Меню Рубрики

Что такое свобода с точки зрения марии монтессори

Едва ли вы найдете течение в педагогике, которое бы не декларировало уважение к личности ребенка. Но как именно уважать эту личность, мнения расходятся. То ли нужно позволять делать все, то ли разумно ограничивать, то ли помогать, то ли бросить на произвол судьбы – быстрее научится.

Монтессори также исходила из постулата, что личность ребенка надо уважать. Но в отличии от многих она знала, как это делается. Нужно просто посмотреть, что полезно и, главное, необходимо самому ребенку.

Прочтите лозунг «помоги мне сделать это самому», и вы тоже будете знать, что нужно вашему малышу.

На первый взгляд в этом лозунге есть два противоречащих друг другу понятия: «помоги» и «самому». Но Монтессори удалось добиться гармоничного сосуществования свободы и дисциплины.

М. Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребенка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нем дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмется и как, и кого ударит – не ведаем. А сколько тратим слов! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Кто-то из мудрых советовал: «Если хотите воспитывать личность, то поставьте человека в такие условия детства, где он будет чувствовать себя личностью».

Мария Монтессори предупреждала в своем труде «Метод научной педагогике» еще в 1912г о том, что мы постоянно совершаем насилие над природой ребенка, требуя, чтобы дети соответствовали нашему представлению о том, какими им следует быть.

Мысли М.Монтессори выразил позднее американский психолог Арнольд Геззел. «Если учителя и родители считают, что из ребенка можно вылепить все, что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые еще не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растет, форма полностью придается ей извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».

Все, наверное, понимают, что нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если изо дня в день повторять: это не бери – уронишь, разобьешь, сломаешь, порежешься, сюда не ходи – упадешь, испачкаешься, так не делай – потому что так нельзя. Ребенку нужна свобода. Самостоятельность и возможность самому определять, что и как делать, во что играть и с кем дружить, в будущем превратятся в способность мыслить нестандартно, творчески решать проблемы, противостоять чужому влиянию.
Все это понимают, но вот

Как осуществить это замечательное требование в воспитании?

Предоставить ребенка самому себе, пусть что хочет, то и делает? Но ведь если речь идет о двухлетнем малыше, то для него такая свобода может обернуться твердым убеждением, что он просто никому не нужен.

Поэтому свободу нужно давать только в том объеме, в каком она нужна ребенку. По мнению Монтессори, задача родителей – найти ребенку занятие, а затем отпустить в свободное плаванье. Ребенку не навязывают чужой опыт и ритм работы – ему предлагают некоторые материалы и игры, но последний выбор всегда за крохой. И он осваивает сложную науку житья – бытья в индивидуальном темпе, когда дозревает до этого.

Свобода – это, конечно, хорошо, но, с другой стороны, мы также понимаем, что вседозволенность — это шаг к эгоизму, капризам манипулированию другими людьми. Поэтому Монтессори утверждала, что свобода – это не дикое «что хочу, то и делаю, а уважительное «я играю во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом».

Так, например, в Монтессори-группе все игрушки только в одном экземпляре. Даже если это суперинтересная штука, больше одной купить нельзя. Цель такого дефицита – научить детей работать в коллективе, ждать своей очереди, делиться и т.д.

Эту идею желательно воплотить и дома. То есть если вы играете с ребенком, то у вас может быть только одна игрушка, предмет и действовать нужно по очереди.

Если же ребенок, играя, пролил, рассыпал или разбил что-то,

то ни в коем случае нельзя ругать его за это. Но обязательно нужно показать, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия нужно ликвидировать: вытереть лужу, подмести, собрать осколки. Важно не ругаться, а показать, как исправить ошибку, а затем настоять, чтобы кроха исправил ее сам.

Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка требует порядка и определенности. Этот мир в новинку малышу, и поэтому он очень ценит узнаваемые ориентиры – своя кроватка, мама, которая всегда рядом, обои определенного цвета и т.д. Ребенка можно довести до невроза, ежедневно переставляя мебель в квартире или переезжая с места на место. Это же касается не только места для игрушек, но и распорядка дня и требований родителей. Они тоже должны быть строго определены.

Кроха попал в этот мир какие-то год-два-три назад. Он оказался среди папы, мамы, бабушки, дедушки и т.д. Он изучает вас, пытаясь понять, чего вы хотите от него. И если вы говорите одно, а делаете другое, то в его маленьком мире наступает форменный хаос. И дальше он перестает вас слушать, но не потому, что он плохой и вредный, а потому, что так он оберегает свой внутренний мир от полного разрушения. Поэтому никогда не обещайте того, чего не можете сделать.

Пятидесятилетний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны служить те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель и т.д. Причем не игрушечные, а настоящие, но, конечно, с некоторыми оговорками: маленькие легкие стульчики и столы, коврики и предметы, которыми дети могут манипулировать сами. И действовать с этими предметами нужно также как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть пол и т.д.

А что же это нам дает в воспитании?

Во-первых, такая игра сделает ребенка самостоятельным, научит его обслуживать себя, а значит, заставит поверить в собственные силы и укрепит самооценку.

Во-вторых, малыш быстро поймет и запомнит основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; песок сыпется; стекло бьется, оно хрупкое. Формы бывают большие и маленькие, узкие и широкие и т.д. Кстати сказать, понятия о большом и маленьком, высоком и низком – обязательны для развития интеллекта, и любая развивающая методика начинается именно с них. Обычно мы показываем картинки и несколько раз повторяем: «Вот, посмотри, этот домик большой, а этот маленький». В конце концов метод повторений даст свои результаты.

