Меню Рубрики

Что такое любовь с точки зрения православия

Максим Михайлович Стыров известен в Сыктывкаре как кандидат экономических наук и старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, а в недавнем прошлом – и преподаватель Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

Несколько лет назад Максим Михайлович принял сан священника и сегодня является штатным клириком храма Рождества Христова при Епархиальном управлении. Всё это время отец Максим пытается донести до жителей региона, какой должна быть экономика, согласно Священному Писанию. Им опубликовано несколько статей на эту тему в сборниках материалов разных конференций, в журналах «Духовно-нравственное воспитание» и «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», православной газете Севера России «Вера-Эском» и других изданиях, а также разработана открытая лекция-дискуссия «Экономика – арена духовной борьбы», которая предлагается студентам вузов, школьникам, трудовым коллективам Республики Коми.

Об этой работе по теме «Нравственная экономика» мы и побеседовали с батюшкой.

Иерей Максим Стыров на встрече со специалистами и студентами-практикантами больницы г. Сыктывкара

Душа противилась

– Отец Максим, в России, можно сказать, уже сформировалась целая научная школа, которая рассматривает вопросы нравственности, духовности в связи с экономическим развитием. Эта тема нашла отражение в трудах известных учёных – Валентина Катасонова, Александра Агеева, Олега Богомолова и других. Но как получилось, что и вы стали ее разрабатывать в своих статьях, проповедях и беседах?

– Нас традиционно учили на экономическом факультете, что главная цель предприятия – это прибыль, а для человека измеритель его успешности – это деньги, карьера. Это и сегодня не подвергается оспариванию – в законах, в книгах так написано, в народе так принято считать, в пожеланиях и поздравлениях часто об этом слышишь. Но воспитанная на классической русской литературе душа ещё тогда, когда мы были экономистами-прагматиками, этому противилась.

Более глубоко вопросы нравственной экономики довелось рассматривать в годы обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, работая над дипломом по теме «Проблема экономического развития в свете христианского вероучения». Было интересно выяснить, как наука, достижения, экономический рост связаны с христианством, с Евангелием. Ведь Божественное Откровение уделяет немалое внимание экономическим вопросам и учит человека правильному ведению хозяйства: довольствоваться самым необходимым, использовать материальные блага для служения Господу и людям, обеспечивать благосостояние себя и ближних созидательным трудом, а для стремящихся к высшему духовному совершенству – жить в полной нестяжательности и уповании на Промысл Божий. В дипломной работе, кажется, удалось синтезировать богословский, научно-экономический, обществоведческий и статистический материалы.

– Я познакомилась с вашей дипломной работой и удивилась, когда прочла о том, что практическую пользу своего исследования вы усматривали и в применении полученных знаний в рамках своей светской преподавательской деятельности – то есть вам удалось ввести духовно-нравственный компонент в лекции по экономике для студентов вуза?

– Когда читал лекции по финансам предприятий в Сыктывкарском госуниверситете, то включил в презентацию несколько слайдов с выдержками, цитатами из книг о нравственных аспектах экономики – и получил большей частью положительные отзывы от студентов.

Коллеги-преподаватели также послушали и сказали, что с этой темой надо выходить на широкую аудиторию. Но твёрдой решимости на тот момент ещё не было.

– Какие обстоятельства сподвигли вас вновь обратиться к данной теме?

– Как-то наш владыка Питирим обмолвился, что интересно было бы посчитать общенародные убытки от грехов, например, от пьянства. Мысль сразу не реализовалась, но запомнилась. Потом одна женщина, школьный учитель, посоветовала смелее вести просветительскую работу среди молодежи, поскольку по линии страстей сребролюбия, сластолюбия и славолюбия на подрастающее поколение идёт мощный информационный натиск.

Именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – совершается личный выбор между Богом и дьяволом

Тогда из всего накопленного материала получилась открытая лекция «Экономика – арена духовной борьбы», в которой была показана тесная взаимосвязь экономической жизни общества с его отношением к религиозным, духовным и нравственным идеалам, а также дана оценка феномену экономического развития с позиции смысла жизни человека и общества в целом. Эта лекция читалась в школах, высших и средне-специальных учебных заведениях, других организациях.

– Батюшка, почему именно так вы озаглавили свое выступление: «Экономика – арена духовной борьбы»?

