Меню Рубрики

Что такое семья с точки зрения различных ученых

Социологи, которые уделяют понятию «семьи» достаточно много внимания, трактуют его следующим образом.

Являясь своеобразным социальным институтом, семья, как и любое сложное социальное явление, не поддается однозначной дефинитивной характеристике. Различные ученые делали попытки осветить отдельные аспекты сложного понятия «семья». Предлагались определения с точки зрения социологии (М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев, С.Н. Голод), истории (П.Ланслетт П., Ж.-Л. Фландрэн), этнографии (Дж. Мердок, О.А. Ганцкая), культурологии (К.М. Хоруженко, А.А. Радугин), социальной философии (Н.И. Андреева, А.А. Магомедов) – семья выступает объектом комплексного изучения различных наук. Обобщая многочисленные концепции разных авторов, целесообразно выделить два основных подхода к изучению понятия «семья»: историко-социологический и культурно-философский.

Представители историко-социологического подхода занимаются изучением типов социальных отношений, характерных для семьи, связи семьи с другими социальными общностями, динамики и мотивации браков и разводов, исторических типов и форм семейно-брачных отношений, тенденций и перспектив их развития. Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский[1]. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки. Определение М.М. Ковалевского по своему происхождению восходит к трудам Аристотеля, который считал, что в совершенной семье два элемента: рабы и свободные. Основой такой семьи является совместное хозяйство, а не отношения родства.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала XX столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей»[2]. В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью[3]. Долгое время это определение семьи считалось в отечественной философии классическим, хотя уже один из последователей А.Г. Харчева С.Н. Голод указывал на неточности данной дефиниции.

Так, по мнению социолога, вызывает сомнение, является ли общность быта собственно семейной характеристикой. Сам С.И. Голод условием существования семьи считает наличие одного из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства[4].

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи»[5]. В приведенных выше дефинициях общим определяющим критерием формирования и функционирования семьи является родство.

Историки, отечественные и зарубежные, говоря о семье, постоянно возвращаются к понятию «домохозяйство». Так, английский ученый П.Ланслетт в своем труде в качестве основной социальной единицы рассматривает именно домохозяйство («сожительствующая домашняя группа»)[6].

С развитием отечественного семьеведения, характеризуя семью, исследователи используют понятия «социальный институт» и «социальная группа», «социальная система». Таким образом, согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. В рамках культурного подхода исследователи подчеркивается, что семья выполняет не только задачу воспроизводства населения, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве. Некоторые зарубежные культурологи (Л. Уайт) связывают появление собственно человеческой семьи с зарождением феномена культуры:

— трансформация антропоидного сексуального союза в человеческую семью осуществляется под влиянием такого культурного фактора как символизация, нашедшая выражение в членораздельной речи. И как следствие появившейся у людей способности широкой кооперации появляются специфические функции человеческой семьи — взаимопомощь в борьбе за существование и взаимопомощь при обороне и нападении. Более того, организация людей в разнообразные социальные группы есть проявление одной из главных функций культуры, которая рассматривается как внетелесный механизм, применяемый определенным животным видом для сохранения и продления своей жизни[7].

Семья выполняет ряд специфических функций: репродуктивная (продолжение рода); воспитание детей или социализация личности; хозяйственно-экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); регулятивная (общественный контроль); коммуникативная (общение). Некоторые исследователи выделяют и другие функции семьи. Так, например, функция защиты предполагает: 1) защиту личности самой семьей; 2) защиту членов семьи (особенно детей) от самой семьи.

Понятию семьи большое внимание уделяют не только социологи, но и юристы. Действующее законодательство не содержит правового определения семьи поэтому с юридической литературе по вопросу о его необходимости существует две противоположные позиции.

Приверженцы первой из них считают нужным дать законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.

Существует также мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается оно тем, что очень многообразны критерии, характеризующие семью, и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья — это явление не правовое, а социологическое.

