Меню Рубрики

Что такое пространство с точки зрения философии

Пространство и время в философии – это сложные понятия, с которыми до сих пор связано очень много вопросов. Их изучали не только философы, но и представители других наук: математики, физики и так далее. Такие термины, как «пространство» и «время» в философии появились давно. Первые работы, которые так или иначе связаны с ними, принадлежат Демокриту, Ньютону, Эпикуру.

Пространство и время в философии

Материальный мир, который нас окружает, состоит из различного рода структурных объектов. Эти объекты постоянно находятся в движении, а также развиваются. Развитие же их представляет собой своеобразный процесс развертывания. Проходит этот процесс по определенным этапам.

По сути дела пространство – это не что иное, как способность объекта быть протяжным, иметь место среди других, а также граничить с ними. О времени говорят при сравнении разных длительностей, которые выражают скорость развития процессов развертывания, их темп, а также ритм. Пространство и время в философии всегда имеют определенную связь. Их категории являются формами бытия материи.

Существуют различные концепции, которые имеют пространство и время. Философия их знает две:

Первая рассматривает и то, и другое как свободные сущности, существующие совершенно независимо от материальных объектов – то есть самостоятельно. Во втором случае они рассматриваются как свободные отношения между объектами, а также процессами. Вне этих объектов и процессов ни того, ни другого не существует.

Как уже говорилось выше, данные понятия рассматриваются и другими науками, однако их основные свойства помогла открыть именно философия. Пространство и время имеют следующие всеобщие свойства:

— неразрывная связь с материей, а также друг с другом;

— зависимость от процессов, а также от взаимодействий внутри материальных систем;

— единство непрерывного, а также прерывного в их собственной структуре;

— качественная и количественная бесконечность.

Различают метрические, а также топологические свойства времени и пространства. Топологические характеристики связаны с прерывностью и непрерывностью, ориентируемостью, связанностью, размерностью и так далее. Метрические характеристики отображают изотропность, бесконечность, конечность и прочее.

Всеобщие свойства пространства – это расположенность, протяженность, сосуществование разных элементов, возможность соединения элементов, увеличения или уменьшения их числа.

Метрические свойства в первую очередь связаны именно с протяженностью пространства. Они выражают то, как связаны пространственные элементы, каким законам их связи подчиняются.

Известны также специфические свойства пространства. К ним относят:

— симметрию и асимметрию;

— расстояние между объектами;

— распределение поля и вещества;

— границы, которые определяют различного рода системы.

Всеобщие свойства времени – это:

— связь с атрибутами материи;

— ассиметричность и одномерность;

— направленность от прошлого к будущему;

К специфическим свойствам времени можно отнести определенные периоды существования тел, одновременность различных событий, ритм процессов, темпы развития, а также взаимоотношения разных циклов развития, находящихся в одной системе.

Альберт Эйнштейн сумел доказать то, что в нашем мире временные и пространственные интервалы при переходе к другой системе отсчета всегда меняются. Теория относительности сделала наглядной ту глубокую связь, которая существует между пространством и временем. Также она показала, что существуют единое пространство, а также время. То пространство и время, которые мы ощущаем – это всего лишь проекции того самого единого времени и пространства. Они могут расщепляться в зависимости от того, как ведут себя тела.

K
Это незавершённая статья из области эвентологии и её применений, редактируемая при участии Мастера

Пространство в философии — то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.

Содержание

Абстрактное пространство [ править ]

Абсолютная пустота, бесконечное отсутствие, ничто находящееся нигде, это значения, определяющие — пространство, и только пространство, которое означает сам факт абсолютного отсутствия, как полномасштабное место — не имеющее строения, происхождения и предела. Абсолютная пустота пространства – основа и приоритет всего существующего наполнения, определяет полную логическую взаимосвязь, суть и смысл любого наполняющего присутствия! Абсолютную пустоту пространства — невозможно опровергнуть, этот факт можно только — тупо не понимать.

После того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости.

Пространство – обычно протяженность. Пространство обладает своими свойствами:

— оно симметрично, т.е. нет необратимых процессов;

— пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат);

— пространство изотропно, т.е. нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

Античные атомисты [ править ]

Считали, что все состоит из материальных частиц — атомов и пустого пространства.

Демокрит [ править ]

Полагал, что есть пустота атомы из которых все состоим и есть пустота в которой эти атомы могут двигаться и перемещаться

Ньютон [ править ]

Взгляды Демокрита поддерживал Ньютон. Абсолютное пространство, по мнению Ньютона, — это ящик без стенок.

Декарт [ править ]

Отождествлял материю с протяжением, или пространством. Были сделаны выводы: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к : 1. материи, тождественной с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка, первоначальный толчок дал бог.

Пифагор [ править ]

Говорит о беспредельности пространства.

Платон,Гегель [ править ]

Говорят о том,что, пространство, существуя объективно, является производным от мирового разума, мировой абсолютной идеи и т.п. В учении Гегеля пространство есть результат саморазвивающейся абсолютной идеи.

Лейбниц и Кант [ править ]

Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т. е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т. е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность — оно есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе.

Концепция И. Канта близка к взглядам субъективно-идеалистической философии,которая рассматривает пространство как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Он утверждал, что пространство — чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что оно не является свойствами самих вещей, а дано до всякого опыта (априорно), является формами чувственного созерцания, благодаря которым мы группируем наши восприятия. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве реальных тел. Наше восприятие упорядоченности вещей и событий нельзя переносить, «проецировать» на действительность. Таким образом, концепция Канта и его последователей отрицает объективное существование пространства. Пространство – субъективная схема, которая не является ни отношением между вещами, ни субстанцией, в которой вещи существуют.

Гаусс [ править ]

Математик Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа.

Эйнштейн и теория относительности [ править ]

Эйнштейн в теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (Макс Планк).

Вообще существует две теории относительности: 1.Специальная: В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения. Не существует единой системы координат, и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным. 2.Общая теория относительности: связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

ПРОСТРАНСТВО – последовательность элементов, которые формируют Вселенную. Пространство – это не пустой ящик, который заполнен элементами, это сама совокупность элементов. Пространства самого по себе – без образующих его элементов – не существует. Поэтому деформации пространства, которые рождают гравитацию, это ещё одна хитрость релятивистов, создающая видимость объяснения гравитации.

— однородность (нет привилегированных точек отсчета);

— изотропноть (нет привилегированных направлений отсчета (вверх, вниз, влево, вправо)).

ПУСТОТА – фикция, несуществующая в реальности. То же, что и нечто нематериальное.

Хайдеггер [ править ]

Хайдеггер считает, что со всем, что встречается как подручное, пространство при определенных обстоятельствах имеет единую область. «Но ни область, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. Пространственность сама по себе, пространственность-в-себе находится в незаметности подручного. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным».

Метцер и психология [ править ]

Современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. Система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. Интеллигибельный мир). И для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. Метцер: «Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто».

