Меню Рубрики

Что такое семья с точки зрения философии

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Содержание

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Как музыка влияет на психику человека? Читай далее.

Основные функции ↑

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная. Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая. Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная. Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная. Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная: изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная: наличие только одного родителя;
3) распавшаяся: развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная: низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Секреты идеальной семьи ↑

Традиционно семья строится на взаимной любви и терпимости. Счастливое существование невозможно без умения людей ладить между собой, находить общие точки соприкосновения.

Как научиться контролировать свои эмоции? Читай в статье.

Что такое волюнтаризм в психологии? Ответ здесь.

Важно, чтобы все члены малой группы чувствовали себя морально удовлетворёнными от совместного проживания друг с другом. Коллективное планирование и решение трудных семейных задач только сплачивает близких людей.

Видео: Как создать гармонию

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Что такое семья с точки зрения философии

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Аристотелю (384—322 до н.э.). Величайший мыслитель древности серьезно анализирован устройство семейной жизни, характерное для своего времени, и обосновывал наиболее приемлемые для государства и общества формы брачно-семейных отношений. В его сочинениях затрагиваются проблемы семейного права, взаимоотношений между супругами, воспитания детей. Патриархальную семью, которая зиждется на абсолютной власти мужа и отца, он считал неизменной, исходной ячейкой общества, первоосновой государства. Наряду с другими античными авторами он считал, что греческие полисы (города-государства) возникли в результате объединения разрозненных семей в селения, а затем в города.

Сохранение строгих нравов патриархальной семьи Аристотель считал важнейшим условием государственного процветания. Жена, по мнению философа, должна находиться в полном подчинении у супруга, быть преданной ему и никогда не соприкасаться с внешним миром. Сравнивая между собою женщин и мужчин-рабов, Аристотель указывает, что последние занимают потенциально более высокое положение. Рабы в принципе могут обрести свободу, в то время как женщина должна находиться в вечном подчинении, поскольку ее жизнь сама по себе не имеет никакой ценности и обретает смысл исключительно в служении мужу. Согласно Аристотелю, брак и семья должны существовать только для рождения детей, психологические отношения между мужем и женой невозможны. При рождении ребенка женщина дает ему тело, а мужчина — душу. Точка зрения Аристотеля, согласно которой женщина по своей природе является низшим в сравнении с мужчиной существом, не способным к полноценной душевной и духовной жизни, господствовала на протяжении многих веков. Большинство европейских религиозных философов периода Средневековья придерживались схожих взглядов. Так, великий мыслитель и религиозный деятель Августин Блаженный всерьез инициировал дискуссию о наличии у женщин души. Он полагал, что единственным оправданием брака и разрешенных супругам греховных плотских отношений является необходимость продолжать человеческий род. Однако существовал и прямо противоположный взгляд на брачный союз, восходящий к трудам одного из наиболее почитаемых отцов церкви — Иоанна Златоуста, согласно которому брак между мужчиной и женщиной дает им возможность обретения духовной, душевной и телесной целостности. Эта точка зрения согласуется с евангельским представлением о соединении душ каждого из супругов в единую душу. Супругам следует любить, уважать, заботиться о благополучии друг друга, проявлять терпение, т.е. их духовное единство должно отражаться в обыденной жизни. Семья, основанная на таких отношениях между мужем и женой, способна воспитывать в детях истинные христианские добродетели и является, по своей сути, малой церковью.

Единственной моделью брачно-семейных отношений в средневековых христианских странах была патриархальная семья. При этом следует отметить, что экономическое устройство европейских стран в Средние века предполагало активное участие всех членов семьи, независимо от пола и возраста, в производственном процессе и торговле. Средневековые семейные союзы, таким образом, были своеобразными «трудовыми коллективами», в которых статус каждого члена в значительной степени зависел от его или ее вклада в общее дело.

В эпоху Ренессанса взгляды на отношения между мужчинами и женщинами начинают меняться. Такие деятели Возрождения, как Т. Кампанелло, Т. Мор, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, видят женщину равной мужчине по значимости своего бытия, но имеющей разное с ним предназначение.

Философ-утопист Т. Мор в своей «Золотой книге» описывает совершенное государство, в котором представители обоих полов получают одинаковое образование и впоследствии вольны заниматься любым видом деятельности — наукой, искусством, политикой, религиозным служением. Примечательно, что женщины наравне с мужчинами могут занимать высшие государственные посты, а также становиться священниками. «Золотая книга» стала первым источником, в котором высказывается широко распространенная в современной психологии семьи идея о преимуществах брака, основанного не на слепой, быстро проходящей, страсти, а на совместимости характеров супругов.

Величайший итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», в бессмертном образе Беатриче воплотил представление о женщине как духовной спутнице мужчины, вдохновляющей, а иногда и спасающей его в периоды мучительных внутренних исканий. Эти идеи восходят к христианскому образу Софии Премудрости Божией — особому проявлению божественной силы, которая пронизывает собою все творение, наделяет его душой и упорядочивает. Впоследствии, данная тенденция философии Возрождения была продолжена в трудах представителей русского философско-религиозного Ренессанса конца XIX — начала XX в. В частности, она найдет выражение в идее Вечной Женственности, развиваемой выдающимся мыслителем В.С. Соловьевым. С его точки зрения, божественный план бытия являет себя мужчине в лице любимой им женщины, которая выступает потенциальной носительницей высшего начала — земным воплощением Софии.

Возвращаясь к эволюции взглядов на брачно-семейные отношения, следует обратиться к трудам французского философа эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо. Он писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное — это семья. » Взгляды великого просветителя относительно женщин были довольно противоречивы. С одной стороны, он полагал, что женщина обладает «изящным и проницательным» умом и вследствие этого способна получать образование. С другой стороны, он преувеличивал значение эмоциональности и природной непосредственности женщин, которые, с его точки зрения, неизбежно приводят их к импульсивным, необдуманным поступкам. Подобно детям, жены нуждаются в воспитательном влиянии своих более рациональных и эмоционально сдержанных мужей, которые, в частности, должны оберегать своих избранниц от пагубного влияния светского общества. Естественное женское предназначение Ж.Ж. Руссо видел в семейной жизни, полной нежной заботы о муже и детях, полагая при этом, что супружеские отношения, воспитание детей и выполнение обязанностей хозяйки дома могут дать женщине идеальную возможность реализовать свои способности и таланты. Как и большинство философов-просветителей (Вольтер, Д. Дидро и др.), Ж.Ж. Руссо был сторонником брака, в который оба супруга вступают по любви, при этом женщина наравне с мужчиной имеет право свободно выбирать своего спутника.

