ОККУЛЬТИЗМ — (от лат. occultus тайный, сокровенный) попытка выявить и использовать в практических целях «скрытые» природные силы. О. основывается на убеждении, что все вещи составляют единое целое и между ними существуют необходимые, целенаправленные… … Философская энциклопедия
ОККУЛЬТИЗМ — (лат.). Учение, признающее существование в природе еще неизвестных нам сил и способностей человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОККУЛЬТИЗМ направление, признающее существование в природе еще… … Словарь иностранных слов русского языка
оккультизм — кабалистика, колдовство, оккультные науки, шаманство Словарь русских синонимов. оккультизм см. колдовство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
оккультизм — а, м. occultisme m. <лат. occultus тайный, скрытый. Общее название мистических учений, утверждающих, будто в природе существуют таинственные, сверхъестественные силы, с которыми избранные могут вступать в общение при помощи магических действий … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Оккультизм — Оккультизм ♦ Occultisme Не вера в сокрытые истины (почти все истины сокрыты, «глаза, – как говорит Лукреций, – не способны познать природу вещей»), но вера в истины, которые не желают открываться или сознательно скрываются по той причине,… … Философский словарь Спонвиля
ОККУЛЬТИЗМ — (от латинского occultus тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для посвящённых , прошедших специальную психическую тренировку. Учения оккультизма о всеобщих скрытых… … Современная энциклопедия
ОККУЛЬТИЗМ — (от лат. occultus тайный сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для посвященных , прошедших специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и … Большой Энциклопедический словарь
ОККУЛЬТИЗМ — ОККУЛЬТИЗМ, оккультизма, мн. нет, муж. (от лат. occultus таинственный). Общее обозначение мистических учений, утверждающих, будто существует особая, таинственная связь человека с т.н. потусторонним, не познаваемым при помощи разума миром.… … Толковый словарь Ушакова
ОККУЛЬТИЗМ — (от лат. occultus тайный, скрытый) англ. occultism; нем. Okkultismus. Различные верования, представления, учения, признающие существование скрытых сверхъестественных сил, общение с которыми доступно лишь для посвященных , прошедших особую псих,… … Энциклопедия социологии
Оккультизм — (лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку. Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях … Энциклопедия культурологии
оккультизм — ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus тайный, сокровенный) «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Илья Барабаш
«Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:
перейди отсюда туда, и она перейдет».
Евангелие от Матфея
Оккультизм и религия, оккультизм и наука. Насколько непримиримо это противостояние? Насколько оно предопределено самой природой этих явлений? А может быть, это противостояние надуманно и беспочвенно. К чему весь этот спор? Да и трудно назвать это спором, так как разногласия здесь почти никакого нет. Более того, я бы даже сказал, что есть поразительное единодушие по ряду вопросов. Есть представление об оккультизме, высказанное тем, кто когда-то сделал его известным на Западе, и было это уже более ста лет назад. И есть представление об оккультизме современных авторов, как правило, православных. Не нужно быть большим аналитиком, чтобы заметить, что свое мнение об оккультизме последние основывают, с одной стороны, на более чем огромной массе «популярной литературы» об астрологии, так называемой «магии» и т.п., действительно сомнительного содержания. А с другой — на мнении церкви по отношению к различного рода колдовству, магии и т.д. Самое интересное, что взгляды оккультизма и религии, по сути, совпадают. Инцидент можно было бы считать исчерпанным. Однако исчерпанным только на бумаге. В жизни он, очевидно, продолжится еще очень долго.
Можно выделить две основных линии напряжения: между оккультизмом и наукой и между оккультизмом и религией. Вопрос в том, насколько это напряжение является искусственным, т.е. надуманным и возникшим в результате неправильного понимания этих явлений, и в чем оккультизм действительно противостоит науке и религии? При этом, правда, надо учесть, что и взаимоотношения между наукой и религией далеки от гармонии и согласия. Поэтому ни одну, ни другую нельзя брать в качестве точки отсчета, а суждения их не могут быть поэтому критерием истины. Одна из причин, делающая противостояние искусственным в том и состоит, что, как ни странно, религия не признает в оккультизме научность, а наука – религиозность. В то же самое время со своей стороны можем высказать совсем уж крамольную мысль, что возможно именно оккультизм является синтезом науки и религии, т.е. тем, что их объединяет. Не будем сейчас приводить обоснования этого, это тема очень серьезного разговора, требующая очень точного и глубокого обсуждения того, в чем состоит суть науки и в чем религии. Пусть это будет пока просто интуитивное предположение, впрочем, согласное с тем, что пишет Брокгауз и Ефрон.
Краткий список положений, как представляется оккультизм с точки зрения церкви и науки.
1. Церковь признает реальность большей части явлений, приписываемых оккультизму, но считает их причиной связи с «бесами» и поэтому осуждает их.
2. Вторым пунктом обвинения оккультизма является то, что оккультизм, по мнению некоторых церковных авторов, не требует духовных усилий и является потаканием своим страстям, властолюбию и т.п.
3. Некоторые церковные авторы видят оккультизм антихристианским учением, проповедуемым в России для ее духовной и всей прочей погибели, за чем стоит мировой заговор против России и Православной Церкви как единственного и последнего оплота истины в этом погрязшем в грехе мире.
4. Наука видит в оккультизме шарлатанство в обличье различных паранормальных явлений, не объяснимых с точки зрения официальной науки.
5. Официальная наука (хотя, что такое «официальная наука» определить будет очень сложно) не признает таких наук, как, например, астрология, алхимия и т.п., видя в них пустые фантазии.
Однако обращаясь к тем авторам, благодаря которым мы сейчас говорим об оккультизме, к тем, кто, очевидно, не понаслышке знает, что это такое, мы видим, что они очень четко разделяют истинный оккультизм от ложного, состоящего в поиске различного рода феноменов, и, также как и церковь, предупреждают об опасности практикования оного. Во-вторых, они настаивают, что для истинного оккультиста, прежде всего, важна чистота души и помыслов, искренняя вера в Бога, преодоление эгоизма и тщеславия, добавляя при этом необходимость преодоления также и различного рода заблуждений, догм, стереотипов. Не о том ли пекутся и христиане, например? Что отличает оккультизм от религии – это иное видение взаимоотношений человека и Бога. Можно ли назвать его антихристианским учением? Я думаю, что нет, не-христианским – да, но наравне с другими теологическими системами, например, исламом, буддизмом и т.п. Противопоставлять таким образом оккультизм и христианство – значит совершать логическую ошибку, намеренно или по неведению путая понятия противоположности и противоречия.
