Меню Рубрики

Что такое энергия с точки зрения философии

Никитин Л.Н., д.ф.н., проф., Сакун А.В. к.ф.н., доц.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ЭНЕРГИЯ»

Результатом осознания первопредками существования окружающего мира явилось появление обыденных, повседневных понятий, отражающих зарождающиеся знания о реальности. К этим понятиям, как одними из первых и важнейших в человеческом познании, относятся понятия движение, как силы и меры воздействия на тот или иной предмет со стороны других предметов.

Трактовка понятий «движение», «сила» и «энергия» в древнем мире продолжительное время носила характер синкретизма, слитности, нерасчленненности. Мыслители античности, как правило, оперировали понятием сила. Она трактовалась как склонность тела к определенным действиям. Так как любое тело наделено силой, то всегда предопределен характер его действия, поведения. Так, ученый-энциклопедист древности Аристотель (384 -322 до н. э.) считал, что само тело есть причина начала движения. Возрастание скорости движения тела, торможение и завершение его движения, — все это зависит от природы самого тела. Движение, противоположное природе тела это вынужденное, или насильственное движение, сообщаемое телу силой движения. Удаляясь от этой силы, тело замедляет свое движение и через некоторое время оно прекращается.

Основное значение силы, по Аристотелю, включает в себя, во-первых, способность претерпевать нечто от воздействия другого, во-вторых, способность сопротивляться воздействию. Сила и способность неотделимы друг от друга. Способность изменяться есть сила. Способность сопротивляться тоже есть сила. Когда что -то разрушается, оно лиш ается конкретной силы. Сила не есть действие как таковое; она есть начало движения и изменения.

Для характеристики динамики силы Аристотель вводит термин «энергия» ( греч. energeia – действие, осуществление, действительность). Эне́ргия — это количественная мера различных видов движения, мера перехода движения материи из одних видов в другие. Энергия Аристотелем понимается не только как количественная величина, но и как деятельная сила, выступая как настойчивость, решительность в достижении целей. Эта сторона динамики силы получила у Аристотеля название энтелехия (греч. entelecheia – завершение, осуществленность) т.е. осуществление какой-либо возможности бытия и движущий фактор этого осуществления.

Понятие энергия наряду с понятием энтелехия выступают у Аристотеля инструментарием для обозначения актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности его бытия. Энергия у Аристотеля, в частности в «Метафизике», означает действие (акт), переход от возможности к действительности, процесс актуализации, осуществления. Энтелехия, для Аристотеля, это конечный результат этого перехода, осуществленность (актуальность) вещи.

Несмотря на различия в этих неологизмах, т.е. новых терминах, языковых новшествах, сам Аристотель в большинстве случаев, понятия энергия и энтелехия употреблял как синонимы — слова разные по звучнию, но тождественные или очень близкие по своему значению. Такая трактовка понятий энергия и энтелехия сохраняется и в последующие века с еще более четкой их интеграцией. Например, у римского мыслителя Боэция (ок.480-524), известного своими переводами работ Аристотеля и их комментариям, а так же в латинской холастике, у Фомы Аквинского (1225-1274), «энергия» и «энтелехия» переводятся одним термином «акт» ( aktus ).

Эти подходы к пониманию силы и энергии сохранялись в философских воззрениях вплоть до эпохи Возрождения, когда произошло, как сегодня сказали бы, переформатирование научного мышления. Оно завершилось отменой старых научных парадигм и созданием новых. В них практически полностью перестало употребляться понятие энергии, которое было заменено понятием «сила».

Итальянский ученый Галилео Галилей (1554 – 1642), как мыслитель и один из основоположников экспериментально-теоретического естествознания, конкретизировал понятие силы . Он отмечал, что всякое тело, если оно не взаимодействует с другими телами, должно двигаться равномерно и прямолинейно. Сила представляет собой действие на данное тело какой-то причины, вызывающей изменение скорости тела. Сила есть причина ускорения тела.

И. Ньютон (1643-1727) в «Математических началах натуральной философии»(1686- 1687 гг.) развивает и уточняет мысль Галилея. Сила, по Ньютону, выступает как причина изменения количества движения тела. Сила есть действие на тело какой-то причины, вызывающей изменение количества движения тела. Она может возникнуть и в том случае, когда тела удалены друг от друга. Так действуют сила тяготения, электрическая сила, магнитная сила.

Новое в понимании силы, внесенное Ньютоном заключалось в том, что движение перестало определяется природой самих вещей. Согласно Ньютону, тело, представленное самому себе, находится в состоянии покоя или движется равномерно и прямолинейно. Сила же представляет ся теперь как действие, которое выводит тело из состояния покоя или приводит к отклонению от прямолинейного движения.

Такое определение силы привело к принципиально ино му пониманию сущности движения. Оно начинает рассматривается как перемещение, как изменение положения одного тела относительно других тел. Сила, в свою очередь, начинает представляться явлением , котор ое выступает действие м и мер ой изменения движения.

Г.Лейбниц (1646-1716), в след за Ньютоном, в своей работе «Опыт рассмотрения динамики. О раскрытии и возведении к причинам удивительных законов, определяющих силы и взаимодействие тел», написанной в 1695 г . , пишет , что в телесных вещах есть «сама сила природы», которая «снабжена направленностью, или устремлением, получающим полное осуществление, если оно не встречает препятствия в противоположном устремлении».

Б лагодаря Лейбницу п оняти е сил а в Новое время получает фундаментальное значение. Сила и способность неотделимы друг от друга. Способность изменяться есть сила. Способность сопротивляться тоже есть сила. Когда нечто разрушается, оно просто лишено всякой силы. «Подлинная сила, — подчеркивает Лейбниц, — никогда не есть простая возможность. У нее всегда есть влечение и действие». Действие, в свою очередь, «сводится к реализации силы». И далее: «Что не действует, что не заключает в себе деятельной силы, вовсе не есть субстанция».

Не может быть субстанции без деятельности, она определяет характер субстанции у вещей, субстанция это сущность, способная к действию. Сила, по Лейбницу, содержит известную энтелехию и деятельность, занимает среднее положение между способностью к деятельности и реальной деятельностью. Она становится деятельной в связи с внутренне присущей ей потенцией. Для своего осуществления она, не нуждается ни в чем другом, кроме устранения внешнего препятствия. Действие обязательно должно последовать в случае отсутствия тех или иных препятствий.

В Х VIII веке понятие силы получает дальнейшее развитие у И.Канта (1724-1804) Уже в п ервой своей работе «Мысли об истинной оценке живых сил»(1746) Кант исследовал вопрос о мере количества движения. Он отмечал, что все философы до Лейбница, исключая Аристотеля, придерживались мнения, что сила сообщается всецело извне. Лейбниц «учил, что в теле имеется некоторая сущностная сила». Кант возражает против такой силы, как основополагающей причины движения. С одной стороны, он придерживается принципа самодвижения материи. Для него любая часть материи несет в себе источник своего движения, своей деятельности. С другой стороны, это движение он пытается представить как механическое, т.е. как внешнее по отношению к материи явление.

