Меню Рубрики

Что такое рейки с точки зрения православия

Об оккультном движении, претендующем на помощь в оздоровлении — о рэйки. Может ли христианин заниматься рэйки и может ли лечиться у проповедников этого метода оздоровления?

«… не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но … обличайте»
Еф. 5:11

Начиная с конца восьмидесятых – начала девяностых годов теперь уже прошлого века в нашу страну хлынул целый поток так называемой «нетрадиционной духовности». С тех пор гуру всех мастей наперебой предлагают «исцеление» от любых болезней, обретение духовных «просветлений», достижение «космического» сознания, получение сверхъестественных сил и т.д. К сожалению, многие наши сограждане прельстились подобными обещаниями. Россия – страна с огромным христианским духовным опытом, поэтому большинство новоявленных «духовных учителей», приняв во внимание менталитет россиян, заявили о своей лояльности к христианству и о духовной совместимости с христианством проповедуемых ими учений. Но соответствуют ли эти утверждения действительности?

Сегодня мы поговорим об одном из оккультных движений, претендующих на помощь в оздоровлении наших сограждан, а именно о рэйки, и постараемся ответить на следующие вопросы: может ли христианин заниматься рэйки и может ли лечиться у проповедников этого метода оздоровления? Но сначала немного истории.

Движение рэйки было основано японцем по имени Микао Усуи. Микао Усуи родился 15 августа 1864 года в деревне Йаго, район Ямагата, префектура Гифу, в Японии [1]. Еще ребенком Микао Усуи был отдан на обучение в буддийский монастырь. У Микао и его жены Садако были дочь и сын Фуджи, который продолжил дело своего отца и стал учителем рэйки. Микао Усуи имел степень доктора литературы. Официально о создании учения он объявил в 1922 году, когда открыл в Токио свою школу рэйки, став первым ее президентом. До конца своей жизни Микао Усуи занимался популяризацией своего учения, умер он 9 марта 1926 года в возрасте 62 лет. Микао Усуи оставил множество учеников, шестнадцать из которых он посвятил в ранг учителей рэйки. Избранные им ученики после смерти своего учителя продолжили его дело. Общество, созданное Микао Усуи, до сих пор существует в Японии и называется «Усуи Кай». Основной учебник японских рэйкистов называется «Рэйки Риохо Но Шинон», причем доступна эта книга только членам общества.

Что же такое рэйки? Сами последователи пишут о рэйки следующее: «(Рэйки –В.П.)…есть метод освобождения тела и ума» [2]. «Прежде всего, она (Рэйки. – В.П.) открывает человеку самого себя. Рэйки это «путь к себе» на всех уровнях бытия» [3]. Микао Усуи говорил, что, изучая рэйки, человеческий «…дух становится подобным Богу или Будде…»[4]. Как и все остальные оккультисты, рэйкисты вводят понятие «универсальная энергия» [5]: «…понятие универсальной жизненной энергии обозначает то явление, которое порождает все остальные виды энергии – тепловую, электрическую, химическую, биологическую, духовную и т.д. Иначе говоря, все эти виды энергии являются разновидностями единой универсальной жизненной энергии…, все виды этой энергии рассматриваются в Рейки как проявление жизни всего мироздания как единого организма. … Все, что происходит в мироздании, происходит за счет универсальной жизненной энергии. Поэтому жизнь человека, его мышление, его переживания рассматриваются в Рейки как проявление универсальной жизненной энергии. Зная законы этой энергии, можно исцелять не только тело человека, но и его душу»[6]. Кроме «исцеления» души и тела, рэйкисты считают, что с помощью «универсальной» энергии они могут продлевать срок использования … обуви, одежды, ножей, бритв, бытовых приборов, часов, в общем, чего угодно (. ) [7]. В принципе, учение об «универсальной» энергии представляет собой общеоккультное пантеистическое учение: есть энергия, которая пронизывает все сущее, и все, что существует, является ее проявлением. Пантеистическим монизмом пронизан весь современный оккультизм, так что наградить рэйкистов лаврами первооткрывателей в этой области значит существенно поторопиться. Кстати, немногие из наших читателей знают, что многие оккультисты называли эту энергию «сатаной»: «Немногим лучше известны столь существенные для оккультизма детали универсальной силы, движущей и оживляющей все существующее, от малейшего атома булыжника, заключающегося в глубине наших полей, до солнц и туманностей наших небес; эта сила одними называется «Душой мира» или «нетленным Огнем», «Дыханием жизни»; другими – «Природой созидающей», «Светом сотворенным, одушевляющим», «Вторичной причиной», «Руахом», а также «Люцифером», «Сатаной» (выделено нами. – В.П.) и многими другими именами» [8]. Рассказывая об этой безличностной энергии, рэйкисты пишут: «Рейки часто переводится как универсальная жизненная энергия (выделено нами. – В.П.),…китайцы называли ее ЦИ [9], христиане – Святой Дух, индусы – прана, русские – биоплазма, биоэнергия и т.д. Она называлась КА – у египтян, жизненная жидкость у алхимиков…» [10]; «Эта сила пронизывает собою все и может быть в различных видах и формах: Святой Дух, Божественная Любовь, Благодать Божья и т.д. – у христиан; ОМ, АУМ, Прана, ЦИ, КИ и т.д. – у разных народов Востока; эфир – у метафизиков древней Греции и средневековья и т.д. и т.п., вплоть до сегодняшней биоэнергетики» [11]; «Божественная энергия, или Жизненная сила, как называли ее в Древней Руси, пронизывает всё живое на земле. Это один из законов Природы. Умение пользоваться этой силой обладали все люди без исключения. Однако со временем энергетическая память человека слабела по мере утраты многих ритуалов передачи сакральных знаний, важнейшим из которых был процесс кормления младенца грудью. Всем известна фраза «Впитал с молоком матери», тем не менее, до сих пор напоминает о важнейшем способе передачи и получения знаний и опыта от поколения к поколению» [12]. Попытка отождествить Святой Дух с «универсальной» оккультной энергией отнюдь не изобретена рэйкистами, то же самое утверждают и другие оккультисты, что, на наш взгляд, говорит о единстве духовного источника рэйки с такими учениями как теософия, агни-йога и магия [13]. Но об этом мы еще поговорим ниже. А пока задумаемся над вопросом, можно ли поставить знак равенства, например, между «ка» древних египтян и праной индуизма. Что такое «ка» в древнеегипетской религии? Ответ на этот вопрос найти не так уж и сложно, это смогли бы сделать и рэйкисты, если бы интересовались фактами, а не фантазиями своих учителей. Итак, «Ка – «Двойник», подобие человека и его жизненная сила… в то же время считалось, что Ка обитает в некоем «четвертом измерении» и не встречается с человеком ни в земной, ни в загробной жизни» [14]. Что такое прана в индуизме? Прана – это «жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе… связана с процессами дыхания…» [15]. Как видим, между «ка», «праной» и «универсальной энергией» мало общего, это разные понятия. Что касается фразы «жизненная сила, как называли ее в Древней Руси…», то хотелось бы узнать источник столь любопытной информации. Утверждение о том, что русские называют эту энергию «биоплазма, биоэнергия», тоже некорректно, честнее добавить: лишь те из них, которые исповедуют оккультные доктрины, ведь, скажем, в лексиконе православных христиан таких понятий нет. Что касается мантры [16] «ом», то эта мантра – восклицание ведического ритуала, символ тотальности Брахмана [17], считающийся источником всех звуков и сущностью Вед [18]. Беда всех сторонников «нетрадиционной духовности» заключается в том, что они или в силу невежества [19], или благодаря своей особой «просветленности», которая подозрительно напоминает то же невежество, смешивают все и вся, давая «истинные», с их точки зрения, определения многим религиозным понятиям, но при этом мало интересуясь реальным смыслом этих понятий, так как такая мелочь как научный анализ и его величество факт их не волнуют и вообще считаются делом ненужным [20]. Сравнивать все остальные, перечисленные в цитатах понятия, смысла нет, определить насколько они «тождественны» друг другу, любой читатель сможет самостоятельно, в том случае если приведенных фактов ему будет недостаточно. Помимо всего вышесказанного об учении Микао Усуи, можно добавить, что в рэйки признается закон кармы [21] и авторитет так называемых эзотерических знаний [22], что лишний раз характеризует рассматриваемое нами учение как оккультное.

