Меню Рубрики

Что такое человек с юридической точки зрения

HELP Поиск Пользователи Группы Регистрация
Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход
Поиск по форуму:

Юридическое определение человека

На страницу 1, 2 След.

Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
4e/|oBek
Гость
Добавлено: 22:57, Вс 27 Фев, 2005 Заголовок сообщения: Юридическое определение человека
В законах написано, что они применимы к лицам, людям, гражданам. Но нигде не написано, что такое человек, лицо, гражданин, т.е. как отличить человека от не человека, лица от не лица, гражданина от не гражданина.
Вопросы такие.
1. Что мне мешает заявить, что я не человек и что ни один закон ко мне не относится?
2. Были ли случаи когда люди это заявляли?
3. Как в этом случае доказывали, что они всё таки люди?
Вернуться к началу
Серж1
магистр

Зарегистрирован: 10.06.2004
Сообщения: 1980

Добавлено: 23:22, Вс 27 Фев, 2005 Заголовок сообщения: Re: Юридическое определение человека
4e/|oBek писал(а):
В законах написано, что они применимы к лицам, людям, гражданам. Но нигде не написано, что такое человек, лицо, гражданин, т.е. как отличить человека от не человека, лица от не лица, гражданина от не гражданина.
Вопросы такие.
1. Что мне мешает заявить, что я не человек и что ни один закон ко мне не относится?
2. Были ли случаи когда люди это заявляли?
3. Как в этом случае доказывали, что они всё таки люди?

Есть такое понятие «действие закона по кругу лиц», т.е. например, конкретный закон применятся не ко всем гражданан к конкретным категориям. Кроме того в законе может подразумеваться под понятием «граждане» именно резиденты данного государства. Под «лицами» в юриспруденции понимаются физические (граждане) или юридические (организации). Каждый из этих терминов обладает своим правовым толкованием и т.д. Ну это в двух словах, что касается юриспруденции. Возможно что-то упустил.

А с остальными вопросами надо обращаться к психиатру, как мне кажется.

Вернуться к началу
Серж1
магистр

Зарегистрирован: 10.06.2004
Сообщения: 1980

Добавлено: 23:30, Вс 27 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Да забыл, если вы по всем признакам подходите под определение гомо сапиенс, то это обстоятельство является общеизвестным и по общим правилам Вам доказывать его не нужно. Кажется ст. 61 ГПК, могу ошибаться. А вот если ставится под сомнение Ваша дееспособность это отдельная история.
Вернуться к началу
Гость
Добавлено: 1:10, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения: Re: Юридическое определение человека
[quote=»Серж1″]
4e/|oBek писал(а):
Есть такое понятие «действие закона по кругу лиц»
А с остальными вопросами надо обращаться к психиатру, как мне кажется.

Ни в одном законе нет определения физического лица.
Про то, что такое гомо сапиенс и то, что физическое лицо это гомо сапиенс ничего ни в одном законе не написано. Также ни в одном законе не описаны указанные Вами общеизвестные признаки гомо сапиенс. .

Т.е. если я заявлю, что я не являюсь физическим лицом, то буду совершенно прав. А раз я не являюсь физическим лицом, то ни один закон отношения ко мне не имеет.

А психиатру здесь делать нечего, т.к. ни в одном законе не написано, что психиатр или какой либо другой врач может доказать, что я являюсь физическим лицом, если я это отрицаю.

Вернуться к началу
4e/|oBek
Гость
Добавлено: 1:22, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Серж1 писал(а):
Да забыл, если вы по всем признакам подходите под определение гомо сапиенс, то это обстоятельство является общеизвестным и по общим правилам Вам доказывать его не нужно.

Статья 61. Основания для освобождения от доказывания

1. Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Вы имеете в виду, что суд признает общеизвестным то, что я являюсь физическим лицом? А на каком основании?

Насчёт гомо сапиенс. То, что физическое лицо это гомо сапиенс не написано нигде. И как отличать гомо сапиенс от не гомо сапиенс тоже не написано нигде.

Вернуться к началу
A.Clavdius
Гость
Добавлено: 11:58, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Когда мне было 5 лет, мы прогуливались с дедушкой по улице. Вдруг я увидел надпись на табличке: «Запрещается ходить по газонам. Штраф —- руб.» Я спросил: «Дед, а что если я скажу, что не знал закона?» «Незнание закона не освобождает от ответственности», — был мне ответ. «Как же так?!» — возмутился я. Ведь это нечестно!

Ваши рассуждения, Человек, из той же сферы, сферы детского сознания. Уверен, со временем это пройдет. Если не пройдет, то я согласен с Серж1 о необходимости обратиться к психиатру.
Налицо конфликт вашего мировоззрения и иной реальности.

