Меню Рубрики

Что такое душа с точки зрения первобытного человека

  • Что такое душа
  • Как на фото выглядят души
  • Существует ли душа
  • Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978
  • Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004
  • Большая Медицинская Энциклопедия

Содержание статьи

Грехи человека могут быть самыми разными, от пресловутых семи смертных грехов до множества вроде бы мелких и незначительных проступков. Но каждое неправильное действие, даже самое мелкое, оказывает разрушительное влияние на душу. Как вода точит камень, так и грехи постепенно отягощают душу, делают ее грязной, темной, обуреваемой низменными желаниями.

Все вышесказанное – отнюдь не метафоры. Люди, обладающие даром ясновидения, могут воочию видеть, как отличаются души праведных людей от душ грешников. Святитель Феофан Затворник писал о том, что у праведного человека с чистыми мыслями душа видна светлой, а у грешного человека – темной. Это подтверждают и современные ясновидящие.

Как загрязняется душа

Очень важно понимать, как происходит духовное падение. В сознании человека практически все время присутствуют какие-то мысли. Но святые отцы еще сотни лет назад говорили о том, что далеко не все мысли принадлежат самому человеку – многие из них входят в сознание со стороны. Такая мысль, вошедшая в сознание, именуется прилогом. Важно то, что какой бы греховной ни была мысль, человек не несет за нее наказания. Потому что она – чужая, пришедшая извне.

Праведный человек сразу распознает такую мысль и отринет ее, она над ним не властна. А другой человек прислушается к ней – она становится помыслом. Если человек согласится с мыслью, примет ее, это уже сочетание. Далее следует пленение, мысль активно захватывает сознание человека. Последняя стадия подчинения чужой мысли (уже ставшей своей) – страсть.

Проще всего отогнать греховную мысль на стадии прилога. Разумеется, такая работа требует постоянного контроля, наблюдения за мыслями, что очень непросто, но возможно. Если человек отгоняет греховные мысли, его душа постепенно становится все более светлой. И наоборот, подчиняясь чужеродным греховным помыслам, человек все сильнее загрязняет свою душу, делает ее темной и бесчувственной к истине.

Различение истины и лжи

Вопрос различения истины и лжи является одним из самых важных для сохранения чистоты души. Далеко не каждый человек может сразу понять, истинная мысль пришла в его сознание или ложная. Как не ошибиться в этом вопросе?

В Православии считается, что человек не может самостоятельно бороться с ложью, так как сатана неизмеримо умнее и хитрее его. Ложь может так тщательно маскироваться, что даже праведный человек порой может ошибиться и принять ложь за истину.
Единственный правильный путь состоит в том, чтобы постоянно просить у Бога помощи в отделении истины от лжи. По мере духовной практики у человека постепенно появляется духовное зрение, он начинает очень явственно видеть все уловки темных сил, всю их ложь. Его душа становится все более чистой и светлой.

В некоторые моменты, например, во время молитвы душа чистого человека становится настолько светлой, что этот свет видно невооруженным глазом. Есть множество свидетельств тому, как просветлялись на молитве лица православных подвижников – порой свет становился таким ярким, что заставлял людей отводить взгляды. Душа такого человека полностью освобождена от страстей, поэтому сияет своим истинным духовным светом.

Что это — человеческая душа?

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа — девица и др. давно вошли в языковую культуру русского народа. .

В русском и некоторых других языках это понятие связывается со словом «дышать». Живой человек дышит. Мертвый же — не дышит, а потому не живет. Простые наблюдения над живыми и мертвыми людьми уже в первобытные времена привели к выводу о том, что внутри живого человека есть что-то такое, что делает его живым. Это что-то, главная особенность которого связана с дыханием, и получило название «душа».

