Меню Рубрики

Что такое экстрасенс с точки зрения науки

То, что экстрасенсы — есть, сегодня никто не сомневается. Но вот что они взаправду могут?

Правда ли, что некоторые из экстрасенсов могут лечить? Предвидеть будущее? Раскрывать прошлое? Пронзать мыслью пространство? Находить по фотографии пропавших людей? Что обо всем этом говорит наука?

А наука говорит, и много. Паранормальные способности людей изучаются с глубочайшей древности: только европейская цивилизация занята ими с античности. Между прочим, по сей день не существует ни убедительных доказательств реальных способностей экстрасенсов, ни убедительных доказательств отсутствия этих способностей.

То есть обычными людьми экстрасенсы не являются, но толку с их необычности с точки зрения науки — никакого.

Мы собрали мнения современных ученых, которые по роду своей деятельности и в силу профессионального интереса изучали феномен экстрасенсорики научными методами.

Вот что они говорят:

«Лечить? Да, могут. Самовнушением и внушением. И шаманы лечат. Они настраивают определенным образом физиологические процессы в организме пациента. Психика влияет на физиологию, управляет ею. Чтобы разобраться, есть ли тут что-нибудь еще, кроме психотерапии, надо каким-то образом исключить влияние внушения. Я считаю, что сделать это в клиническом эксперименте, то есть в эксперименте на взрослом человеке, практически невозможно. В то же время, есть простой и довольно точный способ решить эту проблему. Для этого надо взять биологический объект, у которого нет психики или сознания. Например, культуру тканей. Может ли экстрасенс воздействовать на нее? Или на животных? Или на детей в возрасте до одного-двух лет, которые еще не поддаются внушению? Если же вы будете проводить клинические испытания на взрослых больных, вряд ли тут что-нибудь удастся выявить. Лучше лечить будет тот, кто увереннее себя держит. Или у кого представительнее вид».

Э.Э.Годик, физик, заведующий лабораторией радиотехники РАН:

«Я не вижу большой проблемы в отделении эффекта внушения от возможной «физиотерапии» под действием руки. Да, исключить внушение через обычные органы чувств непросто. Но зато совсем нетрудно решить обратную задачу — исключить воздействие возможных физических факторов — инфракрасного теплового излучения и электрического поля: если при этом лечебный эффект исчезнет, то дело в «физиотерапии», если нет — во внушении. Можно использовать также технические устройства, имитирующие физические воздействия руки».

Н.Н.Блохин, хирург-онколог, академик РАМН:

«Полностью соглашаясь с тем, что многие люди одарены слухом, зрением, вкусом, обонянием и осязанием в разной степени и не отрицая возможностей более высокой степени осязания у некоторых из них, я не могу представить себе «экстрасенсов» в качестве аналогов соответствующей физиотерапевтической аппаратуры. Тем более, не представляется возможной замена современной диагностической аппаратуры «экстрасенсами», которые, по словам этих физиков, могут лишь отметить какие-то температурные колебания в разных зонах тела больного.

Изменения температуры тела в так называемых зонах Захарьина-Геда не могут определить характер заболеваний, если они действительно есть. Изучать особенности высокоразвитых органов чувств у отдельных людей, безусловно, весьма интересно: откуда, например, такая гениальная музыкальность у Глинки или Чайковского, откуда такое особое видение красок у Коровина? Можно изучать компенсацию организмом недостатков одних органов чувств и развития других под влиянием тренировки — например, повышенное развитие слуха и осязания у слепых. Так же можно изучать и те особенности, которые приписываются «экстрасенсам», но едва ли правомерно изучать это с позиции использования «экстрасенсов» как аналогов диагностической аппаратуры в медицине. »

М.В.Волькенштейн, биофизик, академик РАН:

«Экстрасенсы разделяются на две категории — это либо честные люди, искренне верящие в свои особые способности, либо сознательные жулики и шарлатаны, эксплуатирующие невежество и доверчивость пациентов. Вторые, по-видимому, находятся в большинстве. Как это ни удивительно, больным помогают и те и другие. При некоторых заболеваниях, имеющих психоневрологическое происхождение, и честные экстрасенсы и нечестные иногда добиваются терапевтического эффекта — больному становится легче, правда ненадолго. Эффект этот, по-видимому, целиком сводится к внушению и самовнушению.

Чрезвычайная опасность такого лечения состоит в подмене им нормальной медицины. Известно множество случаев, когда экстрасенсы обоих типов брались даже за лечение рака, и больные, естественно, погибали. Казалось бы, никакой проблемы нет. Каждому культурному человеку ясно, что нельзя доверять свой организм экстрасенсу или хилеру, не имеющему профессиональных знаний в области медицины. Нельзя же посадить за руль автомобиля человека, не имеющего прав вождения. А организм неизмеримо сложнее машины. Задача сводится к элементарному ликбезу, к выведению доверчивых людей (большинство из них женщины) из мрака средневековья».

Долгое время способность прорицать будущее считалась божественным даром. Однако в наши дни, когда окружающий мир стараются осмыслить рационально, учёные ищут физическое объяснение природе предсказаний.

Первые исследования сверхъестественных возможностей человека начались ещё в конце XVIII столетия — именно тогда академической наукой была признана реальность гипноза. В первой половине XIX века центром исследований стала Франция. Отсюда по всему миру разошлась мода на проведение спиритических сеансов, во время которых медиумы устанавливали контакты с потусторонним миром», читали мысли, предсказывали будущее.

В 1882 году в Лондоне было основано Общество психологических исследований, поставившее своей целью систематическое изучение сверхъестественных явлений, в том числе — ясновидения. В дальнейшем по образцу лондонского общества схожие организации возникли в других европейских странах и США. Так на рубеже веков появилась новая наука – парапсихология исследующая формы воздействия живого существа на физические явления без мышечных усилий.

К 1957 году возникла международная Ассоциация парапсихологии. Пик её активности пришелся на 1970- 1980-е годы, когда появилось множество книг и теорий, объясняющих явления, столетиями казавшиеся людям сверхъестественными. Ряд гипотез возник и в отношении ясновидения.

Догадки и предположения

Одна из них строится на предположении, что люди с талантами ясновидящих способны ощущать нейтрино — элементарную частицу, легко проходящую сквозь материю и потому обычно трудноуловимую. Нейтринная теория ясновидения предполагает, что каждое событие отражается в виде серии слабых пред-сигналов и пост-сигналов, носителями которых являются элементарные частицы. Воспринимая такие сигналы, люди с повышенной чувствительностью способны говорить о недавно произошедших событиях или тех, что ещё грядут.

