Меню Рубрики

Что с точки зрения тойнби является причиной возникновения цивилизации

Историко-философские воззрения Тойнби во многом складывались под влиянием той ситуации, в которой оказалась Европа во второй половине XX века: европейские народы уничтожали друг друга в двух мировых войнах, будто знаменуя предсказанный Шпенглером «Закат Европы». Однако, Европа не «закатилась», а стала продвигать идею европоцентризма, согласно которой человечество должно объединиться под эгидой европейских ценностей, таких как индустриализм и демократия. По мнению Тойнби, такой путь развития мирового сообщества невозможен, поскольку не учитывает характерных особенностей конкретных цивилизаций и разнонаправленности общественного развития.

Согласно теории Тойнби, любое общество – это сложно устроенное образование, которое прошло свой, особенный путь развития и продолжает постоянно развиваться. Поэтому по-настоящему изучать историю значит изучать «жизнь общества, взятую как во внутренних, так и во внешних аспектах». Тойнби так определяет эти стороны: «Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве».

Суть концепции Тойнби, которую часто называют «концепцией вызова и ответа», заключается в том, что происхождение и развитие цивилизации возможно только при условии воздействия на общество различных факторов (вызов), которые требуют от этого общества адекватного ответа на этот вызов. Только вызов, брошенный обществу окружающей средой в виде экономических, политических и других проблем, может высвободить те творческие силы, с помощью которых общество решит наличную проблему. Если на вызов дан соответствующий ответ, то это создает благоприятные условия для перехода общества на более высокий уровень и для появления нового вызова. Если же общество не справляется с вызовом, оно останавливается в развитии и постепенно приближается к упадку и гибели. При этом вызов должен быть средним по силе, что даст возможность его успешно выдержать. В случае же слишком мягкого или слишком жесткого вызова общество либо останется в первоначальном состоянии, либо «перенапряжется» и будет не способно давать ответ на последующие вызовы.

В теории Тойнби отразилось его неприятие циклической модели развития обществ, согласно которой всякому обществу отведен примерно одинаковый срок, после чего оно непременно погибнет. «Догматически твердить вслед за Шпенглером, – пишет Тойнби, – что каждому обществу предопределен срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы каждая пьеса состояла из одинакового числа актов». Для Тойнби как для верующего христианина возможности человека не ограничены, и история не что иное, как череда творческих ответов людей на вызовы вселенной. При этом каждый новый ответ имеет смысл, поскольку превращает человека в творца, выходящего за рамки своего наличного состояния, приближающегося к совершенству. Тойнби называет это «жизненным порывом», который обеспечивает социальный рост.

Таким образом, в рамках концепции Тойнби жизнеспособность всей цивилизации зависит от способности или неспособности членов общества вовремя и правильно отреагировать на стимул к изменению. Поэтому главную роль в судьбе цивилизации Тойнби отводит творческим личностям, которые обладают такими качествами, как духовность, самодостаточность, сознательность, имеют силы и знания, чтобы действовать с целью преобразования действительности. Эту идею Тойнби позаимствовал из работ Анри Бергсона («Творческая эволюция», «Два источника морали и религии»).

Деятельность по преобразованию действительности не может осуществляться всеми членами общества, поскольку достижение высокого уровня самосознания является «актом индивидуальной души, действующей независимо». Лучшими представителями общества становятся в результате большой внутренней работы, поэтому их всегда мало, но они образуют творческое меньшинство, усилием которых проводятся необходимые изменения, позволяющие вывести общество на новый уровень развития. При этом творческое меньшинство, как правило, конфликтует с инертным большинством, не желающим расставаться с привычным образом мира. «Для того чтобы побудить инертное большинство следовать за активным меньшинством, – пишет Тойнби, – недостаточно силы духа творческой личности. Освоение высоких духовно-нравственных ценностей предполагает способность к восприятию «культурной радиации», свободный мимесис как подражание духовно-нравственному порыву избранных носителей нового».

Со временем результаты внутренней работы творческого меньшинства переносятся в сферу социокультурных отношений, что является признаком роста цивилизации. Нетворческая масса постепенно переходит на сторону просвещенного меньшинства, усваивает их идеалы, и уже сообща они справляются с вызовом. Однако, как правило, творческая энергия меньшинства иссякает, и тогда оно теряет общепризнанное лидерство, превращается в режим, сохраняющий свою власть путем применения силы. На смену творческому меньшинству приходит правящее меньшинство, и это уже первый признак того, что цивилизация погибает.

По мнению Тойнби, развитие цивилизации обусловлено не географической экспансией, развитием высоких технологий и т.п., а единственно появлением угрозы, которая выводит общество из состояния покоя до возвращения в состояние равновесия. История общества ритмически организована, то есть представляет собой бесконечную смену состояний. Чем больше таких состояний переживает общество, тем сложнее, многограннее и самобытней оно становится. При этом цивилизации, утверждает Тойнби, не пытаются замкнуться в своих границах, а готовы к свободному диалогу с другими цивилизациями, более того межкультурное общение – это один из факторов успешного развития обществ по принципу «вызов-ответ». В связи с этим Тойнби писал: «Человеческие существа нуждаются во взаимном общении, чтобы реально осознавать общую им человечность и, следовательно, быть способными жить вместе как члены одной семьи».

