Меню Рубрики

Что такое человек религиозная точка зрения

Атеистическая точка зрения.

Исходя из атеизма, если человек смертен, то никакого смысла жизни, кроме неё самой, как таковой, нет. То есть, смысл жизни – состоит в самой жизни, в том, чтобы прожить её с каким-либо смыслом.

Таким образом, атеистическая точка зрения предлагает человеку самому найти смысл своей жизни, исходя из того, что он сможет предложить самому себе для того, чтобы нечто полностью бессмысленное по своей собственной сущности, наполнилось бы каким-то смыслом из человеческой сущности.

Данная позиция предполагает самые различные выходы из ситуации в виде целевых жизненных установок – прожить жизнь без страданий, размеренно и спокойно, или прожить жизнь в удовольствиях, данных духу и телу, или полностью реализовать себя в течение жизни в науке, искусстве, карьере и т.д., или оставить по себе добрую память потомкам, добиться славы, вырастить детей, бороться за коммунизм (Маркс) или за всеобщую любовь друг к другу (Фейербах), или увидеть смысл жизни в воле к власти (Ницше) и т.д.

Исходя из множества религиозных точек зрения, смысл текущей жизни, чаще всего, есть приготовление к обретению вечной жизни. Это есть общий и абсолютный смысл жизни вообще – жизнь вечная. Однако жизнь вечная требует определенных условий, заключающихся в духовно-нравственном совершенствовании человека, что требует нравственных усилий человека для приобретения высоких добродетелей, жизненных заслуг, внутренней свободы от мирских соблазнов, презрения к богатству, следования воле Бога и т.д.

Таким образом, целью текущей жизни человекас религиозной точки зренияявляетсяочищение и, тем самым,спасение своей души для жизни вечной.

Таким образом, смысл жизни в философии непосредственно связан с ПРОБЛЕМОЙ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ человека.

В философии тема смерти решается разными путями.

Первый путь утверждает бессмертие человека. Одним из первых философских учений о бессмертии человека было учение Платона о человеке, как о существе, состоящем из двух частей – смертного тела и бессмертной души. В дальнейшем вся философия, стоящая на позициях бессмертия человека, так или иначе, является продолжением Платона, или комментариями к Платону.

Второй путь призывает смириться с неизбежностью смерти, например, по тем философским основаниям, что у всего есть конец, и у человека он тоже должен быть. Или смириться по тем основаниям, что человек вообще не встречается со смертью, поскольку, пока он жив, смерти еще нет, а когда приходит смерть, то нет уже самого человека. Или смириться по любым основаниям любого рода, лишь бы принять этот факт и не мучиться им всю свою жизнь. Или смириться со смертью вообще безо всяких оснований, поскольку это ничего не меняет по общему результату. И так далее.

Некоторые философские концепции второго пути видят в смерти положительную сторону, которая проявляется в том, что угроза смерти заставляет задуматься людей о смысле и содержании жизни. Или, по другим версиям (экзистенциализм), перед лицом смерти, в пограничном состоянии, человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей.

По своей сути, оба из этих философских путей осмысления смерти направлены на то, чтобы человек обрел внутреннюю свободу от осознания факта своей смертности.

При этом, если смерть понимается как устранение из этой жизни данной личности, то внутренняя свобода от смерти, понимается как мужественное утверждениев противовес этому своего личностного начала в духовном совершенствовании, или в материальных достижениях этой жизни.

Высшей формой утверждения личностного начала, как в духовной сфере, так и в материальных достижениях, является такая человеческая деятельность, как творчество.

ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике.

Изучает природу творчества и создает различные модели творческой деятельности наука эвристика. Согласно эвристике творческая деятельность чаще всего содержит следующие основные фазы:

1. Замысел, то есть первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра проблемы, наметки основной цели и этапов ей достижения.

2. Созревание идей, то есть процесс мысленного конструирования идеального образа результата творческой деятельности.

3. Озарение, то есть момент мгновенного решения творческой проблемы, зачастую неожиданного и логически не проистекающего из этапа созревания идей.

Дата добавления: 2014-10-22 ; Просмотров: 398 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Немецкий богослов Ф. Шлейермахер утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших Сил. Великий философ 18 века И. Кант указывал на чувство нравственного долга как на основу религии. Философ Ф. Паульсон писал, что в основе религии внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием». Почти наш современник Б. Рассел (1872-1967) считал, что в основе религии «страх перед неведомым».

Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании. Такое определение религии, в отличие от других, включает объективно, т.е. независимо от сознания существующий материальный мир.

Кроме того, идея Бога как Существа всесовершенного, т.е. Абсолюта, никак не могла бы быть отражением материального мира, в восприятии которого нет ничего опытно-абсолютного (примеры: относительность познания, в частности измерения величин; наличие антагонистических явлений в природе, относительность движения, времени в свете теории относительности).

Религиозное мировоззрение первоначально сформировалось на базе мифологического, включив в свою картину мира образ культурного героя как посредника между богами и людьми, наделенного одновременно природой божественной и природой человеческой, способностями естественными и сверхъестественными.

Однако религия в отличие от мифологии проводит точную грань между естественным и сверхъестественным, наделяя первое только материальной сущностью, второе – только духовной. Поэтому в период, когда мифологические и религиозные представления были соединены в религиозно-мифологическом мировоззрении, компромиссом их сосуществования явилось язычество – обожествление природных стихий и различных сторон человеческой деятельности (боги ремесел, боги земледелия) и человеческих отношений (боги любви, боги войны). От мифологических поверий в язычестве остались две стороны бытия каждой вещи, каждого существа, каждого явления природы – явная и скрытая для людей, остались многочисленные духи, оживляющие мир, в котором живет человек (духи – покровители семьи, духи – хранители леса). Но в язычество вошло представление об автономности богов от их функций, об отделенности богов от сил, которыми они управляют (например, бог-громовержец не является частью или тайной стороной грома и молнии, сотрясение небес – это гнев бога, а не его воплощение).

По мере развития религиозных верований религиозное мировоззрение освобождалось от многих черт мифологического мировоззрения.

Уходили в прошлое такие черты мифологической картины мира, как:

– отсутствие ясной последовательности событий в мифах, их вневременной, внеисторический характер;

– зооморфизм, или звероподобие мифологических богов, их спонтанные, не поддающиеся человеческой логике действия;

– второстепенная роль человека в мифах, неопределенность его положения в действительности.

Целостные религиозные мировоззрения сформировались, когда сложились монотеистические вероучения, когда появились системы догматов, или непререкаемых истин единобожия, принимая которые человек приобщается к Богу, живет по его заповедям и соизмеряет свои помыслы и поступки в ценностных ориентирах святость – греховность.

Религия – это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих посюсторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах и видениях, в образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество дает о себе знать посвященному. Вера в сверхъестественное оформляется в особый культ и особый ритуал, которые предписывают специальные действия, с помощью которых человек приходит к вере и утверждается в ней.