Если захочется возразить с точки зрения логики, сказать, что никто вам ничего не доказал то примите к сведению, что правовые нормы нельзя доказать. Если рассматривать право с позиций только формальной логики, то окажется, что оно ни на чем не основано. В нем есть только недоказанные аксиомы, с которыми могут быть несогласны многие.

Вернуться к началу
4e/|oBek
*

Зарегистрирован: 28.02.2005
Сообщения: 13

Добавлено: 12:27, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Пусть даже человек является очевидным понятием, с чем я в принципе не согласен. Но все законы говорят не о людях, а о лицах . И нигде не сказано, что лицо это человек. Так что я могу сказать так: да, я человек, но я не лицо .

Если бы я составлял законы, то сделал бы так:
1) Написал определение человека и каким образом доказывать, что данное существо является человеком.
2) Написал что лицо есть человек.
Всё остальное можно оставить без изменения.

Если это бы было написано в законах, то этой темы бы не возникло.

Вернуться к началу
Бездельник
центурион

Зарегистрирован: 30.06.2004
Сообщения: 147
Откуда: Москва

Добавлено: 12:41, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
О-о-о, как все запущено!
Вопрос, скорее, к философам.
_________________
Из овощей я больше всего люблю пельмени.
Вернуться к началу
Калибердин
магистр

Зарегистрирован: 12.11.2004
Сообщения: 2921
Откуда: Москва

Добавлено: 13:15, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Я знаю случай, когда один человек, не просто человек, а советский человек, комунист и т.д. в знак протеста против развала СССР вышел из гражданства РФ. Это не запрещено законом и ему это удалось, пусть и с некоторым трудом. Он стал лицом без гражданства, но ничего хорошего ему это не принесло — пенсию перестали платить и т.д.

Если Вы все-таки добьетесь своего, откажетесь от принадлежности к людям-человекам и Вас по суду признают не человеком, а может Вы действительно инопланетянин или клон, я допускаю такое, пусть теоретически. Вы станете приравнены в правах к кошкам-собакам и другим животным и ничего хорошего это Вам не принесет. Например, после этого Вас могут использовать в качестве бесплатной рабочей силы (лошадь) безнаказанно убить ради мяса/костей (корова) или забрать органы для трансплантации (свинья). А может быть и в зоопарк отправят, как неизвестный науке вид.

Но сначала конечно же Вас поместят в психушку и будут пытаться лечить. У нас гуманное государство.

Последний раз редактировалось: Калибердин (13:55, Пн 28 Фев, 2005), всего редактировалось 1 раз

Вернуться к началу
4e/|oBek
*

Зарегистрирован: 28.02.2005
Сообщения: 13

Добавлено: 13:24, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
С логикой в законах много проблем. Пусть даже всем понятно, что такое человек, и я не отрицаю, что я человек. Но законы говорят о лицах, а не о людях, и нигде не сказано, что лицо есть человек. Поэтому я могу сказать, что я не лицо.

Т.е. конституция, уголовный кодекс, и.т.д. гарантируют защиту моих прав и свобод как человека, но более ни один закон ко мне не применим, т.к. я не лицо, и никто мне не докажет, что я лицо.

С гражданином то же самое. Нигде не определено, что такое гражданин. Поэтому я говорю, что я не гражданин, и те законы, которые говорят о гражданах ко мне тоже не применимы.

Вернуться к началу
4e/|oBek
*

Зарегистрирован: 28.02.2005
Сообщения: 13

Добавлено: 13:29, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Калибердин писал(а):
Я знаю случай, когда один человек, не просто человек, а советский человек, комунист и т.д. в знак протеста против развала СССР вышел из гражданства РФ. Это не запрещено законом и ему это удалось, пусть и с некоторым трудом. Он стал лицом без гражданства, но ничего хорошего ему это не принесло — пенсию перестали платить и т.д.

Если Вы все-таки добьетесь своего, откажетесь от принадлежности к людям-человекам и Вас по суду признают не человеком, а может Вы действительно инопланетянин или клон, я допускаю такое, пусть теоретически. Вы станете приравнены в правах к кошкам-собакам и другим животным и ничего хорошего это Вам не принесет. Например, после этого Вас могут использовать в качестве бесплатной рабочей силы (лошадь) безнаказанно убить ради мяса/костей (корова) или забрать органы для трансплантации (свинья). А может быть и в зоопарк отправят, как неизвестный науке вид.

Но сначала конечно же Вас поместят в психушку и будут пытаться лечить. У нас гуманное государство.