В рамках немецкой философии существовало несколько разнонаправленных тенденций в понимании сущности семьи. Так, А. Шопенгауэр полагал, что основой союза будущих родителей может быть только страстная любовь и исключительно в результате такой любви должны рождаться дети. Однако его представления о взаимоотношениях полов весьма противоречивы. Он подчеркивал способность женщин к сочувствию и сопереживанию другим людям, которые являются следствием свойственного им конкретного мышления. В свою очередь мужчины, в силу развитого у них абстрактного мышления, склонны скорее к формированию отвлеченной идеи общей справедливости, чем к заботе о конкретном человеке. При этом для А. Шопенгауэра мужская позиция является правильной и здоровой, а женская указывает на неполноценность личности. Мужчине и женщине практически невозможно понять друг друга, найти точки соприкосновения в интеллектуальной и духовной сферах, поэтому только сильное влечение, страстная любовь могут наполнить смыслом их союз. Другой немецкий философ — Ф. Шлегель придерживается противоположных взглядов, которые в наибольшей степени отвечают современным представлениям о сущности каждого пола и взаимоотношениях между ними. Он полагал, что человек, независимо от своей половой принадлежности, обладает одинаковыми качествами, но некоторые из них естественным образом больше развиты у мужчин, а другие — у женщин. Для гармоничного развития личности Ф. Шлегель советовал культивировать в себе качества противоположного пола: мужчинам — эмоциональность, женщинам — рациональность. Естественно, любовь, брак, семейная жизнь предоставляют людям прекрасную возможность для того, чтобы учиться друг у друга, достигая психологической целостности. Наконец, великий мыслитель, представитель классической школы немецкой философии Г. Гегель полагал, что семья одновременно представляет собой и духовный союз, и экономико-правовой институт. По его мнению, семья может выступать как некое единое образование, в первую очередь в качестве обладателя совместного имущества. В глазах общества семья как владелица частной собственности становится неким единым «существом». Именно совместное имущество делает семью отдельной социальной частицей, как мы бы сейчас сказали — ячейкой общества, и выступает механизмом ее внутренней интеграции и сплочения.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский историк И.Я. Бахофен (1815—1887) — автор работы «Материнское право». Ученый выдвинул концепцию гетеризма, основанную на представлениях о высоком положении женщины на ранних ступенях общественного развития, и описал путь к индивидуальному браку и моногамной семье.

Крупной вехой на пути обоснования эволюционных идей были труды американского ученого, юриста и этнолога, Л. Моргана (1818—1881). В работах «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» он обосновывает идею прогрессивного поэтапного развития человечества от родовых связей к современной семье. Трем эпохам, на которые традиционно подразделяется история общества, — дикости, варварству и цивилизации — соответствуют определенные формы и типы брачно-семейных отношений. В первобытном обществе отношения между мужчиной и женщиной регулировались лишь биологическими потребностями и носили беспорядочный характер. В половые связи могли вступать все представители рода. Такая форма отношений называется промискуитет. Неупорядоченные отношения между мужчинами и женщинами вносили дезорганизацию в жизнь первобытных людей, обусловливая острые конфликты на сексуальной почве, столкновения во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий в процессе охоты и пр. Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытных сообществ.

Обуздание полового инстинкта началось с установления древней общиной половых табу — запретов, которые помогали сдерживать проявления инстинкта в определенных рамках. Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между братьями и сестрами, предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами.

Впоследствии появился новый вид отношений — экзогамия — связь мужчин и женщин, принадлежавших разным родам, форма группового брака, абсолютно запрещавшая все половые связи внутри рода. Её появление связано с необходимостью расширения социальных контактов с другими социальными сообществами, установлением мира внутри рода, снижением риска рождения неполноценных детей. Семьи в современном понимании еще не существовало, брак представлял собой подтверждение союза, заключенного между двумя родами (дуально-родовой брак). Биологическое отцовство в этих условиях установить было невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети принадлежали всему роду, и их воспитанием могли заниматься все члены родовой коммуны.

Постепенно матриархальные отношения заменяются патриархальными. В условиях развивающегося земледельчества и скотоводства мужчина становится главной фигурой в производстве материальных благ, ответственным за судьбу детей и их имущественное положение. Супружеские пары приобретают самостоятельность и отходят от рода.

Следует отметить, что пережитки полигамии (группового брака) в различных формах существуют до сих пор. К групповому браку относят полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

Полигиния существует в форме семей гаремного типа в мусульманском мире. Полиандрия встречается в странах Южной Америки, высокогорных районах Тибета и на некоторых островах Малайзии, где из-за крайней бедности жена старшего брата становится женой других братьев, которые не в состоянии иметь своих жен. Эти формы брачно-семейных отношений являются исключениями, с моральных позиций цивилизованных народов они приводят к дезорганизации половых отношений.

Наряду с Л. Морганом значительный вклад в исторический анализ происхождения и эволюции брачно-семейных отношений сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали, что в развитии семьи определяющим фактором были и остаются социально-экономические отношения. Моногамная семья, основанная на союзе одного мужчины и одной женщины, исторически возникает как явление социального прогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образом жизни. Однако установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной, постепенным превращением жены в собственность мужа — хозяина. Моногамия в классовом обществе — не равноправный союз мужчины и женщины. Главной целью брака становится передача накопленного богатства законным наследникам, что требует особого контроля за поведением женщины, изоляции ее от внешнего мира в рамках жестко регламентированной домашней жизни.

Семья является универсальным социальным институтом. Она выполняет функции воспроизводства населения, заботы о детях и их социализации, т.е. обучения их соблюдению социальных норм, делающего возможным передачу культуры общества от поколения к поколению.

Одно время принято было противопоставлять расширенную семью и ядерную (нуклеарную) семью. Расширенная семья – социальная единица, включающая родителей и детей, а также других более дальних родственников – возможно, бабушек и дедушек, дядь или теть, живущих вместе иод одной крышей. Ядерная семья – это семья, состоящая из мужчины и женщины и их детей.

Процесс индустриализации во многом ведет от расширенной семьи к ядерной. Последняя, будучи свободной от широких родственных связей, более мобильна географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную свободу, не ограничивает выбор партнера по браку и дает возможность определить профессию каждого из супругов на основе их собственных склонностей и успехов. Современные семьи чаще являются, однако, модифицированными расширенными семьями. В индустриальном и тем более в постиндустриальном обществе отношения между родственниками действительно становятся более свободными. Они далеко не всегда проживают вместе. Но ядерная по внешней форме семья продолжает поддерживать регулярные контакты с родней и получает от нее практическую помощь во многих делах, начиная с воспитания детей и кончая крупными покупками. В этой системе взаимной поддержки важная роль может принадлежать и тем, кто не состоит в родственной связи с данной семьей, что приводит к образованию вокруг каждой семьи определенной группы поддержки, включающей как родственников, так и тех, кто не относится к ним.

Читайте также:  Менеджмент с точки зрения управления качеством

Не только Маркс, но и другие крупные мыслители XIX и XX вв. выдвигали гипотезу более или менее скорого исчезновения семьи. Одни об этом сожалели, другие радостно торопили данный процесс. «Однако семья не только не исчезла,– пишет А. Бургьер, – она часто является единственным несокрушимым оплотом, который оказывает сопротивление давлению извне (сопротивление пролетариата капиталистической эксплуатации, сопротивление давлению тоталитарного государства). Возможно, это одно из противоречий нашего времени. Отчизна, церковь, государство превратились в лишенных смысла чудовищ, пустозвонная речь которых только и делает, что отсылает личность к самой себе. Остается только одна религия (в первоначальном смысле этого слова), способная соединить личность с прошлым, а ее поступки – с поступками уже совершенными и запавшими в память с детства. Это семья. Вот чем можно объяснить почти религиозный трепет, который сегодня вызывает семья у французов, оторванных как никогда от традиционных ценностей».