Потому что именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – постоянно незримо происходит внутренняя духовная работа человека, совершается его личный выбор между ленью и усердием, потребительством и воздержанием, эгоизмом и милосердием, в конечном счёте – между Богом и дьяволом.

От преображения человека – к преображению жизни

– Отец Максим, вы говорите, что и решение экономических проблем, и объяснение разных экономических ситуаций вы находите в христианском миросозерцании. Но как можно с позиции Евангелия объяснить, например, дифференциацию уровня заработной платы, динамику доходов и кредитные нагрузки населения?

– Почти во всех духовных традициях мира есть взгляд на экономические проблемы. Но именно христианское миросозерцание, обладая глубочайшим знанием о человеке, позволяет по-настоящему понять многие явления в экономике. Если банковская сфера и нефтепереработка по уровню оплаты труда занимают верхние строчки среди видов деятельности, а сельское хозяйство, образование и здравоохранение – последние, то настоящий корень этой проблемы находится не столько в законодательной сфере, сколько в отношении людей друг к другу и в расстановке ими ценностных приоритетов в жизни. Другой парадокс: среднедушевая величина реальных доходов за 2000–2016 гг. выросла в России в 2,3 раза, а кредитная нагрузка – в 64! При этом материальные проблемы по-прежнему звучат как главное объяснение всех жизненных неурядиц – от низкой рождаемости до преступности. Вот и понимаешь, что душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется. Так мы подходим со слушателями к выводу о том, что настоящее решение существующих хозяйственных проблем требует внутреннего преображения человека.

Душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется

– Как студенты-экономисты отнеслись к такому – христианскому – подходу к решению экономических проблем?

– «Рассмотрение экономики с точки зрения религии стало своего рода откровением…» – было написано в одном из отзывов.

Или вот еще такое мнение: «Я никогда раньше не рассматривала экономику с точки зрения нравственности (духовности), а ведь, правда, она имеет и положительные, и отрицательные моменты. Плюсы: развитие, прогресс, желание ни в чём себе не отказывать, жить, отдыхать и т. д. Минусы: беготня за деньгами, а в результате – порождение таких черт, как жадность, эгоистичность, ненависть друг к другу. Значит, есть о чём подумать!»

Один юноша пишет: «Я считаю, что экономику нельзя строить только на деньгах и финансовых возможностях. Экономика – это также взаимоотношения людей, их духовные потребности и связи».

Ну, а самый сильный текст, который стал теперь итоговым слайдом к этой презентации, таков: «Я считаю, что у многих людей в наше время поменялись ценности. Молодёжь пытается построить карьеру, заработать миллионы, но это же не самое главное в жизни! Карьера не будет ждать нас дома, не будет нас любить, поддерживать, деньги не заменят близкого человека, ими нельзя купить здоровье. Всё же самое главное в жизни – это хранить тепло, любовь и трепетность к своему избраннику! Я очень хочу, чтобы создавались крепкие семьи, чтобы у каждого ребёнка были любящие папа и мама. И я сама сделаю всё, чтобы в моей семье так и было».

Отец Максим Стыров

– Н. В. Гоголь тоже видел в преображении людей залог преображения жизни. Но, по мнению исследователя творчества Гоголя, профессора-протоиерея Василия Зеньковского, проповедь должна быть обращена и к личности, и ко всему строю жизни, без преображения которого личность не может осуществить всей правды христианства. А уже наш современник, академик РАН, советник Президента России Сергей Глазьев в статье «Как не проиграть в войне» пишет о том, что необходима активная и системная культурная политика государства по оздоровлению общественного сознания, ориентации граждан на созидательную деятельность, воспитанию творчески активного, патриотично настроенного и добропорядочного подрастающего поколения.

– Согласен, от государственной политики в области образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения зависит очень много. Но ведь и сама эта политика является во многом отображением нас самих, наших убеждений и интересов. Поэтому давать советы предприятиям, правительству и обществу нужно. Но самое действенное и доступное для каждого из нас – это личное освобождение от грехов и ошибок, возвращение господства духа над телесно-материальными интересами. Обозначенные проблемы – это вызовы для человека, побуждающие утверждаться в добре непрестанно, в любых социально-экономических условиях.