Христианство провозгласило принципы, нравственный уровень которых до сих пор остается эталоном в истории мировой религиозной мысли (См.: Мф. 5:1-48). Оставил после себя заповеди и Микао Усуи. Основные принципы рэйки Микао Усуи таковы: «Именно сегодня не беспокойся. Именно сегодня не сердись. Почитай своих родителей, учителей и старших. Честно зарабатывай себе на жизнь. Относись с благодарностью ко всему живому» [23]. Сравнивать заветы Усуи с заповедями Нагорной проповеди Христа – бесполезное занятие, настолько далеко отстоят они друг от друга.

Итак, рэйки – это некая «универсальная» энергия, разлитая в пространстве, а рэйкисты это люди, которые контактируют с ней. Нужна ли вера в рэйки? Вот как сами последователи этого движения отвечают на этот вопрос: «Рейки будет функционировать и без веры, но вера в нее поможет вам углубить знания о ней» [24].

Каким образом Микао Усуи соприкоснулся с энергией рэйки? Познакомимся с ответом самого Усуи: «Никто во Вселенной не посвящал меня в этот метод. Мне также не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы достичь сверхъестественных исцеляющих энергий. Во время поста я соприкоснулся с мощной энергией и мистическим образом получил тайное внушение (я получил энергию Рэйки). Так в случайном стечении обстоятельств мне было дано духовное искусство исцеления» [25]. Как видим, если в Православии дар исцеления подается святым, которые всей своей жизнью явили святость, то Микао Усуи дар исцеления достался без особого напряжения. В Православии такой путь «духовного развития» называется прелестью и характеризуется тем, что человек за духовные дары принимает или разгоряченность собственных чувств, или демонические внушения[26]. Интересно отметить, что современные последователи рэйки утверждают нечто иное: «…»самопосвятиться», минуя непосредственный контакт с учителем, ни в Рэйки, ни в любую другую духовную систему невозможно» [27]. Однако, как минимум, один такой человек в рэйки существовал, причем им был сам основатель этого движения, Микао Усуи, признавший: «Никто во Вселенной не посвящал меня в этот метод». Если он смог «самопосвятиться», почему не могут другие? Или здесь уже вопрос не духовного, а материального характера? Интересно, сколько стоит посвящение в рэйки?