В этом пророкам помогает само пространство, которое, если верить исследованиям парапсихологов, способно накапливать информацию. Этим объясняется способность экстрасенсов считывать информацию о людях с принадлежащих им с вещей. Особенно хорошо пред-сигналы аккумулирует в себе хрусталь — именно по этой причине с давних пор одним из самых известных атрибутов прорицателей является хрустальный шар.

Объяснение феномена ясновидения может содержать в себе теория квантовой природы человеческого сознания, сформулированная 20 лет назад. В общих чертах она утверждает, что человеческий мозг работает по типу квантового компьютера, а значит, рамки сознания могут простираться далеко за пределы тела. Именно по этой причине, например, потерявшие сознание или находящиеся в состоянии клинической смерти люди часто имеют возможность наблюдать себя со стороны.

Как известно, мозг работает от силы на десять процентов от своих возможностей. В случае ясновидящих эта цифра значительно больше, а следовательно, и способность задействовать часть собственного сознания, находящуюся вне тела, у них выше — настолько, что они способны видеть не только сквозь пространство, но и сквозь время.

Указанные теории, безусловно, требуют более детальной разработки и экспериментального подтверждения. Однако уже сейчас можно с уверенностью утверждать с точки зрения науки ясновидение вполне возможно.

Научное объяснение магов, экстрасенсов, ясновидящих и т. д.

http://www.ppole.ru/doronin/QuantumMagic/14.html
1.4. Нелокальный источник реальности

Для начала давайте сформулируем основной вопрос, который мы хотим прояснить. Как известно, правильно поставленный вопрос — более половины ответа. Попробуем спросить: «Действительно ли окружающий нас мир состоит из обособленных твердых объектов?» Действительно ли мир ограничивается материей и различными физическими полями, которые мы можем воспринимать непосредственно или с помощью классических приборов, и кроме этого ничего не существует? Или все, что мы видим вокруг себя, — лишь незначительная часть более сложной совокупной реальности? На первый взгляд, вопрос может показаться абстрактным, «нефизичным», не имеющим однозначного ответа со стороны физики, которая бы подтверждала свои выводы экспериментами. Такие эксперименты проводились и проводятся, и мы еще будем о них говорить более подробно, и есть однозначные выводы, хотя не все готовы их принять. Но пока не будем торопиться и начнем издалека.

Практически каждый из нас что-то слышал о волнах де Бройля, о дуализме волна-частица. Тот, кто знаком с квантовой теорией, может вспомнить, что поля и частицы — это не разные объекты, а разные способы описания одного и того же объекта. Для микромира давно решен вопрос и о том, что мы будем наблюдать в эксперименте — волну или частицу. Решение это очень поучительное. Оказывается, все зависит от наблюдателя. Если он захочет увидеть исследуемый объект в виде частицы, то возьмет нужный измерительный прибор — и увидит ее вполне твердой «на ощупь», а пожелает увидеть распределенным в пространстве (волну), возьмет другой прибор, и вся твердость куда-то исчезнет (частица проходит через две щели одновременно). Прибор играет роль своеобразного фильтра восприятия, отбирая и показывая нам лишь один из возможных способов описания материи. Как говорил Луи де Бройль*, «этот прибор как раз и извлекает из состояния, которое существовало до измерения, одну из содержащихся в нем возможностей».

* Бройль Л. де. Революция в физике (Новая физика и кванты). М.: Атомиздат, 1965.

Квантовая механика первой поставила под сомнение, казалось бы, очевидную предметность нашего мира и осознала, что немаловажная роль в процессе «опредмечивания» окружающей действительности принадлежит измерительному прибору и наблюдателю. До недавнего времени считалось, что такое необычное поведение материи характерно только для микрочастиц. Но классики уже в момент становления квантовой механики прекрасно понимали, какое огромное значение имеют эти выводы для общей картины окружающего мира, и что они выходят далеко за рамки микромира. Например, В. Гейзенберг*, рассуждая на эту тему, говорил: «Идея реальности материи, вероятно, являлась самой сильной стороной жесткой системы понятий XIX века; эта идея в связи с новым опытом должна быть, по меньшей мере, модифицирована». Однако недостаток научных данных в то время позволял ученым лишь философствовать на эту тему.

* Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Наука, 1989.

Лишь в последние годы результаты, полученные теорией запутанных состояний и декогеренции, смогли пролить свет на ситуацию в макромире. Как уже упоминалось, одним из первых «пал» постулат редукции волновой функции, и был сделан вывод, что все составные части Вселенной, как замкнутой системы, должны находиться в когерентном запутанном состоянии. Окружающий мир оказался намного сложнее так хорошо всем знакомой картины реальности.

Дело в том, что одна из основных особенностей запутанных состояний — это их несепарабельность. То есть объекты, находящиеся в запутанном состоянии с окружением, в принципе не могут быть полностью описаны в предметном мире. Они не принадлежат целиком и полностью привычному для нас пространству-времени и могут не подчиняться причинно-следственным связям. В своем обычном режиме восприятия мы способны видеть лишь проекции этих состояний, и их поведение может противоречить всем известным законам предметного мира.

Вот одна из близких аналогий. При просмотре какого-либо художественного фильма многие из нас прекрасно понимают, что если на экране мы видим «чудо», то оно объясняется действиями, которые происходят «за кадром». Специалист способен даже определить последовательность этих действий. Современная теоретическая физика доказывает, что аналогичная ситуация происходит и в фильме под названием «Предметная жизнь физических тел».

С точки зрения квантовой теории проще всего анализировать замкнутые системы.

Единственным объектом, который можно назвать в полной мере замкнутой системой, является весь Универсум, Вселенная в целом. Она считается замкнутой системой (и, следовательно, чистым состоянием) по определению — нет ничего, что было бы вне ее. Все другие объекты уже не будут абсолютно замкнутыми, и речь в лучшем случае может идти о квазизамкнутых системах (псевдочистых состояниях) с различной степенью приближения к чистому состоянию. Такие открытые системы находятся в так называемом смешанном состоянии.

Первый концептуальный вывод, который следует практически сразу, — у Универсума нет внешнего окружения, следовательно, никто не может осуществить его редукцию. Декогеренция — это процесс перехода чистого состояния в смешанное. Процесс, который имеет место только для подсистем, для составных частей замкнутой системы. Универсум, как единая система, в любом случае будет оставаться в чистом состоянии, независимо от того, что происходит у него «внутри», на уровне подсистем. И чистое состояние может оставаться нелокальным независимо от того, какое «шевеление» происходит внутри Универсума. Во всей своей целостности он по-прежнему будет нелокальным, нетварным и по-прежнему будет оставаться вне времени и пространства.

