Меню Рубрики

Что такое опыт с точки зрения информации

опыт — опыт, а … Русский орфографический словарь

ОПЫТ — Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… … Сводная энциклопедия афоризмов

ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова

опыт — Попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание.. наученный опытом, умудренный опытом. . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опыт испытание, проба,… … Словарь синонимов

Опыт — Опыт ♦ Expérience Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… … Философский словарь Спонвиля

ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению … Большой Энциклопедический словарь

опыт — ОПЫТ, эксперимент ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… … Большая психологическая энциклопедия

ОПЫТ — ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений … Современная энциклопедия

ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория … История Философии: Энциклопедия

Что такое пользовательский опыт? Отвлечемся и вспомним притчу о слоне и слепых мудрецах, которые пытались понять, какой он, этот слон, по субъективным ощущениям.

Человек, потрогавший ногу слона, сказал, что слон похож на столб. Другой, дернув слона за хвост, сказал, что животное похоже на веревку. Тот, который прикоснулся к хоботу, ответил, что слон похож на ветвь дерева, а человек, коснувшийся уха слона, сказал, что животное похоже на ручной веер. Мудрец, потрогавший слона за живот, сказал, что тот как стена. Последний из присутствующих тронул слона за бивень и сказал, что слон однозначно как труба.

Притча о слоне четко отражает разницу восприятия окружающего мира. Именно так оценивается и воспринимается пользовательский опыт вебмастерами. В представлении дизайнера все выглядит иначе, чем в представлении программиста. А пользователю приходиться с этим всем разбираться.

Сьюзан Вайншенк, психолог, изучает поведение человека и пользовательский опыт 30 лет (с 1985 года), предлагает собственное видение современного пользователя, объясняя его поведение с точки зрения психологии. Знание того, чем руководствуется пользователь, принимая то или иное решение, облегчает задачу создания правильного пользовательского интерфейса.

Как проектировать правильный пользовательский опыт

Психология объясняет поведение человека. Это помогает избежать типичных ошибок в интерфейсах, создающих массовый отток пользователей.

1. Люди не хотят делать или думать больше, чем положено

  • Люди выбирают наименее сложный и трудозатратный путь для достижения цели или выполнения задания.
  • Лучше давать пользователю часть информации до выполнения действия, чтобы тот понял, стоит ли читать дальше.
  • Вместо того, чтобы описывать товары/услуги/компанию/бренд, покажите пользователю пример.
  • Обращайте внимание на понятность элементов на странице/экране, в приложении. Если элемент кликабельный, то убедитесь, что он выглядит как кликабельный, и пользователю понятно, что по кнопке/картинке/ссылке можно и нужно кликнуть.
  • Уберите все ненужные элементы и опции со страницы, обеспечьте пользователю необходимый минимум для успешного достижения цели. Никогда не полагайтесь на собственное мнение, что вы считаете необходимым для пользователя. Проведите исследование пользовательского мнения. Предлагая пользователю больше, чем нужно, вы ухудшаете пользовательский опыт, загромождая страницу.

GetGoodRank не только покажет, что не нравится посетителям на страницах, но и даст рекомендации, как это исправить, а комментарии пользователей дадут дополнительную информацию, как улучшить сайт.

  • Установите параметры по умолчанию. Это помогает пользователю совершить меньше действий, чтобы достичь цели, облегчает выбор.

2. Возможности пользователя ограничены

  • Пользователи быстро теряют интерес к большим порциям информации. Предлагайте только необходимый минимум. В стремлении дать пользователю больше вы рискуете его интересом и вниманием.
  • Создавайте страницы, которые легко сканируются взглядом.
  • Используйте заголовки и подзаголовки (выводя в них главные идеи), давайте информацию короткими порциями (абзацами).
  • Пользователи, в отличие от гаджетов, не поддерживают многозадачность. Исследование Университета Юты показывает, что только 2,5% пользователей могут одновременно выполнять два действия.