Рекомендуем прочесть:

1. О.Шпенглер – «Закат Европы».

2. Ж.А.Гобино – «Опыт о неравенстве человеческих рас».

3. Н.А.Васильев – «Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорий истощения народов и человечества».

Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)

БЖД Тойнби цивилизации.docx

В результате анализа роли фактора расы Тойнби приходит к выводам: 1) расцвет общества и достижение им высокого уровня в культурном отношении « требует творческих усилий более чем одной рас» и 2) «расовое объяснение человеческих поступков и достижений либо некорректно, либо ложно».

Стадии развития цивилизаций.

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы.

С точки зрения Тойнби, развитие цивилизаций есть постоянный процесс «вызовов-и-ответов». Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации. В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова).

«. Зарождению цивилизации, — подводит итог Тойнби, — способствуют наиболее трудные условия существования, имея в виду как природную среду, так и человеческое окружение». Существует пять типов вызова: вызов сурового климата, вызов новых земель, вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю. Во всех этих случаях действует социальный закон, укладывающийся в формулу: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул».

Далее следует стадия роста цивилизации , которая отличается социальным единством общества и подражание большинства творческому меньшинству. Цивилизация быстро продвигается вперед. На этой стадии развития цивилизационного процесса действует закон ухода и возврата. Для преодоления кризиса общество может отступить, чтобы накопить силы, внутренне преобразиться, чтобы ответить на новый вызов.

Цивилизация справляется с внутренними кризисами, создавая империи и мировые религии. По мнению Тойнби , мировые религии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В сущности, их история происходит как бы за спиной истории цивилизаций . Растущая цивилизация отмечена духом солидарности.

Рост цивилизаций — дело рук творческих личностей или творческих меньшинств. «. Творческие личности при любых условиях составляют в обществе меньшинство, но именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь.

В каждой растущей цивилизации, даже в периоды наиболее оживленного роста ее, огромные массы народа так и не выходят из состояния стагнации. «. Рост цивилизации достигается в том случае, когда меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, требующий в свою очередь нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это повторяющееся движение утраты равновесия и восстановления его, перегрузки и нового нарушения сохраняет свою силу.

Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.

По мнению Тойнби , цивилизации сами кончают с собой. Единственное спасение стать на путь преображения. Основной тезис Тойнби сводится к тому, что истории всех цивилизаций не могут быть построены в единый ряд, ведущий к современному состоянию. Вместо стеблевидной схемы история предстает в виде дерева и цивилизации подобны многочисленным ветвям.

Итак, базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Цивилизации, с точки зрения Тойнби, «в субъективных понятиях представляют умопостигаемые поля исследования, а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.

В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация.

Концепция «вызова — ответа» представляет собой сердцевину учения Тойнби о генезисе цивилизаций. Обращаясь к многочисленным примерам, английский ученый показывает, что развитие цивилизаций есть бесконечный процесс «вызовов и ответов», который в принципе не может быть завершен. Если цивилизация не находит достойного ответа на вызовы, то она сходит с исторической сцены.

Тойнби утверждает, что главной причиной распада цивилизационных систем является потеря ими «жизненного порыва», который влечет их от вызова к ответу, от дифференциации к интеграции, от сжатия к расширению. Утрата самодетерминации — главная причина гибели цивилизаций по Арнольду Тойнби.

В данном реферате были представлены основные положения теории цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. Концепция Тойнби поражает грандиозностью своего замысла — охватить всю человеческую историю и описать все появившиеся в ее ходе цивилизации. Чрезвычайно богатая деталями и верными наблюдениями, касающимися отдельных цивилизаций и их сравнения, концепция завершается, однако, превознесением мировых религий и констатацией того, что история — это божественная творческая сила в движении.

Каждое общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения; возникновения и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох; контактов между цивилизациями во времени и пространстве. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности, переносом Вызовов и Ответов из внешней среды внутрь общества. И поскольку Вызовы и Ответы на них носят различный характер, постольку цивилизации оказываются непохожими одна на другую, но главный Ответ на Вызов Логоса определяет сущность единой человеческой цивилизации.

Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом, в области культуры».

Для Тойнби цивилизация — это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала критериев классификации цивилизаций у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными — это религия и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».

Жизнь цивилизации — это скорее непрерывное поступательное движение по пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки, способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути — дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упустить этот шанс — задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, есть надежда, что с божьей помощью человек — хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то».

1. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. — М.: Интер-пракс, 1994.

2. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, Единство,2002.

3. Борисов О.С., Свечникова Н. О.,Толстикова И.И.,Филичева Н.В., Фомина Н.Н. Культурология: Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. — 483 с.

4. Ивин А. Философия истории. — СПб: СПбГУ ИТМО, 1999

5. Уколова В. Тойнби и постижение истории // Цивилизации. Выпуск 2. — M.: Наука, 1993.

19. Что является движущей силой развития цивилизации согласно Арнольда Тойнби?

Арнольд Тойнби (1889 — 1975 гг.): английский историк и социолог, его работа — 12 томный труд «Постижение истории». Основные идеи концепции:

Читайте также:  Компьютер как фактор влияющий на зрение

1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающиекак относительно самостоятельные культурные миры.

