Меню Рубрики

Что такое творчество с философской точки зрения

  • Чернышова Екатерина Владимировна , студент
  • Владимирский государственный университет
  • Похожие материалы

    Невозможно рассуждать о каком-либо понятии, а тем более, о его смысле, если мы не имеем четкого представления о предмете своих рассуждений. А уж если речь заходит о таких категориях человеческого бытия, как «творчество» и «философия» (которые, к слову, идут друг с другом рука об руку), то тут просто не обойтись без обращения к их определениям. Википедия гласит:

    «Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира».

    Таким образом, рассматривая всё определение комплексно, выясняем, что философия является особой связующей нитью между человеком и миром, которая позволяет систематизировать базовые знания о реальности и за счет них сформировать свое отношение к миру и общее мировоззрение. Можно утверждать, что насколько бы человек не был убежден в том, что философия – понятие для него далекое и почти его не касающееся, это будет ошибочным суждением. Из любых определений понятия «философия», в том числе, из того, которое мы с вами привели чуть выше, вытекает, что философия каким-то образом «затрагивает» каждого человека, так как он обладает определенным мировоззрением и определенными взглядами на мир, какими бы радикальными эти взгляды не были.

    Возникает вопрос: «Причем же здесь творчество?» Опять же, рассмотрим определение данного понятия:

    • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
    • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
    • процесс создания субъективных ценностей».

    Третья часть данного определения более всего удовлетворяет теме наших с вами рассуждений. Действительно, без создания каких-либо субъективных ценностей было бы совершенно невозможно формировать свое мировоззрение, а, следовательно, нельзя бы было рассуждать о понятии философии в принципе. Таким образом, тему данного эссе, которая звучит так: «Смысл творчества в философии», можно перефразировать в вопрос: «Зачем вообще нужно творчество и какого его значение для философии?»

    Мы в ходе наших рассуждений уже успели незаметно для себя ответить на этот вопрос. Творчество является одной из составляющих философии, и одно понятие не может существовать без другого.На самом деле, оперировать только понятиями бессмысленно, ведь это не даёт нам полного представления о творчестве и его связи с философией. Более наглядным было бы рассмотреть философию определенного периода человеческого существования, а также различные веяния творчества, присущие данному периоду. Наверное, самым лучшим вариантом для рассмотрения было бы Средневековье, философия и творчество которого до сих пор являются предметом споров многих ученых, которые, однако, полностью сходятся в одном – связь творчества и философии в Средневековье была очевидна. Даже само понятие портрета как отдельного жанра искусства возникло именно в Средневековье. Случайность ли это? Совсем нет. Философия Средневековья предполагала некую переориентацию человеческих ценностей, в которой центральным объектом теперь являлся человек, его чувства и эмоции. Но мы не будем углубляться в это далекое и довольно темное время, а лучше будем говорить о том, что нам близко и знакомо – о философии современности и ее связи с современным творчеством.

    Понятно, что современная философия не возникла из ниоткуда. Она является своеобразным гибридом, который формировался не просто в течение многих лет, но в течение многих столетий. С течением времени человечество порою не только кардинально меняло свои взгляды на всю свою жизнь в целом, но и своё отношение к творчеству, как к одной из составляющих философского ощущения мира.

    Итак, переходя к анализу связи современного творчества с философией последних веков, стоит упомянуть о его характерных чертах:

    • разнообразие направлений, жанров и форм;
    • широкое использование различных технологий для создания произведений искусства (видео и аудио, компьютеры, Интернет и т.д.);
    • возникновение фотографии как отдельного жанра изобразительного искусства;
    • довольно частое преобладание желания добиться коммерческой выгоды над желанием выразить эмоции и чувства художника.

    Творчество, его цели и задачи, его общая суть претерпели значительные изменения, если сравнивать их с аналогичными понятиями, имевшими место быть, к примеру, в XVI веке.

    Что же касается современной философии? Самое значимое ее направление, постмодернизм, включает в себя следующие идеи:

    • стремление создать интегративную философскую систему, которая включала бы лучшие достижения всех философских направлений;
    • признание многообразия реальности — она может выступать в материалистической, идеалистической, мистической и эзотерической формах;
    • стремление обобщить выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл;
    • гносеологический плюрализм (признается множественность точек зрения, каждая из которых по-своему верно может отражать реальность).

