Меню Рубрики

Что такое алкоголизм с точки зрения религии

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.

Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

Сущность пьянства в православной традиции

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Структура алкоголизма в православии

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Лечение алкоголизма в православии

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.

Еще молитвы от пьянства:

Советы по борьбе с алкоголизмом

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

Отношение к алкоголю в религиях мира

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Алкоголь в христианстве

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино — кровь Христова, хлеб — его плоть.

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

Алкоголь в исламе

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Буддизм и алкоголь

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Читайте также:  Плохое зрение очки темные можно ли

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

Эзотерика о причинах пьянства и алкоголизма

У каждого человека периодически возникает потребность в измененном состоянии сознания, находясь в котором, он мог бы нивелировать, обесценить стрессы, конфликты, любую негативную информацию либо уйти от них и тем самым поднять свой эмоциональный тонус. Именно алкоголь является самым древним и наиболее доступным транквилизатором и антидепрессантом. В отличие от всех современных препаратов того же назначения, он изначально присутствует в организме и участвует в обмене веществ не только человека, но и животных. Поэтому называть алкоголь, винный спирт абсолютно чужеродным человеческому организму веществом нельзя — все зависит только от дозы, качества, а также от частоты его употребления. И вода окажется ядом, если, к примеру, за раз выпить целое ведро. Кстати, подобное случается при пивном алкоголизме — человек травится не столько спиртом, сколько водой.

Организм человека двойствен, биполярен — периоды усиленной работы должны чередоваться с периодами покоя, сон — с бодрствованием, а радости — с неприятностями. Чем сильнее человек устает, тем больше ему требуется покоя. И напротив, чем дольше он отдыхает, подобно Обломову лежа на диване, тем необходимее ему становится физическая активность.

Чрезмерные негативные переживания вредят, порождая психосоматические болезни. Алкоголь в этом случае не просто создает иллюзорное состояние покоя, счастья, комфортности, но и на самом деле нейтрализует тягостные переживания, позволяя перейти в иную, альтернативную реальность, где прежние конфликты, недостатки и горести отсутствуют или в значительной мере переоцениваются и умаляются. Это своего рода страна чудес, где все хорошо. Настроение превосходное, здоровье отличное, планы далеко идущие, а все люди — друзья. В состоянии опьянения человек говорит и думает совсем не так, как в трезвом виде. Поговорка «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» верна лишь отчасти. Алкоголь действительно растормаживает психику, и прежде скрытые мысли, слова, обиды выходят наружу. Но вместе с тем алкоголь оказывается причиной таких действий и поступков, которых «на уме» у человека в трезвом состоянии не было и в помине. Мы имеем в виду прежде всего странное поведение захмелевшего человека, его слова и действия, настолько вычурные и необычные, что заставляют задуматься об их привнесенном характере.

Но откуда они берутся? По какой причине, к примеру, сильно опьяневший человек может без всяких видимых причин ударить незнакомца, выбить стекла в доме или выругаться матом?

Алкоголь — это отнюдь не «сыворотка правды» и не детектор лжи, а вещество, воздействующее на нервную систему и личность опьяневшего таким образом, что он становится человеком с другим состоянием сознания, человеком, которому соответствует измененная реальность. В этой реальности присутствуют те же самые физические тела и люди, но они приобретают для опьяневшего совершенно иной смысл, иной вид, иное личностное значение. В первую очередь происходит гиперболизация прежних, зачастую остаточных чувств и мыслей. Именно в этом состоянии человек припоминает мелкие и, казалось бы, забытые обиды и норовит физически расправиться с человеком, в котором он увидел противника. Но с другой стороны, он со столь же преувеличенной нежностью и заботой привязывается к совершенно чужим людям, если они покажутся ему чем-то симпатичными. Стремясь к самоутверждению, пьяный хвастается, старается поразить окружающих, а в отсутствии зрителей прибегает к первобытным способам демонстрации своего «Я» в виде лужи мочи в подъезде или битья стекол в чужом доме.

Разумеется, такие действия никоим образом не решают проблем человека в тривиальном мире, в который рано или поздно ему придется вернуться. Однако пока он пребывает в измененном состоянии сознания и в альтернативном пространстве (что здесь, по сути, одно и то же), имеющиеся жизненные проблемы могут нивелироваться или исчезнуть. К сожалению, так случается не всегда, и человек возвращается туда же, откуда пришел. Понятно, что вне зависимости от результата такой способ уклонения от жизненных трудностей и социальных проблем является аморальным и паразитичным. Уходя в запой, человек как бы перекладывает решение житейских вопросов на плечи других людей и сам становится их большой проблемой. А если такое поведение входит в систему, пьяница превращается в бесстыдного потребителя и обузу и для родных, и для всего общества. Почти все алкоголики — эгоисты и сластолюбцы, не терпящие негативных эмоций и думающие только о собственном и притом сиюминутном благе, сколь бы иллюзорным оно ни казалось со стороны.

