Меню Рубрики

Что такое успех с точки зрения философии

В данной статье рассматривается феменологический подход к успеху , учитывающий его трансформацию в философском, социокультурном и психологическом аспектах. Такой подход позволяет раскрыть истоки возникновения, формы и особенности проявления его в социуме.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Курицкая Юлия Викторовна,

SOCIAL AND PHILOSOPHY CONCEPT OF SUCCESS PHENOMENA

The following article deals with the phenomenological approach to the success and its transformation from the point of philosophy, socio-culture and psychology. This approach helps to discover its sources, forms and peculiarities in society.

Текст научной работы на тему «Социально-философская концепция феномена успеха»

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНА УСПЕХА

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 23.04.2012

В данной статье рассматривается феменологический подход к успеху, учитывающий его трансформацию в философском, социокультурном и психологическом аспектах. Такой подход позволяет раскрыть истоки возникновения, формы и особенности проявления его в социуме.

Ключевые слова: успех, феномен успеха, философский анализ, социокультурный анализ, успех как процесс, успех как результат.

Успех как феномен отражает те социокультурные условия, в которых он формируется. Различие этих условий определяет и разную трактовку успеха, а значит и критериев в рамках различных социальных систем. Однако правомерно поставить вопрос о независимости феномена успеха от социокультурных условий и инвариантности его (феномена) любой социальной системе в рамках нашего исследования. При ответе на этот вопрос, следует учитывать историческую трансформацию феномена успеха и исследование категорий, релевантных феноменам, открывшихся в результате философской рефлексии.

В Античный период идея успеха была заложена Платоном как «идея Блага» — источник истины, гармонии, удовлетворяющая требованиям добродетели. Жизнь, по Аристотелю, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной и добродетельной. Эпоха Возрождения начала формировать чувство успеха, волю к личному отличию, славе, известности. Цицерон, Ф.Петрарка, Н.Макиавелли и др. -родоначальники гуманизма заложили идеи формирования личности. «Идея фортуны» (предопределение обстоятельств) и «уМи»-воплощение человеческой энергии, способностей, таланта (по Макиавелли) это и есть составляющие успеха подлинно свободной личности, умеющей предвидеть ход событий, позволяющей учитывать обстоятельства и свои возможности для достижения цели.

Эпоха Просвещения породила культ знаний, дающий свободу человеку от всякой природной казуальности. Успех в жизни означал успева-ние за знанием. Он ассоциировался с человеком совершенным, который брал на себя ответственность преобразовывать природу.

В традициях немецкой классической философии просматривалась преемственность идей

° Курицкая Юлия Викторовна, аспирантка кафедры философии, политологии и социологии. E-mail: kit. com@mail. ru

эпохи Просвещения: рационализм, гуманистические ценности и новые философские идеи, в частности, идея познавательной активности субъекта (И.Канта, И.Фихте).

В экзистенциальной философии можно выделись два направления, рассматривающих феномен успеха. В первом направлении успех понимался как результат преодоления внешних обстоятельств и выражение сущностных структур человеческого бытия. В таком подходе содержалась и моральная оценка как стремление к успеху, так и статуса, связанного с его обретением. На пути к успеху человек ставил перед собой цели и осуществлял их, независимо от какого бы то ни было, положительного или отрицательного, влияния со стороны общества. В другом направлении, подчеркивающем межсубъектную и интерактивную природу успеха, он рассматривается как социальный феномен. М.Седлер в этом контексте употребляет понятие «ситуация» и акцентирует ее значение в жизни человека. В ситуации проявляются его возможности, так, например, с трудной жизненной ситуацией успешно справится тот, кто способен действовать эффективно в сложных обстоятельствах.

Проблема успеха рассматривается в рамках прагматической философии (У.Джеймс, Дж. Дьюи, С.Хук, Ф.Шиллер, Дж.Болдуин). В философии прагматизма успех является категорией «социально-утилитарной». Успех, прежде всего, связывался с феноменом денег, богатства, благосостояния. Понимание успеха в философии прагматизма обусловлено не только утилитарной мировоззренческой направленностью, но и специфическим взглядом на закономерности функционирования сознания индивида. Так, например для У.Джеймса, успех — это особое качество мыслей индивида о себе, «от-рефлексированная референтность»1.

1 Дильман Д.А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные

Понятие успех находит своё отражение и в ряде частных философских концепций: «приспособительного способа поведения» (Дж. Болдуин), «аутентичного типа личности» (А.Фал-лико), «пассионарности» (Л.Гумилев), «кон-венциональности интересов» (Р.Рорти) и др.

Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М.Вебера, В.Зом-барта, К.Мангейма. В современной отечественной социологии немалые теоретические наработки существуют скорее в ключе социологического анализа деятельности личности — влияния соотношения успешной и неуспешной деятельности на развитие этой деятельности, динамику становления самого индивида. Существуют данные социологических исследований по выявлению представлений об успехе, критериев жизненного успеха, которые описаны в работах отечественных социологов Б.Бессонова, А.Кравченко, Г.Минца, Н.Наумова, Ф.Филиппова, В.Ядова и др.2.

Такое многообразие диаметрально противоположных концепций, в силу специфики феномена успеха, свидетельствует о том, что он является объектом внимания философов, социологов, культурологов, психологов.

В настоящее время существует достаточное количество исследований в рамках данной проблемы (Д.И.Канарский3, С.Ю.Ключников4, Е.В.Караханян5 и др.), носящих практический характер. Это связано с переносом акцента с общественных приоритетов на индивидуальные, который ярко проявил внимание к проблеме успеха, свободы, самоопределения личности в социуме. В свете социально-философского видения, обусловленного экономическими, политическими, социальными, психологическими переменами, произошедшими в нашей стране, актуализировались новые качества личности. Рыночные отношения, в системе общественных отношений, стали диктовать определённые требования к личности, её ориентации на изменение индивидуальной жизненной траектории. Так стремление к успеху, карьерный рост, активность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, деловитость, организованность, ответ-

основании и эмпирические методы исследования: Авто-реф. дисс. д-ра социол. наук. — Волгоград: 2006.

3 Канарский Д.И. Успех как механизм конструирования социальной реальности (социально-философский анализ). Автореф.дисс. канд. филос.наук. — Хабаровск: 2000.