    Постмодернизм, если говорить более простым языком, предполагает собой попытки обобщить все знания о мире, накопленные за всё время существования человечества, не ставя в главенство какую-то одну мысль и делая ее единственно верной. Иными словами, каждая точка зрения по проблеме признается в какой-то степени верной, но никогда не абсолютно.

    Нельзя сказать, что некое абстрактное яблоко красное, если у вас есть возможность посмотреть на него только с одной стороны. Измените угол обзора, и вы увидите, что на нем присутствуют также зеленые и желтые оттенки.

    Так, теперь становится нетрудно проследить некую связь между творчеством и философией, увидеть, как два этих понятия зависят друг от друга.

    Если рассматривать взятые нами искусство и философию современности, то между ними прослеживается четкая корреляция: характеристике современного искусства о том, что достигается до этого времени не доступное многообразие жанров и форм исполнения, соответствует характеристика философии, раскрывающая нам суждение о том, что каждая точка зрения имеет место быть в той или иной, при том, что одна может быть более или менее верной или значимой, но все же присутствующей на ряду со многими другими.

    Таким образом, мы нашли крайне важную связующую между творчеством и философией, которую можно попытаться изложить в некотором математическом виде: принимая философию за некую переменную x, а творчество – за координату y, мы обнаружим, что эти переменные будут зависимы друг от друга, и их зависимость будет выражаться прямой линией, задаваемой функцией y=x, где x>0. Как только меняются некоторые взгляды человечества на мир, тут же становится возможным ощутить легкие колебания в предметах искусства, создаваемых поэтами, художниками, архитекторами и многими другими людьми, которые пожелали не остаться в стороне от труднопостижимого мира искусства.

    Если отвлечься от общих понятий и перейти к конкретным примерам, то тут не составит никакого труда найти именно тот пример, который лучше всего подтвердит нашу точку зрения. Честно говоря, это, на самом деле, может быть вообще любой пример произведения искусства. «Почему?» — спросите вы. Да потому что мы с вами уже обнаружили взаимосвязь творчества и философии. Это определенная непоколебимая константа, которой нельзя пренебречь. Поэтому рассматривая любое произведение искусства, будь то известная лишь узкому кругу людей скульптура, изображающая какой-то слишком замысловатый сюжет, или поэма, о существовании которой знает каждый человек, проходивший свое обучение в школе.

    Но всё же перейдем к конкретике. Здесь сразу на ум приходят произведения русских поэтов и писателей, которым посчастливилось (или нет) создавать свои шедевры в тяжелые времена господства коммунистического режима. Анна Андреевна Ахматова, Борис Леонидович Пастернак, Иосиф Александрович Бродский и многие-многие другие, — все они, в той или иной мере, оказали свое влияние на развитие, а значит, и на развитие искусства в целом. Вернемся к нашему крайне удобному математическому способу определения зависимости между творчеством и философией. Давая координате X какое-то определенное значение, мы задаем некую тенденцию, некое настроение, которые будут присуще большинству произведений искусства, соответствующим данной области нашего графика. Существуют, конечно, особые «выколотые» точки, очень сильно выделяющиеся среди всех остальных заданных некоторыми координатами точек, но их количество явно не позволит нарушить уже упомянутую тенденцию.

    Нет смысла начать в этом эссе обсуждать, какие же все-таки черты были присуще большинству произведений искусства и творчества, создаваемых в XX веке, но для общего понимания привести несколько все же стоит:

    • Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

    (Имеется в виду использование новых, усовершенствованных художественных приемов, работа в новых жанрах и с неизведанными до этого момента формами подачи материала. Наверняка, вы опять же смогли проследить связь с одним из наших утверждений о связи философии с творчеством. Изменился подход к философии на уровне государства, принесший совершенно новые и неизведанные для людей понятия – изменился подход к творчеству).

    • Влияние общественной и государственной жизни на философию

    Связь здесь очевидная. Еще в начале своего эссе мы переформулировали тему и преподнесли ее в виде вопроса: «Зачем вообще нужно творчество и какого его значение для философии?» Возьмем вторую часть вопроса. В данном случае творчество влияло на философию государства и на общественную позицию самым непосредственным образом. От этого наблюдалась и обратная связь, которая выражалась в появлении неких новых точек на уже известном нам с вами графике y=x).

