Меню Рубрики

Что такое мифология с точки зрения философии

Философия не могла возникнуть сама по себе. Ее зарождению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее. Причем этап господства остальных видов и форм, которые объединены общим названием «мифология», занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории.

Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй.

Дело в том, что мифологическое сознание – это наиболее древний вид сознания как такового. Именно данный вид исторической формы сочетает в себе собрание преданий. Они в положенное им время были основой всего человеческого сознания.

Миф – это главный структурный элемент данной формы восприятия бытия. Философия и мифология имеют один корень, которым и является это древнее сказание, сущность которого не менее реальна, чем многие теории в науке. Дело в том, что все мифы – это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Однако поскольку они – основа бытия, которое существовало многие тысячелетия назад, между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия.

Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование).

Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений.

Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла.

Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).

Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию.

В целом, философия является рационализированной формой мифологии.

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь.

Для мифов характерны следующие черты:

• Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.

• Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

• Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

• Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.

• Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

• Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.

• Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.

• Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы разрешали или запрещали определенные формы поведения, мифы устанавливали для древнего человека определенные гарантии единства общества и стабильности социальной жизни.

Главным свойством мифологического сознания считается синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и природа, познание и переживание, объект и субъект нераздельны.

Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть одновременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность. Человек мифа оперирует не понятиями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, который можно назвать олицетворением, т. е. природные явления, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.

Еще одна важная черта мифа— коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф.

И последнее, что можно отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории.

Отличия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.

В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.

Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах.

Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна.

В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.

Мифология и философия

Философия впервые возникла на Востоке. Она не начинается с античности, хотя обычно считают, что философия возникла в IV в. до н.э. в ионическом обществе в лице Анаксимена и Анаксимандра из Милета. Этой точке зрения противостоит другая, названная «европоцентризмом» и связанная с именами Мишле, Буркхардта, Фойхта, Генинга, которые отрицают значение Востока в культурном, научном и философском развитии Центральной Европы, считая, что источник европейской мысли и культуры находится в самой Европе.

Философия есть такая форма общественного сознания, которая одновременно представляет собой личное, индивидуализированное самосознание эпохи. Она вбирает в себя все наследие человеческой культуры, души и мысли. Собственно говоря, она и есть — это наследие. Что не мешает ей быть вполне конкретным личным мировоззрением исторически определенного человека, а вместе с тем, развивающейся системой знания, наукой. Хотя и не в том смысле, в каком мы говорим о биологии, физике, математике и др. Это первая историческая форма теоретического знания, которая одновременно является отчужденной формой общественного сознания и научного исследования. Она никогда не утрачивает своего родового и каждодневного единства (тождества) с положительным знанием, с естествознанием, с науками, хотя и не является отдельной или особой дисциплиной. Более того, взаимосвязь с ними — необходимое условие ее развития. Наконец, именно она есть лоно общенаучного рода знания, воплотившегося в теории систем, организации (структуре), теории информации, теории управления и т.п. Этот род знаний существенно отличен от двух других — философского и научного. Например, такая категория общенаучного знания как «система» генетически связана с философской категорией «целое». Поэтому важнейшей задачей философии и исходным пунктом ее анализа являются результаты и тенденции общенаучного сознания и практики, которые так наглядно выступают в эпоху компьютеризации, менеджмента и маркетинга. Другой ее задачей является анализ категориального аппарата самой философии, взятый в ее истории, а также результаты и тенденции познания и практики, связанные с научным и общенаучным родом знания.

Будучи особого рода наукой, философия существенно отличается, как уже было сказано, от всех других наук по происхождению, природе и характеру своего знания, несмотря на то, что с бурным развитием общенаучного рода знания самые разные науки все более становятся философичными, а философия склоняется к большему онаучиванию.

Но философия — не наука. Ибо, во-первых, не является экспериментальной, непосредственно не связана с тем, что является объектами различных специальных наук, имея дело не с этими объектами, а с изучающими их науками, с полученными в них понятиями и теориями.

Во-вторых, философское знание имеет субстанциональный характер. Иначе говоря, это знание о сущности чуждых друг другу отдельных явлений, вещей и процессов постольку, поскольку это знание о том, что их объединяет, делает тождественными, являясь знанием о сущности объективного мира в целом, всей природы, общества, мышления, т.е. о субстанции. Другими словами, это знание не «объектное», а «субстанциональное». Знание не о единичном и особенном, но вообще о них всех. Не о каждом из них порознь как о всеобщем, а знание о таком единичном и особенном, которое есть всеобщее. Уже отсюда виден универсальный характер философии, которая не сводится к сумме примеров, а вместе с научным знанием является предпосылкой для перехода от философского и научного знания к общенаучному, по мере превращения в «систему» категорий «субстанция», «мир», «Вселенная», «целое».

В-третьих, будучи наукой, философия иначе, чем обычная наука, выражает человеческое отношение к объективному миру. Как сказал еще блаженный Августин, она — не мудрость, а любовь к мудрости 1 . Это не столько знание о мире в целом, о его вещах и их взаимосвязи, но, в отличие от науки, «теория мировоззрения» (И. Панцхава, Б. Пахомов, 1971). Философия — это знание, открытое (и сознающее эту свою «открытость») для всеобщего, сближающего всех удовлетворения самых разных, чужих и далеких друг от друга людей на всем свете. Задача философии не столько в выработке истинных знаний (что для нее очень важно), сколько в том, чтобы всецело и всесторонне нравственно и духовно удовлетворить ими разнородное мятущееся человечество, сплотить и укрепить всех без [1] исключения людей, превратив их переменчивые взгляды (знания) в устойчивые убеждения. Превратить индивидуальное, основанное на личном житейском опыте мировоззрение в общественную реальность. До настоящего времени сравнительно мало обращали внимание на то, что в известном смысле философия есть некий методологический инструментарий, есть совокупность знаний о способах такого индивидуального (личного) и социального духовно-нравственного удовлетворения общечеловеческих потребностей.