Но Монтессори заметила, что если ребенок на практике убеждается в том, что в одну бутылочку помещается вся вода, а в другую нет, то сам без вашей помощи утомительных повторений, догадается, что есть большие и маленькие предметы. Как знать, может быть, это первый шаг к будущим великим открытиям, ведь одно он уже совершил.

И наконец, игры с предметами разной формы, размера и фактуры развивают мелкую моторику, что, как доказали ученые, напрямую связано с развитием интеллекта.

Хотите научить – дайте малышу возможность делать, совершать ошибки, даже (и особенно) на них учиться.

Согласитесь, что вам легче самим убрать посуду, чем доверять хрупкие предметы ребенку. Приходится все показывать, корректировать, доходчиво объяснять каждое свое действие. Но поверьте, такая ситуация сохранится недолго. Детишки быстро привыкают трудиться – для них это нормально, они учатся одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, переливать воду, ухаживать за цветами, мыть руки, подметать и копать…

А лишая ребенка этого настоящего опыта, предлагая лишь детские наборчики для кукол, мы мешаем развитию ответственности, самостоятельного и аккуратного обращения с вещами. Потом через пять-десять лет вы потратите гораздо больше нервов и времени, объясняя подростку, что нужно самому пришивать пуговицы и мыть за собой посуду.

Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Это помогает вашему ребенку идти в ногу с его естественным ростом и развитием, и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов. «Учитель» вашего ребенка – подготовленная монтессори-среда.

О том, как подготовить языковую зону в домашних условиях и создать развивающую среду , благодаря которой ваши малыши начнут писать и читать сами с радостью и интересом без зубрежки, слез, нотаций вы можете узнать на нашем тренинге «Свободное письмо» !

Светлана Бакунович
Центр гармоничного развития «Ладошки»
пр-т Я.Купалы, 88а
33 688 33 75

Вот, к примеру, лоскуты — чрезвычайно полезная в хозяйстве вещь! А сколько игрушек можно из них сшить или аксессуаров для игрушек — начиная от постельного набора в люльку для пупсика до флагов на башни замки для девочек.

Свобода и ее составляющие

Ирина Исаева,
Монтессори педагог
диплом АМI (0-6)
(США, 2011г.)

Свобода и ее составляющие

«Природа дает жизнь, предоставляя свободу и независимость, но при этом дает законы, установленные в соответствии со временем и необходимым для жизнеобеспечения. Наш первый учитель – сам ребенок или точнее жизненно важный порыв проявления космических законов, который проявляется в нем и ведет его бессознательно.»
М. Монтессори

Для того, чтобы говорить о свободе, о том, где она начинается и где заканчивается, необходимо попробовать осознать общую картину мироздания. Монтессори называла его Космическим порядком. Чтобы «нарисовать» его, нам необходимо выйти за пределы привычного мышления и рассмотреть Вселенную в своей целостности.

Для Монтессори было очевидно, что, вся земля со всем, что есть в и на ней, включая человека, является частью космического порядка, и у каждой частички природы есть свое задание. Человечество, являясь частью Вселенной, тоже должно следовать всем тонкостям закона природы. Когда мы следуем этим законам природы, осознавая и находясь на своем пути, мы ощущаем внутренний баланс. Синергия, соединение, сотрудничество всех частиц Вселенной, поддерживая динамическое равновесие, составляет жизнь Вселенной и является частью бесконечно прекрасного процесса творения.

Человек ощущает внутреннюю потребность выполнить свою миссию в соответствии с космическим порядком, а чтобы следовать ему, он должен быть свободен для развития себя и своего потенциала. И речь идет о свободе не сколько физической, ибо известно, что невозможно лишить человека свободы, наказав его лишением физической свободы, сколько о свободе разума человека.

Что же такое свобода? Делать то, что я хочу и когда хочу?

А действительно ли ТЫ ЭТО хочешь? Или твое желание сформировано влиянием извне? Ты действительно свободен в изъявлении желания? Если ты куришь или ешь много шоколада – ты свободен? Твое тело рано или поздно напомнит тебе о результатах твоих свободных действий. Свобода состоит не в удовлетворении своих желаний или того, что предлагают тебе обстоятельства, а в том, чтобы делать то, что хорошо для твоего развития в соответствии с законами человеческого существования.

Ты свободен делать то, что хорошо для твоего развития!

Дисциплина и свобода – две стороны одной медали. Никто не может «дать» человеку свободу или дисциплину. Чтобы быть свободным, ее необходимо чувствовать. Равно невозможно никого «дисциплинировать» извне, только сам человек может сделать осознанный выбор ограничения.

Самодисциплина – это отсутствие необходимости говорить человеку, что ему делать. Дисциплина – это способность следовать необходимому правилу, жить в соответствии с законами, которые ведут нас к оптимальному человеческому развитию. Индивидуум дисциплинирован, когда он хозяин самого себя, когда он может контролировать свои импульсы и желания, когда он может следовать своему внутреннему учителю.

Человек действует свободно, если делает выбор согласно своим внутренним импульсам, а не под властью другого. Если мы не можем делать то, что нам необходимо, мы не можем сказать, что мы свободны. Нам нужна независимость. Независимость означает, что организм может существовать и функционировать без непосредственной помощи другого. Человек борется за независимость с самого рождения. Рождение – первый акт независимости. Физическое отделение от матери делает ребенка независимым от прежде жизненно важных процессов ее тела.