В религиозном мировоззрении бытие и сознание тождественны, этими понятиями определяется единосущий, вечный и бесконечный Бог, по отношению к которому природа и человек, от него произведенные, вторичны, а потому временны, конечны.

Общество представляется стихийным сборищем людей, так как оно не наделено своей особой душой (в научном мировоззрении называемой общественным сознанием), тем, чем наделен человек. Человек же слаб, произведенные им вещи тленны, дела быстротечны, мирские помыслы тщетны. Общежитие людей – это суетность земного пребывания человека, отступившего от заповедей, данных свыше.

В вертикальной картине мира Бог – человек общественные отношения воспринимаются как сугубо личностные, единичные действия людей, спроецированные на великий замысел Творца. Человек в этой картине – не венец мироздания, а песчинка в круговерти небесного предопределения.

В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, «земной» (про-фанный). Однако проработка идеологического содержания религиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень. Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий – монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта – глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, «греховного», погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

Становление религиозного сознания падает на период разложения родового строя. В эпоху раннего христианства рациональная соразмерность, гармоничность космоса древних греков заменяется картиной мира, полной ужасов и апокалипсических видений, тем восприятием социальной реальности, которое складывалось у порабощенных народов Римской империи, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрывающихся в пещерах и пустынях Передней и Малой Азии семитских племен. В условиях всеобщего отчуждения многие люди были практически лишены всего – крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать принадлежащим ему свое собственное тело. Именно в этот период, переломный и трагический момент истории в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений: все люди, независимо от социального положения и этнической принадлежности, равны перед Всевышним, человек – носитель величайшего, доныне невостребованного богатства – бессмертной души, источника нравственной силы, духовной стойкости, братской солидарности, бескорыстной любви и милосердия. Открылся новый, неизвестный людям предшествующей эпохи космос – космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и униженного человеческого существа.

Теории возникновения религий

1. Одна из древнейших версий происхождения религиозных представлений усматривает их причину в изобретательности жрецов, источником благосостояния которых эти религиозные представления являлись. Жрецы якобы придумали богов и, создав сложный ритуал богослужений и жертвоприношений, монополизировали его, эксплуатируя человеческое невежество и доверчивость. Сообщниками жрецов объявлялись также вожди и старейшины соответствующих племен, отчего сама теория нередко называется политико-теократической.

Несмотря на то, что так называемый научный атеизм давно от версии сознательного обмана отказался, она до сих пор бытует среди людей, примитивно-враждебно настроенных против религии: «все попы выдумали» такого рода реплики можно слышать и в наше время.

Несостоятельность версии сознательного обмана становится очевидной уже при осмыслении факта, что жрецом человек не рождается, а становится в условиях наличия религиозной ситуации, т.е. религия является по отношению к жреческому сословию чем-то первичным, что неизбежно порождает жречество. Гипотеза эта оставляет открытым вопрос, как у самих жрецов (и правителей) могла возникнуть идея о сверхъестественном, т.е. о Боге или божествах. Жречество становится носителем и хранителем уже образовавшихся религиозных традиций, принимает на себя посредничество между народом и божествами, совершая все более усложняющиеся богослужебные ритуалы и возвещая народу «волю божества».

2. Другой, не менее популярной и, пожалуй, более поздней версией является попытка искать корни религиозных представлений в чувстве страха. Согласно этой теории, человек, осознавая свою беспомощность перед явлениями природы, стал по своему невежеству предполагать существование неких сверхъестественных, опасных, как правило, сознательно угрожающих ему сил.

Поводом для таких гипотез могло служить наличие элементов страха в религиозных переживаниях. Первобытный человек мог объяснять явления природы вмешательством сверхъестественных существ только потому, что был убежден в реальности этих существ или, по крайней мере, был склонен верить в возможность их существования, сами явления могли оказываться для него подтверждением его верований, но не их источником или причиной.

Одним из важнейших условий возникновения религиозных представлений на почве страха сторонники такой гипотезы считают невежество первобытного человека, отсутствие у него естественнонаучных представлений о сущности природных явлений.

Наличие в научном мире множества глубоко религиозных людей, не являясь ни в какой мере доводом в пользу истинности тех или иных религиозных воззрений, убеждает, однако, в отсутствии какой-либо причинной связи между невежеством и религией.

3. Также необходимо остановить внимание на весьма распространенном взгляде на человеческие страдания как причине возникновения религиозных представлений. Жизнь человека полна негативных переживаний, и потому, нуждаясь в утешении, а также в осмыслении собственной участи, он обращается к религии, стремясь в ней найти для себя иллюзорный источник духовных сил. К этой теории примыкает родственная ей доктрина, трактующая религию как удел слабых душ, как признак духовной слабости.

Эта теория, часто называемая в научной литературе теорией пессимизма, или пессимистической, применительно к первобытному населению нашей планеты страдает явной надуманностью, отсутствием научного обоснования. На начальных ступенях развития люди не могли испытывать состояние рефлексии, угнетенности, не могли иметь глубоких переживаний, связанных с осознанием бедственности той или иной ситуации. Любое неблагоприятное стечение обстоятельств вызывало, как правило, активность, направленную на преодоление дискомфорта или тем более страданий, побуждало к действию и не оставляло места для каких-либо мучительных раздумий о смысле страданий, — размышлений, к которым первобытные люди вообще еще не были способны. Непонятным остается также психологический механизм, который послужил бы возникновению идеи божества у первобытного человека, до того подобными идеями не обладавшего. Откуда появилось представление, что божества могут оказаться источниками утешения и поддержки?

Кроме того, далеко не все языческие божества воспринимались как добрые и благожелательные; многие из них представлялись мстительными, злыми, вредоносными (Ариман у персов, Ваал у финикиян, Шива у индийцев и многие другие), не говоря о том, что даже добрые, по мнению человека, божества были подвержены колебаниям настроения и легко переходили от благоволения к гневу и ярости.

4. Последней из подлежащих рассмотрению гипотез о происхождении религий будет так называемая анимистическая теория. Ее разработка принадлежит английским ученым и мыслителям, из которых наиболее известны Э. Тэйлор (1832-1917) и Г. Спенсер (1820-1903). Исходным импульсом появления первичных религиозных представлений они считали иррациональную деятельность сознания, в частности сновидения, галлюцинации и т.п. Древнейшим религиозным представлением якобы была идея о невидимом, сверхчувственном духе, существующем параллельно со своим двойником — реальным человеком, но независимо от него. Предполагалось, что такого рода идеи возникали в сознании первобытного человека под влиянием сновидений, содержащих образы умерших людей. Патологические состояния психики — галлюцинации, бредовые идеи и образы тоже могли, по мнению приверженцев анимистической теории, способствовать возникновению и закреплению идеи о существовании духов, приобретающих после смерти данного человека (а может быть, даже и при его жизни) самостоятельное, независимое от тела бытие.