В головном мозге человека есть так называемая дофаминовая система, которая поощряет его за биологически правильное поведение, создавая положительные эмоции. При этом, дав человеку разум, природа наградила его и хитростью, в результате чего он научился получать дармовые наслаждения там, где он их не заслужил. Это касается не только алкоголизма или наркоманий, но и сексуального поведения, которое в наши дни в большинстве случаев вовсе не приводит к продолжению рода.

Однако в природе существует и еще один, более общий закон — карма, обойти который уже никакому хитрецу не удается. Карма — это расплата за этические нарушения или грехи и гораздо реже — награда за благой поступок.

Кармический закон выполняется неукоснительно лишь по той причине, что он является естественным законом и, подобно закону гравитации, действует на весь физический мир в целом, а поэтому не требует какого-то контролирующего органа или системы типа дофаминовой. Самой жизни на Земле оказывается достаточно, чтобы этот закон действовал.

Алкогольная абстиненция — это своеобразная расплата за счастье, искусственным, воровским путем полученное в состоянии опьянения. Кармическая сущность этого синдрома несомненна. В природе ничего нельзя брать даром или тайком — воровство обнаруживается, и за прегрешения приходится платить. Если человек по неосторожности нанес вред своему организму, он расплачивается болью и нарушением функции органов. Если чрезмерно переусердствовал за обеденным столом — платит нарушениями в пищеварительной системе. Если перетрудился на производстве, как бы высоко этот почин ни оценивался самим тружеником или его начальством, появляются недомогание, слабость, падает настроение, и на восстановление требуется затратить немалое время, иначе можно заболеть.

Алкоголь до поры до времени — это обычный продукт питания. Ядом он становится, если употреблять суррогаты или значительно превышать дозу. Словом, человек должен знать меру всему и находиться в некоем допускаемом природой оптимуме нагрузок, доз и качеств, что и обеспечивает ему комфортное состояние.

В отличие от классического закона кармы, который может быть растянут на годы и века в своей реализации, наказание за нарушение диеты и режима приходит практически сразу. Однако воспитательные меры природы далеко не всегда доходят до ума алкоголиков, которые живут сегодняшним днем и никогда не думают о дне завтрашнем. Выдающийся мыслитель ХХ века Эрих Фромм очень точно сказал: «Себялюбивые люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя». К алкоголикам и наркоманам это относится в полной мере.

Алкоголизм лишает человека способности контролировать свои поступки. Даже маленький ребенок, случайно коснувшись пламени свечи, никогда в жизни больше этого не сделает. Алкоголик же, будучи взрослым человеком, который, казалось бы, должен отдавать себе отчет в своих действиях, напивается, едва отмучившись тяжелым похмельем.

Коварство алкоголизма состоит в том, что малые дозы алкоголя, употребляемые в период похмельного состояния, несколько уменьшают болезненные симптомы, но, как правило, ненадолго, и к концу дня алкоголики «набираются» так, что уже никакие дозы самого качественного алкоголя не снимают тяжести похмельного синдрома.

Алкоголик может сегодня напиться, даже зная, что завтра его выгонят с работы или из дома или даже что он умрет. После первого глотка он уже не способен остановиться, пока не закончится спиртное или пока он не забудется — правда, ненадолго — тяжелым наркотическим сном.

Белая горячка, или алкогольный делирий, является вершиной алкогольной абстиненции. В этом состоянии алкоголик имеет измененное состояние сознания, то есть входит в качественно иную, альтернативную реальность — «очень плохую» и значительно отличающуюся как от обычной реальности, так и от самого тяжелого похмельного состояния. В отличие от психозов при шизофрении, эпилепсии и других психических расстройствах, образы этой реальности, хотя и имеют некоторое сходство или даже по формальным признакам совпадают с действующими лицами повседневной реальности, оцениваются самим больным превратно и резко негативно.

Так, например, он ощущает в окружающих какую-то опасность для себя, а его разгоряченное воображение дорисовывает соответствующие зрительные или слуховые детали. Обычная речь трансформируется в его восприятии в слова угрозы, а бытовые предметы, находящиеся рядом, — в оружие, приготовленное для его убийства. Если процесс развивается дальше, то страдающий алкогольным делирием видит и слышит только то, что рисует ему его воспаленный мозг, причем обычная реальность как бы затуманивается или отходит на второй план, ставясь декорацией или бледным фоном. При этом фабула бреда напоминает смесь триллера и фэнтези, где сам больной является основным действующим персонажем. Добавим, что ни один больной в состоянии белой горячки ни разу не видел Бога и не получал даже фиктивной помощи, не слышал слов сочувствия, благодарности, не знал ласки со стороны виртуальных образов и персон. К тому же эти образы часто бывают отвратительны сами по себе: страшные рожи, доисторические чудовища, бандиты, хищные звери, черти, преследующие, нападающие или истязающие больного. При этом больной считает данную реальность не только настоящей, но и единственно возможной, существующей здесь и сейчас, а все его поступки полностью соответствуют видениям.

