Меню Рубрики

Что такое болезнь с точки зрения философии

Хотим мы того или нет, а время от времени обстоятельства укладывают нас в постель. Мы чихаем, задыхаемся по ночам от соплей, меряем температуру и вообще страдаем, как можем – главное, перетерпеть эти три-семь дней и обратно, в любимое и одновременно ненавистное колесо повседневных дел! Однако многие люди, занимающиеся целительством и биоэнергетикой, полагают, что болезнь нам дана для переосмысления следующего этапа жизни и внесения корректив в развитие собственной судьбы.

Проще говоря, нельзя просто «переболеть» — иначе болезнь будет возвращаться. Болезнь с точки зрения философии и образа жизни – пауза, лакуна в делах, во время которой (если вам не слишком плохо и вы в сознании), непременно надо осмыслить весь предыдущий кусок жизни.
Но даже если вам крайне плохо, есть такой период болезни, как выздоровление или реабилитация. Этим периодом традиционно принято пренебрегать, о чем гласит сама реклама лекарственных средств: производители все более и более мощных препаратов исходят из того, что у вас просто не будет времени выходить из болезни по правилам. А выйти из болезни по правилам – это самое важное. Тут работает та же формула, что и в диете: один к двум! Вы просидели на строжайшей диете неделю, и не менее двух недель должны посвятить постепенному выход из нее.
Вы проболели три дня. Вы говорите себе – я здоров. Однако на самом деле, чтобы полностью восстановиться, вам нужен особый режим еще шесть дней. Кто может себе позволить такое?
Да никто, воскликнет работающая девушка или женщина. И – заболеет через месяц снова. А потом ее бесконечные ОРЗ, забиваемые сверхсильными фармакологическими композициями, перерастут в бронхит – недолечилась, скажет ее мама.
Не додумала, скажем мы. Не дала своему телу выбрать ключи, пути к оздоровлению и не внесла коррективы в образ жизни.
Итак, в вашей «повседневной непрерывности» вам дана болезнь. Сетовать на то, что вы не одели теплые рейтузы, поздно – вас уже «схватило». Как вести себя правильно?
— Не сетовать на несправедливость обстоятельств. Такое явление, как болезнь, никогда не бывает кстати. Но раз она дана вам именно сейчас – прислушайтесь к своему организму! Продумайте свой образ жизни! Что именно вас особенно не устраивает? Что именно тяготит? Тяготы наши делятся на две глобальные категории: это те, которые зависят от вашей воли, те, которые не зависят от нее. Подумайте, что и как вы можете поменять в первой категории.
— Начните со сна. Пусть вам помогут с семейными обстоятельствами. Кстати, по мнению биоэнергетиков, многие заболевания происходят из-за того, что вы «много на себя берете» — то есть не умеете дробить ответственность. Это особенно справедливо для семей с маленькими детьми или пожилыми зависимыми людьми. Работающий человек оказывается в положении белого медведя, крутящего землю – ему кажется, что если он заболеет, произойдет катастрофа. Такое отношение к ситуации очень подрывает здоровье.
— Не торопитесь хвататься за самые сильнодействующие лекарства. Вы успеете ими подзакусить, когда придет момент. Просто вспомните, что если вы используете антибиотики, то затем вам придется пить пробиотики и препараты от грибка, и т.д. За использование любого сверхсильного современного средства следует расплата – вы попадаете в колесо зависимости от аптеки. Это, вероятно, не страшно, но не так уж и хорошо. Хотя бы потому. Что вам необходимо знать симптомы болезни и вашу на нее реакцию, а, скажем, какой-нибудь Колдрекс симптоматику снимет, но болезнь-то останется…
— Немедленно снизить питание до необходимого минимума. Вы в стрессе. Вы выключены из дел, и вам будет хотеться есть, просто чтобы этот стресс заесть. Если это не так – превосходно. Помните, что в болезнь организм обращается ко внутренним ресурсам и с большим вредом для себя перерабатывает внешние. Вам хватит буквально 500 – 800 ккал в день. Больше лежите, пейте чистую воду, которая от природы обладает целительными свойствами, или отвары трав.

Вылечиваться полностью восстанавливаться полностью не только необходимо, это еще и… полезно, как по финансовым соображениям, так и по всем прочим. Что вы предпочтете – болеть пять раз за зиму по три дня, поедая громадное количество таблеток, или же один раз, но долго, полноценно выспавшись, обдумав все, что происходило в вашей жизни в последнее время? А это стало насущной потребностью – раз вам по каким-то соображениям дана болезнь.
Уверяем вас, что одна нормально «прожитая» болезнь позволит вам больше не срываться в этот сезон. Вы имеете право на передышку, имеете право болеть. Дайте себе паузу – поспать, подумать, помедитировать.

И напоследок – маленький (очень приблизительный) обзор смысла предлагаемых нам обстоятельствами болезней.
Частые ОРЗ легкого течения. Смысл – прерывистость образа жизни, а трактуется как ложь и недомолвки с вашей стороны. Но маленькая ложь часто порождает большие неприятности.
Бронхо-легочные заболевания. Смысл – нехватка воздуха и невозможность говорить, вас «перебивает» кашель. Чаще всего – неверный выбор работы или образа жизни, вы лжете сами себе (и другим), что вам именно это необходимо.
Заболевания опорно-двигательного аппарата. Смысл – невозможность положиться на собственный скелет (связки, мышцы). Чаще всего – отражение чрезмерной ответственности в семейных делах, недоверия к другим членам семьи. Взяв на себя слишком много, вы не даете возможности развиваться другим и при этом перегружаете себя.
Простудные и инфекционные гинекологические заболевания. Смысл – невозможность заниматься сексом или отсутствие удовольствия от этого процесса. Чаще всего – конфликт между вашими потребностями и реальным их воплощением. Это или слишком мало секса, или слишком много, или не с теми людьми.
Сердечно-сосудистые заболевания. Смысл – нарушение общей гармонии циркуляции жидкости. Чаще всего – отражение внутреннего конфликта типа «я родился не в то время, не в той семье и вообще напрасно». Вы не доверяете логике обстоятельств и не намерены с ней примиряться.

Найдено 4 определения термина БОЛЕЗНЬ

это якорь, которым нас привязывают свыше к обдумыванию своего отношения ко всему, для осознания возможностей и способностей, чтобы ее изжить. Ибо болезнь – это несовершенство, прежде всего, нашей души. Душа позволяет, используя Критерии Природы и знания, через ее совершенствование изжить телесные и психические болезни.

Болезни общества лечатся путем совершенствования его культуры. Основные болезни культуры – агрессия и эгоизм, глупость и абсурд, злобность и депрессия, бездуховность.

нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и структурными изменениями, возникающими под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внутренней и внешней среды. Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности. Задачей медицины является лечение Б., которое состоит в воздействии лечебными факторами или на причины, или на механизм ее развития, а также в мобилизации защитных сил организма.

отклонения в структуре или функционировании органов. Всякая болезнь имеет психологический аспект: индивид чувствует, что он болен и временно выключен из жизни остальных людей. Этот психологический характер болезни — так же как и характер любой психологической болезни — связан с отсутствием адаптации. При психологических заболеваниях пациент может либо просто ощущать себя неадаптированным (невроз), либо эта неприспособленность может действительно иметь место и быть при этом бессознательной (психоз). Обычно говорят не столько о психических болезнях, сколько о психических отклонениях, или патологическом феномене. Болезнь противоположна здоровью, которое не что иное, как «жизнь в молчании органов» (Лериш), и — с психологической точки зрения — счастью, полноценному участию индивида в собственной жизни и в жизни общества. См. Патологический.