Каков духовный первоисточник рэйки, с точки зрения самого учения? «Тот факт, что свое вдохновение он (Микао Усуи. – В.П.) черпал из санскритских текстов, в центре которых всегда была система йогов, указывает на взаимосвязь Рейки и йоги» [28]; «Рэйки, представляет собой некий синтез восточной медицины, древних энергетических практик, синтоистского религиозного мировоззрения и буддийских медитационных техник» [29]; «В основу своей будущей системы он (Микао Усуи. – В.П.) вложил знания и традиции восточной медицины, теории пяти элементов и даоских энергетических практик…. Большое влияние на будущую систему оказало изучение практики Буддизма…» [30]. Как видим, основными источниками рэйки являются буддизм, синтоизм, даосизм и йога. При этом рэйкисты утверждают: «Кроме … буддийских святых законы космической, или универсальной, энергии были известны также и кельтским друидам, и славянским волхвам, толтекским брухо и представителям многих других учений» [31]. В общем старая оккультная идея: за всеми религиями стоит один и тот же «бог». Возможно, если речь идет об оккультных движениях, то это утверждение и является истинным, но если сравнивать с христианством, то ситуация выглядит совершенно иначе. Но, тем не менее, рэйкисты пишут: «Само описание жизни Микао Усуи показывает, что идеи системы Рейки почерпнуты им из двух эзотерических источников: практики работы с духовной энергией и исцеления, которой пользовался сам Христос, и практики работы с космической энергией, описанной в сакральных санскритских текстах» [32]. Нельзя не заметить той потрясающей легкости, с которой оккультисты находят все, что им нужно, в Священном Писании, игнорируя при этом прямые евангельские противоречия их основополагающим идеям. Интересно отметить, что даже те из рэйкистов, которые утверждают, что Микао Усуи был христианином, о чем ниже еще будет сказано отдельно, одновременно с этим заявляют: «Самым реальным и близким ему (Микао Усуи. – В. П.) по духу был Дзэн-буддизм…» [33]. Но ведь все основополагающие вероучительные положения христианства в Дзэн-буддизме отвергаются: «…в Дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет никаких церемониальных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в Дзэне нет такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний, и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей,…сказать, что Дзэн – это религия в том смысле, как ее понимают христиане, или магометане, будет ошибкой» [34]. Синтоизм так же никак не удается совместить с христианством, особенно если учесть, что эта языческая национальная религия японцев проповедует многобожие [35]. Равно как и даосизм не имеет никакого отношения к христианству, по крайней мере, учение о Личном Бога в даосизме отсутствует [36]. То же можно сказать и о йоге: она базируется на чуждых христианскому мировоззрению идеях и несовместима с ним [37].

Читайте также:  С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей

Несмотря на то, что «универсальная» энергия, по утверждениям рэйкистов, присутствует во всех религиях, и что якобы даже Сам Христос лечил ни чем иным как энергией рэйки, мы можем прочитать у учителей рэйки следующие утверждения: «Наше целительство Рэйки есть метод абсолютно оригинальный, и он не может сравниться ни с одним другим методом в мире» [38]. Здесь рэйкисты лукавят: в нашей стране подобный метод практиковала Джуна Давиташвили, да и большинство экстрасенсов, если не все, базируются на методиках подобного рода. Но справедливости ради заметим, что другие рэйкисты признают этот факт и считают утверждение об уникальности рэйки заблуждением: «На самом деле таких методов много. Есть проще, есть сложнее…» [39].

Обратимся к методу лечения рэйки, в чем его суть? Рэйкисты якобы пропускают через себя «универсальную» энергию, которая лечит пациентов. В рэйки «… не использует ни медикаменты, ни инструменты. Оно использует только взгляд, вдувание, поглаживание…» [40]. Рэйкисты утверждают, что с помощью данного метода можно вылечить все болезни, более того, это утверждал сам Микао Усуи: «Все заболевания, независимо от психологических или физических причин, могут быть излечены … Рэйки… Оно лечит не только болезни физического тела. Оно может лечить также дурные привычки и психологические отклонения, такие как отчаяние, слабость характера, трусость, малодушие, трудности в принятии решений или нервозность» [41]. Вот незадача: почему-то мировая медицина все еще борется со СПИДом и раком, и до сих пор почему-то существует еще немало неизлечимых болезней. Может быть, все же Микао Усуи неправ? И действительно, его последователи уточняют, что болезни с помощью рэйки можно вылечить далеко не все. Какие же не поддаются лечению? Оказывается, нулевой результат при попытке излечения любого, даже самого ничтожного недомогания, возможен в том случае, если пациенты «в глубине души … не хотят, сознательно или неосознанно, выздоравливать», если «они … привязаны к своим болезням, которые дают им некоторое преимущество» [42]. Также не выздоровеет тот пациент, который «…считал лечение с помощью Рейки глупым, подозрительным и не внушающим доверия» [43], или же, если излечение по системе рэйки кажется пациентам «…слишком простым, они не хотели бы лечиться таким простым способом» [44]. Более того, никогда не излечатся такие пациенты, которые хотят «…доказать и себе, и вам, что такой метод лечения не может оказать эффектного воздействия» [45]. В общем, если человек излечивается, – хвала рэйки, если нет – виновата не система, а сам человек. В логике подобный подход называется «ошибкой в отношении аргументов» [46]. Обвинение самого пациента в отсутствии результата лечения изначально предполагает непогрешимость рэйки, что является ложной посылкой, или, как минимум, необоснованной. Кстати, это любимый прием сект. Главный сектантский постулат гласит: система всегда права, если система не работает, значит, виноват человек, который неверно ее использовал [47].

Как соотносится система рейки и наука? Вот что по этому поводу говорил Микао Усуи: «Врачебные и научные исследования в этой области проводились с большим энтузиазмом, но до сих пор не удалось придти к заключению, основанному на медицинской науке… . Наш метод целительства является духовным методом, выходящим за пределы медицинской науки, и не базируется на ней (выделено нами. – В.П.)» [48]. Подобные идеи можно найти и у его последователей: «Большинство ученых – естествоиспытателей не видят достаточных научных оснований для объединения физической энергии с энергией психики или организма в единую универсальную жизненную энергию» [49]. Но почему-то это не мешает рэйкистам пытаться обосновать свое учение с помощью науки [50]. Рэйкисты, как и все остальные оккультисты, не ладят с логикой.

