Меню Рубрики

Что такое философия с точки зрения философов

Филосо́фия(φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость →др.-греч.φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира [2][3][4] . К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания имышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично — материя или сознание?» и другие. [5][6]

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве наукис определённым предметом изучения, [6] такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скореемировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. [7][8] В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией. [7][прим. 1]

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга. [9]

Философия включает в себя множество предметных областей, начиная от метафизики,эпистемологии,этики,эстетики,политической философииифилософии наукивплоть дофилософии дизайна(англ.)русск.ифилософии кино(англ.)русск..

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделилисьфизика,биологияипсихология. [7][10]

§1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

Философия— это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Функции: 1) мировоззренческая — с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная — философия познает мир, вырабатывает новые знания. 3) Ценностно-ориентационная — философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) Интегративная — философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая — критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд) 6)Прогностическая — философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

Структура философии: 1)Онтология- сердцевина (онто — бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности) 8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники; 10) аксиология – учение о ценностях;

Специфика философии:• Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений) • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). •Одного языка, понятного всем философам, нет.

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. [8] Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамкахэпистемологии). Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени. [11]

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип — любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строитсярационально:осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, например,логикой. Рациональность рассуждения отличает философскоемышлениеотмифологическогомышления ирелигиозногомышления, в котором подразумеваетсясупранатурализмисверхъестественное, то естьиррациональное. [12][13][14] Это, однако, не означает, что философия не может существовать параллельно, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрытыканономэтой религии. [15] Например,древнеиндийская философияистолковывалаВеды, асредневековые философыЕвропы (Блаженный Августин,Фома Аквинскийи другие) истолковывалиБиблию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование бога. Например,апологетыстарались рационально обосноватьхристианство.

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ(англ.)русск.этих концепций в рамках своей новойпарадигмы. [16] Например, знаменитая работаИммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепцийрационализмаиэмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Вместе с этим расплывчатость определения философии является её характерной особенностью и отделяет философию от наук. Если философам в какой-то области удаётся совершить прорыв, обнаружив эффективную методологию познания, то эта область обычно отделяется от философии в самостоятельную дисциплину. Так, успешное применениенаучного метода познанияк различным классам природных объектов окончательно отделило от философии частьнатурфилософии, которая впоследствии распалась на вереницуестественных наук. [7][17] Например,Исаак Ньютоннаписал свою фундаментальную работу «Математические начала натуральной философии», будучи, по его собственным представлениям, философом, а в настоящее время известен как физик и математик. Вся англоязычная наука до сих пор сохраняет следы своего родства с философией, например, в том, что во всех её дисциплинах высшая учёная степень носит название «Доктор философии» (англ.Ph.D.). [18]

Сегментация философии по предмету изучения[править|править исходный текст]

Логика[править|править исходный текст]

Важные термины: силлогизм,логика высказываний,логика первого порядка,логика второго порядка

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа(англ.)русск.различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно увязана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом к логической формализации рассуждения послужило выявлениесиллогизмов, или рассуждений вида:

(1) все животные смертны; (2) слон — это животное; следовательно(3) слон смертен.

Корректное использование силлогизмов открывает дорогу для доказательных рассуждений в философии, в математике, вестественных наукахили для формализациидедуктивного мышления. [22]

При всей своей кажущейся простоте выделение силлогизмов из обычной человеческой речи произошло не сразу и не везде. [прим. 2] Выделению силлогизмов как способа доказательства способствовало сочетание философии и математики, распространённое вДревней Греции. Первое формальное изложение понятия силлогизма и простейшей логической системы было сделаноАристотелем. [ ⇨ ] Логика Аристотеля оставалась неизменной две тысячи лет, до начала XX века, когда исследования в математике ианалитической философииоткрыли дорогу для развития логики. [ ⇨ ] Была формализована «логика первого порядка» или «логика предикатов», которая к настоящему моменту хорошо изучена. Однако, как оказалось, для полноценного анализа философской аргументации, а тем более естественной человеческой речи требуется применениемодальной логикии логик более высоких порядков, в частностилогики второго порядка. Кроме этого взаимосвязь формального символического языка и естественной речи исследуютлогическая семантикаисемиотика. Эти дисциплины в совокупности с модальной логикой более высоких порядков продолжают оставаться областью активных междисциплинарных исследований. Современная логика состоит из нетривиальных, глубоко математических концепций, которые изучаются философами, математиками,лингвистами, а в последнее время ещё ипрограммистамии специалистами в областитеории решенийиискусственного интеллекта. Логика, таким образом, является как одной из самых древних, так и одной из самых современных дисциплин. [23][24][25]

Теоретическая философия[править|править исходный текст]

Метафизика[править|править исходный текст]

«Средневековый философ, заглядывающий за завесу небес.» Гравюра из книгиФламмариона, 1888 г.

Метафизика представляет собой самый абстрактный раздел философии, изучающий наиболее фундаментальные, т. н. «вечные» вопросы, связанные с реальностью. Среди этих фундаментальных вопросов в отдельный класс выделяются вопросы, связанные сбытием, и эта часть метафизики называется «онтология». К вопросам бытия в первую очередь относятся такие: «Что в действительности существует?», «Что означает существование?», «Что делает существование возможным?». Более прикладные вопросы бытия включают в себя: «Почему существует мир?», «Существует только один мир?», «Что такое пространство?», «Что такое время?» и др. Хотя понятияонтологияиметафизикаиногда используются каксинонимы, существуют классы метафизических вопросов, которые не связаны с бытиeм напрямую. К таким проблемам относятся вопросы взаимоотношения между целым и частями, вопросы взаимосвязи между причинами и следствиями, вопросы, связанные сoсвободой волии др. Такие вопросы скорее относятся к метафизике, но обычно не к онтологии. [26][27]

Нередко философская система строится вокруг определённого догмата, который она пытается рационализировать. Например, в рамкаххристианской философии,исламской философиипредпринимались попытки доказать существование Бога. Раздел онтологии, который стремится таким образом рационализировать религию называется рациональной илиестественной теологией. Аналогично,рациональной психологией(нем.)русск.называется часть онтологии, которая выстраивается вокруг убеждения в существовании души отдельно от материального мира. В более общем случае, рационализация любойкосмологии, называется «рациональной космологией». [26][28]