Что касается сопоставления оккультизма с наукой, то первый воспринимает мир в более широком диапазоне, если так можно выразиться, который наука начинает постепенно открывать. Кроме того, методы современной науки и оккультизма хотя и имеют на первый взгляд одну цель – познание, сильно отличаются. Первая – опирается на эксперимент, считая его единственным объективным критерием истины и стремясь исключить «субъективного» человека из процесса познания. Второй же наоборот — стремится включить человека в этот процесс, делая его своего рода инструментом, путем и целью этого познания. Отсюда необходимость познания себя и работы над собой. Это две модели науки. Слова Джордано Бруно: «Наука есть наилучший способ сделать человеческий дух героическим» и Платона: «В науках очищается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости лучше, чем иметь тысячу глаз, ведь только при его помощи можно увидеть истину» относятся большей частью именно к той модели, которую предлагает оккультизм.
Проблема отношения к оккультизму, как кажется, имеет сегодня одну очень важную, хотя и не слишком очевидную причину. Анализируя определения оккультизма (см. ниже), нетрудно заметить, какой сильный акцент ставится на работу с внутренним миром человека. Речь идет и о глубоком самопознании и об усилиях, направленных на моральное самосовершенствование. Очевидно, что такое внимательное отношение к своему внутреннему миру не очень модно сегодня, к сожалению. У большинства из нас нет навыка работы с самим собой. Нет того опыта, к которому обращается, и который развивает оккультизм. И это, возможно, самое большое препятствие к его признанию. Очень хорошо эта проблема становится заметной при изучении совсем вроде бы не оккультных работ Карла Густава Юнга, особенно в сравнении с работами Зигмунда Фрейда. Популярность, хотя и оспариваемых, и далеко не бесспорных идей последнего трудно преувеличить. Как трудно преувеличить и степень нашего знакомства с опытом, к которому апеллирует Фрейд. И также трудно преувеличить степень отсутствия у нас того опыта, разделить который предлагает Юнг. И если религиозный образ жизни требует определенного морального совершенствования, то образ жизни научный не требует сегодня ни самопознания, ни этического совершенствования.
Так что же, есть ли возможность примирения? Надо полагать, что есть, но для этого надо будет сделать очень много усилий. Скорее всего, первой придет к признанию оккультизма наука, которая в течение последних двухсот лет все ближе подходит к представлению о мире ранее свойственному только оккультизму. Например, в понимании законов эволюции, эмбриогенеза, а также в области психологии человека.
Однако ждать этого признания можно активно. Непредвзятое изучение традиций, мифов, философских и религиозных учений различных эпох, их сравнительный анализ позволят нам расширить круг своих представлений о мире. А их осмысление и попытка применить их к нашему сегодняшнему дню и к нам самим позволит лучше понять свой внутренний мир. И именно там, в нашем внутреннем мире, должна, судя по всему, произойти эта долгожданная встреча.
Приведем несколько цитат из различных источников, иллюстрирующих основные положения оккультизма и отношение к нему с точки зрения религии и науки.
Под оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их приложением по всей вселенной.
Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а также всех вещей в ней.
Заметная разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего плана их проявления…
Оккультист рассматривает всю природу как единое целое, а всё разнообразие относит на счёт того, что единство это состоит из проявлений различных уровней или планов, восприятие которых зависит от развития воспринимающего.
Он считает, что единый закон, проникающий все вещи — это эволюционное развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции — божественного логоса; потому известный нам ныне человек способен на почти бесконечное развитие.
Веря, что природа и её законы — одно, оккультист знает, что всякое действие против этих законов встретит противодействующие силы и будет уничтожено; потому развивающийся человек должен, если хочет достичь божественности, стать сотрудником природы. Для этого ему следует учиться соответствию природе. Оно приведёт его к тому, что его действия станут неизменно благотворными и будут неуклонно преследовать высшее благо — ведь то, что называется «добром» — лишь действие, производимое в соответствии с единым законом. Потому оккультизм даёт рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он возводит нравственность в космический закон, а не основывает её на поверии. Более того, осознание единства природы ведёт оккультиста к признанию того, что та же единая жизнь, проникающая всё, действует также и в нём самом; таким образом, он приходит к тому, что совесть — это не просто критерий правильного и неправильного, а зародыш высшей способности восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то время как в воле он признаёт силу, способную к неограниченному возрастанию и расширению.
«Число Зверя. На пороге третьего тысячелетия»
Иеромонах Анатолий (Берестов)
Источник: Aha
Большая Советская Энциклопедия ( 1974, т. 18, с. 348) так определяет слово «оккультизм». Оккультизм (от латинского слова okkultus — тайный, сокровенный), — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения. усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к так называемым «тайным знаниям». Именно эти так называемые «тайные знания» лежат в основе колдовства, магии, из которых вышли на арену дня экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и т.п.
Оккультные учения идут к нам и с запада, и с востока. Во многом это связано с развитием идеологического и духовного плюрализма, или вседозволенности, на фоне так называемой демократизации общества. На глазах совершается страшная духовная агрессия против России и, в первую очередь, против Православия в России, ибо только Россия остается столпом и оплотом истинного христианства в мире. Но именно поэтому и тратятся огромные усилия, чтобы и снаружи, и изнутри расшатать Православие и Церковь. Вероятно, мало кто знает, что только в прошлом, 1994 г. ЦРУ потратило 150 млн долларов на духовную агрессию против России и в нашу страну хлынул поток разных антиправославных проповедников, которые стали создавать различные секты, школы, в том числе и оккультные — экстрасенсорики, магии, уфологии, астрологии и т. д.
Чем же страшны оккультные методы целительства? Гипноз, экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы насильственного воздействия на психику человека, подавляя его волю и вырабатывая поведение людей по чужой воле — воле гипнотизера, экстрасенса, колдуна и т. д. Воздействуя на подсознание человека, они вкладывают в подсознание свою программу поведения и мышления. Эта программа, проходя в сознание, определяет поведение, поступки и даже образ мышления человека. Ему кажется, что он поступает по своей воле, по своему желанию. На самом деле он выполняет волю чужого человека, чужого духа. Такое насильственное воздействие ограничивает личность человека, парализует его волю, изменяет поведение и даже мышление. Человек становится как бы биороботом, в нем убивается Образ Божий.