В этом случае поведение пациента может оказаться крайне опасным как для него самого, так и для окружающих. К примеру, бело-горячечный больной нападает на ни в чем не повинных людей с топором, приняв их за бандитов, либо выбрасывается из окна идущего поезда, чтобы не попасть в руки «злодеев».

Попытки вернуть человека в обычную реальность с помощью внушения или физической встряски, как правило, либо оказываются безрезультатны, либо дают кратковременный эффект. Несмотря на повышенную гипнабельность (подверженность гипнозу) пациента, убедить его, что никаких бандитов нет, что они ему кажутся, удается только на самый короткий промежуток времени, вслед за чем его разгоряченный мозг вновь создает фантастическую ситуацию, которая начинает руководить его действиями.

Следует коснуться и социально-психологических причин пьянства, а также российских традиций. Вопреки расхожему мнению, потребность в одурманивании присуща не только россиянам. Например, в Армении, стране традиционного виноделия, ликвидированы медвытрезвители, но не потому, что там пьют меньше, а потому, что вытрезвители там экономически невыгодны. В отличие от России, винопитие на Кавказе всегда было культурным, и пьяные на улице там не валяются.

В немалой степени сказывается и менталитет «постперестроечного» россиянина, лишенного возможности реализовать себя и поэтому бесконтрольно пьющего все, «что горит», и везде, где оно есть.

В этих условиях предложение некоторых российских политиков и промышленных магнатов увеличить производство альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания — этилового спирта — в наши дни вряд ли окажется рентабельным. Его выпьют, как выпивают «Максимку», «Троян» и другие жидкости для размораживания замков и очистки ванн. В современной России даже евангелический сюжет о превращении воды в вино, совершенном Христом, выглядит роковым, сомнительным мероприятием.

В некоторых мусульманских странах, как известно, спиртные напитки не употребляют вообще, но там широко распространено курение гашиша, приводящее к тем же самым психическим результаты. Этот факт еще раз доказывает, что потребность в измененном состоянии сознания свойственна человеку на глубинном уровне и не зависит от его конфессиональной или национальной принадлежности.

Причина же пьянства проста — это невостребованный талант, нереализованная психическая активность человека, который изначально в чем-то ущербен и не может найти других путей, кроме одурманивания.

Алкоголизм с эзотерической точки зрения

Алкоголиком человек не рождается, он им становится. Почему так происходит? Давайте разберем. Человек, родившись, начинает свой эволюционный путь, начинает выполнять определенную программу, ту, которую он не успел реализовать в прошлой жизни. Что такое программа? Это определенные обстоятельства, в которые попадает человек, родившись на Земле. Каждое такое обстоятельство рождается из причины. Причина, обстоятельство, следствие. Алкоголизм — это не причина, это следствие, рожденное обстоятельствами. А в чем причина? Причина в семье, в которой родился ребенок. Мать, зачав ребенка, уже подключила его к своей программе, и до семи лет ребенок отвечает за грехи родителей. Во время беременности мать попадает в обстоятельства, когда она сталкивается с пьянством мужа, отца, брата, вообще любого человека. И начинает своими мыслями и действиями строить свою будущую жизнь и закладывает программу ребенку. Кроме собственной кармы ребенок получает программу матери. Так закладывается программа осуждения, неприятия, несогласия с той жизнью, которую она своими предыдущими воплощениями сама себе создала.

Читайте также:  Алгебра плюс элементарная алгебра с точки зрения высшей математики