4 Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. Автореф.дисс. канд. филос.наук. — М.: 2003.

5 Караханян Е.В. Социально-философская концепция успеха. Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Уфа: 2010.

ственность и т.д. — стали содержанием понятия «успешный человек» в современной трактовке. Однако, в советском обществе, синонимами понятия «успешный человек» были такие понятия как «карьерист», «выскочка», «делец» и т.п., употребляемые в негативном контексте. Такой смысл определялся системой производственных и общественных отношений, но противоречил человеческому стремлению к успеху, заложенному самой природой человеческого бытия.

Истоки возникновения идеи успеха имеют своё начало в философских теориях Ф.Бекона, Р.Декарта, И.Канта, Ф.Ницше, Ж.-Ж.Руссо, А.Шопенгауэра, Г.Фихте и др., раскрывающих суть бытия через сознательную рефлексию о смысле жизни. Бытие человека есть как решение проблемы смысла жизни, выражающееся в представлении об успехе. Убирая природные рамки бытия, рефлексивное сознание подвигает человека к осмыслению и определению своего места в существующем мире. Не удовлетворяясь законами эволюции природы, человек отвоёвывает своё право на самоопределение, поиск себя и пределов своих возможностей.

Человек, обладающий знанием, есть человек свободный, совершенный, а значит и успешный. Он являлся воплощением «Я», по Фихте, «Я есмь Я» как «высшее понятие». Осознание и создание «собственного Я» актом своего сознания приводит человека к свободе, творчеству, самореализации, успеху.

Разум как познавательная способность человека, по Канту, в своём успешном стремлении к свободе выходит за пределы собственного опыта. Человек, как воплощение «чистого разума», становится носителем и преобразователем мира, способным «диктовать законы природы». Интенция сознания на познание себя и мира вокруг себя, позволяет создавать и утверждать «собственное Я» вне природных границ. Приобретая опыт преодоления проблем, в том числе и себя, человек «преуспевает» по жизни, а значит, ему сопутствует успех. Успех становится образом жизни, образом человеческого бытия. Вслед за витализмом, которых отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения механического, химического, физиологического, т.е. не материального понимания (Луи Дюма), человек освобождает себя от господства природной случайности (Эпикур, Лукреций и др.) и преобразует бытие и себя в нём.

Постоянное стремление к успеху «собственного Я» приобретает различные формы, а процесс описывается с помощью различных категорий: «любовь как обладание миром» (Платон), «воля к власти» (Ф.Ницше)6, «воля к истине» (М.Фуко)7, «мировая воля» (А.Шопенгауэр)8, «наукоучение» (И.Фихте)9.

В каком бы виде эти процессы не присутствовали в человеческом бытие, они носят трансцендентный характер, осуществляют переход из области жизненного опыта за её границы. Способность трансцендирования выражается качественными характеристиками человеческого бытия: творением, преобразованием, трансформацией, преуспеванием.

Таким образом, успех как сущностная составляющая человеческого бытия есть результат творческой деятельности по преобразованию «собственного Я», с выходом за пределы собственных жизненных рамок, «жизненного прорыва» из природной детерминации и социокультурных условий. С феноменологической точки зрения успех — одна из заложенных изначально (априорно) в человеческую природу структур человеческого существования, опыт анализа которой накоплен в философии, культуроло-

гии, социологии, психологии. Успех предстаёт как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, успех — характеристика и показатель переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой — показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.

6Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. — М.: 1994.

7Фуко М. Воля к истине. — М.: 1996.

8Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — Т.1. — М.: 2007.

9Фихте Г. О понятии наукоучения или так называемой философии. — Т.1. — СПб.: 1993.

SOCIAL AND PHILOSOPHY CONCEPT OF SUCCESS PHENOMENA

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The following article deals with the phenomenological approach to the success and its transformation from the point of philosophy, socio-culture and psychology. This approach helps to discover its sources, forms and peculiarities in society.

Keywords: success, success phenomena, philosophy analysis, socio-cultural analysis, success as a process, success as a result.

Julia Viktorovna Kuritskaya, Postgraduate of Department

of Philosophy, Political Science and Sociology. E-mail: kit. com@mail. ru

Что такое успех с точки зрения философии

Несметные богатства окружают нас. Каждый способен обрести благополучие, стать состоятельным и успешным. Мысли о том, что количество денег ограничено и что кто-то всегда будет нуждаться, в корне ошибочны. Все могут стать богатыми. Нужно лишь поверить в это и пожелать этого.

Вы захотели изменить свою судьбу к лучшему. Значит сделали самый первый, самый важный шаг. Не останавливайтесь! Ваши желания и цели формируют ваш новый образ. Будьте готовы измениться. Вселенная бесконечно щедра. Она — источник всего, чего только может пожелать ваше сердце, как в материальном, так и в духовном плане. Все, в чем вы нуждаетесь, и все, чего вы хотите, вы обязательно обретете. Главное — сильное желание, последовательность и вера.

Ваша цель — это изобильная, радостная и счастливая жизнь. Чтобы она наступила, нужно воспитать в себе сознание сильного и свободного человека. Для этого необходимо избавиться от страхов. Страх парализует волю. Если человек испытывает страх, он притягивает к себе именно то, чего боится. Страх — это всего лишь состояние разума. Каждый человек обладает потенциальной способностью преодолеть страх, контролируя разум. Для начала необходим самоанализ.

Цель — избавиться от качеств, блокирующих развитие сильной, свободной, преуспевающей личности:

Безразличие. Обычно выражается в отсутствии всяких амбиций, в отсутствии каких-либо попыток протеста, в терпимости к бедности, в безропотном принятии всех жизненных трудностей и препятствий, в умственной и физической лени, в недостатке инициативы, воображения, энтузиазма и самоконтроля.

Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем. Отбросьте стереотипы, навязанные прошлым негативным опытом, расстаньтесь с мыслью, что жизнь — это тяжелое испытание. Взрастите в себе новое отношение к ней, наполните сознание позитивными творческими мыслями, и вы увидите, насколько изменится качество вашей жизни. Расстаньтесь с привычкой эксплуатировать и тиранить себя, загонять себя в угол. Полюбите себя, относитесь к себе с уважением, поверьте, вы достойны всех благ этой жизни! Осознайте свое Божественное происхождение. Вы уникальны и появились на этой Земле не случайно, а для того, чтобы постичь духовные законы развития и наслаждаться благополучной жизнью! Для этого надо проделать непростую работу. Но эта работа станет для вас наслаждением, если вы осознаете свой выбор, начнете доверять себе. Измените отношение к деньгам, адресуйте им радостные, полные радужных надежд мысли!

Сомнение, нерешительность. Обычно проявляется в постоянных отговорках и поисках алиби с целью простить самому себе неудачи и провалы. Зависть к тем, кто добился успеха, и критика в их адрес.

Читайте также:  Типы оправ для очков для зрения

Если мысль о деньгах вызывает у вас чувство неполноценности и неуверенности — вы исповедуете психологию бедности. Деньги избегают таких людей. Если вы не можете без раздражения смотреть на атрибуты благосостояния(драгоценности, машины и тому подобное), вы переносите это отношение на понятие богатства в целом. А такое отношение отпугивает деньги — Вселенная не захочет лишний раз вызывать у вас отрицательные эмоции. Поэтому измените свое отношение к деньгам в целом, отбросьте зависть, адресуйте свою любовь и уважение людям, добившимся в жизни успеха.

Беспокойство, излишняя осторожность. Привычка находить негативные моменты во всем, постоянные размышления о возможном провале.

Если думать о чем-то, то только в позитивном ключе. Или не думать вообще, чтобы не привлекать энергию неудачи. Никогда не прибедняйтесь, не жалуйтесь на судьбу и обстоятельства, не допускайте критики в свой адрес, не давайте себе уничижительных характеристик. Говорите о себе как об успешном счастливом человеке.

Самооценка — это не только оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, но и искренняя вера в то, что мы именно таковы. Она оказывает влияние на все аспекты поведения: способность и желание учиться, возможность расти и изменяться, выбирать себе идеалы, друзей, возлюбленных. Лучшей возможной гарантией успеха в жизни является сильная позитивная самооценка. Общайтесь с оптимистами, с людьми счастливыми, богатыми, доброжелательными, целеустремленными! Учитесь у них успеху. Очень важно для нашей самооценки и развития это общение с теми, кто думает и говорит на одном с вами языке — найдите себе единомышленников. Вместе с ними вы создадите общее поле благополучия и успеха(эгрегор). Никогда даже не допускайте мысли о неудаче! Вы встали на другой путь! Препятствия должны стать для вас лишним поводом укрепиться в своей уверенности и реальности осуществления вашей цели.

Промедление. Это симптом, который проявляется в желании постоянных компромиссов, отказе от ответственности. Человек, который медлит с действиями, в конце концов смиряется с бедностью вместо того, чтобы стремиться к богатству.

Нерешительные люди — это потенциальные неудачники. Даже зная, что нужно делать, в каком направлении двигаться, все равно бездействуют. Чтобы стать богатым и достичь финансовой независимости необходима твердость характера, энергия, сила воли, дисциплина и пунктуальность.

Заставьте себя принимать решения! Научитесь быть упорными в достижении цели. Учитесь переживать счастливые моменты жизни без каких-либо условий и причин. Наша жизнь происходит здесь и сейчас. Каждый момент жизни — настоящее счастье. Будьте счастливы сегодня, сейчас. Не откладывайте счастье на будущее! Проявляйте настойчивость, несмотря на препятствия, и вы обязательно добьетесь поставленной цели.

Когда мы поднимаемся на новую ступень и ощущаем себя частью богатой, изобильной Вселенной, многие вещи, которые казались когда-то значительными и важными, вдруг растворяются и перестают быть хоть сколько-нибудь значимыми и заметными. Так происходит со старыми обидами и неприятными воспоминаниями. Теперь каждое событие видится нам как важный, необходимый шаг к новой жизни, новому ощущению себя в благостном мире. Уже ничто не мешает нам быть свободными, богатыми и счастливыми. Приближайте этот светлый миг, отпускайте обиды и горести. Возьмите с собой в новый день только радость и любовь.

Здоровье неразрывно связано с успехом, богатством, изобилием. Берегите и укрепляйте его. Внимательно прислушивайтесь к сигналам тела, заботьтесь о здоровом питании, о своевременном отдыхе. Каждый день находите время для физических упражнений — это поддерживает тонус организма. Радуйтесь каждой мелочи, самым простым, обыденным вещам: солнцу, теплому ветру, голубому небу, доброй улыбке.

Создайте себе репутацию надежного делового партнера и человека, приятного в общении. Значительная часть успеха определяется качеством тех отношений, которые вы сумеете установить в своей личной и деловой сфере. Благополучные люди в течение всей своей жизни овладевают умением создавать, укреплять и поддерживать добрые отношения с другими достойными успешными людьми.

Если вы вступили на путь богатства, необходимо помнить о мотивах ваших поступков, в частности, о помощи окружающим вас людям. Помогайте ближним, творите добрые дела и радуйтесь своим возможностям, совершайте хорошие поступки, настройтесь на радость, гармонию в душе и мир с самим собой. Помогайте окружающим, но помните, что они сами несут ответственность за свою жизнь.

Вас беспокоит экономическая ситуация в стране? Вы пристально следите за курсами валют, переживаете из-за кризисов на финансовых биржах? Поверьте, все это для вас не имеет значения. Ваш достаток не зависит от внешних факторов. Вы управляете энергией денег и они послушны вашим желаниям, движениям души. Вы создали свой мир и в нем вы всегда будете процветать!

Достижение материального благополучия приносит счастье лишь в том случае, когда развитие человека происходит гармонично, когда получение материальных благ сопровождается совершенствованием духовной сферы. Стремитесь к гармонии. Получая богатство, совершенствуйтесь духовно и обретайте истинное счастье.

Жизненная стратегия успеха

Лариса Вячеславовна Зимина

Кандидат педагогических наук, психолог, медиатор-тренер,

системно-семейный терапевт, травмотерапевт

«Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы»

Интенсивность жизни современного человека приводит к тому, что зачастую ему некогда задуматься о том, чего он хочет, насколько он удовлетворен своей жизнью, так ли он живет, как планировал.