по определению Всемирной Организации Здоровья «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Достичь «полного благополучия» на трех уровнях, то есть крепкого и гармоничного здоровья, возможно лишь при условии, если хорошо знаешь свою человеческую природу и умело пользуешься этими знаниями для установления «нормы или меры функционирования» себя на всех уровнях. Первым условием успешного решения проблемы гармоничного здоровья будет использование знания о «триединой», но целостной природе человека, знание трех сторон (аспектов) человеческой природы или трех его органически взаимосвязанных модусов (мера, способ существования чего-либо): духовности, социальности и телесности. Следовательно, здоровье процесс достижения человеком состояния гармонии (меры, нормы) внутри каждого модуса (стороны) своей целостной природы и гармонии (меры, нормы) между тремя ее модусами: телесностью, социальностью и духовностью, при главенстве духовности. Обычно мы замечаем и лечим лишь отклонения в структуре или функционировании телесных органов.

Найдено схем по теме БОЛЕЗНЬ — 0

Найдено научныех статей по теме БОЛЕЗНЬ — 0

Найдено книг по теме БОЛЕЗНЬ — 0

Найдено презентаций по теме БОЛЕЗНЬ — 0

Найдено рефератов по теме БОЛЕЗНЬ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления.

В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил[1].

Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки.

Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника:

• Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

• Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью.

• В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо. Все же то, что требует труда и большого напряжения и добывание чего отравляет нашу жизнь, телу не нужно, но есть предмет стремления извращенной мысли[2].

Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон – положительной и отрицательной. Его философские воззрения отличались сосредоточенностью на исследованиях самого себя и практик самосовершенствования. Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

• Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

• Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может[3].

Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть»[4].

Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Аристотель болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что является признаком здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, качественного водоснабжения.

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение. Каждый человек свободен в выборе того стиля и образа жизни, который ему больше по душе. Но при этом он должен согласовывать его с собственными внутренними ресурсами, которые складываются из состояния его здоровья, особенностей темперамента, полученного от наставников образования и воспитания, материального благосостояния. На этой точке зрения основывали свои рассуждения о здоровье известные врачи древности.

Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделив три стадии заболевания: сытость (начало), сварение (середина), извержение (конец).

Врач древности Гален, основываясь на учениях Платона о пневме, Аристотеля о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о четырех элементах и четырех качествах: сухость – сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню, связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое и не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка).

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Читайте также:  Можно ли поступить в медицинский с плохим зрением

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в связи с этим к различным практикам здорового образа жизни как социально необходимым и социально одобряемым действиям проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии.

В работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

С точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.

Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, писавшим, что «коллективное представление развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений. накапливали свой опыт и свои знания»[5].

Ядро дюркгеймовской концепции – теория морали. Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства и, следовательно, должно формировать социально значимые практики здорового образа жизни.

Подобного подхода придерживался и М. Вебер. Анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, он назвал общественными такие действия, которые, во-первых, осмысленно ориентированы на ожидание, во-вторых, целерациональны в соответствии с ожиданиями, в-третьих, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов[6]. Будучи членами социальных групп, индивиды являются продуктом социальной организации. Идеи и поступки индивидов рассматриваются как отличительные черты той или иной организации: в них выражаются ценности и особенности образа жизни определенных социальных групп, из устремлений которых возникает динамика общества. Социально ожидаемое поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» поведения. М. Вебер особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным»[7].

При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы. Именно эти факторы влияют на выбор человеком определенной практики здорового образа жизни.

Идею о социальной детерминированности и множественности подобных практик продолжает развивать Т. Парсонс[8]. Он отмечает, что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющих структуру личностей. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру. Идея Т. Парсонса о функциональном значении общения в «группах равных» для освоения общественных норм представлена в тесной связи с характеристикой закрытых сообществ со своей субкультурой[9]. Между тем известно, что молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности.

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в психологии.

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям[10].

Работы Райха в области телесной терапии были впоследствии предложены и развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая танцовщица начала XX в. Айседора Дункан так говорила о тесной связи тела и духа: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспитуемого, на его душе»[11].

Исследование причин преждевременной старости и смертности давно убедило ученых всего мира, что человек может жить значительно дольше, чем живет, если устранить социальные причины, сокращающие его жизнь в обществе. И. П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом»[12].

Здоровье человека представляет социальную ценность. Оно является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющуюся чертой, которая отличает его от животных. С социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Аксиологический подход рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

Вряд ли можно оспорить мнение философов, что человек – это такое существо, которое самостоятельно ищет и находит представление о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре, где даже самые простейшие акты жизнедеятельности осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами, чтобы создавать свою телесность, физическую культуру, создавать образ жизни, сохраняющий здоровье.

В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»[13].

Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов рассматривал человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «. тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга»[14].

П. Ф. Лесгафт, основатель системы физического воспитания в России, считал, что умственная и физическая деятельность должны находиться в полном соответствии между собой. Он не допускал возможности сочетания развитой умственной деятельности с весьма слабым телом и указывал, что такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике»[15]. П. Ф. Лесгафт, указывая на взаимную связь между умственным и физическим развитием, писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического»[16]. Особенно действенным является смена умственного труда на физические упражнения или подвижные игры с соответствующей развитию и возрасту физической нагрузкой, так как при этом в деятельность вовлекаются неработавшие области мозга (преимущественно моторные) и отдыхают ранее функционировавшие при умственном труде. П. Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства формирования здоровья и основной практики здорового образа жизни современного человека.

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм.

[1] Заблудский, П. Е., Крючок, Г. Р., Кузьмин, М. К., Левин, М. М. История медицины. – М., 1961; Мультановский, М. П. История медицины. – М., 1967. [2] Цит. по: Таранов, П. С. Философия изнутри. – М., 1996. – Т. 1. – с. 386–387; Древнеримские мыслители. – М., 1958. – С. 154. [3] См.: Таранов, П. С. Указ. соч. – Т. 1. – С. 298. [4] Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980. – С. 142. [5] Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 218. [6] См.: Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX – начала XX веков / ред. В. И. Добреньков. – М., 1996. – С. 491. [7] См.: Вебер, М. Указ. соч. – С. 502. [8] См.: Парсонс, Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / ред. В. И. Добреньков. – М., 1996. – С. 478–493. [9] См.: Там же. – С. 490. [10] Петрушин, В. И., Петрушина, Н. В. Валеология. – М., 2003. – С. 98. [11] Цит. по: Шнейдер, И. Встреча с Есениным. – М., 1965. – С. 13. [12] Павлов, И. П. ПСС. – Т. 3. – Кн. 1. – М., 1951. – С. 38. [13] Маркс, К., Энгельс, Ф. О воспитании, образовании // ПСС. – Т. 1. – М., 1957. – С. 185. [14] Добролюбов, Н. А. Избр. произв. – T. I. – M., 1943. – C. 71. [15] Лесгафт, П. Ф. Собр. пед. соч. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1951. – С. 57.

Что такое болезнь с точки зрения философии

Человеческий организм — это очень сложный и совершенный механизм. Изначально в нем все должно работать идеально. Но в сложности механизма и заключается подвох. Его не слишком трудно разрушить. Разрушиться механизм здоровья может по двум причинам — по вине самого хозяина и вследствие внешних воздействий. Китайские врачи считают, что все болезни человека ведут свое начало в неестественном поведении людей. Все сильные эмоции, которые мы испытываем, ведут к болезням. Это называется поражение избытком семи чувств.