– Согласились ли студенты-экономисты с тезисом, что решение экономических проблем возможно решить через преображение человека?

– Мнения разделились. Некоторые из них сами пришли к мысли о том, что решение многих хозяйственных неурядиц лежит в воспитании:

«Посредством нравственности, человеческих качеств можно решить многие экономические проблемы… Развитие экономики всегда должно происходить гармонично с внешним окружением, не разрушать его. Без духовных и нравственных оснований экономика не будет эффективной… Проблема низкой нравственности становится ведущей, она может решиться при условии массового убеждения людей в её существовании… Всё зависит от воспитания в семье. Хотелось бы, чтобы эти мысли доходили до каждого с раннего детства».

Другая группа молодых людей, напротив, действительно решительных шагов ждет от государства:

«Надо проводить больше антикоррупционной политики, возвысить статус обычного гражданина. Повысить престижность профессий учителя, врача и т. д. Чтобы эти изменения появились ‟снизу”, понадобятся многие десятилетия и перестройка сознания человека. Возможно, лучше, чтобы они стали обязательными, установленными законами на государственном уровне. Нужно ужесточить штрафы за экономические и экологические преступления. Именно в России, где ещё осталось понимание коллективного труда, жизни, целей, возможно построить социальную экономику. Надо увеличивать уровень жизни населения, тогда и будет настроение преображать природу. Много злых людей и много преступлений именно из-за социального неравенства. На первом месте должен быть человек. Государство должно уважать свой народ, тогда у нас будет гармония во всех сферах жизни. ».

– Я была удивлена, какой интерес вызвала лекция у обучающихся Лицея для одаренных детей из сельской местности. Поговорив с некоторыми из ребят, узнала, что они православные, посещают храмы в своих населенных пунктах. Но для них открытием стало рассмотрение экономики в контексте православного вероучения.

– Обсуждаемые проблемы касаются каждого человека. Все мы, даже если не являемся профессиональными экономистами, большую часть времени и сил тратим на заботу о хлебе насущном. Даже получая знания, мы думаем о том, как их применить в будущем. Естественно, над социальными, финансовыми проблемами размышляет и рассуждает каждый человек. Кроме того, мы рассматриваем с собеседниками не только собственно экономические проблемы, но и говорим о том, что касается души каждого человека – это семья, любовь, дети, целомудрие, свобода. Поэтому серьёзный разговор на эти темы не может оставить равнодушными старшеклассников, особенно думающих, размышляющих. Ведь это дети интеллигентные, т.е. заботящиеся не только о собственном благополучии, но и думающие о проблемах общества в целом и путях их решения, поэтому в их лице находятся такие благодарные слушатели и собеседники.

Стеречь ребят над пропастью

Отец Максим Стыров беседует с воспитанниками детского дома

– Отец Максим, одна из подтем лекции «Экономика – арена духовной борьбы» посвящена семье. В ходе занятия вы убеждаете слушателей, что, укрепляя семью, мы добиваемся и стабилизации экономики. Как говорить на эти темы с трудными слушателями, например, с подростками из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и воспитанниками детских домов?

– Прежде чем говорить о глубоком, сокровенном, нужно найти точку общих интересов и идти от неё. Тут помогают несколько сюжетов из близкой им действительности. Например, в тюрьмах сидит огромное количество людей, содержание одного человека в колонии обходится в среднем по стране в 37 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем тратит на себя обычный гражданин России. Вот во столько нам обходится грех!

С курящими мы решаем простую задачку: сколько за жизнь человек тратит на сигареты? Получается величина в 1,5–2 миллиона рублей, от которой у ребят округляются глаза.

За украденной шоколадкой стоимостью в 50–100 рублей стоят десятки и сотни людей, вложивших в неё свой труд и заслуживающих достойного вознаграждения – от рабочих на плантациях до уборщиц в магазинах.

Разве всё это не есть экономическое измерение духовных явлений? А ведь душа человека формируется преимущественно через любовь между родителями, этой любовью мы приходим в мир, этой любовью мы наполняем себя и формируем иммунитет против вредных привычек, правонарушений и прочего зла. Так устроил Господь, дав людям возможность становиться в браке плотью единой, плодиться и размножаться.