Читайте также:  Интернет магазин линз для очков для зрения

Более сложные религиозные понятия рассматривались как результат развития и усложнения первичной идеи о существовании у каждого человека некоей параллельной духовной субстанции.

Слабой стороной анимистической теории происхождения религии следует признать прежде всего субъективизм таких психологических явлений, как сон, галлюцинация и др. В самом деле, можно допустить, что увидевший во сне своего умершего предка человек способен уверовать в реальность его существования как некоей первопричины сна или явления, однако уверить или убедить других в реальности собственной души (духа) сновидец не в силах, так содержание сновидения не может быть отождествлено с религиозным представлением, тем более переживанием. Здесь отсутствует сознание зависимости от могущественного объекта религиозного почитания, а, как мы знаем, это сознание — одна из важнейших черт, присущих всякому религиозному переживанию.

Религиозная теория происхождения человека: доказательств не требуется

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека Теории происхождения человека: на любой вкус, но без доказательств не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры Шумеры — загадки исчезнувшей цивилизации полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит Лилит: придуманный женский идол . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами Ангелы: 10 неверно понимаемых фактов . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Сборник ответов на ваши вопросы

Что же такое человек, кем и для чего он послан на эту землю? Такие вопросы волнуют философов уже не первую тысячу лет, и раз они до сих пор не смогли найти хоть один удовлетворяющий всех вопрос, значит, что-то в этом есть. Мнений огромное множество и все они зависят от позиции человека – уровень образования, религиозности, степень цинизма.

Что такое человек с религиозной точки зрения?

Представители многих религий утверждают, что человек это создание Бога. Исходя из этого, «создание» должно:

  • Свято верить в Творца.
  • Восславлять его всеми своими деяниями.
  • Не поддаваться никаким искушениям.
  • Трудиться во благо своей общины.

Заветов гораздо больше и они разнятся в зависимости от конкретной религиозной общины или секты. Но всё сводится к паре простых истин:

  1. Человек представляет собой раба.
  2. Божественное создание не поддаётся сомнению.
  3. После смерти каждый должен будет либо расплачиваться за грехи, либо славить Бога в раю.

Если руководствоваться этой идеологией, выходит, что каждый из нас проходит на Земле определённый духовный путь. А по его завершению нас ждёт или заслуженная награда, или адские мучения. Варианты спорные, и если разобраться – неприятно быть игрушкой, созданной для повышения чьего-то чувства собственной важности. Пусть даже и божественного чувства, но что это меняет?

Что такое человек с точки зрения науки?

На протяжении веков у большинства населения планеты был исключительно такой взгляд на жизнь, без каких-либо альтернатив. Все эти альтернативы расценивались как ересь и слабо поощрялись, мягко говоря. Но сегодня мы можем взглянуть на вопрос и с других точек зрения. Начнём с научной. Человек представляет собой:

  1. Высшего примата.
  2. Чуть ли не единственного во всём животном мире обладателя ассоциативного мышления.
  3. Продукт эволюции.
  4. Венец творения природы.
  5. Результат мутаций и естественного отбора.

Всё ещё далеко от идеала, но уже звучит гораздо лучше. С учением Дарвина сегодня не соглашаются только самые отъявленные религиозные фанатики и поклонники «теории сотворения».

Умозаключения Дарвина, объединённые в теорию, оказали в этом неоценимую помощь. Но это не делает выводы учёного неверными, за прошедшую сотню лет учёные лишь укрепились в идее эволюционного зарождения жизни. Поводом для обсуждения являются лишь механизмы развития стойких положительных изменений. Сами основы эволюции и естественного отбора под сомнение не ставятся.

Философия и самоанализ – путь к ответу?

Но что же такое человек на самом деле? Исходя из научных предположений, человек это наилучшим образом приспособленное для выживания животное. Создание, которое развивалось и доводилось до совершенства долгое время, за счёт жесткой конкуренции. Всё ещё звучит довольно депрессивно.

Хотите услышать что-то более позитивное? Тогда вам к философам, они хоть и не смогли получить однозначный ответ, но несколько интересных теорий сформировали. Поскольку правильного ответа здесь не может быть в принципе, выберите ту, которая вам больше по душе.

Для деятельных людей подойдёт утверждение, что все мы являемся двигающей силой, способной кардинально изменить окружающий мир. К лучшему или к худшему, на наше усмотрение. Некоторые философы говорят, что люди лишь ничтожные пылинки, которые вынуждены приспосабливаться к жестокому року жизни. Точка зрения имеет право на жизнь, слишком часто происходят события, в которых от нас не зависит ровным счётом ничего. И нам приходится лишь смириться с итогами и принять новые условия.

Самая древняя жажда человечества.

Но по большому счёту, все мы находимся сейчас на огромном куске минеральных пород под названием планета Земля. И это небесное тело с огромной скоростью летит в пространстве, вращаясь вокруг нашей звезды. Солнце, в свою очередь, вращается вокруг центра галактики. Ещё не кружится голова? Тогда продолжим.

Наша галактика вращается вокруг квазара или массивной чёрной дыры, вместе с другими галактиками. И все эти скопления тоже вокруг чего-то вращаются. На ум приходит карусель и осознание масштабов себя во вселенной. Буддисты со своим колесом Сансары может, были не так уж далеки от истины.

Лучше расценивать это с другой позиции – весь мир свободен и открыт для наших исследований. Может когда-то и произойдёт контакт с иным разумом, но пока что мы можем самостоятельно познать тайны вселенной и стать первыми разумными существами на миллиардах планет.

Это уникальная возможность удовлетворить жажду познания, которую человек начал испытывать, будучи пещерным жителем.

А может мы лишь чей-то эксперимент?

Не будем обходить вниманием теории, согласно которым все человечество на нашей планете, это лишь чей-то далеко зашедший эксперимент. Идея что нас кто-то создал, что есть мифический Творец – плотно засела в умах людей. И раз уж это не Бог, пусть будут инопланетяне или кто-то ещё.

ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Невозможно разобраться в себе, не выяснив, какие ка­чества присущи каждому человеку, что же такое человек в принципе. Пойдем путем крайностей, рассмотрим человека с точки зрения как науки, так и религии. Это позволит нам пройти по границе раздела двух понятий, в которой, как правило, и заключается вся суть.

Человек с точки зрения науки — биологическое суще­ство, обладающее:

телесной конституцией; психической защитой;

Всего восемь составляющих, запомним эту цифру — во­семь.

Человек с точки зрения христианской религии — ча­стица духа, заключенная в материю, образ Бога, личность, являющаяся фокусом, через который преломляются все со­бытия на Земле. Бог троичен, троичен и человек, который состоит из: духа; души; тела.

Через дух человек связан с тем, что его породило: с Богом. С помощью души он творит свою собственную жизнь, праведную или грешную, а тело используется как инстру­мент для работы на Земле.

