Меню Рубрики

Что такое история с разных точек зрения

Некоторые слова настолько прочно осели в нашем сознании, глубоко вошли в нашу жизнь, что чаще всего мы даже не отдаем себе отчета в том, как именно их используем. В качестве примера можно привести такие слова, как «школа», «аудитория» или «история». Между тем первые два были некогда заимствованы из латинского языка, а значение и происхождение последнего мы рассмотрим в данной статье.

Несмотря на, казалось бы, простоту и очевидность смысла, определение слова «история», его значение и этимология до сих пор вызывают споры среди ведущих лингвистов всего мира. Все они указывают на происхождение интересующего нас термина из греческого языка (historia), однако понимание исходного смысла существенно разнится.

Невероятные точки зрения

Значение слова «история», как уже говорилось ранее, определяется лингвистами, культурологами и философами до сих пор. При этом, наряду с вполне логичными и обоснованными толкованиями, имеют место и совершенно особенные взгляды на смысл термина.

Наиболее интересны в этом случае точки зрения религиозных мыслителей. Одни, к примеру, руководствуясь фонетическим принципом, определяют значение слова «история» путем деления его на так называемые «звуковые» слоги. При этом любой, имеющий воображение легко может заметить в термине целое предложение «из-Торы-я». Такая тяготеющая к иудаизму трактовка, тем не менее, сохраняет одну из основных позиций и по сей день.

С другой стороны, приверженцы православия толкуют значение слова «история» несколько иным образом. В своем разъяснении они обращаются к морфологическому анализу, выделяя при этом в качестве семантического ядра корень «старь». Апеллируя к этому, исследователи, отстаивающие данную точку зрения, настаивают о первичности древнесловенского слова, которое было заимствовано впоследствии греческим языком.

Значение же самого слова-основы толковалась в данном случае как утвержденная божественным началом мысль, озвученная посредством человека.

Если обратиться к толковым словарям

Значение слова «история» в наиболее известных источниках определяется по-разному. Только в толковом словаре Т. Ф. Ефремова дается 8 различных толкований интересующего нас термина.

Чаще всего в статьях приводится следующее определение слова «история»: под этой лексемой принято понимать целый научный комплекс, направленный на изучение прошлого всего человечества. Тем не менее даже в сфере научной деятельности встречаются более широкие представления об этом слове. К примеру, в том же словаре Т. Ф. Ефремова встречается определение истории как процесса становления и развития не только явлений, связанных с деятельностью и жизнью человека, но и природы в целом. В данном контексте значительно более явно тяготение к естествознанию.

Другие определения

Среди имеющихся точек зрения нельзя не выделить мнение о том, что история — это наука о фактах. В данном случае основа значения термина лежит именно в достоверности совершившегося. В данном случае в качестве примера будут выступать не только великие войны и катаклизмы, но и любые другие происшествия, которые могут быть подтверждены и задокументированы.

Согласно другим представлениям, история — это, прежде всего, рассказ, описание той или иной ситуации. В качестве примера можно привести в данном случае сюжет любого фильма или книги, к чему современное человечество давным-давно успело привыкнуть и приспособиться. Вспомните, сколько раз вы предлагали кому-нибудь рассказать историю и убедитесь, насколько прочно именно это понимание термина укрепилось в нашем сознании.

О чем или чего?

В отношении термина «история» значение слова определяет во многом и представления о нем, его видовое разграничение. На первый взгляд все кажется простым и понятным, а глубинный смысл — чистым и прозрачным.

Тем не менее, сколько раз приходилось вам слышать истории о всевозможных завоеваниях или, к примеру, видных деятелях? В таких ситуациях крайне отчетливо прослеживается семантика именно рассказывания, описания того или иного явления.

Или взять, к примеру, наименование дисциплины «Всемирная история». Значение слова в этом контексте будет несколько иным — оно тяготеет к систематизации, растолкованию, и к этому мы так же давно привыкли.

Есть и другие подводные камни в этом определении. Слово «история», значение, толкование, смысл которого кажутся простыми и ясными, может обозначать также процесс становления чего либо. К примеру, формирование страны, изучения той или иной проблемы, конструирования какого-либо аппарата и другие реалии. Равноправно могут существовать «История России» и «История литературоведения».

Общее в частностях

Как уже говорилось, исследуемое понятие представляет в наибольшем виде целый комплекс явлений, спектров и разновидностей научных исследований. О том, что такое история, нельзя говорить без разграничения общего и частного. С одной стороны, термин, о котором идет речь в данной статье, представляет собой целый комплекс научных и околонаучных знаний о процессе становления мира в целом и человечества в частности.

С другой стороны, не стоит забывать и о существовании отдельной дисциплины, носящей то же самое наименование. Историю более или менее углубленно изучают в школах, вузах и других учебных заведениях.

Объект и предмет

Многие мыслители, включая Вольтера и Рене Декарта, спорили о назначении данного комплекса наук, его структуре и степени необходимости для нормального существования человечества. На основании изложенных ими и многими другими точек зрения можно говорить о том, что предмет истории это прежде всего все проявления становления и развития человеческого общества с незапамятных времен до сегодняшних дней. Если говорить более глобально и масштабно, следует расширить масштабы изучения до мировых. В этом контектсте предмет истории — это жизнь целого мира с момента ее зарождения, в какой бы форме оно ни происходило.