В эксперименте участвовали студенты. Задача: управлять автомобилем (симулятором) и разговаривать по телефону. Студенты продемонстрировали снижение концентрации внимания на дороге и, соответственно, способности контролировать автомобиль на 20-30%.

  • Опросы пользователей показывают, что читатели предпочитают короткие строки, тогда как практические наблюдения доказывают, что пользователи лучше воспринимают длинные строки. Решать, какова оптимальная длина строки на сайте, безусловно, только вам. Учтите, что «хотелки» пользователей часто не совпадают с их реальными потребностями.

3. Люди допускают ошибки

  • Учитывайте тот факт, что пользователи будут допускать ошибки, используя сайт. Предположите, что это за ошибки и попытайтесь их предотвратить.
  • Если последствия ошибки могут оказаться «фатальными» для пользователя, то спрашивайте подтверждение действия. GetGoodRank рекомендует указывать на результаты действия. К примеру:

оплатить (после подтверждения оплаты указанная сумма спишется с вашего счета/карты).

  • Реализуйте возможность отменить действие.
  • Всегда лучше предупредить ошибки, чем помогать пользователям их исправить.
  • Во избежание ошибок разбивайте сложные действия на несколько простых. К примеру, если для регистрации на сайте необходимо заполнить много полей, то разбейте процесс на несколько частей: базовые данные, личная информация, дополнительные данные, контакты. Не обязательно запрашивать всю информацию сразу. Большинство данных можно получить уже в ходе активного использования сайта.
  • Если пользователь допускает ошибку, а вы можете ее исправить, тогда исправляйте и указывайте, где внесены правки.
  • Вебмастера также допускают ошибки, поэтому создавая даже простой UX, убедитесь, что у вас достаточно сил и времени на правки, отладку, пользовательское тестирование, исправление ошибок.

4. Человеческая память сложна

  • Люди часто восстанавливают события прошлого по памяти, а это значит, что все события претерпеваю множество изменений. Поэтому доверять мнению пользователей можно лишь частично. Лучше наблюдать за действиями пользователей в режиме реального времени, чем спрашивать их мнение после завершения задания (в тестировании).
  • Память нестабильна и недолговечна. Она постоянно ухудшается и допускает множество ошибок. Не заставляйте пользователей запоминать и переносить информацию из одного задания в другое, или с одной страницы на другую.
  • Пользователи могут удерживать во внимании до 4 объектов. Правило 7+/-2 — классическое заблуждение.

5. Люди зависят от мнения окружающих

  • Пользователи всегда будут стремиться использовать новейшие технологии, чтобы принадлежать к группе. Это было, есть и будет.
  • Люди смотрят на других людей, чтобы понять, как им вести себя в обществе, в особенности, если они не уверены в себе. Люди зависимы от мнения других людей. Именно поэтому отзывы и рейтинги пользователей столь эффективны и популярны на сайтах.
  • Если пользователи выполняют одно и то же действие одновременно, это их объединяет и связывает, а в мозге происходят аналогичные химические реакции.
  • Если мне оказывают услугу, я чувствую себя должным оказать не менее полезную услугу в ответ. Если вы хотите, чтобы пользователи заполняли формы на сайте, тогда дайте им то, что они хотят, и только потом предлагайте заполнить форму, а никак не наоборот.
  • Когда вы видите, как кто-то выполняет действие, в вашем мозге активируются те же самые участки, отвечающие за выполнение наблюдаемого действия. Так запрограммировано природой. Если вы хотите добиться от пользователя выполнения действия, тогда покажите, как кто-то другой выполняет то же самое действие.
  • Человек способен поддерживать тесные взаимоотношения не более чем со 150 другими. В то время как «слабые связи» (оцените списки своих контактов в социальных сетях) человек может поддерживать с тысячами людей. Эти самые «слабые связи» оказывают сильное воздействие и определяют в какой-то степени поведение человека.

