Меню Рубрики

Что такое народ с юридической точки зрения

Выявим содержание народного суверенитета и определим формы проявления народного суверенитета.

В соответствии со статьей 1 Конституцией РФ Российская Федерация является демократическим государством. Это проявляется в народовластии, разделении властей, политическом многообразии, свободе СМИ, местном самоуправлении.

В статье 3 Конституции РФ отмечается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ. Следовательно, Россия провозглашается государством народовластия, демократическим государством (в переводе с древнегреческого языка «демократия» – это народовластие).

Категории «народ» и «власть», которые составляют понятие «народовластие», сложны и требует при их исследовании особого подхода.

С юридической точки зрения категория «народ» отождествляется с понятием «граждане» и характеризуется принадлежностью данной совокупности людей к определенному государству. Он формирует физическое наполнение государства.

Власть отражает возможность управлять кем-то и чем-то, подчинять своей воле других. Она представляет собой социальное явление, которое появляется одновременно с возникновением общества и имеется в любом обществе, так как последнее требует управления.

С возникновением государства формируется и государственная власть как один из важнейших его признаков. В качестве своих основных элементов она имеет общую волю и силу, которая может обеспечить подчинение общей воле всех членов общества.

Государственная власть обладает суверенитетом, который проявляется в её верховенстве, авторитете, единстве и независимости. Она реализуется особым государственным аппаратом, состоящим из комплекса государственных учреждений, которые выполняют функции государства.

Она не является единственной формой народного суверенитета. Важной его формой выступает и местное самоуправление. Органы муниципального управления не входят в систему органов государственного управления.

Народный суверенитет подразумевает признание народа верховным носителем всей власти.

Народный суверенитет предполагает, что народ осуществляет власть самостоятельно и использует её исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет является неделимым и имеет только одного обладающего им субъекта – народ.

Таким образом, народовластие – это принадлежность всей власти народу, свободное её осуществление в полном соответствии с суверенной волей и истинными интересами населения.

При народном суверенитете реализация власти оформляется, легитимируется и контролируется народом, так как она выступает в формах самоопределения и самоуправления населения, участвуют в которых все граждане на равных основаниях.

Народовластие (народный суверенитет) как форма властвования государства трансформируется таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления. Согласно данному принципу решение любых государственных проблем или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации народом.

В зависимости от формы выражения воли народа выделяют представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти через выборных полномочных представителей. Они принимают решения, которые отражают волю тех, кого они представляют: всё население определенной территории. Выборное представительство формируют избираемые народом государственные и муниципальные органы.

Непосредственная демократия – это форма прямого волеизъявления народа. Согласно статье 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти населения являются референдум и свободные выборы.

Народный суверенитет и формы его проявления

Ключевые слова: народный, суверенитет, формы, проявления

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть — не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ст. 3. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы«. . читать далее .

Что такое народ с юридической точки зрения

Для отечественного конституционного права положение о правосубъектности народа следует признать вполне устоявшимся и традиционным. Исходя из анализа статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что в ней термин «народ» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, народ понимается как единый субъект народовластия и правотворчества (в этом случае «народ» употребляется в единственном числе и с прилагательным «многонациональный»). При этом никаких критериев или ограничений при отнесении тех или иных субъектов к народу Конституция РФ не дает, упоминая только, что именно ему принадлежит вся полнота власти в РФ.

Второе значение — это совокупность людей, обладающих равными правами с другими народами (преамбула и ч. 3 ст. 5), определенной территорией и расположенными на ней природными ресурсами (ст. 9) и общим языком (ст. 68). На наш взгляд, это второе значение практически совпадает со значениями терминов «нация» и «этнос». В теории конституционного права единых критериев понятия «народ» как субъекта народовластия также не существует. Анализ юридической литературы позволяет нам выделить три точки зрения на эту дефиницию.

Часть авторов полагают, что понятия «народ» и «нация» по своему юридическому значению идентичны. Так, М.В. Баглай констатирует, что «в конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ» фактически отождествляются» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. — С. 105.. Схожей точки зрения придерживаются и другие авторы. В частности, В.А. Прокошин, С.Ю. Кузнецов и А.Л. Пашин считают, что народ — это совокупность физических лиц одной и той же национальности, проживающих на территории исторической родины Прокошин В.А., Кузнецов С.Ю., Пашин А.Л. Право и реальность власти народа: демократизация региональных отношений. Москва — Тула, 1999. — С. 31 — 32..