Как она организована

Прежде всего, конечно, это комплекс знаний, причем не только научных, но и частных, как бы странно это ни звучало. По большому счету, у каждой народности, у каждой нации есть свое собственное понимание и толкование истории, которое может буквально диаметрально отличаться от остальных.

Это обусловлено прежде всего геополитической составляющей: войнами, через которые пришлось пройти народу и позициями, которые народ в них занимал. Так для одних то или иное событие может определяться как величайшая победа, а для других столетиями оставаться клеймом позора на теле нации.

Так что же такое история? Откуда слово пошло, мы уже выяснили — обратимся теперь к непосредственному фактажу, так называемым вещественным проявлениям. Ведь, по сути, откуда современному человечеству знать о том, что происходило в эру динозавров или, к примеру, царских скифов?

Формирование представления о истории напрямую зависит во-первых, от вещественного материала, который в больших или меньших количествах находится во время всевозможных раскопок и экспедиций. Во-вторых, от памятников письменности, дошедших до наших дней.

В качестве последних могут выступать как непосредственно летописи или свидетельства жрецов, так и простые грамоты населения, в которых говорится о вещах совершенно незначительных и носящих околобытовой характер.

Особый источник представлений

Примечательно, что немаловажным источником мнения современного человечества относительно прошлого является искусство. По большому счету, именно в нем наиболее полно отражается культурологическая, историческая ситуация того или иного временного промежутка.

В картинах, к примеру, можно выделить не только основные тенденции с точки зрения формы, но и своеобразие тематики, которое во многих случаях и формирует представление о мировосприятии наших далеких или не очень далеких предках.

Еще более явно находит отражение этот факт в художественной литературе, в которой особенности понимания мира, организации быта, государства и многих других явлений отражены в мельчайших подробностях.

Именно литературный процесс в его динамике и развитии в наибольшей мере характеризует движение человеческой мысли во времени и пространстве. Примечательно, что примерно ту же функцию условно выполняет кинематограф — из знаменитых лент прошлого современное человечество узнает о стиле той или иной эпохи, существенных явлениях в исторической ситуации, культуре и религии той или иной страны.

Память поколений

Наконец, не следует забывать о фольклоре и рассказах наших бабушек и дедушек. Конечно, в этом отношении вопрос объективности изложения стоит особенно остро, однако в некотором смысле понимание исторической картины при этом становится более полным. В качестве примера можно привести многочисленные истории очевидцев Второй мировой войны, в которых сохранились не только личные впечатления людей, заставших это страшное время, но и факты, не известные современной науке.

Аналогичная ситуация наблюдается и в африканских племенах, далеких от цивилизации. Представления о зарождении, становлении и развитии мира передаются в них преимущественно устно, что в существенной мере влияет на миропонимание людей.

Учитель месяца: «Разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к уроку»

Мне захотелось стать учителем в 9 классе, после «Дня самоуправления», который проводился в нашей школе. Ну, знаете, когда старшеклассники заменяют учителей. Нам с напарником досталась география, и я даже сейчас это ощущение помню, когда после четырех уроков я вдруг понял: это интересно, это мое. До этого у меня не было мысли, кем стать после школы, и вдруг все стало понятно.

Историей я увлекся в том же году, на каникулах случайно пообщавшись с родственниками, которые заразили меня своим интересом. Кроме того, как ни странно, повлиял на меня учитель НВП — тогда вместо ОБЖ был такой предмет, начальная военная подготовка. Однажды он прочитал на уроке отрывок из исторической поэмы Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», и это очень сильно прозвучало.

В Педагогический институт им. В.И. Ленина конкурс был тогда огромный, а сочинение я написал самоуверенно: получил пять из пяти за историю и обществознание и тройку — за сочинение. С 13 баллами не брали на дневное отделение, мне предложили вечернее, а это значило, что нужно будет работать. В школе тогда еще была малополезная, но функционирующая должность «лаборант по физике». И так я снова вернулся в свою школу.

Один год работал в другом месте, так что с небольшим перерывом. Да, я с 1 класса в школе № 930. На замену уроков я уже ходил и до окончания института, а в 1993 году окончил тогда уже Педагогический университет и стал работать учителем.

Никогда не вел борьбу за авторитет и дисциплину, просто дальше пошло само собой

Я специально не боролся. Конечно, сначала были проблемы с дисциплиной, но на второй или третий год работы наш завуч, сейчас мой большой друг, Людмила Владимировна пришла на мой урок и после этого сказала: «Помни, что ты обладаешь такими знаниями, которых у детей нет, и именно поэтому они будут тебя слушать». Не то чтобы я до этого не понимал, что у меня такие знания есть, но эта очевидная фраза произвела некий переворот. Вот после этого простого совета я шел на урок с внутренней уверенностью, что знаю то, чего дети не знают, и смогу их заинтересовать. Никогда не вел борьбу за авторитет и дисциплину, просто дальше пошло само собой. После слов Людмилы Владимировны я понял: да, они должны меня слушать.

Это замечательно. Противоположные точки зрения у меня строятся прямо на занятиях, и плохо, если этого не происходит. Ребята вполне способны разобраться с разными взглядами на то или иное событие, представить, какие могут быть аргументы у противоположной стороны, научиться искать свои. Подростки вообще бунтуют против правил, для них борьба мнений, спор, по-моему, только в радость. Разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к уроку.