Вряд ли можно однозначно согласиться с подобными выводами и предложениями. Прежде всего, сложность и многогранность явления не влечет вывода о том, что в его определении должны быть указаны все присущие ему признаки, достаточно ограничиться основными и относительно постоянными.

Ссылка на социальный характер семьи верна, но это не отрицает возможности ее правового определения. Попав в сферу правового регулирования, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки. По меньшей мере два из них отражены в действующем семейном законодательстве:

— наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи (этот признак является обязательным);

— как правило, члены семьи проживают совместно, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей (например, алиментные обязанности бывших супругов или дедушки и бабушки по содержанию своих внуков).

Вызывает сомнение и утверждение о том, что семья субъектом права не является. Анализ действующего законодательства доказывает обратное. Как самостоятельное понятие “семья” встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст. 1, 2, 22, 27, 31, 54, 57 и др.). Таким образом, имеется достаточно оснований, чтобы рассматривать семью в качестве самостоятельного субъекта права. А это приводит к выводу о необходимости правового определения семьи и его отражения в законе.

Встречающиеся возражения авторов по поводу того, что в семейном законодательстве при употреблении термина “семья”, по сути, речь идет о правах и обязанностях ее членов как совершенно отдельных субъектах семейно-правовых отношений, лишь подчеркивают сложность такого социально-правового феномена как семья. Правовая взаимосвязь членов семьи является непременным условием ее существования. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в семейном праве семья выступает как единый коллективный субъект, члены которого также являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений.

В научной литературе неоднократно появляются достаточно весомые аргументы в пользу определения понятия «семья», принятия единого нормативного акта, компилирующего все нормы, касающиеся семьи и отношений, непосредственно и опосредованно касающихся данного термина, появляются революционные предложения наделить семью, ввиду ее особой правосубъектности в сфере жилищного права, статусом субъекта жилищных правоотношений. Так, в 1949 г. О.П. Луцевым была опубликована работа «Семья как субъект права на жилплощадь в СССР», принципиально новым тезисом которой было утверждение, о том, что субъектом права на жилую площадь является семья в целом.

Одновременно существует некая объективная невозможность, которая не позволяет определить понятие «семья». Е.М. Ворожейкин придерживается точки зрения, что «не может быть нескольких определений понятий семьи в праве для разных отраслей, а оно должно быть единым»[8].

Основываясь на законах формальной логики, к такому же выводу приходит Р.П. Мананкова: «Тот очевидный факт, что в отраслях законодательства состав семьи определяется действительно по-разному, еще не означает, что в каждой отрасли существует свое понятие семьи и что вообще можно говорить о нескольких понятиях семьи в праве»[9].
Характеризуя термин «семья» с точки зрения жилищного права, П.И. Седугин называет ее «общностью людей, построенной (основанной) на браке, родстве или свойстве, совместном проживании, как правило, в одном жилище и ведущей с собственником (нанимателем) этого помещения совместное хозяйство» Именно П.И. Седугин является приверженцем точки зрения о необходимости законодательного закрепления понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение.

С точки зрения семейного права семья — основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Если в жилищном праве в основу определения семьи положен существенный для жилищного права признак семьи — совместное проживание, в семейном праве первый план отдается моральной общности, взаимному уважению.

Специфичными чертами семейных отношений являются их особый, лично-доверительный характер, строгая индивидуализация и незаменимость их участников, приоритет личных отношений над имущественными, поэтому вне сферы семейно-правового регулирования остается довольно обширная область отношений между членами семьи.

В определениях семьи, данных в других теоретических источниках семейного права, в основном, также учитывается единство социально-правовых признаков семьи.

Г.К.Матвеев[10] определяет семью как «объединение лиц, связанных между собой браком или родством, моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, взаимными личными правами и обязанностями». А.М.Нечаева[11] понимает под семьей “общность совместно проживающих и ведущих общее хозяйство лиц, обладающих предусмотренными законодательством о браке и семье правами и обязанностями”. В.А. Рясенцев[12] делал акцент только на юридические признаки семьи: «Семья – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений».