Другие авторы, напротив, считают, что «народ» в конституционном праве определяется гражданством: народ — это совокупность граждан, в то время как нация — абстрактное юридическое лицо, чье существование не зависит от составляющих его индивидов Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. — С. 228.. Более определенно высказался по этому поводу О.Е. Кутафин, полагающий, что с юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное). — С. 122..

Третьи авторы полагают, что народ должен идентифицироваться по территориальному принципу. Так, по мнению В.И. Савина, народ — это «все население данного государства, образующее единую общность» независимо от деления его на группы, классы, объединения, партии, церкви, секты, производственные коллективы Савин В.И. Проблема становления и развития публичной власти в Российской Федерации и ее основные методологические аспекты // В сб.: Теоретические и практические вопросы становления и развития публичной власти / Под общ. ред. В.И. Савина. Орел, 2001. — С. 14..

Поскольку слово «народ» в русском языке изначально полисемантично и даже в Конституции РФ оно принимает разные значения, представляется, что универсального толкования данного термина не существует. В связи с этим критиковать ту или иную позицию в понимании данной категории, очевидно, будет не совсем научно, так как каждая из приведенных точек зрения имеет комплекс политико-правовых оснований и тем или иным образом реализуется в нормотворческой и правоприменительной практике.

В связи с этим рассмотрим приведенные выше позиции в соответствии с требованиями ст. 3 Конституции РФ Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // РГ. — 1993. — № 237., определяющей принцип народного суверенитета. В ч. 1 ст. 3 указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Из этого следует, что в рамках данной статьи «народ» и «нация» не идентичны. Помимо этого, отождествление народа и нации при определении народного суверенитета может повлечь за собой такие нежелательные правовые последствия, как исчезновение различий между народным и национальным суверенитетом и, следовательно, отрицание права наций, населяющих РФ, на самоопределение.

Читайте также:  Где подобрать очки для зрения в пензе

И в то же время в других статьях Конституции РФ понятия «народ» и «нация» фактически отождествляются (например, при закреплении в ч. 3 ст. 5 права народов РФ на самоопределение и т.д.). То есть мы можем говорить, что термины «народ» и «нация» не идентичны лишь в конкретной правовой норме, в частности, в рамках ст. 3 Конституции РФ. Поэтому мы не можем согласиться, например, с позицией П.А. Астафичева, категорично критикующего отождествление народа и нации Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право. — 2006. — № 4. — С. 4..

Понимание народа как совокупности всех жителей государства в рамках ст. 3 Конституции РФ неприемлемо по следующим причинам. В ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ определено: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Однако только гражданам в России предоставляются права, позволяющие осуществлять народовластие в полном объеме: право мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ) Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // РГ. — 1993. — № 237., право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) и другие права.

Однако далеко не все жители РФ имеют российское гражданство. Гражданство приобретается и прекращается в особом, установленном законом, порядке, что представляет собой достаточно сложную процедуру ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). — Ст. 3420.. Конечно, многие иностранные граждане (например, граждане стран бывшего СССР) и лица без гражданства, желающие приобрести российское гражданство, но не имеющие его, осознают свою принадлежность к российскому народу и в принципе не должны бы исключаться из этого сообщества (особенно в случае их длительного проживания на территории России). Но тем не менее, согласно действующей Конституции РФ, права на участие в управлении государством эта категория жителей РФ не имеет и, следовательно, быть признанной субъектом народовластия не может.

Поскольку согласно Конституции РФ все права, позволяющие осуществлять народовластие, в Российской Федерации принадлежат лишь ее гражданам, в рамках ст. 3 представляется более правильным понимать под народом совокупность граждан РФ.