Ряд философских течений в ХХ веке поставили под сомнение необходимость занятия чистой метафизикой. Например, с точки зрения позитивистов, в особенностилогических позитивистов, а также с точки зрения многих представителей естественных наук изучать имеет смысл лишь те вопросы, для которых выполняетсякритерий верификации. Большинство «вечных вопросов» такому критерию не удовлетворяет, и, следовательно, в чистом виде их рассмотрение бессмысленно. С другой стороны,постструктуралисты, имеющие прямо противоположные представления о науке и верификации, также критикуют осмысленность метафизики, продолжая традициюХайдеггераиНицше, считая и метафизику, и философию целиком, иестественные наукилишь «временной аберрацией западного сознания». [29][30][31]

Такой сильный разброс позиций критиков оставляет метафизике широкое пространство для манёвра, и в целом в течение последних ста лет интерес к метафизике нарастает. [29][30] Метафизические исследования идут внутри разных областей философии, например, внутрифилософии науки,философии языка,философии культуры. Современная метафизика представляет собой высокоспециализированную дисциплину, в которой с использованиемлогики высоких порядков(англ.)русск.происходят попытки отделения от «вечных» вопросов каких-либо разрешимых частей. [26][27]

Философия природы и теория познания[править|править исходный текст]

Важные термины: теоретическая философия(англ.)русск.

См. также: Натурфилософия,Эпистемология,Философия наукииМетафилософия

Теоретическая философия включает в себя познаниеприроды и познание самого познания. К первой категории традиционно относитсянатурфилософия, однако, значительная её часть в XVII—XVIII вв. с концептуализациейнаучного методавыделилась из философии в естественные науки —физику,химию,астрономию,биологию. Тем не менее, часть природы, связанной с природой самого человека, по-прежнему остаётся в рамках философских исследований, так как яснойпарадигмыподхода к этим вопросам в настоящее время не существует. Поэтомуфилософия сознания,философия языкаисемиотикав качестве дисциплин философии продолжают поиск понимания процессов, происходящих вчеловеческом мозгеи связанных с человеческим мышлением, которое, главным образом, выражает себя посредствоместественных языков. [32][17]

Вторая категория разделов теоретической философии изучает сам процесс познания. Главной областью философии, которая задаётся вопросом «Как мы что-либо знаем?» и «Действительно ли мы это знаем?», является эпистемология(иногда ещё называющаяся «гносеологией»). В настоящее время её основным разделом, сосредоточившим основную исследовательскую деятельность, являетсяфилософия науки, которая анализирует практику научного метода и пытается ответить на вопросы «Как именно работает научный метод?», «Можно ли формализовать научный метод?», «Действительно ли работает научный метод?». [33] Основные положения философии науки в рамкахконтинентальной философии [ ⇨ ] в настоящий момент сильно разнятся с аналогичными положениями в рамкаханалитической философии. [ ⇨ ] Философия науки, в свою очередь, разделяется нафилософию математики,философию физики,философию биологии,философию экономикии пр. [34]

Ещё одним важным аспектом изучения самого процесса познания является изучение самой философии. Одним из отличий философии от типичной науки является возможность выхода в мета-позицию по отношению к себе же. Дисциплина метафилософииизучает саму философию со стороны, важнейшей и более разработанной дисциплиной такого рода являетсяметаэтика, которая занимает стороннюю позицию относительно этики. [35]

Практическая философия. Аксиология[править|править исходный текст]

Паринирвана— высшее счастье с точки зрениябуддийской философии. Современная картина в храмепровинции Уттарадит,Таиланд.

Основная статья: Практическая философия

См. также: Этика,Эстетика,Политическая философия,Философия историииСоциальная философия

Практическая философия фактически представляет собой различные аспекты этики. Этика в самом широком смысле в первую очередь исследует место человека в мире, пытается ответить на вопросы, что такоечеловеческое счастье, и каким образом оно достижимо. Этика исследует вопросыдобраизла, понятиесправедливости, ищетсмысл жизничеловека. Из этой общей задачи выделяются более конкретные дисциплины. [36][37]

Политическая философияисследует различные существующие политические системы и изобретает новые,философия праваисследует в самом широком смысле последствия тех или иных законодательных принципов.Философия историиизучает историю на предмет выявления в ней каких-либо общих принципов, которые можно было бы использовать для совершенствования мира, наконецэстетикастремится понять, что такое прекрасное. Более частные дисциплины включают в себяаксиологию— выработку базовых человеческих ценностей,философию религии— изучение религий по отношению к человеку,философию техники— анализ влияниятехнического прогрессана человечество,философию образования— вопросы совершенствования образования и т. д. [38]

В некоторых уголках земного шара практическая философия развивалась значительно раньше, чем теоретическая философия, метафизика или логика. Например, древнекитайская философияпочти целиком изучала только вопросы этики и политической философии, [ ⇨ ] при возникновении собственнойфилософии в Россииинтерес русских мыслителей также касался в первую очередь практической философии. [ ⇨ ]

Сегментация по философским школам. История философии[править|править исходный текст]

См. также: История философии

Зарождение философии[править|править исходный текст]

Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, вИндиии всредиземноморскихгреческих колониях. Возможно, что другие цивилизации этого или более раннего периода уже практиковали философское мышление, однако их философские работы остаются неизвестными. Отдельные исследователи-нефилософы иногда причисляют к древнейшей философии сборникипословициафоризмов, оставшиеся от цивилизацийДревнего ЕгиптаиМесопотамии, [39] однако такое включение не поддерживается в философской литературе. Вместе с этим культурное влияние этих цивилизаций нагреческую цивилизациюв целом, и в частности на формирование мировоззренияранних греческих философовнесомненно. [40][41]

Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философииигреческой философиипроходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. [42] Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали толькоэтикаиполитическая философия. [40][43]

Древнегреческая философия[править|править исходный текст]

Ранняя греческая философия[править|править исходный текст]

