Меню Рубрики

Что такое функция с точки зрения дизайна

Понятие дизайна

В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовле­нии промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи. Функциональная сторона дизайна самая много­значная, в отличие от других видов искусства. До сих пор существу­ют споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет, и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отлича­ются друг от друга не только функциями, формой, фактурой, техни­кой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической цен­ности дизайна, но и в определении самого понятия.

Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формиро­вания предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века»1. В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «дизайн» рассматривается с позиции глагола (указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать) и существительного (цель, це­левое планирование, проект, схема действий, предварительный на­бросок, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств)2.

Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновре­менно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. С английского переводится как «план», «ри­сунок», «чертеж», а также «хитроумный человек»: так точно подме­чены в переводе функции дизайна и дизайнера. Чтобы быть дизай­нером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительность так, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряжена с поиском нестандартных, глубоко осмыслен­ных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при ми­нимальных материальных и временных затратах получить желаемую продукцию.

Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально принятых и используемых в различных областях науки. В 50 —60-х гг. XX в. президент Международного совета по промыш­ленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Гер­мании Томас Мальдонадо сформулировал это определение: «Ди­зайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но глав­ным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как из­готовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспек­ты окружающей человека среды, которые обусловлены промышлен­ным производством»3.

Другое определение сформулировал Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих материальных объ­ектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в со­действии общественному прогрессу и формированию личности»4. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (про­ект), процесс его реализации и полученный результат.

1. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6.

2. Рунге В. Ф., Сеньковскии В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — M.„2003. — С. 5.

3. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6.

4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.

Более современный подход к определению дизайна продемон­стрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие «ди­зайн» охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд ха­рактеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно-графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, кон­струкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — по­нятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, намерение.

И наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматиче­ский»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига 1 .

На сегодняшний день объектами дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной функции. На этой основе сфор­мулировано следующее определение. «Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно- пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проекти­рования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» 2 .

Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трактовках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, техноло­гичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в со­ответствии с собственным мироощущением.

Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры ста­ли решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных технически сложных приборов, устройств для того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий.

Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востре­бованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятель­ность, человек задумался о придании этим вещам эстетической фор­мы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятель­ности, способствующей удовлетворению появившихся потребностей. Однозначный ответ на вопрос «А стоит ли украшать все то, что окру­жает человека?» сложно получить. С одной стороны, природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вме­шательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусствен­ности, «второй природы».

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.

2. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 12

Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя первой никакого шанса на дальнейшее существование. Например, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, соч­ная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное по­лотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна: от светло-изумрудного до насыщен­ного зеленого.

Иногда дизайнерское вмешательство в оформление естественной среды пагубно сказывается на природе. И вред не всегда явственен. Так, иллюминация, размещаемая на деревьях и кустарниках, ночью смотрится очень эффектно, но в то же время постепенно наносится непоправимый вред: ночные мотыльки, реагирующие на свет, сле­таются к такому дереву, облепляют его, поедая листья, откладывая на них свои личинки. Таким образом, они способствуют сначала болезни дерева, а затем его засыханию и гибели. Возникает вопрос: «А так ли необходимо было украшать иллюминацией деревья?» Осве­щение улиц можно обеспечить и другим способом, например ис­пользуя фонари.

Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рам­са: «Хороший дизайн — это минимум дизайна»1. Они раскрывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека.

В последнее время люди стали увлекаться пирсингом, татуиров­ками, «украшением» своего тела и лица, что обусловлено желанием выделиться из множества других людей, проявить свою индивидуаль­ность, свободу личности. Однако заполнение поверхности тела раз­ного рода рисунками и инородными телами в большом количестве способствует забиванию пор кожного покрова, что провоцирует воз­никновение различных заболеваний. Процесс нанесения татуировок, если он проходит не в стерильных условиях, может вызвать серьезные осложнения, вплоть до заражения крови. «Разукрашенные» тела утрачивают внутреннюю суть, возвышающую человека над всем жи­вотным миром.

Однако не все дизайнерские решения несут разрушение природе и человеку. Например, при застройке жилого комплекса лесопарко­вая зона часто оказывается в черте города. Если ее оставить в перво­зданном виде, парк превратится в уголок дикой природы, мало при­годный для прогулок. Проложенные дорожки, установленные ска­мейки, подстриженные кустарники и деревья, цветочные клумбы — все это, не нарушая целостности природы, делает такой уголок зоной отдыха. Другой пример. Медицинские инструменты (ножницы, щип­цы, скальпели и т.д.) несколько столетий назад были не всегда удоб­ными, имели далеко не изящный вид, во многих случаях не позво­ляли провести сложные операции. Сейчас эти инструменты, сохранив функциональную принадлежность, благодаря дизайну стали много­образными по форме и материалам, из которых они выполнены, что качественно сказалось на результатах операций.

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 18.

Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает различ­ные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синте­зирует опыт многих видов искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, декоративно-прикладного искусства, графики). Невозмож­но быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики. В своей работе дизайнер использует арсенал самых разных средств (техниче­ское конструирование, композиционное построение, преобразование форм, стилеобразование, функциональный анализ, концептуальные модели предметно-пространственной среды), направленных на опре­деление общекультурных, художественно-образных аспектов пред­метного мира. С их помощью дизайнер решает разные задачи:

— социокультурные — выявление общественных потребностей в различных сферах жизни и удовлетворение их путем преобразования социальной и культурной среды;

— художественно-эстетические — выделение в предметах ди­зайна художественной образности с целью визуального воздействия на эстетическую культуру пользователей;

— конструктивно-технологические — выявление несоответствия между конструкторско-технологической характеристикой предметов дизайна и новыми потребностями общества, а также устранение данного несоответствия путем применения новых технологий в об­ласти моделирования и конструктивного творчества;

— практически-утилитарные — разработка и внедрение изделий, имеющих внеличностный характер, т. е. предметов дизайна, которые не могут быть приобретены в личное пользование;

— антропологические — определение значимости предметов ди­зайна для жизнедеятельности человека и степени влияния их на по­вышение уровня комфортности и безопасности предметной среды.

Дизайн объединяет в себе несколько явлений, связанных с хозяй­ственно-экономической жизнью общества, культурой, искусством, деятельностью, предваряющей изготовление изделий и создание сре- довых объектов:

— массовое машинное промышленное производство, внедрение автоматизированных линий производства;

— урбанизация (сосредоточение населения в крупных городах);

— развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (телевидение, электроэнергия, транс­порт и т.д.);

— традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;

— смена стилистических и концептуальных направлений в искус­стве.

Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны приписывают себе первенство в зарождении дизайна.

Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым чело­веком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизай­на электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Ан­глии первым дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей.

Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на осно­ве проектно-конструктивной деятельности как одной из составляю­щих сторон дизайна.

Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-эсте- тических характеристик, то можно говорить, что уже древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали предметы ди­зайна, однако их относили к прикладному и декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией, отсутствовала научно-теоре­тическая основа обоснования дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продол­жают существовать.

Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия со­стоят в следующем.

В о-п ервых, дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дым­ковские игрушки очень красивые, интересные, разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосто­рожного движения разбиться.

Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и со­зданием на их основе новых предметов среды. Декоративно-при­кладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения до операции алкоголь

В-т р е т ь и х, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продук­ции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления пред­метов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И, несмотря на то что в некоторых промыслах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, по­скольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть про­изведения декоративно-прикладного искусства можно считать един­ственными в своем роде.

Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской дея­тельности, имеющий свою специфику, которая заключается в син­тезе искусства и промышленного производства. Эстетические про­блемы дизайна как индустрии не ограничиваются тем, как выглядят вещи, их внешней стороной. Они связаны со всеми аспектами их функционирования, и это находит отражение в ряде положений.

1. Эстетическое и художественное не обособлены, как в различных видах «чистого искусства». Это обусловливает остроту проблемы от­ношений формы и функции.

2. Произведения дизайна всегда оцениваются в зависимости от контекста, т. е. от своего окружения.

3. Восприятие эстетической стороны дизайна более изменчиво, чем художественный вкус в целом.

4. В дизайне отражается возможность варьирования культурного потребления.

Виды дизайна

Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов:

— изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но ли­шенные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.);

— изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но функ­ционирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.);

— изделия, выполняемые ручным способом.

Классификация Дж.Дорфлеса основывается на характере при­менения предметов дизайна.

Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный харак­тер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эстетиче­ский факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.).

Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы (пред­меты, которые в целом обществу необходимы для нормального раз­вития и жизнедеятельности, но человеку в личном пользовании не нужны). Например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т. д.

По функциональному назначению дизайн можно условно поделить на следующие виды.

Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший крут объ­ектов — от самых незначительных и простых до глобальных и слож­ных. Первая группа — наукоемкие, технически сложные, опреде­ляющие хозяйственно-экономический потенциал государства (про­дукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение).

Вторая группа — предметы всеобщего потребления — подраз­деляется на несколько подгрупп в соответствии с характером их ис­пользования (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппара­тура и т.д.).

Графический дизайн. Также продолжает многовековые традиции, один из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Приобрел большее звучание в тот период, когда возникла необходи­мость рекламы (начало XX в.). Выполняет роль условного визуаль­ного посредника между производителями и потребителями. Это касается не только взаимоотношений торгового характера, но и лю­бых взаимовыгодных отношений в различных общественных фор­мациях. Сфера использования графического дизайна велика. Его разновидности следующие: упаковки, этикетки, открытки, разработ­ка фирменных знаков, шрифтов, рекламные щиты, объявления, афиши и т. д.

Компьютерный дизайн. Переходит из сферы прикладного со­стояния, обслуживавшего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с веб-сайтами в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды (интерьеры и внешняя архитек­турная среда вокруг архитектурных сооружений). Решение интерье­ров и оборудования общественных, производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнер­ских задач и проектных методов.