Наряду с понятием «душа» человека во многих мифах и религиях существует близкое и родственное ему понятие «дух» человека. Соотношение этих двух понятий может колебаться от их полного разделения до полного слияния. Древнегреческие философы Демокрит (V век до н. э.) , Эпикур (IV век до н. э. ) и Лукреций (I век до н. э. ) считали, что душа — это материально оживотворяющий тело орган, руководимый материальным же началом — духом или, иначе, разумом. Иначе считал Платон (V век до н. э.) , утверждавший что именно душа является носителем ума. Римский поэт Ювенал (I — II века н. э. ) говорил, что творец дал животным только душу, а людям также и дух.. .

По учению ряда религий душа, как и дух, есть также у животных и растений. Древние египтяне верили, что душу имеют также и боги. Природные же объекты: горы, озера, реки, леса, поля, а также космические тела, звезды и планеты, имеют своих двойников в виде духов. Это могущественные и обычно невидимые существа. Одни из них посылают людям блага, другие — стремятся нанести им вред. Еще одно отличие души от духа состоит в том, что дух может иметь самостоятельное происхождение, а также представать в виде мифологического существа. В последнем случае, в отличие от божеств, духи стоят на более низком уровне мифологической системы. Таким образом, здесь понятие «дух» шире, чем понятия «душа».

Иногда эти понятия переходят друг в друга. Так, по верованиям некоторых народов душа после смерти человека становится духом. Например, у славян душа умершего превращалась в дух — «навь». Подобных взглядов придерживаются последователи одной из древнейших религий Индии — джайнизма. По их верованиям в момент смерти человека его душа освобождается от уз всяческой материи и далее пребывает, как дух.. .

А что думаете по этому поводу?

Следует, однако, отметить, что в отличие от души, которой, по свидетельству Библии, Бог наградил Адама, о том, что добрый Бог снабдил его еще и духом, ничего не говорится. В тех же местах Библии, где пишется о духе человека, по сути говорится о его душе. И лучшим доказательством тому служит фраза из Экклезиаста: «И возвратится прах в землю чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его» (12,7). А поскольку есть только одно описание момента, когда Бог вдохнул Адаму «дыхание жизни» (Быт.2,7), то, следовательно, он получил душу, а не дух. Неслучайно поэтому многие католические и православные богословы считают, что «душа» и «дух» имеют одинаковое содержание Так, в католическом катехизисе говорится, что «душа — это дух, нематериальное существо, которое не нуждается в материи, а находясь в человеческом теле, руководит им».

В то же время, есть в христианстве и ,в частности, в православии мнение, что душа и дух понятия разные. «Дух» стал приписываться человеку некоторыми христианскими проповедниками под влиянием языческих верований о существовании у человека помимо души, какого — то особого духа. Еще дальше пошли теософы, например, снова ставшая ныне популярной у нас Е. П. Блаватская. Она утверждала, что помимо души, которую она называла «астральным телом», у человека есть и «высший, неизменный дух». Желая быть оригинальной, Е. П. Блаватская присвоила этому духу эпитет «нечеловеческий». Зачем ? Да, видимо, для того, чтобы ее понятие духа отличалось от общепризнанного.

Что такое душа с точки зрения первобытного человека

Душа в религии — это нематериальный и обязательный элемент жизни. В мифологических воззрениях душа является неким источником жизни. В религиозных верованиях душа ассоциируется с нравственностью, совестью, способ­ностью сочувствовать.

Вера в души и духов

Части души

Древние люди собирали свои знания по крупицам. Разнородные представления совмещались в одну идею души, вернее, нескольких душ, необходимых для жизни. На примере древней мифологии египтян можно выдели общие с многими верованиями и религиями четыре души, которые необходимы каждому человеку:

  • душа — теле­сная оболочка (тело);
  • душа — внутренний голос (дух);
  • душа — имя;
  • душа — тень, без которой (как и без имени невозможно здоровье).

Первые две души близки христианскому понима­нию.

Тело — это буквально само тело хозяина, его теле­сная оболочка. Тело мыслится как нечто материальное, земное, ведущее к греху, как темница для души — бесплотного, возвышенного, связанного с небесами начала в человеке.

Дух понимается как разумная и бессмертная бесплотная сущность, ответственная за совесть обладателя.