Следует отметить, что данная позиция также подвергается критике. Например, П.А. Астафичев выделяет следующие ее недостатки Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 4. — С. 4.. Прежде всего не все граждане РФ в отличие от политической правоспособности обладают политической дееспособностью. В частности, он приводит следующие примеры. Закон ограничивает право на участие в референдуме и выборах требованием достижения восемнадцатилетнего возраста (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ») ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 30.01.2007г.) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 6. — Ст. 681., в этих действиях не могут участвовать лица, признанные недееспособными решением суда и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Применительно к муниципальным выборам и местным референдумам имеется ограничение в отношении военнослужащих срочной службы и курсантов высших учебных заведений (п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Единство юридических ограничений пассивного избирательного права и права на участие в референдуме граждан России позволяет выделить отдельную категорию граждан, обладающих политической дееспособностью, которую с известной долей условности можно именовать избирательным корпусом. Кроме этого, по замечанию П.А. Астафичева, не все политически дееспособные граждане реально участвуют в политической жизни, а те из них, кто принимает участие в политически значимых действиях, не всегда позитивно высказываются в пользу того или иного властного решения, той или иной кандидатуры на выборах. Подобную критику высказывают и другие авторы. В частности, ряд авторов даже предлагают понимать термин «народ» в рамках института народовластия в узком смысле, отождествляя его с избирательным корпусом Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь // Журнал российского права. — 2007. — № 2. — С. 138.

Полагаем, что такое сужение смысла исследуемой категории неправомерно. Сводя понятие народного суверенитета исключительно к дееспособности граждан, населяющих страну, приходишь к выводу, что суверенитет народа — это не его качественный признак, а лишь определенный объем прав. Суверенитет народа как верховенство власти неделим, является характерной чертой самой этой власти, а посему он не может быть сведен к простой сумме прав и обязанностей отдельных представителей этого народа. Власть народа в демократическом государстве, где провозглашен ее суверенитет, всегда является полной, в то время как объем прав отдельных граждан при этом может варьироваться в зависимости от различных факторов, определяющих их дееспособность (возраст, здоровье, наличие судимости и др.).

В связи с этим полагаем, что принцип народного суверенитета, провозглашенный в ст. 3 Конституции РФ, представляет собой верховенство, полноту и независимость власти единого многонационального народа РФ, проявляющуюся в реальной способности этого народа самостоятельно решать вопросы своего существования посредством прямых и опосредованных способов выражения воли народа.

Что такое народ с юридической точки зрения

Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение, опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.

Народ — источник власти

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих — «народ» и «власть» — представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть — явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

. Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством.

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения:

1. Любая власть не может существовать без принуждения, так как всегда найдутся те, кто не захочет добровольно ей подчиняться.

2. Субъекты власти принуждают выполнять население свои распоряжения.

Аргументы в опровержение:

1. При истинном народовластии возможен вариант, когда люди будут выполнять распоряжения добровольно без принуждения.

2. Высокий уровень гражданского самосознания населения не требуют применения насилия по отношению к населению, так как люди осознанно выполняют от них требуемое.

Конституционно-правовой статус народа

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 17.06.2015 2015-06-17

Статья просмотрена: 848 раз

Библиографическое описание:

Побережец В. А. Конституционно-правовой статус народа // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 610-614. — URL https://moluch.ru/archive/92/20407/ (дата обращения: 29.04.2019).

Конституция Российской Федерации начинается с преамбулы: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».. [1]

А кто же относится к этому многонациональному народу? Что несет в себе понятие «народ»? Значит ли это, что все люди, находящиеся на территории Российской Федерации, попадают под значение категории «народ»?

Термин “народ” мы употребляем постоянно, порой даже не замечая. В российской Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе. К мнению народа отсылают нас политики и чиновники, журналисты и специалисты по социологии.

Обратимся к истории.

В годы советской власти под народом понималась определённая историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся, либо включать в себя и те социальные слои, которые не относились по своему социальному положению к трудящимся, но, тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия народ открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Сейчас под понятием «народ» понимается — население, объединенное принадлежностью к одному государству, жители страны. [2, с. 589]

На основании анализа действующего законодательства и конституционно-правовой доктрины необходимо признать за народом наличие конституционной правосубъектности. Казьмина Е. И. понимает под народом «социальную общность, представляющую собой совокупность граждан Российской Федерации вне зависимости от места их проживания, а также (если вести речь о политико-правовом аспекте этой категории) иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, обладающих политическими правами и выражающими свою политическую волю в отношении Российской Федерации». [3, с. 3]

Что касается структуры конституционного статуса народа с точки зрения закона, то она включает в себя совокупность следующих элементов: конституционная правосубъектность; принципы правового статуса народа; суверенные права и обязанности; конституционная ответственность; гарантии правового статуса.

