Меню Рубрики

Что такое счастье с точки зрения религии

Для начала я опишу счастье евреев. Евреи долгое время не имели своего государства, их религия была разбросана по разным соседним странам, но ни в одной евреи не проживали в большинстве. Поэтому счастье еврея — это национальное счастье. Счастье иудеев — осознавать свою избранность.

Иудаизм одна из наиболее древних монотеистических религий, но не смотря на это его представления о «блаженстве» достаточно современны.

Для современного человека главное в жизни — стремление к счастью, которое определяется обычно как сочетание высокого положения в обществе, денег, почестей, дружбы и прочих благ. Каждый из нас имеет собственное представление о счастье. Но, в конечном счете, единственное подлинное счастье — это состояние удовлетворенности, когда человек доволен своими обстоятельствами, и в первую очередь, своим поведением и характером, ибо такой человек живет в согласии с самим собой.

Также большой упор иудаизм делает на семью. Евреи искренне ценят семейный очаг и лиц к нему причастных. Дом — место покоя и равновесия. Гостей они также принимают с почестями.

Счастье — это Рай. А евреи могут достичь Рая на земле, но только в одном случае. Каждый еврей должен соблюдать правила «нового завета». Именно тогда на земле воцарится счастье для избранных иудеев.

Так получается, евреи видят счастье в себе и людях, они способны его достичь на земле, но для этого должны постараться все евреи.

Счастье с точки зрения православного христианства

Начну с того, что эта религия мне знакома, так большинство моего окружения православные христиане.

Придя в церковь, первым делом, мы конечно увидим огромное количество икон. На них изображают «великомучеников», а кто они такие? Самые лучшие христианские герои, святые — это сборище мучеников, юродивых (психически неполноценных), нищих, убогих, не живущих нормальной здоровой жизнью, а мучавшихся. Христианин не может быть радостным, счастливым, радоваться жизни и получать от неё удовольствие. Это противоречит самому пессимистическому духу христианства. Ад, Сатана, Апокалипсис, грех, наказание, божий страх — что тут может быть весёлого? Блаженный — это в христианской интерпретации значит «умственно отягощённый». Христианству такие нравятся. Ничего волевого и жизнеутверждающего. Всем им понаставили массу церквей и активно пропагандируют их крайне несчастный образ жизни.

Что говорит Иисус по поводу получения радостей от жизни? Он говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете. Блаженны плачущие ныне, ибо восмеетесь» (Лк., 6:21-24). То есть, всё вывернуто наизнанку. Христу очень не нравится, когда люди смеются. Ему приятнее, когда люди плачут и мучаются. И чем больше, тем лучше. Неслучайно на Руси говорили: «Много смеха — к слезам», «Много смеялась — реветь буду»

Христианское учение о счастье есть одновременно учение о Царстве Небесном, о вечной жизни, о рае. Итак, первая ступень по лестнице на Небо, первый шаг к счастью — покаяние, раскаяние в своих грехах. Покаяние (с греч. «метанойя» — изменение сознания) — начало совершенствования, самовоспитания. Покаяние ведет к сокрушению нашего прежнего сердца и созданию нового; покаяние ведет к духовному очищению. Покаяние — это переплавка старого сердца в новое. Огонь и свет, касающиеся сердца, — Иисус Христос. Покаяние обязательно предполагает мысленное, а затем и практическое отвержение соделанного греха. Мы не в состоянии преодолеть грех до тех пор, пока не осознаем его пагубность; пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены.

Очищенная душа и просветленный Христом разум постепенно вытаскивают человека из омута мирской, телесной жизни и продвигают к духовной жизни во Христе Иисусе. Так происходит второе рождение человека, рождение свыше, рождение христианина. Получивший от Бога в результате этого силу человек способен преодолевать радости, привязывающие его к этому миру, «победить мир» своей верой. Так человек обретает вечную жизнь — счастье.

Таким образом, христианство предлагает самый парадоксальный вариант счастья — самозабвенно принимать страдание. Так главный девиз христиан: «Будь готов всегда и ко всему, в том числе и самому худшему».

Счастье с точки зрения религии ислама

Счастье мусульманина — это семейное счастье, когда все дома. Первыми последователями Мухаммеда были его жена, дядя и племянник. Единственным уважительным поводом покинуть семейный очаг является хадж (паломничество) в Мекку. Законы Шариата гласят, что счастье мусульманина на этом свете и залог истинного счастья, но том — праведная жена и хорошо воспитанные дети. Еще один рецепт счастья по-мусульмански обращать внимание на тех, кто беднее и ценить то, что у тебя есть. Материальная помощь родственникам тоже религиозная обязанность. «Самое хорошее дело после чтения молитв — это радость, которую ты делаешь для брата» — говорит Коран.

Мусульманство вообще, очень практическая религия — все шаги расписаны в Коране, вплоть до советов ведения бизнеса.

Таким образом, счастье мусульманина в хорошей семье и помощи ближним.

Из вышесказанного текста вытекает следующее:

Самое большое отличие взглядов этих религий на счастье в том, что для одних оно возможно на Земле, для других напротив — человек должен обрести смирение перед Богом, чтобы потом обрести Рай.

Все религии согласны в одном: единственное возможное счастье человека — в том, чтобы принадлежать истинной вере, следовать ее постулатам. Основные, из которых более-менее едины для всех религий и состоят в соблюдении Божьих заповедей, помощи ближним, совершенствовании себя и окружающего мира.

Православный взгляд на счастье

Накануне праздников принято друг другу желать счастья. При этом, разумеется, счастье каждый понимает по-­своему. Например, когда одного молодого человека спросили: «Как стать счастливее?» — он ответил: «Нужно больше улыбаться, отдыхать, больше уделять времени себе и радоваться жизни». Разумеется, такой светский «рецепт» счастья не подходит для православного христианина. Стоит отметить, что тема счастья актуальна не только для светских, но и для верующих людей. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл, касаясь этой темы в своих выступлениях и проповедях, заметил: «Счастливы мы или несчастливы зависит от того, что у нас в сердце».

