Преподаватель философии входит в аудиторию, ставит стул на стол и говорит учащимся:
– Сегодня у нас экзамен. Пользуясь любым методом из тех, что мы изучали на занятиях, докажите, что этот стул не существует.
Студенты принимаются за работу, пишут, зачеркивают, снова пишут, отыскивая необходимые аргументы. И лишь один из них, быстро написав ответ, вручает его экзаменатору.
Через несколько дней объявляют отметки. Тот, кто написал работу за 30 секунд, к общему изумлению, получил самый высокий балл.
«Какой стул?» – таков был его ответ.
Черная овца
Инженер, физик-экспериментатор, физик-теоретик и философ встретились на прогулке в горах Шотландии. Поднявшись на одну из вершин, на соседней они увидели черную овцу.
— Посмотрите, в Шотландии овцы черные, — сказал инженер.
— Некоторые шотландские овцы черные, — поправил его физик-экспериментатор.
Физик-теоретик после долгих раздумий воскликнул:
— Правильнее было бы сказать: одна из шотландских овец черная.
— По крайней мере, с одной ее стороны, — подвел итог философ.
Декарт не думает?
Декарт сидит в баре. Бармен:
— Я не думаю — отвечает он и ХЛОП!, исчезает.
Гениальность — это болезнь?
— Правда ли, что гениальность — это болезнь? — спросили однажды Гиппократа.
— Конечно, — ответил тот. — Но, к сожалению, очень редкая и, увы, совершенно незаразная.
Короткий путь
Однажды утром мулла возвращался домой. Вдруг ему пришло в голову, что можно сократить путь, свернув с пыльной дороги и пройдя остаток пути лесом.
— Отличный день, день счастливых поисков! — воскликнул мулла, сворачивая в чащу. И, не успев опомниться, оказался на дне замаскированной волчьей ямы.
— Хорошо, что я пошел коротким путем! — подумал мулла, лежа на земле. — Если уж посреди такой красоты случилась неприятность, то на пыльной и ужасно скучной дороге могло произойти все, что угодно!
Умереть за убеждения
Бертрана Рассела однажды спросили, готов ли он умереть за свои убеждения. Подумав, философ ответил:
— Разумеется, нет! Ведь, в конце концов, я могу ошибаться!
Средство от любви с первого взгляда
Ученики спросили у Сократа, не знает ли он надежного средства от любви с первого взгляда.
— Знаю, — ответил философ. — Нужно внимательно посмотреть второй раз.
Лекарство от рассеянности
Один молодой монах страдал рассеянностью. И вот однажды старец решил послать его в Александрию:
— Ступай к аптекарю и скажи ему, чтобы он дал тебе один фунт памяти.
Несколько дней спустя молодой монах вернулся с пустыми руками.
— Отче, — сказал он, — у аптекаря не осталось больше памяти, но он просил передать, что у него есть для тебя пуд терпения!
Я так же силен как в детстве
Однажды в компании друзей Ходжа стал сетовать на старость.
— Правда, это совершенно не отразилось на моей силе, — вдруг заметил он, — я силен так же, как и много лет назад.
— Откуда ты это знаешь? — спросили его.
— У нас во дворе издавна лежит огромный камень. Так вот, когда я был ребенком, я не мог его поднять, в молодости я тоже не мог его поднять, не могу и сейчас…
Докажите, что стул не существует
Преподаватель философии входит в аудиторию, ставит стул на стол и говорит учащимся:
— Сегодня у нас экзамен. Пользуясь любым методом из тех, что мы изучали на занятиях, докажите, что этот стул не существует.
Студенты принимаются за работу, пишут, зачеркивают, снова пишут, отыскивая необходимые аргументы. И лишь один из них, быстро написав ответ, вручает его экзаменатору.
Через несколько дней объявляют отметки. Тот, кто написал работу за 30 секунд, к общему изумлению, получил самый высокий балл.
Философия и два стула
Философия и два стула
Исходная дилемма: Есть два стула. На одном пики точены, на другом хуи дрочены. На какой сам сядешь, на какой мать посадишь?
Платон: Можно рассматривать два стула как отражение дуализма души и тела. Если стул с хуями символизирует низменные телесные помыслы, то стул с пиками отражает воинственные устремления вечной души. Я выбираю пики.
Аристотель: Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта, а поэтому я попробую оба стула. Впрочем, хуи мне больше по нраву.
Лао-Цзы: Я, пожалуй, постою.
Фома Аквинский: Лишь Бог является подлинным бытием; а потому нам следует стойко переносить все телесные муки, отрицая похоть и грязные устремления тела. Поэтому я сяду на пики.
Мишель Монтень: Человек не может познать абсолютной истины, а потому нет никакой разницы, на какой стул садиться.
Шопенгауэр: Человеческой деятельностью руководят лишь злоба, эгоизм и сострадание. Поэтому садись сам на свои сраные стулья, пидор, а я тебе немножко посочувствую.
Вольтер: Но где находятся эти стулья? В одном месте или повсюду, не занимая пространства? Я ничего не знаю об этом. Устроены ли они из единой субстанции? Я ничего не знаю об этом. Пики точены или хуи дрочены? Я ничего не знаю об этом.
Рене Декарт: Я сижу на стуле, значит, я существую.