Среди принципов конституционного статуса российского народа выделяются следующие: принцип гармоничного сочетания личных интересов и интересов народа в целом, принцип приоритета общенародных интересов перед интересами органов власти, принцип обеспечения законодательного закрепления воли народа, принцип неотчуждаемости воли народа, принцип гарантированности статуса народа, принцип соответствия статуса народа основам конституционного строя государства.

Чем народ отличается от населения?

Население — это те люди, которые поселились, прижились, обустроились на определённом месте. Если быть точнее, то совокупность всех народов, проживающих на одной территории. Народ — это не просто отдельные люди и семьи. Это единый организм. Это иное состояние, иное качество. Тут совсем другой уровень силы, который и объединяет, и защищает, и взращивает своих участников. Это иная организация жизни, иная организация быта и взаимоотношений. Справиться с населением большого труда не составляет. С народом справиться значительно труднее, объединяющая сила имеет мощное сопротивление внешнему воздействию.

Народу есть на что опираться. Есть символика, есть традиции, есть знания, есть опыт. [4, с.14]

Народ, являясь источником государственной власти, формализует и легитимизирует ее [5, с. 77], а также выступает в качестве основы государственной деятельности [6, с. 301].

Чем отличаются понятия «народ» и «нация»?

Эти определения схожи, но не являются равнозначными, так как нация — это общность локальная, обособленная культурно и территориально, несколько таких наций, проживающий на одной территории принято объединять общим названием народ. Таким образом, во внутригосударственном пространстве каждая нация может иметь свои черты и индивидуальные особенности, но на международной арене эти черты и особенности теряют свою значимость и весь мир видит единый и неделимый народ государства, коллективный субъект права, который участвует в правоотношениях по поводу реализации и защиты своих национальных интересов. Резюмируя сказанное, с юридической точки зрения, понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. [7, с. 249]

Читайте также:  Исследовательская работа на тему обман зрения

Приведем наглядный пример в подтверждение сказанному. В Бельгии живут две нации — фламандцы и волоны, и так исторически сложилось, что они не очень ладят друг с другом. Волоны говорят по-французски, а фламандский — это, в сущности голландский язык. С голландским у него минимальное различие, лишь в нескольких буквах, но эта разница не имеет существенного значения. Так вот, если гражданин какого-либо другого государства приедет в Бельгию, то никто из бельгийских граждан ему не скажет: «Я бельгиец». Они обязательно скажут: «Я волон» или «Я фламандец», но перед лицом внешнего мира они ощущают себя бельгийцами. То есть, две нации, а народ — один. Так что, народ — понятие более широкое, чем нация.

Стороной правоотношения от имени народа, выражая его волю, выступают созданные им органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения. Они обладают собственной государственно-правовой правосубъектностью, собственными потребностями и интересами, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут войти в противоречие с волей народа. При недостаточном уровне развития народовластия и контроля деятельности элементов политической системы со стороны народа такое расхождение способно привести к сверхнормативной самостоятельности публично-властных структур и к ущемлению прав народа (политический субъективизм, популизм и пр.)

Но и в этом случае вопрос о дееспособности народа может быть решен положительно. Поскольку государственная власть производна от власти народа, то государственные и муниципальные органы лишь осуществляют ее от имени народа, но не являются ее носителями. Не могут они претендовать и на суверенность ее осуществления. Следовательно, сам народ вправе оценивать и контролировать эту власть. Институционально это проявляется в формировании и действии таких «народных» органов или «органов гражданского общества», как Общественная палата РФ, различные комиссии при Президенте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др. В юридической науке обладание дееспособностью обоснованно связывается с деликтоспособность, т. е. способностью нести юридическую ответственность. Поскольку форм юридической ответственности, где бы эксплицировалась специфика коллективных субъектов и индивидуальной ответственности в рамках коллективной деятельности или социального бытия, не создано, то народ может выступать лишь в качестве потерпевшего. Например, в связи с нарушением права народа на самоопределение народ вправе обратиться в международные правозащитные органы. [8, с. 570]

Какие же права есть у многонационального народа Российской Федерации?

