Меню Рубрики

Что такое благо с точки зрения этики

БЛАГО В этике и философии, то, что заключает в себе определ. положитительный смысл. В античной этике БЛАГО трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т. п.).

У Платона и в античичном платонизме БЛАГО отождествляется с высшей ступенью в иерархии бытия (единое — в неоплатонизме). В средне-вековой схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии на основе принципов христианского теизма, в качестве высшего БЛАГа (лат. summum bonum) выступает бог, являющийся источником всех БЛАГ и конечной целью человеческих устремлений.

Новоевропейская философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как БЛАГО (Гоббс, Спиноза: Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением новоевропейской этики является утилитаристское истолкование БЛАГа, сведение его к полезности .

В дальнейшем понятие БЛАГО постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в. вытесняется попятном ценность. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие БЛАГО синонимично понятию добра.

Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо. В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы. Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра, так как разновидностью духовного блага является добро.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно томуили иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».

Справедливость — этическая и правовая категория. Эта категория — подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами — как специфически правовая. Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Благо (Кузнецов)

БЛАГО — философское и этическое понятие, заключающее в себе определенный положительный смысл и обозначающее совокупность ценностей предметов и явлений, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека или общества, для обеспечения счастливой, здоровой, материально и духовно полноценной жизни. Существуют различные пути и средства достижения такого состояния, в соответствии с которыми дифференцировано понятие Б. Поэтому в истории философской мысли оно понималось по-разному. Были попытки сведения Б. к наслаждению (эпикуреизм), к бесстрастному состоянию души и тела (киники). Платон трактует Б. как абсолютный идеал справедливости, высшее совершенство общественной жизни, достижимое в результате синтеза трех добродетелей: повиновения, мужества и мудрости. У Аристотеля Б. определяет цель деятельности. Достижение общего Б., по Аристотелю, гармонично связано с личными интересами. Человек становится более добродетельным и благородным, когда отдает свое, личное. Деятельность души в соответствии с добродетелью показывает путь к обретению счастья, достижению Б. После Аристотеля данное положение утвердилось в тех этических теориях, которые обосновывали мораль через цели и средства человеческого бытия, т.е. за исходную категорию брали именно Б., а не долг.

В религиозной этике прослеживается тенденция принижения значения различных относительных земных благ и возвеличивание понятия Божьей благодати. Деятельность человека под воздействием Божьей благодати рассматривается в качестве наивысшего состояния. Но возможности человека для осознания себя в таком состоянии признаются ограниченными. Как полагается, об этом может знать только Бог. Человеку же остается служить Богу, совершая добрые дела. Таким образом, понятие добра сближается в религиозной этике с понятием Б. В своем конкретном проявлении в ортодоксальном христианстве добро более всего выражается в милосердных делах. В модернизированном христианстве, особенно — в протестантизме, добро начинает рассматриваться более широко в связи с идеей служения Богу в смысле выполнения своего призвания.

В светской этике категория Б. употребляется для разъяснения связи собственно этических понятий, связанных с оценками поведения (хорошо, плохо, справедливо, несправедливо), с более общим контекстом общественного бытия человека. В теориях разумного эгоизма Б. связывалось с достижением гармонии в удовлетворении частных интересов. В гегелевском и марксистском подходе, а также в некоторых теориях разумного эгоизма (Гельвеций, Чернышевский) Б. рассматривается исторически, связывается с преобразовательной деятельностью, направленной на совершенствование общества, в результате которой происходит развитие и совершенствование самого человека. Возникновение новых, исторически развитых созидательных способностей человека и со-ответствующих им потребностей вместе с возрастанием возможностей удовлетворения последних предстает в исторически ориенти-рованных этических теориях в качестве Б.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 58.

Найдено 14 определений термина БЛАГО

все, что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд.

понятие этики и философии, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений; само является ценностью и предпосылкой нравственных ценностей.

в этике и философии все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, представляет ценность для человека. Противоположность Б. — отрицательная ценность, зло (см. Добро и зло).

БЛАГА (Лучиан)

румынский писатель и философ (Ланкрэм, близ Сибиу, 1895 — Клуж, 1961). Его философское творчество («Трилогия познания», 1931-1934; «Трилогия культуры», 1936-1937; «Трилогия ценностей», 1946)ведет к утверждению поэзии как лирического метода познания. Одна из его основных тем — разрыв между природой и цивилизацией, преодоленный в архаической и мифической деревне.

то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость — ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

в широком смысле все то, что полезно людям, их здоровью, удовлетворению их потребностей – жизненных, социальных, духовных; соответственно, не является благом то, что бесполезно, не нужно или вредно. Б. есть не сама польза, а то, что приносит пользу, как и зло – не сам вред, а то, что наносит вред. В современной биоэтике категория блага, традиционно выступающая в формуле «Не навреди», т.е. применяй в медицине те средства, которые не причинят вреда пациенту, расширены до «не только не вреди, но и сотвори благодеяние», хотя сама трактовка понятия благодеяния не является однозначной, так как Б. относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным или только полезным. Поэтому Б. в одном отношении может быть злом в другом; то, что полезно одному человеку, может нанести вред другому. Относительность Блага в биоэтике особенно проявляется при обсуждении вопросов о поддержании жизни в вегетативном состоянии, клонировании живых существ и человека и др.

понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага, т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати, исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка, рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность другого, пользуется верой как благом. Аристотель различает блага трех родов: телесные (здоровье, сила), внешние (богатство, честь, слава) и душевные (острота ума, нравственная добродетель).

в этике и философии, то, что заключает в себе определ. положит. смысл. В антич. этике Б. трактовалось различно: как наслаждение (киренская школа, эпикуреизм) или воздержание от страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы над низшей (Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трех родов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т. п.).

У Платона и в аятич. платонизме Б. отождествляется с высшей ступенью в иерархии бытия (единое — в неоплатонизме). В ср.-век. схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии на основе принципов христ. теизма, в качестве высшего Б. (лат. summum bonum) выступает бог, являющийся источником всех Б. и конечной целью человеч. устремлений.

Новоевроп. философия подчеркивает роль субъекта в определении чего-либо как Б. (Гоббс, Спиноза: Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным явлением новоевроп. этики является утилитаристское истолкование Б., сведение его к полезности (см. Утилитаризм).

В дальнейшем понятие Б. постепенно утрачивает свое значение и с сер. 19 в. вытесняется понятием ценность. В более узком, собственно этич. смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные.

С философской точки зрения понятие «благо» — наиболее общее обозначение положительной ценности. Хорошо известен факт, что благо одних, зачастую оборачивается злом (несчастьем) для других — классический классовый подход.

Но более драматичным является другой факт, заключающийся в том, что «не все, что кажется благом, таковым на самом деле и является».

Чувствуя это, например, А. Маршалл в [19] словом благо заменяет понятие товар. Известно, что не всякий товар является благом: наркотики, оружие, рабы, недоброкачественные и опасные изделия и т.п. Избегая слова товар, сохраняя, тем не менее, это понятие, и делая вид, что другие наполнения этого термина не существуют, удается достаточно долго ладить с собственной совестью — заблуждаться.

Исторически область деятельности человека, связанная с созданием, распределением и перераспределением товаров, и, что более важно, благ, т.е. экономика и политика, взрывоопасна. В настоящее время в связи с дисбалансом между достигнутыми уровнями в производительности и качестве труда в сферах производственной и интеллектуальной деятельности, заметно отстающей от технологической, эти институты (экономика и политика) стали угрожать существованию самого феномена человека.

Экологическая озабоченность человечества — следствие развития экономики и политики. Фактически экологическая озабоченность является не более, чем имитацией деятельности, не затрагивающей корней явления.

в философии наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности (противоположность Б.— отрицательная ценность, зло); предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные Б.— результат стихийных природных процессов, напр. плодородие почвы, полезные ископаемые (соответственно естественное зло — стихийные бедствия, болезни), и общественные Б.— продукты деятельности человека. Но в обоих случаях Б. составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека. В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные Б. К материальным относятся предметы питания, одежда, жилье и т. п., а также средства производства, к духовным Б.— знания, достижения духовной культуры человечества, эстетические ценности, моральное добро, заключенное в поступках людей, и т. п. Это деление неполно и условно, т. к. мн. ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к др. рубрике или обладают признаками обеих одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные события, предметы роскоши). Человек, рассматриваемый с т. зр. его созидательных потенций, способности творить все остальные ценности, сам выступает как высшее Б. Противоположность интересов классов и социальных систем приводит к тому, что Б. для одного класса (об-ва) может быть злом для др. Поэтому Б. носит как общечеловеческий, так и классовый характер. Б. может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам личности. В этом смысле в понятии Б. выделяют абсолютную (общечеловеческую и общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую, индивидуальную) стороны.

Читайте также:  К чему приснились очки для зрения

общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представление о Б. формируется в процессе и на основе практического отношения людей к внешнему миру. Природные и общественные явления становятся Б., лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные Б., утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного Б.-моральная ценность, добро (иногда слова «Б.» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы). В силу противоречивого характера исторического процесса и противоположности интересов различных классов «всякое благо для одних необходимо является злом для других, всякое новое освобождение одного класса -новым угнетением для другого» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 21, с. 177). Классовый подход к Б. проявляется в ориентации на определенные виды благ, в произвольном установлении их субординации (напр., «вещизм» как характерная черта собственнического сознания). Из этого не следует, что Б. не может быть общечеловеческим или что не существует объективных критериев оценки различных явлений, охватываемых понятием «Б». Это значит лишь, что определение Б. через интересы людей является неполным. Марксизм вскрывает объективные источники человеческих интересов и показывает, что интересы зависят от общественного бытия, его исторических законов. Правильность понимания общего Б. тем или иным классом проверяется анализом процесса исторического развития. Объективно Б. является осуществлением коренных интересов того класса, к-рый в данных исторических условиях выполняет миссию революционного, прогрессивного преобразования об-ва, направленного на освобождение человечества в целом. Поэтому то, что является Б. для пролетариата, для социалистического об-ва, в конечном счете представляет Б. для всего человечества. В социалистическом об-ве высшим Б. считается общенародное Б., т. к. только через его осуществление можно обеспечить наиболее полное удовлетворение интересов каждого отдельного человека.

одна из основных аксиологических категорий, обозначающая исторически исходный, подтверждаемый житейским опытом факт удовлетворения извечных потребностей, ожиданий и желаний людей при условии соединения их устремлений и усилий.

