Меню Рубрики

Что такое человек с точки зрения ницше

Другим известным представителем философии жизни был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Его идеи, с одной стороны, очень сходны с воззрениями Шопенгауэра. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Мироздание – это не гармония, как считал Гегель, а хаос, в котором нет ничего устойчивого, определенного и истинного. В этом хаосе не на что ориентироваться и не на что опереться, в нем отсутствуют какие-либо нормы, правила или законы. А это значит, что жить и действовать в нем можно как угодно. Никто ничем не связан и не ограничен, никто никому ничего не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать все, что ему заблагорассудится. Если нет ничего истинного и все можно, значит, все дозволено, говорит Ницше. Поскольку везде и во всем находится не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Ницше называет ее волей к власти. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле – как желание командовать или властвовать, а в широком – как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра. Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) – это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее воля к власти, тем полноценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она собой что-либо представляет. Жизнь, полная приключений и опасностей, борьбы и напряжения, азарта и риска, отваги и мужества, ярости и агрессии, страданий и стойкости, закаляет человека, увеличивает его волю, делает его сильным и независимым, гордым и самодостаточным. Он никого не будет ни о чем просить, никого не станет бояться, но превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает все, что захочет, возьмет у жизни все, что ему потребуется. Конечно же, ни угрызений совести, ни раскаяний он не сможет испытать. Чувства вины и сострадания ему чужды. Он не понимает, что такое добро и зло, что можно и нельзя. Он считает, что можно все, на что человек способен. Он полагает хорошим то, что укрепляет волю к власти и вытекает из силы, он видит пороком все, что следует из слабости.

Для такого человека добро и зло – это пустые выдумки, которые сочинили слабые, чтобы сдержать произвол и агрессию сильных. Надо, говорит Ницше, встать по ту сторону добра и зла, то есть пересмотреть и переоценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть только одно правило или закон – сила: если ты силен – делай все, что хочешь, а если слаб – уйди с дороги и уступи жизненное пространство сильному.

Нынешний человек, с точки зрения Ницше, слаб, малодушен, никчемен. Он ничего не может и ни на что не способен. Пытаясь замаскировать свое ничтожество, он говорит о сострадании, справедливости, равенстве людей и тому подобных вещах. Идеал Фридриха Ницше – сверхчеловек или, как он говорит, «белокурая бестия», который дерзко и независимо идет по жизни, сокрушая все общепринятые установления, вековые привычки, взгляды и идеалы. Конечно же, никакого Бога, с точки зрения сверхчеловека, не существует, потому что он сам себе Бог. Религия для него – мораль трусливых и слабых, которые, сами будучи не в состоянии что-либо сделать, просят чего-то у нереального и вымышленного Бога. Эти люди представляют расу рабов. Их философией являются выдумки о справедливости, добре, нравственности и всем прочем того же рода. Таких людей большинство. Им противостоит малочисленная, но в тысячи раз более сильная и совершенная раса господ, философией которых является сила, могущество и воля к власти. Призвание и удел этой расы – господство над всеми остальными, а основное ремесло, конечно же, война.

Проверь себя

1. В чем сходство философских воззрений Шопенгауэра и Ницше?

2. Что называет Ницше волей к власти?

3. В чем заключается главное различие между представлениями о воле Шопенгауэра и Ницше?

4. Что есть добро и зло в учении Ницше? Что, с его точки зрения, является хорошим, а что – плохим?

5. Что говорил Ницше о сверхчеловеке? Как он относился к религии?

6. Почему философские идеи Ницше были отчасти использованы идеологами нацистского Третьего рейха?

НазадОглавлениеВперед

Философия жизни

С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение «мыслю, следовательно существую» подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.

Воля к власти

Сверхчеловек

Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила — это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.

Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего «истинного» эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть.

Философия Ницше: Фридрих Ницше один из самых сложных философов 19 века. Его идеи принимаются абсолютно по-разному. Единственное что можно сказать это то что нет людей безразличных к его идеям. Фридрих Ницше — человек о котором в истории сложилось двойственное впечатление. Человек которого невозможно читать не испытывая ни каких эмоций. Этого мыслителя можно либо принимать либо ненавидеть.
Философия Ницше очень долгое время ассоциировалось с нацизмом и фашизмом, в частности с идеологией высшей арийской расы. До сих пор Ницше обвиняют в том, что он стал основоположником фашистского взгляда на мир и именно он виновен в том, что Гитлер продвинул и стал использовать идею знаменитой «белокурой бестии». Сам Ницше говорил о том что его философия будет принята и понята только через 200 лет после его смерти.

ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
Годы жизни Фридриха Ницше 1844 — 1900 год. Интересно что вся его жизнь сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию. Судьба философа довольно уникальна. Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать привила ему любовь к музыке и в дальнейшем он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами. Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года он становится самым молодым профессором в области филологии.

В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти. Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг. В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года германия заговорит о нем не как о филологе, а как об очень талантливом философе.

ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Его новые философские идеи стали очень популярными потому что были необычные и оригинальные. Взгляды которые он пропагандировал невозможно было не заметить.

Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «антихристианин».
В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего культуры христианской. Христианская культура, мораль, буквально выводила из себя автора и он ненавидел её всем своим существом. Что же так раздражало Ницше в христианстве?
Ницше говорит что на самом деле если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ». Ни какого равенства быть и не может потому что изначально, кто-то может знает и умеет больше остальных. Ницше выделяет два класса людей; люди с сильной
волей к власти, и люди обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти по численности многократно превосходят первых. Ницше говорит, что христианство воспевает возводит на пьедестал большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.

Ещё одна идея христианства к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ницше говорит «Как возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп». Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?». Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, чем меньше я знаю о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.

Христианское милосердие, тоже попало под шквал критики Фридриха Ницше. По его мнению; помогая бедным, больным, слабым и всем нуждающимся христианство облачается в маску лицемерия. Ницше как бы обвиняет христианство в том, что оно защищает и пропагандирует слабые и не жизнеспособные элементы. Если оказаться от этих элементов (то есть людей) то они умрут, потому что не способны бороться за своё существование. Основной принцип этой идеи у Ницше заключается в том что помогая и сострадая человек со временем сам становится слабым и не жизнеспособным элементом. Помогая становясь милосердным человек противоречит самой природе, которая истребляет слабых.

Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»
Эта идея заключается в том что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы? Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс который управляет этим миром.
«Волю» в своём понимании Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти. Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше как предельный принцип. Действие этого принципа мы находим повсюду на любой ступени существования, либо в большей либо в меньшей степени.

Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека.
Кто такой сверх человек по мнению Ницше? Конечно же это человек обладающий огромной волей. Это человек управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; ОБЩЕПРИНЯТЫХ моральных норм, милосердия, у него свой новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.

(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)

Видео по теме: Философия Фридриха Ницше и теория сверхчеловека сегодня.

Человек и сверхчеловек (Фридрих Ницше)

Другим известным представителем философии жизни был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Его идеи, с одной стороны, очень сходны с воззрениями Шопенгауэра. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Мироздание – это не гармония, как считал Гегель, а хаос, в котором нет ничего устойчивого, определенного и истинного. В этом хаосе не на что ориентироваться и не на что опереться, в нем отсутствуют какие-либо нормы, правила или законы. А это значит, что жить и действовать в нем можно как угодно. Никто ничем не связан и не ограничен, никто никому ничего не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать все, что ему заблагорассудится. Если нет ничего истинного и все можно, значит, все дозволено, говорит Ницше. Поскольку везде и во всем находится не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Ницше называет ее волей к власти. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле – как желание командовать или властвовать, а в широком – как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра. Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) – это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее воля к власти, тем полноценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она собой что-либо представляет. Жизнь, полная приключений и опасностей, борьбы и напряжения, азарта и риска, отваги и мужества, ярости и агрессии, страданий и стойкости, закаляет человека, увеличивает его волю, делает его сильным и независимым, гордым и самодостаточным. Он никого не будет ни о чем просить, никого не станет бояться, но превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает все, что захочет, возьмет у жизни все, что ему потребуется. Конечно же, ни угрызений совести, ни раскаяний он не сможет испытать. Чувства вины и сострадания ему чужды. Он не понимает, что такое добро и зло, что можно и нельзя. Он считает, что можно все, на что человек способен. Он полагает хорошим то, что укрепляет волю к власти и вытекает из силы, он видит пороком все, что следует из слабости.

Читайте также:  Опасные и вредные производственные факторы зрение

Для такого человека добро и зло – это пустые выдумки, которые сочинили слабые, чтобы сдержать произвол и агрессию сильных. Надо, говорит Ницше, встать по ту сторону добра и зла, то есть пересмотреть и переоценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть только одно правило или закон – сила: если ты силен – делай все, что хочешь, а если слаб – уйди с дороги и уступи жизненное пространство сильному.

Нынешний человек, с точки зрения Ницше, слаб, малодушен, никчемен. Он ничего не может и ни на что не способен. Пытаясь замаскировать свое ничтожество, он говорит о сострадании, справедливости, равенстве людей и тому подобных вещах. Идеал Фридриха Ницше – сверхчеловек или, как он говорит, «белокурая бестия», который дерзко и независимо идет по жизни, сокрушая все общепринятые установления, вековые привычки, взгляды и идеалы. Конечно же, никакого Бога, с точки зрения сверхчеловека, не существует, потому что он сам себе Бог. Религия для него – мораль трусливых и слабых, которые, сами будучи не в состоянии что-либо сделать, просят чего-то у нереального и вымышленного Бога. Эти люди представляют расу рабов. Их философией являются выдумки о справедливости, добре, нравственности и всем прочем того же рода. Таких людей большинство. Им противостоит малочисленная, но в тысячи раз более сильная и совершенная раса господ, философией которых является сила, могущество и воля к власти. Призвание и удел этой расы – господство над всеми остальными, а основное ремесло, конечно же, война.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8446 — | 6702 — или читать все.

Человек в философии Ф. Ницше

Философский проект немецкого мыслителя Фридриха Ницше носит бессистемный характер. На это влияет метафорический язык и специфический методологический подход к анализу философских проблем (вопросов бытия, познания и морали).

В целом, вся философия Ф. Ницше касается антропологической проблематики.

Против Р. Декарта и христианства

Ф. Ницше отвергает идеи о человека Рене Декарта. В первую очередь, его не устраивает упор французского философа на разумности жизни человека.

Ф. Ницше сторонник имморализма. Имморализм является подходом к этической проблематике, который отрицает всякую мораль. Ницше критикует христианскую мораль. Она, с его точки зрения, делает из человека безвольного раба.

Ницше призывает к переоценке всех ценностей. По мнению Ницше, христианская мораль является проявлением слабости воли и принесения в жертву Богу своей личной свободы. Иными словами, она есть ограничение. Мораль христианства изначально выражала разочарование в мире настоящего и поиск успокоения и вера в будущее.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Христианский концепт любви к ближнему – это ограничитель для сильных духом и волей, которые должны снисходительно относиться к безвольным. Следование сильных заповедям любви христианства – это «воля к смерти», упадку и постепенной деградации. Это мораль «рабов».

Наравне с этим Ф. Ницше говорит и о наличии «морали господ». Она описывается мыслителем с помощью понятий сила и эгоизм. Указанный тип морали присущ для «аристократов духа», которые не смотрят на низкие установки морали и человеколюбия, а устанавливают дистанцию между собой и ими. При этом Ницше говорит о правомерности нарушения морально-нравственных установок высшими.

Сверхчеловек

Взгляды на человека представлены Ф. Ницше не только в теории «новой морали», но и в утверждении рождения нового человека – сверхчеловека.