Семья наряду с собственностью является краеугольным камнем структурных социальных отношений. Институт семьи не остается неизменным. В индустриальном обществе постепенно ослабляются экономические и социальные связи, побуждающие к вступлению в брак. Атмосфера все большей дозволенности вытесняет осуждение свободного союза. В этом обществе семья, являвшаяся когда-то одной из важных форм передачи власти и собственности, все более превращается в семью, замыкающуюся в царстве частной жизни и постепенно передающую компетенцию и власть государству или обществу в целом. Изменения, происходящие с семьей в индивидуалистическом обществе, не обнаруживают, однако, тенденции к ее исчезновению. Можно говорить об определенном кризисе супружества, но не о кризисе семьи. Пока существует индивидуалистическое общество, будет, очевидно, существовать и семья, хотя формы ее не останутся неизменными.

Иначе обстоит дело в коллективистическом обществе. Чем больше оно акцентирует внимание на преимуществах коммунитарных отношений и ущербности структурных отношений, тем яснее обнаруживается его изначальная враждебность семье. Маркс и Энгельс не оговаривались, провозглашая общность жен в будущем коммунистическом обществе: отрицание семьи вытекает из самой сути коммунизма и безраздельно господствующих в нем коммунитарных отношений. Классикам марксизма не хватило лишь смелости провозгласить это следствие прямо и открыто.

Реальное коммунистическое (социалистическое) общество никогда не рисковало полностью отменить семью как пережиток прошлого и ввести что-то подобное общности жен. Упразднение семьи оно оставляло будущему, ограничиваясь в настоящем ее ослаблением. Способы ограничения укрепляющего воздействия семьи на социальную структуру были многообразными. В их число входили: устранение семьи из системы экономических отношений путем ограничения имущества и средств, принадлежащих ей, сужения прав наследования и т.п.; прозрачность семейных отношений для коллектива и общества, постоянное вмешательство последних в семейные конфликты, преследование всех членов семьи за ошибки одного из них, указание всех родственников, включая и умерших, во всевозможных анкетах и т.п.; ужесточение процедуры развода, естественной в случае распада семьи, невозможность разводов для партийной номенклатуры и усложнение их для других членов общества, перечисление всех прошлых браков в любых сколько-нибудь важных документах; категорическое осуждение сожительства или свободного союза; суровое моральное осуждение идеи осуществления желаний, в частности любовных, в рамках семьи; превращение семьи из ячейки общества в ячейку государства; ослабление материальной и эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга; экономические и иные трудности создания новой семьи, в частности трудности, связанные с жилплощадью и пропиской; ослабление вертикальных связей родства, особенно связи «отцы – дети»; снижение интенсивности общения в ссмьс путем переключения энергии ее членов на задачи, представляющиеся более социально важными, и др.

Коллективистическое стремление если не разрушить, то хотя бы существенно ослабить семью самым серьезным образом сказывается на любви. Прежде всего от него страдает любовь к ближнему, которую христианство считало эпицентром любви и необходимым условием любви к Богу. Постоянное давление на семью негативно сказывается также на любви к человеку, любви к Богу, любви к жизни И др.

В истолковании семьи есть, таким образом, два крайних полюса. Для коллективизма семья – это ячейка государства, для индивидуализма семья – это крепость, опираясь на которую индивид противостоит окружающему миру.

Между этими крайностями есть широкое поле промежуточных форм, которые используются современным капиталистическим обществом в ходе постепенного изменения функций семьи. Общее направление этих изменений – большая открытость семьи обществу, не доходящая, однако, до идеи сделать семью одним из элементов государственной машины.

4. Любовь, брак, семья

4. Любовь, брак, семья

Семья и проблемы межличностной совместимости. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также с нравственными, правовыми и психологическими отношениями. Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т. е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной совместимости супругов. Проблема межличностной совместимости — это чрезвычайно тонкая и неимоверно сложная проблема. Люди, вступающие в общение (в процессе коммуникации, совместной трудовой деятельности, учебы, игровых действий или личных отношений между мужчиной и женщиной), оказываются совместимыми или малосовместимыми, а то и вовсе несовместимыми. Межличностная совместимость это взаимное приятие партнеров по общению, совместной деятельности или жизни в браке, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных и нравственных позиций, вкусов, темпераментов и характеров, эмоционального и интеллектуального уровня и настроя, мировоззрения, отношения к труду и т. п. В отношениях между мужчиной и женщиной, в дружбе и любви большую роль играет еще ряд личностных качеств, например возможность эротического взаимоудовлетворения. Психологическая тонкость полового взаимоудовлетворения, а тем самым и совместимости, заключается, кроме всего прочего, в том, способна ли женщина отдаваться мужчине, желая доставить ему максимум удовольствия, в свою очередь мужчина делает то же самое для женщины, или же каждый из них эгоистично стремится получить максимум удовольствия для себя, не заботясь о своем партнере. (Между прочим, во многом именно на этом держится сила взаимной любви в той мере, в какой им импонирует эротический аспект отношений. Ведь мужчина и женщина могут иметь и иные очень императивные ценностные ориентации.) Критерием межличностной совместимости является удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из них оказывается на высоте требований другого, не нужно создавать специальные условия для установления взаимопонимания и постоянно выяснять отношения. При межличностной совместимости, как правило, возникают взаимная симпатия, уважение, уверенность в благоприятном исходе будущих контактов, т. е. в надежности отношений.

Принято считать, что мужчины, как правило, — «особи» брутально-активного пола, а женщины — «особи» более сдержанно-ожидательного пола. Женщины — это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно в жизни: ведь на них природой возложена сложная и особо тонкая ответственность.

Брак — это юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной. «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо»[430].

О любви. Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья — это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь это теорема, которую надобно доказывать каждодневно.

Любовь — это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить — это и желание быть любимым. Любовь, в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно-эмоциональную усладу от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют в любви единство. Любовь оказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение, на выявление ее творческих потенций.

Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно для непосредственного чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъем жизненных сил, игру воображения, заостренное чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний. Настоящая взаимная любовь заключает в себе свое другое: «он ее, а она — его». Кто действительно любит, верит, по словам С.Н. Булгакова, не может не верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении исключительными достоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и в таком качестве незаменимую ценность. Мало того, он видит эти достоинства, он чувствует эту ценность.

История брачно-семейных отношений. Как и все человеческое, любовь исторична. Любовь, брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого общества. Правда, единобрачие наблюдается и у некоторых животных, но оно продиктовано инстинктом и естественным отбором.