В отличие от философии, где применялось понятие силы вообще, в науке вплоть до начала XIX века использовалось понятие живая сила. В 1807 г. Томас Юнг вместо понятия живая сила применил термин «энергия». В 1829 году Гюстав Кориоли́с впервые использовал термин «кинетическая энергия», а в 1853 году Уильям Ренкин ввел понятие «потенциальная энергия». В этот период он и Уильям Томсон начали применять такие понятия как «кинетическая и фактическая энергии» .

Несмотря на начало изменения категориального аппарата науки к середине XIX в. понятия «сила» и « энергия» не различались. Закон сохранения энергии вначале формулировался как закон сохранения силы. Г.Гельмгольц , например, з акон сохранения энергии, называл законом сохранени я силы. Г. Кирхгоф в «Лекциях по теоретической физике» сделал попытку отказаться от понятия « сила », заменив его понятием движение. Механика, говорил он, не в состоянии дать точное определение понятия силы, поэтому «должна черпать определения понятий, с которыми она оперирует, из одного лишь движения».

В первой половине Х I Х в. возникла наука, получившая название термодинамика. Вскрывая закономерности термодинамики, лорд Кельвин, он же – Уильям Томсон (1824-1907) ввел понятия «статической» и «динамической» энергии, которые сегодня именуют кинетической и потенциальной энергиями.

Результатом введения в научный оборот понятия энергии был новый подход к пониманию силы и движения. Причиной движения стало рассматриваться физическое тело само по себе вне зависимости от движения других тел. Параллельно развивались такие понятия как энтропия, мера потери полезной энергии, мощность, поток энергии за единицу времени и другие.

Развитие термодимамики позволило описать ряд термодинамических процессов и объяснить некоторые опытные данные, не прибегая к атомистическим представлениям. Эти установленные наукой факты некоторые естествоиспытатели, попытались истолковать как решение извечного философского вопроса о соотношении духа и материи. Так, основоположник энергетизма видный немецкий физико-химик В.Освальд (1853-1932), пытаясь устранить противоположности духа и материи, считал, что их можно свести к третьему началу – энергии. Он считал «громадным выигрышем, если старое затруднение: как соединить понятия материя и дух – будет просто и естественно устранено подведением обоих понятий под понятие энергия». В своем труде «Натурфилософия», Освальд попытался: «Построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не пользуясь понятием материи». Отвергая понятие материи, а тем самым отрывая энергию, движение от материи, Освальд выступал против атомно-молекулярной теории строения материи, считал атомы и молекулы «удобными гипотезами» выдуманные учеными.

К ритик уя своих коллег за механистическое понимание энергии, Освальд помимо энергии движения, что можно было бы отождествить с кинетической энергией, в ы делял энергию тяготения и объема, что с определенной натяжкой можно считать разными видами потенциальной энергии . И сточником жизни он признавал «лучистую энергию» и распростран я л понятия энергии на психические, социальные и культурные явления По его мнению, все явления окружающего нас мира представляют собой процессы между различными видами энергии. «Что все внешние явления, — пишет Освальд, — могут быть изображены как процессы между энергиями, это обстоятельство проще всего объяснить тем, что именно процессы нашего сознания сами являются энергетическими и таковое свое свойство передают всем внешним опытам».

Поддерживая точку зрения Освальда, его ученик махист А.Богданов отмечал, что энергия это чистый символ «соотношений между фактами опыта».

Однако, если энергия – чистый символ, феномен существующий только в нашем сознании, если материя растворяется в энергии, то энергия (движение) существуют без материи как «чистое» движение. Это значит, что носителем энергии (движения) являются сами по себе существующие мысли, идеи, ощущения, т.е. духовная деятельность, а не материя.

В действительности же энергия – это феномен, существование которого невозможно без определенного материального носителя. Отрыв энергии, движения от материи логически приводит к отрыву мышления от объективной реальности, к ее отрицанию.

Иными словами, представители энергетизма, пытаясь создать новое направление в философии, в своих изысканиях приходят утверждению, что «мир есть движение». На вопрос: «Что движется?» представители энергетизма не могут дать ответа или же вынуждены признать, что понимаемое таким образом движение – это не материальное движение, а движение мыслей, ощущений. Но энергия выступает одним из важнейших свойств материи. Материя является основой всех изменений в мире. Энергии оторванной от материи не существует.

Абсолютизация энергетического подхода к пониманию мира проявилась после открытия А.Эйнштейном закона взаимосвязи массы и энергии материальных объектов: E = mc 2 , где E – энергия, m – масса, c – скорость света. Этот закон показывает, что с возрастанием массы растет и энергия, и наоборот. Представители энергетизма, отталкиваясь от открытой Эйнштейном закономерности и отождествляя массу с материей, начали заявлять, что материя превращается в «сгусток энергии». Однако для такого вывода нет оснований. Во-первых, масса одно из свойств материи, а указанная закономерность связывает массу с энергией, а не материю с энергией. Во-вторых, в указанном соотношении энергия эквивалентна, а не равна массе. Если бы здесь было простое равенство, то эти величины превращались бы друг в друга и никакого соотношения между ними не было.

С позиций энергетизма подходил к пониманию научной картины мира один из создателей квантовой механики немецкий физик В.Гейзенберг (1901-1976). В энергетическом духе Гейзенберг считал, что все элементарные частицы «сделаны из энергии», т.е. допускал существование энергии и материи вне тесной взаимосвязи друг с другом. В своем труде «Физика и философия» он утверждал, что рождение элементарных частиц может предшествовать поступлению энергии, необходимой для этого процесса.

Энергетическую концепцию в определенной степени разделял английский философ и общественный деятель Нобелевский лауреат Б.Рассел (1872-1970). В 20-30-е годы прошлого века он, сблизившись с неопозитивистами, считал реально существующими только «чувственные данные». Понятия «материя» и «дух» для него лишь логические конструкции из «чувственных данных». В своей работе «Человеческое познание» он писал, что в современной физике не материя, а энергия является основополагающей. «Материя является не частью конечного материала мира, — писал он, — но просто удобным способом связывания событий воедино».

Разделяя позиции энергетизма, некоторые физики использовали этот философский дискурс для обоснования божественной предопределенности мира. В частности, богослов и физик Ф.Ларсен заявлял, что атомная энергия разоблачила тех, кто верил в материальность мира. «Если бог захочет, — писал этот теолог, — он сможет превратить любые количества вещества на Земле в пылающую энергию, и, поэтому материя может превращаться в огонь».

