Меню Рубрики

Что такое методология с точки зрения философии

Фотограф Andrea Effulge

Методология (от греческого методос — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов, способов и операций познания и практической деятельности, и от греческого логос — учение, то есть, методология философии — это учение о способах и приёмах познания и выполнения деятельности в философии. Само учение возникло внутри самой философии, что неудивительно. На сегодняшний момент существует методология как самостоятельная наука и в её поле интересов входят различные методы, классифицируемые по широте и глубине охвата с разной степенью проработанности и конструктивности. Так, например, существует методология науки междисциплинарного уровня, методология конкретных наук, например, философии, которая нас и интересует.

Философия как форма рационального и структурированного познания мира закономерно сформулировала и комплекс приёмов такого познания — методов теоретического и практического осмысления действительности, устойчивого к критике и максимально достоверного, а также само понятие метод. Одним из первых к этому вопросу обратился Сократ, его методология философии заключалась в поиске истины путём исключения слабых и ошибочных суждений в речи собеседника; этот комплекс сам мыслитель называл майевтика (помощь в рождении), по именованию искусства акушерства. Этот метод позволял устранять слабые, не выдерживающие критику элементы, базирующиеся на общих представлениях, и искать на их место устойчивые к критике, то есть, рациональные выводы.

Выше шла речь о критико-рефлексивной функции методологии, задача которой исключением ошибочного искать базис знания — достоверные выводы, основанные на действительности и таким образом устойчивые к критике. Расширил функции методологии и отчасти вывел её за пределы логики Кант, его критика чистого разума заявляет трансцендентную методологию философии, которая ищет формальные признаки и критерии системы чистого разума. Такая методология была расчленена на канон, саму дисциплину, архитектонику (искусство построения) и историю чистого разума; то есть, она исследует способы и приёмы построения форм научно-теоретического знания.

История знает примеры критики самой методологии, развивающейся до сих пор, например, с стороны постмодернизма. Претензия основана на абсолютизации подходов формальной и символической логики, особенно с развитием математики (использует символическую логику), такая методология в своих теоретических построениях наблюдала в себе отрыв от практики науки. Другая причина критики — это неудачи в попытках создать универсальный методологический нормативный комплекс — нормативную методологию с помощью объяснения языка науки логикой; а так же засилье парадигм, неизбежно находящих несогласных. Так или иначе, методология истории философии — её самой как науки, её истории и других наук не может исключаться из самих наук, в противном случае они утратят основу рационального познания и интерпретации знаний.

Методология философии в примерах

Лучше всего понять предмет исследования помимо его теоретического анализа можно на основании его образцов и примеров применения. Философия как наука стремится к обобщению, соответственно, многие её методы служат именно этой цели. Например, три наиболее универсальных и обобщающих метода познания и интерпретации действительности это:

  • Диалектический метод, развитый Гегелем, когда он включил в методологию философии само наукознание, то есть, исследование самой науки. Исследуемый объект рассматривается не только в себе самом и своих процессах, но и с связанными, мешающими, противоречивыми явлениями и процессами. Так как этот метод основан на диалектике, то в нём применимы три её, диалектики, закона, сформулированные Гегелем же: закон равенства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон качественных и количественных изменений;
  • Критический метод позволяет выявлять полезные и вредные свойства рассматриваемого объекта для условно поставленной цели или процесса, а также прогнозировать развитие взаимодействия исследуемого объекта и связанных с ним процессов и явлений;
  • Гермевтический метод, развитый Хайдеггером, Куном и другими, позволяет рассматривать знание о чём-либо не только как объективный факт, но и с позиции исследователя, то есть, в контексте исследования. Этот метод получил широкое применение в экзистенциализме при исследовании отношения существования и бытия как осознания и переживания первого.

В заключение темы краткого рассмотрения методологии философии можно сказать, что в настоящий момент через все кризисы и развитие самой философии перед ней как никогда стоит проблема совершенствования обсуждаемого предмета. В наше время технология прочно вошла в жизнь и бытие каждого, более не являясь лишь необходимостью, участвующей в производстве, технология закономерно вынудила исследовать её как феномен человеческой деятельности, весьма обширный феномен. Поэтому современная методология философии движется в сторону принятия формы специального раздела науки — технология мыслительной деятельности.

11.3. Оценка существующих методологий с точки зрения Философии Объединения

11.3.1. Методологии античного периода

11.3.1.1. Гераклит

По Гераклиту, «все течет, все изменяется». Из этого высказывания видно, что Гераклит, постигнув эволюционный аспект тварного мира, недооценил аспект сохранения идентичности. Далее, утверждая, что «борьба является отцом всего», Гераклит приписывал борьбе противоположностей значение причины развития. Однако все развивается только посредством гармоничного действия отдавания-и-принятия между коррелятивными элементами.

11.3.1.2. Зенон

Для начала рассмотрим апорию Зенона о летящей стреле, находящейся, по его мнению, в состоянии покоя. Утверждая, что стрела находится в состоянии покоя в определенной точке, Зенон обращается к математической точке, не имеющей протяженности в пространстве. Реальное же движение стрелы происходит во времени и пространстве. Скорость (v) движущегося тела равна пройденному расстоянию (s), деленному на истекшее время (t), согласно уравнению v = s/t. Таким образом, движение объекта следует рассматривать в пределах определенного расстояния (пространства) за определенный промежуток времени. Нельзя говорить о движении объекта в точке, которая имеет положение, но не занимает пространства (математическая точка). Поэтому, когда мы говорим о движении объекта в определенной точке пространства, независимо от того, сколь малой ни была бы эта точка, его следует рассматривать в пределах определенного пространства, а когда мы говорим о движении в определенный момент, независимо от того, сколь коротким может быть этот момент, его следует рассматривать в пределах определенного промежутка времени. При таком подходе мы можем утверждать, что движущийся объект не находится в состоянии покоя, а движется в определенной точке пространства.