Поэтому философия — это, прежде всего, социально-гуманистическое знание в его высшей степени и наиболее явной, чувственно-практической и абстрактно-теоретической всеобщей форме.

Философское знание, как бы далеко оно ни заходило в своих специальных естественнонаучных изысканиях и сколь бы разнородным и многогранным ни было, все же, главным образом и больше других наук обращено к человеку, обществу, социальной культуре [2] .

Подобно многим наукам, но и в гораздо большей мере и в иной форме, философия есть присущая всем людям внутренняя духовная необходимость, выражающаяся в их любви к познанию, страсти к реализации любого знания, и в том числе философского, к воплощению его в результатах своей жизнедеятельности. Поэтому философия есть, прежде всего, индивидуальный и общественный поступок. Это важнейшее орудие индивидуального просвещения, воспитания и преобразования общества.

Читайте также:  Вещие сны с научной точки зрения

Философия вышла из мифологии, этим определяются их общность (единство) и различие. Зарождающаяся философия необходимо должна была быть лишь философией человека (тогда, как и сейчас, люди полагали, что уж себя-то они знают лучше всего. ) и природы в самом общем смысле слова, т. е. «натурфилософией». Поэтому в такой философии было очень много от мифологии. Обе они возвышают явления и события, рассматривая случайное как необходимое, путая идеальное с материальным, а необходимое с предопределенным, превращая нарушение порядка в порядок, а отклонение от правила в самое правило. То есть, изобретая несуществующие, но «намекающие» взаимосвязи и отношения. Стараниями мифологии и натурфилософии незначащее приобретает значение, ибо они, по выражению С. Лема, видят информацию там, где ее нет. Обе они суть выражение общей тенденции человеческого мышления видеть и устанавливать порядок и иерархию. (Последнее чрезвычайно характерно для Востока). Обе они ставят явление выше сущности, делая его необходимым и неизбежным. Обеим внутренне присуща метафоричность, порождающая ассоциативность и любовь к аналогиям. У той и другой сравнение выступает на первый план.

Уже изначально философия и мифология имеют мировоззренческий, не-экспериментальный и, в основном, гуманитарный характер, представляют собой некую модель мира и его вещей, стремятся осознать в качественно различных формах всеобъемлющее сущее как всеобщее. Философия и мифология являются для власть имущих средством объединения, сплочения и нравственно-политического воспитания во всем чужих друг другу людей, объединяемых словесным понятием-фетишем «народ». В философии и мифологии «одно» пытается справиться со «многим», справедливо чувствуя, что последнее — его «Альтер эго». В конечном счете, обе они отражают социально-экономическую практику, организацию, идеологию и психологию своего исторически-определенного общества.

Но между философией и мифологией гораздо больше различия, чем общности. Философия, в отличие от мифологии, есть знание. Ведь миф — это «биотос» (греч. — «рассказ», «побасенка»), фантастическое «изобретение» донаучного чувственного осознания, игрушка ребяческого по своим возможностям разума, который еще не достиг зрелости и потому использует олицетворение, персонифицированное восприятие, художественно-образный язык. Напротив, философия — это уже «логос» (греч. — «закон», «мысль», «слово»), который не чувственно-физически изобретается, а в качестве истины умопостигается в форме понятий, логических суждений и формально-логических умозаключений. Рассуждение и размышление — орудия уже зрелого разума, не чурающегося чувств, не брезгающего языком повседневности, индивидуальной, социальной и житейской практикой. Благодаря этому философия способна подняться выше чувств, выйти за пределы практической повседневности в «тридевятое царство» — в бесплотный мир общих отвлеченностей, далеких от жизни абстракций, которые именно поэтому могут жизнь объяснить и облегчить. Ведь без решения общих вопросов частные не решить.

Зарождающейся философии соответствовал зарождающийся «словарь ее собственных идей» (Ж.-П. Верная). По мере развития философии эти идеи все более сосредотачивались внутри нее. Тогда как по мере разложения древней мифологии, принадлежащие ей идеи-образы, постепенно растаскивались автономизирующимися религией и искусством, а также другими формами общественного сознания (идеологией и общественной психологией).

Мифология и философия суть исторически различные формы мировоззрения. Но если не учитывать того, что по сравнению с философией, мифология не является системой, мифология есть «открытая», а философия относительно «замкнутая», теоретически обусловленная система мировоззрения. В отличие от мифологии, философия глубоко проблематична. Она стремится познать и объяснить самое себя и свое основание. Она задает вопросы: «что такое бытие?», «что такое мудрость?». Напротив, мифология никогда не интересовалась своим «фундаментом». Она не задает вопроса о сущности самой себя, ибо, не осознавая себя, она вообще не задает никаких вопросов. Миф содержит лишь тень вопроса или сомнения. Он как всякое верование не является ни объяснением, ни ответом, ибо даже не подразумевает заданного вопроса. Его задача в том, чем он будет, а не в том, что он есть. По своей природе миф есть нечто безапелляционное, символически-консервативное (догматическое), исключающее всякую аргументацию и дискуссию. «Ни один миф не начинается со слов: вот в чем загадка. », — пишет Ж.-П. Верная. [3] Миф не проблематичен, но неявно и скрыто содержит еще не развернувшееся проблематическое.

