Меню Рубрики

Что такое сны с точки зрения христианства

Мне во сне приснился большой деревянный крест. Придавать ли этому сну какое-нибудь значение?

Мы с вами любители грешить. Если вдруг увидим — крест лежит на полу, на дороге, то боимся взять его: а вдруг какая-то скорбь к нам придет? Увидели иконы, крест во сне — боимся скорбей. А ведь скорби — дары от Бога, их тоже надо с радостью и любовью уметь принимать. Если нам приснился крест, церковь или что-то другое духовное, это значит, Господь нас призывает к покаянию, к церковной жизни, к исправлению. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, это благо для души.

Верить ли сновидениям ? Если верить, то как узнать — от Господа сон или нет?

Сны бывают трех родов: от Бога, природные и от диавола. Природные сны те, в которых продолжается наша повседневная, жизнь и мы во сне заняты теми же заботами, что и днем. Сны, посланные Богом, показывают нам состояние нашей души, и Господь нас призывает покаяться, изменить образ жизни. Бывает, что человек видит бездну ада или блаженства рая, святых, которые призывают на путь истинный. Но святые обычно являются совершенным людям. Некоторые говорят: вот, я часто вижу во сне Матерь Божию, Она приходит ко мне и говорит мне то-то и то-то. Преподобный Серафим Саровский проводил святую жизнь, он прожил в монастыре 25 лет, умом ни разу не выходил из стен монастыря, потом по благословению жил 15 лет в Пустыне, питался только снытью — травой, раз в неделю вкушал хлеб и воду, 1000 дней и ночей простоял в молитве на камне. Ему Матерь Божия являлась 12 раз. А некоторые прожили жизнь в грехах, и им то и дело «Матерь Божия» является. Сны от диавола непростые, хитрые. Часто диавол человека под видом добра искушает. Был такой случай. Две подружки — девушки Фаина и Мария- вместе пели в церкви, собирались, вели духовные беседы, друг друга духовно поддерживали. А диавол духовной дружбы не любит. Через год спрашиваю Фаину: «А как Мария поживает? » А она отвечает: «Я уже целый год с ней не дружу». — «Почему?» — «А мне сон приснился, явился юноша и сказал : ты с ней не дружи, она плохая, предаст тебя, — я и перестала с ней встречаться» . Встречаю в тот же день Марию: «Что же ты с Фаиной не дружишь?» — «А мне юноша явился и сказал, чтобы я с ней не дружила, ненадежный она человек». Собрал я вместе Фаину с Марией и попросил их свои сны рассказать. Рассказали и рассмеялись, что сон им один и тот же приснился. Помирились. А у диавола цель одна только была — душу погубить.

Отчего бывают страшные сны?

Когда человек пребывает в гордыне, когда все дарования и способности, данные ему Богом, приписывает себе и ставит себя выше других: «Я не такой, и я не такая, как все», то благодать Божия отходит от него, не защищает его больше. А грех гордыни самый страшный, ведь человек все похищает, отнимает у Бога и себе приписывает. Находясь в таком безблагодатном состоянии, человек, когда ложится спать, может видеть во сне себя в плохом состоянии. Могут на него какие-то черные люди нападать, или собаки и другие звери гонятся, или стал он перепрыгивать большую канаву и, промахнувшись, полетел в такую пропасть, что от страха проснулся. Просыпается и радуется, что только во сне все это видел. Нападают всякие гады, змеи; да мало ли что приснится. Вот, через эти сны Господь показывает, что мы неправильно живем. Когда человек осознает свою греховную жизнь, поймет, что живет только по милости Божией, что без воли Божией ничего с нами не бывает, когда предаст себя в руки Божий, уступая не по праву занятое им место Богу, тогда все как надо, устроится благодатная жизнь. Когда позволим Богу творить нашу жизнь, тогда душа успокоится. Конечно, и святых людей бесы пугают, но там уже не страшно — их хранит благодать Божия.

Как Православная Церковь объясняет такое состояние человека, как летаргический сон? Что происходит с ним в это время?

Человек независимо от своего желания погружается в сонное состояние. Это может длиться и год, и два. Все процессы в организме настолько замедленны, что человек становится подобен мертвецу. Были случаи, когда людей хоронили в таком состоянии, а по прошествии какого-то времени, при вскрытии могилы тела оказывались не в том положении, в каком они были положены во гроб.

Нужно сказать, что душа в этот период не оставляет тело. Если душа хоть на малое время оставит тело, оно моментально начнет разлагаться, рассыплется в прах земли.