Народ в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры, местного самоуправления и других областях.

Народ РФ пользуется равными правами на самоопределение, т. е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в состав России входят 23 республики, 1 автономная область и 4 автономных округа. Это говорит о том, что десятки народов приобрели в Российской Федерации свою государственность, а, следовательно, реализовано право народов на самоопределение.

Особая вера в право всех народов на самоопределение возникла после второй мировой войны, когда мир стал свидетелем растущего национализма. Ключевым моментом в официальном признании права народов на равноправие и самоопределение и его превращении в принцип международного права стало принятие и вступление в силу Устава ООН в 1945 году, утвердившего веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

Определение данного принципа было официально закреплено на XV сессии Генеральной Ассамблеей ООН, где была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Дальнейшее развитие права народов на равноправие и самоопределение получило в двух наиболее известных в сфере регулирования прав человека пактах: Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) [9] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) [10].

Так как дружественные отношения могут складываться только на основе равноправия, признание права народов на самоопределение является ключевым фактором содействия развитию дружественных отношений. Статус права народов на самоопределение как принципа международного права подтверждается в Декларации о принципах международного права от 24.10.1970 г. [11], касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В данном документе право народов на самоопределение не просто обозначается, как принцип, закреплённый в Уставе ООН, но и находят отражение юридические разъяснения сферы применения и распространения этого права. В Декларации прослеживается необходимость незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имеется в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН. Кроме того, подчёркивается важность содействия мирового сообщества в решении проблем, возникающих при реализации права народов на самоопределение, и неправомерность использования в этих целях каких-либо насильственных действий. [12, с. 5]

Говоря о правах и свободах человека, правах народа, закреплённых в Конституции РФ и других международно-правовых актах, необходимо упомянуть и о гарантиях, которые предусматривает государство для защиты своих граждан. Конституция — единый, обладающий особым юридическим статусом нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

К сожалению, не каждая Конституция реально гарантирует исполнение этих прав. Истории известны Основные законы, содержащие в себе лишь декларативные установления, которые не имели место в реальной жизни. Такие Конституции именуют фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности, на деле же все было иначе.

Что касается современной России, то, с тех пор, как ее провозгласили демократическим государством, а ее многонациональный народ носителем суверенитета и единственным источником власти, Конституция Российской Федерации закрепила и положения, позволяющие в той или иной степени реализовать данные нормы. Тот факт, что народ наделен правом осуществлять свою власть в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления, — позволяет говорить о народе как субъекте конституционного права России и наделять его различными правами и даже обязанностями.

Анализ современного законодательства позволяет относить к народу не только граждан Российской Федерации независимо от места их проживания, но и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. Это обусловлено наличием ряда политических прав у этих лиц, позволяющего активно участвовать в политической жизни государства и влиять на нее. К таким правам можно отнести право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, право на участие в местном референдуме, право организации и участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, право на обращение. При этом необходимо отличать категорию «народ» от категорий «население» и «нация», под которыми понимают соответственно совокупность лиц, постоянно проживающих на общей территории, включающую в себя как граждан государства, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства, независимо от их участия в политической жизни общества; и соответственно социальную общность, основанную на общем происхождении и этнической принадлежности. Понятие народа также не тождественно понятию избирательный корпус, так как несправедливо исключать из состава российского народа лишенных избирательных прав по различным причинам, а также детей, которые не включаются в число избирателей в силу недостижения необходимого возраста. [13, с. 74]

Актуальным остается вопрос о правовом статусе народа, содержание которого нельзя сводить исключительно к деятельности избирательного корпуса, и который представляет собой совокупность следующих элементов: Конституционный статус народа включает в себя ряд элементов: правосубъектность, которая включает в себя правоспособность (применительно народа совпадающую с дееспособностью) и деликтоспособность; принципы правового статуса; права и обязанности; конституционная ответственность; гарантии правового статуса. [14, с. 37]