Мифология отличается от философии тем, что время мифа в отличие от времени философского учения имеет дуальный характер. Последний является одним из многообразных выражений дуальности (бинарности) организации первобытных народов, их культуры и космогонических представлений [4] . Уточним сказанное. Является ли время мифа действительно его временем? Или это время не мифа, а излагаемых в мифе событий плюс время, затраченное на передачу сведений (сообщения) о них?

Время мифа дуально: оно присуще мифу, ибо он связан с временной последовательностью, диахроничен в качестве исторического повествования о прошлом, — и оно не присуще мифу, ибо он в равной мере с временной непоследовательностью синхроничен, как инструмент овладения настоящим и будущим, благодаря когнитивной и инвариантной структуре мифа, о которой говорилось ранее. [5] Таким образом, в мифе существует время, которое является и не является его временем, поскольку он одновременно непрерывен, континуален и прерывен, дискретен. Он похож на микрочастицу, которая одновременно есть корпускула и волна, частица и поле.

Наконец, время мифа никак не связано и не соотносится со временем любого другого мифа и мифологии как совокупности всех мифов вообще. В этом смысле, и отдельный миф, и вся мифология одновременно обладают и не обладают временем. Обладают временем в силу инвариантной структуры отдельного мифа и в отношении того, что в целом исторически предшествовало мифологии, либо зародилось в ее недрах. Не обладают временем в силу диахронизма отдельного мифа и отсутствия в рамках мифологии явно выраженного перехода в развитии от одного составляющего ее мифа к другому, несмотря на присущую им способность к движению и даже самоотрицанию [6] .

Поэтому сказать, что миф и мифология не обладают временем, а время обладает ими, или сказать противоположное, зависит от того, в каком отношении рассматривается миф и мифология. Тем не менее, в целом, мифология «погружена в безвременье».

Это весьма существенно отличает мифологию от философии, которая явно изменяется (развивается) во времени. В философии каждое из составляющих ее учений или школ обязательно основано на предшествующих, с необходимостью их продолжает, нимало не повторяя. Так, по мнению Вернана, «Анаксимандр следует учению Фалеса, а также Анаксимена и модифицирует его. Затем мы видим школу элеатов и Парменида, которые, возражая милетцам, создают новую философию, как бы отталкиваясь от того, что те в свое время не могли объяснить. Далее, начиная с Платона, стали отвечать и возражать Пармениду и т.д. И так образуется линия связи из целого ряда мыслителей, рассматривающих проблемы в зависимости от того, что сказали и написали о них другие. » [7] .

Напротив, ни один миф, ни одна группа мифов не является продолжением другого мифа во времени, не возникает «в лоне» предыдущего мифа.

Таким образом, философия в целом и каждое ее учение (заслуживающее этого имени), имеют свою магистральную «линию связи», «дорогу жизни», которая в мифологии отсутствует. Всякий может понять тот или иной миф вне связи его с другим мифом, — считает Вернан, — но невозможно понять, например, Канта, если не знать философских учений Юма, Лейбница, Декарта и других предшественников Канта. Я бы добавил: не зная Канта, нельзя понять всей современной зарубежной философии. Примечательно, что согласно А. Эйнштейну, наблюдатель, находящийся в рамках определенной системы, не может обнаружить ее движения, не выходя из нее. Подобно этому, находясь в рамках такой системы как мифология (хотя совокупность мифов ее не образует), мы не можем увидеть, как развиваются ее мифы.

Изменяясь во времени, мифология не имеет временной последовательности изменения по своему содержанию, а потому это изменение, вероятно, даже нельзя назвать развитием в полном смысле слова. Поэтому если сравнивать, как это принято, философию с древом познания, то мифология — это скорее не древо, а куст восприятий в форме фантастических образов, все ветви которого в общем изолированы, симметричны и изоморфны между собой в своей «плоской», «не-иерархич-ной» структуре в отношении времени. Благодаря этому миф (в отличие от философии) есть случайная, а не необходимая упорядоченность. Но поскольку случайное есть форма проявления необходимости, постольку сквозь миф нередко пробивается отблеск глубокой и верной мысли. Однако миф нельзя рассматривать с точки зрения необходимости, воплощенной в мифе случайным и хаотичным образом. Ибо тогда он приобретает значение ему несвойственное и для него неестественное, т.к. оно вложено в миф извне искусственным ретроспективным образом с позиций сегодняшнего дня и познанной в случайности необходимости. Аналогично, в подобной ситуации математические уравнения или кибернетические машины кажутся «умнее» тех, кто их запечатлел, создал, приобретают глубокомысленную значимость мифологического характера, ибо подобны «пятнам Роршаха» или выветрившимся скалам, в конфигурации которых каждый при желании и хорошем воображении может увидеть то, что он захочет.

Как видим, переход от мифологии к философии и наукам есть переход от «безвременья», случайности, хаотичности, неупорядоченности к историзму, необходимости, организованности и упорядоченности; от пассивности к активности (самодвижению); от осознания единичного и особенного к осознанию всеобщего; от неосознанного и воображающего себя сознанием инстинктивного овладения действительностью к действительно осознанному, размышляющему о себе и осознающему себя сознанию и познанию, которые, к сожалению, становятся все более и более рациональными и эмпирическими.

Философия и мифология: сходства и различия

Содержание статьи

  • Философия и мифология: сходства и различия
  • Каковы основные формы идеализма
  • Каковы отличительные черты научного знания

Зарождение философии, ее связь с мифологией

Мифы — это древние сказания о фантастических существах, героях и богах, в то же время это совокупность взглядов людей и их убеждений. Для древнего человека мифология не была сказкой, наделяя человеческими качествами природные явления или животных, она помогала человеку ориентироваться в мире, была своеобразным практическим руководством.