Власть над нашей жизнью приобретают работа, дела, заботы о доме, о детях. На удовлетворение насущных базовых потребностей (еда, кров, одежда, машина) мы отводим добрую половину собственной жизни, потратив лет двадцать, а то и тридцать.

И в середине жизни, как правило, задаем себе один из «вечных» вопросов: а можно ли назвать мою жизнь успешной? И что такое успех, в чем секрет успеха, существуют ли законы и правила успеха, ловушки и западни на пути к успеху, и наконец, что есть жизненная стратегия успеха и насколько она зависит от нашей активности? Вот чем мы озабочены всерьез и надолго.

Можно ли научиться успеху? Среди фундаментальных знаний, которые современный человек получает в школе или в вузе, практически нет знаний, как правильно построить свою индивидуальную жизнь.

Люди много веков детально изучают тычинки и пестики, скелет человека и расположение мускулатуры, математические формулы и правила грамматики, но совершенно не получают знаний о роли и значении в жизни человека сознания и бессознательного, о воли и ответственности. Не знают законов, по которым формируются и управляются группы, коллективы, законов формирования истинного партнерства как в семье, так и в деловой жизни.

Разобраться в такой сложной теме как успех, без знаний психологии не представляется возможным. Знания психологии помогают человеку понять себя, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер, понять собственную жизненную стратегию достижения успеха.

Что такое успех и от чего он зависит?

Давайте вначале подумаем, что нам мешает насыщаться полнотой жизни? Первая трудность, с которой сталкивается практически каждый из нас – это вопрос как отделить личную жизнь от жизни, которая находится под «пристальным контролем» других: родителей, начальства на работе, коллег и друзей, мужей и жен, самого общества, в конце концов?

Многие годы в нашем сознании господствовала установка, в соответствии с которой нам предписывалось: кого любить и ненавидеть, к кому как относится, с кем дружить, на кого учиться, перед кем преклоняться и т.п. Такая установка лишила нас «права» на личную жизнь.

Наличие «двух ответственных» (человека и «еще кого-то») сформировало у нас двойной стандарт в отношении к собственной жизни. С одной стороны, мы понимаем, что успех в жизни зависит от нас самих, с другой стороны, существует личностный механизм «возложения ответственности», когда человек, снимая ее с себя, в своих неудачах, просчетах, ошибках стремится обвинить других: родителей, окружающих, общество, обстоятельства, начальство, подчиненных («не дали», «не создали условий», «не обеспечили», «не помогли», «не полюбили»).

Наличие внешнеобвиняющей позиции есть первый признак непринятия ответственности человека за все события собственной жизни. Уверенность в том, что окружающий мир должен и обязан нам дать что-то, если не по первому, то по второму требованию, сильно портит наш характер, а впоследствии и судьбу.

Другой механизм: человек во всем подражает окружающим, в одежде, в образе жизни, в привычках, и при этом он глубоко убежден в своей индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, даже оригинальности. Этот механизм самообмана, помогает человеку вести очень активную жизнь, достигать внешних успехов и удовлетворенности, но постепенно ведет к утрате своего истинного «Я».

Однако, большинству людей трудно признаться себе, что только они сами влияет на собственную жизнь, и для этого надо всего лишь пристально «всмотреться в себя», причем, достаточно самокритично.

Великий психолог, философ, К.Г. Юнг сказал: «… что самая неприятная встреча в жизни человека – это встреча с самим собой». Отказ быть личностью и принятия ответственности за каждый свой поступок и решение, за каждое слово – это отказ от самого себя.

Первый закон философии успеха – побеждает тот, кто верит в свои лучшие качества, сильные стороны, кто всегда убежден, что они у него есть, и кто принимает себя таким, какой есть. Я не кукла, не марионетка, не воплощение чьих-то ожиданий, а тот, кем создала меня природа, я каждый день соответствую самому себе.

Представляя индивидуальную «историю» личности, можно ли говорить об общих закономерностях успеха на жизненном пути? Говоря о личной жизни, мы ищем ее не в сфере свободного времени, не в сфере досуга, не в сфере семьи, не в сфере достижения высочайшего профессионализма в своем деле (хотя, на мой взгляд, это необходимое, но недостаточное условие).

Мы также не можем исследовать личную жизнь по тому числу книг, которые успели прочитать, по той информации, которую освоили. Успех личной жизни начинается с постановки таких вопросов, как: живет ли человек в соответствии со своими потребностями, мирится ли со своей неудовлетворенностью жизнью, имеет ли жизненные перспективы, как он соединяет в своей жизни то, что он хочет, что может и что должен?

Иными словами, с точки зрения успеха, жизненный путь каждого человека имеет единые для всех людей критерии «измерения»: получилось или не получилось, доволен или не доволен, счастлив или несчастлив, интересно живу или неинтересно и т.д.

Но способы их реализации сугубо индивидуальны. И с этой точки зрения философия успеха – это то, насколько человек удовлетворен своей жизнью.

Это, прежде всего, чувство – чувство сложное, не всегда однозначное, но всегда обобщенное состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизнью. Испытывая разочарование в одном, мы всегда себя утешаем в другом, пытаясь подвести к какому-то балансу. При этом не замечаем, что лишь успокаиваем себя, загоняя чувство неудовлетворенности вглубь, вместо того, чтобы раскрыть причины и реально изменить себя.

Удовлетворенность – это чувство верности самому себе, подлинности своей жизни.


Закон второй: единственный критерий, который может быть истолкован, что ваша жизнь успешна – это удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Она имеет множество оттенков в зависимости от типов людей, но это, пожалуй, единственный безошибочный, поддающийся логическому объяснению критерий.

Соответственно у нас с вами есть прекрасная возможность перейти от стихийного способа проживания жизни к такому, который мы определяем сами.

Суть этого определения заключается в выборе условий и направления в жизни, в выборе образования и профессии, максимально отвечающим нашим особенностям, желаниям, способностям, а значит и максимально соответствующим нашей жизненной стратегии успеха.

Существует несколько признаков построения жизненной стратегии:

1. Выбор основного направления в жизни, определение главных целей, этапов достижения и соподчинения их.