Современное правовое понятие «семья» по объективным причинам четче всего разъясняется через призму семейного права, в котором оно является базисным, но и здесь оно остается дискуссионным. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса[13].

Понятие семьи имеет более социологический характер, чем правовой. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества[14]. В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

Значение криминалистики в обеспечении правовой охраны семьи трудно переоценить. Помимо криминалистических методик расследования преступлений против семьи, криминалистика имеет механизмы для разработки алгоритмов расследования. При помощи криминалистики возможно разработать меры по предупреждению и профилактики преступлений против семьи

Читайте также:  Оцените проблемную ситуацию на фирме с точки зрения организационного поведения
[1] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности – СПб., 1895. – С. 53. [2] Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1998. – С. 64. [3] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979. [4] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ — СПб., 1998. [5] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996. — С.66. [6] Ланслетт П. Домохозяйство и семья в прошлые времена. – М., 1995. [7] Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М., 2004. [8] Ворожейкин Е.М. Правовые основы брака и семьи. — М.: Юрид. лит., 1969. — 160 c. [9] Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 232 c. [10] Матвеев Г.К. Советское семейное право. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1978. – С.8. [11] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. Нечаевой А.М. – М.:Юрайт, 2011. – С.76. [12] Рясенцев В.А. Семейное право. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1971. – С.14. [13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №1. — Ст. 16. [14] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – СПС «Гарант».

Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браков или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала ХХ столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей». В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи .

Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.Пространственная и временная ограниченность.Закрытость, межличностная интимность.Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Следует подчеркнуть, что семья выполняет не только задачу воспроизводства, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве.

Исторические формы брака и семьи.

В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений:

1. Неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы. 2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей.

3. Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Групповой брак, форму брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. И далее, на более поздней ступени развития мы находим такую представляющую собой исключение форму, как многомужество, которое в еще большей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому не известно животным. Развитие семьи в первобытную эпоху состоит. в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Первый результат установившегося единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме – патриархальной семье. Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, как показано выше, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа – один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению.

Современные формы брака и семьи.

Незарегистрированный брак. Вся жизнь впереди! Это довольно распространенная форма семьи во всех странах. Особенно популярен он у тех, кому 25 — 35 лет. Гостевой брак. В таком браке дружат домами очень многие европейские мужья и жены. Они живут отдельно друг от друга даже в зарегистрированном браке. Неполная семья. Семья из мамы и ребенка — самое обычное явление во многих странах. Ограниченная временем семья. В такой семье брак заключается на определенное время, по истечению которого он считается автоматически расторгнутым. Прерывающийся брак. В таком браке супруги живут вместе, но оставляют для себя возможность разъехаться на любой оговариваемый срок. Открытая семья. В такой семье супруги в той или иной степени по обоюдному согласию, допускают увлечения и связи вне семьи. Шведская семья. Обычная семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. По существу, это небольшая коммуна, основанная на дружбе, сексе и хозяйственных делах. Мусульманская семья. Как известно, по Корану мужчине разрешается иметь одновременно четырех жен, но он обязан распределить между ними свое внимание поровну. Серийные супруги бесконечно меняют своих жен и мужей «как перчатки». Традиционная семья. Эта форма семьи, оформленная гражданским или церковным браком, которая защищает права детей, но одновременно содержит много запретов для супругов.

Изменение семьи в современном обществе происходит в двух направлениях:

Связано с возрастанием утилитарно-экономического элемента в брачно-семейных отношениях.

Связано с эмансипацией женщин, преобладанием равноправных отношений между полами, превращением брака в добровольный союз мужчины и женщины, свободный от свойственных частнособственнической моногамии антагонизмов.

Модели современных советских семей в рамках социалистической семьи как исторического типа: (4 типа охватывают около 90% лиц, проживающих в семьях).

Семьи с одной брачной парой и ее малолетними или взрослыми детьми, поддерживающие постоянные контакты с родителями.

С одной брачной парой без детей (семья молодоженов, супружеская пара после отделения взрослых детей, имеющих собственное хозяйство).