Я несколько ошибся с названием темы, и создал ещё одну с более точным названием. Я не отказываюсь от того, что я человек , но я могу отказаться от того, что я лицо и от того, что я гражданин , т.к. понятия лицо и гражданин нигде не определены.
В результате я не буду животным, а буду человеком, к которому нельзя применить большинство законов .

Вернуться к началу
Гость
Добавлено: 14:15, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
LOL:)

Гражданин — лицо имеющее устойчивую правовую связь с каким-либо государством выражающееся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Применительно к РФ, смотри закон о гражданстве РФ)

Насчет понятия лица, то на примере статьи 17 Конституции

. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Юридическое определение сущности человека

Старовойтова О.Э., доктор юридических наук, профессор.

В юридической доктрине и практике неоднократно вставал вопрос об определении человека и человеческого существа. Особенно остро необходимость в таком определении обнаруживалась при законодательном регулировании и применении действующего законодательства об искусственном аборте, донорстве органов и тканей, обращении с душевнобольными и людьми, находящимися в состоянии комы. В данных пограничных состояниях трудно определить, имеем ли мы дело с уже или еще живым человеческим существом или только с агрегатом клеток, тканей и органов. Разработка техники клонирования обострила проблему юридического определения человека.

Отсутствие четких терминов «человек» или «человеческое существо» не позволит сформулировать понятие «клонирование человека». В литературе по биоэтике отмечается, что именно в этом заключается главный урок дискуссии о допустимости этой технологии . Важно установить: является ли человеческий эмбрион человеком (то есть будет ли клонирование человеческого эмбриона считаться клонированием человека); будет ли являться клонированное человеческое существо человеком (то есть будет ли такое существо признано субъектом права); будет ли являться клонированное существо без головного мозга (аницефал) человеком (то есть можно ли будет использовать такое существо в качестве источника органов для трансплантации); будет ли являться химера, созданная, например, посредством имплантации клеточного ядра человека в ооцит животного или выношенная суррогатной матерью — животным, человеком (субъектом права). Еще одним основанием для незамедлительного юридического решения указанной проблемы является неясность категории «человеческое достоинство».

См.: Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

В большинстве конвенций, деклараций и других международно-правовых документов упоминание о достоинстве человеческой личности встречается при обосновании естественности и неотчуждаемости основных прав человека. В связи с этим решение вопроса о противоречии человеческому достоинству какого-либо явления возможно только после уяснения смысла самой этой категории. В свою очередь, это требует четкого определения термина «человек». Следует отметить, что тема юридической концепции сущности человека отчасти затрагивалась в работах Н.В. Витрука, В.А. Карташкина, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Р.А. Мюллерсон, В.С. Нерсесянца, Б.Н. Топорнина, В.М. Чхиквадзе и некоторых других юристов и философов . Указанными авторами были заложены положения, которые послужили отправной точкой для настоящего исследования. Важное значение в целях настоящего исследования имеет идея общечеловеческого измерения. До настоящего момента проблема определения сущности и назначения человека в основном остается в сфере внимания философии, богословия и медицины. В юридической доктрине человек, как правило, рассматривается лишь как некий носитель прав и обязанностей. По выражению П. Деларова, «понятие личности обрисовывается понятием суммы принадлежащих ей частных субъективных прав, притом приобретенных и не приобретенных (в техническом смысле слова), действующих и возможных» .

Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979; Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. N 5; Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.Л. Лукашевой. М., 1989; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991; Топорнин Б.Н. Декларация прав человека: новые подходы // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990; Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978.
Деларов П. Очерки по энциклопедии права. Т. 1. Очерк 1. О праве в ряду других сфер умственной жизни человека. СПб., 1878. С. 1.

Если обратиться к современному российскому законодательству, можно сделать следующие выводы об общегосударственном понимании человека. Согласно Гражданскому кодексу (ст. 1, глава 3 и т.д.) человек — это физическое существо, то есть природное (от греческого physis — природа), материальное, органическое живое тело, имеющее начало — рождение и конец — смерть. Об этом также говорят положения Уголовного кодекса РФ, например статьи об убийстве (ст. 105 — 110), причинении телесных повреждений (ст. 111, 112) и т.п. Положения Конституции РФ (ст. 22, 23, 29), ГК РФ (ст. 1, 9), УК РФ (глава 17 и др.) свидетельствуют, что человек мыслится свободным, автономным существом, независимо определяющим свои желания и поступки. Из содержания ст. 19 Конституции РФ, ст. 17 ГК РФ, ст. 4 УК РФ вытекает понимание равенства любого человека с другими людьми. Психическая и физическая возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими и вследствие этого необходимость нести ответственность отражены в ст. 52 Конституции РФ, ст. 11, 12, 24 ГК РФ, ст. 19 УК РФ. Признается, что человек — развивающаяся система, не обладающая всегда и одновременно всеми качествами. Поэтому в Гражданском, Уголовном кодексах РФ предусматривается меньшая ответственность или полное ее отсутствие за детьми различного возраста, душевнобольными, ограничение некоторых их прав. В законодательстве также отражена точка зрения, в соответствии с которой человек — нравственное существо и поэтому вред, причиненный человеку и обществу, может быть не только физическим, денежным, но и моральным. Об этом свидетельствуют ст. 21, 23, 51 Конституции РФ, глава 8 ГК РФ, ст. 128, 129, 130 УК РФ. Человек мыслится существом, для которого характерным и естественным является наличие семьи. Об этом упоминается в Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, Семейном кодексе РФ.