Оформлению архитектурной среды не всегда придавалось большое значение. В прошлые столетия акцент чаще всего ставился на самой архитектуре, ее стилистическом и конструктивном оформлении. И только в 60-е гг. XX в. методы дизайна стали широко применяться при формировании среды. Появились благоустроенные пространства городов, возникло новое направление — ландшафтный дизайн, ко­торый потеснил традиционные садово-парковое искусство и ланд­шафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций (праздничное оформление среды жизнедеятельности) — промежуточное звено между графиче­ским дизайном и дизайном архитектурной среды. Обладая свойствен­ными только ему характерными особенностями и традициями, спо­собствует формированию эстетического восприятия и отношения к различным экспонатам, представленным на выставках.

Дизайн одежды и аксессуаров. Давнее направление, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую его половину в частности. Индустрия одежды и аксессуаров в тесном их взаимодействии новое звучание приобрела совсем недавно. В мире моды выделяется несколько направлений:

— создание коллекций «от кутюр»;

— выпуск более крупных и серийных коллекций «пред-а-порте»;

— массовый выпуск серийных коллекций. В нем находят отражение отдельные идеи первых двух направлений, но из-за не всегда каче­ственного выполнения продукция становится безликой, неиндиви­дуальной, модель не просто выполняется большим тиражом, она предусматривает значительный размах в антропометрических раз­мерах потенциальных покупателей, без учета особенностей фигуры того или иного человека. Например, мини-юбка поступает к потре­бителю сразу нескольких размеров от 40-го до 54-го. Понятно, что женщина 54-го размера в мини-юбке будет смотреться несколько нелепо. Такой подход, безусловно, формирует вкус значительной части населения, не всегда характеризующийся высоким уровнем.

Арт-дизайн (от англ. art — искусство). Его специфика заключа­ется в реализации художественно-эстетической идеи в процессе со­здания образа. Изделия лишаются утилитарной функции (если и сохраняют, то в меньшей степени). Таким образом, предметы арт- дизайна становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку оригинальных по своей форме, идее, технике изделий опыт произведений арт-дизайна все шире исполь­зуется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Дизайнерские изделия делятся на следующие группы.

По признаку массовости производства:

Массовые предметы дизайна, рассчитанные на повсеместное их применение.

Корпоративные изделия, ограниченные определенным количе­ством и рассчитанные на потребление отдельной группой людей.

Индивидуальные предметы дизайна, выпускаемые в единичных экземплярах, приобретающие статус произведения искусства.

По характеру участия человека в процессе изго­товления изделий:

Автоматизированный дизайн, предметы которого выполняются исключительно автоматическим способом при косвенном руководстве человека (изделия, сбираемые автоматами на конвейерных ли­ниях).

Частично автоматизированный дизайн, изделия которого вы­полняются при равном участии в процессе изготовления как авто­матов, так и человека (человек выполняет творческую часть работы, а автомат механическую).

Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным спо­собом, что делает его особо ценным.

По степени отношения ко времени:

Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого (исторические костюмы для спектаклей, маскарадов, праздников; татуировки; мебель и т.д.), использование изделий, вы­полненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).

Актуальный дизайн отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.

Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетические воззрения будущего поколения.

Дизайн как вид искусства, как явление истории и искусства мож­но рассматривать с различных сторон и с разных точек зре­ния. Эволюция стилей вызывает смену форм в зависимости от культурно-исторических эпох и художественных открытий.

Функциональная сторона дизайна помогает взглянуть на вещь не только с позиции условий ее использования, но и в отношении изобретательности ее создателя.

Конструктивная сторона обусловлена традициями в области про­странственных, динамических, модульно-геометрических структур.

Коммуникативная сторона раскрывает изделия с позиции со­циума, его потребностей и взаимоотношений.

Технологическая сторона связана с изучением, внедрением раз­личных технологий, которые помогают наилучшим способом достичь цели.

Художественно-эстетическая сторона раскрывает ценностный аспект вещи, ее индивидуальность и изысканность. Дизайн много­гранен, многофункционален и всегда интересен. Поэтому необходи­мо не только знакомить с ним детей дошкольного возраста, посколь­ку он окружает ребенка повсеместно, но и включать его в процесс дизайнерского творчества. В дизайне синтезируются различные об­ласти жизнедеятельности человека, помогающие ему раскрыться как личности.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие дизайна от декоративно-прикладного искусства?

2. Какие задачи решает дизайн?

3. С чем связано, что дизайн как явление культуры оформился только к началу XX в.?

4. Какое значение имеет дизайн в жизни ребенка? Влияют ли предметы дизайна на творческое развитие дошкольника?

5. В чем заключается специфика арт-дизайна?

Груздева А. Го-35042

Что такое дизайн и его роль в общественной жизни

Диза́йн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.