Феномен Б. складывается одновременно с формированием родовой жизни людей в качестве ее бессознательно переживаемой и интуитивно удовлетворяемой функции. Переход к цивилизации с необходимостью приводит к осознанию Б. как того изначального, единого и единственно всеобщего основания, по отношению к которому сохраняется актуальной и остается всегда мыслимой разнородность социальных и личностных интересов, множественность социокультурных ориентации индивидов и существенно изменчивый характер их ментальности. Универсальный смысл Б. впервые осознается Платоном. Идея Б. занимает в его учении центральное место: она есть «первопринцип», благодаря которому образован весь идеальный мир, «высшее начало» и «цель всего сущего». «Природа блага отличается от всего, — пребывая во всем, но ни в чем не нуждаясь». Все другие основные понятия метафизики Платона получают свои сушностные определения в зависимости от отношения к Б.: совершенное Бытие является одновременно Прекрасным, Благом и Правдой. Лишь в сфере реальной жизни Б. утрачивает свое исключительное место и может быть осмыслено только через зло, как свою собственную противоположность. Человек, по Платону, не выбирает — жить или не жить, но он свободен в выборе — жить по справедливости и в благе или жить в пороке и зле. Именно этот мотив определяет в дальнейшем всю эволюцию места и роли идеи Б. в философских концепциях античной эпохи. Аристотель объективное существование идеи Б. как таковой отрицает в принципе. В его учении Б. выступает в трех основных отношениях: в метафизическом — Б. есть «то, ради чего», «целевая причина», «конечная цель» (. ); в онтологическом — Б. представлено во множестве своих собственных воплощений (благ), вещественных и «политических», физических и психических, будучи синонимом всего хорошего, полезного, наилучшего (то . ); и, наконец, в этическом — высшее из всех Б., осуществляемых в поступках, совершенная цель (?? . ), реализуемая в добродетелях, а в конечном счете — в счастье. У стоиков метафизический смысл Б. сохраняется уже формально: Б. Выступает, наряду со злом, в качестве одного из полюсов, между которыми находятся ценности. В дальнейшем по мере нарастания кризиса античного мира идея Б. все более отождествляется с добром, приобретая тем самым конкретно-этическую значимость и характер.

Радикальная переоценка ценностей античной эпохи, осуществленная христианством, возвращает идее Б. ее метафизический, универсально мировоззренческий смысл: Б., наряду с Бытием и Истиной, становится сущностным атрибутом Бога. Бог, творящий бытие свободным актом благодати, становится абсолютным средоточием всех Б. (summum bonum) и конечной целью человеческих устремлений. И вновь в процессе последующей эволюции средневековой эпохи трансцендентальный смысл Б. медленно, но неуклонно размывается, обретая нравственные определения и нагруженные повседневностью оценочные характеристики.

Категориальный смысл Б. открывался, т. о., на переломах истории, и сутью его всегда оказывалась конечная цель человеческих устремлений. Именно этот смысл и обнаруживает, хотя и не сразу, современная философия. Поначалу обсуждение проблемы Б. в философии нового времени идет, казалось бы, в том же поисковом поле, что и раньше, т. е. вокруг оппозиций единого и высшего, божественного и изначального, но акценты все более смещаются в сторону основных определений человеческого бытия и познания таковых. Декарт считает высшим Б. познание истины; Гоббс видит величайшее Б. в самосохранении и беспрепятственном движении вперед; Кант считает Б. конечную цель, возможность достижения которой он связывает со свободой; Гегель считает Б. «побуждением», «еще неосуществленной идеей», «последней абстрактной непосредственностью», такой же, как и небытие. К XX в. тема Б. с полной очевидностью обнаруживает свой собственный, соответствующий новому времени, метафизический смысл — встречи с будущим. Трансцендентальное содержание Б. связывается отныне не с непостижимостью космической глубины бытия и не с немыслимой высотой Бога, а с пред-стоянием будущего как такового, в его отношении к наличному благосостоянию людей.

