ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ
Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.
Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента: 1) понятия (концепты) – содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей; 2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверхъестественного; 3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов; 4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация». Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».
Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.
Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.
В современной социальной философии выделяются доиндустриальный (сельскохозяйственное производство и торговля), индустриальный (промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг) типы цивилизации.
ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Исторически восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Индии, Междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур и возникших на их основе современных восточных культур, им присущи многие общие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание.
Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока.
Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу – семье, роду, общине, касте.
С этим связаны особенности политического и социально-экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целом как «идеальный тип», мы не должны забывать о различиях между ними, о своеобразии и неповторимости таких культур, как культуры Китая, Индии, мусульманских стран и др.
Запад – это особый тип развития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV–XVII вв. Западная культура начала формироваться еще в эпоху Античности и в Средние века. Ее основными факторами стали: демократия античного полиса, возникшее в эпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлением о человеке как о свободной личности и моральными предписаниями.
Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры: динамизм и ориентацию на новизну; утверждение достоинства и уважения личности; индивидуализм; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности.
Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг – одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.
Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый рост благосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая не может работать, если отсутствует какой-либо из этих трех основных элементов и сформировавшаяся культура гражданского общества.
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая культура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки зрения философии? Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный. Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж. Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями.
В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура — это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура — это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.
Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже XIX и начала XX вв. Ф. Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым.
О. Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А. Тойнби в теории «цикличности» культуры.
Основатель психоанализа З. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.
В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон и др.) культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было сделано ударение на необходимости совершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А. Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.
В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Добро — это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни. Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и мироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало, культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиций философии. Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.
Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно важное примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский философ П.А. Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования. С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л. Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский художник и философ Н.К. Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством «энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.
В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксеологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в человеке — высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание (содержимое») конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.
Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по пути развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал, как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж. Руссо. XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающая иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятие культуры.Слово культура – одно из широко употребляемых и изучаемых. Культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них особое значение имеют сегодня культурология, социология, психология, этнология, социальная антропология, история, археология, лингвистика, семиотика, а также такие эмпирические области знания, как этнография, искусствоведение, литературоведение, сравнительное языкознание, религиоведение и др. По данным ЮНЕСКО существует более 600 определений того, что можно назвать культурой. Кроме того, существуют десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций культуры.
Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Термин «философия культуры» в начале XIX в. ввел немецкий романтик А.Мюллер. Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом.
Главный вопрос философии культуры – это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.).
Само слово культура появилось в Древнем Риме, где оно означало, прежде всего «агрокультуру», т.е. возделывание, обработку почвы. Этот первоначальный смысл в дальнейшем был трансформирован в другой и стал означать – возделывание, развитие человека. В этом понимании подчеркивалось, что культура – это выход в мир людей, как устройство этого мира по законам гармонии.
Закономерно поэтому, что пространство культуры включает:
– «возделанную» среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;
– мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется социальными нормами и потребностями;
– мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенными общими культурными ценностями совместной жизни;
– мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.
Основные философские концепции культуры.В современной философии можно выделить несколько основных философско-методологических подходов к исследованию культуры: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой и другие.
Аксиологический подход довольно долго считался общепринятым и был особенно популярен в 60-х – 70-х гг. XX века. Этот подход получил обоснование в трудах Г. Г. Карпова, А. А. Зворыкина, Г. П. Францева, Н. С. Злобина, В. М. Межуева и др.
В рамках данного подхода культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г. П. Францев).
Системно-деятельностный подход формируется в 70-е гг. XX в. в работах М. С. Кагана, Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Э. С. Маркаряна и др. В рамках этого подхода культура определяется как специфический способ человеческой деятельности, система особых средств решения встающих перед людьми проблем. Ключевым понятием системно-деятельностной концепции культуры является понятие «способа деятельности», которое предполагает ответы на вопросы «каким образом» и благодаря «какой системе средств» осуществляется тот или иной процесс человеческой деятельности.
Семиотический подход был разработан в трудах Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона, Н. С. Трубецкого, Р. Барта и др.. С точки зрения семиотического подхода культура рассматривается как универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура», «код» и др.
