Меню Рубрики

Что такое экология с точки зрения философии

Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться. Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом. Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность.

Экология (от греч. жилище, местопребывание и понятие, учение) — наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Впервые термин “экология” ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Экология — это наука о выживании человечества в условиях экологического кризиса, т.е. в условиях напряженного состояния во взаимоотношениях общества с окружающей средой из-за несоответствия производственных сил и производственных отношений общества природоресурсному потенциалу биосферы.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Т.о, можно говорить о социалъно-деятельностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира.

Существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность. С точки зрения их соотношения «существование предшествует сущности». Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он все в большей степени становится человеком. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), или философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам.

Экологические проблемы современности с философской точки зрения

3.2. Методы экологии.

Методологической основой экологии является системный подход , ориентированный на изучение интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий . Системный подход в применении к ана —

лизу экосистемы , заключается в определении образующих её составных частей и взаимодействующих с ней объектов окружающей среды , в ус- тановлении структуры экосистемы (совокупность внутренних связей и от- ношений ) и в нахождении закона функционирования экосистемы , опре — ляющего характер изменения компонентов экосистемы и связей между ними под действием внешних объектов.

Системный подход изучения экосистем реализуется тремя группами методов исследования : 1) полевые наблюдения , 2) эксперименты , 3) моде — лирование .

Полевые наблюдения и эксперимент дают наиболее эффективные результаты , когда они реализуются на основе научной теории .Моделиро- вание основано на создании модели ( подобие оригиналу ),более простой лег –

ко поддающейся изучению и достаточно сходной с организмом (экосистемой). Применение концептуальных и математических моделей особенно необхо — димо при изучении сложных экологических систем , для которых наблюде-нияются оказываются мало эффективными , а проведение экспериментов — сомнительным или даже нежелательным . Это тем более относится к эко- лого – социальным системам — взамодействию природы и общества . Начало глобальному моделированию в экологии положил Дж. Форрестер , который применил разработанный им ранее метод « системной динамики » для ис — следования мировых тенденций экономического развития . Данное исследо — вание послужило наглядным примером того , того что даже самый грубый учёт экологических зависимостей ( к тому же в предельно обобщённой фор- ме) может привести к далеко идущим содержательным предложениям , ес- ли найдён способ увязать в одно целое экономические , социологические и экологические факторы (8).

3.3. Структура экологического знания.

Одной из наиболее характерных особенностей современного эко- логического знания является непрерывно возрастающая его актуальность.

В философской литературе экологические проблемы весьма активно об — суждаются на разных уровнях и в самых разнообразных аспектах , отно — сительно предмета экологии , чёткости в определении границ её компе — тентности и методов исследования существуют самые разные мнения . Предлагается множество вариантов названия современной экологии : гло — бальная экология , мегаэкология , экология человека , ноогеника , натурсо — циология , ноология , созология , экология общества , социальная экология и др.

Если смотреть на эту проблему с точки зрения философии , то со- ставить адекватное представление о биосфере невозможно без достоверных аналитических данных о каждом её фрагменте , и наоборот , решить какую какую – либо конкретно- экологическую задачу нельзя без знаний основных закономерностей развития биосферы в целом , не определив , какую роль играет исследуемый конкретный объект в этом целом. Здесь в полной мере реализуется принцип диалектической взаимосвязи всеобщего , осо- бенного и единичного , где не только отдельные компоненты биосферы отражают её природу , но и сама она как целостное образование опре- деляет природу и сущность отдельных слагающих её компонентов . Тщательное исследование возможно большего круга отдельных конк — ретных экологических взаимодействий является необходимым условием для развития общеэкологических концепций . Причём развитие развитие последних благотворно воздействует на совершенствование первых . Взаимообусловливающее одновременное развитие общеэкологических и конкретно – экологическх концепций приводит к усложнению структуры современного экологического знания и порождает существенные затруд- нения гносеологического и методологического характера . Специализация и интеграция экологических направлений, усиление роли вероятностно — статистических методов , синтез исторического и структурно –функциональ- ного подходов определяют довольно сложную гносеологическую ситуа — цию , сложившуюся в экологическом исследовании.

Традиционное разделение экологического знания осуществляется на основании следующих основных критериев ( 11).

ПО ТИПАМ ОРГАНИЗМОВ (таксономическое деление). В основе лежит принцип специфичности таксономических ответвлений органического мира. Согласно этому критерию, экология прежде всего подразделятся на экологию животных и экологию растений. Как первая, так и вторая экология подразделяется на ряд более частных экологий. Надо отметить, что экология человека носит специфичный характер, ибо объек-том ее рассмотрения является человек, сущность которого неотрывна от его социальной природы, от форм его практической и общественной деятель-ности. Возрастающее влияние факторов антропогенного происхождения на естественное окружение придает особую значимость экологии человека, выводит ее за рамки экологии биологического профиля.

ПО ТИПАМ СРЕДЫ ( биомам ). Несколько упрощая особен-ности строения биосферы, можно сказать, что она. подобна мозаике, слагается из множества разнообразных компонентов ( биомов , место-обитаний ), каждый из которых имеет отчетливо выраженные естественные границы и характеризуется особым набором климатических, биотических и абиотических факторов, специфическим соотношением между интенсивным развитием ( сукцессией ) и периодом относительного равновесия в развитии экологических систем ( климаксом ). Однако следует оговорить, что диф-ференциация экологического знания по особенностям местообитания акцентирует внимание не на функциональных, а скорее на структурных характеристиках, учитывая целостность природных комплексов географи-ческих ландшафтов. При разработке частных экологии, образовавшихся на основе ландшафтного подхода, внимание исследователя концентрируется на конкретном, четко обозначенном участке земной поверхности. Такое подразделение дает возможность не только охарактеризовать каждый природный комплекс в отдельности, но и исследовать связь между ними.