Поговорим о человеке и его душе, о духе же будем говорить в пятом томе, «если доживем» (эти два слова часто употребляются священниками и символизируют «сми­рение») .

Душа, как и человек, троична: умная часть (голова); невательная часть (сердце); вожделенческая часть (нижняя половина тела).

Человек троичен, но состоит из двух основ — низшей (падшей, предельно уплотненной, созданной из низших сти­хий и зависимой от материи) и высшей (чистой, стремящейся к Богу).

Таким образом, в человеке изначально есть все — и самое низкое, и самое высокое. Низшее в человеке, в самой примитивной своей части, содержит «темные программы» для человеческого биокомпьютера, всякие низменные побуж­дения, проявляющие активность при неразвитой морали, так называемые темные инстинкты. Их тоже восемь. Эти темные инстинкты — первый уровень человеческого естества, то, с чем он рождается и что он всю жизнь подавляет в себе.

В человеке есть и то, что можно назвать лучшим в нем. Это светлые программы, или светлые инстинкты. И их восемь. Они составляют третий уровень человеческого естества. Третий, а где же второй? В любом явлении жизни есть видимая или невидимая граница раздела двух сред. Именно на этой границе находятся обычные человеческие инстинкты, известные науке; они и составляют второй уро­вень человеческой природы.

Первый уровень более всех связан со стихией Земли, второй — менее, а третий — почти с ней не связан.

Чтобы понять, как сложна эта связь, скажу несколько слов о материи — об этом сложнейшем явлении. Существует даже духовный закон непроницаемости материи. Прежде всего материя предельно нейтральна, и потому используется для любых агрессий, я бы даже рискнул сказать — материя бессовестна, ибо таковой ее делают жизненные обстоятель­ства. Окружающий мир все время пытается беспардонно сесть Вам на шею, и это естественно. Люди будут Вас подводить, организации — жульничать, жилищные эксплу­атационные конторы — не выполнять своих обязательств, друзья — месяцами не отдавать долгов, родственники — ви­деть в Вас недотепу, а кошки — пытаться залезть на стол. Это — нормальная жизнь в материальном мире. Поэтому за правило нужно принять один из афоризмов Козьмы Прут­кова: «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман». Надо всегда помнить, что любой контакт с любым человеком несет в себе (как и в случае с Инь—Ян) свою противопо­ложность, то есть элемент обмана или лукавства и в то же время — элемент света. Качество личности зависит от того, что именно в ней преобладает. Обман так и рвется наружу, а светлое нужно с трудом вскрывать. Более того, если ты растяпа и создаешь условия для того, чтобы тебя обманули, то не только сам виноват в своем ущербе, но еще и в искушении ближнего. Важнейшая же задача человека на Земле — облагораживание материи.

Читайте также:  Механизм собственной проводимости с точки зрения зонной теории

ТРИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Рассмотрим внимательнее уровни человеческой природы. Их три (рис. 4):

Уровень первый — низший. Начнем анализ человека с его наиболее низменной части, где живут самые прими­тивные побуждения, названные мной темными инстинктами. В обычной жизни они хорошо известны как отрицательные черты характера. В православии их называют страстями человеческими, перечислим их.

Восемь темных инстинктов: 1) гордость; 2) тщеславие; 3) зависть; 4) скупость; 5) уныние; 6) гнев; 7) блуд; 8) чрево­угодие.

Уровень второй — средний. На границе раздела высшего и низшего в человеке находятся обычные человеческие ин­стинкты. Современная наука; в лице некоторых ученых, считает, что их семь (например, Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1994.). Философы всех времен и народов говорили, что в человеке живет непрео­долимая жажда обретения Бога, независимо от того, осознает он это или нет. Любой из нас порой испытывает непонятную тоску, которая не компенсируется никакими ценностями окру­жающего мира, будь человек хоть крез, хоть сверхмудрец. Это сидит в человеке с рождения наряду с другими естест­венными программами. Поэтому к семи признаваемым наукой инстинктам я прибавил еще один — инстинкт поиска Бога.

Восемь обычных инстинктов: 1) самосохранения; 2) про­должения рода; 3) альтруизма; 4) исследовательский; 5) ли­дерский; 6) свободы; 7) сохранения достоинства; 8) поиска Бога.

Уровень третий — высший, символизирующий лучшие ка­чества в человеке. В православии их называют добродетелями.

Восемь светлых инстинктов: 1) вера; 2) надежда; 3) лю­бовь; 4) смирение; 5) сострадание; 6) воздержание; 7) щед­рость; 8) справедливость.

А теперь, дорогой Читатель, проведем простой, но не­обычайно эффективный самоанализ всех трех уровней че­ловеческой природы.

Самоанализ первого уровня

Вглядитесь пристально в перечень восьми темных ин­стинктов. Внимательно подумайте о них, поразмышляйте. Проводите это сосредоточение в течение 5—10 минут.

Далее Ваша задача состоит в следующем:

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, запись может быть такая: 1) чревоугодие; 2) уныние; 3) гнев; 4) блуд; 5) тщеславие; 6) зависть; 7) гор­дость; 8) скупость.

Внимательно посмотрите на темные пятна своей жизни. Проявления этих низменных инстинктов порождают все проблемы, которые существуют в Вашей жизни. Других причин нет — все в них. Как только человек своим пове­дением спускает сознание в область своей низшей природы, темные инстинкты сразу обретают энергию и стараются заявить о себе. Выраженные сильнее других проявляются первыми. Поэтому так важно знать свои самые слабые места.

Составьте процентное соотношение свойственных Вам темных инстинктов, так как чрезвычайно важно знать силу проявления того или иного греха. Например, картина может быть такая: чревоугодие — 25; уныние — 20; гнев — 11; тще­славие — 10.

Самоанализ второго уровня

В течение 5 минут внимательно вглядитесь в перечень обычных человеческих инстинктов.

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, это может быть такая запись: 1) самосох­ранения; 2) альтруизма; 3) свободы; 4) продолжения рода; 5) исследовательский; 6) сохранения достоинства; 7) лидер­ский; 8) поиска Бога.

Составьте процентное соотношение преобладания в Вас инстинктов так, как было указано при самоанализе первого уровня человеческой природы.

Самоанализ третьего уровня

Внимательно вглядитесь в перечисленные выше светлые инстинкты человека. Вчитайтесь в них, вдумайтесь в их нравственное содержание в течение 5—10 минут.

Выпишите в порядке очередности свои добродетели. На­пример, может быть такой порядок: 1) вера; 2) надежда; 3) сострадание; 4) справедливость; 5) любовь; 6) щедрость; 7) смирение; 8) воздержание.

Определите процентное соотношение свойственных Вам добродетелей. Очень важно знать степень их проявления. Когда мы пытаемся получить процентное соотношение (что вообще-то немного наивно), тогда волей-неволей работаем над осознанием той светлой силы, что живет в человеке, а это то, что нам с Вами и нужно. Наиболее тщательно определите свой самый главный светлый инстинкт и самый непроявленный. Зачем? Для того, чтобы замкнуть звено цепи инстинктов самым крепким.