    Опираясь на одну из статей на тему «Философское значение творчества российских ученых-естествоиспытателей» мы видим доказательства выше сказанного мной суждения. В статье говорится о том, что изобретения и идеи наших русских ученых оказало не малое влияние на развитие философии. Например, И.М.Сеченов начал экспериментально исследовать центрально-нервную систему. Он распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и тем самым положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Сеченов сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование ряда гносеологических проблем: вопрос о природе чувственного отражения и его познавательных возможностях, о связи чувственного отражения и мышления и др. Творчество данного ученого развивал далее И.П. Павлов .Данное исследование дало ему открыть основы законов и механизмы деятельности головного мозга.

    Как говорится в статье : «Учение Павлова стало важнейшей естественнонаучной основой материалистического понимания проблемы сознания: теории отражения, положения о связи языка и мышления, чувственного и рационального познания».

    Д.И. Менделеев был великим русским химиком. В своей системе элементов опорой служила диалектика и основы законов.

    Нельзя не вспомнить о К.А. Тимирязеве – основатель физиологии растений в России) . Его философские интересы тесно связывались с проблемами бытия.

    Один из представителей географической школы ,Мечников Л.И. считал , что географические условия, а так же природные условия это и есть фактор общественного развития. По-мнению Мечникова ,рост общечеловеческой солидарности –это один из критерий общественного прогресса .Исходя из этого он делал вывод о движении общества к братству народов.

    Читая о творчестве Ньютона мы делаем вывод о том ,как философия прониклась в его науку.

    И.Ньютон- английский физик. Он завершил научную революцию и с его системой мира лицо обретает классическая физика. Ученый также изучал актуальные теологические проблемы, вырабатывал точную методологическую теорию. Сочинение Ньютона, которое стало более знаменитым ,- «Математические начала натуральной философии».Опубликование этого сочинения стало одним из наиболее важных событий в науке. И в той мере, в какой непрерывное мышление позволяет говорить об итогах и о новой отправной точке, можно сказать , что именно с этим ученым классическая наука обрела независимость в существовании и стало значительно оказывать влияние на человеческое общество в целом. Если кто-то решил бы внедриться и описать данное влияние в его многочисленных разветвлениях Исаак стал бы отправной точной : «все, что сделано раньше, было лишь введением».

    И не только эти ученые своим творчеством неким образом повлияли на разные сферы жизни человека или даже государства.

    Нить, главным образом связующая творчество и философию , была и у Сальвадора Дали –испанский художник.

    На жизнь и искусство Сальвадора влияло не мало работ других людей . Одним из тех, чье творчество несомненно повлияло на Дали стал Зигмунд Фрейд. Его теория психоанализа. Философские взгляды этого человека придали своего рода легитимность изначальному стремлению Сальвадора искать интрепретацию всего, что относилось к личности испанского художника .

    Зигмунд Фрейд сделал большой шаг к пониманию оценки развития человеческого обществ. Когда он создал теорию психоанализа, писатель продвинулся и в познании психики человека , раскрывая все ее глубины. Эти раскрытия оказывали большие влияния и на группы людей и на отдельных личностей. Благодаря этим знаниям , открытых Зигмундом , представилась по-другому посмотреть на мир и начать анализировать отельные его проявления, к примеру появления сюрреализма, которым так стал заинтересован выше упомянутый Сальвадор Дали.

    Благодаря писателю, Дали получил блестящий инструментарий, который открывал возможности анализа .Им Сальвадор стал пользоваться для своих работ , «подступаясь к прямому изображению и веще таинственных, и , как говорится , вещей совершенно определенного свойства» . Чем же обязан сюрреализм Фрейду? Попробуем разобраться в этом вопросе. По определению этого искусства, можно отметить , что сюрреализм-это направление , в котором главным источником искусства и творчества является сфера подсознания человека ( галлюцинации, инстинкты, сновидения), а его метод –это разрыв логических связей, которые заменены прежде всего субъективными ассоциациями. С момента появления сюрреализма ,он действительно влиял и становился самим движением ,которое проявилось во многих течениях искусства : живописи, скульптуре, театре, литературе и других.

