Меню Рубрики

Что такое политика с точки зрения социологии

Политика, с точки зрения социологии, область социальных отношений по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

Существует достаточно большое количество понятий государства. В качестве наиболее значимых теорий о сущности и возникновении государства назовем следующие: патриархальная теория, органическая теория, теория насилия, теория «общественного договора», психологическая теория, марксистское учение о государстве.

Согласно патриархальной теории (Аристотель) государство возникает в результате естественного развития семьи сначала в селение, затем — в племя, а потом — в государство. Его лидер стоит во главе общества, как отец во главе семьи.

Представители органической теории полагали, что государство можно уподобить особому живому существу, имеющему свой организм и самостоятельную волю. Воля государства выражается в законах и прочих правовых нормах.

Согласно теории насилия, основателем которой является Л. Гумплович, государство возникает в результате покорения одного племени другим. Для того, чтобы сохранить власть над побежденными, победители создают такую машину, как государство.

Представители теории общественного договора, Т. Гоббс и Ж. Руссо считали, что государство возникает в результате добровольного взаимного договора, заключенного между людьми, проживающими на определенной территории. Люди посредством договора создают государство, имеют одинаковые права, но при этом граждане передают государству часть своих прав и своих доходов. Государство должно обеспечить им беспрепятственную реализацию той части прав, которая ему не передается.

Психологическая теория (Ж. Гобино, Х. Чемберлен) гласит, что люди делятся на два основных типа. К первому относятся те, кому по психическим качествам предначертано господствовать. Второй тип составляют те, кто по этой же причине нуждается в лидерах, руководителях.

Марксистское учение представляет государство как организацию господствующего класса, предназначенную для защиты интересов последнего, и главным образом, собственности. Правда, со временем складывается особый слой государственных чиновников, бюрократия, которая в интересах сохранения и развития государства может навязывать определенные правила и господствующему классу, в том числе силой.

Типы политических систем

В зависимости от состояния государства определяется тип политической системы конкретного общества. Чаще всего в качестве критериев для различения государств по организации власти выступают формы правления, виды политического режима, формы общественного устройства и способы осуществления правовых функций.

1. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Монархии в свою очередь можно разделить на:

абсолютные и конституционные;

парламентские и дуалистические (сам монарх возглавляет правительство).

Республики — это такие государства, которые возглавляет лицо или коллективный орган, пришедшие к власти в результате выборов.

По способу организации и осуществлению власти различаются республики:

В республиках с парламентской системой основная власть принадлежит парламенту, а главе государства отводится второстепенная роль.

В президентских республиках президент и парламент параллельно осуществляют каждый свои определенные конституцией властные функции.

2. С точки зрения существующего политического режима различаются автократические, тоталитарные и демократические государства.

В автократических государствах большая часть населения не имеет никаких прав и не может оказывать влияния на ведение государственных дел. Государственный аппарат в автократиях зависит фактически от одного человека.

Тоталитарный тип государства — продолжение авторитарного типа, но с более жестким контролем за всеми сферами жизни общества. Для него характерны широчайшее использование идеологии во всех сферах жизни общества, как правило, однопартийная система, контроль за средствами массовой информации, сильное вмешательство государства в экономику.

В демократическом типе политической системы формируются различные ветви власти на основе свободного волеизъявления. По образному выражению, У. Черчилля «демократия» — вещь не очень приятная, но ничего лучше человечество не придумало». В демократическом обществе человеческая личность, защита ее прав стоят на первом месте.

3. С точки зрения формы государственного устройства, которая определяется отношениями центральных и региональных органов власти, государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Унитарными государствами являются те, в которых нецентральные (региональные) органы власти осуществляют властные функции от имени центрального государственного органа. Их решения центральный орган может отменить или приостановить.

Сложное государство характеризуется таким отношением между центральными и региональными органами власти, которое означает децентрализацию, разделение полномочий. Таким образом, сложное государство, по существу, состоит из некоторого числа составляющих его государств.

4. По способу создания различаются два основных типа государств: федерация и конфедерация.

Конфедерацию образуют государства, объединившиеся на основе международного договора и создавшие совместные органы управления. Любое из таких государств может выйти из конфедерации.

Федерация — сложное государство, которое составляют тесно связанные между собой государственные образования. Центральное правительство и другие органы управления в полном смысле слова являются источником государственной власти. Его решения обязательны для всех членов федерации. Федерации могут быть договорные и конституционные.