2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций.

Локальная цивилизация— это устойчивое единство людей, возникающее в отдельных регионах и базирующееся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях. Всемирная история — это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом.

Анализируя сначала 21 цивилизацию, далее Тойнби сократил их до 13, а чуть позже до пяти. До нашего времени дожили пять цивилизаций:

— восточнохристианские цивилизации – две православные (византийская и русская);

— исламская (арабская) цивилизация;

Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам.

3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития:

— возникновение— общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство отвечает);

— рост — это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например, Индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, Западная цивилизация делает акцент на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности);

— надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций – 4 (5) мертворожденные, 16 цивилизаций — прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами:

· недостатком созидательной силы у творческого меньшинства;

· отказ большинства от подражания меньшинству;

· утрата обществом социального единства.

Пример. Римская империя в I в н.э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень — христианство – основа для новой цивилизации;

— гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э. (21 столетие)).

Таким о., по А. Тойнби, все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства.

Консолидация всех элементов общественной жизни в цивилизованное объединение происходит на основе религии. В этом смысле появление мировых религий является лучшим условием консолидации человечества. Прогресс человечества заключается в духовном самосовершенствовании и создании единой мировой религии, на статус которой сегодня претендует Вера Бахаи.

Сторонником Арнольда Тойнби был Самюэль Хантингтон, который рассматривал цивилизацию как культурную целостность, высокий уровень культурной идентичности людей, явно выраженную культуру.

Все рассмотренные научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, разработанные в философии в конце ХVШ — ХХ ст., позволяют нам в зависимости от содержательной сущности цивилизации и критериев ее оценки определить тип цивилизации (тип – объединение в единое целое по общности признаков). Тип цивилизации –это утверждение сходства, общности, которая обнаруживается в некотором ряде социокультурных образований. Сходство облика цивилизаций объединяет их в некоторую смысловую целостность, но это же качество отделяет эту целостность от других цивилизаций, имеющих иные опорные принципы существования.

Существует несколько вариантов типологии цивилизации:

по масштабам рассмотрения (цивилизацию связывают с конкретным географическим местом): мировая или глобальная цивилизация, континентальная (европейская, африканская), региональная (славянская, североафриканская), национальная (французская, английская). По масштабам рассмотрения мировую цивилизацию делят на два типа: цивилизация Запада и цивилизация Востока или цивилизация Севера и цивилизация Юга. Они рассматриваются и как два типа культуры, и как два типа цивилизации;

по типу хозяйственной деятельности:приморские и континентальные цивилизации;

по типу природно-географической среды: закрытые и открытые цивилизации и т.д.

Вывод. Цивилизация, с одной стороны, выступает как социокультурное образование, своего рода пересечение культуры и общества, основу которого составляет уникальная однородная культура. С другой стороны, цивилизация отражает степень прогрессивного развития общества и его культуры на определенном историческом этапе развития. Прогресс культуры идет от варварства к цивилизации, которая отражает степень очеловечивания народов.

Концепция цивилизаций А. Тойнби

Еще одним представителем цивилизационного подхода в культурологии является английский историк и социальный мыслитель Арнольд Тойнби (1889–1975), автор 12-томного труда «Постижение истории», создававшегося на протяжении почти тридцати лет – с 1934 по 1961 г.

Главное понятие у Тойнби – цивилизация, под которой он понимает любой самостоятельный социокультурный мир, достигший по крайней мере письменности.

Самые ранние цивилизации появились 6 тысяч лет назад (т.е. в 4 тыс. до н.э.). До этого люди жили в обществах другого типа – примитивных. Примитивных обществ много, и они недолговечны. На начало ХХ в. антропологи насчитывали около 650 таких социумов. В отличие от примитивных обществ количество цивилизаций невелико. За всю историю их насчитывается не более четырех десятков. Это значит, что далеко не из всех примитивных обществ смогли возникнуть цивилизации.

Цивилизации охватывают большие массы людей и большие территории и сохраняются в течение столетий, а то и тысячелетий. Но большинство из них погибает. Только некоторые из первичных цивилизаций смогли преобразоваться в цивилизации второго и третьего поколения. Так, например, из первичной минойской цивилизации рождается вторичная эллинская, а из нее, на основе возникшего в ее недрах христианства, – третичная западноевропейская. К настоящему времени, по мнению Тойнби, из всех существовавших в истории цивилизаций осталось не более семи-восьми. Это западно-христианская (европейская), восточно-христианская (православная), индуистская, конфуцианская, дальневосточная (Япония и Корея), иранская, арабо-исламская и, возможно, африканская.

Главная проблема, которая интересует Тойнби, – причины возникновения и упадка цивилизаций. Как происходит в истории столь редкий переход цивилизации со ступени на ступень? Иначе говоря, каков механизм развития цивилизаций? Почему одни из них гибнут, а другие развиваются, переходя на более высокий уровень?

Рассмотрев обширный исторический материал, английский ученый пришел к заключению, что развитие цивилизаций совершается посредством «вызова» и «ответа».