Еще один подход к философскому пониманию энергии содержится в работах французских мыслителей П.Тейяра де Шардена и Э.Леруа, а так же первого президента украинской Академии наук В.И.Вернадского. Они ввели в науку понятие «ноосфера» (греч. nous — разум; sphaira — шар).

Читайте также:  Какой отдел мозга отвечает за зрение

Философ и теолог Тейяр де Шарден (1881-1955) ноосферу трактовал с позиций неотомизма. Неотомизм – это учение средневекового схоласта Фомы Аквинского (1225-1274), приспосабливаемое к нашему времени и признаваемое неотомистами единственно истинным философским учением, соответствующим христианским догматам. Тейяр де Шарден считал, что материя есть «матрица» духовного начала. Физической, в его трактовке «тангенциальной», энергии, которая убывает по законам энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовная энергия в скрытом виде присуща даже молекуле и атому. Геогенез, считает ученый, переходит в биогенез, а затем психогенез. Психогенез ведет к человеку и затем «сменяется и поглащается более высокой функцией – вначале зарождением, затем последующим развитием – ноогенезом». Это явление и есть ноосфера. Она представляет собой мыслящий пласт «который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных – вне биосферы и над ней».

Эдуар Леруа (1870-1954), трактовал ноосферу с позиций католического модернизма. Он считал, что жизнь – это некий метафизико-космический процесс, «жизненный порыв», а эволюцию как творческое становление, в основе которого лежит духовная сила, действующая мысль. По мере ослабления жизнь распадается, превращаясь в материю, представляющую собой неодушевленную массу, вещество. Ноосфера – это облегающая земной шар идеальная, «мыслящая оболочка», чистая энергия связанная с возникновением и развитием человеческого сознания. С появлением человека совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Эволюция природы приобретает качественно новый характер, так как человек, наделенный сознанием, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития природы.: «Если мы хотим вписать, наконец, человека во всеобщую историю жизни, — писал Леруа, — то необходимо поискать его в ситуации, где он господствует над природой, но, тем не менее, не отрывается от ее почвы, а это равносильно тому, чтобы представить себе над существовавшей ранее животной биосферой и как ее продолжение некую человеческую сферу, сферу рефлексии свободного и сознательного изобретения, сферу мысли как таковой: короче говоря, сферу духа или ноосферу»

Для В.И.Вернадского ноосфера — это материальная оболочка Земли, охваченная человеческой деятельностью. В работе «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» он пишет: «есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой». Ноосфера в истории геологии последнее из многих состояний биосферы «лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно».

Иными словами, концепцию ноосферы Вернадский формулировал как проблему воздействия научной мысли и человеческой деятельности на биосферу. Для него «ноосфера» это не только сфера разума, но и сфера человеческого труда, творческой, преобразующей деятельности. Человечество, своей мыслью и трудом преобразовывая лик планеты, в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, что потребует новой социальной организации и новой, экологической этики.

В настоящее время термин энергия (греч. energeia – действие, осуществление, действительность) употребляется в широком и узком смысле слова. Э не́ргия в узком смысле — это мера движения различных форм материи, мера перехода одних форм движения в другие. Одно из основных свойств материи — способность производить работу. Энергия — есть способность системы тел, находящихся в данных условиях, совершить некоторое, вполне определенное количество работы. Это такие свойства объектов, которые при определенных условиях позволяют произвести изменения свойств соседних объектов. Энергия не возникает из ничего и не исчезает. Она только может переходить из одной формы в другую.

В широком смысле под энергией понимается деятельная сила, настойчвость, решительность в достижении целей. При этом, с одной стороны, идет возвращение к аристотелевскому понятию энтелехии, как осуществлению какой-либо возможности бытия и движущему фактору этого осуществления. С другой – обращается пристальное внимание на психоэмоциональную энергию (парапсихологию), энергию, которую многие исследователи отвергают, как не существующую в природе.

Итак, категория энергии выполняет ведущую роль в различных мировоззренческих концепциях и научной картине мира. В онтологическом плане, энергия, как понятие, охватывает любые изменения или преобразования в окружающей действительности, которые можно определить как переход одних форм движения в другие. Это также наличие определенного качества, которое может оказывать влияние на другие объекты. Энергетический потенциал тел и иных материальных и духовных образований постоянно оказывает влияние на окружающую среду, вызывая ее изменения и преобразования.

Энергия — мера движения материи. Понятие энергии в современном её значении появилось в науке во второй половине XIX в.
в связи с открытием закона сохранения и превращения энергии. Открытие этого закона Энгельс относил к числу трёх великих открытий естествознания XIX в., двинувших гигантскими шагами вперёд познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе. Этот закон явился дальнейшим развитием и конкретизацией всеобщего закона сохранения материи и движения Ломоносова (см.).

Специфическим, качественно-своеобразным физическим и химическим формам движения соответствуют определённые виды энергии — механическая, тепловая, электромагнитная, химическая и т. п. С помощью понятия энергии выражается количественная и качественная не уничтожимость материального движения, его способность к бесконечным превращениям из одной формы в другую. Энергия сохраняется количественно, она неуничтожима. Все виды энергии взаимо превращаются. Поэтому закон сохранения и превращения энергии Энгельс называет великим основным законом движения, абсолютным законом природы.

Превращения энергии происходят вне и независимо от сознания. Энергия не существует без материальных объектов. Попытку мыслить энергию без материи В. И. Ленин считает равнозначной идеалистической попытке мыслить движение без материи, Современная физика показала, что энергия неразрывно связана с массой тел. Закон взаимосвязи массы и энергии — один из фундаментальных законов современной физики; он является дальнейшим подтверждением закона Ломоносова. Идеалисты пытаются оторвать энергию от материи, объявив материю «не существующей», стремятся представить энергию «единственной субстанцией мира». При этом самую энергию они толкуют субъективистики, как нечто производное от сознания. (См. также Энергетизм.)

Найдено 12 определений термина ЭНЕРГИЯ

способность вещи совершить работу. Можно сказать — свойство системы, заключающееся в способности совершить внутри себя дистемы, заключающееся в способности совершить внутри себя движение — работу.

Вопрос — что такое работа и что такое энтропия?

всякое раскрытие какого-либо содержания вовне, в данном же случае — действие сущности в инобытии. В отличии от близкого понятия эманации, энергия подчеркивает активность сущности, момент свободы в ней. Различные энергии, раскрывая разные аспекты сущности, вместе с тем не нарушают ее простоты, ибо энергия есть явление сущности как целое в своем частном аспекте.

термин древнегреческой философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность (ср. нем. Wirklichkeit — действительность, от wirken — действовать). Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета, в отличие от потенциальной возможности ( potentia) его бытия. Уже у Боэция и затем в латинской схоластике переводится как actus.