БЛАГО (греч. ?? . ?? . ?? . ; лат. bonum) в философии: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии — одно из божественных имен. Слова «благо», «благой», «хороший» (. bonus, англ. good, нем. gut) в обыденной речи употребляются как в абсолютном, так и в относительном смысле. Некоторая вещь может быть названа «благой» сама по себе, безотносительно к чему бы то ни было, если она в полной мере является тем, чем может быть. Сущее понимается в этом случае как становящееся чем-то, а его «благость» — как реализация всех заложенных в нем возможностей. При таком словоупотреблении «благой» приближается по значению к «совершенный». У Гомера . — устойчивый эпитет героя (Нош. II. IX 341). В другом смысле вещь может быть названа «благой», если она хороша для чего-то другого. Так, страдание, хотя и не является благом само по себе, может быть признано таковым ввиду его способности служить выявлению характера. Богатство, здоровье и другие т. н. материальные блага считаются благами, поскольку за ними признается способность обеспечить человеку счастливую жизнь. При таком относительном словоупотреблении «благое» приравнивается к «полезному», т. е. способствующему успешному достижению поставленной цели. Это ведет к иерархизации понятия блага: нечто признается благом потому, что является средством достижения определенной цели, цель почитается благой, поскольку служит еще более высокой цели, и т. д. В результате выстраивается цепочка благ, каждое из которых является таковым благодаря вышестоящему члену, а все они вместе зависят в своем существовании от некоего высшего, или абсолютного, блага, которое мыслится желанным ради себя самого и таким образом венчает всю иерархию. В античной философии благо первоначально трактовалось как относительное понятие. Начало такой трактовке положили софисты, согласно которым: «Нет ничего самого по себе хорошего и дурного: что для одного хорошо, для другого плохо; и что сегодня для меня хорошо, завтра плохо. Смертельная болезнь для меня зло, а для моих наследников — благо» и т. д. (см. «Двоякие речи»). Существовала и другая традиция, полагавшая благом удовольствие, а злом — страдание. К ней принадлежали Эпикур и отдельные представители Киренской школы. Вопрос о благе в безотносительном смысле впервые поднимается Платоном, для которого понять ту или иную вещь означало выяснять ее идею, выступающую по отношению к самой вещи как причина ее существования и познания. Согласно такому подходу, никакая вещь, в т. ч. и справедливость, мужество или любая другая добродетель, не может быть признана благом сама по себе. Она оказывается благой лишь в той мере, в какой приобщается к идее блага, «через которую становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное» (Resp. VI, 505а). Поэтому в своем постоянном стремлении к благу душа не может опереться на вещи и вынуждена искать то, что делает их благими, — идею блага. Знание этой идеи есть поэтому самое важное и необходимое из знаний: «без него. ничто не послужит нам на пользу, даже если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном: это все равно как приобрести себе какую-то вещь, не думая о благе, которое она принесет» (Resp. VI, 505b). Однако постичь благо так же трудно, как и увидеть Солнце, поскольку в отличие от других идей благо не является умопостигаемым предметом, но, скорее, представляет собой источник познаваемости идей. Так же как глаз видит чувственные вещи в свете Солнца, так ум видит идеи в свете блага. Развивая аналогию с Солнцем, Платон утверждает, что идея блага является не только началом познания, но и началом бытия вещей, т. к. «быть» значит быть чем-то определенным, осмысленным. Как источник бытия и познания благо по необходимости оказывается за пределами и того и другого, так что в определенном смысле оно непознаваемо и не существует: «Само благо не есть бытие, оно за пределами бытия, превосходя его по старшинству и силе» (Resp. VI, 509b). Это «старшинство» блага по отношению к бытию позволяет Платону отождествить его с единым, поскольку единство также является необходимым условием бытия сущего и также, взятое само по себе, не может рассматриваться как существующее. Последователи Платона (Плотин, Прокл), объединив разработку понятия блага в «Государстве» с диалектическим рассмотрением единого и многого в диалоге «Парменид», развили самостоятельную науку о благе как едином — генологию. Подчеркивая принципиальную непознаваемость блага как начала всего сущего, они утверждали, что имя блага так же мало раскрывает подлинную природу первоначала, как и любое негативное определение. Называя первоначало благом, мы всего лишь хотим показать, что оно, будучи целью всеобщего стремления, само по себе ни в чем не нуждается и является совершенно самодостаточным (Plot. Enn. V 3, 13). В другом смысле мы называем начало благом, поскольку, создавая мир, оно с бесконечной щедростью отдает себя вовне и само делается миром. Наконец, мы можем именовать его благом на том основании, что бытие признается лучшим, чем небытие. По Проклу, для всякой вещи благом является то, что сохраняет ее сущность и тем самым поддерживает ее в бытии («Начала теологии» 13). Аристотель в отличие от Платона и его последователей отказывается сводить все хорошие и благие вещи к одной-единственной идее, полагая, что благо по-разному определяется в разных категориях и «имеет столько же значений, сколько и бытие» (Е. N. I 4, 1096а20). Так, в категории сущности благом зовется Бог или ум, в категории качества — добродетели, в категории количества — мера, в категории времени — удобный момент и т. д. И хотя все эти вещи одинаково именуются «благами», у них разные определения, поэтому благо для них не общее понятие, а общее имя — омоним. Поскольку по указанной причине Аристотель признает знание блага самого по себе невозможным, ему остается выяснить, в чем состоит высшее благо человека. Последнее можно формально определить как цель, которая всегда избирается сама по себе и никогда как средство. Обычно такой целью считают счастье как жизнь самодостаточную и ни в чем не нуждающуюся. Отвечая на вопрос, в чем состоит счастье человека, Аристотель определяет его как «деятельность души сообразно. наилучшей и наиболее совершенной добродетели» (Ib >

состояние и условие совершенства, осуществленного бытия; ведущее понятие средиземноморско-европейской (иудео-христианской) культуры, одно из традиционно принятых в ней имен божественного начала. Если в синонимичном понятии добра доминирует мотив абсолютного нравственного долга и волевого выбора, то понятие блага более онтологично. Благость Творца — черта монотеистического мироощущения; в архаике и политеизме она не разумеется сама собой. В недрах европейской культуры то и дело дает о себе знать угроза недоброго начальника бытия (манихейство и др. ереси, оригинальные системы мысли Леонардо да Винчи и Ницше, гипотеза бога-обманщика у Декарта и др.). Подобно тому как с первых строк Библии («и увидел Бог, что это хорошо») доминанта блага утверждает себя в борьбе с подозрительным недоверием к творцу, проявляющимся в остаточной форме, напр. в эпизоде с Вавилонской башней, где Бог проявляет нечто вроде зависти, древнегреческая философия постоянно занята опровержением мифа с его образами богов-тиранов; Платон требует «принять закон», предписывающий верить, что «Бог причина не всего, а только блага» («Государство» II 380с; VI—VII; «Тимей» 29а).