Часто намерения человека и встречные требования жизни образуют противоречия между тем, что человек хочет, и тем, что ему предлагает жизнь.

2. Разрешение жизненных противоречий, достижение целей и планов.

Способы разрешения противоречий, желание их решать или уходить от них, зависят от особых качеств личности (духовных качеств, таких как ответственность и воля), которые вырабатываются в процессе жизни и отличаются, от способностей или характера.

Читайте также:  Точка зрения чацкого на проблему времени

Таким образом, успех зависит не только от того, в какой области человек применяет свои силы, но и как он проявляет себя.

3. Творчество человека, вернее, творческое созидание собственных ценностей, соединение своих потребностей и ценностей.

Ценность жизни, состоящая в увлеченности, непрекращающемся поиске, в удовлетворенности, есть продукт индивидуальной стратегии жизни, которая определяется самим человеком.

Наблюдая современную действительность, можно заметить, что сейчас многие нацелены на реализацию стандартов представлений об успешной жизни, предполагающих материальное обогащение. В то время, как одним из проявлений зрелости личности, является способность человека определять «порог» насыщаемости, при котором удовлетворенные материальные потребности рассматриваются, как промежуточная задача, помогающая реализовать более важные цели.

Таким образом, третий закон говорит – способность «переключать» жизненные стремления с материальных на духовные ценности, помогает человеку жить своей жизнью и у него появляется гораздо больше шансов достичь успеха и удовлетворенности.

Известный ученый ХХ столетия А. Маслоу, изучая в качестве «образца» известных людей (это были его современники, исторические личности, ученые, писатели, музыканты и т.д.) отметил, что к категории успешных можно отнести только тех, кто имеет сильную приверженность к собственным ценностям, избранной деятельности и к своей цели.

Несмотря на то, что эти люди не были совершенны и совершали множество ошибок, но всем им были свойственны такие черты:

  • принятие себя, других и природы;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • сосредоточенность на задаче, а не на себе;
  • более эффективное восприятие реальности и непротиворечивые отношения с ней;
  • некоторая отстраненность и потребность в уединении;
  • автономия, независимость суждений от культуры и среды;
  • нестандартность мышления и не стереотипность оценок;
  • опыт духовных и мистических, не обязательно религиозных, переживаний;
  • чувство эмпатии и сопричастности;
  • более глубокие межличностные отношения;
  • демократичность ценностей;
  • привычка не смешивать цели и средства, добро и зло;
  • философское чувство юмора;
  • большие творческие ресурсы;
  • способность выйти за рамки, например частных культурных традиций и привычной среды.

Говоря о жизненном успехе, всегда интересно еще и то, как человек относится ко времени, в котором разворачивается его жизненная перспектива. Это отношение человека к событиям во времени: прошлому, настоящему, будущему.

Многие ученые-психологи разделяют время на три вида перспектив. Психологическая перспектива – способность представлять свое будущее, прогнозировать его. Личностная перспектива – способность не только видеть будущее, но и готовность к настоящему, умение его организовывать.

Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают для личности максимальную возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива не всегда открывается тем, кто обладает психологической и личностной перспективной, то есть способен видеть будущее и обладает потенциалом, возможностями, зрелостью.

Человек, обладая личностной перспективной при отсутствии выработанной жизненной позиции, может быстро исчерпать свои возможности и способности, попадая в критические периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями, стрессами. Часто она открывается тому, кто в настоящем создал систему оптимальных опор (т.е. имеет много разнообразных возможностей), в виде уникальных отношений, жизненной позиции, ценностей.

Поэтому четвертый закон успеха гласит – каждый человек должен знать, что жизнь всегда предоставляет перспективу стать лучше, возможность разрешить свои противоречия, найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь, сделать ее другой.

Здесь хочу привлечь внимание читателей именно к этой формулировке, так как «перспектива стать лучше» (по-другому говоря, перспектива измениться), является индивидуальным способом жизни. Это индивидуальная траектория проявления жизненной активности и инициативности, выбор средств и способов самовыражения.

Стратегия является неким универсальным законом, способом реализации человека в различных сферах жизни. А поскольку каждый строит свою жизнь сам, то и стратегия является индивидуальным открытием каждого.

Авторитетный современный философ, психолог, академик К.А. Абульханова-Славская сказала: «В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую построил сам. Принципиальная разница состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, а другой использует лишь то, что имеет в наличии».

Подводя итоги, можно сказать, что личный успех невозможен по чьей-то указке. Мы являемся участниками в известном смысле уникального проекта – себя, как источника жизненных перемен, событий и поступков, как «кладези» новых, и еще никогда не испробованных возможностей, сил, способностей, стремлений.

УСПЕХ. ФИЛОСОФСКОЕ РЕВЮ

Кандидат философских наук Е. ЧЕБОТАРЕВА (Санкт-Петербург).

УСПЕХ — ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ?

Как многие желанные вещи, успех одновременно очевиден и невозможен для определения. С одной стороны, успешен тот, кто добивается своего. Но это «свое» оказывается желанным столь многим, что перестает быть «своим» и становится всеобщим, и уже возникает вопрос: а есть ли это «всеобщее» в том числе и мое?

Отождествлять успех с таким всеобщим, мгновенно приходящим на ум благом, как деньги, значит не столько упростить, сколько потерять это понятие. Для социологов не нов тот факт, что в западном мире высокая зарплата больше не является приоритетом при выборе работы. После привычного взгляда на Запад пристальнее посмотрим на себя самих: наибольший вступительный конкурс среди вузов в Санкт-Петербурге в этом году пришелся на театральную академию, которая предлагает нечто другое, нежели недвусмысленный крепкий заработок.

Существует и такая промежуточная, сглаживающая и, по сути, пустая формулировка: успех — понятие индивидуальное, каждый-де сам решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Не соглашусь с этим. Успех — категория социальная и как таковая, конечно, допускает «вариации на тему», но все же в определенных рамках, которые и ограничивают ее от множества других категорий.

