Меню Рубрики

Что такое мысль с точки зрения психологии

В психологии, науке о душе, роли сознания и бессознательного в психике человека, до сих пор остаётся нерешённой одна из самых загадочных проблем человечества — о природе мысли, первооснове всех психических процессов и явлений [40]. Перед современными исследователями, как и столетия назад, стоит известный сакраментальный вопрос: что есть мысль с точки зрения науки? Является ли она особой материально-физической субстанцией или эфемерным, нематериальным созданием, просто результатом заключительного этапа нейрофизических и физиологических процессов и реакций? Может ли мысль человека непосредственно взаимодействовать с окружающей материей как две равные физические сущности?

До настоящего времени классическая наука, будь то физика, биология или психология, считает абсурдным активное уча­стие мысли и сознания человека в изучаемых ими процессах или явлениях. По мнению психологов, сознание возникает и действует в человеке как психический процесс, разделённый от реальных событий окружающего мира, границей, за которой происходит нейрофизическая трансформация зеркального отражения действительности [8]. Современная наука считает, что психическая, и в том числе мыслительная деятельность, не имеет особой физической природы, а представляет собой процесс обычных нейрофизических реакций, как-то транспорт ионов, метаболитов, медиаторов, прохождение электрических сигналов и т.д. Следует отметить, что даже прогрессивные философы, искренние сторонники признания парапсихологии как передовой и прогрессивной науки, указывают, что «. психическим явлениям нельзя приписывать энергию, пространственные свойства» — и поэтому «. неверно говорить о передаче мысли, психического образа на расстоянии. В точном смысле на расстояние передаётся не мысль или психический образ, а информация» [20]. Здесь уместно заметить, что если информация передаётся на расстоянии, то такая передача осуществляется на определённой физической основе с помощью реальных носителей этой информации будь-то поля или волны.

Помимо вопроса о физической природе сознания и мысли в психологии также остро стоит вопрос о многомерности пространства при психической деятельности человека. Своё мнение по этому поводу выразили учёные профессора Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагина [22]. На основе своих исследований они пришли к заключению: «. в наших предположениях исключается прямая связь определённых психических процессов с тем или иным полушарием мозга (психические явления не могут, наверное, рождаться непосредственно в материи мозга, не могут в нём «локализоваться»), эта связь представляется опосре­дованной пространственно-временными факторами» и уточняют: «. психическое функционирование человека реализуется, видимо, во многих пространствах и временах — в его индивидуальном пространстве-времени и внешнем, каким-то образом соотносящихся друг с другом». Некоторые учёные склоняются к тому, что мысль является нейромагнитным полем, создаваемым мозгом. Бесчисленное множество синапсов в нейронах головного мозга создают локализованные магнитные поля вокруг себя, взаимодействующие между собой и образующие трёхмерное магнитное поле, существующее как бы вне самого мозга, как виртуальное полевое образование. Это даёт объяснение многим биорезонансным явлениям [16;19].

К настоящему времени, наряду с теоретическими имеются и экспериментальные доказательства, подтверждающие гипотезу о биогравитации и биовакууме и показывающие виртуальную энергополевую природу мысли и сознания. Эти доказательства получены авторитетными исследователями в научных лабораториях различных стран мира [16].

Мысль человека является мощным источником информационных программ, которые включаются в энергополевые структуры организма, корректируя его программу жизни. Таким образом, изменчивость в живом мире происходит в результате взаимодействия энергоинформационных структур организма и внешних энергоинформационных структур. В человеческом обществе источником информационных воздействий является сам человек, его мысль, законы, обычаи, знания. Энергоинформационные структуры отдельного индивидуума находятся во взаимосвязи на уровне энергии и информации с другими энергоинформационными структурами своего окружения, изменяясь от взаимодействия и оказывая влияние на другие системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8446 — | 6702 — или читать все.

Мысль — упакованный смысл, переданный сознанию (всплывший в сознании) в процессе мышления. Мысль (смысл?) — интересная, имеющая значение связь понятий, связь образа цели и элементов ситуации. «Я понял, как это связано!» «Я понял, что можно сделать!»

Виды и формы мыслей

Мысль имеет разные проявления и формы: воспоминания, фантазии, ассоциации, чувства, убеждения и гипотезы. Мысли бывают ясные и смутные, мелкие и глубокие, путаные и четкие, рождающиеся в процессе говорения (живые) и зафиксированные в тексте или рисунке (застывшие).