Согласно космологической концепции теории декогеренции, весь классический мир со всеми объектами и взаимодействиями между ними возник из нелокального источника реальности. Сейчас уже никого не шокируют названия научных книг* и статей**, звучащие примерно так: «Декогеренция и появление классического мира в квантовой теории». При этом значение слова «appearance» (появление) имеет дополнительные оттенки: видимость, призрачное явление, нечто внешнее, противопоставленное «истинному», настоящему.

Читайте также:  Особенности процесса восприятия эвакуации инвалидов по зрению

* Joos E., Zeh H. D., Kiefer C., Giulini D., Kupsch J. and Stamatescu I. O. Decoherence and the Appearance of a Classical World in Quantum Theory, (Springer-Verlag 2003).

** Zurek W. H. Decoherence, einselection and the quantum origins of the classical, Rev. Mod. Phys. 75, 715 (2003). Доступная версия этой статьи в архиве препринтов: http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0105127.

Весь материальный классический мир, согласно квантовой теории, не является основой реальности. Совокупная квантовая реальность гораздо богаче и шире. Классический мир — это лишь «картинка», видимость, внешнее проявление одной из сторон квантовой реальности.

Нелокальный источник реальности, из которого «проецируется» наш плотный мир — это довольно глубокое понятие. Может ввести в заблуждение сам термин «нелокальный». Речь идет о квантовой нелокальности, которая не имеет отношения к волнам, полям, к классическим энергиям любого вида и типа. Квантовая нелокальность вообще не может быть описана классической физикой.

Нелокальный квантовый источник реальности — это мир, в котором вообще нет никакой массы и потоков энергии. Это пустота, которая, тем не менее, содержит в себе всю полноту классических (тварных) энергий в нелокальной суперпозиции. Все тварные энергии (в том числе на тонких уровнях) как бы компенсируют друг друга и в своей совокупности образуют Всеобъемлющую Пустоту. Пустоту лишь в том смысле, что этот мир невидим в своей целостности. На уровне Универсума остается только одна возможность — оперировать квантовой информацией, кроме которой там ничего больше и нет.

Нелокальный источник реальности не является материальным, поскольку в нем нет массы и энергии, и вообще в нем нет ничего, что имело бы отношение к классической физике. Можно условно назвать его единым информационным полем, которое содержит в себе информацию о внутренней структуре Универсума, а декогеренция — это своеобразное проявление этой информации в виде той или иной классической реальности (проекции) — проявление «картинки», которое сопровождается потоками тварных энергий (в том числе на тонких уровнях, где выше мера квантовой запутанности). Все эти проекции, «картинки», остаются внутри Универсума, и снаружи они все равно не видны, нет одной, общей для всех «сцены». Различные части системы «смотрят» (и участвуют в качестве декораций) в своих постановках, на различных «сценах», и все зрители распределяются по своим «интересам», по параметрам и энергетическим характеристикам в качестве локальных объектов-участников.

Нет общей классической реальности, общего мира, единого для всех частей (подсистем). Квантовая теория позволяет гораздо шире взглянуть на окружающую реальность, и, в отличие от классической физики, которая предполагает, что есть некий единый, общий для всех материальный мир, говорит о том, что могут существовать другие миры из тварных энергий различной плотности (различные по мере квантовой запутанности). В моей интерпретации декогеренция, как фундаментальный физический процесс, имеет место не только среди плотных энергий привычного нам мира классической реальности, но и других более «тонких» энергий. Там «собираются» уже другие «картинки», другие проекции реальности.

«Мы не умрем, но изменимся», — примерно так говорится во всех религиозных и мистических учениях, и наше изменение одновременно означает смену «декораций» окружающей нас реальности. В результате квантового перехода после смерти мы попадаем в другой мир, который станет для нас не менее реальным, чем нынешний, поскольку наше новое «тело» будет состоять из тех же энергий, что и энергии окружающих объектов, то есть процесс декогеренции пойдет уже в новом энергетическом диапазоне. Хотя с точки зрения классической физики эти «потусторонние» энергии вообще не существуют, и их нельзя зафиксировать и описать в классическом приближении. Это энергии на уровне того, что сейчас называется квантовыми ореолами, и они могут быть поняты и объяснены только в квантовой теории. Но такие энергии все равно остаются тварными, поскольку являются результатом декогеренции, хотя для них мера квантовой запутанности (доля нетварных энергий) будет выше.

Классическая физика способна предложить концепцию лишь одного мира, общего для всех (пусть и с учетом теории относительности). Квантовая теория, в частности, теория декогеренции, в состоянии предложить более глубокую концепцию, согласно которой существует уже не один классический мир, а совокупность миров с разной мерой квантовой запутанности, с качественно различной энергией. Теория декогеренции может стать теорией относительных реальностей, когда для частей системы из различных классов состояний существуют свои реальности, свои процессы декогеренции, свои энергии и частицы, своя метрика пространства-времени.

Таким образом, материальный мир, который считался раньше первоосновой всего сущего, с точки зрения квантовой теории является вторичным образованием в пределах всеобъемлющего квантового источника реальности. Весь классический мир сам «погружен» в реальности более высоких квантовых уровней.

В свете квантовой парадигмы реальности приоткрывается завораживающая глубина, всеобъемлющая целостность и потрясающая красота законов мироустройства.

Говоря упрощенно, совокупную квантовую реальность можно представить в виде многоуровневой системы. Каждый ее энергетический уровень — своего рода отдельная реальность со своими объектами, энергетическими характеристиками, пространственно-временными метриками. А совокупная реальность — суперпозиция всех этих энергетических уровней. Причем между ними возможны квантовые переходы, но непосредственно изучать один уровень, находясь при этом на другом, невозможно. С одного уровня нельзя напрямую влиять на другой — энергии этих миров различны. Здесь может иметь место лишь косвенное влияние через нелокальные квантовые корреляции, поскольку все уровни объединены в когерентную суперпозицию, то есть находятся в запутанном состоянии между собой.