Именно эмоции — это главный враг человека. Но не все эмоции так опасны. Человека предохраняет от воздействия чужих злых эмоций своя собственная энергетическая оболочка. Но иногда в ней образуется дыра или совсем маленькая дырочка. Вот через эту дырочку в ауре и проникают чужие негативные эмоции. Почему же образуется эта дырочка? Если человек очень эмоционален и не может справиться с бурей страстей — это повод для образования бреши в ауре. Если человек любит пообещать и не выполнить, то такие кармические долги тоже плохо сказываются на ауре. Еще нарушиться целостность ауры может из-за того, что человек является энергетическим вампиром. Подобная деятельность в конечном итоге не приносит вампиру никакой пользы.

Какие же семь чувств могут нарушить здоровье человека? Практически это все эмоции, но проявляющиеся слишком сильно. Это радость, гнев, скорбь, тоска, трусость, испуг, печаль. Если слишком сильно злиться, то энергия Ци идет к голове, Вас может поразить мигрень, лицо покраснеет, может даже случиться рвота с примесью крови. При слишком длительной и сильной радости Ци тормозится, человек становится невнимательным, рассеянным. Если долго и сильно скорбеть о чем-то или ком-то, Ци растворяется. Сильный страх направляет Ци вниз, Вас может поразить понос, сильный испуг делает движение Ци хаотичным. Слишком длительные и тоскливые размышления провоцируют застой Ци.

Переизбыток семи чувств способен и спровоцировать новые болезни, и утяжелить уже существующие.

  • Неправильное питание. Это очень важный аспект, который может и здоровый организм сделать больным. Неправильное питание с точки зрения китайских медиков может выражаться следующим образом:
  • Нехватка пищи. При длительном недостатке еды у человека нарушаются процессы кроветворения и течения Ци.
  • Переизбыток пищи. При постоянном переедании желудок и селезенка испытывают перегрузки, в этих органах Ци отсутствует. Еда не усваивается, что может вызывать поносы, метеоризм. При неумеренном поедании холодной пищи в организме образуется избыток слизи (кашель, насморк).
  • Поедание грязной пищи. От такой еды человек может заразиться паразитами, заболеть инфекционными болезнями.
  • Однообразная еда. По теории китайской медицины человек должен сбалансировать свою еду в соответствии с пятью вкусами. Если какого-то вкуса ему будет не хватать — это приведет к болезням.
  • Переутомление. Как переутомление тела, так и души одинаково тяжело сказываются на состоянии Ци. При умственном переутомлении страдают больше всего селезенка и сердце, а при физическом весь организм.
  • Половые излишества. Согласно китайской медицине, в почках сосредоточена половая энергия. Если человек слишком неумерен в половых контактах, болеть у него будут почки, поясница, появится нарушение координации, он не сможет сосредоточиться на работе.
  • Гиподинамия. При недостаточном движении кровь перестает течь по организму с нормальной скоростью. Тормозится и движение Ци. Человек становится вялым, толстеет, у него ухудшается работа сердца.
  • Застой мокроты и патологических жидкостей. Если организм здоров, то никаких патологических жидкостей в нем нет вообще. Но при нарушении движения Ци, вызванном любыми причинами, возможно появление этих жидкостей. При болезнях почек, легких или селезенки жидкость может собираться практически в любом органе, вызывая нарушение его работы.
  • Застой крови. Это явление имеет некоторые особенности. Застой крови может проявляться болями, которые расположены в конкретном месте, они имеют колющий характер, любые прикосновения к месту вызывают острую боль, в темное время суток больной чувствует себя хуже, у больного могут синеть губы, язык и ногти.

Обязательно поделись

09. 2 Философия болезни

Первая часть данного раздела показывает, насколько различным может быть поведение человека при возникновении того или иного заболевания. Это поведение целиком и полностью зависит от понимания сути происходящего, т.е. от философии.

Любой заболевший человек имеет определенную меру муд¬рости, так как вынужден отвечать на вопросы о том:

• как называется его болезнь, и в какой мере ее течение зави¬сит от состояния его духа, настроения и организма; для врача важно знать название болезни, так как существует система информации, связанная с лечением данной болезни, предназначенная для специа¬листов; из названия болезни вытекают правовые следствия, важные для больного;

• чем вызвана эта болезнь, что ее поддерживает, способству¬ет усилению или ослаблению симптомов; как она связана с возрас¬том, с образом жизни и с обычными привычками больного, с пого¬дой, с человеческими отношениями и окружающей средой, с харак¬тером мышления и чувств больного;

• как болезнь будет протекать, к чему готовиться, к какому врачу обратиться и как сотрудничать с ним, чтобы себе помочь;

• как правильно следует действовать в связи с протеканием этой болезни и ее лечением.

Ответ на эти четыре вопроса неминуемо создает философию болезни. От качества этой философии будут зависеть не только чувства и настроение, но и вообще многое в судьбе.

Основные концепции болезни

Как показывает опыт, самыми распространенными версиями являются представления
— о болезнетворном начале;
— о на¬рушении равновесия в работе организма;
— о самопроизвольном, спонтанном возникновении недостатка;
— о болезни как повреждении;
— о болезни как приспособлении к стрессу, т.е. нарушении механизма взаимодействия внутренних систем, связанном с влиянием агрессивной среды;
— о болезни как неизбежном атрибуте «старости»; очень распространено убеждение, что любой человек, достигший определенного возраста, не может не болеть с той или иной периодичностью. Чаще всего считается, что болезнь – это хоть и неприятная, но своего рода возрастная «норма».

Концепция болезнетворного начала
Данная концепция, вероятно, является самой устойчивой и распространенной. Ее корни уходят в глубокую древность, когда считалось, что болезни возникают вследствие внедрения в тело и дух некого болезнетворного начала. Оно могло быть вещественным — при эпидемии, отравлении, занозе, укусе змеи, или бесплотным — при душевных болезнях, сглазах, порчах и т.д.. В соответст¬вии с этими представлениями вырабатывались способы предот¬вращения болезни, главными из которых являлись уничтожение и табуирование, безусловный запрет на соприкосновения с предметом или стихией, которые считались болезнетворным.

Эта концепция давно обрела конкретность и научную весомость. Узнав о существовании бактерий, вирусов и микробов, различных ядов и том, как они действуют на организм человека, современные люди возвели идею о болезнетворном начале в ранг строго доказанного научного знания.

Микробиология идеальна для понимания последствий неуправляемого внедрения в организм инородных тел и факторов. Однако сохранившаяся со времен далеких предков философия, навыки реакции – уничтожение и табуирование – приводят к неадекватным результатам. Человек, создающий вокруг себя стерильную среду, ослабляет свой иммунитет, направленный против микробных инфекций, и, оказавшись в обычной среде, быстро заболевает. В борьбе c микробами методом уничтожения, а не путем повышения иммунитета, человек, как правило, терпит поражение. Эта элементарная мысль нам вскоре очень пригодится, когда мы будем говорить об «информационных вирусах», появляющихся в сознании человека – как мы помним, программном обеспечении, управляющим процессами в организме.

Читайте также:  Как восстановить зрение после инсульта народными средствами

Нам также пригодится и тот тривиальный факт, что уже почти два столетия активно практикуются всем известные прививки, когда в организм специально внедряются специфические болезнетворные микроорганизмы в строго определенных дозах, что приводит к «превентивной тренировке» организма, выработке соответствующих антител и,таким образом, значительному укреплению иммунитета.