Мифология — это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, древнейший тип мировоззрения. В мифологии почти полностью отсутствует рациональное начало. Когда возникает сомнение, гипотеза и логический анализ, мифологическое сознание разрушается и на его месте зарождается философия.

Отличительные черты мифологического способа познания от философского

Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, очень часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм — другой тип мифологии, когда вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями.

В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.

Древнегреческая философия и мифология

Прослеживается явная связь между древнегреческой философией и мифологией, что характерно не только для милетской школы, но и для более поздних философских учений элеатов, пифагорейцев и Платона. Миф был первой попыткой ответить на вопрос: из чего, как и в силу каких причин возникло все существующее в мире. Другими словами, в древнегреческих текстах мифологического характера накапливались знания и предпринимались первые попытки объяснить происхождение мира.

Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.

Санкт-Петербургская государственная академия

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат по философии на тему:

Философия и мифология.

Студентка 2 курса 2 группы ФВМ

Савинов Родион Валентинович

Философия- это любовь к мудрости. С древних времен люди стремились к познанию мира, таким образом начала зарождаться мифология – первая из форм общественного сознания. В ней начала зарождаться философия. В своем начальном содержании философия почти совпадала с религиозно — мифологическим мировоззрением.

Мифология – это не что иное, как попытка объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Поскольку человек тогда еще не был «вооружен» философией и другими науками, этот процесс шел с помощью олицетворения различных явлений образами богов.

Актуальность моей темы состоит в том, что мифология является, как бы прародительницей философии и эти области неразрывно связаны. Философия и мифология являются частями одного целого, так как 1-ая из их сформировалась на базе обретенного опыта 2-ой. В своем реферате я расскажу, что такое философия и что такое мифология, в чем заключаются их различия, как мифология перешла в философию.

Определение понятий мифологии и философии.

В древости мифология являлась одной из форм общственного сознания. Мифология – это систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира перво­бытного общества. Это – исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлет­ворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф представляет собой повествование на ту или иную миро­воззренческую тему – о мироустройстве, о происхождении че­ловеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях ( 1 ).

Мифология как бы являлась примитивной философией и наукой.

Исследования ученых так же показывают, что мифология была распространена практически среди всех народов мира.

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.( 2 ).

Мифологическому мировоззрению присуще такое явление, как антропоморфизм – т.е. наделение объектов природы и различных явлений, в том числе о общественных, человеческими качествами. Различают явный и неявный антропоморфизм. При первом – свойства и облик человека приписывается к явлениям природы (Зевс – гром), а при неявном – свойства, действия человека приписываются природным явлениям, но при этом облик дан нечеловеческий (зверь,чудовище). Так же мифологоческому мировоззрению присущ социоморфизм, т.е. уподобление отношений между несуществующими персонажами отношениям между существующими.

Читайте также:  Критерий оценки исследования с точки зрения

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы.(3 3 ) Поэтому человек и очеловечивал окружающую его природную среду, пытался одушевлять космические объекты. Это были еще не развитые, примитивмые формы мышления, которые нуждались в конкретности, телесности и необходимость проекции человеческих качеств на предметы окружающего мира. По словам известного немецкого философаФридриха Шеллинга (1775–1854), мифологическое мировоззрение – эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащий символизацию природы.( 4 )

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции: ( 5 ).

• обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;

• объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;

• моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;

• регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.

Для мифологии характерна своя пространственно-времен­ная структура. Любое событие, о котором идет речь в это­го рода повествованиях, относится к далекому прошлому — к мифологическому времени. Таким образом, священное («сак­ральное») время строго отделено от «профанного», т. е. эмпи­рического, «настоящего» времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла. ( 6 )

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. ( 7 ).

В мифологии в первые поднимаются такие философские вопросы, о том, как возник мир, как он возникается, какое место мы занимаем в нем и в чем смысл нашего существования, что такое жизнь и что такое смерть. Мифология являла собой попытку объяснить явления природы и жизни людей, но не с научной точки зрения, а субъективной, наивной.

Философия – это наука о всеобщих, т.е. универсальных законах движения и развития природы, общества и сознания, а так же о соотношении материи и духа.

Сама философия есть мировоззрение,т.е. совокупность взглядов на мир в целом и место человека в нем.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем,что относится, преждевсего,к научной сфере общественного сознания, а внутри себя имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии на все науки, на весь опыт развития человечества.

Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». ( 8 ).

Отличия мифологии и философии.

Итак, как было указано выше, одно из главных различий мифологии и философии состоит в том, что философия это наука и она опирается на реально существующие факты, на реальность, в то время как миф не имеет рационального начала, т.е. грубо говоря является выдумкой и несет в себе несуществующие факты и события. Таким образом, можно сказать, что первое отличие заключается в том, что мифологическое сознание удовлетворяется описанием, в то время как философии требуются научно доказанные факты.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории. Вера человека в миф не нуждается в каком-либо подкреплении, сказанное априори берется на веру, он не нуждается в каким-либо логических доказательствах. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

Следующим отличием является то, что философия мыслит тотально, рассматривает не отдельные события, конкретные образы, единичные ситуации, а всеобщие суждения – о человечестве, о мире, об истории, человеческой натуре и так далее. Мифология же рассматривает какие – то частные ситуации, каждый миф рассказывает об определенном событии и извлекает из этого события свои собственные философские суждения.

