Меню Рубрики

Что такое духовность с точки зрения философии

Духовность человека нельзя определить с помощью измерительных приборов или рассчитать на компьютере, это эфемерная, непостоянная величина, зависящая от конкретных поступков.

С точки зрения философии, духовное развитие человека – это длительный процесс, подразумевающий осознание индивидом своего предназначения, ответственности перед грядущими поколениями, а также стремление к познанию природы мироздания, нравственному росту.

Многие связывают это понятие с верой, однако между религией и духовностью есть большая разница. Любой человек, придерживающийся принципов морали и имеющий непоколебимые духовно-нравственные ценности, стремящийся к самопознанию, самосовершенствованию, но не имеющий веры, может быть духовно развит, при этом он:

  • Не должен слепо следовать требованиям религии, так как свободен в высшем понимании этого слова.
  • Не боится прогневить высшее божество, потому что духовность дает ему силу верить в себя.
  • Не ограничен в поисках истины догмами верования, а волен сам искать и находить смысл жизни.
  • Не обременен запретами познавать разные религии.
  • Не испытывает страха перед плохой кармой или адом, волен творить добро не из-под палки, а исходя из внутренней потребности.
  • Идет своим путем, а не следует по проторенной дорожке.

С точки зрения психологии, понятие «духовность» тесно связано с нравственно-этическими ценностями, что означает свободу индивида от внутренней поглощенности, чуждых влияний и следование высшим ценностям.

Психолог Н.В. Марьясова дает определение, что такое духовность – это стремление индивида посредством самореализации, самопознания постичь высшие инструменты совершенствования своей личности. Несмотря на всю сложность этого определения, смысл довольно прост: когда человек задумывается над подлинным смыслом таких слов, как добро, любовь, истина, красота, начинается его духовное развитие.

Само значение слова «духовность» предполагает стремление индивида к самореализации путем познания базовых ценностей, к самоутверждению за счет отказа от чуждого влияния, способного разрушить благородные устремления.

Духовность и нравственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так в чем заключается смысл этих понятий, много ли на самом деле различий между термином духовное и нравственное развитие?

Как утверждают психологи, отличия существенны, ибо духовность внутри нас отражает наш индивидуальный взгляд на мир, а желание творить добро исходит изнутри и является естественной потребностью человека. Нравственный человек не обязательно обладает духовностью, он вынужден взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь требованиями общества, вести себя по определенным правилам, хотя это может противоречить его внутренним устремлениям.

Взаимосвязь между кризисами и развитием личности

Философы и психологи сходятся во мнении, что духовное развитие личности невозможно без потрясений и кризисов, которые необходимы для формирования гармоничного мировоззрения. Жизненная философия и духовные ценности человека проверяются на прочность, правильность не только внешним миром, но и им самим.

Индивид испытывает неосознанное стремление в явной или неявной форме прочувствовать целостность себя как личности, как создания, наделенного разумом и сознанием. Многие специалисты по медитативным практикам считают, что такое духовное развитие через поиск себя является наиболее гармоничным и естественным для человека.

С первым кризисом человек сталкивается в юности – примерно в 15-20 лет, когда приходит осознание, что детство закончилось, наступила взрослая жизнь. Индивид вынужден формировать свое собственное мировоззрение и искать ценности, которые будут определять его дальнейший жизненный путь. Человек развивается, проделывая огромную внутреннюю работу, он впервые пытается определить, в чем смысл бытия. К концу кризиса завершается психомоторная перестройка, связанная с половым созреванием организма, и человек вступает во взрослую жизнь.

Понятие кризиса середины жизни впервые было использовано К. Юнгом и связывалось с концом репродуктивного периода человека. В этом возрасте самопознание и духовное развитие обретают особый смысл, так как начинаются глубокие изменения психики, сопровождающиеся болезненной реакцией индивида на любые отклонения от прежнего комфортного состояния.

Вопреки общепринятому мнению, наиболее тяжело этот период переносят не женщины, а мужчины, остро ощущающие снижение сексуального потенциала и завершение творческого пути. Осознание незавершенности дел приводит сильный пол в унылое состояние духа, что может окончиться весьма плачевно.

Читайте также:  Зрение минус 5 что вы видите

Последний кризис связан с осознанием неизбежности смерти, когда человек начинает ощущать физическую немощь, одиночество, теряет смысл жизни. Для этого периода характерна полная переоценка приоритетов, мировоззрения, поиск новых опор и целей.

Духовное развитие человека выходит на новый уровень, когда он открывает для себя религию и служение высшим ценностям, обществу. Современный мир меняется очень динамично, поэтому сейчас пожилые люди уже не так сосредоточены на мыслях о смерти – многие путешествуют, занимаются любимым делом или работают, растят внуков или осваивают новые профессии.

Как стать сильнее духом

Развитие духовности невозможно на пустом месте, его воспитывают, работая над собой долгие годы, шаг за шагом. На определенном отрезке жизненного пути человек становится средоточием ошибок, заблуждений, догм, навязанных взглядов. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, он задумывается, что значит для него окружающий мир.

Обычно катализатором, стимулирующим духовный рост, являются серьезные личностные проблемы, вызванные состоянием здоровья, отношениями с окружающими, особенностями мировосприятия. Человек задумывается, с чего начать поиск нового пути, целей и ценностей, и приходит к мысли о необходимости вести осознанное бытие.

Осознанность – один из важных шагов к духовности, он состоит в отказе от суетности, сиюминутности. Человек как психологически зрелый индивид оценивает свои поступки через призму критичности по принципу «здесь и сейчас». Нередко осознанность сопровождается моральными страданиями, так как приходится пересматривать базовые ценности, а человек часто к этому не готов. Очищенное сознание готово воспринять гармонию, любовь, покой, и индивид начинает развивать в себе такое качество, как душевность.