«Дизайн» – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Дизайн — специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Дизайн — специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Дизайн — это уникальное явление, которое открывает для человека широкие возможности материализации своих идей. Дизайнерская работа очень сложна, ведь конечный продукт должен удовлетворять всем требованиям. Дизайнер, как правило, является частью творческого коллектива, команды, группы. Он интегрирует информацию и координирует действия других специалистов. Дизайнер проектирует вещи для Другого. Ему необходимо избегать субъективности и монологичности, позволительной, например, художнику. Дизайнер очень часто необходим там, где требуется не столько новая форма, сколько новое назначение, новый набор существенных характеристик. Правда, в силу самых разных обстоятельств, практика дизайна демонстрирует прямо противоположное положение дел.

Дизайнер проектирует вещи для Другого.

Цель дизайна — стать гармоничным и найти баланс между эстетической красотой, безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями. Дизайн был практически всегда. Идея «вечного» дизайна ценна и значима, поскольку позволяет увидеть необходимые черты продуктов современного дизайна, такие как:

  • гуманность, не отрицающую важности взаимосвязи человека и природы, человека и окружающегомира
  • эргономичность
  • полифункциональность
  • целесообразность
  • возможность превращения полезного и удобного в красивое, эстетически привлекательное
  • системность
  • экологичность

Характеристика функций дизайна

Существуют следующие функции дизайна:

Рационализующая функция дизайна

В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил о «целесообразности» дизайна в смысле знания цели, для которой предназначена вещь, ее сущности. .Последовательное проведение принципов рациональности приводит к появлению выверенных форм, выражающих не только сущность, но и способ «рождения» вещи, порой тоже становящийся более рациональным благодаря участию дизайнера в технологическом процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств вещи, не усиливает ее выразительности, к которой тоже тяготеет человек.

Организующая функция дизайна

Эта функция может быть названа также упорядочивающей или антиэнтропийной. Создавая вещи, дизайн организует предметный мир и пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей, акцентируя внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему. Дизайн также организует поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов и т.д. Дизайн позволяет управлять вниманием и поступками потребителей.

Созидательная функция дизайна.

Дизайн постоянно стремится найти что-то новое в уже переполненном пространстве.

Дизайн постоянно стремится найти что-то новое в уже переполненном пространстве. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Это хорошо можно проследить в дизайне одежды, мода отражает весь стиль жизни общества. Дизайнеры, модельеры часто обращаются к истории и находят вдохновение на создание новых коллекций.

Гуманизирующая функция дизайна

Исторически любой предмет, создаваемый человеком, представлял собой превращение вещества природы в вещь — носителя культурных достижений и смыслов. Вещная среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду. Дизайнер работает на конкретного потребителя, момент знания, научности как раз и будет заключаться в том, чтобы как можно более отчетливо его себе представлять. Граница же будет проходить между формами, подтверждающими человеку его статус, и формами отрицающими — между человечностью и бесчеловечностью, бытием и небытием. Дизайн способствует сближению вещной среды и человека.

Читайте также:  Как выбрать очки для зрения по лицу

Дизайн способствует сближению вещной среды и человека.

Социализирующая функция дизайна

Создавая что-либо, человек материализирует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы проведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства.Идеологическая функция дизайна. Вырастает из возможности вещей воплощать различные идейно-теоретические установки. Когда для заказчика на первое место выходят социально-политические, идеологические, рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в жизнь.

Гедонистическая функция дизайна

Гедонизм не подразумевает сведения всех потребностей человека к телесночувсвенным наслаждениям и их все более интенсивной дифференциации. Наслаждение может быть интеллектуальным, когда смыслы и символика вещи оказываются, донесены до того, кто ей пользуется. Нацеленность на удовольствие дает дизайну возможность компенсировать недостаточную удовлетворенность человека жизнью.

Сигнификативная функция дизайна

Функция означивания, называния реальности, активизирующим процесс обживания — освоения человеком своего предметного окружения. Давая название проекту, дизайнер как бы маркирует вещь. С другой стороны, форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредственно обозначают ее пользователя. Существование в культуре, позволяет заложить в вещь порой почти неуловимые детали отнесения ее к указанным разрядам. Именно эти детали играют важную роль в понятности, или востребованности вещи.

Утопическая функция дизайна

В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

Знаковая функция дизайна

Функция связана с возможностью создать предметную среду, свидетельствующую о вкусе, образованности, эстетической развитости вещей, но изменяет его у вещей более раннего происхождения.

Экологическая функция дизайна

Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть. В ней могут быть учтены обстоятельства и механизмы утилизации, «возвращения» к природно-вещественному состоянию. В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий — предотвращение последствий разрушительной деятельности человека — становится весьма значимой. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека.

Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть.

Эстетическая функция дизайна

Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Она неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.

Автор предлагает рассмотреть более подробно эстетическую функцию дизайна. Что же такое эстетика? По мнению автора, эстетика – это красота и гармония во всем: в предметах, в архитектурных сооружениях, в дизайнерских вещах и т.д.

Эстетика – это гармония внутреннего мира человека (души), тела и окружающего мира. Вещь, которую наблюдает зритель, должна быть красивой, удобной, грамотно и гармонично оформленной.