Хотелось бы отметить со всей определенностью, что не имею ни малейшего намерения отрицать наличие в окружающей среде факторов, начал, веществ, которые способны нанести значительный реальный вред здоровью человека. Однако, с точки зрения извлечения положительного опыта из любых жизненных событий, считаю весьма целесообразным сместить фокус внимания с мыслей типа «Где я подцепил эту дрянь?» на поиск ответа на вопрос «Почему мой иммунитет в этот раз не справился с задачей?» Иммунная система человека обладает исключительной эффективностью и, если ей не мешать, способна ликвидировать любую угрозу биологического происхождения. По крайней мере, в среде, обычной для того или иного человека.

Очевидно, что философия болезнетворного начала становится вредной с момента, когда перемещает внимание исключительно на поиск внешних причин заболевания, игнорируя вопрос о причинах ослабления внутренних защитных механизмов организма.

Нарушение внутреннего равновесия

Сегодня многие обращаются к различным системам врачевания, восходящим к очень давним и весьма эффективным традициям, которые чаще всего ассоциируются у нас с Востоком. В этих традициях признаются болезнетворные начала, но считается, что в теле должна быть гармония и равновесие стихий огня, воды, земли и воздуха. Соответственно, лечение в случае болезни заключается в стремлении восстановить равновесие стихий с помощью лекарств, питания, массажа, иглоукалывания и иных воздействий на тело и душу. Не¬достаток или избыток рассматриваются здесь именно в сравнении с внутренним равновесием. Искусство врача здесь состоит в умении диагностировать эти отклонения от равнове¬сия. Восточный врач может на ощупь, на вкус и зрительно различить до девяти уровней влажности-сухости не только в больном челове¬ке, но и в веществах, которые употребляются как лекарства.

В качестве ответа на вопрос, от чего зависит равновесие или дисгармония стихий, в восточных философиях здоровья и болезни существует важнейшее понятие энергии, которая, двигаясь по каналам тела, управляет стихиями. Что примечательно, в восточной фило¬софии отрицательная энергия не рассматривается как болезнетвор¬ное начало. Наличие отрицательной энергии в теле считается нормальным, лишь бы она была уравновешена с положительной.

Привычная нам «западная» этиология в восточных традициях отсутствует.

Сравним концепции болезнетворного начала и восточную философию стихий и энергий.

Всякая филосо¬фия не только объясняет причины событий и явлений, но и указывает, что делать для воздействия на указанные причины. Это важный элемент любой философии. Идея вредоносного агента ведет к выводу о целесообразности уничтожения этого агента. А идея на¬рушения равновесия — к стремлению восстановить равновесие. Совершенно разные выводы по методам воздействия на человека.

Если мы считаем, что болезнь происходит от избытка внешнего болезнетворного начала, случайно попавшего в организм, например, ненужных микробов, которые смогли внедриться и размножиться в нем, то наша филосо¬фия побуждает нас думать о способах их уничтожения. Как следствие, мы принимаем антибиотики, которые, несмотря на исключительный прогресс науки на этом направлении, приводят к массированным опустошениям не только среди вредоносных микроорганизмов, но и среди полезных, естественных для внутренней среды человеческого тела. Установка на тотальное уничтожение опасных микроорганизмов, в конечном счете, оказывается вредной.

Но самое главное – мы видим именно во внешнем биологическом вторжении первопричину заболевания. А между тем, каждый врач прекрасно знает, что размножение микробов в организме происходит от недостатка защитных сил самого организма. Т.е., соблюдая естественную причинно-следственную логику, следовало бы назвать причиной болезни снижение иммунитета и действовать, прежде всего, в интересах его укрепления. Конечно, в случае выраженной, а тем более — угрожающей симптоматики имеет смысл применить и сильнодействующие средства для ликвидации явлений острого периода. Но лишь в качестве вынужденной первоочередной меры вроде тушения пожара. То, что следовало бы назвать собственно лечением, т.е. восстановлением здоровья, это совсем не уничтожение конкретной инфекции.
Между тем подавляющая часть людей прекращает «действия по оздоровлению» непосредственно после купирования симптомов острого периода заболевания. Признаемся честно сами себе – мы считаем «настоящим, серьезным» лечением только прием мощных фармацевтических средств, приводящих к быстрым и наглядным результатам в виде снятия острой симптоматики. Т.е. излечение для нас есть прекращение симптомов. А рекомендации пользующих нас врачей относительно различных «иммуностимуляторов», а уж тем более – естественных и элементарных средств укрепления иммунитета в виде закаливания, лечебных трав, своевременного сна и пр. – дежурными, но совсем необязательными упражнениями из школьной программы.

Банальность, скажет уважаемый читатель? И будет прав! Действительно, кто ж не знает про иммунитет и обливания холодной водой, про шиповник, мед и мяту. Но тут и кроется коварство одного из сильнейших стереотипов нашей бытовой философии – концепции болезнетворного начала.

Схема этой философии невероятно живуча, она поддерживается желанием немедленного устранения сим¬птомов даже во вред здоровью, которое суть определенное равновесное состояние организма. Уровень нашего понимания болезни архаичен, несмотря на современные знания микробиологии, вирусо¬логии и эндокринологии. Сильно возросли только знания о строении и особенностях болезнетворных сил в организме, которые, к сожа¬лению, не осмыслены и не внедрены в сознание в качестве практических основ поведения. Заболев, мы обычно говорим: «подхватил простуду», «на работе все чихают», «по городу бродит грипп» и пр.

Дадим себе отчет в том, что нашим реальным поведением управляет не знание и понимание иммунной теории, а древний архетип «вредоносного агента», внешнего неблагоприятного случая. Мы выносим причину за пределы себя и потому ничего не делаем для устранения истинной причины. Наше поведение не меняется.

Восточная философия равновесия стихий и энергий уже только тем представляет собой огромный шаг вперед относительно концепции болезнетворного начала, что перемещает центр внимания внутрь самого человека и осознанно направляет как мысль пациента, так и действия врача на путь восстановления внутреннего равновесия, коррекции взаимодействия систем в человеческом организме. Однако эта философия, на наш взгляд, недостаточно конкретна. Если недостаток воды вы¬зывает жажду, то понимание жажды упирается в то, что она может существовать и при избытке влаги в организме, если мы съели пару селедок. Физиолог в таком случае вынужден оперировать не понятием равновесия, а, скорее, термином осмотического давления в мембранах кле¬ток организма. То же можно сказать и в случае объяснения болезней на¬рушением равновесия. Здесь возникает вопрос: равновесия — чего? Что есть норма вообще и норма в каждом отдельном случае?

Практическая эффективность восточных практик, как могли убедиться те, кто познакомился с ними ближе, также носит весьма избирательный характер. Как и в любом деле, личность практикующего врача здесь оказывается критически важна. Размытость многих восточных постулатов, обилие слишком буквально переведенных на русский язык терминов, а то и просто воспроизведенных слов восточных языков с абсолютно туманными семантиками неизбежно приводят к некому «усреднению» применяемых процедур, к выхолащиванию содержательных по сути своей методик до механически исполняемого «восточного ритуала». Нельзя не отметить, что объяснительная часть процесса лечения у адептов и практиков восточной философии врачевания в силу разных причин также оставляет массу открытых вопросов. Исходные причины возникшей в том или ином случае дисгармонии стихий и энергий самому носителю дисгармонии удается уловить лишь в относительно редких случаях.

Болезнь как повреждение
Это тоже весьма распространенный подход. Он даже записан в учебнике пропедевтики внутренних болезней, с которой студент начинает изучать медицину. Действительно, любая травма, ожог, от¬морожение – это болезнь, при этом имеет место повреждение тканей. Однако, например, язвен¬ная болезнь диагностируется с момента обнаружения повреждения слизистой. До этого говорят о гастрите. Развитие желчно — каменной болезни в конечном счете тоже ведет к повреждению — желчного пузыря. А сосуды, пораженные склеротическими наростами, лопаются при повышенном артериальном давлении.