Отметим, что в российском законодательстве прослеживается отсутствие единого подхода к пониманию человека. Это, в частности, обнаруживается в установлении противоречащих друг другу прав человека, а также в несоответствии законодательства реальной жизненной практике. При этом одним из последствий данной ситуации является правовой нигилизм граждан. Другое последствие — это навязывание и культивирование со стороны позитивного права определенных (часто противоестественных) взглядов на традиционные ценности. Типичным примером в данном случае может послужить ситуация, связанная с суррогатным материнством и абортом. С одной стороны, общественная мораль и сознание исходят из высокой ценности материнства, важности нравственного восприятия как самой матерью, так и всеми окружающими актов вынашивания и рождения ребенка. Научные данные физиологии и психологии свидетельствуют об огромной физической, эмоциональной и духовной связи матери и ребенка. Конституция РФ (ст. 38) подчеркивает, что материнство и детство защищаются государством. С другой стороны, существующее в российском законодательстве установление возможности вынашивания и рождения ребенка не с целью материнства, законодательное разрешение прерывания беременности практически на любых сроках беременности, признание экстракорпорального оплодотворения ведут к нивелированию ценности этих явлений. Происходит биологизация и инструментализация понимания человека и основополагающего института человечества — материнства. В отечественном законодательстве содержится много других примеров противоречия правового регулирования. Причина данных проблем, по нашему мнению, кроется в отсутствии четкой, единой концепции сущности человека, которая должна быть фундаментом правовой системы общества.

Поиск адекватной современной жизни юридической концепции человека (или принципов отграничения его от других существ) обязывает обратиться к двум источникам знаний о человеке:

  1. Собственное представление людей о самих себе как о носителях определенных социальных свойств и характеристик. Эти представления основываются на данных психологии, социологии и других гуманитарных наук и получают обобщение в философских выводах. Объем понятия «человек» напрямую связан с историей своего происхождения. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорит о том, что первоначально термин «человек» был лишен того внутреннего содержания, какое в него вкладывается теперь . Человеком у первобытных племен называется только соплеменник. В переводе с некоторых языков термин «человек» буквально означает «из моей деревни», «из этой земли», «здешний». О людях вне замкнутого круга племени, общины или вовсе не существует представления о человеке, или при столкновении с чужаками люди классифицируются в особый вид чертей, дьяволов и т.д. В соответствии с Большой советской энциклопедией «человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного» .

Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1890. С. 486 — 487.
Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 29. С. 137.

  1. Медицинская наука, которая занимается изучением биологической составляющей — человеческого тела. Именно эти знания в конечном счете воплощаются в нормативно-правовых актах и определяют, что человек может и должен. Большое значение для медицины имеет категория нормы. «Норма — это гармоническая совокупность таких вариантов строения и соотношения таких структурных данных организма, которые характерны для человека как вида и обеспечивают полноценное выполнение биологических и социальных функций» . Таким образом, на основании выделенных медицинских признаков всегда можно отличить человека от другого существа. В то же время практика показывает, что, даже имея четкие биологические критерии, люди неоднозначно отвечают на вопрос «Человек ли это?». Например, умственно неполноценных людей, несмотря на аномалии развития организма, в любом случае признают людьми. Юридически за ними признается человеческое достоинство и право на защиту хоть и ограниченных, но все-таки принадлежащих им человеческих прав. Это также касается и людей с врожденными аномалиями в развитии тела (например, без рук, других частей тела, без каких-либо органов, при условии жизнеспособности такого человека, сиамских близнецов и т.д.).

Анатомия человека / Под ред. М.Г. Привеса. М.: Медицина, 1985. С. 35.