Читайте также:  Восстановление зрения по норбекову у детей

Развитие ребенка – процесс адаптации к независимой самостоятельной жизни в мире.

Рассматривая свободу, мы не можем не затронуть понятия воли и послушания. Воля и послушание очень связаны между собой. Однако, всем известно, что до 3 лет ребенка невозможно подчинить. Монтессори считала, он подчиняется только своему внутреннему учителю. Подчинение может предполагать сублимацию собственной воли индивидуума. Дети же до 3 лет подчиняются жизненной силе (хорме — horme). Очень важно знать, что даже если вы не понимаете, что делает ребенок, вы должны уважать его действия и не прерывать его концентрированную деятельность. Потому что вам неизвестно, зачем он это делает. Останавливать имеет смысл только то, что может быть опасно. Задача взрослого состоит в понимании необходимого для ребенка и в создании необходимой физической и социальной окружающей среды для реализации внутренней силы здоровым способом.

Неправильно созданная среда для ребенка всегда приводит к непослушанию и подчинению. Индикаторами нерациональной среды для ребенка могут служить частые «нет, нельзя», которые произносят взрослые.

Всегда помните о том, что ожидания от ребенка должны согласовываться с его уровнем развития. Наблюдение и понимание того, что ему нужно, — эффективные пути к тому, чтобы дети были спокойными и слышали вас. Малыши от года до трех всегда послушны, если наша просьба соответствует тому, что они хотят делать. Когда мы можем понимать их нужды, мы можем обращаться к ним с просьбами, и они радостно будут их выполнять.

Очень часто, если ребенок плохо себя ведет, означает, что его разум испытывает голод. Работа – это стремление, цель человека, которая дает ощущение баланса.

Ребенок может сознательно выбрать подчиниться просьбе другого не раньше 5 — 5,5 лет. Понимание пользы совместной работы и пребывания в группе требует опыта. Наша задача помочь детям быть свободными в правильном выборе и правильных решениях, научить их брать ответственность за свои действия.

Ответственность – это процесс, который достигается с получением опыта от взаимодействия в окружающей среде. Дети не могут быть сразу ответственными. Быть ответственным значит быть способным ответить. Если вы не знаете, как и что делать, вы не можете отвечать.

Как раз наша ответственность и заключается в том, чтобы знать потребности ребенка, который просит помочь узнать все сам. Ребенку нужна как окружающая среда, так и взрослый в качестве проводника. Взрослый – это авторитет для ребенка. Авторитетный – значит опытный. Однако быть авторитетом не предусмотрено быть всю жизнь. Наступит время, когда ребенок получит знания и станет способным быть ответственным за свои действия.

Неразумный авторитет базируется на контроле и власти. Родитель всегда авторитет для ребенка, ребенок не доверяет и не верит постороннему, пока не созреет достаточно для принятия своих собственных решений. Когда нам важно контролировать ребенка, наше послание ребенку – «Я тебе не доверяю». Дети сами знают, что им нужно делать. Единственное, что нужно – доверие им. Если у вас проблемы в группе, обратите внимание, насколько свободны в ней дети. Необходимо всегда отслеживать и осознавать это, ибо сами мы чаще всего выросли в несвободе.

При этом не стоит забывать об ограничениях, способствующих развитию свободы в классе. В классе Монтессори сама среда является естественным ограничением, способствующим скорейшему формированию самодисциплины у малышей. Среда должна быть продумана до мелочей, обязательно в соответствии с возрастом. Ранний возраст – это возраст формирования эго, когда все вокруг «моё». Этот период очень важно «прожить» сполна. Он совпадает с сензитивным периодом порядка. Поэтому наличие материала в одном экземпляре, каждый из которых служит своей цели; наличие определенных правил; необходимость получения презентации – способствуют установлению внутреннего порядка у малышей.

Правила должны быть одинаковые всегда. И ваше поведение тоже. Вы не можете быть сегодня добрым, завтра злым. Вам необходимо быть стабильным каждый день.

Итак каковы же условия, способствующие свободе?
— Подготовленный взрослый, который знает о законах развития человека;
— Подготовленная среда для каждого этапа развития;
— Благоприятные возможности для проявления независимости;
— Возможности для развития воли самим ребенком;
— Право выбора и принятия решения;
— Четкие границы;
— Принятие ошибок и заблуждений, как возможности обучения.

«Ребенок – это духовный строитель человечества, препятствия для его свободного развития станут камнями для стен, в которых душа человека будет заперта».
М.Монтессори

Что такое свобода с точки зрения марии монтессори

На презентации уточняем расписание, условия и формируем группы.

Педагог расскажет Вам о Центре, о методике, о занятиях. Ваш ребенок познакомится со средой.

1-2 сентября — Презентации учебных программ

М. Монтессори. Свобода и дисциплина

Д исциплина в свободе — вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных мето­дов. Как добиться дисциплины в классе сво­бодных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основа­на на свободе, то и самая дисциплина обяза­тельно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплини­рованным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это — личность уничто­женная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплиниро­ванным, когда он владеет собою и умеет со­образовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому пра­вилу. Это понятие активной дисциплины не­легко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весь­ма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности.

Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господи­ном над собою. Так как у нас ребенок учится двигаться, а не сидеть неподвижно, то он го­товится не к школе, а к жизни; благодаря привычке и упражнению он научается легко и точно выполнять простые акты социаль­ной жизни. Дисциплина, к которой мы при­учаем ребенка, по своему характеру не огра­ничивается школьной средой, но простира­ется на социальную среду.

