секунду.

Космология белых дыр – ещё одна теория, касающаяся проблемы звёздного света. Её автор, Рассел Хамфриз, предположил, что Земля находится в колодце чёрной дыры. Согласно данной теории, во внешней Вселенной проходят миллиарды лет, а на Земле за это время – всего несколько дней в результате замедления времени. Хитроумная математика и явное безумство идеи помешали ей получить широкое признание.

Буквально недавно появилась ещё одна теория, согласно которой, перемещаясь в одном направлении, скорость света измерить невозможно. Следовательно, не исключено, что свет, который движется в сторону наблюдателя, делает это почти мгновенно. В свою очередь, свет, который движется от наблюдателя, делает это медленнее, чем С, превращая С в среднее значение скорости движения от и навстречу наблюдателю.

В 2005 году доктор Стаффорд Бетти, профессор религиоведения из Университета штата Калифорния (Бейкерсфилд), опубликовал в журнале «Религия и здоровье» статью «Растущие доказательства “демонической одержимости”: как на это должна реагировать психиатрия?». Он утверждал, что в различных культурах существует огромное количество доказательств демонической одержимости, которую можно побороть при помощи обряда экзорцизма. Демонов Бетти описывал как «более или менее разумных, но бесчувственных существ, которые угнетают нас; с ними мы можем взаимодействовать различными способами».

Бетти утверждал, что поддерживать чисто материалистическое мировоззрение перед лицом таких неопровержимых доказательств было безрассудно. Он также считал, что экзорцизм должен стать альтернативной формой лечения (в противовес психотропным препаратам и электросудорожной терапии). Он хотел, чтобы психиатры пересмотрели свои предположения, исследовали доказательства существования паранормальных явлений и позволили экзорцистам практиковать свои обряды в медицинских учреждениях, чтобы убедиться в их эффективности.

Почему многие думают, что видели призраков, как экстрасенсы заставляют им верить и почему люди боятся сглаза и порчи? « Бумага» поговорила о сверхъестественном с биологом Александром Панчиным, написавшим книгу «Защита от темных искусств», в которой паранормальные явления объясняются с научной точки зрения.

— Вы сами когда-нибудь верили в сверхъестественное?

— Конечно. Например, во втором или третьем классе я независимо от Самуэля Ганемана (основатель гомеопатии — прим. « Бумаги») изобрел гомеопатию. У меня была идея, что я могу заряжать воду и придавать ей невероятные свойства, пропуская через разные специальные фильтры.

Еще я верил в бога, к которому обращал молитвы и прочее. Для меня это был негативный психологический опыт, потому что я постоянно ждал божественного наказания. Например, никому ничего не обещал, потому что думал, что бог меня накажет, если не выполню обещание.

Из мистического я в свое время пробовал вызывать духов. Правда, безуспешно. У меня до сих пор сохранился амулет в виде пентаграммы, который нужно было надевать, чтобы духи не растерзали тебя после того, как их вызовешь.

— Как вера во всё это уходила? Вы прочитали какое-то научное опровержение?

— Сложно сказать. Я не помню, в какой момент я перестал верить в сверхъестественное. Наверно, где-то в университете, потому что в школе я еще носил крестик. Мне кажется, большой эффект произвело несколько аргументов, с которыми я познакомился. Например, аргумент про чайник Рассела. Я подумал — почему мы должны верить в одни вещи, которые не можем проверить, но не должны верить в тот же самый чайник? Почему мы принимаем на веру одну недоказанную вещь, но отрицаем другую? В итоге я понял, что нужно стараться избегать двойных стандартов мышления и любой спорный тезис как-то обосновывать или не настаивать на нем.

— Почему вы написали книгу про паранормальное? Почему считаете, что это важно сейчас?

— Потому что паранормальное — это одна из, скажем так, небезопасных вер. Например, если человек верит в медиумов, которые могут вызывать духов и лечить заболевания, он может отказаться от нормального лечения. Так, например, умер Стив Джобс. У него была операбельная опухоль поджелудочной железы, но он ходил по всяким медиумам и эзотерикам. В итоге он все-таки сделал операцию, но было слишком поздно.

Кроме того, вера в сверхъестественное может сделать человека жертвой мошенников или собственного страха перед какими-то колдунами, которые говорят, что на нем лежит родовое проклятие. Таких примеров сейчас очень много. Книга неслучайно называется «Защита от темных искусств». Темные искусства — это разные методы, позволяющие манипулировать людьми, используя их веру в паранормальное. А защита от них — критическое мышление.

— Вы не считаете, что многие люди, которые в книжных обращают внимание на полки с нон-фикшн, уже обладают им?

— В подавляющем большинстве книжных магазинов [моя] книга стоит не на полке с научпопом. Она стоит на полке с эзотерикой. Это было частью плана. Книга не просто так называется. Она не просто так выглядит как магическая книга. Не просто так и приписка на ней «Если вы не прочитаете эту книгу, призраки будут ходить за вами следом».

Когда я писал «Защиту от темных искусств», я хотел, чтобы она заинтересовала и произвела хорошее впечатление на людей, которым нужно избавиться от некоторых суеверий. Чтобы человек, который верит в паранормальное, взял ее в руки, как можно дальше ее прочитал и по возможности изменил свои убеждения. В одном книжном проводили эксперимент — книжку ставили на полки и в научпоп, и в эзотерику, и из эзотерики книгу покупали гораздо лучше. Да и мне регулярно пишут люди, которые верили в мистику, но потом задумались, и благодарят за то, что стали иначе смотреть на мир.

Читайте также:  Если зрение 5 какие очки нужны

— Ваша книга построена на научном объяснении якобы паранормальных явлений. Можете объяснить, почему люди верят экстрасенсам?

— Экстрасенсы используют очень много методик, которые позволяют заставить человека поверить, что про него что-то якобы узнали. Например, используют эффект Барнума — когда про человека говорят очень общие вещи, а он принимает это, как правильные суждения. Есть знаменитый эксперимент, когда взяли группу студентов, провели с ними личностный тест и просили оценить, насколько правдивые получились результаты. Подавляющее большинство студентов заявили, что полученное описание их личности очень похоже на правду, а потом выяснилось, что им всем выдали один и тот же результат, который был взят из гороскопа.

Некоторые экстрасенсы используют информаторов. Человек приходит на прием к какому-нибудь медиуму, а в приемной его встречает человек, который выдает себя за такого же клиента экстрасенса. Во время беседы он выуживает из человека что-то, а потом через гарнитуру передает информацию так называемому экстрасенсу.