Физика [ править ]

Современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. Теория поля); родство поля и системы отношений несомненно. Тот факт, что в физике пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. Правило прегнантности): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

Пространство Мироздания [ править ]

1.1. Пространство — есть единственный объект Первичной материи (Праматерии, Абсолютный вакуум), не имеющий названия и качественных характеристик. Качественные характеристики и название этого объекта являются производными вторичной материи и непосредственно связаны с ее свойствами. 1.2. Вторичной материей (материей) являются волновые состояния Праматерии. Волновые состояния рождают понятия: система координат, расстояние, время. 1.3. Система координат имеет точку начала отсчёта, нулевую точку. Эта точка условно считается неподвижной, в то время как иные системы координат могут изменять свое положение в неподвижной системе координат. Системы координат равноправны. Любая из них может считаться неподвижной. Все другие системы координат относительно ее считаются движущимися. Система координат может быть одномерной, имеющей два направления по оси координат, линии, проходящей через нулевую точку. В этой системе координат можно описывать состояние точек Пространства при их перемещениях по оси. Система координат может быть двухмерной, имеющей две оси координат, пересекающихся под углом 90 градусов в нулевой точке. В этой системе координат можно описывать состояние плоских объектов, перемещающихся в плоскости системы координат. Система координат может быть трехмерной, имеющей три оси координат, пересекающихся под углом 90 градусов в нулевой точке. В этой системе координат можно описывать перемещение волновых объемов Пространства. Для условий, в которых существует Земная цивилизация, трехмерное измерение является базовым. Оно позволяет описать все физические процессы и состояния объектов, которые воспринимаются органами чувств людей непосредственно. Одной из разновидностей трехмерной системы координат является сферическая система координат. Системы координат могут иметь больше трех измерений, если в качестве дополнительных осей в них вводятся оси измерения качественных характеристик среды. Четвертое и выше измерения выполняют вспомогательную функцию при исследовании свойств Пространства. 1.4. В базовой, трехмерной системе координат, Пространство можно представить как бесконечный объем, заполненный Праматерией. Ничего иного в Пространстве нет. 1.5. Праматерия — это однородное тело, среда, которая не имеет структуры, называемая Вакуумом. Для тех, кому трудно представить себе Вакуум как однородное тело, можно представить его в качестве сверхплотного кристалла, объем которого превосходит любой вообразимый объем, а молекулярные структуры которого и расстояния между ними меньше всякого вообразимого размера. 1.6. Вакуум обладает инерционными свойствами и абсолютной упругостью. Эти качества придают ему свойства волновой среды. Волны имеют характер синусоидальных незатухающих колебаний вследствие отсутствия рассеяния энергии на внутриструктурные взаимодействия. 1.7. Инерционные свойства Вакуума имеют следствием его смещение в волновом объеме. При этом смещении плотность Вакуума в направлении смещения растет, а в противоположном направлении снижается, колеблясь в волне относительно нулевого уровня плотности Вакуума в данной области Пространства. 1.8. В точке, лежащей на амплитудной поверхности волны, плотность Вакуума стремится к бесконечности со знаком плюс или знаком минус, соответственно фазе волны, но не достигает ее вследствие инерционных свойств. 1.9. Волновое состояние любого практически значимого объема Пространства обусловлено наличием в нем стремящегося к бесконечности количества сферических волн, а также стоячих волн и вихрей, образовавшихся при взаимодействии сферических волн. 1.10. Сферические волны, стоячие волны и вихри образуют стабильные структуры, которые являются материей Пространства. Весь набор элементарных частиц сформировался при взаимодействии сферических волн равной длины волны. 1.11 Измерение материи определяется длиной волны сферических волн, которые составляют основное содержание материи этого измерения. 1.12. При взаимодействии сферической волны одного источника с центром пульсаций другого источника в этом центре рождается новый источник сферических волн, а амплитудная поверхность волны первого источника приобретает модуляцию с амплитудой второго источника. 1.13. При столкновении амплитудных поверхностей сферических волн их модуляции взаимодействуют с образованием в этой области Пространства новых сферических волн и вихревых структур. При столкновении модуляций фазы одного знака в материи рождаются сферические волны, называемые нейтрино. При столкновении модуляций противоположных фаз, в материи рождаются электроны (или позитроны, в зависимости от характера изменения фазы Пространства). Весь набор элементарных частиц вещества рождается при взаимодействии электронов и нейтрино. 1.14. Нейтрино являются источниками сферических волн, а электроны и другие элементарные частицы вещества являются источниками спиральных сферических волн. Спиральность обусловлена движением по замкнутой траектории узлов сферической формы плотности Вакуума. При взаимодействии неподвижных относительно друг-друга источников волн, имеющих одинаковую длину волны, в области между ними образуются стоячие волны. 1.15. Стоячие волны и вихри аккумулируют энергию волн Пространства. 1.16. В любой практически значимой малой области Пространства количество сферических волн стремится к бесконечности, а их длина волны стремится к нулю. 1.17. В любом практически значимом малом объеме Пространство содержит стремящееся к бесконечности количество миров, образованных материей. 1.18. Материальные миры разных измерений, как правило, не взаимодействуют между собой, поскольку их структуры не могут образовать стоячие волны или вихри, накапливать и передавать энергию от одного измерения другому. Между ними возможно только динамическое взаимодействие. 1.19. В каждом измерении материальных миров действуют одни и те же законы физики. 1.20. В однородном теле любая движущаяся система координат может быть принята в качестве неподвижной. Ни один из действующих в ней законов физики при этом не нарушается. 1.21. В Пространстве не существует системы координат, которая бы являлась абсолютно неподвижной. 1.22. В однородном теле энергия стоячих волн и вихрей не рассеивается при перемещениях структур материи, что имеет следствием параллельный перенос в направлении движения всех точек этих структур в одной системе координат. 1.23. Наличие стремящегося к бесконечности числа измерений придает Вакууму фазовую характеристику. Фаза Вакуума соответствует преобладающей фазе всей совокупности измерений исследуемого объема. 1.24. С учетом фазовой характеристики Вакуума его волну можно рассматривать как волну фазы Вакуума (ФВ). При этом смещение Вакуума можно описать тремя способами: — смещение элементарных носителей фазы (сферических волн низшего измерения, находящихся в амплитудной фазе), — биение фазы с частотой волны, — смещение бесструктурной среды, Вакуума, в волне изменения его плотности, проявляющее себя как поле Вакуума. Эти физические процессы присутствуют одновременно. Способ описания следует выбирать в зависимости от физической сущности исследуемого явления. 1.25. Скорость смещения фазы (СФ) Вакуума зависит от причины, вызвавшей это смещение. В синусоидальной волне эта скорость соответствует волновой скорости смещения среды. В вихревых структурах скорость фазы Вакуума пропорциональна расстоянию до точки амплитудной плотности по силовой линии поля, поэтому одновременное излучение фазы по силовым линиям поля разными точками объекта излучения сохраняется также одновременным при поглощении фазы по силовым линиям поля этим объектом. Скорости волны СФ достигает уже на расстоянии четверть длины волны соответствующего измерения. Очевидно, что СФ тем выше, чем ниже измерение. Теоретический предел СФ стремится к бесконечности. 1.26. Взаимодействия структур материи в Пространстве осуществляются как посредством энергий синусоидальных волн, так и посредством энергий полей. 1.27. Поля вихревых структур материи являются собственными информационными полями (СИП). Каждое поле содержат информацию о вихревой структуре, создавшей его, в виде модуляций скорости (вибрации силовых линий). 1.28. Каждая структура материи присутствует в общем Информационном поле (ИП) суммарным полем своих элементарных частиц. Любое изменение взаимного расположения, изменение скорости перемещения элементарных частиц, создают в Информационном поле динамические поля сопряжения, связывающие отдельные информационные поля в единое Информационное поле. 1.29. Информационное поле так же бесконечно, как бесконечно Пространство. 1.30. Информационное поле не имеет измерения. Все измерения материи от самых малых до самых великих присутствуют в нем. Характеристикой измерения материи в ИП является СФ. 1.31. Информационное поле нематериально. Скорость фазы Вакуума есть скорость нематериального объекта. Тем не менее, Информационное поле обладает энергией поля. Взаимодействие материальных миров и нематериального ИП можно рассматривать либо из системы координат ИП, либо из системы координат объекта материального мира. В первом случае материальный мир есть следствие динамики энергий ИП. Во втором случае ИП есть следствие энергетических процессов, происходящих в материальных мирах всех измерений. 1.32. Нет оснований утверждать, что является первичным, Информационное поле или материя. И то и другое существуют вечно. Они связаны в единую энергетическую систему. Рождение материи сопровождается появлением СИП, но рождение материи является следствием воздействия энергий ИП. 1.33. Обмен энергиями между мирами разных измерений осуществляется через посредство ИП, в котором присутствуют СИП источников всех измерений. 1.34. При практических исследованиях, ограниченных одним или несколькими измерениями материи, следует принимать Информационное поле первичным, а материю вторичной, поскольку в Информационном поле присутствуют энергии всего Пространства (энергия Всего Что Есть), и его управляющий потенциал энергетического воздействия на процессы, происходящие в материальных мирах, выше энергетических воздействий материи любого измерения. 1.35. В сферических волнах фаза Вакуума изменяется от амплитудного положительного до амплитудного отрицательного знака. Плотность ФВ соответствует фазе волны. 1.36. В веществе растущая фаза Вакуума движется к центру масс, а снижающаяся фаза Вакуума движется от центра масс. Вещество состоит из структур различных фаз. Поэтому оно находится в этих встречных потоках в поляризованном состоянии. В зависимости от плотности той или иной фазы гравитация может быть положительной, когда гравитационные силы направлены к центру масс, или отрицательной, когда силы гравитации направлены от центра масс. Разность знергетического воздействия потоков ФВ на материальные структуры имеет следствием гравитацию вещества. 1.37. Положению каждой элементарной частицы массы материи в любой системе координат соответствует определенное энергетическое состояние Информационного поля. Для каждой элементарной частицы существует система координат, в которой она неподвижна. Информационное поле противодействует изменению системы координат частицы при внешнем воздействии на нее, поскольку это изменение вынуждает изменить системы координат всех источников СИП Пространства. Реакция системы проявляется как инерция массы материи. Инерция вещества имеет причиной инерцию Вакуума всего Пространства при переходе из одного волнового состояния в другое. 1.38. В инерционной системе координат фаза Вакуума в исследуемой области Пространства находится в состоянии прямолинейного и равномерного движения вместе с системой координат, относительно которой она неподвижна. 1.39. Скорость волны в инерционной системе координат любой волновой системы есть величина постоянная. 1.40. Фаза Вакуума в каждом объеме Пространства содержит стремящееся к бесконечности число сферических волн (нейтрино) всех измерений, в совокупности определяющих фазу Вакуума этого объема. 1.41. Фазовая структура Вакуума, структура физического вакуума может быть обнаружена при динамических процессах, которые создают локальные нарушения внутри инерционной системы координат. При этом возникают ранее не существовавшие, или исчезают инерционные системы координат и материальные объекты в них. Эти процессы непосредственно связаны с динамикой ИП. 1.42. Вещество и антивещество являются одной и той же структурой материи, которая проявляет свойства вещества в условиях положительной гравитации как вещество, а в условиях отрицательной гравитации — как антивещество. В условиях нулевой гравитации вещество существует в нейтринной форме, в виде вихрей Вакуума.