Материалистическая диалектика, рассматривая этот спорный вопрос, утверждает, что объект находится и в то же время не находится в определенном месте в определенный момент, заявляя, что таким образом разрешается парадокс Зенона и объясняется движение. Однако это такая же софистика, какой занимался Зенон. Положение объекта во время движения выражено в функции времени, поэтому определенным моментам времени однозначно соответствуют определенные положения. Не может быть, чтобы нечто находилось и в то же время не находилось в определенном месте в определенный момент.

В заключение следует отметить, что:

1) движущийся объект проходит через определенное пространство, не останавливаясь в нем →

2) движущийся объект находится в определенном месте в определенный момент времени.

Другая апория Зенона — «Ахилл и черепаха». Здесь Зенон рассуждал только в терминах пространства, не принимая во внимание время, поэтому и появился ошибочный вывод о том, что Ахилл не может перегнать черепаху. Если рассматривать вопрос в терминах прохождения определенного времени, Ахилл способен, безусловно, перегнать черепаху.

Зенон старался доказать, что не существует движения или изменения, рождения или разрушения. Но в конце концов пришел к софистике. Если Гераклит абсолютизирует аспект развития, то для Зенона характерна абсолютизация аспекта сохранения идентичности в ущерб аспекту развития.

11.3.1.3. Сократ

По мнению Сократа, люди могут достичь истины через диалог, который они ведут в состоянии смирения. Это пример приумножения истины путем внешнего действия отдавания-и-принятия между людьми. Можно сказать, что Сократ отстаивал правильный путь действия отдавания-и-принятия между личностями (Рис. 11-4).

11.3.1.4. Платон

Платон развил учение о мире идей. Во внутреннем хён-сан человека имеются различные концепции, анализируя и синтезируя которые, Платон пытался выяснить иерархию идей. Анализ и синтез концепций выполняются путем их сравнения. Это — действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа. Поскольку оно происходит в душе, то это внутреннее действие отдавания-и-принятия. В заключение можно сказать, что Платон отстаивал метод поиска истины посредством внутреннего действия отдавания-и-принятия сопоставительного типа (Рис. 11-5).

11.3.1.5. Аристотель

Дедуктивный метод Аристотеля основан на силлогизмах. Сначала высказывается универсальная истина, затем — более ограниченная истина, и на их основе делается вывод. В терминах приведенного выше примера можно сказать, что человек сравнивает большую посылку «Все люди смертны» с меньшей посылкой «Сократ — человек» и делает вывод «Сократ — смертен». Это пример действия отдавания-и-принятия сопоставительного типа высказываниями. Кроме того, поскольку высказывание «Сократ — человек» получено путем сравнения «Сократ» и «человек», то это также действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа.

Следовательно, дедуктивный метод Аристотеля, подобно методу Платона, можно рассматривать как метод поиска истины посредством внутреннего действия отдавания-и-принятия сопоставительного типа.

11.3.2. Методологии Нового времени и современного периода

11.3.2.1. Бэкон

По Бэкону, для обретения истины человек должен отбросить предрассудки («идолы») и полагаться на эксперимент и наблюдения. Если в ходе наблюдений А, Б, В. Н получен результат Р, можно прийти к выводу, что значение Р является выражением закона. Такой метод называется индуктивным.

Индуктивный метод направлен на получение истины на основе внешнего действия отдавания-и-принятия между людьми и предметами творения (природой). Поскольку данный метод позволяет сделать заключение путем сравнения различных фактов, установленных экспериментально и на основе наблюдений, налицо действие отдавания-и-принятия сопоставительного типа. Таким образом, индуктивный метод Бэкона — это метод поиска истины посредством внешнего действия отдавания-и-принятия сопоставительного типа. (Рис. 11-6).

11.3.2.2. Декарт

Поставив все под сомнение, Декарт заявил, что получил надежный первый принцип: «Мыслю, следовательно, существую». Но тот факт, что Декарт все подверг сомнению, означает, что он отрицал все объекты и явления и поэтому, с точки зрения Философии Объединения, отступил на стадию, предшествовавшую Божьему творению Вселенной. В этих условиях «мыслю» соответствует «плану», или «идее», Бога до того, как Он сотворил Вселенную. При этом Декарт сказал: «Мыслю, следовательно, существую», тогда как ему следовало бы спросить: «Почему я мыслю?» При такой постановке вопроса последователи его рационализма не пришли бы к догматизму. В любом случае, осознание им истины: «Мыслю, следовательно, существую» означает, с точки зрения Философии Объединения, что он признал существование внутреннего действия отдавания-и-принятия в человеческой душе.

Затем он установил общее правило, относящееся к умножению истины путем формирования внутреннего четырехпозиционного основания (Рис. 11-7), сформулировав его следующим образом: «Объекты, которые мы понимаем очень ясно и очень четко, — истинны».