Кроме того, во многих случаях вообще очень просто произвести впечатление. Люди по своей природе лучше запоминают удачные результаты, чем промахи. Поэтому если наговорить много всякой ерунды и часть из нее окажется верной, да еще красиво это подать, можно произвести должный эффект. Провалы клиент просто не запомнит.

— Почему верят в порчу, сглаз или магию?

— Есть очень хороший пример. Есть видео, где некий индийский гуру утверждает, что с помощью магии может убить человека. Его пригласили в прямой эфир одного телеканала, где присутствовал скептик. Гуру попросили хотя бы лишить скептика сознания. Он долго читает какие-то заклинания, машет ножом, оголяет торс, мычит что-то, но ничего не происходит. Гуру говорит: «Наверно, тебя защитили твои боги», а скептик отвечает: «Я — атеист».

Главная защита от сглаза или порчи — как раз в том, чтобы не верить в них. Всё это работает исключительно через страх и психологию. Антропологи уже давали объяснение кажущейся эффективности «черной магии»: если сказать кому-то, что на нем лежит родовое проклятие, человек может поверить, испугаться, поверить, что он умрет и, например, перестать есть или пить. Или умереть от сердечного приступа, если у него больное сердце.

— А если взять обратные случаи — чудесное исцеление?

— На этот счет есть два хороших исследования. В первом людей, болеющих астмой, в случайном порядке подвергали четырем видам воздействия — давали или препарат от астмы, или препарат-пустышку, или иглоукалывание (ко всему прочему еще и «неправильно» сделанное) или ничего с ними не делали. А затем двумя способами оценивали эффективность воздействий — замеряли состояние легких и спрашивали самого человека об его состоянии.

Выяснилось, что если оценивать объективно, то препарат от астмы помогает, а остальное нет. А вот сами люди говорили, что все три воздействия одинаково помогли им по сравнению с невмешательством. Это исследование учит нас тому, что люди крайне плохо могут оценить причины изменения своего самочувствия. Это делает нас очень подверженным альтернативной медицине или целителям. У человека по каким-либо причинам улучшается самочувствие, и он начинает верить, что его исцелили.

Второе исследование выглядело так: людей разбили на две группы. Первой рассказывали о критическом мышлении и тренировали избегать ошибок мышления. Например, понимать, что если одно событие следует за другим, то это не означает, что они связаны. У второй группы таких тренировок не было. Затем обе группы имитировали работу врачей и назначили виртуальным пациентам лекарства. Препаратов было два — одно улучшало шансы пациентов на выздоровление, а второе нет. В итоге получилось так, что когда люди оценивали реально действующий препарат, то обе группы примерно одинаково выявляли его эффективность. Если речь шла о бесполезном препарате, то группа, которая прошла тренировки, гораздо реже принимала его за эффективное лекарство.

Из других подобных экспериментов вытекает объяснение, почему популярна альтернативная медицина. И почему альтернативная медицина именно такая, какая она есть. Например, представители альтернативной медицины заявляют об отсутствии побочных эффектов, чтобы люди не связывали ухудшение состояния с их действиями. Или назначают прием препаратов на пике плохого самочувствия и на очень долгий срок. Я часто сталкивался с людьми, которые говорили, что два года пили гомеопатию, и им в итоге стало лучше. Но за эти два года с ними могло произойти что угодно. Болезнь могла пройти сама, например.

— Почему люди верят в призраков? А многие думают, что даже видели их?

— Я сам два раза в жизни пережил нападение «нечисти», но сверхъестественное здесь ни при чем. Я сталкивался с ситуацией, когда просыпаешься и не можешь пошевелиться, а над тобой возвышается какая-то темная фигура, которую можно принять за демона. У прихода подобных монстров по ночам есть вполне физиологичное объяснение.

Когда мы спим, во время фазы быстрого сна у нас мозг активен, почти как при бодрствовании, и включается функция паралича скелетных мышц. Это нужно, чтобы мы не побежали во сне. Иногда этот механизм не успевает выключиться, когда мы просыпаемся, и тело не поддается. Плюс не до конца проснувшийся мозг, тени в комнате и биение собственного сердца, которое человек может принять за звук шагов. Чаще всего такое происходит, когда люди страдают апноэ (остановка дыхательных движений — прим. «Бумаги») и спят на спине — в этом случае возникают проблемы с дыханием, которые интерпретируются как удушье. В итоге всё это трансформируется в единый образ монстра, который приходит по ночам, чтобы душить людей.

Интересно, что представители разных культур описывают этот опыт по-разному. В Америке из-за того, что инопланетяне стали популярнее призраков, теперь всё чаще рассказывают о нападении пришельцев.

Вторая вещь про призраков и голоса в голове. Есть много научных и медицинских статей о том, что люди начинают видеть разные вещи и слышать голоса при болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона или параноидальной шизофрении. Иногда люди принимают это за что-то сверхъестественное.

— Опровержение какого паранормального явления нравится больше всего лично вам?

— На меня при подготовке большое впечатление произвела книга Джеймса Фрейзера «Золотая ветвь». Она заставила по-другому посмотреть на магические практики. Дело в том, что у них есть свои правила. Случайная вещь не может стать магическим ритуалом. Допустим, если я скажу, что для ритуала нужно спеть песню про пони, а потом срубить дерево, то не очень понятно, чего я этим могу добиться. А вот если человек говорит, что сейчас возьмет мои волосы и засунет их в зелье, то тут люди уже начинают думать и интуитивно предполагать, к чему всё это может привести.

По мнению Фрейзера, магическое мышление — это неправильное использование в целом правильных принципов мышления. Например, все мы знаем, что при контакте от одного человека к другому могут передаться какие-либо микроорганизмы и возбудители болезней. Но одновременно существует контагиозная магия — когда люди верят, что два предмета, когда-то соприкасавшихся, будут каким-то образом связаны и дальше. Например, абориген подстрелил врага из лука, а потом кладет лук рядом с костром, лук нагревается и жжение якобы передается ране недобитого врага.

И это касается нашей повседневной жизни. Например, маркетологи проводили исследование: в супермаркете они клали в одну корзинку пачку печенья и женские прокладки в герметичной упаковке. Выяснилось, что люди гораздо менее охотно ели печенье из пачки, если она касалась упаковки женских прокладок, чем в случае когда упаковки просто лежали в одной корзине и не касались.

Или рассмотрим гомеопатию — идея того, что вода что-то помнит, это чисто контагиозная магия. Другой принцип гомеопатии — подобное лечить подобным — это тоже магическое мышление. Фрейзер называл это «магией имитации». Человек имитирует какое-то действие и думает, что оно произойдет в реальности. Например, протыкает куклу вуду ножом и ждет смерти врага. Это неправильное использование ассоциативного мышления.