Образ Божий несет в себе каждый человек, каким бы плохим и падшим он ни был. Образ Божий в человеке состоит в том, что человек имеет свойства, присущие Богу: разум, свободную волю, бессмертную душу. Отбирая у человека волю и навязывая ему свою, изменяя образ мышления и поведения человека, оккультисты издеваются над Образом Божиим, умаляют его, подчиняют душу человека себе.
Большая Советская Энциклопедия
Источник: Cultinfo
Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и «нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. «тайным знаниям» — воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В философском плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы которого находятся в непрестанном динамическом взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят отражения в каких-либо др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономической и политической истории. Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естественных наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14—16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в современной научной картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т.о., антипод, противоположность научному мышлению.
Словарь Брокгауза и Ефрона
Оккультизм
Сущность и метод. О. (от лат. слова occultus — тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и философией, или мало ею исследованных, а также некоторых действий и приемов, вытекающих из этих познаний. Впервые термин «philosophia occulta» был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. В основе О. лежит двоякое стремление человеческой души — верить и познавать. Оккультизм стоит на границе между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией, — с другой. С философией О. сближается как стремлением проникнуть в сущность вещей, постигнуть глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, так и желанием охватить все отрасли человеческого познания в стройной системе, построить одно цельное и законченное во всех частях миросозерцание. С религией его сближает признание главнейшим источником познания, — по крайней мере, в теоретических основах О. — не свободное исследование фактов, а откровение свыше, равно как и глубоко-теологическая точка зрения, признающая исходным пунктом мироздания Божество. Такая точка зрения не чужда даже наиболее близко стоящим к современной опытной науке исследователям оккультических явлений. Таким образом, О. в основе своей — теологическая система (или, лучше сказать, совокупность систем, более или менее однородных по характеру), лишь более широкая, чем обычные теологические системы, так как эти последние редко выходят из сферы религиозных и моральных вопросов, тогда как О. стремится охватить все стороны мироздания. Признавая откровение главным источником познания, О. не отказывается и от общепринятых научных приемов — умозаключения и опыта, но прибегает к ним главным образом лишь при исследовании материальных сил природы и человека. Охотнее всего он пользуется методом аналогии, т. е. именно тем, который в официальной науке признается наименее точным и убедительным. Очень часто результаты, достигаемые при этом оккультистами, сводятся к пустой, более или мене остроумной игре словами и понятиями, а сближения, делаемые ими при этом, крайне искусственны и произвольны. О. — понятия более широкое, чем теософия, спиритизм, магия и т. п., которые вместе с другими тайными науками и искусствами, как-то каббалой, алхимией, астрологией и проч., составляют лишь отдельные отрасли О. Наука, по мнению современных оккультистов, исследует лишь феномены, внешнюю сторону фактов: она экзотерична, в противоположность О. или эзотеризму, занимающемуся исследованием внутренней сущности вещей и высших сфер мироздания, доступных лишь небольшому сравнительно кружку посвященных, которых оккультисты называют адептами или просвещенными (adepti, illuminati, initiati). Иногда О. называют также герметизмом, по имени одного из мифических пророков его, Гермеса Трисмегиста (см.). Впрочем, название герметической науки чаще всего применяется к алхимии.
Православие и современный оккультизм.
Источник: Karelin-r
Если человек думает приблизиться к Богу без борьбы с собой, вернее с грехом, который въелся как ржавчина в металл в его природу, то это лукавое намерение — сочетать веру с жизнью по страстям, эгоцентризмом и гордыней — приводит к деградации и искажению самого религиозного чувства. Человек не может одновременно любить свои страсти и Бога, поэтому он внутренне теряет Бога.
В этом внутреннем отступничестве могут быть два исхода. Первое, религия, оторванная от своих мистических корней, принимает утилитарный и прагматичный характер; этика заменяется этикетом, и сама нравственность понимается как внешнее поведение, а не как внутреннее состояние души. Человек, потеряв в своем сердце Бога, становится новозаветным фарисеем, который убежден, что он образцовый христианин и как артист веры любуется сам собой.
Во втором случае у человека сохраняется мистическое чувство, как свидетельство каких-то невидимых таинственных реалий. Но человек потерял Бога, как главную цель и содержание религиозной жизни, и стал открытым для демонических сил. Поэтому, уже искаженное мистическое чувство, сочетавшееся с эгоцентризмом и страстями, теперь побуждает его искать в религии средства для приобретения сверхчеловеческих сил и знаний, и он находит в оккультных «науках» каких-то неведомых «помощников» под видом космических духов, которые обещают ему содействие в осуществлении его планов. А так как демонический мир, являющийся концентратом гордыни и страстей, близок к состоянию падшего и непреображенного благодатью человека, то контакт налаживается быстро. Эти «помощники» охотно откликаются на призывы человека, обещая ему власть над духовным миром через магические знания и ритуалы.
Магия и оккультизм — это добровольное искание союза с князями ада, это договор сатаны с человеком, заключенный против Бога. Христианство основано на любви и самоотверженности, его очи устремлены в вечность. Магия всегда утилитарна; оккультист смотрит на духовный мир как на средство для достижения своих личных, вполне земных целей. Христианин подчиняет свою волю благодати Божьей. Оккультист посредством заговоров, мантр, заклинаний и астрологических карт пытается овладеть духовным миром и подчинить его себе. Но на самом деле, оккультист, отдавшись демону, похож на ребенка, который хочет покататься на спине тигра, но оказывается в зубах зверя.
Человек вначале добровольно тянется к оккультизму, а затем, словно завороженный входит в поле демонических сил, которое засасывает его как топкое болото. Выбраться из этого болота удается немногим; большинство осознают свою катастрофу только в час смерти, когда мнимый ангел сбрасывает с себя маску помощника, и человек видит своего убийцу — демона. Магия это подкуп, за который человек отдает свое бессмертие.
Соблазн оккультизма
Епископ Александр Милеант
Источник: Vernost
Полной противоположностью такой здоровой религиозности, основанной на вере и послушании Богу, является нездоровая, «черная духовность» оккультизма. Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи, — но ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий чисто утилитарная: — узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть био-энергию, расширить свой потенциал, отомстить врагу или просто «поиграть» с таинственным. Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического труда и без нарушения гражданских законов.