Психоаналитический подход в изучении культуры складывается на основе философской интерпретации идей З. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Этот подход также разрабатывается в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно и др.
Игровая концепция культуры складывается в творчестве Й. Хейзинга, Х.-Г. Гадамера, Г. Маркузе, Р. Барта и др. В этой концепции культура выступает как сфера нравственно-эстетических ценностей, способ и результат духовной деятельности и развития человека, а конститутивную роль в ней играет понятие игры. Игра выступает как основание и фактор культуры. Она рассматривается в качестве обязательного компонента любой человеческой деятельности; а также как движущая сила исторического изменения культуры.
Игра оказывается наиболее существенным, с точки зрения исследования культуры, феноменом, репрезентирующим сложный и необъективируемый средствами логического мышления переход от природного к культурному измерению человеческого бытия.
В итоге, суммируя рассмотренные подходы в понимании культуры, мы можем сделать вывод, что культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.
Структура, формы и функции культуры.В отечественной социальной философии принято выделять две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную.
Согласно такой классификации, материальная культура возникает в процессе практического, материально-чувственного освоения человеком окружающей действительности. Она включает в себя орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности человека, предназначенные для удовлетворения его материальных потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Материальная культура включает также преобразованную человеческим трудом природу, антропогенные ландшафты, сельские и городские поселения, дороги и коммуникации, все архитектурные и социотехнические объекты, из которых слагается искусственная среда жизни человечества.
Духовная культура представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений.
В структуре культуры выделяют такие различные формы, как элитарная, народная, массовая культура, а также две ее разновидности – субкультуру и контркультуру.
Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает формирование стройной иерархии ценностей и норм, выполняющих селективную функцию по отношению к циркулирующей в обществе информации. Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов.
Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична, она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, народного быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Такая форма культуры чрезвычайно подвижна, изменчива, поскольку не подлежит письменной фиксации и кодификации, но вместе с тем консервативна, так как механизмом ее сохранения является культурная традиция. Взаимодействие и взаимопроникновение элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры.
Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую средствами массовой коммуникации социальную информацию и продукцию культурной индустрии, обращенную к многомиллионным аудиториям радиослушателей, теле- и кинозрителей, читателей, других потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура обладает такими характерными особенностями, как мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность.
Функции культуры:
– социализации или человекотворческая (социализация обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли, она становится важной формой постоянной регуляции отношений человека с социально значимыми формами «бытия – в культуре»);
– познавательная или информационная (основывается на том, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности, является носителем определенного объема социально значимой информации);
– коммуникативная (культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных культурных программ);
– аксиологическая или ценностная (через эту функцию культура способствует формированию у человека социально значимых ценностей, идеалов и норм, выступающих регуляторами человеческой деятельности во всем ее многообразии);
– игровая, развлекательная, компенсаторная (эта функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
133. Что такое культура в философском понимании?
Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфе ра свободной самореализации личности.
Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках просветительской философии истории Идеи культуры выража іа здесь степень развитости разумного начала, объективирующегося в холе истории в релиі ии, морали, праве, искусстве, науке, философии Немецкая классическая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества При этом многообразие форм культуры располагалось ими в определенной исторической последовательности.
В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происходит отказ от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация — культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей R современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры — аксиологический и деятель- ностный. С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного оріаниз- ма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуми ызаш.и общества и человека С точки зрения деятечьностного подхода культура — это специфический способ человеческой жизнедеятельности. «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым сі и и/лируется, прої раммирулсл и реализуется активность людей в обществе» ^Э.
Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретаци і кульгуры Ю А Лотмана Культура рас сматривается им как система информационных кодов, за кремляюших жизненн.ли социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и рззни- вающийся набор таких семиот ических систем транс ирует программы поведения, обшгния и деятельности Предметы матери
Философские определения понятия «культура»
(1) Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, к самим себе и к обществу.
(2) Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Согласно этим определениям, культура представляет собой триединый процесс, включающий в себя:
совокупность достижений человечества, материальные и духовные ценности (предметный мир культуры);
саму человеческую деятельность по созданию (опредмечивание), распространению и хранению культурных благ, материальных и духовных ценностей;
освоение культурного наследия, потребление предметов культуры (распредмечивание).
