Меню Рубрики

Что такое качество с философской точки зрения

Наступивший XXI век нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Качество продукции и услуг стало признаком высокой эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой цивилизации – цивилизации качества.

Развитие экономики определяется не только объёмом инвестиций, но и качественным улучшением товаров и услуг, что позволит им стать конкурентоспособными в условиях внутреннего и международного рынков, обеспечит и импортозамещение , и экспортоориентированность продукции.

Бурное развитие мировой экономики после Второй мировой войны, улучшение уровня жизни в развитых странах, возникновение и развитие философской теории качества жизни, активизация международного сотрудничества — это все факторы проекции философских трактований на прикладные сферы человеческого бытия.

Из философских трактатов понятие качества распространилось на промышленное производство, программы политических партий, вошло в бытовой уровень человеческого общения.

Кроме того, проблемами качества занимаются и международные структуры, в частности Международная организация по стандартизации (ИСО). Современные методы достижения высокого качества базируются на разработанной методологии, закреплённой в стандартах ИСО, а её выполнение реализуется не только заинтересованными производителями, но также и общественными организациями, например Европейской Организацией по качеству (ЕОК). С учётом интеграции европейских стран в Европейский союз, требования к системам и персоналу в области качества должны унифицироваться и гармонизироваться. Это усиливает стратегическую значимость непрерывного образования в области качества. Именно образование призвано обеспечить формирование такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности [17].

Междисциплинарный – философский подход даёт возможность сформировать целостный, синтетический образ качества, охватывающий в интегральном единстве мировоззренческие, социальные, хозяйственные и управленческие проблемы. Качество – это и мировоззрение, и мышление, и образование, и управленческая деятельность. Оно пронизывает все стороны жизни общества и является ведущей целью его развития.

Философия качества общества XXI века прагматична и потому требует современных организационных форм управления качеством, имманентных законам философии и идее блага современного общества.

В настоящее время одной из серьёзных проблем для большинства предприятий является разработка методов управления качеством, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

Таким образом, проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Из этого вывода следует актуальность выбранной темы.

Целью данного реферата является рассмотрение понятия качества с философской точки зрения и определение его роли в современном мире.

В соответствии с поставленной целью в работе намечено выполнение следующих задач:

— дать определение понятию «качество»;

— рассмотреть этапы возникновения категории качества;

— определить целевое назначение качества;

— рассмотреть феномен управления качеством;

— изучить и проанализировать более «мощные» инструменты и методы управления качеством.

1 Образ качества и его составляющие

1.1 Понятие качества

Качество пронизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фундаментальное значение для понимания человеческой сущности и духовной культуры. Качеством обусловлена целостность природного и социального мира и его многообразие.

В первую очередь, качество есть определённость вещи, предмета, явления, процесса, на основе которой они приобретают своё специфическое бытие и выделяются из многообразия других вещей, предметов, процессов и явлений. И в силу качественной определённости все вещи и явления различны. Как в своё время заметил немецкий философ Лейбниц, нет, двух одинаковых вещей. В этом он был прав. Качество выражает неотъемлемую от бытия предмета его определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом [16].

Но что такое определённость предмета?

Во-первых, у предмета есть внешняя определённость, его облик и форма, свойства, признаки. На основе этой внешней определённости мы различаем и выделяем предметы.

Внешняя определённость (совокупность свойств)

Внутренняя определённость (целостность)

Во-вторых, что важно и существенно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определённость, раскрываемая как системность, структурность, организованность и т.д. Обобщённой (синтетической) характеристикой внутренней определённости предмета является целостность, придающая ему качественное своеобразие.

Поэтому качество есть внешняя и внутренняя определённость предмета (явления, процесса), фундаментальная характеристика его целостности [1].

Качество — сложная философская, системная, экономическая и социальная категория, раскрываемая через систему определений, отражающих единство системно-структурного и ценностно-прагматического аспектов.

A) совокупность, система свойств объектов и процессов;

Б) единство элементов и структуры объектов и процессов, система качеств элементов и подсистем объектов и процессов;

B) единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств объектов и процессов; это означает, что качество объектов и процессов представляет собой единство их потенциального, внутреннего и реального, внешнего качеств (принцип дуальной, внешне-внутренней обусловленности качеств);

Г) основа целостности объекта (качество целого не сводится к качествам частей целого – принцип целостности);

Д) иерархическая система свойств или качеств частей объектов и процессов (принцип иерархической организации качества);

Е) динамическая система свойств или качеств частей объектов или процессов: качество объекта или процесса в динамике отражает в себе качество их жизненного цикла;

Ж) качество придаёт объектам свойство единичности, определённости, сущности; сущность есть коренное внутреннее, потенциальное качество объекта или процесса;

З) полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определённых потребностей или к реализации определённых целей, норм, доктрин, идеалов, то есть соответствие или адекватность требованиям, потребностям и нормам.