Мысль может жить в разных модальностях. Для визуалов мысль может придти и существовать в виде картинки, образа. «Придумал. Сейчас нарисую!». Для аудиалов мысль может звучать, мысль может быть понимаемым абстрактным понятием и переживаться как ощущение. Мыслью может быть высказанное вслух предположение, соображение, рассуждение или гипотезу.

Часто короткая мысль передаётся в одном предложении.

В логике Фреге «мысль» — синоним суждения.

Мысль и мышление

Мысль — действие ума, разума, рассудка. Конечный или промежуточный продукт мышления.

Мысль — это наиболее заметный сознанию элемент мышления, происходящего в мозгу; элемент, с которым каждый день имеет дело любой умственно-здоровый человек. Собственно, само мышление для сознания представляется, как поток мыслей, связанных между собой в последовательную цепочку более-менее относящимися друг к другу ассоциаций и идей. Но было бы необоснованно думать, что мысль — это единственное, что происходит в нашем мозгу в процессе мышления. Однако сознание фиксирует и запоминает лишь это. Все остальное происходит вне поле видимости сознания и потому называется подсознанием.

Мысли могут протекать как в форме свободных ассоциаций, так и быть направленными сознанием в строгом направлении, быть логически обоснованными, и следовать в виде фиксируемых утверждений, выводимых по строгим правилам от предыдущего к следующему. Последний способ мышления называется логикой. Логика — это достаточно сильный инструмент мышления, но он не может дать ничего кардинально нового, так как протекает в строгих рамках. В отличии от творчества, которое является процессом более беспорядочным, плодотворным и не признающим никаких границ.

Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей» Бертран Рассел. Философский словарь. 1996 г. стр.159.

Мысль и память

О чем бы ни была мысль, она сама по себе запоминается и фиксируется в краткосрочной памяти, принимая форму образа. Память, в которой хранятся образы, иначе называется воображением. Воображение дает возможность человеку возвращаться к нужным мыслям вновь и вновь, перебирая и пробуя всевозможные их комбинации друг с другом в поисках наилучшего, внося изменения в них или связи между ними. В некотором смысле воображение играет роль ручных счет, школьной или шахматной доски, на которых пишут или двигают фигуры. В компьютере достаточно слабым аналогом краткосрочной памяти человека является оперативная память — ОЗУ и регистры.

Как избавляться от назойливых мыслей?

Если хорошие назойливые мысли крутятся вокруг нужного и крутятся правильно, избавляться от них не нужно. Наверное, речь идет о том, что назойливые мысли — пустые, глупые и негативные, да? Это может быть самоедство, это может быть желание кому-то отомстить, это может быть воспоминание об обидах, это может быть просто глупая привязчивая песенка. Тогда — не нужно тратить время и силы, чтобы от этих мыслей избавляться. Вместо этого полезно — см.→

Цитаты

  • Мысль изречённая есть ложь. Фёдор Тютчев
  • Мыслитель имеет определённую цель, мечтатель не имеет никакой. Виктор Гюго
  • Думать — самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие. Генри Форд

Мышление (психология)

Содержание

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления [ править ]

С точки зрения психологии [ править ]

Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

С точки зрения философии [ править ]

Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека.

  • Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями. зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей» Бертран Рассел. Философский словарь. 1996 г. стр.159.

Понятие мышления у Декарта [ править ]

мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, т.е. эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом – она помещена в гипофизе.

Понятие мышления у Спинозы [ править ]

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Понятие мышления у Гегеля [ править ]

Понятие мышления у Маркса [ править ]

Особенности мышления [ править ]

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Виды мышления [ править ]

Выделяют следующие виды мышления:

Согласно другой классификации, мышление делится на:

  • Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.)
  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
  • Наглядно-действенное(Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

Виды мышления , обусловленные видами условных рефлексов [ править ]

Иван Петрович Павлов, изучая физиологический процесс, названный им условным рефлексом, сделал предположение, что этот процесс является основой формирования психических реакций всех живых организмов, включая процесс мышления человека современного вида.

Но как теперь выясняется, процесс мышления человека современного вида базируется не на одном, а на четырех видах условных рефлексов.