Юм рассматривал причинность только как субъективную веру. Но как уже говорилось в разделе «Эпистемология», причинность является не только субъективной, но и объективной. Более того, Юм отрицал и материальную, и духовную субстанции («Я»), утверждая, что существует всего лишь поток впечатлений и идей. С точки зрения Философии Объединения, в качестве определенных вещей он рассматривал только внутренний хён-сан (идеи).

Читайте также:  Как это с лингвистической точки зрения

Юм пытался создать законченную философскую систему на основе анализа ментальных процессов, однако проблема заключалась в том, что он пытался возвести ее на основе обособленных впечатлений и идей.

11.3.2.4. Кант

Кант утверждал, что познание является результатом упорядочивания субъектом посредством априорных форм хаотического чувственного содержания, поступающего к нему от объекта. Философия Объединения согласна со взглядом Канта на процесс познания как взаимодействие человека-субъекта и объекта. Однако субъект владеет не только формами (формами мышления), но и содержанием (образами). Сочетание формы и содержания называется прототипом. Кроме того, то, что исходит от объекта, вовсе не является хаотическим чувственным содержанием, а представляет собой содержание, имеющее формы существования. В отличие от теории синтеза Канта, Философия Объединения обосновывает теорию сопоставления. При этом теорию синтеза Канта, основанную на трансцендентальном методе, можно рассматривать как выражение теории сопоставления в философии Объединения, основанной на методе отдавания-и-принятия.

11.3.2.5. Гегель

Гегель понимал развитие идеи и мира как процесс трансценденции и единства противоположностей, или процесс, состоящий из тезиса, антитезиса и синтеза. Однако, с точки зрения Философии Объединения, развитие происходит не за счет противоречий. Развитие имеет место, когда корреляты во взаимоотношениях субъекта и объекта вступают в действие отдавания-и-принятия, основанное на цели (такое действие называется «начало-разделение-единство»). Здесь начало означает цель, разделение — корреляты и единство — мультиплицированное тело.

Вопреки утверждению Гегеля, идея не развивается сама по себе за счет внутренних противоречий. Мышление происходит, когда внутренний сон-сан (функции интеллекта, эмоции и воли) воздействует на внутренний хён-сан (включающий в себя идеи), формируя новые идеи. Такой процесс получил название развития мышления по спирали, как указывалось в разделе «Логика».

Таким образом, развитие, которое, согласно философии Объединения, представляет собой действие отдавания-и-принятия между коррелятами, Гегель понимал как взаимодействие между противоположными элементами.

11.3.2.6. Маркс

Маркс утверждал, что духовные процессы являются отражением материальных процессов. Однако, с точки зрения Философии Объединения, сон-сан (дух) и хён-сан (материя) находятся в отношениях субъекта и объекта, поэтому и существует соответствие между духовными законами (законами ценности) и материальными законами.

Закону «перехода количественных изменений в качественные» Философия Объединения противопоставляет «закон сбалансированного развития количества и качества». Вопреки утверждениям марксизма, при достижении определенного уровня количественных изменений качественного скачка не происходит. Поэтому положение о переходе количества в качество неверно. Количество и качество находятся в отношениях хён-сан и сон-сан и изменяются синхронно, постепенно, ступень за ступенью.

Закону единства и борьбы противоположностей Философия Объединения противопоставляет закон действия отдавания-и-принятия между коррелятами. Борьба противоположностей приводит только к разрушению и руинам и никогда не способствует развитию. Все объекты развиваются через гармоничное действие отдавания-и-принятия между коррелятами, основанное на общей цели.

Вместо закона отрицания отрицания Философия Объединения предлагает закон утвердительного/положительного развития. В природе, как и в обществе, развитие происходит, когда коррелятивные элементы субъектов и объектов, принадлежащих природе и обществу, осуществляют гармоничное действие отдавания-и-принятия. В природе неорганические тела выполняют круговое пространственное движение, а живые существа совершают круговое движение во времени (движение по спирали).

Среди методологий недавнего прошлого самой влиятельной была материалистическая диалектика Маркса. Стремясь доказать справедливость марксистской диалектики в отношении природы, Энгельс в течение восьми лет изучал естественные науки. В результате он пришел к выводу, что «природа подтверждает диалектику» 7. Однако сегодня ошибочность материалистической диалектики очевидна. Явления природы при тщательном исследовании не «подтверждают диалектику», а подтверждают метод отдавания-и-принятия (Рис. 11-8).

11.3.2.7. Гуссерль

Гуссерль первым попытался осмыслить вещи естественного мира, представляющие собой, с точки зрения Философии Объединения, единство сон-сан и хён-сан. К тому же он считал, что интуитивное понимание сущностей возможно посредством эйдетической редукции. Сущности здесь соответствуют сон-сан предметов творения. Кроме того, по мнению Гуссерля, отказ от суждений и анализ сознания (чистое сознание)являются основой для образования структуры ноэзиса и ноэмы. В Философии Объединения это соответствует внутренней структуре сон-сан (душа), которая, в свою очередь, состоит из внутреннего сон-сан и внутреннего хён-сан. Сравнение феноменологического метода Гуссерля и метода Философии Объединения показано на Рис. 11-9.

Гуссерль, подобно Декарту, интуитивно считал важным то, что в философии Объединения соответствует концепции внутреннего четырехпозиционного основания. Он стремился объединить все науки путем анализа внутреннего четырехпозиционного основания.