Свободе ребенка должна полагаться гра­ница в коллективном интересе, а форма ее -то, что мы называем воспитанностью. Следо­вательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное -каждое проявление, имеющее полезную цель, — каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек­том наблюдения для воспитательницы. Это -весьма существенный вопрос: в своей науч­ной подготовке учительница должна черпать не только умение, но и охоту наблюдать яв­ления природы. По нашей системе, она должна оказывать скорее пассивное, чем ак­тивное влияние, и эта пассивность ее долж­на слагаться из напряженной любознатель­ности и безусловного уважения к явлениям, которые она желает наблюдать. Учительница должна понимать и чувствовать свое поло­жение наблюдателя; активность же должна лежать в наблюдаемом явлении.

Вот какими началами должны руковод­ствоваться школы для маленьких детей, об­наруживающих первые психические прояв­ления своей жизни. Мы не можем и предви­деть всех последствий заглушения непосред­ственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность: может быть, мы за­глушаем самую жизнь. Человечность в этом нежном возрасте сказывается во всем своем духовном блеске, подобно тому как солнце проявляет свое существо на рассвете, а цве­ток — в первом развертывании своих лепест­ков. Эти первые проявления личности мы должны уважать религиозно, благоговейно. Целесообразным окажется только такой вос­питательный метод, который будет содейст­вовать полному проявлению жизни. А для этого необходимо стараться не задерживать самопроизвольных движений и не навязы­вать произвольных задач. Разумеется, мы здесь не имеем в виду бесполезных или вредных поступков, которые надлежит унич­тожать, подавлять.

Усвоение этого метода учителями, не Y подготовленными к научным на­блюдениям, достигается лишь путем усерд­ных теоретических и практических занятий; особенно же это необходимо для тех, кто при­вык к старым, деспотическим приемам обык­новенной школы. Мой опыт подготовки учи­тельниц к работе в моих школах открыл мне, как далеки прежние методы от новых. Даже интеллигентная учительница, усвоившая ос­новной принцип, с большим трудом проводит его на деле. Она не может проникнуться со­знанием, что ее новая роль лишь с виду пас­сивна, подобно работе астронома, который неподвижно сидит у телескопа, в то время как в пространстве вращаются миры. Идею, что жизнь идет сама собою и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее дея­тельность, необходимо ее наблюдать и понимать, не вмешиваясь, — эту идею, говорю я, очень трудно усвоить и провести на практике.

Учительницу слишком долго учили быть единственно активным, свободно действую­щим лицом в школе; слишком долго ее задача заключалась в том, чтобы подавлять всякую активность в детях. Когда в первые дни рабо­ты в «Доме ребенка» ей не удается добиться порядка и тишины, она растерянно оглядыва­ется кругом, словно просит публику извинить ее и засвидетельствовать ее невиновность. Тщетно твердим мы ей, что беспорядок в пер­вые минуты неизбежен. И наконец, когда мы принуждаем ее ничего не делать, а только на­блюдать, она спрашивает, не лучше ли ей уй­ти, ибо какая же она теперь учительница!

Поняв наконец, что ее обязанность -различать, какие поступки надлежит оста­навливать, а какие — только наблюдать, учи­тельница старой школы ощущает огромную пустоту в своей душе и начинает мучиться сомнениями, по силам ли ей новое дело. И в самом деле, неподготовленная учительница долго еще чувствует себя сбитой с толку, ошеломленной; и чем шире научная подго­товка учительницы и ее осведомленность в экспериментальной психологии, тем скорее открывается ей чудо развертывающейся жизни и пробуждается интерес к ней.

Нотари в своем романе «Мой дядюшка-миллионер» (сатира на современные нравы), со свойственной ему живостью, набросал яр­кую картину старинных приемов дисципли­ны. Дядюшка, еще ребенком, провинился в та­ком множестве бесчинных поступков, что пе­реполошил весь город, и родные в отчаянии заключили его в школу. Здесь Фуфу, как его называли, впервые испытывает желание быть добрым, и он переживает глубокое волнение, когда узнает, что его хорошенькая соседка, ма­лютка Фуфетта, голодна и не имеет завтрака.

Он посмотрел кругом, посмотрел на Фуфетту, взял свою корзиночку с завтраком и, не говоря ни слова, поставил ее к ней на колени.

Затем он убежал от нее прочь и, сам не зная почему, пригорюнился и залился слезами.

Дядюшка не мог бы объяснить себе причины этой неожиданной вспышки.

Он впервые видел два добрых глаза, полных печальных слез, впервые чувствовал волнение, и в то же вре­мя великий стыд овладел им, стыд за то, что он может утолить свой голод на глазах у того, кому нечего есть.

Не зная, как выразить ей волнение своего сердца, что сказать ей, чтобы она приняла жертву — его корзиночку, и каким предлогом объяснить эту жертву, он отдался во власть этого первого глубокого движения сво­ей маленькой души.

Фуфетта в полном замешательстве быстро побежа­ла к нему. Ласково-ласково она отвела руку, которой он закрывал свое лицо. «Не плачь. Фуфу» — тихо, умоля­юще говорила она. Можно было подумать, что она об­ращается к своей любимой кукле, столько одушевле­ния, столько материнской ласки было в ее лице, скло­ненном над угрюмой фигуркой.

Потом девочка поцеловала его, и дядя мой, сдавшись чувствам, переполнившим его. сердце, обвил руками се шею и молча, сквозь слезы, поцеловал ее.

