Меню Рубрики

Что такое бог разные точки зрения

Ответ на вопрос о том, что такое Бог, зависит прежде всего от того, приверженцам каких религиозно-философских мировоззрений он будет задан. Для адептов (последователей) монотеистических религий, наиболее распространёнными из которых являются христианство, ислам и иудаизм, это прежде всего Творец мира и персонификация Абсолюта во всех его проявлениях. Для них единый Бог ─ первооснова и начало всего сущего на свете. Являясь вечным и неизменным, Он в то же время безначален, бесконечен и постижим для человеческого разума лишь в тех пределах, которые Сам же и устанавливает.

Представление каждого отдельно взятого человека о Боге зависит не только от особенностей культуры и религии его народа, но в значительной степени и от личных качеств, среди которых ключевыми являются духовная зрелость и уровень образования. Недостаточно лишь дать себе ответ на ключевой вопрос «есть ли Бог», важно ещё иметь хоть сколько-нибудь ясное представление о том, какой смысл вкладывается в это понятие. В противном случае невозможно разобраться в способах и формах Его воздействия на мир.

Приверженцы политеизма (многобожия), или, как их принято называть в христианском богословии, язычники, верят сразу в нескольких богов, каждый из которых, как правило, способен оказывать влияние лишь на одну какую-либо сторону человеческой жизни.

В дохристианский период на Руси почитались как высшие боги, к которым относятся Перун, Мокошь, Даждьбог, Сварог, Велес и ряд других, так и духи-покровители рода. Существовал также культ умерших предков ─ пращуров. Совершавшиеся в их честь различные обряды, имели своей целью обеспечить прежде всего земное благополучие, принести успех, богатство, многочадие, а также оградить от влияния злых духов, природных бедствий и нашествий врагов. Вера в бога, а точнее, в целый пантеон богов являлась для язычников важной составляющей их жизни. Такой подход к восприятию божества был характерен практически для всех народов мира на ранней стадии их развития.

Понимание Бога в православии

В рамках православия ─ религиозной конфессии, охватывающей большинство жителей России ─ Бог воспринимается как бестелесный и невидимый Дух. На страницах Ветхого Завета есть свидетельство о том, что человеку не дано видеть Бога и остаться при этом живым. Подобно тому, как лучи солнца, согревающие всё земное, способны ослепить того, кто дерзнёт поднять свой взор к сияющему диску, так и великая святость Божества недоступна для человеческого созерцания.

Бог всемогущ и всеведущ. Он знает обо всём на свете, и от него не может сокрыться даже самая потаённая мысль. В то же время могущество Господне столь беспредельно, что позволяет Ему вершить всё, на что есть Его святая воля. Бог в православном понимании является творцом и выразителем всего доброго, что только существует в мире, и поэтому, говоря о нём, принято употреблять выражение «всеблагой».

Бог единый в трёх Лицах

Основным догматом православия является учение о Святой Троице. Оно заключает в себе утверждение о том, что единый Бог имеет в Себе три ипостаси (лица), носящих следующие названия: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Они соединены между Собой не слитно, но в то же время и не раздельно. Понять это сложное на первый взгляд сочетание можно на примере того же солнца.

Его диск, сияющий в небе, а также свет, излучаемый им, и тепло, согревающее землю, ─ по сути три самостоятельные реальности, но в то же время все они являются неслитными и нераздельными составляющими единого небесного светила. Подобно солнцу, дарующему тепло, Бог Отец рождает Бога Сына. Как от солнца исходит свет, так от Бога Отца исходит Бог Святой Дух. Таким образом, молитва Богу всегда бывает обращена ко всем Его трём ипостасям одновременно.

Крестная жертва Иисуса Христа

Ещё одним важнейшим догматом православия является учение о жертве, принесённой на кресте Сыном Божьим, посланным Отцом Небесным для искупления первородного греха, совершённого когда-то Адамом и Евой. Воплотившись в человека и соединив в Себе все его свойства, кроме греха, Иисус Христос Своей смертью и последующим воскресением открыл врата Царства Небесного всем адептам (последователям) созданной Им на земле Церкви.

Согласно евангельскому учению, истинная вера в Бога невозможна без завещанной Спасителем любви к ближнему и без жертвенности. Православие ─ это религия любви. Слова Иисуса Христа, обращённые к Его ученикам: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34), стали главной заповедью, выражающей в себе величайший гуманизм, заключённый в учении, дарованном людям Сыном Божьим.

Поиски истины

Создав человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его разумом, одним из свойств которого является способность к критическому осмыслению всего происходящего в мире. Именно поэтому у многих путь к религиозной жизни начинается с вопроса: «Есть ли Бог?», и последующий путь к спасению души во многом зависит от того, насколько убедительный ответ на него будет получен.

Христианство, как и любая другая религия, основана прежде всего на слепой вере в те догматы, которые оно проповедует. Однако на протяжении двух тысячелетий, минувших с событий, описанных в Евангелии, пытливые умы не прекращают поиски доказательств существования Бога. Этому волнующему людей вопросу посвятили свои труды многие церковные деятели, жившие в разные эпохи и принадлежавшие к разным христианским конфессиям, такие как Мальбранш и Анзельм Кентерберийский, а также выдающиеся философы Аристотель, Платон, Лейбниц и Декарт.

Утверждения Фомы Аквинского

В XIII веке ответить на вопрос «что такое Бог» и доказать неоспоримость Его бытия пытался выдающийся итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274). В своих рассуждениях он опирался на закон причинно-следственной связи, рассматривая Бога как причину всего сущего на земле. Выведенные им доказательства существования Бога он сформулировал в пяти пунктах, включённых им в капитальный труд под названием «Сумма теологии». Вкратце они содержат в себе следующие утверждения:

  1. Поскольку всё в этом мире находится в движении, то должно быть нечто, давшее этому процессу первоначальный толчок. Им может быть только Бог.
  2. Поскольку ничто в мире не может произвести само себя, а всегда является производным от чего-то, то приходится признать существование некоего первоисточника, ставшего начальным звеном последующей цепи появления всё новых и новых реалий. Этот первоисточник всего в мире и есть Бог.
  3. Каждая вещь может иметь как реальное бытие, так и остаться в нереализованной потенции. Иначе говоря, может появиться на свет, а может нет. Единственной силой, переводящей её из потенции в реальность, следует признать Бога.
  4. Поскольку оценить степень совершенства той или иной вещи можно лишь в сравнении с чем-то превосходящим её, то логично предположить существование некоего абсолюта, стоящего выше всего сущего в мире. Таким верхом совершенства может быть только Бог.
  5. И наконец, на существование Бога указывает целесообразность всего происходящего в мире. Раз человечество движется по пути прогресса, значит, должна быть некая сила, не только определяющая верное направление движения, но и создающая необходимые предпосылки для осуществления этого процесса.

