Меню Рубрики

Что такое интуиция с точки зрения православия

+7 (8452) 23-04-38,
23-77-23, info-sar@mail.ru.

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор портала «Православие и современность» — Н.А. Горенок.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2019 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены

Является ли преднамеренное и целенаправленное развитие своей интуиции грехом? Или наоборот, это часть нормального развития тех естественных способностей, которыми одарил нас Господь, когда создавал нас? Кому-то кажется, что ответ однозначен. Я спрашивал у трех батюшек, и, по сути, ответа так и не получил. Один сказал, что лучше этим не заниматься, но в силу обстоятельств я не успел спросить, почему. Другой в процессе разговора даже решил, что я его искушаю, но наш разговор не прибавил для меня определенности. Еще одному батюшке я написал через интернет. После моего второго письма с аргументированными возражениями (как мне кажется), ответа больше не было. Чтобы было понятнее, я приведу свои размышления. Изучая Евангелие, мы укрепляемся духовно, а также напрягаем свои извилины, пытаемся сделать какие-то выводы для себя, извлечь уроки, другими словами, тренируем также интеллект, анализируем. Помимо духовного и интеллектуального развития также приветствуется развитие физическое — в здоровом теле здоровый дух, то есть данное нам мы стараемся развить и укрепить. Разве способность интуитивного восприятия не такая же данность? Сколько уделяется времени в школах физическому развитию детей? Проводятся специальные уроки физкультуры, различные спортивные мероприятия, соревнования. А сколько уделяется времени для развития у детей способности познавать, анализировать окружающий мир — еще больше! Масса уроков и различных дисциплин из разных областей человеческих знаний. Но сколько времени уделяется для развития способности интуитивного, чувственного восприятия мира? Ведь известно, что передать знания без искажений нельзя, потому что у каждого свое индивидуальное восприятие. Именно поэтому нельзя передать истину, ее можно только познать самостоятельно путем озарения — разве нет? Так сколько времени уделяется развитию у детей такого способа познания? Мне кажется, мы развиваем наших детей однобоко. И сами мы однобокие инвалиды. Совершенно точно известно, что лучшие мастера в своем деле (художники, композиторы, политики, экономисты) обладают интуитивным чувствованием в своей области, и это не считается противным Богу. Это естественное положение вещей, разве нет? Я считаю, что развитие интуиции — это часть самосовершенствования и духовного развития. Следовательно, это движение не от Бога, а наоборот. В конце концов, нас определяют наши деяния, а не то, что мы имеем. Можно воспользоваться своим интеллектом для совершения деяний во имя любви, с тем же успехом можно применить свой интеллект для других деяний, не имеющих к любви никакого отношения. Все то же самое можно сказать о своей интуиции. Это еще один инструмент познания, который никак не определяет нас. Нас определяет то, что мы будем делать с этими знаниями, как их применим, ради чего. Это, как мне кажется, и есть та степень свободы, которой одарил нас Господь — свобода выбрать. Помогите разобраться, где я заблуждаюсь, а где прав.

Мне не совсем понятно, что Вы подразумеваете под интуицией? Какие знания? Мне кажется, вы неправомерно смешиваете эти два понятия.

Даже если брать определение философского словаря, то, в общих словах, знание — это результат логического анализа, а интуиция — это способность постижения, минуя логический анализ. Это никак одно с другим не связано. В какой-то степени это противоположные, не пересекающиеся способности человека. Это первое, что вам нужно для себя определить и разобраться. Судя по некоторым вашим заявлениям, у вас просматривается каша из обрывочных фраз из оккультной и гностической литературы.

Поэтому, во-первых, я вам советую четко для себя определить, что такое интуиция. Во-вторых, в ваших высказываниях вы ставите интуицию на уровне с физическими способностями человека. Зрение, слух, интуиция… Но ведь зрение, слух, обоняние есть и у животных. Неужели интуиция тоже у них есть? Очевидно, что интуицию нельзя ставить в ряд физических способностей. Это не способность нашего тела.

Интуиция — это жизнь нашей души, это одно из проявлений нашей духовной жизни. И поэтому никакими физическими упражнениями или практиками ее развивать нельзя.

Интуиция — это способность нашей души, которая была дана нам Богом. Помните, в первых главах Бытия описывается то, как Господь поручил Адаму нарекать имена всем животным на Земле. Вот представьте только эту картину: все животные по очереди подходили к Адаму, и он давал им имена. Те имена, которые через многие тысячи лет человек постигнет как четкую классификацию всего живого мира. Как Адам это делал, как он постигал сущность каждого организма и нарекал им имена? Посредством знания? Вряд ли. Думаю, в этом и проявлялась его совершенная интуиция, сущность и жизнь его души.

Но что произошло потом? Адам согрешил, в его природе произошла страшная катастрофа, гармоничное, иерархичное устройство его существа — тело подчинено душе, душа подчинена духу, дух подчинен Богу, — нарушилось. Во главе всей природы Адама стало тело и подчинило себе и душу, и дух.

И с тех пор мы и ведем тот образ жизни, который ведем. Иногда, очень редко, наша душа все же дает о себе знать, каким то образом проявляется в нас и пытается влиять на наш выбор. Именно это по-научному и называется интуицией. Конечно, интуицию можно развивать, давать ей больше места в нашей природе. Но как? Путь только один — очищение наших душ от грехов, борьба со страстями, приближение к Богу.

Только на пути к святости будет развитие нашей интуиции. Помните самый известный случай проявления интуиции у святых людей? Когда преп. Сергий, обедая за столом с братией в монастыре, вдруг вскочил и стал кланяться в землю по направлению на юг. А братия его спрашивает: «Отче, что ты делаешь?». Он отвечает: «Авва Пафнутий проезжает по дороге сейчас в 40 верстах от нас мимо, и кланяется нам в нашу сторону. Вот и я ему отвечаю поклоном». Вот такая интуиция святых людей. Это ни в коем случае не знание и не физическая способность. Это жизнь святой души.