Пробудив через цифры интерес к первоистокам личности и семьи, можно далее рассказывать о том, какой должна быть настоящая христианская семья, как она бесценна и как важно ее хранить. Хотелось бы, чтобы в будущей взрослой жизни у этих детей было больше настоящей любви.

Кстати, сейчас лекцию чаще называю так: «Экономика и семья – поля духовного роста». В ней примерно половина материала посвящена первому блоку, половина – второму. И акцент, как вы видите, смещается с борьбы на рост.

На лекции для лицеистов

– Возникает аллюзия с романом Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи». Батюшка, есть надежда, что эти ребята из центра или из детдома не продолжат в дальнейшем линии пьянства, преступности?

– Наш долг – сказать Божие слово, а уж соблюдать его или нет – вопрос свободы совести каждого. Но в целом дети благодарны за возможность поговорить о вере, о правде, об ответственности перед людьми и на Страшном Суде.

Вот, например, что пишут подростки из центра временного содержания несовершеннолетних:

  • «Сегодня я многое понял. Да, у меня есть девушка, и мы полгода вместе, и у нас все хорошо. Сейчас я здесь, а она плачет и переживает, и мне так стыдно перед всеми близкими, родными и теми, у кого я воровал. Спасибо за то, что вы пришли».
  • «Привет, мне всё понравилось. Всё в жизни поменял».
  • «Я бы хотел исправиться, и я это буду делать. Мне очень понравился сегодня наш разговор, спасибо вам».

Дети благодарны за возможность поговорить о вере, о правде, об ответственности перед людьми и на Страшном Суде

– Отец Максим, почему студенты Медакадемии и Медколледжа оказались в поле вашего особого внимания, и как это связано с нравственной экономикой?

– В будущем это те самые врачи, медсестры, акушерки, которым предстоит отправлять женщин на искусственное прерывание беременности и делать эти операции. Сегодня на аборт из бюджетной системы выделяется 10 и более тысяч рублей. Некоторые врачи говорят, что на ведение беременности дают меньше, поэтому лечебные учреждения финансово более мотивированы уничтожить ребёнка, чем дать ему дорогу в жизнь. А спустя годы и десятилетия какие огромные деньги приходится расходовать на лечение онкологических заболеваний, бесплодия, психических отклонений и т.д. Один день стационарного лечения, например, стоит порядка 5 тысяч. Мы из бюджета все это финансируем и оплачиваем. А вот одна знакомая семья растит приёмных девочек с тяжёлыми врождёнными заболеваниями, но массажи и прочие процедуры для них малодоступны, потому что платные. Разве это не экономическое безумие? Выделяем огромные деньги на исправление демографической ситуации: материнский капитал, разные нравственно порочные вспомогательные репродуктивные технологии, – и тут же, из этого же кошелька поддерживаем геноцид своего народа.

Понятно, что для нас первостепенна не денежная сторона проблемы, а сама богоподобная личность человека, как потенциального наследника Царства Христова. Но иногда надо встряхнуть собеседника от въевшихся в него мифов типа «зачем плодить нищету», чтобы начать говорить о настоящем.

– Какие доводы вы находите, чтобы убедить будущих медиков?

– Мы говорим о демографической ситуации и об отношении Церкви к жизни человека, к тому факту, что личность и душа человека берут своё начало с момента зачатия. И меня очень радуют такие отзывы ребят:

  • «Сама бы я не стала делать аборты, работая в акушерстве».
  • «Я пришел к выводу, что аборты являются детоубийством и носят катастрофический характер. Аборты должны быть исключены из медицинских учреждений. Все люди имеют право на жизнь…».
  • «Я была не определена в вопросе абортов, но теперь у меня сложилась однозначная точка зрения. Спасибо за это».

Чем целомудреннее, тем изобретательнее

– Отец Максим, на мой взгляд, интереснейшая часть лекции – это когда вы знакомите слушателей с открытием, позволяющим установить взаимосвязь изобретательской активности с духовно-нравственным состоянием народа.