Имя заключает в себе сущность носителя, это не просто обозначение, оно магически связано с телом. Поэтому знание под­линного имени человека дает власть над ним, произнося имя, можно наслать гибель или излечить. Например, в Древнем Египте, мужчина, желающий смерти своему соседу, произносит заклинание: «Нет больше имени твоего на этой земле». А богиня Исида, владеющая чарами, смог­ла помочь солнечному богу Ра, спасая его от укуса змея, только благодаря произнесению тайного имени божества с определенны­ми магическими формулами. Собственно, в современном обществе существуют пережитки подобных древних представлении. Многие и сегодня, выбирая имя ребенку, полагают, что от этого выбора за­висит будущая судьба человека, что в соответствии с именем будет формироваться его характер.

Тень казалась таинственной древним людям в силу того, что она то неотступно сопровождает хозяина, следуя за ним всюду и везде, то исчезает. По египетским верованиям, на тень нельзя было насту­пать, потому что это может причинить боль и нанести физический ущерб обладателю. Тень как изображение также заключала в себе часть существа, которому принадлежала. Этнографы, работающие с племенами Западной Африки, удивлялись, что люди без боязни углубляются ночью в лесную чащу, но опасаются пройти по откры­той площади селения или пересечь поляну в яркий солнечный день. Выяснилось, что они боятся потерять тень. На вопрос исследователя, почему они не боятся лишиться тени вечером или ночью, ведь тогда тени исчезают совсем, люди отвечали, что в это время все тени ухо­дят и отдыхают в тени великого Бога, где набираются сил. Вот поче­му они такие длинные поутру. У других народов ночное отсутствие тени объяснялось ее способностью отделяться и путешествовать са­мостоятельно вне тела.

Дух человека

Можно наметить ступени развития представлении о душе у древних народов, нашедшие отражение в мифе. Сначала душа тесно связана с телом, буквально сливается с каким-то жизненно важным органом, олицетворяет жизненно важные функции. Наличие души делает существо живым. Затем возникают представления о том, что душа может отделяться от тела. Такая не связанная с материальным объектом душа получает название духа.

Если говорить исключительно о человеке, отделившаяся душа характеризует ощущение двойственности: четкое противопостав­ление души и тела характерно для обществ со сложившимися моральными принципами.

Образы духов

Мифологические духи, как правило, бесплотны, но могут обретать внешний облик: предстают в виде старца, волосатого чудища, животного, оборотня, неодушевлен­ного предмета. Может быть, образ духов природы тоже возник из представлений о душе объекта, сначала неотделимой от своего тела, но затем использующей тело в качестве временного пристанища. Та­кие воззрения и сейчас существуют в буддизме и отражены в веро­ваниях о перерождении то в теле человека, то в облике животного. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Где находится душа

Немалое значение уделяется в сказаниях вопро­су о месте нахождения души. Понятно, почему пристанищем стано­вятся сердце, печень, грудь, живот. Часто душа таится в голове. Надо полагать, не только по физиологической причине и наблюде­нию за тем, что у любого живого существа есть голова. То есть, душа делает человека не только живым, но мыслящим существом. В представлениях почти всех народов Сибири, душа прячется в голове. По поверьям хантов, наряду с душой-тенью. жизненной силой, есть еще душа, обитающая в голове, называемая «номыс», то есть буквально «ум». Если номыс уходит, человек становится безумцем. Вероятно, в этих мифах бессознательно выражается ощущение, что человек становится человеком, благодаря мыслительной способности, благодаря тому, что наделен разумом. Недаром само слово «человек» во многих языках этимологически (по про­исхождению) связано со словом «мыслить» или со словом «голова» (древнерусское «чело»), что тоже отсылает к способности мышления. В немецком и английском, восходящих к общим индоевропейским корням, обозначение человека напоминает древне-индийское имя мифологического персонажа Ману, буквально «мысль». Это и есть первый человек, родоначальник всех последующих родов. Значит, уже в древности человек обозначил сам себя, определил бессозна­тельно свое отличие от всех прочих существ на основании спо­собности к разумной деятельности. До того, как ученые назвали наш вид «человек разумный», это сделали древние люди, создатели мифов.