Результатом этого триединого процесса является всестороннее развитие сущностных сил человека, превращение богатства человеческой истории (культуры) во внутреннее богатство личности, т.е. становление и развитие самого человека. Таким образом, человек – не только творец, но и продукт культуры.
Различные подходы в изучении культуры
Многообразие мира культуры, многоплановость и многогранность феномена культуры обусловливают разнообразие подходов к ее изучению. Среди всего многообразия подходов выделяют три основных:
Философское понимание культуры отличается от других подходов универсальностью и глубиной: он не ограничивается описанием или перечислением объектов и явлений культуры. Философия имеет дело спониманием: философский подход предполагает проникновение в сущность культуры (должен ответить на вопрос – что такое культура?). Философский подход также характеризуется всеобщностью, универсальностью: характеризует не отдельные элементы и стороны культуры, а дает ее целостное понимание, характеризует культуру как понятие (как это видно из приведенных определений).
Антропологический подход изучает культуру через призму ее этнической и национальной принадлежности, т.е. культурная антропология изучает культуру того или иного народа. Сутьантропологического подхода к изучению культуры – в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на земле. Другими словами, все народы имеют культуру, нет и не может быть «некультурных» народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура.
Социологическое понимание культуры. При социологическом подходе культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества, средство регулирования социальных взаимодействий и поведения людей. У каждого общества есть своя культура. Культурные блага создаются самим обществом, но они же потом и определяют функционирование и развитие общества. Иными словами, в каждом обществе есть некие «культуротворческие силы» (нормы, ценности, идеалы, традиции и т.п.), направляющие его жизнь по определенному пути, т.е.организующиеего.
В современной культурологии также выделяют различные концепции культуры:
гуманитарная и др.
Через призму технологической концепции культура трактуется как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.
Деятельностная концепция культуры рассматривает ее как способ жизнедеятельности человека и общества.
Аксиологическая (ценностная) концепция культуры трактует культуру как трансформацию должного в сущее, реальное, подчеркивая роль и значение идеальной модели культурных объектов и процессов, т.е. должного в жизни общества.
Семиотическаяконцепция акцентирует внимание на знаковом механизме кумуляции и передачи культурного опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование.
В гуманитарной (гуманистической) концепции культуры внимание акцентируется на роли культуры в становлении и развитии человека, его совершенствовании как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.
Все эти концепции заслуживают признания и изучения, так как в каждой из них акцентируется внимание на одной из многочисленных сторон (граней) культуры. Они взаимодополняют друг друга.
Что такое культура в философском понимании?
Читайте также:
- Cтpyктypa, процессы, культура
- II. Русская культура в XIV-XVI вв.
- V 1 Культура речи
- VI КУЛЬТУРА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ 1 страница
- VI КУЛЬТУРА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ 2 страница
- VI КУЛЬТУРА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ 3 страница
- VI КУЛЬТУРА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ 4 страница
- А что такое финансовая свобода?
- Антична культура
- АНТИЧНА КУЛЬТУРА РИМУ ТА ГРЕЦІЇ
- Антична культура Риму та Греції
- Античная культура
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.
Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках просветительской философии истории. Идея культуры выражала здесь степень развитости разумного начала, объективирующегося в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества. При этом многообразие форм культуры располагалось ими в определенной исторической последовательности.
В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происходит отказ от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа-культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация-культура» (О.Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей.
В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры – аксиологический и деятельностный. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.
Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интепретация культуры Ю.А. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведение и общение.
Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизвдение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, современной техникой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» (Розов М.А.) и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.
Основным вопросом для философии культуры (сам термин ввел в начале 19 века немецкий романтик А. Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих возможность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эстетические, нравственные). В психоаналитической концепции К.Г. Юнга универсалии культуры задаются психобиологическим единством человеческого рода. Согласно социально-философской теории К. Маркса, культура – это сам процесс человеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она может быть понята только в связи с обществом и трудом.
Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 1485 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Культура и философия
Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе, культура и цивилизация
Основная идея темы: Культура — это мир, высших творений, созданный и создаваемый человеком в ходе своей деятельности.
Н.К.Рерих: «. культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Куль тура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».
1. Понятие культуры в философии.