С нашим привычным миром, который еще недавно считался исчерпывающим, можно сопоставить лишь один энергетический уровень в сложной квантовой картине реальности. При этом другие реальности не удастся наблюдать непосредственно из нашего предметного мира. «Потусторонние» реальности не принадлежат ему, об их объективном физическом существовании мы в состоянии судить лишь по наличию эффектов квантовой запутанности в нашем мире, проявлению в нем «запредельных» реальностей в виде «чудес». Эффектов, которые не могут быть объяснены классической физикой, и которые с точки зрения привычных представлений об окружающем мире обладают «сверхъестественной» природой.

Именно этими необычными свойствами запутанных состояний можно объяснить практически все «необъяснимые» явления — от банального полтергейста до самых невероятных взаимодействий с различными объектами вне нашего предметного мира. К этому же классу относятся и явления, связанные с действиями шаманов, колдунов, экстрасенсов, магов, ясновидящих и т. д. и т. п., а также чудеса, о которых рассказывается в религиозной литературе. Все они находят научное объяснение в рамках теории запутанных состояний и теории декогеренции.

Scisne ?

Главная ≫ Форум ≫ Лженаука, заблуждения, шарлатанство ≫ Сверхъестественные способности с точки зрения науки

Сверхъестественные способности с точки зрения науки


Сообщения: 2
# 2 Ноя 2015 15:58:10
SE

Как правило, чудесные эффекты объясняются наличием сверхъестественных субстанций на подобии бога, души, ауры и т.п. Утверждается, что нематериальные субстанции взаимодействует с нашим материальным телом, в частности с мозгом. Но если что-то нематериальное изменяет состояние физического объекта, скажем, нейрона в мозгу, то это, как минимум, нарушение фундаментальных физических законов сохранения. Рассматривать этот случай с точки зрения науки нет смысла, потому что само понятие сверхъестественное несовместимо с наукой.

Более вменяемые сторонники экстрасенсорных и религиозных чудес не ссылаются на сверхъестественные субстанции, а все-таки сначала пытаются обосновать чудеса в рамках научной парадигмы. Обычно утверждается, что информация от других людей или из некого всемирного энергоинформационного пространства передается в мозг посредством неизвестных науке, но все таки материальных взаимодействий: слабых неизвестных полей, квантовых эффектов и т.д.

Но тут тоже возникают вопросы.

Во-первых, как и зачем в процессе эволюции возникала способность воспринимать настолько слабые воздействия? Если на чудеса способен мозг человека, то какие-то зачатки этих способностей уже должны были возникнуть у наших обезьяноподобных предков. Нужны ли тонкие экстрасенсорные способности суетливым крикливым обезьянкам, прыгающим по деревьям?

Во-вторых, параметры мозга обязаны быть статистически стабильными. Если бы работа мозга зависела от незначительных квантовых эффектов, то поведение человека было бы безумным и непредсказуемым.

Можно привести в пример работу компьютера. Аппаратура компьютера состоит из молекул, атомов, электронов, протонов и т.д. В поведении этих частиц есть неопределенности, но несмотря на это на всех компьютерах одна и та же программа выполняется стабильно и предсказуемо.

Принимая во внимание несомненный приоритет независимого существования атома, вопрос прозвучит так: почему наше тело должно быть таким большим по сравнению с атомом?

Многие, страстно изучающие физику или химию, не раз жалели о том, что все наши органы чувств, составляющие более или менее существенную часть нашего тела и (принимая во внимание значительные размеры приведенного отношения) сами составленные из бесчисленного количества атомов, оказываются слишком грубыми, чтобы воспринимать удары отдельного атома. Мы не можем ни видеть, ни слышать, ни чувствовать отдельных атомов. Наши гипотезы об атомах далеко отстоят от непосредственного восприятия наших органов чувств, и эти гипотезы нельзя проверить прямым наблюдением.

Обязательно ли должно быть так? Имеются ли основания для этого? Можно ли объяснить это положение каким-то принципом, чтобы убедиться в том, что ничто другого несовместимо с законами природы? Это уже является такой проблемой, которую физик способен выяснить полностью и на все вопросы получить утвердительный ответ.

5. Работа организма требует соблюдения точных физических законов

Если бы дело обстояло не так, если бы человеческий организм был столь чувствителен, что несколько атомов или даже отдельный атом могли бы оказать заметное воздействие на наши органы чувств, — о небо, на что была бы похожа наша жизнь! Такой организм был бы наверняка неспособен развить упорядоченную мысль, которая, пройдя сквозь длинный ряд более ранних стадий, наконец, произвела бы среди многих других идей и самую идею об атоме.

Хотя мы выбираем в качестве иллюстрации лишь один этот пример, однако все последующие соображения также вполне применимы и к функционированию других органов (а не только мозга и органов чувств). Тем не менее имеется одно и только одно, представляющее особый интерес для нас в нас самих, — это то, что мы можем чувствовать, думать и понимать.

В отношении тех физиологических процессов, которые ответственны за наши мысли и чувства, все другие процессы в организме играют вспомогательную роль, по крайней мере с человеческой точки зрения, если не с точки зрения объективной биологии. Более того, наша задача будет чрезвычайно облегчена, если мы выберем для исследования такой процесс, который сопровождается субъективными событиями, хотя мы и не знаем истинной природы этого параллелизма. Действительно, на мой взгляд, природа этого параллелизма лежит в стороне от области естественных наук и, весьма возможно, за пределами человеческого понимания.

Таким образом, возникают следующие вопросы. Почему наш мозг и связанная с ним система органов чувств должны обязательно состоять из такого необъятно большого количества атомов, чтобы физиологически изменчивые состояния мозга могли находиться в тесном и близком соответствии с весьма развитой мыслью? По каким причинам это соответствие несовместимо с таким тонким и чувствительным строением всего механизма (или хотя бы его периферических частей), которое позволило бы при взаимодействии с окружающей средой регистрировать воздействие единичного атома извне и реагировать на него.

То, что мы называем мыслью, само по себе есть нечто упорядоченное и приложимо только к аналогичному материалу, то есть к познанию или опыту, которые тоже имеют определенную степень упорядоченности. Отсюда вытекают два следствия: 1) физическая организация, чтобы быть в тесном соответствии с мыслью (как, например, мой мозг с моей мыслью), должна быть очень хорошо упорядоченной организацией, а это значит, что события, происходящие в мозгу, должны подчиняться строгим физическим законам, по крайней мере с очень большой степенью точности; 2) физические впечатления, произведенные на эту физическую, хорошо организованную систему телами извне, соответствуют познанию и опыту соответствующих мыслей, образуя их материал, как я назвал его. Следовательно, физические взаимодействия между нашей системой и другими должны, как правило, сами обладать известной степенью физической упорядоченности, или, иначе говоря, они должны подчиняться строгим физическим законам с определенной степенью точности.