Что такое душа человека в православии и с научной точки зрения?

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.
Читайте также:  Разрешение конфликта с точки зрения подхода

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти. Колебания составили всего 22 грамма — такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче. Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.

Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения. Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи. Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» — то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: существует ли душа. Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены. Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные. Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.

Дух и душа — в чем разница?

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух – высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать душевную боль. Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания. Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких. Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть. Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад). Пока загробная жизнь продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

Глава 9. Душа первобытного человека

Важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного чело­века является тождество индивида и рода, невыделенность индивидуального су^ щec^£шaщiяJ13J 1 .

Действительно, первобытный человек совершенно не ощущал «простран­ство» своей души. Все, что с ним происходило, относилось им к «внешнему» миру. Душа его была свернута до точки, до некоторого далее не расщепляемого ядра, в нее невозможно было заглянуть именно как в душу. Вся жизнь с ее событиями была овнешнена, точнее, внешнее и внутреннее были одним и тем же. Внешний мир воспринимался как огромное, многообразное, таинственное целое.

Юнговская констатация важна еще в одном отношении: у первобытного че­ловека внешний и внутренний мир мало различались, с нашей точки зрения. Для самого же первобытного человека огромная часть внутреннего мира как такового не существовала, и все то, что попадало в сферу его сознания, воспринималось просто в качестве реальности. Когда Тютчев восклицает: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик, — в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Это и первобытное сознание. Когда внешний мир — проекция души, он сверкает всеми красками. Нам он представляется по­этичным. Но представим себе, что наши страхи и опасения обладают полнотой реальности, являются живыми существами, — каково нам придется! Мир перво­бытного человека был для него не столько поэтичным, сколько вечной драмой столкновения различных сил. То, что мы называем борениями духа, была реаль­ной жизненной борьбой в ее внешней выраженности.

Там, где внутреннее овнешняется, там человек мыслит совсем не в нашем смысле. Обратимся к тому же К.Г. Юнгу: «. в то время сознание еще не думало, а воспринимало. Мысль была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленное™, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедитель­ным в своей непосредственной данности. Мышление предшествует первобытно­му «сознанию я», являясь скорее объектом, чем субъектом» 1 . Если юнговскую мысль укоротить, она сводится к тому, что не человек мыслил мыслями, а мысли мысли­ли человеком. Самое сокровенное «мое» обнаруживало себя как извне действие. Представим, на человека воздействовало все, что его окружало. Он был как бы исчезающе малой точкой приложения сил. Поэтому более чем естественно его непрерывное бегство от себя в надындивидуальное бытие, в «мы-бытие» общины и далее в «мы-бытие» богов. Здесь, растворив себя в богах, он уже был безгра­нично утверждающим себя субъектом.

Наконец, т£рет&е_различие между первобытным и современным человеком. Определяемость души извне, ее неустойчивость, смазанность внутреннего и внеш­него сплошь и рядом порождали то, что я условно назову плюрализмом яйности. У первобытного человека была известна тождественность самоощущения, но он до некоторой степени был внутри себя многояйностью, семьей (от семь я). В нем могли более или менее длительно сосуществовать различные яйности, периоди­чески или единично возникать и исчезать новые центры притяжения, стягиваю­щие узлы личности. Чтобы осмыслить эти узы, между прочим, можно обратиться к понятию комплекса в психоанализе. Обычное определение комплекса гласит, что это совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь, как правило, бессознательно. В своем интенсивном проявлении, в своей наиболее концентри­рованной реальности комплекс способен образовывать новый и дополнительный центр личности, новую яйность. Это сплошь и рядом имело место у первобытно­го человека. Он мог иметь несколько самоидентификаций. Предел развития ком­плексов-самоидентификаций — оборотничество. Скажем, в германской традиции существует представление о вервольфах — людях-оборотнях, становящихся волками.