ПО ТИПАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ как между самими организмами, так и между многообразными формами органического мира, посредством которых органические формы осуществляют трофический и детритный перенос веществ и энергии, всегда поражали исследователей своей сложностью и многоплановостью.

ПО УРОВНЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. Здесь дифференциация экологического знания проведена в соответствии с концеп-цией структурных уровней организации живого. Так, Ю.Одум выделяет следующие подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ.

Подразделение экологических исследований на отдельные специальные направления, согласно концепции структурных уровней организации живого, представляется ведущим в современной экологии. Эта концепция основы-вается на объективной иерархической упорядоченности материального мира, которому в равной степени присущи как единство, так и многообразие. Концепция структурных уровней организации жизни, подчеркивая одно-временно сущностное единство жизни и многокачественность ее проявлений в каждый конкретный момент и на определённом структурном уровне, при-водит к важному заключению о неразрывной связи специфики живого со

способом его организации.

ПО ВИДАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. Сюда можно отнести такие специальные отделы экологического исследования, как ресурсоведение, почвоведение, экологию города (урбанизационная экология), инженерная экология, изучение круго-воротов воды и воздуха, продуктивности окультуренных биоценозов ( агроценозов ), агрохимическая экология, исследование всевозможных видов загрязнения промышленными отходами, химикатами, радиацией (радиоэколо-гия), шумовое загрязнение и др. К этому типу можно отнести и косми-ческую, или, как её ещё называют экологию космического полета ( экзо-экологию ).

Развитие этих частных отраслей современного экологического исследо-вания обусловлено рядом отрицательных последствий сопутствующих научно-техническому прогрессу и имеющих определяющее влияние на современную экологическую ситуацию. Как справедливо отмечает Ю.Одум, » совершенствование техники исследований требует от нового поколения экологов усиления активности с этих малоизученных направлениях, ибо более глубокое познание природы стимулируется ныне не одним лишь любопытством: невежество в вопросах поддержания равновесия в экосистемах становится угрозой самому существованию человека » (18).

Все названные отрасли современной экологии, образованные согласно этому критерию, представляют собой компоненты одной из самых важных сфер приложения экологии — охраны природы и рационального использо-вания ее ресурсов. Поэтому эти отрасли получили наименование прикладных и технологических аспектов экологии.

Отдельно выделяются группа ОБЩИХ экологий, отражающих тенденцию объединения в единую концепцию всего многообразия фундаментального

отношения » человек-природа» и синтеза всех частноэкологических аспек-тов. Они и являются в настоящее время предметом дискуссий в литературе. Это прежде всего глобальная экология ( мегаэкология ), экология человека, экономическая экология ( эконология ), экология общества, социальная экология.

Дискуссия о статусе современной общей экологии во многом основывается на попытках отнести её к компетенции обществоведения или только естество-знания. “ Глобальную экологию интересуют не все виды и формы связей человека ( и общества ) с природой, а лишь определенные, прежде всего отношения с природой Земли как целостной системой. Глобальная экология не разрабатывает и вопрос о духовных отношениях человека с природой Земли ” (7).

3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований.

Проблема взаимосвязи научных направлений становится в наше время одной из актуальнейших в методологии и практике развития научного познания. Данная задача является по существу конкретизацией одного из важнейших требований диалектики: часть и целое должны соответствовать друг другу, ибо только в этом случае может быть обеспечена системная целостность объекта. Ярким примером междисциплинарного комплексного направления является современная экология. Она принадлежит к числу наук, которые возникли на стыке многих дисциплин, и отражает как гло-бальность современных задач, так и многообразие и направление научного поиска (8).

Развитие экологии стало особенно интенсивным в связи с возрастанием влияния хозяйственной деятельности человечества на окружающую среду, приобретшим в наше время планетарный и даже космический характер. Превращение экологии из сугубо биологической научной дисциплины в обширную отрасль знания, включающую в себя общественные и техничес-кие аспекты, в сферу деятельности, опирающуюся на решение ряда сложных политических, идеологических, экономических, этических и других вопросов, сделало возможным сочетание различных направлений науки и практики.

Еще В.И.Вернадский писал, что » в наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут точно определять область научной мысли исследователя, точно характеризовать его науч-ную работу. Проблем, которые его занимают, всё чаще не укладываются в рамки отдельной, определённой сложившейся науки. Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам » (5). Касательно экологических проблем сегодня общепринято считать, что рассмотрение их невозможно в рамках одной какой-либо науки или одного научного направления.

Экологическая проблема

Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» (от греч. okos – дом, жилище и logos – наука) употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.

Читайте также:  Как подобрать очки для зрения по типу лица

Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т.д. На этой основе развивались охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности. Применялись более сложные способы обработки почвы, вводились севообороты, промышленные способы обработки шкур животных, более развитые формы рыболовства. Выводились новые виды растений и породы животных. Развивались деревообрабатывающее производство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна, шелка, хлопка и кожи, а также строительство дорог, зданий, всевозможных сооружений. Словом, по мере развития производительных сил – орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей – все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось все большее количество их потребностей.