Любимым приемом оккультистов в полемике с христианами является утверждение: «опыт – прежде всего», то есть если система результативна, то эта система верна, вдаваться же в какие-то вероучительные подробности учения не стоит. Предупреждая этот аргумент, приведем утверждение самих рэйкистов, свидетельствующее о том, что учение рэйки признает значение мировоззренческой системы человека: «Болезненные состояния души и тела формируются, прежде всего, нашим разумом – нашими убеждениями, нашим мировоззрением, нашим образом мысли. А мысли можно изменить. Недаром основатель системы естественного исцеления Микао Усуи настоятельно рекомендовал своим последователям утром и вечером повторять вслух принципы Рэйки. Это формировало в человеке новые убеждения, новый образ мыслей и новый образ жизни» [51]. Как видим, последователи системы рэйки отнюдь не считают, что содержание веры человека не имеет никакого значения. Приняв во внимание настоятельность рекомендаций Микао Усуи, можно сделать вывод, что и в рэйки содержание учения считается принципиальным вопросом: иное учение, следовательно, иное мировоззрение и иной образ жизни!

Читайте также по теме:

В рэйки есть призыв к молитве: «…взывайте к духовным наставника, мастерам Рейки и всем светлым Силам… Причем совершенно не важно, молитесь ли вы вслух или про себя, к кому вы взываете – к вознесенным Мастерам Рэйки, к Иисусу, святому Герману, Будде, Кришне, Бабаджи, к другим учителям, ангелам или духовным проводникам, или же к самой энергии Рейки» [52]; «Я обращаюсь к Рейки и прошу ее прийти ко мне и лечить через мои руки» [53]. Если христианин взывает прежде всего к Богу, то рэйкисты – к мастерам рэйки и «к самой энергии Рэйки».

Итак, как же соотносится христианство и рэйки? Может ли христианин заниматься подобной практикой и лечиться у рэйкистов? Конечно, нет, так как рэйки является формой оккультной практики. Любой человек, практикующий подобное «лечение» или «лечащийся» у оккультистов, тем самым отлучает себя от Православной Церкви [54]. Но если Вы зададите те же вопросы самим рэйкистам, то сможете получить иной ответ: «Между системой Рейки и христианской верой нет никаких противоречий. Более того, ряд фактов подтверждает, что Иисус Христос практиковал методику лечения, очень сходную с рейки, и мог быть знаком с системой Микао Усуи» [55]. Особенно примечательно предположение о знакомстве Иисуса Христа с системой Микао Усуи, созданной им в XX веке!

Выше в статье мы уже приводили информацию о том, что в основе рэйки, по собственному утверждению рейкистов, лежат буддизм, даосизм, йога и синтоизм, однако эти религии вероучительно несовместимы с христианством, что нетрудно проверить. Может быть, разница в вероучении – такая мелочь, на которую грешно даже обращать внимание? Но ведь сами рэйкисты учат, что «Рейки (как любая четкая и целостная система) основана на определенных принципах, нарушение хоть одного из которых ведет к нарушению и распаду всей системы, делая ее малоэффективной» [56]. Разве отказ от вероучительных особенностей рэйки не приведет к распаду всей системы? Выше уже говорилось, что рэйкисты отождествляют «универсальную» безличностную энергию со Святым Духом: «…в христианстве… под именем Рейки… понимают Святой Дух, любовь Божью…» [57]. Но Святой Дух в христианстве отнюдь не является безличностной силой, прп. Иоанн Дамаскин пишет о Святом Духе, что Он есть Личность, «…обладающая свободной волей, самодвижущаяся, деятельная, всегда желающая блага, у Которой при всяком намерении могущество не отстает от желания, не имеющая ни начала, ни конца» [58]. Святой Дух есть Личностный Бог, которого почитают все христиане[ 59]. Помимо того, рэйкисты отождествляют Святой Дух с «универсальной» энергией и «Ци» («Ки»), интересно заметить, что минералы, согласно утверждениям рэйкистов, могут аккумулировать «Ки» и всегда готовы отдать ее излишки людям [60]. Но коль скоро это так, то, может быть, христианам не нужно участвовать в богослужении и таинствах, может быть, им достаточно набрать камушков и, прикладывая их к больным местам, «заряжаться» излишками «Святого Духа»? Многие рэйкисты пытаются доказать, что между христианством и рэйки нет противоречий: «Главное, что бросается в глаза в истории Микао Усуи – очень редкое переплетение в одном человеке христианства и восточной философии. А это означает, что его учение будет своеобразным синтезом того и другого. Современное Рейки – не вновь созданное учение, а возрожденное древнее знание Востока, реконструированное человеком с христианской направленностью мысли» [61]. Ни одного христианина не смогут оставить равнодушными утверждения о принадлежности Микао Усуи к Христианской Церкви, тем более – к священному сану: «Нынешним учением Рейки мы обязаны японскому (!) христианскому священнику (!) Микао Усуи. Это очень необычно для Японии – глубоко верующий, искренний и ищущий христианин – проповедник в стране, очень сильно обусловленной буддизмом… он (Микао Усуи. – В.П.) уехал в США, где … через несколько лет закончил Чикагский университет и получил звание доктора богословия» [62]; «…сам Усуи был христианином и есть информация, что система открылась ему в результате молитвы Иисусу Христу, однако знаки системы, которые были даны ему в видении, были знаками санскрита – языка древних учений, существовавших на Земле за тысячи лет до рождения Христа» [63]. В то же время другие рэйкисты утверждают иное: «…в настоящее время больше нет необходимости представлять Рэйки как христианское направление (выделено нами. – В.П.). Я ничего не имею против христианства, но др. Усуи христианином не был» [64]; «…в связи с «христианизацией» Рэйки, система Усуи в данном случае потеряла значительную часть своих сокровенных знаний и духовных аспектов, большую часть целительских методов и медитационных техник, основанных на даосском и буддийском мировоззрении» [65]. Так кто же прав? Видимо, те последователи Микао Усуи, которые утверждают, что он не был христианином, ведь даже попытки христианизировать рэйки самим рэйкистами признаются приводящими к потерям «сокровенных знаний». Особенно радует своей искренностью, столь нечастой для сектантов, признание в том, что «больше нет необходимости представлять Рэйки как христианское направление». Видимо, степень дехристианизации на Западе подошла к такому рубежу, когда стало возможным называть вещи своими именами. Так как рэйкисты не христиане, они, вероятно, не знают, что ложь – это грех и что в Священном Писании отцом лжи назван дьявол (Ин.8:44). И если, по мнению адептов рэйки, «…древнейшая фраза «С Богом» активизирует у любого человека определенные ресурсы организма на спокойное и безопасное достижение нелегкой цели» [66], то для христиан за этой фразой стоит совершенно иное содержание, о чем рэйкисты не считают нужным сообщить своим последователям. Что же касается «уважительного» отношения рэйкистов ко Христу, то здесь уместно вспомнить слова Самого Христа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:22-27).