В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина — каждой женщине. Этому противостояла лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей, а потом братьев и сестер.

В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами всех мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род, или в материнскую семью — группу ближайших родственников по женской линии. В дальнейшем возникшее в рамках группового брака эпизодическое сожительство привело к парному браку и непрочной парной семье. Раздельное поселение супругов со временем сменилось поселением мужа в роде жены, но дети по-прежнему принадлежали роду матери. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества. Для этой ранней стадии развития семьи характерны равноправие супругов, а при развитом матриархате — главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота). После того как «мужские» виды труда (скотоводство, применение тягловой силы и более сложных орудий в земледелии) приобрели решающую роль в экономической жизни общества и семьи, матриархат сменился патриархатом. Возникла патриархальная семья, а вместе с ней и моногамия. Жена перешла на жительство в семью мужа. Дети стали наследовать имущество и имя отца. С появлением частной собственности и института наследства от женщины уже в силу экономических причин требовалась прочная гарантия верности. И законы государства, и нормы морали, и предписания религий были направлены на подчинение женщины власти мужчины в семье. Прочность семьи покупалась ценой категорического запрещения женщине расторгать брак. Если раньше девушка могла выбирать себе мужа и брак осуществлялся по взаимной склонности, то теперь в брачные отношения нередко вторгаются принципы купли и продажи, выкупа, проблема приданого. Вместе с тем значительно усиливается ответственность родителей за воспитание и судьбу детей, формируются такие нравственные начала, как целомудрие, взаимный долг супругов, чувство семейной чести и достоинства. В рабовладельческом обществе рабы часто были лишены возможности иметь семью; в среде рабовладельцев единобрачие иногда перерастало для мужчин в многоженство, а для женщин — в проституцию. В условиях феодализма семейные отношения, брак находились под сильным влиянием сословной иерархии общества. В целом власть мужа в семье становится менее тираничной. Женщина приобретает самостоятельность в ведении хозяйства и воспитании детей, хотя ее участь остается тяжелой. В крестьянской семье при феодализме, а потом и при капитализме отношения между мужем и женой носили противоречивый характер: экономические интересы сочетаются с трудовой моралью, с уважением к женщине-труженице, хозяйке дома. Капитализм обусловил развитие семьи в направлении большей экономической самостоятельности женщины в течение всего периода супружеской жизни: в ряде стран женщина сохраняет права на принадлежащий ей капитал.

Значительная часть жизни человека протекает в условиях, именуемых бытом. Быт — это социальная среда, в которой человек живет, когда он, как правило, не занят производственной и общественной деятельностью. Быт составляет неотъемлемую часть социальной жизни людей и множеством нитей связан со всеми другими сторонами общества в целом. В быту формируются некоторые особенности личности человека, от благоустройства быта зависят настроение, работоспособность и в значительной степени здоровье. В быту человек не только отдыхает, но и удовлетворяет свои материальные и культурные потребности. На бытовые условия и средства удовлетворения потребностей накладывают отпечаток географическая среда, обычаи, нравы, традиции народов, национальные и социальные различия, культура и т. д.

Чем выше уровень цивилизации, тем шире и разнообразнее ассортимент тех вещей и услуг, в которых люди испытывают потребность. Аналогично тому как в процессе исторического развития у людей формируется совокупность приемов и навыков производственной деятельности, так и в потреблении материальных и духовных ценностей вырабатываются обычаи, вкусы, привычки, которые составляют определенный уклад жизни социальных и профессиональных групп людей, наций. Человечество прошло длинный путь от пещеры, костра, шалаша, лучин к благоустроенным домам, университетам. В перспективе в разумном, высокоразвитом обществе, видимо, возможны всеобщий достаток, совершенная система здравоохранения, разумный образ жизни в обществе, которые обеспечат человеку здоровье, долголетие, физическое совершенство.

Семья в социально-философском измерении

Исторические предпосылки создания семьи, ее основные функции. Анализ взглядов Ф. Энгельса на особенности развития семейных отношений в различных общественно-экономических формациях. Социально-психологические проблемы молодоженов в современной России.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.11.2014
Размер файла 38,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

1.Семья как кровно-родовая ячейка общества

2. Взгляды Фридриха Энгельса в его трудах

3. Социальные проблемы семьи в современной России

Список использованной литературы

Цель работы: изучить проблему и вопрос «Семья в социально-философском измерении».

Задачи: проанализировать социальные проблемы семьи в современной России.

Актуальность темы исследования.

Все этапы жизненного пути индивида, равно как и все самые острые проблемы человечества в том или ином виде представлены во внутрисемейных взаимоотношениях.

На протяжении всей истории человечества семья всегда воспринималась не только как непреложная жизненная реальность, но и как проблема:

Что такое семья?

Каковы ее основания?

Какой, в конце концов, надлежит ей быть? — Постоянной или временной?

Нуклеарной или расширенной?

Добровольной или принудительной?

Каково соотношение наслаждения, обязанностей и страдания внутри самой семейной действительности?

Является ли сущность семьи постиндустриального общества универсальной, инвариантной и обусловленной логикой экономического развития или же она в значительной степени определяется культурными, этническими, религиозными и нравственными параметрами общественных организмов?

В социально-философском измерении семья выступает как социальная общность и форма бытия, микросистема социальных связей и отношений, элемент социальной структуры общества.

Семья является важнейшим институтом социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

«Семья — ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно — это место самых горячих связей; духовно — это место совершенного идеализма.»1 (т.е. благодати, бескорыстия), — заметил русский философ В.В. Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.

1. Семья как кровно-родовая ячейка общества

Семья — первичная ячейка общества. Семья — ячейка общества, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощи и моральной ответственности. Семья — категория историческая. Возникнув на ранних ступенях общественного развития как большая материнская семья, она на протяжении истории претерпела существенные изменения, превратившись в малую отцовскую семью, основанную на единобрачии.

Огромное влияние на функционирование семьи оказывает культура и социально-психологическое устройство общества. Каждое общество благодаря культурным традициям имеет свое представление о сущности семьи.

Идеальная семья — это нормальная семья, отвечающая всем требованиям современного культурного общества. В модели идеальной семьи общество, исходя из своих моральных ценностей, хотело бы видеть эталон семьи, к которому должна стремиться каждая реальная семья. В обыденной жизни возникают, существуют и распадаются не идеальные, а реальные семьи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной.

Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, как объект исследования.

Нормальная семья считается таковой, если она обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает достаточные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости. Нормальная семья не всегда может считаться идеальной, т. е. соответствовать тем социокультурным нормам, которые приняты в обществе. С точки зрения общечеловеческого различия типов семей нормальной является такая семья, где ответственность за нее как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не соблюдается, считаются аномальными. Если же в семье никого нет, кто несет за нее ответственность, — это псевдосемья.

Читайте также:  Высшим подкорковым центром зрения является что

Важнейшей функцией семьи как социального института является воспроизводство и воспитание молодого поколения. Главными факторами, скрепляющими семью и противодействующими ее распаду, выступают разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношений в различных сферах совместной жизни: хозяйственно-бытовой, интимной, нравственно-воспитательной. При отсутствии совместной деятельности или при ее ослаблении семейные отношения деформируются.