Если обращение к Богу пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться, то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная привлекательность оккультизма. Но, как увидим дальше, услужливые потусторонние духи совсем не альтруисты, и человек рано или поздно расплачивается очень дорого за полученные услуги. Только поначалу все выглядит легко и просто.
Психологические основы оккультизма
Свами Вивекананда
Источник: Psy.Piter
Теперь вы видите, что основа оккультизма: помогать не рассуждая, глядя даже смерти в лицо, хотя бы вас обманывали миллион раз, не спрашивайте ничего и не думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью к бедным и не ждите от них благодарности; скорей будьте им благодарны за то, что они дают вам случай проявить на них свое милосердие. Совершенно ясно, что быть идеальным человеком, живя в миру, гораздо более трудная задача, чем быть идеальным монахом. Истинная жизнь труда так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная жизнь отречения.
Еще раз об оккультизме в Православии
проф. А.Дворкин
Источник: Radonezh
Одна из самых тяжелых духовных болезней – оккультизм. И увлечение им, даже давно изжитое и раскаянное, все равно почти никогда не проходит бесследно. «Микробы» оккультизма очень долго живут в душе человека и время от времени дают о себе знать.
Оккультизм, в частности, характерен тем, что совмещает феномены духовные и физические, точнее верит в то, что они жестко управляются одними законами. Вот, скажем, очевидный пример: Дело в том, что у души есть точка внимания (точка концентрации), которая может перемещаться по телу. Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает.
Вообще-то это из Кастанеды – «блуждающая точка сборки» и проч. Но где в православной литературе автор может найти эту «блуждающую» душу, которая в определенном возрасте у девушек перемещается в область ниже пояса?
Дальше по мысли автора происходит трансформация подростка в инфернального «энергетического вампира» (опять же, заметим, оккультное нью-эйджевское понятие).
Оккультизм истинный, частичный и ложный.
Анни Безант
Источник: RuMagic
Начнём же мы с вопроса — что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е. П. Блаватская однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а следовательно — изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые, исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах. Это изучение жизненной стороны вселенной, то есть той, из которой всё происходит и всё формируется — взгляд сквозь иллюзорную форму на ту реальность, которая её оживляет. Это изучение того, что лежит в основе всех явлений, и прекращение ослепления теми видимостями, которые постоянно меняются и вводят нас в заблуждение; это проникновение через завесу майи и восприятие реальности, единого Я, единой Жизни, единой Силы, того, что во всём, и в чём пребывают все вещи… Такое изучение, если вы вообще понимаете, что под ним подразумевается, должно обязательно означать развитие в наблюдателе высших духовных способностей, ибо лишь духом может быть познан Дух. Мы постоянно говорим о доказательстве тех или иных духовных вещей, но не может быть истинного подтверждения духа, кроме как через дух. Подтверждения интеллектуальные, эмоциональные и чувственные не годятся, когда мы имеем дело с реальностью Духа. Никакие подобные доказательства не могут быть более чем предположением, отражением истины. Они могут быть аналогией, которая может направить нас на верный путь, но доказательством и подтверждением в истинном смысле слова они быть не могут. И как было верно сказано в одном из великих индийских писаний, не может быть в полном смысле свидетельства о Боге, кроме веры в Дух, ибо лишь дух сроден ему, и, будучи им самим, может его коснуться и узнать.
И теперь, взглянув в этом свете на истинный оккультизм, и уразумев, что никто не может быть в полном смысле слова оккультистом, кроме тех, в ком развита и действует духовная природа, нам следует научиться отличать истинный оккультизм от очень многих проявлений, выступавших под этим именем в прошлом и действующих среди нас сегодня. Но отделяя все эти формы так называемого оккультизма, нам нужно отличать среди них те, которые в некотором смысле можно назвать ступенями к оккультизму истинному, и которые были предназначены теми, кто дал их, для содействия прогрессу. Другие же формы, в действительности не относящиеся к оккультизму в истинном смысле слова, те вещи, которые Блаватская однажды назвала «оккультными искусствами», и которые, похоже, заключают в себе всё, что люди обычно и считают оккультизмом — это искусства, в которых используются некоторые силы природы и развиваются способности, относящиеся к тем планам, которые ниже духовного, поскольку существуют миры, которые выше того, что мы называем физическим, но всё же ниже духовных областей. Развитие некоторых способностей приводит человека в соприкосновение с ними, позволяя ему управлять этими силами и их использовать. Есть почти мириады таких умений и линий обучения, которых никакой настоящий ученик и искатель высшей истины, размышляя об оккультизме, никогда к нему не отнесёт.
…Развитие духовной природы должно последовать за очищением низших составляющих нашей природы, и это один из важнейших моментов, который нужно осознать. Мы должны быть эмоционально и интеллектуально чисты и на определённой стадии по меньшей мере достичь полного устранения личности, прежде чем в пределах нашей досягаемости окажется что-либо, достойное названия духовного прогресса.
…Вряд ли стоит вам напоминать, что в то время как этот полуоккультизм может служить ступенью к оккультизму истинному, псевдооккультизм как правило определённо является для него препятствием. К псевдооккультизму можно отнести «оккультные искусства», в изучении которых погрязли многие подававшие надежды начинающие, сбившись с пути и потратив свои жизни зря. Геомантия, хиромантия, карты таро — всё это неплохо для тех, кто хотел бы пробраться обходными путями природы и добыть знания о её скрытых трудах. Эти науки могут быть безвредными, интересными и даже в чём-то полезными, но это не оккультизм, и их профессора оккультистами не являются. Некоторый успех в этих занятиях — а для него не требуется высоких качеств ума и сердца — может вскормить самые абсурдные претензии и тщеславие, будто эти шашни с апсарами царства оккультизма превратили заурядного человека в одного из его правителей, великого мага. Человек может быть мастером этих искусств, и всё же быть дальше от оккультизма, чем какая-нибудь чистая и бескорыстная женщина, стремящаяся лишь любить и служить, или щедрый и великодушный человек, посвятивший свою жизнь помощи своим собратьям. А если эти искусства обращены на достижение эгоистичных целей или питают тщеславие, их профессор может оказаться в опасной близости к вратам левого пути.