См. также: Досократики,СофистыиАнтичная философия

Важные термины: редукционизм,атомизм,скептицизм,релятивизм,софизм

Греческая философия берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни западной философии, истоки рациональногомышленияи само возникновение слова «философия» связаны с несколькими мыслителями и их школами, которые появились вГрециив этот период. Собирательно все эти философы именуютсядосократиками, то есть предшествующимиСократуи в теоретическом, и во временном смысле. Среди самых известных досократиковФалес,Демокрит,ПифагориЗенон. Досократики ставили перед собойметафизическиевопросы вида «Что такоебытие?», «Существуют ли в реальности границы между объектами?» или «Меняются ли объекты в реальности?», а также создали несколько противоречащих друг другу моделей мира, частично отвечающих на эти вопросы. Главная ценность этих моделей заключалась в новом способе получения знания: рациональное теоретизирование в связке сэмпирическиминаблюдениями. [44][45]

Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм— попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков, в частности Демокритом иЛевкиппом— авторами концепцииатомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день. [46] Заслуга досократиков также заключается в совершествованиилогики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достиженияэлементарной математикиигеометриитоже связаны с именами досократиков. [47] Досократики заложили основу классической античной философии. [48] Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина. [45]

Читайте также:  Отстаивать свою точку зрения на английском

Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляласкептицизмв отношении досократиков, искавшихистинныеответы на свои вопросы. [49] Софисты верили врелятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитиелогикиириторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах. [50][51]

Известные раннегреческие философы подробнее →[показать]

Классическая греческая философия[править|править исходный текст]

ПлатониАристотель, фрагментфрескиРафаеля«Афинская школа»,Ватиканский дворец. Платон (слева) указывает на небо как на источник знаний, согласно своейтеории идей(англ.)русск., а Аристотель (справа) указывает на землю, демонстрируя свою приверженность получению знанийэмпирическимпутём.

Важные термины: идеализм,натурфилософия,метафизика,платонизм,аристотелизм

Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученикаПлатона, и в свою очередь ученика Платона —Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан сего методом(англ.)русск., который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала несоглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце-концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальномукритическому анализу(англ.)русск.иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов. [66][67]

В свою очередь Платон и Аристотель оказались в числе самых влиятельных людей на Земле. [68][69][70] Основная заслуга Платона заключается в еготеории идей(англ.)русск., которая сформулирована в его самом известномдиалоге «Государство». В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты — лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше, подобно теням реальных объектов изМифа о пещере. [71] Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовутидеализмом. [72] Богатство идей, изложенных в трудах Платона, в совокупности с формированием направления идеализма сделали философию Платона настолько значительной, что один из философов ХХ века,Альфред Уайтхеддаже назвал всю остальнуюзападную философию«чередой примечаний к Платону». [прим. 3] Философия Платона получила название «платонизм» и несколько веков развивалась как самостоятельное направление, перейдя впоследствии внеоплатонизм.

Заслуги Аристотеля перед мировой культурой носят несколько иной характер. Аристотель систематизировал накопленные в Грециифилософские знания в новой форме, которая заложила стандартынаучной литературы. Его труды включали последовательное изложениелогики,метафизики,этики,риторики, а также греческойнатурфилософии:космологии,физики,зоологиии др. Работы Аристотеля явились квинтэссенциейгреческой философии, появившейся на закате древнегреческой цивилизации, и стали стандартом в некоторых областях знаний на века, а в некоторых — на тысячелетия. [73] Аристотель ввёл в обращение сопутствующуютерминологию, которая впоследствии вошла почти во все языки, включающая такие понятия: «категория», «Определение (дефиниция)», «силлогизм», «посылка» и «вывод», «субстанция», «вид» и «род», «аналитический», «диалектика» и другие. [74][75] Аристотель многие века пользовался незыблемым авторитетом и вЕвропе, и наБлижнем Востоке, где его называли просто «Учитель». [76]

Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, вучении о четырёх причинах(англ.)русск.итеории универсалий(англ.)русск., которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. В частности, «универсалии» Аристотеля порождались самими материальными объектами, в отличие от «идей» Платона, «ниспосланных свыше». Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила названиеаристотелизмаи многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке. [77]

Эллинистическая философия[править|править исходный текст]

Основная статья: Эллинистическая философия

Важные термины: эпикуреизм,скептики,перипатетики,стоицизм,неоплатонизм

Что такое философия?

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».[1]

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».[3]

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».[4]

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы – материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т. е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии – философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данный учебник подготовили:

• доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В. Н. Лавриненко – руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I—V);

• доктор философских наук, профессор Г. И. Иконникова (Разд. второй, гл. I—IX, XI, разд. четвертый, гл. VI);

• доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В. П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый);

• кандидат философских наук, доцент М. М. Сидоров (Разд. третий).

Наиме­но­ва­ние: Философия (греческое слово: φιλοσοφία; образовано от греческих слов: φιλία — влечение, любовь, стремление; σοφία — мудрость).
Опреде­ле­ние: Философия — это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется.
Текст: Авторы: В. С. Стёпин. Э. Г. Юдин, В. С. Бернштейн, В. А. Эдельман. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 23.04.2019.

Философия — это особая форма теоретико-познавательной мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется.

Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией, в которой она определялась как познание и осмысление первопричин и начал всего сущего. Древнегреческое слово «φιλία» широко использовалось с VIII века до новой эры в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, стремление к чему-либо. Слово «σοφία» с V века до новой эры применялось для обозначения знания, умения, преданности делу, способности к рассуждению, а также понималось в обобщённом смысле как обозначение высокой степени ума, мудрости и любознательности.

Согласно преданию (дошедшему до настоящего времени благодаря Гераклиту Понтийскому и Диогену Лаэртию), термин «философия» был введён в употребление Пифагором в 580–500 годах до новой эры. Ионийские мыслители Фалес Милетский, Анаксимандр Милетский и Анаксимен Милетский, с учений которых начинается история европейской философии, называли свои учения не философией, а историей. К концу V века до новой эры в античной культуре начинает всё чаще применяться отглагольная форма «философствовать», а в IV веке до новой эры среди учеников Сократа — существительное «философия». Впоследствии этот термин закрепился для обозначения особого типа рационального познания, в рамках которого систематически формулируются и обсуждаются основные проблемы человеческого бытия.