Доказательство, которого не было

Однако наряду с религиозными философами, пытавшимися найти аргументы для обоснования идеи бытия Божия, всегда были те, кто указывал на невозможность научно обоснованного ответа на вопрос о том, что такое Бог. Видное место среди них занимает немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

Вопреки утверждению Воланда ─ героя бессмертного булгаковского романа «Мастер и Маргарита», Кант не опровергал якобы построенные им пять доказательств бытия Божия и не изобретал шестого, на этот раз абсолютно неопровержимого. Напротив, он всю жизнь не уставал повторять, что в плане доказательства бытия Божия никакое теоретическое построение не может иметь под собой сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. В то же время веру в Бога он считал полезной и даже необходимой в нравственном отношении, поскольку признавал глубину и значимость христианских заповедей.

В результате такого подхода к основам вероучения немецкий философ подвергался жестким нападкам со стороны представителей церкви. Известно даже, что некоторые из них с целью выражения своего презрения к учёному называли его именем своих домашних собак.

Любопытная деталь: легенда о том, что Кант, вопреки своим воззрениям, создал так называемое нравственное доказательство бытия Божия ─ именно то, о котором говорил Воланд на скамейке у Патриарших прудов, ─ была рождена самими клерикалами, желавшими подобным образом уже после смерти отомстить своему лютому врагу.

Религия как восстановление связи человека с Богом

В завершение разговора уместно будет остановиться на вопросе возникновения религии. Кстати, само это слово произошло от латинского глагола religare, что означает «воссоединять». В данном случае имеется в виду восстановление связи с Богом, нарушенной в результате первородного греха.

Среди историков существует три основные точки зрения по поводу возникновения религии. Первая из них так и называется ─ «религиозная». Её сторонники придерживаются мнения, что человек был сотворён Богом и до своего грехопадения имел с Ним непосредственное общение. Затем оно было нарушено, и в настоящее время для человека лишь молитва Богу является единственной возможностью обратиться к своему Творцу, открывающему Себя через пророков, ангелов и различные чудеса.

Религиозный компромисс

Вторая точка зрения ─ «промежуточная». Она является неким компромиссом. Опираясь на современные научные знания и настроения, преобладающие в обществе, её сторонники в то же время придерживаются главного религиозного постулата о сотворении мира и человека Богом. По их утверждению, после грехопадения человек полностью разорвал общение со своим Творцом и в результате вынужден заново искать к Нему путь. Именно этот процесс они называют религией.

Точка зрения материалистов

И наконец, третья точка зрения ─ «эволюционная». Те, кто её придерживается, настаивают на том, что религиозные представления возникают на определённом этапе развития общества и являются следствием невозможности людей найти рациональные объяснения явлениям природы.

Воспринимая их как разумные действия неких существ, более могучих, чем он сам, человек создавал в своём воображении пантеон богов, приписывал им собственные эмоции и поступки, проецируя тем самым в вымышленный им мир особенности того общества, в котором находился. Соответственно, с развитием общества усложнялись и по-новому расцвечивались религиозные представления, прогрессируя от примитивных форм к более сложным.

Один ли Бог в разных религиях?

Опубликовал Кирилл в блоге «Кирилл». Просмотры: 18236

Рассматриваемая нами тема распадается на две, тесно взаимосвязанные.
а) Синкретизм. Тезис: Бог один у всех людей, не важно насколько ты религиозен, так как религии – это человеческие выдумки. Стены религий не доходят до небес. Главное – иметь Бога в душе.
б) Формальная (некритическая) религиозность. Тезис: Я православный (мусульманин…), но считаю, что мы верим в одного Бога. Отличие только в обрядах.

В вопросах богопознания вера предшествует разуму, ибо «верою познаем» (Евр. 11:3). Для любого человека это привычно, изначально большая часть наших знаний основана на доверии тому или иному авторитету. Первый шаг на пути познания Бога – признание верой Его существования (признание того, что Он Творец, а ты – Его творение). Тому, кто поднимется на эту ступень от слепой, мнимой «самодостаточности», Господь открывает дальнейшие глубины богопознания (при условии, что жизнь человека будет богоугодной)»1.

Тем не менее, Бог дал нам разум – познавательную силу души, который святые отцы именуют «оком души». Без содействия Божественной благодати ум не способен к сверхъестественному Богопознанию, но простейшие богословские умозаключения доступны и на начальном уровне познания Бога.

Человечество создало множество разнообразных религиозных систем, уже одно это подтверждает христианский тезис о том, что мы живём в искажённом грехом, отпавшем от Бога мире. Если у каждого из нас есть цель жизни, жизнь имеет смысл и не прекращается на земле, а направлена в вечность, то наличие разных религий говорит о том, что верна лишь одна из них, так как пути спасения человека в них по сути взаимоисключают друг друга.

1) Откуда мы можем узнать о Боге? Возможные источники наших представлений

Некоторые представления о Боге мы можем получить из окружающего мира (естественное откровение). Но выводы эти могут быть двояки. Сторонник единобожия увидит в окружающем мире свидетельство величия, мощи, благости Творца. Язычник же скажет, что мир представляет собой лишь арену борьбы богов или безличных стихий.

2) Как же познать истинного Бога?

Упростим задачу и сформулируем вопрос следующим образом: как получить достоверную информацию о каком-либо человеке? Во-первых, на основании каких-то косвенных сведений мы сможем делать предположения о нём, активно используя свою фантазию.
Во-вторых, мы можем пообщаться с теми, кто что-то слышал от других об интересующей нас персоне.
В-третьих, мы можем получить информацию от тех, кто лично знаком с ней.
И самую полную информацию мы сможем получить из совокупности сведений о человеке от других общающихся с ним и хорошо знающих его людей и личного опыта общения с этим человеком.
Аналогичный метод можно использовать и в Богопознании. Мы не можем независимо изучать Бога, истинную информацию о Себе может нам дать только Он Сам в Своём Откровении.

Существует три уровня откровения:
1. Общее Откровение для всех людей через Божиих избранников.
2. Индивидуальное откровение Бога конкретному человеку.
3. Естественное откровение, о котором мы упомянули выше.

Важно учесть, что практически все религии признают существование падших духов (бесов, дэвов, шайтанов), старающихся сбить человека с истинного пути. В Библии по этому поводу сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога…» (1Ин.4:1-3). Поэтому принципиально важно выбрать истинное Божественное Откровение, а не ложный путь.

3) Как сравнивать религии? Классификация религий

Существуют две основные группы религий:
монотеистические (иудаизм, христианство, ислам) — признают единого Бога, в которых Бог — это личность;
политеистические (индуизм, буддизм, язычество) — многобожие, обожествление окружающего мира. « Они … поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25), говорит о них Библия.

