Меню Рубрики

Что такое церковь с точки зрения православного человека

Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.

Сквернословие – это порабощение бесовским силам

– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.

Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.

– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.

Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова

– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.

Как не поддаться искушению сказать гнилое слово

– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее

Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.

Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.

– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.

– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.

Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.

Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.

Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил

Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.

Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.

В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов

Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.

Невозможно сквернословить и молиться!

– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.

Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает

Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.

– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).

Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.

По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.

Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.

Невозможно материться и молиться!

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Храм святителя Василия Великого

На главную Глоссарий Алексей Зайцев Церковь Христова: православный взгляд

Церковь Христова: православный взгляд

О Церкви говорить трудно. В православном богословии экклезиология – один из самых, с формальной стороны, неразработанных разделов. На первый взгляд это может показаться очень странным: с одной стороны, Православная Церковь фактически отождествляет себя с Церковью Христовой, Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Символа веры, но с другой стороны, получается, что она воздерживается от каких-либо по крайней мере догматических определений относительно того, что она есть. Конечно, эта недоговоренность связана не с неспособностью к формулированию, но прежде всего с осознанием того факта, что Церковь надмирна, а потому не подлежит однозначной рационализации. Т. е. с православной точки зрения, исчерпывающее определение Церкви невозможно, в лучшем случае возможно лишь более или менее адекватное описание различных аспектов ее бытия. Причем при попытках такого описания не избежать формально противоречивых, антиномичных высказываний.

В этом отношении и католическое представление о Церкви как спасающей организации, и протестантское представление о Церкви как невидимом духовном сообществе представляются, с православной точки зрения, в равной степени односторонними, а потому ошибочными. Это две крайности (причем исторически вторая возникла как реакция на первую), каждая из которых делает упор лишь на одном из двух существенно важных аспектов Церкви – в одном случае на земном, институциональном, видимом, в другом, на невидимом духовном, – но в любом случае баланс между земным и небесным оказывается нарушенным. Характерно, что и та, и другая стороны способны привести в поддержку своих позиций множество новозаветных цитат, что, по нашему мнению, лишний раз свидетельствует против односторонности обоих подходов. (К тому же, уже давно очевидно, что сам метод, в соответствии с которым Священное Писание становится цитатником для подтверждения заранее принятых положений, крайне неубедителен.)

Православное понимание Церкви, как нам представляется, подобной односторонностью не грешит. В отличие от протестантизма православие не рассматривает земной аспект Церкви как что-то случайное по отношению к ее невидимому существу. Церковная организация не есть что-то произвольное и несущественное. Она богоустановлена.

В этом смысле позиция православия, казалось бы, близка к римско-католической. Однако здесь есть одно “но”, которое нельзя не учитывать. Говоря о земном институциональном аспекте Церкви православное богословие не рассматривает его изолированно, как что-то самодостаточное, как “вещь в себе”, что, в целом, характерно для римско-католической экклезиологии (по крайней мере средневековой и посттридентской). В чем здесь отличие?

Католическая доктрина ставит видимое единство церковной организации, персонифицированное в лице римского папы, во главу угла. Зримое единство здесь является своего рода точкой отсчета.

Согласно православному воззрению, видимое единство Церкви – лишь естественное следствие ее внутреннего единства, – единства по образу Пресвятой Троицы. Единство жизни во Святом Духе (а Церковь созидается Святым Духом), ни может не выражаться в догматическом единомыслии, в единстве молитвы и таинств, в единстве церковного строя.

Говоря о православном учении о Церкви, конечно же, нельзя не вспомнить формулу ап. Павла “Церковь есть Тело Христово”. И здесь нужно отметить, что православным сознанием это формула воспринимается намного более реалистично, нежели сознанием католическим или протестантским. Между Христом и Церковью существует теснейшая связь и даже в некотором отношении тождество. Проводя параллель между Христом и Церковью, православие кроме прочего подразумевает, что, как и Христос не был только лишь духовным невидимым существом и как Его историческая плоть была видима и осязаема самым действительным образом, так и Церковь не является каким-то эфемерным образованием, Церковь в истории совершенно реальна и зрима. Другое дело, что опознать Христа как Бога, пришедшего во плоти, можно только очами веры. Людям ослепленным неверием он представляется простым человеком, а некоторым даже лжецом, делающим себя Сыном Божиим. Точно также распознать Церковь как богочеловеческое тело, распознать ее в массе простых человеческих сообществ опять-таки можно только очами веры.

Итак Церковь богочеловечна. А потому она одновременно и невидима и видима. В православном понимании разрыва между видимым и невидимым в Церкви нет и не может быть, как нет разрыва между божеством и человечеством во Христе. Церковь стоит на рубеже между нынешним веком и веком грядущим и живет в обоих веках сразу. Видимое и невидимое составляют одну непрерывную реальность.

Читайте также:  Какое должно быть зрение чтобы пройти ввк

Теперь после этого, может быть, слишком общего вступления, наверное, есть смысл кратко обозначить некоторые более конкретные вопросы, которые являются предметом разногласий между нами. Я коснусь трех, пожалуй, самых основных пунктов. Это, во-первых, вопрос о единстве и единственности Церкви, во-вторых, связанный с ним вопрос об апостольском преемстве и, наконец, в-третьих, вопрос о непогрешимости Церкви.

Первый вопрос мы уже затронули. Еще раз повторим, что, с православной точки зрения, Церковь Христова в своей исторической перспективе должна кроме прочего представлять собой видимое единство – единство евхаристическое, единство догматического сознания, единство принципов духовной жизни, единство церковного устройства. Те, кто питаемы одним Святым Духом не могут пребывать в разделении. Всякое разделение есть свидетельство выпадения из Церкви.

В Священном Писании единство и единственность Церкви выражены достаточно ясно. Так, Ветхом Завете в качестве главного прообраза новозаветной Церкви выступает древний Израиль. Израиль, даже рассеянный, представляет собой вполне определенное человеческое общество, единую общину, qahal, т. е. “собрание народа Господня” (см.: Втор 10, 4; 23, 2-3; 31, 30; Пс 21, 23). Термин “qahal” выражает, пожалуй, ключевую идею ветхозаветной истории: для осуществления Своего предвечного замысла Бог избирает и призывает Израиль, тем самым образуя из него особое сообщество, цель которого быть избранным народом, уделом Божиим, царством священников, народом святым, частью Господа (см. Исх 19, 5-6; 23, 22; Втор 32, 9; Ис 43, 20-21).

Неслучайно, что почти буквально эти выражения используются и в Новом Завете, но уже для описания Церкви осуществленной, Церкви Христовой – “род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел” (1 Пет 2, 9).