Мифология не отделяет мышление от эмоций, человека от природы. Природные фрагменты ней очеловечиваются, а предметы космоса – одушевляются. Философия же начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

Философия – это самостоятельный акт мышления, в нем нет ритуальной или священной окраски, это теоретическая мысль, которую мы может назвать учением. В это время мифология базируется на различных священных ритуалах, в ней присутствуют различные ритуалы, имеется Божественная часть. Если мы говорим о знании заложенном в мифе, мы не называем имеем, т.о. можно сделать вывод, что это упакованная в образах и метафорах и мифических существах многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция. Философия в отличии от мира индивидуальна и датируема.

Еще одно важное отличие мифологии от философии состоит в том, что мифы стремятся значительно упростить картину мира в связи с тем, что люди в то время не могли объяснить некоторые явления и ответить на важные философские вопросы. Миф старался организовать все происходящие в мире события, чтобы они имели смысл, пусть даже метафоричный. Этот смысл делает для человека предметы понятными и близкими. Человек вписывает их в свою культуру, пытается общаться с незнакомыми объектами (например, космические тела) с помощью различных ритуалов. Таким образом, человек объясняет для себя многие явления (землетрясение – гнев богов и т.д.), они становятся ему понятными, т.к. Бог – это существо, такое же как и человек, просто наделенное какой-либо сверхъестественной способностью, т.е. мифическое существо способно на то, на что не способен человек.

В свою очередь, философия не пытается «подогнать» или оправдать какие либо события вымышленными, недоказанными фактами. Философия базируется на науке, на знании, она не стремится упрощать, но стремиться объяснить, рассмотреть.

Так же философия и мифология отличаются друг от друга, тем, что в мифе есть противоречия. Любой предмет и любое явление может одновременно быть и чем – то другим, в то время как философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить.( 9 )

Переход от мифа к философии.

Рождение философии – это рождение нового типа мышления, при котором авторитет разума вытесняет авторитет традиции. Как самостоятельная система знаний она появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Политическая ситуация в этих регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, а греческая мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. По мере нарастания драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; именно в Греции возникла концепция о том, что боги – это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии.

Миф сам по себе не является верным отражением природной реальности, миф – это совокупность вполне фантастических представлений, на основе которых никак нельзя эффективно преобразовать окружающий мир. Но для мифологического общества задача преобразования природного мира отнюдь не является актуальной, такая задача возникает только при переходе к производящему типу хозяйства, а мифологическое общество – это стадия потребляющего хозяйства, все, необходимое для жизни, здесь находится в готовом виде. Главная задача, стоящая перед мифологическим обществом – это не производство, а обеспечение солидарности в масштабах племени. Но такую солидарность как раз и формируют мифы. Мифы для мифологического общества задают систему общественных ценностей, систему единых мировоззренческих координат, благодаря которым и обеспечивается сплоченность сообщества. При этом не очень значимо, насколько истинными являются разделяемые всеми представления, главное, чтобы они разделялись всеми.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии.

В начале своего становления философия еще неразрывно связана с мифологическим сознанием, философия наполнена мифологическими образами и представлениями о мире. Например, Эмпедокл учит, что миром движут две противоположные силы: Любовь и Вражда, которые он называет мифологическими именами Афродиты и Ареса. Или для пифагорейцев в центре мира помещается огненный шар, но они не считают его солнцем и не отстанавливаются на чистой физической абстракции, а отождествляют его с Гестией — богиней домашнего очага, помещаемого в центре жилища.

Многие философы обращаются к мифу прежде всего для того, чтобы популярно объяснить, переформулировать свои идеи. Платон использует миф для того, чтобы сделать из своего учения нечто органическое, цельное. Он, вдохновленный идеями Сократа, создает целую философскую систему, и опирается на миф там, где он не находит рациональных доказательств или же считает, что подобного рода вещи достаточно обоснованы, что сам миф в подобных вопросах является достаточным аргументом, имеет философское содержание. (например, рассказ об Атлантиде служит тому, чтобы обосновать, какой должна и не должна быть политика государства). Также миф может быть использован в качестве иллюстрации самой идеи.( 10 )

Таким образом, миф широко использовался в период становления философии как удобная и привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей стыд и правду», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Античные философы ни в коем случае не отвергают миф целиком, хотя и вырабатывают тип рационального мышления, построенный на доказательстве, рациональной аргументации.

Например, Платон так смотрит на противопоставление мифа и философии: он считает, что знание сложно обнаружить из-за животной природы человека и что язык является несовершенным инструментом изложения истины. Поэтому противопоставление логоса и мифа дает нам возможность осознавать нашу человеческую и лингвистическую слабость, и, отвергая миф, мы выдвигаем вопрос о критериях истинности. Миф служит одним из способов выражения несказанного, которое непременно должно содержаться в философском учении.

Таким образом, миф оказывается рациональным и как результат методологической рефлексии, он служит самому рациональному осознанию. Он делает философские понятия очевидными, явным образом обнаруживая их философское содержимое. ( 11 )

Сегодня возможны два различных подхода к использованию мифа в философских текстах( 12 ):

1) миф добавляет красок к сухому или забытому материалу, смягчает жесткие контуры философии, но сущностно отделен от содержания философского дискурса. Предполагается, что философ предпочитает говорить только в строго аналитических терминах, то есть добавление художественных черт является отклонением от принципов философии. При таком подходе игнорируется то, что миф может иметь философское значение.