система советской школы принципиально не поменялась

На экзамен выносятся либо те вопросы, где есть однозначный ответ, фактологические, либо, если есть разные точки зрения, предлагается выбор — какую хотите, такую и доказывайте, ищите аргументы. Я понимаю, что выражаю непопулярную точку зрения, но я вообще считаю, что ЕГЭ по истории составлен очень грамотно. Я сам недавно пробовал сдавать экзамен, сдал на 100 баллов. Возможно, есть какие-то другие проблемы, но в плане материала составители хорошо поработали: глупых или неоднозначных вопросов практически нет. Для того чтобы хорошо сдать, надо уметь думать, выстраивать логические цепи. Я считаю, что система ЕГЭ намного справедливее, чем советская система экзаменов, когда человек выучил 25 билетов, а ему попадается один, который он не очень хорошо знает. Я не боюсь остаться в меньшинстве и сказать, что я бы предпочел сдавать ЕГЭ.

Читайте также:  Существует точка зрения что московские князья в первой половине

На мой взгляд, по сути, школа не изменилась. По-прежнему есть преподаватели, которые ломают систему своими новациями, яркими уроками, однако такие были и раньше. Но сама система советской школы принципиально не поменялась. Как и раньше, нашим детям дается большой набор теоретических знаний, а не навыков и умений. Я не проверял, но говорят, что в европейских тестах наши школьники «сыплются» на практическом применении своих же огромных знаний. По-прежнему в школе достаточно жесткая дисциплина, такая свобода действий, о которой я читал на вашем же сайте, как например в школах Германии или Финляндии, у нас немыслима.

Если что-то изменилось, то это отношение к учителю, что даже в карикатурах отражено: в старое время учитель вызывал родителей и спрашивал: «Почему двойка?», а сейчас наоборот вызывают учителя и его спрашивают: «Почему двойка?».

Учителю стало сложнее: я бы назвал это «электронным прессингом». Если бумагу я еще мог как-то оттянуть на время, то электронный отчет надо отправлять вовремя, а электронный журнал заполнять не позже, чем это положено. Из-за большого количества проверок и отчетов учителя находятся в стрессовом состоянии.

Ну, и гонка за рейтинг — тоже новое явление. Нужно, чтобы были знаковые мероприятия, яркие победы, а повседневный незаметный труд сейчас так и останется незаметным, в отчетах не прозвучит, такой графы просто нет. А ведь для учебного процесса это важнее. Я чувствую, что у меня в голове слово «рейтинг» уже вытесняет другие, главные вещи. И это очень неприятно.

сейчас молодыми людьми овладел скептицизм по отношению к своим возможностям, они думают, что ничего изменить нельзя

Ну, вот, почувствовал талант к режиссированию. Продюсер из меня некудышный, мне самому необходим хороший продюсер, я бы сильнее прозвучал, а вот постановками мне заниматься нравится. Чего угодно: спектакли, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия — если я понимаю, что детям это нужно, мне интересно.

А детям очень нужно, хотя сейчас это сложнейшая проблема — все упирается во время. Собраться для того, чтобы подготовить что-то, очень непросто. Я помню, что мы делали в 90-е, в 2000-е, как мы могли с детьми собраться свободно, все обсудить, подготовить — сейчас из-за нехватки времени приходится делать то, что во всех учебниках педагогики приводится в пример как ошибка. Учитель не должен брать на себя весь труд по организации, но я беру. Я знаю, что этого делать нельзя, хотя времени нет.

Нет, я не стал задавать больше. Не знаю ответа на этот вопрос. У меня была мысль — хотя бы на уровне школы провести глобальное исследование: сколько процентов времени на что уходит. Без этих цифр говорить сложно — из исторического опыта нам известны случаи, когда есть некий образ, фантом, который воспринимается как реальность. Например, когда-то думали, что океан на западе бесконечен, а Колумб рискнул, и оказалось, что нет. Так и с перегруженностью — для того, чтобы понять ее причины, насколько реально у детей стало больше нагрузки, необходимо серьезное исследование.

Стараюсь, но в последние пару лет чувствую, что теряю ориентиры: понимаю, что не всегда попадаю, и именно со средними подростками — 14-15 лет. Я пока не проанализировал до конца эту ситуацию. Это не касается вкусов, они должны быть разными, а именно в плане идеи — то, что вызывало раньше интерес у их ровесников, уже не работает. Дети стали, наверное, более индивидуалистичными. Раньше многие шли за компанию, с товарищем, чтобы быть вместе. А сейчас за компанию не ходят. Появился некий практицизм, прежде чем в чем-то участвовать, дети задаются вопросом: а что мне это даст?

Да, многие увлекаются этим предметом. Обществознание включает разные темы: кто-то интересуется политическими вопросами. Например, сегодня на уроке речь зашла о тоталитарном обществе, одна девушка тут же, на уроке залезла в смартфон и стала читать про Северную Корею, я ее даже не стал останавливать — она потом подружкам рассказывала замечательные подробности. Бывают те, кто политику не любит, их больше интересует сфера социальных взаимоотношений.

Но если в 90-е годы многие думали о политической деятельности, то начиная, наверное, с 2006 года произошел перелом — сейчас молодыми людьми овладел скептицизм по отношению к своим возможностям, они думают, что ничего изменить нельзя. Они живут с ощущением, что гражданского общества у нас нет, что законы написаны не для власти, что добиться чего -то своей активностью они вряд ли могут: это высшие сферы, те, кто у власти, ведут себя неподобающе, туда пробиться нельзя. Это не безразличие: наоборот, они считают, что постигли суть общества, и она именно такая.