Специфика современной семьи состоит в том, что большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются с правовой точки зрения как равноправные. Однако, как замечает В.Н. Дружинин, подкрепляя свои взгляды высказываниями Н.Я. Бердяева, нет другого такого института общества более не свободного, в смысле навязывания определенных правил жизни человека, более жесткого, чем семья. семья моральный психологический

Семья — это структура, состоящая из отношений «доминирования — подчинения» (власти), ответственности и эмоциональной близости. Причем, знак психической эмоциональной близости не обязательно может быть положительный. Равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие. Все вышеприведенные факторы говорят о том, что семья — чрезвычайно сложное социально-психологическое образование, требующее комплексного рассмотрения в изучении всех ее сторон.

Для более глубокого понимания сущности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями нас интересует реальная нормальная или аномальная семья, имеющая детей и занимающаяся их воспитанием.

Основными первоначальными мотивами создания семьи в большинстве своем выступает стремление молодых людей к обеспечению личного счастья, к удовлетворению потребности в психологической и физической близости к человеку другого пола. В то же время цели создания семьи выходят далеко за рамки личных взаимоотношений и выступают как социально заданные и социально ценные.

Развитие семейных отношений во многом подчиняется общим закономерностям возникновения семьи. В начале супружеской жизни на первое место выступают чувственные влечения, а моральные и психологические несоответствия зачастую недооценивается. Но проходит время, и на первый план выдвигаются более долговременные цели, встает вопрос о ценностях и средствах их достижения. Если супруги находятся на разных стадиях морального развития и эстетического восприятия действительности, то они начинают раздражать друг друга, создавая конфликтные ситуации. В таких семьях неудовлетворенность в браке, психическая и физическая несовместимость приводят к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т. д.

Выбирая тот или иной вариант поведения, каждый из супругов руководствуется сформировавшимися у него моральными принципами и установками. Их возникновение во многом обусловлено спецификой той семьи, в которой они воспитывались.

В ходе изучения проблем семьи обнаружена важнейшая закономерность: существует неосознанная тенденция повторять модель отношений своих собственных родителей в собственной семье. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и наблюдения за его поведением по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Если, например, муж грубо обращался с женой, оскорблял ее, унижая личное достоинство, то не исключено, что сын в своей семье будет поступать аналогичным образом. По такой же схеме будет вести себя по отношению к мужу и дочь.

Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера, который осуществляется или по сходству, или по противоположности, Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае может возникать борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и т.д.

Существенные изменения во взаимоотношения супругов вносит появление ребенка. Жена становится матерью, муж — отцом. С этого времени возникает новая и главнейшая функция семьи — забота о детях, их воспитании и подготовке к самостоятельной жизни. Чтобы успешно реализовать ее, нужны, как минимум, два условия: создание нормальных материальных условий для жизни семьи и ребенка и обеспечение духовной, морально-психологической атмосферы, необходимой для развития психики и формирования личности ребенка.

В нашей российской действительности большинство молодых людей, планируя создание своей семьи, хотели бы жить отдельно от родителей. Однако по разным причинам это сделать удается не всем. Многие из них после установления брачных отношений продолжают жить с родителями мужа или жены. Кроме того, немало встречается случаев, когда на свет появляются так называемые внебрачные дети, многие бездетные семьи усыновляют или удочеряют детей, лишившихся попечительства родителей.

2. Взгляды Фридриха Энгельса в его трудах

Опираясь на материал книги американского этнографа и историка Льюиса Моргана «Древнее общество, или Исследование направлений человеческого развития от дикого состояния к варварству и далее к цивилизации» (англ. Ancient society: or, Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbarism to Civilization), а также на работы других учёных, Энгельс в данном произведении исследует основные черты развития первобытнообщинного строя.

В работе раскрыт процесс разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества, основанного на частной собственности. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины.

Энгельс показывает далее, что разделение труда и рост производительности труда привели к возникновению обмена частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. В работе показаны общие характерные черты этого общества; выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно-экономических формациях; вскрыты происхождение и сущность государства.

Возникновение классовых противоречий, по мнению Ф. Энгельса, вызвало к жизни государство как средство защиты интересов господствующего класса.

Основные выводы, к которым приходит Энгельс в данной работе:

Частная собственность, классы и государство существовали не всегда, а возникли на определенной ступени экономического развития;

Государство в руках господствующих классов всегда является лишь орудием насилия, угнетения широких масс народа;

Классы должны неизбежно исчезнуть, так же как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов неизбежно исчезнет государство.

Современная эволюционная антропология в настоящее время по-новому оценивает некоторые положения выводов Ф. Энгельса Многие современные комментаторы (включая марксистов) сходятся на том, что не все положения книги истинны, однако, существуют и другие точки зрения.

А так же приводит такие примеры как, Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, как показано выше, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа — один из признаков наступления эпохи цивилизации.

Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон.

Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. Право на супружескую неверность остается обеспеченным за ним и теперь, во всяком случае, в силу обычая (Code Napolйon определенно предоставляет такое право мужу, если только он не вводит сожительницу под семейный кров), и по мере дальнейшего общественного развития оно осуществляется все шире; если же жена вспомнит о былой практике половых отношений и захочет возобновить ее, то подвергается более строгой каре, чем когда-либо прежде.

Во всей своей суровости новая форма семьи выступает перед нами у греков. В то время, замечает Маркс4, как положение богинь в мифологии рисует нам более ранний период, когда женщины занимали еще более свободное и почетное положение, в героическую эпоху мы застаем женщину уже приниженной господством мужчины и конкуренцией рабынь. Достаточно прочесть в «Одиссее», как Телемах обрывает свою мать и заставляет ее замолчать.

Захваченные в плен молодые женщины становятся у Гомера жертвой плотской страсти победителей: военачальники по очереди и в соответствии со своим рангом выбирают себе самых красивых из них; все действие «Илиады», как известно, развертывается вокруг спора между Ахиллесом и Агамемноном из-за такой рабыни. При каждом сколько-нибудь значительном гомеровском герое упоминается пленная девушка, с которой он делит палатку и ложе.

Этих девушек берут также с собой на родину и в супружеский дом, как, например, у Эсхила Агамемнон поступает с Кассандрой; рожденные от таких рабынь сыновья получают небольшую долю отцовского наследства и считаются свободными гражданами; Тевкр является таким внебрачным сыном Теламона и может называть себя по отцу. От законной жены требуется, чтобы она мирилась со всем этим, сама же строго соблюдала целомудрие и супружескую верность.

Хотя греческая женщина героической эпохи пользуется большим уважением, чем женщина эпохи цивилизации, все же она, в конце концов, является для мужчины только матерью его рожденных в браке законных наследников, его главной домоправительницей и надсмотрщицей над рабынями, которых он по своему усмотрению может делать, и фактически делает, своими наложницами.