Попробуем теперь замкнуть слабое звено в цепи инстин­ктов сильным.

Предположим, что самое сильное проявление в Вас — это вера, а самое слабое — справедливость. Замыкаете оба звена:

вера + справедливость = вера в справедливость.

Именно над верой в справедливость Вы должны работать. Или в Вас сильна надежда, но слабо — смирение. Замыкаете оба звена, получается, что ваша надежда на решение жизнен­ных проблем — в смирении. Вот так Вы учитесь смирению.

О духовных ценностях третьего уровня и низменных страстях первого подробно поговорим в пятом томе. Сейчас займемся самоанализом среднего уровня человеческой при­роды — обычных инстинктов. Без такого анализа невозможно грамотно судить о человеке. А я постараюсь изложить его так, чтобы Вам не было безнадежно скучно.

С ПОЧТЕНИЕМ К ИНСТИНКТАМ

Итак, в человеческом биокомпьютере действуют восемь программ, называемых обычными инстинктами. Причем ин­стинкт альтруизма — это проявление душевного в человеке, а инстинкт поиска Бога — духовного. Поэтому атеист работает только с семью программами, а верующий — с восьмью. Как видите, у атеиста существует недостаточность мироощущения, а значит, и миропонимания, взаимосвязей причин и следствий.

Правильный анализ инстинктов позволяет выявить свои достоинства и недостатки и через них приводит к пониманию причин своих духовных заблуждений, а также — что уже имеет прикладное значение — причин психосоматических за­болеваний.

Инстинкты— основные потребности человека, каркас, из которого сконструирована его психика. Вот строится дом. Балки, перекрытия, сваи составляют его костяк. Они — «инстинкты дома». Не чувствуете аналогии? Если костяком человека как существа разумного является не костный ске­лет, а духовный, то костяком для психики служат ин­стинкты, отражающие о:новные жизненные потребности. К примеру — какова первейшая жизненная потребность чело­века как живого существа? Сохранить себя! Вот это и есть первая «свая», подпирающая платформу психики, и назы­вается она инстинктом самосохранения.

Что по важности идет дальше? — Сохранение собствен­ного потомства. Это уже вторая «свая», называемая ин­стинктом продолжения рода. Вот и две важнейшие «сваи», на которых уже можно строить гнездо. Символ этих двух инстинктов — умение говорить «Да» внешнему миру. Окру­жающая Природа вопрошает человека: «Ты хочешь вы­жить?», и он отвечает: «Да!» — «Тогда иди, бейся с дикими зверями, добывай пищу, борись с наводнениями. хочешь?» — И человек отвечает: «Да!» — «Чтобы выжил твой род, ты должен быть вместе с женщиной, хранить и оберегать ее, сможешь?» — «Да!»

Много еще вопросов задала Природа человеку, и на все он сумел дать утвердительный ответ.

Одинаковый набор инстинктов есть у всех, тем не менее люди отчего-то разные. А потому, что каждый из них неосознанно «отдает предпочтение» тому или иному ин­стинкту. Кто-то хочет быть генералом, еще лучше —мар­шалом. А я хочу сидеть дома и печатать на машинке лекции. Хорошо бы, чтобы еще и пенсию платили лет с сорока. У каждого свои желания в соответствии с его инстинктами. Жилому дому «хочется» стоять в тихом, укромном местечке, чтобы стекла не дребезжали и протечек не было. Но это не его «желания», а желания создавшего его человека. Они определяются назначением дома — его «инстинктами». А вот железобетонному доту вредна спокойная жизнь, от нее он плесневеет, появляются трещины в стенах. Его «инстин­кты» — война. У жилого дома — одно предназначение, у до­та — другое. Так и у людей — у каждого своя специализация, ре потому, что человеку так хочется, а потому, что такова воля создавшего человека Бога (Космоса). Но человек — единственное существо на Земле, имеющее свободную волю (у животных, например, ее нет). Следовательно, ему дана воля выбирать: быть или не быть беспомощным рабом ин­стинктов. Давайте поговорим о воле человека, сделав не­большое лирическое отступление.

Воля человека. Это понятие неотделимо от понятия о возможностях сердца, как места, где скапливается энергия всего лучшего в нем. Воля — равнодействующая двух век­торов: стремления и желания сердца.

Известный священник Александр Ельчанинов писал по этому поводу: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Таким образом, свобода человека зависит от его собственной воли. Но есть еще и степень человеческой свободы, которая определяется тем, что Вы диктуете жизни и что Вам диктует она. Разделим свободу человека на три степени: большая, средняя и малая свобода.

Понятием «свободой воли» во все времена занимались религиозные конфессии. Для примера рассмотрим точку зрения православной церкви по этому вопросу. Как пишет схиархимандрит Софроний (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1, 1995.), чело­веческая свобода ограниченна и ее связывают в значительной мере: 1) законы природы; 2) запросы тела; 3-) окружающие люди и обстановка; 4) общественные законы; 5) установ­ленные Богом внутренние законы, сообщаемые человеку через голос совести; 6) влияние на душу человека Божией благодати; 7) влияние на человека темной силы.

Как уже было сказано, воля человека получается от двух слагаемых: стремления и желания сердца. Последнее слагаемое понятно. А что такое стремление? Рассмотрим значение этого слова на примере высказывания епископа М. Таврического.

Человеческое стремление делится на пять сфер:

Сфера чувственно-материальной жизни: здесь люди бо­рются за свои материальные права, это область грубого эгоизма.

Сфера умственной жизни: это сфера людей, тянущихся к науке и ее изысканиям.

Сфера искусств: область, где человек живет в мире грез.

Сфера человеческих симпатий и состраданий: в ней живут люди, имеющие доброе сердце, им присуще мило­сердие.

Сфера жизни духа: мир свободной веры, сфера молитвы и общения с Богом.

Вернемся к разговору об инстинктах. Судите сами, на­сколько существенно человек имеет право выбора? Он может сменить свою специализацию, то есть показать, что жизнь не по доминирующему инстинкту возможна (нам это раз­решено), но это всегда чревато переутомлением, излишним расходом энергии, болезнями, а нередко и разочарованиями в смене специализации. Это своего рода своеобразный аван­тюризм. Но в социальном мире, где все духовные ценности «стоят на голове», большинство людей планируют свое бу­дущее исходя не из своей натуры, а из ценностей «света». И никто не хочет знать, что в основе поведения человека лежат инстинкты, основанные на его насущных потребностях.

После утраты рая длительное время в своем развитии человечество так и двигалось вперед всего лишь на двух инстинктах — самосохранения и продолжения рода. Но вот человек подошел к тому, что его интересы схлестнулись с интересами более слабого. Бесстрастная история показывает, что те племена, где уничтожали слабых, вымерли или по­теряли могущество, а там, где с ними считались, где про­являлось милосердие, рядом с сильными вождями всегда были тщедушные телом, но острые умом советчики, пользу от которых ощущало все племя. Это закрепилось в подсоз­нании человека, вошло в его эволюцию, и он наконец распознал заложенный в нем третий инстинкт — альтруизма.