Тойнби подвергает пересмотру традиционную точку зрения, согласно которой возникновению и росту цивилизаций способствуют благоприятные природные и социальные условия. Он доказывает обратное: слишком благоприятные условия блокируют развитие. Чтобы общество вышло из статического состояния, оно должно получить стимул к изменению. Таким стимулом может быть только резкое изменение, даже ухудшение условий его существования. Это изменение условий жизни и представляет собой вызов, то есть задачу, которую общество должно решить. Найденное обществом решение есть ответ на вызов. Если ответ адекватен, социум развивается; если же общество не может дать адекватного ответа, оно гибнет.

Таким образом, действие закона «вызова и ответа» – вот механизм исторического развития. Если общество живет в комфортных условиях, не получает вызова, оно обречено на застой. Если же вызов слишком силен, то общество может погибнуть. Следовательно, закон «вызова и ответа» означает: вызов не должен быть ни слишком сильным, ни слишком слабым.

Что является наиболее распространенными вызовами в истории? Это нападение соседних племен, иссушение или заболачивание почвы, социальные и этнические конфликты. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйства, создание сильной власти, совершенствование науки и техники, смена системы ценностей (создание новой религии).

Однако ответ на вызов не возникает автоматически. Для решения встающих перед обществом задач требуется наличие в социуме особой категории людей, которую Тойнби называет «творческим меньшинством». Именно «творческому меньшинству» Тойнби отводит главную роль в развитии цивилизаций. Это группа выдающихся личностей, энтузиастов своего дела: вождей, жрецов, религиозных реформаторов, политиков, ученых, общественных деятелей. Пока существует «творческое меньшинство», увлекающее за собой инертное большинство, цивилизация развивается. Но если «творческое меньшинство» вырождается, утрачивает энтузиазм, теряет компетентность и авторитет, оно превращается в «правящую элиту». С этого момента цивилизация вступает в стадию «надлома».

Каковы признаки «надлома», т.е. кризиса цивилизации? Творческий настрой сменяется «душевным самотеком», «расколом души». Вместо сплоченности – разброд, вместо порыва, характерного для стадии роста, появляется «вера в судьбу». Утрачивается единство стиля в культуре, усиливается неразборчивость во вкусах, вульгарность. Стремление к духовному единству уступает место тяге к «единому государству». Падает авторитет власти, расшатывается дисциплина. Большинство пренебрегает службой и обязанностями, и только меньшинство продолжает мученически выполнять свой долг вопреки невзгодам.

В стадии такого «надлома», по мнению Тойнби, находится современная западная цивилизация. Запад переживает цивилизационный кризис – в этом Тойнби согласен со Шпенглером. Но, в отличие от немецкого теоретика, английский ученый полагает, что «надлом» не обязательно заканчивается гибелью цивилизации. Упадок возможен, но не неизбежен. Да, ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с пассивностью и ограниченностью большинства может привести цивилизацию к гибели. Однако творческий слой даже в этой ситуации способен преодолеть кризис. Для этого он может избрать одну из четырех стратегий:

– «архаизм» – стремление возродить уже пройденную ступень развития;

– «футуризм» – отрешение от прошлого («отсекание корней»): насильственное уничтожение старых структур власти и культурных укладов;

– «бегство от действительности» – уход в себя, отказ от активной деятельности (примером этого, по мнению Тойнби, может служить буддизм);

– «трансфигурация» – духовная перестройка, создание новой системы ценностей, новой, высшей религии. Как считает Тойнби, это единственно плодотворный выход из ситуации цивилизационного кризиса.

Таким образом, Тойнби, в отличие от Данилевского и Шпенглера, считает, что цивилизации не изолированы, а преемственны и способны к прогрессивному развитию. Исторический прогресс заключается, во-первых, в движении от локальных культур к единой общечеловеческой цивилизации, а во-вторых, от внешней общности людей (экономической и политической) – к внутренней, духовной. Духовное единство человечества возможно, по мнению Тойнби, на основе единой мировой религии. Если этого не произойдет, то цивилизация погибнет – либо от естественной катастрофы, либо от внутренних противоречий.

В то время как Шпенглер и Данилевский отрицают существование мировой цивилизации, Тойнби допускает возможность ее существования. Но у него мировая цивилизация – не предпосылка, а результат исторического развития. В целом, концепция Тойнби представляет собой определенную попытку синтеза цивилизационного и эволюционного подходов.

Контрольные вопросы и задания

1. Как, согласно концепции Тойнби, происходит переход цивилизаций на более высокую ступень развития?

2. В чем заключается закон «вызова и ответа»?

3. Каковы наиболее распространенные типы вызовов и ответов?

4. Кому принадлежит главная роль в развитии цивилизаций?

5. Каковы признаки цивилизационного «надлома», согласно Тойнби?

6. Можно ли, по мнению Тойнби, преодолеть кризис цивилизации?

7. В чем заключается исторический прогресс, согласно концепции Тойнби?

8. Как Тойнби оценивает состояние современной европейской цивилизации?

Литература

Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. – М.: Прогресс, 1991.

Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. –
2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Раздел II, гл. 5 – А. Тойнби о постижении мировой истории и культуры).

Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин.– СПб.: Лань, 2003 (Часть 3, гл. 4, §4 – А. Тойнби. Постижение истории).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Цивилизационный подход к изучению истории и современное общество

1. Закончите определение: «Цивилизация — это . »:

а) качественная специфика (своеобразие матери­альной, духовной, социальной жизни) группы стран, народов на определенном этапе развития

б) совокупность духовных, материальных и нрав­ственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру

в) уровень (ступень) общественного развития, ко­торый приходит на смену периода варварства и на­чало которого связано с появлением прежде всего письменности

г) правильны все приведенные выше

2. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивилизационный и формационный подходы к изучению исторического процесса.

1) базис 2) культура 3) ценности 4) надстройка 5) способ производства

6) социокультурная общность 7) производственные отношения 8) ступень развития

9) общечеловеческие ценности 10) локальные культуры

Цивилизационный подход — ? Формационный подход — ?

3. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:

а) экономической структуры общества

б) общественно-экономической формации

4. Формационный подход рассматривает исторический процесс как:

б) определяемый в конечном счете экономически­ми (материальными) факторами

в) универсальный и прогрессивный

5. Какие достоинства и недостатки, противоречия формационного подхода к истории отмечают исто­рики?

1) не придает значения роли духовного фактора в истории

2) позволяет представить историю человечества в качестве единого процесса

3) рассматривает общество как сверхсложную сис­тему

4) ограничивает анализ общественных явлений взаимодействием базиса и надстройки

5) создает упрощенные представления об истори­ческом процессе как о линейном восхождении от одной формации к другой

6) недостаточное внимание уделяет своеобразию, уникальности и неповторимости истории

6. Существуют теории стадиального развития циви­лизаций. Их представителями являются:

а) У. Ростоу б) О. Тоффлер в) А. Тойнби

7. Какие понятия характеризуют стадии «экономического роста», выделенные У. Ростоу? Какие — концепцию «трех волн» О. Тоффлера?

1) аграрная стадия

2) традиционное общество

3) переходное общество

4) стадия «сдвига» (связана с промышленными ре­волюциями)

5) индустриальная стадия

6) стадия «зрелости» (связана с развитием научно-технической революции)

7) эра «высокого массового потребления»

Читайте также:  Где продаются таблицы для проверки зрения

8) переход к информационному обществу

Теория У. Ростоу — ? Теория О. Тоффлера — ?

8. Представителями теорий локальных цивилизаций являются:

а) О. Тоффлер в) А. Тойнби

б) Н. Я. Данилевский г) К. Маркс

9. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества?

б) «Россия и Европа»

в) «Постижение истории»

10. Что, с точки зрения А. Тойнби. является причиной возникновения цивилизации?

а) появление частной собственности

б) действие закона «вызов-ответ»

в) классовая борьба

11. По мнению А. Тойнби, движущей силой развития цивилизации является:

а) развитие культуры

б) Божественное предопределение

в) «творческая элита»

12. Кто из названных русских мыслителей XIX в. был создателем одной из теорий локальных цивилизаций?

а) Н. К. Михайловский в) П. Я. Чаадаев

б) Н. Я. Данилевский г) К. Д. Кавелин

13. Соотнесите имена мыслителей и их взгляды на сущность цивилизации?

1) французские просветители XVIII в.

2) Н. Я. Данилевский

а) цивилизация есть стадия умирания культуры

б) культура и есть цивилизация

в) цивилизация есть этап развития культуры

14. Книгу «Закат Европы» написал:

а) Н. Я. Данилевский в) О. Шпенглер

б) П. Сорокин г) М. Вебер

15. Понятием «традиционное общество» определяют:

а) докапиталистическое, доиндустриальное обще­ство с замедленными темпами эволюции

б) восточное общество, вступившее в эпоху феода­лизма

в) общество, где господствующей религией являет­ся ислам

16. Какие из приведенных характеристик свойственны традиционным обществам?

1) экстенсивная технология

2) тесная связь человека с природой, приспособле­ние к окружающей среде

3) активная преобразующая роль человека

4) важная роль традиций, обычаев в общественной жизни

5) интенсивное производство

6) «власть выше закона»

7) «закон выше власти»

17. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности традиционных обществ:

1) экономическая сфера

2) социальная сфера

3) политическая сфера

4) духовная сфера

а) мышление образное, созерцательное

б) сословно-кастовая, иерархическая структура общества

в) господство государственной формы собственно­сти

г) государство вмешивается во все сферы деятель­ности общества

18. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности запад наго общества:

1) экономическая сфера

3) политическая сфера

4) духовная сфера

а) положение личности в обществе независимое

б) господство частной собственности

в) мышление рациональное, анализирующее

г) правовое государство

19. Как называется комплекс общечеловеческих проблем, от решения которых зависит выживание человечества, судьбы цивилизации?

а) предотвращение угрозы новой мировой войны

б) научно-техническая революция

в) глобальные проблемы современности

20. Какие проблемы современности получили название глобальных?

а) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

б) проблемы экономического взаимодействия ме­жду различными странами

в) проблемы ликвидации последствий чернобыль­ского взрыва

21. К числу глобальных проблем современности отно­сятся:

а) предотвращение угрозы экологического кризи­са

б) предотвращение отрицательных последствий НТР

в) обеспечение человечества необходимыми ресур­сами

г) все перечисленные выше

22. Важнейшим признаком глобальных проблем современности является следующее:

а) они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом

б) они угрожают существованию всего человечест­ва, основам жизни на Земле

в) решение этих проблем возможно только уси­лиями всего мирового сообщества

23. Глобальные проблемы человечества отличаются от других важных проблем следующими чертами:

а) остротой проявления

б) комплексным характером (все проблемы тесно переплетены друг с другом)

в) общечеловеческой сущностью, делающей их по­нятными и актуальными для всех стран и народов

г) всеми перечисленными выше

24. Приведите в соответствие тип и характеристику глобальных проблем:

1) проблемы, связанные с развитием науки и техники

2) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды

3) проблемы, фиксирующие внимание на отноше­ниях между человеком и обществом

а) экологическая проблема

б) ликвидация неграмотности

в) предотвращение мировой ядерной катастрофы

25. Традиционный тип мышления отличают следующие особенности:

а) обеспечение безопасности своей страны любыми средствами

б) недоверие как форма общения между странами и народами

в) признание современного мира единым и взаимо­связанным

г) стремление к силовому решению политических проблем

д) признание приоритета общечеловеческих цен­ностей

е) отказ от войны как решения спорных вопросов

ж) преобладание классовых, групповых, нацио­нальных интересов

з) признание права народов свободно и самостоя­тельно выбирать свою судьбу

26. Принцип экологической безопасности состоит в:

а) обеспечение безопасности любыми средствами, включая и военные действия

б) заботе о среде обитания

в) стратегии бережливости

27. Общество влияет на природу:

а) используя компоненты окружающей среды в качестве ресурсной базы производства

б) воздействуя на окружающую природную среду в процессе производства

в) всем перечисленным выше

28.Какие утверждения характеризуют цивилизационный подход к изучению истории?

а) каждая цивилизация неповторима

б) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем матери­альные факторы

в) материальным факторам принадлежит решаю­щая роль в развитии общества

г) человек — единственный творец истории

д) объективные закономерности носят всеобщий характер

29.Ученые предлагают различные пути разрешения глобальных проблем человечества. Попытайтесь определить авторов следующих теорий и проектов:

1) учение о ноосфере

2) обеспечение коэволюции — совместного гармо­ничного развития природы и общества

3) создание «зоны ненасилия» в Тибетском наго­рье, где человек и природа могли бы жить в мире и гармонии

4) призыв к новому мышлению, совместным уси­лием человечества в борьбе с глобальными угроза­ми

5) провозглашение этики благоговения перед жиз­нью

6) улучшение человеческих качеств, «новый гума­низм», означающий глобальность, любовь к спра­ведливости и отвращение к насилию

а) Вернадский Владимир Иванович — выдающий­ся отечественный ученый и мыслитель

б) Его Святейшество Далай-лама XIV — лауреат Нобелевской премии 1989 г.

в) Моисеев Никита Николаевич — современный российский ученый

г) Печчеи Аурелио — итальянский философ и об­щественный деятель, инициатор создания «Рим­ского клуба»

д) Рассел Бертран — английский философ и обще­ственный деятель, один из инициаторов междуна­родного движения ученых за мир

е) Швейцер Альберт — немецко-французский мыслитель, врач, лауреат Нобелевской премии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие «цивилизации» А. Тойнби

Введение

Заслуга английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975 гг.) состоит, прежде всего, в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.

Цивилизация — это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

В представлении Тойнби, цивилизация это целостная общественная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Главную роль в формировании цивилизаций играют географические, этнические и религиозные факторы. В своем развитии каждая цивилизация проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения. Заканчивается этот процесс гибелью и сменой цивилизаций.

Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации.

В выработке определения понятия цивилизации и оценки конкретных цивилизаций многое зависит от позиции исследователя.

Объектом исследования служат концепции цивилизации.

Предметом исследования можно назвать сущность цивилизации в философском наследии А. Тойнби.

Цель исследования – изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.

— проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;

— определить классификацию цивилизаций;

— раскрыть особенности генезиса цивилизаций у А. Тойнби.

Понятие «цивилизации» А. Тойнби

Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания.

Другими словами цивилизация — это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности, т.е. изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.

Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а единую систему, или целое, части которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой системе, в его «цивилизации» части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое — от частей. Он категорически утверждает вновь и вновь, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют друг другу и взаимно влияют друг на друга. Одной из характерных черт цивилизации в процессе роста является то, что все аспекты и стороны ее социальной жизни координированы в единое социальное целое, в котором элементы, экономики, политики и культуры удерживаются в тонком согласии друг с другом внутренней гармонией растущего социального организма.

Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены.

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Центральным в концепции Тойнби является понятие цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся набором определяющих признаков. Шкала критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными — это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак. » . Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».

В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Из выделенных цивилизаций семь — живые общества, а остальные четырнадцать — мертвые, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Помимо цивилизаций, в какой-то степени продвинувшихся по дороге развития, Тойнби выделяет четыре неродившиеся цивилизации (в их числе — скандинавская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе — полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). «Фактически задержанные цивилизации в отличие от примитивных обществ дают истинные примеры «народов, у которых нет истории». Они оказались в этом состоянии, желая продолжить движение, но вынужденные пребывать в своем незавидном положении из-за того, что всякая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конце концов они гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе».