А что касается гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, то эта проблема остаётся одной из актуальных для нашего общества на сегодняшний день. Но следует отметить, что предпринимается множество действий для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, что заметно влияет на правовое благосостояние Российской Федерации, позволяет существенно сблизить народ и государство, повысить уровень ответственности отдельных граждан перед нынешним и будущими поколениями, а также влечет за собой и ответственность государства перед народом за политику, проводимую им в последние годы и в будущем.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237, 25 дек.; СЗ РФ. 2014, N 31, ст. 4398.

2. См.: Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000, с. 589.

3. Казьмина, Е.А Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2011.

4. См.: Клиросов, О. Ю. Народ и население –М, 2013, С. 11

5. См.: Конева, Н.С., Сероус А. В. Народовластие как конституционная ценность // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. Право. 2013. Т. 13, № 3. С. 77–80.

6. См: Эбзеев, Б. С. Введение в Конституцию России. М.,2013. 560 с.

7. См.: Горбунов, В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: Генезис, тенденции // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — 2. — С. 249

8. См.: Дураев, Т.А., Тюменева, Н. В. К вопросу о конституционно-правовом статусе народа // Известия Саратовского Университета, 2014, том. 14, выпуск 3, С. 570

9. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12, 1994.

10. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12, 1994.

11. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 5.06.2015).

12. См.: Трофимов, В. Д. Права народов в России: состояние и перспективы // Доклад на IV съезде поморов г. Архангельск, 2010.

13. См.: Авакьян, С. А. Почему «наместники» лучше «баринов» // Конституционное и муниципальное право. № 2, 2004.

14. См.: Казьмина, Е.А «Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. М., 2011, с. 37.

Народ и население как субъекты конституционно-правовых отношений

События последнего года в России, и особенно, на территории Украины заставляют бросить новый взгляд на такие, казалось бы, привычные и устойчивые понятия конституционного права как народ и население.

Нам с вами известно, что процессы глобализации, происходящие в современном мире выступают фактором, разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом, трансформирующим классические формы государства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию проникающих внутрь них глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета — носят достаточно объективный характер (хотя есть и иная точка зрения говорящая о субъективном характере этого явления). Это ведет к всеобщей и латентной и открытой трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является возникновение нового вида суверенитета (ограниченного). В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции: одна — это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции власти в целом ряде государств; другая — это региональная децентрализация и автономизация, федерализация и конфедерализация современных государств, которые идут параллельно с передачей их суверенных прав на более высокий уровень — различным международным организациям и союзам или сопровождаются их добровольным ограничением в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав и союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй.

Читайте также:  Как заболевания глаз влияют на зрение

При этом, мнение носителя суверенитета, и единственного источника власти в демократическом, правовом государстве на практике никого из «принимающих решение» не интересует, или эти «принимающие решение» опираются в своих аргументах на маргинализированную часть общества, созванную специально, исключительно для придания таким решениям некой «легитимности».

Между тем. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Подобные преамбулы и отдельные положения конституций характерны для всех государств, появившихся в результате демократических преобразований или демократических революций.

Для отечественного конституционного права положение о правосубъектности народа следует признать вполне устоявшимся и традиционным. Исходя из анализа статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что в ней термин «народ» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, народ понимается как единый субъект народовластия и правотворчества (в этом случае «народ» употребляется в единственном числе и с прилагательным «многонациональный»). При этом никаких критериев или ограничений при отнесении тех или иных субъектов к народу Конституция РФ не дает, упоминая только, что именно ему принадлежит вся полнота власти в РФ.

Иной взгляд, народ — это совокупность людей, обладающих равными правами с другими народами (преамбула и ч. 3 ст. 5), определенной территорией и расположенными на ней природными ресурсами (ст. 9) и общим языком (ст. 68). На наш взгляд, это второе значение практически совпадает со значениями терминов «нация» и «этнос». В теории конституционного права единых критериев понятия «народ» как субъекта народовластия также не существует. Анализ юридической литературы позволяет нам выделить три точки зрения на эту дефиницию.