Кант: Вопрос о двух стульях лежит в области антиномий чистого разума. Если стул с хуями можно назвать тезисом, то стул с пиками — это его антитезис. Учитывая, что решение антиномий никогда нельзя найти в опыте, я просто сяду перед этими стульями и буду долго думать, но в итоге так ничего и не выберу.
Гегель: Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Здесь не хватает третьего стула, на котором были бы огромные хуи, утыканные острыми шипами. Ой, я сказал это вслух?
Маркс: Давайте просто усадим капиталистов на стул с хуями, а империалистов на стул с пиками.
Фрейд: По-моему, ответ очевиден.
Ницше: Я встану ногами на оба стула и буду танцевать, потому что я ебанутый! Ура мне!
Бердяев: Ну бля, возьму пики точены, срублю хуи дрочены, это у нас каждый ребенок знает.
Камю: В невыразимом отчаянии я лягу на пол возле стульев и буду смотреть в потолок. А потом я умру, как и все мы.
Хайдеггер: По какому стулу должен быть прочитан смысл бытия, какой стул должен быть отправным пунктом для открывания бытия? Вопрос двух стульев — бытийный вопрос, познающийся с помощью опыта. Но учитывая, что опыт всегда уже имеет место в мире и бытии, я не сяду ни на один. Вон сколько философов до меня уже посидело на них!
Деррида: Стул? Что такое «стул»? Что такое «хуй»? Что такое «пики»? Это всего лишь слова. Мы заперты в границах нашего языка и познаем мир лишь с его помощью. Поэтому ваш вопрос не имеет смысла.
Эта статья была автоматически добавлена из сообщества SCHIZOPHRENIA
Кровать в спальном пространстве с философской и эстетической точки зрения
Философские принципы спального пространства
Кровать может быть и особой формой мышления. В университетах профессор, поясняя студентам свою мысль, нередко приводит в пример стол: «Вот возьмем, например, этот стол». Сократ и Аристотель вместо стола в похожей ситуации упоминают кровать. На поверхности лежит причина таких предпочтений: у преподавателя в аудитории — перед глазами стол, у Сократа, возлежащего со своими учениками, — кровать. В одном случае стол, в другом случае кровать, — первое, что приходит в голову, первое, на что падает взгляд. Однако эти примеры подспудно оказываются характеристиками образа мысли, символами подходов к познаваемому. Университетское мышление нацелено на восприятие информации «по верхам». Преподаватели закладывают в студентов каркасы знания. У них нет цели глубоко погрузить ученика в предмет. Ученик должен научиться ориентироваться в огромном потоке информации. И стол как пример как раз символизирует такой подход: стол — это поверхность и это — каркас. К тому же стол, стоящий перед преподавателем, — это представление. Совсем по-другому обстоит дело с кроватью. Кровать — это то, что находится не перед, но под, так как на ней лежат. Кровать оказывается не представлением, но основой, тем, на чем базируется знание, тем, что находится под видимостью, под поверхностью. Кровать — в этом смысле — суть вещей, идея вещей. Так получается, что не люди пользуются вещами, но вещи принуждают людей, заставляя не только физически приноравливаться к ним, но и формируя не только их характер, но мышление и восприятие мира [23].
Прокруст при помощи кровати принуждает путников не быть собой, принуждает их соответствовать кровати. Так называемое «Прокрустово ложе» — не слепок с человека, а аристотелевская форма, или «идея» в платоновском смысле. При помощи кровати Прокруст моделирует идеальных людей, удлиняя или укорачивая их тела. Когда Тезей в качестве возмездия пытается уложить самого Прокруста в его ложе, оказывается, что и Прокруст не идеален. Он слишком велик для своей идеальной кровати, он несовершенен с точки зрения кровати. Тело-вещь не помещается в кроватъ-идею. В образе «Прокрустова ложа» заложена трагичность разрыва между миром вещей и миром идей.
Дом, кровать возьмем эти два слова вместе, они будут друг к другу привязаны. Обратите внимание на следующую вещь: почему-то все люди живут в домах есть какое-то выделенное место, пространство внутри которого называется «домом». Дом может быть круглым, как кибитка, а может быть вертикальным. Я уж не говорю о том, что мы почему-то спим ночью, а не днем, как правило. Конечно есть какой-то режим смены бодрствования и сна, и он должен выполняться в некоей форме. Например, известно, что японцы спят на циновках, но какое-то представление о кровати все-таки выполняется. Но почему люди должны занимать горизонтальное положение? Из чего это вытекает? Почему нельзя спать стоя? Очевидно, существует все же некий психический режим нашей жизни и он имеет какую-то форму. Почему голова во сне должна быть не ниже тела, а слегка приподнята, даже если речь идет не о классической форме европейской постели? Мы в своем понимании находимся внутри чего-то такого, что собой организует выполнение единичных актов спанья на кровати или единичных актов пребывания в жилище. Вот этот горизонт предмета, который обладает определенными свойствами, содержит в себе режим множества состояний нашей психической, физиологической, умственной жизни, и есть идея кровати, дома. И хотя Аристотель говорил, что есть дома и нет «домности», теперь мы понимаем, что домность все-таки есть. И кроватность это не общее от единичных кроватей, конечно. А теперь наложим на это сетку Мёбиуса, состоящую из узелков, подставим точки на бесконечной плоскости, акты восприятия людьми единичной кровати, из которых рождается смысл идеи. Ясно ведь, что кровати есть выполнение идеи кроватности. Наши единичные кровати действительно тени, но конкретные, потому что идея «кроватности» существует. Единичную кровать можно поломать, сжечь, она может устареть, а идея не может устареть от времени, от изношенности. Например, рычаг как предмет потребления (в экономическом смысле) может износиться, а рычаг как форма или как идея живет вечно; это совершенная идея [5].