6. Внимание

  • Внимание, а именно способы его захвата и удержания, становится ключом к созданию правильного пользовательского опыта. Другим важным аспектом работы с вниманием пользователя являются отвлекающие факторы.
  • Люди запрограммированы обращать внимание на все новое или отличное от привычного (нестандартное, нетрадиционное). Если вы делаете что-то отличное от других, вас заметят.
  • Пользователи могут не замечать изменений. Люди обращают внимание только на те вещи, которые действительно имеют значение здесь и сейчас для данной конкретной ситуации. К примеру, пользователь не обратит внимание на смену способов оплаты на сайте, пока дело не дойдет до оплаты его заказа. Просто ему это было не нужно в другой момент.
  • Надо задействовать другие чувства, чтобы привлечь внимание. Яркие/контрастные цвета, разные шрифты, увеличение размера шрифта, звуки, визуальные эффекты (к примеру, progress bar при заполнении формы меняет цвет с красного на зеленый; индикатор таким образом показывает, насколько пользователь близок к завершению цели).
  • Люди легко отвлекаются. Если вы не хотите отвлечь внимание пользователя, не используйте анимированные элементы на странице, автоматическое воспроизведение звука и видео.

7. Люди жаждут информации

  • Дофамин — химическое соединение, побуждающее пользователя на поиски: еды, секса, информации. Познание и изучение — процессы, стимулирующие выработку дофамина. Мы ничего не можем с собой поделать, когда уровень дофамина критично снижается, мы начинаем поиски новой порции пищи для мозга.
  • Люди всегда будут требовать больше информации, чем могут потребить за раз. Доступ к большему объему данных создает у человека иллюзию выбора. Больший выбор в свою очередь создает ощущения контроля ситуации.
  • Человеку нужна обратная связь. Компьютер не должен сообщать пользователю о том, что файл в процессе загрузки (такое уведомление никак не повлияет на выполнение задачи), но пользователю важно это знать (иначе теряется иллюзия контроля).
Читайте также:  Очки для зрения женские в минске

8. Большинство решений принимаются бессознательно

  • Большинство умственных процессов происходят бессознательно.
  • Если вам удастся убедить пользователя совершить небольшое действие (к примеру, оформить бесплатную подписку), велики шансы того, что в дальнейшем вам удастся побудить пользователя на нечто большее (к примеру, изменить бесплатную подписку на платный тарифный план).
  • Человеческий разум управляется базовыми инстинктами: выживание и размножение. Поэтому привлечь внимание пользователя можно сексом, опасностью и едой.
  • Эмоциональный мозг управляется изображениями и историями. Эмоциональная составляющая оказывает огромное влияние на наши решения.
  • Поведение и решения пользователя определяются в большинстве своем факторами, о которых сам человек и не подозревает.
  • Мозг функционирует без нашего осознания этого процесса. Он просто работает.

9. Люди следуют стереотипам

  • Люди всегда следуют определенным стереотипам и моделям в жизни — большинство действий выполняется, потому что так принято.
  • Наследование моделей поведения может как облегчить, так и усложнить взаимодействие пользователя с определенным интерфейсом, сайтом, приложением.
  • Чтобы создать качественный пользовательский опыт, вы можете либо подогнать сценарий под общепринятые стереотипы и стандарты поведения, либо понять, как переучить пользователей делать по-другому.
  • Метафоры отлично помогают пользователям понять, как используется та или иная функция.

Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

  • Важно проводить пользовательские тестирования, чтобы понять модели мышления целевой аудитории.

10. Визуальная организация

  • Если страницы перегружены, пользователи не смогут найти необходимую информацию или кнопку. Группируйте объекты на сайте по смыслу, чтобы привлечь внимание пользователя и показать, что он может найти в этой группе объектов.
  • Элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как единое целое.
  • Большие шрифты, лишенные «декоративных красивостей», упрощают визуальное восприятие текста.
  • Доказано, что пользователи используют боковое зрение, чтобы понять суть того, что читают или просматривают на сайте.
  • Ай-трекинг — сомнительный метод исследования. Технология фиксирует точки концентрации внимания пользователя, ориентируясь по направленности взгляда. Практические исследования доказывают, что фиксация взгляда еще не значит, что пользователь обратил внимание именно на этот элемент.
  • Худшим сочетанием цветов для одновременного восприятия является синий и красный. Не используйте красный текст на синем фоне, равно как и синий на красном.