Однако при рождении ребенка без головы, мозга или других жизненно важных органов — сердца, легких и т.д. — определение его статуса крайне затруднительно. Несмотря на свою нежизнеспособность, он может прожить несколько часов или минут (иногда дней). В юридическом отношении эта ситуация вызывает затруднения: как относиться к такому ребенку в указанный период: как к человеку с аномалиями или уже как к нечеловеку (совокупности органических тканей)? Из практики акушеров известно, что обычно таких детей усыпляют медикаментами до наступления их естественной гибели либо оставляют без ухода, и те погибают от переохлаждения или от других причин . Очевидно, в одном из указанных случаев мы имеем дело с эвтаназией, во втором — с убийством (неоказание помощи больному). Однако формально и об эвтаназии, и об убийстве можно говорить лишь тогда, когда объектом врачебного вмешательства является существо, признаваемое с юридической точки зрения человеком.

Шервин У. Международная ситуация в области защиты жизни // Право на жизнь. М.: МНПП «ЭСИ», 1994. С. 8; Уилки Дж., Уилки Б. Аборт. Вопросы и ответы. М.: МНПП «ЭСИ», 1994. С. 43.

Таким образом, вопрос об определении человека впервые и постоянно возникает при рождении человеческого существа, поскольку именно рождение является единственным способом появления человека на свет. При этом для определения правового статуса человека фактор определения начала жизни является наиболее важным. Именно в этот момент появление человека отражается в правовой действительности. Рождение человека в юриспруденции получило значение юридического факта. В различные времена данное явление (с точки зрения его социального значения — обретения прав) понималось по-разному как законодателями, так и врачами и философами. Медицина признает внутриутробный период частью жизни человека. Общепризнанно также, что индивидуальное развитие начинается с момента оплодотворения яйцеклетки : медицинские данные четко отражают реальное начало бытия человека — момент оплодотворения, с которого начинает развиваться человеческий организм. Именно здесь проходит четкая граница между бытием и небытием. По общепринятым представлениям эмбриологов, уже самая первая клетка человеческого зародыша — зигота является неповторимой и содержит всю информацию о человеке: его пол, рост, цвет волос, черты лица, структуру белков, группу крови, способности . Важно отметить, что такой, казалось бы, однозначный факт, как медицинское определение начала жизни человека, по-разному преломляется в законодательствах различных государств и эпох. Данная проблема на протяжении долгого времени вызывает серьезные дискуссии в среде юристов. Это во многом обусловливает сложность правового регулирования таких вопросов, как эвтаназия, аборт, искусственное оплодотворение, трансплантация, генетические вмешательства, и в частности клонирование человека.

Понятие человека в классической правовой традиции

Страницы в журнале: 20-24

Е.А. Козлачкова,

аспирант кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, Москва katyatkd@gmail.com

Рассматривается понятие человека с точки зрения философии и социологии и отражение его в классической правовой традиции, под которой понимается западная правовая традиция. Автор анализирует нормативно закрепленные признаки понятия «человек», сравнивает понятия «личность», «человек», «гражданин», «физическое лицо».

Ключевые слова: человек, права человека, личность, правовой статус личности, гражданин, физическое лицо, субъект права.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что современная цивилизация в основных своих особенностях определяется западной культурной традицией. Это в равной мере относится и к западной правовой традиции.

В связи с таким пониманием западной правовой традиции Г.Дж. Берман, например, пишет: «Итак, Запад определяется не по компасу. “Запад”, скорее, — культурный термин, но с очень значимым диахроническим измерением» [3, с. 20]. Базовыми категориями права как непрерывной традиции в данных границах являются: справедливость, мораль, свобода, автономность личности, равенство, братство. На это, например, указывает А.И. Ковлер [5, с. 274—275]. Именно в русле такой традиции сформировалось то представление о человеке, которое отразилось в праве в качестве понятия «физическое лицо» и которое на сегодняшний день может считаться универсальным. Стремительные изменения в праве, касающиеся правового статуса личности, начались во второй половине XX века, когда открытия генетики, биологии и медицины начали активно осваиваться правовой наукой и практикой, в связи с чем появилось большое количество новых общественных отношений, как регулируемых, так и не регулируемых правом. Этим временным рубежом и следует отделить классическую правовую традицию. Поэтому в данной статье смысл термина «классическая правовая традиция», применительно к понятию «физическое лицо», выражает период развития права с античности и до середины XX века.

Рассуждая о природе и сущности человека, философия и социология предпринимают попытки нахождения специфических критериев, которые были бы присущи только человеку. Как правило, к таким принципиально значимым качествам человека относят разумность, искусство общественного труда, использование сложных форм социальной жизни, создание мира культуры. Подобных критериев может быть великое множество, однако все они являются следствием различия взглядов философских течений в понимании человека. Поскольку для правовой системы важным является нормативное единообразие, то в настоящей работе следует сосредоточиться на выяснении сущностных, наиболее значимых черт, свойственных человеку.