Разумеется, в экстремальных условиях роль государства может резко усиливаться, например, во время военных действий, стихийных бедствий. Но если таких условий нет, то это приведет к авторитаризму, существенному ограничению демократических прав и свобод.

На первый взгляд, авторитарные государственные механизмы обладают большей эффективностью в управлении. Но такой тип государственного управления разрушает механизмы саморегулирования в экономике, общественной жизни, и общество становится застойным, вялым, не способным к динамичному развитию. В этом вся драма советской системы, которая на первых этапах показала свою высокую эффективность, а потом остановилось в развитии. Но, с другой стороны, вряд ли оправданны попытки насаждения западного типа демократической системы во всех странах без исключения. Она не очень подходит для России, т. к. у нас сильны традиции коллективизма, патернализма. Разумеется, политическая система в отличие от организационно-технических подчиняется своим законам, имеет более сложные социально-психологические механизмы управления. Можно вспомнить сокрушительное поражение, У. Черчилля и его партии в 1945 г. или огромный авторитет, Б. Ельцина в начале 90-х гг., который за несколько лет был практически исчерпан. Государство в современном обществе — главный властный институт, воплощение политической власти. Именно оно способно эффективно обеспечить интересы класса, социальной группы, нации. Поэтому и главный вопрос политической жизни — вопрос о государственной власти.

Если рассматривать политическую жизнь нашей страны, то можно заметить удивительное сочетание: с одной стороны, некоторые социальные группы, накопив честным и нечестным путями деньги, собственность, рвутся к политической власти, с другой стороны, интеллигенты, вчерашняя номенклатура, заполучив власть, прибирают к рукам собственность.

В советской системе положение государства было серьезно деформировано. Однопартийная система привела фактически к тому, что эта партия сама стала государственной и подменяла государство. По нормальной демократической логике партия проводит свои интересы через государственные структуры. Выдвигается привлекательная программа, проводятся демократические выборы, и победившая политическая партия формирует властные структуры для реализации своей программы. Но политическая деятельность — это всегда борьба, в том числе и со своими оппонентами, оппозицией. В советской системе всякая возможность организованной оппозиции была уничтожена в 20-30-е гг. Но без оппозиции политическая жизнь в демократическом обществе просто невозможна. Власть портит, абсолютная власть — портит абсолютно. О. Бальзак заметил: «Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление».

Органы государственной власти в советской системе, по существу, представляли собой декоративное оформление власти государственной партии. При том условии, что руководители партии обладали абсолютной властью. Складывалась парадоксальная ситуация: там, где принимали решение, не несли ответственности за его последствия, а там, где несли ответственность, не имели права принимать решения. Даже награждение Почетной грамотой, присвоение почетного звания от имени государственных органов первоначально рассматривались в партийных комитетах. Триумфальные выборы ничего не решали.

Шаг за шагом по мере укрепления командно-административной системы из компетенции государства изымались властные функции. В рамках КПСС была создана параллельная структура управления страной, всеми сферами жизни. Коммунистическая партия представляла собой стержень, на котором держался весь СССР. Убрали стержень — и все рассыпалось. Поэтому сегодняшние попытки воссоздания СССР в прежнем виде нереальны.

С точки зрения современной науки, накопленного опыта, любое общество может эффективно развиваться только в том случае, если оно имеет следующие относительно самостоятельные структуры:

В. Ленин говорил, что в основе любой политики лежит экономика. Однако проблема в том, что в основе советской экономики лежала чистейшей воды идеология, политика. Только коллективное, общественное, государственное имело право на существование. В Китае отец экономической реформы Ден Сяопин заметил: «Не имеет значения цвет кошки, лишь бы ловила мышей». В России в начале века столыпинская реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства, потому что позволила дать выход инициативе крестьянства, разрешила уход их части из общины на отруба, хутора, заимки.

В демократической системе в самой организации власти, властных структурах также требуется относительная самостоятельность ее отдельных ветвей. Излишняя концентрация власти ни к чему хорошему не приводит. Общественная мысль и практика доказали необходимость выделения в демократической системе законодательной, исполнительной и судебной власти. Только при их самостоятельности, независимости возможно нормальное функционирование гражданского, демократического общества и правового государства. В противном случае процветает «телефонное» право, сплошь и рядом нарушаются права и свободы граждан. В нашей стране только начинается процесс продвижения к такому обществу. Однако уже виден колоссальный перекос в сторону исполнительной власти: она сама организует выборы, подводит итоги, формирует президентскую вертикаль власти. Представительные органы не имеют необходимых прав. По существу, в России развивается авторитарный тип политической системы.