Оккультизм против оккультных наук
Е.П.Блаватская
Источник: Kulichki
В разделе Писем за этот месяц некоторые материалы свидетельствуют об очень сильном впечатлении, произведённом на умы нашей последней статьёй «Практический оккультизм». Подобные письма ещё раз доказывают и подкрепляют два логических заключения: на свете больше образованных и мыслящих людей, верящих в существование оккультизма и магии (существенно отличающихся друг от друга), чем это предполагают современные материалисты; и большинство этих верящих (включая многих теософов) не имеют ясного представления о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, в том числе с “чёрной магией”.
Их представления о силах, коими оккультизм наделяет человека, и о путях, ведущих к приобретению этих сил, столь же различны, сколь и причудливы. Некоторые воображают, что требуется руководитель, указывающий путь,— и что этого вполне достаточно, чтобы стать чем-то вроде Занони. Другие полагают, что следует лишь пересечь Суэцкий канал и добраться до Индии, чтобы превратиться в Роджера Бэкона или даже графа Сен-Жермена. Многие считают своим идеалом Маргрейва с его вечной молодостью, и их мало тревожит то, что плата за это — собственная душа. Немало таких, которые, путая оккультизм с чистейшим «Аэндорским колдовством», «вызывают в сферу света, из мрака Стикса чрез зияющую Землю, безобразных призраков» и хотят, чтобы на этом основании их считали законченными адептами. «Церемониальная магия», воплощённая в законах, пародийно изложенных Элифасом Леви, служит ещё одним воображаемым alter ego философии Архатов древности. Короче говоря, грани, в которых оккультизм предстаёт перед неискушённым в нём человеком, отвечают по многоцветности и разнообразию всей широте человеческого воображения.
Не охватит ли этих соискателей Мудрости и Силы ярое возмущение, если высказать им чистую правду? Не только крайне полезно, но теперь уже совершенно необходимо развеять иллюзии большинства из них, пока ещё не слишком поздно. Истина может быть выражена в нескольких словах: Среди сотен пылких западников, именующих себя “оккультистами”, не найдётся и с полдюжины таких, кто хотя бы приблизительно верно представлял себе характер науки, которой он хочет овладеть. За малым исключением, все они находятся на прямом пути к колдовству. И прежде чем возражать на это утверждение, пусть они наведут хоть какой-то порядок в том хаосе, что царит в их умах. Пусть они прежде усвоят подлинное соотношение между оккультными науками и оккультизмом, и всю разницу между ними, а потом уж пылают гневом, если всё ещё будут стоять на своём. А пока да будет им известно, что оккультизм отличается от магии и прочих тайных наук, как лучезарное солнце — от света коптящей свечи, как нерушимый и бессмертный Дух Человека — отражение абсолютного, беспричинного и непознаваемого ЦЕЛОГО — отличается от смертной оболочки, человеческого тела.
Вопрос о необходимости борьбы с “лженаукой” — вопрос риторический — бороться нужно, лишь бы с мутной водой не выплеснуть “ребенка” — новое знание, которое в момент своего рождения всегда слабее знания привычного и устоявшегося. Нельзя походя бросаться обвинениями в лженаучности, учитывая опыт истории науки. Надо установить признаки “лженауки” и обоснованно доказать, что данное научное суждение или теория отвечает этим признакам. Иначе мы будем повторять ошибку, известную еще Аристотелю: argumentum ad hominem (аргумент, идущий от принадлежности суждения). Не праздный вопрос о “судьях”. Ведь ошибаться в оценке нового в науке могут и самые выдающиеся ученые, внесшие огромный вклад в развитие науки. Вспомним великого Менделеева, не допускавшего даже мысли о сложном строении и превращении атомов (и это в ту пору, когда были присуждены первые нобелевские премии за открытие радиоактивности и изучение ее законов). Отец ядерной физики Э. Резерфорд за четыре года до установления возможности применения ядерной энергии утверждал, что это — “вздор”. Вклад в неверную оценку кибернетики внес и один из ее “отцов” известный советский математик А.Н. Колмогоров, в верстке познакомившийся со статьей В. Колбановского для философского словаря 1954 года, в которой кибернетика объявлялась “реакционной лженаукой”.
Чем угрожает обществу лженаука?
Э. П. Кругляков
Источник: Cdrm
Идет систематическое преднамеренное оболванивание населения через СМИ. Страшно становится от одних только заголовков: «Бытовые лазеры убивают человеческую кровь», «Крах классической физики», «Чудовища-кровопийцы возвращаются», «Российские физики открыли новое смертоносное излучение». Дикая отрава, которую скармливают людям, ведет к одичанию общества, к планомерному воспитанию людей обреченных, для которых все заранее предопределено. Людей отучают мыслить критически, но приучают верить. Кстати, такие же попытки предпринимаются и в сфере образования. Что бы там ни говорили апологеты реформ, но уровень образования в России стремятся понизить. Об этом не раз писал академик В.И. Арнольд, так что не буду развивать эту тему. Замечу лишь, что в данном направлении кое-какие «успехи» уже достигнуты.
Кому же нужно загонять страну в средневековье? Людьми, не способными критически мыслить, не знакомыми с логикой, легко манипулировать.
Оккультизм — что это такое?
Полное описание оккультизма — что означает, влияние на человека и последствия. Читайте в статье
На протяжении многих веков человек обращался не только к Богу, но и к иным сущностям, веря в провидения, знаки, тайные знания, неподвластные простому обывателю, становясь на путь магии. Конечно, религиозные учения не одобряли и всячески порицали это, но тем не менее движения процветали. На эту тему написано множество книг и трудов, как древними последователями, так и современными. Например, очень популярна книга известного оккультиста Е.П. Блаватской “Оккультизм или магия”, но, конечно, она далеко не единственная. Более подробно о самом оккультизме и его течениях, символизме мы и поговорим в данной статье.
История оккультизма, его происхождение
Возникновение оккультизма не имеет точной даты, так как магия в разных ее проявлениях существовала со времен появления первого человека. В то далекое время, собственно, и понятия такого не было, люди просто подчинялись шаманам или жрецам, которые совершали различные обряды для благополучия, здоровья и процветания народа. Простой человек верил, что эти люди обладают особыми тайными знаниями, позволяющими совершать магические действия.