А следовательно, все упражнения для развития нашей интуиции совпадают с теми упражнениями, которыми мы пытаемся достигнуть святости.

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Интуиция в православии

Интуиция может быть представлена не только процессами, происходящими в человеческом сознании. Существует особый вид интуиции – духовная, представляющая собой некий феномен душевной жизни человека.

Духовная интуиция в православии отождествляется с прозорливостью. Проявляется такая интуиция в Божьей помощи человеку во всех его жизненных ситуациях. Считается, что абсолютно правильные решения всех задач приходят людям через знания, избирательно открываемые им Богом в особенно важные моменты жизни. Как правило, светлые и чистые душой люди, на бытовом уровне постоянно ощущают присутствие Господа в своей жизни.

Блаженный Феодорит писал: «Иной найдет в душе человеческой и другое еще, более точное подобие… ум рождает слово; со словом же исходит дыхание, не рождаемое подобно слову, но всегда сопровождающее слово, исходящее вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только в образе, а потому слово и дыхание его не самостоятельны. Во Святой же Троице разумеем Три Ипостаси, и не слитно соединенные и самостоятельные». «Слово» следует понимать как логическое суждение, мысль, выраженную словами; «Дыхание» — нравственное содержание ума. Сам «Ум» в этой трактовке ни что иное как личность человека, его «Я», не имеющее определения. Таким образом «интуиция» — научное понятие, обозначающее восприятие идей умом.

Духовная интуиция в широком смысле слова представляет собой одно из свойств образа Бога в человеке. Если этот образ осквернен грехами, то духовная интуиция ослабевает и дает человеку искаженное представление о духовности. Человек теряет способность воспринимать духовную суть действительности, или происходит ложное ее восприятие (прельщение). В первом случае человек вообще не воспринимает духовную жизнь, а во втором говорят о бесовском обольщении души, которое воспринимается как ложная божественная благодать.

По слову апостола Павла, духовная интуиция представляет собой особый благодатный дар Святого Духа: «…каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 7-10).

Развитие духовной интуиции

Духовная интуиция, как и любой другой ее вид, может быть развита молитвами и церковными таинствами, т.е. духовным опытом. Например, у подвижников благочестия, благодаря их церковной жизни, простая интуиция развивается до прозорливости.

Каково христианское объяснение интуиции?

О том, что такое интуиция, лучше спросить у психолога, специалиста в области процессов, происходящих в сознании человека. Вероятно, интуицией следует назвать способность человека создавать суждения и определять их логическое значение (истина или ложь) на основе недостаточной и не до конца осознаваемой информации. Источник интуиции заключается в природной способности человека создавать суждения, то есть мыслить, а так же в способности накапливать знания, полученные из опыта, то есть в памяти.

Помимо интуиции, которая является феноменом душевной жизни человека (процессы, происходящие в сознании) , существует особая духовная интуиция. Она заключается в способности оценивать сущность явлений духовной жизни, определять их духовное значение, чувствовать, от Бога или от Его противника исходит то или иное побуждение.

Установлено, что полевая форма не имеет молекулярной основы, за то прекрасно себя чувствует на уровне элементарных частиц.

Порождаемыми мыслями или эмоциональными всплесками, выбросами, они как незримые двойники следуют рядом. Но иногда именно они становятся так называемыми индукторами, предупреждающими об опасности.

Человечество очень просто ответило, на столь сложную проблему назвав ее интуицией, в более пикантных случаях Даром Пророчества. Теория о полевой форме жизни, сразу расставила все точки, дав определение, и Библейского подселения Дьявола и пророчество людей, скажем, малообразованных, с низким коэффициентом интеллекта, тем не менее, точно указывая последующие события, катастрофы, войны.

Протоиерей Алексий Уминский: О душе и интуиции (+Видео)

Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский отвечает на вопросы ведущих программы «Временно доступен».

Андрей Дементьев: Душа. Вы знаете, я думаю, для всех имеет значение — верующий, неверующий. Верующий вкладывает в это понятие свой смысл, а неверующий, так скажем, другой. Но я считаю, что душа — это, прежде всего, интуиция. В человеке должна быть развита интуиция. Он должен чувствовать не то, что завтрашний день, не то, что события, которые произойдут, а он должен чувствовать ситуацию, в которой он находится. То есть это, наверное, не только интуиция. Это, наверное, деликатность, образование, интеллигентность, помноженные все друг на друга. Понимаете, вот что такое душа.

Душа предполагает, что в ней умещается очень много: порядочность, милосердие, соучастие и такая, знаете, доброта бесконечная к людям. Потому что я сейчас вернулся из Кубы. Я на Кубе был в 1975 году — смотрите, как давно. Очень мало изменилось с точки зрения того, как люди живут. Они по-прежнему живут не очень богато, бедно, я бы сказал. Многие простые люди живут бедно, но в них, это совершенно удивительно, сколько я встречался с ними, от них идет какой-то свет. Они очень добрые. Они доброжелательные. Казалось бы, того не хватает, сего, и зарплаты маленькие и условия жизни, может. Я видел в каких домишках некоторые живут — просто лачуги. Казалось бы, многого не хватает, а вот душа полна света.

Читайте также:  Все о пиве с медицинской точки зрения

Александр Карлов: Андрей Дементьев, 84 года, поэт, вкладывает в стихи собственную душу. Может поэтому его творчество пронизано романтикой и состраданием. Итак, душа и интуиция — вот такой взгляд.