С одной брачной парой, ее детьми, бабушками и дедушками (представители трех поколений).

Состоящая из матери (отца) и ребенка (детей) независимо от того проживают с ними или нет дедушка или бабушка, свояки, чаще всего это семьи матери-одиночки.

Функции современной семьи.

Репродуктивная. Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Но роль семьи не сводится лишь к роли биологической фабрики, ибо само воспроизводство населения не тождественно его биологическому воспроизводству. Человек приобретает ценность для общества, для других людей только тогда, когда он становится личностью, а становление личности требует специального воспитания.

Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов. Она предполагает взаимопонимание, альтруизм, доверие, искренность, взаимную верность, признание взаимной исключительности и единственности друг друга.

Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи.

Коммуникативная (сфера семейного общения). Компоненты: организация внутрисемейного общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.

Досуговая (рекреационная) Организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

психотерапевтических функциях:1. Это функция «поглаживания» (подобно детям супруги ждут и оказывают внимание, ласку друг другу). 2.«Резонирование» (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии. Новизна этих функций семьи заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки супружеских отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.

Семья: понятие и организация

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Содержание

Что такое семья: определение ↑

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Как музыка влияет на психику человека? Читай далее.

Основные функции ↑

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Читайте также:  Позиция сократа с точки зрения морали

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная. Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая. Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная. Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная. Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная: изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная: наличие только одного родителя;
3) распавшаяся: развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная: низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Секреты идеальной семьи ↑

Традиционно семья строится на взаимной любви и терпимости. Счастливое существование невозможно без умения людей ладить между собой, находить общие точки соприкосновения.

Как научиться контролировать свои эмоции? Читай в статье.

Что такое волюнтаризм в психологии? Ответ здесь.

Важно, чтобы все члены малой группы чувствовали себя морально удовлетворёнными от совместного проживания друг с другом. Коллективное планирование и решение трудных семейных задач только сплачивает близких людей.

Видео: Как создать гармонию

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

2.Семья как объект исследования различных наук

Проблема семьи как сложного социального явления становится объектом исследования многих наук, которые выделяют и изучают особые стороны ее функционирования и развития, отмечает С. Комова.

Философия рассматривает семью с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования.

В социальной философии семья изучается как специфическое общественное явление, в котором определенным образом взаимодействуют естественное и социальное, материальное и идеальное, объективное и субъективное, общественное и личное, сознательное и бессознательное. Социальная философия изучает место и роль семьи в системе общественных и межлич­ностных отношений, исследует сущность семьи, ее основные функции, намечает перспективы развития семьи.

Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи как общественном институте, основанном на браке и выполняющем в обществе определенные функции, исследует причины нестабильности семей и ищет пути их укрепления.

Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства и планирования семьи.

Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права.

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи.

Демография рассматривает семью с точки зрения возобновляемости поколений, изучает не отдельные семьи, а их совокупность, не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует также демографическое развитие семьи, т. е. все из­менения, имеющие значение для воспроизводства населения.

Психология охватывает комплекс вопросов о половом созре­вании, формировании и развитии детоцентричности, семейном благополучии, предбрачном ухаживании и мотивации брачного выбора, любви, совместимости и взаимной адаптации, взаимо­отношениях в семье, общении, стилях семейного воспитания и их коррекции, конфликтах учителя с родителями.

Педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитательный коллектив, пути повышения педагогической культуры родителей.

В отечественной литературе сложилась тенденция рассматривать семью в качестве структурированной общественной системы, покоящейся на отношениях родства, на материальных и духовно-психологических основах. При этом духовно-нрав­ственный фактор семьи в определенных конкретно-исторических условиях может сыграть доминирующую роль в ее разви­тии (В. В. Орлов, Л. А. Файнберг, Н. Д. Шимин и др.).