Что такое стул с точки зрения философии
Стул не существует
Стул не существует
Преподаватель философии входит в аудиторию, ставит стул на стол и говорит учащимся:
— Сегодня у нас экзамен. Пользуясь любым методом из тех, что мы изучали на занятиях, докажите, что этот стул не существует.
Студенты принимаются за работу, пишут, зачеркивают, снова пишут, отыскивая необходимые аргументы. И лишь один из них, быстро написав ответ, вручает его экзаменатору.
Через несколько дней объявляют отметки. Тот, кто написал работу за 30 секунд, к общему изумлению, получил самый высокий балл.
«Какой стул?» — таков был его ответ.
Определение дефицита
В связи со всеобщим дефицитом во времена СССР высшие эшелоны власти попросили философов дать определение, что же такое дефицит.
Философы долго ломали головы и выдали определение: «Дефицит — это объективная реальность, не данная нам в ощущениях».
— Получилось идеалистическое определение, — говорят им. — Вы дайте с материалистической точки зрения.
Философы снова думали-думали и дали новое определение: «Дефицит — это объективная реальность, данная в ощущениях, но не нам».
Телефонный разговор
— Здравствуйте, Евгений Маркович! Вас беспокоит «Альфа-Банк».
— Здравствуйте, вы ошибаетесь.
— Меня не беспокоит «Альфа-Банк».
— Меня беспокоит осознание невозможности преодоления собственной смерти и риск неправильного распоряжения собственной свободой.
— В смысле, как Кьеркегора. А «Альфа-Банк» меня не беспокоит.
— . Всего доброго, извините, Евгений Маркович.
— Всего доброго. Это вы извините нас с Кьеркегором.
Философский стол
Быть философом — значит отдавать себе, отчет в собственной жизни. Так говорят некоторые философы, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников — эта коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального. значения и личностного смысла явлений жизни.
Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений взглядывать на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.
Философские размышления — необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы. Стратегию жизни способен вырабатывать только человек, способный абстрактно, аналитически, с опорой на научную философию, мыслить. Во время «философского стала» более чем когда-либо школьник реализует в полной степени основную функцию человека — мыслить. «Cogito ergo sum» (Декарт).
К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность», «Человек и природа», «Жизнь женщины и жизнь мужчины», «Труд и творчество», «Истина и добро», «Красота в жизни человека» и т.д.
Но предметом обсуждения может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе. Однако он обсуждается в аспекте философском. Например: «Конфликт сродителями»» «За что уважать стариков?» или «Безобидна ли неряшливость?».
Предметом обсуждения может быть либо одно понятие (например, «добро»), один вопрос (например, «Что такое свобода?»), одно суждение (например, «духовность это сопричастность жизни»). Разумеется, составляется некоторая программа разговора «круглого стола» В виде трех-пяти вопросов.. Эти вопросы логически связаны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Предположим, группа учащихся собирается обсудить категорию совести. Вопросы, предварительно выбираемые, могли бы быть таким: что такое «совесть»? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? Что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под «муками совести»?
Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том., что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса, рекомендует просмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни. В течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, провести анкетирование в школе среди учащихся и учителей, продумать свои жизненные события и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.
«Философский стол» оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговор «по кругу», имитируя «круглый стол», где все – равные участники беседы. Только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационно плана.
Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент по учения, наставления.
Полезно приглашать на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой и более плодотворно в будущем устраивать та кого рода дискуссии.
Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна — выдвигает суждения, другая оппонирует предлагаемые решения. Состязательность, импонируя подростку и ранней юности, увлекает школьника и значительно повышает его внимание к содержанию разговора и форме выражения мыслей. При этом требуется фигура судьи (рефери, арбитр) или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговора.
Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение от вопроса к вопросу станет постижение истины, движением к сущности явления от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обретать способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций анализируемого явления, красочных образов поставленной проблемы. Если эти два условия соблюдены, «философский стол» проходит успешно, школьники расходятся с желанием продолжения дискуссии.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8019 — | 6883 — или читать все.
Докажите, что стул не существует
Преподаватель философии входит в аудиторию, ставит стул на стол и говорит учащимся:
— Сегодня у нас экзамен. Пользуясь любым методом из тех, что мы изучали на занятиях, докажите, что этот стул не существует.
Студенты принимаются за работу, пишут, зачеркивают, снова пишут, отыскивая необходимые аргументы. И лишь один из них, быстро написав ответ, вручает его экзаменатору.
Через несколько дней объявляют отметки. Тот, кто написал работу за 30 секунд, к общему изумлению, получил самый высокий балл.
Философия и два стула.
Есть два стула. На одном пики точены, на другом хуи дрочены. На какой сам сядешь, на какой мать посадишь?
Платон: Можно рассматривать два стула как отражение дуализма души и тела. Если стул с хуями символизирует низменные телесные помыслы, то стул с пиками отражает воинственные устремления вечной души. Я выбираю пики.