Стоит также отметить, что в Септуагинте еврейское qahal в большинстве случаев передается словом _ekklhs0ia. И, как замечал Болотов, этот греческий термин заключает в себе сильный момент видимости.

Новый Завет свидетельствует о единстве и единственности Церкви уже прямо. Достаточно вспомнить образы одного стада и одного пастыря (Ин 10, 16) или лозы и ветвей (Ин 15, 5). В так называемой первосвященнической молитве Иисус Христос молит Отца: “соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино” (Ин 17, 11).

Здесь единство Церкви связывается с единством Пресвятой Троицы, причем не просто как отвлеченное сопоставление, но в том смысле, что церковное единство проистекает из природного единства Отца и Сына и на этом единстве основывается: “как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” (Ин 17, 21).

Церковное единство, таким образом, рассматривается не как образец (пусть даже самый совершенный) простой человеческой солидарности, но как богоданное свойство, которое неотъемлемо в силу того, что через Христа и во Христе Церковь причастна божественному естеству (ср. 2 Пет 1, 4).

Еще более отчетливо единство и единственность Церкви выявляются в книге Деяний Святых Апостолов, где Церковь рассматривается, главным образом, как субъект человеческой истории. Единство апостольской Церкви характеризуется рядом существенных признаков, важнейшие из которых – единодушное пребывание верных в истинном учении и их молитвенное и евхаристическое общение. Все уверовавшие “постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян 2, 41-42). “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее” (Деян 4, 32; ср. Деян 2, 44-45).

Вместе с тем Церковь была четко отграничена от внешних. Господь “прилагал спасаемых к Церкви” (Деян 2, 47), при этом “из посторонних никто не смел пристать к ним” (Деян 5, 13).

Ап. Павел многократно подчеркивает, что христиане составляют единое тело (Рим 12, 4-5; см. также Еф 4, 4-6), это тело Самого Христа, и оно есть Церковь. Христос глава тела Церкви (Кол 1, 18), христиане – его члены (1 Кор 12, 27; Еф 5, 30).

Важно отметить, что и с количественным увеличением христианских общин, с появлением Церквей по местам видимое единство Церкви не нарушалось. Церковь узнавала себя в каждой из этих общин. Общение в молитвах и преломлении хлеба сохранялось.

Уже в апостольское время начинает складываться единая вселенская структура Церкви, Церкви, как видимого единства поместных Церквей. Церкви на местах представляли собой евхаристические общины, которые возглавлялись епископами. Епископ выступает зримым средоточием церковного единства. Киприан Карфагенский писал: “Церковь есть народ, соединенный с епископом, паства, прилепившаяся к пастырю. Епископ пребывает в Церкви, а Церковь – в епископе”.

Причем речь в данном случае не об одних только административных полномочиях, но в первую очередь о сакраментальном служении, служении Евхаристии и других таинств. Полученные апостолами в день Пятидесятницы дары Святого Духа в исторической перспективе передаются через возложение епископских рук. Во второй половине II в. Ириней Лионский в полемике с гностиками указывает на непрерывающуюся цепь епископских хиротоний как на один из существенных признаков истинной Церкви.

Наконец, несколько слов о православном понимании непогрешимости Церкви.

В отличии от РКЦ православие не связывает свойство непогрешимости ни с иерархическим служением, ни даже с каким-либо коллегиальным органом самими по себе. Хотя епископы, согласно православным представлениям, и наделены особой харизмой учительства, это однако не гарантирует им с необходимостью личной непогрешимости в вопросах веры. Дар благодати подается потенциально. Его необходимо не просто усвоить и хранить, но и, как ап. Павел писал Тимофею, возгревать. Т. е. для того, чтобы тот или иной дар Святого Духа стал действенным, его причастник должен стать в первую очередь блюстителем (епископом) своей собственной души. Иначе он всегда может впасть в заблуждение и начать учить ложно: здесь, как и везде, действует православный принцип синергии, и человеческий элемент отнюдь не вытесняется божественным. (Вопрос синергии – это еще один пункт принципиального разногласия православия и протестантизма.)

Епископ остается человеком и по-человечески способен ошибаться. Непогрешима Церковь как Тело Христово, как полнота Святого Духа. Но, с православной точки зрения, нет такого понятия, как индивидуальная, только в силу определенного церковного статуса, или даже корпоративная непогрешимость. Т. е. ни сам по себе сан, ни даже тот или иной иерархический коллективный орган (собор епископов, например) не могут быть гарантом истины.

В этом отношении в православной традиции, в соответствии со словами Христа “блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, больший авторитет усваивается личной святости. Выражение: “Так говорят святые отцы” обязывает православных христиан ко многому.

То есть иерархичность Церкви, с православной точки зрения, совсем не заслоняет ее харизматичности. “Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте” (1 Фес. 5, 19-20). Святой Дух почиет на всем народе Божьем. Имеется специально учрежденное служение епископов, священников и диаконов, но в то же время весь народ Божий призван быть народом пророков и священников, царственным священством. Помимо институционального служения, которое передается через возложение рук, в Апостольской Церкви существуют и другие харизмы, или дары, сообщаемые непосредственно Духом. Но опять-таки дары эти потенциальны, стяжаются они только на пути личной святости. “Царствие Небесное силою берется и прилагающие усилие восхищают его”. Т. о. общецерковное служение царственного священства (и тем более дар церковного пророчества) осуществляется в служении святых.

Нередко считают, что согласно православным представлениям гарантом истины является собрание епископов Вселенской Церкви. Это не совсем верно. Православная Церковь признает вероучительную непогрешимость Семи Вселенских Соборов, однако при этом отнюдь не каждый собор пусть даже всех православных епископов может быть признан Вселенским. Соборы которые мы именуем Вселенскими, и решения которых мы рассматриваем в качестве догматических истин, признаются таковыми только потому, что они действительно выражали изначальное учение Церкви.

То есть дать формальное определение Вселенского собора невозможно в принципе. Как писал Болотов: “По самому своему смыслу Вселенский Собор есть тот, на котором верно выразился голос всей Вселенской Церкви, – определение весьма низкопробное с логической стороны (неизвестное в определяемом повторяется и в определяющем), однако же дальше него идти нет возможности. Все частнейшие, внешние признаки вселенскости собора оказываются обманчивыми. Для Вселенского Собора не требуется, конечно, ни созвание его папою, ни его участия, ни участие представителей всех частных церквей, ни даже немедленное признание его в этом качестве всеми частными церквами. Нужно именно то одно, чтобы здесь выражена была истина, содержимая всею Вселенскою Церковью. А это узнается иногда только путем долговременного исторического процесса. Сама церковная жизнь, история, налагает эту печать на соборы, а не какие-нибудь внешние отметы. Так было с соборами – Никейским, обоими Константинопольскими, Ефесским и Халкидонским”.