Бывает во время сна по промыслу Божию для спасения человека душе что-то показывают. Что показывает Господь душе и как — это уже тайна Божия.

Я хожу в храм. В последнее время лукавый стал искушать меня во сне. Что мне делать?

Когда ложишься спать, осени крестом свою постель и все четыре стены, начиная с середины потолка и до средины пола. Сначала одну сторону, потом другую, так, чтобы на стенах получилось начертание креста. Крест — это наша главная защита.

Один послушник возвращался из другого монастыря. Начался дождь, было пасмурно, мокро. Спрятаться было негде, на пути было только заброшенное языческое капище. В уголке нашел себе сухое место, послал себе подстилочку, все четыре стороны осенил крестным знамением. Свернулся клубочком и заснул.

Ночью явился сатана со множеством злых духов. Восседал в кресле, в короне. И вдруг говорит: «Чувствую здесь чужой нам дух! Кто-то здесь есть! Проверьте!»

Прошныряли бесы по всем уголкам, но никого не нашли, потому что этот послушник был сохранен крестом.

Полезно комнату святой водой окропить. И душу надо иметь чистую, без грехов, почаще ходить на исповедь. Возможно, есть какой-то грех, который стыдно на исповеди сказать, он-то и дает возможность злым духам мучить нас. Ангел Хранитель не отступит от чистой души, будет сохранять от злого духа.

Почему я по ночам часто просыпаюсь? Вычитываю вечернее правило, в течение дня молюсь, а сон все равно прерывается.

Значит, в течение дня не все спокойно было; возмущались, раздражались, потому после дневного труда дух не может успокоиться. Хотя тело уже устало, готово ко сну, душа находится в возбужденном состоянии.

Для того, чтобы спалось всю ночь, надо весь день сохранять душевный мир.

Есть и народные средства: за час до сна выпить воды с медом. Некоторым помогает прогулка на воздухе, душ, главное — не надо грешить.

Last update 05:33:37 AM GMT

Сны с точки зрения православия

Практически у каждого человека в жизни случались такие моменты, когда проснувшись утром он говорил, что видел сон, который в последствии оказался вещим.

В тексте священных книг есть также упоминания о том, что именно через сновидения Господь открывал святым свою волю. А как православие относится к снам? Этот вопрос беспокоит многих и задавался уже не один раз.

Как относится к увиденному во сне

Есть мнение, что именно в ночное время наша воля подавляется и на первое место выходит подсознание. К нам приходят слова, мысли и прочее, что было послано откуда-то. Мы сами точно не можем определить адресата и порой пугаемся таких сообщений, но как правильно к этому относится?

Отношение православия к снам достаточно неоднозначно:

  1. В некоторых записях говорится о том, что проявления видений связано с тем, что происходило с человеком днем и чем были заняты его мысли. Считается, что после потери контроля над собой и начинают показываться все глубины нашей сущности. В такой ситуации мы более настоящие. Таким образом проявляется наша настоящая личность.
  2. Также святые отцы говорят, что если человек не облегчил свою душу в покаянии и исповеди, а живет и продолжает грешить, то его будут постоянно мучить злые духи. В сонном состоянии им еще проще справиться с Вашими мыслями. Именно поэтому относительно того, можно ли верить снам по православию, они советую не придавать им особого значения, несмотря на их характер.

Что такое видение во сне?

Объяснение данного явления есть разное. Все зависит от того, какая сфера за него принимается. Медицина говорит, что получение данного результата является ничем иным как жизнедеятельность нашего мозга. В то же время сновидения с точки зрения православия принимаются во внимание как состояние души, которая была подвергнута влиянию сил зла. Служители церкви заявляют о том, что не стоит очень серьезно относится ко всему, что Вам может присниться. В первую очередь это связано с тем, что многие люди стараются помолиться святым и попросить, чтобы им кто-то приснился. Делать этого не стоит. Таким образом Вы открываете в свой внутренний мир доступ зла и даете им возможность ввести себя в заблуждение.

Повторение в реальности того, что Вы незадолго до этого видели ночью может расцениваться как умозаключение цепочки фактов, которые могли иметь подобный результат. Толкование снов православием сводится к тому, что Божья воля не является всем. Не стоит доверительно относится ко всему тому, что можно в них увидеть. Подходить к разъяснению сути нужно со знанием религиозных аспектов.

Некоторые священники даже считают, что те, кто достаточно серьезно все воспринимают, находятся в опасности. Сновидения могут начать руководить тем, кто их видит. Если диявол видит у человека некое пристрастие, то он будет стараться приложить все силы для разрушения его внутреннего мира. В конце концов может наступить духовная смерть.