Но формирование концепции «сверхчеловека» повлияли две идеи:

Концепт «вечного возвращения» в рамках философии Ф. Ницше имеет онтологический характер, посредством него нечто входит в рамки бытия. Мир и человек в нем устроены так, что с неизменностью все приходит вновь. С точки зрения антропологии и морали вечное возвращение проверяет временем выработанные ранее концептуальные установки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

«Смерть Бога» предстает у Ф. Ницше не как простое атеистическое отрицание Бога. «Смерть Бога» — это духовный диагноз общества современного Ницше. Идея эта призвана отразить то, к чему привело человечество развитие научного познания и культуры. Бог перестает быть идеалом, образцом для подражания, человек перестает соотносить свою жизнь, ее цели и смысл, с наличием трансцендентного бытия. Место Бога в умах людей становится пустующим.

«Смерть Бога» открывает простор для появления сверхчеловека как некой новой онтологически самостоятельной единицы мира. По выражению Ф. Ницше сверхчеловек противостоит человеку на столько, на сколько обезьяна человеку. В образе сверхчеловека немецкий мыслитель видит логический итог эволюции человека как биологического вида.

Человек, по Ницше – это то, что нужно превзойти; человек – это канат, натянутый между животным и человеком над пропастью. Исходя из этого, человек является не цель, а средством, мостом, переходом в будущее. Человек на путях к сверхчеловеку должен себя преодолеть.

Сверхчеловек не утрачивает природные инстинкты, он склонен сам формировать себя. В этом был призыв Ницше за человеческое в человеке. Концепт сверхчеловека имеет тесню связь с теорией морали Ницше.

Идея сверхчеловека противопоставляется идее коллектива. Сверхчеловек индивидуален и эгоистичен. Он ценит только всяческие проявления жизни. Сверхчеловек творец в онтологическом смысле этого слова, т.е. его деятельность может созидать и изменять основы мира.

При всем этом сверхчеловек – это последний человек, который знаменует упадок человечества как такового.

Интересно то, что Ницше называет конкретные примеры «сверхлюдей» из истории: Юлий Цезарь, Чезаре Борджиа и Наполен.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

48. Философия жизни Ницше о сущности человека и смысле жизни

В основе философии Ницше лежали следующие основополагающие принципы:

— Ценность жизни как единственная безусловная ценность

— Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» (эта воля – основа права сильного, она превыше всех моральных, религиозных)

— Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

С т.з. права сильного и понятия воли к власти Ницше выводит все основания своей морали. Он утверждает, что она возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. ОН призывал пересмотреть принципы христианской морали: «хорош тот, кто терпит страдания, болеет, мучается, а знатные и могущественные – отвергнуты богом».

По поводу формы гос устройства Ницше также придерживался положений и принципов «Морали господ», например он отвергал демократию – показатель упадка и разложения власти. Всем требованиям морали господ удовлетворят сверхчеловек – центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Существовали генетические характеристики сверх человека и фенотипические признаки. Кроме того существовала двойная мораль сверхчеловека: по отношению друг к другу – это дружелюбные люди, а по отношению к «чужим» – они руководствуются инстинктами. В качестве особенности сверхчеловека Ницше называл аристократичность, он презирал буржуазию – лишь по случаю возвысившуюся над другими. Лишь сильный человек способен удержать власть. Проблема в том, что сверхчеловека еще не существует, его надо создать, тогда он займет место бога.

57. Проблема человека в «философии жизни»

А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше. продолжили традиции немецкого романтизма в индивидуалистической философии. Гл.категория- категория жизни, которая понималась как целостный, единый, непрерывно развивающийся процесс, в котором исчезают различия м/у материальным и идеальным, субъективным и объективным, исчезает противопоставление человека миру(субъкт-объект) и они объединяются в тотальном потоке жизни.

3 направления философии жизни: 1) биологически натуралистическое (А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше).Самое важное – жизнь человека ,как существа объединяющего природное(биологическое) и духовное начала, отрицание соц сущности человека свидетельствует об индивидуализме. 2) космологическое (Анри Бернон) рассматривал жизнь как универсальную космическую силу, проявляющуюся в неорганической и органической природе. Познать жизнь можно только растворившись в потоке жизни и главным средством познания явл интуиция. Бернон – направение в познании – интуицивизм. 3) культурологическое (Шпенглер, Дильтей, Зиммель)Гл. предметом исследования этих философов было исследование культуры, которую рассматривали как проявление жизни души. Постижение культуры – проникновение в душу культуры. СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является субъектом «новой морали». Он пишет: «Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!» Здесь — отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции «морали рабов». На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке. Ницше выступает против демократии, утверждая: «Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные». Демократия является для него адекватной формой господства «низкого» человеческого начала. Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты «прокладывают посредственным натурам свободный путь», предлагают «додуманную до конца тиранию низших и глупейших». Ницше считал социализм невозможным, потому что «собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-то большего, чем приступ болезни: и эти собственники как один человек держатся той веры, что «надо иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь», Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, — в этом сама жизнь». Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него — стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности.

Что такое человек с точки зрения ницше

Баранов Артем Сергеевич

Журбенко Павел Владимирович

студенты 2 и 5курсов, кафедра философии, СибГИУ, г. Новокузнецк

Быкасова Лариса Валентиновна

научный руководитель, канд. культурологии, доцент, СибГИУ, г. Новокузнецк

Одной из важных и острых проблем, рассматриваемых философией, является образ человека. Пониманию сущности человека способствовали исследования представителей, как рационалистических антропологических концепций, так и представителей иррационалистической антропологии. Многие философы в разные времена пытались дать понятие «человека», создать его мысленный образ. В контексте данной проблемы И. Кант ставит свой знаменитый вопрос «Что есть человек?». Но эти попытки, впрочем, как и любые другие философские изыскания дать определенный ответ на вечные вопросы, такие как, что такое человек, в чем смысл его жизни, не увенчались успехом. Это зачастую связано с неповторимостью сознания каждого человека, в общем, или философа в частности, который дает свою оценку происходящим событиям. Нужно понимать, что сознание человека неповторимо и многогранно. Каждый человек имеет свой неповторимый образ того или иного события, явления. Одним из философов иррационалистической антропологии, пытавшимся дать оценку или охарактеризовать человеческий образ был немецкий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше.

Цель данной статьи — дать общую оценку образу человека, созданного Фридрихом Ницше в его произведениях.