Любая религия основана на откровении. Имеет смысл вникнуть: кем оно получено и от кого? Монотеистические религии имеют своего основателя. Будда и Мухаммед были и признавали себя обычными людьми, получившими откровения от Бога, Христос – Воплотившимся Богом, Богочеловеком. Последнему можно найти немало подтверждений в Священном Писании. Часто критики христианства старательно переписывают цитаты, где о Богочеловеке Иисусе Христе говорится как о человеке, но при этом не замечают цитат, подтверждающих его Божественное достоинство.

Читайте также:  Ввод вывод с точки зрения же

При анализе личности основателя религии полезно также более подробно рассмотреть вопросы: от кого он получил откровение; является ли он примером для подражания;менялось ли его мировоззрение в течение жизни; были ли в его жизни грехи, ошибки; какова была его самооценка; что он оставил и завещал после своей смерти. Например, Мухаммед насильственно получил откровение от некоего духа, образ его далёк от нравственного идеала, его мировоззрение претерпевало изменения, он был выдающимся политиком и военачальником, оставившим после своей смерти мощную империю, но не явил главного – любви и чистоты души.

Если Мухаммед утверждал, что ему являлся некий дух, то важно понять природу этого духа. Что это был за дух, который насильно давал «откровение» отрицающее Божество Христа, несложно догадаться, основываясь на вышеприведённом высказывании Евангелиста Иоанна.
Все три монотеистические религии имеют общий корень – Ветхий Завет. Раввинистический иудаизм не принял Иисуса Христа как Мессию и продолжает ожидать Спасителя, Коран наполнен искажёнными выдержками из Ветхого и Нового Заветов и признаёт Христа лишь как пророка.

4) Каковы представления о Боге в монотеистических религиях?

Представления о Боге в рассматриваемых религиях различается коренным образом. Среди различий важно выделить конкретный и абстрактный монотеизм.

К первому принадлежит христианство, поскольку раскрывает особенность личной Божественной жизни, конкретизирует представления о Боге сверхъестественным учением о Пресвятой Троице (непостижимым для рассудочной логики), Боговоплощении и прочими догматами, указывающими на личный характер Бога, и Его личное отношение к созданному человеку.

Ко второму принадлежат раввинистический иудаизм и ислам. Эти формы монотеизма ограничиваются абстрактным утверждением единобожия. Они не приоткрывают Божественной жизни, закрывают для верующего всякую перспективу Богопознания, оставляют человека один на один с непознаваемым верховным существом.

Почему в христианстве такое сложное представление о Боге как о Святой Троице? Если бы христианское богословие являлось плодом человеческих представлений о Боге, то, несомненно, была бы выбрана более простая и доступная обычному человеку «модель» абстрактного монотеизма. Но Бог Един по существу и троичен в Лицах, Он именно таков, и мы не вправе искажать истину ради простоты. « Да, действительно, мусульманство проще христианства. Но и учебник арифметики для первого класса проще учебника алгебры для одиннадцатого. И классическая механика понятнее, чем механика квантовая с её «принципом неопределённости». Однако, тем не менее, точнее, глубже и полнее описывает мир всё же университетский учебник и квантовая механика»2.

«Сама по себе идея монотеизма еще не является достаточным основанием для признания какой-либо религии истинной. Доктрина единобожия – свидетельство правильного отношения человека к Высшему, но еще не факт двусторонних взаимоотношений с Господом Богом. Важнейшим пунктом в определении истинного Объекта почитания является Его учение о спасении, то есть о способе осуществления духовной двусторонней связи с Ним»3.

Следует добавить, что коранические представления о Боге коренным образом отличаются от библейского откровения. Аллах не является духом, обладает зрением и телесными чувствами; является источником зла; он горд, хитёр; не желает спасения всем людям. « Расхождения между представлением о Боге в христианстве и исламе ряду исламоведов представлялись настолько серьезными, что некоторые западные переводчики Корана считают необходимым ввести различия между понятиями Бог и Аллах. См., например, переводы Р. Белла, Р. Блашера, Л. Ульмана, у нас – И. Ю. Крачковского»4.

5) Цель творения Богом человека. Представления о человеке

Представления о Боге важны для нас не в плане удовлетворения любопытства, а в плане осознания цели собственной жизни. Для чего Бог создал вселенную и человека, насколько нынешнее состояние человечества угодно Ему, в чём смысл нашей жизни, для чего она дарована нам Богом?
Христианство утверждает, что Бог создал человека не по необходимости, а от любви, создал нас для истинного счастья, которое возможно только с Ним. Но грехопадение прародителей исказило человеческую природу, разорвало для человека возможность прямого, непосредственного Богообщения.

Человек болен – утверждает христианство, исцелить его по силам только Богу, так как болезнь вызвана оторванностью от источника жизни – Бога, фундаментальным поражением человеческой природы. Собственными силами человеку это не преодолеть, Что же говорят иные религии? Они предлагают человеку утопичный путь: собственными силами войти в блаженную божественную реальность. Ислам же вообще говорит о предопределении участи человека Аллахом (именно предопределении, а не предвидении, как кажется мусульманам, поверхностно знающим своё вероучение).

«Общее отношение к доктринам других религий определяется тем фактом, что все они в той или иной степени не принимают вести о спасении рода человеческого от проклятия, греха и смерти, совершенном через крестную жертву Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека»5.

6) Пути спасения в разных религиях

Все религии в той или иной степени говорят о несовершенстве человека и необходимости определённых религиозных практик для угождения Богу (богам), избавления от страданий, блаженной вечности. Вопрос в том, насколько фатальным признаёт нынешнее положение человека религия и каковы средства избавления от нынешнего состояния.

Христианство рассматривает отношения Бога и человека как родственные, а не с позиций «большой начальник – подчинённый». Бог – наш Отец, мы Его дети. Первородный грех, совершённый прародителями, привёл к фундаментальному искажению человеческой природы. Исцеление человека стало невозможно его собственными усилиями, так как человек предал себя во власть греха и смерти. Ради нашего спасения Господь из блаженной вечности вошёл в тварную реальность, стал человеком и смиренно принял мученическую смерть. Потенциально Он спас всех людей, основав Церковь и дав средства для исцеления человеческой природы – обожения (святости) – воссоединения с Собой – источником жизни и блага. Таким образом спасение заключается в исцелении человеческой природы, основывается на Боговоплощении и совершается в мистическом Теле (организме) Христовом — Церкви.

Можно привести пример. Человек заболевает смертельной болезнью. Излечение своими силами невозможно. Нужно довериться врачу и сделать спасительную операцию. Человек может заниматься самолечением: делать зарядку, дышать свежим воздухом, читать мантру «я здоров, и у меня всё хорошо», даже звонить по телефону врачу, но это всё лишь может дать иллюзию выздоровления.

Что предлагает ислам? Пять столпов ислама: верить в Аллаха, пять раз в день по часам молиться в определённой позе на арабском языке, совершать материальное пожертвование определённого размера раз в году (закят), поститься один месяц в году в светлое время суток и совершить паломничество раз в жизни. То есть спасение (даже если абстрагироваться от предопределения) сводится к точному исполнению обрядовых предписаний и зависит от самого человека. Мусульмане вообще отрицают повреждение человечества первородным грехом и пребывают в иллюзии собственного здравия.