Система определений А — Ж есть система определений современного философского содержания категорий качества. Эта система является противоречивой. Основные противоречия — это противоречия между внутренними и внешними моментами качества, между статическими и динамическими моментами качества, между качеством результата и качеством процесса, между качеством объекта и качеством процесса. Качество объектов и процессов, формируемых и реализуемых в социально-экономической практике, приобретает дополнительное свойство, определяемое отношениями полезности или ценности.

Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, совсем не случайно. Более того, закономерно. С начала XX века стало складываться так называемое общество потребления, которое окончательно сформировалось к середине столетия. Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) защищаются государством и обществом. Последнее характеризуется следующими чертами:

— развитие свободной торговли, международного рынка товаров и услуг. Потребитель может приобретать товар, произведённый в любой стране. Следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, усиление их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок;

— развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги, которые не только позволяют им взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем. Следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара ещё до того, как потребитель данный товар приобрёл;

— достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в целях его повышения.

Несмотря на всю привлекательность концепции «общества потребления», к 90-м годам стало ясно, что неконтролируемый рост потребностей может привести, по крайней мере, к серьёзным нарушениям свойств окружающей среды, и даже вызвать экологическую катастрофу. Ресурсы Земли не рассчитаны на то, чтобы в «общество потребления» вошла большая часть населения планеты. В то же время концепция развития большинства государств направлена именно на вхождение в «общество потребления». Поэтому в настоящее время происходит формирование новой философии предпринимательства и, соответственно, новой философии качества.

1.2 Генезис понятия «качество»

Для уяснения сути, логического содержания категории качество, необходимо рассмотреть её генезис. В весьма сложной и многогранной истории человеческой мысли в обобщённом виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества (рисунок 1):

Субстратное — характерное для древних культур и сводимое к харак-теристике основных природных стихий: огонь, вода, земля, воздух и т.д.;

предметное — обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин;

системное — возникающее в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности становятся системы;

функциональное — выражающее тенденцию определять качество через количественные показатели;

интегральное — ориентирующее на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов [16].

Рисунок 1 – Различные вехи понимания качества

Одним из первых на категорию качество обратил внимание древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мнению, то, что существует само по себе и образует качество. Причём качество он ставил на второе место после сущности.

Качество рассматривалось Аристотелем [2]:

1. Как видовое отличие сущности;

2. Как характеристика состояния сущности;

3. Качество как свойство вещи.

Таким образом, по Аристотелю, категория «качество» проявляется во многих отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость предмета, его отличия от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства, которые способны изменяться и переходить друг в друга (тепло — холод, болезнь — здоровье и т.д.).

Аристотелевское понимание качества на многие столетия определило последующее развитие представлений о качестве. Основное внимание при этом обращалось на его предметный характер, т.е. качество рассматривалось как важнейшая характеристика предмета.

Идея системного понимания качества принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля исходными логическими моментами бытия выступают качество, количество и мера. Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. «Качество, — подчёркивает Гегель, — есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определённость. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество». Качество, с этой точки зрения, есть в-себе-количество, а количество — в-себе-качество. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функционального подхода к качеству, выражению его через количественные показатели, что стало значимым в XX столетии [7].

Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют «. не качества, а только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами».

ФИЛОСОФСКИЙ, ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА

Качество — сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. В зависимости от целей использования и назначения можно отметить следующие аспекты качества: философский, социальный, технико-экономический, правовой или юридический.

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА

Понятие «качество» с философских позиций развивалось давно, на протяжении тысячелетий. В настоящее время качество пронизывает практически все аспекты деятельности человека на всех уровнях жизни: личном, общественном, государственном, мировом. Для более четкого понимания любого понятия люди пытаются в словесной форме выразить сущность и свойства описываемого объекта. Для описания процесса познания качества японские корпорации И. Нонака и X. Такеучи использовали процесс «спираль познания» (рис. 1.1) [47, с. 245].

Рис. 1.1. Спираль создания и накопления знаний

Из схемы следует, что знание возникает на основе практического опыта в форме интуитивных ощущений и может накапливаться посредством коллективной работы:

• через обобществление, путем описания интуитивных ощущений

по аналогии с другими знаниями;

  • • обобщением разнородного опыта и поиском закономерностей;
  • • выработкой языков, систем и теорий для точного и явного выражения знания.

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которому он становится специфическим и отличается от другого объекта [28, с. 7].

Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. Первым исследователем, который дал определение категории «качество» [38, с. 8, 9], принято считать греческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Он рассматривал качество как видовое отличие сущности, характеристику состояния сущности, свойство вещи. В разных работах Аристотель дал следующие определения понятия «качество».

  • 1. «Качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо это — фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие».
  • 2. «Качество — состояние сущностей, находящихся в движении, например, теплота и холодность, белизна и чернота, тяжесть и легкость, и равно другие определения».
  • 3. «О сходном и несходном говорится только по отношению к качествам. Один предмет не является сходным с другим, кроме как поскольку он дается качественно определенным. Поэтому отличительным признаком качества можно считать то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему».
Читайте также:  Защиты с точки зрения детей этого

Из этих определений видно многообразие, множественность отличий объектов, т.е. необходимость, с одной стороны, качественно различать предметы, а с другой — возможность их объединения в видовые (типовые) группы [9, с. 47].

Данное во втором определении понятие качества как «состояние сущностей, находящихся в движении» имеет принципиальное, мировоззренческое значение. Впоследствии данные взгляды были реализованы в цикле Шухарта — Деминга, а дальнейшее развитие методов, инструментов и систем управления качеством на протяжении последних веков демонстрирует весомость такого подхода.

В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф «качество» состоял из двух элементов: равновесие и деньги, что ученые идентифицируют как «высококлассный», «дорогой». С другой стороны, иероглиф можно трактовать как соответствие сущности цене продукции.

Впоследствии к трактовкам данной категории обращались философы различных школ: механистического мировоззрения (Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс); немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах); марксистского материалистического направления (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) [38, с. 9].

Немецкий философ Г. Гегель (XIX в.) дал понятию «качество» четкую философскую окраску: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием непосредственная определенность. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество» [38, с. 10].

Ф. Энгельс полагал, что в природе и обществе существуют не качества, а вещи и явления, обладающие качествами, т.е. качество внутренне присуще предмету и не существует вне его [9, с. 48]. К. Маркс дополняет взгляды Ф. Энгельса предложением рассматривать продукт общественно полезным, который обладает определенными потребительскими свойствами и удовлетворяет какую-либо общественную потребность [38, с. 10]: «Предлагаемый продукт полезен не сам по себе. Его полезность устанавливается потребителем».

В.И. Ленин описал формирование представления качества через процесс познания, посредством которого создается представление о предмете в сознании человека: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто — потом развиваются понятия качества. (определения вещи или явления) и количества. Самым первичным и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество. » [38, с. 12].

В русской истории и культуре также рассматривалось понятие «качество» в основном через призму качественной стороны мировоззрения, ментальности, души русского народа. Качественные проявления в бытовой жизни и взаимодействии с другими людьми были сформулированы еще Владимиром Мономахом (1053—1125) в книге «Поучение» [37, с. 15, 16], где он изложил правила-наставления, охватывающие проблемы общественные, государственные и глубоко личные. «В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более всего чтите гостя, откуда бы он ни пришел. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, доброе слово ему молвите».

С началом книгопечатания на Руси появляются первые документы с описанием различных технологий и рецептур. Впервые они систематизированы в «Домострое», настоящей энциклопедии домашнего хозяйства того времени. Первая его редакция была составлена в Новгороде в конце XV—XVI вв. — начале XVII в. «Домострой» состоит из трех частей: в первой содержатся религиозные наставления, во второй — указания о семейных отношениях, а третья посвящена надлежащему ведению хозяйства.

Вопросы, связанные с качеством, в своих трудах поднимали русские философы Владимир Соловьев (1853—1900) «О добродетелях», Петр Струве (1870—1944) «Социально-экономическая история России», Максим Горький (1868—1936) «Полвека для книги», Илья Мечников (1845—1916) «Наука и нравственность», Владимир Вернадский (1863—1945) «Задачи высшего образования нашего времени» и «Философские мысли натуралиста», Николай Бердяев (1874—1948) «О культуре» и «Духовное состояние мира», Лев Толстой (1821 — 1910) «В чем моя вера?», Федор Достоевский (1821 — 1881) «Дневник писателя» [38, с. 15J.

Более других вопросам качества в развитии всех сторон российской жизни: хозяйства, политики, культуры, образования, воспитания, профессиональной деятельности посвятил русский философ Иван Ильин, считавший, что качество должно стать национальной идеей России. «Русскому человеку есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца. Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величества. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!» [37, с. 17].

В XX в. с появлением и развитием понятий «управление» и «менеджмент» как научного направления, а впоследствии как самостоятельного направления управления качеством и менеджмента качества количество различных определений качества изменялось содержательно. Признанные мировым сообществом гуру качества дают следующие определения данного понятия (табл. 1.1) [37, 21].