Читайте также:  Какова цель создания организации с точки зрения общества

Пространство с точки зрения философии

В философии для правильного объяснения пространства необходимо, прежде всего, отчетливо различить в нем чистый факт — то, что дано в самом существовании пространства как такового и не может подлежать сомнению, — от тех суждений об этом факте, которые выражают его гносеологическую и метафизическую оценку.

I. Самый факт пространства, или то, что в нем дается, заключает, несомненно, две стороны; первая состоит в известном образе или представлении протяженности (зрительно-осязательном для зрячих, только осязательном для слепорожденных), причем этот образ, сохраняя свое единство в целом, разлагается по частям в нашем воззрении на определенные измеримые очертания и расстояния внешних предметов как тел геометрических. От этой формальной или геометрической стороны пространства. ipso facto различается реальная или механическая его сторона, состоящая в вещественной раздельности или разъединенности («внебытии») всего существующего, в силу которой для реального сближения и теснейшего взаимодействия или соотношения двух отдаленных в пространстве существ необходимо употребить определенное количество внутренних усилий и внешних движений, прямых и косвенных, единичных и собирательных, в зависимости от данного расстояния и других механических условий. Если бы, находясь, например, в Петербурге и желая пожать руку приятелю в Квебеке, мы всегда могли сразу очутиться около него безо всяких усилий и сложных передвижений, то, конечно, мы не могли бы сознавать себя подчиненными пространственным ограничениям, хотя бы при этом весь наш мир не менее теперешнего был наполнен протяженными образами различных предметов с определенными геометрическими расстояниями между ними: при отсутствии тяготеющей над нами внешней необходимости преодолевать механически нашу разъединенность с другими, мы чувствовали бы не себя в пространства, а пространство в себе, — подобно тому, как в сновидениях, субъект их свободен от границ пространства, хотя все грезящиеся образы имеют такую же форму определенной протяженности, как и наяву. Когда мы видим во сне башню на высокой горе или женщину с младенцем на руках, то младенец меньше женщины и башня меньше горы, а если бы вслед за тем мы и увидели младенца величиной с мамонта, или башню доходящую до неба, то это были бы уже другие образы; точно так же и наяву предметы воображаемые выступают под формой протяженности со всеми ее определенными отношениями очертаний, величины и расстояния. И если, однако, ни протяженные образы сонных грез, ни протяженные представления фантазии, не выражая никакой внешней необходимости, поэтому и не входят в состав реально-определенного и ограничивающего нас пространства, то ясно, что сущность последнего состоит не в форме протяженности, а именно лишь в необходимости механических усилий для целесообразного действия в нашей вещественной среде.