На меня всё это произвело очень большое впечатление, потому что раньше я думал о гомеопатии только как о форме альтернативной медицины, но это самая чистая форма магии.

— Современная наука может объяснить всю мистику?

— Математик Израиль Гельфанд рассказывал анекдот: один журнал опубликовал статью про то, что человек так исхитрился, открывая бутылку, что проглотил штопор. В качестве доказательства журнал опубликовал фотографию этого штопора. Когда мы говорим про паранормальные явления, часто сталкиваемся с подобными ситуациями. Люди говорят, что было некое событие, а в качестве доказательства мы в лучшем случае имеем свидетельские показания, которые не очень убеждают. Чаще всего мы можем предположить довольно много вариантов, как могло появиться то или иное свидетельство. Например, всё это выдумано или свидетель столкнулся с каким-нибудь фокусом. Ведь я тоже не могу объяснить многие фокусы, которые показывают иллюзионисты, но у них есть рациональное объяснение.

Грубо говоря, сегодня наука может сказать, что все заявления о паранормальном имеют альтернативные рациональные объяснения.

— Когда вы писали книгу, у вас не было мысли, что какое-нибудь явление может оказаться правдой?

— Были истории, которые гораздо более сложны, чем типичные истории о паранормальном. Например, есть парапсихология — это псевдонаука, но многие из парапсихологов на очень высоком уровне владеют научным методом и используют его. Это можно назвать плацебо для науки. Мы понимаем, что парапсихология не работает, но смотрим, как они ошибочно получают положительные результаты в некоторых своих экспериментах, и понимаем, что можно исправить в обычной науке, ибо порой секрет получения ложно положительных результатов в тонких нюансах исследования.

— Вы пришли к какому-то общему выводу о том, почему люди до сих пор верят в мистику и сверхъестественное?

— Причин очень много, но если называть основную, то это, как мне кажется, склонность людей не задумываться о том, правильно ли они думают о чем-то. Многие представления об окружающем мире мы получаем на уровне интуиции и даже не обращаем на это внимание. Люди не спрашивают: «Почему я в это верю?» Судя по результатам экспериментов, к такому склонно очень большое количество даже очень умных, образованных и способных. Мне кажется, именно этим люди руководствуются в случае с паранормальным: человек видит какое-то размытое пятно и принимает на веру самое первое объяснение «это призрак». Дальше он уже не задумывается о том, что это может быть, например, какая-то необычная тень или сбой в работе его мозга.

Еще одна вещь, которая сильно влияет на такой ход размышлений — люди плохо оценивают вероятность событий. Либо ошибочно считают, что альтернативные объяснения маловероятны, либо даже не догадываются о них.

— Как вам кажется, человечество в целом избавляется от веры в сверхъестественное?

— Этот вопрос требует научного анализа, но у [ученого] Стивена Пинкера есть лекция, где он обосновывает, что жизнь в целом становится лучше. А мы знаем, что вера в сверхъестественное в целом больше распространена в неблагоприятных частях социума. В условиях неопределенности и страха люди охотнее верят в паранормальное.

Можно предположить, что прогресс устранит веру в мистику, но у этой веры есть еще и экономическая компонента. Например, в России в этом смысле можно привести примеры РПЦ или производителей гомеопатии и подобных препаратов. Всё это миллиарды рублей. Наличие таких людей и организаций, которые заинтересованы в распространении отдельных заблуждений, — очень тревожный и пугающий сигнал.

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

ЦЕНЗУРА НОВОГО ДИВНОГО МИРА Под предлогом борьбы с антипрививочниками общество будут подводит.

22 МАРТА — РУССКИЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ Сегодня русский женский день, Печально отошедший в тень. .

Как замачивание круп влияет на наше здоровье и что происходит, если Вы их не .

В новом 2019 году дорогое правительство приготовило россиянам массу подарков, каждый из .

Уж если зашёл сегодня разговор об научном официозе, его косяках и вранье, то неплохо бы вспом.

Метки

Рубрики

  • Основы Формирования Человечества.Хатыбов,Маков. (41)
  • Ответы Б.В.Макова (13)
  • «Метеориты» (67)
  • Аквариум (12)
  • Бесплатно в интернете (8)
  • Генетика (17)
  • Геометрия Земли (2)
  • Гравитация (3)
  • Грибы (1)
  • Духовная Философия (99)
  • С.Н.Лазарев (10)
  • Животные (207)
  • Видео (97)
  • Необычное (46)
  • Необычные животные (25)
  • Фото (37)
  • Закон Абсолютности-Относительности (0)
  • Здоровье (302)
  • Вакцинация (33)
  • СПИД (4)
  • ЗНАНИЯ от NA_чала (45)
  • Картинная галлерея (37)
  • Комплекс «СветЛ» (23)
  • Комплексы,мегалиты. (82)
  • Космические катастрофы (32)
  • Кулинария (46)
  • Лекарственные растения (27)
  • Линии на земле (5)
  • Лирика (31)
  • Марс (33)
  • Многое поняли (13)
  • Мода (5)
  • Мои ответы (50)
  • Мой друг компьютер (14)
  • Музыкальное видео (138)
  • Неизвестная история (369)
  • Сидоров Г.А. (21)
  • Чудинов В.А. (25)
  • Романовы (40)
  • Тартария.Русь. (34)
  • Неизвестная наука (675)
  • Золотарёв А.Ю. (7)
  • Савин А.Ю. (9)
  • Левашов Н.В. (98)
  • Материализация (14)
  • Не фокусы (18)
  • Открытия и разработки (76)
  • Психология и воздействие (114)
  • Сергей Данилов (56)
  • Солнце,Луна,спутники (85)
  • трансмутация (1)
  • Ученые современности (40)
  • Фальсификации (44)
  • Хатыбов А.М. (47)
  • Энергетика (43)
  • Необычное и «сверхъестественное» (124)
  • НЛО (698)
  • Земные технологии (20)
  • НЛО 2012-2013 (225)
  • НЛО и политика (24)
  • НЛО свежий обзор (127)
  • НЛО сопровождают авиацию (36)
  • НЛО статьи (16)
  • нло фото (27)
  • НЛО,Солнце,Луна,Космос (58)
  • НЛО. МКС. (29)
  • НЛО.Вулканы.Горы. (36)
  • Огромные НЛО (50)
  • НЛО,инопланетяне (149)
  • Эбры (39)
  • Овощи и фрукты (3)
  • Оформление сайта на Ли.ру (55)
  • ОФЧ.Отрывки. (99)
  • Пирамиды. (67)
  • поздравления (32)
  • Полезные советы (54)
  • Мои советы (2)
  • Политика (1454)
  • Евреи (81)
  • Россия (421)
  • США (70)
  • Украина (78)
  • Пословицы и поговорки народов мира (2)
  • Приколы и юмор (199)
  • Притчи,мудрость,высказывания. (51)
  • Пророчества (2)
  • Рамки для текста и фото (184)
  • Релакс (7)
  • Религия (99)
  • Решетки атмосферы (4)
  • РНТО (99)
  • Русский язык (46)
  • Сад.Огород. (20)
  • Мои советы (3)
  • Самые распространенные заблуждения (33)
  • Сергей Салль (26)
  • Система Управления Земли (507)
  • Загадочная природа (206)
  • Катаклизмы (297)
  • Философия (3)
  • Фоны (6)
  • Фото (70)
  • Хатыбов А.М.,Левашов Н.В.,Маков Б.В. (45)
  • Цикл конференций КЛЮЧИ ИСТИНЫ (14)
  • Экономика (168)
  • Это интересно (319)
  • Тесты (12)