  • Используйте цвета, чтобы показать принадлежность элементов на сайте к одной группе. К примеру, кнопки меню серые, а СТА-кнопки оранжевые.
  • Если какая-то информация передается только посредством цвета (к примеру, важные сообщения в тексте выделяются красным цветом), то стоит использовать дополнительные маркеры важности, так как не все люди физически могут распознавать цвета. Для текста можно использовать курсив, подчеркивание, больший размер шрифта.

С точки зрения информатики, информация — это связанные между собой сведения, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира

Читайте также:

  1. Adobe Premiere Pro, как контрольные точки. Эти точки могут использоваться для запуска событий в файлах
  2. B) система отношений между людьми
  3. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 1 страница
  4. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 10 страница
  5. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 11 страница
  6. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 12 страница
  7. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 2 страница
  8. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 3 страница
  9. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 4 страница
  10. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 5 страница
  11. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 6 страница
  12. Barbie: использование капитала маркина международных рынках 7 страница

ЭВМ.

Алгоритм,

Информация,

Единицы измерения информации.

1.1. Что такое инфоpматика?

Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — «Сomputer science», что означает буквально «компьютерная наука».

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации. Она рассматривает закономерности и методы: · создания, · хранения, · поиска, · преобразования, · передачи · применения информации в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием «информатика» области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Информатика базируется на трех фундаментальных понятиях:

Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации.Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

1.2. Что такое информация?

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  • в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше»;
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
  • Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация — это мера сложности структур (Моль);
  • Информация — это отраженное разнообразие (Урсул);
  • Информация — это содержание процесса отражения (Тузов);
  • Информация — это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, «отец» кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

1.3. Что можно делать с информацией?

  • создавать;
  • передавать;
  • воспринимать;
  • иcпользовать;
  • запоминать;
  • принимать;
  • копировать;
  • формализовать;
  • распространять;
  • преобразовывать;
  • комбинировать;
  • обрабатывать;
  • делить на части;
  • упрощать;
  • собирать;
  • хранить;
  • искать;
  • измерять;
  • разрушать;
  • и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

1.4. Какими свойствами обладает информация?

Свойства информации:

  • достоверность;
  • полнота;
  • ценность(полезность);
  • своевременность (актуальность);
  • понятность;
  • доступность;
  • краткость;
  • объективность (субъективность)
  • и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Читайте также:  Бинокулярное и стереоскопическое зрение что это такое

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

1.5. В каком виде существует информация?

Информация может существовать в виде:

  • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • световых или звуковых сигналов;
  • радиоволн;
  • электрических и нервных импульсов;
  • магнитных записей;
  • жестов и мимики;
  • запахов и вкусовых ощущений;
  • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Информация по отношению к окружающей среде бывает трех типов:

· входная— информация, которую система воспринимает от окружающей среды;

· внутренняя — информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы;

· выходная — информация, которую система выдает в окружающую среду.

1) По способу восприятия (у человека 5 органов чувств):

a) Зрительная (текстовая, графическая и т.д.) — 90%

b) Слуховая (речь, музыка, …) — 9%

c) Вкусовая (горький, …)

d) Тактильная (осязательная) (гладкий, шероховатый, …)

e) Обонятельная (запах)

2) по форме представления:

3) по общественному значению:

a) личная (знания, опыт, интуиция)

b) общественная или массовая (общественно-политическая, обыденная, эстетическая)

c) специальная (научная, производственная, техническая)

1.6. Как передаётся информация?