Свое будущее они видят в самореализации, это как раз очень сильно чувствуется. Они готовы многое сделать, чтобы продвигать себя: стать талантливыми дизайнерами или хорошими программистами, и на этом уровне они будут очень общественно активны.

Да. Есть некоторые вещи, которые они знают лучше меня, — о жизни в других странах, например. Я узнаю от детей, чем живет общество в их окружении, опыт их родителей и знакомых — такое учитель вообще не может знать, и это бывает интересно. Вот, «Вконтакте» мне дети открыли. Мы там переписываемся по разным вопросам, не связанным с учебой: им этого и в школе хватает, там совсем другое пространство.

ЕГЭ. История. Задание № 24.Точки зрения.Содержание

ЕГЭ. История.

Задание № 24.Точки зрения

СОДЕРЖАНИЕ

Задание № 24 на ЕГЭ по истории предполагает защиту и опровержение различных точек зрения по тому или иному явлению, событию, процессу, происходившему в России с древнейших времён до нашего времени.

Я предлагаю вашему вниманию готовые ответы на различные точки зрения. Надеюсь, что они помогут выпускникам при подготовке к ЕГЭ.

Древняя Русь

Образование государства Древняя Русь

Раздробленность

Иго Золотой Орды

Образование централизованного государства

Иван Грозный

Смутное время

Первые Романовы

Пётр Великий

Дворцовые перевороты

Екатерина Вторая

Александр I

Николай I

Александр II

Александр III

Николай II

Начало XX века

20-30-е годы XX века

Сталин И.В.

Великая Отечественная война

Хрущёв Н.С.

Брежнев Л.И.

Горбачёв М.С.

Ельцин Б.Н.

Путин В.В.

Медведев Д.А.

ЕГЭ. История. Задание № 24.Точки зрения. Древняя Русь 10-12 вв. – централизованное государство

Древняя Русь 10-12 вв. – централизованное государство

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.Киев являлся столицей Древней Руси, то есть административным центром.

1.Один из признаков единого государства — наличие чётких границ. Этого не было в Древней Руси, особенно на юге и востоке. Каждый князь стремился подчинить себе племена, а племена, в свою очередь, стремились выйти их повиновения. Таким образом, процесс формирования единой территории не был ещё закончен.

2. Власть князя и верхушки общества? прежде всего, дружины, распространялась на всю территорию Руси.

2.Часто складывалась ситуация, при которой более влиятельный князь правил не в Киеве, а другом княжестве(например, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо правили во Владимиро-Суздальском княжестве), что снижало значимость Киева как единого политического центра.

3.О централизованном государстве свидетельствует единая законодательная система, единый документ правовых актов — «Русская правда».

3.Права и полномочия князей могли оспариваться вече, так как оно ещё играло значительную роль в государстве.

ЕГЭ. История. Задание № 24.Точки зрения. Древняя Русь 10-12 вв. – феодальное государство

Древняя Русь 10-12 вв. – феодальное государство

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.На Руси были феодалы — собственники земли, верхушка общества – князь и дружина.

1.В Древней Руси не было частной собственности на землю у представителей знати. Формально владельцем всей земли являлся князь.

2.Князь и дружина собирали дань- это и была рента, то есть плата за пользование землёй.

2. Основная часть населения Древней Руси была свободной. Юридически зависимость не была оформлена.

3.В «Русской правде» Ярослава Мудрого зафиксирована социальная дифференциация, наличие зависимого населения (холопов, закупов, рядовичей.

3. Часть зависимого населения – рядовичи, закупы — самостоятельно попадали в зависимость и всегда могли выйти из неё, заплатив долги.

4. В «Правде Ярославичей» (1072г.) юридически подтверждены права на земельные владения феодалов.

4. Крестьяне лишь платили дань и выполняли различного рода повинности — « службы», например, пекли хлеб, ловили рыбу и пр. для посадника и его людей.

ЕГЭ. История. Задание № 24.Точки зрения. Экономика Древней Руси — натуральное хозяйство

Экономика Древней Руси — натуральное хозяйство

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.Натуральное хозяйство — это тип хозяйствования, при котором люди создавали продукцию для личного потребления.

Действительно, главная цель и работы на земле, и труда и ремесленников — удовлетворение личных потребностей.

1.Не все изделия люди могли создавать лично, например, изделия ремесла (железные изделия- топоры, ножи , а также посуда и пр.), без чего нельзя было обойтись в хозяйстве. Эти изделия покупались или обменивались на продукты.

2.Ассортимент продуктов в то время был ограничен, но его было в то же время достаточно для полноценной жизнедеятельности. Поэтому всего выращенного в хозяйстве хватало и на семью, и на налоги — дань. Другое дело, что уровень жизни был у основной части населения низкий, формировалась социальная дифференциация.

2.Соль — один из самых важных продуктов, ведь с её помощью сохранялись продукты. Но соль добывалась лишь в отдельных районах Руси. Так что и её тоже покупали, а не добывали в своём личном хозяйстве.

ЕГЭ. Задание № 24. Точки зрения. Содержание

ЕГЭ. История

Задание № 24. Точки зрения

Задание № 24 на ЕГЭ по истории содержит одну из спорных точек зрения на ту или иную эпоху, событие, явление, на деятельность исторических личностей. Необходимо привести два аргумента в подтверждение данного высказывания и двав опровержение.

СОДЕРЖАНИЕ

Задания

Тема: « Древняя Русь»

Ответы

ЕГЭ. История. Задание № 24 .Древняя Русь.ОТВЕТЫ

Тема: «Древняя Русь»

Вариант № 1

Киевскую Русь 10-начала 12вв. нельзя назвать централизованным государством.