6. Физические законы основаны на атомной статистике и поэтому только приблизительны

Почему же все, изложенное выше, не может быть выполнено в случае, если организм состоит только из сравнительно небольшого количества атомов и чувствителен к воздействиям одного или немногих атомов? Потому что мы знаем: все атомы находятся в непрерывном хаотическом тепловом движении, которое, так сказать, противостоит их упорядоченному поведению и не позволяет отнести к какому бы то ни было распознаваемому закону события, происходящие между малым числом атомов. Только при наличии огромного количества атомов статистические законы начинают действовать и контролировать поведение этих assemblées с точностью, возрастающей с увеличением числа атомов, вовлеченных в процесс. Именно так события приобретают действительно закономерные черты. Все физические и химические законы, которые, как известно, играют важную роль в жизни организмов, являются статистическими.

Любой другой вид закономерности и упорядоченности, который можно себе представить, постоянно нарушается и становится недейственным вследствие непрерывного теплового движения атомов.

Экстрасенсорика — это Божий дар или псевдонаука?

Экстрасенсорика — это явление, которого с официальной точки зрения просто не существует в природе. То есть, у этого феномена попросту нет никакого официального определения.

Иными словами, экстрасенсорика — это…

И даже если вы попытаетесь найти ответ на этот вопрос в пресловутой народной википедии, то увидите там в начале описания этой темы такие слова: «это статья о псевдонаучной теории или концепции».

В отличие от википедии, мы не станем сразу же причислять всё, о чем собираемся вам рассказать, к шарлатанству. Ибо история человечества не однажды наступала на подобные грабли, утверждая некогда, что и земля держится на трех китах…

Тем не менее, возвращаясь к теме экстрасенсорики, можно констатировать, что экстрасенсорные способности время от времени являли (и являют миру) те или иные из людей. И это есть непреложный факт.

И еще таким же непреложным фактом является то, что территория наших изученных и подтвержденных наукой способностей и возможностей все еще ничтожно мала…

Так в чем же суть экстрасенсорики? Можно ли считать, что это просто некая особенность видения окружающего мира или нестандартность способа мышления. Ведь даже разные религии и, в частности, христианство, расходятся во мнении о том, Божий дар это или грех.

Научное объяснение экстрасенсорики

Надо отметить, что признаки экстрасенсорных способностей могут присутствовать у любого человека и они, в принципе, не настолько уж и невидимы. К ним можно отнести:

  • Осознанные и ярко выраженные сновидения;
  • Способность влиять руками на те или иные физические недуги;
  • Возможность видеть ауру человека;
  • Ясное понимание и ощущение мыслей и чувств других людей;
  • Наличие у человека сильной интуиции.

Ну, а если попытаться, все же, объяснить это понятие дословно, то окажется, что слово экстрасенс, например, состоит из двух частей: extra («сверх» — лат.) и sensus («чувство»). Образно говоря, — люди, в арсенале которых наличествуют экстрасенсорные способности, могут воспринимать реальность, используя дополнительные, более утонченные чувства и способы. И поэтому, хотя, с точки зрения науки, эти способности остаются пока еще спорными, с точки зрения фактов и обычной практики отрицать их наличие у людей было бы, по меньшей мере, странным.

Экстрасенсорное восприятие

На бессознательном уровне экстрасенс получает огромное количество информации. Просто даже общаясь с человеком, он может составить для себя довольно точный портрет и его психологической личности, и определить в общих чертах состояние его здоровья. Восприятие таких сверхчувствительных людей-экстрасенсов — это, прежде всего, — огромный мир сигналов.

Когда не обученный, скажем, на дизайнера человек легко определяет по внешнему виду интерьера, будет ли в доме уютно, комфортно или, напротив: неприятно находиться — его тоже можно причислить к тем, кто обладает такой нестандартной формой восприятия — по крайней мере, в какой-то степени.

Непосредственно экстрасенсорные способности развиты далеко не у всех. Опять же, мировых рекордсменов в сфере спорта, например, вовсе не считают обладателями сверхспособностей, хотя их навыки заметно превосходят физическую подготовку обычных людей.

Боевая экстрасенсорика

И, в то же время, — искусство бесконтактного боя есть наивысшая ступень развития боевых искусств, а его мастера являются самыми настоящими экстрасенсами. И здесь в роли оружия, кроме сноровки и профессионализма мастера, выступает страх соперника и его человеческие инстинкты. Обучаясь данному искусству, люди иногда налаживают энергетические контакты даже с неодушевленными предметами.

Существует также и боевая магия. В этом случае экстрасенсорика придает участникам происходящего как физические, так и психологические силы.

Раскрывая в себе подобные способности самоконтроля и возможности воздействия на других, во времена Второй мировой войны, например, многие стремились направить эти силы на противостояние врагу.

И данную ситуацию также можно отнести к практике бесконтактного боя, о чем говорилось выше.

Проявление экстрасенсорных способностей часто связано с определенным воздействием на человека: ясновидением в отношении его прошлого и будущего, разных видов целительства… Секреты и тайны экстрасенсорики ученым во многом еще предстоит раскрыть.

Виды экстрасенсорики

Некоторые люди уже рождаются с особыми способностями и умениями, позволяющими им оказывать разного рода воздействие на внешний мир и на других людей. Таких одаренных от рождения экстрасенсов, чаще всего, можно встретить среди народных целителей.

Талант интуиции (экстрасенсорное восприятие), как выясняется, — это вовсе не мистика и не колдовство. Как уже отмечалось, наш мозг и наши шестые чувства способны воспринимать самые чуткие сигналы, посылаемые теми или иными физическими объектами.

В связи с этим выделяют три вида экстрасенсорики:

• тактильная;
• аудиальная;
• визуальная.

В сумме эти виды экстрасенсорики называют третьим глазом или генератором сигналов. Гипноз, например, относится к экстрасенсорике аудиальной.

Экстрасенсорный ореол (психическая энергия) – термин, которым назвали ощущение, похожее на тревогу животных, когда те реагируют на изменение погоды и любую потенциальную опасность. Иными словами, речь здесь идет уже в какой-то степени об инстинктах. Но чем тогда обусловлены они.

Как объяснить особенности экстрасенсорного восприятия, позволяющие их обладателям определять по фото, жив человек или мертв.

Почему некоторые чувствуют настоящий холод от фотографий умерших.

