Меню Рубрики

Что такое метод с точки зрения философии

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

8. Воспитательно- гуманитарная

Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная – эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

Вопрос № 3.

Раздел философии

Вопрос № 2.

1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и сущность;

• взаимоотношение материи и сознания;

• человек, его сущность и существование;

• духовный мир человека;

• общество и человек;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания иего ре­зультаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• диалектика и ее законы;

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

Догматизм восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы

Софистика метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, чтобы быть выгодной для принимающего данный метод.

Герменевтика метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.

Рационализм философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные методы философии: философия как основа методологии

философия познание позитивизм

Наука философия является особенной дисциплиной, изучающей главные принципы, связанные с человеческим познанием, бытием, окружающей реальностью и человеческим отношением к окружающему миру.

Методы философии — это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки.

Рассмотрим основные методы философии

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод — это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

Диалектический метод в философии — это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял, в собственный трудах, Гегель. Благодаря диалектике: расширяются возможности для прогнозирования, обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий, вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод философии — это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины.

Герменевтический метод в философии — это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру.

Догматический метод философии — это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве: мыслительных процессов и окружающего бытия, любого явления и его смысла, мыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Аксиоматический метод в философии — это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Прагматический метод философии — это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Формально-логический метод философии — это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть: индуктивными, дедуктивными.

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метафизический метод философии — это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Критический метод философии — это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.

При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Метод дедукции в философии — это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике.

Материалистический метод философии — это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования в философии — это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику

Так же существует такое понятие как именные методы философии, рассмотрит основные из них.

Философские методы Бэкона

По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Френсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть: полными, неполными.

Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.

Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.

Философские методы Сократа

Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

В сущности, такую методику можно смело считать началом идеалистической диалектики, так как истина открывалась с помощью того, что раскрывались и впоследствии преодолевались противоречия. Сократовская «ирония» заключалась в том, чтобы привести собеседника к противоречию самому себе, из чего следовало его признание своего невежества.

Философские методы Канта

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что выбор того или иного метода философии основывается на многих факторов. Например, немаловажным является то явление или предмет, который изучается. Кроме того, выбор может упираться в ту систему ценностей, которую вы исповедуете и в те категории, которыми Вы оперируете.

Метод с точки зрения классической философии. — Философия как наука

About Метод с точки зрения классической философии.
Profile
wklim posting in philosophiya
Page Summary
[#] (no subject)
[#] Классическая и не классическая философия.
Navigation
Recent Entries
Archive
Friends
Profile
ФИЛОСОФ&Я http://philosophiya.ru/
Share

Links
ИФРАН
January 2017
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Метод с точки зрения классической философии. Feb. 8th, 2016 @ 07:15 pm

Метод с точки зрения классической философии.
9 февраля 2016 года. Санкт-Петербург.

С точки зрения классической философии будет рассмотрен процесс познания. На этой основе будут даны определения эмпирических методов анализа и синтеза. И рассмотрено их отличие от логического метода философского познания истины.

Муравьев А.Н. — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Института философии СПбГУ, сопредседатель Санкт-Петербургского Общества немецкой классической философии, руководитель теоретического семинара «Неизвестный Гегель».

Местоположение: «Игры Разума», ул. Достоевского, 19/21 лит.Б.

Основные методы философии

В философии, под определением «метод» понимают способ развития отдельной отрасли философского суждения. Основные методы философии, используемые современными философами, появились в разные исторические периоды и по своей сути противоречат друг другу. Нельзя выделить один правильный метод, поскольку в философии нет единого направления. Она разделена на отдельные категории, и только их совокупность позволяет увидеть полную картину мировоззрения представителей каждой исторической эпохи и национальной культуры.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии – это способ поиска истины путем сопоставления двух или более противоположных теорий. Буквально термин «диалектика» переводится с греческого как «искусство спорить». Его изобретатель – Зенон Элейский, изучавший противоречия единства и множества. На основании его выводов развивалось учение элеатов и софистов о несовместимости основных состояний человека:

В Средние века диалектика вошла в состав семи свободных наук, и стала одним из основных методов доказательства и способов классификации.

Современная философия использует диалектику для изучения человеческой деятельности. Она позволяет разрешать противоречия в гуманитарных науках, в частности, в психологии и социологии. Диалектика не обладает четкой логической структурой, но позволяет всем участникам рассуждения прийти к одним и тем же выводам.

Метафизический подход

Метафизика для многих философов – синоним самого определения философии. Ей сложно дать точное определение. Общая метафизика исследует бытие, а отдельные направления исследуют бытие отдельных объектов. Основатель метафизического подхода – Аристотель.

Различают следующие виды метафизики:

Метафизика занимается поиском ответов на вопросы, возникающие перед человеческим разумом в ходе эволюции самосознания: что есть причина, где источник начала, как возникают подобные вопросы.

Догматизм, как способ познания

Догматизмом называют вид мышления, оперирующий положениями, которые не подвергаются критике – догмами. Понятие «догма» появилось в античной философии. Догматиками называли всех философов, которые выдвигали какое-либо утверждение и отстаивали его. Критики отрицали догматизм, и любую теорию догматиков оспаривали, используя скептическую аргументацию.

Догматизм, как методика, противопоставляется эмпирическому подходу, и не позволяет основываться на личном опыте, а только на уже существующих убеждениях.