Философия ставит своей целью создать рациональными средствами мыслительной деятельности (см. Мышление) картину мира и бытия человека в нём (см. Бытие, Мир). При этом она представляет лишь один из срезов многообразия человеческого мира и культуры (см. Культура), тесно взаимодействуя с иными сферами духовной жизни человека. В этом многообразии философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции (см. Методология), которые не охватывают ни отдельные науки, ни научное знание в целом (см. Наука), ни другие формы освоения действительности (эмпирические, художественные, религиозные, мифологические, идеологические). Выполнение этих функций предполагает наличие не просто некоторой суммы взглядов на мир, а системы положений, которые выражают определённое отношение человека к миру и мира к человеку и тем самым представляют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих мировоззрение человека и его развитие. Это позволяет рассматривать философию как теоретическую рефлексию, реализующуюся в таких основополагающих алгоритмах мыслительной деятельности, как разработка определённого класса суждений и систематизация определённого класса понятий, которые применяются к мировоззренческой проблематике, охватывающей категории бытия, целей и ценностей человеческого существования.

Читайте также:  Кто делал лазерную коррекцию зрения при тонкой роговице

От иных форм мировоззрения философия отличается тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического безличного осмысления действительности, используя особые логические (см. Логика) и гносеологические (см. Гносеология) критерии для создания и обоснования своих положений. Вместе с тем, хотя философское мировоззрение существенно отличается от таких видов мировоззрения как художественное, религиозное и мифологическое, в практике мышления они могут сочетаться тем или иным образом, порождая своеобразные «пограничные зоны» между различными видами мировоззрения и синтезируя новые формы постижения действительности.

Будучи одним из компонентов культуры, философия представляет собой сложное дифференцированное образование. История развития философии характеризуется, с одной стороны, процессом обособления от единого общетеоретического знания его отдельных областей, а затем и дисциплин (который обычно называют процессом дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук); с другой стороны, дифференцируется и приобретает определённую структуру та часть теоретического знания в целом, которая призвана выполнять собственно философские функции и без которой нельзя говорить о философии как таковой.

Уже на ранних стадиях существования философии дифференцировались отдельные области философского знания, связанные с рассмотрением природы бытия, познания, нравственности и другие. С развитием философии эти стороны становятся относительно обособленными её компонентами, находящимися между собой в определённых взаимоотношениях, которые в значительной мере определяют характер различных философских систем на разных этапах их истории. Достаточно чёткая дифференциация компонентов философии и осознание этой дифференциации как неотъемлемого принципа построения философских систем возникают в философии Нового времени. Именно здесь складывается ставшее каноническим разделение философии на учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о душе (психология), учение о нравственности (этика), учение о прекрасном (эстетика), учение о мышлении (логика). Хотя само это разделение в дальнейшей истории философии подвергается модификациям и критике с различных позиций, в целом оно сохраняется и закрепляется всем последующим развитием.

По мере развития философии в ней оформляются новые области, а затем и философские дисциплины. В последнее время происходит постепенное расщепление философии как органически целостной формы культуры: философия всё более фрагментируется, превращаясь в совокупность различных стилей и типов философствования, не связанных единой проблематикой, не обладающих общими критериями оценки, использующих различные, взаимно непереводимые языки и понятийный аппарат, различным образом понимающих предмет и задачи. Этот процесс обусловлен общей тенденцией дифференциации философской проблематики и вычленения новых предметов философского исследования в современном обществе (см. Общество).

Необходимость философского познания мира обусловлена динамикой социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске фундаментальных основ и мировоззренческих идей, регулирующих человеческую жизнедеятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся мировоззренческие принципы, выраженные системой базисных категорий (оснований, универсалий) культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и справедливости и так далее), перестают обеспечивать воспроизводство и развитие необходимых обществу видов деятельности. В такие эпохи традиция перестаёт обеспечивать отбор и трансляцию социального опыта, а традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические вызовы, поэтому в обществе формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов.

Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится выявить новые мировоззренческие ориентиры путём рационального осмысления оснований культуры, их критического анализа и формирования новых мировоззренческих идей. Познающий разум становится в особую позицию по отношению к основаниям культуры — её мировоззренческим универсалиям, делая их предметом исследования. А поскольку разум в любые эпохи развивается в соответствии с доминирующими смыслами оснований культуры, то он тем самым анализирует и оценивает свои собственные основания. В этом процессе основания культуры из неосознанных оснований культуры и социальной жизни трансформируются в предельно обобщённые категориальные структуры, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают их теоретическими схематизациями.

Рациональная экспликация в философии смыслов оснований культуры и их критический анализ начинаются с выявления некоторой общности в качественно различных областях культуры, в каждой из которых мировоззренческие универсалии функционируют как категориальные структуры, обеспечивающие отбор и трансляцию социального опыта. Поэтому первичными формами бытия философских категорий на этом этапе выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, символы, метафоры и аналогии. В истоках формирования философии эта особенность прослеживается весьма отчётливо. Так, даже в относительно развитых философских системах Античности многие фундаментальные категории несут на себе печать символического и метафорического понимания мира («Огаелогос» Гераклита, «Нус» Анаксагора и другие). В ещё большей степени это характерно для древнеиндийской и древнекитайской философии, где в категориях часто не отделяется понятийная конструкция от образной основы. Идея выражается не столько в понятийной, сколько в художественно-образной и символической форме, а образ и символ выступают как главные средства постижения истины бытия. Символические и метафорические смыслы на этом этапе играют активную роль в философском рассуждении, которое может строиться по логике не только понятия, но также символа и метафоры.