Интересно также обратить внимание и на такой факт: в церковном календаре есть дни памяти Святых Отцов Вселенских Соборов. То есть, празднуя память не Соборов самих по себе, а именно Отцов, которые в этих соборах участвовали, Церковь, можно полагать, тем самым свидетельствует об их личной святости и вместе с тем подчеркивает, что именно святость является важнейшим критерием истинности мнения. Как замечал тот же Болотов: “Свобода, истинно церковный характер соборов зависит не от соблюдения тех или других внешних формальностей, а от духа, нравственного характера самих епископов”.

Итак, Вселенский собор есть голос Церкви, голос истины. Однако, что есть Вселенский собор с точки зрения формальных критериев ответить не так-то просто. Мне кажется, если уж не определение, то, по крайней мере, некое указание на Вселенский собор можно дать при совмещении двух аспектов, о которых было сказано выше. Это, с одной стороны, епископское служение учительства и, с другой, общецерковный дар царственного священства христиан, дар, который осуществляется в святых.

Вселенский собор есть собор епископов Вселенской Церкви. Однако не всякий собор епископов Вселенской Церкви есть автоматически Вселенский собор. Осуществление дара учительства возможно только на пути достижения личной святости, то есть осуществления дара царственного священства. Поэтому, можно сказать, что Вселенский собор – это не просто собор епископов, но собор святых епископов (по крайней мере, по преимуществу святых).

И последнее. С одной стороны, мы говорим, что Церковь свята и непогрешима, что она есть истинное Тело Христово. Но с другой стороны, мы видим в Церкви раздоры и грехи и признаем, что в земной перспективе Церковь еще находится только в становлении. Как субъект человеческой истории Церковь еще в состоянии внутренней борьбы. Пшеница и плевелы произрастают пока еще на одном поле. Даже в подлинных чадах Церкви, пока они еще в этом падшем мире, еще сохраняется некоторая раздвоенность между новым и ветхим, между святостью и грехом, между Церковью и миром. Еще раз повторим, Церковь на земле живет в состоянии напряжения: с одной стороны, она уже есть Тело Христово и, таким образом, совершенна и безгрешна; но с другой стороны, поскольку ее члены, увы, несовершенны и грешны, она вынуждена непрестанно вновь становиться тем, что она есть.

И уловить грань между подлинно церковным, то есть богочеловечным и действительно относящимся к Телу Самого Христа, с одной стороны, и псевдоцерковным, то есть тем человеческим, несовершенным, что только рядится в церковные одежды (будь то высказываемые от имени Церкви ошибочные мнения, ложные обычаи, злоупотребления), уловить эту грань не всегда просто, грань эта открывается по мере чистоты ума, т. е. опять-таки по мере святости.

Однако человеческий грех не в состоянии запятнать Тело Христово. Мы не вправе сказать, что, поскольку христиане на земле грешны и несовершенны, значит, Церковь тоже грешна и несовершенна. В строгом смысле вопрос следует ставить иначе – о принадлежности грешника к Церкви. С православной точки зрения, всякий грех есть в той или иной мере выпадение из безгрешного Христова Тела. Поэтому само членство в Церкви – это не просто статичная данность. Участие в жизни Церкви – реальность динамическая. Через грех мы отпадаем от Церкви, через покаяние, делание заповедей и участие в таинствах вновь соединяемся с ней. То есть грех остается нашим, человеческим, а святость – церковной, богочеловеческой. Святость есть Божий дар, который не усваивается автоматически, но стяжается через аскетический подвиг. “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”.

Признает ли Православная церковь существование таких явлений, как сглаз, порча?

Почему церковь отвергает учение о реинкарнации или переселении душ? Ведь сейчас появились факты, свидетельствующие об этом. Человека вводят в гипноз и спрашивают, что вы помните в 5 лет, что ощущали, когда находились в утробе? И человек, как ни странно, описывает свою «прошлую жизнь». Почему этот термин присутствует в буддизме, откуда он и пришел? Говорит ли это о том, что это только для посвященных, а не для простых людей?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.

— Православная церковь основывает свое учение на Священном Писании – Библии и Священном Предании, которое включает в себя ее двухтысячелетний соборный опыт. Божественное откровение сообщает верующему человеку все, что ему необходимо знать о жизни и смерти. Между тем ни в одной из семидесяти семи книг Библии ничего не говорится о реинкарнации; ничего не знает об этом явлении и история церкви.

Факты, о которых вы пишете, свидетельствуют только о сложном устроении человеческого сознания и о богатой фантазии интерпретаторов-гипнотизеров. В одном африканском племени люди имели очень отчетливое представление о сложном движении звездной системы Сириуса, которое невозможно приобрести без многолетних наблюдений с помощью хороших астрономических приборов. Торопливые журналисты поспешили объявить туземцев потомками пришельцев из космоса, которые сохранили знание о своей исторической родине в форме религиозных представлений. Однако впоследствии оказалось, что в племени в течение многих лет жил протестантский проповедник, который был к тому же астрономом-любителем. Проповедь о Христе оказалась неусвоенной, а вот сведения о Сириусе, который был виден на небесной сфере, запали в сердце простодушных африканцев очень прочно.

Учение о реинкарнации в том его виде, которое встречается в индуизме и буддизме, несостоятельно, прежде всего, с логической точки зрения. Какова ценность жизни человека, если в последующем воплощении он теряет о ней всякую память и не может исправить ошибок той забытой предыдущей жизни? Какова ценность всей длительной цепи перевоплощений, если цель всего этого движения состоит в нирване — слиянии с Абсолютом, которое предполагает полное исчезновении личности с ее памятью о земной жизни, с ее любовью и другими ценностями?

Христианство твердо уверено в уникальности человеческой жизни. Жизнь дается каждому человеку одна, но продолжается она вечно. И качество вечности напрямую зависит от того, как человек прожил свою единственную земную жизнь. Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

В этом учебном году моя дочь пошла в музыкальную школу. Учительница по специальности, узнав, что у нее есть проблемы со здоровьем, стала агитировать меня «лечиться святыми». Я отнекивалась. Говорила, что и так в церковь ходим, причащаемся. Но недавно она сказала, что к ней из Питера приехала православная доктор, что она очень знающая, видит все «насквозь». Мы решили пойти проконсультироваться. Каков же был мой ужас, когда «доктор» оказалась инженером, которая «общается со святыми» и видит, как они «на тонком уровне лечат и снимают порчу». У меня было какое-то двоякое ощущение: то мне казалось, что я в психбольнице, то что она притворяется. Но там же наши православные молитвы, иконы! На следующий день я пришла на работу, залезла в интернет, и оказалось, что это самая настоящая секта! Я решила с учительницей не портить отношения, просто сказать: воду пьем, молимся, и думала, отстанет. Но она продолжает звать меня еще к этому «доктору», говорит нелепые вещи про мою дочь. После общения с «доктором» ребенок стал хуже себя вести, заниматься музыкой ее теперь приходится уговаривать чуть ли не с ремнем. Учительница говорит: «Это у нее от родовой травмы, Нина «видела» у нее что-то там в голове». А я точно знаю, что не было никакой родовой травмы! Как поступить в таком случае: идти на конфликт с учителем, просить перевести к другой? Ведь потом же все равно с ней встретимся, не будет ли она делать каких-то гадостей? Посоветуйте, что делать.