11.3.2.8. Аналитическая философия

Язык формируется путем внутреннего эволюционного действия отдавания-и-принятия, имеющего интеллектуальный аспект (логос), сосредоточенный на разуме, и эмоциональный аспект (пафос), сосредоточенный на эмоциональных ощущениях. Аналитическая философия рассматривала только аспект логоса и стремилась только к логичности.

С точки зрения Философии Объединения, язык изначально существует для того, чтобы воплощать любовь в жизнь, а логическая структура языка является лишь необходимым условием для осуществления данной цели. Язык используется для формирования мыслей и представляет собой род творческой деятельности. Центром творческой деятельности является Сердце. Таким образом, эмоциональный элемент, сосредоточенный на любви, играет субъективную роль в формировании мыслей. Однако от начала и до конца аналитическая философия настолько связана с логическим анализом языка, что она перестала принимать во внимание творческий, а также ценностно творческий аспект мыслей, формируемых посредством языка.

Методология философии_студентам

Любая сфера человеческой деятельности характеризуется особыми методами, которые в ней используются. Метод – это путь, способ, средство разрешения научных, философских, практических и иных проблем. В наибольшей степени это связано со спецификой сферы: с объектом, с которым она соотносится, с целями, которые определяют интерес к ней, с тем, какие аспекты объекта оказываются более важными.

Методы философского исследования формируют такую важную часть, как методология. Если в частных науках методы отличаются от тех объектов, которые изучаются с их помощью, то в философии это различие не прослеживается так последовательно. Любое теоретическое понятие философии одновременно является и основой для методологического принципа, а сама философская теория одновременно представляет собой метод.

Естественно, методы философии обладают определенной спецификой. Она заключается в том, что философские методы являются универсальными. Если частная наука или другая сфера человеческой жизни заимствует один из методов, она вынуждена приспосабливать их под свои нужды и под объект своего исследования. Но это не нарушает целостности метода.

К философским методам относят метафизику, диалектику, догматику, эклектику, софистику и герменевтику. Основными методами философии считают диалектику и метафизику. Поскольку эти два метода противостоят друг другу, их лучше всего рассматривать параллельно.

Метафизика (буквально означает «то, что следует после физики»)– это философский метод, который рассматривает явления как самостоятельные, неизменные объекты. Диалектика (гр. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) представляет собой философский метод, который опирается на рассмотрение явлений в их развитии и изменении, в связях с другими явлениями. Основные различия между ними сводятся к следующему.

1) С точки зрения метафизики мир представляет собой совокупность самостоятельных, неизменных сущностей, которые могут быть «классифицированы», то есть, распределены по строго отграниченным друг от друга родам сущего. В противоположность этому диалектика рассматривает любое явление в его связи со всеми остальными явлениями, то есть смотрит на мир как некое универсальное целое.

2) Метафизика ориентируется на построение картины мира, в которой не имелось бы противоречий, тогда как диалектика включает противоречие в качестве составной части, которую невозможно отрицать и игнорировать.

3) С позиции метафизики любые изменения – это лишь количественные изменения, которые не затрагивают сущностей, тогда как диалектика, не отрицая количественных изменений, обращает особое внимание на качественные изменения, то есть переход одних явлений и процессов в другие явления и процессы.

4) Метафизика любой источник изменения размещает вне исследуемого объекта, то есть предполагает, что любое изменение вызывается какими-то внешними силами. С точки зрения диалектики развитие приводится в движение противоречиями, которые присущи самому объекту, а, следовательно, имеет внутренние причины.

Герменевтика (греч. hermeneuo – разъясняю) – метод, опирающийся на толкование текстов и реконструкцию их смыслов. Этот метод реализуется как постоянное движение внутри герменевтического круга: понимание целого складывается из понимания частей, а целое, в свою очередь, определяет то, как должны пониматься части. Именно в постоянной смене направления, в котором совершается движение, то есть в постоянном переходе от смысла части к смыслу целого и обратно, и заключается основная черта герменевтики как философского и филологического метода.

Догматика (греч. dogma – мнение, учение, решение) – это восприятие мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер; это восприятие мира через призму абсолютизированных суждений. Догматика свойственна религиозным учениям, однако в той или иной степени она присуща и философии. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика (греч. eklego – выбираю) это смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п.; это метод, в основе которого лежит произвольное соединение фактов и идей, не имеющих особых связей между собой. На основании подобного соединения идей и фактов, нередко эффектного и привлекающего внимание, делаются выводы, которые могут иметь внешне правдоподобный характер, однако в действительности являются безосновательными.

Софистика (греч. sophists – искусник, мудрец) – это сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью; это метод, целью которого является доказательство какого-либо положения независимо от того, являются ли истинными те аксиомы или ожными, на которые оно опирается. Другими словами, цель софистики состоит в том, чтобы любой ценой доказать положение, которое, возможно, не является истинным. Как правило, это делается в том случае, если это выгодно говорящему. Возникла софистика в Древней Греции, а толчком для ее возникновения послужила необходимость разработки методов победы в спорах.