Знаменитый специалист по психологии Ассаджиоли говорил, что воспитание духовности должно идти постепенно по пяти ключевым направлениям: истина, мир, любовь, вера, дух. Работу по поиску истины мы начинаем неосознанно, с раннего детства, ибо это необходимо для развития интеллекта, а также является естественной потребностью. Узнавая новое, мы сопоставляем эту информацию с уже существующими знаниями и делаем выводы о том, является ли это истиной.

Эмоциональное состояние отражает не только характер нашей взаимосвязи с природой или другими людьми, но и внутреннюю гармонию бытия. Человеку предстоит избавиться от внутренних зажимов, поглощающих энергию и тормозящих истинное развитие. Специалисты по духовному развитию утверждают, что эта стадия тесно связана со следующей – любовью, выражающейся в стремлении совершать добрые дела, не рассчитывая на материальное вознаграждение.

Как развить в себе две последние компоненты? Известный психолог В. Франкл советует запастись терпением, а также обратиться к чтению духовной литературы. Многие истины лежат на поверхности, часто они связаны с христианской моралью.

Попробуйте бороться с собственным эгоизмом и равнодушием, не проходите мимо нуждающихся и отчаявшихся. Идти по пути развития духовности может не каждый, но это единственный способ достичь внутреннего покоя и гармонии. Автор: Наталья Иванова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

  • >» target=»_blank»>Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 30-150 тысяч рублей!
  • >» target=»_blank»>55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »

Духовность

Духовность — абстрактный существительное к слову духовный. Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией. Четко очерченного значения слово не имеет. Как термин слово духовность используется в философии, этике, богословии для обозначения различных понятий так или иначе соприкасающихся внутреннего мира человека.

Читайте также:  Ближайшая и дальнейшая точка ясного зрения в бесконечности

Употребление слова духовность

Обычно в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную приподнятость мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низкому, греховном, аморальном. Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и тому подобное.

В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью, верой, мистическим опытом, «общением с Богом».

Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогические риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же именно считать «духовностью» и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.

Понятие духовности в философии

Понятие духовности в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся упорный поиск, который сводился к очерчивания научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции сегодня наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированных той или иной конфессией. В современных западных работах об обществе и культуре понятия «духовность» почти не употребляется, оно обычно используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека. Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности из тематических сфер философии.

К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятия «духовность» по-разному. Понятие «духовность» всегда имело в философии важное значение, и играет выдающуюся роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат. «spirit» и греч. «Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повеивания дыхания, носителя жизнь.

Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не разграничивалось от телесной сущности. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.

Новый подход вырабатывается в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.

Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Здесь духовность понималась двояко. С одной стороны: Духовность это одухотворение животного, сущностная характеристика человека, которая выделяет ее из мира животных. Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.

По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная состоятельность и высшая ценность.

Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущ таким философам, как Мартин Бубер, Макс Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых есть: человек разумный на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти человек духовный. И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Читайте также:  Правомерна ли с юридической точки зрения

Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 90-е годы после того как в Украине марксистские методологические каноны перестали быть «официальным» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:

Что такое духовность с точки зрения философии

Понятие души и духовности в современной философии

В современном мире понятие души и духовности неразрывно связанны между собой. Это проявляется в их критериях, признаках, свойствах и т.д.

Но для того чтобы перейти к понятию души и разобраться в нем, сначала необходимо осмыслить и понять что такое духовность.

В современной философии понятие духовности очень актуально. И первое, что бросается в глаза как отличительная черта духовного человека — это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми.

Духовность иногда противопоставляется рациональности, либо соотносится с ней с целью дать более точное определение этому понятию. Однако какое бы определение духовности мы ни приняли, в нем перечисляется набор качеств, неизвестно как связанных друг с другом, непонятно, представляют ли они единство, можно ли включить или исключить без ущерба какое-либо из них. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа. Целостность, внутренняя гармония является основой духовности, дающей человеку мир, внутренний покой, тишину, радость бытия, отсутствие двойственности. Она является основой его морально-нравственных качеств, ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих слабостях. Действительно, прежде всего целостность и гармония дает исключительную уверенность человеку как перед самим собой, так и перед другими, он не может лгать, лукавить, ловчить, хитрить, это противоречит внутренней природе самой духовности. Человек, который имеет гармонию, мир внутри себя, не может быть в гневе на другого человека, так как гнев рождается из внутреннего ощущения дисгармонии, из убеждения своего превосходства над другим, жажды власти, убеждения в обладании истиной и т. д., что противоречит чувству единства всех людей.

Давайте обратимся к анализу духовности человека и ее значению во всей его жизнедеятельности. Итак, выделим основные аспекты духовности.

а) Всеобъемлющий характер. Духовная жизнь человека многогранна.
Она включает в себя рациональные к эмоционально-аффектные сто­ роны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, эксплицированно-осознанные и смутно ощущаемые гра­ ни, ориентированные на внутренний и внешний мир установки, также многие другие аспекты, уровни, состояния и т.д. духовной жизни че­ ловека. Духовность вбирает в себя все эти грани, она ни одну не от­вергает. Что же касается содержания духовных процессов: научных концепций, нравственных ценностей, религиозных верований, эсте­ тических категорий, обыденно-практических знаний, — то оно также все без малейшего исключения объемлется духовностью человека. При
этом надо отметить, что все эти грани, аспекты форм духовной жиз­ни, ее содержания фиксируются в духовности не просто в своем мо­ заичном многообразии, а в своем единстве, взаимосвязи, целостности.

Источники:
  • http://studopedia.ru/view_filosofiya.php?id=52
  • http://www.cs-alternativa.ru/text/2120