Именно существование рабства рядом с моногамией, наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией только для женщины, но не для мужчины. Такой характер она сохраняет и в настоящее время.

У греков более позднего периода следует проводить различие между дорийцами и ионийцами. У первых, классическим образцом которых служит Спарта, брачные отношения во многом еще более архаичны, чем даже те, которые изображены Гомером.

В Спарте существует парный брак, видоизмененный в соответствии с принятыми там воззрениями на государство и во многих отношениях еще напоминающий групповой брак.

Бездетные браки расторгаются: царь Анаксандрид (за 560 лет до н. э.), имевший бездетную жену, взял вторую и вел два хозяйства; около того же времени царь Аристон, у которого были две бесплодные жены, взял третью, но зато отпустил одну из первых. С другой стороны, несколько братьев могли иметь общую жену; человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним, и признавалось приличным предоставлять свою жену в распоряжение, как выразился бы Бисмарк, здорового «жеребца», даже если тот не принадлежал к числу сограждан. Из одного места у Плутарха, где спартанка направляет к своему мужу поклонника, который домогается ее любви, можно заключить, согласно Шману, даже о еще большей свободе нравов.

Действительное нарушение супружеской верности — измена жены за спиной мужа — было поэтому неслыханным делом. С другой стороны, Спарта, по крайней мере, в лучшую свою эпоху, не знала домашнего рабства, крепостные илоты жили обособленно в имениях, поэтому у спартиатов было меньше соблазна пользоваться их женами.

Естественно, что в силу всех этих условий женщины в Спарте занимали гораздо более почетное положение, чем у остальных греков. Спартанские женщины и лучшая часть афинских гетер были в Греции единственными женщинами, о которых древние говорят с уважением и высказывания которых они признают заслуживающими упоминания.

Совершенно иное положение мы находим у ионийцев, для которых характерны Афины. Девушки учились лишь прясть, ткать и шить, самое большее — немного читать и писать. Они жили почти затворницами, пользовались обществом лишь других женщин. Женский покой находился в обособленной части дома, в верхнем этаже или в глубине, куда мужчинам, в особенности чужим, нелегко было проникнуть и куда женщины удалялись при посещении дома мужчинами.

Женщины не выходили без сопровождения рабыни; дома они буквально находились под стражей; Аристофан упоминает о молосских собаках, которых держали для устрашения нарушителей супружеской верности, а, по крайней мере в азиатских городах, для надзора за женщинами держали евнухов, которые уже во время Геродота фабриковались на острове Хиос для продажи и, согласно Ваксмуту, не для одних только варваров. У Еврипида жена обозначается словом oikurema, как вещь для присмотра за хозяйством (слово это среднего рода), и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой. Муж занимался своими гимнастическими упражнениями, своими общественными делами, от участия в которых жена была отстранена; он, кроме того, имел еще часто к своим услугам рабынь, а в период расцвета Афин — широко распространенную и во всяком случае находившуюся под покровительством государства проституцию.

Именно на почве этой проституции выработались единственные яркие типы греческих женщин, которые так же возвышались над общим уровнем женщин античности своим умом и художественным вкусом, как спартанки своим характером. Но то обстоятельство, что нужно было сначала сделаться гетерой, чтобы стать подлинной женщиной, служит самым суровым осуждением афинской семьи.

Эта афинская семья с течением времени сделалась образцом, по которому устраивали свои домашние порядки не только остальные ионийцы, но постепенно и все греки как внутри страны, так и в колониях. Однако, вопреки всему этому затворничеству и надзору, гречанки довольно часто находили возможность обманывать своих мужей, а последние, стыдившиеся обнаружить хотя бы какое-нибудь чувство любви к своим женам, развлекались всяческими любовными похождениями с гетерами; но унижение женщин мстило за себя и унижало самих мужчин, вплоть до того, что в конце концов они погрязли в противоестественной любви к мальчикам и лишили достоинства своих богов, как и самих себя, мифом о Ганимеде

Таково было происхождение моногамии, насколько мы можем проследить его у самого цивилизованного и наиболее развитого народа древности. Она отнюдь не была плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела абсолютно ничего общего, так как браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия — именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью.

Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство, — такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками. В остальном же оно было для них бременем, обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую приходилось выполнять. В Афинах закон предписывал не только вступление в брак, но и выполнение мужем определенного минимума так называемых супружеских обязанностей.

Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза.

Напротив. Оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами. В одной старой ненапечатанной рукописи 1846 г., принадлежащей Марксу и мне, я нахожу следующее: «Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для производства детей».

К этому я могу теперь добавить: первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским.

Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие — это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий.

Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с победой парного брака или даже единобрачия.

«Старая система брака, введенная в более тесные границы в результате постепенного вымирания пуналуальных групп, все еще служила той средой, в которой развивалась семья, и тормозила ее развитие вплоть до первых проблесков цивилизации. она исчезла, наконец, перейдя в новую форму гетеризма, которая и в период цивилизации следует за людьми, точно мрачная тень, лежащая на семье».

Под гетеризмом Морган понимает существующие наряду с единобрачием внебрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами, что, как известно, процветает в самых различных формах на протяжении всего периода цивилизации и все более и более превращается в неприкрытую проституциюь.

Этот гетеризм ведет свое происхождение непосредственно от группового брака, от той жертвы, ценой которой женщины, отдаваясь посторонним, покупали себе право на целомудрие. Отдаваться за деньги было первоначально религиозным актом; это происходило в храме богини любви, и деньги шли в первое время в сокровищницу храма.

Гиеродулы Анаитис в Армении, Афродиты в Коринфе, а также состоящие при храмах религиозные танцовщицы Индии, так называемые баядерки (искаженное португальское bailadeira — танцовщица), были первыми проститутками.

Отдаваться посторонним мужчинам — первоначально обязанность каждой женщины — стало впоследствии уделом только этих жриц, как бы замещавших всех остальных. У других народов гетеризм ведет свое происхождение от предоставлявшейся девушкам до брака половой свободы и, следовательно, также является пережитком группового брака, только дошедшим до нас другим путем.

С возникновением имущественного неравенства, то есть уже на высшей ступени варварства, наряду с рабским трудом спорадически появляется и наемный труд и одновременно как необходимый его спутник профессиональная проституция свободных женщин наряду с принуждением рабынь отдаваться мужчинам.

Таким образом, наследство, завещанное групповым браком цивилизации, двойственно, как двойственно, двулико, внутренне раздвоено, противоречиво и все, что порождено цивилизацией: с одной стороны — моногамия, а с другой — гетеризм вместе с его самой крайней формой — проституцией. Гетеризм — это такой же общественный институт, как и всякий другой; он обеспечивает дальнейшее существование старой половой свободы — в пользу мужчин. На деле не только терпимый, но и широко практикуемый, особенно же используемый господствующими классами, гетеризм на словах подвергается осуждению.

Но это осуждение в действительности направляется не против причастных к этому мужчин, а только против женщин; их презирают и выбрасывают из общества, чтобы, таким образом, снова провозгласить, как основной общественный закон, неограниченное господство мужчин над женским полом.