Аристотель: Знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта, а поэтому я попробую оба стула. Впрочем, хуи мне больше по нраву.
Лао-Цзы: Я, пожалуй, постою.
Фома Аквинский: Лишь Бог является подлинным бытием; а потому нам следует стойко переносить все телесные муки, отрицая похоть и грязные устремления тела. Поэтому я сяду на пики.
Мишель Монтень: Человек не может познать абсолютной истины, а потому нет никакой разницы, на какой стул садиться.
Шопенгауэр: Человеческой деятельностью руководят лишь злоба, эгоизм и сострадание. Поэтому садись сам на свои сраные стулья, мудак, а я тебе немножко посочувствую.
Вольтер: Но где находятся эти стулья? В одном месте или повсюду, не занимая пространства? Я ничего не знаю об этом. Устроены ли они из единой субстанции? Я ничего не знаю об этом. Пики точены или хуи дрочены? Я ничего не знаю об этом.
Рене Декарт: Я сижу на стуле, значит, я существую.
Кант: Вопрос о двух стульях лежит в области антиномий чистого разума. Если стул с хуями можно назвать тезисом, то стул с пиками — это его антитезис. Учитывая, что решение антиномий никогда нельзя найти в опыте, я просто сяду перед этими стульями и буду долго думать, но в итоге так ничего и не выберу.
Гегель: Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Здесь не хватает третьего стула, на котором были бы огромные хуи, утыканные острыми шипами. Ой, я сказал это вслух?
Маркс: Давайте просто усадим капиталистов на стул с хуями, а империалистов на стул с пиками.
Фрейд: По-моему, ответ очевиден.
Ницше: Я встану ногами на оба стула и буду танцевать, потому что я ебанутый! Ура мне!
Бердяев: Возьму пики точены, срублю хуи дрочены, это у нас каждый ребенок знает.
Камю: В невыразимом отчаянии я лягу на пол возле стульев и буду смотреть в потолок. А потом я умру, как и все мы.
Хайдеггер: По какому стулу должен быть прочитан смысл бытия, какой стул должен быть отправным пунктом для открывания бытия? Вопрос двух стульев — бытийный вопрос, познающийся с помощью опыта. Но учитывая, что опыт всегда уже имеет место в мире и бытии, я не сяду ни на один. Вон сколько философов до меня уже посидело на них!
Деррида: Стул? Что такое «стул»? Что такое «хуй»? Что такое «пики»? Это всего лишь слова. Мы заперты в границах нашего языка и познаем мир лишь с его помощью. Поэтому ваш вопрос не имеет смысла.
Предмет философии: просто, понятно, доступно
Когда я спрашиваю студентов, изучали ли они философию и в чем заключается предмет этой науки, практически все заявляют, что она изучает смысл жизни. Такой ответ вызывает у меня просто хохот. Потому как данный ответ говорит о банальном невежестве говорящего. Что и смешно и печально одновременно.
Не хотите прослыть невеждой в обществе? Тогда читайте эту статью.
Истоки философии
Философия самая древняя наука. Она возникла в IV — V веках до новой эры сразу в нескольких государствах: Греции, Китае, Индии. Это самая древняя наука. Говорят, что однажды великий философ Пифагор находился у пелопонесского царя и тот спросил, чем занимается чужестранец. Пифагор ответил, что он — философ. Царь не знал, кто такие философы, и Пифагор объяснил.
Вот есть Олимпийские игры. Одни туда идут за славой, другие за деньгами и только третья категория ради удовольствия. Также и люди: одних тянет к известности, других — к деньгам и только малую часть интересует истина. Вот эти самые люди и называются философами. И сама философия переводится с греческого как «любовь к мудрости».
Философия — самая абстрактная наука. Она возникает из необходимости объяснения законов бытия. Ведь изначально у людей было мифологическое мировоззрение. В те времена разум объяснял весь мир с помощью мифов. Затем возникает религиозное мировоззрение, потом идеологическое.
Мировоззрение включает в себя те же компоненты, что и та самая первая, изначальная философия:
Познавательный или гносеологический компонент — система знаний о мире и человеке.
Ценностно-нормативный компонент — объединяет нормы, идеалы, убеждения, ценности, которые определяют жизненные установки человека.
Морально-волевой компонент — объединяет личностные моменты, которые определяют действия человека.
Практический компонент включает деятельность по достижению тех или иных результатов.
Философия изначально возникает как система, объединяющая разные знания для объяснения бытия. А мудрость понималась как истина.
Предмет философии
Любая наука имеет объект и предмет. Объект науки — это часть реальности, которую наука исследует. Предмет науки это в конечном счете та часть реальности, которую она изучает. Объектом философии выступает бытие, законы бытия во всем его многообразии.
Предмет философии заключается в изучении законов бытия мира, природы и человека. То есть он синкретичен. Грубо говоря, философия объединяет все достижения научной мысли для объяснения фундаментальных вопросов науки. К таким вопросам относятся: что такое материя, откуда она взялась и как развивается? Что такое сознание? Что первично сознание или материя?
Если вы когда-нибудь задумывались над смыслом жизни, то изучать философию настало самое время. Кстати по поводу вопроса сознания и материи в философии существует две точки зрения.