Читайте также:  Как проверить зрение по таблице сивцева у детей

Элеаты (ср. Diog. L., II 106) наметили внутреннее тождество блага-божества-ума. В круге этих представлений двигалась, высвечивая разные его аспекты, средневековая мысль о благе. Греческий идеализм вложил в концепцию блага мистический опыт погружения в просветленную суть вещей как в среду, наиболее родную и близкую человеческому существу; бескорыстное, «бесполезное» интеллектуальное созерцание оказывалось наиболее прочным, дорогим и сущностно обогащающим благом. У Платона благо отводит всему свое место и все собою ведет как свет, озаряющий истину бытия, в своем источнике неуловимый и потому требующий от человека неотступного предельного усилия, чтобы «подтянуться» к «идее блага» («Государство» 508bc, 517bc, 534bc). Аристотель подчеркнул в благе телеологический аспект оптимального статуса, в котором все стремится к осуществлению. В неоплатонизме благо, сохраняя свой практически-этический смысл, становится главным именем трансцендентного источника бытия (Плотин. «Эннеады» VI 9, 3). Христианское богословие ассимилирует платоническую философию блага, которое становится высшим атрибутом божества. Боэций синтезирует платоновско-аристотелевскую идею как «единства», т. е. завершенной цельности в смысле цели, к которой тянется все. Фома Аквинский возвращается к старому тождеству блага и бытия в тезисе о том, что Бог, не имея нужды ни в чем, мог не сотворить мир, но создал мировое бытие из чистого желания («Сумма против язычников». I 74; II 31). При всем том Бог в своей непостижимой сути неизмеримо выше блага (он «сверхблаго» уже у Плотина). Этот апофатический подход будет унаследован новоевропеской философией и сделает невозможным возврат блага на место верховного начала. В поздней схоластике Ф. Суареса есть «соответствие сущего самому себе» («Метафизика разыскания» 1, 12; 3, 10). Обосновывая новоевропейский субъект в его опоре на самоудостоверяющее представление сущего, Декарт варьирует классическую тему: поскольку Бог благ, он не позволит нашей мысли стать жертвой постоянного обмана. В тезисах Спинозы о высшем благе богопознания («Этика» IV 28), в оптимальности нашего мира и в предустановленной гармонии у Лейбница, в кантовской дефиниции («предмет желающей способности разумных конечных существ»— «Критика практического разума» 12,2), в концепции блага как предиката сущего у Шеллинга видны аспекты классического учения о благе. Но в целом начиная с 17 в. возвышение активистского принципа (божественной) воли в ранг ведущего, морализм Реформации и Контрреформации выводят благо из числа бытийных начал и релятивируют его. Из трех равновесных и взаимообратимых понятий — блага, единого, бытия—удерживается только последнее. Поскольку бытие стало определяться (свободной) волей непосредственно (Шопенгауэр, Ницше) или в образе субъективности (Фихте, Гегель, Гуссерль), благо стало трактоваться как результат полагания и с 19 в. его место заняла ценность. В. В. Бнбихин

В арабо-мусульманской философии можно выделить две основные линии понимания блага и зла: конвенциальную и субстанциальную. Первая связана прежде всего с каламом, вторая в основном с арабоязычным перипатетизмом, частично с исмаилизмом и ишракизмом. В суфизме противопоставленность этих двух линий снимается в соответствии с суфирским принципом «растерянного» рассуждения.

Исламское вероучение придерживается тезиса «все благо (хайр) и зло (шарр) в судьбе людей — от Бога»: в соответствии с принципом строгого монотеизма Бог считается единственным источником блага и зла. При этом в авторитетных источниках ислама (Коране и сунне) упоминания блага существенно преобладают над упоминанием зла. Благо дольней и загробной жизни не противопоставляется в исламском вероучении, а скорее гармонизируется и связывается исключительно с принятием или отвержением религиозного Закона. Под благом подразумевается не метафизическая сущность, а правильное поведение людей и все, что ему служит. Кроме того, с категорией блага в исламской культуре связывается понятие адаб (благопристойность), которое трактуется, в частности, как наличие благих черт в характере и поведении.

В каламе понятие блага абсолютизируется. Многие мутазилиты называли благом даже проклятие Богом неверующих и уготованные им загробные муки, поскольку это удерживает их.от ослушания. В более умеренной трактовке такие действия квалифицировались не как благо, а как «наиболее подходящее» (ал-аслах). Практически все мутазилиты считали, что сотворяемые Богом зло, а также дурные вещи (саййиат, напр., наказание) называются так иносказательно, а не в прямом смысле. Согласно ал-Аллафу, «польза» (манфаа) явилась основанием божественного творения. В основании этого тезиса лежит уверенность в том, что действие, не приносящее пользы и не устраняющее вред (дарар), является напрасным (абс), а значит бессмысленным. Это положение разделялось в целом классической арабской мыслью и дало основание утилитаристско-эгоистической трактовке целей человеческого действия. Все мутазилиты считали, что все в мире сотворено только ради пользы людей либо в назидание им, и большинство отрицали возможность творения чегото, что не было бы воспринимаемо людьми. Сотворенный Богом мир—наилучший из возможных, а то, что люди считают «злом», является на самом деле наиболее «подходящим» (садах) для них. Обсуждая вопрос о том, является ли предписываемый или поощряемый Законом «благой поступок» (хасана) таковым сам по себе или в силу божественного предписания, мутазилиты высказали оба этих мнения, а некоторые делили поступки на эти две категории.