1. Современная философия качества

1.1. Качество как объект управления и фактор успеха в рыночной экономике

Целью современного производства является обеспечение качества в соответствии с установленными требованиями потребителя (заказчика) экономически целесообразными средствами.

Трудность формирования ясной и научно обоснованной терминологии обусловлена тем, что она зависит от научного уровня концепции и методологии в области качества. Эти три составляющие образуют теоретическую базу качества, а их разработка и совершенствование – взаимосвязанные процессы. Поэтому трудно, например, сформулировать определение качества, не выяснив сущность качества и принцип его обеспечения. И в этом можно убедиться при дальнейшем рассмотрении терминов и их определений.

Качество само по себе понятие нейтральное, оно не характеризует продукт ни с хорошей, ни с плохой стороны. Качество проявляется в отношениях к нему потребителей и зависит от того, насколько свойства удовлетворяют эти потребности.

Фундаментальное определение качества, данное Гегелем в его энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…», «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…» [8]. Иначе говоря, качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом, по-видимому, и заключается сущность понятия качества.

В стандартах ИСО 8402 и ИСО 9000:2000, в словаре ЕОК и других источниках смысл термина «качество» определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Ориентируясь на вышеприведенные определения качества, можно утверждать, что один и тот же предмет в одно и то же время в разных условиях может удовлетворять потребности и, следовательно, обладать качеством и наоборот.

Обобщенное понятие качества можно схематично представить на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Качество – как объект управления и организации

несмотря на то, что требования качества свойственны самой природе человека, количественные показатели качества и создание официальных стандартов качества стали фактом только в ХХ веке.

повышенный интерес к качеству в последние 20 лет вызван требованиями рынка. Сегодня покупатели думают, что они знают, что такое качество, и при необходимости, конечно же узнают о его наличии. Важно, что они ожидают более того – требуют, чтобы качество было неотъемлемым атрибутом каждой приобретаемой вещи или услуги.

для анализа смысла термина «качество» целесообразно обратиться к мнениям следующих гуру качества: Филиппа Кросби, У. Эдвардса Деминга, Арманда В. Фейгенбаума, Каору Исикавы, Джозефа М. Джурана, Роберта М. Присинга, Вальтера А. Шухарта, Генити Тагути, внесших в ХХ в. наибольший вклад в развитие методов менеджмента качества, возможно лишь за исключением Р. Пирсинга.

сравнение высказываний различных авторов относительно понятия «качества» приведено в табл. 1.1.

Из всех определений, приведенных в табл. 1.1, наиболее предпочтительным является данное В. Шухартом, т.к. он затрагивает два взаимосвязанные аспекта качества: субъективный (что желает потребитель) и объективный (свойства продукции, не зависящие от желаний потребителя).

Положения теорий гуру качества

Содержание и определения в теориях

Качество – это соответствие требованиям, два уровня качества: приемлемый и неприемлемый. Качество продукции или услуги эквивалентно потому, что все измерения, или точнее все измененные характеристики продукции соответствуют установленным техническим требованиям

Качество должно определяться в терминах удовлетворенности потребителя. Качество многомерно и определяется разной степенью удовлетворенностью потребителя. Качество может быть определено только в терминах конкретного лица

Существует прямая связь качества с удовлетворением потребностей и ожиданиями потребителей. Качество продукции или услуги — это общая совокупность характеристик продукции и услуг, относящихся к маркетингу, разработке, производству и техническому обслуживанию, посредством которых продукция или услуга при использовании удовлетворяет ожиданиям потребителя

В узком смысле слова качество означает качество продукции в широком смысле – качество работы, услуги, информации, сотрудников, подразделения, предприятия, системы менеджмента, целей и т.д.

Качество заключается в тех свойствах продукции, которые удовлетворяют потребности. Качество заключается в отсутствии несоответствий. Качество определяется как пригодность к использованию

Качество является воображаемой характеристикой и утверждением, справедливость которого проверяется не процессами мышления. Качество не может быть определено

Продолжение табл. 1.1

Существуют два аспекта качества: один – связан с представлением о качестве как объективной реальности; второй — с тем, что субъект думает, чувствует и ощущает в отношении этой объективной реальности. Важным измерителем качества является та ценность, которую получает потребитель, уплачивая установленную цену

Качество – это социальные потери в обществе, вызванные продукцией после того, как она была поставлена потребителю. При этом не учитываются внутренние потери, обусловленные упущенными возможностями производителя

наиболее короткое определение дает Ю.П. Адлер [2]: «Качество – это то, что удовлетворяет потребителя». Заметим, что определение Ю.П. Адлера является краткой интерпретацией стандартных определений.