Философия Фридриха Ницше пропитана всяческого рода изысканием в области образа человека и его сознания, сущности и его бытие, которые тесным образом переплетаются с его идеями о сверхчеловеке, о воли. Что касается образа человека, так это либо описания типов его действительности, либо эскизные наброски его возможностей в определенных областях. Невозможно до конца понять, что именно имел в виду Ницше, описывая те или иные стороны человеческого образа в своих произведениях, в силу завуалированности тех или иных моментных картин, которыми он щедро одаривает читателя в разных ракурсах человеческого бытия и сущности. Образы, рисуемые Ницше, лежат в двух плоскостях. Первая плоскость демонстрирует великое многообразие форм «вот-бытия» («бытие-возможность»). Вторая — являет формы перерастания человеком рамок его только лишь «вот-бытия». И зачастую кажется, что сам Ницше не до конца раскрыл эту проблему не только в своих произведениях, но и в своем сознании. Поэтому в некоей третьей плоскости, выше всякого высшего человека, он видит последнюю возможность, в которой заключается подлинная цель человека, это сверхчеловек. Образы человека, не являющиеся простым изображением его действительности, но представляющие собой очевидные формы раскрытия его возможностей, означают либо образцы, по которым ориентируются, либо негативные образы, которых избегают, либо примеры, задающие направление. Ницше, в общем-то, и рассказывает нам, что невозможно сложить все куски разных афоризмов, предложений, высказываний или целых произведений в единую картину, т. к. человеческое сознание многогранно и безгранично в своём развитие. Но в тоже время он указывает и на то, что человек всегда остается «человеком», в нем всегда будет заложено, то, что есть в нем с самого рождения и ни куда от него не уходит даже с процессом развития. Ницше боролся за образ человека. Свою задачу — верно увидеть этот образ и сделать его активным, он сознавал уже в юности. Ницше сам делал то, что, по его мнению, делает всякая мораль: «Мораль не способна ни на что, кроме создания образов человека, быть может, с той целью, чтобы они влияли на тех или иных людей». Итак, чтобы охарактеризовать образ человека, Ницше прибегает ко второй плоскости — «высших людей», в которой и происходит собственно движение образа человека.

Для Ф. Ницше высший человек — это в первую очередь тот образ, в которой он верит и в котором он видит достаточную степень совершенства. Этот образ высшего человека достигает, в конце концов, первой великой цели — отделения человека от животного. Ницше часто уходит от некоторых тем, которые подчеркивают уже имеющуюся человеческую сущность в различных ипостасях, не развивая их, а оставляя возможность читателю завершить этот образ у себя в голове. Именно такой подход к изложению мыслей в своих произведениях делает их популярными до сих пор. В них Ницше часто ссылается на то, что многие люди стоят на разных стадиях развития. Соответственно отсюда следует вывод, что человек развивается до определенного предела, который наиболее приближен к идеалу именно в сознании этого человека. Но всякий определенный идеал должен быть разрушен, ибо, если его мыслить завершенным, он тут же искажается. Вообще общество в отношении великих людей неумолимо враждебно, потому что люди ненавидят представления о человеке, который видится выше них самих. Общераспространенным способом существования высших людей является то, что по всему земному шару есть ожидающие, которые наполовину знают, в какой мере они ждут, а еще менее того, что ждут они напрасно. Ницше кажется, что истинная высокая человечность не может вылиться в какой-либо четкий образ или возможность, которая становится формой. Высший человек подобен тайне. В своих победах он должен оставаться в тени и без свидетелей. Величие в человеке Ницше подозревает в силу того, что стало истинной причиной взлета его величия, потому что он видел недостатки самой их сущности. Тем самым, Ницше, постоянно норовящий к высшему, не может прийти ни к какой действительной или вымышленной форме.

Фридрих Ницше, помимо образа человека, создал в своей философии и образ сверхчеловека, который фигурировал тем или иным образом в его произведениях. Образ сверхчеловека у Ницше снижается, а всякая форма отдельного, физически существующего человека отвергается. Высшее имеет именно ту условность, что оно должно покинуть высокое. Здесь возникает вопрос, а если в высшем человеке «человек» явно не удается, то, как преодолеть самого человека? Именно идея о сверхчеловеке и призвана дать ответ. Ницше сторонник будущего, которое вне человека, а, следовательно, и выше него. Идея о сверхчеловеке определяется статусом соответствующей задачи создания сверхчеловека. Ницше стремится, чтобы его мысль и движение, которое ею порождается, служило задачи создания сверхчеловека. Он хочет, чтобы взгляд человека был направлен именно к ней. Для каждого истинной и основной установкой является то, что наше человеческое бытие имеет лишь ту ценность, что оно есть переход и гибель. Но как это происходит в действительности, Ницше сказать не может. Однако бесконечно широкая идея, которая тянет вверх всякое истинное человеческое действие, неожиданно превращается для него в ожидание, которое несет в себе загадку о том что, при столкновении существующего вида «человек» и более высокого вида, возникнет какое-то новое существо.

Читайте также:  Может ли при повышенном давлении ухудшиться зрение

Рассматривая философию Ницше сложно определить стержень образа человека как такого, точнее сказать, что должно преобладать в этом образе вне зависимости от разного рода конфигураций и сторон человеческой субстанции описанной Ницше в тех или иных образах (например, врача, чиновника, человека «толпы»). Но, пожалуй, можно выделить одну категорию, которая свойственна в принципе всем, это отрицание. Отрицание самого себя присущи человеку с самого рождения, кто-то «отрицает» себя до определенного предела, только предел этот не определен, кто-то «отрицает» себя всю жизнь, так и не достигнув образа сверхчеловека. Отрицание у Ницше можно увидеть в разных смысловых конструкциях его произведений, одним из ярких примеров, является речь Заратустры о «Трех превращениях духа». Человек в начале «осел», он тащит свой груз, затем человек «лев» (тут он уже отрицает существования осла) и отказывается тащить груз, и наконец, человек становится «дитя», он играет (отрицая предыдущее состояние). Безусловно, градация, приведенная Ницше весьма условна, но имеет глубокий смысл. «Отрицание» и есть ключ на пути к совершенству себя и в дальнейшем становление человеком — сверхчеловеком. Но возникает вопрос, до какого предела должен развиваться человек, чтобы стать сверхчеловеком? Сколько этапов он должен пройти на этом пути? И каждый ли может стать сверхчеловеком? А так же, как преодолеть самого человека? Ницше также не дает конкретного ответа, на вопрос что такое сверхчеловек. Также Ницше не отвечает на вопрос: достигнув состояния сверхчеловека, что будет дальше?

Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ответ на вопрос об образе человека в философии Ницше останется открытым неопределенно долго или вовсе никогда не получит своего логического конца. Выводы, приведенные выше, отражаются в сознание только определенного круга лиц и могут не отражаться и не приниматься другими, в силу разного рода причин, например, характера развития сознания. Мы принимаем только ту точку зрения, которая нам близка, не понимая истинности наших суждений и мыслей. Мы не можем или не хотим принимать тот образ человека, который нам навязывают другие людьми, не мыслящие как мы. Мы точно знаем, какой он должен быть. Ницше, не смог создать целостный образ человека в силу ограниченности своего сознания в определенных рамках, например, временных, но он оставил те понятия и некоторые образы, которые присущи человеку во все времена, по крайней мере, начиная с зарождения человечества. Во многом со временем представления человечества изменятся о самом себе как, в общем, так и в частности.

Ницше – просто о главном

Фридрих Ницше – вы обязательно слышали о нём. Произнося эту редкую и запоминающуюся немецкую фамилию, вы можете вызвать интерес у слушателей, но мало кто способен до конца понять всю хитрую глубину его идей и мыслей и уж тем более начать дискутировать на тему его многочисленных трудов.

Задачей этой статьи будет приоткрыть дверь в мир размышлений одного из самых сложных философов и на современном простом языке объяснить ключевые позиции идеологии Ницше.

А теперь расслабьтесь, мы с вами не немцы и примерять его философию на себя будем простым русским языком без излишне сложных наукоемких терминов.Интерес в том, что равнодушно читать Ницше невозможно, и тут абсолютно все читатели делятся на два принципиальныхлагеря: одни принимают Ницше полностью и восторгаются им, другие его ненавидят и ни в каком виде не приемлют все его циничные теории.Дело ещё и в том, что Ницше на долгое время незаслуженно стал ассоциироваться исключительно как главный идейный двигатель нацизма и фашизма, ведь именно он придумал теорию про высшую арийскую расу, которая будучи не совсем верно истолкованной, натворила в истории много бед и довела всех до Второй мировой войны.

Впрочем, Фридрих, возможно, был также и предсказателем, и ещё тогда, в своём далеком XIX веке сказал, что его правильно смогут понять только спустя 200 лет после его смерти.Таким образом, вооружившись знаниями о том, что философ родился в 1844 году, а умер в 1900, и используя математику, нетрудно посчитать, что понять его все смогут только в году 2100 при условии, что он не ошибался в своих расчетах.А ошибаться он мог, поскольку почти всю его непростую жизнь страдал от диких головных болей, от которых в итоге и сошел с ума.Эта же внутренняя боль и объясняет почему этот стойкий немецкий мыслитель в своих текстах не скупился на выражения и цитаты,мощно цепляющие «мягкотелого» читателя. Всё это до сих пор мешает реабилитировать бедного философа и избавить его от прилипшего ярлыка главного основоположника фашистского взгляда на мир. И до сих пор его обвиняют в том, что Гитлер активно начал использовать его идею «белокурой бестии».

Сложность понимания этого философа состоит ещё и в том, что его никак нельзя читать системно. Нет у него системы ни в одной из его работ, начинаяот «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» 1872 года до «Воля к власти» 1888 года.Вот такой был оригинальный подход и первое заметное отличие от классиков немецкой структурированной философии вроде Канта или Гегеля. Так он и выделяется своим антинаучным, антифилософским стилем.

Исключительно яркими, меткими, афористическими мазками и как попало кидал Ницше свои идеи, как художник кидает краски на холст, в надежде, что кто-то потом соберет из этого разноцветного пазла единую картину. И даже учитывая, что сделать это невероятно сложно, Ницше уже при жизни становится очень популярен. Его книги были практически в каждом немецком доме, и часто они читались домохозяйками в качестве легкого чтива на ночь. Сам Ницше по этому поводу говорил: «Я переспал почти с каждой домохозяйкой в Германии».

Таким образом, вы можете понять, что книги Ницше — это несложные книги, они своеобразного, полухудожественного характера, где время от времени появляются его рассуждения о том, что такое мир, человек и жизнь.

Изначально Ницше свою карьеру и творчество даже и не связывал с философией. Богобоязненная семья дала ему прекрасное воспитание, его мама чудесно музицировала и привила ему чувство эстетики. И позже Ницше тоже будет сочинять музыку и получать то восторженные, то негативные отзывы, даже будет довольно неплохо играть на музыкальных инструментах. Но в 1866 году в литературном кружке, будучи студентом третьего курса одного из немецких университетов на отделении филологии, он напишет доклад с дерзким названием «Последняя редакция элегий Феогнида». В нём он будет анализировать творчество античного писателя, и ради шутки эту работу отправит одному из ведущих на то время филологов Германии – Фридриху Ричлему. Через три дня Ричль вызвал Ницше к себе для разговора и был очень удивлен тому, что такая мощная и профессиональная, с его точки зрения, работа была написана всего лишь каким-то третьекурсником. И после разговора пророчит ему славу великого филолога. Впрочем, Ницше филология не особо интересовала, он вообще был не определён по жизни и до окончания вуза даже пробовал заниматься химией.

Однако, чуть позже без докторской и даже без кандидатской диссертации Ницше будет предложена должность профессора Базельского университета, что очень уникальный случай, и, разумеется, без помощи Ричлема тут не обошлось. Он убедил всех, что Ницше – это великий талант, требующий профессиональной огранки. Так, всего в 24 года Ницше становится самым молодым профессором филологии в Германии и имеет определенный успех и призвание.