Эклектический метод

Эклектизм – метод построения философской системы, при котором несколько положений, взятых из других философских систем, объединяются в одно. Термин «эклектизм» в переводе с древнегреческого означает «избираю». В употребление его ввел философ Потамон.

Эклектическое направление знаменует собой упадок философской мысли. Его используют, когда общепризнанная идея становится неактуальной и требуется найти новое направление.

Софизм, как метод доказательства

Софизм появился в эпоху античности, как один из приемов подготовки будущих ораторов. Буквально этот термин переводится как «уловка», «хитрость». Аристотель называл софизм мнимым доказательством, вызванным недостатком логического анализа. Софистику используют в дебатах и во время публичных выступлений, для сознательной фальсификации.

Софизм допускает три вида ошибок:

  1. логические;
  2. терминологические;
  3. психологические.

Софизм нельзя назвать классическим методом философии. Это способ развития философского мышления. Задача философа – поиск ошибки в софизме. В современной науке с помощью такого подхода можно находить нестандартные решения сложной задачи.

Герменевтический метод

Под герменевтикой понимают метод, позволяющий толковать, т.е. понимать и интерпретировать различные тексты. Изначально герменевтика применялась для восстановления частично утраченных и искаженных библейских текстов и произведений древних авторов. Автор первой работы по герменевтике – А. Августин, христианский мыслитель.

Процесс понимания текста называют герменевтическим кругом. Для глубинного анализа, текст рассматривают в контексте эпохи, в которой он был создан, и личности его автора. Применение герменевтики в философии позволяет рассмотреть явление со всех позиций и прийти к его глубинному пониманию.

Эмпиризм, как теория познания

Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит Ф. Бэкону.

Существует 2 вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой.

Рационалистический подход

Согласно рационализму, человеческий разум является основным способом познания. Создатель рационализма и многих других направлений – Сократ. Он полагал, что душа состоит из двух частей: иррациональной и рациональной. Главная задача философа – объединить две части души в одну и возвыситься над физическим миром.

В эпоху просвещения рационализм использовали, преимущественно, для изучения математики. Декарт, Спиноза и Лейбниц развивали идею о существовании в мышлении основных принципов, которые подобны геометрическим аксиомам, и позволяют прийти к знанию дедуктивным методом. На основе их подхода Кант развил собственную философию, объединившую основные принципы рационализма и эмпиризма.

Что такое метод с точки зрения философии

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Структура и функции философии

Так, в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны. Вопрос о том, что является первичным – дух или природа, составляет онтологическую сторону философского знания.

Отношение к миру с точки зрения выявления возможностей и закономерностей его познания рождает гносеологию – теорию познания.

Понимание мира с точки зрения гармонии, красоты, соразмерности и пр. позволяет выделить эстетику.

Когда система «человек–мир» преломляется сквозь призму нравственных отношений – вы в сфере этики. Если мышление занято рефлексией над обществом, динамикой его развития и функционирования – дает о себе знать сфера социальной философии.

Итак, выделим наиболее важнейшие разделы философского знания:

– онтологию – учение о бытии, об общих принципах бытия всего мироздания;

– философию природы;

– философскую антропологию – учение о человеке и его бытии в мире;

– гносеологию – учение о познании;

– социальную философию – учение о сущности и закономерностях развития человеческого общества;

– философскую теорию культуры;

– этику – учение о нравственности;

– эстетику – учение о прекрасном;

– историю философии.

Все названные разделы философии, обладая определенной самостоятельностью, все же тесно переплетаются друг с другом и образуют некую целостную систему.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение оп­ределенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции. Обычно выделяют такие главные функции, как мировоззренческая (обоснование идеалов) и методологическая (обоснование научного знания) и др., которые тесно связаны между собой:

– мировоззренческая связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира и места человека в нем;

– методологическая заключается в выработке наиболее общих методов познания и освоения человеком окружающего мира;

– прогностическая состоит в том, что философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человеческого мышления;

– критическая связана с поиском истин и предполагает критику заблуждений;

– аксиологическая заключается в оценке явлений и событий в природе и обществе с точки зрения различных ценностей: нравственных, эстетических и т. д.

Методы философии

Философия не ограничивается разработкой только мировоззренческих во­просов, она выступает и как методология. Методология – учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, эстетического творчест­ва, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают широким, а не узким значением. Примером является исторический метод, ориентирующий иссле­дователя при изучении любого объекта учитывать его историю. Другим примером может служить диалектический метод, предписывающий рассматривать изучаемые объ­екты во взаимосвязи и развитии. Альтернативой диалектическому методу является метафизический метод, основывающийся на представлении о мире как стабильном и устойчивом. Все изменения в нем сводятся к количественному увеличению или уменьшению тех его качеств, которые существуют вечно, либо движению по кругу. Также методами философии являются:

– догматизм – восприятие окружающего мира через догмы – раз и навсегда принятые убеждения;

– эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные факты;

– софистика – метод, основанный на выведении из ложных суждений, но искусно поданных как истинные суждения, новых суждений, логически истинных, но ложных по смыслу;

– герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Наряду с перечисленными следует выделить методы философии, одновременно являющиеся и философскими направлениями:

– материалистический метод – при котором действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модусы – есть проявление материи;

– идеалистический метод – признает в качестве первоначала идеи, а материю – как производную от идеи, ее воплощение;

– эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания;

– рационализм – метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т. е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

Разумеется, что философские методы находят свое продолжение в более конкрет­ных методологиях. Имеются в виду методологические разработки в рамках отдельных наук, искусств, видов практики.