2) Миф в философии – не просто украшение, а играет философскую роль, он выражает то, что не может выразить философский, рациональный язык, и покрывает те сферы, которые остаются за гранью чистой философии. Этот подход содержит элементы мистики, он привлекателен, когда применим к таким философам, как Платон, который верят в трансцендентный мир: так миф сообщает аудитории трансцендентный характер откровения и намекает на природу мира, населенного идеями и бестелесными душами Платона.

По-видимому, из двух таких подходов к истине ближе второй, поскольку он дает понять, что миф привносит в философию некие дополнительный смысл, а не просто помогает раскрыть её рациональное содержимое. Внутри любого мифа содержится своя мудрость, своя философия. Поэтому и автор книги считает: представление о том, что философский миф начинается там, где собственно философия заканчивается, не совсем верно, так как в таком случае миф будет чем-то только иррациональным.

Миф выводит к подлинной реальности: к истинному и чудесному плану бытия. Но только выход к мистике, обеспеченный мифом, для философа недостаточен. Необходимо также рациональное обоснование мифа. Так Платон помещает мифы в контекст, где их восприятие требует философского осмысления и где они ставят вопросы о возможности человеческого знания и его выражения.

Миф создает контраст между рациональным, земным и чем-то большим, что возвышается над ним как чудесное. Он может превратить чисто рациональное рассуждение в философскую рефлексию. Ведь для философского текста недостаточно чисто рационального обоснования, так как он предполагает рефлексию, затрагивающую сущность и целостность явления. Таким образом, можно сделать вывод, что миф необходим в античной философии. Он неслучаен, и не используется лишь как наглядный художественный образ, но выступает как некоторая понятийная сфера для более точного понимания и проникновения в собственно философскую идею автора. ( 13 )

Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке.( 14 По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых вправду есть, все же, работают неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так именуемом недоумении, которое дает толчок для предстоящего зания. Выходит, что мифология несет внутри себя самодостаточное удивление, которое нужно только принять. А вот в философии после чего шага начинается время зания и поиска доказательств того либо другого понятия.

В целом, философия является рационализированной форме мифологии. ( 15 )

В качестве заключения, хотелось бы еще раз подчеркнуть неразрывную связь философии и мифологии. Несмотря на многие различия, мифологию можно назвать ранней философией, которая появилась тогда, когда у людей еще не было этой науки, но было желание объяснить множество природных явлений и событий.

Мифология, как уже говорилось, фактически поставила интереснейшие вопросы: из чего все рождается и во что все разрешается? Чем все существующее управляется? Где первооснова всего? Философия же, в определенном смысле заимствовав сами вопросы у мифологии, религии, сформулировала их в более «чистой» форме. Самое же существенное — она стала отвечать на более чистые» вопросы-с помощью учения о первоначале. А первоначало мыслилось как нечто в принципе единое с природой. Основной вывод: в отличие от мифологии и религии сама природа, а не что-то внеприродное, у первых древнегреческих философов становится причиной всего того, что происходит в природе и с природой.

Читайте также:  В чем сущность права с точки зрения философии

Философия не уничтожает миф своим появлением, но является его противоположностью. Философии требуются научные знания, база, в то время как миф довольствуется лишь описанием, ему не нужны научно доказанные факты.

Философия и мифология

Чернов С.А. Начала философии. Ч.2-3. – Учеб. пособие – СПбГУТ. — СПб, 2005.

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.

В пособии раскрываются все темы общего основного курса философии для студентов всех специальностей и форм обучения. Во второй и третьей частях изложена история античной философии, которая рассматривается лишь в той мере, которая необходима для введения в основные философские проблемы, понимания дальнейшего развития философии и современной философской литературы.

Рецензент – доц. В.Н.Садовников

CС.А.Чернов, 2005

CСанкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2005

Оглавление

Часть 2.

Тема 4. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

§1. Философия и мифология

§2. Возникновение идеи «природы» в ранней греческой

§4. Милетская школа

§5. «Огонь» и «логос» Гераклита

§6. Развитие понятия материи у младших натурфилософов

Тема 5. АНТИЧНАЯ АТОМИСТИКА

Тема 6. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

§1. Тезисы Парменида: рождение метафизики

§2. Апории Зенона: диалектика движения и множества,

непрерывного и дискретного

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ И МАТЕМАТИКА ПИФАГОРЕЙЦЕВ

Тема 8. ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ: АНТИЧНАЯ СОФИСТИКА

Тема 9. ПРОБЛЕМА БЛАГА: СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

§1. Этический рационализм Сократа

§2. Киники и киренаики. Два направления в этике

Часть 3.

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

§1. Учение Платона о бытии и знании

§2. Учение Платона о человеке и обществе

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

§1. Логика и теория познания Аристотеля

§2. Метафизика Аристотеля

§3. Учение Аристотеля о человеке. Психология, этика

Тема 12. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Тема 13. НЕОПЛАТОНИЗМ

ПРИЛОЖЕНИЕ: РЕПЕТИТОРИУМ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

ЛИТЕРАТУРА

Тема 4. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ.

Философия и мифология.

Появление философии в Древней Греции обычно кратко и условно определяется как переход в объяснении мира от мифа к логосу. Место традиционных рассказов о бесчисленных отдельных фантастических существах (богах, демонах, чудовищах, героях), занимавших воображение древних народов, занимает свободное, самостоятельное, личное исследование и рассуждение отдельных мыслителей, направленное на выяснение единой общей сущности вещей.