– Эту взаимосвязь показал ещё наш земляк, уроженец Коми края Питирим Александрович Сорокин, который, наблюдая развращение нравов в сфере семейных отношений в Соединённых Штатах, издал книгу, которая в кратком варианте называется «Американская сексуальная революция». Там он весьма убедительно, на цифрах, на социологических материалах доказывает, что ослабление строгости нравов ведет к упадку творческого потенциала общества. И он говорит, что при расцвете «свободной любви» на каком-то коротком отрезке времени творчество может получить дополнительный импульс, но очень быстро оно становится деструктивным. То есть люди могут совершать изобретения в сфере оружия, разврата, но не способны создавать шедевры в сфере архитектуры, живописи, музыки, политических, экономических идей, а только стремятся насытиться чувственными удовольствиями – все творчество их становится направленным на это. Но когда народ настроен на то, чтобы свою энергию направлять от плотских наслаждений к возвышенному, тогда у него накапливается созидательный потенциал и рождаются великие учёные, гении, такие святые, как преподобный Сергий, преподобный Серафим, духовные лидеры. И ведь действительно, творчество и способность любить – это разные проявления единого Образа Божьего в человеке, они должны возгревать друг друга, но не распущенностью, а упорядоченностью. Иначе говоря: огонь может согревать и освещать, но если дать ему свободу, то это пожар и смерть. То есть огонь половой любви должен гореть в камине, а таким камином для него является семья, ответственность.

Читайте также:  С точки зрения маркетинга товар это

Слушатели отца Максима из районов Республики Коми

Огонь любви должен гореть в камине, а таким камином для него является семья, ответственность

– Это как-то можно посчитать, измерить?

– По регионам России мы рассмотрели показатели духовно-нравственного состояния в корреляции с показателями творческого потенциала. Для этого взяли число заявок на изобретения и патенты по регионам, есть такой статистический показатель. И оказалось, что действительно некоторые показатели духовно-нравственного благополучия общества имеют небольшую, но статистически значимую отрицательную корреляцию с показателями творческой активности. Иными словами, чем меньше в регионе абортов, разводов, правонарушений, тем больше там тяга к позитивным изменениям вокруг себя. Точнее, мы сформулировали: это разные грани единой внутренней энергии человека, которую можно светским языком назвать, например, любовью к жизни. Для христианина, понятно, источник и главное проявление этой любви – личное молитвенное и евхаристическое общение с Богом и служение людям.

– В опубликованных статьях можно увидеть, что в северных регионах России очень низкая изобретательная активность, с чем это связано?

Пришло время обратить внимание на неблагополучие не в карманах, а в душе

– Традиционно принято говорить о сильном миграционном оттоке и климатических факторах. Но ведь у северян есть и мощные козыри: высокие финансовые возможности и академические научные центры. Почему же возможности остаются нераскрытыми? Наверно, пришло время обратить внимание на неблагополучие не в карманах, а в душе: запредельные показатели смертности от внешних причин, самоубийств, преступности, распада семей и прочие. Например, Республика Коми (как и большинство других северных территорий) стабильно входит в первую десятку регионов России по подушевому объёму инвестиций в основной капитал – и при этом находится в конце рейтинга по алкоголизации. Тут, видимо, ещё и о духовных отголосках тюремной системы и принудительной миграции в XX в. надо думать.

Именно поэтому мы с коллегами и говорим: Север исстари славился своей нравственной и экологической чистотой, надо к этому возвращаться, делать ставку в государственных и корпоративных стратегиях не на количественный рост экономики, а на исцеление сердца человека, сбережение людей и Богом данной нам природы. Нельзя сказать, что отклика нет, многое постепенно меняется, мы благодарны за это правительству. Вот и в новой стратегии социально-экономического развития республики появился раздел о духовно-нравственном благополучии населения. Но по-прежнему в этом документе в числе главных целевых ориентиров – валовой региональный продукт, а глубокого анализа качества семейных отношений нет, хотя где взрастить цельную личность, как не в семье?

– Отец Максим, ваши исследования и те результаты и выводы, которые вы получаете, могут быть интересны и полезны для других регионов России. Нет ли в ваших планах выйти и на российский уровень?

– Мы ведь и сейчас общаемся – сами ездим на конференции и другие встречи, как по церковной, так и по академической линии, к себе постоянно приглашаем в гости соратников, интересных исследователей, лекторов. Будут новые приглашения и общие дела – Богу слава, всегда рады сотрудничать во имя Его.

Общение с батюшкой продолжается и после лекции

– Кто помогает вам в ваших исследованиях, кто вас поддерживает, есть ли у вас единомышленники?