Видео

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

Новости

Ссылки

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Суть и сущность веры с точки зрения современной науки

Среда, 05 Ноября 2014 г. 07:14 + в цитатник

Осознание сути и сущности веры с точки зрения современной науки и мыслителей религиозной сферы.


Нам целесообразно представить для себя уровень итогового осознания и понимания ими (разными науками) самой сути веры, как части их миропонимания, опираясь на осмысленное светским обществом выраженное состояние посредством представленных и принятых определений и суждений, относительно восприятия веры текущего периода.

Читайте также:  Право с точки зрения исторической школы права это

Он есть последний результат из процессов управления в рамках прежних программных состояний старой Системы и поэтому для нас, как итоговый, он более важен, чем ранние рассуждения мыслителей давней истории, насколько бы они не были лингвистично совершенны или по-философски хороши.

Вера, в отличие от религиозной традиции, в современной науке понимается как позиция некоего совершенного разума, принимающего некоторые положения, которые временно не могут быть доказаны. В этом смысле она противоположна знанию.

К «знанию» наука соотносит все то, что может быть каким-либо доступным образом проверено, подтверждено, обосновано и доказано.

Однако, далеко не все убеждения людей могут быть подвергнуты проверке и обоснованию, поскольку в процессе жизненных поисков ныне появляется необходимость касаться такой сферы, которая людьми наблюдаемой и ощущаемой быть не может, т.е. находится за пределами наблюдаемой ими окружающей реальности.

Часть из них, т.е. вследствие сложившихся независимых от людей обстоятельств, принимается без доказательства и люди вынуждены верить в то, что эти убеждения истинны и непременно полезны, хотя и не доказуемы. Частности через примеры в данном случае излишни, они бесчисленны.

Должен закономерно возникать вопрос как перед учеными, так и перед служителями религиозной сферы, — каким образом в умах людей появляется осознание не доказанной будущей или недосягаемой ныне истины, находящейся пока еще на стадиях догадок, воображаемых представлений таковых реальностей, которые даже не ощущаемы всеми пятью чувствами людей?

Почему декларируемые догмы, толи это научные, толи религиозные и любые иные, обладают таким превышающим эффектом действенности на людей, чем обретенные ими же знания?

Нет секрета в том, что многие мыслители, как прошлого, так и текущего времени, обладая современным познанием, одновременно являлись и являются приверженцами религиозных взглядов. Почему?

С феноменом вера тесно связаны понятия о степени риска, правды и лжи.

На непринципиальных направлениях бытия, вера начинает жить самостоятельной жизнью по многим аспектам, что вполне понятно, так как получает подкрепление: система действительно продолжает существовать, ведь направление с точки зрения выживания, непринципиально.

Это особо часто применялось Системой при процессах вещного применения людей в программных экспериментах по развитию энергобиогенезиса «рубашки», когда первоопределяющим была только целесообразность подстраивания тела людей, как частной второстепенной системы, под комфортное состояние, необходимое эбровскому Мозгу.

А что происходило с людьми, к каким последствиям это приводило, — всё это старую Систему не беспокоило и в расчёт при выработке последующих программных процессов не принималось. Интеллектуально ориентированные системы по мере развития стремятся уменьшить степень неопределённости и заменить веру потребным знанием на всех направлениях своего текущего и будущего бытия.

Что такое вера с точки зрения науки

Автор: Mirosław Rucki

Противоречит ли вера здравому смыслу? Действительно ли научные знания опровергают христианские верования? Кого можно считать окончательным авторитетом в науке? Такие вопросы задают себе христиане в течение двух тысячелетий, пытаясь найти связь между верой и мировоззрением. Честный атеист тоже должен задуматься, имеет ли он достаточные основания, чтобы отвергнуть Библию и ее основные мысли, насколько его „рациональное мышление” в действительности рационально. Также и люди, исповедующие другие религии, признающие авторитет своих пророков и учителей, могут искать разрешения своих сомнений. Эта статья старается найти место веры в системе научных теорий и знаний и применить рациональное мышление к основам христианского вероисповедания.

Вера и разум

Хотелось бы начать с того, что я – не религиозный фанатик. По образованию я инженер, занимаюсь научной работой и преподаю в вузе. Моя вера вовсе не мешает мне вести научные исследования, хотя коллеги часто выражают сомнения, насколько она рациональна. У меня создается впечатление, что в нашем обществе сложилось мнение о христианстве как собрании бессмысленных догм, в которые надо „слепо” уверовать, выключая при этом здравый смысл. Думаю, что это не так. По крайней мере в Библии, основном источнике христианской веры, мне не удалось найти подтверждения для таких убеждений. Даже наоборот: в Святом Писании множество фрагментов говорит о том, что верующие должны исследовать факты и делать выводы, анализируя их с помощью разума 1. Христианство не требует от человека слепой веры. Но может ли вообще существовать другая вера, не слепая? Не противоречит ли само понятие „вера” понятию „разум”?

Слово „вера” в русском языке имеет несколько значений, например, в словаре Ожегова оговариваются три, из которых первое, наиболее общее, означает ‘убежденность, глубокая уверенность’2. И именно в таком значении пользуется словом „вера” святой Павел, который утверждает, что „вера – это уверенность в том, чего мы не видим, на основании того, что можем увидеть” 3. Можно сказать, что св. Павел формулирует определение веры, считая, что она не только не противоречит рассудку, но как-бы дополняет его. Вера охватывает то, чего нельзя непосредственно коснуться, увидеть. Например, все верят, что когда-то жил царь Петр Первый, хоть никто из нас его лично не видел. Но ведь существуют исторические документы и археологические данные, на основании которых можно утверждать, что это не вымышленный герой мифических преданий.