Далее рассмотрим буддистскую сотериологию. «После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются их собственные действия (курсив наш) и прекратить страдания, достичь нирваны можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают «признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией»6.

7) Схожесть религиозных практик

В этом вопросе важно различать внешне похожие практики религий и их содержание. На первый взгляд кажется, что практическое делание адептов всех религий аналогично – это самосовершенствование и нравственная, и духовная чистота. Так же внешне похожи и аскетические методы: пост, молитва, бдение. Попробуем вникнуть во внутреннее содержание и цель религиозных практик.

«Между аскетизмом христиан или, скажем, кришнаитов есть принципиальное различие. Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины. Вот об этом нам, увы, доктрина кришнаитов ничего не говорит»7.

«Религия – это органическое целое, а не набор традиций и культовых практик. Существует опасность такого поверхностного прочтения феноменологии религии, которое приводит к отождествлению элементов, присутствующих и функционирующих в разных контекстах. Религии являются живыми организмами, и в каждой из них отдельные составляющие находятся в связи друг с другом. Мы не можем вырывать какие-то элементы из определенной религиозной доктрины и практики и отождествлять их с подобными элементами в других религиях – с целью создания простых и «красивых» теорий»8.

Будем помнить, что кроме Христа «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Жизнью в Церкви Христовой, уподоблением Христу, причастием Ему в Таинстве Евхаристии, молитвой к Нему спасается человек. Сами же аскетические практики – это лишь средство, а не цель всех религий. Главное – понять чего добивается человек с помощью этих практик, это принципиальный вопрос. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43-45).

8) Священные книги различных религий.

Священное Писание Церкви основано на реальных исторических фактах, не зря существует даже такая научная дисциплина как Библейская археология. Историками зафиксировано множество исполнившихся исторических событий, что лишний раз подтверждает богодухновенность Священного Писания. Оно записано людьми под водительством Духа Святого и безошибочно в вопросе Божественного промысла о человечестве и пути нашего спасения.

В языческих верованиях прослеживается определённая эволюция взглядов, и тот же Коран включает множество заимствований из Библии, даже еврейские слова перешли в текст этой книги, по словам мусульман, написанной на языке «арабском чистом»9.

Книги иных религий мифологичны и философичны, проникнуты ложной духовностью и человеческими измышлениями. Даже если мы возьмём христианские апокрифы (иудейские и раннехристианские подражания Священному Писанию), то и они не выдерживают никакого сравнения с Библией.

9) Новизна христианского вероучения.

Одним из ярких доказательств истинности христианства является история появления его появления и распространения в мире. Христианство возникло после смерти своего Божественного Основателя и развивалось в условиях жестоких гонений. Периоды гонений продолжались в течение первых трёх веков от Р.Х. Тем не менее, за этот период христианство распространялось всё шире.

Бог присутствует везде, но ни одна религия не приблизилась к той степени Богопознания, которая существует в христианской Богооткровенной религии. «…Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…» (1 Кор.1:23) – эти слова апостола Павла являются лучшей иллюстрацией новизны христианского учения. Вот как говорит об этом профессор Осипов А.И.: «Следует подчеркнуть факт логической невыводимости христианских истин из философских и религиозных представлений как иудейских, так и языческих. Догматы христианского вероучения не являются ни результатом логического вывода из предшествующих мировоззренческих установок, ни плодом какой-либо “доработки” соответствующих форм сознания. Ни догмат Троицы, ни догмат Боговоплощения, ни догмат спасения через Крест и страдания, ни тем более положение о соединении во Христе человеческой и Божественной природ, не находят никакого существенного подобия в картинах языческой теогонии и философских спекуляциях»10.

10) Возможность опытной проверки истинности религий.

Любой христианин причастен всем вышеперечисленным видам Божественного Откровения: общему, выраженному через пророков и апостолов в Священном Предании (частью которого является Священное Писание); индивидуальному, выражающемуся от ответа Бога на молитву до прямого Боговидения и Богообщения у святых; естественному, позволяющему видеть в окружающем мире совершенство и красоту Создателя.

Кто из людей смог наибольшим образом приблизится к Богу, каким путём они этого достигли, где почерпнуть их опыт? Одно из основных свойств Божиих – это святость, абсолютная чистота и чуждость греху. Приобщённые Богу, причастные Его жизни люди именуются святыми. Они лучше других познали Творца, очистив своё сердце от всего, что заслоняет от человека Бога. «Евангельская заповедь: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8) – ясно указывает на прямую зависимость способности к боговидению или богопознанию от нравственного состояния человека. Богопознание возможно только при условии нравственной чистоты, т.к. в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1:4). Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «совершенство чистоты есть начало богословия».11

Критерий истинной святости – не просто чудеса, они есть и у адептов нехристианских религий (к слову сказать, истинные чудеса ставят своей целью духовное преображение человека, а не его удивление необычайности присходящего). Сонм святых, уподобившихся Богу, являющих надмирные евангельские, а не просто общечеловеческие добродетели – одно из лучших подтверждением истинности христианской Богооткровенной религии.
Можно выделить следующие практические пути Богопознания в христианстве: исполнение заповедей; молитва; изменение ума, направление его к Богу – покаяние; Таинства Церкви; поучение в Священном Писании и творениях св. отцов; аскетические упражнения, восстанавливающие правильную иерархию ума, воли и чувств; доброделание. Результатом правильной духовной жизни является умножение в человеке любви, происходит уподобление Богу, дарующему возможность непосредственного Богообщения и Боговидения.

11) Высота идеала, который предлагают религии.

«…С чисто формальной точки зрения христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой, напротив, христианство призывает именно к жизни по совести, более того, возводит нравственное начало в человеке на такой высокий уровень, что даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более замечательного образа в истории, более совершенного образа, нежели образ Евангельского Иисуса, не встречали нигде. Это образ совершенного человека. Вот Он какой христианский идеал, вот на Кого мы ориентируемся. Иисус – идеал потрясающий: и любви, и мужества, и заботы о элементарных нуждах»12.
Какая религия может предложить идеал сравнимый со Христом, какая религия ставит любовь высшей целью человеческого развития и утверждает, что «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8)? Ответ очевиден…

Читайте также:  Лексика изучает с точки зрения его

Этот тезис имеет смысл рассмотреть как с точки зрения внутренней миссии (катехизации), так и внешней, как способ помочь иноверцу задуматься об истинности главного вопроса его мировоззрения – истинности представлений о Боге.
Если христианин утверждает, что все религии – это разные пути к одному, то это первый признак того, что ему имеет смысл записаться в воскресную школу на катехизацию. Если об этом говорит иноверец, то такое высказывание является отличным поводом для миссионерской беседы.