В древнекитайской философии смыслы категорий передавались через символику иероглифов, которая, соединяя логическое и образное, во многом организовывала структуру понимания. Например, одна из ключевых в древнекитайской философии категорий, «жэнь», которая обычно переводится как гуманность, милосердие, человечность, обозначалась иероглифом, состоящим из знаков «человек» и «два» (две параллельные друг другу линии, обозначающие небо — верх и Землю — низ). Сочетание этих элементов порождало множество смыслов, выявляемых различными философскими школами в категории «жэнь» (она истолковывалась не только как характеристика человеческих отношений, но и как отношение человека к природе, и как космологический принцип единосущности человека с мирозданием). Символика знаков в китайской культуре часто определяла пути философского рассуждения. Так, в триграммах и гексаграммах «Книги Перемен» (И-цзинь) новые категориальные смыслы порождались за счёт комбинирования знаков «–» и «– –», трактуемых как «тёмное начало» («инь») и «светлое начало» («янь»). Восемь первоначальных триграмм (комбинаций трёх чёрточек «инь» и «янь») обозначали восемь проявлений природы — небо, землю, гром, ветер, воду, огонь, горы, озера. Последующее сочетание триграмм порождало 64 гексаграммы. При этом рассматривались все возможные комбинации знаков «инь» и «янь», которые затем получали определённое толкование.

Сложный процесс философского осмысления оснований культуры, формирования философских идей и образов и оперирования ими может осуществляться не только в сфере профессиональной философской деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира. Литература, искусство, художественное творчество, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, — в этих и многих других областях, использующих в своём развитии философскую рефлексию, могут возникать в первичной форме философские экспликации оснований культуры.

Однако несмотря на всю значимость таких форм философствования, осмысление оснований культуры в философии не ограничивается только этими формами. На основе первичных «философем», выражающих мировоззренческие идеи в образной и символической форме, философия затем вырабатывает более строгий понятийный аппарат, где категории уже определяются как понятия в своих наиболее общих и существенных признаках. Основания культуры превращаются в рамках философского анализа в философские категории — особые идеальные объекты (связываемые в систему), с которыми уже можно проводить мысленные эксперименты. Тем самым открываются новые возможности для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем, результатом которого может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся и впечатанных в ткань наличной социальной действительности мировоззренческих оснований культуры определённой исторической эпохи.

Уже в начальной фазе своей истории философское мышление продемонстрировало способность порождать нестандартные категориальные модели мира, не соответствующие и даже противоречащие архетипам и стереотипам сознания, доминирующим в культуре своего времени. Например, решая проблему части и целого, единого и множественного, античная философия прослеживает все логически возможные варианты: мир делится на части до определённого предела (атомистика Левкиппа, Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир вообще неделим (элеаты). Причём последнее решение явно противоречило стандартным представлениям здравого смысла. Логическое обоснование этой концепции выявляло не только новые, необычные с точки зрения обыденного сознания аспекты категорий части и целого, но и новые аспекты «категорий движение», «пространство», «время» (апории Зенона). Здесь впервые были обнаружены проблемы, к которым потом не раз возвращалась философская и научная мысль разных эпох. В апориях Зенона было показано, что любой путь, который должно пройти движущееся тело, может быть рассмотрен в качестве бесконечного множества точек, а любой отрезок этого пути так же предстаёт как бесконечное множество точек, что приводит к парадоксальному выводу: часть эквивалентна целому. Как отмечал историк науки А. Койре, эта проблема через несколько столетий стала одной из фундаментальных в математике. Над ней размышляли Б. Больцано и Г. Кантор, и она в значительной мере стимулировала современную разработку теории множеств. Вырабатывая новые категориальные смыслы, часто опережающие своё время, философия тем самым заранее формирует мировоззренческие предпосылки для познавательного и практического освоения мира в будущем.

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на её развитие. Генерируя новые мировоззренческие идеи, философия тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она может выполнять идеологические функции. Но вместе с тем её установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработку проблем, многие из которых на том или ином этапе общественного развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием философии, сближает её со способом научного мышления.

Изречение Г. В. Лейбница, характеризующее математику как науку о возможных мирах, в определённой мере может быть применено и к философии, с учётом, конечно, специфики её предмета и методов. И подобно тому, как теоретические концепции фундаментальной науки открывают возможности радикально новых технико-технологических достижений, так и теоретическое развитие философии конструирует своеобразные эскизы возможных миров человеческой жизнедеятельности, создавая новые мировоззренческие ориентации людей, регулирующие их отношения с природой, обществом и историческим опытом духовной жизни.

Порождение философией новых мировоззренческих идей осуществляется как за счёт внутреннего оперирования философскими категориями, постановки теоретических проблем и поиска вариантов их решения, так и за счёт постоянного обращения к различным сферам культуры (философский анализ науки, естественного языка, искусства, религии, политики, нравственности и так далее), в процессе которого выявляются смыслы мировоззренческих оснований культуры и происходящие в них изменения. Ни один из этих способов нельзя устранить, не разрушая самой сути философского познания мира. Оно развивается в многообразии философских жанров — от тяготеющих к художественно-поэтическому изложению философских идей до почти аксиоматических построений, аналогичных научным теориям. Свойственная этапу зарождения философской мысли нагруженность философских категорий образно-метафорическими и символическими смыслами не исчезает с развитием философии, а сохраняется в той степени, в какой она служит инструментом выявления смыслов оснований культуры, а также синтеза новых идей, выработанных в теоретическом движении философии, в базисные культурные ценности. Также, на этой основе могут развиваться и достаточно сложные и оригинальные комплексы философских идей.

Оба типа мышления (ориентированное на образно-художественное и на концептуально-научное освоение мира) взаимодействуют в творчестве философов. Преобладание одного из них отличает художественно-синтетическую манеру философского размышления (Платон, Ницше, Сартр, Камю, современная философия постмодерна) от научно-аналитической (Аристотель, Кант, Гегель, позитивизм, марксизм, современная аналитическая философия). Аналитический способ философствования в новоевропейской культуре часто реализовывался в форме сциентистской ориентации. В этой культуре наука и научная рациональность играли доминирующую роль, активно влияя на все типы мышления, в том числе и философское. Поэтому философия часто строилась по образу и подобию науки и ориентировалась в первую очередь на анализ тех мировоззренческих следствий, которые порождают фундаментальные достижения науки. Именно в русле таких ориентаций и возникло понимание философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления (марксизм). Но такого понимания не было в иных культурах, например в традиционных культурах Востока, где философия развивалась не столько апеллируя к накопленным научным знаниям, сколько размышляя над естественным языком, проблемами морали, искусства, религии.