Однако увеличивая свою власть над природой, люди попадали во все большую зависимость от нее. Эта зависимость особенно усилилась с развитием промышленного производства. Перейдя к массовому применению паровых машин и двигателей внутреннего сгорания, люди попали в прямую зависимость от наличия в их странах полезных ископаемых, прежде всего угля и нефти. В дальнейшем все большее потребление электроэнергии в промышленных, бытовых и иных целях многократно увеличило зависимость людей от наличия так называемых энергоносителей – угля, нефти, газа, водных и других источников энергии.

В этом и заключается диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идет прежде всего о материальном обеспечении развития общества и его культуры.

Проблема взаимоотношений общества и природы в настоящее время есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине XX в., когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

Природная среда существования общества изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так и антропогенных, связанных с деятельностью людей. Речь идет прежде всего об их производственной деятельности, в орбиту которой вовлекается все больше природного материала – недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т.д., и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.

Глобальная экологическая проблема, сущность которой была указана выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

  • • рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);
  • • рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);
  • • борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);
  • • защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.

Надо сказать, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние 150–200 лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.

Некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому же эти и все другие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв. К сожалению, люди не всегда предвидят сколько-нибудь отдаленные последствия своих действий по отношению к природе. Многие ученые считают, что на месте современной пустыни Сахары некогда была обильная растительность. Со временем она погибла в результате уничтожения лесов и разрушения почв. В последние 300 лет в Европе на огромных площадях шло уничтожение лесов. В результате существенно нарушился водный баланс, исчезли многие реки и озера, ухудшилась структура почв.

Указывая на глобальный характер влияния общества на природу, один из бывших руководителей Международного союза охраны природы французский ученый Ж. Дорст писал: «В глазах биологов появление человека занимает в истории земного шара такое же место, как крупные катаклизмы в масштабах геологического времени. во время которых коренным образом и в глобальных масштабах изменялись животный и растительный мир нашей планеты» [1] .

Важнейшее значение для существования человечества приобретает сохранение и улучшение почв, вод, растительного и животного мира. В свое время полезные решения в этом отношении предложил и реализовал великий русский ученый В. В. Докучаев (1846–1903). В своем классическом труде «Русский чернозем» он заложил основы генетического почвоведения, глубоко обосновал условия сохранения и воспроизводства плодородия земель. Он создал учение о географических зонах, дал научную классификацию почв. Докучаев постоянно призывал к защите и выращиванию лесов. «Лес спасет землю», – говорил он, твердо веря, что благодаря лесным насаждениям можно возродить многие черноземные и нечерноземные степи, сделать их житницами России. Вместе со своими сподвижниками он заложил лесозащитные полосы – эти «магазины влаги» – в ряде областей европейской части России, сыгравшие решающую роль в восстановлении и качественном улучшении почв, их защите от эрозии. На роль лесов в улучшении почв указывал также Д. И. Менделеев. Засадку лесом степных массивов он считал соизмеримым с защитой государства.

Важно осуществлять комплексное и в то же время научное воздействие на почвы. При этом важны и лесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений как органических, так и неорганических, при строгом соблюдении норм. Основное направление развития земледелия в передовых странах мира – это интенсификация, означающая все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д.

Необходима всемерная защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Решением этой задачи в нашей стране должны заниматься во всех хозяйствах – фермерских, коллективных, государственных. В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе.

Особенно важно рациональное использование водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; промышленного производства; транспортных целей; поливов и ирригации засушливых земель.

До настоящего времени человечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительно уменьшались. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов. Объем поверхностных вод на планете исчисляется примерно 1406 млн км3. Почти вся эта вода соленая. Лишь небольшая доля составляет пресную воду: примерно 123 тыс. км3 (0,008%). Из них 27 тыс. км3 (около 22%) находилось в бывшем СССР. В озере Байкал находится 23 тыс. км3 пресной воды. Это 1 /5 часть мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды в нашей стране [2] . Уникальность Байкала очевидна.

По данным ученых, за 25 млн лет существования Байкала остались почти неизменными все его параметры: 336 притоков, из них 28 довольно крупных рек. Но только в 60–80-е гг. XX в. из-за неумеренной вырубки леса исчезли 150 рек и речушек (высохли), питавшие державный родник. По многим байкальским притокам, в том числе по крупнейшему – Селенге, попадают в озеро многие тонны ядовитых химических веществ. К тому же два целлюлозных комбината, на которых производится бумага, постоянно загрязняют Байкал сточными водами. Как было заявлено на международной встрече советских и японских писателей в Сибири летом 1987 г., многие реки и озера с питьевой водой сегодня «не просто загрязнены, а заражены» [3] .

Разрушительному воздействию промышленности и неоправданным экспериментам подверглись Каспийское и Аральское моря, озеро Ладога, реки Волга, Дон и многие другие водоемы России и бывших республик СССР. Идет бесконтрольное истребление природы. Чтобы сохранить ее, современное человечество должно не только ее рационально использовать, но и ограничить потребление ее богатств. Необходимо самоограничение, чтобы оставить богатства природы будущим поколениям. В этом заключается социально-нравственный долг современного человечества.

Помимо самоограничения, бережного и экономного использования природных ресурсов, надо улучшить охрану природы, защитить ее от пагубного воздействия промышленных и иных браконьеров. Заслуживает внимания предложение академика В. А. Коптюга, сделанное им в 1989 г., о введении экологических паспортов предприятий, содержащих сведения об их природоохранных мероприятиях, а также обзор мировой литературы по достигнутому уровню и развитию технологии как основного производства, так и методов улавливания и утилизации отходов. Такие паспорта ныне вводятся в практику. Большая опасность заключается еще и в том, что в результате научных и промышленных экспериментов появились новые физико-химические вещества, которых никогда не существовало в природе и которые могут оказать непредсказуемые воздействия на все живое. Это может подорвать способность природы к саморегулированию и самовоспроизводству. Отсюда задача: добиться, чтобы вносимые человеком изменения в природу, в том числе получаемые искусственным путем физико-химические соединения, вписывались в структуру и естественное функционирование тех или иных природных систем. Другими словами, речь идет о компетентном вмешательстве в природу с учетом возможных последствий предпринимаемых действий.