Разберем конкретный пример. Во время беременности мать начинает обижаться на мужа, что он мало уделяет ей внимания, приходит с работы поздно, да еще и с «запахом». Обида, осуждение — это инволюционное состояние сознания мгновенно включает в работу механизм кармы. И мать, сама того не понимая, делает так, что у мужа складываются обстоятельства, когда он начинает еще больше потреблять спиртное. Жена еще сильнее начинает осуждать мужа, жизнь. Осуждение переходит в ненависть, и семья попадает в круг Сансары, когда постоянно идут обстоятельства: пьянка — осуждение, пьянка — осуждение. И выхода из этого тупика, вроде бы, нет. Но он есть, и наша задача научить людей находить выход из подобных обстоятельств. Ведь жена, осуждающая мужа, получит сына алкоголика. Это закон Законов. Что ты больше всего ненавидишь, за что ты осуждаешь, — то и получишь. А лекарство от всех болезней — это любовь, смирение, это понимание того, что все нам ниспослано Богом для нашего блага. И не надо далеко ходить за примером. Повсеместно существуют такие семьи, где муж — алкоголик, сын — алкоголик, отец — алкоголик. Если человек хочет изменить сына, мужа, брата, он должен измениться сам. Он обязан принять все обстоятельства, все ситуации со смирением, укротить человеческую гордыню. Понять, что нужно принять человека таким, какой он есть: » Я принимаю мужа таким, ибо понимаю, что он послан мне Богом для моего эволюционного развития. Я смиряюсь с этой ситуацией». И как только человек примет в душе это, обстоятельства изменятся. Это непреложно, потому что это закон человека и Вселенной.

Теперь разберем, почему человек попадает в ситуации, когда он становится алкоголиком. Каждый Дух Человеческий попадает в то тело, в те ситуации, в которых он максимально может помочь себе и другим в познании Законов Божьих. Недаром говорится, что жена и муж — это две половинки. Так на самом деле и происходит. Вы не думайте, что сможете выйти замуж или жениться без благословения Божьего. Два человека рождаются, идут по жизни в определенную точку, где должны встретиться и соединиться. И ничто не властно изменить это. Обычно, Дух человека, ставшего алкоголиком, — это мужское начало. Он немного выше по своему развитию и добровольно на предыдущем этапе до воплощения решает, вернее, они вместе решают с Духом его будущей жены, как им максимально отработать те обстоятельства, которые дадут им наибольший эффект для своего дальнейшего развития. Дух будущего алкоголика сознательно берет на себя эту миссию, чтобы помочь своей половинке в эволюции. Да, да — он жертвует собой ради счастья жены, ради ее эволюции. Но, кроме того, он отрабатывает такое качество, как гордыню. Чем ниже ты пал — тем выше поднимешься, и тут все зависит от земного человека. Все в ваших руках. Можно уже в этой жизни отработать эти ситуации и выйти из круга. Если нет, на все воля Бога. Зато в следующей жизни у вас будет опыт предыдущей, и вы никогда не станете больше алкоголиком, будет действовать своеобразный инстинкт.

В заключении, еще раз хочу напомнить вам, что ваша дальнейшая жизнь зависит только от вас самих. Как вы решите сегодня ситуацию, то и получите завтра. Нет прошлого и абсолютно запрограммированного будущего. Есть здесь и сейчас. И какое вы себе сделаете будущее — решать только вам.

Пять историй преодоления пьянства.

«Почти половина российских мужчин трудоспособного возраста умирают от чрезмерного употребления алкоголя. К такому выводу пришли авторы исследования, результаты которого опубликованы в британском медицинском журнале The Lancet». «Злоупотребление населения алкоголем оказывает неблагоприятное влияние не только непосредственно на здоровье, а и на криминогенную ситуацию». «Пьянство за рулем убивает. Рано или поздно» …Список этих «страшилок», к сожалению, можно продолжать и дальше. Но смысла нет. О них знают все – даже дети. Но игнорируют. Несмотря на то, что распадаются семьи, умирают – морально и физически – люди, деградирует общество в целом… Стоит ли говорить, какую репутацию имеют русские – у иностранцев это слово ассоциируется с образом человека с бутылкой. И к кому только не обращаются родные и близкие пропойц, да и они сами. Но чаще всего они исцеляются, придя к Богу…

Сегодня много пишут о содружестве Анонимных алкоголиков (АА) и о его программе «12 шагов» («АА – содружество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. АА не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением. Главная цель – оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести трезвость» – из Устава АА.).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие обществ анонимных алкоголиков и наркоманов при православных приходах российской столицы.

“Опыт, накопленный в сообществах анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения”, – эти слова Алексия II привел сегодня на пресс-конференции в Москве викарий Патриарха епископ Егорьевский Марк, сообщает “Интерфакс”.

Он также напомнил, что, по мнению предстоятеля Церкви, внедрять здоровый образ жизни в России поможет предмет “Основы православной культуры”, чтобы, как выразился епископ Марк, “дети могли получить “прививку” и в будущем избежать недугов, которыми болеет общество”.

Среди причин алкогольной и наркотической зависимости епископ назвал потерю смысла жизни и жизненных ориентиров. “Поэтому, – подчеркивает он, – важна не только реабилитация, но и профилактика”.