Демократия как способ осуществления политической власти предполагает правовое равенство основных политических институтов, четкое разделение их функций. Только демократия может обеспечивать легитимность политической власти. Понятие легитимности власти введено в социологию, М. Вебером. Первым ее принципом является доверительное отношение людей к власти, вера в ее способность решать жизненно важные задачи. Если власть опирается только на силу и на страх, то никакой легитимности быть не может. Видимой ее частью является отношение людей к конкретным государственным деятелям. Поэтому через социологические опросы общественного мнения можно отслеживать индикаторы легитимности. Сама легитимность не является чем-то раз и навсегда данным. Другое дело, что она часто бывает иррациональной и люди могут любить и уважать самого откровенного диктатора, харизматического лидера.

Утрата легитимности власти всегда имеет определенные внешние признаки. Они проявляются в нарастании беспорядков, нарушениях сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, нарастании роли карательных органов, применении силы. Легитимным является тот режим, который может обеспечить стабильное развитие общества, не прибегая к насилию. Авторитаризм или тоталитаризм как способы реализации власти не возникают на основе каких-то новых политических институтов. Происходит гипертрофированное возвеличивание роли одного из механизмов власти, что дает возможность их лидеру присвоить дополнительную политическую власть. Варианты разные — президент, армия, монарх, партия и небольшая группа людей — хунта.

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения можно ли принимать алкоголь

Властные отношения всегда связаны с принятием правовых актов. Вот почему такое важное значение имеют принципы формирования представительных органов власти, законотворческая деятельность парламентов. В законы могут оформляться процессы, которые реально пробиваются к жизни.

Французский поэт Пьер Ронсар еще в ХVI в. написал:

Законы новые пуская в оборот,

Подумайте сперва, чтобы потом народ

Не вздумал действовать наперекор декретам,

Ребячества нельзя позволить в деле этом.

Это наблюдение имеет особенно важное значение для нашей страны. Кто-то из великих заметил, что строгость российских законов всегда компенсировалась возможностью их неисполнения. Об этом же гласят народные пословицы: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло», «Закон что телеграфный столб: перепрыгнуть нельзя, но обойти можно».

Если законы противоречат интересам классов, больших социальных групп, то возникают конфликты, социальные антагонизмы. Все это ведет к социальным потрясениям, отставкам правительства и т. п. Политика — это всегда искусство возможного.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема построения правового государства и развития гражданского общества. Говорить об этом стало очень популярно в последние годы, и не только в России. В конституциях многих европейских государств (США, Германия, Франция и др.) провозглашается и закрепляется правовой характер отношений в обществе. Это означает, что только через право определяется связь государства и гражданина. По состоянию права можно судить о развитости того или иного государства, о степени свободы и безопасности его граждан.

Правовое государство — это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права. Это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей личности каждого человека. социологический отношения политика власть

Правовое государство строится на следующих принципах:

Господство закона во всех сферах жизни.

Верховенство и прямое действие конституции (основного закона государства).

Разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов.

Связанность законом государства и его органов.

Правовая организация системы органов государственной власти.

Наличие развитого гражданского общества.

Незыблемость личности, ее правовая защищенность.

Взаимная ответственность государства и личности.

Наличие эффективных форм контроля за реализацией законов.

Единство прав и обязанностей граждан.

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Если внимательно проанализировать эти принципы, то мы увидим, что в настоящее время в России можно говорить лишь о наличии некоторых элементов правового государства.

Власти противостоит гражданское общество, которое в России также находится в зачаточном состоянии. Успешно развиваться оно может лишь при наличии системы правовых норм, соответствующих принципам демократии и согласующихся с культурно-историческими традициями.

Важная роль в становлении правового государства наряду с социально-экономическими условиями принадлежит формированию политической культуры населения. Она базируется на информированности людей, знании теории и практических проблем, сформированных в процессе социализации ценностях и убеждениях. В современном российском обществе существуют разнообразные политические убеждения — от монархических до анархических, от религиозных до фашистско-атеистических, от либеральных до коммунистических.

Политическая культура проявляется в политической деятельности и выражается в степени осмысленности участия гражданина в политическом процессе. Это и участие в выборах, и в принятии политических решений федерального, и тем более регионального значения. Политическая культура находит непосредственное проявление в ходе политических дискуссий, споров и согласований.