Течение оформлялось долгие тысячелетия, чтобы прийти к современному виду. Итак, что означает оккультизм и как он трансформировался? Оккультизм – это разнообразные культы и учения, целью которых является проникновение за грань обычного человеческого мировоззрения и понимания, а в процессе прохождения некоторых психических практик, овладение мистическими способностями. Такие люди считались посвященными.
Течения оккультизма довольно многочисленны. В Средние Века те, кто занимался астрологией и алхимией, могли считать себя оккультистами. В эпоху Возрождения некоторые стремились синтезировать оккультно-магические учения, рассматривая таким образом магию как естественную науку, с помощью которой можно изучить некие тайные силы. Человек при этом считался средоточием материальных и духовных сил (микрокосмом).
Но уже в XVII веке оккультизм стал светским. Алхимия и каббала соседствуют с некоторыми социальными проектами (у розенкрейцеров), появляются зачатки современного спиритизма. В XIX веке появляются такие учения как телепатия, спиритизм и спиритуализм. В современном мире к оккультизму можно отнести магию в любых ее проявлениях, астрологию, хиромантию, экстрасенсорные практики, карты Таро (толкование и изучение), любые виды гаданий и т.д.
Знаки и символы оккультизма
Практически каждое течение оккультизма имеет свой символ, который состоит из набора определенных мистических знаков. Например, символом Теософического общества, которое было основано Е.Блаватской, является комбинация гексаграммы, анха, уробороса, свастики, знака Ом.
Символом общества розенкрейцеров является довольно сложная комбинация из различных знаков, которые иллюстрируют триумф духа, цикл смерти и возрождения. В его основе – символическое изображение розы и креста. Среди оккультных наук, которые были популярны в обществе – алхимия, черная магия, каббалистика.
Знаки оккультизма имеют довольно большую историю, некоторые по истечении времени меняли свое значение кардинальным образом. Например, свастика в древние времена являлся символом бога огня Агни, а в Китае она носит название “сердца Будды”. Для современности этот знак является символом зла и неонацистских группировок.
Оккультизм с точки зрения религии
С религиозной точки зрения оккультизм всегда считался порождением дьявола. Во всех писаниях есть упоминание о различных гадателях, толкователях и т.д., которых рекомендуют остерегаться. Почему так происходит, ведь в результате погружения в молитвенные практики человек может достигнуть того же, чего и при следовании оккультным наукам?
Вся разница в том, что чаще всего тема приобщения к Богу для достижения высот в какой-либо из оккультных наук даже и не рассматривается (в некоторых течения Бог отрицается или последователи становятся на путь служения злу). Развитие магических способностей происходит и так, главное точно выполнять все необходимые практики.
В результате всего этого с человеком происходят некоторые негативные преобразования, которых становится тем больше, чем дальше он уходит по этому пути. Хотя в некоторых вопросах возникает закономерный вопрос: “А как жили наши предки до принятия христианства, до появления ислама и всех прочих подобных религий?”
Ведь именно они и запрещают осуждают все, что что связано с магией. Даже Святочные гадания незамужних девушек (на зеркалах, на свечах и т.д.) считается богопротивным делом. Но до того как было принято христианство, на его территории процветали языческие верования с древними традициями, обрядами и т.д. И наши предки жили в соответствии с теми законами, уходили в путь иной, соблюдая древние заветы. Некоторые из них сохранились и до сих пор в суевериях, праздниках природы (Ивана Купала).
Таким образом, с насаждением нового верования за тысячелетия были практически забыты старые традиции и все, чем жили наши предки. Народ принял другую концепцию веры, молитвы и поклонения Богу. При этом магические традиции стали порицаться и запрещаться, да и сам человек стал по другому относиться к наличию у себя экстрасенсорных способностей. Рассмотрим подробнее.
Влияние оккультизма на человека
В языческие времена магия была составляющей частью людей, но со временем она стала уделом избранных. Это привело к тому, что люди, имеющие сверхспособности, стали иначе относится к обывателям их не имеющих. У них появился эгоизм и корысть, гордыня от осознания своей исключительности. Именно эти последствия оккультизма можно назвать камнем преткновения в развитии человека путем оккультных и магических практик.
То, что во время служения Богу достигается благодаря чистоте сознания, искренним молитвам, отказу от определенных плотских удовольствий, в оккультизме можно достичь регулярными психологичными практиками под руководством опытного наставника. Конечно, тут довольно много камней преткновения, так как для неподготовленного разума и тела появление особых способностей чревато психическими расстройствами.
В этом плане религиозные практики воздействуют на человека более мягко, постепенно подготавливая его. При этом идет работа не только физического, но и духовного тела, что делает совершенствование более гармоничным. Также акцент идет вовсе не на приобретение различных сверхъественных способностей, а на жизнь по образу Божьему, при непосредственном контакте с ним. Все это трудно найти в оккультизме, в нем есть огромное желание влиять на мир при помощи ритуалов, магических практик или формул не учитывая Божьи законы.
Помимо всего вышеперечисленного, можно отметить зависимость человека от оккультизма и сверхъестественного. Не работая над собой, но постоянно обращаясь к магии, культивируя пагубные пристрастия, не соблюдая законы мироздания человек постепенно деградирует. Даже те люди, которые постоянно со своими проблемами обращаются к экстрасенсам, не проводя над собой никакой самостоятельной работы, в конечном итоге больше теряют, чем приобретают. Они привыкают к внешней помощи, но проблема остается с ними. Избавиться от нее можно лишь совместными усилиями.
Таким образом, обращаясь самостоятельно к оккультизму следует быть предельно осторожным. Лучше всего найти себе опытного наставника, который будет обращать внимание не только на физический аспект, но и на духовный. А больше информации о духовных и мистических практиках вы сможете посмотреть на нашем сайте.
Что такое оккультизм
Начнем с маленькой реальной истории. Приходит ребенок домой – а там весь пол рисом посыпан. «Мама, что такое случилось?» «Это, сынок, я дурную энергию прогоняю из дома» – пояснила мама одну из практик какой-то восточной мистики, согласно которой пол посыпают наговоренным зерном. Кто бы мог подумать, что в XXI веке, наряду с развитием электроники, новейших видов техники и перспективных отраслей науки, останется старое, суеверное увлечение оккультными знаниями. Известно, что современные певцы и актеры увлекаются каббалой, например, Мадонна, которая лично основала Центр изучения каббалы в Лондоне, а по ее примеру – Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Пэрис Хилтон, Кортни Лав, Филипп Киркоров, Лолита Милявская и мн. др. Норвежская принцесса Марта Луиса в 2010 году открыто заявила о своей приверженности к эзотерическим учениям и спиритизму. Бизнесмены внимательно слушают астрологические прогнозы, политики же и спортсмены накануне серьезных предприятий спешат за поддержкой к экстрасенсам, ясновидящим и колдунам.