от греч. energeia – деятельность, действительность) – Еще до того, как в науке нового времени Э. стала физическим понятием в качестве меры конкретных форм движения, Аристотель придал этому термину общий онтологический смысл, поняв Э. как дятельность по актуализации потенций сущего. Сохраняя суть подхода в несколько иной терминологии, можно сказать, что Э. есть процесс или деятельность по превращению возможностей в действительность.

греч. действую, совершаю (на деле)], термин др.-греч. философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность (ср. нем. Wirklichkeit — действительность, от wirken — действовать). Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности (potentia) его бытия. Уже у Боэция и затем в лат. схоластике переводится как actus. См. ст. Акт и потенция и лит. к ней.

в естествознании: единая, универсальная мера разл. видов движения материи. В зависимости от видов движения материи существуют разл. виды Э.: мех., тепловая, электромагнитная, атомная, ядерная и др. При превращении одних видов движения в другие происходит и превращение одних видов Э. в другие. Все эти превращения подчиняются з-ну сохранения Э. Э. и масса связаны формулой А.Эйнштейна: E = mc?, где с = 3 х 108 м/с — скорость света в вакууме. Ф.М.Дягилев

от греч. energeia — деятельность, составное из еn — в, при, внутрь + ergon — работа) — общая мера различных процесов и видов взаимодействия. Однозначно установлено, что все формы движения (на всех известных уровнях организации материи) превращаются друг в друга в строго определенных количественных отношениях, что предопределило введение понятия «энергия» и позволило измерять различные физические формы движения и взаимодействия единой мерой. Виды энергии: механическая, тепловая, химическая, электромагнитная, ядерная. гравитационная и др., что носит достаточно условное разграничение. Важнейшим, фундаментальным для энергии является закон сохранения ее при любых изменениях и превращениях в природных системах.

гр. действие, деятельность) — общая количественная мера различных форм движения материи, неукоснительно подчиняющихся закону ее сохранения — неуничтожимости и невозможности возникновения из ничего, но только путем закономерного перехода из одной формы в другую. В живой природе — фундамент жизнедеятельности организмов (см. Фотосинтез). Энергетика Солнечной системы и Земли в значительной мере определяют ход жизненных процессов на планете, а они, в свою очередь, весьма значительно воздействуют на энергетику нашего космического тела. Биосфера закономерно изменяет приход и отражение солнечной энергии, образуя озоновый экран (озоносферу), используя углекислый газ (см. Модели климата Земли) и меняя отражающую способность поверхности земли (ее альбедо). Эволюция всегда в определенной мере есть функция энергетики Земли. (См. Биосфера, Земля, Система солнечная).

от греч. energeia — деятельность) — в философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon); это слово равнозначно активности, решительности, волеустремленности человеческого поведения. Ко времени, охватывающему период приблизительно от Галилея и до сер. 19 в., относится возникновение физического понятия энергии, которое означало способность при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. Место этого понятия энергии в современной физической картине мира определяется «законом сохранения энергии», согласно которому различные виды энергии при соответствующих условиях могут превращаться один в другой, однако энергия в целом и при всех превращениях остается равной самой себе (по количеству). Этот принцип открыл Роберт Майер (см. также Энергетизм). Закон сохранения энергии был развит в «закон энергии-массы», согласно которому энергия может превращаться в массу (и наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света (Е = т • с2); 1 кг массы соответствует, т. о., энергии приблизительно в 25 000 миллионов кВт • ч.

универсальная количественная мера движения и взаимодействия всех видов энергии (по-гречески energcia — действие). Основным свойством энергии является ее сохранение при любых превращениях. В механике закон сохранения энергии (в первоначальной терминологии — живых сил) был открыт не сразу. Его частные случаи использовали Галилей и Лейбниц, а в общей форме он был обоснован Лейбницем. В придании этому закону универсального характера решающее значение сыграли исследования процессов превращения теплоты в работу и обратно и установление механического эквивалента теплоты. Эти исследования в середине XIX в. выполнили Р. Майер, Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц. В термодинамике закон сохранения энергии получил название ее первого начала.

В соответствии с разными разновидностями движения рассматривают различные формы энергии: механическую, внутреннюю, электромагнитную, химическую, ядерную и др. Энергия системы определяется параметрами, характеризующими ее состояние. В технике, в частности, различают кинетическую энергию и потенциальную mgh, где m — масса тела, v — его скорость, h — высота подъема, g — ускорение силы тяжести.

Одним из следствий теории относительности является закон эквивалентности массы и энергии Е = тс2 , где Е — энергия, а с — скорость света. Очевидно, этот закон следует рассматривать как обобщение закона сохранения энергии.

Если классическая физика рассматривает любые превращения энергии как непрерывный процесс, то в квантовой механике это не так: энергия может передаваться только порциями, или квантами. А из релятивистской квантовой механики следует, что энергией, причем отрицательной, обладает и физический вакуум. (См. вещество, поле, материя). 290 Л.В. Лесков

греч. energeia — деятельность) — общая мера различных форм материального движения. Термин “Э.” был введен англ. ученым Т. Юнгом в 1807 и понимался им как произведение массы движущегося тела на квадрат его скорости. Качественно различные физические формы движения материи способны превращаться друг в друга, и этот процесс превращения контролируется строго определенными количественными эквивалентами, что и позволяет выделить общую меру движения — Э. как таковую. Э. в качестве меры движения проявляется в различных видах. Это находит свое выражение в системе физических теории, где вводятся понятия механической, тепловой, электромагнитной, ядерной, гравитационной и т. п. Э. В свою очередь, в механике Э. подразделяется на потенциальную и кинетическую, в термодинамике — на связанную и свободную, в определенных задачах осуществляется подразделение на внешнюю и внутреннюю Э. системы. Каждый из видов Э. существенно характеризует соответствующую физическую форму движения со стороны возможности ее превращения в любую др. форму движения при количественном сохранении самого движения. В нек-рых философских концепциях Э. трактуется как особого рода субстанция или как некая внутренняя активность, переходящая от тела к телу или от одного живого существа к другому. Такое чрезмерное расширение области применимости физического понятия приводит к теоретически не обоснованным построениям. Вся история материально-духовной культуры совр. цивилизации связана с освоением и развитием различных форм использования Э.: невозобновляемых (уголь, нефть, природный газ) и возобновляемых (древесина, гидроэнергетика и др.) ресурсов Э. Перспективы энергетики будущего связываются с широким использованием ядерных источников Э., сочетанием традиционных энергетических ресурсов, расширением применения Э. солнца, ветра и т. п. При этом важное значение придается предотвращению негативных последствий влияния энергетики на окружающую среду. Выброс тепла, рост концентрации углекислого газа в атмосфере и др. могут привести к изменениям метеорологических и гидрологических параметров биосферы (таяние арктических льдов, смещение климатических зон и т. д.). Однако по мере развития совр. форм энергетического обеспечения, более рационального использования Э. масштабы выбросов будут сокращаться, а экологическая ситуация стабилизироваться. Переход к новым энергетическим концепциям предполагает не только соответствующее развитие науки, техники и технологии, но и расширение международного сотрудничества в решении задач, связанных с энергетическим обеспечением человечества.