Мы предлагаем вашему вниманию признания членов этих групп, людей, еще недавно не способных бросить свою губительную страсть, а сегодня нашедших Бога и приобретших независимость от «зеленого змия»…

Я пил, наверное, всю свою сознательную жизнь. И, оглядываясь назад, пытаюсь понять – почему не пришел в церковь раньше? Почему я пришел к Богу только на закате своей жизни? Может быть, из-за того, что с детства, в закоренелые годы социализма, материализма я воспринимал Бога как нечто наказующее, карающее? Я всегда слышал: “Бог тебя накажет!”, “Кара небесная настигнет тебя!” А если приходил в церковь, то для меня это было пыткой. Там – строжайшие запреты и неукоснительные правила во всем. Да, все здесь величественно, красиво. Но ты (т.е. я) – тварь дрожащая, недостойная, пшёл отсюда…

И вот только на группе АА (анонимных алкоголиков) примерно через год ко мне пришло диаметрально противоположное понимание Бога. Как озарение! Бог – это, в первую очередь, Любовь. Он всепрощающий и всепонимающий Отец. Это озарение, как вспышка, пришло внезапно. И под впечатлением от этого всего я нахожусь до сих пор. Я понял, что никогда в жизни не ощущал настоящей отцовской Любви, которая защитит, спасет, поймёт! Я просто не знал, что это такое. Осознав это, я и пришёл в первый раз на исповедь в 48 лет. Я пришел к Отцу!
Который любит и поймет! Ему я смог покаяться!

Почему именно АА? В первую очередь, меня, неискушенного, поразила атмосфера неосуждения и понимания! Впервые я очутился в такой атмосфере. В АА категорически нельзя оценивать поведение, слова, личность другого человека. На первых порах сколько раз меня останавливали: “Сергей! Пожалуйста! Говори о себе! Не надо оценивать других людей, общество, политику, государство! Только ты и твои переживания, чувства”. Это был крутой поворот в моем сознании. Если ранее в моем питии виноваты были и жена, и тёща, и тяжелая жизнь, и чиновники, и Ельцин, то вот это переключение на свой внутренний мир помогло мне увидеть совершенно другие причины моей болезни.

Я сейчас вспоминаю, что я говорил в первые месяцы хождения на группы, и мне становится смешно. Такой тип, полный гордыни, апломба и “крутости”, я старался поразить всех своим интеллектом, специально готовился к группам, цитировал классиков. Я старался не делиться своим опытом, впрочем, которого в тот момент еще и не было, а доказать, какой я умный и знающий. И меня никогда и никто не имел право остановить или перебить (это не положено, за исключением случаев, когда в своем выступлении я начинаю оценивать других). Все сидели и молча слушали мой бред, а под конец аплодировали и благодарили за мое “выступление”. Да, сейчас мне смешно. Но когда я вижу новичка на группе и слышу, что он говорит, вижу в нем себя четыре года назад. И какую бы он “пургу” и “чушь” не нес, я его не остановлю и не перебью – я его выслушаю! Еще меня поразило полное отсутствие какого-либо диктата в отношении меня. Я волен во всем: ходить или не ходить на группы; свободен выбрать, на какую именно группу сходить; говорить что-либо или молчать; кидать в шляпу “десятку” на чай или нет. Работать или не работать по Программе. Удивительно, но в АА нет руководителей или контролеров. Есть ведущий собрания, у которого нет никаких прав, а только обязанности. Есть председатель группы, который обязан обеспечивать организацию деятельности группы. Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов (подробнее на http://www.aarus.ru)

И последнее – самым для меня важным явился, наверное, все-таки великий принцип анонимности. Только благодаря ему я смог раскрыться и открыть себя Богу и могу откровенничать. Я могу быть искренним, и если меня ударят – «Алкаш, пропойца, куда ты со своим рылом!», – этот принцип меня защитит!

Когда пьющий человек отвержен и чувствует себя изгоем и кругом виноватым, то для него единственный путь – закрыться от всех в своем узком внутреннем мирке и заливать свое горе водкой. И не достучаться до него ни проповедями, ни наставлениями. Я уверен, Господь говорит с нами посредством других людей, и как же Он может передать Свою волю и Свои Откровения человеку, который закрыт от всех глухой стеной отрицания и вины.

На группе же АА человек попадает в атмосферу открытости и взаимопонимания. И не сразу, а постепенно алкоголик начинает понимать, что он не одинок в своих бедах. Что люди, которые рядом, испытали или испытывают то же самое, что испытывает он. На примере других и опыте других он начинает понимать, что ЕСТЬ ВЫХОД! Человек раскрывается, и тогда Бог приходит к нему. Это мой личный опыт!