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

канал связи
ИСТОЧНИК ————> ПРИЁМНИК

1. Cообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.

2. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

Дата добавления: 2015-01-03 ; Просмотров: 2770 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое опыт с точки зрения информации

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ОПЫТ
это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни (см. Реальность) и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях, идеях, знаниях (внутренний опыт). В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте. Напротив, опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным с помощью мышления и даже исправленным, дополненным. Согласно Дильтею, всякая наука есть опытная наука, но только психическая жизнь, а не внешний мир может быть испытываем непосредственно, поскольку «весь опыт имеет свою первоначальную связь и свое определяемое этой связью значение в условиях нашего сознания, внутри которого он выступает, – т.е. в границах нашей природы» (см. также Апостериори, Переживание сопротивления, Познание). Значение и важность опыта были исследованы Кантом в «Критике чистого разума»: опыт есть главный продукт нашего рассудка. С него начинается все познание (Кант говорит о «Bathos» – бездне опыта). Но суждения опыта никогда не являются строго, а всегда только приблизительно всеобщими. Всякое расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. Однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные «формы рассудка», которые только и делают возможным опыт. Лишь благодаря опыту или возможному опыту понятия получают свою реальность. Выводы, которые выходят из рамок возможного опыта, являются обманчивыми.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ОПЫТ
компонент познават. деятельности, посредством к-рого обеспечивается непосредств. связь системы знания с познаваемым объектом. По своей психологич. форме О. выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно «данных» познающему субъекту. Логич. структура О. основывается на единстве непосредственного и опосредованного знания; то, что психологически выступает для отд. индивида как констатация непосредственно данного, логически и исторически является воплощением активной предметной деятельности обществ. субъекта.
В истории философии О. понимался по-разному. Для философов-материалистов О. – это отражение предметов, существующих независимо от сознания человека; для идеалистов-эмпириков действительность тождественна субъективному О. «. Толкование понятия опыт разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 136). В антич. и ср.-век. европ. философии проблема О. вставала в связи с решением общего вопроса о взаимоотношении и сравнит. ценности разума и чувственности в познании, а границы того и другого определялись не всегда достаточно четко (так, в философии Платона врожденные идеи, невыводимые из чувственного О., считались тем не менее непосредственно воспринятыми душой тогда, когда она еще не соединилась с телом). Эмпирич. философия 17–18 вв. утвердила тезис, что все знание происходит из О. Для нее выделение О. как констатации данного, в отличие от деятельности размышления, приобретает принципиальный характер: если все знание происходит из О., то получаемые в О. «идеи» есть те исходные элементы, результатом комбинации к-рых является система знания в целом. Попытки понять О. как чистую «данность» и отождествить содержательность знания с фиксацией этой «данности», начатые материалистом Локком, доводятся до логич. конца в философии идеалиста Юма, к-рый, подобно Локку, начинает с сенсуализма и эмпиризма, но в конечном счете приходит к выводу, что ничто нельзя осознать путем О. и наблюдения. Так метафизич. эмпиризм, делая все логич. выводы из своих посылок, приходит к самоотрицанию. Попытку возрождения субъективно-идеалистич.. эмпиризма Беркли и Юма в 20 в. предпринял махизм в концепции «чистого О.», подвергнутой критике Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В частности, Ленин раскрыл эклектичность употребления понятия О. махистами и показал, что в таком употреблении О. «. прикрывает и материалистическую» и идеалистическую линию в философии, освящая их спутыванье» (там же, с. 135).
В 20 в. возникают и такие направления субъективно-идеалистич. эмпиризма, к-рые пытаются преодолеть психологизм и разграничить логич. и психологич. элементы О. Дж. Мур и Рассел, используя аппарат математич. логики, формулируют т.н. концепцию «чувственных данных» (sense-data), понимая под последними не элементы О. как психологич. процесса, осуществляющегося в индивиде, а те внешние для познающего индивида содержания, к-рые он воспринимает и к-рые якобы не являются ни физическими, ни психическими по своей природе. При этом акцент делается уже не на анализе «чистого О.», а на логич. конструировании системы мира и знания из неких мнимых чувственно логизированных сущностей – «чувственных данных». Логич. позитивизм пытается продолжить феноменалистскую программу Рассела, но в ряде пунктов он вынужден существенно отойти от эмпиризма, в частности отказаться от осн. понятия эмпирич. философии – понятия О. Вопрос о том, какова должна быть структура языка науки – будет ли это вещный язык или же язык чувственных данных, решается путем свободного выбора, подчеркивает Карнап (см. «Значение и необходимость», М., 1959, с. 301–02).