    У истоков нового естествознания стоят такие мыслители, как Леонардо да Винчи и Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей. Их исследования и исторические работы повлекли за собой не только изменению образа мира , но и изменили взгляд на науку. Леонардо ,гений, художник, ученый и изобретатель брал в утверждении, что «любое знание порождается опытом и завершается в опыте». Интересно рассуждает Леонардо да Винчи по проблемам космологии. Его мысль была такова, что не Земля, а , скорее , Солнце есть центр нашей вселенной. Солнце Леонардо – это физическая реальность, которая возведена символом, источник тепла и жизни природы , тепла и души ,основание условия гармонии мира. Душа имеет непрерывную связь с теплом , она формирует тело и выступает творческим , деятельным началом. Начало духовное не противостоит телесному ,а природное – божественному. Состояние — гармония. Леонардо да Винчи – наследник философии гуманизма. Он продолжает утверждение. Что человек –это великое творение природы , и лучшие из людей могут быть по праву «богами на земле» . Но есть люди, которые должны называться по-другому, те, после которых ничего и не останется, т.к. ничего хорошего ими не совершается. Вот размышления Леонардо о человеке и роли его в мире.

    Таким образом, мы рассмотрели два понятия «философии» и «творчества» и их составляющие отдельно и нашли связующую. Тем самым показав, что эти предметы исследования взаимосвязаны и по своему влияют друг на друга , как философия на формирование творчества, так и творчество создается, опираясь на мысли и человеческие взгляды на мир.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Связь искусства и философии между собой

    Философия и искусство – это, пожалуй, две сферы, в которых наиболее всего выражает себя человеческая культура. Различаясь от страны к стране, они все же сохраняют общие черты. Отличия искусства от философии меняются в зависимости от эпохи.

    Сущность философии и искусства

    Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.

    Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.

    Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.

    Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:

    • воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;
    • познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;
    • социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;
    • эстетическую через формирование представлений о прекрасном;
    • гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;
    • развлекательную и другие.

    Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.

    Сходства философии и искусства

    Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.

    При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

    В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.

    Сходств у них много, к ним можно причислить:

    • стремление основываться на интуиции – через чувственное восприятие в искусстве и интеллектуальное – в философии;
    • осознание важности целостности человеческой личности и мира, в искусстве под такой целостностью понимается красота в широком смысле слова, в философии – бытие;
    • ключевая фигура всегда – человек с богатством его внутреннего мира, противоречиями и мыслями.

    Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:

    • методы передачи информации: в искусстве это – язык образов, а в философии – метод рассуждения;
    • философия концептуальна, творчество – образно;
    • художеству свойственна спонтанность, а философии – использование одних и тех же оснований, или понятий. Философия более последовательна.

    Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.

    Философия искусства в средние века

    Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.

    В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.

    Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.

    Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.

    Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.

    Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.

    Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.

    В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей.

    Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.

    Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.

    Философия искусства в XX веке

    XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:

    • психологический;
    • социологический;
    • мифологический;
    • политический и другие.

    Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.

    При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.

    Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.

    У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.

    Особенности понимании искусства в русской философии

    Особенность русской философия, занимавшейся проблемами искусства, в том, что она представлена религиозными мыслителями. Художественное творчество исследовалось через призму христианской традиции, для которой были характерны такие черты, как анонимность искусства эпохи Средневековья.

    Религиозными философами считаются Павел Флоренский, Николай Бердяев и Владимир Соловьев, последний из которых посвятил много лет созданию русской эстетики. Под ней он понимает идеальное содержание, заключенное в чувственные формы. А идеальное содержание здесь – правильное понимание добра и зла.

    При этом подразумевается, что, если шедевр подлинный, то он не только отражает идею, но и действительно содержит ее в себе. Духовная сущность материализуется в нем, одухотворяя его. Таким образом, творчество наделяется поистине высоким статусом.

    Бердяев писал о том, что творческую способность человек мог получить только от самого Бога. За счет этого дара он относится не к относительным, а к абсолютным существам.

    В советский период к искусств подходили с гносеологической точки зрения. Российская современная философия искусства, напротив, использует множество подходов для изучения художественного творчества.