Понятие метода и методологии, философия как всеобщая методология

Философия – знание об общих законах бытия и познания. Философские методы и соответствующие им концепции развития. Главные принципы и категории диалектики. Взаимосвязь сущности и явления. Сущность и положения метафизического и синергетического подходов.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.08.2011

Понятие метода и методологии, философия как вс е общая методология

Философия является базовой методологией отношения человека к миру. Она является основой не только общих позиций или гуманитарных знаний, но и частнонаучного знания вообще. Философия — это знание об общих законах бытия и познания, а каждое частнонаучное знание содержит то или иное философское основание, которое может явно или скрыто определять позицию исследования, в целом подход к проблеме.

Методология — это система способов, совокупность приемов изучения и исследования объектов и предметов бытия сообразно с их свойствами, структурой, функциями, а также учение, наука об этих методах.

Читайте также:  Подбираем очки для зрения по типу лица

Выбор методов обусловливается природой явления, его структурными особенностями, сложностью функционирования и т.д., а также задачами и целями исследования. Поэтому все методы принято делить на частнонаучные методы (опыты, эксперименты); общенаучные (логические и исторические подходы, системный и структурный анализ, индуктивный и дедуктивный способы познания, анализ и синтез, моделирование и пр.) и на философские, которые включают в себя и общефилософскую методологию. Главными философскими методами и соответствующими им концепциями развития выступают, прежде всего:

§ Диалектический метод (революционный) и соответственно — диалектическая, революционная концепция развития;

§ Антидиалектический, метафизический метод и соответственно — метафизический подход к развитию, который в ряде источников отождествляется с эволюционной теорией развития.

Понятие диалектики неоднозначно. Первоначально (в античности) оно определялось как умение, способ находить истину в споре (Сократ, Платон), ставить вопросы и находить на них ответы, формировать общие понятия. Таким образом, как способ мышления диалектика использовалась как возможность дойти до истины через рассуждение, путем диалога. Но уже и в этом значении диалектика как метод познания содержала в себе главную характеристику — противоречивость (спор, диалог — это, как правило, противоречивость).

Иное понимание диалектики было заложено в философии Гераклита Эфесского. Гераклит впервые поставил вопрос о противоречивой сущности не столько мышления, сколько самого бытия. Гераклит сформировал позицию диалектического отношения к самому бытию. Он выдвинул несколько основных положений, которые характеризовали бытие с точки зрения его всеобщей подвижности, изменчивости, текучести: «все течет, все меняется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку», — писал Гераклит в поэме «О природе вещей». Он отметил всеобщую противоречивость вещей и процессов, неоднородность объектов, существование их как противоположностей в их единстве и одновременно борьбе. В учении Гераклита четко просматриваются следующие основные положения, которые характеризуют его подход как диалектический

ь Мир находится в вечном движении и изменении: «и солнце встает не таким, каким оно садится»…

ь Предметы и объекты, мир в целом являются противоречивыми в своем бытии.

ь Противоположности, составляющие предметы, находятся то в единстве (в согласии, в равновесии), то в борьбе (вражде). Единство противоположностей является непостоянным, временным, относительным. А борьба (вражда) между противоположностями — более характерна и значима. Она понуждает предметы изменяться. Следовательно, борьба является источником движения и изменения.

ь Гераклит подчеркивал, что единство противоположностей, их борьба и возможность новых изменений, происходят потому, что противоположности покоятся на едином основании, ведь они принадлежат одному и тому же объекту, являются его неотъемлемыми сторонами: «в одно и то же время вещь и та, и не та»,- говорил Гераклит.

Следовательно, уже в античности сложились два понимания диалектики — диалектика бытия и диалектика мышления:

Первое — так называемая «объективная диалектика», диалектика самого бытия, независимая от нашего отношения к бытию и его познанию.

Второе — понимание диалектики как способа отражения бытия, метода познания — «субъективная диалектика». Последняя — это диалектика понятий, самого мышления. В дальнейшем она была развернута в систему диалектической логики. Основы ее были заложены в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В этой философии диалектическая логика получила развитие в форме трансцендентальной логики познания И. Канта — логика рассудочной деятельности нашего мышления по упорядочиванию чувственных ощущений, впечатлений, опыта в понятиях и суждениях рассудка. (Понятие «трансцендентальный» в выше обозначенном смысле у Канта следует отличать от понятия «трансцендентный». Трансцендентный означает — находящийся вне чувственного опыта).

В философии Гегеля диалектическая логика получила свое действительное содержание и оформление в соответствующую систему. Именно в философии Гегеля диалектика получает наиболее полное обоснование и завершение. Гегель не просто разработал и развил отдельные черты предшествующей диалектики, а создал диалектическую систему, имеющую законченный вид. Он сам называл свою систему завершенной. Диалектическая система Гегеля соединила в себе диалектику как мировоззрение, как логику и как теорию познания. Она представлена единством диалектических категорий, понятий и законов, по которым осуществляет свое развитие гегелевская Абсолютная Идея. В дальнейшем эта система диалектики почти полностью была воспринята марксистской философией, только основание ее было уже другое — материалистическое. В марксистской интерпретации данная система представлена следующим образом.

Основные диалектические законы:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицание отрицания (двойного отрицания).

Нужно иметь в виду, что диалектика и Гегеля, и марксизма не ограничена этими тремя законами, она дополнена системой диалектических (философских) категорий: всеобщее и единичное, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма, часть и целое, причина и следствие, количество и качество, закономерность (необходимость) и случайность, необходимость и свобода, истина и заблуждение и др.