Эмпирич. концепция О. приводила к абсурдным следствиям, заставлявшим отрицать само понятие О. и по др. линии. Еще Локк обратил внимание на то, что познающему субъекту непосредственно в О. дан не только мир внешних ему предметов, но и факт переживания субъектом самого себя как чего-то внутреннего, отличного от внешнего объекта. Последний факт Локк назвал «внутренним» О., в отличие ог «внешнего» О. – познания предметной действительности. Под влиянием Локка в зап.-европ. философии и психологии сложилась концепция, согласно к-рой во внутр. О. субъект и объект познания полностью» совпадают, сливаются. Такого рода опытное знание является якобы совершенно непосредственным и в то же время совершенно достоверным, т. к. не может быть ничего достовернее знания субъектом своих собств. состояний. Отличие психологии от остальных наук усматривалось в том, что она имеет дело именно с внутр. миром субъекта, исследуя его при помощи интроспекции. Однако развитие интроспективной психологии выявило невозможность достичь сколько-нибудь убедит. результатов на этом пути. Бихевиоризм предложил отказаться от субъективистского изучения «внутр. мира» субъекта и заменить его «объективным» методом изучения внешних реакций организма на окружающие его условия, но реакция на «интроспекционизм» привела бихевиоризм к отказу от понятия О. вообще.
Т.о., развитие категории О. в философии метафизич. эмпиризма привело к ее устранению из логики и гносеологии и признанию ее чисто психологич. значения (Карнап), а эмпирич. психология (бихевиоризм) пришла к отрицанию и психологич. значения О.
Не более успешной была трактовка О. в метафизич. рационализме, для к-рого объективное знание тождественно математике и механике, а познание рассматривается как формальнологич. расчленение готового, данного содержания, заложенного во «врожденных идеях» и не выводимого из О. То, что не укладывается в рамки механико-математич. науки, объявляется субъективным. Опытное знание трактуется как смутное, «имагинативное» и противопоставляется рациональному, ясному, исходящему из интуитивно очевидных истин. Но такое резкое принижение роли О. в познании оказывается в вопиющем противоречии с практикой развития эксперимент. естествознания, в к-ром с несомненностью обнаруживается логич. связь с О. самых абстрактных и непосредственно не данных в О. теоретич. понятий.
Первые шаги к правильному пониманию О. и его роли в познании были сделаны в нем. классич. философии, к-рая исследует познание как развивающийся многоуровневый процесс. При этом высшие уровни, возникая на основе нижележащих, не просто существуют рядом с последними, а взаимодействуют с ними, глубоко перестраивая их организацию. «Существенным для науки является не столько то, что началом служит нечто непосредственное, а то, что все ее целое есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым» (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 54).
Диалектич. материализм исходит из последоват. материалистич. сенсуализма, но в то же время подчеркивает, что развитие познания характеризуется не просто выявлением содержания, в готовом виде данного в ощущениях, а включением ощущений в более сложные познават. структуры и как результат – появлением такого познават. содержания, к-рое непосредственно в ощущениях не дано. Познание всегда осуществляется в формах, исторически выработанных человечеством, и прежде всего в определ. формах предметной деятельности и языка, к-рые и определяют характер «видения» мира познающим субъектом, характер логич. расчленения действительности в акте О. Будучи единством непосредственного и опосредованного знания, О. выступает как компонент познания всякий раз, когда происходит включение непосредственно данных ощущений в познават. структуры более высоких уровней: на одном этапе развития познания в качестве О. может выступать восприятие, на другом – восприятие, осмысленное в логич. категориях языка, и т.д. В совр. науч. познании О. выступает по крайней мере в двух различных формах: 1) как осмысление данных ощущения и восприятия в терминах обычного языка или в терминах, определяемых через термины обычного языка, т.е. как эмпирич. знание; 2) как осмысление данных ощущения и восприятия в теоретич. терминах. Что же касается -т.н. «внутр. О.», то он является фикцией: осознание субъектом собств. переживаний, по видимости выступающее как непосредств. восприятие нек-рой «внутренней» данности, в действительности предполагает отнесение этих переживаний к реальному индивиду или к реальным внешним предметам как к их источнику. Непосредств. восприятие себя как «Я» есть результат оценки (часто неосознанной) индивидом себя и своих действий с т. зр. обществ. субъекта, выступающего обычно в виде некоего обобщенного «другого человека» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 62, прим.).
В обществ. науках термин «О.» нередко употребляется как характеристика деятельности общества, класса, социальной группы, отд. человека (О. классовой борьбы, О. решения определ. задач и т.п.). Понятие О. в этом смысле выражает строение и условия реализации того или иного вида, способа деятельности. В обществ. жизни изучение такого О. необходимо для успешного решения социально-политич. и экономич. задач. Специально обобщению О. революц. борьбы посвящены труды классиков марксизма-ленинизма. В жизни отд. человека приобретение и усвоение О. решения задач является одним из осн. механизмов формирования и развития личности. В филос. анализе О. в этом смысле включается в более широкое понятие практики.
Лит.: Локк Д., Опыт о человеч. разуме, [пер. с англ.], М., 1898; Юм Д., Исследование о человеч. разуме, пер. с англ., СПБ, 1904; Кант И., Критика чистого разума, пер. с нем., 2 изд., П., 1915; Рассел Б., Человеч. познание, [пер. с англ.], М., 1957; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965.
В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Читайте также:  Если зрение после операции ласик через неделю