Читайте также:  Точки зрения историков на ярослава мудрого

от греч. . – деятельность) – одно из фундаментальных понятий совр. физики, обычно определяемое как способность материальных систем совершать работу при изменении своего состояния и непосредственно связываемое с законом сохранения Э. (см. Сохранения принципы). Понимание работы как изменения формы движения, рассматриваемого с его количеств. стороны (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1969, с. 78), позволяет трактовать Э. как единую общую меру качественно различных форм движения материи, сохраняющуюся при их взаимопревращениях, т.е. при переходах от одного вида Э. к другому. Исторически представления об Э. и ее сохранении сформировались в механике. Одним из источников этих представлений послужило основанное на обобщении опыта положение о невозможности создания вечного двигателя, а другим – спор об истинной мере механич. движения, возникший в конце 17 в. между сторонниками Декарта и Лейбница. Декарт считал мерой механич. движения количество движения mv, а Лейбниц, опираясь на Гюйгенса, – величину mv2, к-рую он назвал «живая сила» (vis viva). Термин «Э.» впервые употребил в 1807 англ. ученый Т. Юнг, понимавший под Э. «произведение массы или веса тела на квадрат числа, выражающего скорость» («Lectures on natural philosophy and the mechanical arts», v. 1, L., 1807, p. 78). Первые шаги в распространении понятия Э. (еще в старой терминологии) за пределы механики были сделаны Румфордом (1798) и С. Карно (1824), к-рые установили взаимопревращение теплоты и механич. работы. Успехи физики нач. 19 в., обнаружившие взаимосвязь и взаимопревращение различных «сил» природы – тепловой, химической, электрической, магнитной и механической, создали предпосылки для формулирования и разработки закона сохранения и превращения Э. (Р. Майер, Дж. Джоуль и Г. Гельмгольц). При этом использовалась старая терминология и речь шла о сохранении «силы». Гельмгольц впервые ввел понятие потенциальной Э. (с помощью термина «сила напряжения») и дал выражения для Э. гравитационных, статических, электрических и магнитных явлений. Во 2-й пол. 19 в. закон сохранения и превращения Э. занял прочное положение в физике. Тогда же начала употребляться и совр. терминология. У. Томсон (Кельвин) дал в 1853 определение Э., часто цитируемое и поныне. Согласно этому определению, под Э. материальной системы в определ. состоянии понимается измеренная в механич. единицах работы сумма всех действий, к-рые производятся вне системы, когда она переходит из этого состояния любым способом в произвольно выбранное нулевое состояние. Дальнейшее развитие понятия Э. заключалось в уточнении представлений о потенциальной Э. и разработке учения о локализации и движении Э. (см. Д. Д. Гуло, Из истории учения о движении энергии, в сб.: История и методология естеств. наук, вып. 2, [М.], 1963, с. 135). К концу 19 в. подавляющее большинство ученых рассматривало Э. как атрибут материальных объектов. Однако нек-рые физики считали Э. особого рода невещественной (но материальной) субстанцией, для к-рой вещество и поле выступали в качестве резервуара. Крайнее выражение эта т. зр. получила в энергетизме. Типология видов Э. строится либо по типу материальных объектов – носителей Э. (механическая, тепловая, химическая), либо по типу их взаимодействий (электромагнитная, гравитационная Э.). Механич. Э. подразделяется на кинетическую (зависящую только от скоростей движущихся тел) и потенциальную (зависящую только от положений тел), но это разделение не всегда может быть проведено. В термодинамике применяется разделение Э. с т. зр. возможности ее непосредств. превращения в механич. работу, на свободную и связанную. Др. способ разделения основывается на различении внешней и внутр. Э., причем под внешней Э. понимается механич. Э., а под внутренней – весь остаток полной Э. В совр. физике понятие Э. продолжает оставаться одним из центральных. Спец. теория относительности установила закон взаимосвязи массы и Э. (E=mc2), толкование к-рого породило много филос. споров о характере этой взаимосвязи (см. А. Поликаров, Относительность и кванты, пер. с болг., М., 1966, с. 192–243; Н. Ф. Овчинников, Понятия массы и Э. в их историч. развитии и филос. значении, М., 1957). Единодушия в этом вопросе пока не достигнуто. В общей относительности теории до сих пор не разрешены трудности, связанные с реализацией требований закона сохранения Э. Квантовая теория рассматривает понятие Э. как элементарное, наряду с понятиями импульса, координаты и момента времени. Оператор Гамильтона, символизирующий полную Э. квантово-механич. системы, является главным матем. средством теоретич. схемы квантовой механики. В релятивистской квантовой теории элементарных частиц основополагающая роль понятия Э. сохраняется, однако там возникают трудности филос. порядка в интерпретации несохранения Э., имеющего место при виртуальных процессах в рамках соотношения неопределенностей (см. Микрочастицы). Лит.: Мейерсон Э., Тождественность и действительность, [пер. с франц.], СПБ, 1912, с. 196–225; Содди Ф., Материя и Э., пер. с англ., М., 1913; ?ланк М., Принципы сохранения Э., пер. с нем., М.–Л., 1938; Кравец Т. П., Эволюция учения об Э. (1897–1947), «Успехи физич. наук», 1948, т. 36, вып. 3; Кузнецов Б. Г., Принципы классич. физики, М., 1958, с. 79–140; Овчинников ?. . Принципы сохранения, М., 1966; Гельфер Я., Законы сохранения, М., 1967, с. 16–47, 75–152, 157–73; Theobald D. W., The concept of energy, L., [1966].

Найдено схем по теме ЭНЕРГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭНЕРГИЯ — 0

Найдено книг по теме ЭНЕРГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ЭНЕРГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ЭНЕРГИЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

(от греч. energeia – деятельность) – в философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon); это слово равнозначно активности, решительности, волеустремленности человеческого поведения. Ко времени, охватывающему период приблизительно от Галилея и до сер. 19 в., относится возникновение физического понятия энергии, которое означало способность при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. Место этого понятия энергии в современной физической картине мира определяется “законом сохранения энергии”, согласно которому различные виды энергии при соответствующих условиях могут превращаться один в другой, однако энергия в целом и при всех превращениях остается равной самой себе (по количеству). Этот принцип открыл Роберт Майер (см. также Энергетизм). Закон сохранения энергии был развит в “закон энергии-массы”, согласно которому энергия может превращаться в массу (и наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света 1 кг массы соответствует, т. о., энергии приблизительно в 25 000 миллионов

— всякое раскрытие какого-либо содержания вовне, в данном же случае – действие сущности в инобытии. В отличии от близкого понятия эманации, энергия подчеркивает активность сущности, момент свободы в ней. Различные энергии, раскрывая разные аспекты сущности, вместе с тем не нарушают ее простоты, ибо энергия есть явление сущности как целое в своем частном аспекте.