Всё это пока еще, как говорится, вопросы со многими неизвестными.

Такие вещи, как везение и интуиция — тоже можно считать элементами экстрасенсорики. А экстрасенсорное развитие в целом — есть основа этого, как, впрочем, — и любого другого понятия. Ведь развиты данные качества у всех людей по-разному.

Можно ли научиться экстрасенсорике обычному человеку?

Порой, люди, обладающие склонностью выходить за всевозможные рамки обыденного, даже не догадываются о существовании у себя признаков наличия экстрасенсорных способностей.

Стоит задаться вопросом: часто ли в быту употребляются ими фразы типа «я так и знал» или «я же говорил». Ведь умение предвидеть события и их последствия есть далеко не у всех.

Обнаружить в себе экстрасенсорные способности можно также через реализацию своих желаний. Мысль материальна, когда у человека есть склонности к экстрасенсорике. Постоянно размышляя о каких-либо событиях, он будто притягивает их в свою жизнь, поскольку сам подсознательно к ним стремится.

Развить экстрасенсорные умения можно. Тайны экстрасенсорики раскрывают и школы парапсихологии. В отличие от обычных психологов, профессионалы этой сферы помогают людям открыть в себе сверхчувственного человека, чтобы уметь справляться с проблемами самостоятельно.

В материальном мире, работая с любой информацией, люди со слабо развитыми экстрасенсорными способностями полагаются, как правило, на чужой опыт и шаблоны. Если же их экстрасенсорика развита хорошо, то человек может создавать собственные методики восприятия и управления действительностью. Информация о материальных объектах, их свойствах и соотношениях, с точки зрения науки, может распространяться как на наше рациональное восприятие, так и на ощущения.

  • В первом случае внимание уделяется конкретным объективным внешним характеристикам: цвет, внешний вид, размер, форма, красота, власть, влияние, статус, авторитет и так далее.
  • Сенсорика ощущений — а под ними подразумеваются вкусовые, тактильные, звуковые, а также ощущения собственного тела — основана на обязательном сравнении между объектами. Именно на этом зиждется парапсихология и экстрасенсорное целительство.

Люди с плохо развитым экстрасенсорным восприятием иногда даже не могут определить, уставшие они или бодрые. Сторонний же человек может, к примеру, указать на повышенную температуру другого человека, опираясь на сравнение с температурой собственного тела.

Эмпатия в экстрасенсорике: что это?

Насколько легко мы можем определить, какие эмоции испытывает наш собеседник? Эмпатия – это шестое чувство человека, умение сопереживать и управлять чужими эмоциями. Кроме того, это еще и умение управлять эмоциями собственными.

Так, например, копируя чужую мимику, можно рано или поздно почувствовать те же эмоции и самому. Данный феномен и зовется эмпатией. Специалистам о нем известно уже несколько тысячелетий.

Чем глубже погружение в мир чувств, тем глубже способность предсказывать события. Сильнейшие эмпаты видят людей, что называется, насквозь. Иногда это в прямом смысле отражается даже на их зрении:

• обостряется боковое зрение (увидеть незаметное возле себя – результат постоянной чуткости к окружению);
• появляется ночное зрение (видеть в темноте эмпатам позволяют развитые вместе с эмоциональным интеллектом органы чувств).

Что нужно, чтобы стать экстрасенсом?

Прежде всего, перед попыткой реализации себя как экстрасенса обычному человеку нужно узнать элементарную технику безопасности этого процесса. Ведь не секрет, что вначале экстрасенсорные способности и попытки обнаружить их в себе люди воспринимают как игру… Что может произойти дальше.

А дальше может случиться так, что человеку очень захочется избавиться от этого необычного дара или благоприобретения. И в этом своем стремлении он просто может угодить прямехонько в психиатрическую лечебницу. И его совсем еще недавно страстно желаемые экстрасенсорные инструменты могут стать для него теперь настоящей обузой. Словом, — по-разному бывает…

Сформулировать для себя такую технику безопасности самостоятельно могут лишь те, у кого экстрасенсорные возможности хорошо выражены. Иногда необычные способности открываются у людей в результате сильной личной драмы, а иногда достаются им в наследство.

И все же, экстрасенсы — псевдоученые они или нет — зачастую стараются взаимодействовать с людьми в благих целях: вылечить, поддержать словом или подсказать выход из сложной ситуации. Надо ли их существование и вклад в нашу такую непростую земную жизнь отрицать. Я так не думаю.

Почему люди ходят к экстрасенсам и как объяснить веру в призраков с точки зрения науки? (Интервью)

— Вы сами когда-нибудь верили в сверхъестественное?

— Конечно. Например, во втором или третьем классе я независимо от Самуэля Ганемана (основатель гомеопатии — прим. «Бумаги») изобрел гомеопатию. У меня была идея, что я могу заряжать воду и придавать ей невероятные свойства, пропуская через разные специальные фильтры.

Еще я верил в бога, к которому обращал молитвы и прочее. Для меня это был негативный психологический опыт, потому что я постоянно ждал божественного наказания. Например, никому ничего не обещал, потому что думал, что бог меня накажет, если не выполню обещание.

Из мистического я в свое время пробовал вызывать духов. Правда, безуспешно. У меня до сих пор сохранился амулет в виде пентаграммы, который нужно было надевать, чтобы духи не растерзали тебя после того, как их вызовешь.

— Как вера во всё это уходила? Вы прочитали какое-то научное опровержение?

— Сложно сказать. Я не помню, в какой момент я перестал верить в сверхъестественное. Наверно, где-то в университете, потому что в школе я еще носил крестик. Мне кажется, большой эффект произвело несколько аргументов, с которыми я познакомился. Например, аргумент про чайник Рассела. Я подумал — почему мы должны верить в одни вещи, которые не можем проверить, но не должны верить в тот же самый чайник? Почему мы принимаем на веру одну недоказанную вещь, но отрицаем другую? В итоге я понял, что нужно стараться избегать двойных стандартов мышления и любой спорный тезис как-то обосновывать или не настаивать на нем.

— Почему вы написали книгу про паранормальное? Почему считаете, что это важно сейчас?

— Потому что паранормальное — это одна из, скажем так, небезопасных вер. Например, если человек верит в медиумов, которые могут вызывать духов и лечить заболевания, он может отказаться от нормального лечения. Так, например, умер Стив Джобс. У него была операбельная опухоль поджелудочной железы, но он ходил по всяким медиумам и эзотерикам. В итоге он все-таки сделал операцию, но было слишком поздно.