Анализ различных подходов к трактовке качества показал, что наиболее полное определение дано А. Фейгенбаумом, который дополняет стандартные, указывая на наличие стадий жизненного цикла продукта как на источник многообразия требований к качеству.

Однако к выделенным трем стадиям: проектирование, изготовление и эксплуатация следует добавить еще стадию утилизации, на которой проявляются экологические характеристики продукции.

Представить многообразие этапов и действий на протяжении существования продукции можно с помощью петли качества, однако деление жизненного цикла на стадии на основании одного признака упрощает пользование этим понятием.

Но понятия «жизненный цикл» и «петля качества» характеризуют лишь временную шкалу существования продукции и не дают представления о том, что происходит с продукцией в пространственном измерении.

Для выявления и анализа данных изменений необходимо организовать эффективное управление качеством.

Найдено 14 определений термина Качество

это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

фигурирующая в философии еще с античных времен (входит в четверку базовых категорий познания, отобранных Аристотелем) философская категория, выражающая то, что присуще всем материальным явлениям и отличает их от других явлений, а именно: совокупность свойств, структурность, функциональность Под качественными изменениями подразумевают те изменения в свойствах и характеристиках вещи, которыми предопределяются существенные изменения ее самое.

свойство, определяющее природу предмета. В психологии два восприятия одной и той же модальности, например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют различное качество, поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) существует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим о качестве в том смысле, что природу предмета точно определить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его утвердительный или отрицательный характер. У Аристотеля качество – одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию предмета. Противоположно «отношению» и «количеству».

Читайте также:  Является ли вконтакте сми с точки зрения закона

свойство, определяющее природу предмета. Впсихологии два восприятия одной и той же модальности, например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют различное качество, поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) существует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим о качестве в том смысле, что природу предмета точно определить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его утвердительный или отрицательный характер. У Аристотеля качество — одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию предмета. Противоположно «отношению» и «количеству»

сложное философское и мировоззренческое понятие: свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности без ее какого-либо предполагаемого расчленения, которое может тем самым свести качество к количеству в результате пересчета качества одного и того же вида. В философии существует подразделение качества на объективные и субъективные (Демокрит, Галилей), либо на «первичные» и «вторичные» (Локк), либо, напротив, объективными априорными (идеальными) и апостериорными (реальными) (Кант), тогда как Аристотель придерживался только одной объективной стороны качества. Сведение качества к количеству — основная тенденция современного естествознания.

определенность предмета, совокупность свойств, которые формируют его таким, каким он есть; количество — степень качества. Количественное измерение качественных признаков называется квантификацией (от лат. quantum — сколько). Отношение между качеством и количеством выражается в мере. Мера — закон бытия. Нарушение меры ведет или к гибели вещи, или к переходу ее в другое качество. Поскольку качество объекта содержит многообразные свойства, то об одном и том же объекте могут быть получены различные знания вплоть до противоположных утверждений. Примером могут служить экспериментальные данные о двойственном, корпускулярно-волновом распространении света. Теоретическое обоснование этого факта привело к созданию квантовой механики.

структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика.

философская категория, нашедшая широкое применение в бытовом языке, обозначающая те свойства вещи, которые создают понятие данной (рассматриваемой) вещи и отличают ее от других вещей, относящихся к этому же понятию.

«Мир состоит не из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы не изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов» [1].

взаимосвязанная совокупность (кластер) свойств и отношений предметов, явлений, процессов, которая отличает их от других предметов, явлений, процессов и делает их теми, что они есть. Познание вообще, научное познание, в частности, часто начинает с фиксации качественной определенности интересующего ее объекта исследования (качественное описание предмета исследования). Однако в отличие от других видов познания, наука всегда стремится понять то или иное качество через его количественные характеристики («больше», «меньше», «равно»), ответить не только на вопрос «что», но и на вопросы «как» и «сколько» в отношении и самого объекта, и составляющих его свойств. Познание качества объектов через количественные характеристики их проявления — вот главная цель науки. Это имеет огромное адаптационное значение для человечества, так как позволяет ему познавать предметы более точно и определенно, а следовательно, более эффективно ориентироваться в окружающем мире и использовать количественное знание качества в своих практических целях. (См. количество).

/D/ Qualitat; /E/ Quality; /F/ Qualite; /Esp/ Calidad

Философская категория, отражающая целостную, устойчивую, внутреннюю определенность отношений человека к процессам и явлениям бытия. Качество как целостная характеристика проявляется в многообразных свойствах. Более высокий уровень организации и развития взаимодействующих систем обусловливает большее многообразие качеств, им присущих. Универсальная взаимосвязь является основой и источником качественной неисчерпаемости бытия и его состояний. Изменение качества приводит к появлению другого, нового процесса, объекта, отношения.