Главными принципами диалектики являются а) принцип развития, б) принцип всеобщей взаимосвязи, в) принцип противоречивости. Именно разное понимание этих принципов и противопоставляет диалектический и метафизический подходы (методы). В гегелевской философии диалектическое развитие — это, прежде всего, не развитие материи (как в материалистической, марксистской диалектике), а развитие Абсолютной Идеи. Она выступает началом, источником и завершением всеобщей логики бытия и мышления, развиваясь по диалектическим законам. Диалектика Гегеля — это не диалектика бытия, а диалектика понятий, диалектика всеобщего познавательного процесса, абсолютный панлогизм («пан» — всеобщий, всеохватывающий). Диалектика бытия повторяет диалектику Идеи, и то только в том смысле, что бытие тождественно Идее (гегелевское тождество бытия и мышления). В общем смысле, безотносительно к форме диалектики — идеалистическая она или материалистическая — диалектика подходит к миру, мышлению с точки зрения развития, изменения, движения. Но имеет в виду при этом не любое изменение, а, прежде всего, качественное. То есть развитие влечет за собой изменение сущности, качественной определенности объекта. Конкретно развитие включает в себя:

1. Необратимость изменений (прогрессивных или регрессивных);

2. Количественный и качественный (сущностный) характер этих изменений;

3. Внутреннюю противоречивость как источник развития;

4. Развитие имеет определенную направленность (например, от простого к более сложному);

5. Развитие — это всегда преемственность (определенная связь нового со старым);

6. Диалектическое развитие включает в себя не только постепенность, а более всего, скачкообразность — резкое, быстрое, заметное изменение (революционное).

Революционная концепция развития сложилась, действительно, на основе диалектического метода. Закон «единства и борьбы противоположностей» марксисты называли «алгеброй революции», ее движущей силой, характеризующей классовую борьбу. Объяснение необходимости и закономерности смены одной общественно-экономической формации другой хорошо «укладывалось» и в другой диалектический закон — «перехода количественных изменений в качественные», а революция знаменовала быстрые коренные изменения. А то, что революции, особенно плохо и наспех подготовленные (а, как правило, так и бывает, потому что в них много стихийности, спонтанности), несут множество бедствий, насилия, страданий, разрушений культурного уклада; требуют много жертв, человеческих жизней — это понимание пришло к человечеству только после ряда горьких исторических уроков тех или иных революций. Поэтому все призывы к революционному (читай: насильственному) переустройству общества должны настораживать общество и современного человека. Необходимо думать не только о текущем моменте, но и о его последствиях.

Принцип развития возможен и на пути эволюции, т.е. медленных, постепенных, не сразу заметных изменений сущности. Под эволюцией чаще понимают количественные изменения. Это, действительно, в первом приближении так. Но количественные изменения по тем же законам диалектики рано или поздно приводят все же и к качественным изменениям. Другое дело, что качественные изменения при этом появляются как бы незаметно в ходе постепенных эволюционных изменений. Эволюция в отличие от революции вносит в развитие меньше разрушительных, болезненных моментов и тенденций. И хотя по времени она более длительный, чем революция, процесс, эволюционные преобразования более предпочтительны в силу их мягкости и гуманистической результативности, особенно, если это касается изменений в обществе, в человеческих отношениях. В обществе эволюция чаще всего принимает вид реформ. В отличие от стихийной эволюции в природе или космосе, реформа — это целенаправленное преобразование в тех или иных областях жизнедеятельности: реформа в экономике, культуре, образовании, судебной системе… Задача реформирования — улучшение функционирования тех или иных сфер общественной жизни, и, в итоге, изменение качества жизни, комфортности бытия.

Возвращаясь к диалектике и метафизике как всеобщим методам познания и подхода к пониманию бытия, отметим еще некоторые характеристики:

ь Диалектика требует всестороннего охвата объекта. Иными словами, для истинного, объективного познания нет предела исследованию различных сторон объекта, его отношений и связей, находящихся всегда в движении, в изменении. Чем больше мы знаем об объекте, тем лучше.

ь Объект должен изучаться не только логически, но и исторически, в его исторической преемственности. Он должен быть включен в контекст его генетического становления. Логика объекта и его история (генезис) должны находиться в единстве.

ь Источник движения усматривается, прежде всего, внутри самого объекта, а потом уже и вне его. Необходимо вначале искать внутренние причины бытия объекта, исходить из самодвижения, а потом соединять их с внешними.

ь Диалектика гласит: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Объект нельзя рассматривать в отрыве от среды, обстоятельств, условий; вне концепций и теорий, которые уже сложились и так или иначе определили объект.

ь Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более сложной и т.д.

Диалектика как метод не исчерпывается требованиями диалектической логики. Диалектический метод требует диалектического отражения самой диалектики бытия. Диалектические законы, сформулированные в гегелевской и марксистской философии, выражают разные моменты диалектических принципов развития и всеобщей взаимосвязи.

1. Очень важен вопрос об источнике развития. Источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон подчеркивает, что им является внутреннее состояние объекта: борьба между теми противоположностями, составляющими объект, которая ведет, в конце концов, к усилению одной противоположности над другой. Весь этот процесс называется становлением и развитием противоречия. Разрешение противоречия — это и есть становление нового качества и уже с другими противоположностями.

В философской литературе по диалектике существует деление на антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические — это такие противоречия, которое разрешаются достаточно спокойно, мирно и щадяще для объекта. Антагонистические противоречия разрешаются резко, трудно, с большими потерями, часто практически даже путем гибели объекта, потому что стороны такого противоречия не примиримы. Антагонистические противоречия обычно сопровождают развитие человека и общества.