    Человек изучает мир различными способами, один из которых – искусство. Оно содержит не только его личное видение картины мира, но и идейно-эмоциональный смысл. Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая не только к чувственной стороне людей, но и к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.

    Генезис понятия творчества в истории философии Текст научной статьи по специальности « Философия»

    Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Александрова Людмила Александровна,

    Текст научной работы на тему «Генезис понятия творчества в истории философии»

    ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

    Творчество — одна из важнейших тем искусства, литературы, философии, психологии и других наук. Многие мыслители, начиная с философов Античности и заканчивая нашими современниками, пытались определить понятие творчества, выявить основные особенности вдохновения как составляющей этого процесса.

    Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы: люди, много знающие о творчестве, сами не творят, разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества. Тот же, кто творит и создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает, как он это делает, а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, поскольку невозможно получить никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта [1, с. 511].

    К основным качествам творческой личности с полным основанием можно отнести уверенность в своих силах, риск, отсутствие боязни быть странным, глубокое чувство юмора, наличие богатого подсознания, любовь к фантазированию, детскость. Творческие люди, как правило, обладают высоким коэффициентом интеллекта, который направлен на решение, «понимание» задачи. Важнейшим из механизмов творчества является интуиция, характерными чертами которой является непосредственность, неосознанность путей получения результата, внезапность.

    С философской точки зрения творчество — это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих целостное развитие личности. Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на следующие вопросы: возможно ли творчество как порождение нового, каков мировоззренческий смысл акта творчества: как процесс созидания и самосозидания?

    Существуют различные философские концепции, пытающиеся объяснить природу творчества. Одни усматривают его в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека, другие связывают с деятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека.

    В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, созерцание всякой деятельности ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В этот период творчество выступает в двух формах: как божественное — акт рождения (творения) космоса и как человеческое — искусство, ремесло.

    По мнению таких античных философов, как Гераклит, Демокрит, Аристотель, творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере божественного, поскольку высшим является созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании. В связи с этим всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, которое, в свою очередь, ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное [2, с. 21-35].

    Ранние греческие мыслители не выделяли искусства из общего комплекса созидающей деятельности однако в отличие от других видов созидательной деятельности творчество художника совершается под влиянием божественного наи-

    тия. Это представление нашло яркое выражение у древнегреческого философа -объективного идеалиста Платона, в его учении об эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Так и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию и есть «Эрос», который предстает и как эротическая одержимость тела, и как эротическая одержимость души, стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа — страстная тяга к «чистому» созерцанию прекрасного.

    Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции: теистическая, идущая от древнееврейской религии и пантеистическая — от античной философии.

    Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образом, а совершенно свободно. Творчество есть «вызывание» бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

    Вторая тенденция, к которой тяготела едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в вопросе творчества подходят ближе к античной традиции.

    Независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции человеческое творчество выступает, прежде всего, как «творчество истории». История есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире. Поскольку не столько разум, сколько воля и волевой акт веры, прежде всего, связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это называется предпосылкой понимания творчества как создания чего-то нового, уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического деяния, которое рассматривается, прежде всего, как нравственное и религиозное. Художественное и научное творчество выступает как нечто второстепенное, поскольку в своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им [3].

    Своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца. В этот период больше внимания стали уделять именно творчеству человека. Творчество осознавалось как художественное творчество, сущность которого заключена в эстетическом созерцании. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту созидания и к личности художника. Возникает та рефлексия по поводу данного процесса, которая незнакома древности, и средневековью, но столь характерна именно для эпохи Возрождения и Нового времени.

    В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие. Лютеранство, а еще в большей степени кальвинизм с их суровой, ригористической этикой акцентировали внимание на практическую, и в том числе на хозяйственную деятельность. Преуспевание индивида в практических делах и начинаниях на земле -свидетельство его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались религией и тем самым становились основой нравственнорелигиозного деяния и понимания мира.

    Понимание творчества в Новое время имеет двойственную, биполярную природу. С одной стороны, пантеистическая тенденция в философии нового времени воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, созерцанием вечного бога — природы. С другой стороны, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь английского эмпиризма), склонна трактовать творчество как позитивную, но, в значительной мере, случайную комбинацию уже существующих традиционных элементов мировосприятия и мироотношения.