Прот. Алексий Уминский: Интуиция, конечно, одно из свойств душевной жизни человека. Без всякого сомнения. Мне кажется, что мы не должны забывать, что человек, конечно, потрясающе сложен и Богом настолько одарен, что вот эти дары Божьи в человеке, они нам во многом даже и неведомы бывают. Самые простые вещи, которые может делать человек и самые сложные вещи, которые может делать человек, говорят только о том, что действительно это непостижимый объект, человек — непостижимый. Он сотворен, действительно так, как Господь задумал человека — быть Богом на Земле.

Потому что в раю Адаму Господь говорит: тебе — Земля, тебе — вот это место, владычествуй на ней, распоряжайся ею, умножай ее, храни ее, возделывай ее. Понятно, что человек и мир связаны какими-то удивительными мистическими связями. Поэтому вот это, интуиция — это одно из свойств человека. В конечном итоге интуиция святых — это прозрение о судьбах мира, прозрение о человеческой душе, это пророчества…

Что такое интуиция с точки зрения православия

Аристотель и Платон. Фрагмент фрески «Афинская школа». Рафаэль С.

Разум позволяет исследовать окружающий мир и является исключительным свойством человека, возвышающим его над животным и растительным миром. Но, исследуя сам разум, мы сталкиваемся с непостижимой глубиной, исчерпать которую не можем и по сей день. Виктор Петрович Лега о том, что говорит о разуме философская наука.

– Виктор Петрович, скажите, как философия смотрит на разум и его проявления?

– Вопрос достаточно сложный, поскольку он неоднозначный. С одной стороны, мы можем сказать, что разум – это одно из главнейших свойств в человеке, как говорили греческие философы, «владычествующее» («эгемоникон»). Кстати, этот термин употребляли и отцы Церкви, используя его для обозначения того, что разум, будучи главным свойством в человеке, выражает собой образ Божий (недаром вторая ипостась Троицы именуется Логосом).

Поэтому разум и владычествует в человеке, и показывает, что человек должен владычествовать над всем миром, а так же – и над самим собой. Большинство отцов говорили, что именно в разуме коренится образ Божий в человеке.

С другой стороны, на разум можно посмотреть с философской точки зрения и сказать, что он есть способность познания истины, способность рассуждения, которую можно рассматривать как конкретный механизм. Как сказал Сократ: «Разум – это способность связывать понятия». Сейчас, кстати, этим занимается аналитическая философия – очень мощное и популярное, особенно в западной философской мысли, течение. Она представляет собой умение анализировать, выявлять, правильно ли мы образовали понятия, правильно ли мы их связали, как найти истину, где ее критерий, как найти заблуждение и ошибку в наших рассуждениях. Это тоже очень важная сторона, касающаяся как раз больше научного мышления.

Если вернуться к первому пониманию и связать его со вторым, то мы увидим у отцов Церкви самое уважительное отношение к разуму, если он, конечно, не противопоставляется вере. В случае, когда разум применяется для того, чтобы опровергнуть веру, речь идет о неправильном использовании разума. А правильное его использование, как неоднократно подчеркивают отцы Церкви, приводит нас к Богу. А человек, который не использует разум, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, становится просто хуже животного, потому что разум – это естественное свойство человека, дар Божий, и мы обязаны его использовать. А животные – они неразумные и выполняют свою собственную функцию.

Большинство отцов говорили, что именно в разуме коренится образ Божий в человеке

– Ответ на этот вопрос будет неоднозначным, поскольку он касается терминологии. Отцы Церкви используют слова «разум», «рассудок», «ум», а в греческом языке этих слов еще больше: «нус», «фронесис», «дианойя», «логос» и др. И при переводе на русский язык эта многозначность часто теряется. Но, прежде всего, когда речь идет об уме, под этим словом подразумевается некая целостная способность видеть истину. И в этом случае ум почти синонимичен вере. Когда говорят «разум», то имеют в виду тоже способность целостно и не рассуждая познавать истину. А рассудок – это уже аналитическая способность связывать понятия: рассудок как инструмент разума, а разум – это свойство ума. Некоторые отцы делают такое условное разграничение понятий. Ум – это более широкое понятие, частным свойством которого является наш рассудок.

Правильное использование разума неизбежно приводит к Богу

Святитель Лука Крымский

– Слово «сердце» в Священном Писании используется очень часто, и этому посвящены многие труды знаменитых русских философов, таких как Панфила Данииловича Юркевича, Бориса Петровича Вышеславцева и др. И действительно, читая Священное Писание, мы часто видим, что в нем речь идет о сердце не как об органе перекачивания крови, а как о своего рода образе или аллегории, обозначающей все силы нашей души. Хотя архиепископ Лука пишет о сердце как врач. Я помню, в этой книге он описывает, что как врач он знает, что к сердцу подходит множество нервных окончаний, которые совершенно не играют никакой роли в функционировании организма. Поэтому он считает, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью, мозг – это именно орган рассудочной деятельности, а сердце – умственной. Не знаю, я не врач и не биолог, может быть, владыка и прав, ибо много тайного и непонятного есть в природе человека. Однако чаще говорится о сердце совершенно в ином ключе. Святитель Григорий Палама, например, пишет: «А я и святую нашу веру полагал бы неким превосходящим любое чувство и любое разумение созерцанием нашего сердца, поскольку она превосходит все умственные способности нашей души». А замечательный русский философ Алексей Степанович Хомяков также говорит о сердце как о целокупной деятельности души, одним из свойств которой является наш разум, наш рассудок. Поэтому сердцем мы веруем, или даже сердцем не веруем: « Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс.13: 1). Это нечто более глубокое, чем просто рассудочная деятельность.

– В обыденном сознании сердце воспринимается людьми, прежде всего, как орган чувств, и тут вдруг – сердце мыслит ! Скажите, как объяснить такое противоречие?