Сегодня встает вопрос о защите не только водоемов, лесов, почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей. Нельзя не отметить, что в США ежегодно выбрасывается в атмосферу более 260 млн т вредных веществ – это около половины мировых выбросов. В России выбросы вредных веществ в атмосферу, водоемы и почвы в несколько раз меньше, но также достаточно велики. Велики они и в других индустриально развитых странах, в том числе в Германии, Великобритании, Франции, Японии и т.д. Основная причина этого – увеличение в глобальных масштабах современного производства, чаще всего с применением многоотходных технологий. Образование вокруг Земли слоя углекислого газа (СO2) ведет к изменению климата в сторону его потепления. Предполагается, что к середине XXI в. содержание углекислого газа в атмосфере удвоится, а средняя температура на планете повысится на 1,5–2 °С [4] . Таковы возможные последствия так называемого парникового эффекта. В результате может существенно повыситься уровень Мирового океана, что вызовет непредсказуемые последствия.

Представляет опасность «кислотное загрязнение нижних слоев атмосферы, дождевых вод и почв». Не меньшая опасность заключается в «истощении озонового слоя атмосферы, защищающего все живое от жесткого космического излучения» [5] . Нарушение сложившегося в природе баланса кислорода, в том числе из-за образования «озоновых дыр», весьма неблагоприятно сказывается на существовании всего животного мира.

Российская общественность многократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение экологических проблем. Выражением этого служит, в частности такой глубокий и содержательный документ, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскими писателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры [6] .

Они бьют тревогу по поводу все большего загрязнения воздушной среды России, ее водных ресурсов, почв, растительного покрова, нарушенности природных ландшафтов, в частности, из-за массовой вырубки лесов, экологического состояния морей, омывающих берега нашей страны, в том числе Азовского, Черного, Балтийского, Белого, Баренцева и других северных и восточных ее морей. Вследствие этого существенно ухудшились экологические условия проживания населения. «26% населения России проживает в условиях экологического неблагополучия» [7] .

Важное значение приобретает получение объективной информации об экологическом состоянии территории России и других стран. Этим целям служит так называемый экологический мониторинг антропогенных воздействий. Он включает в себя: научные наблюдения за факторами человеческого воздействия на природу и за состоянием природной среды в результате этого воздействия; оценку физического состояния природной среды; прогноз ее изменений под влиянием антропогенного воздействия [8] .

Читайте также:  Умение отстаивать свою точку зрения умение находить компромисс

В настоящее время проблема охраны природы приобрела глобальный международный характер. Требуются масштабные и серьезные усилия всех стран для ее решения. В декларации, принятой Всемирной конференцией по климату (февраль 1979 г.), говорится: «Страны мира должны действовать вместе, чтобы сохранить плодородие почв, избегать неправильного использования мировых водных ресурсов, запасов леса, пастбищных земель, остановить опустынивание и уменьшить загрязнение атмосферы и Мирового океана. Эти действия стран потребуют большой решимости и соответствующих материальных ресурсов, и они будут значимы только при наличии мира на Земле». Россия участвует в работе многих международных организаций по сохранению и защите природы, осуществлению целого ряда экологических программ. В этой области заключены соглашения с многими странами, в том числе США, Францией, Швецией, Финляндией, Германией, Великобританией и др. Определенное значение в деле охраны природы сегодня и в перспективе имеют соглашения о сокращении обычных и ядерных вооружений, достигнутые между Россией и США, а также ряд решений Организации Объединенных Наций, касающиеся запрещения химического и других видов оружия, сотрудничества государств в области охраны природы.

В резолюции Конференции ООН, посвященной проблеме взаимоотношений человеческого общества и биосферы (Стокгольм, 1972 г.), провозглашено, что люди являются самой значительной ценностью и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек песет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Особо подчеркивается, что природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.

Что такое экология с точки зрения философии

Раздел экологической философии является одной из самых молодых направлений в общем курсе философии.

К концу ХХ — го века становится актуальной проблема загрязнения окружающей среды и угроза жизни всего живого на земле. Такая проблема кроется в неосознанности человека своего бытия и неразвитости экологического сознания. В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет духовную нагруженность и под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии, в ее особом разделе — экологической философии.

Философским аспектом в экологических отношениях следует рассматривать сферу гармонизации человека с окружающей его средой. Под окружающей средой может пониматься:

1) космическая среда,

2) природная (земная) среда,

3) социальная среда.

Выявляя экологические отношения между человеком и миром каждую среду можно рассматривать как отдельно, так и в совокупности, все зависит от особенностей рассматриваемой проблемы. Необходимо так же учитывать как материальную сторону, так и духовную сторону человека. Более подробно проблема экологии рассматривалась в первой главе моей диссертации: «Проблема социальных и личностных ситуаций в экологической философии». При желании можно посмотреть по ссылке. Здесь я только затрону общие принципы и основные особенности экологической философии.

В качестве эко-философских принципов можно выделить следующие:

1) Принцип целостности и единства мира. Целостность и единство можно рассматривать как с физической стороны, т.е. физико-химическое единство всех веществ в природе, так и с духовной стороны — духовное единение с Миром, Абсолютом, Универсумом, с Богом (в понимании верующих).