Будучи выражением рокового разъединения и отчуждения между всеми частями существующего, реальное пространство, вместе с тем, как нечто общее для всех, постоянное и одинаково необходимое, есть внешнее условие общения и относительного соединения. В обычных сновидениях, когда жизнь индивидуальной души временно отрешается от трудового стремления к реализации в общих принудительных пределах действительного пространства, у каждого субъекта оказывается свой особый мир, совершенно разобщенный с другими, и субъективная свобода от «оков пространства » допускает лишь обманчивую легкость сближения и общения с призраками других субъектов. Итак, реальное пространство фактически есть постоянный показатель действительного разъединения и, вместе с тем, необходимое условие для действительного соединения данных в нашем мире существ. Та сторона существ, которой они подлежат такому внешнему разъединению и соединению, называется физическим телом, и самое простое выражение для факта реального пространства дается аксиомой непроницаемости: два тела не могут совместно занимать одну и ту же часть пространства.

II. Что касается до теоретического толкования реального факта, то оно менялось сообразно различным точкам зрения, выступавшим в истории философии, причем несогласие между различными теориями пространства происходило отчасти от недостаточно ясного разграничения между реально-механическим и формально-геометрическим элементами пространства; т. е. между фактом телесной непроницаемости и представлением протяженности с ее измеряемыми образами. В древней философии взгляд на пространство самый простой и близкий к наивному (нефилософскому) сознанию представляется атомистикой Левкиппа и Демокрита, видевших в пространстве пустоту (фь кенпн), в которой движутся реальные единицы, образующие все существующее. Для Платона, как можно заключать из диалога Тимей, пространство (чщсб) отожествлялось с тем несуществующим (мз ьн), в котором он видел материю чувственно-являемого мира: в сущности это сводилось к тому же представлению пустоты или реального ничто. Аристотель отрицает этот взгляд, но не ставит на его место никакого собственного. Настоящего философского объяснения пространству мы у него не находим: его определение места (фьрпт), как границы объемлющего тела по отношению к объемлемому, есть только вербальное; с другой стороны, понятие где (рпа) называется им как одна из 10 категорий; вообще, Аристотель, в противоположность атомистам и Платону, интересовался, по-видимому, только формальной стороной пространства — односторонность, завещанная им и средневековой схоластике. В новой философии Декарт, приписывая пространству особую, независимую от нашего духа, или несводимую к нашему мышлению реальность, но отрицая атомистическое понятие пустоты, понимал пространство как непрерывную или сплошную протяженность; единственным основным качеством тел, как таковых, он признавал протяжение, сводя, таким образом, реальную сторону пространства к формальной, причем различие тела геометрического от физического не имело принципиального объяснения. Такое объяснение, хотя и не вполне удовлетворительное, получается с точки зрения Спинозы. Хотя и он отожествляет пространство с протяжением, но, признавая последнее атрибутом единой абсолютной субстанции наряду с мышлением, он может дать отчет в реальной независимости пространства от мыслящего субъекта, — независимости вполне признанной, но ничем философски не обоснованной у Декарта; для Спинозы она обосновывается равноправностью двух атрибутов. С этой точки зрения понятно различие между телом отвлеченно-мыслимым или геометрическим и телом действительно существующим или данным в опыте (тело физическое): первое, как мысль, есть модус (видоизменение) мышления, формально связанный, но не тожественный реально с соответствующим модусом протяжения, тогда как тело физическое есть модус именно протяжения, другого божественного атрибута, не находящегося ни в какой прямой зависимости от мысли, как таковой — отсюда реальность и необходимость внешних вещей для нас. Хотя в этом грандиозном взгляде дано некоторое обще принципиальное основание для различения тела геометрического, мыслимого, или идеально-протяженного, от тела физического, ощущаемого, или реально-протяженного, но, как и во всем картезианстве, остается необъяснимым познавательное и практическое взаимодействие между мыслящим субъектом и физической телесностью его собственной и посторонней. Ясно, что это взаимодействие не дано ни в атрибуте мышления, ни в атрибуте протяжения, а должно бы происходить в какой-то посредствующей области, недоступной с этой точки зрения .

По воззрениям Лейбница, которым он сам не дал, к сожалению, полного и последовательного выражения, и которые получили от Вольфа и его школы лишь формальную и поверхностную систематизацию, мир есть совокупность психических единиц (монад), находящихся на различных степенях внутреннего развития, причем пространство понимается как порядок существования всего данного или являемого в смутном чувственном восприятии недоразвившихся монад; но так как реального взаимодействия между монадами Лейбниц не допускает, то непреклонное единство пространственной среды для всех монад нашего мира совершенно независимо от степени их развития, остается невыясненным и название Лейбницем видимого мира phaenomenon bene fundat u m не имеет в этой философии достаточного оправдания. Факт достоверного познания пространственных отношений как всеобщих и необходимых объясняется в «трансцендентальной эстетике» Канта через признание пространства априорной формой нашего чувственного воззрения, как такового. пространства (со всеми геометрическими определениями и отношениями) не воспринимается извне, а налагается познающим субъектом, как присущий ему способ представления, на весь материал чувственных восприятий или ощущений так называемых внешних чувств. Это учение об идеальности или, точнее, — субъективности пространства, как основной формы представления, — совершенно верное в том, что оно утверждает положительно, ибо, несомненно, что созерцаемые пространственные отношения не могут как созерцаемые существовать вне созерцающего субъекта, — вызывает, однако, новые вопросы, не находящие себе удовлетворительного решения в философии Канта. Когда говорится, что пространство есть форма, a priori присущая нашему чувственному воззрению, то что собственно разумеется под словом «нашему»? Если имеется в виду субъект эмпирический, т. е. каждый из множества чувственно-воспринимающих особей, то необъясненными остаются: 1) действительное единство или взаимность пространственных отношений — познавательных и двигательных (геометрических и механических) между всеми, — как человеческими, так и животными, — субъектами, ибо такое единство не вытекает из формальной общности пространства как априорного способа воззрения, так как эта общность или одинаковость пространственной формы сохраняется, например, и в сновидениях, причем, однако, каждый грезящий субъект остается, пока грезит, при своем особом воображаемом пространстве вне всякой связи с другими; то различие между «грезящим» идеализмом и истинным «трансцендентальным», на котором так решительно и, разумеется, искренне настаивает Кант, не имело бы никакого принципиального основания, если субъектом пространства (и прочих априорных форм и условий познания) признать субъект эмпирический, т. е. данную множественность познающих органических особей. 2) Несомненно, что самое возникновение эмпирических субъектов дано в мире явлений под формой пространства (времени и т. д.) и, следовательно, всякий эмпирический субъект предполагает уже эти априорные формы и условия являемого бытия, и никакой эмпирический субъект не может быть их первоначальным носителем. 3) Если с одной стороны в определении пространства как априорной формы воззрения, присущей нашему субъекту, не заключается оснований для данного в опыте действительного общения всех субъектов в одном пространстве, то, вместе с тем, не дано никакого объяснения и для роковых границ, полагаемых этому общению тем же единым пространством — в факте тяготеющей над всеми эмпирическими субъектами необходимости практических усилий для преодоления реальных расстояний, что ни в какой логический связи с пространством, как чистой формой воззрения, не находится, и, однако же, составляет неустранимый признак действительного пространства, отличающий его от пространства грез. Но если таким образом пространство, будучи априорной формой воззрения субъекта, вместе с тем несомненно предполагается самым существованием эмпирических субъектов и притом имеет над ними принудительную силу, определяющую условия их чувственного общения и разобщения, то ясно, что субъект, которым первоначально полагается эта форма воззрения, не совпадает с множественностью эмпирических субъектов, а есть единый и относительно их объективно-необходимый, самостоятельный трансцендентальный субъект. Итак, вопрос о пространстве по существу допускает лишь чисто метафизическое решение . Лишь кажущееся отношение к этому вопросу имеет другой — о психофизических условиях образования пространственных восприятий и представлений, где дело идет об известных процессах приспособления нервной и мускульной системы данных организмов к явлениям внешней среды — что, очевидно, может происходить лишь под условием уже существующего пространства, как общей формы явлений. Поэтому принимать эти эмпирические исследования и гипотезы за философские объяснения самого пространства было бы грубой логической ошибкой.