В сравнительном исследовании цивилизаций Тойнби изучает и описывает шесть представителей вида — пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. В результате более детального анализа было выявлено еще тринадцать представителей.

Попробуем кратко рассмотреть некоторые из данных видов обществ.

1. Православное христианское общество.

Православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. «Стержневая ось» православного христианского мира берет свое начало в центре Эллинского мира, в Эгейском море. Экспансия православного христианского общества шла не по прямой: на северо-востоке оно сначала закрепилось в Грузии, а позже оно перевалило через Кавказский хребет, достигнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь; на северо-западе оно охватило Балканы. Православное христианство распространялась и вдоль «поперечной оси», которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь привел православное христианство к «отеческому» эллинскому обществу.

2. Иранское и арабское общества. Следующее живое общество — исламское. Обращение к первоисточникам его истории вызывает обнаружение наличия универсального государства (Багдадский халифат Аббасидов), универсальной церкви (ислам) и движения племен (движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи и др.). Обнаруживаются и признаки отеческого общества. Исламское общество зародилось на территории азиатского плоскогорья, образуя постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу, которое находится «за пределами видимого исторического горизонта».

Читайте также:  Как убедить в своей точки зрения

3. Индское общество. Является живым обществом. Универсальное государство в этом случае — империя Гуптов (375 — 475 гг. до н.э.), вселенская церковь — это индуизм, движение племен исходило от гуннов Евразийской степи. В индуизме можно увидеть неиндские наслоения, например — поклонения божествам в иконической форме. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга.

4. Древнекитайское общество. Его прародина — Дальний Восток. Универсальное государство — империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э., вселенская церковь — это махаяна, движение племен — набеги кочевников Великой степи. Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки и Янцзы. Бассейны обеих рек стали родиной сыновнего дальневосточного общества. Территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с арабским обществом или с обществом индуистским.

5. Реликтовые общества. Иудеи и парсы — реликты сирийского общества эпохи Ахеменидской империи, нормальная жизнь которой была прервана походами Александра Великого и засильем эллинизма. Монофизиты и несториане — «продукт реакции сирийского общества на это чужеродное вторжение». Эти реликты позволяют рассмотреть ошибки, которые происходят при столкновении двух или более обществ.

6. Вавилонское общество. Находится в Западной Азии, в Иране. В истории Вавилона было одно необыкновенное событие: милитаризация Ассирии. Постоянное противоборство Ассирии с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне 7 в. до н.э., в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть. Однако к началу христианской эры вавилонского общества уже не существовало.

7. Египетское общество. Это еще один представитель обществ, проживший длинную жизнь и не имевший в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Это общество возникло в нижней долине Нила. Оно не оставило в современном мире преемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне, пирамиды — эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей — возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет.

Другой критерий для классификации обществ — степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале. При обобщении результатов получается такая последовательность (православное христианское общество и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением — получилось 21 общество): египетское + андское, китайское + минойское + шумерское + майянское, сирийское, индское + хеттское + эллинское, западное, православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное) + дальневосточное (основное), иранское, арабское + индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское.

Большинство из перечисляемых историком цивилизаций являются в настоящее время уже мертвыми. Существующих ныне цивилизаций он насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Каждая цивилизация представляет собой замкнутый и независимый от других мир. Конечно, полностью изолированной от внешних воздействий цивилизации, по-видимому, не существует. Но все же каждая из них обладает относительной самостоятельностью, достаточной для того, чтобы можно было при анализе хода ее истории абстрагироваться от влияния на нее со стороны других цивилизаций.

Географические границы области, занимаемой какой-либо цивилизацией, со временем могут изменяться. Но «ни одно из исследуемых обществ не охватывает всего человечества, не распространяется на всю обитаемую Землю и не имеет сверстников среди обществ своего вида; наше западное общество, например, не воспринималось как нечто целое, пока эллинское общество, будучи одним из первоначальных представителей обществ данного вида, не достигло своей зрелости». Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.

Стадии развития цивилизаций

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы.

Причиной развития цивилизаций является исторический вызов, понимаемый как внешние препятствия. Этот вызов, предъявляемый цивилизации со стороны другого общества, природно-климатических условий, побуждает и стимулирует цивилизацию к развитию. Идея «вызова-и-ответа» — основная мысль учения Тойнби о развитии цивилизаций.

С точки зрения Тойнби, развитие цивилизаций есть постоянный процесс «вызовов-и-ответов». Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации. В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова).

Например, египетская цивилизация возникла как реакция на иссушение земель на афразийской территории. Ответ тех, кто положил начало этой цивилизации, был двойным: они переместились в долину Нила и изменили свой образ жизни. Они двинулись в гиблые болота и превратили их своим динамическим актом в благодатные земли. В пустыне, ставшей колыбелью китайской цивилизации, испытание заболачиванием и наводнением было дополнено испытанием холодом из-за существенных сезонных климатических изменений. Возникновение майянской цивилизации было ответом на вызов, брошенный тропическим лесом, минойской — ответом на вызов моря. В России вызов принял форму непрерывного внешнего давления со стороны кочевых племен. Ответ представлял собой становление нового образа жизни и новой социальной организации.