Материалисты считают, что материя первична и она определяет сознание. Идеалисты считают, что наоборот первична идея, сознание, а не материя. Кстати, среди идеалистов есть такое течение как субъективный идеализм. Согласно ему, мир есть комплекс ощущений человека. То есть если я не вижу Африку, то ее нет. Круто да? Сразу вспоминаю студенческие годы. По рассказам друзей, философ ставил стул посреди аудитории и давал задание: кто докажет, что его нет — получит пятерку.
Как вам теперь понятно, это очень просто доказать. Достаточно сказать, что согласно согласно субъективному идеализму, мир есть комплекс моих ощущений. Значит достаточно закрыть глаза и стула не будет ? Всё это кажется бредом на первый взгляд. Но на самом деле, это стадия развития понимания мира человеком.
К разряду философских дисциплин относят такие как:
Этика — наука о должном поведении;
Эстетика — наука о прекрасном и безобразном;
Логика — наука о рациональном мышлении;
Также выделяют научные отрасли философии по отраслям знания: философия права, историософия, философия религии, философия политики, социальная философия и пр.
Если вы получили представление о предмете философии, поставьте лайк ). Будут вопросы — пишите в комментах.
Что такое стул с точки зрения философии
Кала — непроявленный безличный аспект Господа — отделяет материальный космос (как материальную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Господа. Мироздание существует как объективное проявление Господа и находится под властью всё той же материальной энергии Бога. Чтобы подробнее разобраться в этом сложном процессе, давайте прочитаем статью о том, что такое Кала, Вечное время.
Кала (вечное время)
Мельчайшую частицу материального космоса, которая неделима и не образует отдельного тела, называют атомом (парама-анух). Атом, невидимый для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всех форм. Материальное тело — это не что иное, как определённая комбинация таких атомов, однако обыкновенный человек неправильно понимает его природу.
Описание атома, приведённое в «Шримад-Бхагаватам«, почти полностью совпадает с положениями современной атомистической теории; более подробно эти вопросы разработаны в учении Канады — параману-ваде. Современные учёные также считают атомы мельчайшими неделимыми частицами, из которых построена вселенная. В «Шримад-Бхагаватам» содержатся сведения по многим отраслям знания, в том числе и атомистическая теория. Атом — это мельчайшая тонкая форма вечного времени.
Атом является элементарной единицей проявленной вселенной. Атомы в чистом виде, не объединённые в те или иные физические тела, называют безграничным единством. Безусловно, существует множество самых разнообразных физических тел, но атомы сами по себе составляют основу всего сущего.
Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Время — это энергия всемогущего Бога, который управляет всеми перемещениями физических тел, хотя Сам Он в материальном мире остаётся невидимым.
Атомное (парама-анух) время (кала) связано с пространством, которое занимает конкретный атом (парама-анух). Время, охватывающее всю непроявленную совокупность атомов, называют великим временем.
Пространство и время — это два взаимосвязанных понятия. В основу измерения времени положено пространство, которое занимают атомы. Эталонное время рассчитывают по движению Солнца. Промежуток времени, за который Солнце проходит пространство, занятое одним атомом, называют атомным временем. Самый большой промежуток времени охватывает всю недифференцированную совокупность атомов. Двигаясь по своим орбитам, планеты занимают в космосе определённое пространство, а единицей измерения пространства являются размеры атома. Каждая планета движется по заданной орбите, не отклоняясь от неё. Такая орбита есть и у Солнца. Время, проходящее с момента сотворения вселенной до её разрушения, определяется числом оборотов всех планетных систем вселенной вокруг своей оси, которое они делают за весь период своего существования. Это время называют высшим калой.
Единица измерения грубого времени определяется следующим образом:
два атома (парама-ану), соединяясь образуют сдвоенный атом (анух), а три таких сдвоенных атома (анух) один гексатом (трасаренух). Время, необходимое для соединения трёх трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, три ведхи равны одной лаве. Если одну секунду разделить на 1687,5 частей продолжительность каждой из них составит одну труты — это время, необходимое для соединения восемнадцати атомов. Такое объединение атомов в различные физические тела служит основой измерения материального времени. Отправной точкой во всех расчётах времени является Солнце. Период времени, продолжающийся три лавы, составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх — одну лагху. Расчёты показывают, что одна лагху равна двум минутам. Исходя из этого, можно связать ведические единицы измерения времени относительно атома с современной шкалой времени. Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют бандой. Две данды составляют одну мухурту, шесть или семь данд составляют четвёртую часть дня или ночи по исчислению людей.
Мерная ёмкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 грамм). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту ёмкость помещают в воду, и время, за которое она до краёв наполнится водой, называют одной дандой. Отверстие в мерной ёмкости из меди должно быть сделано сверлом длиной в четыре пальца и весом не более четырёх маш. Эти параметры определяют диаметр отверстия. Ёмкость погружают в воду, и время, необходимое для того, чтобы она заполнилась водой, называют дандой. Это ещё один способ, позволяющий определить продолжительность данды. Данный способ измерения времени основан на том же принципе, что и песочные часы. Из приведённого описания явствует, что в ведические времена люди обладали глубокими познаниями в физике, химии и высшей математике. Измерения проводились самыми разными способами, которые легко осуществить на практике.
День человека длится четыре прахары, которые иначе называют ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют половину месяца, и каждый месяц состоит из двух половин — светлой и тёмной. Две половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга на север.
Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет. Все влиятельные звёзды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время (кала). Все тела, начиная с Солнца и кончая атомом, находятся под воздействием кала-чакры — колеса вечного времени, и каждое из них имеет фиксированный период обращения, который называется самватсарой.