Вопросы брака, семьи, пола были объектом многих отечественных исследователей, представляющих различные научные направления и школы (Л. А. Абрамян, С. Т. Агарков, И. С. Бестужев-Лада, С. И. Голод, В. Н. Дружинин, И. С. Кон, М. С. Мацковский, А. С. Меликсетян, Ю. Б. Рюриков, Ю. И. Семенов, Н. Я. Соловьев, А. Г. Харчев, Н. Д. Шимин, 3. Я. Янкова). Оте­чественные и зарубежные ученые нередко рассматривают тре­вожные для семьи явления в контексте общего кризиса цивилизации. По мнению А. Г. Вишневского, Г. Г. Дилигенского, А. Б. Любимовой, М. С. Мацковского, Т. В. Свадьбиной, слож­ные демографические, социально-статусные и структурные изменения в семейно-брачных отношениях типичны для всех индустриально-развитых стран, совершающих переход к новому типу цивилизации.

Несмотря на то, что взгляды ученых на проблемы семьи отличаются значительным разнообразием, тем не менее в них можно выделить некоторые общие положения. Так, общее признание получило понимание семьи и брака как непреходящих общечеловеческих ценностей, а также мнение о том, что в ус­ловиях социально-экономической и политической нестабильности общества семья становится единственной надежной опорой человека (И. В. Бестужев-Лада, А. Б. Любимова, и др.). Ценным считается и то, что философы выработали достаточно целостное представление о семье как сложном социально-естественном явлении.

Большой вклад в исследование семьи внесли труды ведущих отечественных психологов и этнографов (Л. А. Абрамян, Т. А. Бернштам, Э. К. Васильева, В. Н. Дружинин, В. И. Жель- вис, Г. А. Левинтон, А. Л. Топорков, Т. В. Цивьян, Л. Б. Шней- дер). На основе диалектико-материалистического метода было сформировано понимание семьи как общественного явления и функциональной системы, как структурного элемента социаль­ного организма. Психологи основательно изучили роль семьи в удовлетворении потребности человека в интимно-близком эмоциональном общении, в отцовстве и материнстве, в созда­нии комфортного нравственно-психологического климата в се­мье (Е. Ф. Ачилова, В. Н. Дружинин, И. В. Дорно, А. И. Ко­четов, О. К. Лосева, Н. В. Самоукина, Н. А. Фомиченко, И. Ф. Юнда, Л. И. Юнда).В трудах отечественных этнографов и социологов историческое развитие и функционирование се­мьи рассмотрено в диалектическом единстве с характерным для России сильным общинным и патерналистским началами (И. С. Кон, Б. Н. Попов, Н. Л. Пушкарева, С. Р. Рыгзанов, М. Б. Свердлов, Ю. И. Семенов, В. В. Форсова, В. Г. Щукин, 3.А. Янкова).

В процессе переосмысления проблем семьи и брака были сформулированы ряд плодотворных в методологическом плане идей, обогативших знания о семье. По мнению А. Ю. Лихачевой, к числу наиболее важных и интересных новых концепций относятся следующие:

1) прогресс семьи находится в прямой зависимости от степени и уровня прав и свобод женщины в социальной и семейно- бытовой сферах ее жизнедеятельности, от достижения со­циального равенства женщин с мужчинами (С. И. Голод,

А. Геодакян, Н. Н. Забелина, Л. Н. Казнин, А. Б. Люби­мова, Т. А. Мельникова, Т. В. Свадьбина, Н. Д. Шимин, Н. С. Юлина, 3. А. Янкова и др.);

изменения в обществе относительно быстро отражаются в семье, а перемены в семейном образе жизни, в конечном счете, способствуют трансформации социальной картины;

если кризис общества в России обострил и углубил кризис семьи, то с полным правом можно утверждать, что нравст­венная нестабильность семьи стимулирует и углубляет кри­зис общества, в особенности кризис его духовных основ (А. И. Антонов, Т. П. Бибанов, В. А. Бобров, Т. А. Гурко,

В. Дармодехин, В. В. Елизаров, М. С. Мацковский,

С. Меликсетян, Л. И. Савинов, Т. В. Свадьбина, В. В. Со- лодников, Н. В. Тулина, В. П. Чухно, Н. Д. Шимин);