В Древней Греции, «колыбели» европейской (западной) философии, сложилась высокоразвитая, богатая мифология. Гесиод, первый достоверно установленный европейский поэт, в VIII в. до Р.Х. систематически пересказал в своей «Теогонии» (поэтическом рассказе о происхождении богов) древние мифы, идущие из незапамятной, досторической древности. Важный источник для ознакомления с греческой мифологией — эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые приписывают легендарному Гомеру. Греческая мифология не только «воспитала Элладу», как писал Платон, но и во многом определила последующее культурное развитие Европы и всего мира. Её образами заполнен и наш современный язык, культурная среда нашего обитания (титаническая борьба, сизифов труд, авгиевы конюшни, прокрустово ложе, яблоко раздора, панический страх, ахиллесова пята и т.п.).

Миф – исторически первый способ объяснения человеком окружающего его мира и своей собственной жизни. Для мифического мышления характерно объяснение устройства мира или его отдельных явлений посредством рассказа о его происхождении (генезисе). Древнегреческие рассказы о происхождении мира и его важнейших явлений были одновременно и рассказами о происхождении богов, поскольку греческие боги и есть прежде всего могучие силы природы, предствляемые образно, как похожие на человека (антропоморфные) существа. «Боги» — олицетворение или персонификация этих сил: природа, представляемая по образу и подобию человека. Из поколения в поколение, в течение многих веков переходили рассказы о том, что мир произошёл из первоначального Хаоса. В нём был заложен источник жизни, и Хаос породил Землю, Мрак и Ночь, а от них произошли вечный Свет и День – и так началась и пошла смена дня и ночи. Земля породила Небо, горы и Море – а отца у них нет. Небо стало царствовать над миром и взяло в жёны Землю. У Неба и Земли было шесть сыновей и шесть дочерей – Титанов, в том числе титан Время. От титанов родились Солнце, Луна, звёзды и ветры. Младший титан, Время, отнял власть у отца Неба. Богиня Ночь родила ему Смерть, Сон, Раздор, Отмщение. Время и богиня Рея родили Гестию (богиня домашнего очага), Деметру (богиня плодородия), Геру, Посейдона, Аиду, Зевса-громовержца. Наконец, Зевс и другие дети Времени свергли отца и стали богами-олимпийцами… Жизнь богов на Олимпе описана Гомером. Это — жизнь древних родоплеменных вождей, но боги более могущественны, чем люди, бессмертны, в отличие от них, и способны править не только людьми, но и силами природы. От могущества, намерений и воли богов и зависит прежде всего жизнь людей, судьба каждого отдельного человека. Волю богов и тем самым свою судьбу можно узнать через посредство жрецов, Оракула, пифии, по гаданиям и предзнаменованиям. Для того, чтобы избежать несчастий и бед, богов необходимо умилостивить восхвалениями, славословиями (гимнами) и жертвоприношениями. Так, в самых общих чертах, представлял себе мир и свою жизнь древний грек до появления первых философов.

В рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение десятков тысяч лет. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «сказание», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других антропоморфных существ и рассказы о них и их взаимоотношениях с людьми. Эти мифические образы владели коллективным сознанием ещё доисторических племён, эти рассказы передавались в устной форме от поколения к поколению с незапамятной древности. В наглядной, понятной каждому «сказочной» форме они давали ответ на важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира, неба и земли, дня и ночи, болезней и смерти, человека и общественных порядков, традиций и норм поведения, религиозных обрядов. Мифологией называют прежде всего совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в мировоззрение древнего человека, как члена архаической родо-племенной общности, ещё до возникновения первых речных цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Проблема мифа – это прежде всего проблема первоначального, первобытного сознания, древнейшей формы проявления разума, мышления в человеке. Эпос Гомера и поэзия Гесиода представляют собой уже позднейшую художественную переработку этой первичной мифологии, созданную уже в высокоразвитой культуре и зафиксированную в текстах, дошедших до нашего времени.

Мифическое мышление имеет ряд важных характерных признаков, отличающих его от более развитых форм сознания. Это такое познание мира, которое ещё не сознаёт самого себя как знание, подобно тому как животные и дети до некоторого возраста ещё не сознают сами себя, не знают о собственном существовании. Их сознание полностью «погружено» в свой предмет, целиком сливается с ним. Поэтому мифическое мышление ещё не относится к самому себе критически, не отличает знание о предмете от предмета знания, представление о вещи (или её образ) от самой вещи, отождествляет слово и вещь, которую это слово обозначает, субъективное (находящееся в сознании, в душе) и объективное (существующее само по себе, вне и независимо от сознания). Оно ещё не различает отдельные свойства вещи и её саму, часть и целое, отождествляет сходное, не отличает ассоциативные связи собственного воображения от причинной связи самих вещей и т.д. Это — сознание человека, который ещё не выделяет себя ни из природы, которая поэтому и не осознаётся как «внешний мир», как «природа», ни из коллектива (рода и племени), а потому ещё не знает себя как самостоятельную, автономную личность. Мифологические представления не имеют личных особенностей – они именно общие, являются продуктом коллективного творчества, в котором ещё отсутствует идея «авторства». Мифологическое сознание – не столько сознание отдельного человека, сколько именно сознание рода, племени. Поэтому мифические образы «навязываются» сознанию каждого отдельного человека принудительно и незаметно для него, властно овладевают им так, как овладевает, например, сознанием влюблённого юноши образ любимой девушки. Именно поэтому эти образы, хотя они и существуют лишь в сознании людей, кажутся им самостоятельными существами, да ещё такими существами, от которых зависит их жизнь и судьба. Мы имеем дело с мифом тогда, когда безлично-коллективные представления владеют человеком, а не он владеет своими представлениями, когда к образам, созданным собственным воображением, он относится так же, как к другим людям, животным, растениям, то есть предметам внешнего мира. Мифические представления выполняют важную социальную роль: они внушают члену некоторой общности важнейшие представления, аккумулирующие в себе многовековой коллективный опыт рода и обеспечивающие единство, сплочённость и выживание этой общности, достижение важнейших целей её существования. Не сознавая своего знания, не отличая знание от его предмета, мифологическое сознание не сознаёт и своего незнания. Для него не существует «проблемы знания», проблемы «истины», проблемы обоснованности знания, различия между истиной и заблуждением.