Точно так же, на веру, принимаем много различных фактов, установленных учеными. Большинство из нас никогда не сможет проверить, каково давление воды на глубине 1000 м или давление воздуха на высоте 5000 м, измерить, какова скорость света в вакууме. Но, читая работы людей, которые это определили, мы верим им, поскольку не имеем оснований отвергнуть их утверждения. Наши убеждения (вера) тем крепче, чем бoльшим авторитетом пользуется данный ученый.

В научной работе вера тоже играет важную роль. Все более глубокое познание мира ведет к тому, что люди теряют возможность непосредственного контакта с объектом своих исследований. Мы открываем новые правила квантовой механики, теории относительности и т.п., законы, которых не можем проверить непосредственным опытом – и тем не менее верим, что они правдивы, так как у нас есть для этого основания. Работа ученых состоит в том, чтобы собрать достаточное количество фактов, дающих возможность сделать определенные выводы.

Христианская вера, так же как и вышеуказанные убеждения, является уверенностью, основанной на анализе фактов. Например, теория эволюции, которая считается научной теорией, требует больше веры, чем христианство. Пропагандируемая властями тоталитарного государства, она стала догмой, в которой нельзя было сомневаться. Но и теперь многие, не задумываясь, принимают за чистую монету утверждения этой теории, веруя, что она научно доказана. Только нельзя забывать о том, что ее доказывали методами далекими от науки. Ученые должны вести исследования и на основании установленных фактов строить научные теории, тогда как сторонники эволюции пытаются подобрать факты так, чтобы они подтверждали их теорию. Будучи честным ученым, Чарлз Дарвин перед смертью засомневался, верна ли его теория, так как не нашел достаточных доказательств ее достоверности, однако это не препятствует его последователям, которые до сих пор не нашли таких доказательств, слепо верить, что эволюция создала человека 4.

Наблюдая окружающий нас мир, мы можем обратить внимание на необыкновенную сложность, которая еще не заинтересовала Дарвина. Молекулы состоят из атомов, каждый из них находится на своем, точно определенном месте. Из молекул построены клетки организмов, выполняющие каждая свои функции. Клетки определенного типа создают ткани, каждая из которых предназначена для своих целей. Из тканей состоят конкретные органы, составляющие, в свою очередь, организм. Каждая единица имеет свое место среди подобных себе организмов, а каждый вид занимает определенную позицию в биологической системе нашей планеты. Эту систему человек легко нарушает, а потом, несмотря на силу своего разума, не может заново построить. И притом верит, что она образовалась сама по себе, случайно, в результате бесцельного процесса эволюции! Если бы ученые нашли на Марсе хотя бы обыкновенный нож, они не только могли бы делать выводы о существовании марсианской цивилизации, но смогли бы определить также степень развития техники и интеллекта его производителей. А на Земле вокруг нас находятся миллионы живых организмов, каждый из которых гораздо сложнее современных компьютеров, а мы упрямо верим, что их Создатель не существует! Такая вера имеет меньше оснований, чем вероисповедание о Боге – Создателе неба и Земли.

Одним из самых наивных „научных” доказательств атеизма был факт, что Юрий Гагарин не видел в космосе никакого Бога. Таким же образом рассуждает каждый человек, который не замечает Его присутствия: „раз Бог не действует в моей жизни, значит, Его нет”. Но такое мышление только создает видимость рациональных рассуждений. Точно так же можно было бы утверждать, что, например, мой дедушка никогда не существовал, потому что я не могу его никому показать. Но в этом случае мы начинаем думать логически, анализируя факты: 1) в определенном месте находится его могила, 2) существуют документы, говорящие о разных этапах его жизни, от свидетельства о рождении до свидетельства о смерти, 3) еще живы люди, которые лично его знали и с ним работали, 4) существую я, что было бы невозможно без моего дедушки. Конечно же, скептик мог бы все отвергнуть утверждая, что могила пуста (или там похоронен кто-то другой), что документы фальшивы, свидетели ошибаются, а моим существованием можно пренебречь. Только следует принять во внимание, что оснований для поддержания тезиса скептика значительно меньше, чем для веры, что мой дедушка – реальная личность. Рассуждая о существовании Бога, необходи мо точно так же обратить внимание на подобные факты: 1) существуют Его творения, 2) существуют документы, 3) существуют свидетели. Живя в мире, полном разнообразных растений и животных, глядя на солидный архив документов – Библию и наблюдая, как христиане влияли и влияют на мировую историю, можно сделать разумный вывод: Бог существует и действует. Такое убеждение можно иметь независимо от того, что мы не видим Бога, независимо от того, что не видел Его Гагарин. Это – обоснованная уверенность 5.

Христианство и научные открытия

Часто можно встретиться с мнением, что наука может многое объяснить „рационально”, не допуская веры в Бога. Будучи верующим научным сотрудником, я убежден, что это не так. Собирая научные знания, обобщая их и создавая новые теории, ученые постоянно задают больше вопросов, чем получают ответов. Учась в институте узнаешь, что школьные объяснения были настолько упрощенными, что описывали лишь частные случаи. Научные исследования, в свою очередь, ставят под вопросом знания, полученные во время учебы. Теории, выдвигаемые исследователями, настолько сложны и противоречивы, что большинство из нас не в состоянии их до конца понять и принять, что они достаточно хорошо объясняют явления окружающего мира 6.Мы можем считать Бога Альфой и Омегой, Началом и Концом всего сущего, и это не противоречит научным знаниям. Наука не в состоянии (а по всей видимости, даже не пытается) доказать, что такое убеждение не соответствует действительности, и поэтому не может влиять на религиозные взгляды человека.

Но, с другой стороны, для христианина очень важно, каково мнение науки о документах, на которых основана его вера – о Библии. Я не мог бы быть христианином, если бы у меня не было оснований верить, что эти документы – настоящее Слово от Бога. Честно говоря, я перестал бы веровать, если бы наука смогла показать, что 1) в Библии есть утверждения, противоречащие историчес ким фактам, 2) Библия представляет образ мира, зачерпнутый из мифологии, 3) в течение столетий в Библию вносили изменения.

Однако в настоящее время историки перестали провозглашать свои открытия доказательствами против Библии. Археология предоставляет все больше материалов и информации о жизни людей и обществ во времена, описанные в Библии, но нам никогда не удастся построить полной картины действительности тех далеких эпох. Мы можем лишь проверить, насколько элементы повседневной жизни, исторические события определенных веков противоречат библейским записям. И тут оказывается, что научные открытия скорее позволяют лучше понять книги Святого Писания, написанные в разных эпохах, чем доказывают их несостоятельность. Некоторые библейские авторы довольно точно описали исторический фон событий, благодаря чему эти события можно поместить среди известных истории фактов – а это опровергает модное до сих пор мнение, что Библия содержит всего лишь легенды и сказки с религиозными поучениями 7.