Первый вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов восприятия объектов действительности. Этот вид рефлексов определяет организацию жизнедеятельности основной массы живых организмов на Земле.

Второй вид условных рефлексов это рефлексы на соотношение образов представления, ранее воспринимаемых индивидом объектов действительности. Соответствует уровню развития мозга высших обезьян.

Читайте также:  Что такое слово с точки зрения лексикологии

Третий вид условных рефлексов — рефлексы на соотношение обобщенных образов, рефлексы, формирующие пока еще не отраженный современной психологией мышления и соответствующий уровню развития мозга неандертальца, обобщенно-образный вид мышления.

Четвертый вид — рефлексы на соотношение всех выше перечисленных образов, условно-рефлеторно связанных с условным обозначением соответствующего образа — словом. То есть это соответствующий уровню развития мозга человека современного вида условный рефлекс на соотношение понятий, или, что то же самое, понятийный вид мышления.

Твердохлебов Г.А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006, «Фонд правовых исследований»;

Разное [ править ]

Нарушения мышления при психических заболеваниях [ править ]

I. Нарушения динамики мышления. [ править ]

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно: • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика. • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации. • Мало задумываются над ответом. • Легко исправляют ошибки, если на них указать. • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются. • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. «Вязкость» мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способ работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). К них разный генез: • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности. • отвлекаемость — следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях. [ править ]

1. Снижение уровня обобщений В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что в мышлении больных доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Они утрачивают направленность на объективное содержание задания.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления [ править ]

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии: а)Шизофреническое (классическое) резонерство. б)Эпилептическое резонерство в)Органическое резонерство

3. Некритичность. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

Часть 4. Мышление с точки зрения психологии.

Своё особое мнение по поводу мышления высказывают и психологи. Психологи, как правило, применяют термин мышление в довольно узком смысле, но это больше вопрос терминологии, а не каких-то глубинных различий. С их точки зрения мышление есть один из психических процессов или одно из свойств личности, наряду с речью, памятью, эмоциями и т.п. В психологии существует и определение мышления, выражаемое примерно таким образом: «Мышление есть опосредованное и обобщенное отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях». Такого же определения мышления придерживался Зигмунд Фрейд в его «Основах психоанализа». Есть несколько функций мышления (или операционных компонентов), которые общепризнанны. Мы их перечислим и на подсознательном уровне поймём, о чём собственно идёт речь.

Итак под операционными компонентами мышления обычно понимается некая система мыслительных операций, включающая в себя анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию и систематизацию. Раскрывать каждый компонент я не буду, так как об этом подробно написано в любом учебнике по психологии. В принципе и так ясно, чем мышление с точки зрения психологов отличается, скажем, от памяти или речи. Мышление подразделяется на два вида и четыре подвида:

Разделение мышления на два вида — теоретическое и практическое — на первый взгляд перекликается с нашим упрощённым разделением на поток сознания и здравый смысл. И действительно, здесь много общего, однако есть и существенная разница. По словам видного отечественного психолога Б.М. Теплова, «работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». Таким образом, с точки зрения Теплова, мышление как теоретическое, так и практическое, носит алгоритмический характер, то есть является процессом нахождения алгоритма решения задач. О задачах, не имеющих алгоритмического решения и о самосознании психологи, применительно к мышлению, речи не ведут. Однако это совсем не означает, что подобные вопросы не изучаются психологией.

Следует отметить, что в психологии разработан целый ряд концепций человеческого интеллекта. Одна из самых известных — американского психолога Дж. Гилфорда.

С точки зрения Дж. Гилфорда интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трём измерениям, а именно: содержание, характер и продукт. Конкретно:

Мышление, с точки зрения психологии, его основные виды и формы

В психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.

Определение термина

Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Читайте также:  Из чего сделаны линзы для зрения

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический типмышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Пралогическое мышление

Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

Как мысль формирует судьбу человека

Экология сознания. Психология: Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал — Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения. Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

Человек двойственен по своей природе. Его дуальность объясняется присутствием в нём двух начал — Духовного и Животного (материального). Эта аксиома не требует научного подтверждения.

Каждый день мы сталкиваемся с проявлением этих начал в своём сознании: поступить по-доброму или «подсидеть» коллегу, рассказать всю правду или утаить важную информацию.