Важнейшей чертой мифологии является своеобразное очеловечивание природы, так хорошо знакомое нам с детства по сказкам: индивидуальное сознание проходит в своём развитии те же основные формы, которые прошло человечество в целом. Носителю архаического сознания свойственно объяснять всё происходящее в мире по собственному образу и подобию, по аналогии с самим собой. За всем существующим и происходящим он воображает «деятельность», «поступки» похожих на человека отдельных существ, наделённых сознанием и волей, имеющих определённые «намерения», «добрых» или «злых», приписывая человеческие качества и человеческие родственные отношения земле, небу, морю, ветру, Солнцу, Луне, звёздам, растениям, животным, предметам быта и т.п. В образах бесчисленных мифологических существ персонифицируются (олицетворяются) не только силы и явления природы, но и человеческие занятия, свойства и состояния человека и т.п. Мифология бессознательно-некритически проецирует на весь мир кровно-родственные человеческие отношения, составляющие первичную основу человеческого общества.

Мифология достигает своего высшего развития в храмовой, жреческой религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации. Мифы записываются, систематизируются, обобщаются, им придаётся художественная форма, они становятся предметом рефлексии, богословских размышлений жрецов – так возникают и великие эпические произведения, и священные книги, в которых излагается то или иное вероучение.

После возникновения более развитых, дифференцированных форм сознания (собственно религии, искусства, науки, философии) его архаический мифологический слой не исчезает. Древнейшие мифологические представления вошли в состав мировых религий, они составляют основу и народного фольклора, и высокого, классического искусства. Они составляют важную часть сознания современного человека и современного общества, которое и в «век науки» осталось существенно мифологическим. Современную мифологию легко узнать по указанным выше признакам. Везде, где мы видим широкое распространение в массовом сознании некритически-фантастических объяснений существующего и происходящего деятельностью отличных от человека, более могущественных, чем человек, но тем не менее похожих на него существ, наделённых сознанием и волей, везде, где наблюдаем поклонение небесным или земным идолам, мы видим хорошо известные структуры и функции мифического сознания, творящего и новые, современные мифы. В современных представлениях о едином Боге, создателе мира и человека, о злых или добрых духах, о душах умерших, о «нечистой силе», о привидениях, о святых, о магах и колдунах, об инопланетянах, о суперменах, в современном культе «великих людей», «великих вождей», так называемых «звёзд» массовой культуры и т.д. обнаруживаются древнейшие механизмы работы первобытного мифологического сознания. Более того, оно иногда пытается взять своеобразный «реванш» у возникших позднее, более развитых и высоких форм сознания. Огромная сложность духовной культуры, трудность приобщения к ней вызывают естественную защитную реакцию психики и даже ненависть к науке и культуре у тех, кто не может совладать с ней, кого она подавляет. Поэтому в наше время довольно широко распространилась своеобразная тяга к архаическому, дологическому, примитивному, нерефлектирующему сознанию и поведению – стремление «купировать» рефлексию, «уколоться и забыться» в тех простых переживаниях, образах, объяснениях и способах поведения, которые в изобилии предлагает современная фабрика мифологических грёз — средства массовой информации и массовая культура.

В VII-VI вв. до Р.Х., практически одновременно в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, в первых высокоразвитых цивилизациях, в недрах мифологического мышления, на его основе, в связи с ним и как его отрицание постепенно возникла совершенно новая форма мышления, другой тип сознания и знания, другой способ интеллектуальной деятельности и жизненного поведения, который и получил в Древней Греции название «философии». Здесь впервые в истории появляется теоретическое рассуждение, рождается наука. Наука – продукт личной свободы,свободы мысли, слова и поступка, когда достоинство той или иной идеи подвергается свободному испытанию и критике, когда основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат факты опыта и доводы разума — рассуждение, аргументация, обоснование, логика и доказательство, но не традиция, авторитет и вера. Безличный суггестивный миф, циркулирующий в нерефлектированном коллективном (массовом) сознании, уступает место сознательному и критическому личному творчеству, самостоятельному поиску истины, уступает место духовнойнезависимости отдельной личности, столь ярко представленной Сократом, построению собственного мировоззрения, невиданного раньше нигде и никогда, а также плюрализму мнений и теорий. За исторически кратчайший срок, в одно, можно сказать, историческое мгновение, в Древней Греции было создано множество совершенно новых идей, новых «рассказов» о мире совершенно нового, небывалого прежде типа. Миф уступил место логосу, рассказ – теории.

Очень важно, однако, не просмотреть за этой пестротой и разноголосицей первых личностно окрашенных, чрезвычайно оригинальных философских учений, самое важное, главную мысль, объединяющую первых философов при всех их страстных и яростных спорах, поскольку именно она и делает их всех — философами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
  • http://www.i-po.ru/shpory/filosofia2/filosofia25.html
  • http://studref.com/303385/filosofiya/filosofiya
  • http://www.kakprosto.ru/kak-863813-filosofiya-i-mifologiya-shodstva-i-razlichiya
  • http://studfiles.net/preview/3557997/
  • http://studopedia.ru/6_69590_filosofiya-i-mifologiya.html