Итак, суммируем все вышесказанное. Учение рэйки чуждо христианству. Рэйкисты лгут, когда утверждают, что являются христианами, и равно лгут, когда уверяют нас в том, что основатель рэйки Микао Усуи был христианином. Если авторы книг по рэйки искренне заблуждаются, настаивая на христианском вероисповедании Микао Усуи, то это уже само по себе способно многое сказать об уровне их знаний в области истории собственного учения. Если рэйкисты настаивают на принадлежности Усуи к христианству, осознавая неистинность своего заявления, то это характеризует их нравственный уровень. Что же касается «лечения» у рэйки и специалистов аналогичного профиля, в том числе магов, экстрасенсов и т.д., то напомним здесь слова Священного Писания: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Здоровье и святость не всегда сопутствуют друг другу. Например, апостол Павел лечил людей, сам будучи больным человеком: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть (болезнь. – В.П.), ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12:7-9). Физические болезни могут быть полезны для духовного здоровья человека: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Если Бог дал христианину болезнь, он должен принять ее со смирением, так как Господь не посылает искушений сверх меры (1Кор. 10:13). Это не значит, что не нужно молиться об исцелении и обращаться за помощью к врачам, однако, если человек не обретает просимого, то ему следует принимать свой недуг как дар Божий. Всегда следует помнить о главной ценности в жизни христианина – об обретении Царствия Небесного: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Помнящий о Боге получает все, что необходимо для его спасения, потому что «…дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Что для читателей важнее – спасение души или сомнительный шанс обрести ценой вечной гибели души временное физическое здоровье, обратившись к богоборцам, распространяющим идеи, чуждые Божественному Откровению, – это каждый читатель решит самостоятельно.

Читайте также:  Почему нельзя бегать с плохим зрением

1. Биография Усуи см.: Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999.

2. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.35.

3. Деева Т. Познай свое тело // Исцеляющее сердце. №2(3). М., 1999. С.14.

4. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.36.

5. Например, в агни-йоге она носит название психической энергии. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru

6. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.10.

7. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.100-101.

8. Барле. Оккультизм. Л., Прометей. 1991.С.51.

9. Ци, или юаньци, – основное понятие китайской натурфилософии. Имеет весьма широкое содержание – первоматерия, основная материя природы, «жизненная сила». Это понятие широко используется в даосизме и конфуцианстве. См.: Философский словарь. М., Республика. 2001. С.647.

10. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.6-7.

11. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.22.

12. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.31.

13. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru

14. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., Петро-РИФ. 1993. С.153.

15. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.335.

16. Напомним, что мантра – это «текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные» — Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 262.

17. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда. — www.apologet.orthodox.ru

18. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.317.

19. Особенно любят заниматься оккультизмом представители так называемой технической интеллигенции, всегда страдавшие недостатком знаний в области гуманитарных дисциплин.

20. См.: Питанов В.Ю. Эзотеризм, как путь к расизму. http://apologet.orthodox.ru

21. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.110.

23. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.32.

25. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.36.

26. См.: Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. Спб., Общество Василия Великого. 1998.

27. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.33.

28. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.37.

29. Балановская Н. Четвероногие целители // Исцеляющее сердце. №2(3). М., 1999. С.23.

30. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.6-7.

31. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск. Вида-Н. 2001. С.3.

33. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.107.

34. Дзэн-Буддизи. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. // Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн. Бишкек. МП «Одиссей. 1993. С.26-27.

35. Основы религиоведения. Под редакцией Яблокова И.Н. М., Высшая школа. 1994.С.101.

36. Краткий путеводитель по мировым религиям. Под редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал. 2000. С.85.

37. См.: Питанов В.Ю. Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? http://apologet.orthodox.ru

38. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.64.

39. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.44.

40. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.37.

42. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.200.

46.См.: Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных факультетов. М., ФАИР-ПРЕСС, 2002.

47. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд.: во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.83.

48. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.36-37.

49. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.12.

50. См.: Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001.

51. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.48.

52. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.202-204.

53.Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.68.

54. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) // Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд.: во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.771-773.

55. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001.С.48.

56. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.48.

58. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.164.

59. Подробнее о Святом Духе см.: Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

60. Ло Кан. Путь Рейки: филососфия Рейки – взгляд извне. Воронеж. НПО «МОДЭК». 2000. С.99.

63. Бородкин В.И. Рейки. Энергия жизни. Минск.Вида-Н. 2001. С.3.

64. Арджава Петтер. Подлинное или неподлинное // Исцеляющее сердце. №2(3). М., 1999. С.4.

65. Балановская Н. Система естественного исцеления Усуи. М., 1999. С.59.

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Немного о сектах. РЕЙКИ

Несколько дней назад смотрел я передачу нашего городского зеленогорского телевидения. И вот в бегущей строке увидел объявление, что «мастер учения РЕЙКИ приглашает зеленогорцев на семинар по психологической помощи».