В западной философии в конце XIX — первой половине XX века формируется тенденция преодоления сциентистской трактовки философии и осознания важности соединения рефлексии над наукой с мировоззренческим анализом других областей культуры. В работе на двух полюсах — внутреннего теоретического движения и постоянного выявления и критического анализа реальных смыслов предельных оснований культуры, представленных её мировоззренческими основаниями, — реализуется главное предназначение философии в культуре: понять не только каков в глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и каким он может быть.

В силу специфики философского знания развитие философии нельзя представить только как последовательное разрешение возникавших проблем и накопление положительного знания; для движения философской мысли характерны миграция и переформулирование ряда основных проблем на протяжении всей истории культуры. Стремление ко все более глубокому осознанию своих предпосылок и задач является органической чертой философского познания, которая реализуется в противоборстве различных подходов к определению предмета философии, её структуры и специфики развития. Развитие и соперничество различных философских концепций и школ отражает многообразие и противоречивость социальной действительности во всех её проявлениях. Вместе с тем, будучи детерминирована социальной действительностью, философия сама оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствуя формированию новых идеалов, социальных норм и культурных ценностей. Историческое развитие философии постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии её динамики.

Многие выработанные философией идеи транслируются в культуре как своеобразные «дрейфующие гены», которые в определённых условиях социальных перемен получают мировоззренческую актуализацию. Тогда они развиваются в литературе, искусстве, художественной критике. На их основе могут создаваться религиозные, этические, социальные, политические учения, публицистика и эссеистика, которые наполняют практическим и эмоциональным содержанием категориальные структуры философии. В них акцентируются конкретные жизненные смыслы, что постепенно превращает их в новые мировоззренческие структуры. Философские категории включаются в основания культуры, соединяясь с различными способами и технологиями деятельности, поведения и общения.

Последующее функционирование оснований культуры может в явном виде обнаруживать свои философские основания. Так было, например, в Древней Индии и Китае, где доминирующие философские системы (брахманизм, конфуцианство) формулировали принципы и нормы жизни, в соответствии с которыми реально воспроизводились основы социального устройства этих древних цивилизаций. Но чаще новые ценности, сложившиеся под влиянием философии, не демонстрируют своих истоков. Люди, принимающие сегодня ценности правового государства и гражданского общества, могут быть несведущими относительно их происхождения, не связывают их с философскими идеями Т. Гоббса, Дж. Локка и других мыслителей, развивавших соответствующие идеи в дискуссиях своего времени.

Развитие философии осуществляется благодаря многократному повторению познавательного цикла:

  1. от критического анализа оснований культуры своего времени;
  2. к постановке и решению теоретических проблем и выработке новых идей и смыслов философских категорий;
  3. к последующей трансформации этих идей и смыслов в базисные ценности культуры (часто уже иной исторической эпохи).

На разных стадиях этого цикла философия решает различные задачи. Её связь с жизненными ситуациями наиболее отчётливо проявляется на первой и третьей стадиях. Именно здесь философ может выступать в роли «учителя жизни», а философские идеи восприниматься как практически значимые. Но при движении в поле теоретических проблем философия отдаляется от практических задач своего времени (включая задачи мировоззренческой регуляции социальных отношений). Вырабатываемые ей новые теоретические идеи чаще всего выходят за рамки доминирующих мировоззренческих ориентаций своей эпохи и, как правило, не имеют в эту эпоху условий для практической реализации. Своеобразной легитимацией такого познавательного движения выступает идеал поиска истины безотносительно к возможностям практического применения получаемых знаний (этот идеал вслед за философией утверждается в науке, во всех её фундаментальных теоретических исследованиях).

Реальное различие решаемых философией типов познавательных задач иногда фиксируется как различие «практической» и «теоретической» философии. Однако это различие относительно, учитывая, во-первых, что теоретическая компонента всегда присутствует и в «практической философии» и, во-вторых, что вырабатываемые «теоретической философией» новые идеи в будущем становятся кристаллизаторами новых жизненных смыслов, реально регулирующих социальную жизнь. Именно благодаря способности к систематическому порождению новых мировоззренческих смыслов, независимо от их практического применения, философия становится в широкой перспективе жизненно важной областью человеческого знания, которая способствует решению кардинальных проблем социальной жизни.

Читайте также:  Дети с недостатками зрения это дети

Научно-прогностический потенциал философии обеспечивает её методологические функции по отношению к различным видам человеческой деятельности. В научном познании, направленном на исследование новых объектов, периодически возникают проблемы поиска категориальных структур, обеспечивающих понимание таких объектов. Так, при переходе к изучению сложных исторически развивающихся систем в науке XX века потребовалось определить категории части и целого, причинности, вещи и процесса, пространства и времени. Философия, разрабатывая категориальные модели возможных человеческих миров, помогает решению этих задач. Новые «нестандартные» категориальные смыслы, полученные философией и включённые в культуру, затем селективно заимствуются наукой, адаптируются к специальным научным проблемам и активно участвуют в порождении новых научных идей.

Чем динамичнее развивается общество, тем значимее для него становятся прогностические функции философии. Реализуя их, общество как бы зондирует возможности своего будущего обновления и развития. Напротив, общества консервативные, закрытые, ориентированные на воспроизводство сложившегося образа жизни, ограничивают возможности творческого поиска в философии. Жёсткие традиции чаще всего приводят к канонизации отдельных философских учений, превращая их в своеобразные полурелигиозные системы (например, канонизация конфуцианства в традиционной китайской культуре, философия Аристотеля в эпоху Средневековья, марксизма в советский период).

Философское познание всегда социально детерминировано. Вырабатывая новые мировоззренческие идеи, оно так или иначе затрагивает интересы определённых социальных сил. Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывают в эти категории свой смысл, по-своему проводят границы между субъектом и объектом, сознанием и бытием. Поэтому данная проблематика, как и ряд других проблем, постоянно воспроизводится и формулируется на любом из этапов развития философской мысли. Накопление философского знания о человеке и мире предполагает постоянную критику фундаментальных принципов философского исследования, переформулировку проблем, столкновение различных подходов. Разнообразие философских школ и стремление философии к осознанию своих собственных предпосылок является условием её развития.