Но вместе с этим развивается второе противоречие внутри самой моногамии. Рядом с мужем, скрашивающим свое существование гетеризмом, стоит покинутая супруга. Одна сторона противоречия так же немыслима без другой, как невозможно иметь в руке целое яблоко после того, как съедена его половина. Однако не таково, по-видимому, было мнение мужчин, пока жены не вразумили их. Вместе с единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных характерных общественных типа: постоянный любовник жены и муж-рогоносец.

Читайте также:  Существует ли магия с точки зрения науки

Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое. Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала, как и раньше, основываться самое большее на нравственном убеждении, и, чтобы разрешить неразрешимое противоречие. Code Napolйon ввел статью 312:

«L’enfant conзu pendant le manage a pour pиre le mari» — «отцом ребенка, зачатого во время брака, является муж».

Таков конечный результат трехтысячелетнего существования единобрачия.

Таким образом, в тех случаях, когда индивидуальная семья остается верна своему историческому происхождению и когда в ней в силу исключительного господства мужа противоречие между мужчиной и женщиной приобретает ясно выраженный характер, эта семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество, разделенное на классы со времени наступления эпохи цивилизации, и которые оно не способно ни разрешить, ни преодолеть. Я говорю здесь, разумеется, лишь о тех случаях единобрачия, когда супружеская жизнь действительно соответствует установлениям, вытекающим из первоначального характера этого института, но жена при этом восстает против господства мужа.

Что далеко не все браки протекают так, об этом лучше всех знает немецкий филистер, который так же не умеет быть господином в своем доме, как и в государстве; его жена поэтому с полным правом присваивает себе мужскую власть, которой он не достоин. Зато он воображает, что стоит гораздо выше своего французского товарища по несчастью, которому чаще, чем ему самому, приходится куда хуже.

Впрочем, индивидуальная семья отнюдь не везде и не во всякое время принимала такую классически суровую форму, какую она имела у греков. У римлян, которые в качестве будущих завоевателей мира обладали более широким, хотя и менее утонченным взглядом на вещи, чем греки, жена пользовалась большей свободой и большим уважением. Римлянин считал, что супружеская верность достаточно обеспечена предоставленной ему властью над жизнью и смертью его жены.

Кроме того, жена могла здесь наравне с мужем при желании расторгнуть брак. Но наибольший прогресс в развитии единобрачия был достигнут, несомненно, с вступлением на историческую арену германцев и достигнут потому, что у них, вероятно ввиду их бедности, моногамия, по-видимому, в то время еще не вполне развилась из парного брака.

Мы приходим к этому заключению на основании следующих трех обстоятельств, упоминаемых Тацитом. Во-первых, при всей святости брака, — «они довольствуются одной женой, женщины живут огражденные целомудрием», — у них все же было распространено многоженство среди знати и вождей племен, подобно тому, что мы встречали у американцев, у которых существовал парный брак.

Во-вторых, переход от материнского права к отцовскому мог совершиться у них только незадолго перед этим, так как брат матери — ближайший сородич мужского пола согласно материнскому праву — еще признавался у них чуть ли не более близким родственником, чем собственный отец, что также соответствует точке зрения американских индейцев, у которых Маркс, как он часто говорил, нашел ключ к пониманию нашего собственного прошлого.

И, в-третьих, женщины у германцев пользовались большим уважением и значительным влиянием на общественные дела, что стоит в прямом противоречии со свойственным моногамии господством мужчин. Почти во всем этом германцы не отличаются от спартанцев, у которых, как мы видели, парный брак также не был еще полностью изжит.

Таким образом, и в этом отношении вместе с германцами приобрел мировое господство совершенно новый элемент. Новая моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере, с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность.

Тем самым впервые была создана предпосылка, на основе которой из моногамии, — внутри нее, наряду с ней и вопреки ей, смотря по обстоятельствам, — мог развиться величайший нравственный прогресс, которым мы ей обязаны: современная индивидуальная половая любовь, которая была неизвестна всему прежнему миру.

Этот прогресс, однако, был вызван именно тем обстоятельством, что германцы переживали еще период парной семьи и перенесли в моногамию, насколько это представлялось возможным, положение женщины, соответствующее парной семье; он был вызван отнюдь не каким-то легендарным, чудесным природным предрасположением германцев к чистоте нравов, которое в сущности сводится к тому, что парный брак действительно свободен от резких нравственных противоречий, присущих моногамии.

Напротив, германцы в период их переселений, в особенности на юго-восток, к степным кочевникам Причерноморья, глубоко пали в нравственном отношении и восприняли у последних, кроме их искусства верховой езды, также и гнусные противоестественные пороки, о чем определенно свидетельствует Аммиан относительно тайфалов и Прокопий относительно герулов.

Но если из всех известных форм семьи моногамия была единственной формой, при которой могла развиться современная половая любовь, то это не значит, что последняя развилась в ней исключительно или хотя бы преимущественно как любовь супругов друг к другу. Самая природа прочного единобрачия при господстве мужа исключала это. У всех исторически активных, то есть у всех господствующих классов, заключение брака оставалось тем, чем оно было со времени парного брака, — сделкой, которую устраивают родители.

И первая появившаяся в истории форма половой любви, как страсть, и притом доступная каждому человеку (по крайней мере, из господствующих классов) страсть, как высшая форма полового влечения, — что и составляет ее специфический характер, — эта первая ее форма, рыцарская любовь средних веков, отнюдь не была супружеской любовью.

Наоборот. В своем классическом виде, у провансальцев, рыцарская любовь устремляется на всех парусах к нарушению супружеской верности, и ее поэты воспевают это. Цвет провансальской любовной поэзии составляют «альбы» (albas), по-немецки песни рассвета. Яркими красками изображают они, как рыцарь лежит в постели у своей красотки, чужой жены, а снаружи стоит страж, который возвещает ему о первых признаках наступающего рассвета (alba), чтобы он мог ускользнуть незамеченным; затем следует сцена расставания — кульминационный пункт песни.

Жители Северной Франции, а равным образом и бравые немцы тоже усвоили этот род поэзии вместе с соответствующей ему манерой рыцарской любви, и наш старый Вольфрам фон Эшенбах оставил на ту же щекотливую тему три чудесные песни, которые мне нравятся больше, чем его три длинные героические поэмы.

Заключение брака в современной нам буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители по-прежнему подыскивают юному буржуазному сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа, пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены.

Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств.

В протестантских странах, напротив, буржуазному сынку, как правило, предоставляется большая или меньшая свобода выбирать себе жену из своего класса; поэтому основой для заключения брака может служить в известной степени любовь, как это, приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем.

Лучшим отражением обоих этих видов брака служит роман: для католического — французский, для протестантского — немецкий. В том и другом «он получает ее»: в немецком молодой человек — девушку, во французском муж — пару рогов. Не всегда при этом ясно, кто из них оказывается в худшем положении. Поэтому-то скука немецкого романа внушает французскому буржуа такой же ужас, как «безнравственность» французского романа — немецкому филистеру. Впрочем, в последнее время, с тех пор как «Берлин становится мировым городом», немецкий роман начинает менее робко относиться к таким давно хорошо известным там явлениям, как гетеризм и супружеская неверность.