Это очень древние представления, безусловно, первобытного происхожде­ния. Вервольф вполне реально ощущал, что с ним происходили попеременные превращения из человека в животное и обратно. Он их никак не стимулировал, напротив — всеми силами старался избежать, но они приходили с принудитель­ной неизбежностью. Превращение в животное — крайний случай распада само­ощущения. Были и промежуточные явления.

Самый же, наверное, впечатляющий пример кардинального изменения ин­дивидуального самоощущения — это обряд инициации. На переходе от юности во взрослое состояние его участниками были все члены первобытной общины. Инициация в ее внешнем выражении заключалась в целом ряде испытаний, кото­рые должны были выдержать достигшие определенного возраста юноши и де­вушки. Часто они были очень суровы и несли в себе момент риска для здоровья и даже жизни. При прохождении инициации испытывались сила, ловкость, вынос- ливость, нужно было проявить сметливость, бесстрашие, упорство и т.п. Завер­шалась она посвящением ее участников в полноправные члены общины. Им раскрывались до тех пор неизвестные мифы и обряды. Они проникали в сокро­венное знание, которое открывало им глаза на мир в его сокровенных глубинах. У нас обряд инициации может ассоциироваться с некоторым подобием чрезмерно суровых и очень ответственных экзаменов, после которых первобытный человек получал что-то аналогичное аттестату зрелости или диплому.

Подобная аналогия оправдана в одном отношении. Наши экзамены и атте­статы генетически связаны с инициацией. Они ее очень отдаленное эхо, крайне ослабленный вариант того, что когда-то буйствовало во всей своей мощи. Самое важное отличие инициации от экзаменов в том, что ее результатом был не просто переход из одной возрастной группы в другую, а полная переориентация души ее участника. Он как бы заново рождался. Завершалась инициация наречением ее участника, успешно справившегося с испытаниями, новым именем. А новое имя играло здесь совсем особую роль. Получить его означало стать другим челове­ком, не только с новыми правами и обязанностями, но и с новой самоидентифика­цией, новым самоощущением. Первобытный человек по завершении инициации начинал жить второй жизнью, никак не связанной с первой. И это его не смущало и не ужасало так, как это смущало или ужасало бы нас. Мы сознательно или бессознательно ценим в себе индивидуально-неповторимое, наше в нас. Более того, оно и является нами самими. Разорвать свое существование на два диск­ретных цикла — чем это лучше смерти? Такова наша позиция. Первобытному человеку она ничего не сказала бы, не нашла никакого отклика в его душе. Вспом­ним, что сам он всего лишь частичка тела — общины, душу которой образуют боги. И что тогда представляет собой индивид сам по себе, в своей отделенности от других? Нечто очень незначительное, эфемерное и неуловимое в своей мало­сти и неопределенности. Душу первобытного человека можно уподобить запотев­шему стеклу, на которое наносит узор какого-то подобия индивидуально выде­ленного существования божество. Этот узор легко стереть, дыхнуть на стеклыш­ко и нарисовать другой, такой же зыбкий и преходящий. Инициация была очеред­ным стиранием предыдущего и нанесением нового узора. Он не был последним, т.к. первобытному человеку предстояла смерть и последующее рождение в этом мире.

Читайте также:  Город с экологической точки зрения является

О первоначальном состоянии человека

Библейское учение о первобытном райском состоянии и затем падении человека является связующим между ветхозаветным и новозаветным учениями. На нем основано и учение об искуплении.

О первоначальной жизни человека наука не имеет никаких данных. По замечательному выражению знаменитого французского антрополога Катрфажа: «Ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенной эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случае свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим».

Единственными косвенными доказательствами правильности библейского учения по этому вопросу являются древнейшие предания разных народов о первобытных временах человеческого рода. Сравнительное изучение этих преданий заставляет нас предполагать один общий источник их – действительность в прошлом «золотого века» или рая.