– Единомышленники есть и в ВУЗах, и в училищах, и в общественной сфере, и на предприятиях. Это и сотрудники нашего Института социально-экономических и энергетических проблем Севера. Мы стараемся нравственные вопросы затрагивать в каждой теме, которую разрабатываем. Порадовало, когда одна женщина – доктор наук с большим опытом исследовательской и организационной работы – сказала, что данная тема достойна стать междисциплинарным проектом всего Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Очень вдохновляет, когда ¾ молодёжи пишут в отзывах, что самое главное – это жить по правде, тогда всё остальное, как сказано в Евангелии, приложится нам. Хотелось бы, чтобы не только словесно выражали солидарность, но и включались в общее дело: выбирали созвучные темы курсовых и дипломных работ, шли в аспирантуру с такими устремлениями, взращивали добро в своих супружеских союзах и организациях.

Но, конечно, больше всего людей единого духа – в Церкви. Хоть и бывают отдельные разномыслия, но воистину Церковь – это большая семья. Только вера в Спасителя Иисуса Христа может по-настоящему, до глубины сплотить, соединить людей, помочь им одними глазами смотреть на мир, говорить на одном языке.

– Над чем вы сейчас работаете, и что в скором времени мы сможем услышать нового?

– Сейчас наша лаборатория трудится над новой темой – конкурентоспособность северных регионов России. Хочется показать, что главный фактор конкурентоспособности – это не материальный капитал, а человек. Это уже общеизвестно, почти аксиома, но если зарубежная наука уделяет главное внимание знаниям, навыкам, трудоспособности, то в отечественной школе ещё с XIX в. говорят о душевности, способности трудиться вместе, коллективности, жертвенности, милосердии – вот что главное в человеке, вот что его образует. И мы опять хотим это попытаться оценить, выявить, показать…

Но не забудем и о том, что Евангелие – это не инструкция по обустройству земной жизни, а в первую очередь – путеводитель в Небесное Царство. Значит, и деньги, и вещи – это не самоцель, а испытание в искусстве жертвенной любви перед самой главной Встречей. «Верный в малом и во многом верен. Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк. 16, 10–11).

Что такое любовь с точки зрения православия

Что же такое любовь? (с христианской точки зрения, а не с безбожной). Часто обсуждаются причины распада семей. И это в основном: пьянство, измена, семейное насилие, наркотики. Которыми заминаются в большей степени мужья. Но на практике и мужчин полно разведенных на этом сайте. Неужели и они занимались одним из этих четырех грехов, чтобы жены с ними развелись? Или все-таки не сошлись характерами? Если мужское население такое плохое и мы знаем принципы Нового Завета, что если, например жена изменила, то муж имеет полное право с ней развестись. А вот такой вопрос.

Можно ли простить жену, если она изменила? И продолжить с ней жить дальше. Или однозначно отсекать от себя. А то все мужские и мужские измены обсуждаем. Давайте о женщинах. И можно ли любить жену, которая тебе изменила?

Дружба, влюбленность, любовь

Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему.

Было время, когда я, приезжая в гости к своему другу отцу протодиакону, постоянно спорил с его супругой о том, возможна ли любовь с первого взгляда. И хотя я не являюсь любителем споров, в этом вопросе твердо стоял на своем: «Нет, невозможна». Матушка же имела противоположное мнение, основанное на собственном семейном опыте, и говорила, что они с будущим супругом полюбили друг друга с первого взгляда раз и навсегда.

Эти вопросы: существует ли любовь с первой встречи, возможна ли вообще любовь до брака, что такое влюбленность и является ли она любовью – волнуют, действительно, очень многих. Постараемся разобраться во всем этом.

Итак, может ли быть любовь с первого взгляда и вообще возможна ли настоящая любовь до брака? Перефразируем вопрос так: может ли быть дружба с первого взгляда? Ведь дружба и любовь – очень похожие понятия, родственные. Дружбе тоже присущи ответственность, верность, терпение. Уметь дружить – большое искусство. Любому понятно, что дружба с первого знакомства невозможна. Вот я увидел человека, он показался мне симпатичным, надежным. И я сразу решил, что он будет моим другом на всю жизнь? Нет, должно пройти немало времени, прежде чем мы поймем, что с этим человеком хотим дружить, что на него можно положиться. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», – поется в одной детской песенке. «Друг познается в беде», – говорит пословица. Значит, дружба должна пройти определенные испытания, проверку на прочность. С другом нужно пережить и тяжелые, и приятные моменты жизни, чтобы было понятно, как он переживает наше горе и нашу радость. Ведь друг должен не только помогать в беде, но и уметь радоваться вместе с нами в нашем счастье, а не завидовать нам. И нужен срок, чтобы между двумя душами укрепилось родство, которое называется дружбой. А с первого взгляда возможна лишь симпатия, взаимное расположение. Недаром есть друзья и есть приятели, то есть те люди, общение с которыми нам приятно. Но это еще не дружба.