«. Зарождению цивилизации, — подводит итог Тойнби, — способствуют наиболее трудные условия существования, имея в виду как природную среду, так и человеческое окружение». Существует пять типов вызова: вызов сурового климата, вызов новых земель, вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю. Во всех этих случаях действует социальный закон, укладывающийся в формулу: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул».

Далее следует стадия роста цивилизации, которая отличается социальным единством общества и подражание большинства творческому меньшинству. Цивилизация быстро продвигается вперед. На этой стадии развития цивилизационного процесса действует закон ухода и возврата. Для преодоления кризиса общество может отступить, чтобы накопить силы, внутренне преобразиться, чтобы ответить на новый вызов.

Цивилизация справляется с внутренними кризисами, создавая империи и мировые религии. По мнению Тойнби, мировые религии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В сущности, их история происходит как бы за спиной истории цивилизаций. Растущая цивилизация отмечена духом солидарности.

Рост цивилизаций — дело рук творческих личностей или творческих меньшинств. «. Творческие личности при любых условиях составляют в обществе меньшинство, но именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь. В каждой растущей цивилизации, даже в периоды наиболее оживленного роста ее, огромные массы народа так и не выходят из состояния стагнации. «. Рост цивилизации достигается в том случае, когда меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, требующий в свою очередь нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это повторяющееся движение утраты равновесия и восстановления его, перегрузки и нового нарушения сохраняет свою силу.

Цивилизации, отмечает Тойнби, различаются своими стилями. Эллинская цивилизация, например, демонстрирует явную тенденцию к оформлению эстетического стиля, ее взгляд на жизнь во всей ее целостности выражается в отчетливых эстетических понятиях. Индская и родственная ей индуистская цивилизации формируют стиль, имеющий ярко выраженный религиозный характер. Для западной цивилизации характерна тенденция к машинному производству, нацеленность интересов и способностей на эффективное использование открытий естествознания, конструирование материальных и социальных систем.

Как уже говорилось, процесс роста цивилизации — это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянное противоречие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в природе мимесиса. Мимесис, направленный в будущее означает отказ от обычаев. Таким образом система становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам. Не имея достаточно четкого и однозначного ответа на вопрос о причинах надлома, Тойнби приводит большое количество примеров надломов, из которых можно вычленить несколько групп:

— отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство может потерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций, оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу;

— ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед;

— общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящего систему из «спящего» равновесия;

— изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение;

— идолопоклонство — «интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности». В эту категорию попадает очень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны.

Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.

В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик — от абсолютной пассивности до крайних форм активности. По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям».

По мнению Тойнби, цивилизации сами кончают с собой. Единственное спасение стать на путь преображения. Основной тезис Тойнби сводится к тому, что истории всех цивилизаций не могут быть построены в единый ряд, ведущий к современному состоянию. Вместо стеблевидной схемы история предстает в виде дерева и цивилизации подобны многочисленным ветвям.

В данном реферате были представлены основные положения теории цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. Концепция Тойнби поражает грандиозностью своего замысла — охватить всю человеческую историю и описать все появившиеся в ее ходе цивилизации. Чрезвычайно богатая деталями и верными наблюдениями, касающимися отдельных цивилизаций и их сравнения, концепция завершается, однако, превознесением мировых религий и констатацией того, что история — это божественная творческая сила в движении.

Каждое общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения; возникновения и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох; контактов между цивилизациями во времени и пространстве. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной среды и развитием духовного начала во всех видах человеческой деятельности, переносом Вызовов и Ответов из внешней среды внутрь общества. И поскольку Вызовы и Ответы на них носят различный характер, постольку цивилизации оказываются непохожими одна на другую, но главный Ответ на Вызов Логоса определяет сущность единой человеческой цивилизации.

Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом, в области культуры». Для Тойнби цивилизация — это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала критериев классификации цивилизаций у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными — это религия и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».

Начиная с 21 цивилизации, Тойнби к концу своего многотомного сочинения по ходу дела утрачивает 8, но, кажется, не дает себе труда заметить потерю, увлекаемый потоком осмысления движения или неподвижности истории.

Жизнь цивилизации — это скорее непрерывное поступательное движение по пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки, способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути — дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упустить этот шанс — задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, есть надежда, что с божьей помощью человек — хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то».

Список использованной литературы

1. Борисов О.С., Свечникова Н. О.,Толстикова И.И.,Филичева Н.В., Фомина Н.Н. Культурология: Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. — 483 с.

2. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М, 2002

Источники:
  • http://stud24.ru/life-safety/zhiznedeyatelnost-civilizacij-po-atojnbi/190857-556055-page2.html
  • http://studfiles.net/preview/5564417/page:14/
  • http://studopedia.org/14-38515.html
  • http://studopedia.ru/13_120096_tsivilizatsionniy-podhod-k-izucheniyu-istorii-i-sovremennoe-obshchestvo.html
  • http://mydocx.ru/4-57083.html