– Если использовать платоновский язык, которым часто пользовались отцы Церкви, чувственная, или вожделеющая, часть души – это тоже ведь часть души, и поэтому сердцем мы чувствуем, сердце нам подсказывает, тут есть некая интуиция как внерассудочная деятельность. Ну, может быть, сердце и рассуждает, оно же единое свойство души, которая включает в себя волевое, чувствующее и разумное начала. И сердце может подвигать нас к действию. Великий французский ученый и философ Блез Паскаль утверждал, что очевидные положения, например аксиомы, мы чувствуем сердцем: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить».

Святитель Лука Крымский считал, что сердце тоже занимается своего рода мыслительной деятельностью

–Проблема интуиции в философии выходит на первый план особенно в XX веке. Немало философов стали уделять внимание интуиции. Практически одновременно понятие интуиции ввели в гносеологию русский философ Н.О. Лосский и французский философ А. Бергсон. Одна из ранних работ Н.О. Лосского называется «Обоснование интуитивизма», вообще свою концепцию он называл интуитивизмом. Именно при помощи интуиции, писал он, и можно решить многие философские проблемы теории познания, например поставленные Кантом: существование внешнего мира, познание другого субъекта, вопрос, почему люди друг друга понимают и т.п. Хотя, если рассуждать по Канту, можно знать только себя – свои априорные формы, только свой собственный рассудок, но ведь мы понимаем друг друга, уверены в существовании внешнего мира. Почему? И здесь Лосский говорит об интуиции как об основании, на котором действует наш рассудок. То есть понятие интуиции ближе уже к деятельности ума. А. Бергсон, наоборот, противопоставляет интеллект интуиции: интеллект познает лишь неподвижное, а жизнь можно познать лишь при помощи интуиции.

Н.О. Лосский называл интуицию основанием, на котором действует наш рассудок

Интуиция (помыслы от Бога, глас Божий)

Наша интуиция это голос Господа, слышимый нашей душой. Христианское название интуиции, – «помыслы от Бога, глас Божий». Среди людей интуиция часто проявляется в высказываниях типа «душа к чему-то не лежит» и т.п. Наша совесть – это тоже одно из ее проявлений. Замечательно об интуиции сказал митрополит Вениамин: «У души есть свой, более глубокий разум, интуиция, внутреннее восприятие истины». Главное предназначение интуиции в том, чтобы человек выполнил свою основную задачу на Земле – очистился бы от страстей и пришел бы к Богу. Поэтому любая информация, которая может помочь этому, будет доноситься до нас Господом особо настойчиво. Человеку будет трудно увидеть все виды страстей в себе, если он не научится работать с интуицией, с этим бесценным подарком Бога, с помощью которого Он нам все и подсказывает.

Главная задача человека при работе с интуицией заключается в том, чтобы честно и безоговорочно принимать ответы Господа о проявлении наших страстей, не пытаясь никак оправдаться.

Человеку всегда дано будет знать, действительно ли следовал он голосу Господа, или же он доверился голосу эго. Если после совершения поступка, вы чувствуете угрызения совести, или убеждаете себя в том, что поступили правильно, выискивая аргументы в свою пользу, то будьте уверены, что вы поступили неправильно. Душевный дискомфорт после вашей ошибки и есть оценка Господом вашего поступка, которая должна помочь осознать свою неправоту. После правильного же решения в ситуации человек чувствует внутренний комфорт и легкость, а совесть больше не возвращает его к ней.

При честной и искренней работе с интуицией человек все чаще и чаще узнает в сердце тихий, теплый голос Господа среди вечно осуждающего, раздраженного и суетливого хора голосов эго. И со временем, при нашем внимании, Его голос становится все более узнаваем.

Человек, слушающий интуицию и доверяющий ей, начинает жить совсем по другим правилам. И чем больше при этом он полагается на голос Господа, тем меньше ошибок он совершает и в своей повседневной жизни, и в духовной работе. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Иоанн 15:5).

— Развитие интуиции.

Человечество в своей погоне за знаниями совсем забыло об интуиции, об этом простом способе общения со Всевышним по любому поводу. В результате мы проводим половину своей жизни в работе по получению знаний из вторых рук, так и не удосужившись заглянуть в себя и обнаружить этот волшебный подарок от Господа.

У каждого человека, как правило, уже есть свой многократный опыт общения с Господом. Причем, следование Его голосу всегда заканчивалось положительно для нас, и наоборот. К примеру, если нам почему-то очень не хотелось куда-то идти, но мы шли, то впоследствии часто жалели об этом. Или наоборот, делали что-то интуитивно и позднее долго удивлялись удачности поступка. Просто тогда эго не позволяло суммировать весь этот наш интуитивный опыт и сделать из него выводы, полезные для нас. Так что сейчас любые усилия, направленные на развитие нашего опыта общения с Господом и есть самое лучшее и бесплатное образование в мире. Обратите внимание на саму странность ситуации, когда многие люди изучают опыт успешных в разных сферах деятельности людей, в то время как те, зачастую не сильно что-то изучали, а были больше спонтанны и интуитивны.

Читайте также:  С точки зрения формы все морфемы делятся на

Интуиция может развиваться в нас со временем. Лучшие наши действия для этого, — это процесс очищения нашей души от эго в результате работы над своими страстями. Умаление в человеке эго влечет за собой и ослабление его голоса внутри нас, снижая тем самым все «помехи» для голоса Господа.

Узнавать интуицию и отличать ее от голосов эго можно также наблюдая за оттенками их интонаций. Голос души всегда тихий и спокойный. Он никогда и никуда не торопит и призывает к спокойствию, миру, любви. Он не стремится выйти на передний план, хотя при желании всегда слышим. Голос же эго всегда громкий, всегда доминирующий. Он вечно о чем-то спорит, кого-то осуждает, куда-то торопит, чего-то страстно желает и кого-то ненавидит. Интонации этих голосов настолько разные, что при желании их легко можно научиться различать за непродолжительный период времени.