    Целостная концепция творчества в конце XVIII в. создается основателем трансцендентального гуманизма немецким философом И. Кантом, который специально анализирует творческую активность как продуктивную способность воображения. Он продолжает протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, «очеловеченный мир», и анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших элементов структуры сознания, субъективности представления и воображения.

    Творческая способность воображения, по И. Канту, оказывается связующим звеном между многообразием чувственных впечатлений и понятий рассудка. Она обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение есть тождество созерцания и деятельности, общее основание того и другого. Под продуктивной способностью воображения И.Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности. Человек творит бессознательно, в состоянии наития, подобно тому, как творит природа, с той лишь разницей, что объективный, бессознательный процесс отражается бессознательно в субъективности человека и связан с его свободой. Творчество заложено в самой природе познания — таков вывод И. Канта. Поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, спонтанности, то оно есть коррелят изобретательства. В нем присутствует момент необходимости (созерцания), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, нравственным миропорядком, а через него — с нравственным миром, категорическим императивом [4].

    Кантовское учение о воображении было продолжено объективным идеалистом, другим представителем немецкой классической философии Фридрихом Шеллингом. Согласно его учению, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности. Тот, кто наиболее одарен этой способностью, творит в состоянии «наития», бессознательно, подобно тому, как творит природа. Бессознательный характер творческого процесса протекает в субъективности человека и опосредован его свободой. Согласно Ф. Шеллингу и романтикам, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Через творчество человек соприкасается с Абсолютным, с Богом. Вместе с культом художественного творчества у романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту творчества.

    Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от ее античного, так и от средневекового понимания. История оказалась сферой реализации человеческого творчества, безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция истории получила наиболее глубокое развитие в работах выдающегося представителя немецкой классической философии Георга Гегеля. Первоосновой всего существующего он принимал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум), творческое ду-

    ховное начало, проявляющее себя в природе, истории самосознания как онтологической стратегии субъективности. Абсолютная идея опредмечивает себя в этих формах, имея своей конечной целью познания самое себя и тем самым восстановление своей целостности [5, с. 123].

    В идеалистической философии конца XIX — начале XX вв. творчество рассматривается, по преимуществу, в противоположность — механически воссоздающей творческой деятельности. В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества дана французским философом, интуитивистом А. Бергсоном. Он считал, что творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся в противоположность субъективной, технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. В природе — это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании — возникновение новых образов и переживаний.

    В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, воображения «потустороннего» мира. Творческий экстаз, согласно учению русского философа Н.А. Бердяева и раннему учению немецкого философа, экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, — наиболее адекватная форма существования экзистенции.

    Н.А. Бердяев отстаивал достоинство человека как творца культуры и считал личность подлинным субъектом культуры. Подобное понимание позволило ему заглянуть в святая святых культурного творчества и увидеть подлинный драматизм отношений человека и культуры.

    На первый план выходит человек как личность, а свободная творческая личность стоит выше ограничений культуры. Такой подход дает возможность увидеть противоречие, коренящееся внутри самого культурного творчества -противоречие между безграничностью духа и сковывающими его символическими формами культуры [6, с. 15]. Уже в самой сущности культуры кроется начало, ограничивающее творческий порыв духа. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасного произвола и своеволия, но здесь же кроются и существенные ограничения творческой свободы.

    Марксистское понимание творчества противостоит идеалистическим и метафизическим концепциям и исходит из того, что творчество — это деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество, как созидательная деятельность, характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

    Марксистская философия отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не творчества, поскольку оно всегда предполагает бытие и действие творца — субъекта творческой деятельности. Творчество всегда происходит в конкретных социальноисторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которой всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития науки и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений [7].

    В философских направлениях ХХ в. — прагматизме, инструментализме, неопозитивизме — творчество рассматривалось с односторонней прагматической точки зрения. Оно понималось прежде всего как изобретательство, цель которого — решать задачу, поставленную определенной ситуацией.

    Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества был представлен неореализмом и феноменологией. Основой творчества для представителей этих направлений являлась не деятельность, а интеллектуальное созерцание. В своем понимании творчества большинство философов ориентируется на науку, но не столько на естествознание, сколько на математику. Основой научного познания оказывается не деятельность, как в направлении инструментализма, а интеллектуальное созерцание.

    ХХ в. внес большие коррективы в систему взглядов на проблему творчества. Непосредственно это выразилось в появлении философии творчества, что уже говорит, с одной стороны, о возрастающем значении субъекта в новом глобализирующемся мире, а, с другой стороны, о необходимости переосмысления его отношений с меняющимся миром. Дуализм бытия и сознания, организующий картину мира XIX в., был в условиях гуманитарных катаклизмов редуцирован до системы «текст — реальность». Сознание стремилось творить реальность по своему усмотрению. И не в последнюю очередь в результате того, что конфликт творца с чужим ему миром обострился до предела.

    В философии ХХ в. созидающая личность и процесс творчества тесно соотносятся с теми изменениями, которые произошли как в социуме в целом, так и в мировоззрении отдельного человека в частности, что нашло свое отражение в модернизме как новой философии восприятия мира и его преобразования.

    Модернизм — главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было повторение прежних стилей. Это период середины и второй половины XIX в. Однако на смену метафизическому повторению традиционных форм приходит диалектическое отрицание традиций — духовное явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии.

    Это течение развивалось до начала Второй мировой войны и произвело принципиальные изменения в характере мышления человека, создав особый тип сознания, оказывающий преобразующее воздействие на образ жизни, подчинившийся влиянию новых ценностей. Не создав мировоззренческой системы в традиционном понимании, модернизм на основе синтеза элементов и тенденций культуры, которые в данный период признавались маргинальными, породил сложный комплекс особого миропонимания и мироотношения. Эта система внешне отличалась несистематизированностью, зыбкостью, подвижностью и принципиальной логической непроработанностью составных частей. Данные признаки следует воспринимать как сущностные свойства модернистского мышления, отбросившего предшествующие ему формы рациональной культуры.

    Вторжение «неклассических форм» в творчество первоначально воспринималось как однозначный признак разрушения чего-то важного, что еще сохраняла в себе художественная практика конца XIX в. Безусловно, модернизму был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он также был созидательной работой, своего рода «культурной ретортой».

    В 60-е годы ХХ столетия в культурном самосознании стран Запада появилось новое течение, которому дали название — постмодернизм. Оно несло в себе печать разочарования в идеалах и ценностях эпох Возрождения и Просвещения с их

    верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов Постмодернизма можно считать его отождествление с именем «усталой» эпохи, «энтропийной» культуры.

    Постмодернизм — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конструирующая себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия.

    Несмотря на программное дистанцирование постмодернизма от презумпций классической и неклассической философских традиций, постмодернистская программа современной философии генетически во многом восходит к неклассическому типу философствования, в частности — к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии Хайдеггера, традициям «постнаучного мышления» и «поэтического мышления», а также к традициям семиотики и структурной лингвистики и, в поздних своих версиях — к философии диалога, теории языковых игр [8, с. 778].

    В культурологическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». Постмодернизм окончательно закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», выражая изменение места культуры в обществе. Он ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж. Постмодернизм смешивает и уравнивает обыденное сознание и духовность, примитивное и научное, добро и зло, безобразное и прекрасное. Наиболее полно концепции постмодернизма представлены в работах французских философов Жиля Делеза, Жана Бодрийяра, Жака Деррида, Жоржа Батая, Мориса Мерло-Понти, Мишеля Фуко и др. [9].

    Анализируя генезис понятия «творчество» в разные философские периоды, можно сделать вывод о необходимости рассматривать его в двух аспектах. Первый, философский, касается природы творчества как высшей формы универсально понимаемой креативности. Второй аспект — психологический, который предполагает анализ механизмов протекания творчества. Необходимо учитывать, что творческий процесс протекает в определенных социальных условиях. Необходима культурная ситуация, предполагающая диалог отношений и обмен мнений, свободу критики и социальной мобильности, творческих дискуссий, способности быстро получать необходимую информацию и знакомиться с достижениями науки и культуры. Творчество в человеческом обществе никогда не умирает, в любой социальной обстановке рождаются и творят одаренные люди, создаются проекты устойчивого развития, совершаются значительные открытия.