Им названо все то, что подвигает человека на добро, на поступки благородные и жертвенные, заставляет поступаться своим ради другого. Это всегда трудно, но жизненно необ­ходимо.

Как уже отмечалось, каждый человек мучается неизъ­яснимым томлением по Творцу, но не каждый осознает это. Потому и стремится кто к деньгам, кто к власти, кто к семейной идиллии, считая, что в каком-то из этих мирков пройдет тоска и наступит радость. Для осознания причины томления своего духа человеку следовало научиться говорить жизни: «Нет». Это значительно труднее, чем говорить ей: «Да». Казалось бы, все наоборот: Творец и «Нет» несов­местимы. Совместимы! Более того, со словом «Да» в исто­рии человечества связаны самые большие неприятности. «Попробуешь яблочко»? — спросил Змий Еву. «Да», — отве­тила она. Сказала бы «Нет».

Трудно говорить «Нет» своей низшей природе, ближе всего стоящей к материи, и всегда легко — «Да». Тот, кто сумеет сказать «Нет» злу, начинает жить инстинктом поиска Бога. Но перед тем он должен сказать «Да» альтруистиче­скому инстинкту, услышать его голос и следовать ему.

«Нет» — это уже борьба со злом. Не всегда человек вел ее правильно. В частности, он боролся не со злом в себе, а с обычными инстинктами, пытаясь уничтожить их, считая, что так можно преобразовать свою низшую натуру, нахо­дящуюся под влиянием теллурических сил. С одной стороны, это правильно, человек — существо не земное, а вселенское, бесконечное. Но с другой — напоминает водолаза, который на глубине пытается сбросить с себя скафандр. Разумно ли это? Абсурдно, когда человек борется со своими инстин­ктами, дом — с фундаментом, корабль — с днищем. Борьба с ними иллюзорна, является разновидностью одного из «духовных прибабахов», который часто очень занятен для «отъехавших в духовность». Главное же — направить ин­стинкты на возвышенное. Как? Советовать всегда легко — трудно выполнить совет.

В качестве очередного лирического отступления расскажу один случай.

Был в нашей школе такой своеобразный слушатель. «Мечтаю, — говорит, — о жизни странствующего солдата ве­ка XVII. Костер, жарящееся в пламени мясо, вино, захваченные женщины. Ничего не могу с собой поделать. » В это время как раз набирались добровольцы для реставрации сельских храмов. «Езжай, — говорю, — ограничь свои крово­жадные инстинкты». Не думал, что он соберется, однако, смотрю, поехал. Работы оказалось много, церквушка XVII столетия, от «великой мудрости» превращенная в склад, готова была рухнуть от ветра. Вся работа практически за одни харчи, да еще и постные. Но он все выдержал, не сбежал, очень старательно работал — смирял свои низшие инстинкты, беседовал со священниками, читал каждую сво­бодную минуту. Вернулся, правда, немного придавленный, но без вреда для здоровья, тихий, успокоенный, добрый. И все. Никаких костров, никаких захваченных женщин! Вот так, двигаясь через такую опасную материю, как порочные мечты, человек был вовремя остановлен и переориентирован на инстинкт альтруизма.

Вернемся, однако, к инстинктам. Человек — существо, которое в нравственном смысле в основном не идет вперед, а лежит. А если и идет, то в редкие мгновения ему удается идти не падая. Праведники, например, падают до семи раз в день, но поднимаются и идут вперед. Обычный человек падает меньше, потому что больше лежит. Падать больно, и хочется, как Обломов, лежать на диване и не двигаться. Тем не менее что-то все же толкает человека на движение, какая-то неистребимая потребность узнать, а что же будет дальше, если я встану и пойду? Так проявляет себя чет­вертый — исследовательский инстинкт.

С побуждением искать — человек могуч, без него — об­речен! «Любите девочки простых романтиков. » Во все времена были на Земле героические профессии: моряков, полярников, альпинистов. Были, потому что в человеке существует живая потребность — искать. Обретение новых земель — низшая форма поиска. Человек думает, что где-то за горизонтом лежит берег счастья, и ищет его. Но ощущения счастья переживаются только в первые мгновения, может быть, часы (в этом Фрейд прав), а затем снова непонятная тоска, и снова в море за призрачным счастьем, за Землей Санникова, которой никогда не было! Поиски ведутся ты­сячелетиями, но ни к чему не приводят, так как ищут не там, где надо. А искать-то надо не за горизонтом, а в себе.. Начальная форма проявления исследовательского инстин­кта — поиск лучшей доли во внешнем мире, высшая форма — во внутреннем мире, поиск в самом себе..

Читайте также:  Через какое время после лазерной коррекции зрения можно наращивать ресницы

Жить с этими программами невозможно без руководства. Иначе обязательно начнутся бунт и неразбериха. На корабле самым главным является капитан; если будет не так, то корабль далеко не уйдет. Потому что без руководства не существует ни одно живое, тем более разумное, сообщество, в нем обязательно начнется смута, первое проявление ко­торой — нарушение закона иерархичности — бунт. Именно из иерархичности вытекают принципы руководства. Без нее случайный человек, завладев вниманием толпы, может за­вести ее в тупик, а затем исчезнуть.

У людей всегда существовала потребность вести или быть ведомым. Очень важно, чтобы ее реализовали пра­вильно, и не кто угодно, а кому положено. Это стремление быть первым получило название лидерского инстинкта — пятого инстинкта человека. Те, у кого эта программа пре­обладает над остальными, — прирожденные лидеры. Место лидера на Земле представляет собой трон из обоюдоострых мечей: много дается, но за многое и спрашивается.

Шестой инстинкт — инстинкт свободы. Без него челове­чество никогда не освободилось бы от рабовладельческого строя. Проявление инстинкта видно не только в противлении кандалам, но и в противлении насилию над свободой совести или над волей.

Свобода и совесть — сестры-близнецы, поэтому тот, кто не живет по совести, не может быть свободен. Зов инстинкта свободы всегда стучит в сердце каждого человека. Вот только не всегда нечистому сердцу понятен этот зов. Поэтому свободу начинают искать во всем, даже там, где она не нужна, — например, в нарушении моральных норм. Нега­тивный план вовсю помогает в этом, и тогда на свет появ­ляются свобода спекуляции, секса, свобода безнаказанно говорить все, что захочется, где угодно, хоть по телевизору, хоть в газетах. Свобода — дело тонкое, как лезвие ножа. Кроме того, что она имеет сестру-близнеца, совесть, она еще отбрасывает и свою тень — несвободу.