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Не так давно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-­психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Лоргус — ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье, или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь — это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье — это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-­то. » — то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею. » Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто­-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, — тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-­то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса , «главная духовная задача — научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека», которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие — однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением — чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» — части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» — власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-­либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, — это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, — наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое — убедиться в этом на практике.

Как­-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-­менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-­то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-­руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», — она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась. » То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот. Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус . Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, — результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника­-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель — поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея , некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими­-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога — показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, — то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых. » и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, — отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача — радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-­тремя своими близкими».

Как пишет отец Андрей , неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

Читайте также:  Классификация с точки зрения описания взаимосвязей между переменными

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-­христиански — это Пасха. Воскресение Христово — это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина — это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера — вера радости и жизни».

Что такое счастье с точки зрения религии

Счастье для христиан

Отец Владимир, руководитель пресс-службы Московской Патриархии:

«Православные понимают счастье как совпадение воли Божьей с волей человека. Для того чтобы совпали эти две воли, нужно понимать, чего хочет Бог для каждого человека.

Воля Божья проявляется в тех законах любви, свободы и истины, которые объясняют, что есть Христос. Потому что Христос – это и есть истина. Все, что не противоречит любви, свободе и истине, – это и есть воля Божья. Если человек исполняет и делает все, что приближает его к любви, свободе и истине, – это и есть счастье».

Счастье для буддистов

«Настоящее счастье – это когда тебя нет. Счастье определяется не количеством удовольствий или уровнем комфорта. И то и другое –недолговечное, поэтому не может принести истинного длительного удовлетворения. Но большинство людей убеждены, что у них в принципе все хорошо, осталось только еще что-то купить или сделать – например выйти замуж, или родить ребенка, или избавиться от болезни, и вот тут-то они станут полностью счастливы. Правда, когда они это получают, счастье почему-то не наступает. Буддисты верят, что жизнь в принципе обладает природой страдания. Поэтому в буддизме стремятся постичь счастье другим путем – мы пытаемся избавиться от страданий и их причин с помощью духовных практик. Потому что настоящее счастье определяется только одним – отсутствием страданий. А страдания исчезнут, когда мы научимся выходить за пределы своего эгоизма и прекратим считать себя пупом вселенной. Когда мы избавимся от своего эго, или “Я”, с которым мы ассоциируем все напасти и беды, то последние просто потеряют свою актуальность. Но одним волевым решением от эго не избавиться – для этого потребуется пройти долгий духовный путь. Он может, кстати,оказаться не таким сложным и тернистым, потому что медитация, его основная часть, доступна каждому. Каждый человек, независимо от возраста и пола, получит большую пользу и обретет душевное спокойствие даже от небольшого опыта медитации».

Счастье для мусульман

Эльдар Мухамеджанов, главный редактор газеты «Ислам минбере – Трибуна Ислама», Духовное управление мусульман:

«Что такое счастье? В принципе все народы и культуры отвечают на этот вопрос одинаково: счастье – это когда решены материальные вопросы, когда с твоими близкими все в порядке и им не угрожают болезни и другие несчастья, когда есть ради кого и ради чего жить. Правда, материальных благ и благоденствия близких ислам предписывает добиваться только дозволенными методами. Если человек нарушает законы Бога, это не может принести ему счастья. “Терпение – ключ к счастью”, – есть такая арабская поговорка. Впрочем, арабское слово “сабр”, которое на русский язык чаще всего переводят как “терпение”, означает в том числе“стойкость” и “выдержку”, умение переносить трудности. Душевный покой,душевное равновесие, достигаемые с помощью терпения и выдержки, и есть ключ к счастью: ведь если душа человека успокоена, то, по большому счету, это и дает ему ощущение счастья. Житейские проблемы были, есть и будут всегда. Остается лишь жить с ними и постепенно их решать,“заповедовав истину, заповедовав терпение”».

Благодарю fayna_urta за предоставленный материал.

Счастье с точки зрения ислама

Во всех религиях мира говорится о таком духовном состоянии человека, как счастье, но что представляет собой счастье с исламской точки зрения?

Счастье — это, в первую очередь, удовлетворение. Ислам — это религия, которая предполагает определенный образ жизни. Радуйтесь, будьте счастливы и позитивны, видьте только хорошее — это то, чему учит нас Ислам, Коран и сунна Пророка Мухаммада (мир ему). Каждая заповедь Всевышнего ниспослана, чтобы осчастливить человека во всех аспектах его жизни.

«Тот, кто творит добро (совершает благое) и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, — тому, вне всяких сомнений, Мы предоставим прекрасную жизнь [причем уже в мирской обители, а это — и умение видеть смысл жизни, и радость как в малом, так и в многочисленном, и умиротворенность с неустанным желанием двигаться вперед, полным вдохновения и окрыленным мудрым словом или ожившим чувством]. И непременно воздадим этим людям [большим и] лучшим, чем то, что они совершали (чем они того заслуживают)» (Коран, 16:97).

Счастье верующего определяется верой в Аллаха и поклонением Ему. Счастье представляет собой мир, покой и покорность. Выполнение предписаний ислама приводит к истинному счастью в обоих мирах. Счастье в исламе приходит от познания Всевышнего. Учение ислама подчеркивает, что жизнь в этом мире – есть ничто иное как средство достижения счастья в будущей жизни. Следование предписаниям ислама становится ключом к счастью в вечном мире.

Часто, чтобы достичь счастья, люди проходят через немалые трудности. Верующие не ищут легких путей, которые отдаляют их от Ислама. Счастье — в утешении тем, что ты находишься на правильном пути. Счастья можно достигнуть искренним поклонением, добрыми делами, благородными поступками и милосердием. Все это изо дня в день становится ступеньками достижения счастья, дарованного Всевышним. Даже небольшое благо, сделанное вами, чтобы угодить Богу, может стать причиной улыбки на вашем лице и радости.

«Тех людей, которые [бескорыстно] расходуют из своего достатка, искренне желая, чтобы Всевышний был доволен ими [щедрость свою соизмеряя с возможностями], которые уверены в том, что делают (укрепляя тем самым самих себя), их можно сравнить с садом, расположенным на холме. Прошел проливной дождь (ливень), и урожай вышел двукратный. Если нет ливня, то — моросящий (накрапывающий) дождь [и сад все равно обильно плодоносит]. Всевышний видит абсолютно все, что вы делаете» (Коран, 2:265).