А бывает и так: человек нам при первой встрече вообще не понравился, или мы не обратили на него никакого внимания, но потом в силу разных обстоятельств между нами завязалась дружба.

Говорят еще: «Старый друг лучше новых двух». Это значит, что настоящая дружба должна быть проверена временем. Самая крепкая дружба испытана годами (как хорошее вино) и непростыми обстоятельствами жизни. Недаром так крепка армейская или институтская дружба: люди вместе через многое прошли, многому научились.

Так же и в любви. И не нужно путать то чувство расположения, увлечения, которое часто возникает при первой встрече между мужчиной и женщиной, с любовью – это даже не влюбленность. Хотя, конечно, есть и такие случаи, когда это взаимное первое влечение переходило со временем в любовь. Но чтобы первоначальное чувство стало любовью, должно быть приложено немало сил и труда. И, конечно, пройдет немало времени, прежде чем влюбленность станет крепкой любовью.

Увлечение, страсть, влюбленность даже могут очень сильно мешать любви. Недаром случаи, когда будущие супруги с первого же взгляда нравились друг другу, являются весьма редкими, почти исключительными. Как правило, это первоначальное чувство бывает далеко не взаимным, односторонним. А очень часто вообще люди не имеют при первой встрече особых чувств.

Если супруги имели до брака горячие взаимные чувства и сумели сохранить их и преумножить, честь им и хвала. Значит, они правильно строили семейную жизнь и вырастили из семечка первоначального увлечения прекрасное растение любви.

Один мой друг общался с девушкой. Но их общение происходило как-то вяло и на первый взгляд не обещало закончиться ничем серьезным. Я видел, что они очень хорошо подходят друг другу; девица из благочестивой семьи и имеет массу достоинств. Но на все мои уговоры обратить на нее внимание как на будущую супругу мой знакомый говорил примерно следующее: «Ну, не могу я ничего поделать, ведь здесь же нет ничего!» – и показывал на то место, где у человека находится сердце. Мол, сердцу не прикажешь. Слава Богу, друг оказался человеком умным и, повнимательнее присмотревшись к своей подруге, действительно «разглядел» ее. Теперь они женаты и не могут жить друг без друга.

Влюблены ли мужчина и женщина с первого взгляда, с первого свидания или нет, не так важно. Полюбят ли они друг друга, зависит только от них, от их выбора и решения любить. И от того, как они будут строить дом семейного счастья.

Теперь немного о влюбленности.

Влюбленность – это прекрасное время, и, как правило, эта пора оставляет в нашей душе весьма приятные воспоминания. Я помню, как мы с супругой забывали все на свете: родителей, друзей, учебу, дела – и целыми днями были вместе. Как могли часами «висеть» на телефоне и, не замечая ни холода, ни дождя, допоздна гулять по улицам Москвы. Поистине, «счастливые часов не наблюдают».

Никто не отрицает, что влюбленность очень счастливое и радостное переживание. Но продолжаться бесконечно оно не может. Оно или перерастет в нечто большее, в настоящую любовь, или пройдет совсем. Психологи же утверждают, что в основе влюбленности на 90% лежит сексуальное влечение, притяжение. И они правы, недаром влюбленный переживает не только душевные, но и телесные ощущения: жар, любовную дрожь и прочее. Влюбленность не может быть названа любовью еще и потому, что в основе влюбленности лежит эгоизм: мне хорошо, приятно находиться рядом с этой девушкой, у нее красивый голос, большие глаза, гладкая кожа, ее волосы приятно пахнут и т.д. А любовь – это как раз преодоление эгоизма, это умение жертвовать чем-то для любимого, прощать его недостатки, жить для него, даже когда он не радует нас.