В XVI – XVII веках философы решают проблему дифференциации первичных, объективных и вторичных, субъективных качеств. Первичными качествами Р.Декарт, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Г.Лейбниц считают те чувственно воспринимаемые качества, которые представляют пространственно-геометрические свойства вещей. Остальные были отнесены к вторичным, субъективным, выражающих не объективные качества, а субъективные состояния, образы, переживания субъекта познания.

В XVIII – XIX веках философы рассматривают эти проблемы как со стороны формы, так и со стороны содержания. И. Кант относит первичные качества к априорным по природе, а вторичные – к апостериорным. Г. Гегель и К. Маркс анализируют проблему качества в диалектической взаимосвязи с количеством как философской категорией.

свойство, специфика, «как» и «что» вещи; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида. Элеаты, а позднее Беркли и Юм утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта. Объективные качества (т.е. такие, которые присущи самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческих восприятиях) различает уже Демокрит, позднее — Галилей, затем — Локк, впервые применивший термины «первичные» (т.е. объективные математически-физические) и «вторичные» (т.е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. Что касается Канта, он считал локковские объективные качества априорными (идеальными), а субъективные — апостериорными (реальными); в этом и состоял «коперниковский переворот» Канта. Напротив, Аристотель и схоластика (в частности, Альберт Великий) проповедовали объективность качества. Сведение качества к количеству — осн. тенденция современного естествознания (см. Квантифицирование, квантификация, а также Категория).

филос. категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, к-рое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К. выражает и то об, щее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Ср.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы». На почве механистич. мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.

Диалектич. материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств. определенности вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «. существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 547). Под свойством понимается способ проявления определ. стороны К. объекта по отношению к др. объектам, с к-рыми он вступает во взаимодействие. Категория К. объекта не сводится к отд. его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ. свойств объекта, его внутр. и внеш. определенности, относит. устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними.

Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л. отд. свойством или рядом свойств. В непосредств. чувств. восприятии К. выступает как нек-рое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто — потом развиваются понятия качества. (определения вещи или явления) и количества. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество. » (Лени н В. И., ПСС, т. 29, с. 301). Познание идет от К. к количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества. См. ст. Переход количественных изменений в качественные и лит. к ней.

философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «. сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу» («Метафизика», 1063 а 25). В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами» (ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме.— Соч. в 3 т., т. 1. M., 1985, с. 183). Локк разделяет все качества на первичные — присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные — не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т. п).

В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М-, 1974, т. 1, с. 228). Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами гл. о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т. е. форма, величина, цвет, объем и т. п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.