Наконец, глубоко вздохнув, он вытер с лица и глаз мокрые следы своего волнения и вновь улыбнулся… Резкий голос раздался с другого конца: «Эй, вы там двое! Живей идите в комнаты!» Это была надзи­рательница. Она задушила первое движение горячего сердца с тою же слепой жестокостью, с какой действовала бы, разнимая двух дерущихся детей.

Пора было, вернуться в школу — и дети должны были вернуться.

Так поступали и мои учительницы в пер­вые дни моей практической работы в «Домах ребенка». Они почти машинально удержива­ли детей в неподвижности, не наблюдая и не различая характера проявлений, которые они останавливали. Так, например, одна малень­кая девочка, собрав в кружок подруг и став в середину, о чем-то заговорила, сильно жести­кулируя. Учительница тотчас же побежала к ней, придержала ее руки и приказала ей за­молчать. Но я, наблюдая ребенка, видела, что девочка играет «в учительницы» или «в ма­мы» с другими детьми, которых она учила го­ворить молитву, креститься и т.п.: в ней уже проснулся руководитель. Другой ребенок, то и дело производивший беспорядочные и бес­цельные движения и считавшийся ненор­мальным, в один прекрасный день, с выраже­нием глубокой озабоченности, начал пере­ставлять столы. Его тотчас же остановили, так как он производил слишком много шума. А между тем в ребенке это было одно из пер­вых проявлений движений координирован­ных и направленных к полезной цели, и, сле­довательно, этот его поступок надо было ува­жать. С этой поры ребенок стал спокойнее и бывал доволен, как прочие, когда ему давали мелкие предметы, которые он мог перестав­лять и раскладывать на своем столике.

Часто случалось, что, когда директриса укладывала в коробки материалы, которыми она пользовалась, к ней приближался ребе­нок и подбирал предметы с явным намерени­ем подражать учительнице. Первым движе­нием ее было отогнать ребенка: «Оставь, ступай на место». Однако в этом акте ребенок проявлял желание оказать услугу, и, зна­чит, пора было дать ему урок порядка.

Однажды дети, смеясь и болтая, собра­лись вокруг миски с водою, в которой плава­ло несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его ос­тавили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я из­дали наблюдала за ним с большим внимани­ем; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо­ны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил при­двинуть его к группе детей и затем вскараб­каться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учитель­ница грубо (она бы, вероятно, сказала — неж­но) схватила его на руки и, подняв над голова­ми других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнения, ребенок, увидав плавав­шие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятст­вие собственными силами. Желанное зрели­ще не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его ду­шевные силы. В этом случае учительница по­мешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чув­ствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выра­жение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражени­ем ребенка, знающего, что за него будут дей­ствовать другие. Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не де­лалось никаких шагов. Другие толкали това­рищей, и на лицах этих детей я читала выра­жение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безуслов­ной строгостью надо останавливать и подав­лять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.

Вот отправная точка дисциплины, и ос­новы ее должны закладываться именно та­ким путем. Эти первые дни всего труднее да­ются учительнице. Первое, что должен усво­ить ребенок для выработки активной дисцип­лины, — это различие между добром и злом. Задача воспитателя — следить, чтобы ребенок не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Это потому, что наша цель -дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания.

Комната, в которой дети движутся целе­сообразно, осмысленно и добровольно, не совершая грубых или резких актов, пред­ставляется мне высоко дисциплинирован­ным классом.

Рассаживать детей рядами, как в обык­новенных школах, отводить каждому ребен­ку особое место и ждать, чтобы они сидели совершенно смирно, соблюдая порядок в классе, как в собрании, — всего этого можно добиться позже, в начальной стадии коллек­тивного воспитания. И в жизни нам порой приходится сидеть тихо и смирно, например, на концерте или на лекции. А ведь и нам, взрослым, это стоит немалых усилий.

Если, выработав индивидуальную дис­циплину, мы сумеем рассадить детей на их местах по порядку и дать им понять, что так на них приятнее смотреть, что сидеть в по­рядке — хорошо, что спокойное и правильное расположение их придает уютный и наряд­ный вид классу, то в этом случае их смирное и безмолвное сидение на своих местах будет результатом своего рода урока, но не прика­зания. Очень важно внушить им эту мысль, не слишком сосредоточивая на ней их вни­мание, важно дать им усвоить принцип кол­лективного порядка.

И когда, поняв эту мысль, они встают, говорят, переходят с места на место, то дела­ют это уже не по недомыслию или незнанию, но потому, что желают встать, говорить и т.д., т.е. они выходят из состояния порядка и покоя, вполне осознанного, с целью про­явить ту или иную добровольную деятель­ность; зная, что есть поступки запрещенные, они получают новый импульс к запомина­нию и различению добра и зла.

Движения детей при выходе из состоя­ния порядка с течением времени становятся все более координированными и совершен­ными; они приучаются обдумывать свои ак­ты. После того как дети усвоят идею поряд­ка, наблюдение того, как они переходят от первых беспорядочных движений к движениям стройным и самопроизвольным, — вот что должно быть настольной книгой учи­тельницы. Эта книга должна вдохновлять все ее действия; это единственная книга, ко­торую она должна читать и перечитывать, если желает стать настоящей воспитательни­цей. Ребенок в такого рода упражнениях в известном смысле производит выбор своих наклонностей, вначале осложненных бессоз­нательностью и беспорядком его движений.

Замечательно, с какой отчетливостью обнаруживаются при этом индивидуальные различия; ребенок сознательно и свободно раскрывается перед нами.