3. Социальные проблемы семьи в современной России

Социально-психологические проблемы молодой семьи: Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать и самостоятельно с ними справиться.

Структурируя супружеские проблемы, приводится список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:

· различного рода конфликты, взаимное недовольство, связан­ные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

· конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

· сексуальные проблемы, недовольство одного супруга дру­гим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сек­суальные отношения;

· сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

· отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близо­сти и доверительности, проблемы общения;

Психологический климат в молодой семье может существенно осложняться и специфически видоизменяться в том случае, если молодая пара вынуждена жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителями одного из супругов может быть продиктовано не только отсутствием материальной возможности купить квартиру или хотя бы ее снимать, но и другими соображениями. Но независимо от того, живут ли молодожены отдельно или совместно с родителями одного из супругов, выстраивать правила совместной жизни, как-то обозначить границы своей семьи и, наконец, определиться с семейным бюджетом, все-таки приходится.

Если молодые люди, создавая семью, полностью зависят от родителей, не имея собственного бюджета, по мнению некоторых исследователей, вряд ли есть смысл говорить о создании новой семьи как таковой.

Такое сожительство — всего лишь санкционированные законом и потому не осуждаемые обществом сексуальные отношения между молодыми людьми. В этом случае пара полностью принимает семейные правила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает.

В случае если молодожены имеют собственный бюджет, но живут вместе с родителями одного из супругов, у них есть возможность выстроить собственные правила и границы семьи, но эти правила должны быть серьезно скорректированы с тем, что принято в родительской семье. Даже если родители настроены доброжелательно по отношению к вошедшему в их семью зятю или невестке, конфликтные ситуации могут возникать довольно часто по самым ничтожным поводам.

Но есть и гораздо более серьезные причины. В такой расширенной семье, даже если молодая пара попытается выстроить свои правила семейного функционирования, их постоянно придется менять в зависимости от требований старшего поколения, любое свое решение молодые должны будут согласовывать, часто в ущерб собственным желаниям.

Если же молодые станут настаивать на автономности своих семейных отношений, то родители могут посчитать это неуважением или пренебрежением их мнением. Понятно, что семейная атмосфера от этого не улучшится. В случае же подобного конфликта один из молодоженов будет находиться «между двух огней», пытаясь погасить конфликт.

Понятно, что если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка», на котором держат молодую пару.

Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. И, как итог, происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем .

Этих наиболее часто встречающихся обстоятельств уже достаточно, чтобы молодая семья приложила максимальные усилия для того, чтобы жить отдельно от родителей.

Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери). семья энгельс россия

Существуют в молодых семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет, которое формируется обычно трудно, методом проб и ошибок, иногда по схеме «как делает моя мама». Но вся беда в том, что девушка или молодой человек, стремясь опираться на родительский опыт, не осознают с достаточной полнотой, что способ расходования средств, принятый в их семьях, был весьма далек от оптимального, и таковым он кажется только в силу отсутствия знаний об альтернативных вариантах.

Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы.

Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.

Молодых (чуть более чем остальных) волнует недостаток «доверия и любви», «сексуальная безграмотность»; меньше — «привычка и скука» и «усталость от работы».

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы.

Психологические проблемы семьи, о которых речь шла выше, в своей основе имеют проблему определения структуры внутрисемейной власти. Иначе говоря, при решении вопросов распределения бюджета, устройства жены на работу, выбора места для летнего отдыха и множества других во многих молодых семьях в действительности каждым из супругов решается главная задача — настоять на своем, упрочить свои позиции в семье, обеспечить свое главенство. Любопытно, что это происходит, несмотря на то, что на словах большинство молодых жен согласны признать супруга главой семьи.

Только с приобретением опыта семейной жизни к супругам обычно приходит понимание того, что глава семьи — это не почетное звание, это нелегкий труд и большая ответственность.

Очень важная проблема молодой семьи — несовпадение ценностных иерархий у супругов; противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений.

Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Таким образом, молодая семья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методол. исслед. структур и процессов. Антонов А.И. Мнемоза, 2005.

2. Бэтлер А. О любви, семье и государстве: Философско-социологический очерк. М.: КомКнига, 2006.

3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России) Москва: Ин-т социологии РАН, 2006

4. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование Авдеев, А.А. Планирование семьи: теория и практика)

5. А.А. Авдеев // Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. — М., 1990.

6. Азисов, Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. — Саранск, 2002. СПб: Наука, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изменения в семье, вызванные системным кризисом. Социально-экономическое состояние семьи. Социально-демографические характеристики семьи. Социально-психологические последствия. Статусно-ролевая и ценностная структура современной семьи.

реферат [35,6 K], добавлен 16.05.2004

Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

контрольная работа [32,0 K], добавлен 27.10.2010

Понятие, сущность и функции семьи. Типы отношений внутри семьи: традиционный и демократический. Социально-экономическое положение семьи в современной России. Учреждения социального обслуживания семьи и детей. Организация социальной защиты семей в Москве.

курсовая работа [94,9 K], добавлен 08.10.2014

Функции и типология семьи как социального института. Современные проблемы неполных семей. Социально-экономические простых (нуклеарных) и многодетных семей. Статистика разводов и браков в России. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

курсовая работа [760,3 K], добавлен 04.09.2011

Особенности развития личности в юношеском возрасте. Роль предбрачного периода в формировании семейной жизни. Исследование представлений о создании семьи и практическое выявление определенных знаний, умений и навыков для создания брачно-семейных отношений.

курсовая работа [47,5 K], добавлен 10.02.2015

Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.

курсовая работа [77,5 K], добавлен 22.10.2008

Что собой представляет современная семья. Типы семейной организации. Семейное законодательство. Типы семейных взаимоотношений. Функции семьи и современная непростая демографическая ситуация в России. Результаты, проведенного социологического исследования.

реферат [27,3 K], добавлен 21.10.2008

Семья как фундаментальный социальный институт. Общая характеристика и социальные проблемы молодой семьи. Основные функции семьи. Традиционная, нетрадиционная, эгалитарная семья. Мотивы вступления в брак у молодоженов. Принципы социальной работы с семьей.

дипломная работа [83,0 K], добавлен 12.08.2010

Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

курсовая работа [449,4 K], добавлен 01.02.2013

Понятие и функции семьи и брака. Распределение семейных ролей, супружеские конфликты. Особенности государственной службы и социально-психологические аспекты семейной жизни моряка-подводника. Оценка степени понимания супругов, их межличностных отношений.

дипломная работа [668,1 K], добавлен 01.06.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники:
  • http://studbooks.net/689939/sotsiologiya/semya_predmet_istoriko_filosofskogo_analiza
  • http://studme.org/1486011025975/filosofiya/semya
  • http://fil.wikireading.ru/63579
  • http://revolution.allbest.ru/sociology/00486475_0.html