Философия в системе культуры

Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия — наука» или «философия — религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» — области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

В самом деле, с исторической точки зрения философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии — это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Основные методы философии

На протяжении всей истории существования философии велись споры о том, как, каким путем постигать истину, т.е. решался вопрос о выборе метода познания мира и человека. В результате на разных этапах развития философии сформировались следующие методы:

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо иной, выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.

Более подробно о методах познания речь пойдет в специальной лекции.

Функции философии

Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

1. гуманистическая подфункция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

2. информационно-отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

3. идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

4. социально-нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

5. художественно-эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

6. аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.).

7. практическая подфункция– связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

8. социальная подфункция– объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

9. культурнотранслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

10. воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. прогностическая подфункция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. критическая подфункция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.

Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.

Контрольные вопросы

1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».

2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

3. Всякое ли мировоззрение является философией?

4. Назовите уровни отражения действительности.

5. Что является предметом философии?

6. С постановки каких вопросов начинается философия?

7. Объясните, в чём заключается философский метод.

8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.

9. В чём состоит методологическая функция философии?

10. Как соотносятся между собой философия и наука?

Во второй половине XX в. произошло как бы новое рождение

понятия «цивилизация». Наиболее распространенными под­ходами в трактовке понятия «цивилизация» являются :

—— культурологический подход, при котором цивилизация рассматривается как особый социокультурный феномен, огра­ниченный определенными пространственно-временными рам­ками, основу которого составляет религия;

этнопсихологический подход связывает понятие циви­лизация с особенностями этнической истории, со спецификой культуры и психологии того или иного народа;

—географический подход утверждает, что решающее воз­действие на характер цивилизации оказывает географическая среда.

Однако в целом, преобладает культурологический подход. В большинстве словарей термин «цивилизация» интерпретиру­ется как синоним понятия «культура». В широком смысле под цивилизацией подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом раз­витии, в узком смысле—только материальную культуру.

Человечество движется к единству и целостности Э ти тен­денции присущи и культуре. Многообразие и пестрота тради­ционных «локальных» культур сначала уступает место нацио­нальным культурам, а затем постепенно перерастает в интерна­циональную форму и виды духовной деятельности: древние мифы и легенды сменяются мировыми религиями; возникает наука—всеобщее знание, по всему миру распространяется рок-культура, поп-музыка, авангард и т.п.

В настоящее время идет процесс глобализации культуры, который утверждает в качестве приоритетных общечеловечес­кие ценности. В их основу положено признание безусловной ценности каждой личности, независимо от места ее прожи­вания, социального положения, национального происхождения, партийной принадлежности и вероисповедания. Таким обра­зом, глобализация культуры — это процесс ее гуманизации .

Как уже подчеркивалось, понятия «культуры» и «цивилиза­ции» часто употребляют как синонимы, но иногда противопос­тавляют их, заявляя о враждебности цивилизации к культуре. Еще Ницше утверждал, что «прогресс рождает маленького че­ловека, чем дальше продвигается прогресс, тем более умень­шается человек». XX век уже не сомневается в том, что сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, по­этому главная проблема культуры XXI века—духовность и без­духовность . Сохранение культуры есть сохранение человечества, ибо созданными человечеством техническими средствами оно способно уничтожить себя, поэтому перспектива на XXI век— эт о перспектива на культуру.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. Образы человека в истории философской мысли.

2. Проблема природы сущности и существования чело­века.

3. Основные философские проблемы личности.

4. Личность и общество. Типология личности.

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства по­средством знаков и символов. Он издревле пытался понять

Древние эллины, как известно, создали культ человеческого тела. Даже боги приняли у них облик человека Человек мыслит всем телом, считали они, а следовательно, для того, чтобы хоро­шо мыслить, надо уметь хорошо бегать, хорошо метать диск, хо­рошо стрелять из лука. Открыв душу, они понимали ее как про­изводное от телесного И хотя тело и дух едины, все же на пер­вом месте у древних греков было телесное. В греческой фило­софии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ—ничто не подлежало сомнению, все представлялось иде­алом совершенства и гармонии, которые непосредственно даны ему космосом, т.е. образ человека был космоцентричен .

Но уже к концу древней эпохи эллинские представления о человеке сменились другими воззрениями Сенека, например, считал, что индивид нравственно не стоек и не может противо­стоять всесильному пороку, что в самом человеке заложена гре­ховность. Тело к этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Культ тела сменился прослав­лением нетленной души, которая понималась как чистая и не­прикосновенная Дух, согласно Сенеке, выше тела в той мере, в какой божество совершеннее и выше всякой материи. Эти взгля­ды получили дальнейшее развитие в христианстве.

И если античный образ человека космоцентричен , то сред­невековой — теоцентричен . Человек был поставлен в зависи­мость от Бога, а не от природы. Он создан «по образцу и подо­бию Божьему», он — царь природы и венец творенья. Именно в христианстве произошла дискредитация человеческого тела, т.к. оно отвращает человека от высшего предназначения. Несовер­шенство вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами гос­поднего творения. Религия, тем самым, хотя и изобличала гре­ховность плоти, не ставила под сомнение полноценность самой человеческой природы.