2) Принцип обменных процессов (круговорот в системе), ведущих к целостности и единству системы, может также рассматриваться с материальной стороны (обмен энергии, вещества) и духовной стороны (обмен информации).

3) Принцип адаптивности (способность меняться) может быть применим, как в биологической, так и в социальной сфере. В биологической сфере — это естественный отбор. В социальной сфере адаптация включает в себя процесс взаимодействия личности или социальной группы с внешней социальной средой, которая достигается в результате усвоения норм, правил и ценностей общества. При этом необходимо учитывать, что нормы, правила и ценности меняются в зависимости от степени индустриализации общества. Применительно к экологической философии адаптация рассматривается как процесс приспособления человека и общества к комплексу воздействий· внешней среды. Под комплексом воздействия внешней среды понимаются· различные системы (природная среда, географическая среда, социальная среда, космос — каждая со своими системами и подсистемами), влияющие на человека с различной степенью интенсивности. В результате из-за комплекса внешних воздействий происходит внутренняя и внешняя трансформация человека, как с внешней — материальной· стороны (как биологического вида), так и с внутренней — духовной стороны (как социообъект).

4) Законченным процессом адаптации объекта к среде в экологической философии понимается принцип гармонизации. Гармонизация, также как и адаптация, имеет внешние и внутренние свойства. Под внешним свойством понимается форма объекта, т.е. соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, придание этому эстетической значимости (об этом еще упоминал Пифагор). За внутреннее свойство берется внутренний мир человека — его психика, сознание, мировоззрение, наполненный этическо-эстетической содержательностью. Такой принцип учитывается, в основном, в восточно-философских школах, использующих за основу знания такие религиозные учения как буддизм, даосизм, индуизм и т.д., провозглашающие жить в мире гармонично. Но гармоничных отношений с миром можно достичь лишь тогда, когда обрел гармонию внутри себя. Отсюда возникает не менее важный аспект в экологической философии — это определенное отношение человека к внешней среде (социальной или природной), направленное на установление взаимоконтакта. Такое взаимоотношение нашло применение в психологии и определилось как экологическая психология.

Принцип гармонизации в психологии и социологии называется самоидентификацией личности. Самоидентификация — это процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с группой, образцом кого или чего-либо. С философской стороны за образец можно принять мир в целом, т.е. бытие.

В области экологической философии выделяются две стороны.

Первая сторона — в рамках экологической философии необходимо экологическую проблему рассматривать с позиции мировоззренческого и методологического подходов, выявляющих общие универсальные свойства процессов и явлений во взаимоотношениях «человек — природа», что отражается в категориальной системе философского знания.

Вторая сторона — рассмотрение экологической проблемы в аспекте гармонизации человека и природы, при этом, гармонизация оценивается как в материальном, так и в духовном плане.

Учет материальной стороны предполагает:

1) принцип целостности и единства (физико-химическое единство);

2) принцип обменных процессов (круговорот в системе) ведущих к целостности и единству системы;

3) принцип физической равновесности системы — как условие существования объекта бытия;

4) принцип физической адаптации объекта в системе бытия.

Учет духовной стороны гармонизации предполагает:

1) принцип единства экологического сознательного и бессознательного;

2) принцип духовно-психологической адаптации объекта в системе бытия;

3) принцип этико-эстетической гармонизации, как высшее свойство духовного единения человека и мира.

Учитывая выше приведенные позиции дадим определение экологической философии, но, чтобы дать определение экологической философии необходимо установить ее объект и предмет исследования. Объектом исследования здесь является система «человек-общество-природа». Предметом исследования являются экологические отношения между человеком, обществом и природой. Если посмотреть на предмет исследования самой философии, то ее предметом служит отношение между человеком и миром в целом (бытием). Если посмотреть на отношения человек — мир с экофилософской позиции, то мир берется не в полной совокупности всех его свойств, а только в той части, которая касается отношений человека с окружающей природой или социальной средой (как часть бытия). Природная среда может рассматриваться как географическая или космическая среда, как окружающая среда или среда обитания. Социальная среда может включать в себя отношения между людьми, т.е. человек-человек, человек-группа, человек-общество, человек-человечество. Экологическая философия· рассматривает· различные среды обитания по разным признакам, при этом выделенный объект может одновременно взаимодействовать с определенной совокупностью этих сред. Все зависит от масштаба и интенсивности взаимодействия человека или общества с какой-либо средой, включая космос. Сам человек и общество, меняясь, меняют и среду обитания, поэтому взаимодействие носят двухсторонний характер и имеют различную степень интенсивности.

Таким образом, экологическая философия предстает как учение о взаимоотношениях между человеком, обществом и природой рассмотренные с позиции философско-мировоззренческих, методологических и аксиологических знаний, с точки зрения соотнесенности объекта с окружающей его средой.

Философия экологии

Современная производственная, экономическая деятельность человека основывается на использовании огромного количества энергии и разнообразных веществ, химических соединений, других материалов. Это вызывает значительную нагрузку на окружающую среду, связано с сокращением жизненного пространства для нетронутой, дикой природы, проникновением в биосферу веществ, несвойственных для природного круговорота, нарушением энергетического баланса. Мощность этой нагрузки достигла такого уровня, что она полностью способна вызывать серьезные экологические кризисы и катастрофы. Среди экологических проблем глобального масштаба следует назвать такие: загрязнения атмосферы, литосферы, гидросферы; проблема изменения климата; обеднение животного и растительного мира; вырубка лесов; снижение плодородия лесов. Экологические проблемы проявляются не только на глобальном, но и на региональном и местном уровнях. Весь комплекс экологических проблем создает сегодня реальную угрозу уничтожения человечества. Это требует немедленного и коренного изменения взаимоотношений общества и природы [1].