Аргументы в подтверждение:

1)Централизованное государство имеет чётко выраженные границы. Этого в Древней Руси не было, границы были размыты, особенно на юге и востоке, где постоянно велась борьба за территорию.

2)Лествичная система передачи власти приводила к тому, что постоянно велась борьба за власть, так как Великокняжеский престол занимал старший в роде. Это приводило к децентрализации власти. Князем мог стать правитель, имеющий свои земли далеко за пределами Киева.

( См. статью « Способы передачи власти на Руси)

Аргументы в опровержение:

1) Централизованное государство характеризуется наличием центра страны, где расположены государственные органы управления. В Древней Руси таким центром был Киев.

2)Государственная власть осуществлялась централизованно, её осуществлял князь и дружина, затем органы управления стали более разветвлёнными, но власть находилась под контролем великого князя.

Читайте также:  Кто делал в россии коррекцию зрения

( См. статью « Органы власти в Древней Руси 9-12 вв.)

Вариант № 2

Князь Святослав постоянно находился в походах, искал лишь славы, « чужих земель», а своей землёй пренебрегал.

Аргументы в подтверждение:

1)Князь Святослав действительно большую часть времени находился в походах: завоёвывал Дунайскую Болгарию, разгромил Хазарский каганат и Волжскую Булгарию, воевал с Византией.

2)Святославу не нравилось, то столицей Руси являлся Киев- слишком далеко находился он, считал Святослав, от пересечения торговых путей. Мечтал столицей сделать Переяславец — завоёванный город в Дунайской Болгарии. Однако не получил на то согласия Ольги.

Аргументы в опровержение:

1)Святослав имел авторитет на Руси, его считали Великим князем, он контролировал внутреннюю и внешнюю политику государства, всё удостаивалось его внимания, несмотря на то, что в Киеве от его имени правила Ольга.

2)В решающие минуты для страны именно Святослав брал на себя ответственность за происходящее, защищал государство и Киев ( так было в 968 году. ,когда до стен города дошли печенеги).

Вариант № 3

В Древней Руси не было предпосылок для образования государства, поэтому и были призваны варяги, чтобы создать его.

Аргументы в подтверждение:

1)На Руси не было центральной власти, которая распространялась бы на всю страну, племена были разрозненны. Варяги действительно были призваны править на Руси, о чём свидетельствует « Повесть временных лет», положили начало объединения славянских племён на севере страны. Не случайно представители норманнской теории утверждают, что годом образования государства следует считать 862 год — начало правления Рюрика.

2)Варяги были более развитым народом, имели разветвлённую сеть управления, что и привнесли на Русь.

Аргументы в опровержение:

1)На Руси складывалась система племенных союзов, происходил активный переход от родовой к соседской общине — всё это необходимо было дл объединения сил против набегов врагов, в первую очередь – против хазар.

2)Начинали создаваться племенные центры, которые в будущем станут крупными городами Руси. В данных центрах складывалась чёткая система управления, прежде всего это князь и его дружина.

История России. Точки зрения (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Под редакцией проф.

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве

для студентов вузов

И89 История России. Точки зрения: учеб. пособие / под ред. проф. . Екатеринбург, 201с.

Сегодняшняя Россия – многонациональная страна, возникшая в результате тысячелетних «переплавок» древних государств и народов на территории от Балтики до Тихого океана. Однако ход истории страны и оценка ее фактов в сознании людей во все времена были и являются неоднозначными.

© Личман Б. B., 2010

ÓУральский институт экономики, управления и права

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ………………..5

ГЛАВА 1. Толерантность истории……………………………………. 5

ГЛАВА 2. Теория истории. 6

ЧАСТЬ II. НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ИСТОРИОГРАФИИ…………………………………………………………. 16

Глава 1. Подходы и исторический факт………………………………….16

Глава 2. Подходы и историческое время…………………………………19

Глава 3. Подходы и историческое пространство………………………. 22

ЧАСТЬ III. ДРЕВНИЕ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИИ (ДО XIV ВЕКА). 26

ГЛАВА 1. Древние государства и движение народов (до X века)……..26

ГЛАВА 2. Киевская Русь (XI-XII вв.)

и раздробленность Руси (XI-XII вв.)……………………………………. 37

ГЛАВА 3. Государство Золотая Орда (сер. XIII — сер. XV вв.)

и государство Литовско-Русское (сер. XIII — сер. XVI вв.)……………. 47

ЧАСТЬ IV. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ХV-XVII ВВ.

(МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО). 54

ГЛАВА 1.Образование Российского государства

ГЛАВА 2. и кризис государства…………………..62

ГЛАВА 3. Восстановление и расцвет

Московского царства (XVII век). 73

ЧАСТЬ V. Российское государство X-XIX вв. (империя)…………. 84

ГЛАВА 1. Эпоха Петровских преобразований

(первая четверть XVIII века). 84

ГЛАВА 2.Российская империя после Петра I в XVIII веке.

«Просвещенный абсолютизм» . 94

ГЛАВА 3. Эволюция Российского государства и общества

в первой половине XIX века. 110

ГЛАВА 4. Россия во 2-й половине XIX века.

РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II. 126

ЧАСТЬ VI. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ РАСПАД ()………….133

ГЛАВА 1. Российская империя гг…………………………..133

ГЛАВА 2. Мировая война и смена монархии Республикой.