Отвечает диакон Дионисий Габбасов, клирик архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

— По-видимому, учительница вашей дочери является последовательницей секты «Центр Аштар» (она может действовать и под другими названиями: «Центры изучения книг Л.В.Шувановой», «Лечение святыми»). Сектанты используют в своих магических обрядах православные святыни и имена святых, им разрешено посещать православные храмы, однако по сути секта ничего общего не имеет с Православной церковью. В ней очень сильно развита практика спиритизма (вызывания духов), проповедуется учение о переселении душ (реинкарнации), несовместимое с христианством.
В России «Центр Аштар» функционирует с середины 1990-х. В нашем регионе секта активно работает в Саратове, Энгельсе. Согласно учению «Центра Аштар», «святые» прилетают к людям на космических кораблях с других планет. Руководит ими некий юноша Аштар. «Пришельцы» якобы посещают сектантов, и те их видят, слышат, общаются с ними, «святые» руководят мыслями и делами людей.

Любому христианину, знакомому с основными понятиями духовной жизни по творениям святых отцов Православной церкви, очевидно, что последователи этой секты находятся в крайне опасном духовном состоянии и стремятся иметь общение с миром падших духов, что само по себе может нанести человеку серьезнейший и непоправимый ущерб. Кроме того, секта имеет все признаки тоталитарного культа: своих адептов руководители удерживают при помощи страха перед «порчей», «родовым проклятьем» и тому подобными вещами, которые якобы обнаруживаются при «диагностике» во время «сеанса» целительства. Получить «исцеление» можно, конечно же, только в секте и только за деньги. В результате люди, обратившиеся к таким «целителям», остаются без денег и имущества, с тяжелыми душевными расстройствами.

Поэтому главный совет, который можно вам дать — не бойтесь. Забудьте эту чепуху о «родовой травме» и «святых», чаще посещайте храм Божий, молитесь и причащайтесь вместе с дочкой. Вам в данной ситуации ни в коем случае нельзя вести себя пассивно. Если вы не хотите, чтобы Ваша семья стала очередной жертвой сектантов, нужно как можно быстрее оградить ребенка от влияния учительницы-сектантки. Здесь можно пойти и на конфликт, вплоть до перемены музыкальной школы, в которой учится ваш ребенок.

Читайте также:  Определите генотип кареглазой женщины с нормальным зрением

Признает ли Православная церковь существование таких явлений, как сглаз, порча? Если да, то что это такое? К кому обращаться по поводу снятия этих негативных воздействий?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Ни в Евангелии, ни в других книгах Нового завета не говорится ни о сглазе, ни о порче, ни о каком либо вредоносном колдовстве. Даже Симон Волхв, известный шарлатан своего времени, умевший совершать разнообразные фокусы, никого не сглазил и никого не испортил. Евангелисты повествуют о многочисленных чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом, об исцелении неизлечимых недугов, об изгнании бесов, но ничего не сообщают о снятии «порчи» или «сглаза». Наставляя учеников, стремясь научить людей жить так, чтобы зло исчезло из человеческой жизни, Господь не призывал никого остерегаться колдовства, заговоров или каких-то заклинаний. Напротив, говоря о будущей церкви, Христос утверждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 16-18).

Бог бесконечно любит каждого человека независимо от его нравственного достоинства. Господь очень надежно оберегает и верующих, и неверующих, и праведных, и грешных от сатанинского зла. Так что, если и есть люди, уверенные в своей способности навести порчу, все их потуги тщетны; сила Божия сильнее всякого колдовства.

Однако существует феномен суетной веры. Веры не в Господа Иисуса Христа и спасительную силу Его благодати, а вера в абсолютное могущество сатаны. Исцеляя больных, Христос часто говорил: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Вера в спасительную силу божественной любви является, таким образом, условием исцеления.

Но так же по своей вере и в меру силы этой веры получает тот, кто верит в сглаз, порчу и тому подобное колдовство. Это не значит, что такому суетно верующему человеку кто-то из его близких действительно желает зла, колдует, сыплет соль, втыкает иголки и т.д. Но если человек в это верит, этого боится, значит, он не верит в способность и желание Господа защитить его от всех вредоносных воздействий. Вера в колдовство оборачивается маловерием, а то и вообще неверием в Бога и силу Его любви. Этим неверием пользуется сатана, который тут же ввергает суеверного человека в пучину самых разнообразных бедствий. Он же внушает несчастному, что в его беде виноваты какие-то конкретные люди: сослуживцы, родственники, соседи, которые «сделали на смерть» или что-то в этом роде. Испугавшись многочисленных напастей, несчастный суевер, вместо того чтобы обратиться к Богу, церкви, молитве, спасительным Таинствам Исповеди и Причастия, начинает искать хранителей тайного знания, способных снять порчу и сглаз. Желая избавиться от сатанинского наваждения, такой человек находит уже настоящих служителей сатаны, которые цепко хватают его душу, погружая в настоящую тьму заблуждений. Маскируя свою истинную сущность, такие целители кощунственно используют иконы, молитвы, церковные свечи. Желая еще больше сбить с толку потерявшего разум обывателя, целители посылают его в храм, настойчиво напоминая при этом, что настоящая сила, настоящие молитвы – все-таки не в храме, а только у них.

Единственным средством вырваться из этого порочного круга является возвращение в церковь, которое осуществляется через глубокое искреннее покаяние, исповедь и полный отказ от веры в сглаз, порчу и колдовство. Необходимо заново вживаться в церковную жизнь. Регулярно посещать богослужения, внимательно исполнять домашнее молитвенное правило, старательно соблюдать посты, по возможности чаще исповедоваться и причащаться. Следует помнить, что душевные травмы, полученные от общения с экстрасенсами и целителями, заживают очень медленно. Поэтому всякому, кто по собственной неосторожности пострадал от вторжения этой сатанинской силы, необходимо быть готовым к упорному молитвенному труду, который должен продолжаться всю жизнь.