2. Социальная обусловленность культуры.
3. Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности.
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая культура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки зрения философии?
Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями.
В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура — это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура — это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные
проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.
Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже XIX и начала XX вв.
Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым.
О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей
степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.
В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было сделано ударение на необходимости совершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.
В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Добро — это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни. Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и мироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало, культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиций философии.
Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.
Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важное примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский художник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством «энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.
В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в человеке — высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание (содержимое») конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура. Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по пути развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал, как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающая иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.
Культура как многогранное явление общественной жизни имеет собственную логику развития. Как и индивид, она также погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и развитие обусловлено множеством причин и факторов общественного характера. Назовем и раскроем наиболее существенные из них.
На состояние культуры всегда влияет экономика, производительные силы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначального накопления капитала в Европе XIV —XV вв. вызвала к жизни всплеск науки и искусства, ремесел, мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России и переход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новых течений в общественной мысли — народничества, марксизма, либеральных учений. Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории хорошо известно и то, что развитие упомянутого нами капитализма сопровождалось колониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами за передел мира и «место под солнцем». Развитие производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов, привносит в жизнь людей психологию прагматизма и наживы, дух торгашества. Нечто подобное имеет место и в современном российском обществе, которое осваивает рыночные отношения.
Особо следует выделить влияние на культуру научно-технического прогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишь предметом смелой фантазии — невиданными орудиями труда и технологиями, «умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, с которыми этот прогресс сопряжен — сложная и громоздкая технологическая инфраструктура на планете, исчерпание природных ресурсов, обезличивание человека и многое другое.
Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как правило вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может не только стимулировать развитие материальной культуры, но и сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70-е гг. в бывшем советском обществе по политическим мотивам изгонялись за рубеж писатели — диссиденты (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.), преследовались крупные ученые (А.Д.Сахаров), известные поэты (В.С.Высоцкий, И.Бродский), другие деятели культуры. Появились так называемые «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предлагались произведения, воспевающие власть и первых лиц общества («Малая земля» Л.И.Брежнева и т.п.). Отсутствие в обществе демократии всегда ограничивает свободу мировоззрений и слова, развитие науки и искусств. Более того, передовые достижения науки и техники могут применяться даже против самих людей как орудие подавления их свободы.
Национальные особенности народа придают культуре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о долготерпении и щедрости русского народа, о прагматичности американцев, остроумии французов и т.д. Национальное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очевиден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устоявшиеся традиции. Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утра пашут, днем плачут, а вечером — пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраивают ей «смотрины» и т.д. Духовная культура народа означает также присущий для него приоритет одних ценностей другим. Так, русскому человеку издавна было свойственно отстаивать общечеловеческие ценности и отвергать индивидуализм. Разумеется, в русском народе частная собственность не отрицалась как ненужная. Но россияне как никто другой чувствительны к случаям социальной несправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная традиция, глубоко социальная по своей сути, всегда побуждала русских людей воспринимать и само государство не как нечто нейтральное и безразличное к людям, а как заступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился у россиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в неразвитости института частной собственности на земле.
Общинная психология русского народа, конечно же, способствовала длительному существованию крепостного права с его принципом «круговой поруки», укоренению практики принудительного труда.
Влияние выдающейся личности на развитие культуры очевидно и в особых комментариях вряд ли нуждается. Можно бесконечно долго говорить о вкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изобретателей и конструкторов, ученых и пророков, художников и композиторов, политиков и государственных деятелей. Все они — творцы культуры в самых разных ее проявлениях. Они — «биофилы» (созидатели и любители жизни), в отличие от «некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни). Последние — это варвары по отношению к культуре, и слава их — «геростратова».
Преемственность в культуре означает активное влияние прошлого в ее содержании на настоящее. Без такой связи времен невозможно накопление общечеловеческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря, преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемая социальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культуры выпадают иногда целые пласты, накопленные предшественниками. Новые же поколения людей начинают жить лишь на почве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальная забывчивость, т.е. выпадение из культуры опыта предшествующих поколений и его забвение. Нечто подобное происходило в фашистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников — Маркса, Энгельса, Гете и др. Такое было и в нашей стране, когда в 20-е годы большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественной духовной культуры — писателей, философов, музыкантов. Социальная амнезия — это всегда катастрофа культуры, а ее последствия сказываются долго и вряд ли могут быть восполнены.