Дадим определение эстетики, обратившись к толковому словарю Ожегова и Даля:

  • Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии
  • Эстетика — система чьих-нибудь взглядов на искусство.Некоторые авторы (А.Спиркин) относят появление эстетического отношения к стадии формирование человека. Другие говорят о том, что эстетика связана с развитием любых живых организмов. Третьи же связывают эстетическое отношение с магическим.

Согласно утверждению Т.Ю. Быстрвой, субстратом эстетического является отношение между человеком и объектом. Можно сказать, что эстетические качества предметного мира являются производными от этого отношения, диктуются состоянием духовной гармонии и свободы, переживаемым человеком. Эстетическое отношение позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла» (А.Ф. Еремеев) предметов, явлений действительности и проявлений человека. Утилитарное отношение неизбежно односторонне и в свою очередь приводит к односторонности человеческих проявлений в нем, к зависимости от него. Преодоление этой зависимости связано с достижением целостности и полноты путем выделения и концентрации положительных значений мира и их чувственного переживания в эстетическом отношении, когда объект перестает быть средством удовлетворения утилитарной потребности, превращаясь в самоцель.

Дизайн целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Переживание эстетических ценностей ведет к духовной свободе. Поэтому «орудия труда древнего человека таят в себе следы не только утилитарного совершенствования, но и постепенного стремления людей к усилению выразительности формы. Форма предмета подтверждает позитивные проявления его создателя».

Дизайн был практически всегда. Сторонники этой точки зрения [Н.П. Гарин] отождествляют любую деятельность по созданию предметов с дизайном и используют такие выражения как «первобытный дизайн», «средневековый дизайн» и т.п. Начиная с древности, люди стремились к красоте, к пониманию окружающего мира через формы. Изобретая какие-либо орудия труда, предметы быта, люди задумывались не только о том, как ими пользоваться, но и как они будут выглядеть. Форма предмета «приноравливается» к тому, кто им пользуется, являясь как бы продолжением не только тела, но и психики, и души, т.е. всего человека в целом.

В настоящее время появляется большое количество новых форм, различных элементов. Дизайнеры пытаются сделать свои творения более оригинальными, но в то же время удобными, красивыми и эстетичными, отвечающими требованиям потребителей.

В качестве примера хотелось бы рассмотреть предмет, который не отвечает, по мнению автора, требованиям эстетики. Это мягкая игрушка Филиппа Старка. Основным модулем данной игрушки является медведь, на каждой лапе которого головы различных животных. Автор считает, что данная игрушка отрицательно воздействует на человека, а тем более на ребенка. Ребенок не сможет играть с этой игрушкой, так как у него есть определенной представление о том, как должно выглядеть то или иное животное. А если ребенок увидит, что у медведя, который должен ходить на четырех лапах, вместо этих самых лап головы других животных, это вызовет только страх и нанесет психологическую травму. Ребенок – ранимое существо, поэтому игрушка, которую приобретает для него родитель, должна быть веселой, доброй, красочной, смешной и вызывать положительные эмоции. Даже, если только рассматривать голову игрушки, можно сказать, что она не привлекает внимание (недобрый взгляд, без улыбки и т.д.). А представление ребенка об игрушке складывается из первого впечатления. То, какой игрушку ребенок увидел в первые минуты, такой она и сформировалась в его сознании. Возможно, что данная игрушка будет интересна очень маленькому ребенку, у которого еще не сформировалось представление об окружающем его мире, и которому будет интересно играть сразу же с четырьмя «зверьками». Но для детей постарше она неприемлема.

Чтобы понять роль эстетической функции дизайна, можно привести простой пример: обустройство своего дома или рабочего пространства. Каждая вещь в доме должна быть не только удобной, качественной, но и красивой, гармоничной и она должна вписываться в интерьер. Подчеркнуть индивидуальность своего дома, а также воплотить в жизнь любые дизайнерские идеи, можно с помощью окружающих предметов, каких – либо декоративных элементов.
Очень важно, какие предметы, вещи окружают человека большую часть его времени. Даже в обоях, которыми основная часть населения покрывает стены своего дома, можно увидеть эстетическую функцию дизайна. Очень часто дизайнеры придумывают различные рисунки, рельефы на обоях, имитируют разнообразные материалы (камень, дерево и т.д.) для того, чтобы человек смог почувствовать атмосферу, которая ему необходима.

В отличие от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и спонтанно, дизайнеры исходят из осознанной установки на гармонизацию предметной среды. В работе происходит не только усвоение опыта предшественников, но и формирование собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции, включающей определенное представление о человеке, его потребностях, нормах вкуса, образе жизни и т.д.

Необходимо учитывать аспект, за который отвечает дизайн: внешний вид изделия, его формы, линии, пропорции, а также цвет. То есть все то, что формирует у потребителя образ продукта. Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер. С точки зрения эстетики при разработке изделия нужно учитывать насколько важно созданному предмету отличаться от других. В настоящее время эстетические характеристики являются самыми основными при выборе изделия.

Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер.