Бессмертная душа была противопоставлена смертной пло­ти человека. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи истязания тела. Подлинной святостью ок­ружается лишь фигура аскета, великомученика. Чтобы приблизится к идеалу, верующие бичевали свое тело, а иногда и на носили себе увечья.

Преодоление телесных влечений было возведено в принцип, Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволитель­ными. Победа над голодом, жаждой, сном, над тягой к наслажде­ниям, половое воздержание становились смыслом земного бы­тия. Ревнители чистоты души так остервенело губили плоть, что превращались в диких животных. Даже знания человек не может добыть самостоятельно. Они открываются ему в откро­вении Божьем.

В эпоху Нового времени образ человека антропоцентричен . Бог постепенно смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит не только в Бога, но и в себя. Глаза, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь человека. Субъективность — найдостовернейшая реальность. Более того, она — критерий всего суще­ствующего. «Мыслю, следовательно, существую». Главной сфе­рой человеческой деятельности становится познание через эк­спериментальную науку.

Миром управляют разумные законы, и человек способен их познать и использовать для своего блага Таким образом, христианская идея движения истории к Царству Божьему была со куляризирована в идею исторического прогресса.

Именно в Новое время на смену теистической концепции происхождения человека приходит антропосоциогенез , объяс­няющий процесс возникновения и развития человека с помо­щью таких факторов как труд, сознание и нравственность. Но здесь немало загадок. Более ста лет ученые всего мира ищут так называемое «недостающее звено», т.е. звено, которое соединяло бы периоды, когда человека нет и когда он появился . Американские генетики считают, что все люди на земле произош­ли от одно и единственно и праматери. Было это около 350 ты­сяч лет тому назад. Но человек начал расселяться по земле лишь 100 тысяч лет назад. Где он блуждал 250 тысяч лет 9

Давно замечено, что человеческое существо плохо приспо­соблено к существованию в земных условиях. Этот мир чужд ему. Не здесь мы появились, — утверждают представители инопланетарной версии происхождения человека, — не здесь приобрели необыкновенно мощный мыслительный аппарат, ко­торый используется лишь на 10 процентов. Не может природа быть столь нерациональной.

Существует еще один любопытный факт, связанный с 24-ча­совым ритмом. Как ни прятать петуха, он будет кукарекать так, если бы воочию наблюдал восходы и закаты. Точно так же ве­дут себя все, кто населяет нашу землю. Для них это естественно, их биологические часы, от рождения сверенные с земными ритмами, никогда не дадут сбоя. У человека все по иному В закры­том пространстве он считает сутки длиннее, чем они есть на самом деле. Суточный ритм человека составляет не 24, а 30 часов.

Следовательно, и гипотетическая родина, — считают сто­ронники данной версии, —д олжна вращаться вокруг своей оси с таким же периодом обращения.

Наконец, человек — единственный, кто вынужден «рядиться в чужие шкуры». Он не защищен от суровой природы земли. На планете нет другого существа, столь уязвимого и зависимого от климатических условий и капризов погоды.

Однако и в инопланетарной версии многие вопросы оста­ются без ответа. В частности, где находится эта планета Икс?

Наука все более склоняется к тому, что мы одиноки во Вселен­ной.

В XIX в., особенно после создания Ч.Дарвиным эволюцион­ной теории, получила распространение трудовая теория про­исхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельность рука становилась все более гибкой и свободной. Одновремен­но развивался мозг, достигалось все более тесное сплочение людей и возникла потребность в общении. Таким образом, ору­дийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление, — считают представители трудовой теории, — есть решающие факторы превращения обезьяны в человека.

Но почему наши животные предки начали трудиться и поче­му трудовая активность превратила , в конечном счете, обезьяну в человека?

И на этом проблема антропосоциогенеза не заканчивается. В разных пониманиях сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о его природе.

В философской литературе сложились несколько концепций по вопросу о природе человека. Согласно одной, при­рода человека всецело социальна. Таких взглядов придержи­вался и ранний Маркс, который считал, что человек—это «со­вокупность всех общественных отношений». Иначе говоря, сущность человека располагается «во вне» человека, в обществе.

Согласно другой , природа человека не только социальна, но и биологически нагружена.

Все концепции, выработанные сегодня в русле философс­кой антропологии, можно свести в конечном счете к трем основным представлениям.

Первое: человек—это злобная и похотливая обезьяна, кото­рая получила по наследству от животных предков все самое от­вратительное, что накопилось в животном мире.

Второе представление, как бы в противовес первому, заклю­чается в том, что человек изначально добр, альтруистичен, незлоблив . Однако его природные задатки будто бы вступили в противоречие с развитием цивилизации. Несомненно, социаль­ность сыграла пагубную роль в судьбе человека, ибо она заставила его бороться за свое существование. Как раз оковы куль­туры и ослабили якобы природные, инстинктивные свойства людей, в частности, притупили охранительные чувства. Вот по­чему человек истребляет себе подобных. Ведь никто не станет отрицать того факта, что от каменного топора до ядерной бом­бы прослеживается одна тенденция—стремление «расквитать­ся» с теми, кто стал собратом по цивилизации.

Приверженцы третьего представления убеждены в том, что человек сам по себе ни добр, ни зол. Его можно уподобить чис­тому листу бумаги, на котором и природа, и общество пишут любые письмена. Поэтому «мыслящий тростник» ведет себя как герой и как трус, как подвижник и как палач, как самоотвержен­ный добряк и как подлый эгоист.