Читайте также:  Сколько стоит операция по коррекции зрения при астигматизме

Итак , узнав о понятие пространства с точки зрения философии мы можем в крации сказать что пространство в философии — это то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.

Давайте посмотрим что говорили о пространстве древние философы, как они относились к такому понятию. И правильное ли они имели представление о этом термине, понятии. Ведь мы верим больше тем вещам, которые имеют научную обоснованность.

Вот несколько знаменитых и философах и их мнения по этому поводу.

Полагал, что есть пустота — время и вместилище — пространство.

Взгляды Демокрита поддерживал Ньютон. Абсолютное пространство, по мнению Ньютона, — это ящик без стенок.

Отождествлял материю с протяжением, или пространством. Были сделаны выводы: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к : 1. материи, тождественной с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка, первоначальный толчок дал бог.

Говорит о беспредельности пространства.

Говорят о том, что, пространство, существуя объективно, является производным от мирового разума, мировой абсолютной идеи и т.п. В учении Гегеля пространство есть результат саморазвивающейся абсолютной идеи.

Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т. е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т. е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность — оно есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе.

Концепция И. Канта близка к взглядам субъективно-идеалистической философии, которая рассматривает пространство как субъективные формы упорядочения наших ощущений. Он утверждал, что пространство — чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что оно не является свойствами самих вещей, а дано до всякого опыта (априорно), является формами чувственного созерцания, благодаря которым мы группируем наши восприятия. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве реальных тел. Наше восприятие упорядоченности вещей и событий нельзя переносить, «проецировать» на действительность. Таким образом, концепция Канта и его последователей отрицает объективное существование пространства. Пространство — субъективная схема, которая не является ни отношением между вещами, ни субстанцией, в которой вещи существуют.

Математик Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа.

Так же нельзя оставить и Эйнштейна с его теорией относительности,

Где он отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (Макс Планк).

Вообще существует две теории относительности: 1.Специальная: В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения. Не существует единой системы координат, и было введено понятие — пространственно-временной интервал — это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным. 2.Общая теория относительности: связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Как мы видим философы и учёные в чём то сходятся , а чём то их мнения не имеют сходства. И если разобраться с каждым из предложенных определением, то каждый из них был прав в определенном смысле этого понятия.

Пространство

Пространство — это фундаментальное свойство бытия, которое фиксирует форму и протяжённость его существования. Понятие «пространство» концептуализирует основное условие существования мира — наличие места, в котором существуют (сосуществуют) «вещи» (объекты, предметы) и явления. Пространство — одна из базисных категорий философского (см. Философия) и научного знания (см. Наука), а также повседневной жизни. Оно соотносимо со временем (см. Время), в котором фиксируется процесс движения, изменения и развития мира из прошлого, через настоящее в будущее. Категориями «пространство» и «время» обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование (в пространстве), с другой — процессы развития и смены их друг другом (во времени), продолжительность (длительность) их существования (см. Бытие). Пространство и время представляют собой основополагающую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира.

Обыденное применение понятия «пространство» непроблематично в отличие от его теоретической экспликации, поскольку последнее связано с множеством других понятий и предполагает многообразные научные и философские интерпретации. Пространство является одной из наиболее важных категорий философии и играет ведущую роль в различных разделах научного знания, где оно понимается зачастую в весьма абстрактном смысле, обозначая абстрактные пространства, рассматриваемые в рамках тех или иных теорий и концепций. В обыденном сознании под пространством как таковым подразумевается трёхмерное физическое пространство объективно наблюдаемого мира. Чаще всего оно интуитивно понимается как определённое место представленных в нём событий и действий, универсально вмещающее физические объекты и связанные с ними явления; иногда — как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нём событий. При этом понятие часто применяется в повседневном языке метафорически.

Наиболее ранняя теоретическая проблематизация понятия пространства осуществляется в Античности. При этом в античной философии и науке пространство не понимается в том виде, как оно известно современной философии и науке, а именно как тó «где», в котором происходят процессы и движения, познаваемые с неизменной точностью и описываемые математически. Греческое миросозерцание отвергает возможность математического (геометрического) описания физических объектов и явлений, приравнивая физическое либо лишь преходящему, приблизительному и мнимому, как у Платона, либо используя качественное описание его, как у Аристотеля, или же прибегая к языку атомизма, также чуждого математической конструкции. Поэтому для Античности пространство не является геометрическим протяжением, воплощающим имманентно ему присущие геометрические соотношения, но есть только некое «где» (ποῦ, ubi), в котором физические объекты и явления имеют место и случаются.