Смутные предания о рае и потере его через грехопадение встречаются у народов ассиро-вавилонских, у персов, у китайцев, у индусов, у египтян, у древних греков, у римлян и т. п. Одним словом, библейское учение о первобытном состоянии человека не одиноко. Разные варианты этого учения встречаются в преданиях народов Азии, Европы, Африки, Австралии и Америки (в Мексике, Парагвае и других). Чем можно объяснить это замечательное взаимное согласие преданий разных народов о первоначальном состоянии и падении человека? Единственным объяснением может быть только историческая действительность рая и потеря его через грехопадение.

Библейское учение о первобытном состоянии человека обнимает: а) состояние человека до грехопадения; б) первые времена после грехопадения. По изображению Книги Бытия, первые люди до грехопадения находились в исключительно благоприятных условиях для физического, умственного и особенно религиозно-нравственного совершенствования.

В физическом отношении они были свободны от скорбей, болезней и смерти. В умственном отношении они обладали огромными творческими способностями, так как были сотворены по образу и подобию Божиему и должны были развивать свои способности, чтобы владычествовать над всей землей. Что касается религиозно-нравственного состояния первых людей, то это было высокоблагодатное блаженное состояние. Главное блаженство их состояло в непосредственном личном общении с Богом. Их богопочтение имело характер детской преданности Богу; их добродетель состояла в верном хранении заповедей Божиих.

Обильная благодать, изливавшаяся на них, не уничтожала их личной свободы, этого величайшего из всех благ, им данных, делающих их воистину богоподобными. Личная полная свобода, не ограниченная, а лишь огражденная запретом не вкушать плодов древа познания добра и зла, создавала для них две возможности: 1) духовно расти и укрепляться через личное самодеятельное нравственное совершенствование; 2) нравственно упасть, нарушив благую и совершенную волю Божию.

Первые люди (Ева, послушавшись лести змея больше, чем праведного закона Божиего, и Адам, послушавшийся слов жены более, чем слов Божиих) преступили волю Божию, нравственно пали, согрешили. Грех уничтожил блаженную и благодатную гармонию всей жизни не только согрешивших людей, но и всей вселенной.

Изгнанные из рая, первые люди познали тяжелый труд в борьбе с природой, болезни, страдания и смерть. Духовные силы стали не развиваться, а падать. Появились и стали умножаться пороки и преступления. Уже первые шаги человека, вне райского состояния, забрызганы братоубийственной кровью. Затем появилось многоженство, войны, разврат и новые преступления. Вместе с этим начала развиваться внешняя культура, стали строиться города, появились ремесла, стала развиваться техника, наука, искусства. Однако все это было лишь грубым суррогатом того свободного творчества блаженных и бессмертных людей, какими были первые люди в раю. Таково библейское изображение первобытного состояния человеческого рода.

Очень важным вопросом при исследовании первобытной эпохи является вопрос об уровне культуры и цивилизации в эту эпоху. Находились ли люди в то время в диком состоянии или у них были культура и цивилизация? Этот вопрос, конечно, должен быть решен не с материалистической точки зрения, признающей лишь материальные ценности и игнорирующей ценности духовные (религиозно-нравственные). С христианской точки зрения, признающей в человеке бессмертие души, высшими ценностями являются религиозно-нравственные запросы человеческого духа, т. е. духовные стороны культуры. Материальная культура, или так называемая цивилизация народа, заключается в обладании средствами, удовлетворяющими потребностям и нуждам земной жизни, а также делающими ее с внешней стороны приятной, легкой и удобной. Для этих целей, конечно, необходим известный круг теоретических научных и практических, технических и промышленных знаний.

Но кроме материалистической цивилизации, прогресс, который зависит от развития техники эксплуатации сил природы на пользу человека, есть еще духовная культура человечества, проявляющаяся в религиозной и нравственной жизни народа и приводящая к духовно-нравственному облагорожению человеческой личности.

Как материальная, так и духовная культуры имеют свои особые задачи и неразрывно связаны друг с другом. Так, где наблюдается в той или иной степени гармония их, идет нормальное развитие народа. Однако, как об этом свидетельствует история культуры, такая гармония наблюдается довольно редко; большей же частью в жизни народов преобладает то одно, то другое направление, т. е. то более материальное, то более духовное. Поэтому рядом с высоко развитой материальной культурой могут проявляться дикость и варварство в нравственном отношении.