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине удивительны поступки верующего! Все они — для его блага. Если происходит с ним нечто радостное, он благодарен (Аллаху), и это — благо для него. Если же постигает его бедствие, он терпит, и это — благо для него».

Жизнь такова, что иногда счастье может привести к невзгодам, а страдания могут стать путем к счастью. Верующий принимает все, что выпадет на его долю, предается Божьей воле и переносет трудности, не отчаиваясь и не теряя надежды на милость Всевышнего.

Ислам — это ответ на все проблемы, которые переживают люди и осознание того, что Ислам – это решение проблем – медленно, но верно ведет человека к счастью и успеху. Следование учению ислама и стремление угодить Богу — это постоянное напоминание того, что жизнь – лишь переходная ступенька на пути к следующей жизни.

«Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне. » (20:14). Ключом к счастью является признание Единого Аллаха и поклонение Ему. Когда человек поклоняется и поминает Аллаха, так как предписано, он достигает счастья даже в самые мрачные времена. С поминанием Аллаха все вокруг наполняется счастьем и радостью: в запахе весны, в хорошей погоде, в улыбке встречного. Эти вещи наполняют наши сердца счастьем, так как они являются проявлением Божьей милости и любви.

Чтобы обрести истинное счастье, мы должны стремиться познать Всевышнего, так как благие знания приносят истинное счастье. Ангелы записывают тех, кто стремится к знаниям. Одна только мысль об этом вызывает улыбку на лице верующего. Счастье и радость — в стремлении быть ближе к Аллаху.

Истинное счастье возможно только в том случае, если мы проживаем жизнь, которая продлится в Раю. Ведь только там возможен мир, спокойствие и безопасность. Только в Раю человек освобождается от страха, тревог и страданий, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни, и обретает покой. Но, благодаря учению ислама, мы, несовершенные люди, можем постигнуть счастье уже в этом мире. Ключ к счастью в этом и следующем мирах заключается в желании угодить Всевышнему и поклонения Ему, не предавая Ему сотоварищей.

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (2:201).

Что такое счастье с точки зрения нейрофизиологии

Измерить счастье невозможно. Но можно изучить процессы, происходящие в мозге, когда мы испытываем положительные эмоции. Лайфхакер и N+1 рассказывают о биохимии счастья.

Не существует универсального определения счастья, единого для представителей всех стран и культур, и даже слова, обозначающие «счастье» в различных языках, имеют разное значение. Однако счастье на самом деле ещё более субъективно.

С точки зрения когнитивных наук, нельзя выработать достоверную методику, которая позволила бы изучить, что такое счастье, потому что для каждого человека оно зависит от разных факторов. Измерению поддаются лишь отдельные аспекты нашего поведения и эмоционального состояния, но, возможно, они способны дать ключ к разгадке того, какие процессы происходят в мозге счастливого человека.

Нашим хорошим настроением управляют индивидуальные стимулы, способные вызывать у разных людей разную интенсивность положительных эмоций (от лёгкой радости до эйфории). Поэтому систематически изучать мозг счастливого человека, чтобы ответить на вопрос, что же такое счастье, практически невозможно.

Для кого-то счастье — это богатство, для кого-то — любовь, а кто-то скажет, что счастье заключается в наличии цели в жизни.

Субъективное переживание счастья, однако, можно разделить на два сравнительно объективных компонента: эмоциональный (интенсивность плохих и хороших эмоций) и когнитивный (целостность нашего сознания). В «рецепт» счастливой жизни, таким образом, входят два компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами самими. Ниже речь пойдёт главным образом о первом из них.

Рычаг удовольствия

Эмоция — это психическое состояние (положительное или отрицательное), за появление которого во многом отвечает сложный набор структур головного мозга — лимбическая система (она также отвечает за регуляцию более базовых человеческих функций, например обоняния и циркадных ритмов). Говоря простым языком, эмоция — это реакция человека на определённый внешний (из окружающего мира) или внутренний (например, мысленный) стимул и на то, что за этим стимулом может последовать.

Отрицательные эмоции, такие как страх или отвращение, проследить в мозге человека достаточно легко: за них отвечает миндалевидное тело, или миндалина. И если страх и отвращение являются базовыми эмоциями, выработанными в процессе эволюции, то с положительными эмоциями всё гораздо сложнее.

Психологи уже довольно давно полагают Towards a functional neuroanatomy of pleasure and happiness. , что положительные эмоции во многом связаны с получением удовольствия.

Чтобы проследить процессы, происходящие в мозге человека радостного или счастливого, учёные изучают эмоциональный отклик человека довольного.

Исследования удовольствия и нейронных коррелятов, связанных с его получением, берут своё начало в экспериментах бихевиористов начала XX века. Объектом изучения бихевиоризма как направления психологии является поведение, в частности — поведение индивида как реакция на определённый стимул (внешний или внутренний). Знаменитый эксперимент, проведённый американскими психологами-бихевиористами Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в 1954 году, привёл к открытию важного отдела мозга, который был назван ими «центром удовольствия».

В эксперименте участвовали крысы, которые сидели в специальном ящике Ящик Скиннера. с вживлёнными в области лимбической системы электродами. Учёные хотели выяснить, к какой реакции особи приведёт стимуляция разных отделов этой области. Низкие разряды тока пускались по электродам каждый раз, когда крыса заходила в определённый угол клетки.

Ящик Скиннера

Учёные обнаружили, что, получив стимуляцию, крыса стала возвращаться в угол снова и снова. Позже учёные проверили, сохранится ли эффект, если животное будет отвечать за получение вознаграждения само, и дали ему возможность получать стимуляцию посредством нажатия на рычаг. Крыса, игнорируя необходимые для выживания действия, нажимала на рычаг до тех пор, пока не умерла от истощения.

Основываясь на этом, Олдс и Милнер сделали вывод, что стимуляция мозга вызывала у мышей удовольствие, а сам электрический стимул был неплохим позитивным подкреплением. Две зоны мозга, подверженные стимуляции, были названы учёными частью большой совокупности структур головного мозга, названных «центрами удовольствия»: септальная область, прилегающая к мозолистому телу, а также небольшая часть полосатого тела — прилежащее ядро.