Традиционно концепции происхождения и развития человека, которые внимательно изучаются социологией, выделяют при его определении следующие базовые начала: биологическое (особое строение тела, отличное от животного); социальное, являющееся определяющим для человека; нравственное, т.е. возможность судить о добре и зле в социальной жизни. В целом же философия и социология дают такие основные признаки понятия «человек» [4, 5, 10]:

1) биологическая основа существования;

2) разумность как способность к мышлению;

3) нравственность как способность различения добра и зла;

4) коммуникабельность как способность вступать в различные виды отношений с окружающим миром и людьми;

5) личностность как самосознание себя в качестве отдельной от мира и от других людей ценности;

6) социальность как осознание себя самого в виде члена более высокого единства, которое имеет название общество или человечество в целом.

Представляется, что все остальные признаки могут быть или сведены к данным шести, или выведены из них в разных модификациях. Это, например, касается и таких негативных определений человека, как ничтожность, двойственность, нереализованность, эволюционный тупик, отчужденность от самого себя и т.д., которые являются производными от качеств личностности и нравственности.

Далее следует оценить, каким образом базовые признаки понимания человека в классической традиции антропологии нашли свое отражение в праве.

Законодатель стремится закрепить основные признаки физического лица (человека) нормативным образом. Общенаучное представление о человеке интегрируется в право прежде всего через понятие «права человека». Что же подразумевается под этим термином? Относительно закрепления естественных прав человека в нормативных правовых актах возникает закономерный вопрос: если современное право признает только те права, которые закреплены нормативно, то как же быть с естественными правами человека, являющимися в силу природы якобы неотчуждаемыми и присущими индивиду от рождения, независимо от признания государством? На этот вопрос, как нам представляется, исчерпывающий ответ дает А.Г. Бережнов в своей монографии, посвященной правам личности: «…государство и соответствующие социальные силы в своей деятельности (в том числе и в области правотворчества), сознают они это или нет, считаются с тем фактом, что в социальной действительности существует в той или иной степени проявляющая себя тенденция к расхождению, к противоречию между действительным, объективным ходом вещей (“сущим”) и их интересами, выраженными в соответствующих представлениях (“должным”)…» [2, с. 80]. Таким образом, роль нормативного регулирования в закреплении естественных прав человека заключается в корректировке и гарантии данной совокупности прав человека.

Общим выводом относительно правового оформления понятия «человек» будет являться утверждение, что в доктрине естественных прав (реализованной в нашем государстве) сливаются два философских признака человека: биологичность, т.е. привязка к конкретному биологическому телу (поскольку речь идет о принадлежности прав с рождения), и личностность, т.е. способность осознавать себя в качестве отдельной от других людей ценности и в силу этого требовать от других людей и общества признания этой ценности.

Логичным представляется сравнить понятия «личность» и «человек».

Как справедливо отметил А.Г. Бережнов, понятия «личность» и «человек» отличаются друг от друга лишь как научные абстракции, и проводимая между ними грань условна, поскольку характеризует с разных сторон единый объект — человеческую личность, человека.

Итак, можно сделать определенный вывод о том, что понятие «личность» в праве является понятием с максимально абстрактным содержанием, аналогом содержания которого является понятие «человек» в философии.

Следовательно, как понятие «человек» интегрируется в право через понятие «права человека», так и понятие «личность» входит в правовую систему через более конкретные понятия, прежде всего — «правовой статус личности».

Распространенным в науке является понимание правового статуса личности как системы прав и обязанностей, законодательно закрепленной государством в Конституции и иных нормативных правовых актах [8, с. 97].

Правовой статус личности различается в зависимости от того, является ли лицо гражданином, иностранцем либо лицом без гражданства.

Т.Ф. Раджабова, размышляя о правовом статусе личности, отмечает, что «…в то же время недопустимо отождествлять права человека и гражданина, как это делалось ранее. Права гражданина предоставляются человеку государством как своему подданному, тогда как права человека необязательно связаны с гражданством» [8, с. 98].

Такой же точки зрения придерживается и ряд других авторов. Так, М.В. Баглай высказывается по данному вопросу следующим образом: «Эти две категории прав (права человека и права гражданина) обычно упоминаются в одной “связке”, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» [1, с. 183—184].

Таким образом, если сущностной разницы между понятиями «человек» и «личность» наукой не усматривается, то понятие «гражданин» представляется более обособленным и самостоятельным. Понятия «человек» и «личность» являются наиболее абстрактными, и свое конкретное наполнение они приобретают через иные определения: первое — через «права человека», а второе — через «правовой статус личности». Но оба они имеют одинаковое содержание, которое в общем случае раскрывается через совокупность естественных прав человека и тех свобод, которые признаются государством. Понятие «гражданин» является менее абстрактным и выражает одно из состояний личности по критерию политико-правовой связи с государством.