После высказанного обратимся к рассмотрению жизни людей первобытной эпохи. Первые люди после падения должны были достигать удовлетворения своих житейских нужд путем сурового труда и борьбы со стихийными силами природы. Борьба за существование способствовала развитию материальной цивилизации. На основании Библии можно предположить, что у потомков Каина (каинитов), уже в седьмом поколении после Адама, материальная цивилизация достигла значительной высоты (употребление металлов); наоборот, у некаинитских племен (происшедших от Сифа) сначала более развивалась духовная культура. Чем более различные племена размножались и расселялись в разных концах земли, отделялись друг от друга, тем более они начинали отличаться в степени и характере своих культур.

Так называемая доисторическая эпоха человечества чрезвычайно мало поддается научному историческому исследованию. Интересно отметить, что как наука, так и Библия одинаково признают колыбелью человеческого рода Азию.

Далее наука считает, что первоначальным периодом в постепенном развитии человеческой цивилизации был так называемый «каменный век», когда орудия делались из камня. Это не противоречит Библии, которая, как было указано выше, упоминает об употреблении металлических орудий лишь в более позднем (приблизительно седьмом) поколении человеческого рода.

Некоторые ученые делают предположение, что библейский Тубалкаин (кузнец из Тубала) был родоначальником туранского племени, очень рано достигшего успеха в металлической технике.

На основании древних восточных, особенно египетских и ассиро-вавилонских культурных памятников, сохранившихся до настоящего времени, следует вообще заключить, что восточные народы, ближе стоявшие к колыбели человеческого рода, достигли успехов цивилизации гораздо раньше, чем переселившиеся на Запад западные народы, и что вообще на Востоке цивилизация началась гораздо раньше, чем на Западе.