Впоследствии эксперименты с вживлением электродов в мозг в районе «центра удовольствия» пытались проводить на людях (психология 60-х годов была не очень этична по нынешним стандартам), но вскоре от этой практики отказались. Позже изучение «центров удовольствия» привело к открытию вещества, выделяемого в головном мозге в процессе получения удовольствия, — дофамина.

«Центров удовольствия» в мозге несколько: помимо упомянутых отделов лимбической системы учёные также выделяют некоторые части коры больших полушарий (например, орбитофронтальную кору и островковую долю). Точные функции каждой из них пока не установлены. Кроме того, «центры удовольствия» чаще всего рассматривают как части, входящие в состав более сложной системы — совокупности мозговых структур, называемой системой вознаграждения. Такая система отвечает за несколько аспектов, связанных с получением вознаграждения: желание приятного стимула, позитивные эмоции (удовольствие) в ответ на приятный стимул, а также закрепление поведения, которое привело к получению этого стимула.

Молекулы счастья

За получение удовольствия в мозге отвечают несколько нейромедиаторов — химических веществ, благодаря которым передаётся сигнал между двумя нейронами через синапс, место контакта двух нейронов. Мы рассмотрим свойства и функции самых основных.

Дофамин — это нейромедиатор из группы моноаминов, биохимический предшественник норадреналина. У дофамина несколько самых разных функций, в том числе контроль над моторной и исполнительной (когнитивной) деятельностью. Дофамин также является нейромедиатором, участвующим в активации системы вознаграждения.

Нейроны «центров удовольствия» выделяют дофамин в процессе реакции на определённый приятный для человека стимул, а также на предвкушение его получения.

Стимул может быть каким угодно: сексуальным, сенсорным, внешним, внутренним. Это может быть еда, а может — лицо любимого человека. Всё, что нам приятно, вызывает у нас удовольствие; удовольствие, в свою очередь, вызывает радость.

Ещё одним важным нейромедиатором, участвующим в процессе формирования положительных эмоций, является серотонин. Как и дофамин, серотонин происходит из группы моноаминов. Среди функций, за которые отвечает выработка серотонина, кроме регуляции настроения, — память и сон.

Дисфункция серотонинергических путей является одной из причин клинической депрессии и беспокойных состояний — своеобразного «антонима» счастья. Именно поэтому многие антидепрессанты работают по принципу ингибирования обратного захвата серотонина: в психически нездоровом мозгу выработка серотонина как нейромедиатора замедляется, а такие препараты способны восстановить этот процесс.

Другая группа нейромедиаторов, эндорфины, относится к нейропептидам, которые воздействуют на опиоидные рецепторы. Нейропептиды вырабатываются в ответ на стресс в качестве защитного механизма, а также с целью уменьшить болевые ощущения. Некоторые опиоиды (например, морфин и его аналоги) также действуют на опиоидные рецепторы и вызывают такую же реакцию: от уменьшения боли до эйфории. Именно поэтому в погоне за лёгким счастьем люди начинают употреблять опиоидные наркотики.

Чувство эйфории от наркотиков доступно только первое время, затем их употребление необходимо для снятия абстинентного синдрома, или попросту «ломки».

Также стоит отметить эндоканнабиноидные нейромедиаторы, например анандамид и 2-арахидоноилглицерин. Они принимают участие в контроле реакции на стресс и регуляции уровня возбуждаемости. Каннабиноиды — действующие вещества конопли, из которой получают марихуану, — также действуют на каннабиноидные рецепторы.

Нейропептид окситоцин, вырабатываемый в гипоталамусе, отвечает за установление социальных связей и выработку тёплых, положительных эмоций по отношению к кому-либо. Так, окситоцин в больших количествах выделяется во время родов, что способствует установлению прочной связи между матерью и ребёнком, а также помогает матери в процессе кормления. В небольшом количестве окситоцин также выделяется во время оргазма, поэтому считается, что он играет важную роль в получении удовольствия при сексе.

Читайте также:  Помогает ли черника при плохом зрении

Наконец, последний нейромедиатор, который мы рассмотрим, это норадреналин (также известный как норэпинефрин) — моноамин, который является предшественником адреналина. Этот нейромедиатор, наряду с адреналином, играет важную роль в регуляции страха и других отрицательных эмоций, повышает кровяное давление и сердцебиение, а также является главным нейромедиатором, отвечающим за стрессовую реакцию организма.

Стресс для многих связан с отрицательными эмоциями, а счастливая жизнь в постоянном стрессе кажется невозможной. Значит ли это, что избыточная выработка норадреналина — это преграда на пути к счастью? Однозначно нет. Некоторые люди находят своё счастье в условиях постоянного стресса: в их число входят как любители экстремального спорта и азартных игр, так и те, для кого главная радость в жизни — это постоянная работа.

Контролировать реакцию на стресс также помогает гамма-аминомасляная кислота (сокращенно ГАМК) — главный ингибирующий («тормозной») нейромедиатор, основная функция которого — уменьшать нервную возбудимость. На ГАМК-рецепторы воздействуют бензодиазепины — психоактивные вещества, обладающие противотревожным и седативным эффектом. Бензодиазепины входят в состав многих препаратов, прописываемых для лечения тревожных и панических расстройств.

Относительно недавно, в 2012 году, шведский учёный Хьюго Лёвхейм предложил A new three-dimensional model for emotions and monoamine neurotransmitters. трёхмерную модель связи совместного действия трёх моноаминов — дофамина, серотонина и норадреналина — и проявления эмоций, названную «эмоциональным кубом». Согласно этой модели, радость и удовлетворение вызываются высоким уровнем дофамина и серотонина и низким — норадреналина, а чувство беспокойства и тоски — наоборот, высоким уровнем норадреналина и низким — двух других. Однако для того, чтобы человек испытал волнение или возбуждение (excitement), все три моноамина должны вырабатываться в большом количестве.

Химия и воля

Различные психоактивные вещества влияют на выброс разных эмоциональных медиаторов: так, например, кокаин влияет на обмен дофамина, серотонина и норадреналина, а никотин может принимать участие в обмене дофамина. Действие этих веществ, однако, недолговечно, опасно и, как известно, может привести к зависимости.