Для философской антропологии характерно признание того факта, что человек есть исключительное существо или особый вид сущего. Рядом с человеком просто некого поставить, если даже принять во внимание все многообразие известных творе­ний природы: человек разительно отличается от всего. Каждый человек осознает отличие человеческого рода от иных существ, поэтому это есть факт самосознания, общий всем людям. Он находит свое подтверждение во многих проявлениях. Человек познает и преобразовывает природу, создает произведения искусства, планирует и рационально организует свою деятель­ность, обустраивает и совершенствует свой быт. Человек со­здал особый, грандиозный по масштабам мир: общество, куль­туру, производство. Технические достижения поставили его в господствующее над остальной природой положение. Все эти факты позволили и позволяют говорить о человеке как о суще­стве разумном, думающем, способном к мышлению. Человек есть Homo sapiens — «человек разумный» —т акова известная форму­ла, выражающая специфику человека и его особое положение в мире. Вместе с тем, легко убедиться, что эта формула неполна, поскольку раскрывает только одну сторону дела. Многие факты говорят о противоположном —о неразумности человека.

Современная философская антропология не закрывает гла­за на проявления агрессивности, на скрытые и темные импуль­сы, на «ночного «- человека. Она не рассматривает их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от те­оретического признания темной стороны человеческой приро­ды стала особенно очевидной после появления психоанализа— те ории, автором которой явился известный психолог и фило­соф З.Фрейд (1856-1939). З.Фрейд обнаружил, сколь значитель­ную роль играет в жизни человека бессознательное .

Согласно З.Фрейду, бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Человек, по сути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Особое место среди последних занимает сексу­альное влечение, которое З.Фрейд обозначил особым термином «либидо». Именно либидо обусловливает творческую ак­тивность человека во всех сферах деятельности: искусстве, на­учном познании, в конечном итоге — во всех проявлениях жизни. Действие либидо не осознается непосредственным путем, но может быть выявлено специальными психологическими мето­дами через анализ снов и других неконтролируемых проявле­ний психики (отсюда и название теории «психоанализ»).

Бессознательное влечение, дающее человеку главный заряд психической энергии, может функционировать двумя различны­ми способами. Во-первых, оно может сублимироваться. «Суб­лимация» буквально означает «возвышение». Иначе говоря, че­ловек смутно чувствует импульсы, но это толкает его к развитию активности в какой-либо из сфер культуры и творчества; чело­век неосознанно возвышает (сублимирует) влечение. Благода­ря этому, он может достичь успехов в избранной сфере дея­тельности, в том числе значительных, — в зависимости от силы влечения и правильности процесса сублимации. Сублимация -э то нормальный способ функционирования бессознательных влечений. Другой способ называется «вытеснением». Вытесне­ние по своей направленности противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечения в самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но от этого они не исчезают. Они становятся источником отрицательной энергии, рождают агрессивность. Вытеснение приводит к раз­личным психическим расстройствам и неврозам. З.Фрейд раз­работал специальные методы восстановления нормальной пси­хической жизни посредством выявления скрытых влечений.

Учение З.Фрейда о бессознательном показывает, сколь сло­жен человек и сколь ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более

того, человек склонен к самообману; он неосознанно обманыва­ет сам себя.

Таким образом, проблема сущности человека как раз и рас­крывается в диалектике его биологической индивидуальности и личности, иначе говоря, сущность человека есть личностное выражение социального бытия мира во всех его проявлениях.

Интересна точка зрения на природу человека экзистенцио-нализма , который в своих нерелигиозных формах исходит из отсутствия природы человека как таковой. Например, один из основоположников экзитенционализмаЖ.П.Сартр пишет: «Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее заду­мал. Каждый человек лишь частный случай общего понятия «че­ловек». Нет и иного творца человека, кроме самого чело­века. Он сам творит свою экзистенцию , т.е. свою сущность. И делает это ежедневно. А если он творит свое бытие, то он и ответственен за него».

Говоря о существовании, т.е. бытии человека, целесообраз­но выделить в составе человеческого бытия три части. Эти ча­сти таковы: дух, душа и тело.

Понятие духа первоначально имело исключительно религи­озный смысл. Так в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной Троицы. Выражение же «духовная жизнь» озна­чало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако из­вестная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух — это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднима­ется до определения и уяснения высших ценностей. Он мыс­ленно освобождается от непосредственных потребностей и ру­тины повседневности В то же время человек может быть охва­чен не только духом добра, но и духом злобы. Но и в том, и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то чело­век устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.

Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах ду­ховной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, филосо­фии и др.

Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Прими­тивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу,

Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тожде­ственно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) —э то сфера непосредственных переживаний, впе­чатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует ин­тимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устой­чивость и основательность.

Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого суще­ства непосредственно заняты конкретные науки; биология, ана­томия и физиология, медицина и др. Философию же интересу­ет не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный дух. Но очевидно, что тело или вещество человека, не есть сам чело­век. Что же такое человек? Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отли­чить человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной сторо­ны, не есть скотское . С другой — человеческое не есть «ангельс­кое», Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек—это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен , он есть непрерывное ста­новление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, измен­чивыми.

Фундаментальное качество человеческой личности — свобода. Для личности обладание свободой является глав­ным, непременным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает спо­собность не просто приспосабливаться к окружающей действи­тельности, но и преобразовывать ее в соответствии с этими целями.