Есть малютки, сидящие на своих местах спокойно, апатично или сонливо; другие встают с места, ссорятся, дерутся или опро­кидывают разные деревяшки и игрушки; третьи занимаются выполнением определен­ных и решительных замыслов — передвигают стул в угол и усаживаются на него или ото­двигают незанятый столик и раскладывают на нем игру, в которую намерены играть.

Наша идея свободы ребенка не то про­стое понятие свободы, которое мы черпаем из наблюдений над растениями, насекомыми и т.п. Ребенок в силу характерной для него бес­помощности, с которою он рождается, в силу его свойств, как социальной особи, стеснен оковами, ограничивающими его активность.

Метод воспитания, имеющий в основе свободу, должен облегчать ребенку борьбу с этими многообразными препятствиями. Другими словами, воспитание должно при­ходить к нему на помощь разумным ослабле­нием социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок под­растает в подобной атмосфере, его непосред­ственные проявления становятся более от­четливыми и с очевидностью истины рас­крывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательст­ва должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

Биологическое понятие свободы в педагогике

С биологической точки зрения свободу при воспитании ребенка в его первые годы надлежит понимать как требова­ние условий, наиболее благоприятствующих развитию всей его личности. Со стороны фи­зиологической, как и духовной, этим предпо­лагается свободное развитие мозга. Воспита­тель должен быть проникнут чувством глубо­кого благоговения к жизни; наблюдая ребен­ка с гуманным интересом, он должен уважать развитие в нем этой жизни. Детская жизнь не абстракция, это — жизнь отдельных детей. Существует лишь одно реальное биологичес­кое проявление: живущий индивид; и воспи­тание должно иметь объектом отдельных ин­дивидов, наблюдаемых по одиночке. Под воспитанием следует разуметь активное со­действие, оказываемое нормальному выявле­нию жизни в ребенке. Ребенок есть тело, ко­торое растет, и душа, которая развивается, — у обеих этих форм, физиологической и психи­ческой, один и тот же вечный источник — са­ма жизнь. Мы не должны ни душить, ни ко­веркать таинственных сил, заложенных в этих двух формах роста; мы должны дожи­даться от них проявлений, которые, мы зна­ем, последуют одно за другим.

Среда, без сомнения, вторичный фактор в жизненных явлениях; она может содейство­вать, может препятствовать, но она никогда не может создавать, творить. Современные теории эволюции усматривают внутренний фак­тор как главную силу в процессе превращения вида и превращения индивида. Начало разви­тия лежит внутри как вида, так и индивида. Ребенок растет не потому, что его кормят, что он дышит, что он находится в благоприятных условиях температуры; он растет потому, что заложенная в нем потенциально жизнь разви­вается, становится видимой; потому, что пло­дотворное зерно, из которого вышла жизнь, развивается согласно биологическим предна­чертаниям наследственности. Взрослый чело­век питается, дышит, испытывает на себе ат­мосферные и температурные влияния, но не растет. Юношей ребенок становится не пото­му, что он смеется, или пляшет, или делает гимнастические упражнения, или хорошо пи­тается, но потому, что он дошел до этого осо­бенного физиологического состояния. Жизнь проявляется, жизнь творит, жизнь дает и в свою очередь держится в известных границах и связана известными законами, которых не преступишь. Неподвижные признаки вида не меняются — они могут только варьироваться. Мы можем воздействовать на вариации, име­ющие отношение к среде и границы которых слегка меняются в виде и в индивиде, но мы не можем влиять на мутации. Мутации связа­ны какими-то таинственными узами с самим источником жизни, и сила их превосходит ви­доизменяющие элементы среды. Вид, напри­мер, не может мутировать или измениться в другой вид путем приспособления, как, с дру­гой стороны, великого гения в человеке нельзя заглушить никакими предрассудками, никакой ложной формой воспитания.

Среда тем сильнее действует на индиви­дуальную жизнь, чем менее устойчива и крепка эта индивидуальная жизнь. Но среда может действовать в двух противоположных направлениях: она может благоприятствовать жизни или глушить ее. Так, например, многие виды пальм отлично произрастают в тропиче­ских поясах, где климатические условия бла­гоприятствуют их развитию, а многие виды животных и растений вымерли в областях, где они не сумели приспособиться к среде.

Жизнь — гордая богиня, она все движет­ся вперед, преодолевая препятствия, которые среда выдвигает на ее победном пути. Вот основная истина: идет ли речь о виде или об индивидах, истинное развитие всегда обес­печено за теми победоносными организма­ми, в которых крепка и действенна таинст­венная сила жизни. Очевидно, что для чело­вечества, особенно же для нашего социаль­ного строя, именуемого обществом, самым важным вопросом является вопрос об уходе за жизнью — мы сказали бы, о культуре ее.

«Вырастай-ка»

Домашняя школа индивидуального развития в Костроме

Правильно ли мы понимаем “свободу”?

Автор – Дина Забелина. Статья опубликована в журнале “Домашний ребенок“, №15, тема номера “Свобода”.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу…

Написать в редакцию меня подтолкнул разговор педагога одной из Новых школ с родителем ребёнка этой же школы. Дискуссия велась на тему свободы детей в образовательном процессе. По сути затрагивали вопросы организации альтернативной формы обучения. Мне эта тема показалась интересной. Хочу поделиться с вами своими мыслями. Само собой, это мое мнение, мнение Монтессори-педагога, ищущей мамы и бабушки…

В мире стали популярны школы свободного воспитания, и в это понятие (свобода развития, выбора, действий) взрослые вкладывают разный смысл. Чаще всего это соотносится с протестом авторитаризма взрослых, с которым сталкивались сами родители, будучи школьниками. И они правы. Потому что активно развивающуюся личность, неповторимую, без комплекса навязанных мыслей, принципов, идей, убеждений получить при таком образовании невозможно. А современная жизнь требует людей активных, целеустремленных, развивающихся и созидающих. Смысл жизни таких людей – не обогащаться самим, а думать о других. Современное государственное образование, как дошкольное, так и школьное, не позволяет раскрыться потенциалу наших детей, «убивает» его, выращивая из них потребителей.