Я заинтересовался — а что это за учение такое — РЕЙКИ? Стал искать информацию. И вот что я нашел на сайте Александра Дворкина, одного из ведущих специалистов по современным сектам в России, в разделе о так называемом «движении НЬЮ — ЭЙДЖ» :

«…Самой известной ньюэйджевской медицинской (или, точнее, псевдомедицинской) практикой, широко распространенной в современном мире, является рейки (рэйки), или «Система Естественного Исцеления Усуи». Рейки — не просто целительская практика, но сложившаяся организация коммерческо-пирамидального типа, и о ней стоит рассказать немного подробнее.

Елена Балашова, ранее бывшая мастером рейки, определяет ее так:

Рэйки — это оккультно-религиозная практика, основанная, в том числе, на буддийско-синтоистском мировосприятии. Она включает в себя языческие ритуалы и элементы оккультизма, которые «пробуждают скрытые силы в человеке», а также «священное тайное знание» — символы и ритуалы [2].

Рейкисты уверяют, что рейки — это древнейшая техника исцеления, практиковавшаяся в самых различных культурах, но забытая в новой истории. Восстановителем рейки они называют японца Микао Усуи (Юсуи) — первого «Мастера восстановленного Рейки». Реально о «докторе» Микао Усуи ничего не известно, кроме того, что человек с таким именем, возможно, жил в Японии в конце XIX — начале XX вв. В различных рейкистских источниках он называется то католическим священником, то протестантским проповедником, то президентом небольшого христианского университета, то католическим монахом, то просто монахом без указания вероисповедания, то буддийским монахом. Обычно рассказывается о том, что в какой-то момент своей жизни Микао Усуи, много лет искавший «путь обретения духовного равновесия и физического здоровья», задумался: почему Иисус мог излечивать больных, а современные христиане не могут? После семилетних поисков в Европе, Америке и Азии, изучения древних христианских и буддийских санскритских манускриптов Усуи отыскал поучение Будды о том, как излечивать телесные заболевания. Затем он направился на священную гору Кираяма близ Киото, для того чтобы поститься и медитировать 21 день, хотя настоятель близлежащего буддийского монастыря предупредил смельчака, что это может быть опасно для жизни. На 21-й день Усуи ощутил луч света, нисходящий на него с неба и пронизавший его насквозь, а перед ним — проплывающие радужные пузырьки с символами рейки. Усуи впал в трансовое состояние и отключился, как апостол Павел на пути в Дамаск. Когда Усуи пришел в себя и спустился с горы, он обнаружил, что может излечивать людей наложением рук [3].

Многие критики сомневаются в реальности всей этой истории, и противоречивость данных о «докторе» Усуи указывает на небезосновательность этих сомнений. Мы не знаем, существовал ли реально такой человек или нет. Все, что от него осталось, — это фотография неизвестного пожилого японца, публикуемая рейкистами, и место захоронения праха некоего Микао Усуи (достаточно распространенное имя в Японии), которое они указывают. На могиле написано, что рейки — это «тайный способ достижения счастья». Ни то, ни другое не является доказательством реальности приводимой ими легендарной истории, столь схожей с легендами о десятках основателей различных сект.

На прошедшей в январе 1999 г. международной конференции «Тоталитарные секты в Сибири» немецкий сектовед Томас Гандоу высказал следующую гипотезу. В конце XIX — начале XX вв. в мире были весьма широко распространены дешевые римо-католические литографии, на которых изображался Христос с лучами, исходящими от Его ладоней, что, очевидно, должно было обозначать свет Христовой Истины. Возможно, кто-то из столкнувшихся с христианскими миссионерами буддистов-японцев воспринял эту картинку буквально и решил, что на ней изображены целительные лучи-энергии, исходящие от рук Христа. Так зародилась идея рейки.

Первым несомненно реальным историческим персонажем в иерархии рейки был бывший японский морской офицер «доктор» Чуджиро Хайаши, называвший себя учеником Усуи, которому тот перед смертью якобы доверил «сохранение в неприкосновенности сущности его поучений» и дар исцелений. Хайаши основал клинику в Токио, где в 1935 г. излечил и инициировал молодую пациентку Хавайо Такату, которая впоследствии стала апостолом рейки на Западе.

После смерти Хайаши (он сделал себе харакири незадолго до начала войны Японии с США) Таката стала его преемницей. Она проповедовала рейки, путешествуя по США и Канаде в течение более чем 40 лет, и обратила очень многих. За свою жизнь она инициировала 22 мастера рейки. Таката скончалась в декабре 1980 г. Сегодня международную «Рейки» возглавляет внучка Такаты Филис Фурумото, получившая инициацию от своей бабушки. За эти годы рейкистская организация совершила количественный скачок: если в 1980 г. в мире имелось всего 22 мастера третьего уровня (Usui Shiki Ryoho), то сегодня это число достигло уже нескольких тысяч. И это не считая тех, кто практикует 2-ю и 1-ю степени. В России, куда рейки впервые попало в 1990 г., к началу 2000 г. было уже более 250 мастеров, каждый из которых в своей деятельности (исцеления, семинары) затрагивает тысячи людей.

Читайте также:  Склонить слушателя к определенной точке зрения это задача речи

То, что было описано выше, относится к системе рейки, существующей в западном мире. Есть еще и восточная линия рейки, или «Энерсенс», которая, ссылаясь на знания, полученные по своей линии передачи, утверждает, что в практике рейки Усуи и Хайаши буддизм присутствовал гораздо больше, чем нам сейчас кажется, и обращение за помощью к Авалокитешваре [4], медитативное соединение с ним перед и во время практики рейки — все это считалось нормальным явлением для основоположников традиции. Существует также «Традиционное японское рейки», идущее от других учеников Усуи, где широко используется буддийская медитация.