Против таким утверждениям свидетельствует и факт, что Библия не содержит взглядов древнего мира на природу. Например, Веды, священные книги индуизма, утверждают, что „Земля плоска и треугольна”, а „землетрясения бывают тогда, когда под ней начинают скакать слоны” 8. Вопреки общепризнанным во времена написания святых книг мифическим мировоззрениям на строение мира, Библия не содержит никаких фантастических описаний. Наоборот, ее авторы записали удивительно совпадающие с научно установленными фактами утверждения, что Земля „висит ни на чем” (Иов 26,7), что свет можно расщеплять (Иов 38,24), что Земля вращается вокруг своей оси (Иов 38,14) 9. Нет доказательств того, что древние пророки имели научные знания об окружающем их мире, наоборот, есть основания утверждать, что они сами не совсем понимали эти слова. И именно это дает возможность верить, что настоящий Автор и Вдохновитель книг Библии – Бог, Создатель неба и Земли.

Что касается тезиса об изменениях, которые якобы появились в Библии на протяжении веков, то здесь заметно отсутствие логики. Никому никогда не удалось определить, в каком месте, когда, кто и какие изменения в Библию внес.

У меня даже создалось впечатление, что никто даже не пытался этого установить. Утверждения о введенных изменениях обычно принимаются в качестве аксиомы или давно доказанного факта (конечно, без указания, кем и когда доказанного), на основании которого можно строить теории, противоречащие Библейскому учению (например, о переселении душ, о небожественной природе Иисуса, многочисленные версии рассказа о воскресении и т.п.). Но такое мышление вовсе не рационально, это всего лишь подгонка фактов к своим убеждениям. А каковы факты?

Интересно, что до нашего времени дошли тысячи вручную переписанных копий книг Библии. Значительная часть из них сохранилась лишь во фрагментах, часто очень небольших размеров 10. Но каждый из фрагментов можно легко идентифицировать и поместить в дошедшем до нас тексте Писания. Если бы в течение столетий переписчики вносили свои изменения, более ранние рукописи существенно отличались бы от нынешней версии. Однако современные ученые, имея более 20.000 манускриптов Нового Завета, в состоянии подвергнуть сомнениям лишь примерно 400 слов, т.е. всего 0,5% текста 11. Даже рукописи из Кумрана, хоть вдохновили многих исследователей на построение фантастических спекуляций, не принесли доказательств, подтверждающих предположение о внесении изменений в книги Библии. Более того, есть основания считать некоторые из найденных там фрагментов папирусов наиболее ранними (датируемыми примерно на 50 г.н.э.) из известных рукописей Нового Завета 12.

Таким образом, претензии, предъявляемые Библии, в большинстве случаев безосновательны: нет доказательств того, что ее тексты были изменены и подогнаны под очередные догмы, а описание мира в книгах пророков не противоречит научным наблюдениям. Противоречия между Библией и историческими данными во ногих случаях разрешились в результате новых открытий археологии – т.е. в результате развития науки. Так что можно сделать вывод, что мы не всегда понимаем текст Писания скорее из-за недостатков наших знаний, чем по вине „недоученных” авторов книг Библии.

Читайте также:  Плохое зрение у ребенка с рождения

Внутренние противоречия в тексте Библии

Последний вопрос, на котором я хотел бы задержаться, это предполагаемая внутренняя противоречивость Библии. Скептически настроенные исследователи замечают в разных книгах Писания противоречащие друг другу утверждения. Их рассуждения верны: если одни тексты Библии говорят одно, а другие другое, то такую книгу нельзя считать авторитетом ни в одном вопросе. Но, к сожалению, способ отыскивания противоречий далек от совершенства и наверняка не соответствует требованиям науки, потому что его цель – не понимание смысла изречения, а подгонка текста для подтверждения собственных теорий 13. Я хотел бы представить несколько примеров.

1) „Око за око, зуб за зуб” и „возлюбите врагов своих”. Это пример „противоречия”, которое появляется в результате отрыва изречения от контекста. Первое предложение считается поощрением мести, тогда как в действительности это предостережение: „не обижай другого человека, потому что тебе воздастся так, как ты сам обидел другого”. Наказания ни в коем случае не приводит в исполнение обиженный. Верховный Судья – Бог, и именно он воздаст каждому за зло. Судьи и священники в Израиле выносили и исполняли приговоры от имени Бога, так как Закон Божий, согласно которому они действовали, содержал подробные описания типичных спорных вопросов и их решений. Слова „око за око, зуб за зуб” (Вт 19,21) – это инструкция для судей, какова должна быть мера наказания для преступников. Так что эти слова – вовсе не поощрение мести, тем более, что в Израиле мести и самосуды были запрещены Законом Бога: „Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего. ” (Левит 19,18). А это не противоречит любви по отношению к врагам.

2) „Кто не против нас, тот с нами” и „Кто не с нами, тот против нас”. Здесь имеет место типичное недоразумение в результате изменения звучания текста Библии, изменяющего также его смысл. Необходимо принимать во внимание, что обе мысли высказал Иисус в разных ситуациях. Первое из них (Лк 9,50) было ответом на вопрос, могут ли люди, не ходящие с учениками Иисуса, действовать Его именем, и звучало так: „кто не против ВАС, тот с ВАМИ” (а не „с нами”!). Это значит, что люди, не принадлежащие к группе Двенадцати Апостолов, могут быть настоящими последователями Иисуса (две группы верующих: те, кто „ходит с учениками”, и те, кто „не ходит”). Второе предложение было высказано в ответ на обвинение в оккультизме (Лк. 11,23). Иисус объясняет, что каждый человек вынужден однозначно принять Его сторону, иначе останется под влиянием сатаны. Подытоживая высказывание, Он говорит: „Кто не со МНОЙ, тот против МЕНЯ” (а не „против нас”!). Это утверждение не противоречит первому, поскольку касается совсем другой группы людей (люди делятся на последователей Иисуса и неверующих).

Примеры можно приводить и приводить. Хочу однако еще раз подчеркнуть, что часто источником недоразумений становится предубеждение и нежелание понять смысл высказывания. Если исходить из убеждения, что Библия не имеет смысла, то, естественно, все ее тексты покажутся бессмысленны. Чаще всего такое мышление приводит к тому, что Библию, не открыв, ставим на полку. Но это не признак научного или рационального мышлении, а не читая Писания из-за предубеждения, никто не имеет права подвергать сомнениям ее ценность.