Критическое переосмысление ранее выработанных подходов и решений предполагает постоянное обращение философии к собственной истории. Историко-философские исследования играют особую роль в философском постижении мира. Как и рефлексия над различными областями культуры (наукой, искусством, религией, политическим и правовым сознанием, обыденным мышлением и языком), они выступают необходимым компонентом процесса порождения философией новых мировоззренческих идей. В настоящее время история философии — одна из самых разветвлённых областей философского знания.

В процессе исторического развития изменяется структура философского знания. Вначале философия выступала единым и нерасчленённым теоретическим знанием о мире, но затем от неё стали отделяться конкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика и внутри философии формировались её относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этика, эстетика, философия истории, социальная и политическая философия, философия права, философия науки и техники, история философии, философия религии и ряд других. Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивают всё более глубокое постижение оснований человеческого бытия.

Философия в широком смысле этого слова может быть обнаружена во всех цивилизациях, но только в некоторых из них она развивалась более систематически. Во всех регионах философия возникла на основе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и собственно философии. Особым явлением выступает параллелизм развития философии, включающей и на Западе, и на Востоке некоторые архетипы (учение о мировом океане, о первоначалах, о мировых стихиях, о диалектике противоположностей и так далее), которые скорее всего являются парадигмами начальных стадий философствования как такового. Они (может, в ещё большей степени, чем непосредственное взаимовлияние) свидетельствуют о существовании мировой философии как непрерывного и относительно единого процесса, ибо показывают, что в философствовании есть своя внутренняя логика, всеобщие законы рождения и развития философских идей, которые, как и любое всеобщее, прокладывают себе дорогу через особенное (региональные и эпохальные единства) и единичное (конкретные философские идеи, концепции, произведения).

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности (примерно в середине I тысячелетия до новой эры). Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразие новых видов деятельности потребовали выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов, появились первые философские учения в Китае, Индии и Греции, причём произошло это в данных регионах мира независимо друг от друга. В этих обществах философские мысли облачались в письменную форму, что давало возможность накапливать их и обмениваться ими иначе, чем в цивилизациях, основанных только на устном слове. Фиксация результатов интеллектуальной деятельности в письменной форме позволила возвращаться к ранее сформулированным мыслям, ставить вопросы по их поводу и прояснять их содержание. Таким образом, с использованием письменности анализ и критика философских положений приобрели широкие возможности и обусловили развитие философских учений. В других регионах мира философия возникла значительно позднее и развивалась на базе философских учений одной из трёх указанных цивилизаций.

Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и развитием цивилизаций.

В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была слабее выражена рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных восточных цивилизаций с характерными для них ориентациями на воспроизводство существующего уклада жизни, кастово-клановой иерархии и социализацией индивидов в системе устойчиво воспроизводящихся корпоративных связей.

Иной тип философствования возник в античной культуре. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся бо́льшим динамизмом по сравнению с другими видами традиционных обществ. Здесь складывалась философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания. Античность создала термин «Философия» и сформулировала её принципы, проблематику, наметила возможные пути её решения. В античной философии в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей западной философии.

Последующими основными этапами развития западной философии стали следующие:

  1. Философия европейского Средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры; её синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения.
  2. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
  3. Философия XIX века, определившая переход от доминирования классических философских систем (немецкая классическая философия была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины XIX — начала XX века (марксизм, эмпириокритицизм, философия жизни, фрейдизм и другие).
  4. Новейшая философия (современная западная философия XX века), сочетающая неклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология, философия психоанализа, философская антропология, философская герменевтика, структурализм и другие) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и другие).

Возникновение неклассической философии создало предпосылки для нового понимания природы философского знания, его развития и функций в культуре.

Классическая философия полагала особую концепцию познающего разума. Она рассматривала его как суверенный, беспредпосылочный разум, имеющий основание в себе самом, выделенный из бытия и как бы со стороны созерцающий и познающий его. Возникало представление о своеобразном параллелизме сознания и бытия, между которыми нет опосредующих звеньев. В рамках этого подхода развивались как классические системы монизма в двух его версиях — материализма и идеализма, так и философские системы дуализма.

Неклассическая философия меняет представление о разуме и его отношении к бытию. Она рассматривает познающий разум не как дистанцированный от мира и извне постигающей его, а как находящийся внутри мира. Разум с этой точки зрения не является абсолютно суверенным и беспредпосылочным. Он укоренён в человеческом жизненном мире. Между ним и бытием есть опосредующее звено, которое различает, но вместе с тем связывает их. Таким звеном выступает человеческая деятельность и язык (Ю. Хабермас). Причём язык здесь следует понимать в широком смысле, включая не только естественный язык, но и все типы языков культуры, все разновидности социокодов, закрепляющих и транслирующих социально-исторический опыт.

Сознание, детерминированное социальным бытием и вместе с тем организующее и пронизывающее его, также обретает расширительное толкование. Он уже не сводится преимущественно к логическому мышлению, а включает всю полноту проявлений индивидуального и общественного сознания (волю, эмоциональное переживание мира, веру и так далее). Познавательные процессы предстают как обусловленные в каждую эпоху характером деятельности и состояниями культуры. Даже когда познание осуществляет прорыв к новым идеям и образам мира, выходящим за рамки культуры своей эпохи, оно детерминировано этой культурой. Сами возможности инноваций определены, с одной стороны, предшествующим развитием познания и практики, вырабатывающими на каждом историческом этапе новые средства познавательной деятельности, а с другой — базисными ценностями культуры, которые либо включают в свой состав, либо исключают ценность инноваций.

В неклассическом подходе ключевой становится проблематика социокультурной обусловленности философского знания. Она приводит к новому пониманию предмета и функций философии. Стремление философии найти предельные основания познания и деятельности в классический период выражалось в создании относительно замкнутых философских систем. Каждая из них выдавала свои принципы за абсолютные истины, последние основания бытия. На базе этих принципов создавалась система представлений о мире, включающая понимание природы, человека, человеческого познания, социальной жизни и идеалов общественного устройства. Развитие философии осуществлялось через конкурентную борьбу таких систем, их взаимную критику и порождение новых систем.