Существует пять различных наименований, которыми называют орбиты Солнца, Луны, звёзд и светил на небосводе. Каждое из этих небесных тел имеет свою самватсару.
Таблица перевода ведических единиц измерения времени в современную систему единиц.
- 1) Одна трути — 8/13500 секунды
- 2) Одна ведха — 8/135 секунды
- 3) Одна лава — 8/45 секунды
- 4) Одна нимеша — 8/15 секунды
- 5) Одна кшана — 8/5 секунды
- 6) Одна каштха — 8 секунд
- 7) Одна лагху — 2 минуты
- 8) Одна данда — 30 минут
- 9) Одна прахара — 3 часа
- 10) Один день — 12 часов
- 11) Одна ночь — 12 часов
- 12) Одна пакша — 15 дней
Две пакши составляют месяц, двенадцать месяцев складываются в один календарный год, в течение которого солнце делает полный оборот по своей орбите. Считается, что срок жизни человека ограничен ста годами. Так вечное время держит в своей власти всё сущее.
Частичное разрушение вселенной, которое происходит в конце каждого дня Брахмы, затрагивает не все планетные системы. Планеты, на которых живут великие мудрецы, такие, как Санака и Бхригу, не подвергаются разрушению в конце кальпы. Различные планеты подчиняются разным кала-чакрам, то есть на них действуют разные системы отсчёта вечного времени. На Земле время течёт иначе, чем на планетах более высокого уровня.
Шкалы Времени
Четыре эпохи называют Сатья-югой, Трета-югой, Двапара-югой и Кали-югой. Их общая продолжительность составляет 12000 лет по летоисчислению полубогов.
Один год полубогов длится 360 земных лет. Общая продолжительность четырёх перечисленных выше веков вместе с переходными периодами, юга-сандхьями, составляет 12 000 лет полубогов, то есть полный цикл из четырёх юг длится 4 320 000 солнечных лет.
Сатья-юга продолжается 4 800 лет полубогов, Трета-юга — 3600 лет полубогов, Двапара-юга длится 2400 лет, а Кали-юга — 1200 лет полубогов.
Как уже говорилось, один год полубогов составляет 360 человеческих лет. Следовательно, продолжительность Сатья-юги равна 4 800×360, то есть 1 728 000 лет. Трета-юга длится 3600×360, то есть 1 296 000 лет. Продолжительность Двапара-юги составляет 2 400×360, или 864 000 лет. И, наконец, Кали-юга длится 1 200×360, или 432 000 лет.
Переходные периоды, которые предшествуют каждому веку и завершают его, длятся по нескольку сотен лет полубогов. Сведущие астрономы называют эти периоды юга-сандхьями, или стыками двух эпох.
Один день на планете Брахмы, которая находится за пределами трёх планетных систем (Сварги, Мартьи и Паталы), продолжается тысячу циклов из четырёх юг, и столько же длится ночь Брахмы, в течение которой творец вселенной погружён в сон.
Когда с наступлением ночи Брахма погружается в сон, три планетные системы, расположенные ниже Брахмалоки, скрываются в водах вселенского потопа. Во сне Брахма видит Гарбходакашайи Вишну, и Господь даёт ему наставления, объясняя, как восстановить затопленную часть космического пространства. Когда ночь Брахмы истекает и наступает его день, он заново создаёт все три мира. За время существования трёх миров в них сменяется четырнадцать Ману, прародителей человечества.
В конце жизни каждого из Ману также происходит частичное разрушение вселенной, хотя и в меньших масштабах. Каждый из Ману наслаждается жизнью в течение немногим более семидесяти одного цикла из четырёх веков.
В «Вишну-пуране» говорится, что жизнь Ману длится в течение семидесяти одного цикла из четырёх веков, то есть Ману живёт около 852 000 лет полубогов, или 306 730 000 земных лет.
После смерти очередного Ману на его место приходит следующий. Потомки каждого из Ману становятся правителями на различных планетах вселенной, однако семь прославленных мудрецов, полубоги, подобные Индре, и их приближённые, такие, как гандхарвы, появляются одновременно с Ману. В течение одного дня Брахмы сменяется четырнадцать Ману, и у каждого из них свои потомки.
На этапе творения, который охватывает день Брахмы, три планетные системы — Сварга, Мартья и Патала — периодически создаются и разрушаются, а их обитатели (низшие животные, люди, полубоги и питы) рождаются и умирают, пожиная плоды своей кармической деятельности.
На исходе дня Брахмы под влиянием ничтожно малой части гуны невежества огромная вселенная по гружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного времени, бесчисленные живые существа исчезают в пучине разрушения, и в мире воцаряется безмолвие.
Здесь описана ночь Брахмы, которая наступает под влиянием времени, соприкасающегося с ничтожно малой частью материальной гуны тьмы. Разрушение трёх миров осуществляется олицетворением тьмы, Рудра, принимающий облик огня вечного времени; пламя которого пожирает все три мира. Эти три мира называются Бхух, Бхувах и Свах или Патала, Мартья и Сварга. Бесчисленные живые существа исчезают в пучине потопа, а на сцену, где только что давала представление энергия Верховного Господа, словно занавес, опускается тьма, и в мире воцаряется безмолвие.