Платон, описывая в «Тимее» устройство и возникновение космоса, должен признать наличие трёх не сводимых друг к другу родов существующего: во-первых, есть мыслимое бытие, форма существующего (εἶδος), вечно-сущий образец, к которому принадлежат также и числа, во-вторых, текучий образ сущего, стихия физического, возникающее, которое есть только предмет мнения и, в-третьих, то, в чём возникающее происходит (Тимей, 52а–53b). Это последнее Платон именует χώρα, — термином, обыкновенно переводимым как «пространство». На деле же «хора» есть скорее прибежище и обитель всего возникающего, его «кормилица и восприемница», сама однако не возникшая и неразрушимая, стало быть, вечная. «Хора» однако не есть сущее, но и не возникает и потому оказывается близкой материи как не-сущему, μὴ ὄν, в неотчётливом понятии которой понятие пространства как трёхмерного никоим образом не содержится (ср. Плотин, Энд. VI. 1.26.24–25). Поэтому «хора» сама по себе оказывается неупорядоченной, всегда привносящей инаковость и иррациональность, и потому все, в ней пребывающее, оказывается также неисчислимым: упорядочение и исчислённость присущи лишь образцам (идеям) и числам. Оттого самое понятие таким образом вводимого «пространства» представляет значительную трудность: отличаясь как от бытия, так и от возникающего, оно оказывается не постижимым ни разумом, ни мнением, ни чувственным восприятием. Платон вынужден признать особый способ постижения пространственности, посредством некоего «незаконного умозаключения» (λογισμῷ νόθῳ), как бы во сне и грезах, то есть, по сути, при помощи воображения, также способного представлять всегда иное и иное в образах никогда не сущего. В качестве такого не-сущего платоновская «хора» оказывается сходной с пустотой атомистического учения Демокрита и Левкиппа, понимаемой как не-Бытие. В учении Левкиппа и Демокрита Вселенная рассматривалась как бесконечное множество разнообразных неделимых частичек Бытия (атомов), двигающихся и взаимодействующих друг с другом в бесконечном не-Бытии, или Ничто, которое как раз и является пустым пространством. Так человеческая мысль впервые поднялась до осознания существования Ничто (см. Ничто), которое обладает одинаковой реальностью с Бытием. Атомы и пустое пространство представляют собой две фундаментальные субстанции мира. Вопрос о возможности наличия пустоты (τὸ κενόν, vacuum) как совершенно пустого вместилища вызывает, начиная с Античности, множество споров: так Хрисипп допускает существование бесконечной пустоты вне мира, тогда как Стратон решительно её отвергает. Филопон отождествляет пустоту и пространство, полагая лишённую какой-либо качественной определённости пустоту необходимо существующей. Эта концепция также была подвергнута острой критике элеатами, поскольку вступила в противоречие с их доктриной Единого Бытия, в которой не было места пустому пространству, времени и движению. Зенон Элейский посвятил одну апорию непосредственно пустому пространству: если всё существующее существует в пространстве, и само пространство тоже существует, то где (или в чём) существует это пространство?

Если элеаты пытались продемонстрировать логическую парадоксальность концепции пустого пространства, то Аристотель стремился обосновать свой тезис «Природа боится пустоты» и развил динамику заполненного материей космоса на базе физических и метафизических аргументов. С точки зрения Аристотеля, физика призвана рассматривать движения и свойства непрерывных величин и тел. Расположение относительно других тел присуще телу как единичной субстанции, первичной по отношению ко всем её свойствам и отношениям. Поэтому пространственная характеристика тела, его место, определяются исходя из тела как первично данного, а не наоборот, и поскольку физический космос есть совокупность множества тел, то и понятие единого пространства оказывается излишним в аристотелевской физике и метафизике. Соответственно, Аристотель развил реляционную концепцию: пространство как «место» (τόπος), как мировая совокупность всех мест, как их структура, как система их отношений (сосуществования). Место является одной из наиболее важных компонент физики Аристотеля (Физика, 208а 26 сл.): место не есть ни материя, ни форма, ни протяжение, но то, в чём помещается тело (но не геометрическая фигура), то, что ближайшим образом объемлет это тело. При этом место не меньше и не больше находящегося в нём тела, однако самому телу не присуще и потому есть нечто «внешнее», отличное от тела, определяемое как первая неподвижная граница объемлющего тела». Место пространственно, то есть трёхмерно, а также имеет верх и низ в конечном замкнутом космосе. Наконец, место обладает некоей силой, обуславливающей движение относительно места. Само же место неподвижно и может быть оставлено телом, так что всякое тело, если ему не препятствовать, движется к своему естественному месту (лёгкое — вверх, тяжёлое — вниз), в котором тело покоится; целый космос поэтому заключает в себе систему естественных мест. В дальнейшем реляционная концепция пространства и времени Аристотеля, в совокупности с его фундаментальными физическими и метафизическими принципами, послужили основой геоцентрической космологической системы Птолемея (II век), которая доминировала на протяжении почти полутора тысячелетий.

Платоновская интуиция исходной близости пространства и материи получает дальнейшее развитие в учении Плотина и Прокла об умопостигаемой или геометрической материи (ὕλη νοητή, термин появляется впервые у Аристотеля, Метафизика. VII 10–11; VIII 6) как особого — мнимого и лишь воображаемого, но тем не менее всегда необходимо наличного протяжения, в котором существуют геометрические объекты.

Средневековые мыслители склонны понимать пространственное ubi по преимуществу вслед за Аристотелем, беря помещающееся в пространстве тело как первичный феномен (И. С. Эриугена, Фома Аквинский, хотя последний в комментарии к аристотелевскому «О небе» проводит различие между математическим пространством и конечным реальным, физическим пространством-местом). Схоластика вводит также различение реального, возможного и воображаемого пространства: реальное пространство есть целое протяжение действительно существующих тел; возможное пространство представляет возможность существования тел помимо уже реально существующих; и, наконец, мнимое или воображаемое пространство (во многом оказывающееся близким пустому математическому пространству) есть особого рода неопределённое, несотворённое, неразрушимое и неподвижное протяжение, в котором представляется помещённой вселенная реально существующих тел.

В эпоху Возрождения понятие пространства как хотя и мнимого, но наглядного, в воображении представляющего геометрические фигуры и их соотношения, выходит на передний план, в частности, в связи с развитием учения о перспективе живописи. В этот период начинается последовательная ревизия догматизированных положений Аристотеля: Коперник развил гелиоцентрическую космологию, Т. Браге доказывал, что кристаллических сфер в небесном мире не существует, И. Кеплер вывел законы неравномерных и эллиптических планетных движений. Учёные приступили к созданию математизированной механики этого нового мира. Г. Галилей обосновал фундаментальный принцип относительности и закон инерции равномерных круговых движений.

Наука и философия Нового времени осмысливают себя противостоящими схоластической традиции, заимствовавшей свои понятия и методы у античной философии и науки, главным образом у Аристотеля, и поэтому отвергают также и прежние представления о пространственности. Р. Декарт приравнивает пространство к протяжению и отождествляет его с материей, которая наряду с мышлением получает статус субстанции, res extensa, независимой существующей сама по себе. Пространство ясно и отчётливо познаваемо через свой главный атрибут, протяжение, которое оказывается при этом двусмысленным, выступая то как существенный атрибут (который Декарт также называет модусом), то как сама субстанция. Пытаясь преодолеть картезианский дуализм, Спиноза понимает протяжение как один из бесконечного числа атрибутов единой божественной субстанции, в которой для человеческого разума познаваемы и определённы лишь два: протяжение и мышление.