В арабоязычном перипатетизме субстанциальная трактовка блага развита под прямым влиянием неоплатонизма. Первоначало, или Первая Причина, понимается как абсолютное, чистое благо (хайр мутлак махд), наделяющее благом все прочее, которое только в соотношении с ней является благом, сама не получая его ни от кого. Соответственно благо (хайр, хайриййа) может быть самостным (затийй) либо приобретенным (мустафад). Поскольку благо отождествляется с существованием или во всяком случае прямо связано с ним. Первая Причина, наделяя существованием нижестоящее, наделяет его и благом. Собственная природа всего, кроме обладающей абсолютным существованием Первой Причины, является природой «возможности» (имкан), а не необходимости. Эта природа расценивается как источник зла. Зло, т. о., понимается как отсутствие блага, и наделение существованием отрешает от природы зла. Мироздание представляет собой абсолютно упорядоченную иерархию уровней деградации блага, в которой более высокое (алийй) и благородное (шариф) превосходит более низкое (асфал) и презренное..(хасис). Человек может достичь знания абсолютного блага, тем самым достигнув своего полного совершенства (Ибн Ста). Соответственно «счастье» (саада) понимается как абсолютное благо, а все, что служит его обретению, также считается благом, хотя не самостным, а в силу своей «полезности» (наф) для достижения блага. Собственно этическая трактовка блага и зла связана с понятием воли: «намеренно совершаемое благо» (хайр ирадийй) считается «хорошим» (джамил), а «намеренно совершаемое зло» (шарр ирадийй) — «дурным» (кабих) поступком (ал-Фараби).

В исмаилизме как благо не описывается ни Бог, вовсе лишенный атрибутов, ни Первый Разум, в число атрибутов которого благо не входит. Вместе с тем уподобление началам мироздания и единство с ними и здесь полагаются единственным счастьем человека, но путь к нему понимается не как чисто созерцательный, а как гармония непременно двух начал, практического и теоретического.

Согласно ас-Сухарварди, благо присутствует в мире, причем его значительно больше, чем зла. Бог является щедрым источником блага, зло возникает как результат несовершенства низших ступеней бытия. Эта неоплатоническая идея выражена в характерных для ишракистской метафизики света и тьмы терминах появления и возрастания «темного аспекта».

В философских текстах суфизма представлено два существенно различных понимания добра и зла: как самостоятельных понятий, принципиально отличаемых друг от друга (понятие абсолютного блага, утверждающее, что по истине все—благо, поскольку все по истине—Бог, тогда как понятие зла конвенционально, равно как и соответствующее понятие относительного блага), и как понятий, которые невозможно разделить так, чтобы каждое из них не перешло в свою противоположность, оставаясь при этом собою же и предполагая возвращение к себе. Первое принимает во внимание нормы повседневной морали, второе ориентировано на принципиальные положения суфийского учения о ежемгновенно обновляющемся воплощении вечного бытия как мира, которое означает, что дурной поступок совершается человеком также и по воле Бога, а значит, является благим.

Понятие блага следует отличать от понятия ценности, с этой целью наряду с аксиологией представляется уместным внести термин «агатология» (от греч. uy&ov— «благо» и —«учение»). В качестве ценности нечто прежде всего переживается сердцем, а в качестве блага признается разумом; ценность означает прежде всего нечто неотъемлемо личное, тогда как благо—нечто общепризнанное, что индивид стремится присвоить; ценность поэтому, при любых попытках разделите ее с кем-то, остается принципиально «субъективной», тогда как благо, при любой степени его индивидуализируемой интериоризации,— относительно «объективным». Между ценностями и благами может быть согласие, но может быть (и чаще всего бывает) конфликт: что-то может быть признано разумом в качестве блага, но не стать драгоценностью для сердца (которому, как известно, «не прикажешь») и, наоборот, быть таковым для сердца и не устоять перед судом «практического разума» (тревожа совесть). Ценность и благо по-разному реализуются и в целеполагании, которое во втором случае носит императивный характер.

Если понятие блага возникает почти с первых шагов философского дискурса и, начиная с античности, становится по существу теоретическим основанием этики (что следовало уже из «Никомаховой этики» Аристотеля, где учения о благе и добродетелях мыслились приблизительно как учения о целях и средствах), а также сотериологии (учение о спасении как реализации высшего блага в посмертном существовании), то новоевропейское учение о ценности— аксиология — возникает только в середине 19 в.

Современные концепции блага связаны с изысканиями Дж. Э. Мура (изучавшего, в частности, «философскую грамматику» прилагательного «благой» и существительного «благо») и феноменологической школой М. Шелера (введшего термин Guterethik— «этика благ»), Н. Гартмана и Г. Райнера. В дискуссиях 20 в. (преимущественно в англоязычной философской традиции) были поставлены следующие проблемы: 1) что означает понятие «благо» (а также прилагательное «благой»)—объективное свойство определенных объектов или только субъективную их оценку? 2) всем ли объектам можно атрибутировать предикаты «благой» и «неблагой» и каким образом осуществляется их познание в этом модусе их бытия? 3) что означает понятие высшего блага (summum bonum), каковы его критерии и соотношение с «обычными благами»? 4) как соотносятся друг с другом различные разновидности «благости» (гедонические, утилитарные, духовные и т. д.) и каково место среди них этического блага—является ли оно производным от других или автономным? 5) актуально ли и в настоящее время построение иерархии благ (которое было актуальным для античности и средневековья)?