Из сказанного вытекает, что за исключением очевидных случаев травмирующих внешне-механических воздействий, повреждение являет¬ся не причиной болезни, а наоборот — следствием.

Болезнь вначале неуловима и бесплотна. Бывает, что организм научается странным реакциям, когда желудок в ответ на обиду или вину выделяет кислый желудочный сок, как при еде. Именно вследствие такого функционального нарушения постепенно возни¬кает повреждение слизистой желудка. Следовательно, язвенная бо¬лезнь начинается не с повреждения, а с момента возникновения этого обык¬новения желудка реагировать на социальные ситуации пищеварительно. То, чему научился организм язвенной личности, нельзя назвать повреждением. Именно странная реак¬ция на обиду или вину является болезнью. Трудность восприятия источника болез¬ни состоит в том, что при этом происходит конверсия обиды в желудочные реакции, а сама обида никак не связывается человеком с язвой. Поведение не меняется. Причина болезни – тоже.

Болезнь как приспособление к стрессу

Традиционно под стрессом понимается состояние организма, которое возникает вследствие влияния болезнетворных вредоносных агентов, как из внешнего окружения, так и внутренней среды. Эти воздействия принято называть стрессорами. Стихии, яды, неблагопри¬ятное изменение социального окружения, конфликты, угрозы благо¬получию, сильные отрицательные эмоции могут рассматриваться как стрессоры.

Однако далеко не любой стресс приводит к болезни. Кратковременное действие того или иного возмущающего, если оно не выходит за некоторые границы интенсивности, например, воздействие холода или пережи¬вание эмоций, наоборот, способствует приспособлению и укрепляет защитные силы организма. В этом состоит суть физического и психологического закаливания. Болезни порождают длительные переживания отрицательных эмоций, т.е. хронический эмоциональный стресс.

Обычно люди не присваивают патогенного значе¬ния слабым, но часто повторяющимся воздействиям. Например, гипертоническая болезнь подростков может быть следствием подавленного хронического гнева против значи¬мых близких людей. В понимании причины болезни оказывается чрезвычайно важным учитывать параметр времени (длительности, цикличности, повторяемости). Это весьма значимое положение, которое позволяет рассматривать функциональные и органические нарушения в организме, как прямое следствие слабых, но длящихся внешних или внутренних воз¬действий.

Создатель учения о стрессе Г. Селье определяет следующие три стадии приспособления организма к стрессу: (а) тревога, когда происходит мобилизация защитных сил организма, (б) сопротивле¬ние и (в) истощение.

Болезни, возникающие на стадии сопротивления и истоще¬ния, принято называть болезнями адаптации.

На стадии защиты от стресса появляются различные неприятные симптомы: боли различной локализации и характера, тяжесть в желудке или жжение, зуд, сонливость, страх, раздражительность, тоска, сла¬бость, желание лечь и не шевелиться, жажда, потеря аппетита, удушье, лихорадка. Однако все эти ощущения на ранней стадии – еще не болезнь, а следствия защитного поведения функциональных систем собственного организма, следствия резкого дисбаланса, вызванного сильным внутренним напряжением. После устранения причины стресса и снятия напряжения организм немедленно, автоматически приступает к восстановлению равновесия и приведению морфологических систем в нормальное состояние.

Болезнь проявляется в виде совокупности симпто¬мов. Потому в подавляющем большинстве случаев люди полностью отождествляют симптомы и болезнь как таковую. Соответственно, и лечение обычно состоит в их устранении. Врач либо напрямую угашает симптоматику, например, с помощью таблетки от головной боли, либо воздействует на пациента так, что симптомы «исчезают сами». Каково же значение симптомов в понимании болез¬ни?

Жар, воспаление — это защитные действия организма про¬тив болезнетворных агентов. Подъем температуры тела либо нейтрализует вредоносные микроорганизмы, либо существенно снижает их активность; при этом повышается активность и энергия лимфоцитов, убивающих микробов. Воспаление мобилизует им¬мунные процессы и заживление. Однако эти защитные действия воспринимаются как страдание и вызывают субъективные состояния, от которых больной желает избавиться. Часто такое избавление нарушает защитные силы организма, например, их блокировка происходит при не¬медленном назначении жаропонижающих препаратов. То же можно сказать и о других симптомах.

Боль защищает, охраняет, концентрирует энергию на пораженном месте и направляет туда иммунные реакции. Она побуждает живое существо изменить свое поведение так, чтобы способствовать выздоровлению. Животное обездвиживает себя, спит, лижет раны. Человек ищет помощи врача или тоже прибегает к самолечению, однако последнее обычно имеет все ту же цель – устранить последствия, а не причины заболевания.

Симптомы, таким образом – это сигнал о нарушении, следствие нарушения, но не само нарушение. А что же тогда есть собственно нарушение, причина болезни и ее симптомов?

Как мы видели, люди в подавляющем большинстве случаев выносят причину болезни за пределы себя; всякий недуг рассматривается как «несчастный случай», как нечто внешнее по отношению к человеку, как что-то, чем нельзя управлять, а можно лишь в лучшем случае превентивно защититься – с тем или иным успехом.

Между тем случайных болезней не бывает. В том смысле, что каждый недуг – быть может, за исключением действительных «несчастных случаев», связанных с внешним травматизмом, — имеет истинную, настоящую и очень конкретную причину в самом человеке. Но какую, и где же именно?

Болезнь как особое поведение. Истинное поведение

В книге Ю. Мишустина применительно к теме гипертонии справедливо отмечено, что «современная кардиологическая «наука» фактически игнорирует роль головного мозга, как главного регулятора работы всей сердечно-сосудистой системы…». Обобщим: мозг регулирует любую систему организма, причем всегда. Ничто и никогда в организме не происходит без команды ЦНС.

Как мы помним из раздела о подсознании, эти команды никогда не осознаются. Но значит ли это, что они происходят произвольно?

Как уже рассматривалось ранее, организм состоит из взаимодействия различных морфологических и функ¬циональных систем, каждая из которых, в свою очередь, состоит из соответствующих подсистем — и так вплоть до клетки и даже моле¬кулы. Каждый из этих бесчисленных элементов представляет собою некую целостность, которая совершает определенные действия, ориентированные как на восстановление самой себя, так и на обеспе¬чение целостности.

Любое поведение может быть охарактеризовано как истинное, адекватное, и неадекватное, неистинное. Подобные характеристики могут показаться непривычными, т.к. о поведении почти всегда говорят как о хорошем или плохом, моральным или неморальным, а определения «истинное» или «ложное» применительно к поведению выглядят, на первый взгляд, немного странно. Однако все быстро встает на свои места, когда мы вспоминаем, что поведение есть действие, имеющее цель (смысл, назначение). Тогда критерии истинности и ложности того или иного поведения определяются как бы сами собой – через соответствие (или несоответствие) изначальному предназначению.

Для наглядности обратимся к очевидным примерам. То, что желудок выделяет кислый сок, само по себе не хорошо и не плохо. Это «поведе¬ние» является правильным, адекватным, если происходит во время еды, и непра-вильным, неадекватным, если случается безотносительно к приему пищи, например, в качестве физиологической реакции на какую-либо эмоцию, например, на чув¬ство вины или обиды. Точно так же сфинктер желчного пузыря должен открываться во время еды, чтобы выделить желчь для растворения жиров в тонкой кишке. А что будет, если он закроется в это время? Адекватность поведения сфинктера или отделения со¬ка определяется не самими действиями, а уместностью этих действий для организма в целом. Соответственно, болезни с этой точки зрения могут рассматриваться как поведения, не соответствующие своему назначению, своей функции или роли, как неистинные поведения.