Кроме того, вера в сверхъестественное может сделать человека жертвой мошенников или собственного страха перед какими-то колдунами, которые говорят, что на нем лежит родовое проклятие. Таких примеров сейчас очень много. Книга неслучайно называется «Защита от темных искусств». Темные искусства — это разные методы, позволяющие манипулировать людьми, используя их веру в паранормальное. А защита от них — критическое мышление.

— Вы не считаете, что многие люди, которые в книжных обращают внимание на полки с нон-фикшен, уже обладают им?

— В подавляющем большинстве книжных магазинов [моя] книга стоит не на полке с научпопом. Она стоит на полке с эзотерикой. Это было частью плана. Книга не просто так называется. Она не просто так выглядит как магическая книга. Не просто так и приписка на ней «Если вы не прочитаете эту книгу, призраки будут ходить за вами следом».

Когда я писал «Защиту от темных искусств», я хотел, чтобы она заинтересовала и произвела хорошее впечатление на людей, которым нужно избавиться от некоторых суеверий. Чтобы человек, который верит в паранормальное, взял ее в руки, как можно дальше ее прочитал и по возможности изменил свои убеждения. В одном книжном проводили эксперимент — книжку ставили на полки и в научпоп, и в эзотерику, и из эзотерики книгу покупали гораздо лучше. Да и мне регулярно пишут люди, которые верили в мистику, но потом задумались, и благодарят за то, что стали иначе смотреть на мир.

— Ваша книга построена на научном объяснении якобы паранормальных явлений. Можете объяснить, почему люди верят экстрасенсам?

— Экстрасенсы используют очень много методик, которые позволяют заставить человека поверить, что про него что-то якобы узнали. Например, используют эффект Барнума — когда про человека говорят очень общие вещи, а он принимает это, как правильные суждения. Есть знаменитый эксперимент, когда взяли группу студентов, провели с ними личностный тест и просили оценить, насколько правдивые получились результаты. Подавляющее большинство студентов заявили, что полученное описание их личности очень похоже на правду, а потом выяснилось, что им всем выдали один и тот же результат, который был взят из гороскопа.

Некоторые экстрасенсы используют информаторов. Человек приходит на прием к какому-нибудь медиуму, а в приемной его встречает человек, который выдает себя за такого же клиента экстрасенса. Во время беседы он выуживает из человека что-то, а потом через гарнитуру передает информацию так называемому экстрасенсу.

Кроме того, во многих случаях вообще очень просто произвести впечатление. Люди по своей природе лучше запоминают удачные результаты, чем промахи. Поэтому если наговорить много всякой ерунды и часть из нее окажется верной, да еще красиво это подать, можно произвести должный эффект. Провалы клиент просто не запомнит.

— Почему верят в порчу, сглаз или магию?

— Есть очень хороший пример. Есть видео, где некий индийский гуру утверждает, что с помощью магии может убить человека. Его пригласили в прямой эфир одного телеканала, где присутствовал скептик. Гуру попросили хотя бы лишить скептика сознания. Он долго читает какие-то заклинания, машет ножом, оголяет торс, мычит что-то, но ничего не происходит. Гуру говорит: «Наверно, тебя защитили твои боги», а скептик отвечает: «Я — атеист».

Главная защита от сглаза или порчи — как раз в том, чтобы не верить в них. Всё это работает исключительно через страх и психологию. Антропологи уже давали объяснение кажущейся эффективности «черной магии»: если сказать кому-то, что на нем лежит родовое проклятие, человек может поверить, испугаться, поверить, что он умрет и, например, перестать есть или пить. Или умереть от сердечного приступа, если у него больное сердце.

— А если взять обратные случаи — чудесное исцеление?

— На этот счет есть два хороших исследования. В первом людей, болеющих астмой, в случайном порядке подвергали четырем видам воздействия — давали или препарат от астмы, или препарат-пустышку, или иглоукалывание (ко всему прочему еще и «неправильно» сделанное) или ничего с ними не делали. А затем двумя способами оценивали эффективность воздействий — замеряли состояние легких и спрашивали самого человека об его состоянии.

Выяснилось, что если оценивать объективно, то препарат от астмы помогает, а остальное нет. А вот сами люди говорили, что все три воздействия одинаково помогли им по сравнению с невмешательством. Это исследование учит нас тому, что люди крайне плохо могут оценить причины изменения своего самочувствия. Это делает нас очень подверженным альтернативной медицине или целителям. У человека по каким-либо причинам улучшается самочувствие, и он начинает верить, что его исцелили.

Второе исследование выглядело так: людей разбили на две группы. Первой рассказывали о критическом мышлении и тренировали избегать ошибок мышления. Например, понимать, что если одно событие следует за другим, то это не означает, что они связаны. У второй группы таких тренировок не было. Затем обе группы имитировали работу врачей и назначили виртуальным пациентам лекарства. Препаратов было два — одно улучшало шансы пациентов на выздоровление, а второе нет. В итоге получилось так, что когда люди оценивали реально действующий препарат, то обе группы примерно одинаково выявляли его эффективность. Если речь шла о бесполезном препарате, то группа, которая прошла тренировки, гораздо реже принимала его за эффективное лекарство.

Из других подобных экспериментов вытекает объяснение, почему популярна альтернативная медицина. И почему альтернативная медицина именно такая, какая она есть. Например, представители альтернативной медицины заявляют об отсутствии побочных эффектов, чтобы люди не связывали ухудшение состояния с их действиями. Или назначают прием препаратов на пике плохого самочувствия и на очень долгий срок. Я часто сталкивался с людьми, которые говорили, что два года пили гомеопатию, и им в итоге стало лучше. Но за эти два года с ними могло произойти что угодно. Болезнь могла пройти сама, например.

— Почему люди верят в призраков? А многие думают, что даже видели их?

— Я сам два раза в жизни пережил нападение «нечисти», но сверхъестественное здесь ни при чем. Я сталкивался с ситуацией, когда просыпаешься и не можешь пошевелиться, а над тобой возвышается какая-то темная фигура, которую можно принять за демона. У прихода подобных монстров по ночам есть вполне физиологичное объяснение.