Оккультизм (от лат. occultus – тайный, скрытый) – это таинственные учения и культы, выражающие стремление проникнуть в духовный мир, познать потусторонние силы и овладеть ими. Эта кажется таким же таинственным, как и скрип старой двери, открывшейся в заброшенном сарае, когда детям одновременно боязно и любопытно туда заглянуть. В оккультизме считается, что в человеке, природе и космосе присутствуют таинственные, сверхъестественные силы, которые можно вскрыть, обнаружить. Оккультизм призывает овладеть этими силами и таким образом достичь более совершенной жизни на земле. Но разве не к этому же призывает людей и религия? В религии (под которой мы подразумеваем, прежде всего, христианство как истинную религию) познание духовного мира следует неразрывно за приобщением Богу. В оккультизме же человек пытается прорваться к духовным силам минуя Бога.
«Когда я стал заниматься оккультизмом, – рассказывал автору этих строк один бывший колдун, достигший экстрасенсорных способностей, – то я был поражен тем эффектом и теми возможностями, какие приоткрывала мне магия. Приходившие ко мне за советом и с просьбой о помощи люди наглядно убеждались в невидимой силе, действовавшей на них посредством моей практики». Сам духовный мир в оккультизме рассматривается как инструмент к личному корыстному благополучию – эгоизм есть основная движущая сила оккультиста. Поэтому и жизненный девиз преуспевшего оккультиста – «я не такой, как другие; что недоступно окружающим, то для меня возможно». Наиболее наглядно оккультизм выражается в магии. Магия же есть попытка овладеть сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и особых мистических действий.
С каких же пор появился оккультизм?
Сохранился древний памятник, аккадская печать, датируемая двумя тысячелетиями до Р. Х. Это цилиндр, посередине которого изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят два человека с протянутыми руками, судя по головным уборам, мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змей. Это древнее изображение греха наших праотцев. Соблазн оккультизма напрямую связан с первым грехопадением людей. Дьявол обольстил прародителей тем, что, вкусив запретный плод, они получат тайное знание, с помощью которого станут могущественными, словно боги: В день, в который вы вкусите их (запретные плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3: 5).
Что же такого особого мог искуситель предложить первым людям? Ведь человек изначально уже был призван к богоподобию, а первозданным людям Бог и так дал власть над миром земным: И благословил их Бог, и сказал им Бог: … наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1: 28). Однако сохранять эту власть и царское достоинство было возможно лишь на пути единения с Богом, соответственно, требовалось усилие, труд над собой. Сатана же подсказал, как кажется, более простой и легкий способ: он внушил, будто плоды сами по себе обладают волшебной силой, делающей человека равным Богу. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3: 6). По внушению змея, Ева вкусила запретный плод, желая именно получить особое знание, будто бы сокрытое в самом плоде. Ошибка первых людей заключалась в том, что на райское древо они смотрели как на некий таинственный талисман, насильственно овладев которым можно мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.
Таким образом, грехопадение первозданных людей стало исходным началом оккультной практики, основой магизма и поиска тайных знаний. Если до греха человек пребывал в теснейшем внутреннем общении с Богом, и от этого зависело его благополучие, то в грехопадении Бог перестал для человека быть сокровенным благом, изнутри освящавшим его жизнь. Теперь запретный плод, этот внешний для человека, но заманчивый объект, стал восприниматься как «золотой ключик», с помощью которого думалось самостоятельно достичь счастья и быть самодостаточным повелителем своего бытия. Если власть первозданного человека над миром могла осуществляться лишь при его личной гармонии с Богом, то теперь человек попытался достичь совершенства «с черного входа». С тех пор встречаются люди, желающие овладеть тайными силами, способностями, придумать такие магические ритуалы или словесные формулы, чтобы влиять на мир – стать «как боги» без Бога. Люди приобретают тайные знания, гордятся ими, а потом, как и наши праотцы, теряют абсолютно всё.
В кабинете мага вы встретите особую завораживающую атмосферу – таинственный полумрак, свечи в подсвечнике, хрустальный шар, а также посетителю подадут особый расслабляющий чай. С этим раскрепощением в человеке притупляется первое недоверие магу. Затем маг каким-нибудь действием настраивает посетителя на сосредоточение, внимание и взаимодействие. Маг дает наглядно почувствовать его власть и способности. Пациент чувствует себя уже всецело зависящим от «чудодея» и быстро соглашается с каждой рекомендацией, убедительно произносимой «специалистом». Так постепенно завораживает маг посетителя, как завораживал змей первозданную Еву.
Что именно относится к оккультизму, прекрасно изложено в употребляемом ныне Чине отречения от занятий оккультизмом. После подробной исповеди раскаявшегося в оккультной практике, перед разрешительной молитвой священник задает кающемуся вопросы, на которые тот отвечает установленными фразами. В этом Чине читаем:
«Вопрос: Признаешь ли, что занятия различными видами оккультизма, такими как экстрасенсорика, биоэнергетика, бесконтактный массаж, гипноз, народное целительство, нетрадиционная медицина, кодирование, снятие порчи и сглаза, колдовство, чародейство и ворожба, гадание, контактирование с духами, вызывающими полтергейст, спиритизм, астрология, контактирование с «высшим разумом», с НЛО, подключение к «космическим энергиям», парапсихология, телепатия, «глубинная психология», йога и другие восточные культы, медитация, а также иные виды оккультизма приводят к углубленному общению с падшими духами?
Ответ: Признаю и раскаиваюсь в этих занятиях».
Таким образом, оккультистами являются все экстрасенсы, народные целители, психотерапевты, использующие гипнотический способ внушения [1] , биоэнерготерапевты, воздействующие на людей своим «биополем», колдуны, ведуны, знахари, уфологи, астрологи, гадатели и все т.п.
Сами экстрасенсы утверждают, что лечат людей особыми присущими им силами, которые они называют биотоками, биоэнергетикой, аккумулированной космической энергией и т.п. Многие из них считают, что обладают силой, которой наделил их Сам Бог. По сути же оккультизм есть запрещенная Богом связь с невидимым миром духов зла, как сказано в Чине, оккультные занятия «приводят к углубленному общению с падшими духами».