Всем известно, что традиционная модель школы опирается на объяснительно-иллюстративный метод обучения, где учитель выполняет две основных функции: источника готовых истин в последней инстанции и контроля за усвоением учащимися этих истин. Этот метод опирается на механическую память обучаемого, развивает привычку к пассивному восприятию, заучиванию и шаблонным способам действия. Основой процесса обучения фактически становится принуждение к учению, а результатом – фрагментарные знания. В результате мы часто сталкиваемся с парадоксальным явлением: желание учиться (познавательный рефлекс) у некоторых первоклассников пропадает уже в первые месяцы посещения школы.

А между тем основной задачей обучения является развитие.

В противовес государственному образованию родители, связанные темами естественного родительства и благостного питания, активно борются за будущее своих детей, обращая взоры к гуманистически направленным методам воспитания детей. Несмотря на многочисленные разговоры вокруг образовательной темы, мы только-только начинаем приходить к идеям Новых школ, объединяемся, советуемся, ищем, вдохновляемся и создаем, тогда как подобные школы в Европе – не новость.

Гуманизм детства по Монтессори

Лучшим способом проявления свободы развития личности я считаю Монтессори-метод, так как он ограничен свободой других детей, пониманием общественных правил и порядка, поощрением проявления свободы в выборе материала и работе с ним.

Итальянский педагог Мария Монтессори явилась родоначальницей особой отрасли гуманистической философии – гуманизма детства. Она придавала ребёнку особенное, высшее значение и говорила о необходимости изучать феномен детства и учиться у детей пониманию мира и проявлению божественной сущности. Что часто трактуется как то, что ребёнок сам знает, что ему необходимо для саморазвития.

Смысл метода Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать детей к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию, которые невозможны без порядка и дисциплины. При этом дисциплина понимается как активность, которая контролируется и регулируется самим ребёнком. Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей. Обучение же, как одно из средств преобразования мира, должно развивать психические возможности человека, культуру его мышления и взаимодействие с другими людьми и всем миром в целом, построенными на глубоком понимании неразрывных связей между всеми аспектами жизни на Земле.

Мария Монтессори говорила о том, что гуманистическая педагогика возможна только тогда, когда ребёнку предоставлена свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях.

Итак, дети должны быть свободны. Так говорила Мария Монтессори, так говорят с каждым годом всё больше и больше родителей, воспитателей и педагогов. Так в чем заключается эта свобода?

Что есть свобода по Монтессори

Свобода по Монтессори понимается как активное действие внутри научно обоснованной подготовленной среды, которая отвечает насущным потребностям ребёнка конкретного возраста. Принцип свободы выбора деятельности можно перенести и в домашнюю среду, и в творческую студию. При этом важно, чтобы среда удовлетворяла потребностям ребёнка, развивала его психику, способствовала утончению чувств для лучшего восприятия мира.

Информация внешней среды для восприятия ребёнка должна быть тщательно отобрана взрослыми, обогащая жизненный опыт правильными образами, так как именно из них ребёнок выстраивает свою программу поведения. Педагог здесь особенно важен. Это должен быть подготовленный взрослый, который показывает образец социального поведения, способы взаимодействия, взаимосотрудничества. Такое развитие можно назвать безопасным, потому что взрослыми учитываются возрастные психофизиологические особенности детей.

Подготовленная среда поможет каждому ребёнку стать неповторимой личностью, яркой индивидуальностью, так как построением его личности будет руководить Бог (высшие Силы, Природа, все называют это по-разному).

И самое важное, о чем говорила Мария Монтессори, свобода – это независимость и самостоятельность мышления. Свобода не может превратиться во вседозволенность, а должна получить рамки внутренней дисциплины, быть упорядочена.

«Свобода – это не вседозволенность». Саммерхилл

Во многих современных свободных школах мира, например, такой, как Школа Саммерхилл, дети могут выбирать, на какие занятия идти.

Ребёнок, отказавшийся посетить предложенное ему конкретное занятие по расписанию (чтение), может выбрать другое занятие, соответствующее его сегодняшнему интересу (рисование). То есть выбрать из предложенных на сегодняшний день. Но на мой взгляд, позволить ребёнку не выбрать ничего нельзя. Ибо в этом случае мы можем упустить сензитивные периоды, что подготовит почву для хаоса в головах детей. Ведь, если они не посещают занятий, они не войдут в подготовленную среду и не воспользуются возможностью получить информацию в рамках этой среды. А главное, ребёнок потеряет возможность организовать себя, включить волевой компонент, скорректировать свои цели.

Также, не пойдя на занятия вообще, дети проявляют не свободу, а недисциплинированность. Представим, что ребёнок не пошёл никуда. Что он делал? Спал, смотрел мультфильмы, работал в интернете, остался дома, пошел гулять, созерцал, читал книги. На прогулке можно получать колоссальный объем информации, но её отбором никто не занимается, социальные фильтры ребёнка отличаются, в силу возраста, от фильтров взрослого. Информационная безопасность в этом случае ни кем не обеспечена.