Читайте также:  Не допуск по зрению для спорта

фиксируемая созерцанием определенность того или иного предмета, не отделимая от самого факта его существования как данного предмета; наиболее простая и абстрактная (т.е. бедная определениями) ступень логич. воспроизведения чувственно данной конкретности. К., проанализированное со стороны его пространственно-временных границ и структуры (т.е. количественно), есть уже не К. как таковое, а качественно-определенное количество, т.е. мера. Познание на ступени К. характеризуется тем, что все качеств. характеристики предметов непосредственно оправдываются и подтверждаются чувств. опытом людей, отражаясь в нем до и независимо от какой бы то ни было теоретич. рефлексии и прежде всего до специально количеств. анализа. «Сначала м е л ь к а ю т впечатления, затем выделяется нечто, – потом развиваются понятия к а ч е с т в а. (определения вещи или явления) и количества. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и к а ч е с т в о. » (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 314–15). К. непосредственно выступает в созерцании как бесконечное многообразие свойств рассматриваемой вещи. Т.о., свойство выступает как отражение К. вещи в К. другой вещи (всех других вещей). Поэтому попытка определить К. как полную совокупность свойств уводит в бесконечность. В силу этого чисто качеств. характеристика вещи еще не вскрывает ни сущности, ни причины, ни внутр. противоположностей в составе вещи. Здесь фиксируются и выражаются в определениях лишь чувственно данные границы, различия, сходства и другие непосредственно данные характеристики. С этим связана и абстрактность, недостаточность К. как ступени логич. отражения окружающего мира, как логич. категории. Впервые категория К. была подвергнута специальному анализу Аристотелем, к-рый определял его как «. видовое отличие. «, т.е. как «тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» (Met. V 14 1020 а 33–1020 в 1; рус. пер., М., 1934). Аристотель полагал, что «отличительным признаком качества может считаться то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему» («Категории», с. 32). Аристотель подчеркивает текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное (напр., здоровье превращается в болезнь, холодное в теплое, черное в белое и т.д.). Разбирая софизмы («куча», «лысый»), Аристотель намечает проблему связи К. с количеством. Ср.-век. схоластика, догматизировавшая его учение, устранив все элементы диалектич. подхода к проблеме К., оформила представление о т.н. скрытых К., толковавшихся как вечные и неизменные «формы». Каждое чувственно воспринимаемое свойство объявлялось особым К. По-иному встала проблема К. на почве сложившегося к 16–17 вв. односторонне-количественного, механистич. мировоззрения. Философия этой эпохи почти единодушно разделила все известные до этого К. на т.н. первичные и вторичные. Первичными стали считаться лишь те чувственно воспринимаемые К., к-рые представляют собой пространственно-геометрич. свойства вещей, связанные с протяженностью. Все остальные К. стали рассматриваться как субъективно окрашенные иллюзии, как продукты деятельности органов чувств человека. Острее всего это различение было проведено в филос. системах Декарта, Локка и Гоббса. Этот взгляд, по существу ликвидировавший категорию К. путем сведения ее к чисто количеств. характеристикам вещей в пространстве и времени, составил один из методологич. устоев механистич. мировоззрения. Представляя собой решительный шаг вперед по сравнению со ср.-век. схоластич. пониманием К., этот взгляд ориентировал науку на количественно-математич. анализ. Однако исторически неизбежная ограниченность механистич. понимания К. состояла в том, что количественно-математич. интерпретация К. принималась за единственную и исчерпывающую задачу научной, логически-теоретич. переработки чувственно данных фактов. Диалектич. понимание К. стало впервые после Аристотеля развиваться в нем. классич. философии конца 18 – нач. 19 вв. Кант, связывая К. со спецификой эмпирич. сознания, считал т. н. первичные качества априорными, а вторичные – апостериорными. «К а ч е с т в о ощущения всегда имеет чисто эмпирический характер и никоим образом не может быть представлено a priopi (напр., цвета, вкус и т.п.)» («Критика чистого разума», П., 1915, с. 137). Преодолевая кантовский дуализм, Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую первую, очень бедную и абстрактную фазу мыслящего познания и становления мира силой мышления, как характеристику непосредств. бытия явлений. «К а ч е с т в о есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 157). В ходе рассмотрения проблемы качества Гегель раскрыл в нем диалектику тождества и различия, определенности и ее отрицания, дискретности и непрерывности качеств. различий и сходств и т.д., а также наметил пути перехода от К. к количественно-математич. интерпретации К., т.е. к категории количества, как следующей и потому более конкретной, чем К., категории логики. Различные и бесконечно многообразные по своему чувственно созерцаемому облику вещи и явления постоянно изменяются, возникают и исчезают в поле зрения мыслящего духа. Т. о., непосредственно фиксируемые чувственностью различия (границы) между вещами оказываются неистинными, не совпадающими с бытием характеристиками. Лед становится водой, вода – паром, но они от этого не перестают быть вообще. То, что остается за вычетом всех бесконечно варьирующихся чувственных образов, различий между вещами в их наличном бытии, – т.е. их различий по К., – есть К. вообще, как абстракция от любого определенного, частного К. Но что же остается в таком случае в составе определения К. вообще, как логич. категории? Только чистое абстрактное представление о бесконечном многообразии, каждый из элементов к-рого есть, с одной стороны, то же самое, что и другой, но, с другой стороны, не то же самое. Возникает представление о бытии «многих одних», где «. каждое из м н о г и х есть то же самое, что и другие многие, каждое есть одно или же одно из многих. » (там же, с. 167). Больше ничего в определении К. вообще (как логич. категории) мыслить нельзя, не путая общее определение К. с частной характеристикой к.