Когда наступает ночь Брахмы, все три мира становятся невидимыми, а Солнце и Луна продолжают существовать. Они появляются в уцелевшей части вселенной, за пределами трёх миров. Разрушенная часть вселенной остаётся без солнечного и лунного света. Она погружена во тьму, затоплена водой, и в ней бушуют неистовые ветра.
Опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны, и великие мудрецы (Бхригу и другие обитатели Махарлоки) поднимаются на Джаналоку, не в силах вынести жара огня, который бушует внизу, пожирая три мира. Уничтожение вселенной начинается с того, что моря и океаны выходят из берегов. Налетают ураганные ветры, которые вздымают на морях свирепые волны, и в считанные мгновенья все три мира оказываются под водой. Пылающий огонь, который вырывается из уст Санкаршаны, бушует в течение ста лет полубогов, или 36 000 человеческих лет. В последующие 36 000 лет во вселенной идут проливные дожди, ураганные ветры поднимают на морях и океанах огромные волны, и океаны выходят из берегов. Верховный Господь с закрытыми глазами покоится на троне Ананты, который раскачивается на водах вселенского потопа, а обитатели планет системы Джаналоки, сложив ладони, прославляют Господа в своих молитвах. Таким образом, жизнь каждого существа, в том числе и Господа Брахмы, неумолимо приближается к концу. Каждое живое существо живёт сто лет по шкале времени, которая действует на данной планете, где оно обитает.
Каждое живое существо живёт сто лет по шкале времени,
которая действует на его планете.
Продолжительность этих лет может быть разной. Самым долгим является век Брахмы, но, хотя Брахма и живёт так невероятно долго, его жизнь тоже рано или поздно подходит к концу. Жизнь Брахмы, которая продолжается сто лет, делится на две части — первую половину и вторую. Первая половина жизни нашего Брахмы уже прошла, и сейчас идёт вторая половина его жизни. Первая половина жизни Брахмы началась с Брахма-калпы — в эту калпу Господь Брахма появился на свет. Вместе с Брахмой на свет появились Веды.
Согласно «Падма-пуране» (Прабхаса-кханда), за тридцать дней жизни Брахмы сменяется множество калп, например, Вараха-калпа и Питри-калпа. Тридцать дней Брахмы составляют один его месяц, от полнолуния до полнолуния. Двенадцать таких месяцев складывается в год, а пятьдесят лет составляют одну парардху, или половину жизни Брахмы. В первый день жизни Брахмы Господь является в образе Шветаварахи. По индийскому астрономическому календарю день рождения Брахмы отмечается в марте. Это объяснение взято из комментариев Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
За Брахма-калпой следует эпоха, которую называют Падма-калпой, поскольку в эту эпоху из озера во впадине пупка Господа вырастает вселенский лотос. Эпоху, наступающую вслед за Брахма- калпой, называют Падма-калпой, так как в эту эпоху появляется вселенский лотос. В некоторых Пуранах Падмакалпу называют также Питрикалпой. Первую эпоху второй половины жизни Брахмы также именуют Вараха-калпой, поскольку в эту калпу Бог явился в образе вепря.
Общая продолжительность двух упомянутых выше половин жизни Брахмы равна одной нимеше (доле секунды) по шкале времени Всевышнего, который неизменен, беспределен и является причиной всех причин вселенной.
По шкале времени Верховного Господа вся жизнь Брахмы укладывается в долю секунды. Об этом сказано также в «Брахма-самхите» (5.48):
«Все правители бесчисленных вселенных (Брахмы) существуют лишь в течение одного вздоха Маха-Вишну».
Утверждения «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-самхиты» ни в чём не противоречат друг другу. Вечное время не обрывается вместе с жизнью Брахмы. Время продолжает свой ход, но оно не властно над Всевышним, поскольку Господь Сам является повелителем времени. Время, бесспорно, существует и в духовном мире, однако всё, что происходит там, не подчиняется его власти. Время беспредельно, как беспределен духовный мир, где всё сущее имеет абсолютную природу.
Вечное время повелевает всем, начиная с атомов и кончая Брахмой, чья жизнь длится невообразимо долго, и тем не менее оно находится в подчинении у Всевышнего. Власть времени распространяется только на тех, кто отождествляет себя с материальным телом, даже если они обитают на Сатьялоке или других высших планетах вселенной.
Вечное время является одной из форм Верховного Господа
Вселенная представляет собой скопление разнообразных объектов и феноменов, начиная с атомов и кончая самой гигантской вселенной, и все они подвластны Верховному Господу в образе калы, вечного времени. Всемогущее время отмеряет разные сроки существования для разных типов физических тел. Определённым сроком ограничено время существования атомов, и определённым сроком ограничено время существования всей вселенной. В назначенный срок разрушается тело человека, и в назначенный срок разрушается тело вселенной. Кроме того, рост, развитие и появление побочных продуктов также полностью зависят от фактора времени.
Вечное время является изначальной причиной взаимодействия трёх гун материальной природы. Вечное время неизменно и беспредельно, оно — орудие в руках Верховного Господа, который с его помощью являет в материальном мире Свои игры.
Будучи орудием Господа, безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которой вращается материальное мироздание. Это рука помощи, которую Господь протягивает материальной природе. Никто не знает, где начинается время и где оно кончается; только время способно хранить информацию о создании, поддержании и разрушении материального космоса. Фактор времени является вещественной причиной творения и, следовательно, непосредственной экспансией Бога. Время считают безличным аспектом Господа.