Влюбленность – время легкого умопомешательства, когда влюбленный решительно не видит никаких недостатков в объекте любви, его глаза закрыты, он неадекватен и склонен только идеализировать и романтизировать любимого.

Ясно, что жених и невеста должны иметь до брака расположение, симпатизировать друг другу – без этого лучше не вступать в брак. Но пылкость чувств вовсе не говорит об их глубине. И пламя влюбленности должно перейти в тихий, ровный огонь семейного очага.

Беда в том, что многие не понимают, что такое любовь. Они бессознательно или сознательно смешивают понятия «влюбленность», «любовь», «себялюбие», «желание» в одну кучу. Мы говорим: «Люблю кататься на велосипеде» или «У меня большая любовь к классической музыке». И можем сказать: «Я люблю свою жену». Хотя для немалого количества людей, действительно, нет особой разницы между любовью к работе, к хобби, к семье и к супруге (или супругу). Иногда семья даже стоит на последнем месте в этом списке. При этом они искренне уверены, что все это можно назвать любовью. Некоторые принимают за любовь страстное эротическое увлечение, влюбленность. Один мой многодетный знакомый оставил жену с детьми и ушел к другой женщине. Мотивировал он это тем, что они с супругой никогда не любили друг друга. А «на стороне» он, видимо, увидел «настоящую любовь». Что же, получается: мать своих детей можно бросить («все равно не люблю»), чтобы уйти жить к той, что помоложе и посимпатичнее? Еще говорят, как правило, при этом: «Я ее разлюбил и полюбил другую». Конечно, это абсурд. Как можно утверждать, что полюбил кого-то, если плохо знаешь этого человека? То, что супруги не стяжали любовь, вина только их собственная. Значит, они не сумели сохранить и преумножить то, что было. Потому что без первоначальной любви почти никто в брак не вступает.

Так что же все-таки такое любовь? Эмоция, ощущение, чувство или нечто большее?

Любовь многие называют чувством, но любовь более, чем просто чувство. В этом она сравнима с верой. Чувства – это то, что мы ощущаем, чувствуем телесными органами: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание; что-то чувствуем интуитивно, на душевном уровне.

Истинная же любовь, как говорит апостол Павел, должна быть вечной: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8). И вот, чтобы вечно чувствовать любовь, нужно принять очень твердое решение: любить несмотря ни на что. Независимо от того, пасмурно на дворе или светит солнышко, бедны мы или богаты, молоды или стары. Повстречался ли нам человек красивее, чем наш нынешний избранник, или нет. Если не принять такого решения, наша любовь и семейная жизнь будут очень непрочными и шаткими, будут зависеть от огромного количества обстоятельств. Например, человек стареет, дряхлеет, болеет, меняется. Мы женились (вышли замуж) на одном человеке, а через некоторое время он изменился внешне, да и характером. И если не воспринимать любовь как вечное, постоянное чувство, то выходит, что нужно искать другого супруга, а этот уже не подходит.

Сейчас время экономической нестабильности, и вполне может быть, что нас ждет бедность и даже нищета, так что же, искать кого-нибудь побогаче, обеспеченнее? Я не говорю уже о том, что супруги, к сожалению, не всегда друг друга радуют, но порой приносят друг другу огорчения и даже горе. И только твердая решимость любить человека, сделав свой выбор раз и навсегда, может помочь удержать семью от распада, супругов – от развода, и пронести нашу любовь через десятилетия.

Что для укрепления этой решимости нужно делать? Возгревать, воспитывать в себе и другом этот дар любви. Любовь очень прихотлива, нежна, нуждается в постоянном уходе.

О любви и влюбленности

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно […]

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Читайте также:  Толкование понятия информация с точки зрения общей теории информации

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος — целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа. В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе. Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Читайте также:  Точки зрения на причины возникновения цивилизаций

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века — первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие — самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии — это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге. как Иону в чреве кита. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Источники:
  • http://azbyka.ru/znakomstva/blogs/217211/179281/cto-ze-takoe-lubov-s-hristianskoj-tocki-zrenia-a-ne-s-bezboznoj
  • http://pravoslavie.ru/33641.html
  • http://pravoslavie.fm/articles/o-lyubvi-i-vlyublennosti-diakon-artemiy/