Свобода — это одна из философских категорий, характери­зующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внут­реннего или внешнего принуждения.

Но свобода относительна. Абсолютной свободы нет и быть не может ни в каком обществе. Условия природного и социаль­ного бытия навязывают личности определенные рамки поведе­ния.

Со свободой связана ответственность личности. Без свобо­ды нет ответственности. Если человек не свободен, если он по­стоянно в своих действиях детерминирован, предопределен ка­кими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.

Свобода и необходимость — вопрос о соотношении свобод­ной и активной деятельности людей с внешними ее условия­ми в первую очередь с действием объективных, не зависящих от сознания и воли людей закономерностей общества и при­роды.

Впервые более или менее четко проблема свободы и необ­ходимости в философии была сформулирована Спинозой, ко­торый показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности.

Значительный шаг вперед представляет точка зрения Геге­ля, учившего, что свобода есть познанная необходимость. Однако будучи идеалистом, он сводил вопрос о достижении свобо­ды к познанию необходимости.

Марксистская философия рассматривает познание необхо­димости как одно из важных, но не единственных условий дос­тижения свободы.

Одним из главнейших вопросов философской антропологии является вопрос о смысле человеческого существования. Че­ловек—телесное существо. Природно-биологическая органи­зация человека обуславливает с неизбежностью признание того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертей. Реальная ограниченность человеческого существования во вре­мени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отно­шение к своему времени. На этой основе формируется ценная иная позиция человека. Это означает, что из признания смертности человека вытекает проблема смысла и цели жизни. Роли каждый индивид смертей, ради чего он живет? Ради чего вооб­ще стоит жить? Есть ли какой смысл человеческой жизни?

Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают, что смысл челове­ческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как отмечалось p анее , учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся П ерестанешь это делать, значит не будет никаких переживаний, никаких страстей. Будет— ни что или, иначе говоря, для тебя больше ничего не будет. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственный критерий человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить . Ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то». Безрелигиоз ный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей

Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности . Но в отличи и от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды . В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться , обрести признательность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свобо­ду и счастье человечества. Но память о себе оставляют не толь­ко великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что со­здал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продол­жаем жить в наших детях, внуках, более дальних потомках. Чело­век как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества.

Понятие личности относится к числу сложнейших . Первым понятием, с которого следует начинать изучение лич­ности, является «индивид». Это своеобразный «социальный атом», отдельный человек, представитель рода человеческо­го.

Гораздо сложнее понятие «индивидуальность», обознача­ющее уникальность и неповторимость человека во всем богат­стве его личностных качеств. Т.е. индивидуальность — это самобытные неповторимые черты индивида. Она характе­ризует духовный мир человека, его ценности и авторитеты.

Понятие «личность» включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных от­ношений, важнейшие среди которых отношение к обществен­ному долгу, к установлениям общественной морали, т.е. это ин­дивидуальная форма бытия человеческой сущности.

Когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появля­ются на свет как индивиды и как индивидуальности. Буквально с первых дней жизни, первого кормления формируется свой особый тип поведения ребенка. Его индивидуальность нарас­тает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обе­зьяной по интересу к миру и особенно собственному «я». Пер­вый год жизни ребенка психологи сравнивают с петухом, ибо плач и крик для него единственно доступные методы и способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях. Именно в 2-3 года появляются первые черты личности через личностное поведение. Дальнейшее развитие личности связано с прохож­дением других возрастных периодов, с особенностями разви­тия девочек и мальчиков. Возраст, пол, профессия, круг обще­ния, эпоха—все это формирует личность. Становление личности проходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностей данного общества, что и называется социализацией. Важней­шими формами социализации являются обычаи и традиции, т.к. мы живем в их мире; государственно-правовые нормы, и наконец язык, с помощью которого мы унаследуем опыт поколе­ний. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуаль­ности. Если нет врожденных тяжелых дефектов и болезней, то становление личности это итог взаимодействия человека и общества.

Различают несколько крупных социальных типов личности.

1-й тип —д еятели. Для них главное — активное действие, изменение мира и самого себя. Это рабочие, крестьяне, пред­приниматели, инженеры, военные. Развитие капитализма при­вело к культивированию именно такого типа личности. В этом типе личности всегда была потребность. Еще евангелист Лука приводил слова Иисуса Христа: «Жатвы много, а деятелей мало».

2-й тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифа­гора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торго­вать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца всегда пользо­вался огромным авторитетом. Недаром многие мудрецы и про­роки; Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао Цзы , Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отече­стве». Трагичны судьбы многих из них, но эти «маяки» человече­ства всегда будут вечно живыми для современников и потом­ков.

3-й тип — люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют

как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердце. Преж­де всего это люди литературы и искусства, гениальное прозре­ние которых зачастую опережает научные прогнозы и прорица­ния мудрецов. Известно, что поэт А.Белый еще в 1921 г. напи­сал стихи, где упоминалась атомная бомба, а А . Блок «слышал музыку революции» задолго до ее начала.