Так являет ли собой оккультизм подлинное познание мира духовного?
Если нас привлекает картинная галерея, то можно пройти через доступный всем вход, разумеется, выполнив соответствующие условия с положенными затратами, и тогда мы увидим подлинные шедевры. А можно в ночное время, тайком прокрасться через окно отдаленного коридора и следовать, куда он уже выведет. Никогда незаконный способ не приводил к подлинному созерцанию искусства. Потому что для полноценного познания требуется соответствующий возвышенный настрой в душе, а не приземленное любопытство вора, который, может быть, и увидит издали экспонаты истинного искусства, но не поймет его глубины, а может быть, ограничится созерцанием ступы, метлы и дешевой подковы над дверью подсобного помещения. Никогда оккультизм не возводил людей к подлинным духовным высотам, а ограничивал их пребывание сферой пусть и нематериального, но далекого от святости мира, обитатели которого такие же падшие, как и сам человек.
Оккультизм вообще чужд Божественному Откровению. Если там и используется Библия, то лишь как одна из таинственных книг, по которой даже гадают, но которую не рассматривают как безапелляционное Божие Слово. Известный теоретик и практик оккультизма Рудольф Штайнер писал: «Когда говорит оккультист, он не дает догматов, он дает свои живые переживания, он рассказывает, что сам видел на астральном и духовном планах или что ему раскрыли учителя, познанные им как таковые» (Цит. по: Хондзинский Павел, свящ. Против Штайнера: о вальдорфской педагогике. – М., 2001. С. 17). Например, авторитетный колдун Алистер Кроули написал свою «Книгу Закона» в состоянии транса под диктовку невидимого духа. А известный экстрасенс Аллан Чумак в своей книге «Тем, кто верит в чудо» рассказывает, что особым способностям его обучали голоса, говорившие в голове, «работавшие дикторами посменно». Он конспектировал открытое и руководствовался этим в своей лечебной практике. Причем, как утверждает Чумак, голоса лишь учили его пользоваться его же собственными способностями, чтобы лечить людей и якобы не наносить им при этом вреда, а также рассказывали о мироустройстве.
По большому счету, оккультизм есть искаженная духовность, в которой вместо приобщения Богу и укрепления Его благодатью человек стремится к самоутверждению при помощи «скрытых» сил. Поэтому оккультизм появляется всегда там, где оскудевает или попросту отсутствует истинная духовная жизнь. На смену материализма в нашей стране в начале 1990-х годов явился оккультизм, который, словно поток из прорвавшейся канализации, стал затоплять своим зловонным содержимым просторы родной нам России. Всплеск оккультизма всегда наблюдался в периоды кризиса, социальных потрясений, когда людям хотелось заручиться какой-то невидимой помощью, узнать будущее, отвести от себя беду нехитрым магическим способом, а пользовались этим любители легкой наживы. И хотя острая фаза увлечения «тайным знанием» прошла, однако увлечение оккультизмом осталось в его хронической форме. Оно проявляется на уровне бытовой, повседневной жизни людей как заговоры и талисманы, суеверные приметы и астрологические прогнозы, а также как всевозможные методики расширения сознания и вскрытия в себе потаенных способностей.
В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то – и непременно поучишь искомое. К сожалению, часто это переносится и на религию, когда церковные обряды и молитвы рассматриваются как защитительные ритуалы, сами по себе подающие человеку всевозможные блага. Уже первый ребенок Адама и Евы Каин воспринимал религию в смысле магической защиты от земных неприятностей. Утратив благословение Божие, он произнес: Теперь… всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт. 4: 14). То есть, если бы я не подпал под Твой гнев, то не лишился бы особой защиты, и моя земная жизнь была бы вне всяких опасностей. Саму религию он воспринимал лишь как средство к земному благополучию, как некий волшебный ключик, отмыкающий замочек земного счастья.
Люди с магическим сознанием за счет религии думают достичь земного комфорта, тогда как Сам Бог им абсолютно не нужен. Христос говорил таким людям: Вы ищете Меня… потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6: 26). Человеку с магическим сознанием хочется получить такой золотой ключик, такую волшебную палочку, с помощью которых можно было бы достичь всевозможных благ. Например, современного адепта каббалы (да и вообще магизма) можно узнать по красной шерстяной нити на запястье – считается, что любящий тебя человек должен завязать нить на семь узлов и произнести особый заговор, в соответствии с чем человек становится якобы защищен от чужой зависти, сглаза и других негативных воздействий. Всё сводится к определенному ритуалу или словесной формуле, как неким техническим инструментам, с помощью которых можно было бы переключить свою жизнь с болезни на здоровье, со страдания на благополучие.
Христианская же духовная жизнь созидается совсем по другим принципам. В человеке ценна прежде всего его бессмертная душа, и потому в жизни первостепенно благополучие духовное, а не плотское, значимо сокровище небесное, а не земное. Человек создан по образу Божию, и потому подлинно счастлив он может быть только с Богом. Живое обращение к Богу с покаянным отвержением греха – вот стержень духовной жизни. Исполнение Божиих заповедей с искренней, теплой молитвой, исповедью и участием в богослужении дает душе ту свободу и радость, которые не подаст ничто в этом мире. И если оккультизм льстиво манит к могуществу, а затем порабощает душу безжалостным демонам, то христианство через исполнение воли Божией делает человека действительно сильным, ибо когда с человеком Бог, у него нет ни в чем недостатка – внутреннее сокровище восполняет внешнюю скудость. Конечно, здесь не захватывает дыхание от мистического полета, когда увлекшаяся оккультизмом душа думает, что воспаряет ввысь, а на самом деле всего лишь падает в пропасть. Подлинная духовная жизнь созидается мирно, естественно, просто, – постепенно преображая душу и вдохновляя ее к чистой, ясной и осмысленной жизни. Это тот путь восхождения, на котором возвращается райская гармония и единение с Господом, некогда утраченные через льстивый соблазн оккультизма.
- http://www.manwb.ru/articles/simbolon/live_tradition/OccultGodDevil_IB
- http://fudim.com.ua/ru/informatsiya/biblioteka/stati/okkultizm-chto-eto-takoe
- http://pravoslavie.ru/44484.html