В 1870 году стартуетфранко-прусская война, и наш герой рвётся на фронт, выпрашивая у правительства разрешения поучаствовать в этой войне солдатом или хотя бы санитаром. Ему разрешают побыть санитаром, и тут-то он и насмотрится на всю грязь, лишения и боль войны.Самоотверженно работая санитаром, помогая раненным и участвуя в хирургических операциях, он сам заразится дифтерией и дизентерией, причём очень осложненных форм. И все доктора сходятся на том, что лечить его уже бессмысленно и пора бы готовить для него погребальную яму. Но вопреки самым пессимистичным прогнозам Ницше выжил.

Через полтора месяца он вернулся и сразу же приступил к занятиям в университете. И всё было бы отлично, если бы не головные боли, которые от перенапряжения усиливались, и, к удивлению коллеги друзей, привели его к отказу от такой почетной должности. Он ответил им: «Мне душно в филологии, и я не могу заняться творчеством, я не могу заняться тем, чем бы я так сильно хотел». Так, в 35 лет Ницше уйдет в отставку и будет писать, существуя на свою скромную пенсию, вместе с тем он продемонстрирует невероятную трудоспособность, трудолюбивость и раскроет свой талант. И спустя всего два-три года, после превращения Ницше-филолога в Ницше-философа, о нём заговорит вся Германия. Его идеи будут настолько сильными, новыми, оригинальными и необычными, что ихневозможно будет не заметить.

Запутанный клубок мыслей

Теперь коснёмся удивительно несистемного творчества этого философа – это похоже на сильно запутанный и переплетенный разными нитями клубок. Всё сложно настолько, что вытаскивая одну ниточку на себя, вываливается ворох других нитей. Но все же основные повторяющиеся идеи искусственным образом можно отделить от общей массы его творческого «клубка».

Одна из самых ярких черт философии Ницше изложена им в безумно популярной в своё время книге «Антихристианин». В этой книге Ницше призывает человечество провести тотальную переоценку своих ценностей и прежде всего христианской культуры (ведь не зря же работа так называется).

Христианская культура и мораль стали раздражающей занозой для Ницше. И что же ему не нравилось? Да почти всё. Он говорил, что если мы попробуем для себяответить на вопрос «Может ли существовать равенство между людьми?», то мы с вами неизбежно ответим на него отрицательно. И согласно утверждениям философа, равенства между людьми нет и быть не может. Изначально кто-то всегда может, знает и умеет больше, чем другие. То есть одна из главных идей христианства о равенстве людей отправляется Ницше в мусорную корзину.

Он выделит два класса людей: это люди с сильной волей к власти и люди со слабой волей к власти. И слабых, конечно же, намного больше, чем первых. Развивая дальше этот сюжет, Ницше поведает, что христианство поощряет и рисует на доску почета ценности людей со слабой волей к власти, именно тех людей, которые по сути ни разу не являются борцами, идеологами или катализаторами какого-либо прогресса. А самой главной критики удостоилась христианская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Кажется, неплохая заповедь? Однако Ницше категоричен: «С какой кстати я должен любить своего ближнего, если он дурно себя ведет, от которого, может быть, воняет, который ленив или глуп настолько, что не понимает, что он делает и сам разрушает свою жизнь? Почему я должен любить этого ближнего?»Следуя дальше в своих рассуждениях, он напишет: «Если уж я и должен, хочу и могу любить кого-то в этом мире, то только дальнего своего. Чем меньше я знаю о человеке и чем дальше он находится от меня, тем меньше возможности разочароваться в этом человеке». Создавая себе идеальный образ человека и восхищаясь им, ты рискуешь здорово обломаться, когда узнаешь этого человека поближе. И поэтому Ницше считает, что невозможно искренне постоянно восхищаться тем, с кем ты давно рядом, тем с кем ты делишь быт ежедневно.

Читайте также:  Разные точки зрения на реформы петра

Есть ещё одна, сильно критикуемая им, христианская идея – это идея о милосердии, о любви и добре к людям, которые очень нуждаются в этом: нищие, больные, обездоленные, лишенные способностей и прочие «неудачники». Философ считает, что таким образом христианство одевает хитрую лицемерную маску с целью защищать и продвигать наиболее слабые и нежизнеспособные слои населения, тех, которые без поддержки обязательно погибнут, тех, которые неконкурентоспособны и не могут выживать в этом мире. Его ответ прост: «Сострадая, ты сам слабеешь, ты тратишь свои ресурсы, своё время, свои силы на совершенно бесполезное занятие. Ты делаешь то, что превращает тебя в такого же человека, как эти неудачники. Ты становишься одним из них. Ты должен понимать, что если ты хочешь быть развитой личностью, ты должен отказаться от такого рода поведения».

В итоге, оказывая поддержку больным и умирающим людям, человек поддерживает к жизни то, что самой природой обречено на истребление и исчезновение. А тут огромный пласт этическо-моральных проблем, связанных с тем, что он не говорит, что же нам делать со всеми этими людьми, которые не могут себя в этой жизни реализовывать и обеспечивать? Даже крутейший физик современности Стивен Хокинг, который написал «Краткую историю времени», и в ней «обманул» теорию Эйнштейна, парализован и не может ничем двигать, кроме мозгов и одной своей щеки, к которой прикреплен аппарат по распознаванию речи. И как же с ним быть исходя из теории Ницше? Ведь интеллектуальное наследие Хокинга впечатляет, без него трудно представить современную физику.

Да, у Ницше много вопросов, которые заставляют задуматься о том, что есть я и что я понимаю в этом мире. И приходит он в процессе своих рассуждений к тому, что вся западноевропейская культура будет ослаблена именно из-за своей доброты, благодаря тому, что будет думать, что такая помощь слабым – это хорошо. Он сравнивает слабых с пиявками, которые без зазрения совести присосутся к популярной европейской и западной культуре и будут ею пользоваться.