Социологические характеристики политических партий, движений, лидеров

Кроме государства, в политической структуре демократического общества важное место занимают политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, которые нередко называют четвертой властью.

Полицентризм политической системы — нормальное явление для демократического общества. Каждый человек, социальная группа имеют возможность выразить свой политический интерес через ту или иную партию, организацию, газету. Монополизм в политической системе общества всегда чреват авторитаризмом.

Принятие в нашей стране в 1991 г. Закона об общественных объединениях привело к формированию десятков самых различных партий, общественных движений. В настоящее время зарегистрировано около 50 политических партий и более 100 общественно-политических движений. Достаточно отметить, что на выборах в Государственную Думу в 1995 г. в избирательные бюллетени было внесено 43 партии и общественно-политических движения, в 1999 году — 28 избирательных объединений и блоков. Это свидетельствует о тенденциях консолидации политических партий и движений. Правда, многие из них еще не ушли от кружкового принципа организации и действуют, в основном, в пределах Садового кольца столицы.

Предмет социологии политики и его специфика.

Социология политики – одна из частных отраслей социологии, исследующая политическую сферу общества во всём её многообразии и механизмах взаимодействия со всеми сопряжёнными социальными структурами. Объектом — политическая сфера общества. При этом в отличие от политологии социология политики рассматривает политическую сферу с точки зрения восприятия обществом политических действий государственных властных структур, то есть их деятельности по формированию и укреплению существующего общественно-политического строя. Индикаторами этого восприятия являются политическое сознание и политическое поведение людей, которые определяются отношением социальных групп, общественных организаций, политических партий и других общественных структур к существующей общественно-политической системе, установленным властным отношениям, имеющимся правам и свободам. В соответствии с этим предметом — политическое сознание и политическое поведение людей, проявляющиеся во взаимодействии субъектов и объектов политической сферы, а также механизмы, процессы и факторы, определяющие характер этого взаимодействия.

Политическое сознание представляет собой реакцию субъектов политической жизни на её события. Оно включает в себя систематизированные (идеология) и обыденные (массовая психология) формы. Политическая идеология – это совокупность взглядов, выражающих интересы и цели субъектов политической жизни в форме ценностей и программ практического действия. Идеология формируется представителями элиты для распространения среди населения. Она включает суждения, оправдывающие преобладание одних политических интересов над другими. Массовая политическая психология возникает у широких слоёв населения на основе опыта политической жизни и состоит из настроений, ожиданий, установок и стереотипов.

Политическое поведение — внешне наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере распределения и реализации власти. В нём проявляются и реализуются политические установки. Выделяются индивидуальное и массовое, активное и пассивное, спонтанное и целенаправленное, лояльное и протестное, легитимное и нелегитимное, добровольное и принудительное, автономное и мобилизованное политическое поведение.

Предметом социологии политики является изучение:

• взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;

• взаимодействия личности, общества и государства;

• функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

– изучение социальных механизмов власти и влияний в обществе.

Существуют разные подходы к тому, что же изучает социология политики (т.е. что есть ее предмет). Одни считают, что есть одна наука, которая изучает и политологию и социологию политики и политическую психологию, а другие считают, что они имеют общий корень, но предметная область у них разная. Политология изучает институциональный подход в политической сфере, а социология политики — область социологии, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. (она исследует социальные взаимодействия, т.е. взаимодействие общества и власти). У них есть общий корень – политическая сфера, понятие политики и власти. Социология политики исследует ту же самую политическую систему, но в зависимости от того, какое общество, политическая система будет функционировать по-разному, ведь между политической системой и гражданским обществом есть механизмы взаимодействия, которые и изучает социология политики.

Подход к политике через человека, социальные группы, их сознание и поведение придает политической социологии качественную определенность: что бы ни говорили о себе различные структуры власти, как бы ни демонстрировали величие или преимущества своих программ и действий, есть один важный момент, который может утвердить или отвергнуть все эти попытки: а насколько глубоко, серьезно и основательно воспринимают люди политические процессы, как они «переваривают» их, насколько намерены содействовать или сопротивляться им? Кроме того, политические ориентации и взгляды людей могут выражаться опосредованно, через деятельность политических и общественных организаций, гражданские инициативы. И наконец, политическое сознание, поведение проявляются с особой наглядностью во время политических акций и кампаний (выборы, референдумы и другие формы волеизъявления).

Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведение людей, воплощающиеся в деятельности государственных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.

1.2 Власть с точки зрения социологии политики

Социология политики — наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии и т.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей и общностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а эти последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.

Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и ее ниспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иным индивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть до вооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения политического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенное структурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления в обществе.

Читайте также:  Точка зрения с которой рассматривается предмет

Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься и оцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей власти осуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность, т.е. законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три типа легитимности власти.

1. Легальное господство. Первый тип господства — легальный — в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его основе лежит целенаправленное действие индивидов. К такому типу принадлежат современные европейские государства, в которых, по М. Веберу, подчиняются не личности, а законам. Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало — принцип, лежащий в основе «морального господства»; именно этот принцип оказался, согласно М. Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

2. Бюрократия, утверждает М. Вебер, технически является наичистейшим типом легального господства. Однако никакое господство не может быть только бюрократическим: «На вершине лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо либералы, избранные парламентской аристократией» Жумашев К. Социология в России: история и современность // Социология и власть. — 2008. — №6. — С. 38. , но повседневная, непрерывная работа ведется при этом специалистами-чиновниками, т. е. машиной управления. Помимо специального профессионального образования (преимущественно юридического) чиновник, соответствующий рациональному типу государства, должен иметь специальное управленческое образование, поскольку от него требуется профессиональная и управленческая компетентность Урванцева Н.П. Власть в социальном обществе // Социология и власть. — 2007. — №3. — С. 18. .

3. Патриархальное господство. Другой тип легитимного господства, обусловленный нравами, привычкой к определенному поведению, М. Вебер называет традиционным. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит традиционное воздействие. Чистейшим типом такого господства является, по М. Веберу, патриархальное господство. Союз господствующих представляет собой общность: тип начальника — «господин», штаб управления — «слуги», подчиненные — «подданные», послушные господину. Патриархальный тип господства структурно во многом подобен семье, что делает особо прочным и устойчивым этот тип легитимности. Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность служит основанием для назначения на должность и продвижения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, иерархическое членение часто нарушается привилегиями.

4. Харизматическое господство. Третьим чистым типом является так называемое харизматическое господство (от греч. charisma — божий дар). Харизма, по М. Веберу, — некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой, Богом, судьбой. К харизматическим качествам М. Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Согласно М. Веберу, харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники и писатели, выдающиеся политики, основатели государств и мировых религий (Будда, Христос, Магомет, Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и др.). Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционного: если последний держится привычкой, привязанностью к обычаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства. М. Вебер рассматривает харизму как «великую революционную силу», способную изменить лишенную динамизма структуру традиционных обществ Богачева О. Власть с точки зрения социологии политики // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №8. — С. 37. .

Однако при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства у них есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении традиционный и харизматический типы господства противостоят формально-рациональному как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенные преданность и вера в его харизму. Поэтому харизматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитарен.

М. Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость легитимности в современном правовом (формально-рациональном) государстве; легальный тип государства представлялся ему хотя и наиболее подходящим для современного индустриального общества, но нуждающимся в некотором «подкреплении».

Серьезное внимание социология политики уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность — это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизни общества в 20 в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди них являются:

1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, в целях совершенствования государственного управления.

2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера, выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо за ее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.

3. Региональные и этно-национальные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитие сообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий и представительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политических решений.

4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципу единства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политических интересов.

Таким образом, существует концепция, согласно которой общество в результате своей активной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и к самосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которые оспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.

Лекция. Социология политики

Читайте также:

  1. D. Деп. Бюджетной политики
  2. I. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. Альтернативные проекты экономической политики в современной России
  4. Вводная лекция. ВЫЯВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ РАЗЛИЧИЙ
  5. Взаимодействие политики с другими явлениями общественной жизни
  6. Виды финансовой политики и механизм ее реализации
  7. Виды фискальной политики
  8. Власть, осуществляемая государством, — стержень политики.
  9. Влияние макроэкономической политики на состояние платежного баланса.
  10. Внешнеэкономические аспекты кредитно–денежной политики (КДП).
  11. Военная политика как специфический вид политики
  12. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

1. Предмет, категории и функции социологии политики

2. Политика как социальный институт

3. Структура и функции политики

4. Социологические исследования политической системы и ее институтов

5. Социология власти

6. Социология государства

7. Социология политических партий и партийных систем

Предмет, категории и функции социологии политики

Политика — многогранное понятие, изучением которого занимаются многие науки. Ведущими среди них политология, изучающая все вопросы, связанные с политикой, прежде всего проблему утверждения и функционирования политической власти в обществе, а также функционирование и развитие связанных с властью политических институтов, философия — изучает происхождение и развитие государства, закономерности перехода от одного типа государства к другому, теория государства и права — формы правления и режимы власти; правоведение — функционирование институтов права, их зависимость от политики, теория международных отношений — изучает взаимоотношения государств на международной арене.