В неклассическом подходе отвергается сама возможность создать последнюю и абсолютно истинную систему философского знания. Признание социокультурной обусловленности любого вида познания предполагает, что философия на каждом этапе своей истории детерминирована особенностями культуры своей эпохи, которая определяет те или иные возможности (часто не осознаваемые) и ограничения философского поиска. Эти возможности и границы могут быть раздвинуты в иную историческую эпоху, но там появятся новые детерминанты философского творчества, а значит, его новые и возможности, и ограничения. Стремление открыть последние и окончательные принципы бытия трансформируется в неклассическом подходе в стремление выявить предельные основания культуры, регулирующие человеческую жизнедеятельность (М. К. Мамардашвили). В качестве таких оснований можно рассматривать основания культуры, сочетание и взаимодействие которых формируют образы человеческого мира и мировоззренческие ориентации людей.

С этих позиций возникает понимание философии как рефлексии над основаниями культуры. Но, поскольку их содержание исторически развивается, включая и тот слой жизненных смыслов, который можно представить как общечеловеческое, присущее различным культурам, ни на каком из этапов своего развития философия не может дать последнего и абсолютного знания о предельных основаниях культуры и человеческой жизнедеятельности. Пока не окончена человеческая история, не окончено и развитие культуры, взаимодействие различных культурных традиций, обогащение фундаментальных жизненных смыслов и ценностей, представленных основаниями культуры. Идея анализа предельных оснований может быть принята только как идеал, стимулирующий напряжённый философский поиск, стремление к углублённому критическому анализу базисных ценностей и смыслов человеческой жизнедеятельности.

Исторический подход к самому предмету философии объясняет и наличие вечных философских проблем, которые каждая эпоха формулирует и решает. И. Кант по существу выделил главные из таких проблем:

  1. Что я могу знать?
  2. Что я должен делать?
  3. На что я могу надеяться?
  4. Что есть человек?

Классическая философия полагала, что ответ на эти вопросы может быть дан, если их анализировать, начиная с проблемы познания и его границ, в той последовательности, как они сформулированы И. Кантом. Неклассический подход оборачивает эту последовательность, начиная с философской антропологии, вопроса о том, что есть человек и его жизненный мир. А затем анализ познания, ценностей, ориентаций и регулятивов деятельности и так далее вновь возвращает к проблематике человека и его жизненного мира, позволяя конкретизировать и углубить первоначальное понимание. Наличие вечных проблем и отказ от идеала абсолютно истинных и законченных систем философского знания часто интерпретируется в духе релятивизма. Но более продуктивен подход, фиксирующий накопление в процессе исторического развития философии элементов истинного знания, хотя ни на каком этапе этого развития не достигается абсолютная истина.

Отказ от построения последних и замкнутых систем не означает также отказа от принципа системности философских знаний. Вне этого принципа невозможно теоретическое движение философской мысли, основанное на оперировании категориями как особыми идеальными объектами. Изменение смысла любой категории, обогащение её новым содержанием в процессе рефлексии над различными областями культурного творчества всегда ставит проблему изменения содержания других, связанных с ней, категорий. Если изменяется, например, понимание детерминизма, то это влечёт неявное изменение в понимании движения, пространства и времени, свободы и так далее. В этой системной связи философских категорий выражается взаимосвязь оснований культуры. На этапе неклассической философии в различных областях философского знания происходит критический анализ и развитие различных подсистем (узлов связей) философских категорий, хотя и не ставится задача построения всеобъемлющей и раз навсегда данной их системы.

Оппозиция классического и неклассического типа философствования иногда трактуется как резкий разрыв между ними. Но возможно иное понимание неклассического подхода, когда он не отвергает достижений классической философии, а ассимилирует их. В рамках трактовки предмета философии как рефлексии над основаниями культуры могут быть осмыслены и все классические философские системы. При этом подходе можно обнаружить, как в недрах классической философии формировались предпосылки неклассического философского мышления. Наиболее важными из них были идеи познания как активной деятельности субъекта, развитые в немецкой классической философии, а также разработка альтернативных панлогизму концепций сознания и познания (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и другие).

Погружённость философии в контекст культуры не сводится только к проблемам социальной обусловленности философского знания. Само это знание активно влияет на развитие культуры, участвует в актуализации тех или иных возможных направлений цивилизационного развития.

В историческом развитии западной философии, начиная с эпохи Возрождения, а затем Реформации и эпохи Просвещения, были сформулированы и обоснованы основные мировоззренческие идеи, определившие переход от цивилизаций традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития — техногенной цивилизации, начавшейся с зарождения капитализма. В этот исторический период произошла великая философская революция, сформировавшая новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир, понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердившая ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности, обосновавшая идеи общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека и так далее. Все эти мировоззренческие идеи стали фундаментальными ценностями культуры техногенной цивилизации, предопределив магистральные пути её развития. Но уже начиная с возникновения неклассических философских учений намечается и критика этих мировоззренческих принципов, выявляются и получают осмысление кризисы техногенной культуры и соответствующего ей типа цивилизации. Эти кризисные явления стали нарастать во второй половине XX века и обусловили поиск новых стратегий развития человека и общества, что поставило проблему новых мировоззренческих ориентиров. Их выработка представляет собой основную задачу современного философского исследования.

В целом, современная философия представляет собой сложный комплекс разнообразных воззрений, которые возникают в результате дифференциации общефилософского знания и фрагментации общефилософской проблематики на множество самостоятельных концепций, не связанных единой проблематикой и не обладающих общими теоретическими моделями и критериями оценки. В то же время сохраняется и значительная преемственность в развитии философии, которая не позволяет однозначно утверждать, что даже наиболее спорные современные концепции полностью отходят от общефилософской проблематики.

Источники:
  • http://fil.wikireading.ru/8500
  • http://gtmarket.ru/concepts/6862