Также предмет должен соответствовать тенденциям моды. При разработке изделия, необходимо учитывать его целевую аудиторию. Чем шире аудитория предполагаемых потребителей, тем более усредненной и менее самобытной становится форма, тем более безликой — вещь. Какие-то вещи предназначены для молодежи и должны быть модными, яркими и современными, а какие-то изделия, предназначенные для людей постарше, пожилого возраста, должны быть наиболее классические и консервативные.

Смысл дизайна – «возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира». Эстетическая функция дизайна незаменимая. Именно она позволяет достичь гармонии между окружающим пространством и человеком.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные функции, которые выполняет дизайн в жизни каждого человека. А более подробно автор остановился на эстетической функции дизайна.

Дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей, которая также, как и другие влияет на жизнь человека.

«Дизайн — творческая деятельность, а творчество, как высший уровень познания, не мыслимо без предварительного накопления и освоения самой разносторонней информации…»

Дизайн — это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции.Человеку необходима красота и гармония. Влияние эстетики на жизнь человека очень велико. Оно неразрывно связано с его деятельностью. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения. Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает человека повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени значение дизайна в жизни человека возрастает. Вещи, становятся показателями уровня жизни, определенного статуса, благополучия и социальной защищенности человека. Форма постоянно эволюционирует, приспосабливаясь к новому в жизни человеческого общества.

«Дизайн — это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции на основе эстетической рефлексии дизайнера. Только человеку присуща способность моделировать социально-культурный мир как единство объективной реальности и субъективно переживаемых человеком ценностей. В этом, по существу, и состоит смысл и метод дизайна».

Цель дизайна — стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, функции дизайна должны быть направлены на возвышение личности, самосовершенствование себя и окружающего социального и природного мира.

Типы точек зрения дизайнера на вещь

I. Вещь как результат кропотливого и долгого пути дизайнера от идеи через модель к вещи.

Вещь — освоенный человеком предмет, удовлетворяет разнообразные потребности, фиксирует информацию о создателях, обеспечивая передачу опыта жизнедеятельности и способствуя социализации каждого нового поколения. В философии культуры вещью можно назвать только востребованный предмет, отвечающий на потребность или совокупность потребностей, находящийся во взаимодействии с человеком.(д.ф.н. Т.Ю.Быстрова, «Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ»)

Канон (греч. — норма, правило) — Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание средневекового искусства; знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т.е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа) . На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения, как принцип конструирования известного множества произведений в данную эпоху.

Читайте также:  Объясните с точки зрения электролитической диссоциации

Предметным миром мы обычно называем свое материальное окружение, но не все, а только ту совокупность вещей, которые созданы человеком и для человека — для его безопасности, его комфорта, его удовольствия. В пределы предметного мира по умолчанию не входят нетронутые природные объекты: леса, озера, каменные валуны. Ручей — природный объект, а фонтан — элемент предметного мира. Любой фрагмент или отдельный элемент предметного мира сначала всегда возникает в чьем-то сознании в виде бесплотного образа, проектного замысла, идеи.

Идея эта всесторонне обдумывается: она конкретизируется, проверяется на уместность и своевременность в сложившейся ситуации — именно это и придает свободному образу, фантому реальную социально-культурную осмысленность. На этом этапе не может не рассматриваться, конечно, и практическая возможность воплощения идеи, то есть ее соответствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д.

И только затем, если все складывается удачно и все условия соблюдены, начинается процесс ее материализация. Этот путь от идеи к окончательному ее воплощению слишком очевиден, чтобы специально говорить о нем. Но именно последовательное прохождение этого пути и выделяет любой объект предметного мира из всего природного материального окружения человека. То, как это делаем мы, люди, и действительно — «по образу и подобию». Во всяком случае, еще древний философ Платон полагал, что где-то «в умном месте, существуют идеи всех вещей, какие только могут возникнуть в этом мире, в котором они воплощаются по мере надобности. А материализуются они в сегодняшней действительности через сознание проектировщика. Каждый этап процесса создания вещи интересен сам по себе и заслуживает отдельного внимания.

II. Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации

Удачно созданная вещьсодержит в себе информацию о типе, модели, характере культуры (исторической, этнической и т.д.), в недрах которой она родилась. Каждая культурная модель и, следовательно, отражающая свойства этой модели, могут быть рассмотрены под разными углами зрения. Наиболее показательно это демонстрирует примерканонакак предельно целостной культурной программы, поскольку такая программа сакрализована, то есть освящена свыше божественным присутствием, и тотальна, то есть осуществляет системный охват всего бытия в пределах, очерченных каноном.

В традиционных культурах образцом вновь создаваемого материального объекта выступал канон. Систему требований, описывающую весь комплекс представлений о «правильном» поведении ремесленников, поставлялканонический образец — готовая и неизменная модель для создания и сбыта любого изделия.

В эпоху, ориентированную на канон, именно он выступал для человека кристаллизацией памяти культуры, источником порядка, моделью для созидания, программой образа жизни.