В наши дни существует много различных представлений о природе фактора времени. Некоторые из этих представлений почти полностью совпадают с концепцией «Шримад-Бхагаватам». Например, иудейские писания также признают время представителем Бога. Там, в частности, сказано:
«Бог, который в разные времена в прошлом по-разному вещал нашим праотцам через Своих пророков…»
В метафизике различают абсолютное и реальное время. Абсолютное время непрерывно и не зависит от скорости протекания материальных процессов. Астрономы и математики измеряют время, увязывая его со скоростью того или иного объекта, изменениями этого объекта или периодом его существования. Однако, по сути дела, время никак не зависит от относительных по своей природе вещей и явлений, наоборот, все объекты этого мира принимают свою форму и поддаются измерению только благодаря тому, что существуют во времени.
Время является шкалой, лежащей в основе деятельности наших чувств, им мы измеряем прошлое, настоящее и будущее, хотя на самом деле у времени нет ни начала, ни конца.
Время не зависит от субъективного психического восприятия, но вместе с тем его мгновения сами по себе не являются объективной реальностью — они связаны с нашими ощущениями.
Поэтому Шрила Джива Госвами заключает, что фактор времени связан с деятельностью — действиями и противодействиями — внешней энергии Господа. Внешняя энергия, или материальная природа, действует под надзором времени, которое является Самим Господом, и потому нам кажется, будто материальная природа создаёт в материальном мире великое множество удивительных вещей.
Кала — непроявленный безличный аспект Господа — отделяет материальный космос (как материальную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Господа. Мироздание существует как объективное проявление Господа и находится под властью всё той же материальной энергии Бога.
Проявленный мир есть не что иное, как Сама Личность Бога, однако нам кажется, будто он существует независимо от Господа. Причина этого в том, что материальный мир отделён от Господа калой. Он подобен человеческому голосу, записанному на магнитную ленту и существующему отдельно от человека. Подобно тому как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте, весь материальный космос покоится на материальной энергии и благодаря кале кажется отделённым от Господа. Следовательно, материальный мир — это объективное проявление Верховного Господа и Его безличный аспект.
Материальный космос в том виде, как он существует сейчас, был таким в прошлом и таким же останется в будущем. Помимо творения, которое происходит естественным образом в результате взаимодействия гун материальной природы, существует девять других видов творения. Разрушение бывает трёх видов; оно может быть вызвано вечным временем, материальными элементами или качественными характеристиками деятельности живого существа.
Циклические процессы сотворения и разрушения материального мира подчиняются высшей воле. Помимо них во вселенной протекают другие процессы творения, причиной которых являются взаимодействия материальных элементов. Движущей силой этих процесов является разум Брахмы. К трем видам разрушения вселенной относятся:
- 1) уничтожение всей вселенной, происходящее по истечении срока её существования;
- 2) разрушение, вызываемое пламенем, которое вырывается из уст Ананты:
- 3) разрушение, связанное с качественными характеристиками деятельности живого существа и последствиями этой деятельности.
Посмотрите также:
Сегодня на вопросы о сознании Кришны отвечает Враджендра Кумар Прабху: Что такое счастье, с точки зрения ведической философии? .
Эта статья Яшомати-нандана даса описывает кратко основные категории материального мира, связанные с первичным и вторичным творением, временем и тем, как это связано с Кришной, находящимся в духовном мире.
Сегодня я решил опубликовать замечательный комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады ко 2-му стиху 9-ой главы Бхагавад Гиты. В этом комментарии Шрила Прабхупада рассказывает о пути преданного служения и его могуществе.
Сегодня мы узнаем когда лучше всего повторять маха мантру.
«Всевышний Господь сказал: Это не меняющееся знание (обретаемое посредством совершения бескорыстных действий) Я в прошлом передал Сурйе. Сурйа, верховное божество солнца, открыл его своему сыну Ваивасвата Ману, в точности таким.
…в начало истории… Когда впервые после долгих лет разлуки Кришна увидел враджа-гопи, Он потерял сознание. Кришна пришел в себя и посмотрел по сторонам: — Где я? Не понимая, что Он.
В последнее время появилось очень много спекулятивных материалов на тему конца Света и пришествия Калки аватары. Ходят даже такие слухи, что Господь уже родился и скоро объявит себя миру. Где.
Опубликовал: Крышень. Время публикации: 11.12.2011 в 18:48 в рубрике Без рубрики, а также в темах: Время, Кала, Колесо времени, Творение Вы можете комментировать эту запись.
- http://poisk-ru.ru/s17417t7.html
- http://everything.kz/article/17510587-filosofiya-i-dva-stula
- http://studbooks.net/604204/kulturologiya/krovat_spalnom_prostranstve_filosofskoy_esteticheskoy_tochki_zreniya
- http://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/yumor/2287-stul-ne-sushchestvuet.html
- http://studopedia.ru/4_155018_filosofskiy-stol.html
- http://www.newacropolis.org.ua/ru/articles/dovedit-shcho-stiltsia-ne-isnuie
- http://bigproof.ru/filosofiya-i-dva-stula.html
- http://ege59.ru/2016/09/02/predmet-filosofii-prosto-ponyatno-dostupno/
- http://sambandha.ru/kala_vremya/