Часто христиане утверждают, что исламское вероучение всего лишь не полно, мол, мусульмане поклоняются Богу Отцу и в рамках своего ветхозаветного ренессанса просто ещё не доросли до осознания того, что обещанный Мессия – не Мухаммед, а Христос. Выше мы уже увидели, что Аллаха некорректно отождествлять с Богом Отцом. В этом параграфе нам остаётся лишь вспомнить, что «Слово Божие последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2:23), «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин. 5:23), «никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Сам Господь говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), «видевший Меня видел Отца Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9,11). По свидетельству преподобного Иустина (Поповича), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней»»13.

В чём неполнота нехристианских религий? «Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного представления об Иисусе Христе ни одна религия, кроме самого христианства, так и не познала. Во Христе человек воссоединился с Богом, этот факт уникален и ни в одной мировой религии не повторен»14.

Тезис о том, что все религии исповедуют одного Бога, имеет следующие внутренние противоречия:

  • Монотеистические религии исповедуют единого Бога, политеистические – многобожие. Единый Творец и Законодатель мира никак не может быть эквивалентен обожествлённым стихиям тварного мира или мифам.
  • Бог-Личность и безличная сила, закон – взаимоисключающие понятия. Так же, как и Всеблагой Бог и бог – творец равно добра и зла.
  • Отношения Бога и человека: сын или раб? Бог Любовь, ради Спасения Своего творения идущий на Крест, совершенно не похож на бога-хитреца, творящего зло наряду с добром и хладнокровно обрекающего на погибель нечестивых или безразличную и безличную силу.
  • Представление о цели создания человека и его несовершенстве несопоставимы в разных религиозных системах.
  • Не только пути спасения человека в разных религиях принципиально различны, но и даже нравственные понятия. Ни одно религиозное учение не достигло вершин нормативной для христианства «Нагорной проповеди».

Бог не может быть источником ложных религий, искажающих Его образ и ведущих людей по ложному духовному пути, значит, истинная религия всё же одна.

11) Два пути сравнения религий с христианством.

Все методы сравнения религий с Богооткровенным христианством можно выразить двумя схемами: насколько та или иная религия приближается к Божественному Откровению и насколько она удалена от него. Таким образом мы имеем два полюса: низший – атеизм как полное отвержение Бога вообще, и высший – христианство как религию непосредственного Богообщения.

В заключение предлагаю вашему вниманию тест: Сравнение религий.

Почему из множества религий правильная только одна?

Православный журнал «Фома» #Апологетика #Худиев_видео

Опубликовано Sergey Hudiev Вторник, 30 мая 2017 г.

На свете есть очень много религий, каждая из которых претендует на истину — с не меньшей уверенностью, чем вы. Чем мучиться вопросом о том, в какого из множества богов уверовать, не лучше ли оставаться атеистом?

Нет — потому что атеизм это тоже всего лишь один из претендентов на истину, не лучше других, у нас нет оснований принимать его как позицию по умолчанию. Действительно, у людей есть очень разные представления о том, как устроена реальность, какова конечная судьба человека, в чем причина нашего существования — и атеизм это просто одно из них. Многие из нас учились в советской школе, где нам внушили атеизм как своего рода стартовую позицию, но это уникальная особенность той культуры и эпохи, в большинстве стран мира это было не так.

Конечно, человек воспитанный в определенной религиозной традиции может оказаться перед вопросом «почему я привержен именно ей»; христианин должен быть готов ответить на вопрос о том, почему он привержен именно христианству. Но на такой же вопрос должен быть готов ответить и атеист. Атеизм — это тоже одно из человеческих верований, одна из традиций осмысления мира и места человека в нем. Иногда говорят, что атеизм — это просто воздержание от веры в Бога, но это не так — атеизм неизбежно делает позитивные утверждения об устройстве реальности, и мы их рассматривали, когда говорили о материализме. «Разум явился результатом длительного развития материи и сам полностью сводится к материальным процессам» – это определенное верование, которое, по меньшей мере, не очевидно. Даже если вас смущает разнообразие религий, это никак не повод становиться атеистом.

Но существует почти бесконечное число религий. Как предполагается делать правильный выбор из такого множества вариантов?

Ответ состоит в том, что мировоззрения довольно легко классифицировать. В наших религиозных поисках мы не хватаем произвольный предмет с полки – мы проходим через несколько развилок, на каждой из которых совершаем определенный выбор.

Нам стоит уточнить, из каких критериев мы исходим, делая тот или иной поворот. Если очень коротко – то из нашего опыта как людей, обладающих мышлением, свободной волей и нравственным чувством.

На первой развилке мы оказываемся перед вопросом – «существует ли духовная реальность, или все сводится к движению материи, подчиненной вечным, неизменным и безличным законам природы?» Если существует только материя, то Бога нет – но также нет свободной воли и мысли, поскольку в этом случае все наши акты мышления и произволения полностью детерминированы процессами, происходящими в головном мозге, которые, в свою очередь, детерминированы законами природы. Чтобы быть материалистами, нам пришлось бы объявить иллюзией (как последовательные материалисты это и делают) не только Бога, но и наш повседневный опыт свободной воли. Если мы считаем наше мышление и свободу реальностью, это уже выводит нас за рамки материализма. Существует духовная реальность.

Но (тут мы оказываемся перед второй развилкой) нам предстоит решить, является ли эта реальность безличной (как закон Кармы или «тонкая материя» оккультистов) или личностной. Тут мы можем обратиться к нравственному чувству – если существует подлинная, объективная разница между добром и злом, кто (или что) задает эту разницу? Какой-нибудь безличный закон Кармы не может справиться с этой задачей, потому что нравственные предпочтения бывают только у личности.

На третьей развилке мы выбираем между политеизмом и монотеизмом – богов много или есть только один Бог? В политеистических воззрениях боги могут иметь разные мнения и конфликтовать между собой – кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предположить над ними какого-то третейского судью, который один является источником морального закона и, таким образом, Богом в собственном смысле. У нравственного Закона не может быть ряда конфликтующих источников – только один.

На четвертой развилке нам предстоит выбрать между тремя религиями, проповедующими единого Бога – Иудаизмом, Христианством и Исламом. И тут нам предстоит рассмотреть притязания Иисуса Христа на то, что Он – Бог и Спаситель, и свидетельство Апостолов о том, что Он – воскрес из мертвых. Выбор веры это дорога с немногими поворотами, а не выбор из бесконечного количества вариантов.

Разве притязания на уникальную спасительную истину, которую провозглашает религия, не ведет к попыткам принудить всех эту истину признать, и, таким образом, к нетерпимости и диктатуре?

Один из часто возникающих моментов в атеистической критике религии — это то, что проблемы и пороки, свойственные человеческому роду в целом, приписываются исключительно религии. Конечно, мы можем найти массу примеров, когда верующие люди пытались железной рукой загнать своих ближних в Царство Божие. Конечно, мы можем найти примеры грубого высокомерия и нетерпимости со стороны адептов тех или иных религий — и христианства в том числе.