После первой мировой войны и в социологии выделяется отрасль, которая поставила себе целью изучать отношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами. Эта отрасль социологии — социология политики.

Основателями социологии политики принято считать М. Вебера, разработал собственную концепцию власти, доказав, что именно власть (а не богатство как у Маркса) является основным фактором социального неравенства, исследовал роль бюрократии в политической системе; итальянских социологов-политологов Г. Москута, В. Парето, разработавшие теорию политических элит, проанализировали связи элиты и массы, немецкого ученого Р. Михельса, исследовавший проблему соотношения демократии и олигархии, способствовал становлению теории политического лидерства.

По окончании Второй мировой войны социология политики вышла на современный ступень развития, особенностью которого является не только анализ теоретических основ политической социологии, но прежде, эмпирические исследования социальных аспектов политической жизни. Так, современная социология политики, благодаря прежде американским исследователям, занимается изучением особенностей развития демократических процессов в мире (С. Липсет), влияния массовых коммуникаций на политические процессы (Г. Ласуелл), взаимодействия среднего класса и политической элиты (Ч. Миллс), социальных конфликтов в политике (немецкий ученый Р. Дарендорф).

Социология политики — это специальная социологическая теория, изучающая социальные механизмы функционирования власти, влияние общества и отдельных социумов на политические процессы, взаимозависимость политической жизни и других сфер общественной жизни, политических и других социальных институтов.

Сферой социологических исследований политической жизни является функционирование власти и обусловленных ею социальных процессов, деятельность политических партий и организаций, политического поведения различных категорий людей и различные аспекты взаимоотношений государства и общества. Социология политики изучает последствия социальных изменений, а также влияние политических институтов на социальные процессы и структуры. Содержание политической жизни представляет собой реализацию политических интересов социальных общностей — наций, классов, социальных групп, а также организаций, представляющих их партий, общественно-политических объединений и т.п..

Социология политики в отличие от политологии, всегда изучает политические процессы и явления, опираясь на такие характерные социальные черты как-то тип общества, его социальная структура и социальная стратификация, характер социальных институтов и социальных отношений, политическая свобода и активность отдельных индивидов.

Большое значение в исследовании политических процессов из социологического угла зрения является учет таких явлений как политическая активность социумов, а также уровень осведомленности граждан с политическими процессами в обществе, их понимание. Иначе говоря, социологические исследования политики невозможны без учета таких аспектов как политическое сознание и политическое поведение.

Таким образом, предметом социологии политики является политическое сознание и поведение людей, которые воплощаются в деятельности государств и общественно-политических организаций, а также механизм влияния социальных общностей и образованных ими политических институтов на процессы функционирования политической власти.

Среди основных методов исследования политической жизни, которыми чаще пользовалась социология политики с момента своего возникновения и пользуется сейчас, можно выделить следующие:

Читайте также:  Состояние зрения для поступления в военный вуз

• изучение влияния экономики, культуры и других факторов на политические процессы;

• анализ роли социальных общностей (классов, социальных групп, наций) в политической жизни;

• структурно-функциональный анализ политических институтов (государств, партий, общественных организаций);

• системный анализ больших и малых политических структур;

• комплексный анализ политического управления и руководства обществом;

• анализ политической динамики;

• методы политического планирования и прогнозирования.

Основные категории. К ним относятся политика, власть, политический интерес, политическое сознание, политическое поведение, политические отношения.

Политика — (греч. умение управлять государством) — это сфера деятельности людей, классов, социальных групп, наций, которая связана с завоеванием, содержанием и использованием власти, прежде всего государственной.

Ядром политики является власть.

Власть — это реальная способность социального субъекта осуществлять волю над другими людьми, реальная способность изменять под своим влиянием с помощью различных средств поведение других людей.