Рациональное мышление

Современному читателю такой древней книги, как Библия, задумывающемуся над тем, есть ли основания считать ее Словом Бога, придется пройти два этапа рассуждений: во-первых, задуматься, что произошло в жизни авторов и заставило их записать эти, а не другие слова, и во-вторых, насколько текст этих книг касается лично каждого из нас.

В Библии описано множество событий, из которых я хотел бы упомянуть то, которое произвело настоящую революцию в умах и простых рыбаков, и при знанных еврейских ученых – воскресение Иисуса 14. Сообщения о нем свидетельствуют, что люди совершенно не были готовы к этому событию, но, столкнувшись лицом к лицу с фактом, вынуждены были пересмотреть свои взгляды. Их мышление было рационально:

„Во-первых, люди не воскресают из мертвых. Во-вторых, Иисус действительно умер. В-третьих, мы видели его живого в течение сорока дней после Пасхи. В-четвертых, гробница остается пустой доныне. Что из этого следует? Раз мы видели его и разговаривали с ним, значит он воскрес. Раз он воскрес, значит это был исключительный человек. Раз он обещал, что воскреснет, и сделал это, значит, он не бросает слов на ветер. Раз он обещал, что вернется судить живых и мертвых, можно ожидать, что это действительно произойдет”. Именно такое мышление привело к перевороту в сознании и жизни, например, Иоанна, автора четвертого Евангелия, который коротко сообщает, что он „увидел и поверил” (Иоан. 20,8). Более того, Иоанн почувствовал ответственность за то, чтобы другие люди, которые не увидели собственными глазами, поверили его свидетельству, и на его основании построили свои убеждения (см.: Иоан. 19,35; 20,31). Думаю, что логика Иоанна была так же безупречна, как логика Альберта Эйнштейна, который совершил переворот во взглядах человечества на мир физики 15. Разницу можно заметить лишь в результатах – благодаря выво- дам Эйнштейна люди изготовили мощное оружие массового уничтожения, а книга, написанная Иоанном, уже в течение 2000 лет дает многочисленным верующим уверенность в будущей жизни.

И в этом месте современный читатель Библии переходит ко второму этапу рассуждений, задавая себе вопрос о достоверности текста Писания, каким его знаем сегодня. Он может принять во внимание следующие факты:

1) изменения в тексте настолько незначительны, что книги можно считать точно такими, как их написали авторы; 2) нет доказательств, что авторами не являются сами участники описанных событий 16; 3) утверждение, что в текст были специально внесены изменения, искажающие его первоначальное значение, безосновательно; 4) есть все основания предполагать, что авторы искренне верили в то, о чем писали 17; 5) свидетельства разных книг Библии, написанных в разные времена разными людьми, воспитанными в различных культурах, не противоречат друг другу; 6) в Библии нет фантастических и наивных утверждений об устройстве мира, нет в ней мифических рассказов, оторванных от конкретной общественно-исторической действительности.

Я сделал однозначный вывод: слова, написанные в этой Книге, касаются меня так же, как касались Иоанна, Петра или Луки. Я многократно сталкивался с попытками опровержения этих шести пунктов, на которых опирается моя вера, мне часто приходилось возвращаться к источникам и проверять мои убеждения. До сих пор, начиная с 1989 года, когда я впервые открыл Библию, все мои поиски приводили лишь к укреплению моей веры.

1 Интересно, что Ветхий Завет почти не занимается понятием „вера”. После того, как „Авраам поверил Богу, и это ему вменилось в праведность”, о вере ничего не говорилось аж до времен Христа. Чудесный исход из Египта, заключение Договора с Богом на горе Синай, получение заповедей от Бога, поселение в Земле Обетованной – это факты, в которые не было необходимости верить (например, пророк Исайя советует проанализировать эти факты, Ис 34,16). Ни один религиозный иудей ни во что не обязан верить, он должен только выполнять требования Договора, который заключили и многократно возобновили его предки. Вера становится необходимой для того, чтобы распознать в Иисусе предсказанного пророками Мессию – Божьего Сына. Но сам Иисус многократно доказывает свое тождество, требуя лишь проанализировать факты и сделать правиль-ные выводы. Иудеи, которые верно рассуждали, ожидая, что Мессия должен быть родом из Вифлеема, не поверили из-за своего невежества, так как были убеждены, что Иисус не родился в этом городе (см. Иоан. 7,40-43; 7,50-53). Веру, построенную на основании фактов, имели апостолы (Иоан. 3,2; 16,30; 19,35), а особенно св. Фома (Иоан. 20,24-28). См. также Лк 1,4; Иоан. 14,29; Иоан. 20,30-31.

2 С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Москва 1993. Также в так называемом Малом академическом словаре русского языка говорится, что вера – это ‘твердая убежденность, уверенность в чем-либо, в исполнении чего-либо’ (Словарь русского языка, изд. 2, т. 1, изд-во “Русский язык”, Москва 1981.

3 Такое „определение” понятия веры содержит послание к Евреям. Вся глава 11 посвящена вере, автор старается показать, каким образом уверенность в Боге изменяет жизнь людей. Подобным образом о вере говорят следующие фрагменты: Рим 8,24-25; 1Кор 15,17-20; 2Кор 5,6-8.

4 В Польше издано уже несколько научно-популярных книг о проблемах креационизма (науки о сотворении мира) и эволюционизма, например S. Baker, Kosc Niezgody, Krakow 1991; J. W. G. Johnson, Na bezdrozach teorii ewolucji, Michalineum, Warszawa – Struga 1989; W. Gitt, K.-H. Vanheiden, Gdyby zwierzeta mogly mowic, CLV. Bielefeld – Berlin, 1992. На русском языке мне встретилась лишь изданная около десяти лет назад в США брошюра Г. Морриса Сотворение мира – научный подход. Авторы этих книг представляют научные доказательства того, что Земля могла быть создана Творцом, что библейский потоп мог действительно иметь место, и показывают ошибки в рассуждениях эволюционистов.

5 „. «Вера» значит уверенность и доверие Богу. Это не «прыжок в темноту», который нужно сделать не задумываясь. Это доверие по отношению к Богу, которого считаем достойным доверия. Имеющий знания человек может уверовать и доверить свою жизнь Иисусу Христу”. „Христианская надежда – это взгляд в будущее, за пределы этого мира, с уверенностью, что там существует иной мир, обещанный Богом. Он убедился, что обетования Бога достойны доверия, и поэтому уверен в своем будущем. ” The Lion Encyclopaedia of the Bible, A Lion Book, Tring – Batavia – Sydney 1987, стр. 145, 149.