Возникновение Советского государства. 139

ГЛАВА 3. Гражданская война. 150

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК () . 160

ГЛАВА 1. СССР в 1920-е годы. 160

ГЛАВА 2. СССР в конце 1920-х – 1930-е гг……………………………168

ГЛАВА 3. СССР в период Великой отечественной войны.

ГЛАВА 4. после Великой отечественной войны

(1946 — середина 1950-х годов)…………………………………………184

ГЛАВА 5. СССР в середине 1950-х —

середине 1960-х годов. 194

ГЛАВА 6. СССР в середине 1960-х—

середине 1980-х годов. 205

ЧАСТЬ VIII. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА СОЮЗА СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ЕГО РАСПАД.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (). 212

ГЛАВА 1. «Новое политическое мышление»,

политико-экономические реформы и распад СССР (). 212

ГЛАВА 2. Становление новой Российской

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

ГЛАВА 1. TOЛEPAHТНОСТЬ ИСТОРИИ

Толерантность произошло от латинского слова tolerantia — терпение.

Энциклопедический словарь дает такое толкование слову толерантность — «терпение к чужим мнениям, верованиям, поведению». Отсюда, толерантность не является синонимом слова консенсус (согласие) или синонимом слова плюрализм (сумма множественности позиций в итоге дискуссии позволяющая прийти к согласию — консенсусу). Толерантность — это терпение разных взглядов между которыми не может быть согласия — консенсуса.

Толерантность является государственной политикой в области идеологии. Так ст. 13 Конституции РФ гласит «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие; 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Согласно Конституции РФ одно мировоззрение — идеология, со своими ценностными ориентирами, должно терпеть другое (другие) мировоззрение — идеологию с другими ценностными ориентирами. Понимается система взглядов человека на мир.

В настоящее время ст. 13 Конституции РФ не выполняется. Прошлое по прежнему оценивается с позиции господствующей идеологии. Сегодня на смену одной воинственной системы взглядов марксизма-ленинизма пришла другая не менее воинственная система взглядов вульгарно-либеральная.

Несмотря на все призывы руководству страны воспитывать у людей чувство толерантности, средства массовой информации, а порой и учебники по гуманитарным дисциплинам в своих оценках исторических фактов исходя из своих пристрастий воспитывают чувство нетерпимости к чужим идеологическим точкам зрения.

Преподавание исторических дисциплин согласно Конституции РФ основывается на равенстве всех жизненных ценностей, без навязывания одной из них. Студент должен знать все мировоззренческие точки зрения на ход и факты Российской истории, но имеет конституционное право выбора, отдать предпочтение одной из них. Этим воспитывается терпимость к людям придерживающимся различных жизненных ценностей.

Основой составления учебных программ по истории является признание, что человек в оценках объективной реальности субъективен. А объективно, что вне человека — исторический факт.

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

§1. ОБЪЕКТ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с уста­новлением подлинности, истинности событий и фактов.

В римской историографии1 это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «ис­торией» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет хода истории — это то, что субъект считает главным, ведущим в прошлом, её путеводная нить, де­терминанта2.

Наука познает объективный мир через предметы-при­оритеты изучения в нем. Это может быть движение к Богу, общество, личность, научно-технические открытия и др.

Определение приоритета ценностей в ходе истории субъек­тивно и зависит от мировоззрения историка. А мировоззрение — это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

Но какой бы предмет ни изучали историки, все они исполь­зуют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, мировоззренческий подход к изучению истории.

§2. ОБЪЕКТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИИ

Историческое время (объективная категория) движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

Под историческим пространством (объективная кате­гория) понимают совокупность породно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием породно-географических факторов форми­руются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие «историческое пространство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир является синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.

Исторический факт (объективная категория) — это ре­альное событие прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (Египетские пирамиды, войны Александра Македон­ского, Крещение Руси и др.). Конкретно-исторические данные мы

1 Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю.

2Детерминан — от лат. determinants — определяющий, то же, что определитель.

получаем из исторических источников1. Прошлое челове­чества наполнено фактами, но для построения исторического рассказа требуется факты выстроить в логическую цепочку причинно-следственной связи и объяснить их.

§3. СУБЪЕКТИВНАЯ НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ИСТОРИИ

Прошлое объективно, а познание и объяснение его субъ­ективно. Субъективная научная категория истории — это методология или мировоззренческий подход. Носителем субъективной категории является человек. А история является мировоззренческой наукой.

Методологические подходы, субъективно объясняющие объективные исторические факты, в объективном истори­ческом времени и объективном историческом пространстве не имеют преимущества друг перед другом. Все они отражают различие мировоззренческих взглядов человека на смысл ис­тории и современное общество.

Учащийся вправе отдать предпочтение одному из ми­ровоззренческих подходов к изучению истории, но обязан знать и другие.

Статья 13 Конституции РФ гласит:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

1Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, от­ражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотодокументы.

ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

По своей природе люди не могут мыслить одинаково. У лю­дей разные жизненный установки, так как они имеют разные представления о смысле жизни.

Систематизация всех исторических трудов со времен пер­вых летописцев до сегодняшнего дня с мировоззренческой позиции высшего ценностного ориентира человека — «Смысла жизни» позволяет выделить три основных методологии или мировоззренческих подхода:

· Религиозный. Подход считает высшей ценностью челове­ка — смыслом его жизни, а следовательно, и истории движение человека к Богу, спасение Души.