Однако есть и менее радикальные способы прямого воздействия на рецепторы, связанные с работой разных нейромедиаторов. Физические упражнения, например, усиливают Effects of exercise and physical activity on depression. действие β-эндорфинов, тем самым повышая настроение.

Повышенная физическая активность может даже служить хорошей профилактикой депрессии.

Области головного мозга, содержащие дофаминергические нейроны, активируются Intensely pleasurable responses to music correlate with activity in brain regions implicated in reward and emotion. , например, у людей, испытывающих наслаждение при прослушивании музыки.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что те разделы когнитивных наук, которые отвечают за изучение сложных эмоциональных состояний (а к ним как раз относится счастье), всё ещё находятся в процессе развития. Многие психологи, в частности профессор Оксфордского университета Мортен Крингельбах, пытаются The Functional Neuroanatomy of Pleasure and Happiness. проследить систематическую связь между получением удовольствия и счастьем и выявить нейронные корреляты, отвечающие за счастливую жизнь и хорошее настроение.

Крингельбах и его коллега, американский психолог Кент Берридж, выделяют три компонента работы системы вознаграждения: «склонность» (liking), отвечающую за объективную, «химическую» реакцию человека на стимул; «желание» (wanting), отвечающее за волевое усилие человека получить стимул; и «обучение» (learning), отвечающее за построение ассоциаций, связанных с получением стимула.

«Склонность» к получению стимула, будучи удовлетворённой, обеспечивает нам удовольствие, но одного удовольствия для счастья недостаточно. «Желание» стимула обеспечивает мотивацию к его получению, то есть этот компонент привносит в нашу жизнь цель, но одно лишь «желание», не будучи ничем сдержано, приводит к зависимости от стимула. «Обучение» связывает эти два компонента и стимулирует нас к поиску способов снова получать удовольствие.

Счастье, по мнению Крингельбаха и Берриджа, сводится к балансу трёх компонентов: «склонности», «желания» и «обучения».

Однако, как достичь этого баланса, учёные не пишут. 🙁

Таким образом, современная нейронаука может дать нам представление только об одной составляющей счастья — положительной эмоциональной реакции на стимул. Вторая составляющая — чувство осмысленности происходящего, наличие цели в жизни — это вопрос скорее философский и на данный момент находится за пределами возможностей систематического объективного изучения.

Мировоззрение

Популярные публикации

Последние комментарии

СЧАСТЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА.

В этой статье мы рассмотрим вопрос земного счастья с точки зрения христианства. Надеюсь, что эта истина поможет вам взглянуть на свою жизнь с точки зрения вечности и получить свободу от того, чего так судорожно ищут атеисты и язычники.

Мирское счастье.

Каждый человек, живущий на земле, желает быть счастливым.

В основном «счастье» понимается как нечто внешнее, что включает в себя неожиданные благоприятные события, которые случаются с человеком. Так же внешнее счастье понимается, как земные блага (добрые человеческие отношения, семья, здоровье, получение различных душевных и телесных удовольствий, земное преуспевание), т.е. всё, что приносит человеку чувство довольства и удовлетворение этой жизнью. Подобного рода счастье можно охарактеризовать, как плотское и мирское счастье. Все эти признаки внешнего счастья становятся для людей смыслом их жизни. Например, один человек испытывает радость от телесных удовольствий, поэтому будет всю свою жизнь стремиться к ним; другой получает удовольствие от заботы о детях, поэтому смыслом его жизни становятся дети; третий получает радость от достижения материальных благ и его смысл жизни будет в этом; четвёртый получает удовольствие от получения различных научных знаний и для него это будет смыслом его жизни и т.д. Все люди могут испытывать счастье от того, что они считают для себя благом, поэтому постоянно к нему стремятся.

Существует так же понятие счастья, как внутренних чувств и эмоций. Сюда входят приятные переживания, такие как радость, удовольствие, блаженство, которые относятся к внутреннему состоянию человека, но они так же связаны с чем-то внешним. Абсолютно все люди хотят быть счастливы, и хотят радоваться, и эту самую желанную радость называют счастливой жизнью. И хотя одни люди постоянно гонятся за одним, а другие за другим, но все желают достичь в этом радости.

Счастье — это душевное состояние, радующее сердце, поэтому счастливы те, кого радует то, что их окружает, и что они имеют в жизни. Все эти проявления счастья доступны всем людям, поэтому они находятся в постоянных поисках этих проявлений.

Не возрождённый свыше человек испытывает чувство счастья от греховных приятных переживаний. Например, чревоугодие — это удовольствие от вкуса; блуд – удовольствие от половых ощущений; сребролюбие – удовольствие от обладания деньгами и вещами; тщеславие – удовольствие от того, что люди думают о тебе хорошо, хвалят тебя; гордость – удовольствие от самого себя и своих поступков и т. д. У греха есть много вещей, которые вызывают у людей приятные эмоции, поэтому они стремятся всё чаще и чаще их испытывать. Именно это и приводит к тому, что они постоянно находятся в погоне за счастьем, ища приятных переживаний и считая, что в этом смысл их жизни. Но, в конце концов, они приходят к тому, что подобное счастье сменяется на печаль, страх и пустоту в душе.

Но существует ещё одно понятие счастья, которое доступно только рождённым свыше людям – это счастье от испытываемой духовной радости, которое напрямую связано с верой в Господа и со спасением души. В Писании подобное «счастье» названо блаженством. То состояние счастья, которое могут испытывать истинные христиане, зависит не от внешних событий и условий жизни. Оно зависит от состояния духа рождённого свыше человека и исходит изнутри, а не извне . Само чувство счастья (положительные эмоции наслаждения) дано человеку Богом при его сотворении. Адам был счастлив до тех, пор, пока не согрешил, так как жил в Божьем присутствии. После грехопадения люди потеряли то состояние счастья, в котором они были созданы жить, поэтому начали искать его и достигать разными греховными способами.

Многие христиане имеют мирское представление о счастье и ожидают его от Бога.