Скажите, а колдовство на самом деле бывает? Как от него избавиться? И как бы мне свою квартиру очистить?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

— Знаете, когда приходится слышать это странное, оккультное по своему происхождению и бессмысленное по содержанию словосочетание «очистить квартиру», то так и хочется ответить: «Возьмите в руки веник, тряпку — и так вы свою квартиру очистите. Но если вы хотите квартиру освятить, то для этого нужно пригласить священника».

Если же говорить о колдовстве, то это — реальное проявление той темной силы, силы зла, которая существует и действует в мире. Однако если человек верит в Бога, ведет церковный образ жизни и не совершает тех грехов, которые приводят душу к отпадению от ее Творца, то всякие попытки как-то повредить ему посредством колдовства, навести «порчу» или «сглаз» обречены на неудачу. Как избавиться от колдовства? Ходить в храм, жить по-христиански, как можно чаще исповедоваться и причащаться.

Как Русская православная церковь относится к покойной Ванге? Как объясняет ее дар?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Священное Писание строго запрещает верующему человеку обращаться к гадателям и прорицателям всякого рода, даже если они объясняют свое мастерство действием Божественной благодати. Предсказание будущего как одна из разновидностей магии – это вторжение в область Промысла Божиего, попытка поставить под сомнение всемогущество Творца и ограничить свободу человеческой воли. Библия определяет действия такого рода как тяжкий грех: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-12).

Апостол Павел предупреждает: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 14-15). Бесы не рискуют появиться перед человеком в своем настоящем виде, потому что они отвратительны, поэтому стараются замаскировать себя мнимой набожностью и ложной добродетелью.

Вместе с тем Православная церковь не отрицает того, что некоторые пророчества, произнесенные такими прорицателями, могут сбываться. Но происходит это не от того, что Господь открывает им Свою волю, а исключительно из-за того, что бесы, стремящиеся нравственно дезориентировать доверившегося им человека, заставляют его поступать в соответствии со своим прогнозом.
Болгарская пророчица Ванга, которая сделалась известной всему миру стараниями журналистов, не сумевших правильно определить духовную природу ее мастерства, называла себя православным человеком и очень много говорила о благодатной силе православной веры. Однако ее деятельность никак не соответствует укладу церковной жизни и нравственным ценностям христианства.

Комментарии

Да все знает Церковь и про реинкарнацию ,и про то откуда знают туземцы о движении звезд ,да вот только верующие «бабульки» не должны отвлекаться от веры и не должны знать,что не все батюшки могут снять то что навели маги, а то уменьшится приход, лучше покрыть вуалью неправедной жизни и все свалить на грех человека ,чем помочь в борьбе с темными силами.Те кто помогали истинно людям, давно все на иконах, а это все притворные маски и служители, точно уже не Бога, или бога но другого.Да вы на лицемерие ихнее посмотрите 212 постных дней в году у православных христиан а фигуры у служителей с голодухи дует.Живите люди любите мир и все живые существа не делайте зла ни физического ,ни духовного,а если вам творят зло защищайтесь.

Добрый день.Зовут меня Ирина Александровна.Проживаю в Ярославской области не далеко от Москвы.Люди подскажите проверенного человека кто занимается магией.Ищу колдунью белую или экстрасенса кто сможет мне помочь снять порчу на смерть.
Моя электронная почта toikunova.ira 2015 @yandex.ru
Со мной случилась беда.Мой номер телефона 8 910 969 15 78
В 2000 году сходила к колдунье Храбровай просто погадать на картах.Но она сказала сесть на табуретку я так и сделала как она сказала.Потом она подошла ко мне взяла восковую свечу и стала водить по голове при этом что то шептала и крестила.Через некоторое время отошла в сторонку стала ко мне спиной и опять что то шептала.Когда всё проделала сказала мне поставить 12 восковых свечей и сходить на кладбище.Это я не стала делать.
В 2001 году я когда мылась услыхала не понятно что какие то слова но очень тихо.И какие это слова но не предала этому значение.Не чего не понимала даже не о чем не догадывалась.
В 2013 году ночью кого то услыхала что кто то на расстояние по слогам очень тихо говорит.Даже такое чуство что дышит кто то не далеко от меня.
В 2014 году я прочитала 2 книги Александр Аксёнов Я-не колдун Я-знахарь .
Там он пишет про нечистую силу и порчу на смерть.Самое главное я вычитала что одна из причин -колдовство и наведение порчи с помощью нечистой силы.
Всё что он пишет это правда я сама не верила и оказалась в такой же ситуации.
Я поняла что слышу на расстояние дьявола нечистую силу.
Слышу дьявола только ночью в комнате около себя где то рядом(дышит,по слогам говорит).Он сам говорит мне что дьявол ,душить не буду ,ищи помощь к экстрасенсу,кто тебе поможет меня убрать и тд.
Пошла я за помощью к Любе Мусиной которая живёт не далеко от меня со всем близко.
Рассказала я ей всё что со мной случилась.Она сказала мне что поставит защиту чтоб мне было легче.Я ей поверила и согласилась.Люба Мусина сказала поднять руки вверх так я и сделала подняла.Сидела я от неё на расстояние на диване.Она взяла замок прошептала чего то над замком потом 3 раза захлопнула.Потом она взяла дупло и вонзила туда 2 гвоздя.Говорила Люба Мусина про какую то сетку смерти и бесов.
Всё проделала она со мной когда мы были с ней только вдвоём.
Когда я пришла домой очень расстроилась поняла что не дела сделала и что меня обманули.
Когда я была дома у себя заткнула крепко уши и услыхала нечистую силу (сущность)у себя в голове поселенец.И на расстояние так же слышу это бес.
Слышу постоянно и днём и ночью в любое время суток.
Не знаю что теперь делать кто мне поможет даже не нахожу дома себе места.
Очень переживаю как жить дальше.
Всё что я пишу это правда я очень запуталась в жизни не знаю как жить дальше.
Очень прошу помогите дайте совет что делать.
Я не могу найти выход из сложной ситуации.
Напишите пожалуйста сможете мне помочь .
В каком городе проживаете.
С уважением,Ирина.