— способность вещи совершить работу. Можно сказать – свойство системы, заключающееся в способности совершить внутри себя дистемы, заключающееся в способности совершить внутри себя движение – работу.

Вопрос – что такое работа и что такое энтропия?

Философия энергии (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ МИРОЗДАНИЯ

Философия энергии / Общая теория мироздания / . — М., 2008, 248 с.

В книге излагаются результаты мировоззренческого поиска группы независимых исследователей. Целью поиска было философское переосмысление природы мира. Результаты поиска сведены в единое целое в виде принципиально новой метафизической парадигмы – концепции вселенной, основанной на представлении об энергетической природе мироздания.

Исходной целью поиска было создание более совершенной в сравнении с материалистической мировоззренческой основы, пригодной для создания идеологий информационного общества. По мнению автора и его коллег, эти идеологии должны придти на смену социализму, либерализму, социал-демократии и пр. материалистическим в своей основе идеологиям индустриального общества.

Книга предоставляет необходимое для мировоззренческого обновления концептуальное обеспечение и предлагает сформулированные в качестве производных от него политические, экономические и социальные идеи и представления, пригодные для разработки идеологии информационного общества.

I. ФИЛОСОФИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ………………………………

1. 1. ЭНЕРГИЯ И МАТЕРИЯ

1.1.7. Ложные представления «новой физики» …………………………………

1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ ФАЗА ЭВОЛЮЦИИ

1.2.2. Все новое – хорошо забытое старое …………………………………………

1.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФАЗА ЭВОЛЮЦИИ

II ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ …………………………

2.1. РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАЗУМА

2.2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.2.2. Социальные и интеллектуальные организации ………………………………

2.2.4. Устройство и функционирование организаций ………………………………

2.3. СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.3.1. Предназначение созидательной деятельности … ……………………………

2.3.3. Субъекты экономических отношений ………………………………………

2.3.9. Особенности экономических отношений ……………………………………

2.3.10. Кому и что должен предприниматель? ……………….……………………

2.3.11. Этика экономической деятельности ………………………………………

Книга «Философия энергии» представляет читателям результаты мировоззренческого поиска, предпринятого группой разработчиков в составе , , , , , ­гиева, , , . Инициатива этого поиска принадлежит покойному – в 2000 году он собрал нашу группу, сформулировал цели поиска и руководил его первым этапом.

Внезапная смерть в январе 2002 года А. Паникина не остановила нас – мы уже увлеклись идеями и получили первые результаты. А потому продолжили работу над проектом. Как представляется, нам удалось достичь целей, которые поставил наш покойный лидер. Другое дело, что пока разработан только эскиз альтернативной материализму общей теории мироздания – набор новых идей, сведенных в достаточно целостную систему. И для того, чтобы доработать эскиз до полноценной общей теории мироздания потребуются усилия многих ученых. Поэтому книга не только представляет идеи новой концепции мироздания, но и предлагает ученым включиться в ее дальнейшую разработку.

Сегодня становится все более очевидно, что передовое человечество находится в состоянии глобального мировоззренческого кризиса. Ему даже уже придумали название – кризис христианской цивилизации. Хотя правильнее говорить о кризисе индустриального общества, который уже привел к полному разрушению его советскую версию – социалистический лагерь стран «народной демократии». И теперь наступает очередь достичь открытой фазы кризиса для двух других версий индустриального общества – капиталистических. То есть, европейской социал-демократической и англо-американской либеральной.

Проявление кризиса наблюдаются уже во всех сферах передовых обществ – научной, культурной, экономической, политической, социальной. Тот же кризис науки имеет вполне конкретные свидетельства.

Во все времена жизнь людей кардинально изменяли принципиальные изобретения – орудия труда, предметы быта, технологии. Костер, каменный топор, одежда, колесо, парус, глиняная посуда, жилище, скотоводство, земледелие, металлургия и т. п. Если расположить на оси времени все такого качества изобретения, то можно наглядно увидеть процесс ускорения технического прогресса.

Сначала промежуток времени между эпохальными изобретениям составлял несколько тысяч лет, потом сотни лет, потом десятки. К середине ХХ века темп появления таких изобретений составлял всего восемь-десять лет. Но в последнюю треть прошлого века темп явно начал замедляться – между созданием персонального компьютера и рождением Интернета прошло полтора десятка лет. А после появления Интернета уже два десятка лет в мире не изобретено ничего эпохального.

Прогресс науки тянет за собой развитие техники, а за ней и экономики. Так фундаментальные открытия на несколько десятилетий обеспечивают изобретателей информационным сырьем для создания новых продуктов. И на еще больший срок обеспечивают развитие экономики. Например, открытие в конце XIX века радиоволн несколько десятилетий воплощалось в новых продуктах, из которых последним важнейшим можно считать изобретенную в конце 40-х годов сотовую связь. Это значит, что открытие радиоволн полвека обеспечивало развитие техники и уже скоро век играет эту роль для существенной части экономики. Аналогично генная инженерия основывается на открытиях, сделанных тоже в XIX веке.

Если с этой точки зрения посмотреть на достижения современной науки, то обнаружится, что техника и экономика до сих пор лишь используют фундаментальные открытия XIX века. Соответственно, что бы ни утверждали ученые, за целый век не было сделано ни одного эпохального открытия.

Не с лучшей стороны характеризует ситуацию в мировой экономике постоянно увеличивающийся разрыв между доходами элиты и народа. Точнее, все меньшая адекватность разрыва реальной разнице в результатах деятельности. Особенно вопиющий разрыв демонстрирует, естественно, нынешний лидер передовых стран – США. Так в экономически благополучные 60-е годы топ-менеджеры получали в среднем в 30 раз больше квалифицированных рабочих. В 80-е годы этот разрыв увеличился до 140 раз. В начале 90-х он составлял уже 320 раз. А на пике биржевого бума в конце 90-х годов разрыв доходил до 460 раз. Иначе как вакханалией жадности этот процесс назвать трудно.

Читайте также:  Компания с точки зрения теории знаний

На протяжении большей части индустриальной эпохи передовые страны «тянули» за собой весь остальной мир – даже нещадно эксплуатируя колонии, эти страны обеспечивали их народам ускоренное развитие. Сегодня разрыв в уровне развития между передовыми странами и Третьим миром снова неуклонно увеличивается. Мало того, появился даже феномен «конченных стран» – потерянных для эволюционного процесса. Это значит, что воздействие передовых стран на процесс развития человечество приобрело негативный характер – ориентированно в сторону деградации.