— Как начать работать с интуицией.

Работать с интуицией совсем не сложно. Можно довольно быстро освоить некоторые немногочисленные навыки в этом деле и дальше уверенно обращаться за помощью к Господу по многим вопросам.

Для начала нужно точно знать вопрос, на который вы хотите получить ответ Свыше. Желательно на начальном этапе задавать следующий вопрос Господу уже после получения ответа на предыдущий. Это нужно делать, чтобы не было путаницы в голове, и чтобы яснее улавливать интонацию ответа и так постепенно привыкать к ней. В дальнейшем, по мере очищения нашего сердца, это может вырасти в интереснейший разговор с Господом.

Итак, после того, как вопрос задан, нужно правильно настроиться на получение ответа. По возможности на время выключите интенсивный мыслительный процесс, — порисуйте, повяжите, посмотрите на природу. Обычно ответ от Господа приходит довольно быстро. Он короткий и не рождает в душе дискуссий. Запоминайте этот голос.

На всех этапах ваше эго часто будет пробовать вмешиваться в эту работу. Убедитесь, что ответ, полученный вами, не несет в себе суету, напряженность, беспокойство.

— Возможности интуиции в вопросах борьбы со страстями (эго).

Основное предназначение интуиции – это подведение человека к мысли о греховности своей жизни, к необходимости изменений в себе. Поэтому вся информация о ваших страстях и совершенных грехах будет быстро дана вам Господом в виде мыслей, воспоминаний, нужных строк из книг и других подсказок. В этих вопросах Его голос особенно слышим.

Вы можете, например, задать вопрос о том, в каких случаях сегодня вы поступили неправильно и вскоре получите развернутую информацию об этом. Можете запросить подсказку по конкретному виду вашего эго или сразу по нескольким. Можете попросить показать ваши грехи за день, за год или даже за всю жизнь. Нет пределов использования помощи Господа в данном вопросе — было бы искреннее желание принимать ответы.

В круг следующих вопросов полезно добавить такие, где вы интересуетесь наилучшей последовательностью умаления своих страстей. Наше эго индивидуально, и путь его умаления может сильно разниться. Бывает очень часто, что за одним видом эго прячутся другие, которых вы пока что не видите и, начав работу именно с него, вы очень быстро продвинетесь вперед. Господь всегда подскажет вам, с чего лучше начать и что делать дальше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Духовная интуиция. Как пробудить и развить духовную интуицию?

Духовная сфера – самая высокая и достичь вершин духовного совершенства труднее, чем стать миллионером или президентом какой-либо страны.

Это связано не только с тем, что человек должен от многого отказаться и принять философию самоограничения, но и с тем, что сама по себе духовная сфера далеко не столь понятна и очевидна, чем любая земная цель.

Что такое просветление или состояние самадхи? Что значит святость, светоносность или высшая внутренняя свобода? Что такое слияние с духовной волей или единение со вселенной?

Для большинства людей – это красивые слова, за которыми ничего не стоит. Но на самом деле все это имеет очень глубокое содержание.

Понятно, что путь к этим вершинам далек и рискован. Мы никогда до конца ни в чем не уверены, хотя сомнения на этом пути вредны.

Тем не менее огромную роль на духовном пути приобретает духовная интуиция.

Устремляясь к совершенству, человек реализует свою потребность в том, чтобы стать совершеннее.

Эта потребность встроена в нас природой и творцом и даже строение мозга предполагает, что в нем есть участки и отделы, отвечающие за переживание высоких духовных состояний и восприятие тонких невидимых сфер бытия.

Потребность в духовном совершенствовании и служении с одной стороны направлена на раскрытие и улучшение самого человеческого духа, который нужно воспитывать и закалять,

С другой стороны, потребность в духовном совершенствовании предполагает улучшение мира, в котором мы живем и духовную помощь людям, которым хочется помочь стать еще совершеннее.

Это сделать очень непросто – потому и в том, и в другом случае человеку далеко не всегда понятно, как это сделать?

Потому роль духовной интуиции возрастает.

На каких-то участках пути восхождения человека она становится едва ли не единственной опорой человека, его компасом, помогающим точно выбрать путь.

Духовную интуицию можно сравнить со светом мощного фонарика, который освещает путь альпинистов, совершающих восхождение на гору в темноте.

Любая потребность имеет свой объект, куда она направлена. Но если это наш дух, являющийся частью Божественного Духа, то

Однако может ли Бог, Дух, Высшее Начало быть объектом для сознания духовного искателя?

Формулировка Спасителя: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь», где с точки зрения сакральных учений Христос выступает синонимом высшего «Я» человека, говорит нам о том, что Бог не объект, а высочайший субъект, познать который (то есть пройти по духовному пути внутри себя, научиться отличать истину от иллюзий и обрести Вечную Жизнь с большой буквы) можно, только открыв его внутри себя как глубинную внутреннюю реальность.

Правда, для того чтобы приблизиться к своему высшему «Я», человек может создать его совершенный образ или даже персонифицировать его, представив в виде святого или основателя мировой религии, однако этот образ нельзя считать объектом.

Объектом могут быть психологические структуры, черты или качества личности, которые способны выступать препятствием на пути к совершенству.

Какое отношение это имеет к проблеме духовной интуиции?

Самое прямое. Этот вид интуиции в наибольшей степени предполагающий осознанность и разумность.

Эта интуиция работает с открытыми глазами, она не должна даже отдаленно напоминать псевдооткровения экстрасенсов из оккультных салонов, которые для решения сложных задач вращают маятник.