Известный датский ученый Томас Хойруп занялся исследованием того факта, что понятие «общечеловеческие ценности» не существует даже в пределах отдельно взятой страны стабильного западного общества. Чтобы определить, кто, что и почему ценит, Хойруп разработал понятие «модели жизни». В них входят четыре модели: работника по найму с целью заработка, менеджера, чья цель — карьерный рост и самореализация, предпринимателя со «своим делом» и, наконец, домохозяйки. Ценностные суждения и предпочтения людей, утверждает Хойруп, зависят от того, какой из этих моделей они следуют. Что считается успешным в одной категории, не считается таковым в другой. Например, человек, не стремящийся делать карьеру, не понимает карьериста, полагая, что последний слишком «убивается» на работе и не наслаждается вволю заработком. Собственник не считает успешными людей, вынужденных трудиться по найму, как у нас говорят, «работать на дядю». В свою очередь, менеджеры-карьеристы транснациональных корпораций не считают успешной жизнь собственника, которому, как правило, не хватает масштаба для руководящей и творческой работы и который вынужден во все вникать и заниматься делами рутинными и скучными. С домохозяйками тоже сложно. Одни из них ориентированы на дом как на объект своего творчества, другие — на выстраивание семейных отношений при невысокой оценке удовольствия занятий домашним хозяйством.

Добиваясь поставленных целей, представитель каждой модели жизни может считать себя успешным. Хотя это будет и объективная оценка, однако согласиться с ней в большинстве случаев смогут только представители той же самой модели.

«УСПЕХ» В СЕМАНТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Есть большой исследовательский соблазн поступить со словом «успех» так, как поступают часто при переводе с другого языка — вот непонятное слово появляется здесь, а потом еще здесь и здесь, и вот по контексту, не заглядывая в словарь, мы понимаем его значение. Есть мнение, что контекстные понимания наиболее близки к истине.

Современная культура ориентирована на то, что все желанное можно продавать и покупать (при наличии грамотной упаковки). А то, что не может быть продано непосредственно в виде вещи, обязательно встретится вам в виде рецепта. Рассмотрение упаковки рецепта » x + немного y = успех» даст нам много интересного. Как понятие неопределенное, принципиально неописываемое, мечущееся между всеобщим и «только моим», успех, чтобы быть предложенным к продаже, должен быть привязан к чему-то устойчивому и надежному — чем более традиционно -добротному, тем лучше. Варианты упаковки, как правило, предлагаются такие:

Все первые существительные (эти «надписи на упаковках») так или иначе подчеркивают надежную основу своего содержимого.

Русскому человеку интереснее всего «Магия успеха» (я обобщений в принципе не люблю и говорю не о каждом конкретном русском, а о распространенной тенденции). Западному человеку трудно объяснить, зачем на последних газетных страницах люди с растопыренными руками предлагают устранить сглаз на бизнесе, поставить защиту, дать талисман успеха и т.д. Западный бизнесмен пожертвует на церковь, но для него затруднительно впустить подобных рекламных агентов «небесной канцелярии» в свою деловую рутину.

Те, кто, основываясь на подобных наблюдениях, относит русский народ к любителям «халявы» по щучьему велению, не вполне правы. Здесь большую роль играет культурно -религиозная традиция, сформировавшая определенный поведенческий стандарт.

Роли подобной традиции в экономических отношениях посвятил свой знаменитый труд «Протестантская этика и дух капитализма» социолог Макс Вебер. «Протестанты лютеровско-кальвинистской эпохи верили, что Бог проклинает часть людей при рождении, — пишет Вебер, — оставляя лишь небольшую часть для вечной жизни и преуспеяния». Точка. В связи с таким положением дел в протестантской традиции большинство церковных ритуалов были отменены как «магические», жалкие попытки воздействовать на волю Господню, которая абсолютна в своем решении. Что суждено, то суждено. И, как отмечает Вебер, явной чертой ряда протестантских народов до сих пор остается скептицизм и некоторого рода пессимизм по отношению к улучшению ситуации. В условиях подобной ментальности словосочетание «Магия успеха» вряд ли будет иметь широкое распространение, в то время как в нашей культуре таких препятствий не возникает.

Поэтому, вероятно, на всей территории России, а также Украины активно предлагаются тренинги и семинары под названием «Магия бизнеса», в чем можно убедиться, набрав эти два слова в поисковике рунета. В Екатеринбурге, например, была обещана «долгожданная встреча» с автором тренинга с вышеуказанным названием, действующего под девизом: «Сегодня мало быть образованным. Необходимо быть посвященным».

Интересно и словосочетание «Философия успеха». Именно философия предлагает рассмотреть временную составляющую понятия «успех». Сейчас я поясню свою мысль.

В американской культуре, как и в отечественной, на мой взгляд, тесна связь понятий «успех» и «успеть». Во всяком случае, множество американских фильмов, воплощающих «американскую мечту» (она предстает совсем не обязательно в виде кучи денег, но и в виде подвига, победы), основано на страдании главного героя, который когда-то чего-то не успел сделать вовремя (защитить президента от пули, предупредить людей об извержении вулкана). Успех приходит к герою, когда он вновь оказывается в подобной ситуации и успевает справиться с ней, другими словами, побеждает. В сущности, такое понимание успеха не что иное, как добрая старая сказочная традиция.

Биржа, финансовая пирамида, инвестиции — во всех этих сферах рыночной активности успех непосредственно связан с «успеть». Это кажется интуитивно понятным — участвуя в финансовой пирамиде или сетевом маркетинге, легко остаться в дураках, но можно и «успеть» обогатиться. Речь идет об индивидуальном времени, моменте, который надо для себя безошибочно узнать, — о «счастливом часе», как говорят французы.

Яркий тому пример — обсуждения на деловом форуме bisnet, где участники так или иначе выражают сомнение в том, что «счастливый час» может прийти для всей страны одновременно, чтобы «успел» каждый желающий. Ведь ясно же, что большинство, как бы оно ни поступило, останется в ситуации Петропавловска-Камчатского, где все время полночь.

И в русло этой традиции вписывается американское выражение two-times loser, то есть «потерпевший неудачу два раза». С первого раза что-то не получилось, но вердикт еще не утвержден, потому что обязательно должен случиться второй раз. Вторая оплошность демонстрирует, что человек не успевает, расходится во времени с собственным бытием в том смысле, что все, что могло случиться, уже там , а он еще по досадному недоразумению здесь .