    Основанием творческого процесса являются такие составляющие, как вдохновение, продуктивное воображение, традиции. Следует учитывать фактор спонтанности творчества, отсутствие прагматической цели. Но в связи с изменениями в обществе, которые связаны с наступлением очередного этапа информационных технологий, возникла потребность не столько в творчестве, а в особой творческой способности — креативности, поскольку с середины ХХ в. в социуме стали востребованными главные отличия креативности от творчества — отсутствие спонтанности и наличие прагматичности.

    В этот период произошли изменения, повлекшие за собой изменения в творческом процессе, и была сформирована технология создания продукта,

    которая в первую очередь преследовала прагматические, т.е. коммерческие цели, что связано с движением к информационному обществу.

    Развитие информационно-технологической революции способствовало формированию инновационной среды, где открытия и практическое применение взаимодействовали и использовались в повторяющемся процессе проб, ошибок и обучения на практике. Развитие информационных технологий, их усложнение, переход от одного этапа к другому способствовали повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала человека, а также изменяли духовную составляющую личности. Все больше открывалось реальных возможностей для саморазвития личности благодаря накопленным знаниям и увеличивающему потоку информации.

    Принципиальным отличием новых информационных технологий этого периода являются качественно иные возможности сбора, хранения, передачи и продуцирования знания. Все это поддерживается и обеспечивается программными средствами и информационными носителями [10, с. 51-52].

    Изменение требований и условий труда, связанных с увеличением объема практически значимых профессиональных знаний, доступом к информационным потокам, более сложной техникой и технологией переработки знания, а также такой немаловажный фактор, как индивидуализация труда, заставляет личность постоянно повышать уровень творческого потенциала, который обладает интегрирующим качеством и способствует наилучшему синтезу разнообразной информации.

    Именно в этот период базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях, обществу было достаточно понятия творчества. Но с привнесением в общество принципиально новых форм интерактивного общения пользоваться только понятием «творчество» стало недостаточно.

    В современных условиях наиболее реализовавшимися и успешными становятся люди, способные быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ними задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых на первый взгляд ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед ними целей. В условиях постиндустриального общества овладение инструментами управления информации становится фактической необходимостью и для отдельного человека, осознавшего ценность непрерывного совершенствования как в профессиональном, так и в личном плане.

    В большинстве работ, посвященных проблеме креативности, содержатся указания на особые свойства креативной психической деятельности, особый способ восприятия и преломления объективной реальности, особенности личностного творческого функционирования, связанного со способностью глубоко, самостоятельно, критически мыслить и гибко ситуативно действовать.

    Творчество всегда первично и фундаментально, креативность подчинена прагматической цели. В то же время креативность вне творчества невозможна, она является только технологией организации творческого процесса, которая требует реализации опредмечивания в различных социокультурных формах. В условиях информационного общества стал возможным синтез творчества и креативности. Более того, можно предположить, что появление творческой способности «креатив» является закономерным процессом, и данный этап не является последним в генезисе понятия «творчество».

    1. Губин В.Д. Философия / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2001.

    2. Аристотель. О душе / Аристотель. СПб.: Питер, 2002. 224 с.

    4. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб.: Тайм-Аут, 1993.

    5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII-ХIХ века / В.Н. Кузнецов. М.: Высш.шк., 1989. 480 с.

    6. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста / Н.А. Бердяев // Лит. газета. 1989. № 12.

    8. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом. 2003. 1280 с.

    9. Козловский И. Культура постмодернизма / И. Козловский. М., 1997.

    10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: Прогресс-Академия, 1995-325 с.

    АЛЕКСАНДРОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1964 г. Окончила Ташкентский государственный педагогический университет. Старший преподаватель филиала Донского государственного технического университета в г. Волгодонске. Область научных интересов — социальная философия, маркетинг. Автор 10 научных работ.

Читайте также:  С точки зрения менеджмента исходный процесс всякой управленческой деятельности
Источники:
  • http://mystroimmir.ru/filosofiya/iskusstvo.html
  • http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-tvorchestva-v-istorii-filosofii