Многие идеи Ницше парадоксальны, многие сложно принять. Это неудивительно, ведь всё христианство для Ницше является символом лицемерия и ханжества. «Бог умер, это мы убили его» – вот его фраза о Христе. Значит, бог, которому мы поклоняемся,– это мёртвый бог, убитый своими же соплеменниками. А второй раз он умер уже в наших сердцах: «Мы давно потеряли бога в нашем сердце, мы заменили бога ритуалом, культом» – скажет он, имея ввиду церковь. Духовную, искреннюю, сердечную область отношений с богом мы превратили в экономику, в сделку, «ты – мне, я – тебе». Да,внешне мы проявляем милосердие, но в надежде, что нам это зачтется, и потому что мы хотим показать себя хорошими во взглядах других людей. Это бессмысленно, считает философ, ведь если бог есть в твоём сердце, тебе не нужно показывать это. А парадокс этих высказываний ещё и в том, что Ницше совсем не был атеистом, он был очень верующим и религиозным человеком, но все эти явные проблемы с католическим взглядом на мир сильно терзали его.

Ключевая идея в работах Ницше – это проблема человека. «Человек – это канат, натянутый между зверем и сверхчеловеком». Труден путь, всегда можно идти, поскользнуться и упасть в пропасть. Чем больше ты думаешь и пытаешься развиваться, тем ближе ты к сверхчеловеку. А чем меньше ты думаешь и чем больше подвержен сиюминутным желаниям и стремлениям, тем сильнее ты скатываешься в сторону животного, тем реже срабатывает рациональное мышление. По настоящему сильным, с его точки зрения, будет тот человек, который произведет тотальную переоценку ценностей христианской культуры. Таким образом он призывает подвергнуть сомнению все общепризнанные нормы морали и нравственности и всегда думать своей головой.

Удивительно то, что взгляд на милосердие у Ницше в чём-то похож на взгляды Конфуция. В конфуцианстве есть термин, означающий характеристику благородного мужа, некий термин «Жень». Он так и переводится, как милосердие или гуманность. Так вот гуманность Конфуция тоже очень далека от христианского милосердия. Конфуций приведет пример: «Если дождливой ночью к тебе постучится человек и скажет, что у него нет дома, потому что его обманули, ограбили, ты не должен пускать его к себе. Ты должен подумать, что тот человек, который лишился своего имущества не может претендовать на твою помощь, потому что он либо ленив, либо глуп, либо не понимает, что с ним происходит и помогать такому человеку уже твоя глупость. Так ты разделяешь взгляды, жизнь и все проблемы этого человека».

Воля к власти

Пытаясь разобраться в том, как человек действует, Ницше поднимает проблему сознательного и бессознательного. И приходит к выводам, что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется немногими глубинными жизненными устремлениями и механизмами из бессознательного. Тут Ницше и прикручиваетсвой термин «Воля к власти», который позже станет главной опорой для фашистской идеологии.

Что это за термин и откуда он взялся? Изначально Ницше был ярким поклонником и последователем творчества Шопенгауэра, о котором он случайно узнал, полистав книжку«Мир как воля и представление» в магазине. Позже, конечно же, он и его хорошенько так раскритиковал и высмеял, когда Шопенгауэр пытался с рациональной точки зрения объяснить все внерациональные механизмы, управляющие поведением человека.Так вот, у Шопенгауэра будет термин «Воля к жизни», который и станет главным столбом у основания развития ницшеанской философии жизни. Ницше же сформирует другое понятие – «Воля к власти», это слепое, бессознательное и во многом инстинктивное движение, это мощный импульс, который управляет этим миром. Всю волю в мире Ницше поделит на четыре абсолютно разных вида.

Первым видом, по его мнению, будет воля к жизни. Естественно, это отсылка в сторону Шопенгауэра, именно он говорил, что у каждого человека есть инстинкт самосохранения, от которого невозможно отказаться. Но кроме этого Ницше добавит, что у каждого человека есть и внутренняя воля или воля внутри самого человека, – это вторая воля, волевой внутренний стержень: когда я точно знаю, чего хочу, и меня невозможно переубедить и навязать чужое мнение, с которым я не согласен.

Третий вид воли – бессознательная воля, он же будущий мостик к теориям Фрейда. Здесь находятся все страсти, аффекты, неосознаваемые влечения, инстинкты, которые управляют человеком. Почему люди частенько не являются разумными существами и очень редко сами могут контролировать свое поведение? Просто этому постоянно мешают участвующие в нашем поведении те самые внерациональные механизмы.

И самой главной, с точки зрения Фридриха, является четвертая воля – воля к власти. Она реализуется у каждого человека в разной степени, но она присуща абсолютно всем живым существам. Все хотят подчинить себе другого, и не просто быть свободными от другого человека, но и обязательно подчинить себе его. По его словам: «Это не то, чем мы располагаем и не то что у нас есть, а то что мы есть на самом деле». Таким образом в любом живом существе по-разному, но выражен принцип воли к власти. Именно «Волю к власти» Ницше возводит в некий совершенный принцип, действие которого можно увидеть на любой ступени развития человека, и даже счастье – это не та цель, за которую люди борются, а это сама борьба за власть и воля к власти. Неожиданно, правда? Даже сам момент осознания этой воли в себе и есть счастье для человека, вот такая интересная для своего времени мысль.

Еще одно очень важное учение Ницше излагает на страницах своей книги «Так говорил Заратустра» – это учение о сверхчеловеке. Кто же такой сверхчеловек? Рассуждая логически, из всего что вы выше прочитали, нетрудно догадаться, что это человек обладающей сильной волей, это хозяин не только своей судьбы, но и владыка судеб и жизней других людей. Сверхчеловек – это носитель абсолютно новых ценностей, норм и моральных установок. И конечно же, сверхчеловек должен быть лишен всех общепринятых моральных норм, разумеется лишен христианского милосердия. У него должен быть свой путь и свой взгляд на мир. Также утверждалось, что сверхчеловек может подняться на высшую ступень своего развития и действительно называться сверхчеловеком только тогда, когда избавится от фундаментальных оков христианства, с помощью которых легко можно управлять и манипулировать людьми. Что это за такие чудесные оковы? Это не что иное, как милое замечательное внутреннее животное по имени Совесть. Совесть – это тот невидимый зверек, который управляет жизнью каждого человека. И у этого зверька нет плохой памяти, он может грызть тебя и мучить спустя много-много лет и даже всю твою жизнь, а некоторые и жизнь заканчивали самоубийством от угрызений совести или сходили с ума. Можно мнить себя каким угодно крутым сверхчеловеком, но если мы не готовы к тому, что наши действия могут показаться кому-то неправильными, тупыми, ненужными, непристойными или аморальными, то ты им не станешь. И только когда мы будем делать то, что считаем правильным и не будем раскаиваться о содеянном, только тогда мы станем «ницшевскими суперменами».