· Всемирный. Подход считает высшей ценностью челове­ка — смыслом его жизни, а следовательно, и истории получение благ и прежде всего материальных.

Подход считает высшей ценностью человека—смыслом его жизни, а следовательно, и истории долголетие человека. Укре­пить свое здоровье и своих близких, продлить долголетие возможно лишь на пути единства Природы (человек — часть Природы).

· Мировоззренческие подходы наполнены своими ал­горитмами.

Алгоритм — это набор правил, позволяющий механиче­ски решить поставленную задачу.

Алгоритм включает: точку зрения, периодизацию, смыс­ловые понятия.

Точка зрения. В религиозном подходе приоритетной ценностью в ходе истории является спасение Души. Путь к спасению Души лежит через познание Бога.

Периодизация. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание хода истории.

Читайте также:  Две точки зрения на язык художественной литературы

Ход человеческой истории прямолинейный и состоит из двух периодов:

1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа;

2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира.

В Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26-35) записано: «Бог послал в этот греховный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше летоисчисление начинается с дня рождения Иисуса Христа».

Смысловые понятия. Понятийный аппарат подхода ос­новывается на том, что искупление грехов народа и человека возможно только через раскаяние — «страдание Души».

Причина и оценка фактов. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материально­го — тела человека и Вечности Души. Смысл истории заклю­чается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется человеческая личность, преодолеваю­щая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении.

Со­ответственно этому субъективно подбираются исторические факты, которые выстраиваются в систему причинно-следственной связи, а затем делаются выводы, даются оценки.

1Биосфера — область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть атмосферы. В биосфере живые организмы (живые вещества) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целую динамич­ную систему.

Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций являются , ­кий, Д. Дмитриевский и др. (См.: Карташов Русской церкви. В 2 ч. М., ; Поспеловский право­славная церковь в XX веке. М., 1995; Дмитриевский Д. История Православной Христианской церкви. М., 2003 и др.).

Точка зрения. Во всемирно-прогрессивном подходе при­оритетной ценностью в ходе истории является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрас­тающей материальные блага.

Периодизация. Идею единства всемирного историчес­кого пути человечества и прогресса обосновал этнограф и историк Л. Морган в середине XIX века. Он же и предложил периодизацию прогрессивного развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Была создана периоди­зация «восходящей истории». Цивилизация мыслилась как высший этап истории на котором возникает и развивается государство и собственность.

Причина и оценка фактов. Движение хода истории мыслится с ускорением прогресса. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты, выстраи­ваются в логическую цепочку причинно-следственной связи и делаются выводы.

Всемирно-прогрессивный подход к изучению истории при мировоззренческой систематизации можно разделить на направления:

· Марксистское (по периодизации — формационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу обще­ства

· Либеральное (по периодизации — модернизационное). Приоритет в ускорении прогресса отдается интересу личности.

А. Марксистское направление

Точка зрения. Направление, изучая прогресс человечест­ва, приоритетной ценностью человечества считает развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.

Периодизация. Ход истории представляет прогресс чело­вечества, развивающегося по спирали, а периодизация исто­рии строится по общественно-экономическим формациям.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, веду­щая к уничтожению частной собственности и установления общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.

Подача и оценка фактов. История представляется как за­кономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития обще­ства является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими пред­ставлениями подбираются исторические факты и выстраива­ются в соответствующую схему причинно-следственной связи. Откуда логически и вытекает оценка событий.

Марксистское направление в истории России представлено тру­дами и учебниками , , , , и др. (См.: История СССР с древней­ших времен до конца XVIII века/Под ред. , 1975; Пав­ленко Н. И., , Федоров СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие. М., 1989; История СССР. Эпоха социализма/Под ред. , М., 1957; , Устинов России. Учебник для вузов. М., 1998 и др.)

Б. Либеральное направление

Точка зрения. Изучая прогресс человечества, либераль­ное направление высшей ценностью человечества считается развитие отдельной личности, обеспечение ее индивидуаль­ных свобод. Личность реализуя свой интерес противостоит другой личности, а также обществу и государству.

Периодизация. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция — модернизация. Либеральное направление предлагает этапы модернизационного хода ис­тории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества явля­ется обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют смыслом с точки зрения интереса личности. Понятийный аппарат подхода основы­вается на эволюционном развитии общества (модерниза­ция — обновление) и сотрудничестве (консенсусе) классов. Понятия направления: модернизация, эволюция, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, тоталитарный режим, цивилизация, вариативность исто­рии, цена свершившегося и др.

Причина и оценка фактов. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории ведомой личностью всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от отдельной сильной личности — героя, хариз­матического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из логики подачи фактов делаются выводы и дается оценка истории.

Либеральное направление в истории России представлено тру­дами и учебниками , Р. Пайпса и др. (См.: Ионов цивилизация, IX — начало XX века: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1995; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Верт Н. История Советского государства года. М., 1992; Семененникова в мировом сообществе цивилизаций Брянск, 1995; История Рос­сии: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений /Под ред. М, 2004 и др.).

§3. ЛОКАЛЬНЫЙ ПОДХОД (РЕГИОНАЛЬНЫЙ)

Точка зрения. В локальном подходе приоритетом в ходе истории является региональная общность1 и биосфера.

Периодизация. Ход истории в движении по замкнутому кругу. В Природе идет беспрерывный замкнутый кругово­рот жизненных циклов. Жизнь человека определяет, прежде всего, среда обитания, а не прогресс.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют своим смыслом. Понятия подхода: этнос, Евразия — этнический котел переплавки наций, месторазвитие, пассионарность и др. Подход особую роль отводит научной категории «истори­ческое пространство».