К огромному сожалению, многие и многие люди, называющие себя христианами, став на путь следования за Господом, продолжают искать мирского, земного счастья, даже не осознавая, что в этом совершенно ничем не отличаются от язычников и атеистов. Истина в том, что искать земного, (в том числе и мирского счастья) и прилепляться к нему – языческое дело, так как они не имеют вечного упования.

Дух Святой через Апостола Павла так сказал о тех, кто, называясь христианами, продолжают искать земного, мирского счастья: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова… они мыслят о земном . Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:18-20).

Здесь Павел говорит НЕ о язычниках, а о тех, кто называются христианами. Он говорит, что МНОГИЕ из христиан поступают как враги креста Христова, так как мыслят о земном. Павел НЕ сказал, что эти люди являются блудниками, идолопоклонниками, ворами, так как мыслят о греховном. Нет. Он сказал, что эти люди мыслят о земном. Что значит мыслить о земном? В следующем стихе Павел противопоставляет себя и истинных христиан тем людям, которые продолжают мыслить о земном, говоря: «Наше же жительство — на небесах». Из этого стиха мы видим, что те, кто думают о земном, не смотрят на свою жизнь через призму вечной небесной жизни, а значит, они стараются достичь на земле того, что желают все мирские люди – счастья. Они не ищут через послушание Богу того состояния счастья, которое им желает дать Господь, и не ждут того счастья, которое ожидает на небесах всех возлюбивших Христа, поэтому стремятся найти его на земле.

Итак, из слов Павла мы видим, что есть:

1) Те, кто мыслят о земном, и

2) Те, кто мыслят о небесном, так как осознают, что их настоящая жизнь, полная счастья ожидает их на небесах. Они связывают своё счастье и упование с небесной жизнью, а не с земной.

Истина в том, что настоящие христиане, исполненный Духом Святым, НЕ озабочены тем, чтобы думать о земном, т.е. находиться в постоянных поисках мирского счастья. Они осознают себя странниками и пришельцами, как и учил Павел.

Апостол открывает нам, что есть люди, которых Бог НЕ стыдится, называя Себя их Богом: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле ; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному ; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом : ибо Он приготовил им город» (Евр.11:13-16).

Бог не стыдится тех людей , которые считают себя странниками и пришельцами на этой земле и которые стремятся к лучшему, то есть к небесному, потому что понимают, что их жительство на небесах, (где Бог приготовил им город), а не на земле. Такие люди осознают, что настоящее счастье их ожидает на небесах, поэтому они не заняты поисками своего счастья на земле. Но если есть люди, которых Бог НЕ стыдится, то есть так же люди, которых Он стыдится. Он стыдиться тех людей, которые громко могут заявлять, что являются детьми Бога, но продолжают думать о земном и стремиться к земному. Павел говорит, что это враги креста Христова, потому что они так и не поняли, для чего Христос умер за них. Они думают, что Господь только и озабочен тем, чтобы сделать их счастливой. Но цель Господа в том, чтобы мы умерли для всех своих плотских желаний и мечтаний и жили, исполняя Его волю на земле, как странники и пришельцы, стремясь всем сердцем к той жизни, которая нас ожидает на небесах. Поэтому Иисус говорил людям, которые следовали за Ним: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:38,39).

Мы видим, что люди могут следовать за Христом (вести религиозный образ жизни, принимать участие в жизни церкви и т.д.), но оставаться недостойным Его, так как не берут в своём следовании за Христом свой крест. Если человек уверовал во Христа, пришёл в церковь, принял водное крещение, но так и продолжает стремиться к тому, что желает его «Я» — признания, земного счастья, успеха, богатства, и всего, чего ищут люди этого мира, то он не достоин Иисуса и не может называться Его учеником. Так сказал Иисус. Если человек не желает умереть для самого себя, «распяв» своё «Я» , то он не может получить Святого Духа и родиться свыше.

Те люди, которые не имеют Духа Христова, не способны этого понять, потому что всё их упование связано с этой землёй. Как часто верующие люди выбирают себе церковь с целью найти «вторую половинку». Некоторые оставляют свою церковь, где для них нет подходящей кандидатуры на брак, и идут туда, где есть больше шансов найти таковую. Как часто можно слышать от «христиан», которые говорят тем, кто не имеет семьи: «А чего ты делаешь в той церкви, если там не можешь найти себе мужа (жены)? Иди туда, где много не женатых (или не замужних) людей». Эти люди так ничего и не поняли!

Возникает справедливый вопрос: А являются ли они вообще христианами, т. е. Христовыми или нет, если мыслят подобным образом? Сегодня церкви полны людей, которые находятся в постоянном поиске земного счастья, поэтому, если так и не находят его, то разочаровываются и опять уходят в мир. Подобное происходит с людьми только по одной причине – они так и не услышали истинного Евангелия, которое говорит не только о прощении грехов, но и о посвящении своей жизни Христу без остатка.

Что значит думать о земном?

Думать о земном означает, собирать себе сокровища на земле, как сказал Иисус: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:19-21). Если «сокровище» человека находится на земле, то и сердце его будет прилеплено к земле, а если его «сокровище» будет находиться на небе, то сердце будет стремиться туда. «Сокровища» — это не только материальные блага и деньги, хотя множество людей сегодня озабочены тем, чтобы достигать всего этого. Даже в церкви люди начинают давать десятины и приношения с неправильными мотивами, с целю получить от Бога деньги в увеличенном размере. Эта практика уже становится, больше похожа не на заботу о служителях и нуждах церкви, а на бизнес (дал меньше, получил больше). Думать о земном, это так же быть очень озабоченным поисками земного счастья, и в попытках достижения его, пренебрегать учением Христа и Апостолов. Коротко можно сказать, что «думать о земном», это значит, быть сконцентрированным на земной жизни, и на том, что она даёт .

Если человек находитесь в «человекоцентричной церкви», то сама эта мысль будет вызывать у него противление, потому что он не научен умирать для себя, и не научен, что значит «возненавидеть душу свою», а ведь, по словам Христа, без этого мы не можем получить жизнь вечную: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную » (Иоан.12:25).

Апостол Павел сказал: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога ; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»(Рим.8:5-8). Помышлять о плотском, означает: быть сконцентрированном на земных вещах, что является враждой против Бога. А в ранее рассмотренном стихе Павел назвал таких людей врагами креста Христова.