Любое поведение, будь это поведение личности или от¬дельной морфологической системы, может соответствовать требо¬ваниям ситуации или не соответствовать.

Истинное поведение характеризуется по крайней мере двумя признаками:

а) оно уместно, то есть соответствует ситуации;

б) эти физиологические акты соответствуют идее поведения, то есть мотивы и цели этого поведения согласованы.

Если эти два признака имеют место, то мы можем говорить об адекватном, уместном поведении. Если же какой-либо из этих признаков отсутствует, то поведение неадекватное.

О соотношении потребностей, мотивов, мотиваций и целей более подробно говорилось в соответствующей главе. Здесь же кратко упомянем, что мотив в контексте данного рассмотрения – это образ, который содержит предвосхищение будущего переживания удовольствия; мотив придает смысл поведению, направляет его на объекты, в которых та или иная потребность находит удовлетворение. Цель – это «опредмеченная потребность», т.е. некий конкретный, конечный и словарно зафиксированный результат, получение которого означает удовлетворение потребности.

Другими словами, цель — это то, с достижением чего поведение прекращается. Мотив — то, ради чего выполняется поведение.

Введение понятия цели и мотива реак¬ции в примере с желудком, очевидно не имеющем сознания, может показаться странным. Между тем, объективно мотив существует, хотя и не осознан, если взглянуть на него с пози¬ций общей функции пищеварительной системы, так как сок отделяется именно для растворения пищевых веществ в желудке. Не имеет значения, осознается этот мотив человеком, переваривающим пищу, или нет. Он осознается только тогда, когда цель пищевого поведения не достигнута: сок отделен, его состав плох, и пища не растворяется. Симптомы несварения, боль грубо напоминают о «плохом» по¬ведении желудка.

Эта философия адекватного и неадекватного поведения име¬ет обобщенный характер, и может быть распространена на жизнь вообще. При этом возникает уни¬версальный симптом неадекватности — страдание. Болит.

Болезнь как изъян в управлении

Неадекватное поведение любой морфологической системы организма, если оно устойчиво повторяется на протяжении более или менее длительных промежутков времени, в конечном счете вызывает болезнь.

Каковы причины появления этих неадекватностей в поведении систем и органов? Мы уже подробно рассматривали, как влияет на сердечно-сосудистую, иммунную и иные системы длящийся подавленный гнев.

Рассмотрим еще несколько подобных вариаций. Например, почему вдруг сфинктер закрывается во время еды как реакцию на то, что человек обиделся? Или зачем выделяется желудочный сок, если человеку стыдно? Какая может быть рациональная связь между этими двумя действиями, столь разными, на первый взгляд, по своей сути? Является ли эта связь случайной?

Читайте также:  Толкование снов с психологической точки зрения

Болезнь возни¬кает не потому, что желудок «плох», как нередко думает больной, а зачастую и медики вместе с ним. Это не болезнь желудка, хотя язва относится современной медициной к категории болезней желудка. Эта болезнь происходит от неадекватности по¬ведения желудка, а источник ее находится в более высокой сфере организации целого, а именно в личности, которую мы именуем яз¬венной. Это болезнь личности, которая проявляется через состояние желудка.

Желудок работает исправно и честно по своей программе, но от этого получается болезненный результат по причине, к которой желудок как морфологическая подсистема отношения не имеет. Неправильное питание, воздействия вредных веществ могут, конечно же, вызывать разовые, относительно кратковременные раздражения стенок желудка и знаменитое «расстройство», в частности, но сами по себе не способны привести к устойчивой болезненной дисфункции. Известная «слабость слизистой» – это следствие ошибок в управлении.

Подчеркнем этот вывод в явном и обобщенном виде: психосоматические болезни возникают вследствие изъянов в управлении организмом своими функциональными и морфологическими системами.

Управление поведением — необходимое условие жизни. Работа организма и его функциональных сис¬тем невозможна без процесса управления. Любое управление имеет информационные и инструментальные составляющие. Управление состоит в том, чтобы получить и оценить информацию о ситуации и дать команду совершить определенное действие, то есть начать его в определенный момент и прекратить с достижением точного результата, известного управителю заранее.

Существует только два способа управления, отличающиеся способами передачи управляющего сигнала. Первый — когда команда направлена точно определенному адресату, не ка¬саясь других подсистем. Это управление осуществляется посредст¬вом нейронов центральной, симпатической и парасимпатической нервной системы. Восприятие сервированного стола способствует выработке управляющих сигналов в ЦНС и по нервам направляется для исполнения в ткани поджелудочной железы, стимулируя ее к выделению сока определенного состава с учетом белковой или углеводистой пищи.

И второй – когда команда поступает через внутреннюю среду, по пре-имуществу через поток крови по схеме «всем, кого это касается». Если предстоит драка, дается команда всем системам, которые бу¬дут вовлечены в это поведение выживания. При гневе в кровь выде¬ляются соответствующие гормоны, которые повышают артериальное давление, частоту сердцебиения, выбрасывают из депо в кровь сахар, повышают свертываемость крови. Одновременно отключа¬ются системы, которые не участвуют в драке, например уменьшает¬ся или вовсе прекращается перистальтика и т.д.

Эти два способа управления, нервный и гуморальный, соче¬таются определенным образом для повышения эффективности управления.

Неверное управление дезорганизует работу морфологических систем и приводит к болезням. Эти ошибки в управлении могут быть троякого рода:

•действие физических помех в передаче правильного управляющего сиг¬нала, что может иметь место при повреждении нервных путей, или при потере чувствительности нервных окончаний;

•порождение неадекватного управляющего сигнала вследст¬вие разных чисто физических обстоятельств, например, по причине давления опухоли или местных локальных изменений в нервной системе.. При некоторых опухолях, например, мозга возникает прожорливость, булимия, когда обратная связь о насыщении в мозг не поступает;

•неправильное научение, когда в результате изменения ситуации, при котором реакции, ранее выработанные и в то время эффектив¬ные в новой ситуации, перестают быть уместными, но управляющий не в состоянии изменить свой стереотип управления.

Последний случай, естественно, самый распространенный.

Собственно лечение должно состоять в устранении оши¬бок управления поведением морфологических систем, нередко — в изменении образа жизни человека, его мышления с целью достижения нормального уровня здоровья.

Для правильной философии болезни важно понимать, что управление должно быть направлено на восстановление себя, восстановление целостности, которая нару¬шается во взаимодействии с окружением. Этой целостностью может быть клетка, организм, личность, государство, семья.

Нам только кажется, что процессы в организме протекают сами собою по каким-то проторенным каналам. Это не так. Все, что происходит в организме, осуществляется путем актов управления, большая часть которых происходит бессознательно, по привычке. Философия болезни и здоровья не может быть полноценной без знания законов управления.

Как организм может научиться болезни? Что должно с ним происходить, чтобы на эмоцию зависти он сжимал желчный сфинктер, или на обиду, страх неудачи отделял кислый желудочный сок?

Научение — это установление определенных, устойчивых видов пове-дения под влиянием повторяющихся жизненных ситуаций. Все виды поведения: умственное, эмоциональное, висцеральное, речевое, социальное и другие, могут возникать и возникают вследствие научения.