Далее имеет смысл сравнить понятия «гражданин» и «физическое лицо» и выявить их признаки. Термин «гражданин» был знаком праву с глубокой древности. Так, например, в римском праве социальный строй состоял из следующих категорий свободных людей: римские граждане, латинские граждане, чужестранцы [9, с. 123—125]. Гражданское законодательство РФ для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет понятие «гражданин» — лицо, состоящее в определенной связи с государством, придавая данному понятию юридическое значение. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ) использует формулировку «граждане», а в скобках — «физические лица». При употреблении понятия «граждане» имеются в виду люди, состоящие в гражданстве РФ, но, учитывая, что на территории страны находятся также иностранцы и лица без гражданства, закон вводит дополнительное разграничение [11, с. 80—81].

Таким образом, в российском праве понятие «гражданин» может употребляться в двух смыслах: во-первых, в целом в гражданском праве как полный аналог понятия «физическое лицо», а, во-вторых, в определенных отношениях гражданского права как физическое лицо, обладающее гражданством РФ. В публичных правоотношениях понятие «гражданин» употребляется только как физическое лицо, имеющее гражданство РФ.

В целях нашего исследования, чтобы избежать терминологической путаницы, далее будет использоваться термин «физическое лицо» в максимально широком понимании, т.е. как родовое по отношению к понятию «гражданин».

Физическое лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение. К таким признакам и свойствам следует отнести: правоспособность, дееспособность, имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол [11, с. 81]. Данные признаки исчерпывающе раскрываются в гражданском законодательстве. Так, согласно ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Правоспособность как юридическое свойство субъектов является равной для всех в современном цивилизованном обществе. Это качество человека, которое дает ему возможность стать «человеком юридическим», т.е. посредством правоспособности он как биологическое существо оказывается способным стать человеком социальным, интегрироваться в общество. Дееспособностью согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ является способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Именно в понятии дееспособности личность перестает являться сугубо абстрактным философским понятием, но обретает содержательные признаки: память, волю, интеллект. Так, именно эти признаки, говоря о трехсоставной конструкции человеческой личности, в качестве ключевых обозначает Августин («…первую ипостась троичности Августин понимает как память, вторую — как интеллект, а третью, которая для него есть объединение и взаимодействие первых двух лиц, — именно как волю…» [7, с. 82—88]), который, по мнению А.Ф. Лосева, был первым, кто начал использовать новый термин «личность». Это троичное деление понятия личности осталось в истории культуры базовым практически во всех гуманитарных науках, что легко прослеживается и на примере права.

Следующим идентифицирующим признаком человека, закрепленным законодательно, является имя. Так, ст. 19 ГК РФ устанавливает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Необходимо отметить, что возраст также является одним из признаков человека, ведь от него зависит объем дееспособности. Так, ГК РФ устанавливает, что дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Семейное положение — тоже правовая характеристика человека. Так, законодательно устанавливается, что в случае, когда закон допускает вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший данного возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Это означает, что возраст гражданина не всегда будет являться критерием для определения объема его дееспособности, как и в случае с эмансипацией, когда несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Говоря о признаках человека, необходимо отметить такой признак, как пол. С точки зрения традиционного научного подхода, естественным является деление людей биологически на женский и мужской пол, что определяется природой при рождении ребенка.

Половое различение, которое фиксируется в праве, следует общефилософскому признаку человека — иметь биологическую основу существования.

Гражданство. Говоря о статусе физического лица, нельзя не отметить проблему различного правового положения иностранцев (апатридов, бипатридов) и граждан страны. Так, статус гражданина обладает для личности ценностью, создающей ей юридические возможности беспрепятственно, по сравнению с иными категориями физических лиц, заниматься экономической, политической, правовой и иной деятельностью, находясь при этом под защитой органов власти [6, с. 33—35].

Ранее нами было подробно рассмотрено содержание понятий «человек», «личность», «гражданин», «физическое лицо», изучение которых привело к мысли о том, что многообразие терминов выражает триединое содержание человека — биопсихосоциальное. Это философское единство понятия человека, состоящего из слияния биологического, личностного и социального начал, наиболее полно соответствует в праве термину «физическое лицо (гражданин)».