В рамках подхода существуют направления — славяно­фильство, евразийство, этногенез и др.

Причина и оценка фактов. В биосфере живые орга­низмы и среда их обитания органически связаны и взаи­модействуют друг с другом, образуя целую, динамичную систему. Каждая из региональных общностей самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Чело­вечество составляет часть Природы-биосферы и изме­няется вместе с ней. Соответственно этому субъективно подбираются исторические факты и выстраиваются в систему причинно-следственной связи. Согласно созданной схеме делаются выводы и дается оценка истории.

Локальный (региональный) подход представлен трудами и учебниками , , С. Кара-Мурза и др. (См.: Вернадский история: Учебник. М., 1997; От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Под ред. . М., 1996 и др.).

§4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ПОДХОДОВ

Изучение истории с разных точек зрения направлено на воспитание терпимости мировоззренческих взглядов на прошлое.

Подходы к изучению истории взаимно непримиримы, так как они основаны на разных мировоззрениях.

Во взаимоотношениях между мировоззренческими под­ходами действует правило: «Или согласись со мной, или ты не прав»

Всемирный подход считает религиозный подход необъек­тивным, ненаучным, ложным, ссылаясь на то, что естествен­ные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души.

Локальный подход считает всемирный подход необъек­тивным, ненаучным, ложным, полагая прогресс не главным в жизни человека, а лишь продуктом его деятельности, при­чем прогресс почти не сказывается на природной сущности человека.

Всемирный подход считает локальный подход необъек­тивным, ненаучным, ложным, указывая на то, что регио­нальный подход абсолютизирует природные инстинкты и не уделяет должного внимания деятельности человека.

Во всемирно-прогрессивном подходе направления марк­систское (классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности), и либеральное (классовое сотрудничество на основе частной собственности) придерживаются проти­воположны взглядов.

1Региональная общность — регион мира, в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ

№ 1. Структурирование истории по мировоззренческому признаку

Мировоззрение каж­дого человека обус­ловлено определен­ным выбором им главной жизненной цели

· Мировоззрение — движение к Богу — Подход к

· Направление подхода: христианство, ислам, буддизм и др.

· Мировоззрение — получение максимальных

· Подход к изучению — всемирно-прогрессив­ный

· Направление подхода: марксистский, либе­ральный

· Мировоззрение — гармония жизни, здоро­вье, долголетие

· Подход к изучению — локальный

· Направление подхода: славянофильский, евразийский,

2. Что изучает наука история?

История (прошлое) человечества

Происходит выделение субъектом, человеком-ис­ториком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения — алгоритма) и определение его в качестве основы исторического процесса. Выбор из множества сторон жизни человечества стержневой стороны, детерминанты (предмета изучения) субъективен и зависит от мировоззре­ния отдельных людей, разного понимания или смысла жизни

№ 3. Алгоритмы познания

Многочисленные предметы изучения при систематизации можно объединить в три алгоритма

Движение человека к Богу. Спасение души

Общемировое развитие, прогресс человечества

Гармония народа и конкретной среды его проживания

№ 4. Подходы к изучению

Подходы к изучению исторических фак­тов в историческом времени и истори­ческом пространс­тве

Религиозный (Движение человека к Богу. Высшая

Всемирно-прогрессивный (Общемировое развитие,

прогресс человечества. Высшая ценность — мате­риальные блага)

Локальный (Единство человека и среды его оби­тания.

Высшая ценность — гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

№ 5. Всемирно-прогрессивный подход

Отдает приоритет в изучении прогрессу — развитию общества, общественным отношениям, связанным с формами собственности, классовой борьбе. (Рассматривает человека в обществе.)

Во всех странах закономерна революционная смена общественно-эконо­мических формаций и возникновение бесклассового коммунистического общества

Отдает приоритет в изучении прогрессу — развитию личности и обеспечению ее индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления человека обще­ству, человек и общество.)

Все страны, эволюционируя, придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива — цивилизованная (Западная), а другая — нецивилизованная (Восточная). В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная (Западная) альтернатива развития

№ 6. Различия в мировоззренческих подходах

Вера в Бога, вечность человеческой Души и кратковремен­ность жизни.

Главное в истории — это выделение че­ловека из животного мира греха, осво­бождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу.

Сегодня из 6 млрд. населения Земли 4 млрд. верят в Бога и вечность Души. В их числе почти все монархи и президен­ты, многие деятели науки и культуры. К старости более 90% людей планеты ве­рят в вечность Души, загробный мир

Общемировой прогресс. Пре­жде всего про­гресс челове­ческого разума, сознания

Главное в истории — развитие прогрес­са по возрастающей приводит к абсо­лютному господству человека над при­родой.

Человек — царь природы, а в перспек­тиве — и Космоса

Единство наро­да и среды его обитания

Главное в истории — гармония Приро­ды, где человек и его среда обитания являют неразрывное целое. Прогресс является продуктом человеческой де­ятельности и —вторичен. Общество не совершенствуется в ходе прогресса, а представляет собой повторяющийся во времени продукт человеческих инстин­ктов

№ 7. Взаимная непримиримость мировоззренческих

Источники:
  • http://www.ucheba.ru/article/4492
  • http://poznaemvmeste.ru/index.php/125-tochki-zreniya
  • http://pandia.ru/text/79/146/56241.php