Экофилософия изучает закономерности взаимодействия общества и природы, исследует пути гармоничных отношений между человеком и природой. Предмет экофилософии включает наиболее общие и значимые проблемы как экологии в частности и, особенно, экологии человека, так и философии, в характерном для нее мировоззренческом, рационалистическом, критическом и интегральном осмыслении.

Экофилософия — сравнительно новая область философского знания, вызванная к жизни рядом объективных обстоятельств. У истоков экофилософии находятся работы естествоиспытателей XX века — Леруа, В Вернадского, А. Чижевского и других, а сам термин экология был предложен еще в середине XIX века известным германским ученым-биологом Э. Геккелем. С его точки зрения, экология (с гр. — наука о доме, жилище) означает науку, которая изучает взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. В. И. Вернадский (1863-1945) формулирует понимание жизни на Земле как геологическое явление, потому что по силе своего воздействия и по последствиям развитие жизни и создание биосферы оказало значительное влияние на эволюцию нашей планеты. Еще большее воздействие на все процессы, происходящие на планете оказало появление человека и его хозяйственная деятельность, которая, по словам В И. Вернадского, уже в сороковые годы XX века приобрела масштабное, геологическое влияние.

Человечество, по Вернадскому, с одной стороны, — геологическая сила, а с другой, — новое состояние биосферы и на определенном этапе она перестает развиваться стихийно, преобразуясь в ноосферу — разумную оболочку планеты. Таким образом первая группа причин возникновения экофилософии — развитие естественнонаучного знания о планете Земля. Вторая группа причин, ускорившая становление экофилософии — обострение кризисных явлений в среде обитания — в природных процессах в связи с возмущающим воздействием хозяйственной деятельности людей на все природные процессы, идущие в атмосфере, гидросфере и на земле. Третьей группой причин являются проблемы будущего земли, это — теоретические разработки, независимых экспертов, собравшихся под эгидой Римского клуба, равно и разработки других ученых, работающих по глобальному моделированию.

В 80-е гг. складывается понимание предмета экофилософии как комплексных социальнофилософских исследований взаимодействия общества и природы. Экология, в узком смысле слова, является наукой, задача которой — определение предельно допустимых границ воздействия промышленной деятельности людей на природу, а значит задачей экофилософии является отыскание таких способов взаимодействия с природными объектами, которые не приносят катострофических последствий для природы, среды обитания, и для человека

Исследования социологов показывают, что большинство людей на планете, независимо от региона, в котором они живут, рассматривают экологию как науку, призванную создавать экологически чистые продукты питания, не испорченные химией или удобрениями, в крайнем случае, как охрану природы и практически никогда как науку, задачей которой является гармонизация человека и природы. Ученые с удивлением для себя обнаружили, что антинаучное отношение к природе и техноцистское потребительское отношение к ней характерно не только для малообразованных людей, но практически для всех категорий населения. Именно поэтому пропаганда экологических знаний и воспитание подлинной экологической культуры становится одной из самых насущных современных задач.

С 80-х гг. XX века становится все более заметной экологизация всей современной науки. Если в начале своего становления экология как особая область знания исследовала только экологию природы, отношения внутри биомов (животных и растительных организмов, объединенных условиями существования), и объектами ее анализа были — популяции и биологические виды, сообщества, то сейчас объектом ее анализа становятся экосистемы и биоценозы, а затем и вся биосфера Земли в целом Если центральными понятиями в концепции В И. Вернадского было живое вещество, как совокупность организмов, составляющих основу биосферы, которая рассматривалась как явление космическое, то человечество он неразрывно связывал с биосферой, а геологически — с материально-энергетической структурой планеты (питание, дыхание, труд), подчеркивая, что вне природных условий человечество не может существовать.

Читайте также:  Какое количество информации с точки зрения алфавитного подхода содержит слово информатика

Продолжая идеи В. И. Вернадского английский геофизик Джеймс Лавлок выдвинул гипотезу существования Земли, которую назвали Гея — гипотеза. С этой точки зрения все сферы Земли, включая биосферу, представляют собой и действуют как единый, внутренне согласованный организм и наблюдаемые в нем динамические процессы обеспечивают планете стабильность и равновесие. Продолжая эту гипотезу ряд философов заявили о том, что ноосфера Земли представляет собой объемную кардиоду и отрицательные эмоции людей влияют на планету угнетающе. Анализируя особенности аутоагрессии человека, направленной на самого себя, сторонники этой точки зрения считают, что подобная аутоагрессия характерна для мировой цивилизации XX века и это усугубляет глобальные проблемы, обостряя их характер, делая разрешение насущных задач, связанных с выживанием человечества, весьма проблематичным. Такова точка зрения пессимистов или экоалармистов (с фр. — тревога).

На базе современной экологии закладываются не только основы охраны биосферы, методы ее улучшения и рационального использования. В понятие экофилософское знание в настоящее время входит и обязательное исследование процессов, идущих в обществе, когда оно осуществляет взаимодействие с окружающей его географической, природно-климатической, социальной и культурной средой обитания Особым объектом такого анализа становится исследование влияний антропогенного фактора не только на биосферу, но и на само человечество. В это же время выделяется в самостоятельную область знания и экология человека, предметом анализа которой является воздействие природной и социокультурной среды на здоровье человека, его генофонд, а также изучение специфики социо-культурной адаптации человека в современном мире. Еще одним направлением экофилософии является экология культуры. Это направление экологического знания определял академик Д. С. Лихачев, который подчеркнул, что необходимость сохранения культурной среды и культурного наследия не менее значима, чем охрана природы. Экология культуры подчеркивает, что социальная память человечества может быть сохранена только в определенной культурной среде и это является непременным условием для становления нравственности людей, их духовной и душевной организации, их стремления к сохранению духовных ценностей, культурных традиций [2].