В реализованном виде канон имеет три системных уровня, что и моделирует собой структуру возможных точек зрения на вещь. Такими системными уровнями в каноне являются:

комплекс систем и сооружений, образующий предметный ансамбль культуры, — на этом уровне он определяет целостность материального окружения;

концептуально-смысловое содержание, заключающее в себе систему высших символов и ценностей, с которыми соотносится жизнь людей и их предметный мир, — на этом уровне он определяет идею, положенную в основание порядка;

язык формообразования социально-предметного мира как эстетически совершенной художественной системы, — на этом уровне он определяет художественно — образные приемы, которые можно выявить при анализе материального окружения в соотнесении его с актуальной системой ценностей.

В полном соответствии этим уровням мы имеем, согласно «Методике художественного конструирования» три типа проектно-художественных позиций, в которых отправным фактором образного решения вещи являются:

материальные процессы жизнедеятельности потребителя (условно эту позицию можно назвать инструментальной точкой зрения дизайнера на вещь);

ценностно-смысловые ориентации потребителя как члена общества или общественной группы (идейно-ценностная точка зрения на вещь);

выразительность формы вещи в культурном контексте (культурно-языковая точка зрения).

Разумеется, всякая вещь содержит в себе сразу все три названных уровня, в реальности они неразделимы. Однако теоретически можно определить, что дизайнер выделяет один из уровней, представляющийся ему в данном случае доминирующим, и образное решение своего объекта он будет строить на его основании как исходном пункте проектного рассуждения.

Инструментальная точка зрения на вещь.В этом случае на первое место выходят такие качества вещи, как портативность, комфортабельность, целесообразность, удобство пользования, гибкость конструкции, гигиеничность и т.д. проектно-образное решение вещи закрепляет качества этого ряда, претворяя их в информативность формы. Как этот метод реализуется дизайнером на практике? В окружающей действительности им выделяются такие области, где для него заметна возможность функционального переосмысления возобновляемых по инерции объектов, уже не соответствующих в полной мере потребностям момента, изменившемуся образу жизни. Такая проектная ситуация востребует нетривиальное мышление, поскольку здесь приходится ломать привычные потребительские стереотипы и своим творчеством убедительно провозглашать новое социальное и бытовое поведение, инспирируемое введением в обиход непривычных вещей.

Методическим инструментом поиска такой обновленной вещи может послужить расширение зоны поиска за счет вовлечение в нее областей действительности, далеких от той, которая предполагается поставленной задачей. Например, при проектировании бытового объекта вспомнить характеристики чем-либо сходного с ним индустриального, а при создании индустриального — ассоциативно связанного с ним природного и т.п. При этом разрушаются перегородки, воздвигнутые привычкой внутри традиционного сложившегося набора объектов материального окружения. А затем применение рассмотренного нами приема «сценарного моделирования» помогает воссозданию системы, адаптирующей новую вещь к ситуации и окружающим ее объектам с их новым членением и новыми связями. Такие процедуры перенесения по сходству пространственной морфологии вещи или по сходству функционального процесса могут быть названы метонимическимиметафорическимформообразованием.

Примером такого видения вещи может послужить модель чемодана, придуманная дизайнером Джой Рот. Эта модель чемодана напоминает платяной шкаф на колесах. Дизайн здесь объединяет в себе творческий подход и многофункциональность. Сделанный из дорогого бамбука и покрытый черным блестящим лаком, этот багаж имеет внутри несколько выдвижных ящиков, один из которых предназначен для ноутбука.

Идейно-целостная точка зрения на вещь. Эта точка зрения на проектируемую вещь становится доминирующей в ситуации, когда «одна функциональная пригодность предмета еще не служит гарантией его совокупного качества», то есть когда проектировщику ясно, что сугубо утилитарный подход не обеспечит ему желаемого результата. В таком случае внимание его концентрируется на возможном символическом значении вещи для ее потенциального потребителя. В проектируемой вещи выявляются ее знаковые, символические функции, и сама она рассматривается как символ и воплощение определенных социально-культурных ожиданий и ценностей. При таком подходе проектируется уже не столько сама вещь, сколько возможные связи человека (при ее посредстве) в ценностно-смысловом мире. «Ведь человек, в сущности, покупает не вещь, а решение проблемы: не ковер, а интимность обстановки, не фарфор, а культуру сервировки». Становится совершенно необходимо осмыслить, оценить и увидеть жизнедеятельность человека в различных ее проявлениях: этических, моральных, возрастных, профессиональных, социальных и т.д.