Позволяя ребёнку вообще не посещать учебные занятия – мы нарушаем определенный порядок, ритм жизни. Прийти на занятие – это порядок (обязанность), а вот сделать выбор из предложенных предметов – право. У каждого взрослого есть свои права и обязанности в рамках семьи, социума, города, страны, планеты…

Дать ребёнку право выбора работы – вот в чём свобода развития, идти за своим интересом, много трудиться, совершенствуясь, достигать высоких целей и побед.

Свобода всегда ограничивается ответственностью, иначе это анархия.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, так как у общества сложились определённые традиции, условности и принципы, и мы должны это понимать и принимать. Безусловно, что свобода, даруемая детям, должна вписываться в рамки социума. В связи с этим Монтессори пишет: «Свободе ребёнка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма её – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребёнке всё то, что оскорбляет или неприятно действует на других, или что носит характер грубого или невежливого поступка.» В свете этого мы говорим детям что, для того чтобы быть свободным, нужно не нарушать гармонию мира, не разрушать, а созидать вокруг себя. И что люди должны заботиться о социальной общности. Ведь если все будут соблюдать только свои интересы, получится беспорядок в головах, сердцах, семье, в мире.

Талант учителя

Учитель традиционной школы должен обладать умением удерживать внимание детей, тогда на уроке он всегда активен. Но как развивается ребёнок, если на уроке трудится только учитель? Тогда у детей развивается потребительское отношение к добыче знаний.

Интерес лежит в поле деятельности учителя, но не детей. Получается, ребёнок получит удовольствие (спасибо, учитель потрудился), а учитель не получит удовлетворение от работы.

Позитивное отношение между учителем и учеником, конечно, необходимы для психологического комфорта и для возникновения у ребёнка положительно окрашенной мотивации искать знания. Ученые доказали, что дети, испытывающие радость от своей деятельности, лучше усваивают материал. Задача учителя – запустить внутренний механизм этой деятельности, создать эмоциональное напряжение и активность у ребёнка. Желание – одна из движущих сил развития мозга, его нужно не наполнять, а структурировать. Упорядоченный мозг лучше наполненного зазубренными знаниями. («Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга» Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской).

В этом проявится уровень развития души – брать или давать. Любому таланту необходимо трудиться, как бы его не поцеловал Бог. Свобода выбора деятельности – это тоже опыт для ребёнка, а если он не выбрал эту деятельность, он упустил возможность получить этот опыт. В будущем, в каких-то жизненных ситуациях, он не сможет сделать правильный выбор, так как он не делал его, будучи ребёнком, не была задействована воля.

Философия свободы. Роль дисциплины.

Молодой учитель в повседневной работе сталкивается с определёнными проблемами, он понимает и верит, что дети должны быть свободны в выборе деятельности, и их спонтанную активность никогда нельзя прерывать, нельзя мешать им. Здесь же недопустимы ни указания, ни подсказки, ни поощрения, ни распоряжения, ни наказания… учитель должен терпеливо наблюдать. Он ждет обращения ребенка за помощью. Так он и ведёт себя, благодаря чему индивидуальность ребёнка раскрывается, открывая пространство для свободного развития. Даже в этой гармоничной, спокойной, на первый взгляд, обстановке, начинается беспорядок.

Учитель должен понять и помнить, что феномен внутренней дисциплины – это нечто, чего требуется достичь, но никак не существующее изначально. Задача учителя (родителя) – быть проводниками по дороге к дисциплине. Дисциплина появляется, когда ребёнок концентрирует внимание на каком-либо привлекательном для него объекте, который допускает не только выполнение полезного упражнения, но и содержит контроль ошибок. В результате таких упражнений появляется удивительная упорядоченность детской личности, делающая ребёнка спокойным, счастливым, занятым, не испытывающим постоянной потребности в каком-либо моральном или материальном поощрении. Наши дети – маленькие покорители самих себя и окружающего мира. Если бы дисциплина существовала изначально, работа педагога была бы не нужна: у ребёнка был бы безошибочный инстинкт, позволяющий преодолевать любые трудности.

Но ученик, пришедший на занятия, – это борец, сопротивляющийся подавлению – педагогов, детей, избегающий давления со стороны взрослого.

Хорошая школа предоставляет духу ребёнка пространство для развития. В то же время, учителю важно помнить, что защитные реакции и худшие черты, приобретённые учеником, – это препятствия на пути развития духовной жизни, и ребёнку необходимо от них освободиться. Это отправная точка образования. Если учитель не может отличить пустую импульсивность от спонтанной энергии, питаемой дремлющим духом, его действия не принесут плодов. Основа основ эффективной деятельности учителя заключается в способности к ясному различению этих двух видов активности, каждая из которых является спонтанной: ведь ребёнок и в том, и в другом случае действует по собственному усмотрению. Но значение их является прямо противоположным. И только когда учитель достигнет такой способности к различению, он станет наблюдателем и руководителем.

«Эта сила различения между хорошим и плохим – фонарь, который всегда должен быть у нас в руках и освещать скрытую дорогу дисциплины, ведущую к совершенству», — говорила Мария Монтессори.

А нам, уважаемые родители, воспитатели и педагоги просто необходимо любить своих детей, думать об их будущем, читать, просвещаться, делиться опытом, и у нас всё получится!

Источники:
  • http://montessori-press.ru/sistema-montessori/svoboda-i-ee-sostavljayuschie.html
  • http://rastemvmeste.spb.ru/svoboda-i-distsiplina
  • http://www.montessori-kostroma.ru/pravilno-li-my-ponimaem-svobodu