Свобода и несвобода. Свободы требуют все, даже нежи­вые предметы: согните железный прут — он стремится разог­нуться. .. А вот несвободу не любят. Если инстинкт свободы дал человеку Бог, то инстинкт несвободы человек. должен был привить себе сам. Например, несвободу злу, несвободу несправедливости, несвободу всем темным инстинктам. Роб­кий голос из нашего Зала: «Выходит, несвобода важнее, чем свобода?». И я, холодея от собственного героизма, за­являю: «Важнее!». Человек настолько напичкан всем темным, что прийти к свободе он может лишь через несвободу (ограничение себя). Парадокс? — Да! Но вообще надо привы­кать к тому, что все то, что понятно, — не имеет глубины. Вот когда ничего не понятно, а существуют лишь напря­женные смутные предчувствия значимости явления, то на­верняка присутствует и его глубина.

Есть люди, у которых инстинкт свободы доминирует над всеми остальными. У них часто сложная и полная обид жизнь. Общество не поощряет подобные стремления и может сломить такого человека, неосознанно стремясь к тому, чтобы он прошел сначала процесс несвободы. Это как в детской компании: если побьют — тогда своим станешь. Ча­сто человек с доминированием этого инстинкта стоит на­смерть за право говорить то, что все давно знают, за право. сидеть на работе у окна, говорить неумным людям правду, совершать поступки, которые ему ни к чему, а нужны лишь для доказательства его свободы. и прочее. Прекрасно, когда этот инстинкт направлен на возвышенное, и очень грустно, если — на мелочи. Среди малолетних преступников и бродяг много таких, которые, борясь за свою свободу, нашли единственное место, где они свободны, — в подворот­не. Жаль, что не в школе или дома.

Седьмой инстинкт — инстинкт сохранения достоинства. Нужно сказать, что это не только человеческая программа. Достоинством обладает практически любое живое существо, тем более высокоразвитое. Прикрикните на собаку — она обидится, потаскайте кота за ухо — иной потом неделю к Вам не подойдет. Обида возникает тогда, когда «что-то» попрано, — вот это «что-то» и есть достоинство, заложенное в человеке изначально. Если ребенок правильно воспитан, он преисполнен достоинства (не гордости). Его трудно оби­деть, он просто не поверит, что он плохой^ а значит, у него не будет и болезней. Духовные палачи знают, с чего надо начинать ломать человека, — с его достоинства. Без него нет личности, есть только то, что действительно могло произойти лишь от обезьяны. Ущемление этого инстинкта уносит тысячи и тысячи жизней на Земле. Особенно это касается тех, для кого собственное «Я» уж очень велико. Тем не менее, на этом инстинкте как на платформе стоят такие программы, как исследовательский инстинкт, альт­руизм, свобода, лидерство.

Мы так подробно говорим об инстинктах для того, чтобы выяснить, какие свойства характера у каждого из нас наибо­лее проявлены. Обычно у большинства самый выраженный инстинкт — самосохранения. Но есть и прирожденные семь­янины — это счастливые отцы многочисленного семейства, матери-матроны: у них налицо доминирование инстинкта продолжения рода. А вот чудаковатый ученый был в семье единственным ребенком, все с папой у микроскопа торчал — проявление исследовательского инстинкта. Сегодняшний ди­ректор крупной фирмы в детстве был бессменным пред­водителем ватаги мальчишек — лидерский инстинкт.

Разбивая общество на восемь типов, мы тем самым пыта­емся выяснить, к какому служению в социуме предназначен каждый из нас. Этот простой, на первый взгляд, анализ — начало видения многих проблем внутри себя, один из главных ключей к пониманию своих близких и друзей. Нередко случается так: мама — профессор, папа — мудрец, предки — ученые, а сын — типичный шалопай. Все б ему на улицу да на улицу, да в войну с мальчишками играть. В общем босяк, казак-разбойник. На парня начинают «давить» всей родней, всем социумом, ущемляя его инстинкт свободы, и в будущем обязательно сделают из него ученую посредственность с перекошенным ртом и затравленными глазами. А он, ока­зывается, лидер по основному инстинкту. Ему бы в армии с автоматом бегать или «крутым» в коммерции стать, а ему говорят: ради престижа семьи поменяй главный лидерский инстинкт на исследовательский, который у тебя самый слабый.

1. Определите, какая степень свободы воли относится лично к Вам.

2. Выясните самый существенный для Вас пункт ограничения собственной свободы, затем второй по важности, затем третий. Наконец, определите самую слабую для Вас степень ограничения.

3. Определите одну из пяти сфер Вашего стремления. Это трудно сделать однозначно, современный человек живет в нескольких сферах сразу. Попробуйте определить степень своей погруженности в каждую из сфер в процентах.

Выпишите в тетрадь по степени значимости все свои инстинкты.

На рис. 5, а изображена звезда гипотетического чело­века, у которого все инстинкты проявлены одинаково. На самом деле звезда инстинктов совсем не такая, а к примеру, такая, как на рис. 5, б.

А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою реальную звезду инстинктов, а затем — звезду, которой Вы вынуждены следовать. Скажем, у Вас доминирует исследовательский инстинкт, но жизнь сложилась так, что Вы живете по программе продолжения рода и исследуете лишь содержимое кастрюль и целостность мужниных носков; что ж, тоже неплохо, если подойти к этому с умом. Вот эту звезду и отразите на рисунке. На том же листе бумаги нарисуйте реальную звезду инстинктов Вашего ребенка, а также звезду, которую Вы (разумеется, из лучших побуж­дений) ему навязываете.

Эта работа — важнейшая в самоанализе, с нее нужно начинать после определения своей духовной платформы. После этого Вы уже совершенно по-другому будете смотреть на себя и своих близких, понимать происхождение многих поступков, видеть корень большинства неудач и происхож­дение многих заболеваний. Наступит понимание, сначала через разум, затем, со временем, через сердце.

В самоанализе есть некоторые тонкости:

1. У каждого человека главенствует один инстинкт.

2. Чем более доминирует один из инстинктов, тем более подавлен инстинкт продолжения рода.

3. Чем более подавлен главенствующий инстинкт, тем более человек неудовлетворен жизнью.

4. Ущемление любого из инстинктов — ущемление лич­ности и свободы, начало заболевания.

Более всего инстинкты проявляются в экстремальных ситуациях.

Инстинкты — фундамент, на котором строится личность. Существует очень важное прикладное правило, которое каж­дый из нас должен знать: если у Вас доминируют один или два инстинкта и Вы следуете их предписаниям — здоровье и удача будут сопутствовать Вашей жизни; если Вы «рабо­таете» сразу со всеми инстинктами, всех их «ублажаете» и даете всем в равной мере проявиться — Вас будут пресле­довать болезни и разочарования. Специализируйтесь в своей жизни и не включайте без надобности то, что «спит». Ко­нечно, иногда надо тренировать все инстинкты, но человек долговечен только тогда, когда у него преобладает один инстинкт, одна добродетель.