К средствам осуществления власти относятся закон, насилие, авторитет, убеждения. Иными словами, властью можно назвать реальное влияние на других людей, способность заставить других людей изменить свои взгляды, желания, убеждения, поведение и действия в соответствии с интересами и потребностями субъекта власти, т.е. заставить других людей делать то, что нужно субъекту власти . Таким образом, власть выражается через политический интерес ее субъекта. Политические интересы формируются на основе политического сознания, которая, как уже было сказано, является одним из основных предметов исследований политической социологии.

Политическое сознание — это теории, идеи, взгляды и другие компоненты общественного сознания, в которых индивид, социальная группа, класс, нация, общество в целом осознают свои политические интересы, формируют политические цели и задачи.

Иначе говоря, политическое сознание — это осознание реального состояния политической сферы и своих собственных политических интересов.

Политическое поведение — это активность индивидов, групп, организаций в сфере политических отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации.

Итак, основой осуществления политического поведения является срез активности политического субъекта, или отсутствие подобной активности.

Наконец, важной категорией социологии политики являются политические отношения, которые являются прямым предметом исследования отрасли, поскольку является одной из форм выражения социальных отношений. Это логично, ведь у субъектов политических отношений проявляются отличия в создании ими политики, их политической активности и сознания. Такие различия позволяют утверждать о социальном характере политических отношений.

Политические отношения — это вид социальных отношений, что проявляется во взаимодействии различных социальных общностей (наций, народов, классов) и созданных ими организаций в процессе формирования, утверждения и реализации политической власти.

Социология политики призвана выполнять следующие функции:

• теоретико-познавательную, связанная с выработкой научной информации о политических процессах и явлениях;

• прогностическую, которая проявляется в прогнозировании политических изменений, выделении зон политической напряженности, предотвращения возможных конфликтов;

• прагматическую, связанную с разработкой путей, методов, способов обеспечения социального согласия различных социальных групп, движений сил; разработкой технологий предотвращения кризисных ситуаций; поиском путей выхода из конфликтов, возникших;

• социализации, связанной с привлечением граждан к демократической системе политических ценностей.

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 1324 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

СОЦИОЛОГИЯ политики

Политика как социальное явление

Социология политики — это отрасль социологии, изучающая политику как социальный институт, социально-политические отношения, функционирование и распределение власти в обществе, взаимосвязь политической с другими сферами общественной жизни. В качестве специальной социологической теории утвердилась в 20- 30-х годах XX века в трудах представителей Чикагской школы

Ч. Кули, Ф. Гиддингса, Ф. Зпанецкого, П. Лазарсфельда, Г. Лассу- элла, которые разработали методику и инструментарий социологического анализа политических процессов.

Политическая социология широко оперирует такими категориями, как политика, политическая власть, политическая система, политические институты, политическая культура, политическая социализация, политическое сознание, политическое поведение и др.

Базовая категория политической социологии — политика обычно трактуется как деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и использование власти как инструмента саморегулирования общества.

Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полней) и «politics» (политике). Первый из них характеризует деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй озпачает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и прекращение конфликтов.

Политика может быть классифицирована по направленности и сферам общественной жизни.

По направленности политику разделяют па внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов паций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.

Оба направления политики взаимодействуют между собой. Внутренняя политика в целом определяет содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете и внутренняя и внешняя политика решают одну и ту же задачу — сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.

В условиях глобализации современного мира, сопровождающейся усилением взаимозависимости народов и государств во всех сферах общественной жизни, грань между внутренней и внешней политикой становится все более условной. Поэтому политика нередко рассматривается как целостное явление, без разделения ее на внутреннюю и внешнюю.

По сферам общественной жизни различают политику экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, экологическую, религиозную и т. д. В свою очередь, в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т. д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т. д. Политика в сфере духовной жизни может подразделяться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т. д.

Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов — людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам — субъекты, объекты и ресурсы.

Субъекты политики — это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т. д.).

Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию.

Самый общий объект политики — это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие.

Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.

Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.

Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т. д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.

Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократически хгосударств.

Наконец, ресурсы политики — это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов:

  • 1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;
  • 2) человеческие — люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы;
  • 3) духовные — эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики;
  • 4) временные — мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени.

Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроу ровепьу характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации — партии, профсоюзы, группы интересов и т. п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем политики связапы ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.

Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/4205217/
  • http://soc.bobrodobro.ru/20686
  • http://studopedia.su/4_46811_lektsiya-sotsiologiya-politiki.html
  • http://studme.org/113958/sotsiologiya/sotsiologiya_politiki