Насчет “умеренных пьяниц” – эта еще одна отговорка, еще одна “зацепка” для спивающегося человека. Кто из нас не говорил: «Я не алкоголик, я просто пью, потому что жена ушла (на душе тревожно, люди-сволочи меня не понимают, или просто холодно и пью для согреву), захочу и брошу пить, не буду пить». Я так говорил лет пятнадцать! Кстати, так говорит и самый последний пропойца из канавы. И это, наверное, самое сложное – признать, что я зависим от алкоголя! Что он мной управляет! Что он мой главный враг, и который, к тому же, сильней меня!

Если человеку еще нравится пить, и он получает от этого удовольствие, то здесь трудно чем-либо помочь. То есть я не знаю – как! Если же он страдает и у него есть желание бросить пить, то мне кажется, в этом случае очень много зависит от окружающих, от близких. Мне очень помогло осознание того факта, что алкоголизм – это не порок! Что это болезнь! И отношение со стороны моего окружения ко мне, не как к порочному, а как к больному человеку. Если образно сказать, то я – алкоголик нахожусь в скорлупе своих страхов и обид. Я закрывался от мира и окружающих, чтобы, не дай Бог, кто-либо тронул мое сокровенное и дорогое дерьмо, называемое “личностью” алкоголика. Я начинал деградировать и, естественно, пытался скрыть это от всех. Вот разбить эту скорлупу отчуждения и отрицания можно только любовью, тактом и … твердостью. И самое главное – это молитва за больного, просьба Богу, отчаянная и искренняя.

Мой путь к Богу за эти четыре года был очень сложен. Я испытывал и раздражения, и разочарования, и обиду на Бога. Я три раза срывался. И, оценивая этот промежуток времени, я с удивлением обнаружил, что все, что со мной происходило в жизни хорошего, происходило не благодаря каким то моим усилиям, а вопреки им. Настолько сильны были во мне мои своеволие, амбиции и желание управлять своей жизнью. И я вдруг понял, что моей жизнью управляет Он. Что моя жизнь мне не принадлежит. За эти годы со мной происходили некоторые случаи – я их называю “открытия” – которые резко поменяли мои взгляды на жизнь, на себя и на свое место в этом мире. Первое открытие я уже описал в самом верху топика – мое понимание Бога, как любовь.
И второе “открытие”. Ранним утром, в 5 часов я был по рабочим делам в центре Москвы, было очень тихо, безлюдно. И я как-то вдруг увидел во всем меня окружающем меня мире величие, могущество и гармонию – большое чистое небо, деревья, цветы и творения рук человеческих – высокие здания, красивые машины. Я понял, что меня окружает гармоничный, совершенный мир, в котором множество людей со своими ошибками, проблемами, радостями. И перед лицом этого мира для меня вдруг стали очевидны мелочность моих амбиций и желаний, ограниченность восприятия мира. Я вдруг понял – ЧТО Я НЕ ПУП ЗЕМЛИ! И я, наверное, принял, что мое воспитание, мой жизненный опыт, мои жизненные ценности и амбиции – уродливы изначально и усугублены в годы пития. Я понял, что я не могу общаться с людьми, не умею выражать свои чувства, и – главное – не умею ЛЮБИТЬ. Что мой ум, мой интеллект и мой жизненный опыт чрезвычайно ограничены, а я пытаюсь на них опираться. Я пришел, наверное, к самому главному выводу: я, как личность, практически полностью разрушен. Да и именно тогда в тот день, когда я произнес последние слова на группе, пришло громадное облегчение. Я как бы перестал размахивать руками, пытаясь плыть против течения, не умея при этом плавать. Я просто сложил руки и понял, что не тону! Что получил поддержку. И куда принесет меня волна? Наверное, туда, куда мне нужно и где я нужен. А не туда, куда я хочу. Аминь.

Читайте также:  После операции коррекция зрения может зрение ухудшиться

Еще чрезвычайно важным шагом в обретении трезвости и нового сознания стала, конечно же, первая в моей жизни исповедь. Я готовился к ней почти все лето 2004 года. Женщина, которая привела меня в АА и стала моей духовной наставницей, говорила, как мне нужно это делать. Я, конечно, не мог быть с ней откровенным до конца (все-таки женщина!), но на многие мои вопросы она дала мне ответы. И еще в то время моей настольной книгой была маленькая синяя брошюрка митрополита Антония Сурожского “О покаянии”. Главный смысл был в том, что исповедь должна быть личным подвигом, и я должен был через стыд, через страх, через боль сделать это.