В этом философском рассмотрении не менее интересно обратиться к собственно российской семантике понятия «успех». Отмечу, что успех в том его виде, в котором современное российское общество освоило это понятие, получил собственное «эксклюзивное» определение — «раскрутиться». Сумел стать успешным, значит, «раскрутился». И не морщите, пожалуйста, нос, что это-де уличный жаргон. Как говорила Ахматова, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи. » Язык гораздо мудрее нас.

Читайте также:  Капли с медом для восстановления зрения

Слово «раскрутиться» по своей конструкции сходно со словом «развиться». Развитие означает развивание, сбрасывание витков, обнажение сердцевины, смысла, который не обретается, а, наоборот, скрывается (если скрывается вообще). Чем ближе мы подходим к сердцевине, чем более «преуспеяем» в сбрасывании витков, тем больше сжимается сердце — а что там, есть ли там действительно что-то такое, ради чего стоило эти витки сбрасывать?

Раскручивание, по сути, есть то же самое, что и развивание, — освобождение от всего того, что было «накручено». Здесь и смысл, и стремительность оборотов, и головокружение от вращения. Разве можно ближе подойти к определению успеха?

ОТ МАГИИ К ФОРМУЛАМ

В продолжение темы связи «успех» и «успеть» (в понятии временных стратегий) можно обращаться не к фильмам и сказкам, а к статистике и формулам. В качестве примера приведем книгу Алана Лакейна «Искусство успевать» (Alan Lakein. «How to get control of your time and your life»).

Лакейн объясняет, что все мы могли бы достичь наших целей, если бы умели правильно планировать свое время и соответственно идти к целям более настойчиво. У нас всегда достаточно времени, чтобы достичь в жизни успеха, несмотря на то, что «мы все должны укладываться в скромный бюджет, который ограничен 168 часами в неделю». Со свойственным протестантам «критическим скептицизмом» Лакейн оговаривает, что его книга отнюдь не пособие по верному способу достижения успеха и что у всех есть объективные ограничения по полу, возрасту, расе, месту жительства, социальному и материальному положению и, вероятно, еще по массе всего. Поэтому Лакейн лишь хочет помочь сделать наши попытки по преодолению влияния объективных недобрых факторов более эффективными.

Здесь мы можем сделать логический переход к «Науке успеха» и к тому, что из науки следует — «Формуле». Научных и полунаучных трудов по этому поводу написано множество (впрочем, и критерии различия подлинно научного учения об успехе сомнительны). От прочих рецептов успеха они отличаются гораздо более четкими ориентирами — мы можем выявить пресловутые объективные факторы и их влияние, отследить тенденции, проанализировать стратегии. Однако здесь у нас есть одно небольшое, но существенное слабое место — в этих строгих и выверенных определениях мы так и не встретим понятия успеха. «Успех», по всей видимости, заменят «цель», «эффективность» и что-нибудь в этом роде.

Раз уж был сделан некоторый обзор взглядов на успех, вспомним еще об одной книге, в которой тоже говорится об успехе, а именно о Библии. Понятие успеха в Библии — просто. Оно сродни удаче, которая не добывается, не зарабатывается и не просчитывается, а дарится, дается, в конце концов, приходит, что можно вывести из контекста, в который включается это слово. Здесь сразу всплывает и другой, современный контекст слова «успех», давно, упорно и совершенно безнадежно критикуемое филологами выражение «обреченность на успех». Обреченность ведь с чем связана? Не с успехом, а с успением, то есть с кончиной. Иными словами, не стоит так уж обольщаться относительно собственной способности «располагать» ситуацией, все в руках судьбы, от тюрьмы и от сумы не зарекайся, и от успеха тоже.

Взвесив изложенные «за» и «против», остается решить принципиальный вопрос: успех содержится внутри или приходит извне? Достигается или дарится? Как возможно объединение этих двух различных выводов?

Объединение возможно, если рассматривать смысл успеха как отсутствие проблем, которые мучают «неуспешных» людей, — вот такое определение через отрицание. Французский философ Жан Бодрийяр говорит об особом, присущем нашей современности виде энергии — отторжении и неприятии, связанных с терроризмом, аллергией и, как ни странно, с современным культом успеха, который Бодрийяр описывает как явление, гораздо более походящее на принуждение избавиться от чего-то, нежели на побуждение создать что бы то ни было.

Столь специфичное определение наводит на мысли. Прежде всего, о том, что успех — понятие не качественное или количественное, а идеологическое, формирующее вокруг себя духовный стержень современного глобалистического общества. А фигуры идеологии всегда были и будут символическими, идет ли речь о строителях светлого будущего или о категории self-made man. Так, глянцевые обложки, визуально демонстрирующие нам «успешность в натуре», представляют символический ряд, отсылающий в некую пустоту, заполненную рефлексией и сомнениями. А агрессивность, с которой этот символический «успешный» ряд со всех сторон обступает человека, рождает потребность в спасительном рецепте так же, как мигрень — в таблетке.

ФЕНОМЕН УСПЕХА В ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ Федякова И.А.

Успех относится к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется обыденному сознанию. Однако его психологическое содержание далеко не очевидно в силу многовариантности смыслов и отношений, проявляющихся в его семантике.

Успех как сложный феномен, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью, является объектом гуманитарных наук: философии, педагогики и психологии.

Философские подходы рассматривают успех как «жизненное предназначение человека», «ценность, связанную с реализацией позиции в борьбе за выживание», «показатель адаптированности к социокультурным требованиям». Многогранность феномена проявляется в том, что, с одной стороны, успех — индикатор переживания индивидом результата собственных действий и усилий, с

другой — показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его отношений (Дж. Болдуин, Л. Гумилев, Д. Дьюи, У. Джеймс, Р. Рорти, В.П. Федотов, Ф. Шиллер, Дж. Эдвардс) [3], [4], [5], [6], [7], [8].