4-й тип — гуманисты и подвижники, отличающиеся обо­стренным чувством ощущения душевного состояния другого че­ловека и пытающиеся облегчить его телесные и духовные стра­дания. Их сила —- в вере в свое предназначение,, в любви к лю­дям и всему живому. Они сделали делом своей жизни мило­сердие. Евангелистское «Люби ближнего твоего как самого себя» их кредо (например, мать Тереза, А.Сахаров).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что среди лю­дей всегда будут «правильные» и «неправильные», идущие в стаде и своим, особым путем. Речь не может идти о выведении особой породы «нового человека», который разом преодолев все несовершенства мира. Жизнь и свободу, говорил шекспи­ровский Фауст, заслуживает лишь тот, кто «вседневно и ежегод­но» живет «трудясь, борясь, опасностью шутя». В этом бесконечном движении рождаются мудрость и радость – вечные спутники философствования.

ТЕМА: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕ­ЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Кризис современной цивилизации и пути его преодоле­ния. Глобальные проблемы современности.

2. Перспективы социального развития.

Характеризуя глобальную ситуацию конца XX начала XXI вв., следует отметить, что наступает кризис современ­ной мировой цивилизации, охвативший природу, экономику, по­литику, культуру, и особенно самого человека.

Еще недавно мы жили в «двухполюсном» мире. В социаль­но-экономическом и идейно-политическом отношении проти­востояли друг другу страны развитого рыночного хозяйства (ка­питализма) и страны социалистического содружества. Боль­шая часть населения земли попала под неопределенную харак­теристику — «третий мир». Распад социалистического содру­жества и глубокие изменения, происходящие в постсоциалис­тических странах, резко и неожиданно изменили всю панораму мирового сообщества.

Характеризуя сложившуюся ситуацию, известный немецкий политолог Ральф Дарендорф писал: «Как будто огромный ура­ган разрушил весь политический пейзаж, уничтожив все ориен­тиры». Возникает многополярность , на первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить «Север-Юг». С одной стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, с высоким уровнем благосостояния, с другой — основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и аграрной циви­лизации. Здесь массовая бедность, бурный рост народонасе­ления, нестабильность внутренней жизни.

В планетарном масштабе происходит неуклонный рост чис­ленности населения. К началу нашей эры на Земле насчитыва­лось около 200 млн. человек. Для удвоения этого числа потребо­валось 13 веков, но следующее удвоение произошло уже за 6 веков. К началу ХЕХ в . на планете проживало 800 млн. человек. К концу того же столетия — 1 млрд. 600 млн., а в 1962 г. — 3 млрд. 200 млн. В начале XX? века население Земли превысит 6 млрд. человек.

В XX веке . произошло резкое ускорение развития социаль­но-экономических процессов, причиной которого явился науч­но-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производи­тельных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой другой аналогичный промежуток вре­мени в прошлом.

Названные факторы, как и другие, поставили перед челове­чеством задачи, ранее неизвестные. В частности, со всей остротой встали глобальные проблемы. Так их стали называть по той причине, что они затрагивают не отдельные регионы или страны, а человечество в целом.

Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затраги­вающих мир в целом.

Кроме этого дополнительными характеристиками глобаль­ных проблем являются:

Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают инте­ресы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества;

Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют усилий всего мирового сообщества;

В-третьих, они тесно связаны одна с другой.

Все глобальные проблемы можно подразделить на три боль­шие группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сход­ными политическими, экономическими и иными интересами:

Восток-Запад, Север-Юг, богатые и бедные страны. Эти про­блемы называются интерсоциальными . К ним относится про­блема предотвращения термоядерной войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного эко­номического порядка.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порожде­ны взаимодействием общества и природы. Это проблемы эко­логии, проблемы обеспеченности энергией, топливом, сырьевы­ми ресурсами, проблемы разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид — общество». Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы кон­троля за численностью народонаселения.

Какие же угрозы современной цивилизации несут глобаль­ные проблемы?

Во-первых, несмотря на позитивные перемены в мире, свя­занные с противостоянием двух систем, все еще сохраняется опасность термоядерной катастрофы.

Договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов хотя и подписаны, но не ратифицированы, а значит не приобре­ли статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Только на территории США и Рос­сии находится около 25 тысяч ядерных боеголовок.

Опасность прямого военного столкновения ядерных сверх­держав вроде бы уменьшилась, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности— «ч ернобыльского варианта». Нельзя забывать, что на планете сей­час работает более 430 АЭС.

Идет расползание ядерной технологии. Уже произвели атом­ное оружие Индия и Пакистан, готовы к его производству в ЮАР, Израиле и в ряде других государств.

Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Наша колыбель и обитель в опасности. Растущее давление антропогенных (вызванных деятельностью человека) факторов на биосферу может привести к полному разрыву ес­тественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, са­моочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает резкое ухуд­шение экологической обстановки, что может повлечь за собой гибель человечества. Уже давно говорят об уменьшении коли­чества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эф­фекта», расползании озоновых дыр, загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. За последние 400 лет с лица Земли исчезли 94 вида птиц и 63 вида млеко­питающих, А хорошо известно, что видовое разнообразие есть важнейшее условие нормального функционирования всех при­родных систем.

Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. В мире и так резко не хватает сельскохозяйственных земель, С 1984 года мировое производство зерна возрастало лишь на один про­цент — в два раза медленнее, чем рост населения.

Процесс неудержимого прироста населения Земли (в 60-е гг. —8 тыс. человек в час, в 80-х— 10 тыс. человек в час, а сегод­ня — 12 тыс. человек в час) неравномерен. В развитых странах приросты минимальны, либо их вообще нет. Зато «третий мир» продолжает стремительно расти.