Наконец, глобализация только внешне выглядит началом следующего этапа развития человеческой цивилизации – рождения всемирного общества. Тогда как на самом деле она представляет собой процесс смены формы мировых войн – переход от «горячих» к «экономическим».

После создания атомного оружия для передовых обществ «горячие» войны стали слишком опасными. А так же слишком дорогими – не оправдывающими расходы на их ведение. В результате борьба между передовыми странами сместилась в экономическую сферу – театром мировых войн стал мировой рынок. И процесс глобализации демонстрирует лишь переход инфраструктуры экономических войн от локальных к глобальным масштабам. Не случайно глобализация наблюдается в виде процесса развития коммуникаций и технологий продвижения товаров.

Вполне отчетливо мировоззренческий кризис проявляется в культурной сфере. В ней, несомненно, наступила эпоха одноразового искусства. Можно сказать, что в культурной сфере идет процесс обратного перехода качества в количество, в результате чего территория высокого искусства скукоживается наподобие шагреневой кожи – идет тотальная оккупация культурной сферы суррогатной массовой продукцией. Что, несомненно, является признаком исчерпания потенциала культурной элиты. В итоге она не подтягивает к своему уровню развития остальное общество, а сама опускается на массовый уровень.

Лоция общественного развития – мировоззренческое учение. То есть, культ, религия, идеология. Они описывают устройство мира, правила поведения и деятельности в нем, позволяют формулировать цели развития. Поэтому суть мировоззренческого кризиса – устаревание лоций. Ведь любое учение истинно относительно – описывает мир, в котором оно создавалась. Соответственно, только в нем обеспечивает успешность существования и деятельности. И так как в результате созидательной деятельности человечества окружающий мир непрерывно усложняется, спустя какое-то время любое учение перестает соответствовать имеющейся реальности – описывает исчезнувший мир. В результате человек и общество начинают терпеть неудачи в большинстве начинаний – вступают в полосу бед и несчастий.

Человек и общество возвращают себе возможность осмысленно действовать только после того, как обретают новую веру – более адекватное имеющимся условиям мировоззренческое учение. Точнее, основанное на более объективной концепции мироздания. Так как вновь начинают объективно понимать реальный окружающий мир и правила, которые им требуется соблюдать. А потому снова могут формулировать правильные цели и эффективные способы их достижения. Как итог, к человеку и обществу вновь возвращаются успех и благополучие.

Если же человек и общество ошибаются в выборе и воспринимают какое-то устаревшее или ложное учение, они продолжают жить и действовать в несуществующем мире – давно исчезнувшем или воображаемом. Соответственно, продолжают движение к еще большим несчастьям и катастрофам. Те же немцы, восприняв ложную идеологию нацизма, пришли лишь к большей по масштабу катастрофе – итоги Второй Мировой войны для Германии оказались ужаснее итогов Первой.

Причина нынешнего глобального мировоззренческого кризиса – устаревания доминирующих в передовых странах индустриальных идеологий, как следствие устаревания лежащей в их основе материалистической картины мира. Потому что модели общественных отношений создаются в качестве естественной производной от концепции мироздания – представляют собой правила поведения и деятельности в реально существующем мире. Поэтому индустриальные идеологии были лоциями, позволявшими ускоренно развиваться всю эпоху индустриального общества. И теперь, когда человечество начало переход на информационный уровень развития, эти идеологии перестали эффективно выполнять свою функцию – стали устаревшими лоциями.

Нынешний глобальный мировоззренческий уже третий по счету в истории развития человечества. Первым был кризис, обеспечивший переход лидеров человеческой цивилизации от архаичных к патриархальным общественным отношениям. Он наблюдался в виде появления, распространения и вытеснения монотеистическими религиями культовых верований. Вторым был кризис, обеспечивший переход от патриархальных к индустриальным общественным отношениям, который обеспечили материалистические идеологии – масонство, социализм, либерализм, социал-демократия и их версии.

Материалистическая концепция не подходит информационной эпохе в первую очередь потому, что в ней информация не является самостоятельным субъектом мироздания. Тогда как сегодня то же экономическое развитие передовых стран обеспечивается за счет роста оборота информационных ресурсов. И этот оборот уже намного превосходит оборот физических ресурсов. В результате получается, что передовые общества руководствуются учениями, которые ничего не говорят об особенностях общественных отношений, связанных с созданием и оборотом информационных ресурсов. Соответственно, пользуются лоциями, в принципе не способными предостерегать от опасностей, которые возникают в этом процессе.

Это значит, что преодолеть глобальный мировоззренческий кризис человек и общество могут только разработкой новой концепции мироздания, которая позволит создать новые мировоззренческие учения – описывающие модели общественных отношений, соответствующие новым условиям. А конкретно – условиям информационного общества. И другого пути выходя из мировоззренческого кризиса просто не существует.

Несовершенство индустриальных идеологий в первую очередь объясняется их относительной научностью. Хотя в их основе лежит научная материалистическая концепция мироздания, тем не менее, провозглашаемые ими представления о ценностях, сути общественных отношений, эффективном устройстве общественных организаций представляют собой интуитивное знание. Соответственно, не доказываются, а лишь постулируются. Из-за чего и существует несколько индустриальных идеологий – по-разному скомбинированных в общую картину базовых ценностей и основополагающих представлений. Так социализм отличается от либерализма иерархией ценностей – в социализме справедливость выше свободы. В либерализме, наоборот, ценность свободы выше ценности справедливости. В свою очередь, социал-демократия представляет собой попытку уравнять свободу и справедливость.

Сегодня эти идеологии не выглядят полностью истинными – разум современного уровня развития уже привык верить только в те представления, истинность которых научно обоснована. Это значит, что мировоззренческие учения следующего поколения, информационные, будут представлять собой полноценные научные продукты. Соответственно, все их ценности и представления будут иметь полноценное научное обоснование – будут корректными с точки зрения научной методологии производными от научной концепции мироздания. Как следствие, будут приниматься общественным сознанием не на веру, а как научно доказанные истины. Что для современного уровня развития разума принципиально важно.

«Философия энергии» описывает новую концепцию мироздания, способную стать научной основой для создания мировоззренческих учений информационного общества. Поэтому кроме самой концепции в книге формулируются производные от нее представления, необходимые для создания идеологий информационного общества. При этом предлагаемые представления имеют хотя и не исчерпывающее, но, тем не менее, полностью корректное научное обоснование.