Знание первобытных людей. Что такое душа у первобытных людей

что такое душа

Душа (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.Душа символизирует бессмертие, т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное переселение в другие тела. Прежде чем воплотиться, душа долго выбирает себе сосуд физического тела. В земную жизнь она попадает с целью совершенствования, чтобы победить свою чувственность и очиститься посредством воплощения или переселения.Душа, с одной стороны, является энергетическим центром, символом проявления скрытой в человеке реальности, а с другой — своеобразной энергией, которая способна преодолевать трудности на пути к наивысшему миру. Учение о душе лежит в основе всей системы религиозной морали, так как все нравственные нормы соотносятся со спасением души от греха.Вера в душу восходит к первобытным анимистическим толкованиям таких естественных явлений, как дыхание, сновидение, тень, смерть и т. д. Например, индейцы племени наскапи в Канаде представляли душу в виде небольшого пламени, вырывающегося изо рта. Древнеегипетская “Книга мертвых” в числе компонентов человеческого существа выделяет Ка — принцип духовного бессмертия, основу посмертной жизни, эфимерного двойника, сохранность которого была призвана обеспечивать практика бальзамирования целостной “телесной оболочки” усопшего.Постепенно миф о душе эволюционирует от представлений о ней как уменьшенной или утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то нематериальном, бесплотном и автономном. Например, у Гомера душа — “психея”, — улетая в Аид, отделяется от физического тела, т. е. мыслится как душа умершего человека. Жизнь тела и души происходит как бы в разных мирах. Так, в “Илиаде” во сне к Ахиллу является душа Патрокла и умоляет совершить погребальный обряд сжигания трупа, чтобы его душа нашла успокоение.В позднейших религиях представление о душе связывается уже с учением о даровании души Богом при рождении и отторжении ее от тела после смерти. Хотя в иудейской каббалистической традиции душа не сотворена: она выступает эманацией дерева Сефирот и имеет три начала. Первое — душа разумная, второе — чувствующая душа, третья — животная. По учению каббалистов все души эмалировали в один момент.В отличие от каббалистов, в иудаистской традиции душа может переселяться не вся, а только ее часть. Если после трех раз воплощения душа не совершенствуется, то в следующем круге воплощения она попадает в более низкие ипостаси. У древних иудеев существовал обряд ибум — обряд замужества вдовы с холостым братом умершего мужа, что давало возможность воплотиться душе покойного супруга.По христианскому же мировоззрению душа человека живет один раз. “Отдал Богу душу”, — соединился с Богом. Это символ положительной смерти. Противоположность такого исхода — тема мытарей, когда душа потерялась и не может соединиться с Богом. Мотив потерянной души зависит от типа смерти: например, души задушенных матерями младенцев являются потом в виде снов, а души утонувших детей появляются в образе морских уток.При этом структура души в различных религиозных системах понималась по-разному. Апостол Павел различал в человеке душу, оживляющую тело, и бессмертный дух, открытый воздействию Святого Духа, нисходящего через душу на еще живого или уже воскресшего человека. Душа, в отличие от духа, всегда находит новое отношение к пространству и времени. Схоластическая философия различает три уровня человеческой души: душа растительная, управляющая элементарными функциями — питание, воспроизводство; чувственная душа, оперирующая органами чувств; разумная душа, ответственная за интеллект и эмоции.Китайцы разделяли два вида души: 1) по, которой наделяется человек, и 2) хюн, детерминирующая личность. А в старинных суфийских трактатах выделяется четыре вида души: очищенная, всего лишенная, все осуждающая, вдохновенная и возвышенная. Каждый тип души имеет 10 атрибутов. Например, душа всего лишенная означает невежество, гнев, ненависть, злобу, гордыню, мстительность, зависть, скупость, лицемерие и способность говорить дурное об отсутствующем человеке. Тогда как атрибуты возвышенной души — знание, совершенное терпение, преданность Аллаху, покорность его велениям, справедливость, добрые дела, милосердие, всепрощение, довольство малым.Если языческая мудрость признавала наличие души не у всех женщин, а только у тех, кто был посвящен в мистерии, то в мире трубадуров анима имеет отношение только к тонкой чистой любви, которая персонифицируется в образе дамы. В растительном мире аналог воплощения анимы — тамариск, растение из семейства гребешковых. Гребешок из перьев носили на своих шлемах римские легионеры; гребешок стал и атрибутом рыцаря.Символика души — дыхания жизни, принципа невидимого бытия — близка символике воздуха, дыхания. Здесь соединяются мужской принцип, или анимус, — средоточие желаний и влечений — и женский, или анима, — принцип вдоха или выдоха воздуха. С точки зрения психологии Карла Густава Юнга, душа связана с подсознанием и с миром бессознательного и имеет четыре уровня: Мария Богоматерь; Беатриче — романтическое представление; София — мудрость, вечная женственность, близость к бессмертию и техническое умение; Ева — мать, женское естество. Это варьирование говорит о принципах либидо и его превращениях, которые происходят в мужчине во время сновидений и в реальных отношениях с женщинами. Проблема анимы как раз и состоит в том, чтобы удерживать в равновесии мужское и женское вещество души, что нашло отражение в символе андрогина.

Похожие статьи

Реферат: Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Читайте также:  Очки для зрения в китае алиэкспресс

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую »страну мёртвых». Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в »стране мёртвых» – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли — люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

Список литературы

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ — Word Press

1. Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

2. Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

3. Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

4. Молитвы и жертвы.

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом — люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

Источники:
  • http://otvet.mail.ru/question/17364630
  • http://wikiwhat.ru/%D0%94%D1%83%D1%88%D0%B0
  • http://womanadvice.ru/chto-takoe-dusha-cheloveka-v-pravoslavii-i-s-nauchnoy-tochki-zreniya
  • http://studfiles.net/preview/2496168/page:10/
  • http://pravoslavie.ru/2485.html
  • http://religionpeace.ru/pervobytnoe/chto-takoe-dusha-u-pervobytnyh-lyudej.html