ОПЫТ
ОПЫТ — знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью — будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т. д.). Большинство философов сближали опыт с чувственным знанием.
Проблема опыта обсуждалась в философии прежде всего в связи с вопросом об обосновании знания. Для рационалистов опыт не может быть ни полноценным знанием, ни его источником, а лишь в лучшем случае поводом для деятельности мышления. Зато для эмпириков знание может быть лишь опытным. При этом для последних важно выделить подлинный, настоящий, “чистый” опыт и отделить его от того, что только кажется непосредственно данным, но не является таковым на деле. Ибо с этой точки зрения только непосредственно данное содержание знания может быть несомненным и самодостоверным и может поэтому служить основанием всей системы знания. Согласно этой концепции, знание, кажущееся внеопытным (априорным), на самом деле является либо сложным продуктом опыта (логика и математика в понимании Д. С. Милля), либо вообще не знанием в точном смысле слова, а лишь экспликацией некоторых особенностей языка (логика и математика как системы аналитических высказываний в концепции логических позитивистов), либо бессмысленным псевдознанием (метафизика в понимании всех эмпириков). Однако все попытки выделить абсолютно непосредственное содержание знания в виде опыта (ощущения сенсуалистов, “чувственные данные” английских и американских неореалистов в нач. 20 в., “протокольные предложения” логических позитивистов) не увенчались успехом.
Существуют две философские концепции, для которых проблема опыта является центральной. В философской системе Канта знание совпадает с опытом. Мысленные образования, предмет которых не может быть включен в систему опыта, в частности идеи Бога, трансцендентального Я, мира в целом, не могут претендовать на знание (хотя эти идеи и играют важную роль в познании и нравственной деятельности). Вместе с тем понимание опыта у Канта весьма отлично от эмпиристского. Во-первых, опыт возможен лишь в результате применения априорных (внеопытных) форм организации чувственного материала. Во-вторых, Кант подчеркивает взаимосвязь и вместе с тем несводимость друг к другу двух типов опыта — внешнего и внутреннего. Внешний опыт (относящийся к физическим телам и связанным с ними событиям) предполагает организацию ощущений априорными формами пространства и времени и априорными категориями рассудка. При этом Кант отличает восприятие от опыта. Для первого достаточно априорных форм пространства и времени. Опыт же возможен лишь на основе применение также и категорий. Внутренний опыт (относящийся к событиям во внутреннем мире сознания субъекта) осуществляется на основе априорной формы времени и определенных априорных категорий рассудка. В-третьих, по Канту, возможен своеобразный “априорный опыт”, когда в виде “чувственной данности” выступают сами априорные формы созерцания — пространство и время (напр., в чистой математике), Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля допускает не только чувственное, но и нечувственное созерцание (восприятие). Кроме обычного опыта, считает Гуссерль, существует также и опыт необычный, совпадающий с трансцендентальной рефлексией. Это созерцание “чистым сознанием” своих собственных априорных сущностных структур. Поэтому возможны “категориальное восприятие”, “созерцание сущности” (вещи бессмысленные, с точки зрения Канта). Трансцендентальный субъект может созерцать и самого себя и тем самым иметь о себе знание. Такого рода опыт, по Гуссерлю, лежит в основе всего познания и всей культуры. Мышление имеет смысл лишь в той мере, в какой оно обслуживает так понятый опыт.