В настоящее время социальную экологию рассматривают как своего рода синтез экологии и социологии, на основе которого возникает новая социальная реальность, связанная с отысканием путей выхода из экологического кризиса и других глобальных проблем современности. Исследователи этой проблематики, начиная с Аурелио Печчеи, считают, что в основе новой социальной реальности должна находиться преображенная система ценностных ориентация и потребностей человека, что, в свою очередь будет создавать новые образцы поведения людей, экологически оправданные и обеспечивающие решение глобальных проблем. Следует подчеркнуть, что по мере развития проблематики социальной экологии объектом ее анализа становятся все новые и новые проблемы, возникающие под воздействием изменяющихся условий существования современного человечества. К таким сравнительно новым проблемам относятся — борьба за качество среды обитания, где исследование ведут совместно социальные экологи, культурологи, медики, этнологи; проблема жизнеобеспечения необходимыми материальными предпосылками социальных процессов, где исследования проводятся совместно с экономистами, специалистами сельского хозяйства, геологами, инженерно-техническими работниками.

Исследуя проблемы экологии человека, современные экофилософы обращают внимание на то, что проблемы глобалистики возникли не столько от последствий стихийного развивавшегося индустриального общества, сколько с развитием христианства, ибо еще в самом начале распространения христианской религии, по мнению французского исследователя Жана Дорста, именно христианство воспитало презрение ко всему, чего не касалась рука человека. Оно создало миф о неисчерпаемости богатств Земли и формировало безграничную веру в человеческий гений и в технологию, которая разрешит все проблемы, стоящие перед человечеством. Аналогичные взгляды, поддерживающие мнение о принципиальной разрешимости всех глобальных проблем современности имеют многие философы, апологеты индустриального и информационного общества — Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, Г.-М. Маклюэен, О. Тоффлер и многие другие, принадлежащие к оптимистическому крылу ученых.

Центральной категорией экофилософии является категория жизнь, которая понимается предельно широко, как космическое явление, куда входят биологические, психологические, духовные и душевные характеристики, интуиция и вчувствование, благодаря чему снимается граница между миром человека и миром природы. Рационализм и, в особенности, голый рассудок, на протяжении многих столетий разделяли мир природы и человека. Современная экофилософия предполагает радикальную трансформацию в понимании социальных и гносеологических проблем и это обеспечит человечеству отказ от экспансии на природу, позволит создать альтернативную технику и принципиально новую технологию, сформировать альтернативную культуру систему ценностей, противоположную ныне существующей, связанной с эгоизмом, погоней за прибылью, борьбой за власть, эгоцентризмом и агрессивностью. Практически все ныне существующие критические движения в той или иной мере примыкают к экофилософии и пропагандируют принципы биосферной концепции культуры.

Биосферная концепция культуры развивалась под непосредственным влиянием работ не только В. И. Вернадского, но и других русских ученых — А. Л. Чижевского. К. Э. Циолковского, говоривших о нерасторжимой связи между историей человечества, космическими процессами и геополитическими явлениями, происходящими на планете. Долгие годы работы по философии К. Э. Циолковского (1857-1935) замалчивались в связи с тем, что ученый был не только идеалистом, но и приверженцем элитарной концепции власти. Истина состоит в том, чтобы самая лучшая часть человечества управляла Землей — писал Цилковский. Будучи продолжателем идей русского космизма, он рассматривал жизнь как явление космическое, считая, что атом, как определенная субстанция, и как бессмертное элементарное существо свободно переносится в разные концы Вселенной, на основе чего возникает «космическая этика» или «круговая порука нравственных существ». Ученый считал, что жизнь на Земле имеет только первые, сравнительно неразвитые формы жизни и что ей предстоит еще большая эволюция и трансформация [3].

Большое значение для понимания нового отношения к человеку и жизни на планете оказали экспедиционные труды по антропологии и главная книга Пьера Тейяра де Шapдена (1881—1955) «Феномен человека», в которой он рассматривает человека и его культуру в соотнесении со Вселенной, подчеркивая, что все в мире подчиняется универсальной эволюции и космогенезу Деятельность человека и его духовность добавляют к материальным оболочкам Земли еще и оболочку духовности, названную Ноосферой или сферой разума. С его точки зрения, культура человечества является не искусственным образованием, а необходимым этапом в развитии космоса. Он выдвигает любовь как средство создания новой культуры, свободной от абсолютного индивидуализма Запада Человек, по мнению Тейяра де Шардена, является определенным итогом эволюции космического целого и его духовность и весь его сложный мир сознания представляют один из этапов эволюции Вселенной, состоящей из преджизни, жизни, мысли и сверхжизни. Человек появляется на этапе Омега, являющейся регулятором Вселенной, ее концом и началом. П. Тейяр де Шарден считал, что современное человечество достаточно разумно для того, чтобы понять, что в единстве науки и религии, возможно, отыскать пути для решения проблем современного человечества. Творческая эволюция современного человека происходит на основе духовности и любви с помощью энергии, идущей от бога и это создает возможности совершенствования человека и его взаимоотношении с природой.