Диалог культур представляет собой их активное взаимодействие и взаимообогащение. Известно, например, что на культуру Руси огромное духовное влияние оказала Византия, а на развитие ее философской мысли активно повлияло французское Просвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторов оправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежего ветра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл Петр Великий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовной культурой. Россия как никакая иная страна нуждается в диалоге с другими национальными культурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и исторически призвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следует иметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре — это ее суррогаты, т.е. низкопробные образцы. Удачным примером соединения «чужих» культур со своей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведет к их синтезу, т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.
В силу социальной дифференциации общества в содержании культуры всегда имеется социально-классовые (идеал, интересы и др.), национальное (психологический уклад, язык и др.) и общечеловеческое (простые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, что накоплено, освоено и проверено на практике, например, технология производства вещей, способы земледелия у различных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше, традиционным был общинный образ жизни, имело место «вечевое» (соборное) начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое), без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традиционным и новаторским возможны не только гармония, как например в Японии, но и противоречия и даже конфликты. В политической жизни это проявляется обычно в борьбе между консерваторами и реформаторами, в педагогике—в полемике между сторонниками старой и новой методик обучения и т.д.
Природа также имеет отношение к развитию культуры. Она придает ей некоторую направленность и определяет отдельные формы культуры. Это заметно по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жилищу, одежде людей.
Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры.
Первый тип — это культура так называемого «традиционного» общества. Для нее характерно господство устойчивых консервативных традиций и медленное накопление новаций (нововведений). Здесь имеет место невысокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и, соответственно, мораль ненасилия и гармонии с природой. Экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью. Свобода индивида фактически отсутствует, наблюдается зависимость индивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данный тип культуры был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он преобладает до сих пор во многих странах «третьего мира». Важнейшие элементы этого типа культуры (община, несвобода индивида и др.) были представлены и в истории российского общества.
Второй тип — это культура так называемого «техногенного» общества. Ей присущи динамичное развитие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее предназначение человека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционного» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде всего как мастерская и кладовая, а человек как работник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй природы», а знание — это его основная сила. «Техногенная» культура создала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели,
породив острейший экологический кризис и опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское общество быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной» культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которые подстерегают нас на этом пути.
Мировая культура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических, географических и иных условиях (например, культура земледелия, политическая культура и т.д.). Культурное пространство современного человечества весьма многолико, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всегда уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества.
Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по мере становления всемирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыграл капиталистический рынок. В считанные столетия он уверенно разрушил сложившиеся в средние века национальные перегородки и превратил нашу планету в общий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х.Колумбом имело в этом смысле действительно всемирно-историческое значение, поскольку активно способствовало преодолению обособленности стран и народов мира. Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальный характер (например, связи и взаимодействия между странами Средиземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближения и взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо две основные тенденции в развитии современной культуры
Первая — это стремление к своеобразию и неповторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Данная тенденция закрепляется становлением и развитием самостоятельных (суверенных) государств. Благодаря этому современный мир и есть многокрасочное целое, и каждая страна или регион вносят в эту картину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например, национальные религии, системы права, экономические модели и т.д.).
Вторая тенденция — это взаимодействие и взаимопроникновение отдельных культур. Этому благоприятствуют единые коммуникации и эффективные средства связи, активный торгово-экономический обмен, наличие общих структур управления этими процессами (например, при ООН существует ЮНЕСКО как организация по вопросам образования, науки и культуры). В итоге исторический процесс становится целостным, сотканным из многочисленных нитей культуры. На основе синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным полем (пространством). В рамках этого пространства утверждаются общечеловеческие ценности, особенно актуальные в наше время -идея ненасильственного мира, экологической безопасности и другие. Люди все более ощущают себя жителями одного общего дома. Возникает так называемое «планетарное сознание», и мы осознаем себя как бы «гражданами мира», плывущими в одной лодке по волнам мировой истории.