Последствия ущемления инстинкта

Инстинкт — живая программа, маленькая жизнь, зало­женная в человеческий биокомпьютер, имеющая свой разум, свои интересы и цели. Что будет, если пренебречь ею? То, что случается, когда пренебрегают любым живым существом. )но уйдет в глухую обиду, выстроит вокруг себя «китайскую стену», решит, что знать не хочет весь этот внешний мир, и таким решением серьезно ослабит себя. Мы договорились, что инстинкты — это сваи, и вдруг решаем, что какая-то из свай не нужна. Может быть, решение пришло не явно, а как-то исподволь, но пришло. И мы решили, что содержание «сваи достоинства», к примеру, слишком дорого, и решили ее пока убрать, можно ведь и немного попресмыкаться перед начальством для пользы дела, от этого еще никто не умирал. Попробовали, действительно, жизнь стала значительно про­дуктивнее, проще. Но только вот сердце что-то порой по­шаливает, желудок сдает, появилось отвращение к жизни, даже к себе, возникла депрессия. Собственные дети, ради которых все и терпел, насмехаться стали. В чем дело?

Посмотрим из принципа аналогии. Раз убрали одну из опор, платформа, которую подпирал целый пучок свай, дала какой-то крен. Крен. что это за явление? В мире психики — это эмоция как следствие на наши действия. Причем каждая свая-инстинкт порождает свойственную только ей крен-эмоцию.

Пренебрежение сваей самосохранения вызывает эмоции тревоги, беспокойства, страха, озабоченности; сваей продол­жения рода — неудовлетворенность жизнью, тоску, агрес­сивность, отчаяние; сваей альтруизма — ощущение собст­венной вины за что-то, тоску, душевные искания, «теснения в груди», муки совести, мечтательность; исследовательским инстинктом — недовольство существующим положением ве­щей, агрессивность.

Пренебрегли лидерским инстинктом — ощущаем неудов­летворенность, агрессивность, презрение к себе и другим, злость, жажду власти; инстинктом свободы — взмываются протест, депрессия, озлобленность, стремление отложить жизнь на завтра. Если же Вы закрыли глаза на инстинкт сохранения достоинства, то Вас одолеют гнев, отвращение, депрессия, гордыня.

Что же все-таки произойдет, если инстинкт подавлен, платформа накренилась, вызвав бурю эмоций, но это не вернуло ее к равновесию? Такое положение вещей вызывает в человеке две важнейшие реакции: протест, выливающийся в агрессивность, или капитуляцию перед жизнью.

Определите у себя ущемленный инстинкт, из-за которого на­клонилась платформа Вашей личности.

Выявите эмоции, которые возникли из-за ущемления этого инстинкта, и запишите все в свою тетрадь.

Инстинкты человека. В этой фразе не очень много романтики или экзотики. Но это с точки зрения обычной логики. Если рассматривать их с позиции логики парадок­сальной, они покажут много удивительного. В человеке кроме определенных наукой инстинктов есть и такие, о которых наука не говорит, потому что не знает о них.

Об одном таком я уже упомянул — инстинкт поиска Бога. Есть и другие, из разряда «антиинстинктов». На­пример, инстинкт зла. Он есть, в психике любого человека, и любой человек рождается с программой зла. Представьте, в Вашем телевизоре есть программа зла. Вы включаете ее — и оттуда несется всякая мерзость (не включаете — не несется).

Зло — это проявление закона смерти, который незримо присутствует во всем на Земле: в только что рожденном младенце, в веточке березы и лежащем на дороге камне. Младенец когда-нибудь умрет, веточка завянет, а камень превратится в песок. Проявления зла в обычном человеке малы, но программа такая все же есть. Когда человек выбирает путь зла, он сам включает эту программу. Если опомнится — выключает, и та снова замирает. Если же прог­рамма долго «не выключается» (говоря обычным языком, че­ловек погряз во зле и не хочет оттуда выходить), случается то, что не происходит ни в одном телевизоре или компьютере: программа выходит из-под контроля и стремится уничтожить своего хозяина, превращая того в еще большего злодея. Но не ошибаюсь ли я? Может, все это слишком преувеличено?

Обратимся к известным именам. В. Соловьев писал: «В глубине нашего существа, в самой основе нашей души иногда для нас вполне неосознанно таится и скрыто действует сила темная, безумная и злая. Это есть та самая сила, которая отделяет нас от всего и ото всех, побуждает замы­каться в самих себе, делает нас непроницаемыми и непроз­рачными: она есть сила бессмысленная и начало всякого безумия». Ему вторит 3. Фрейд: «Нет такой грязи и извра­щенности, которая не гнездилась бы в душе обычного, нор­мального человека». Как видите, дорогой Читатель, великие имена подтверждают мои слова.

У каждого индивидуума есть свой инстинкт зла, или, говоря обычным языком, у каждого человека есть некая странная склонность делать гадости, причем у каждого своя индивидуальная специализация. Другое дело, что один этой склонности поддается мгновенно, и мы видим предателя, другого надо уговаривать, а третьего не уговорить на явную гадость, но он совершит ее в своих мечтах.

Инстинкт зла следует, как тень, за каждым нашим шагом. Заметьте, когда Вы совершаете бескорыстный поступок, обя­зательно мелькнет мысль, как бы и себе что-нибудь выгадать.

Существует закон Паркинсона, который говорит о том, что если в приборе есть кнопка, которую нельзя нажимать, то обязательно найдется «умник», который ее нажмет. В этом результат косвенного проявления инстинкта зла.

Инстинкт поиска Бога и инстинкт поиска черта — свая и ее тень. Когда христианство говорит нам о том, что весь мир лежит во зле, о заведомой греховности человека и его готовности прикоснуться к греху, начинаешь понимать, что инстинкт зла открыт не вчера, а был всегда вместе с мно­говековой историей человека.

С УВАЖЕНИЕМ К ТЕМПЕРАМЕНТУ

Следующая составляющая человека — темперамент.

Что это такое и нужен ли он нам для самоанализа? Очень нужен — это вторая по важности ступень познания себя. Сначала дадим ему несколько определений, а Вы, дорогой Читатель, выберите, какое Вам по нраву:

1. Природный уровень энергетики человека.

2. Врожденная скорость реагирования на явление.

3. Сумма индивидуальных особенностей, воли и эмоций.

Темперамент (как, впрочем, и все на свете) особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях, описываемых законом нагрузки. Нагрузка — это свалившаяся на голову беда или проблема. Как только она приходит, с человека слетает маска, которую каждый из нас носит на себе как знак, что играется какая-то социальная роль. И тогда ста­новится видна вся суть человека, в том числе и интересу­ющий нас темперамент. Вот почему, когда случается беда, надо внимательно следить за друзьями, Вы узнаете о них много полезного.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5998939/
  • http://www.chuchotezvous.ru/human-evolution/1572.html
  • http://1-vopros.ru/319-chto-takoe-chelovek.html
  • http://infopedia.su/10x369.html