Читайте также:  Сколько стоит диагностика зрения на линзы

Те люди, которые сосредоточены на земных вещах, не могут быть всецело посвящены Господу, поэтому не готовы оставить всё, что Ему не угодно. Ученики Христа оставили всё, что имели, чтобы следовать за Ним: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19:27-29).

Никто не говорит о том, что нужно бросать семьи, уходить из дома и отворачиваться от родителей. Иисус НЕ это имел в виду. Но нам нужно постепенно перемещать свой взгляд с земной жизни на небесную, переставая искать того, чего ищут люди этого мира, и искать Божьих ценностей. Пока человек сосредоточен на земном, то он собирает себе сокровища на земле, а когда сосредоточен на небесном (Царстве Божьем, его принципах и на будущей небесной жизни), то собирает сокровище на небесах.

Как же на практике можно собирать сокровища на небесах? Перестаньте смотреть на Библию как на источник поиска обетований (чтобы что-то получить от Бога), а начните смотреть как на книгу, через которую Бог учит вас, как вам жить, как поступать с другими людьми, как относиться к своим желаниям и мечтам, какие иметь мотивы в том, что вы делаете и т.д. Начните исполнять учение Христа и Апостолов и будете собирать сокровища на небесах.

Как реагируют люди на истину о посвящении Господу и поисках земного счастья?

Когда не возрождённый свыше человек, считающий себя христианином, слышит те истины, которые говорят о том, что он должен посвятить свою жизнь Христу, и не быть озабоченным поисками земного счастья, то он может начать возмущаться, злиться и в раздражении приводить различные доводы, так как не желает отдать себя полностью Господу. В таком случае, он продолжает служить маммоне. Иисус об этом сказал так: «Не собирайте себе сокровищ на земле… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Матф.6:19-24). Иисус Христос ясно сказал, что если человек собирает себе сокровища на земле, то он либо:

1) Ненавидит Господа и любит маммону (это касается язычников), либо

2) Будет усердствовать маммоне, а о Господе нерадеть (это может касаться тех, кто называется христианином)

Человек НЕ может служить и Господу и маммоне одновременно, поэтому, если он сосредоточен на земных вещах, то продолжает осознанно или неосознанно служить этому злому духу, который правит на земле.

Когда духовный младенец, (который ещё является плотским христианином), слышит истину о том, что должен отлепиться от земных вещей и посвятить свою жизнь Христу, то эта истина ему не нравится, но в глубине своего сердца он понимает, что это так.

Когда же тот, кто является учеником Христа, слышит об этом, то он с радостью принимает это слово, потому что он исполнен Духа Святого, Который и является Автором этой истины.

Сегодня многие лжеучителя несут людям такие учения, которые концентрируют всё их внимание на земных вещах. Лжеучителя никогда не учат о том, что наша полная и счастливая жизнь будет на небесах, что наше упование должно быть направлено туда, что только там нас ожидает настоящее счастье, что нам не нужно стремиться здесь собирать сокровища земные, прилепляясь к ним сердцем и т.д. Они сами НЕ жаждут той небесной жизни, которую жаждут истинные дети Божьи, живущие как странники и пришельцы. Если вы, например, оставите свой родной город, который любите, и поедете в другую страну, то там будете ощущать, что всё окружающее для вас чужое, поэтому ваше сердце будет стремиться домой. То же самое происходит и с теми, чей возрождённых дух стремится туда, где находится их истинный дом – на небеса.

Апостол Павел был именно таким человеком, поэтому он вкладывал любовь к небесам тем, кого учил. Он совершенно не боялся смерти, а даже наоборот, ждал, когда этот момент наступит в его жизни, поэтому говорил: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение . Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше ; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:21-24).

Когда Павла предупредил пророк о том, что его ожидает в Риме казнь, он с радостью пошёл принимать смерть, так как ожидал другой, небесной жизни: «Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян.21:10-13).

Если вы прочтёте книгу Д. Фокса «Книга мучеников» , то увидите, как сотни тысяч истинных христиан, которых мучили до смерти, оставались стойкими в вере, так как знали, что их ожидает другая, лучшая жизнь.

Казалось бы, что у людей, пришедших к вере во Христа, должны быть совершенно другие представления о жизни и счастье, но у многих так и осталось неправильное понимание по этому вопросу. Эти верующие более находят счастье в земном благополучии, чем в Боге и общении с Ним. О таких людях можно сказать, что они и сами не знают, кому принадлежат – то ли Христу, то ли миру. Внешне они принимают участие в церковной жизни, но их сердца обращены к поискам того, чего ищут язычники. Они не заботятся о том, чтобы жить, угождая во всём Господу, а ищут прежде счастья в земной жизни. Не все верующие понимают чёткую разницу между земным, мирским счастьем и христианским счастьем. Не все понимают, что истинное счастье человек может испытать только лишь живя послушной Христу жизнью, в которой есть отречение от того, что так желают иметь мирские люди. Такое впечатление, будто бы многим верующим кажется, что если они откажутся от поисков земного счастья, и посвятят себя послушанию учению Господа, то станут самыми несчастными людьми на свете. Именно по этой причине, непосвящённые Богу люди не желаю т придерживаться в своей жизни тех слов Христа и Апостола Павла, которые затрагивают их личную жизнь. Я не буду в этой статье затрагивать эти места из Писания, а хочу просто привести пример из жизни одной сестры, которую хорошо знаю. Вот её история:

«В возрасте 29 лет она покаялась и пришла в нашу церковь. Её неверующий муж всячески препятствовал следовать ей за Христом, не давая даже читать Библию и духовную литературу, не говоря уже о том, чтобы посещать церковные собрания. Он во всём её контролировал и угнетал, поэтому ей было очень трудно жить с этим человеком. Тогда она приняла решение развестись с ним, чтобы иметь возможность беспрепятственно идти за Господом. Когда она сказала мне о своём решении, то я спросил её: «А ты прочла все места Писания, которые говорят о разводе?», на что она сказала: «Да». Тогда я предоставил ей самой делать выбор на основании учения Библии по этому вопросу. Став перед выбором: следовать за Христом, или остаться жить с человеком, который противился её вере, она всё-таки приняла решение развестись. Но, как и всем людям, ей хотелось земного счастья, поэтому со временем она стала задумываться о том, чтобы наладить свою личную жизнь. Когда она читая Писание, натыкалась на слова Христа и Апостола Павла, которые говорили не в пользу её поискам земного счастья, то к ней приходили мысли: «Буква убивает, а дух животворит». Конечно же, она это воспринимала так, как воспринимают большинство верующих, которые желают исполнить свою мечту или цель, но так же натыкаются на те места из Писания, которые не позволяют им это сделать. Она решила для себя, что эти стихи являются «буквой, которая убивает». (К сожалению, так думают многие христиане, когда встречают в учении Христа и Апостолов неудобные для них стихи) . Так как в нашей церкви не было возможности осуществить свою мечту, она начала посещать другие церкви и служения (для одиноких христиан), но она чувствовала постоянные препятствия в своём духе. К тому времени, она была уже научена, что во всём должна советоваться с Господом, поэтому начала молиться по этому поводу, и стала замечать, что ей трудно даже молиться об этом. Складывалось такое впечатление, что Господь противился ей. Так повторялось неоднократно. В какой-то момент она ясно услышала в своём духе, как Господь сказал ей: «Думай о вечности». После этого стала приходить информация о вечности, и тогда начали происходить изменения в её взгляде на жизнь, и на эту проблему. Она поняла, что Господь не планирует для неё то, к чему она так стремилась, поэтому она поняла, что если всё-таки добьётся своего, то это не будет ей во благо. После этого, она осознала, что Господь был против её решения искать земного счастья. Он так же ей ясно сказал, что её место там, куда Он её привёл, и чтобы она не уходила из своей церкви. Поняв, что идти против воли Божьей не может, она стала просить Господа, чтобы Он забрал те желания и мечты, которые не давали ей покоя и Господь ответил на её просьбу, когда она приняла решение отдать на жертвенник Господу свою мечту и жизнь. Бог освободил её душу, и уже последние два года (из девяти лет следования за Христом) она совершенно не озабочена поисками земного счастья, а ожидает того, что Господь приготовил для неё на небесах. Сегодня её жизнь в послушании Иисусу Христу является примером и для других сестёр, которые находятся в таком же положении.

Что значит: «Буква убивает, а дух животворит»?

Хотелось бы сказать пару слов по поводу стиха: «Буква убивает, а дух животворит», чтобы каждый читающий правильно понимал тот смысл, который несут в себе эти слова. Апостол Павел сказал: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания»(2Кор.3:6-9).

Что мы здесь видим? Павел говорит, что Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, а далее говорит «не буквы, но Духа».. Далее он пишет: «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях , было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей…» Что это за служение смертоносным буквам, начертанным на камнях (которые убивают)? Это закон Божий, который он получил на горе Синай. Из этого мы ясно видим, что «буквой, которая убивает» Павел называл Ветхий Завет, а Новый Завет – духом: «…то не гораздо ли более должно быть славно служение духа ? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания »

Итак, Ветхий Завет Павел называет служением смертоносным буквам, служением осуждения и буквой, которая убивает. А Новый Завет он называет служением духа, служением оправдания, где Дух животворит.

На основании слов Павла теперь давайте ответим на такой вопрос: «Могут ли какие-либо неудобные для нас стихи из Нового Завета, быть буквой, которая убивает?» Конечно, нет. Другой вопрос, что они могут нам не нравиться , потому что мы ещё не желаем посвятить свои жизни Христу и отдать Ему как «жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения своего» (Рим.12:1). Поэтому, дорогие братья и сёстры, давайте не будет называть служение духа и оправдания – служением буквы, которая убивает, если нам не угодны какие-то стихи из Нового Завета. Некоторые верующие, когда слышат или читают учения, обличающие их в непосвящённой Христу, плотской жизни, то сразу же говорят, что это буква, которая убивает. Да не будем мы иметь такой подход.

Кто же такой христианин?

Многие верующие сегодня считают, что достаточно признать Иисуса Христа Сыном Бога, чтобы стать христианином. Но христианин – это тот человек, который распял в себе всё мирское (похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую), а так же облёкся в Иисуса Христа. Апостол Павел об этом сказал так: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Это означает, что христианин должен вести такой образ жизни, чтобы она походила на жизнь Иисуса Христа, как будто в нём живёт Сам Христос, и чтобы он мог с уверенностью сказать: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2,20).

Но многие сегодняшние христиане очень похожи в образе своей жизни на язычников, так как имеют те же мечты, те же желания, что и язычники. Павел так же говорит, что «Христовы распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Все ли сегодня верующие могут с уверенностью сказать то, что касается Христовых, т.е. тех, кто по-настоящему принадлежат Христу?

Если мы будем вникать в учение Иисуса Христа, а не слушать многочисленных лжеучителей, которые возвышают свои голоса по всему миру, уча христиан, то Дух Святой откроет нам, что христиане не должны искать земного счастья в этой жизни и радоваться тому, чему радуются мирские люди. Язычники и неверующие радуются роскоши, славе, богатству, развлечениям, потому что это их земные сокровища. Но Иисус Христос учит нас собирать сокровища не на земле, а на небесах. Апостол Иоанн сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин.2:15). Истина в том, что человек всегда будет радоваться тому, что он любит. Но Христовы НЕ будут радоваться тому, чего ищут люди, не рождённые свыше, так как Дух Святой будет отводить их от такой радости. Давайте мы будем следовать за Христом, отделяться от мира и всего, что в мире, а так же отдадим свои жизни на жертвенник Господу, и тогда мы действительно станем счастливыми людьми, которых ожидает вечное блаженство на небесах в городе, который Бог приготовил для нас!

Автор: брат Александр.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источники:
  • http://www.proza.ru/2014/09/29/580
  • http://civilizasian.livejournal.com/63450.html
  • http://islam-today.ru/veroucenie/scaste-s-tocki-zrenia-islama/
  • http://lifehacker.ru/bioximiya-schastya/
  • http://idoorway.mirtesen.ru/blog/43167420332/prev