Уникальным примером действия и проявления названных выше двух тенденций является Содружество Независимых Государств, бывший Советский Союз. Его культурное пространство есть удивительное переплетение языков и религий, психологических укладов и образов жизни, форм хозяйствования. В течение многих веков нации и народности ткали разноцветный узор культур на огромных просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы людские и исторические пути народов, достижения и драмы поколений. Мы обречены на то, чтобы жить вместе. И уж тем более будут жить вместе славянские на
роды, объединенные общими духовными истоками, историей и судьбой. Они наверняка будут идти вместе,
преодолев эгоизм недальновидных политиков и сделав
наспех созданные границы прозрачными. Культура ведь
по сути своей — это живой организм, общее достояние
всех стран и народов.
Надо заметить и то, что наша отечественная культура переживает сейчас не самые лучшие времена. Эпохи глубоких реформ в России всегда порождали в обществе острые идейные и политические страсти, ввергали общество в состояние смуты и хаоса. Нечто подобное происходит и сейчас. Ломается ставший привычным для нас уклад жизни, падает производство в экономике, создается непривычная социальная структура, а в духовную жизнь проникает новое и зачастую чуждое нам. Труднее всего в такое время приходится науке и образованию, литературе и другим видам духовного творчества. Они наиболее уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации. Кризис экономический, кризис экологический, кризис духовный и т.д. и т.п. — многим кажется, что мир и в самом деле рушится, а культура погибает под его обломками. Но ведь этого никак нельзя допустить, ибо если погибнет культура, то погибнет и человечность. И тогда восторжествует варварство, а прекрасный мир окажется во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и беспринципных дельцов.
Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество вступает в новую — постиндустриальную, или «ноосферную», цивилизацию. Ее основанием является «научно-технологический» способ производства. Непременными атрибутами этой цивилизации стали многочисленные города с развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и активная творческая личность, институты демократии и многое другое. Складывается принципиально новый тип культуры — ноосферная, основанная на систематическом применении знания.
Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение
человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с помощью силы и энергии разума.
Интеллектуальность является важнейшей характеристикой данного типа культуры и постепенно пронизывает все ее элементы. В наше время наука становится важнейшим элементом культурного пространства. Уже очевидно, что в XXI в. важнейшую роль будет играть интеллигенция как самый образованный класс, осуществляющий сложные виды духовного производства. Научное творчество — это важная составляющая бытия культуры в наше время. Мир, в котором живет современный человек, становится все более искусственным и научно-техническим, а не естественным, не природным. Культура окончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродное образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает их будущего. Это противоречие есть источник не только определенных надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества.
Понятие культуры, как это было нами показано выше, выражает и характеризует человека как существо творящее. Вступая в XXI в., нельзя не ставить вопрос: а каким же целям будет подчинена гигантская энергия культуры, созданной нашими предшественниками? Человечество наконец-то должно сделать выводы из своих предыдущих ошибок и заблуждений, стать мудрее и дальновиднее. Две задачи сейчас наиболее важны — это мир между народами и сохранение природной среды. Мир есть исключение войн и разрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей планете. Способствовать решению этих задач — в этом и состоит гуманистическая и жизнеутверждающая миссия культуры. Именно поэтому богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено и сохранено для последующих поколений людей.
Итак, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия
человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но и культура творит человека в качестве человека.
Литература по теме
1.Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию- М.: Изд-во МГИК, 1992.
2. Историческая поступь культуры: земледельчес
кая, урбанистическая, ноосферная / Сб. науч. тр. —
Брянск, БГПИ, 1994.
3. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Составление, предисловие, при
мечания С.Л.Николаева. — М.: Экономика, 1993.
4. Лакшин В. Берега культуры // Свободная мысль.
— 1993. — № 9.
5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. — М.: «Прогресс—Культура», 1994.
- http://vuzlit.ru/544093/ponyatie_kultury_filosofii
- http://studopedia.ru/5_115861_filosofiya-kulturi.html
- http://texts.news/filosofiya-uchebnik-besplatno/133-chto-takoe-kultura-filosofskom-28902.html
- http://studfiles.net/preview/3873093/page:9/
- http://studopedia.su/16_44527_chto-takoe-kultura-v-filosofskom-ponimanii.html
- http://www.kazedu.kz/referat/59728