Но является ли такое поведение проявлением именно религии? Это можно проверить по простой и испытанной методике — рассмотрим, как ведут себя люди, если этот фактор, религию, убрать. У нас был случай это проверить — я напомню еще раз о грандиозном социальном эксперименте, когда значительная часть человечества — в СССР и зависящих от него странах, в Китае, в Кампучии — жила в условиях полностью или почти отсутствующей религии. Породил ли этот эксперимент более терпимые и открытые к диалогу общества? Как раз наоборот – он породил общества более закрытые и нетерпимые. Нетерпимость, фанатизм, начетничество, жестокое принуждение к «правильным» взглядам — все это отлично обходится и без религии. Царство, в которое загоняют железной рукой, вполне может быть чисто светским — и даже решительно атеистическим.

На уровне отдельных людей мы, конечно, можем встретить благожелательных, культурных, терпимых атеистов — а можем встретить атеистов грубых, агрессивных и нетерпимых. Последние (как и скандалисты вообще) привлекают больше внимания. Увы, агрессия, нетерпимость и стремление принудить других к согласию — это общая черта человеческого рода.

Парадоксальным образом, даже люди, на знаменах которых написано «терпимость» и «разнообразие», склонны ненавидеть и преследовать тех, кто не разделяет именно их версии разнообразия и терпимости — как мы и видим на примере судебных процессов против христианских предпринимателей, которые уклонялись от обслуживания некоторых мероприятий.

То, что атеистические режимы были в большей степени склонны к принуждению, связано с принципиальным различием в картинах мира. Для христианина окончательная победа добра и установление Царства Божия на земле произойдет в результате сверхъестественного вмешательства Бога, причем это вмешательство произойдет именно тогда, когда победа сил зла будет более всего казаться очевидной и окончательной. Христиане спокойно относятся к тому факту, что человеческими усилиями в этом мире совершенно царства добра и справедливости построить невозможно, и не предпринимают таких попыток. Люди, отвергающие христианское возвещение, никак не могут помешать ни Царству Божию открыться, ни желающим покаянием и верой в него войти.

Для атеистических идеологий дело обстоит иначе — единственное царство, которое они предлагают, может быть создано только людьми и только по эту сторону истории, причем те, кто отказываются участвовать в его строительстве — или, тем более, исповедуют взгляды, с этим строительством несовместимые, могут ему реально помешать. Соблазн подавить тех, кто не хочет строить светлое царство силой, в этом случае сильнее, и мы видим, как люди ему поддавались.

Кто такой Бог? Почему существуют разные боги и разные священные писания?

Иногда в уме человека, ищущего истину, возникает вопрос: «Если Бог один, почему существует так много всевозможных религий, всевозможных Богов? За кем я должен следовать? По какому пути мне направиться в Царство Бога?» Бог — один, и поэтому Священное Писание, слово Бога, также одно. Непонимание этого факта в разные времена приводило к религиозным конфликтам и войнам. Истина же заключается в том, что Бог дает знание, напрямую или через посланника, учитывая возможность получателей понять его.

Различные писания предназначены для различных категорий слушателей.

Духовно развитому обществу знание передается в чистой форме. Если моральные и духовные ценности в обществе утрачены, если люди деградировали до уровня животных, то знание передается в адаптированной форме, достаточной для того, чтобы, с одной стороны, совершить небольшой прогресс в духовной жизни, а с другой — не исказить само знание.

Ислам и христианство возникли в соответствии со временем, местом и обстоятельствами.

Оценивая способности общества следовать духовным принципам, пророки и мессии передавали духовную науку определенным образом. Мы можем понять, что пророку Мухаммеду пришлось передавать послание Корана полностью деградировавшим людям. В 16 Суре Корана, например, говорится: «Не занимайтесь сексом со своей матерью и сестрой». Если бы Мухаммед говорил о том же цивилизованным людям, это наставление было бы излишним. Мухаммед, душа, осознавшая Бога, избранный быть пророком, проповедовал извращенным племенам кочевников, для которых такие отношения были обычным делом.

Библия говорит: «Не убий». Но кого нужно учить тому, чтобы он не убивал? Только убийцу. Иисус проповедовал только три года, после чего Его распяли. Что говорить о простом народе, если один из его лучших учеников продал Его за 30 серебряных монет, а другой отрицал, что вообще с Ним знаком!

Кришна рассказал «Бхагавад-гиту» Арджуне, который являлся воплощением всех лучших человеческих качеств. Это произошло в период расцвета индийской цивилизации. В «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами беседует с мудрецами Наимишараньи, аскетами, посвятившими жизнь совершению жертвоприношений на благо всего человечества. Таков был уровень слушателей «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам» отличаются от Библии и Корана.

Религии разные — послание одно.

Вьясадева, Иисус Христос и Мухаммед были в одинаковой степени духовно продвинуты и уполномочены. Но, в силу своего божественного благоразумия, они открыли истину ровно настолько, насколько общество могло ее принять. Суть всех священных писаний одна и сводится к следующему:

1)Бог один и Он есть Любовь;
2)Послушание законам Бога;
3)Служение Богу;
4)Возможность возвращения в Царство Бога;
5)Отказ от греховных действий;
6)Слава Святого Имени;
7)Отказ от материальных удовольствий;
8)Принятие духовного наставника.

В каждой религии имеются правила и ограничения на употребление в пищу мяса и в области половых отношений и брака. Одно писание позволяет человеку иметь четырех жен, другое снисходительно советует жениться, а третье советует нам вовсе отказаться от половых отношений. Одно писание позволяет употреблять в пищу мясо после совершения жертвоприношения, запрещая при этом есть свиней и собак, другое рекомендует не есть мясо по пятницам, а третье советует отказаться от мяса вообще.

Читайте также:  Что делать с вещами умершего человека с точки зрения церкви

Как объяснить столь разные стандарты в одном и том же вопросе? Все достаточно просто. Хотя все посланцы Господа обладают одним и тем же знанием, они дают то, что слушатели могут воспринять. Мухаммед успел дать совсем немного, но ему пришлось бежать из Мекки под страхом смерти. После трех лет проповеди Иисус был распят. Неудивительно, что сам Иисус говорит в Библии: «Многое хотел сказать вам, да не вместите теперь». Господь Шри Кришна говорит Арджуне в «Бхагавад-гите»: «Я возвещу тебе во всей полноте как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего больше постигать (Б.Г.7.2)».

Трансцендентное (божественное) знание включает в себя знание, как о материальном, так и о духовном мире.