Доброго времени суток, дорогая Ирина Александровна. Мне, как священнику, приходилось сталкиваться и беседовать с людьми, пострадавшими от обращения к «целителям», «экстрасенсам» и т.п. Как и Вы, все они это делали неоднократно и в итоге приходили в похожее состояние: кто-то «приобретал» какую-либо греховную страсть, от которой никак не мог избавиться (н-р, гнев, выраженный в вспышках необоснованной агрессии), кто-то также начинал слышать «голоса», а кто-то становился самым настоящим одержимым, т.е. человеком, воля которого практически всецело подчинена живущему в нем бесу. Но даже эти состояния не самая страшная цена походам к магам и целителям. Бывают случаи, когда после сеанса у служителей нечистых сил (а именно ими являются колдуны, маги, гадалки, ворожеи, экстрасенсы и т.д), у человека возникает необъяснимое и непреодолимое состояние тоски, уныния и глубокого отчаяния, в котором он совершает непоправимую ошибку и страшный грех самоубийства. Боже, избавь нас от такого состояния!
Таким образом и Вы, пытаясь выбраться из одной сети, попадаете в другую, пытаясь уйти от врага, вновь обращаетесь за помощью к нему же.
Выход из сложившейся ситуации есть и он очевиден — оставьте тьму и идите к Свету, оставьте врага и идите под несокрушимый покров Спасителя Господа Иисуса Христа. Принесите Ему покаяние в таинстве Исповеди, с сокрушением покайтесь в своих блужданиях на стороне далече. Доверьтесь и будьте верны Ему. Не оставляйте Его Святой Церкви, и, что важнее всего, как можно чаще причащайтесь Его Святых Тела и Крови. Тогда-то сила вражия, гонимая Божественной благодатью, начнет отступать от Вас, а в сердце воцарится радость и невыразимый покой.
С уважением, священник Александр Матлашов, г. Талдыкорган

Простите меня!я тоже многое не понимаю и счиьаю что емли бы в уеркви гаши батюшки правтльно траковали и помогали то люди бы не ходили к кодкнам и бабкам. Человек поиходит за советом излевает душу в надежде сто все изменится к лучшему и что тут батюшка говорит ты грешная это твой крест и идм молись ! А у человека уже все подперлр к горлу лично я поняла я грешная и все мне по заслкгам. Должна поимериться с воагами хотф не понимаю как? Хотя тут бог выступает в роли судьи и как тогда читать бог есть любовь приходите ко мне все стражлкщие и обремененные я успокою вас! Что то не вчжется и когда я спрашиваю у одеого батюшки он говорит вы ищите другого саоего батюшку который поможет вам с советами. Где его найти. Опять молись может молюсь не так? Странно вангу не признает православие а что матрона тоже была мирским человеком прежде чем ее возвели в лик свчтых и не только. Честно я не могу понять стараюсь но пока у меня расхожие мнение .

Я не боялась порчи, потому что знала, что бояться не надо. Бог со мной. А теперь читаю разные источники и ищу объяснений. Мой любимый изменился в один день. Мы не ссорились, не ругались, были самыми счастливыми, он всем сказал, что нашел, наконец, свою половинку. И вдруг охладел и отстранился, не может войти в дом, где я жила до того, как мы перестали жить вместе, как ошпаренный торопится уйти. На нас пытались повлиять сплетнями и интригами, потом я проснулась ночью с мыслью о том, что нам пытаются навредить колдовством. Я что-то почувствовала. Но не боялась. Думала, ничего не случится. Но случилось. Вчера аноним в соцсети мне написал, что Елена (его бывшая девушка)ведьма и не надо ее злить. Я слушаю молитвы, службу, прошу Бога уберечь его от зла. Но я раньше не часто задумывалась о Боге. Как мне поступить? Оставить все как есть, повиноваться воле Божьей или надо любимого просить прийти к Богу, исповедаться, причаститься и молиться? Одного хочу: чтобы зло к нему не прилипало и никак на него не влияло.

обидно за церковь! которая,считает Вангелию недоброй посмотрите историю хизни етой прекрасной и всем помогающей доброй женщины она и Матрона одна и таже Святость.

Церковь не только признаёт «порчи» со сглазами, она ещё и отлучает от Церкви на 20 лет за это. Вот, только, не всем священникам ведомо это. Увы.
Вот мнение богослова на сей счёт, со ссылками на Правила и Соборы.