Человек с развитой духовной интуицией — это опытный или как говорили про русских старцев прозорливый человек.

Он знает себя, жизнь, внутреннее содержание и мотивы других людей, опасности, подстерегающие человека на духовном пути.

Другие препятствия заключаются в том, что сама цель – духовное совершенство – очень трудна для человеческого понимания.

Потому на духовном пути люди нередко совершают серьезные ошибки и несут большие риски (цена метафизического риска намного выше, нежели цена риска финансового).

Хотя любая серьезная духовная традиция говорит о необходимости трезвости и здравомыслия на пути своего адепта, тем не менее, просчитать все этапы пути и полностью избежать ошибок и поражений с помощью рассудка и расчета абсолютно невозможно.

Многие решения приходится принимать интуитивно. Таким образом, роль духовной интуиции на пути совершенствования становится важнейшим инструментом реальной трансформации человека.

Каков механизм духовной интуиции и как добиться ее полноценного включения в жизнь человека?

Духовная интуиция по своей природе – еще более тонкий механизм, нежели интуиция творческая.

Интуит духовного типа получает сигналы из самых высших слоев духовной реальности.

Иногда эти сигналы приходят на конкретный вопрос, который задается человеком во время молитвы и медитации.

В других случаях спонтанная подсказка свыше приходит в самую неожиданную минуту, когда прямого обращения человека не было, но он все-таки получил поддержку из центра интуиции: всевидящему оку сверхсознания виднее, какие опасности угрожают человеку и какая помощь ему нужна.

Включение духовной интуиции происходит по таинственным, непостижимым для человека законам.

Порой интуитивные сигналы и даже команды приходят в сознание человека, внешне далекого от подлинной духовности, которому, тем не менее, приуготовлена неведомая для него духовная миссия.

Так было с библейским Савлом, гонителем христиан, неожиданно для себя услышавшим голос с неба: «Савл, Савл, зачем ты гонишь меня?», превративший его в апостола Павла, и с пророком Мухаммедом, в течение нескольких лет записывавшим тексты будущей книги Коран, которые пришли к нему по высочайшему духовно- интуитивному каналу.

Развитие духовной интуиции немыслимо без того, чтобы человек встал на духовный путь и, рискуя всем, что у него есть, начал это увлекательное, но очень сложное и небезопасное восхождение.

В данном случае важны даже не упражнения и психотехники, а сама духовная практика жизни.

Именно она, развивая интуицию, превращает ее из смутного предчувствия в ясное и точное чувствознание.

Еще раз проговорим связь духовной интуиции со сферой потребностей.

Это позволит нам понять, как все перечисленные в предыдущих статьях виды интуиции связаны между собой, как они развиваются в процессе эволюции и как они помогают развиться высшей духовной интуиции.

Потребности определяют динамику сознания и характер целей во всех сферах, включая духовную сферу.

Если человек не имеет глубинной потребности в чем-либо, он не может поставить перед собой цель и достичь ее: либо ничего не получится, либо навязанная цель не сможет долго удержаться в сознании.

Потребность может превратиться в цель, а может и не стать ею, продолжая давить на человека изнутри или постепенно угасая.

Все зависит от силы потребностей и характера ее удовлетворения (сразу – не сразу, полностью – не полностью, легко – трудно и т. д.)

Если человек разумно удовлетворяет свою потребность и она материализуется в цель, у него обязательно развивается соответствующий вид поисковой интуиции.

Если не работает потребность (например, человек не хочет быть лидером или познавать мир на глубинном уровне), то у него не развивается и та разновидность интуиции, которая помогает удовлетворить нужную потребность (в данном случае лидерскую или познавательную).

Если человек не ведет духовный поиск, то у него не разовьется и духовная интуиция.

Удовлетворенные и неудовлетворенные базовые потребности определяют картину мира и тип личности в зависимости от того, какая потребность является доминирующей.

Важно также понять, как эти потребности соотносятся между собой.

В каждый момент своего развития у человека какая-то одна потребность является доминирующей, а другие – второстепенными.

Однако по мере взросления и развития как самого человека, так и окружающего его мира главенство потребностей может меняться – от самой главной до третьестепенной.

Каждая потребность имеет свой тип интуиции, и при своем длительном преобладании она рождает в человеке особое «Я».

Как влияет на силу и достоверность интуитивных прозрений удовлетворенность или неудовлетворенность человеческих потребностей, достижение или недостижение целей, поставленных человеком под влиянием потребностей?

Восточная версия психосинтеза исходит из того, что полностью удовлетворенная потребность снижает у большинства обленившихся и пресыщенных людей интуитивную активность.

То же самое происходит, если потребность в течении длительного времени совершенно не удовлетворяется, тем более если было несколько неудачных попыток ее удовлетворить: в этом случае она может»усохнуть».

Читайте также:  Восстановление и лечение зрения у подростка

Лучше всего интуиция работает, когда потребность удовлетворена, но частично, – тогда у человека возникает программа «завершения гештальта», причем она усиливается, если у человека был опыт побед и достижений.

Интуиция развивается с возрастом. Это касается и низших, и более высоких видов духовной интуиции.

Человек после сорока лет, пройдя два-три брака, накапливает опыт понимания людей противоположного пола и научается сразу различать, кто ему нужен, а кто – нет.

Опытным лидером, способным минимизировать риски, сэкономить силы и предвидеть опасности, человек становится тоже далеко не в молодости.

А уж духовной интуиции просто не бывает у неопытных юношей, даже если их помыслы чисты.

И даже если взять опытного человека в земном смысле, хорошо понимающего, что такое мир зла в духовной сфере он будет очень неопытным и его высшая духовная интуиция, как правило, будет искривлена «чутьем» его эгоистического нутра.