В нашей голове возникают тысячи мыслей, порождая собой сотни непредсказуемых желаний. Большинство из нас просто не осознают важность этих тонкоматериальных инструментов управления нашей жизнью. Давайте попробуем разгадать тайну возникновения человеческих мыслей и желаний.

Что же такое «мысль»?

В толковом словаре Даля «мысль» определяется как «всякое одиночное действие ума». «Мысли — это очень тонкая, но очень мощная форма энергии», — говорит в своей книге известный писатель Нил Доналд Уолш.

Природа зарождения мыслей в голове у человека и по сей день является предметом активных научных исследований, проводимых, к слову, исключительно в плоскости физической материи.

Недавно учёные из Массачусетского технологического института и Бостонского университета заявили о том, что им удалось приоткрыть тайну зарождения мыслей в нашей голове. Они утверждают, что знают, как колебания электрической активности позволяют мозгу формировать мысли и воспоминания, и что новое исследование сможет пролить свет на то, как нейронные ансамбли позволяют нам мыслить.

Это довольно громогласное заявление, приукрашенное прессой. На самом деле они пытаются увидеть уже готовые картинки, которые задаются мозгом. А кем они задаются и как на самом деле рождаются мысли, откуда и по каким законам — это до сих пор ученым непонятно.

Так что наука пока что очень далека от понимания этого процесса, чего не скажешь о людях древности, которые оставили свои трактаты о духовном. Читая их, понимаешь, что научное, сугубо материалистическое определение процесса мышления и мысли как таковой не отвечает внутреннему запросу человека в желании получить истинное понимание сути происходящих мыслительных процессов, а также их следствий.

Читайте также:  Надолго ли хватает лазерной коррекции зрения

Иными словами, каждый человек на интуитивном уровне ощущает, что для того, чтобы получить объективное понимание, необходимо рассматривать каждую ситуацию не только с позиции материалистических убеждений, но и с позиции духовного познания.

Мысль нельзя взвесить или пощупать, но она существует, раз она появилась в нашем сознании. Мысль не имеет массы, но может иметь колоссальные последствия в материальном мире, ведь она является неким мотивационным рычагом для человека, трансформируясь затем в желания личности.

Многие психологические проблемы возникают у человека из-за того, что он не умеет ещё определять в себе источник происхождения своих мыслей и желаний. «Главная ошибка в том, что человек наивно полагает, что все мысли — „его личные“, и даже не удосуживается разобраться в своей природе. Обычно он говорит: „я так думаю“, „мне стыдно за мои мысли“, „это мои мысли“, „моя идея“. На самом деле, если внимательно отследить этот процесс, все мысли приходят к человеку извне и не являются его собственными.

Человек волен лишь выбирать между ними и наделять их силой своего внимания. Пока у людей нет ещё привычки говорить и думать: „ко мне пришла мысль, явно от Животного начала“, или „полагаю, что пришедшая сейчас мысль имеет духовную природу“.

А жаль, ведь подобная форма общения упредила бы возникновение многих конфликтных ситуаций между людьми и сделала бы их жизнь качественнее в духовном аспекте», — утверждает автор популярной книги «АллатРа» Анастасия Новых.

А что если действительно предположить, что образ мыслей человека формируется в зависимости от того, какое начало — Животное (материальное) или Духовное — доминирует в его сознании на данный момент? Если рассматривать личность человека как проводника воли одного из начал?

Тогда получается, мы несём полную ответственность за все происходящие в нашей жизни события, поскольку именно мы выбираем ту или иную мысль, определяющую дальнейшее их развитие!

Именно наш внутренний выбор формирует наше восприятие какой-либо жизненной ситуации, и в зависимости от того, какую мысль, какое суждение мы выберем — негативное или позитивное — эта ситуация может быть для нас проблемой, неразрешённым конфликтом, либо станет удачным опытом или же вовсе останется незамеченной для личности.

«Желать или не желать — вот в чём вопрос!»

Огромное влияние на судьбу человека оказывают его многочисленные желания. В психологии желание «является одним из важнейших моментов тех психических состояний личности, которые предваряют её поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний. Желание понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-либо цели, идеала, мечты. Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение желания». (Блонский П. П., «Психология желания»).