Если снятся умершие

Бывает такое, что могут присниться те, кого с нами больше нет. Люди сразу начинают искать какие-то тайные и вещие знаки, но не стоит этого делать. Служители церкви говорят, что таким образом Вы только еще больше себя накрутите на негативный лад. Для того, чтобы улучшить свое состояние они советуют:

  • прочитать молитвы на сон грядущий: https://ikona-i-molitva.info/molitvy-na-son-gryadushhij-korotkie-i-pered-snom/;
  • посетить храм и поставить свечу за упокой;
  • подать милостыню;
  • заказать сорокоуст, панихиду.

Запомните, молитвенное обращение к Господу за них принесет больше пользы, чем копание в сне, которое может сделать вам намного больше вреда.

Православие о снах с покойниками высказывается достаточно спокойно, так как считает их ничем иным как проявлением подсознательной туги за умершими. Поэтому не лишним будет вспомнить о них в молитве в храме или в домашних условиях перед иконостасом

Что такое сон с христианской точки зрения, стоит ли предавать значение кошмарам или снам, которые на первый взгляд кажутся вещими.

Спрашивает Светлана
Отвечает Виктор Белоусов, 19.11.2007

Мир вам, Светлана!

Соломон пишет — Еккл.5:2 «Ибо, как сновидения бывают при множестве забот. » Часто кошмары являются отражением пережитого нервного напряжения или даже тяжелой еды на ночь. Необходимо молится и Господь Сам покажет и обратит внимание если сон является пророческим и имеющим особое значение. Если особых знаков нет, то такой сон можно спокойно забыть.

Привожу статью о сновидениях из библейского словаря Брокгауза:

I. В текстах Библии встречаются рассуждения об обычных человеч. С. (Иов 20:8; Пс 72:20; Еккл 5:2,6; Ис 29:7,8); кр. того, в ней говорится о
снах-желаниях (Иер 23:25 и след.; 29:8-9). Пророки Иеремия и Захария критич. оценивают подобные С. (Иер 27:9; Зах 10:2). Во Втор 13:1 и след.
говорится, что тех, кто ложно выдает свои сны за откровения, стремясь этим соблазнить других к отпадению от Бога, ожидают жестокие наказания.

II: 1) Библия также неоднокр. свидет-вует, что через С. Бог дает нек-рым людям откро-вения о настоящем (1Цар 28:6,15) и будущем (Быт 37:5 и след.).
Бог говорит через С. не только со Своим народом, но и с язычниками (Быт 20:3; 41; Дан 2; 4). Бог дал обетование, что в грядущие времена спасения
старцам будут сниться (вещие) сны (Иоил 2:28). Откровения, получ. через С., распространяются на священноисторич. (Быт 28:12), поли-тич. (Быт 41)
и личную (Быт 40:9 и след.) сферы. Не всегда значение С. бывает столь ясным как, напр., в Быт 31:11,13,24; 3Цар 3:5-15. Многие С. можно понять
только после их истолкования. Бог говорит в них образами (Быт 37:7,9; 40:9 и след.; Суд 7:13 и след.; Дан 2; 4), к-рые ни один человек не в состоянии
истолковать собств. силами. Истолкования также исходят от Бога (Быт 40:8). Он наделяет отдельных людей способностью истолковывать сны
(Иосифа, Даниила, пророков); 2) по сравнению с ВЗ в НЗ С. как средство откровения отступает на второй план. Для сообщения Своей воли Бог
использует здесь преимущ. другие способы (ср. Евр 1:1 и след.; Лк 12:12; Ин 14:25,26 с Деян 13:2,4; 15:28; 16:6; 20:28). Ни в одном из посланий ап.
Павла нет упоминаний о С. И все же Бог и в новозаветное время использует сны, чтобы объявить о Себе нек-рым людям. Однако, в отличие от ВЗ,
подобные С. не нуждаются в истолковании. Бог либо Сам говорит открыто и понятно (Мф 2:12,22), либо с поручением от Него является ангел (Мф
1:20; 2:13,19). Видимо, Божье откровение через С. получила однажды и язычница (Мф 27:19); 3) в Деяниях говорится об откровениях, к-рые Павел
получил ночью; но при этом речь идет о -> видениях (Деян 16:9; 18:9), и вопрос о том, бодрствовал при этом апостол или спал (Деян 23:11; 27:23 и
след.), остается открытым.

Читайте также:  Периодическая система элементов с точки зрения электронного строения атома

Что такое сон с точки зрения Православия?

Спрашивает: Сергей Г.Ч.