Главным условием научения является повторение и эмоциональное подкрепление какого-либо поведе¬ния. Если поведение сочетается с удовольствием, то оно закрепляет¬ся с каждым повторением. Удовольствия могут быть двоя¬кого рода: удовольствие как воздействие приятного стимула и удо¬вольствие как избавление от неприятного состояния, боли, вины или страха.

Для понимания научения важно знать, что любое положительное подкрепление развивает то поведение, которое было сопряжено с ним во времени и пространстве. Отсюда вытекают важ¬ные и интересные выводы, оказывающие влияние на нашу обыденную философию жизни.

Запомним: ни одно удовольствие не проходит бесследно. Если мы получили удовольствие, то неминуемо происходит науче¬ние тому действию, которое предшествовало этому удовольствию, было с ним сопряжено. Примечательно, что между действи¬ем и эмоциональным подкреплением нет прямой логической или смысловой связи. Если человек получил удовольствие после злословия, пусть даже не от самого злословия, а от общения с другим человеком, то это все равно спо¬собствует развитию наклонности к злословию.

Пищеварительная система в целом

Наиболее лёгкими диспепсическими расстройствами, возникающими на фоне эпизодов после эмоционального стресса, как ответ на психотравмирующую ситуацию являются: потеря аппетита, вплоть до анорексии, или напротив повышенный аппетит, тошнота – вплоть до рвоты, преходящие «желудочные спазмы», диарея, запоры, ректальные боли. Функциональные расстройства значительной продолжительности возникают вслед за перечисленными нарушениями, либо первично.

К психосоматическим болезням пищеварительной системы, болезням в прямом смысле слова относят не только язвенную болезнь, но и гемморагический колит и желчнокаменную болезнь. В желчном пузыре, в печеночных и желчных протоках очень часто (особенно в пожилом возрасте и в первую очередь у женщин) образуются камни из холестерина, желчных пигментов и известковых солей. Когда камни закупоривают пузырной проток или желчевыводящие пути, возникает приступ печеночной колики.

Далеко не все, у кого есть камни, ощущают от этого какие-то неудобства. В большинстве случаев камни никогда не дают о себе знать. Все же тех, кому они приносят страдания, очень много. Желчнокаменная болезнь одна из самых распространенных в западном мире. На Востоке, например, в Японии она встречается несравненно реже, чем в Европе. У жителей Африки камни бывают редко, а обитатели острова Ява, кажется, вообще с ними не сталкиваются.
Когда человек волнуется, злится, завидует, это тут же сказывается на работе печени. Недаром говорят «у меня это в печенке сидит». В 1928 г. Е. Витковер решил проверить, как отражаются на работе печени различные переживания. Под гипнозом испытуемым внушалось то, что вызывало у них радость, печаль, тревогу или злость. Во всех случаях кроме последнего поток желчи увеличивался. Гнев и злость вели к уменьшению выделения желчи. Выяснилось также, что при внушении радостных чувств желчь принимала более желтую окраску. Оказалось, что от внушаемых представлений зависит состав желчи.

Швейцарский специалист по психосоматике Д.Бек, руководивший отделением психосоматической медицины в поликлинике Базельского университета, попытался установить психические особенности людей, страдающих от желчнокаменной болезни, и пришел к выводу, что все они в большей или меньшей степени подвержены неврозу навязчивых состояний и могут быть разделены на три группы.

К первой принадлежат те, кому не дает покоя стремление во всем навести порядок, восстановить справедливость и оказать социальную помощь нуждающимся. Эти люди становятся заложниками идеала, осуществления которого они добиваются. У них часто бывают гипертония, сердечные заболевания, импотенция, нервное и физическое истощение организма.

Ко второй группе принадлежат в основном женщины, у которых невроз навязчивых состояний сочетается с депрессиями. Они скромны и склонны к самопожертвованию, но при этом частично сознательно, а частично бессознательно находятся в ожидании того, что их самоотдача будет оценена. Признание станет компенсацией за все, что они сделали для других. Недовольство, досаду, злобу они проявляют редко. Чаще всего они обращают свою агрессивность на себя. Болезнь возникает тогда, когда их готовность к жертвам оказывается ненужной, и они отвергаются. Больные из этой группы часто страдают от головных болей, мигреней, функциональных заболеваний желудка и болезней, связанных с менструациями.

У третьей группы невроз навязчивых состояний сочетается с истерическими признаками. У больных особенно проявляется потребность быть любимыми. Страх потери и боязнь оказаться в одиночестве — вот главное, что ведет их к болезни. Вынужденный брак, беременность без мужа, соперничество с другими женщинами часто становятся причинами их бед. Многие из них постоянно находятся в состоянии тревоги.

Четкую грань между различными типами людей провести нельзя. Большинство людей сочетает в своем поведении черты различных типов. Важно то, что здесь речь идет именно о типах поведения, а не о характерах. Подразумевается, что человеку вполне под силу изменить свой жизненный стиль. А значит, у него всегда остается возможность уменьшить риск сердечных, как впрочем, и многих других заболеваний.

К психосоматическим расстройствам и болезням относят также различные нарушения со стороны двигательной системы (случаи хронического прогрессирующего полиартрита, ревматоидного артрита и других коллагенозов).

Ревматоидный артрит — это хроническое аутоиммунное системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением суставов по типу эрозивно-деструктивного полиартрита с последующей деформацией суставов и развитием анкилозов. Это самый распространенный хронический полиартрит. Женщины болеют им в три раза чаще мужчин.

Ревматоидный артрит чаще всего начинается в 30-50 лет. В 10-20% случаев болезнь неуклонно прогрессирует. Тяжесть артрита различна — от небольшой скованности по утрам до полной инвалидизации. Чаще наблюдается постепенное начало заболевания. Появляются скованность и боль в мелких суставах кистей и стоп, нарушается сон, суставы деформируются. Особенно заметна деформация межфаланговых суставов, они становятся веретенообразными. В 25% случаев заболевание начинается с моноартрита, например коленного сустава.

При ревматизме основной патологический процесс протекает в сердце. Поражение суставов носит второстепенный характер: артриты при ревматизме называют «летучими», потому что они длятся недолго (несколько дней), проходят самопроизвольно, а главное — как бы перескакивают с одного сустава на другой (локтевые, голеностопные, коленные).

Ревматоидный артрит имеет особенные признаки:

— поражение трех и более мелких суставов кисти больше трех месяцев;
— страдают симметричные суставы обеих рук и/или ног;
— наблюдается скованность движений в пораженных суставах по утрам, которая в течение дня постепенно проходит.

Среди личностных особенностей больных данным заболеванием можно отметить следующие: крайне критическое отношение к проявлению силы. Чувство, что на вас взваливают слишком много. В детстве у таких пациентов был определенный стиль воспитания, направленный на подавление выражения эмоций с акцентом на высокие моральные принципы.

Можно предположить, что постоянно подавляемое торможение агрессивных и сексуальных импульсов, а также наличие чрезмерно развитого Суперэго формирует малоадаптивный защитный механизм – репрессию. Этот защитный механизм предполагает сознательное вытеснение беспокоящего материала (негативных эмоций, в т.ч. тревоги, агрессии) в область подсознательного, что в свою очередь способствует возникновению и нарастанию ангедонии и депрессии. Ангедония – хронический дефицит чувства удовольствия, депрессия – целый комплекс ощущений и чувств, из которых для ревматоидного артрита наиболее характерны низкая самооценка и чувство вины, ощущение постоянного напряжения, т.к. механизм подавления препятствует свободному выходу психической энергии, нарастание внутренней, скрытой агрессивности или враждебности.