Например, у нас есть карманный словарик и большой объемистый толковый словарь. Канонические религии, такие как христианство и ислам, можно сравнить с карманными словарями, где истина освещается частично согласно уровню развития общества. Но такие священные писания, как «Бхагавад-гита», подобны большому толковому словарю, поскольку содержат полное знание, больше которого познать невозможно. Простые слова, такие как «идти», «есть», «спать», есть как в карманном, так и в большом словаре. Точно так же простые истины вроде «Не кради», «Возлюби ближнего», «Прощай врагов», «Делай добро другим», есть во всех священных писаниях. Но такие слова, как «катаклизм», «предопределенность», есть только в больших словарях. Темы, находящиеся в сфере чистой благости (такие, как «предание воле Господа в результате чистой, беспримесной любви», «служение и памятование о Боге 24 часа в сутки и отказ от всех мирских удовольствий», «желание служить Господу жизнь за жизнью, не стремясь к освобождению»), можно найти только в самых возвышенных писаниях, представляющих санатана-дхарму.

Однако, все писания совершенны. В Исламе суфийские святые воздерживаются от мяса и благодаря следованию Корану достигают высокого духовного уровня. В христианстве францисканские братья и монахи-бенедиктинцы следуют строгому вегетарианству, соблюдают трезвость и воздержание и также достигают духовных высот.

Бхагавата-дхарма — духовный супермаркет.

Бхагавата-дхарма, известная сегодня среди широких масс как индуизм, непоколебимо стоит на своих позициях даже сегодня. Хронология возникновения наиболее популярных религий такова: исламу — 1300 лет, христианству — 2000 лет, буддизму — 2500 лет. «Бхагавад-гита» была рассказана Арджуне 5000 лет назад. В 4-й главе Господь говорит: «Я передал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану, Вивасван передал ее Ману, прародителю человечества, а Ману, в свою очередь передал ее Икшваку. Эту самую древнюю науку взаимоотношений со Всевышним сегодня Я объясняю тебе, потому что ты Мой преданный и Мой друг, и потому сможешь понять трансцендентную тайну этого учения (Б.Г.4.1–3)».

Принимая во внимание тот факт, что еще до рождения Ману «Гита» была поведана Господом богу Солнца Вивасвану, мы можем сказать, что впервые «Гита» была произнесена приблизительно 120400000 лет назад и просуществовала в человеческом обществе два миллиона лет. Пять тысяч лет назад Кришна передал духовную науку Арджуне. Такова история «Бхагавад-гиты» в соответствии с самой «Гитой» и с мнением ее рассказчика, Господа Шри Кришны.

Таким образом, бхагавата-дхарма является старейшей религией и супермаркетом разнообразных религий. Это многообразие религий создано для того, чтобы соответствовать природным склонностям всех людей, как деградировавших, так и духовно продвинутых.

В «Матсья Пуране» говорится, что существует 18 Пуран. Шесть из них написаны для людей, находящихся в невежестве. Они призывают людей поклоняться Шиве и его супруге Дурге. Следующие шесть Пуран предназначены для людей, находящихся в страсти. Эти Пураны прославляют Брахму и других полубогов и рекомендуют поклоняться им. Последние шесть составлены для людей в благости и рекомендуют поклоняться непосредственно Господу Хари — Кришне.

Ведическая традиция имеет писания для каждой эпохи. Эти писания созданы для людей, живущих в определенное время, с учетом их достоинств и недостатков. Существует 108 Упанишад. Среди них одна Упанишада написана для Кали-юги, века, в который мы живем. Это писание известно как «Кали Сантаран Упанишад». Само название указывает на то, что эта Упанишада помогает пересечь океан Кали. В этой Упанишаде упоминается Маха-мантра: ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ / ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ. Произнося эти 16 имен Бога, можно достичь цели жизни — любви ко Всевышнему Господу.

«Бхагавад-гита» была поведана Господом Кришной в конце Двапара-юги, поэтому она была предназначена для поколений наступавшего века Кали. «Шримад-Бхагаватам» также был рассказан Шукадевой Госвами (и пересказан Сутой Госвами) специально для людей Кали-юги. Мудрые люди в Кали-югу должны изучать «Кали Сантаран Упанишад», «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». В этих писаниях мы можем найти способ избежать бед, которые готовит нам этот век, и достичь цели жизни — любви к Богу.

Бога называют различными именами.

Бог — это Высшее живое существо. Нет никого, кто мог бы сравниться с Ним. Нет такого человека, который был бы более велик или хотя бы равен Господу по качествам. И каждое из Его качеств отражено в каком-либо Его имени. Например, «Всемогущий» означает, что Бог может все. Господь обладает безграничными возможностями, и нет им предела. «Солнце» звучит по-английски как «сан», на хинди — «сурадж», на санскрите — «сурья». Но когда люди, говорящие на этих языках, произносят эти слова, они все имеют в виду одно и то же солнце. Также и Бога называют разными именами, как, например, Иегова, что означает «Всемогущий», Аллах, что означает «Величайший», Кришна — «Всепривлекающий», Рама — «Верховный наслаждающийся».

Кто такой Бог?

Самое простое определение Бога — «Тот, из Кого все исходит (Ш.Б.1.1.1)».

Санскритское слово «Бхагаван» так объясняется великим авторитетом, Парашарой Муни, отцом Вьясадевы: «Бхагаван» означает: «Тот, кто обладает всем богатством, всей силой, всей славой, всей красотой, всем знанием и всем отречением». На свете есть очень много могущественных людей, богатых, красивых, известных, ученых и отреченных, но никто не может заявить, что он обладает всем богатством, всей силой и т.д. Тот, кто обладает всеми вышеупомянутыми совершенствами, естественным образом привлекает всех. На санскрите эквивалент слову «Всепривлекающий» — Кришна.

В Библии Иисус провозглашает себя Сыном Божьим и представителем Бога. В Коране Мухаммед называет себя пророком или посланником Бога. Но кто такой Бог? Только Он Сам в совершенстве знает ответ на этот вопрос, поэтому мы должны услышать это от Него Самого. Из «Бхагавад-гиты», величайшего из всех Ведических писаний, мы можем узнать, что Господь Кришна — Верховная Личность Бога. Здесь Он также утверждает Свое превосходство над всеми полубогами.

Является ли Бог личностью?

По определению, Бог совершенен и полон в самом себе. Человек, который говорит, что Бог не может быть личностью, ограничивает Всевышнего. Если бы Бог не имел формы или если бы он был несколько меньше Своего творения, Его нельзя было бы назвать совершенным. Полное целое содержит все, что находится как в пределах, так и вне наших чувств, а иначе его нельзя назвать полным. Бог, который является безупречным и цельным, может быть Личностью, но Он также может не проявлять себя как Личность.

Согласно «Шримад-Бхагаватам», Бог существует в трех аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван: «Ученые мудрецы постигают Абсолютную Истину в 3 аспектах: как Брахман, Параматму и Бхагавана (Ш.Б.1.2.11)».