Одна группа учёных утверждает, что понятия «народ» и «нация» по своему юридическому значению идентичны. В частности, М.В. Баглай констатирует, что «в конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ» фактически отождествляются». Другие идут ещё дальше. Например, В.А. Прокошин, С.Ю. Кузнецов и А.Л. Пашин считают, что народ — это совокупность физических лиц одной и той же национальности, проживающих на территории исторической родины. Представляется, что не стоит путать нацию и национальность (этнос). Особенно в многонациональном государстве.

Иная группа, напротив, считает, что «народ» в конституционном праве определяется гражданством: народ — это совокупность граждан, в то время как нация — абстрактное юридическое лицо, чье существование не зависит от составляющих его индивидов. Более определенно высказался по этому поводу О.Е. Кутафин, полагающий, что с юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.

Представляется, что в государственно-правовых отношениях простая сумма чисел хороша только в избирательном праве. Особенно с признаками феодальных отношений (принадлежность людей кому-либо или чему-либо).

Третья группа учёных полагает, что народ должен определяться по территории проживания. Так, по мнению В.И. Савина, народ — это «все население данного государства, образующее единую общность» независимо от деления его на группы, классы, объединения, партии, церкви, секты, производственные коллективы.

Поскольку слово «народ» в русском языке изначально многообразно и многоуровнево и даже в Конституции РФ оно принимает разные значения, представляется, что универсального толкования данного термина не существует. В связи с этим подробно критиковать ту или иную позицию в понимании данной категории, вероятнее всего, будет не совсем правильно, так как каждая из приведенных точек зрения имеет свою подоплёку и тем или иным образом реализуется в нормотворческой и правоприменительной практике (а уж путаницы в текущем законодательстве хватает).

Опираясь на перечисленное выше рассмотрим представленные позиции в соответствии с требованиями ст. 3 Конституции РФ, определяющей принцип народного суверенитета. В ч. 1 ст. 3 зафиксировано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Отсюда следует, что в пределах данной статьи «народ» и «нация» не идентичны. Кроме того, отождествление народа и нации при определении народного суверенитета в состоянии повлечь за собой такие нежелательные правовые последствия, как нейтрализация разницы между народным и национальным суверенитетом и, как следствие, отрицание права наций, населяющих РФ, на самоопределение.

И в то же время в других статьях Конституции РФ понятия «народ» и «нация» фактически отождествляются (например, при закреплении в ч. 3 ст. 5 права народов РФ на самоопределение и т.д.). То есть мы можем говорить, что термины «народ» и «нация» не идентичны лишь в конкретной правовой норме, в частности, в рамках ст. 3 Конституции РФ. Поэтому мы не можем согласиться, например, с позицией П.А. Астафичева, категорично критикующего отождествление народа и нации.

Понимание народа как совокупности всех жителей государства в рамках ст. 3 Конституции РФ неприемлемо по следующим причинам. В ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ определено: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Между тем только гражданам в России предоставляются права, позволяющие осуществлять народовластие в полном объеме: право мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) и другие права.

Вместе с тем, не все жители РФ имеют российское гражданство. Гражданство приобретается и прекращается в особом, установленном законом, порядке, что представляет собой достаточно сложную процедуру. Есть мнение, что многие иностранные граждане (например, граждане стран бывшего СССР) и лица без гражданства, желающие приобрести российское гражданство, но не имеющие его, осознают свою принадлежность к российскому народу и в принципе не должны бы исключаться из этого сообщества (особенно в случае их длительного проживания на территории России). Но, согласно действующей Конституции РФ, права на участие в управлении государством эта категория жителей РФ не имеет и, следовательно, быть признанной субъектом народовластия не может.

Так и рождается мнение, что, поскольку, согласно Конституции РФ все права, позволяющие осуществлять народовластие, в Российской Федерации принадлежат лишь ее гражданам, то в рамках ст. 3 представляется более правильным понимать под народом совокупность граждан РФ.