Что такое благо с точки зрения этики

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «БЛАГО» в других словарях:

БЛАГО — БЛАГО (греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum) в философии: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии одно из божественных имен. Слова «благо», «благой», «хороший» (ἀγαθός, bonus, англ. good,… … Античная философия

Благо — Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.good. ) понятие, издавна занимающее философов мыслителей, играющееважнейшую роль в области общественной, экономическо социальной, и потомувходящее и в сферу государственной политики … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

благо — 1. БЛАГО, а; мн. блага и (разг.) блага, род. благ; дат. благам и благам. ср. 1. только ед. Высок. Благополучие, счастье, добро. Стремление к общему благу. Употребить власть во б. кому л. Счесть за благо (признать правильным, разумным). 2. только… … Энциклопедический словарь

Благо — Благо ♦ Bien, Tout Est Все есть благо, провозгласил Лейбниц, а Вольтер в своем «Кандиде» подверг этот оптимизм убедительной насмешке. Действительно, весь наш опыт неумолимо свидетельствует о полной абсурдности предложенной Лейбницем формулы … Философский словарь Спонвиля

БЛАГО — в философии то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Высшее благо (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство … Большой Энциклопедический словарь

благо — См … Словарь синонимов

БЛАГО — 1. БЛАГО1, блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. ❖ Всех благ (разг. фам.) до … Толковый словарь Ушакова

БЛАГО — 1. БЛАГО1, блага, ср. 1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ. 2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книжн.). Поеду на юг: там все земные блага. ❖ Всех благ (разг. фам.) до … Толковый словарь Ушакова

Благо — БЛАГО, то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Высшее благо (термин введен Аристотелем, латинское summum bonum) то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Читайте также:  Какая с вашей точки зрения сохраняемая информация имеет

Благо — см. Благость, благо, добро … Библейская энциклопедия Брокгауза

Основные понятия

Абсолютная ценность – безусловная ценность, признающаяся универсальной и ничем не ограниченной.

Абсолютное благо – благо, имеющее абсолютную ценность независимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях абсолютное благо – это единение с Богом и обретение вечной жизни.

Агапэ –термин, обозначающий в Священном писании христианскую любовь – милосердие.

Адхарма –термин индуистской традиции, означающий отсутствие добродетели и зло.

Аксиология– философская дисциплина, исследующая ценности.

Альтруизм – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей.

Аналитическая этика – 1) совокупность школ современной этики, стремящихся к тщательному логическому определению этических понятий; 2) область исследований, связанных с анализом языка морали.

Апатия – бесстрастие, нечувствительность к страданиям или способность быть независимым от внешних обстоятельств, идеал состояния души в этической системе стоиков.

Аскетизм– учение и практический метод постижения нравственного совершенства посредством ограничения и подавления чувственных влечений и желаний.

Атараксия – невозмутимость, безмятежность; согласно этической системе Эпикура – идеальное душевное состояние, достигаемое избавлением от аффектов (страха и пр.).

Бескорыстие – способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям.

Беспристрастность – характеристика действий, принимаемых исключительно на основе принципа «не взирая на лица», то есть независимо от интересов и предпочтений.

Биоэтика – этическая область знания, возникающая в связи с развитием медицины и использованием в здравоохранении высоких технологий. То же, что биомедицинская этика.

Благо – состояние и условие совершенства. В отличие от однопорядкового понятия «добро», в котором доминирует волевой выбор, моральный долг, благо онтологично и принадлежит космическому контексту.

Благодарность– чувства обязанности, уважения и любви другому человеку.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого.

Благожелательность – эмоция, побуждающая человека стремиться к благу других людей.

Благоразумие – добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков.

Благородный муж – идеал совершенной личности в этике Конфуция.

Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся.

Блаженство – состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном.

Вина – состояние человека, обусловленное нарушением долга, требований авторитета, обязанностей.

Внимательность – способность всматриваться в действительность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты. Этическая внимательность есть необходимая предпосылка совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально верные способы поведения.

Гедонизм – этический принцип, утверждающий в качестве высшего

блага – удовольствие, достигаемое субъектом.

Гнев– эмоция, являющаяся реакцией на зло (оскорбление, несправедливость).

Гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.

Грех – религиозно-этическое понятие, означающее добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога.

Декалог – десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай, ставших основой иудейской и христианской морали.

Добро– в широком смысле слова благо, выражающее положительное отношение к некоторому стандарту.

Добродетель – моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности следовать добру.

Деонтология– учение о должном в этике.

Долг – понятие этики, означающее нравственно-аргументированное принуждение к поступкам.

Достоинство– характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия своему предназначению

Дружба– разновидность межличностных отношений, характеризующихся доверительностью, взаимным признанием, доброжелательностью, заботой.

Жэнь– человечность, важнейшая категория конфуцианской этики.

Забота– активность, направленная на достижение чьего-либо блага.

Зависть – чувство досады или горечи по причине того, что другой обладает благом.

Золотое правило – принцип: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Идеал – высший образец нравственной личности.

Имморализм– философская позиция, претендующая на выход за рамки существующих моральных понятий и ценностей. (Не путать с аморализмом – житейской позицией, отвергающей моральные нормы).

Индивидуализм– признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.

Казуистика – искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.

Категорический императив – требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств.