Мощь человека обернулась против него самого. В этом ос­новное звено экологической проблемы. Решить ее невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании политических лидеров и миллионов простых граждан.

Третья угрозаопасность, нависшая над человеческой те­лесностью. Под опасностью находится наш организм, плоть, че­ловеческая телесность. Тело—это то, с чем мы приходим в этот мир. Оно доставляет нам огромные радости и жестоко терзает болезнями. Телесное здоровье всегда было на одном из пер­вых мест в системе человеческих ценностей.

И тем тревожнее слышать предупреждения медиков, биоло­гов, генетиков о том, что мы стоим перед опасностью разруше­ния человечества как вида. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций, наследственно отягощенных уродств, женского бесплодия и мужской импотенции. Налицо признаки физического вырождения, расползание наркомании и алкоголизма.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза — кризис человеческой духовности. XX век подарил миру две основные идеи — социалистическую и научно-технологическую. Счита­лось, что опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, утвердят свободу и достоинство личности. Но этого не произошло. Обе идеи сейчас в руинах. А новых—ярких , прин­ципиальных, объединяющих идей сейчас нет. А мировые да и местные религии зовут в «мир иной».

Таковы угрозы современной цивилизации. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в пес­симизм и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Есть пути преодоления кризиса современной циви­лизации, выхода из него.

Первый путь — развертывание информационной (компью­терной), биотехнологической революции как основы возможно­го выхода из кризисной ситуации. На этой основе возможно создание постиндустральной цивилизации, более гуманизированного и благополучного мирового сообщества. Именно такая революция создаст объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а так­же опасность, нависшую над человеческой телесностью.

Второй путь — создание мирового хозяйства на основе сме­шанной рыночной и социально ориентированной экономики. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справед­ливостью.

Третий путь — становление принципа ненасилия и демок­ратического согласия во внешней и внутренней политике. С не­малыми издержками, через отступления и остановки, пробива­ет себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поис­кам согласия взаимоприемлемых решений.

Четвертый путь — неуклонная межэтническая и межкуль­турная интеграция при сохранении автономности и уникально­сти каждого этноса и каждой культуры. Культура объединяет народы. И хотя националистические страсти продолжают со­трясать человеческий род, но, думается, что это уродливый зиг­заг истории. Он недолговечен. Настанет все же время, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».

Таковы основные пути выхода современной цивилизации из глобального кризиса, в который она погружена.

В определенной мере мы уже коснулись перспектив социального развития, рассматривая первый вопрос лек­ции. Во втором вопросе основное внимание будет сосредото­чен на понятии «социального прогресса». При этом следует ис­ходить из того, что решение глобальных проблем требует нового «объема» и «качества» взаимодействия государств, общественных движений. Нового подхода требует проблема соотно­шения государственного и общечеловеческого на путях сотруд­ничества, взаимодействия, компромиссов.

В связи с рассматриваемой проблемой целесообразно за­метить, что сохранение человеку его среды обитания, окружаю­щей природы, является важнейшей перспективой социального развития, которая помогает накормить голодных, вылечить боль­ных, научить неграмотных, не допустить кризисных потрясений для миллионов простых людей. Это также позволит обеспечить социально-экономическое развитие, преодолеть отсталость, про­гресс науки и культуры, обмен подлинными духовными ценнос­тями, защитить человечество от загрязнений воздуха, воды и земли. Эта перспектива является главным содержанием обще­человеческих интересов и общечеловеческих ценностей в со­временную эпоху.

В условиях научно-технического прогресса жизнь общества возможна только за счет качественных факторов роста и сокра­щения расходов сырья и материалов, замены экстенсивного хо­зяйственного развития общества интенсивным .

Социальная практика требует учета действия социальных за­конов, закономерностей, детерминизма, органически присущих социальному миру. Важно подчеркнуть, что философского мировоззренческое осознание проблем социального развития яв­ляется одной из объективных потребностей современной жиз­ни, обеспечивающее диалектику общественного прогресса, вы­бор исторического варианта решения проблем глобального масштаба.

Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на принципах объективности, знаний определенных закономерно­стей и тенденций исторического развития находить практичес­кие средства для решения социальных проблем. Второй осо­бенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития общества, насыщенность переменами и интенсивностью науч­ных открытий, технических изобретений, международного обме­на в сфере науки и культуры,

Ученые говорят сегодня о пределах роста социального про­гресса, ссылаясь на ограниченность природных ресурсов. Все­мирный опыт истории подтверждает, что наличие «определен­ных» пределов роста социального прогресса скорее может по­служить объективным стимулом общественного развития, не­жели тормозом, ибо будущие поколения, как и в прошлом, нахо­дили, и в будущем найдут выход из трудностей с помощью сво­его интеллекта. Ибо, если бы не было пределов для охоты и . собирательства, то человечество и ныне охотилось бы и соби­рало пищу, не переходя к более производительному труду и его средствам.

Источники:
  • http://studopedia.ru/3_58346_metodi-filosofii.html
  • http://vuzlit.ru/1436490/osnovnye_metody_filosofii_filosofiya_osnova_metodologii
  • http://philosophiya.livejournal.com/271922.html
  • http://mystroimmir.ru/filosofiya/metody.html
  • http://www.konspektov.net/question/5674963096829952
  • http://helpiks.org/6-53465.html
  • http://aic-crimea.narod.ru/Gubin/A-filos/lekcii.htm