Итак, что же такое рейки? Это японское слово состоит из двух иероглифов. Иероглиф «ки» (китайский «ци») переводится как изначальная жизненная сила или пневма. Иероглиф «рей» — примерно так же. Вместе они значат что-то вроде «жизненная энергия, текущая через все», «универсальная жизненная сила». Рейкисты верят в безликую динамичную субстанцию, управляющую миром и вселенной. Рейки — это исходящая из нее «невидимая вибрирующая духовная энергия», или «излучение, подобное радиоволне. Оно может действовать избирательно или как коротковолновое излучение. Поэтому возможно успешное лечение и на расстоянии» [5]. Традиция рейки — это способ взаимодействия с этой энергией, которая понимается как направленный поток некой силы, который можно «проводить», «усиливать», «концентрировать», «направлять», придавать ему те или иные качества. Часто говорят и о «космической энергии», с которой «соединяется» практикующий рейки человек.

Вот что пишут об энергии рейки некоторые мастера:

Рейки — это энергия самого космоса… Мастер передает ученику энергию Рейки в ее чистом, концентрированном виде, и в теле ученика открывается канал для ее проведения (Дж. Даррел).

Исследователи определили, что энергия Рейки поступает к целителю через верхнюю чакру и выходит через кисти рук. Энергия поступает с северного направления в северном и с южного направления в южном полушарии (П. Хоран). Резервуар Рейки энергии был создан мастерами Рейки прошлого (Дж. Сэнд) [6].

А вот слова и мнения о рейки, приписывающиеся ее основателю и руководителям:

Микао Усуи: «У каждого из нас есть потенциал для получения божественного дара, который приведет к объединению души и тела. Посредством Рэйки великое множество людей смогут почувствовать божественное благословение. Прежде всего, наше целительство Рэйки является оригинальной терапией, которая строится на духовной энергии Вселенной. Через нее человек сначала обретет здоровье, а затем успокоение ума, и радость в жизни будет возрастать» (пер. Н. Балановской. Цитируется по книге Ф.А. Пэтгэр «Рэйки, наследие др. Усуи»).

Чуджиро Хайаши оставил записи относительно Рэйки, которые больше всего похожи на истории болезни, ибо как врач и военный он просто и кратко описывал истории исцеления обращавшихся за помощью в его рэйки-клинику людей. Однако известно, что он был буддистом и некоторых своих учеников обучал буддийским медитациям как средству, помогающему практике Рэйки, причем сам он научился этим медитациям у Микао Усуи.

Хавайо Таката: «…Есть великое пространство, которое нас окружает — Вселенная. Есть великая и бесконечная энергия. Она универсальна… ее первоначальный источник — это Творец… Это природа. Это Бог: сила, которую он делает доступной тем из своих детей, кто этого ищет. В японском языке это обозначается словом Рэйки» (из интервью Сан Матео Тайме (Калифорния), 17 мая 1975 г.) [7].

Рейки исцеляет через руки мастера. Как же происходит исцеление? Рейкисты советуют уложить больного на удобную кушетку и позаботиться, чтобы ему было комфортно: накрыть теплым, но нежарким пледом, расстегнуть одежду, приглушить свет в комнате, включить негромкую приятную музыку, желательно зажечь благовония. Больной должен расслабиться. Затем мастер слегка прикасается к различным частям его тела и прислушивается к своим ощущениям. Если мастер ощущает зуд в ладонях, значит, он нащупал источник заболевания. После обработки всех органов можно слегка растереть тело больного кунжутным или другим растительным маслом. Эти процедуры следует повторять достаточно часто в течение 3-4 недель, после которых может произойти исцеление.

Для непредвзятого взгляда очевидны элементы гипноза и внушения, которые должны «помочь» больному почувствовать облегчение или, во всяком случае, заставить стремиться повторить сеанс. Но это еще не все. Заранее оговаривается, что исцеление во многом зависит от самого человека. Так что если оно не произойдет, винить кроме самого себя ему некого. Мастер не контролирует рейки. Поэтому она (оно) исцеляет, кого захочет и когда захочет. Никаких гарантий не может быть. Обратившимся к рейкистам рекомендуют продолжать медикаментозное лечение (что выгодно их отличает от других целительских сект), но в случае исцеления благодарить все равно нужно рейки. В общем, рейкистские мастера создали для себя абсолютно беспроигрышную лотерею, в которой в случае удачи они объявляются ее единственной причиной, а в случае неудачи не несут никакой ответственности. К тому же многие из целителей весьма неплохо зарабатывают.

В чем же «пирамидальность» рейки? Поскольку практика исцелений оказалась весьма прибыльным делом, многие обретают желание ею заняться. Для них мастерами рейки предлагаются инициации. Всего для первой степени рейки нужно пройти четыре инициации, и каждая из них открывает чакры ученика на все более глубоких уровнях. Естественно, инициация платная. От кандидата в рейкистские мастера не требуется проходить 21 дневный пост на вершине горы — все совершается в ходе нескольких относительно кратких семинаров и практических занятий, завершающихся наложением рук. Получив посвящение в «Мастера рейки первой степени», ученик может практиковать исцеления наложением рук.

Заплатив большую сумму, можно пройти следующую инициацию: «Мастера рейки второй степени», который может практиковать исцеления на расстоянии.

И, наконец, очень дорого, десятки тысяч долларов, стоит инициация в «Мастера рейки третьей степени», который сам может инициировать новых учеников, естественно, за плату (теоретически, по рейкистскому прейскуранту). Таким образом, пирамидальность налицо.

Судя по сообщениям, в нашей стране, очевидно, ввиду особого экономического положения, все рейкистские цены на порядок ниже, чем в западных странах. Однако непонятно, признаются ли полученные в России рейкистские степени на Западе. По некоторым сведениям, они признаются условно, то есть переехавшие на Запад российские мастера должны доплатить разницу в суммах по прейскуранту.