Тем не менее, включение интуиции более высокого вида возможно и в том случае, если низшие ее уровни развиты далеко не в полной мере (например, если мы имеем дело с бессребреником, духовным искателем не от мира сего или творческой увлеченной личностью).

Все зависит от того, на каком уровне развития и удовлетворения своих базовых потребностей находится человек. Какая потребность наиболее активна, такая разновидность интуиции у него включается и развивается.

Восемь видов интуиции ( интуиция выживания, семейно-родовая интуиция, эгоистическая интуиция, адаптивная интуиция, лидерская интуиция, эмпатическая интуиция, познавательно-творческая (экспертная) интуиция, духовная интуиция) выделены нами в связи с нашими потребностями, которые у каждого человека по-разному удовлетворены.

Совсем необязательно для пробуждения духовных потребностей удовлетворять все остальные потребности по полной программе.

Чтобы стать просветленным, вовсе необязательно становится властолюбивым эгоистом или богатым лидером.

Наоборот, если человек пойдет по этому пути, ему будет трудно сойти с него и вернуться к духовному пути.

Тем не менее, если человек не удовлетворил никакие свои земные потребности, а они остались , его попытка взять реванш в сфере духа едва увенчается успехом – неизжитые желания потянут вниз.

Потому для духовного восхождения человек должен попробовать земную жизнь, состояться в ней, удовлетворив свои земные амбиции, но постепенно ощутить их недостаточность и тщету.

Тогда он может встать на духовный путь и этот выбор его будет вполне органичным и на этом пути он начнет постепенно развивать духовную интуицию, которая будет проявляться как способность распознавания между добром и злом, светом и тенью, истинным духовным состоянием и ложным иллюзорным состоянием, правильным и ошибочным решением.

Он сможет научиться мгновенно отличать истинное духовное учение от ложного учения, подлинного учителя от обманщика, который иногда может быть мистификатором высокой пробы.

Но главное, он будет всегда понимать, что и кто приближает его к совершенству, а кто или что отдаляет.

Эта духовная интуиция на Востоке называется чувствознанием, то есть синтезом правильного чувства, даже ощущения истины и правильного видения и понимания. К этому нужно стремиться и это свойство можно и нужно постепенно развивать, причем предела совершенству здесь нет.

ГАЗЕТА «СПАС»

МЫСЛИ СОВРЕМЕННИКОВ

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями Иммануил Кант

Среди свойств нашей души и жизни есть одно, которое является весьма таинственным. Его чаще всего называют интуицией. А действительно – что такое интуиция? Насколько она важна в жизни и почему? У каждого ли из нас она есть? Нужна ли она в духовной жизни? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.

Татьяна (41 год, преподаватель)

Интуиция, по моему мнению, это тот тихий голос, при помощи которого с нами говорит наш Ангел Хранитель. Насколько это важно? А насколько важно не сбиться в пути в лесу или в море? Вот и этот голос тихонько говорит, надо только попросить и он обязательно ответит, но его надо услышать. Интуиция есть у всех. У некоторых она развита сильнее, у некоторых слабее, как кто слышит.

Нужна ли интуиция в духовной жизни? Приходя в храм, я всегда представляю, как радуется данный мне в наставники Ангел. И в быту я часто задаю ему вопросы.

Вадим (46 лет, технолог)

Интуиция представляет собой скачок на пути к познанию действительности, в основе которого лежат уже накопленные знания, предшествующий опыт. Интуиция возникает лишь на базе прежнего чувственного опыта. Появившаяся интуитивно мысль требует логической проверки, путем сопоставления с другими мыслями относительно изучаемого явления и может быть передана, если она будет сформулирована, то есть построена по правилам логики.

Акт интуитивного понимания зачастую происходит столь быстро и внезапно, а эмоционально переживается настолько возвышенно и остро, что индивид ощущает собственное «Я» как бы вышедшим за пределы его физического тела и растворившимся в постигаемой предметности, переживает так называемое состояние экстаза, или творческого восторга. Иногда наоборот: спонтанно и мгновенно обретаемое просветление производит впечатление, будто ключевая мысль, образ или формула приходят извне, словно посылаются кем-то свыше.

Многочисленные свидетельства подобного рода можно найти не только в религии, но в истории науки и техники, в дневниках художников и поэтов, в письменных и устных рассказах общественных деятелей и самых простых людей, подчас далеких от всякой творческой деятельности.

Тамара (28 лет, преподаватель)

Интуиция — это внутренний голос души. Интуиция есть у каждого человека. Насколько интуиция развита, настолько богат душевный и духовный мир человека. При развитой интуиции мы найдем ответы на многие, если не на все, волнующие нас вопросы.

Анна (28 лет, менеджер)

Для меня это очень актуальное чувство, на которое я часто полагаюсь. Это какой-то внутренний голос, подсказки из глубины души, которые помогают повести себя правильно. Иногда она помогает в мелочах, а иногда спасает жизнь.

Я уверена, что интуиция есть не у всех, и у её обладателей, развита в разной степени. Есть люди, которых можно смело назвать интуитивы — они могут положиться на интуицию во многих сферах жизни и она их не подводит. Особенно это хорошо в общении с людьми, часто интуиция что-то подсказывает, а потом это тайное становится явным.

Но в вопросе духовной жизни я почти исключаю роль интуиции, особенно на первых порах.

А вот внутренний голос, для православного человека, это уже скорее глас совести или Бога и он уже подсказывает нам правильный путь нашего личного спасения.

Татьяна (39 лет, военнослужащая)

Наука по сей день не может объяснить, что же такое интуиция. Это — то состояние, которое можно лишь прочувствовать. Интуиция означает, что мы можем нечто знать, не зная, как мы это узнали. Многие думают, что не все наделены интуицией, но она все же есть у каждого. Просто дело в том, что не каждый прислушивается к своей интуиции, и не каждый беспокоится о ее развитии.