Выводом о соотношении вышеприведенных понятий будет следующее суждение. Понятие «человек» является наиболее общим и абстрактным по отношению ко всем остальным терминам. Понятие «личность» также является понятием с максимально абстрактным содержанием и в праве имеет то же содержание, что и понятие «человек» в философии. Понятие «физическое лицо» представляется более обособленным и самостоятельным, и в зависимости от той отрасли права, где оно используется (публичной или частной), будет являться либо родовым по отношению к понятию «гражданин» (публичных отраслях права) либо будет приравниваться к нему (в частных отраслях права). Сам термин «гражданин» является наименее абстрактным из всех приведенных понятий и введен в правовую науку для отображения политико-правовой связи физического лица с государством в публично-правовых отношениях. Понятие «физическое лицо» — вариация понятия «человек» применительно к особой сфере социальной жизни, связанной, прежде всего, с имущественными и примыкающими к ним отношениями.

Таким образом, можно попытаться дать определение человека (физического лица), выраженное в традиционном праве. Человек (физическое лицо) представляет собой субъекта права, который характеризуется единством биологического тела, рожденного естественным путем от сожительства мужчины и женщины (биологический аспект), способностью осознавать себя в качестве отдельного субъекта общественных отношений (психический аспект) и возможностью реализовывать права и обязанности, установленные в обществе (социальный аспект).

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М.: Изд-во МГУ, 1991.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: учеб. — М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Ковлер А.И. Антропология права: учеб. для вузов. — М.: НОРМА, 2002.

6. Костина Н.И. Физические лица как индивидуальные субъекты правоотношений // Юридический вестник РГЭУ. 2006. № 2. С. 33—35.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития: в 2-х книгах. Кн. 1. — М.: Искусство, 1992.

8. Раджабова Т.Ф. Личность: понятие и правовой статус // Евразийский юридический журнал. 2009. № 10(17). С. 97—102.

9. Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: учебник / под ред. Д.В. Дождева — М.: БЕК, 2002.

10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991.

11. Шакалова В.Г. Правосубъектность физических лиц как особое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3(43). С. 80—84.

5.1. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий

«Человек», «личность», «гражданин» — понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

«Гражданин» — понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без

гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

Скажите а что означает с юридической точки зрения Одинокий человек и одиноко

проживающий человек Может ли считаться человек одиноким К примеру сын проживает с родителями но своей семьи не имеет какой его статус юридический Спасибо.

6 ответов на вопрос от юристов 9111.ru

Одинокий человек — не имеющий близких родственников (родителей, детей, братьев-сестер, супруга).

Статус сына-в вашем случае член семьи своих родителей.

с юридической точки зрения Одинокий человек и одиноко проживающий человек Может ли считаться человек одиноким

Евгений, не может сын считаться одиноким у него есть его родители. одинокий у которого нет ни родителей ни близких людей.

Одиноко проживающий — то когда человек зарегистрирован и проживает один. Одинокий — без близких в принципе (но, возможно кто-то посторонний с ним живет рядом).

Не является сын ни одиноким ни одиноко проживающим. Его статус — член семьи.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ПОНЯТИЕ ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК

ЕСТЬ ПОНЯТИЕ ОДИНОКАЯ МАТЬ

2.1. Одинокая мать

Трудовой кодекс РФ не раскрывает понятия «одинокая мать». Однако в иных нормативно-правовых актах дается определение этого понятия.

Одинокой может быть признана мать ребенка при наличии двух обстоятельств:

— она не состоит в браке или ее брак расторгнут (например, в связи с признанием супруга безвестно отсутствующим, вследствие его смерти и др.);

— отцовство ребенка не установлено (графа «Отец» в свидетельстве о рождении не заполнена или имеется справка по форме N 25 (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274) или иной документ о внесении сведений об отце со слов матери).

Данный вывод следует из п. 8 Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям (утв. Постановлением Совмина СССР от 12.08.1970 N 659), п. 3 ст. 17 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ, п. 1.1.3 Постановления Правительства Москвы от 06.04.2004 N 199-ПП.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) дано разъяснение о том, какие женщины могут быть отнесены к числу одиноких матерей, а также о том, с какими лицами, воспитывающими детей без матери, в силу ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается.

В письме от 22.10.2009 N 03-04-05-01/757 Минфин России указал, что понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка, например по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим или объявления его умершим. При этом в письме от 19.04.2011 N 03-04-05/5-272 Минфин России отметил, что нахождение родителей в разводе или лишение одного из них родительских прав не означает отсутствия у ребенка второго родителя, т.е. что у ребенка имеется единственный родитель.

Источники:
  • http://wiselawyer.ru/poleznoe/30562-yuridicheskoe-opredelenie-sushhnosti-cheloveka
  • http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8
  • http://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/chelovek-lichnost-grajdanin-sootnoshenie-41109.html
  • http://www.9111.ru/questions/3417635/