6 Следует помнить, что эмпирические науки (описывающие окружающий мир) постоянно изменяются и зависят от доступных исследователям приборов. Наблюдая явления, ученые пытаются сформулировать так называемые описательные законы, т.е. просто описать, что в таких и таких условиях наблюдаются такие и такие явления. Затем предпринимают попытки создать гипотезу, которая объясняла бы, почему явления происходят именно так, а не иначе. Новые исследования могут привести к открытию явлений, которых выдвинутая гипотеза не может объяснить, поэтому ее приходится постоянно пересматривать, вносить изменения, а иногда и заменить новой, лучше объясняющей проблему. Научная теория, будучи обобщением группы гипотез и законов, тоже подвергнута постоянным изменениям. Поэтому нет ничего странного в том, что „научные объяснения” зависят от актуальных знаний и научного аппарата. Сравни: Z. Ziembinski, Logika praktyczna, PWN, Warszawa 1994.

7 Подробно вопросы исторических свидетельств и Библии, а также ее достоверности описывает книга Дж. МакДауэлл, Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства, Чикаго 1991. Очень интересно сопоставляет новейшие археологические открытия с текстом Писания ксендз Т. Лоска в своей работе Palestyna – kraj Jezusa. Historyczne korzenie naszej wiary, Wydawnictwo WAM, Krakow 1993.

8 J. McDowell, D. Stewart, Odpowiedzi na trudne pytania, стр. 134, TKECh, Krakow 1988.

9 Много внимания этим утверждениям посвятил H. Rimmer, Zgodnosc nauki z Pismem Swietym, Wydawnictwo Dobra Nowina 1991. В синодальной версии Иов 38,24 звучит: „по какому пути разливается свет”, тогда как возможен также перевод: „каким образом разделяют свет”. Большинство переводов Иов 38,14 говорит, что Земля „изменяется, как глина под печатью” (также и русский синодальный перевод). Однако следует помнить, что в древности печати делали в виде вала на тонкой оси, которым „раскатывали” приготовленную глину, оставляя оттиск текста. Именно печать (а не глина) вращалась вокруг своей оси, напоминая вращение Земли, которое приводит к перемене дня и ночи, а именно об этом идет речь в тексте (стихи 12-15).

10 Например, папирус, обозначенный p1 с III века содержит фрагмент Евангелия от Матфея 1,1- 9.12.14-20; папирус p2 с VI века – фрагмент Иоан. 12,12-15 и т.д. См.: Codices Graeci et Latini in hac Editione Adhibiti, в: Nestle – Aland, Novum Testamentum Graece, Deutsche Bibelgeschaft, Stuttgart 1991.

11 Джош МакДауэлл в книге Неоспоримые свидетельства. op. cit., (стр. 35-36) представляет результаты исследований над текстом Нового Завета: 95% разночтений находится в исключительно небольшом количестве рукописей, а 95% оставшихся разночтений совсем не влияет на смысл текста, в котором встречаются. Лишь 400 из существующих 150.000 разниц в манускриптах приводило к сомнениям относительно смысла текста, а из них всего 95 имело важное значение, хоть и не изменяло ни одного из требований веры. В свою очередь, такое огромное количество разночтений в тексте объясняется тем, что если разница в орфографии одного и того же слова встречается 3.000 раз, то считается, что в тексте появилось 3.000 разночтений.

12 Есть основания так считать, хоть можно и отвергнуть это предположение. Подробно дискуссию о рукописях из Кумрана, а прежде всего о папирусе 7Q5, который, возможно, содержит половину стиха 52, стих 53 и начало стиха 54 из 6 главы Евангелия Марка, представляет Мессори (V. Messori, Umeczon pod Ponckim Pilatem? Krakow – Niepokalanow 1996). Замечательно также и то, что Мессо- ри, верующий сторонник аргументов „за”, осторожно высказывает свое мнение о папирусах, говорит о аргументах „за” и „против” и предоставляет читателю право самостоятельно принять решение, тогда как скептики гораздо более категоричны. „Ни в одном из случаев буквы фрагментов не соответствовали точно тексту Нового Завета, которые якобы содержали. Поэтому совершенно невозможно, чтобы какой бы то ни было новозаветный текст. был найден в каком- либо гроте в Кумране”, – заявляет скептически настроенный Вандеркам (J. C. VanderKam, Manuskrypty znad Morza Martwego, Cyklady, Warszawa 1996, стр. 163).

13 В своей работе Айдукевич пишет: „чтобы первоисточники. действительно дали нам информацию, прежде всего необходимо уметь прочесть их и понять. Прочитанные и понятые источники следует затем подвергнуть критической оценке достоверности и правдивости, но исходным пунктом такой критики должно быть понимание смысла источника” (K. Ajdukiewicz, Jezyk i poznanie, t. 1, PWN, Warszawa 1985).

14 Очень подробно анализирует факты, связанные с пасхальными происшествиями, Джош МакДауэлл (J. McDowell, Zmartwychwstanie, TKECh, Krakow 1987). Из его рассуждений следует, что единственным разумным объяснением всех последующих событий является именно то, которое проповедовали ученики Иисуса: Он действительно воскрес из мертвых.

15 Когда ученые установили факт, что скорость света постоянна и не зависит от скорости источника света, они не смогли объяснить этого с помощью законов классической механики. Эйнштейн, учитывая факт, что свет с одинаковой скоростью проходит разное расстояние для движущегося и неподвижного наблюдателя, пришел к выводу, что для этих наблюдателей с разной скоростью идет время. Хоть такое утверждение кажется невероятным и противоречит нашему опыту, оно было логически доказано, а со временем также подтверждено экспериментами.

16 Конечно, некоторые из авторов не участвовали в событиях и записали сообщения свидетелей. Так поступил, например, св. Лука, который этого не скрывает (Лк 1,4). Записи эти не менее ценны, чем сообщения непосредственных участников событий.

17 Джош МакДауэлл говорит о том, что одиннадцать из двенадцати Апостолов были казнены именно за то, что они говорили о воскресении Иисуса (J. McDowell, Jezus – wiecej niz ciesla, TKECh, Krakow 1991, стр. 46). Люди, которые предпочитали умереть, чем изменить свое мнение, должны были иметь глубокую уверенность в том, что говорят и пишут правду.

Опубликовано в июле 2012 г.

Источники:
  • http://paperpaper.ru/campus/pochemu-lyudi-hodyat-k-ekstrasensam-i-kak/
  • http://www.liveinternet.ru/users/5014098/post342357194
  • http://www.truechristianity.info/articles/christianskaya_vera_s_nauchnoj_tochki_zreniya.php