После всего можно подумать, что по Ницше сверхчеловек – это такая бессовестная сволочь и диктатор себе на уме. Однако в той же книге описываются основные черты,характеризующие сверхчеловека, – это духовное творчество, полная концентрация воли к власти или сосредоточенность на достижении цели, сверх индивидуализм, означающий неприятие массы, толпы. Кстати, наш современный человек – это тоже очень «массовый» человек, который сам не в курсе, чего он хочет. Личность в толпе сразу стирается до нуля, и человек превращается в винтик в машине под названием «государство». Для того чтобы быть «ницшевским сверхчеловеком», нужно обладать яркой индивидуальностью, нужно отличаться от других людей. У тебя должен быть свой внутренний мир и жизнь, не совпадающая с нормами поведения. Также для сверхчеловека характерно постоянное самосовершенствование и оптимистичная позиция по жизни.

Это попытка философа описать некий идеал человека. Сам Ницше оптимистично заявляет: «Сверхчеловека ещё нет и его ещё нужно вырастить, а когда он появится – я не знаю, но современное человечество ещёне готово стать таким человеком». Сверхчеловек противопоставляет себя «добрым» людям – бездумным, бессмысленно верующим, непонимающим сути своих действий, не обладающим способностями к творчеству, и также тем, кто всегда лжет и лицемерит. Понятно, что он имеет ввиду христиан со своими знаменитыми Крестовыми походами, когда во имя веры, во имя любви и милосердия будут убиты тысячи мирных людей ради какой-то абстрактной идеи. Для Ницше сверхчеловек – это высший биологический вид, который относится к обычному человеку, как тот относится к обезьяне, и эволюционно его ещё нет, а когда появится, он станет совершенно другим типом личности и даже человеческой сущности.

Очень важно и то, что, по мнению Ницше, господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, а не в политике, в сфере экономики или права. Только господство духа. Отсюда следует, что считать Ницше защитником фашизма некорректно. Он всегда понимал, что политика, экономика и юриспруденция – это грязные области деятельности, потому что там вращаются большие деньги. А вот дух, душевная жизнь – это именно то, где и должен прилагать свои усилия сверхчеловек. Величие души – удел очень немногих людей, но именно эти уникальные и индивидуальные люди дают смысл самому существованию человека.

Последняя идея Ницше, которую мы рассмотрим, – это его разделение морали на два класса: на мораль рабов и мораль господ. Мораль господ – это высокая степень внутреннего самоуважения. Если мы сами себя уважаем и понимаем, что мы есть люди постоянно самосовершенствующиеся, тогда мы можем сказать о себе:«Я господин, аристократ духа». Это такое интересное состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и даже самой жизнью. Это ощущение Человека с большой буквы, ощущение настоящей Личности. А мораль рабов – это мораль полезности, малодушия, мелочности, покорно переносящих унижения от вышестоящих, например, от начальства ради своей карьеры, ради своей выгоды.

Разумеется, всё творчество этого уникального философа не впихнуть в одну маленькую статью, а его место в истории довольно трагично, потому что после его смерти его сестра, Элизабет Фёрстер Ницше, сделала всё, чтобы из неопубликованных рукописей Ницше понадергать мыслей и создать в итоге труд под названием «Воля к власти». Но сам Ницше этого не писал. Текст, конечно, его, но где-то подправленный и искусственно собранный в кучу. И всем понятно, что если у любого автора даже просто повырезать и подредактировать его слова и мысли, то из любой хорошей книги можно сделать радикально другое произведение. Так и творчество Ницше оказалось под гнётом, и все долгое время считали его идеологическим проповедником фашизма. Гитлер даже приезжал в домик Ницше и сделал музей в честь него, а когда сестра Ницше умерла, он организовал ей похороны на государственном уровне. Гитлер всегда считал, что Ницше является адептом идеи «белокурой бестии», высшей расы, но Ницше же говорил, что мой сверхчеловек еще даже не родился, его даже нет в задумке у человечества.

Невнимание к мелочам и желание увидеть то, что хочешь увидеть и понять то, что ты думаешь, что понял, вот ошибка, которую так легко допустить, изучая такие несистемные труды этого философа. Не нужно совершать подобных ошибок, потому что иногда их цена слишком высока. Люди могут думать и говорить о Ницше всё что угодно, но одно неизменно – это талантливый, стойкий и великий человек, любопытный философ, достойный изучения и способствующий длительным размышлениям о человеке, его поведении и истинных ценностях этого мира.

Источник: Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна

Автор: Эдуард Круговой
Текст публикуется в авторской редакции

Источники:
  • http://fb.ru/article/106684/kratkaya-filosofiya-nitsshe-osnovnyie-ponyatiya-i-spetsificheskie-chertyi
  • http://neo-humanity.ru/82-filosofiya-dostupnym-yazykom-filosofiya-nicshe.html
  • http://studopedia.ru/7_67138_chelovek-i-sverhchelovek-fridrih-nitsshe.html
  • http://spravochnick.ru/filosofiya/filosofskaya_antpropologiya/chelovek_v_filosofii_f_nicshe/
  • http://studfiles.net/preview/4618890/page:26/
  • http://sibac.info/studconf/social/xiii/34431
  • http://psychosearch.ru/biblio/filosof/friedrich-nietzsche/250-nitsshe-prosto-o-glavnom