И в конце августа 2004 г. я уехал в глухую подмосковную деревушку, где была церковь (она оказалось церковью староверов), переговорил со священником о времени и на следующее воскресенье приехал уже на исповедь. Когда я исповедовался, с меня “сошло, наверное, семь потов”. Я помню, что у меня в течение всей исповеди дрожали колени, и я очень волновался. Я был готов и сказал все что мог, через стыд и через страх. Но! В глубине души я все-таки себя оправдывал! Все-таки я себя жалел! До конца испить всей горькой чаши я не смог! И поэтому, наверное, в полной мере не ощутил ту “радость покаяния”, о которой писал Антоний. Еще я помню, как изменилось все в церкви, когда мы вышли с батюшкой из исповедальной. Там были одни старушки, и они видимо видели, что со мной происходило, и поэтому я вдруг почувствовал с их стороны какое-то расположение, участие. И батюшка как будто продолжал службу именно для меня. Как я благодарен ему! Тогда впервые, наверное, для меня служба прошла как один миг. И я впервые причастился в сознательной жизни с осознанием того, что я чист и имею право сделать это.
Зимой, на Рождество, я предпринял еще одну попытку исповедоваться – уже в Москве и сознательно соблюдал пост и готовился. Но, когда уже пришел в церковь на праздник, было очень много народу. И исповедь носила массовый и конвейерный характер – я не смог это сделать! А на следующее лето исповедоваться я уехал опять в ту же деревушку. Главная мысль: наверное, с помощью исповеди я смог в какой-то мере снять с себя тяжесть прошлого и стал способен на следующие действенные шаги. Это прошлое давило и давит неосознанным чувством вины и раскаяния, которые как путы под ногами прижимают к земле и гонят в магазин – “заливать нелегкую судьбину”.

В первую очередь, человеку необходимо осознать – зачем он живёт на этом свете, и как и для чего нужно жить. Тогда пьянство для него станет проблемой, а не удовольствием. Так было со мной. А дальше Господь управит. Смысл жизни, если кратко – “Ищите прежде всего Царствия небесного…” Если человек не осознаёт, что он пьёт лишнего и что это ему мешает и портит жизнь, наверное, никакие способы не помогут. Это образ жизни, жизненные ценности, стремления. Я ездил по святым местам, ездил в источник в местечке Талиж Давидовой пустыни, что под Чеховым Московской области, добровольно сдался медицине на 45 дней в наркологическую больницу. Это было лет 15 назад. На Крещение…

Положительно содействовал мне в преодолении этой напасти курс видеолекций профессора Жданова “Наркотический и алкогольный террор” и про лечение зрения. Там “пропагандируется” здоровый образ жизни и всякие способы избавления от пьянства.

Господи Слава Тебе.

Я бросил пить больше 3 лет назад. И за это время я прожил больше, чем за всю остальную жизнь. Такое вот внутреннее ощущение. Прости меня, Господи, если в прелесть впал, если ошибаюсь в чем, поправьте меня. Всего три года с малым я не пью вообще, в смысле не пью спиртного, ни в каком виде. И нет ни отвращения, ни тяги. Это все превратилось для меня в обычные химические соединения, именно для протирки процессора, скажем, или дезинфекции. И всего лишь. Так просто? Так сложно! Несоизмеримо сложно – до умопомрачения, до слез в подушку и кома в горле от осознания своей немощности. Это когда ты вдруг читаешь про мытаря, стоящего на коленях, бьющего себя в грудь кулаком, и в слезах умоляющего – Помилуй мя, Господи! …

Спросить меня – почему не пьешь? Боишься? Ведь кодируют, «зашивают», еще как-то там иглоукалывают – вселяют страх. Страх искусственный. Ненастоящий. Значит, не от Бога. Не в том дело, что страх умереть – ненастоящий. А страх в том, что боятся заблудшие не того, что надо бы.
Любого, кого Господь миловал такую страсть и падение познать, все равно имеют страх Божий. «Закодированные» и «зашитые» если и имеют страх, то страх физический, а это другое. И откуда оно, большинству из нас понятно.

Никогда не зашивался, не кодировался с помощью гипноза или как там еще, потому как, Божьей волею, не действует на меня оно. Либо мне так кажется. Не пробовал напрямую. Я вообще стараюсь относиться к «чудесам» с очень большой осторожностью. Самым большим чудом я считаю результат труда, «по кирпичикам», день за днем, в молитве и с Господом. Искал дальше правду. Лечился и снова падал, пытался выбраться, и опять срывался. Между срывами – промежутки адовы для себя самого и окружающих, для семьи. Опять ком греховный, пытающийся в лавину сорваться. Как и многие, дошел до предела, за которым – тьма, конец без начала, бесконечность, бесконечность тьмы. Если и не сразу физически – туда, то какую тогда роль играет тут время?