Когда мы спим, во время фазы быстрого сна у нас мозг активен, почти как при бодрствовании, и включается функция паралича скелетных мышц. Это нужно, чтобы мы не побежали во сне. Иногда этот механизм не успевает выключиться, когда мы просыпаемся, и тело не поддается. Плюс не до конца проснувшийся мозг, тени в комнате и биение собственного сердца, которое человек может принять за звук шагов. Чаще всего такое происходит, когда люди страдают апноэ (остановка дыхательных движений — прим. «Бумаги») и спят на спине — в этом случае возникают проблемы с дыханием, которые интерпретируются как удушье. В итоге всё это трансформируется в единый образ монстра, который приходит по ночам, чтобы душить людей.

Интересно, что представители разных культур описывают этот опыт по-разному. В Америке из-за того, что инопланетяне стали популярнее призраков, теперь всё чаще рассказывают о нападении пришельцев.

Вторая вещь про призраков и голоса в голове. Есть много научных и медицинских статей о том, что люди начинают видеть разные вещи и слышать голоса при болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона или параноидальной шизофрении. Иногда люди принимают это за что-то сверхъестественное.

— Опровержение какого паранормального явления нравится больше всего лично вам?

— На меня при подготовке большое впечатление произвела книга Джеймса Фрейзера «Золотая ветвь». Она заставила по-другому посмотреть на магические практики. Дело в том, что у них есть свои правила. Случайная вещь не может стать магическим ритуалом. Допустим, если я скажу, что для ритуала нужно спеть песню про пони, а потом срубить дерево, то не очень понятно, чего я этим могу добиться. А вот если человек говорит, что сейчас возьмет мои волосы и засунет их в зелье, то тут люди уже начинают думать и интуитивно предполагать, к чему всё это может привести.

По мнению Фрейзера, магическое мышление — это неправильное использование в целом правильных принципов мышления. Например, все мы знаем, что при контакте от одного человека к другому могут передаться какие-либо микроорганизмы и возбудители болезней. Но одновременно существует контагиозная магия — когда люди верят, что два предмета, когда-то соприкасавшихся, будут каким-то образом связаны и дальше. Например, абориген подстрелил врага из лука, а потом кладет лук рядом с костром, лук нагревается и жжение якобы передается ране недобитого врага.

И это касается нашей повседневной жизни. Например, маркетологи проводили исследование: в супермаркете они клали в одну корзинку пачку печенья и женские прокладки в герметичной упаковке. Выяснилось, что люди гораздо менее охотно ели печенье из пачки, если она касалась упаковки женских прокладок, чем в случае когда упаковки просто лежали в одной корзине и не касались.

Или рассмотрим гомеопатию — идея того, что вода что-то помнит, это чисто контагиозная магия. Другой принцип гомеопатии — подобное лечить подобным — это тоже магическое мышление. Фрейзер называл это «магией имитации». Человек имитирует какое-то действие и думает, что оно произойдет в реальности. Например, протыкает куклу вуду ножом и ждет смерти врага. Это неправильное использование ассоциативного мышления.

На меня всё это произвело очень большое впечатление, потому что раньше я думал о гомеопатии только как о форме альтернативной медицины, но это самая чистая форма магии.

— Современная наука может объяснить всю мистику?

— Математик Израиль Гельфанд рассказывал анекдот: один журнал опубликовал статью про то, что человек так исхитрился, открывая бутылку, что проглотил штопор. В качестве доказательства журнал опубликовал фотографию этого штопора. Когда мы говорим про паранормальные явления, часто сталкиваемся с подобными ситуациями. Люди говорят, что было некое событие, а в качестве доказательства мы в лучшем случае имеем свидетельские показания, которые не очень убеждают. Чаще всего мы можем предположить довольно много вариантов, как могло появиться то или иное свидетельство. Например, всё это выдумано или свидетель столкнулся с каким-нибудь фокусом. Ведь я тоже не могу объяснить многие фокусы, которые показывают иллюзионисты, но у них есть рациональное объяснение.

Грубо говоря, сегодня наука может сказать, что все заявления о паранормальном имеют альтернативные рациональные объяснения.

— Когда вы писали книгу, у вас не было мысли, что какое-нибудь явление может оказаться правдой?

— Были истории, которые гораздо более сложны, чем типичные истории о паранормальном. Например, есть парапсихология — это псевдонаука, но многие из парапсихологов на очень высоком уровне владеют научным методом и используют его. Это можно назвать плацебо для науки. Мы понимаем, что парапсихология не работает, но смотрим, как они ошибочно получают положительные результаты в некоторых своих экспериментах, и понимаем, что можно исправить в обычной науке, ибо порой секрет получения ложно положительных результатов в тонких нюансах исследования.

— Вы пришли к какому-то общему выводу о том, почему люди до сих пор верят в мистику и сверхъестественное?

— Причин очень много, но если называть основную, то это, как мне кажется, склонность людей не задумываться о том, правильно ли они думают о чем-то. Многие представления об окружающем мире мы получаем на уровне интуиции и даже не обращаем на это внимание. Люди не спрашивают: «Почему я в это верю?» Судя по результатам экспериментов, к такому склонно очень большое количество даже очень умных, образованных и способных. Мне кажется, именно этим люди руководствуются в случае с паранормальным: человек видит какое-то размытое пятно и принимает на веру самое первое объяснение «это призрак». Дальше он уже не задумывается о том, что это может быть, например, какая-то необычная тень или сбой в работе его мозга.

Еще одна вещь, которая сильно влияет на такой ход размышлений — люди плохо оценивают вероятность событий. Либо ошибочно считают, что альтернативные объяснения маловероятны, либо даже не догадываются о них.

— Как вам кажется, человечество в целом избавляется от веры в сверхъестественное?

— Этот вопрос требует научного анализа, но у [ученого] Стивена Пинкера есть лекция, где он обосновывает, что жизнь в целом становится лучше. А мы знаем, что вера в сверхъестественное в целом больше распространена в неблагоприятных частях социума. В условиях неопределенности и страха люди охотнее верят в паранормальное.

Можно предположить, что прогресс устранит веру в мистику, но у этой веры есть еще и экономическая компонента. Например, в России в этом смысле можно привести примеры РПЦ или производителей гомеопатии и подобных препаратов. Всё это миллиарды рублей. Наличие таких людей и организаций, которые заинтересованы в распространении отдельных заблуждений, — очень тревожный и пугающий сигнал.

Источники:
  • http://parallelnyj-mir.com/1/26/392-fenomen-yasnovideniya-s-tochki-zreniya-nauki.html
  • http://vadimrm.livejournal.com/83547.html
  • http://scisne.net/t-3071
  • http://extranorm.pro/chelovecheskiye-vozmozhnosti/ekstrasensorika-eto
  • http://scinquisitor.livejournal.com/146802.html