актуализация проблемы понимания семьи как важнейшего инструмента социализации личности (И. С. Андреева, М. С. Верб, Л. Е. Дарский, В. Я. Титаренко);

изучение человека как целостного феномена и его семей­ного бытия поставило ученых перед необходимостью про­вести всесторонний социально-философский анализ жизне­деятельности в семье (Г. Д. Гачев, И. А. Геевский, И. С. Кон,

М. Розин, Ю. Б. Рюриков, В. А. Сонин, Н. Д. Шимин).

В западной научной мысли наиболее распространенными подходами к исследованию проблем семьи являются экзистен­циально-герменевтическая концепция и феноменологический метод (С. де Бовуар, Х.-Г. Гадамер, А. Риг, Ж.-П. Сартр), а также психоаналитические идеи (Г. Маркузе, 3.Фрейд, Э. Фромм, Л. Энгельштейн).Многие западные авторы в рамках своих тео­рий уделяют пристальное внимание изучению проблем семьи (К. Ароне, С. де Бовуар, Э. Джаггар, Г. Маркузе, С. Файерстоун, М. Фуко, X.Хартман, Н. Хартсок). Наиболее известно деление семейной проблематики на психологическую и социологиче­скую. Работы Г. Беккера, С. Брю, Дж. Гэлбрета, К. Макконнелла, М. Мескона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, О. Тоффлера и С. Хан­тингтона, в которых семья рассматривается в контексте рыночно-цивилизационных изменений, давно стали общепризнаными.

Читайте также:  Коричневая оправа для очков для зрения

За последние 15 лет заметный вклад в изучение российской семьи внесли такие зарубежные исследователи, как А. Инкелес, Б. Йорбург, Б. Клементе, Г. Лэпидус, П. Рутлэнд, И. Стернкопф и П. Холлендер. Американские фамилисты связывают измене­ния в самом институте семьи и репродуктивном поведении супругов с вступлением человечества в эпоху, когда жесткие нормы социального и религиозного контроля за индивидом сменяются толерантностью и ситуативной этикой.

Все эти теории и методологические подходы можно свести к двум. Согласно одному из них, семья переживает кризис в контексте общецивилизационных изменений. Представители второго подхода отмечают, что семья включена в модернизационные процессы, протекающие в реформируемом обществе, и, следовательно, изменяется вместе с ним.

Реферат: Проблемы определения понятия семья

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СЕМЬИ

Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Россия

Понятие семьи различно у разных народов и значительно изменялось в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется различными отраслями права, которые по-разному толкуют понятие «семья». Нет единого определения семьи и в монографических исследованиях.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [3, c. 515–516]. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту [10, c. 58, 194]. По мнению Л. А. Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [5].

Г. Ф. Шершеневич указывал: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» [15, c. 259]. При этом он особо подчеркивал, что «физический и нравственный склад семьи создается помимо права. Юридический момент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи» [15, c. 259]. Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она «всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода» [1, c. 257].

Социолог А. Г. Харчев считает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [14, c. 75]. А. Г. Харчев особо подчеркивает существенные основные элементы семьи: а) социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации; б) наличие в семье качественно специфических особенностей, отграничивающих ее от иных социальных образований (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность); в) существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с организованной формой воспроизводства жизни.

Анализ различных точек зрения ученых по определению данного понятия сводится к выделению двух групп признаков: а) социологического; б) правового характера [9, c. 10]. Базу для раскрытия понятия «семья» можно найти в философской и социологической литературе. Философский словарь определяет семью как «малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях» [13, c. 361]. В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми [12, c. 314–315]. При этом под браком в социологии понимается социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между мужчиной и женщиной, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям [2, c. 62].

Наряду с этим общим (социологическим) определением существует еще и специальное (юридическое) понятие семьи. В правовом смысле семья – это связь юридическая. В частности, семья объединяется не только моральной ответственностью, но и правоотношениями, как между ее членами, так и между семьей и рядом других институтов общества. Поэтому семью в юридическом смысле можно определить как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали [11, c. 69].