Не буду описывать перипетии жизненные, которые привели меня к Богу. Они у каждого свои, и тем же одинаковы. И путь к Господу у каждого свой. В том то и живость нашего Православия – в его свободе. Свободе выбора. И нет тут четких рецептов. Скажу лишь, что глубину падения и тьмы (а она, как выясняется, возможна и на земле, и ее полно вокруг нас) осознаешь в полной мере, побывав там собственной персоной. И потом встает выбор – извечный, выбор по сути Божественный – свет или тьма. Этот дуализм можно продолжать до бесконечности. В миллиардный раз скажем – «свято место пусто не бывает». А если оно вдруг пусто – чем заполнится? Тому, кто жаждет исцеления и надо понять, ощутить, проникнуться до глубины своего сердца, что третьего не дано – только Он, или нет. Альтернативы нет. Как это ни прискорбно, но очень много людей это понимает слишком поздно, именно дойдя до известной грани.
И вот. В последний раз, когда я шел к тому же врачу (иглоукалывание), от которого уже уходил год до того назад и просил тогда «вернуть назад все как было», я не просто понял, думал, переживал. Я ощутил такой тихий, почти беспомощный внутренний призыв (не услышал, но ощутил)…Не знаю, как назвать это непередаваемое состояние, внутреннее – о том, что это – в последний раз. Именно в последний, больше «шуточек» и «проб» не будет. На этот раз все очень серьезно. Назад хода нет.

И потом, уже просидев в прихожей больше часа, буквально перед тем, как я вошел в кабинет, я вдруг вспомнил мытаря, и с душевным смирением и с полным отречением, с тем чувством сказал про себя «Помилуй мя, Господи! Помоги!»…

И как это ни странно покажется, хотя я и не настаиваю, со стороны может быть виднее, но вышел я оттуда не со страхом умереть или повредиться. Со страхом Божиим, со страхом, что если дам слабину, попущу «темное», то кто же сделает все то в жизни, что Богом мне уготовано сделать. Кого потом буду винить, как не себя? И сделалось так спокойно, так светло и в то же время сила такая пришла, как не бывало за все 12 лет, что я в грехе этом был.

… С тех пор в жизни моей есть два отрезка. До и после. Без и вместе. Без Него и вместе с Ним. Но не просто так, по велению «чуда», или «волею» (и если волею, то не совсем моей). А с маленьким законом – утреннее и вечернее правило преп. Серафима, как закон для себя, как наказание и отпущение, заставление себя – что бы ни было, как бы ни хотелось спать, есть, пить и т.д. А позже и остальное пришло, появилась тяга и жажда молитвы, жажда не только веры, но и знания, пусть и малые поначалу. Ибо малое ведет за собой и большое. На этот раз светлое. Но это уже о другом. (Хотя все равно остается ощущение, что этого так несоизмеримо с нашими земными понятиями мало, и хочется сделать чего-то большего).

Возможно, случай мой проще других. Много проще. Ибо я захотел изменить жизнь и сделать шаг к Нему. Шаг, которого Он так ждал. И нет смысла рассказывать само собой разумеющееся, НАСКОЛЬКО изменилась моя жизнь.

Простите меня, братья и сестры, если длинно вышло и путано. Дай вам Бог смирения и благодати!

Помогай вам Бог!

Мне ничего не помогало много лет, в АА протрезвели мои мозги, и я, слава Богу, пришла в церковь. Теперь счастлива, не пью четвертый год. У меня есть духовный отец. И он знает, что я посещаю собрания АА, помогая не только себе сохранять трезвость, но и другим алкоголикам. Некоторые считают, что АА не для православных. Но есть книга, вышедшая в 2004 году, издана Даниловским благовестником, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Она называется “Выход есть” про опыт освобождения от алкоголизма православного в группе АА по программе 12 шагов. Ангела вам хранителя!

Муж бросил пить, когда понял, что дальше – смерть. С Божьей помощью, по молитвам к святой старице Матроне. Ему хватило душевных сил и смелости признать, что он болен. А вообще, бывших алкоголиков не бывает. Людям, имеющим пристрастие к алкоголю (алкоголь подменяет собой некоторые ферменты на уровне обмена веществ), приходится всю жизнь бороться со своим недугом. На психологическом уровне что-то должно заменить то время, которое занимала пьянка. Возможно, какие-то хобби, дела, перемена работы, рождение ребенка… Однако ничего не будет, пока человек не осознает, что болен, и что ему нужна помощь близких и профессиональных специалистов.

Источники:
  • http://alcofan.com/spirtnoe-i-religiya.html
  • http://brosaem.info/ezoterika-i-alkogolizm.php
  • http://fromhelga.ru/alkogolizm-s-ezotericheskoj-tochki-zreniya/
  • http://www.pravmir.ru/pyat-istorij-preodoleniya-pyanstva/