«К Истине»
О порче и сглазе: взгляд православного
«Как правильно защитить себя от порчи и сглаза», — такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору. Сотни людей, убежденных, что они подпали порче приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу. Как правильно нам православным относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на этот проблему.
Одна из них фактически копирует представления оккультизма: зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надежной защиты от темных воздействий. Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей. Все бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение Православного учения.
Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались, и развалили все патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться.
Подобный конец ждет и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что тоже, если не хуже). Такие люди совершенно не боятся смертного греха клеветы, и спокойно называют дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что 9 заповедь стоило бы выполнять. Они считают, что в борьбе с темными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами, сами становятся дьяволами (клеветниками). Не случайно, что именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи. Везде начинается партийность, прямо запрещенная апостолом Павлом: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:10-13).
Приведу пример. В одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный. — Длинная седая борода, загадочное выражение очей, таинственные слова привлекали к нему множество любопытных. Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным. – Он неделю пил водку ничем ее не закусывая, и общался с какими-то темными личностями. Затем он приходил как ни в чем не бывало, и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своем пьянстве, но при этом он утверждал, что просто побочный эффект борьбы с бесами. Думаю, что для православного, знающего, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10), очевидно, что такая деятельность не угодна Господу.
В чем же ошибка таких ревнителей? В том ли что бесов нет или что они не могут принести вред человеку? Думаю, что нет. Они забыли слова Господа, сказавшего через пророка Исайю: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Ис. 8:12-13) А люди забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари.
Перед нами практически тоже идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них. Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой. Все это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нем, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях.
Такое отношение к Создателю иначе, чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя. По словам апостола Павла, именно такое отношение к Богу привело язычников к идолопоклонству и другим омерзительным грехам: «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:20-14).
Бог конечно защитник всем призывающим Его. Но, как говорит Давид: «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7:11), а не тем, кто просто использует Его силу. Потому нам должно не бояться бесов, помня, что без попущения Божия они не могут навредить и свиньям, а стремиться познавать Бога, служить Ему, благодарить и славословить Его. Тогда и защита от Бога придет сама.
Но есть и вторая точка зрения на проблему воздействия порчи и сглаза, выраженная нынешними либеральными богословами. Согласно ей лучше отрицать факты, чем менять свою теорию. Считается, будто порчи и сглаза не существует вовсе, а если что-то и есть, то только у тех, кто сам обращается к темным силам через магию или подобным образом. Даже с формальной точки зрения непонятно, почему мы должны доверять нашим представлениям больше чем реальности? Ведь к пустому колодцу по воду не ходят. Если бы не было злого воздействия на людей из мира духов, то откуда взялось бы само представление о порче и сглазе?
Самое неприятное в рассуждениях либералов то, что вместо обсуждения реальной проблемы они ограничиваются навешиванием ярлыков. Вера в порчу и сглаз есть в язычестве – значит, это и есть язычество, звучит этот силлогизм. Но подобным образом рассуждают и любые сектанты. – Все язычники верят в бессмертие души, значит, вера в бессмертие души – язычество (рассуждения Свидетелей Иеговы). Короче, всякий петух есть птица, следовательно, всякая птица есть петух.
О. Андрей Кураев подробнее других отстаивающий эту точку зрения (остальные обычно выступают в Интернет – публикациях) приходит к следующим выводам: «Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся. Несомненно, что христианин (крещеный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить «обслуживание по полной программе» — вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают. Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путем воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника. Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встает вопрос – от чего же защитил и спас Христос? Богатства и земной власти Своим ученикам Он не дал. И вот оказывается, что на частицу Его тела, на церковную частицу… любая знахарка может наслать любую напасть… Утверждающие, что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 239).
Чтобы обосновать этот вывод о. Андрей проводит изощренные исследования и пытается основываться на данных предания Церкви. Он говорит: «Обратимся к свидетельству Предания. Достовернейший голос Предания – это вероучительные определения Вселенских соборов. Но ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах нашей Церкви, ни даже в катехизисах и «Законах Божиих» – нигде в качестве части православного вероучения не именуется вера в «порчу» и в угрозу, устремляющуюся к нам со стороны языческих практиков» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 238-239).
Конечно, никто и не считал веру в «порчу» частью вероучения, как никто не считал частью вероучения угрозы убийства или грабежа. Вопрос о «порче» для христианина лишь часть нравственного богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо боятся болезни. Но грех наведения порчи на человека в наших вероучительных книгах ЕСТЬ!
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», известнейшей символической книге Православия, утвержденной на Киевском, Ясском и Константинопольских Соборах и одобренной восточными патриархами сказано о грехах против 2 заповеди: «Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхованиям и чародействам, которые признают неизменным и верным счастье и судьбу… также превращают людей в овец и других животных» (Догматические Послания Православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. с. 133).
Признание действенности волшебства содержится и в авторитетных толкованиях канонических правил. Так крупнейший канонист Церкви XIV века Матфей Властарь, систематизировавший все предыдущие толкования канонов, объясняя, почему волшебник по правилу св. Василия Великого подвергается епитимии убийц (20 лет отлучения), пишет: «волшебство содержит призывание злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь ослабить, например члены, или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостной» (Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. М. 1996. С. 316).
Также и другой великий канонист Православной Церкви, Зонара говорит: «справедливо таковые (т.е. волшебники – с.Д.) наказываются подобно убийцам, потому что волшебство содержит в себе и призывание злых духов, и отравление; оно умерщвляет, или лишает рассудка, и делает смерть желанной для страждущего, когда он придет в себя, или, если не для него, то, по крайней мере, для близких к этому человеку. Временем же епитимии для таковых должно быть, говорит св. отец, время назначенное для дерзнувшего на вольное убийство, т.е. 20 лет» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 336).
Если мы обратимся к тому сборнику канонических норм, который употребляется в нашей Церкви при исповеди – «Номоканон при Большом Требнике», то увидим, что и здесь факт воздействия магов признается как вполне реальный. Канонической оценке волшебства посвящены параграфы с 13 по 24. Здесь прямо утверждается, что «чародеи волшебством бесы привлачат на своя хотения». Перечисляются те чародеи, которые вызывают демонов при помощи церковных молитв, тех, кто наводят импотенцию, дают удачу при охоте и защищают скот, наводят на людей паралич, создают отравы, занимаются прорицанием, астрологией и т.п. … Неужели о. Андрей считает себя мудрее тех отцов, которые составили и пользовались Номоканоном? Почему для него постановление протестанствующего еп. Феофана Прокоповича важнее многовекового опыта Церкви?
Точно также и литургическое предание подтверждает очевидный факт нападения демонов на людей по просьбе чародеев. Кроме известной молитвы Требника на первый день («соблюди младенца от всякого навета невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора»), упоминание о таком действии есть в каноне преп. Феодора Студита, который поется во всех церквах в мясопустную родительскую субботу. Там, среди различных видов смерти (от убийства, лягания коня, змеиного укуса и т.п.), говориться и о смерти от «чаровных напоений», которых он просит упокоить со святыми (Триодь Постная. Канон субботы мясопустной, песнь 6. Тот же тропарь в каноне Троицкой родительской субботы). Как мы видим, даже если человек умрет от воздействия магии, то из этого не следует, что был нанесен вред его душе. Для Отцов Церкви магическое убийство ничем принципиально не отличается от любого другого.
Упоминание о причинении вреда другому человеку чрез волхвование содержится и в Чине Таинства Исповеди в Большом Требнике.
Уже не приходиться говорить о десятках примеров действенности магии, содержащихся в житиях святых. Впрочем, для либералов этот источник вообще не считается не только авторитетом, но хотя бы заслуживающим хоть какого-то уважения. Ведь если для о. Андрея недостоверно житие святых Киприана и Иустины (написанное, замечу, императрицей Евдоксией в начале V века на основании подлинных документов), которое подтверждалось уже святителем Григорием Богословом (24 слово), то неудивительно, что и касательно современности он доверяет только своим теориям. Знаменитые слова «если моя теория противоречит фактам – тем хуже для фактов», во всей красе проявляется и в этом вопросе. Не удержусь, чтобы не заметить, что и знаменитая (и отвергаемая о. Андреем) история о превращении женщины в лошадь, описанная в житии преп. Макария Великого с точки зрения исторической доказательности засвидетельствована едва-ли не лучше, чем большинство событий церковной истории IV века. Ведь помимо самого жития (согласно рукописной традиции написанного святителем Сарапионом Тмуитским – конец IV в.), об этом чуде упоминает Лавсаик еп. Палладия, Руфин, «Достопамятные сказания». И Палладий, и Руфин лично общались и самим преподобным Макарием, и с многими очевидцами этого чуда. Так на каком основании мы должны не верить очевидцам, а доверять теориям либералов конца XX века?
Нам лично приходилось сталкиваться с тяжелыми последствиями либеральных теорий, которым верят больше чем реальности. Так недавно ко мне подошел один человек, у которого была следующая проблема. – Он общался с одной девицей, которая ему не нравилась. Однажды он решил с ней расстаться, и на прощанье девица угостила его чаем. После этого в нем появилась к ней странная тяга. Разумом она ему не нравилась, но при этом его к ней тянуло. Они поженились, а потом она его бросила. Но на этом страдания молодого человека не кончились. – Он стал в прямом смысле сохнуть. Его мышцы стали высыхать, причем обследования не нашли этому естественных причин. В панике несчастный обратился за помощью к священнику. Но тот, ссылаясь на труды о. Андрея заявил, что никакой «порчи» не существует и потому он не должен волноваться. Конечно, от такого высказывания проблемы у этого человека никуда не делись, и он обратился к колдуньям. Естественно, что состояние его только ухудшилось. Лишь после Таинства Исповеди и Соборования ему стало легче. Перед нами очевидный пример действенности магии на крещёного человека, который не защищен Причастием. Но самое для нас удивительное – это позиция священника, который предпочел отвергать реальность ради теории.
Теперь стоит посмотреть на то, как можно богословски осмыслить этот феномен.
«Когда ты слышишь здесь (Гал. 3:1) слово зависть (букв. «сглаз»), или в Евангелии – худое око (Мф. 6, 23), что означает тоже самое, то не подумай, что одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят, потому что глаз, как член тела, сам по себе не может быть завистлив; но здесь Христос так называет зависть. Ведь дело глаз – просто только смотреть, смотреть же лукаво – зависит от развращенного сердца. Так как через чувство зрения входит в нашу душу знание рассматриваемых нами предметов, и, например, в большинстве случаев возбуждает в нас зависть богатство, а богатство мы видим глазами, равно как начальников и их свиту, то поэтому назвал лукавым такое око, которое не просто смотрит, но смотрит с завистью и душевной злобою». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 774)
«…говорит он не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу, но потому что учившие сему этому по зависти решились на это». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 775)
В завершение нашей работы мы хотели бы обратить внимание на то, что есть вполне реальный способ борьбы с духами зла, который заповедан нам Писанием, но о котором забывают многие современные христиане.
Даниил Сысоев, иерей, кандидат богословия
Миссионерский информационный портал
Фото — иерей Даниил Сысоев — www.katehon.ru
Вернуться на исходную страницу
________________________________________