2. Закон количественных и качественных изменений раскрывает сам механизм развития. Он ставит вопрос: каким образом происходит возникновение нового качества? И отвечает на этот вопрос исходя из рассмотрения взаимодействия трех основных понятий данного закона: количества, качества, меры.

Закон говорит о том, что количественные изменения, которые идут постоянно, на определенном этапе своего накопления качественно изменяют объект, и тогда вместо прежнего объекта возникает новый объект. Границы, в которых количественные изменения еще не ведут к новому качеству, являются мерой данного объекта. Следовательно, новое качество — это результат перехода меры данного объекта — под воздействием количественных изменений — в другую меру. Как уже было сказано, этот переход может быть как быстрым, скачкообразным (революционным), а может быть медленным, постепенным (эволюционным). Новый качественный объект приобретает и свои новые количественное характеристики. Далее идет новый виток такого же процесса.

Читайте также:  Ухудшение зрения при сахарном диабете что делать

3. Процесс развития характеризуется также направленностью. По Гегелю и Марксу, направленность процесса развития раскрывает закон отрицание отрицания. Главные понятия данного закона — «диалектическое отрицание» и «снятие».

Диалектическое отрицание говорит о том, что развитие являет собой преемственный характер, где каждая последующая ступень частично включает в себя предыдущую, являясь более сложной и прогрессивной, но в то же время не повторяет ее, а лишь вбирает некоторые черты и качества.

Отсюда, закон демонстрирует не кругообразный, не циклический характер развития, а спиралевидный, где последующая ступень не смыкается с предыдущей, хотя в чем-то и повторяет ее, а является качественно другой, новой. Диалектическое снятие — это синтез окончательного отрицания старого и утверждение нового, — второе отрицание, в результате чего происходит утрата старого качества и окончательное становление нового качества, новой определенности.

Диалектика кроме системы законов и категорий, перечисленных выше, выдвигает принципы причинности, системности, структурности, функциональности, всеобщей взаимосвязи и т.д. как философские методы и способы подхода к действительности и ее познания. Методологическое значение этих методов определяется тем, что действительность тогда предстает во всей ее сложности и неоднозначности, в богатстве оттенков и взаимодействий, в многослойности и бесконечной множественности, и одновременно — в системности и взаимосвязи.

Например, диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:

а). Каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания. Сущность раскрывается только через явление: сущность является, а явление — существенно. Причем, в одном явлении вся сущность еще не раскрывается, но и явления без признаков сущности не бывает. Зная это и применяя данное знание, обязательно за внешним увидишь внутреннее, полнее и правдивее получишь представление о нем.

б). Диалектическая связь между общим и единичным (или отдельным) объясняет нам следующее: общее проявляется не иначе как через отдельное. Каждое отдельное отражает общее, его частицу в большей или меньшей степени. Но не все общее включает в себя отдельное, а каждое отдельное не охватывает целиком общее и т.д.

Общие понятия и философские категории заключает в себя наиболее существенное, повторяющееся содержание, которое как бы охватывает группы идентичных объектов. По сути дела, общие понятия — это законы, а закон характеризуется объективностью, существенностью, повторяемостью, отражает внутреннее содержание объекта или связи. Формулируя законы и закономерности, мы организуем познавательный процесс, упорядочиваем его, приводим в систему наши представления, получаем целостное понимание мира.

Противоположным диалектическому методу выступает метафизический подход, который является антидиалектическим (не путать метафизику как синоним философии с метафизикой как методом). Обобщенно, главная суть метафизического подхода — это упрощение действительности и методов ее познания, исследование сложных объектов упрощенными методами, применяемыми к более простым объектам (так называемый редукционизм). При этом метафизика не учитывает системности, другой структурности, сложности и своеобразия функционирования объекта, проявления его только через связь с другими объектами. (Пример: наука и вслед за ней философия XVII-XVIII вв. все многообразие мира сводила к механическим закономерностям: «Человек — машина» Ламетри, «Левиафан» Гоббса, где человек и общество уподоблялись некоему механизму, по крайней мере, в биологическом плане. Или рассмотрение человеческой морали по аналогии с поведенческими формами у животных — в этологии К. Лоренца).

Существенные различия между этими двумя методами можно классифицировать по некоторым основаниям:

Ш Вопрос: существуют ли тесные взаимодействия и всепроникающие связи между явлениями и предметами? Диалектика — да. Метафизика — нет, (связи чисто механические).

Ш Вопрос: в чем заключается источник развития? Диалектика — во внутренней противоречивости объекта. Метафизика — источник развития чисто внешние причины, первотолчок.

Ш Вопрос: что происходит в результате развития или изменения? Диалектика — становление нового качества, нового объекта с новыми противоположностями. Метафизика — происходят частичные изменения, преимущественно количественные.

Ш Вопрос: имеется ли направленность в развитии и какая это направленность? Диалектика — направленность от простого к сложному, развитие «по спирали». Метафизика — направленность циклическая, замкнутая, кругообразная.