Все эти негативные эмоциональные состояния при длительном существовании способны вызвать дисфункции в лимбической системе и других эмоциогенных зонах гипоталамуса, изменение активности в серотонинергической и допаминергической неромедиаторных системах. Это в свою очередь приводит к определенным сдвигам в иммунной системе, и вместе с обнаруженным у таких пациентов эмоционально зависимым напряжением в околосуставных мышцах (вследствие постоянно подавляемого психомоторного возбуждения) может служить психическим компонентом всего механизма развития ревматоидного артрита. Примечательно, что сами больные обычно не оценивают серьезно свои ощущения и ограничения, долгое время их деятельность остается активной, несмотря на ограничение движений.

У всех больных ревматоидным артритом с достаточным постоянством встречаются три черты характера:

1. Стойкие проявления сверхсовестливости, обязательности и внешней уступчивости, сочетающиеся со склонностью к подавлению всех агрессивных и враждебных импульсов, таких, как злоба или ярость.
2. Сильная потребность к самопожертвованию и чрезмерным стремлением к оказанию помощи, сочетающиеся со сверхнравственным поведением и склонностью к депрессивным расстройствам настроения.
3. Выраженная потребность в физической активности до развития заболевания (профессиональный спорт, интенсивная физическая работа).

Эти особенности характера оказываются при ревматоидном артрите застывшими и преувеличенными; они негибки и не приспособлены к требованиям среды. Это явное проявление не проработанного конфликта в сфере агрессивности и честолюбия. Сверхсовестливость, отказ от выражения своих чувств и жертвенность создают защитный барьер для возможного прорыва агрессивных импульсов и позволяют избавиться от враждебных чувств. Депрессивные проявления и склонность к самопожертвованию рассматриваются как защитные структуры против переживаемого произвола.

Часто описываются своеобразная терпимость, смирение с судьбой, оживленность, несмотря на ограниченную подвижность и боль.

Больные с первичным хроническим полиартритом – это умудренные опытом пациенты, с которыми бывает мало хлопот, хотя именно у подобных больных следовало бы ожидать наибольших трудностей. Они скромны и нетребовательны, часто до безразличия. Почти никогда не выявляется явных признаков депрессии, несмотря на осознаваемую тяжесть своего заболевания и неблагоприятный прогноз. Их мир самовосприятия проявляет определенную ограниченность, обусловленную редукцией их сознания на своей телесной сфере.

К наиболее типичным психическим нарушениям относятся астеническая симптоматика, депрессивные явления с тревогой, страхами, идеями самообвинения, особый вариант синдрома дисморфофобии в связи с наличием дефектов внешности, стойкие нарушения сна, психопатоподобные расстройства и нередко явления психоорганического синдрома.

Экспериментальные исследования показали, что при хроническом суставном ревматизме отмечается повышенный тонус при раздражениях и отягощающих ситуациях по сравнению с показателями в контрольной группе. Очевидно, что больные суставным ревматизмом переносят свои реакции на мышечные реакции.
Доказано, что агрессивные чувства и конфликты у больных ревматоидным артритом приводят к повышенной электромиографической активности, которая определяется больше всего в пораженной области и в мышцах вокруг больных суставов. Мышечное напряжение действует дольше, чем действует раздражитель. Данные результаты исследований подтверждают психосоматические гипотезы.

Исследователи отмечают, что эмоционально напряженные события оказывают влияние на хронический суставной ревматизм, способны спровоцировать обострение заболевания. Психические нагрузки включают, прежде всего, кризис в межличностных отношениях, смерть и утрату близких людей, проблемы личного авторитета и брака. Внешняя причина вызывает внутреннюю напряженную агрессию, которая подавляется больным. Разрешение агрессивных импульсов представляет собой комбинацию повышенного самоконтроля и “благотворительной” тирании над другими. Матери, страдающие ревматоидным артритом, склонны строго контролировать почти все двигательные проявления у своих детей.

Помимо того, что сам факт наличия соматического заболевания и оценка больным уродующих последствий болезни нередко вызывает вполне предсказуемые “психологически понятные” реакции на болезнь, эти заболевания нередко вызывают нарушения функционирования центральной нервной системы.

Как мы видим, и здесь психосоматическая медицина позволяет совершенно по-иному рассматривать концепцию известной болезни, иначе проводить анализ её причин и увидеть в её проявлениях то, что ранее было скрыто.

Семья как психологический источник болезни

Чтобы понять пси¬хологию болезни важно знать, что среди вы-зывающих ее психических факторов исключительно важны и семейные отношения.

Семья должна удовлетворять фундаментальные потребности человека. Такие побуждения как потребность в безопасности, в ока¬зании помощи, родительские потребности, в любви, в нежности, особенно на ранних стадиях развития человека, в самоуважении, в признании, принадлежности к группе и некоторые другие наиболее полно удовлетворяются в семье. Даже такие отрицательные по¬требности как стремление к власти, садистические и мазохистские желания находят, к сожалению, удовлетворение в семье.

Неудовлетворение этих потребностей может выступать как фактор хронического эмоционального стресса, вызывающего бо¬лезнь. Поэтому лечение человека должно быть связано с лечением семьи и отношений в ней.

Если семью рассматривать как организм, то деформации любой функции семьи могут быть источником болезни семьи и со¬ответственно отражаться на ее членах. Тщетно лечить подростка от дискинезии желчных путей традиционными методами, если его состояние является наученной реакцией на эмоции, порождаемые отношениями дома. Так называемая подростковая гипертония иногда, к удивлению врача, исчезает без лечения, стоит лишь временно устранить связь подростка с родителем, вызывающую в нем бессознательную, подавленную агрессию и враждебность.

Это касается многих других психосоматических заболева¬ний и врачу, понимающему психосоматические и социальные от¬ношения семьи, становятся очевидными этиология и патогенез мно¬гих, особенно детских болезней. Болезнь семьи связана с тем, как люди понимают назначение и смысл своей семьи, то есть с философией семьи.

Ролевые ожидания, права и обязанности, обусловленные ролью, основные шаблоны поведения, вытекающие из положения человека в семье, определяются социально-культурными особенно¬стями сообщества, в которое включена семья. Для благополучной и здоровой семьи характерно отсутствие рассогласования конфигу¬рации ролей с общим шаблоном семьи, характерным для данной культуры. Временные отклонения от этого шаблона не дают болезненных последствий. Хроническая же деформация семейных ролей, их отклонение от культурного шаблона и отсутствие адек¬ватной компенсации может стать источником болезни семьи.

Наиболее распространена инверсия половых ролей, ведущих к несоответствию требованиям культуры. Чаще всего это происходит вследствие того, что жена берет на себя мужскую роль в контроле и управлении семьей, что вызывает деформации в развитии детей. Мать, играющая ярко выраженную мужскую роль, стремящаяся к доминированию и власти, способствует феминизации мальчиков и маскулинизации девочек. Это приводит в будущем к внутренним конфликтам в исполнении ими их половых ролей.

Такие вещи, как психологическая депривация в семье, потеря смысла жизни, хроническая семейная неудовлетворенность, семейная тревога, искажение системы ценностей, навязчивая мотивация и деформация семейных ролей являются факторами, вызывающими бо¬лезнь семьи как целостности. Они в решающей степени зависят от фи¬лософии семьи, которую разделяют родители и старшие члены се¬мьи. И здесь мы находим исцеление, связанное с изменением жизненной философии.

Источники:
  • http://terme.ru/termin/bolezn.html
  • http://www.socionauki.ru/journal/articles/254791/
  • http://osoznanie.org/1363-vnutrennie-prichiny-bolezney-po-filosofii-kitayskoy-mediciny.html
  • http://www.proza.ru/2013/11/29/61