Итак, желания человека, являясь следствием мысли, проявившейся в сознании человека, определяют его образ жизни, модель поведения, его отношения с окружающим миром; выстраивают чёткую причинно-следственную связь, которую легко можно отследить благодаря глубокому анализу происходящих событий в жизни отдельной личности. Не многовато ли власти для эфемерного, практически «виртуального» понятия?

Человек с доминацией в своём сознании Животного (материального) начала, поддерживающий и поощряющий в себе возникновение бесконечного количества желаний, подвержен неминуемому состоянию всё возрастающей нервозности из-за того, что удовлетворить все возникающие человеческие желания — просто невозможно. А вслед за этим появляется естественная неудовлетворённость, чувство безысходности, уход в себя и как итог — глубокая депрессия (что также является проявлением «животного разума»).

Если посмотреть со стороны, то можно увидеть, каким мощным инструментом управления и порабощения человека являются возникающие в его сознании мысли и желания. И лишь сам человек является их проводником и воплощает их в своей жизни.

Как и во всех сферах человеческого бытия, доминация одного аспекта является угнетением другого. Таким образом, поощряя в себе любые проявления Животного начала (негативные мысли, множественные желания, зависть, ревность, осуждение, страх, гордыня, превознесение себя, жажда власти и т. д.), мы блокируем в себе наше Духовное начало, устанавливаем преграду для нашего духовного развития, совершенствования нашей личности.

Если сила мысли используется для удовлетворения материальных желаний, то за них наступает обязательная расплата духовностью. Получается, что собственным выбором не в пользу Духовного, мы перекрываем доступ к нашей Душе, а также ко всем богатствам, ей присущим — искренней, безусловной любви и душевному теплу.

Если человек хочет всерьёз заняться собственным духовным развитием, ему нужно в первую очередь дисциплинировать свои мысли. Как можно чаще давать себе отчёт в испытываемых эмоциях, образе мышления, анализировать, какова их природа, механизм возникновения. Уметь быть выше обстоятельств, обыденности. Уметь воспринимать мир с позиции Наблюдателя от Духовного начала, а не с привычной позиции Наблюдателя от Животного начала.

Это Вам будет интересно:

Человеку свойственно постоянно быть в поиске: в поиске счастья, ответов на интересующие его вопросы, в поиске Себя…

Определение понятия мышления

Познание, мышление — это

корень его жизни,

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального мира. Мышление характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других познавательных процессов. Рассмотри понятие мышления с точки зрения психологии и философии.

С точки зрения психологии

Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление (психология) (одна из психических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление является самой сложной формой психической деятельности, поэтому разные учёные, занимающиеся его изучением, дают разные определения в зависимости от того, на что конкретно в этом многогранном процессе они делают акцент. Психолог О.К.Тихомиров, объединяя различные существующие мнения, определяет мышление как познавательную деятельность, продукты которой характеризуются обобщённым, опосредованным отражением действительности.

Психолог А.В.Брушлинский подчёркивал, что мышление — это прежде всего «отыскание и открытие существенно нового».

По мнению С.Л.Рубинштейна, разумное поведение должно быть адекватно ситуации и целесообразно использовать соотношения между предметами для опосредованного на них воздействия. Такое поведение должно достигаться не вслепую, а в результате познавательного выделения объективных условий, существенных для действия. Он подчёркивал также, что мышление не сводится к функционированию уже готовых знаний; оно должно быть раскрыто прежде всего как продуктивный процесс, способный приводить к новым знаниям.

Н.Н. Данилова предлагает рассматривать мышление как «процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.»

С точки зрения философии

«То, что мы называем мысями. зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

Понятие мышления у Платона

Платон считал, что процесс мышления — это процесс Припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

Понятие мышления у Декарта

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, т.е. эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т.д.

В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. То есть следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчеркивал, что метод сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания. Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, т.е. Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно ее отражают.Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ — сомнение во всем. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, т.е. на свои мысли и сомнения.

Понятие мышления у Спинозы

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Источники:
  • http://zabolel.info/psychology/mysl
  • http://traditio.wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
  • http://studfiles.net/preview/518226/page:4/
  • http://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/myshlenie-s-tochki-zreniya-psihologii-ego-osnovnye-vidy-i-formy.html
  • http://econet.ru/articles/139727-kak-mysl-formiruet-sudbu-cheloveka
  • http://studbooks.net/720598/psihologiya/opredelenie_ponyatiya_myshleniya