Многие из прошедших рейкистские инициации людей затем начинают собственные проекты. Например, в России существует еще некий центр рейки «Кадуцей», именующий себя «Всероссийским Центром Рэйки», а также «Независимым Межгалактическим Советом Иерархии Света». Его возглавляет Наталья Назырова, в свое время получившая инициацию во вторую ступень рейки. Приводим выдержки из ее интервью, данного в 1996 г. корреспонденту журнала «Птюч»:

По ее [Назыровой] словам, здесь, на Земле, никто не имеет истинных знаний, только они. Они — посланники Мудрейших Вселенной — это как раз Н.И. Назырова и Владимир Николаевич Зонов, то есть Центр «Кадуцей»; все люди Земли, правительства, президенты обязаны к ним немедленно примкнуть и слушать их приказы, иначе их ждет наказание Космоса; они должны быть обеспечены всем необходимым для жизни в любой точке земного шара и беспрепятственного передвижения по планете. Примкнувшие должны пройти у них три посвящения Рэйки.

Вот некоторые высказывания Н.И. Назыровой:

— … Мы — только очищаем вашу землю; мы — ассенизаторы, а не целители, мы — суперлюди… Мы в рай никого просто так не пропустим!

— Я — ученица учителей Шамбалы. Рерих шел в Шамбалу и не дошел. А я летаю туда каждую ночь, за мной приходят по ночам, и я лечу в Шамбалу. За нами за всеми приходят по ночам, мы все туда летаем! У нас вообще другое энергетическое тело, огненное тело, и у вас будет другое тело, когда вы пройдете три посвящения. Мы вообще — «суперлюди».

— Бесов можем изгонять только мы. Никакие не экзорцисты… Они просто гоняют ветер; даже Иисус не изгонял бесов, а только перемещал их. Я для этого и пришла на эту Землю в тело человека, чтобы изгонять разных бесов-сущностей, они обычно выглядят, как животные…

— Церковь не выполнила своего предназначения. Христос — ученик Богов, а боги — это Будда, Майтрейя… Будда — мой любимый мужчина. И сатана — мой любимый мужчина. Я его любила, а он хотел меня убить. Я вообще всех люблю — и Будду, и сатану [8]…

«Кадуцей» ведут активнейшую оккультно-религиозную агитацию, приглашают на семинары через прессу, телевидение, чуть ли не ходя по квартирам с листовками. Очевидцы свидетельствуют о жестком психологическом давлении и контролировании сознания, которое практикуется в этой секте. Как видим, рейкистские методики вполне легко могут быть сочетаемы с рерихианством, диаволопоклонничеством и прочим ньюэйджевским компотом.

К сожалению, проживающие на постсоветском пространстве некоторые маловоцерковленные люди увлеклись рейки и практикуют его, уверяя, что оно вполне совместимо с Православием. Впрочем, как мы уже писали, такая эклектичность и всеядность весьма характерна для обработанного ньюэйджевскими доктринами сознания современного человека.»

Таким образом мы видим, что «учение РЕЙКИ» — ни что иное, как опасное для психофизического состояния человека учение, относящиеся к разряду тоталитарных деструктивных ( т.е. разрушающих сознание человека ) сект.

Какая связь между христианством и Рейки?

Духовная связь между христианским Богом и Рейки

Связь между христианством и Рейки является двусторонней и сложной. Рейки — это метод терапевтического расслабления и лечения, разработанный в Японии Усуи Микао. С одной стороны, некоторые христиане считают, что практика «целительного искусства» Рейки противоречит их убеждениям из-за его происхождения, и потому что они чувствуют, что все утешения должны исходить только от Бога. Другие полагают, что практика исцеления Рейки — это способ приблизить их к своей вере, позволяя им подражать примерам Иисуса, описанным в Библии. Они также чувствуют, что исцеляющая энергия, используемая в Рейки, может быть Святым Духом.

Практики описывают Рейки как метод расслабления и снятия стресса, использующий естественную «жизненную энергию». Также считается, что он способствует хорошему здоровью и лечению многих заболеваний. Люди, которые практикуют Рэйки, говорят, что они могут направить эту энергию, позволяя ей течь через их руки и в человека, которому они помогают. Часто этой технике приписывают лечение целого ряда физических проблем в дополнение к содействию расслаблению.

В зависимости от системы убеждений человека связь между христианством и Рейки широко варьируется. С одной стороны, многие считают, что между христианством и Рейки нет никакой связи и что эта практика противоречит христианским верованиям и учениям. У тех, кто чувствует себя таким образом, есть много причин для такой позиции, таких как то, что Рейки происходит из Японии с ее нехристианскими религиями. Они могут полагать, что не следует поощрять любую практику, в которой отсутствуют христианские корни.

Другие, которые считают, что христианство и Рейки фундаментально противоположны, основывают свои аргументы на предположении, что если Рейки не от Бога, это должно противоречить его воле. Они чувствуют, что если они практикуют техники Рэйки или обращаются за помощью к практикующим, они идут против воли Бога. Вера в то, что все утешение и исцеление должны исходить только от Бога, часто выражается.

Другие люди считают, что христианство и Рейки не противоречат друг другу, но могут существовать в гармонии. Они верят, что терапевтические техники Рейки могут приблизить их к Богу, помогая другим. Некоторые утверждают, что это может укрепить их веру, позволяя им следовать примерам Иисуса в Библии; во многих случаях он помогал другим через свои учения и совершая чудеса. Некоторые люди утверждают, что энергия, используемая в Рейки, должна исходить от Бога или даже быть Богом в форме Святого Духа, протекающего через практиков искусства. Другие могут чувствовать, что сама природа помощи другим и обеспечения утешения через Рейки делает это подходящей практикой, которая будет одобрена любящим Богом, и что смягчение страданий другого делает это сострадательным христианским актом.

Источники:
  • http://chram.ortox.ru/2014/01/09/nemnogo-o-sektax-rejki/
  • http://health-ambulance.ru/1839-what-is-the-connection-between-christianity-and-reiki.html