В философской литературе, на наш взгляд, можно выделить два течения, так или иначе помещающих в сферу своего интереса феномен успеха. Соответственно, по-разному представлены в них и его определения. Первое условно можно отнести к успеху как результату преодоления внешних обстоятельств и выражению сущностных структур человеческого бытия. В таком подходе часто содержится и моральная оценка как стремления к успеху, так и статуса, связанного с его обретением. Современные исследователи успеха нередко ссылаются на Гесиода, который, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, отмечал, что они выражаются в способностях и усилиях, направляемых на достижение определенного результата, выражающегося, в частности, в материальном уровне жизни. Большое внимание мотивам признания и славы уделяет внимание в своих диалогах Платон. Слава понимается им как форма признания тех или иных заслуг, оценка реальных или мнимых достоинств человека. Подлинной же должна стать та слава, которая вызвана реальными заслугами и подкреплена надежным мнением. Согласно пуританской философской доктрине, человек, хотя и обладает сознанием и волей, обречен на греховное существование, то есть на несчастье, неудачу. На нем лежит проклятие первородного греха прародителей человечества Адама и Евы, которое не снимают ни благие дела, ни праведность. Отсюда спасение человека лишь в божьей благодати, сам он не в силах добиться успеха в жизни, все зависит от того, избран ли он богом или нет. Такая точка зрения зафиксирована, в частности, Дж. Эдвардсом, который в трактате «Свобода воли», выступая против утверждений о способности человека проявлять свободу воли и добиваться собственного спасения через личную веру и деятельность, отстаивает кальвинистский постулат о божественном предопределении, в некоторой степени сближаясь с точкой зрения Канта на причинность [1, с. 89].

Другая модель складывается в философии Просвещения. Несмотря на отдельные, преимущественно внешние признаки сходства, идеология и философия Просвещения в целом представляли прямую противоположность пуританизма. Поэтому толковать понятие «успеха» здесь приходится по-другому Идеологи Просвещения выдвигали тезис о человеке как естественном и общественном существе, подчеркивали влияние на него окружающих — природных и социальных — факторов. То есть, не смотря на влияние объективных обстоятельств, человек в праве стремится к успеху, к счастью, он способен достичь его, самостоятельно выбирая средства для этого. При этом Б. Раш одним из сущностных родовых человеческих качеств считал религиозность. «Различные религии мира, — пишет он, — оказывают заметное влияние на человеческую жизнь той активностью, которую они возбуждают в душе. Атеизм — наихудшее успо-

каивающее средство для рассудка и страстей. Он отвлекает мысль от наиболее возвышенного, от любви, от совершеннейшего из всех возможных объектов. Человек по природе своей такое же религиозное, как и общественное и домашнее животное». Таким образом, по мнению Б. Раша, именно религиозность является основной детерминантой успеха, заставляет человека быть активным, стремиться к чему-либо, планировать свою жизнь и добиваться положительных результатов [5, с. 129].

Тема свободы, «преодоления» и успеха широко представлена в философии экзистенциализма. Экзистенциалисты рассматривают человека как некую сумму возможностей, реализация которых зависит исключительно от самого человека.

Весьма продуктивным является и философский подход к анализу успеха. Определяя его специфику, следует подчеркнуть, что понятие успеха остается практически вне поля внимания философов. Однако, по мере оформления и становления «смысложизненной» проблематики в философии, все более явной становится ограниченность такой позиции.

Анализ смысла жизни, жизненного пути не может обходить вниманием проблему успеха как социальной и личностной значимости человеческих поступков и жизнедеятельности в целом. В.А. Ядов отмечает, что, если отвлечься от потребностей, объединяющих человека с животным миром, то остается одна, хотя и по — своему интегральная потребность: быть сопричастным тому, что придает смысл моему существованию. Подобно тому, как слово обретает смысл только в контексте, смысл жизни тоже обретается, осознается в контексте жизни. По мнению К. Ясперса, человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим. Поэтому, смысл и назначение человека обретаются в ходе деятельности по изменению себя, изменению своей жизненной среды.

Мы полагаем, что сущность философского подхода к проблеме в самом общем виде заключается в рассмотрении успеха как решения проблемы смысла жизни и смысла жизни как выражения представлений об успехе. Обратимся к рассмотрению успеха как решения проблемы смысла жизни. Как показало исследование предыдущих подходов, успех предполагает постановку цели (иерар-

хии целей) и получение результата достижения цели (целей) [3, с. 112]. В то же время, анализ проблематики в философии не может обходить вниманием исследование таких ключевых понятий как «цель жизни» и «смысл жизни». Следует отметить, что эти понятия являются однопорядковыми, поскольку смысл жизни, безусловно, предполагает целеполагание, однако, их нельзя считать тождественными. Объяснение различия этих понятий лежит в самом определении смысла жизни. Л.Н. Коган пишет: «Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную. задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности». Отсюда цель есть средство осуществления смысла жизни, смысл жизни является сверхцелью.

Таким образом, и успех, и смысл жизни предполагают: целеполагание, а значит, и конструирование образа «Я»; динамику процесса в рамках бинарной оппозиции «достижение — не достижение» цели; развитие личности [7, с. 78].

Однако, поскольку достижение успеха связано с постановкой более частных задач, нежели при осуществлении смысла жизни, постольку успех легче достигаем. Поэтому мы считаем, что сущность успеха как решения проблемы смысла жизни заключается в рассмотрении его как операционализации смысложизненных задач, то есть в качестве своеобразной методологической программы личности по осуществлению смысла своей жизни.

Таким образом, череда последовательных «успехов» и является основанием для оценки себя, своей жизни с точки зрения осуществления своего назначения, смысла в истории общества, цивилизации.

Сластенин, В.А. и др. Педагогика. — М., 2000. 2.

Субетто, А.И. Философия качества образования // Педагогика. — 2002. — №2. 3.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2004. 4.

Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? — М., 2003. 5.

Шамова, Т.И, Третьяков П.И, Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М., 2002. 6.

Шиянов, Е.Н, Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999. 7.

Шишлова, Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей. — М., 2004.

Источники:
  • http://7753191.biz/philosophy-of-success
  • http://psyhologytoday.ru/public/zhiznennaya-strategiya-uspekha/
  • http://www.nkj.ru/archive/articles/7251/
  • http://uchebnikfree.com/sovremennogo-obrazovatelnogo-metodologiya/fenomen-uspeha-filosofskih-kontseptsiyah-25072.html