Брахман — безличное брахмаджьоти, которое можно сравнить с солнечным светом или энергией солнца. Обычные ученики удовлетворяются тем, что осознали солнечный свет, его всепроникающую природу и сияние: в таком положении находятся те, кто осознал Брахман. Это брахмаджйоти является сиянием, исходящим от трансцендентного тела Господа, и познают его гьяни — ученые.

Параматма — всепроникающий локализованный аспект Бога, который присутствует в каждом атоме и в сердце каждого живого существа. Если ученик продолжает прилежно учиться, он понимает, что солнце имеет шарообразную форму, и может увидеть солнечный диск отражающимся в зеркале. Таков уровень постигшего Параматму. Йог начинает видеть в своем сердце эту четырехрукую форму Вишну (экспансии Кришны) в результате процесса медитации.

Бхагаван — полное проявление Абсолютной Истины, последний шаг в постижении трансцендентного. Людей, которые осознают личностные качества Бога, можно сравнить с теми, кто проникает в самое сердце планеты Солнце. Аспект Бхагавана представляет собой прекрасную двурукую форму Кришны, изогнутую в трех местах (Шьямасундара). Осознание качеств Бхагавана включает в себя осознание качеств Брахмана и Параматмы. Увидев хотя бы однажды Солнце лицом к лицу, вы поймете, что оно является источником и солнечного света, и отражения в зеркале.

В Библии Господь описывается как имеющий «подобие человеческой формы». В «Книге Бытия» (гл.18 и 19), Он предстает перед Авраамом, отцом народа Израилева, в человеческом облике, хотя этот облик и не описан подробно. В Библии мы также встречаем такие выражения — «под Его стопами» (Исход 24:10), «начертанное перстом Господа» (Исход 31:18), «рука Господа» (Исход 9:3), «очи Господа» (Книга Бытия, 38:7), «уши Господа» (Книга Чисел 11:1). Иисус говорил о Господе, называя Его Абба, Отец, и относился к Нему очень личностно. Мистики Ислама также заявляют, что Господь обладает формой. Как показано выше, Библия также говорит о Боге как о личности. А иначе как у безличного Бога могут быть стопы, пальцы, руки, глаза, уши?

Веды, созданные задолго до Библии и Корана, в период расцвета духовной культуры, открывает нам форму Господа, Его качества, Его деяния и Его личность. Конечно, качества Господа безграничны, и слова могут дать лишь смутное представление о Его славе. Форма Господа не тождественна нашей — это не материальное тело, состоящее из костей, мышц и испражнений. Форма Господа трансцендентна, не воспринимаема чувствами, и, тем не менее, это форма.

«Я взываю к Господу Кришне, обладающему формой, исполненной вечности, знания и блаженства (Гопал Тапани Упанишад 1.1–1.2)».

В первом стихе «Брахма-Самхиты» говорится: «Кришна — (Господь) является Верховным Контролирующим. Он обладает формой, исполненной вечности, знания и блаженства. Он — изначальная причина всех причин».

Также там говорится: «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу. Его шею, украшенную лунным медальоном, обвивает гирлянда из цветов. Его руки украшает флейта и браслеты с драгоценными камнями. Он всегда наслаждается любовными играми. Его изящно изогнутая в трех местах форма Шьямасундары существует вечно».

Есть много подобных описаний формы Господа. Она полностью отличается от материальных тел обычных живых существ. Наше тело временно и полно невежества; оно — причина наших страданий.

Понять истинную природу тела Кришны, которое вечно, исполнено знания и блаженства, помогает следующий пример из «Шримад-Бхагаватам». Яшода, мать Господа Кришны на Земле, заглядывает в рот младенца Кришны, чтобы узнать, не ел ли Он глину. Если заглянуть в рот обычному человеку, мы сможем увидеть там только язык, зубы и десны. Однако, когда Яшода заглянула в рот маленькому Кришне, она увидела всю Вселенную. Во Вселенной она увидела себя заглядывающей Кришне в рот. Этот пример показывает, что, хотя Кришна и стоит перед Яшодой как ее маленький сын, Он одновременно содержит в Себе всю Вселенную.

Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, который открыл сосуд с медом любви к Богу и раздавал эту любовь всем и каждому, в своих книгах употреблял слова: «Верховная Божественная Личность» вместо слова «Бог». В этих словах есть и форма и личность. «Божественная Личность» (с большой буквы) означает, что Кришна стоит над всеми богами с маленькой буквы.

Источник: 6 уроков по «Бхагавад-гите». М.: «Гауранга», перевод с англ., 2002.

4 thoughts on “ Кто такой Бог? Почему существуют разные боги и разные священные писания? ”

«Кришна — Бог, танцующий вместе с друзьями! Заметил ли Господа ты, или гонялся за миражами?»

Вот именно, что познание Бога трансцендентально. Это всегда индивидуальный путь сознания к постижению истины. Идти к Богу можно совершенно по-разному, уникальным образом, с неповторимыми декорациями. Но все идут к одному. Живут в рамках одной системы. Стать Богом — значит стать выше этих рамок, стать Творцом. Это путь через объединение, видение сути. Потому учения и религии мира кажутся единым знанием. Это видит тот, кто научился «отделять зерна от плевел».

  1. Антон Post author 17.05.2017

Невозможно стать Богом. Бог — по определению верховная личность. И Он один.

ап. Павел. 1 Кор. 8:5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него.
В человека один Отец…. По сему может творить только Разум образно БОГ, старослвянский расшифровка — Б — будущее, О — он, лицо, Г — глаголит (говорит) , а кто у нас говорит — человек, а кто у нас на земле (Космосе) может делать = творить — человек. Бог = человечество с 100% интеллектом ( у нас 3 %) до состояния Бога нам осталось 1 024 802 816 лет . Это будет в 7 круге на 7 планете …. и жизнь в Солнечной системе будет иной… НО, НЕЕМИЯ 7 : 66 в этом цикле назвал нас ОСЛАМИ, а строителей пирамид ПЕВЦАМИ = 78 000 лет назад. Одна ЦИВИЛ. на Земле = 15 120 лет. Мы управляемы и под контролем ….. только 18 816 857 лет ( на 2019 г. ) мы в 4 круге на планете , а было еще три всего 547 598 590 лет в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ…. Все знания есть на Земле только не для ослов…. А РЕЛИГИЯ это то, что должно объединить людей планеты — быть вместе и если один Отец сказал я БОГ, то нет других кумиров, богов, направлений — идеологии.
А впрочем не все проверят и поймут, либо Ослы есть люди !

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сердечная связь в отношениях устанавливается, через служение. Служение для женщины выражается в заботе и уважении к мужу. Служение для мужчины — зарабатывать деньги, не смотреть на других женщин и уважать свою жену.

Источники:
  • http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/odin-li-bog-v-raznyx-religijax.1334/
  • http://foma.ru/pochemu-iz-mnozhestva-religiy-pravilnaya-tolko-odna.html
  • http://mirved.com/%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D0%B3-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%82-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B/