Вопрос задан:
06 марта 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

1.Результаты исследований, приведённые Вами, весьма любопытны. Они могут отчасти подтверждать святоотеческие высказывания о том, что накануне смерти у человека ослабевает связь между душой и телом. Последнее, Писание именует «кожаными ризами». Тогда умирающий начинает созерцать потусторонний мир и его обитателей.

2. К общеизвестным научным данным о сновидениях (сновидения – работа подсознания при бездействии сознания), Церковь, на основании святых Отцов прибавляет, что ещё бывают сны от диавола, и сны от Бога (пророческого характера).

3.На вопрос: как обстояли дела со сновидениями у первых людей в раю, ответить нельзя, поскольку почерпнуть такую информацию можно лишь из Откровения, а Священное Писание об этом факте умалчивает, опять – же, по причине его не значимости для достижения спасительных отношений человека с Богом.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Что такое сны с точки зрения христианства

Группа: Участники
Сообщений: 9

Как Христианину относиться к снам?

Несмотря на последние открытия и рост знаний наука никак не в силах разгадать природу снов, она может лишь зафиксировать некоторые физические и химические процессы происходящие в теле человека во время сна. Относительно психической или духовной стороны вопроса, медицина и наука не может сказать ничего определенного.

В связи с этим у людей нередко распространено различное отношение ко снам, одни очень прислушиваются к ним, считая чуть ли не откровением, другие попросту игнорируют.

Разобраться в этом можно опираясь на религиозный опыт. Из Святого Писания и Святоотеческой литературы можно сделать вывод, что сны можно условно разделить на эмоциональные, от нечистого и пророческие (от Бога).

И так, по порядку.

Эмоциональные или суетные сны.

Этот вид снов является естественным следствием повседневных забот или тревог. Одним словом часто то о чем очень усиленно думает или занимается человек, отражается и в снах им видимых. Многие наверно на себе знают когда бытовые вопросы надолго засевшие в голове, или персонажи любимых кинокартин, и прослушанные композиции. особенно произведшие впечатление, всплывают в сновидениях.
По этому поводу Симеон Новый Богослов пишет «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».

Бывает так что кошмарные сны вызваны чисто физиологическими причинами, такими как болезни печени или прием некоторых медикаментов.
Но иногда на основании увиденного можно сделать вывод о нравственной стороне человека.

«Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся — тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния — есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.

Cны от нечистого

Те люди которые особо доверяют снам и придают им чрезмерное значение нередко бывают искушаемы злыми духами. Диавол видя внимание ко снам, пытается придать им занимательность и убедительность, тем самым мало по мало заполучив доверие к увиденному. После этого в виде Ангелов или угодников Божиих или же самого Христа ублажают их жительство обещают им награды небесные , и этим возводят на высоту самомнения и гордыни, сбивая таким образом с пути истинного.

Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон — разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника — дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI).

Пророческие сны, от Бога

В первую очередь нужно запомнить что таких снов удостаиваются далеко не все люди, а только праведные или те которым таким сверхъестественным образом Господь дает возможность обратить внимание на свою жизнь и раскаяться.

Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

Еще один пример Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: «Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых», юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет смерть, и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов «мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Как относится христианину ко снам?

Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет смысл — не придавать значения обычным снам. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа — Египетский фараон, а у пророка Даниила — царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: «Не принимай и не отвергай».
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

Можно ли верить снам?

О характере сновидений

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание. Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами. Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал бы тех или иных мысленных ощущений.

Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью – в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается. Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она приобретает другие формы. Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова во сне – это не слова, а мысли, которые приходят к нам откуда-то.

Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам значение?

Св. Симеон Новый Богослов пишет: “Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями”. О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр Ельчанинов:

“Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся – тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния – есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также – просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза”.
Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.

Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия.

Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
“Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.

Читайте также:  Какие преимущества и недостатки имеет зрение рыб зайцев лошадей

Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) “зрения” и 3) “откровения”.
Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и обманчивого. Эти сны надо презирать.
Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного “внешнего” человека:
“Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и большей) заполняется явь людей… Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и мыслительных комбинаций”.
“Зрения” бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
“Откровения” бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

При этом следует заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: “Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 – “сон мой убегал от глаз моих”).
Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не усну я сном смертным” (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным”.

Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов – не придавать значения обычным снам. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа – Египетский фараон, а у пророка Даниила – царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах – являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: “Не принимай и не отвергай”.
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

Можно ли верить снам

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.