Обсуждение проблемы опыта в истории философии, а также в современной литературе по теории познания, философии науки и когнитивной науке позволяет сделать следующие выводы.
1. Невозможно выделить совершенно непосредственное и абсолютно достоверное знание, отождествляемое с опытом, — понимается ли это знание в духе эмпиризма как элементарные чувственные единицы или в духе феноменологии как самоочевидные феномены. То, что кажется сознанию непосредственно данным, всегда является продуктом активной деятельности субъекта, предполагающей использование определенных схем и эталонов (некоторые из которых могут быть врожденными), языка, категорий культуры, ав науке также и теоретического языка (см. Восприятие).
2. Мышление и опыт взаимодействуют. С одной стороны, результаты мыслительной деятельности так или иначе используются на опыте и в этом процессе подвергаются испытанию на пригодность (хотя способы определения этой пригодности могут быть весьма сложными). С другой стороны, сам опыт критикуется, изменяется и переосмысливается на основе прогресса мышления.
3. Выделяются различные типы опыта: обыденный опыт, фиксирующий в обыденном языке и в правилах “здравого смысла” результаты повседневной житейской практики; применяемое в науке (прежде всего в описательных науках) систематическое наблюдение (особая его разновидность —самонаблюдение, т. е. интроспекция); научный эксперимент, пред
полагающий не просто фиксацию естественно данного порядка вещей, а создание определенных искусственных ситуаций, позволяющих изучать явления “в чистом виде”.
4. Нет резкой границы между опытными и внеопытными науками. Любой опыт предполагает внеопытные компоненты. Вместе с тем и в таких внеопытных науках, как математика, имеют место догадки, гипотезы и т. п. Есть целый ряд дисциплин, предмет которых не дан в опыте, но которые тем не менее не являются априорными, а имеют дело с эмпирически существующими текстами (история, филология, культурология, философия).
5. Крайне проблематична возможность выделения “внутреннего опыта” в качестве самостоятельного. Если обычный (“внешний”) опыт предполагает воздействие внешнего предмета на органы чувств субъекта, то непонятно, какие органы чувств может использовать субъект, испытывающий свой “внутренний опыт”. И кто в этом случае выступает как субъект? Судя по всему, то, что представляют объектами “внутреннего опыта”, на самом деле являются элементами или звеньями ориентации во внешнем мире (когнитивными схемами, дискурсивными или полудискурсивными образованиями). См. также ст.: Представление, Я, Теория познания и лит. к этим ст.
В. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Синонимы:

    искушенность, испытание, исследование, компетенция, навык, опытность, практика, умение, школа, эксперимент, эмпирия

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источники:
  • http://blog.getgoodrank.ru/polzovatelskij-opyt-s-tochki-zreniya-psixologa/
  • http://studopedia.su/14_183168_s-tochki-zreniya-informatiki-informatsiya--eto-svyazannie-mezhdu-soboy-svedeniya-izmenyayushchie-nashi-predstavleniya-o-yavlenii-ili-ob-ekte-okruzhayushchego-mira.html
  • http://www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-2895.htm