Не случайно эта работа была начата в России – наше общество стало первой жертвой глобального мировоззренческого кризиса. А «на месте происшествия» гораздо легче разобраться в причинах катастрофы. По сути, мы просто «обогнали» Запад в процессе погружения в трясину мировоззренческого кризиса – коммунизм оказался самой архаичной идеологией индустриального общества и потому сегодня представляет собой самую устаревшую лоцию.

В свою очередь, построенный по чертежам марксизма-ленинизма общественный корабль стал чудовищно неповоротлив. В результате наше общество в своем движении стало налетать на все встреченные на пути рифы и садиться на все мели. Как итог, плавание превратилось в перманентное банкротство – процесс нашего разорения замедляется только если власть кладет общественный корабль в дрейф. Любая же попытка куда-нибудь двинуться обязательно заканчивается очередной катастрофой.

Мы утратили веру в истинность доминировавшей в советском обществе коммунистической идеологии – разочаровались в марксистских представлениях о классовом устройстве общества и чисто материалистической природе мироздания. Как следствие перестали соблюдать и постулируемые коммунистической идеологией нормы морали и нравственности.

Однако поиск альтернативной идеологии ничего не дал – наше общество, разочаровавшись в социализме, тем не менее, не восприняло идеи либерализма. Вероятно, интуитивно осознав, что либерализм является ложной альтернативной. Так что не случайно попытка перестроить общественный организм по его рецептам имела результатом лишь разорение страны и ускорение деградации нашего общества. Что касается социал-демократии, то ее рецепты тоже не вызвали доверия у нашего общества.

Так или иначе, но к концу 90-х годов мы оказались в глухом мировоззренческом тупике. В поисках выхода из него группа предпринимателей и ученых занялась кардинальной ревизией сначала идеологий индустриального общества, а затем и материалистической концепции мироздания. Результат ревизии был неутешителен – устаревшими оказались не только идеологии, но и их концептуальная основа. Эти выводы подвигли группу отправиться в мировоззренческий поиск – попробовать создать принципиально новую концепцию мироздания и сформулировать необходимые для создания учений информационного общества исходные представления о сути общественных отношений. Результаты этого поиска излагаются в настоящей книге.

Археолог вначале действует довольно грубо – вскрывает доступ к культурному слою с помощью лопат или даже бульдозера. И только потом берет в руки совок и кисточку – начинает тщательно исследовать открывшуюся картину. Можно считать, что наша работа выполнила первую часть задачи пересмотра материалистической концепции мироздания – обеспечила доступ к иной в своей основе картине мира. Поэтому во многих вопросах наша работа выглядит достаточно грубой. Хотя на самом деле, она только обеспечивает науке возможность взять в руки совок и кисточку и начать тщательно разбираться с новой концепцией мироздания.

Нужно так же понимать, что материалистическая концепция создавалась на протяжении более трех веков трудами тысяч мыслителей. Как следствие, проработана и отшлифована до близкого к идеальному состоянию. Энергетическая концепция – результат семилетнего поиска нескольких человек. Естественно, она выглядит гораздо примитивнее материализма. Но читателям стоит напомнить, что любое принципиальное новшество всегда выглядит примитивно. А потому требуется время для доводки новинки до состояния, в котором оно перестает выглядеть убого. Так первый автомобиль, созданный К. Бенцем, выглядел убого в сравнении достигшими совершенства каретами. Тем не менее, через пару десятков лет автомобили в качестве средства передвижения и по совершенству конструкции обогнали конные экипажи.

Так что и энергетическая концепция сегодня в принципе не может выглядеть совершенной. Точнее, о степени ее совершенства можно будет судить через пару десятков лет. Однако как автомобиль Бенца мог двигаться и перевозить людей, так и энергетическая концепция успешно справляется со своим предназначением – позволяет находить новые объяснения феноменам мироздания и формулировать новые идеи. То есть, работает! А это максимум, что можно требовать от новинки.

В первой части книги, названной «Философией мироздания и эволюции», описывается концептуальная основа, пригодная для создания учений информационного общества – излагаются новые представления о природе мироздания (гл. 1.1.) и эволюционном процессе (гл. 1.2. – 1.3.). Во второй части книги, названной «Философией свободы и справедливости», излагаются новые представления о природе и предназначении разума (гл. 2.1.) и общества (гл. 2В главах второй части так же формулируются идеи для политико-социальной и политэкономической составляющих идеологии информационного общества.

ФИЛОСОФИЯ МИРОЗДАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ

1.1.1. Исходные соображения

Имеется вполне понятная причина, по которой современная фундаментальная наука не предпринимает попыток создания принципиально новой и альтернативной материалистической концепции мироздания. Когда в конце ХIХ века начался кризис классической физики, вызванный неспособностью материализма объяснить новые открытия, то физики начали модернизировать материалистическую концепцию введением иррациональных понятий – бесконечности, неопределенности, энтропии, поля. В результате появился неоматериализм – «оплодотворенный» иррациональными представлениями материализм.

Оперировать иррациональными понятиями начала математика. Но для Ньютона, Лейбница Бернулли, Паскаля, Гюйгенса и их последователей это была игра ума – гимнастика интеллекта. Гимнастика – полезное занятие. Создание с помощью иррациональных понятий абстрактных представлений развивает интеллект ученого. Однако использовать накачанный интеллект ученый должен для создания не абстрактных, а только реальных представлений. То есть, для выполнения полезной работы. Потому что обществу от ученого требуется не умение острить ум, а пользоваться им для дела. Не случайно еще никому на свете не платили за гимнастические занятия – оплачивается только полезный труд.

Абстрактная живопись ничего общего не имеет с реальным миром. И то, что абстракционизм существует, вовсе не значит, что изображаемые художниками абстракции отражают реальный мир. Это в чистом виде фантазии художников. Так и в науке – есть понятия, отражающие особенности реального мироздания. Они конечны, определенны, отражают закономерности. А есть фантазии ученых, описывающие особенности вымышленного мироздания.

Материалистическая концепция имеет в своей основе два постулата – о материальной природе мироздания и принципиальной познаваемости материи. Введением иррациональных понятий физики фактически отказались от второго постулата классического материализма. Потому что только субъекты мироздания, имеющие принципиально доступные для измерения характеристики, познаваемы. Ведь суть познания субъектов мироздания и состоит в измерении их характеристик. А измерены могут быть только конечные характеристики. Если характеристика имеет бесконечное или неопределенное значение, она принципиально недоступна для измерения. Соответственно, субъект мироздания, имеющий такую характеристику принципиально недоступен для познания. А потому введение в конструкцию мира того же понятия бесконечности делает ее принципиально непознаваемой.

Источники:
  • http://filslov.ru/525-yenergiya.html
  • http://terme.ru/termin/energija.html
  • http://www.philosophydic.ru/energiya
  • http://pandia.ru/text/78/159/63853.php