-л. одного из бесконечно многообразных качеств, или, точнее, одной из чувственно воспринимаемых вещей. Т.о., когда из представления о К. испарились все чувственно воспринимаемые различия и сохранилась лишь абстрактно-логич. характеристика К. вообще, то оказалось, что в этой характеристике любая из чувственно воспринимаемых вещей абсолютно тождественна любой другой, есть то же самое, что и другая, и, тем не менее, эти вещи мыслятся как различные, а не сливаются в сплошное и не различенное внутри себя тестообразное нечто. Каждая из них мыслится существующей в себе и для себя и имеет вне себя другие такие же абсолютно тождественные себе вещи, фиксируется как одно из многих одних, без дальнейших различий и определений. Иными словами, К. вообще (в отличие от определенного К., от качественно определенной вещи) при ближайшем рассмотрении оказывается тем же самым, что и количество вообще (в отличие от определенного количества, от величины): «качественная определенность, которая достигла в одном своего в-себе и для-себя-определенного бытия, перешла, таким образом, в определенность к а к с н я т у ю, т.е. в бытие как количество» (там же). Т.о., последняя, результативная характеристика К. есть в то же время первая, исходная характеристика или дефиниция количества. Марксистско-ленинская философия, развивая на материалистич. основе диалектич. понимание К., угаданное Гегелем, считает К. прежде всего объективно-предметной, универсальной категорией, охватывающей как явления внешнего мира, так и сознания человека. Поскольку чувственность человека, отражающая К., принадлежит тому же самому чувственно- предметному миру, что и внешние вещи, постольку К. есть не только субъективная, но и объективная реальность, данная в ощущении именно как субъективный образ объективного К., объективной непосредственно данной определенности внешнего мира. Марксистско-ленинская философия тем самым сняла механистич. различение между первичными и вторичными К. Все чувств. образы внешнего мира, выступающие в сознании как различия внутри К., имеют свою предметную основу, безразлично, идет ли речь о пространстве или о цвете, вкусе и запахе. Физич. (пространственное оптич., акустич. или физико-химич.) подобие всегда входит в состав субъективного образа объективно существующего К., и К. никогда полностью не разрешается в чисто количеств. его изображение, хотя количеств. (пространственно-временная) структура К. и есть необходимая ступень к более глубокому пониманию К. Качеств. многообразие универсума бесконечно и неисчерпаемо, что и фиксируется непосредственным созерцанием, живым созерцанием внешнего мира. Поэтому К., выступая во всем богатстве со стороны чувственно конкретного материала, является в то же время самым бедным определением предмета с т. зр. его теоретич. характеристик. Маркс, рассматривая товар, характеризует его следующим образом. «Каждую полезную вещь, как, напр. железо, бумагу и т.д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами» («Капитал», т. 1, 1955, с. 41). Вещь, рассматриваемая как совокупность многих непосредственному созерцанию и опыту людей открытых свойств, и есть вещь в аспекте ее К. В политич. экономии К. вещи непосредственно фиксируется как ее полезность, как способность удовлетворять ту или иную общественно-человеческую потребность. Однако политич. экономию интересует, строго говоря, не это К. вещей, а исключительно то их К., что все они суть продукты общественно-человеч. труда. Выступая в этом К., товары и фиксируются как специальный предмет политич. экономии, подлежащий далее чисто количеств. анализу. Качеств. тождество предметов и явлений является здесь, как и везде, необходимой предпосылкой их анализа в аспекте количества. Марксистско-ленинское понимание проблемы К. развивалось в борьбе против механистич. и идеалистич. концепций (Дюринг, Мах и др.), по существу ликвидировавших категорию К. как объективную категорию и сводивших ее к субъективной иллюзии органов чувств, к-рая будто бы должна быть рассеяна точным количеств. анализом. Это субъективистское толкование К. предполагает, что материя есть нечто абсолютно бескачественное, однородное и внутри себя нерасчлененное, что все границы и различия между явлениями сводятся исключительно к границам во времени и пространстве, а движение – к чисто механич. перемещению. Энгельс и Ленин показали, что попытка раз и навсегда свести все качеств. различия к чисто количественным методологически несостоятельна и приводит к неразрешимым парадоксам даже внутри математики. Напр., то обстоятельство, что кривая и прямая сохраняют качеств. различие между собой, выражается в количеств. аспекте как невозможность закончить числовой ряд, выражающий число «пи». Дурная бесконечность дроби является в данном случае прямым показателем того факта, что кривая и прямая до конца, без остатка, друг к другу несводимы. Материалистич. диалектика считает К. сравнительно бедной категорией. На ступени этой категории явления постигаются далеко не полностью. Углубление познания требует исследования количественных, причинно-следств. отношений, внутр. противоречий и т.д. Вместе с тем анализ этих отношений приводит к более глубокому пониманию и природы К. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Аристотель, Категории, пер. [с греч. ], М., 1939; Гегель, Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937; Кедров Б. М., О количественных и качественных изменениях в природе, [М. ], 1946. А. Касымжанов. Алма-Ата. Н. Ицкович. Вильнюс.

Найдено схем по теме Качество — 0

Найдено научныех статей по теме Качество — 0

Найдено книг по теме Качество — 0

Найдено презентаций по теме Качество — 0

Найдено рефератов по теме Качество — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Источники:
  • http://studref.com/353100/menedzhment/filosofskiy_tehniko_ekonomicheskiy_yuridicheskiy_podhody_obespecheniyu_kachestva
  • http://studfiles.net/preview/4287605/page:2/
  • http://terme.ru/termin/kachestvo.html