Интуиция — умение чувствовать правильный выбор. Многие из нас просто разучились ей пользоваться. Бывает, что перед нами стоит дилемма: например, запланировал поездку через две недели, но что-то внутри стучит и стучит: нет, надо завтра. Хотя в назначенное время, вроде бы, удобней. И влечешься к этому решению, нарушая планы, а сравнить потом возможности нет, поскольку, что бы было в ином случае, не знаем. Прежде, чем доверять интуиции, необходимо научиться ее чувствовать, научиться отделять правду от лжи, шестое чувство от фантазий. С приходом к православной вере пересматриваются обычно все внутренние постулаты: а правильны ли они? Существует особая духовная интуиция.

Духовная интуиция, как и обычная, может быть развита духовным опытом, опытом молитвы, церковных Таинств. Она заключается в способности оценивать сущность явлений духовной жизни, определять их духовное значение, чувствовать, от Бога или от его противника исходит то или иное побуждение, что это как-то явно связано с Промыслом Божиим в твоей жизни. Когда доверяешься Богу, ощущаешь действительно присутствие Его и защиту.

Ирина (32 года, кассир)

Интуиция – внутреннее ощущение окружающего мира, достоверно определяющее будущее и что-то скрытое от человека. Это то, что глаза не видят, уши не слышат, это что-то совсем неизвестное, но человек своим внутренним ощущением это может определить.

Как есть органы физических чувств у человека, так и существует у него орган чувств души.

Интуиция присуща всем, только у кого-то она развита больше, чем у других. Видимо, интуицию может в полной мере использовать человек, который доверяет себе, своему внутреннему миру.

Интуиция может удержать от опрометчивого шага. Когда обстоятельства складываются таким образом, что и не знаешь что и предпринять, для ее разрешения, то интуиция «подсказывает», что делать, а что не стоит. И в итоге, если послушаться интуиции, то человек сможет разрешить ситуация в положительном для себя ключе. Интуиция – еле уловимое чувство. Поэтому, услышать ее можно лишь в спокойном, сосредоточенном состоянии.

В духовной жизни интуиция необходима, хотя бы потому, что именно благодаря ей, человек чувствует присутствие Господа, ощущает, что Он есть.

Валентина (56 лет, социальный работник)

Могу прямо сказать, что интуиция в моей жизни присутствует и не раз мне помогала в принятии сложных решений, не раз помогала выйти из очень сложных жизненных коллизий, и каждый раз это было совершенно не стандартным для меня путем.

Считаю, что в разной степени интуицией обладают многие люди, но вот пользоваться ей может лишь человек, принимающий себя и других, находящийся в спокойном расположении духа, открытый как себе, так и миру. Иначе интуицию не услышишь, внутренняя «зашумленность» ее голос загасит.

В себе я ее ощущаю как некое знание, которое приходит мне на ум в некоторых ситуациях. И эти знания ничем невозможно проверить или объяснить, им можно лишь доверять или отказаться от них.

В духовной жизни интуиция важна, она помогает брать на веру порой вообще не понятные знания святоотеческой литературы или Евангелия. Она помогает довериться тому, что тебе говорит священник в личной беседе или на исповеди, хотя ты с ним можешь быть и не согласен в тот момент. Однако твоя интуиция обращает твое внимание на эти слова, поворачивает твое восприятие происходящего под другим углом, и ты начинаешь видеть то, о чем раньше и не подозревал. Интуиция в духовной жизни позволяет различать Истину от лжи и фальши, Позволяет понять, что от Господа, а что идет от врага рода человеческого. Но это только в том случае, если человек живет правильной духовной жизнью, под руководством опытного священника.

Интуиция, действительно, таинственна и трудноопределима. В ее основе лежат и жизненный опыт, и непредвзятое отношение к окружающей действительности, и уникальное душевное устроение каждого из нас и, конечно же, дар Божий.

Интуиция помогает людям догадываться, что бытие не ограничивается только материальным миром, а счастье не исчерпывается материальным благосостоянием. Интуиция – таинственный свидетель, «посланник» мира духовного.

Как известно, в духовном мире есть не только светлые силы, а потому интуитивные озарения, случающиеся с нами, нуждаются в неком критерии истинности, который сможет помочь нам отличить правду от лжи и свет от тьмы.

В христианстве для нас в качестве путеводной звезды оставлено Священное Писание, познаваемое через правильную духовную жизнь в лоне Православной Церкви. И дай Бог, чтобы каждый человек смог пройти предназначенным ему путем, разумно и интуитивно одновременно выявляя свое предназначение, смог достичь единения со своим Творцом и Спасителем, раскрывая в себе неувядаемую красоту и славу образа Божьего.

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многия убедительныя оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества.

Св. Иоанн Лествичник

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

Источники:
  • http://ruvera.ru/vopros/intuiciya
  • http://fitnessbrain.ru/razvitie-mozga/intuitsiya/intuitsiya-v-pravoslavii
  • http://otvet.mail.ru/question/42042434
  • http://www.pravmir.ru/protoierej-aleksij-uminskij-o-dushe-i-intuicii-video/
  • http://www.n-jerusalem.ru/strecha/apologetika/text/344723.html
  • http://studopedia.ru/10_79620_intuitsiya-pomisli-ot-boga-glas-bozhiy.html
  • http://www.kluchnikov.ru/stati-avtorskie/samoregulyaciya-upravlenie-soboy-psihotrening/2007-dukhovnaya-intuitsiya-kak-probudit-i-razvit-dukhovnuyu-intuitsiyu.html
  • http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=1056