Пространство возводится Декартом в ранг сущего, не нуждающегося для своего существования ни в чём, кроме Бога, который есть единая и единственная субстанция. Бог и человеческий разум представляют для Декарта духовную субстанцию в её бесконечности и конечности, тогда как вся физическая реальность сводится Декартом к однородному протяжению, дробящемуся на отдельные частички-корпускулы посредством движения. Пространство, как доказывает Декарт, отвергая идею атомизма, бесконечно делимо, хотя и не проницаемо для других частей пространства. Части пространства наделены движением, величиной (протяжением в длину, ширину и глубину), фигурой и положением частей; к ним и их отношению оказываются сводимы все прочие телесные (вторичные) качества, цвет, твёрдость и так далее. Тела познаются лишь настолько, насколько в них отсутствует всякое «внутреннее», всякая субъективность и спонтанность. Поскольку пространство приравнивается Декартом к субстанции, оно не может представлять собой ничто и, таким образом, существование вакуума оказывается невозможным. Поскольку Декарт не признает иного пространства, отличного от пространства физических вещей, то и геометрические объекты должны рассматриваться как помещённые в том же самом пространстве. Собственно, геометрические материя и пространство оказываются излишними, что ведёт к утрате специфического различия между физическим и геометрическим. Отождествление геометрического пространства с физическим позволяет Декарту вслед за Галилеем рассматривать физические тела как предмет математики и создавать математическую науку о телесной субстанции, то есть механику. Научно познаваемым оказывается в мире только то, что берётся как «внешнее», без какого бы то ни было «внутреннего».

У И. Ньютона пространство рассматривается как независимое от тел и существующее прежде них. Пространство непрерывно (в ранних работах Ньютон пытается, впрочем, обосновать структуру непрерывности как атомарную) и, кроме того, обладает следующими свойствами, описанными в ранней работе «О тяготении»: пространство трёхмерно, равномерно и бесконечно простирается во всех направлениях, вечно и неизменно по природе. Все части пространства, которые можно указать лишь как возможные и к которым относятся все положения и движения тел, неподвижны и имеют одни и те же свойства. Однако вопрос об онтологическом статусе пространства вызывает затруднения: пространство не является ни телесной субстанцией, ни атрибутом, но некоей присущностью (affectio) всякого сущего, поскольку, согласно Ньютону, конечное сущее не может не находиться в какой-либо части пространства; Бог же пребывает во всём бесконечном пространстве. В «Математических началах натуральной философии» и «Оптике» бесконечное и вечное пространство предстаёт как необходимое проявление божественной сущности, отличное от неё (поэтому и абсолютное пространство без тел не есть пустота). В этом с Ньютоном согласны многие философы и теологи XVII века, в частности Т. Мор и Дж. Рафсон. Так, Мор насчитывает 20 предикатов, равно относимых лишь к Богу и пространству: единое, простое, неподвижное, вечное, совершенное, бесконечное и другое. Пространство у Ньютона — своего рода субстанция сотворённого физического мира, из которой Творец посредством «закрытия» некоторых частей, то есть превращения их в непроницаемые и придания им подвижности, может произвести тела. Самый акт творения оказывается воспроизводимым в воображении, которое и становится наряду с разумом преимущественной творческой познавательной способностью. Бесконечное пространство сравнивается Ньютоном с божественным чувствилищем, sensorium Dei, в котором Бог непосредственно видит и воспринимает всё вещи. Так понятое пространство оказывается близким мировой душе как посреднику между Творцом и миром, за что Ньютон подвергается критике современниками, в частности Г. В. Лейбницем. Физическим выражением божественной бесконечности и божественного всеприсутствия и является абсолютное пространство, относительно которого, согласно Ньютону, исчисляется истинное (абсолютное) движение. Абсолютное пространство, в отличие от относительного, всегда одинаково и неподвижно, однородно по порядку своих частей и недоступно чувственному восприятию; оно не зависит от находящихся в нём тел, точно и неизменно расчислено и является физическим воплощением геометрического евклидова пространства (так что физические предметы опять-таки оказываются представленными как геометрические объекты). Полемизируя с С. Кларком, представляющим взгляды Ньютона на пространство, Лейбниц утверждает, что пространство не существует само по себе, отдельно от тел; понятие пространства выражает лишь рядоположность физических объектов, есть только отношение и порядок сосуществования как действительных, так и возможных явлений и вещей.

В Новое время пространство рассматривается не только «объективно», как связанное с физическими телами, но и «субъективно», как продукт сознания или восприятия. Последней интерпретации придерживаются Т. Гоббс, согласно которому пространство есть лишь воображаемый образ действительной вещи, а также Дж. Локк, для которого пространство есть субъективное представление, «простая идея», приобретаемая посредством чувственного восприятия вещей (осязанием и зрением) и представляющая либо расстояние между вещами, либо объём. И. Кант в «Критике чистого разума» представляет пространство как трансцендентальную априорную форму чувственности, то есть доопытную и от опыта не зависящую, однако необходимо во всяком опыте присутствующую. Под подобную форму чувственности наше сознание всегда подводит материал чувственного восприятия, и именно благодаря ей и становятся возможны априорные синтетические суждения математики (геометрии), необходимость и универсальность которых обеспечивается априорностью пространства. Теории пространства после Канта строятся главным образом как философское объяснение и обоснование свойств математического и физического пространства, причём неявно предполагается, что в физическом пространстве выполняются законы Евклидовой геометрии. Евклидово пространство обладает, по Пуанкаре, следующими свойствами: оно непрерывно, бесконечно, трёхмерно, однородно или гомогенно и изотропно (свойства пространства независимы от направления). Теорема Э. Нётер связывает однородность пространства с сохранением импульса, изотропность же пространства — с сохранением момента импульса.

В XIX веке И. К. Ф. Гауссом, Н. И. Лобачевским и Я. Бойяи были открыты неевклидовы геометрии, возникшие при попытке выяснить непротиворечивость пятого постулата Евклида, который предполагает возможность проведения через данную точку, лежащую вне данной прямой, единственной прямой, параллельной данной. Лобачевский строит неевклидову (гиперболическую) геометрию, в которой через данную точку можно провести сколько угодно прямых, параллельных данной. Риман конструирует (эллиптическую) геометрию, в которой нельзя провести ни одной параллельной. Позже, однако, неевклидовы геометрии описываются не зависимым от пятого постулата образом, при помощи задания соответствующей метрики, которая и определяет тип пространства. Метрика задаёт расстояние между двумя точками пространства, есть локальная характеристика пространства и имеет следующие свойства:

При преобразовании координат, что в теории относительности соответствует переходу от одной (локально инерциальной) системы к другой, метрика, задаваемая метрическим тензором, меняется ковариантным образом и несёт в себе информацию о свойствах (в частности о кривизне) пространства в данной точке.

Неевклидовы геометрии послужили началом плодотворного преодоления догматов абсолютности и априоризма в учении о пространстве. Первоначально они рассматривались лишь как «воображаемые», не имеющие отношения к пространству реального мира. Однако последующее развитие науки опровергло такое представление.