В этом случае для достижения нетривиального проектного результата методически наиболее применим прием театрализации. Воображаемая вещь мысленно перемещается в иную среду существования: например, из бытовой в выставочную или на спортивную площадку. Различие с предыдущим приемом следующее: если при инструментальной точке зрения на вещь она соотносилась с другой вещью в иной среде и воспринимала от нее новые качества, то при идейно — ценностной точке зрения вещь растворяется в обновленном предметном окружении и включается в непривычную поведенческую ситуацию. При этом новая функция вещи понимается уже не как усовершенствованное использование своего утилитарного назначения, но как полноценное обслуживание с ее помощь. Усложненных человеческих связей. Рассматривая объект дизайна с этой точки зрения, проектировщик реализует так называемое символическое формообразование, когда из воображаемого культурного пространства берет не материалы и технологии, а приемы организации целого, то есть создает обновленные связи человека с миром. Соотнося свою вещь с миром ценностно-смысловых символов определенной социальной или субкультурой группы, дизайнер может проектировать так жеаллегорическое формообразование(например, сумка в виде джинсового кармана может представлять молодежную культуру, одежда из камуфляжной ткани — милитаризованную культуру и др.). в этом случае автор не только соотносит свой проект с социально-культурными ценностями адресата ,но и способен предложить собственное понимание этих ценностей. При ярком, талантливом решении это может оказаться эмоционально убедительным, и так автор приведет в жизнь новые идеи и смыслы.

Такой подход к проектированию, когда в сознании дизайнера доминируют представление о всякой вещи как носителе определенных идейно-ценностных смыслов, во все времена наиболее результативен, но он требует от автора широкого культурного кругозора, развитой творческой интуиции и не сводится к узкопрофессиональным навыкам.

По мнению автора, ярким примером вещи, появившейся в результате такой точки зрения дизайнера являются часы Jaeger-LeColtre модель Reverco — с крышками, на которых расписанные эмалью портреты индийских томных красавиц и махараджей. Как известно, в Индии эти часы могут быть именными, с изображением портрета жены обладателя. Кроме того, индийские короли очень почитаемы, и часы с их изображением — дань уважения правителю.

Культурно-языковая точка зрения на вещь. При таком взгляде на вещь объект проектирования соотносится уже не с другой вещью, обслуживающей иные социально-культурные процессы, и не с другим идейно — ценностным контекстом. В новой проектной ситуации он соотносится со сложившимся к данному моменту художественно-образным языком, с освоенными автором художественными приемами. Если дизайнер в достаточной мере образован и суток к тенденциям в различных областях искусства, присущий данному времени стилевой фон не может не отразиться на его работах, не найти в них своего индивидуального выражения. Вся палитра выразительных средств, прежде всего, в таких видах творчества, как пластические искусства, живопись, архитектура, приходят на помощь дизайнеру и становятся его творческим активом. Важно помнить, что в культуре происходит не только накапливание выразительных возможностей, но и их эстетический износ. Невозможно создать инструментально новаторскую вещь несущие при этом обновленные культурные смыслы внутри «стершейся» эстетики, утратившей привлекательность для восприятия. Поиски нового выразительного языка непрестанно идут внутри всего художественного процесса, который захватывает и дизайн как одно из своих проявлений.

Для успешного проектирования при доминировании «культурно-языкового» подхода необходимо не только обладать широким культурным кругозором и развитым художественным вкусом, но и профессионально владеть композиционными навыками работы с цветом, фактурой, морфологическими единицами, прочими выразительными средствами, уметь комбинировать и соотносить их в законченном произведении. Чтобы свободно, раскованно работать внутри поставленных стилевых задач, требуется знать и хорошо ощущать избранный стиль, не нарушать его формальные нормы, не выходить за рамки требований жанра. Но уж если брать на себя смелость игнорировать привали и стереотипы, то делать это следует осмысленно, когда такое нарушение — не плод неловкости, а само по себе становится художественным приемом, сообщающим образу вещи особую остроту. Для достижения выразительности новой формы в качестве образных средств дизайнерами используются приемы омонимыисинонимы, отражающие два типа отношений, в которые им мысленно включаются объекты проектирования:

в случае омонимии вещь проецируется на культурный фон, обладающий собственными особенностями художественного языка (например, исторически удаленный или принадлежащий иной культуре), — и тогда в формообразовании новой вещи творчески преломляются выразительные приемы того языка. Культурно-языковая среда как бы сама выбирает вещи и их назначение, объединяя их формальными признаками, выстраивает путь от формы к смыслу.

В случае синонимии вещь остается внутри наблюдаемого культурного фона, но в ней выявляется потенциал самых различных образных, стилевых, пластических решений (это можно наблюдать на выставке функционально одного изделия, но демонстрирующей множество его образных модификаций). Из всего спектра решений автором может выбрать наиболее удачный или же разные стилевые варианты адресовать потребителям с различными вкусовыми предпочтениями.

Следует особо подчеркнуть, что приведенные «взгляды на вещь» предполагают сознательный выбор автором доминирующейтемы: либо это инструментальная состоятельность вещи, ее культурная осмысленность или языковая выразительность. Выбор такой доминирующей точки зрения дизайнеру задает, прежде всего, сам объект проектирования, что требует от проектировщика особой чуткости к потенциалу его развития.

Различные точки зрения дизайнера на вещь можно представить в виде таблицы***:

Проектно-художественная задача и трактовка темы

Средства смыслообразования (в зависимости от способа поиска идеи проекта)

Источники:
  • http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/opredelenie_design/funkcii-dizajna-v-zhizni-cheloveka.html
  • http://studfiles.net/preview/4218203/page:4/