Опасно и грешно верить всяким снам

В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братиею. К несчастию, он всегда верил всякого рода сновидениям. Дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его: враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на инока. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремлет, демон начал показывать ему сновидения сначала безвредные, чтобы тем более обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец, увидев, что заблудший старец всему верил, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним жизнь будущую: изобразил, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует народ еврейский, и Бог Отец, указывая на них перстом, вещает: “Се чада Мои!”. Старец от ужаса пробудился, и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой (“Прол.”, февр. 26 дня).

Свт. Феофан Затворник

Как христианин должен относиться к сновидениям?

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: “Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание”. Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых – говорим – не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея “не гадать по снам” (Лев. 19, 26). “Безрассудные люди, – говорит Сирах, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер – и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надо обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

И многие из людей, а может быть, и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: “Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых”, юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет смерть, и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов “мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
“Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом” (Иов. 33, 14-18).
“Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу” (“Руковод. к дух. жизни” Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

Свящ. Григорий Дьяченко

О недоверии сновидениям

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе. По этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом..

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием – только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати – нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения.

Читайте также:  Как и чем восстановить зрение после инсульта

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, – то получил в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях нижеследующим образом: “Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, – покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими, или умирающими, или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну – истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов” (Святой Иоанн Лествичник. Прибавление к Слову 3-му). Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон – разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника – дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI).

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного – Святый Дух. “На них же осияла Божественного Духа благодать, – сказал преподобный Макарий Великий, – и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть” (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Пророческие сны

Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит гораздо больше половины жизни. Сон – образ смерти, пробуждение воскресения. “Уснул, успокоился”, – говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения – религиозный опыт – различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, – суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие – “с неба”, от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: “…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения” (гл. II, стих 28).

Примеры пророческих светлых снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, “будучи праведен и не желая огласить обручейной ему Марии, хотел тайно отпустить Её”. И вот, как только он “помыслил это” (небу открыты наши мысли), “Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”… Далее Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих ярких откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об очень важном для понимания христианства символическом полусне-полувидении апостола Петра. Когда посланные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр – “около шестого часа”, взойдя на верх дома помолиться, – “видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные”… Из этого (и из дальнейшего) апостол Петр ясно понял, что язычники-римляне, его искавшие, были посланы к нему от Бога, и он принял их без сомнения. После разговора с посланными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”. Здесь открылась чрезвычайно важная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им надо идти с проповедью ко всем народам мира.

Человек может подняться над своей первичной физической и психической реальностью к реальности высшей, к опыту пророческих видений и сновидений.

В автобиографии своей, опубликованной в Париже, известный ученый, хирург, архиепископ Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот что он сообщает: “Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога”.

Таких примеров личных откровений человеку во сне можно было бы привести много. Доктор медицины Поль Турнье, современный швейцарский мыслитель, автор книги “Медицина и Личность”, говорит о природе этих феноменов в связи с учением психологов Цюрихской школы К. Юнга и Мэдера: “Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах лишь “пульсирование инстинкта” и выражение “подавленного желания”. Для школы Мэдера, наоборот, сон является “выражением состояния живой личности того, кто видит сны”. Усвоив это разделение, Карл Юнг в своих многочисленных работах показывает, что именно этот подход ведет нас к истинному пониманию образа души”. “Работы Цюрихской школы открыли науке новые горизонты, и взгляды фрейдистов нам кажутся односторонними, – говорит Турнье. – Любой сон можно рассматривать как по теории Фрейда, так и по теории Юнга”. Доктор Турнье приводит такой пример: “Некоторые автомобили движутся мотором чрез посредство передних колес, другие – колес задних”. “Влияние на личность наших животных инстинктов, по теории Фрейда, это есть движение “задних колес” нашей души; а духовные стремления, возникающие по теории Карла Юнга, – это движение человеческой души посредством “передних колес”.

Душа человека является тем мотором, который приводит в движение все четыре колеса одновременно, – душой приводятся в движение и низшие инстинкты, замеченные Фрейдом, и высшие силы духа, на которые указывает Юнг. Действующий в природе нашей инстинкт может перейти в духовную интуицию и передать человеку высший нравственный зов, научить человека воле Божией, призванию бессмертия.

Источники:
  • http://psixologiya.org/socialnaya/razvitie-lichnosti-samorazvitie/2448-sny-s-tochki-zreniya-pravoslaviya.html
  • http://www.bible.com.ua/answers/r/2037/300908
  • http://pravoslavie.kg/answers/1382
  • http://dusha-orthodox.ru/forum/index.php?showtopic=11
  • http://www.pravmir.ru/mozhno-li-verit-snam/