Конечно, нельзя забывать, что это разделение — тоже определенная схема. В познании — научном, философском, обыденном, как правило, присутствует и то и другое, без упрощения невозможно обойтись. Чтобы рассмотреть объект, его нужно все-таки выделить, отделить от других объектов, обособить. Но, если этим дело и ограничивается, тогда мы подходим к предмету метафизически, а диалектика требует идти дальше. Она рассматривает прием обособленности объекта всего лишь первой ступенью к познанию. Диалектика старается смотреть шире, дальше, глубже. Она не признает догматизм, эклектику, схематичность, считая их тормозом на пути освоения человеком действительности.

Идеологическая самодискредитация марксизма отразилась и на судьбе диалектики. Она вместе с марксистской идеологией, по сути дела, также изъята сейчас из большинства философской литературы. Представляется, что не совсем заслуженно. От того, что марксизм уделил диалектике много внимания и использовал ее в своих идеолого-политических целях, она не исчезла ни в реальности, ни в мышлении и не утратила своего основного значения. Не следует только зацикливаться на ее догматических моментах, которые привнесли в нее гегелевская и марксистская философия.

В ХХ в. в противоположность гегелевской и марксистской диалектике развивалась так называемая «негативная диалектика» (Т. Адорно, Ж.-П. Сартр и др.). Главным положением «негативной диалектики» была абсолютизация критичности как познавательного и методологического приема: суть — отбрасывать все старое, накопившееся и мешающее идти вперед. Поэтому диалектическое отрицание в «негативной диалектике» — это не гегелевское «снятие», а твердый процесс утраты, раз и навсегда, старого, его полного отбрасывания и уничтожения.

В ХХ в. были разработаны и другие, альтернативные, но в чем-то схожие с диалектикой, такие же глобальные методы подхода к действительности, например, синергетика. Синергетика возникает как метод на границах философского и естественно-научного знания — физики, теории открытых нелинейных систем, новых подходов к теории случайности. Основателями и разработчиками метода считают И. Пригожина (бельгийского ученого русского происхождения — «Философия нестабильности» и др.); И. Стенгерса: «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой»; Г. Хакена «Синергетика. Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах». Синергетику они разрабатывали как новое мировидение, основанное на современной теории самоорганизации систем, нелинейности (многовариантности, многопричинности) всех процессов, становлении «порядка через хаос», чрезвычайной роли случайности в этом становлении. Главными посылками синергетического подхода они считают следующие:

а) недостижимость жесткой обусловленности и программирования тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;

б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм;

в) любая сложная система имеет несколько направлений развития (альтернатива сценариев), осуществляющаяся в точках бифуркации (ветвления);

г) целое и сумма его частей — не равнозначны, они качественно различные структуры;

д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой последующего стабильного и динамичного развития — только такие системы более способны к самоорганизации, и ряд других положений.

Один из синергетиков, К. Майнцер, писал: «Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат …влечет за собой серьезные следствия для нашего поведения…Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ…Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность (единопричинность) может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму…» (Майнцер К. Размышление в Сложности. Сложная динамика материи, разума и человечества. М., 1994).

философия диалектика метафизический

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М.,1999

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. — М.,1998

3. Кохановский В.П. Современная философия. Ростов-на-Дону, 1998

4. Вальяно М.В. Основы философии. — М., 1999

5. Гуревич П.С. Основы философии. — М., 2000

6. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. — М., 2001

Подобные документы

Предмет философии, уровни субъект-объектных отношений. Основные философские категории и принципы. Содержание законов диалектики. Соотношение материи и сознания, бытия и мышления. Понятие, структура и виды мировоззрений. Философская рефлексия и ценности.

презентация [434,4 K], добавлен 17.07.2012

Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие «метода», основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 11.11.2010

Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Принципы, законы и категории диалектики. Понятие метафизики как антидиалектики в философии.

реферат [32,8 K], добавлен 13.02.2011

Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления и бытия. Диалектика Гегеля: ее основные законы и категории диалектики. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

контрольная работа [30,4 K], добавлен 27.01.2008

Диалектические принципы. Законы диалектики. Основные диалектические закономерности и категории. Теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

реферат [23,9 K], добавлен 15.06.2004

Краткие биографические сведения о Философе. Основные положения философской концепции: понимание бытия; гносеологическая позиция; социальная философия; понимание сущности человека. Оценка концепции рассматриваемого философа.

реферат [19,8 K], добавлен 29.11.2003

Методологическое значение философской категории развития для военного дела. Понимание и использование законов материалистической диалектики. Внутренние противоречия и сама война как общественное явление. Категории диалектики в развитии военной науки.

реферат [20,3 K], добавлен 10.07.2008

Специфика философского знания, история его развития. Предмет, структура и функции философии. Философские идеи выдающихся мыслителей. Смысл категории бытия. Уровни и методы научного познания. Понятие общества и государства. Связь культуры и цивилизации.

шпаргалка [94,7 K], добавлен 19.01.2014

Категория бытия. Иерархия и формы бытия. Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время, отражение, системность, развитие). Законы и категории бытия (законы и категории диалектики). Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии.

реферат [33,5 K], добавлен 13.12.2004

Наука как сфера человеческой деятельности. Философия как методология науки. Философия и наука как «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. Понятие и критерии научности. Научные и ненаучные типы философии.

реферат [36,4 K], добавлен 28.07.2010

Источники:
  • http://hoondok.ru/book/philosophy-of-unification/ocenka-sushchestvuyushchih-metodologiy
  • http://studfiles.net/preview/3177591/
  • http://stud.wiki/philosophy/3c0a65635b2bc78a4c43a89421316c27_0.html