Компромисс – ситуация, в которой ее участники частично поступаются собственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетворить свои интересы, не потерпев морального урона.

Конфронтация – ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других.

Лицемерие – это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться.

Личность – ответственный и свободный человек, способный совершать поступки и осознавать их моральные последствия.

Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринимается как благо; фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основание в любви Бога и заповедях Иисуса Христа.

Максима– сентенция, афоризм, в котором формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей; практический принцип, или правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе опыта.

Милосердие – доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку; высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Мораль – общечеловеческие нормы и образцы поведения, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное существо.

Моральные нормы – образцы морального поведения в обществе.

Моральный закон – совокупность моральных норм, образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта.

Моральный статус субъекта – показатель соответствия поведения и намерений человека нормам морали.

Мусульманская этика– обобщённое обозначение комплекса нравственно-этических воззрений, получивших развитие в средневековой арабо-мусульманской культуре.

Надежда– ожидание блага, осуществления желаемого.

Намерение – внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации.

Насилие –общественное отношение, в ходе которого одни индивиды с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до её разрушения, подчиняют себе других людей, собственность и пр.

Ненасилие – этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.

Нигилизм –в широком смысле отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций, ценностей.

Нравы – принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.

Нравственность– термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину мораль; в гегелевской и советской философии – нравы как практикуемые формы индивидуального поведения (мораль – выражение общественной точки зрения).

Обязанность– в широком смысле слова – синоним долга.

Ответственность – отношение зависимости человека от чего-либо (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий; способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.

Относительное благо – благо, ценность которого требуется соразмерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.

Оценка моральная– акт выявления и обоснования моральной ценности поступков, намерений и прочих действий, из которых складывается сознательная деятельность человека.

Ошибка – неправильная оценка ситуации, приводящая к дурному поступку.

Польза– ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта.

Порок – сознательный отказ от добродетели.

Поступок – действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет моральную ответственность.

Правильное и неправильное– понятия морали, с помощью которых выражаются соответственно позитивные и негативные оценки человеческих мотивов и поступков.

Практический разум – разум, позволяющий ответственно совершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям.

Принцип реальности – убеждение в том, что нельзя жить иллюзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.

Принцип согласия с действительностью – основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной действительности, включающей объективную духовную реальность, внутренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.

Принцип сочувствия – установка на воспроизведение в собственном сознании точки зрения на мир и эмоции другого субъекта.

Разум – способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.

Разумного эгоизма принцип – представление о том, что человек, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов.

Распутство – характеристика поведения и состояния души, возникающие при необузданной жажде чувственного, главным образом сексуального удовольствия.

Рациональная этика – попытка рационального обоснования моральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.

Реализм – принятие как реальности всего того, что уже произошло.

Реалистическая этика – этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность.

Рессентимент– глубоко скрытый мотив морали, в том числе и от морализирующего индивида.

Решение – выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.

Риск – отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.

Самосохранение – благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.

Санкции моральные –внешние формы морального воздействияс целью обеспечения моральных норм.

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной; отсутствие принудительного давления, являющегося условием творческого развития личности и морального поведения.

Свобода воли – необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами.

Свобода выбора – возможность совершить выбор по собственному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.

Смирение – нравственное качество, противоположное гордости и самомнению.

Смысл жизни– понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, её нравственную оправданность.

Соблазн – ситуация, толкающая человека к аморальному поведению (поступку).

Совершенство– понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.

Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному. Совесть может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести.

Средство – действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или человеческие ресурсы.

Стоицизм – пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее человеку строить жизнь путем сознательного подчинения закону природы (логосу).

Стыд – внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень Стыд связан с тем, что это нарушение становится явным.

Счастье – абсолютное благо в эвдемонистических системах этики.

Толерантность –сознательное подавление чувства неприятия к другому.

Удовольствие – высшее благо в этике гедонизма. Состояние удовольствия может достигаться в результате удовлетворения потребности или интереса.

Умеренность– добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений, страстей как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели.

Утилитаризм – этический принцип, согласно которому полезность рассматривается как основная ценность.

Фанатизм – готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.

Фатализм – установка на предопределение, обреченность судьбе, детерминированной прошлым или высшей волей.

Христианская этика – нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека.

Цели – те блага, к которым субъект стремится.

Ценностно-ориентированная свобода – свобода выбора, соотнесенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понимаемая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает.

Ценность – характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.

Цинизм – подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные действия их неизбежностью, отказ от моральной самооценки.

Честность – сознательное стремление избегать обмана и самообмана.

Честь – установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), принятых в данном обществе.

Эвдемонизм – этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.

Эволюционная этика – этическая система, объясняющая возникновение моральных ценностей и норм как имеющих приспособительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфроимсоном.

Эгоизм – установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими.

Эпикуреизм – разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий.

Этика – философская наука, изучающая мораль и различные этические учения, её обосновывающие.

Этикет –правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном сообществе представлений о подобающем (в общественных местах, в гостях, на приёмах и т. п.).

Приложение 2

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 7702 — | 6712 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
  • http://studwood.ru/563416/etika_i_estetika/blago
  • http://ponjatija.ru/node/386
  • http://terme.ru/termin/blago.html
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/147/%D0%91%D0%9B%D0%90%D0%93%D0%9E
  • http://studopedia.ru/7_167563_osnovnie-ponyatiya.html