Читайте также:  С каким зрением можно работать водителем

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект «К Истине» — www.k-istine.ru

© Уфимское епархиальное управление Русской Православной Церкви, 2004-2013
Информационно-консультационный центр по проблемам сект и оккультизма
450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сочинская 29, тел./факс (347) 256-18-41

© Томское епархиальное управление Русской Православной Церкви, 2008-2013
Информационно-консультационный центр по проблемам сект и оккультизма
634050, г. Томск, пр. Ленина 119, тел./факс (3822) 51-13-85

Советую Вам прочесть еще вот эту статью
http://www.tald-blag.kz/node/993.
Отрицать совершенно факты существования колдовства, «сглаза» и прочего негатива было бы не совсем правильно. И не только приведенный Вами пример тому свидетельство. По приведенной выше ссылке Вы найдете статью, в которой говорится о том, что ранее в Церкви кающиеся колдуны запрещались на 20 лет. Ровно на такой же срок осуждались и убийцы. Из этого так же можно сделать вывод, что святые отцы, составлявшие каноны, понимали, что колдунами может быть причинен сообразный, а может и превосходящий по сравнению с убийцей вред.
Другое дело — отношение христианина к этим явлениям. Этого, действительно, не следует бояться. Следует стараться жить по воле Божьей, и, особенно важно, как можно чаще участвовать в таинствах Исповеди и Причастия, ибо «если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8, 31)

Всё верно написано. «Этого» не бояться нужно, а, бороться с «этим». Но, и, опасаться. Знать, при каких обстоятельствах можно «подхватить» себе «порчу». А человеку, уже имеющему в себе беса по какой-либо причине, и «бояться» надо, ибо таковой удободоступен для нечисти, хоть и ходит каяться. Выгоните из него беса, и, может переставать «бояться». Они ему будут «нипочём» пока опять в него беса кто-нибудь не посадит. Например, «угостив» чем-нибудь. А, таких «доброхотов» нынче много. В «советские» времена, было такое понятие, как «техника безопасности», даже инженеров по этой теме ВУЗы выпускали. Увы, в семинариях этому, не учат. А, одного лишь Покаяния, да Причащения, недовольно. Надо ещё и «технику безопасности» знать. Иначе, можно войти в противоречие с «Не искушай Господа Бога твоего».
Бороться-же, с этим явлением (колдовством) можно. И, даже «порченым» людям — Крестом, молитвой и постом. Успех такой борьбы будет зависим, как Вы верно сказали, от Покаяния и Причастия, но, и, от СПОСОБА молитвы, тоже. Молитва для таких случаев должна иметь свои «тактические» особенности, резко повышающие её, так сказать «эффективность».
Если угодно, такую «методику» могу выслать. Одобрена 4-мя архимандритами, из коих 3 — «прозорливы», для «келейного» употребления. Испытана много раз в различных ситуациях. И, не каждый колдун может такую «сдачу» переварить. Разумеется, способ молитвы трудоёмок, не каждому доступен в «самостоятельном режиме». Также и опасен, ибо есть угроза впасть в прелесть, в самопревозношение. Человека практикующего такую «методику» необходимо постоянно контролировать, чтобы «невзначай» во «святые» не подался.
Можно молиться так, и не имея ввиду «порчи» да нечистей. Благодатно!

На некоммерческой основе дам подробные инструкции по борьбе с порчами и колдовством православными методами в ответ на запрос по адресу: rusinkvizitor@yandex.ru

Скажите пожалуйста, прочитав житие св.муч.Киприана и Устины я сделал такие выводы, что Киприан был волхвом, чародеем. После как он пришел к Богу, в церковь его все равно не пускали пока он не сжег все свои чародейслие книги! Значит тогда церковь признавала существование колдовства? И так же ему посвящен акафист который помогает от порчи и тд. Просвятите! Может я чего то не допонимаю?

я с Вами согласна .Сам Киприан был чёрным колдуном до того момента пока сам не подвергся нападению демона и первый раз в жизни совершил крестное знамение ..есть также заклинательные молитва от порти «Киприану и Иустине» .До распятия Господа нашего Иисуса Христа не было многих действ таких как- колдовства да и самих ведьм,подселения духов тех же ведьм в человека,наведения порч. .Церковь основывается на том ,что есть в писании ,но Дьявол за это время провёл огромную работу по вербованию людей ,привлечения их к колдовству . Взять историю о иконе «Всецарица » ,которая считается главной защитницей от колдовства и чародейства .Когда юноша ,занимающийся колдовством был откинут от иконы её силою .В писании не было сказано про святых и иконах ,но в наше время они есть и помогают людям . Церковь отрицает прорецателей ,но в библии о них говорится даже о рождении Иисуса за долго знали и прорецали. Есть в наше время угодные Богу люди ,те ,которых Господь сам посылает на землю для помощи людям от разного колдовства ,ведь если есть слуги дьявола -чародеи и колдуны ,то есть и помощники Господа нашего .

Источники:
  • http://hramnagorke.ru/gloss/70/961/
  • http://www.tald-blag.kz/node/1001