Альберт Швейцер (1875-1965) создает этическую концепцию благоговения перед жизнью. Он резко критикует европейскую философию за иссушающий рационализм и утрату творческих ценностей культуры. Материальное производство не может быть выше духовного, утверждает ученый, и доказывает, что фабричный труд и конвейер не сделали людей ни богаче, ни счастливее Европейский человек становится все более одиноким и несчастным, хотя его уверяют в прогрессивном развитии общества. Современный мир испытывает острый упадок культуры, поскольку она теряет этическое. Содержание, ее губит национализм и неблагородный, доведенный до абсурда, патриотизм. Второй причиной упадка культуры Швейцер считает утрату мировоззрения, что ставит общество уже на грань патологических изменений [2].

Созданная им этическая концепция благоговения перед жизнью утверждает, что добро — это сохранение и развитие жизни, а зло — унижение и уничтожение ее. Для реализации этого этического требования не нужны какие-то особые нормы и правила. Личные качества человека, его — жизненные обстоятельства по-разному могут способствовать реализации требования защиты живого, но представление о зле напоминает, что уничтожение и принижение жизни всегда есть зло По мнению Швейцера, этика благоговения перед жизнью может быть реализована только в личностном, индивидуальном выборе, потому что. с его точки зрения, нравственный выбор и нравственные поступки связаны только с самим человеком и не могут диктоваться со стороны общества, иначе придется оплачивать так называемое общее благо. Ценой счастья людей и в истории человечества тому множество примеров. Этика жизни ввиду этого всегда должна быть наготове, чтобы не дать обществу выступить в качестве нравственного воспитателя человека Он считает, что «гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики перепоручили государству». В современном мире пока нет путей для расширения этики личности до этики общества, однако трансформация этики общества в этику, как показывает европейская культура личности, крайне нежелательна — этот путь приводит к гибели и общество и человека. Для того, чтобы не погибла современная цивилизация, утверждал А. Швейцер, необходимо соединение ее основ с моралью вообще, и в первую очередь, с принципом благоговения перед жизнью, что является не только испытанием для каждого отдельного человека, испытанием для каждого общества, эта испытание для самой жизни на всей Земле Этические проблемы в рамках сохранения жизни на планете были подняты и в работах Римского клуба, во главе которого стоял итальянский бизнесмен и ученый Аурелио Печчеи (1908—1984). Разработка идей социального глобализма в работах этого клуба была неразрывно связана с новым гуманизмом, основой которого они называли признание феномена жизни как высшей ценности Римский клуб признает высшей ценностью саму жизнь в ее единстве, богатстве и многообразии Выдвигая императивы выживания человечества и его целостности они называют приоритетными ценностями — сотрудничество и кооперативность людей, взаимную помощь, социально-экономическое развитие, искоренение нищеты и человеческих страданий, творчество, ответственность и оптимизм. Вся мощь современного научно-технического прогресса должна сдерживаться таким явлением как мораль, которая способна внести существенные самоограничения в современную практику жизни С точки зрения Римского клуба, целостность новой морали придают сам человек, культура общества и ценности культуры Центром этических представлений они называют Природу, Человека, Общество, Технику, а главной основой бытия — Природу [2].

Важнейшая задача современного человечества — культурная эволюция, которая предполагает развитие человеческих качеств, обеспечивающих процесс самоактуализации человечества.

Новый гуманизм, предложенный А. Печчеи, предполагает развитое чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию, — обращенность к внутреннему миру человека, его духовно-душевной культуре.

Основой и началом нового существования человечества экофилософы считают формирование экологической культуры у всех людей, что обеспечит оптимизацию взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов. Это предполагает, что человечество уже понимает равноправность двух систем: природной и искусственной, без которых существование человечества невозможно.

Современное человечество призвано гармонизировать все традиционные виды взаимодействия человека с природой: использование ее природных богатств (природопользование), охрану природы как естественной среды обитания человека; разумное регулирование природных процессов, в первую очередь, их восстановление, сохранение я улучшение

В конце XX века стала очевидной утопичность взглядов тех философов, которые призывали к возвращению в природу, к уничтожению техники и техногенной культуры, к возвращению человека- в «естественное» состояние, с его простыми формами жизни. Социокультурные процессы современности и, в особенности, неконтролируемое техногенное вмешательство человека в биосферные процессы показали, что для сохранения планеты. Земля необходимо совместное природное и искусственное развитие на основе принципов коэволюции. Академик Н. Моисеев подчеркивает, что это означает «целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества, а ее разрушение эквивалентно гибели цивилизации». В работе «Восхождение к разуму» (1993 г) он подчеркивает, что человек — часть природы, но природа для него не соперник, не раб и не конкурент. Экологической культуре нет альтернативы, если человечество хочет выжить, поэтому уже в настоящее время оно должно отказаться от гордыни и мифов XX века, противопоставлявших природу и человека, а также народы и государства друг другу. Необходимо восстановить нравственные ориентиры, ослабить тоталитаризм и абсолютизацию власти и сформировать глобальный интеллект, тот коллективный разум, который одухотворенный любовью к жизни, живому, к каждому человеку, поможет выйти человечеству из тупиков техногенной культуры [4].

Источники:
  • http://student.zoomru.ru/fil/jekologicheskie-problemy-sovremennosti-s-filosofskoj/9008.91443.s3.html
  • http://studme.org/37291/filosofiya/ekologicheskaya_problema
  • http://filosofkai.tw1.ru/ekofilos.php
  • http://vuzlit.ru/1450375/filosofiya_ekologii