Давно подмечено, что данное мнение также подвергается критике. Например, П.А. Астафичев выделяет следующие ее недостатки. По его мнению не все граждане РФ в отличие от политической правоспособности обладают политической дееспособностью. В частности, он приводит следующие примеры. Закон ограничивает право на участие в референдуме и выборах требованием достижения восемнадцатилетнего возраста (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»), в этих действиях не могут участвовать лица, признанные недееспособными решением суда и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Применительно к муниципальным выборам и местным референдумам имеется ограничение в отношении военнослужащих срочной службы и курсантов высших учебных заведений (п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Единство юридических ограничений пассивного избирательного права и права на участие в референдуме граждан России позволяет выделить отдельную категорию граждан, обладающих политической дееспособностью, которую с известной долей условности можно именовать избирательным корпусом. Кроме этого, по замечанию П.А. Астафичева, не все политически дееспособные граждане реально участвуют в политической жизни, а те из них, кто принимает участие в политически значимых действиях, не всегда позитивно высказываются в пользу того или иного властного решения, той или иной кандидатуры на выборах. Подобную критику высказывают и другие авторы. В частности, ряд авторов даже предлагают понимать термин «народ» в рамках института народовластия в узком смысле, отождествляя его с избирательным корпусом.

Есть мнение, что такое сужение смысла исследуемой категории неправомерно. Сводя понятие народного суверенитета исключительно к дееспособности граждан, населяющих страну, приходишь к выводу, что суверенитет народа — это не его качественный признак, а лишь определенный объем прав. Суверенитет народа как верховенство власти неделим, является характерной чертой самой этой власти, а посему он не может быть сведен к простой сумме прав и обязанностей отдельных представителей этого народа. Власть народа в демократическом государстве, где провозглашен ее суверенитет, всегда является полной, в то время как объем прав отдельных граждан при этом может варьироваться в зависимости от различных факторов, определяющих их дееспособность (возраст, здоровье, наличие судимости и др.).

В условиях таких противоречивых а, порой, и взаимоисключающих мнений, представляется, что уместнее всего следует попытаться сделать компилятивное обобщение. Тем более, что отчасти, применительно к России на этот вопрос законодатель отчасти ответил ещё 22 года назад (См.: Преамбулу Конституции России).

Народ — это являющаяся источником и носителем наивысшей политической власти культурно-историческая общность граждан конкретного государства.

В системе местного самоуправления РФ население выступает основным субъектом местного самоуправления. Это вытекает из смысла ст. 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» усилил статус населения, определив его и основным субъектом ответственности за осуществление местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Несмотря на ведущую роль населения как субъекта местного самоуправления, до сих пор юридически четко не определен его конституционно-правового статус. Между тем ясность в определении конституционно-правовой статуса населения — ключевой вопрос понимания сущности местного самоуправления как института публичной власти.

И не только местного самоуправления. «Государственная власть на территории Волгоградской области осуществляется на основе сочетания и уважения интересов населения Волгоградской области, интересов всего многонационального народа Российской Федерации и общегосударственных интересов» (ч.3 ст. 6 Устава Волгоградской области). Следовательно, категория «население» выступает и как обозначение особого субъекта конституционно-правовых отношений. Поскольку население краёв, областей, городов федерального значения, российских автономий выступает политической основой существования и деятельности этих видов субъектов Российской Федерации. Но, ни национальным, ни тем более, народным суверенитетом, население обладать не может по определению. Это всего лишь часть народа. И не более того.

Вместе с тем, население отдельных территорий государства, в условиях паралича центральной государственной власти или нежелания этой государственной власти защитить население от произвола отдельных политических или бандитских групп, перед лицом угрозы этнокультурного и физического геноцида, вправе объявить себя народом (например, Новороссии) и выступить новым субъектом не только правоотношений, но и субъектом исторического процесса.

государство гражданин народ правосубъектность

Источники:
  • http://newinspire.ru/l/3/31/96-narodnyj-suverenitet-i-formy-ego-proyavleniya.html
  • http://studbooks.net/956993/pravo/narod_subekt_konstitutsionnyh_pravootnosheniy
  • http://soc-oge.sdamgia.ru/problem?id=682
  • http://moluch.ru/archive/92/20407/
  • http://vuzlit.ru/796177/narod_i_naselenie_kak_subekty_konstitutsionno-pravovyh_otnosheniy