Понятие пространства играет главенствующую роль в современной физике, а отождествление физического и математического пространства даёт возможность описывать первое в терминах второго. В специальной теории относительности А. Эйнштейна пространство является четырёхмерным пространством Минковского и представляет собой псевдоевклидово многообразие, в котором находятся различные физические поля. Метрика в пространстве Минковского не меняется от точки к точке и задаётся как Δs 2 = Δx 2 + Δy 2 + Δz 2 + Δ(ict) 2 , где i 2 = −1, так что время может быть принято за мнимую пространственную координату. Однако в общей теории относительности физическое пространство не обязательно бесконечно и является пространством Минковского лишь локально, в целом же метрика (метрический тензор второго ранга) меняется от точки к точке, завися от находящейся в пространстве массы, которая и определяет локальную кривизну пространства. В теории относительности понятие пространства неразрывно связано с понятием гравитационного поля постольку, поскольку метрический тензор и описывает гравитационное поле. Так понятое пространство оказывается ближе к аристотелевскому месту, нежели ньютоновскому абсолютному пространству, поскольку локальные свойства пространства зависят от находящихся в нём тел, тогда как абсолютное пространство от помещённых в нём тел не зависит.

Интересно, что воздействие гравитации на распространение света было рассмотрено А. Пуанкаре ещё до создания в общей теории относительности. Он указал на два возможных подхода к интерпретации этого явления: традиционный подход — луч света искривляется некой силой, но он по-прежнему распространяется в евклидовом пространстве; нетрадиционный подход — искривлено само пространство, его метрика неевклидова, а луч света по-прежнему служит воплощением прямой линии. Пуанкаре считал, что физика будет развиваться в рамках первого, традиционного, подхода. К такому выводу его вынуждала конвенционалистская трактовка пространства и времени. Он доказывал, что не природа навязывает нам пространство и время, а мы налагаем на природу такие пространственные модели, какие находим удобными. В трактовке пространства и времени Пуанкаре пришёл к конвенционалистскому аналогу кантовского априоризма, заявляя, что евклидова геометрия всегда будет наиболее удобной. Однако Эйнштейн предпочёл нетрадиционный подход, когда формулировал физические и математические принципы общей теории относительности о взаимосвязи геометрии пространства-времени и материи.

В целом, геометрическая интерпретация гравитации определила два наиболее важных направления развития современного естествознания. Во-первых, общая теория относительности послужила основой релятивистской космологии, в рамках которой были развиты многочисленные космологические модели Вселенной. Наиболее реалистичными оказались модели Большого Взрыва, которые находятся в соответствии с данными астрономических и космологических наблюдений, как-то: реликтовое излучение, разбегание галактик и других. Речь идёт о нестационарности пространственной метрики мира, в котором не галактики разлетаются в неизменном пространстве, а расширяется само пространство-время Вселенной. Во-вторых, успех геометризации гравитации побудил многих учёных к попыткам объединить электромагнитное и гравитационное поля в рамках достаточно общего геометрического формализма. С открытием разнообразных элементарных частиц и соответствующих полей (слабых и сильных), естественным образом возникла проблема включения и их в рамки единой квантовой теории поля или квантовой геометродинамики. Эйнштейн писал о такой программе: «Мы приходим к странному выводу: сейчас нам начинает казаться, что первичную роль играет пространство; материя же должна быть получена из пространства, так сказать, на следующем этапе. Пространство поглощает материю» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 2. С. 343).

Относительно независимо от естествознания ведутся философско-эпистемологические и социально-гуманитарные исследования пространства. В гуманитарном знании пространственно-временные параметры обычно указывают не столько на специфическую предметную область, сколько на способы исследования, связанные с отдельными направлениями. Так возникают понятия «антропогенных ландшафтов», «биополей», «социодинамики культуры», «социального пространства», «виртуального пространства», «нелинейного времени» и многих других. Они, как правило, обозначают собой методологические сдвиги на границе двух и более научных дисциплин, а применительно к социально-гуманитарному знанию ещё и понятийное заимствование из естественных и точных наук. Таковы, например, «экологическая теория восприятия» психолога Дж. Гибсона, «семантическое пространство» в психосемантике (В. Ф. Петренко), концепция «подсознательного чувства размерности» психосоциолога Э. Холла, «социальная топология» социолога П. Бурдьё, «теория центральных мест» географа В. Кристаллера, экологическое и структурное пространство социального антрополога Э. Эванс-Причарда, «этнические поля» этнолога Л. Гумилёва, «хронотоп» историка А. Я. Гуревича.

Следует отметить, что уже эволюционные эпистемологи привлекли внимание к специфической макроразмерности человеческого мира — меццокосмоса (в отличие от макро- и микромира). Человек живёт в мире «средних размеров»: относительно небольших пространств, скоростей, длин электромагнитных волн, и так далее. Но человек реально живёт вообще не в геометрическом пространстве, не в астрономическом времени, не в механическом движении, не в электромагнитных взаимодействиях. Органическая среда человеческого обитания не исчерпывается научной картиной мира, использующей специализированные языки, но нуждается в описании с помощью естественного, обыденного языка, связанного с повседневным опытом. Такие области гуманитарных исследований, как культурология, историческая география, психология, социология, лингвистика обнаруживают историко-культурную и социальную нагруженность понятия пространства, которое возникало и долго существовало как форма до и вненаучного знания, как категория культуры, связанная с другими культурными универсалиями. «Понятия жизни и смерти, добра и зла, благостного и греховного, священного и мирского объединялись с понятиями верха и низа, с определёнными сторонами света и частями мирового пространства, обладали топографическими координатами»; «Путешествие в Средние века было, прежде всего, паломничеством к святым местам, стремлением удалиться от грешных мест в святые. Нравственное совершенствование принимало форму топографического перемещения» (Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984. С. 89, 86).

В целом, теории пространства в гуманитарных науках касаются фундаментальных измерений человеческого мира и выражают их в специфических нестрогих параметрах, — таких как «верх» и «низ», «центр» и «окраина», «поверхность» и «глубина», «удалённость» и «близость», «опережение» и «отставание», — которые фиксируются уже на уровне обыденного сознания. Они служат экспликации того, в каких именно координатах и векторах описывается динамика и статика человеческого существования, конструируется его онтология (см. Онтология).

Наиме­но­ва­ние: Пространство
Опреде­ле­ние: Пространство — это фундаментальное свойство бытия, которое фиксирует форму и протяжённость его существования.
Дискурс: Философия Наука
Связан­ные концепты: Время
Текст: Авторы: Д. В. Никулин. М. Д. Ахундов, Л. Б. Баженов. И. Т. Касавин. В. С. Бернштейн. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 23.04.2019.
Читайте также:  Можно ли что сделать с точки зрения
Источники:
  • http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8)
  • http://studwood.ru/970826/filosofiya/prostranstvo_tochki_zreniya_filosofii
  • http://gtmarket.ru/concepts/6948