При этом в юриспруденции под браком понимается свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в государственном органе с целью образования семьи, с соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности. Как справедливо отмечает А. Н. Ильяшенко, определение семьи с правовой точки зрения не отличается простотой, так как нормы различных отраслей права при определении круга членов семьи исходят из особенностей регулируемых ими отношений [4, c. 128–129]. Так, семейное законодательство не дает определение семьи. Государство с помощью норм семейного права устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 Семейного кодекса России).

В теории семейного права также не существует общепризнанного определения семьи. Так, П. И. Седугиным дается понятие семьи как определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода [7, c. 2]. Жилищное право вместо понятия «семья» использует термин «член семьи нанимателя» жилого помещения. Сам Жилищный кодекс РФ не содержит определения понятий «семья» и «член семьи нанимателя». В ст. 31 ЖК РФ указано, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В наследственном праве вообще не используются понятия «семья», «член семьи». Однако фактически о членах семьи идет речь, когда закон определяет круг лиц, являющихся наследниками по закону (гл. 63 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. ст. 1142 – 1148 ГК РФ к числу наследников по закону, т. е. фактически к членам семьи, относятся: родственники 1 – 5-й степени родства (от детей, в том числе усыновленных, супруга и родителей наследодателя до его двоюродных правнуков, племянников, дядей и теть); пасынки, падчерицы, отчим и мачеха; граждане, которые не относятся к указанным выше лицам, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним.

Уголовное законодательство Российской Федерации вместо терминов «семья», «члены семьи» использует понятие «близкие потерпевшему лица» (например, п. «ж» ч. 1 ст. 63, п. «б» ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 163, ст. 316 УК России). В уголовном праве под «близкими потерпевшему лицами» понимаются его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки) и иные лица, состоящие с потерпевшим в родстве, свойстве (супруг, родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему (например, жених, невеста, сожитель, сожительница, друзья и т. д.) [7; c. 227, 721–723]. Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации вместо термина «семья» использует такие понятия, как «близкие», «близкие родственники» и «родственники». Согласно ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ к близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки; к родственникам – все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве; а к близким лицам – иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.

Таким образом, понятия «семья», «семейно-брачные отношения» являются объектом исследования многих наук. Это и социология семьи, демография, этнография, психология семейных отношений, возрастная психология, медицина, семейное право, педагогика, криминология и, в частности, семейная криминология. В каждой из указанных отраслей семья исследуется в определенном срезе, с тех позиций и под тем углом зрения, который присущ только данной научной дисциплине [8, c. 13].

1. Бердяев Н. Смысл творчества // Семья: книга для чтения. Кн. 2 / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М., 1990.

2. Большой толковый социологический словарь. – Т. 1. – М., 1999.

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1998.

4. Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. – М., 2003.

5. Колпакова Л. А. Насилие в семье: Виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. – Ярославль, 2007.

6. Комментарий к Семейному кодексу РФ / под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. – М., 1997.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. – М., 2000.

8. Миронова Т. Н. Социоюридическая природа понимания категории «семья» // История государства и права. 2007. – № 24.

9. Николаева Ю. В. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами: автореф. дис. . канд. юрид. наук. – М., 1996.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1979. Основы ювенального права: учеб. пособие. – Воронеж, 2001. Т. 1. Социологический энциклопедический словарь. – М., 1998.

11. Философский словарь / под ред. А. И. Розенталя. – М., 1975.

12. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.

13. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. – Т. 2. – М., 1915.

Название: Проблемы определения понятия семья
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 09:23:48 13 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1450 Комментариев: 7 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Источники:
  • http://lektsia.com/9x47fe.html
  • http://gopsy.ru/semja/chto-takoe-semja-opredelenie.html
  • http://studfiles.net/preview/3297186/page:28/
  • http://www.bestreferat.ru/referat-302474.html