В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности. Даже если бы человеку была дарована Вселенная, это не утолило бы его жажды обретения Вечной Жизни, для которой он создан. Природное стремление человека к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что Вечная Жизнь действительно существует.
Что такое смерть?
Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение ангелу смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.
Явление ангела смерти умирающему
Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел. Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.
Каждому из ангелов даны в подчинение подобные им ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят ангелы рахмата (милости) с улыбающимися светящимися лицами. За ними следует ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчинённых ему ангелов – им поручено забирать души праведных. Ангелы, забирающие души праведных, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, «безжалостно вырываются».
Что чувствует человек в свой смертный час?
Тем, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что души праведных забираются также мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в Лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Джабиру (да будет доволен им Аллах), сыну Абдуллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:
«О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». Господь ответил: «Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь«».
И после этого был ниспослан следующий аят:
«Тех, которые были убиты, сражаясь на пути Аллаха, не считайте мёртвыми. Нет, они живые, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел! Их лица освещаются радостью от того, что даровал им Аллах Своею милостью (из достоинств и преимуществ). Они радуются за тех своих братьев, которых оставили в живых в ближней жизни на прямом пути веры и сражения за Аллаха. И нет над ними страха за тех, которые последуют за ними (уверовавшие), и не будут они опечалены тем, что оставили мирские блага» (Сура «Али Имран», аят 169–170).
Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) такие как, например, Умар, Усман, Али, Хамза и Мусаб ибн Умайр (да будет доволен ими Аллах) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.
Нужно ли бояться смерти?
Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она гибнет. Но на самом деле она подвергается совершенному химическому процессу, проходит через определённые стадии развития и, в конце концов, из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.
Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь!
Смерть освобождает человека от трудностей мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.
Душа в промежуточном мире
После смерти душа предстанет перед Всевышним. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу. Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!» Наконец, Аллах Всемогущий приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо должна она ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».
С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают её обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, этот человек всё ещё имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле, но избавляется от наказаний в аду. В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Могила несёт в себе определённое наказание и играет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако, за ним следует райское выздоровление.
Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых, зовут Мункар и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?». Если человек при жизни верил в Бога и миссию того Пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов. Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно скажется на ухудшении состояния души и окончательном приговоре, выносимом человеку. Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний – она очищается, обретает непорочность и наделяется славными качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.
После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, однако некоторые частицы не подвергаются разложению.
Эта часть тела служит основой, из которой Бог воссоздаёт человека в Судный день. Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания вновь Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.
Что делает душа в промежуточном мире?
Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т. д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей. Для него также откроются окна с видом на Райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобной Райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались неотпущенные грехи, какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвержен наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения. Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Господа Бога и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и всяких тварей, таких как скорпионы и змеи. Он увидит сцены ада, и могила его станет адской преисподней.
Живут ли части тела или его клетки после смерти? Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, загадкой для науки всё ещё остаётся следующее: какой тип взаимодействия происходит между душой и телом, включая мозг человека? Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить после смерти какое-то время. Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от подобных клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень большое значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.
Муки, испытываемые в могиле и аду
Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе, будут терпеть «муки могильные»? Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на «заре» Вечной жизни.
Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в ад или в рай.
Господь воссоздаст тела в формах, соответствующих потустороннему миру, где всё будет живым:
«Жизнь в этом мире – лишь только временные услады – забава для неуразумевших, словно коротенькая детская игра. Поистине, будущий мир – это истинное, совершенное, вечное обиталище. Это – твёрдая истина, которую должны бы постичь эти люди (неверующие), если бы разумели»
Какие дары мы можем посылать душе после смерти?
Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти: если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.
Таким образом, чтобы быть полезными тем, любимым нами людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.
Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему, и этот мир является для всех его обитателей, в том числе и для животных, временным пристанищем. Следовательно, все они покинут этот бренный мир и предстанут в День Суда перед своим Создателем. А все животные, которые являются частью этой Вселенной, были сотворены всевышним Аллахом на благо человека, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:
هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً
(смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)
Как известно, после смерти в Судный День все живые существа, в том числе и животные, будут воскрешены, так же, как будут воскрешены все люди и джинны. Но животные, в отличие от человека и джиннов, не имеют никакого представления о смерти, воскрешении, Судном Дне и т.д. В хадисе, который приводит Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لو أن البهائم تعلم من الموت ما تعلمون ما أكلت منها سمينا
«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», то есть животные не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.
Но, несмотря на это, все живые существа будут воскрешены в Судный день, собраны для отчета и воздаяния, и после недолгого отчёта тела животных будут обращены в землю.
Ибн Касир пишет об этом следующее:
«Слова Всевышнего Аллаха:
وإذا الوحوش حشرت
«… И когда (дикие) животные столпятся» (сура Ат-Таквир: 5), то есть будут собраны, как об этом сказал Всевышний Аллах в другом аяте:
وما من دابة في الأرض ولا طائر يطير بجناحيه إلا أمم أمثالكم ما فرطنا في الكتاب من شيء ثم إلى ربهم يحشرون
(смысл): «И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди. Не упустили Мы в Книге (в Коране) ничего. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)» (сура Аль-нам: 38).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Все творения будут собраны, даже мухи» (Ибн Абу Хатам). Такого же мнения придерживаются Ар-Рабиʻ ибн Хайсам, Ас-Суди и другие. Такое же толкование этому аяту даёт и Каттада (да будет доволен им Аллах): «Поистине, все эти создания умрут, и потом Всевышний Аллах примет по отношению к ним решение, которое он пожелает«». («Тафсир Ибн Касир»)
Затем все эти творения Всевышнего Аллаха, после того как возместят свои права между собой в отместку того, что совершали на этом свете, будут превращены в землю (прах). В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فيقضي الله بين خلقه، الجن والإنس والبهائم، فإنه ليقيد يومئذ للجماء من ذات القرون، حتى إذا لم يبق تبعة عند واحدة لأخرى، قال الله: كونوا ترابا، فعند ذلك يقول الكافر: يا ليتني كنت ترابا، ثم يقضي الله سبحانه بين الجن والإنس .
«…Затем Всевышний Аллах рассудит между всеми Своими творениями: джиннами, людьми и животными. Поистине, в этот День даже безрогие поквитаются с рогатыми, все они возместят свои права между собой. Потом Всевышним Аллахом им (живым существам) будет сказано: «Станьте прахом!», и в этот момент скажет неверующий: «Лучше бы и мне быть прахом!» (сура ан-Наба, 40). И после этого Всевышний Аллах рассудит между людьми и джиннами». (Ибн Джарир А-Табари)
Также от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
فإذا فرغ من القصاص بين الدواب قال لها كوني تراباً
«Когда (в Судный День) Всевышний Аллах завершит суд между животными, и они поквитаются между собой, Он скажет животным: «Станьте прахом!»».
Как мы видим из вышеприведённого, все животные после смерти будут воскрешены и после отчёта на месте сбора будут обращены в землю.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тайны Ислама: жизнь после смерти. Загробная жизнь Ислама
Когда персиковую косточку сажают в землю, со временем она разрушается, давая прорасти молодому побегу. Так, ее “смерть” дает начало новой жизни — персиковому дереву. Коран учит, что подобно фруктовой косточке, которая, “умирая”, дает рождение целому дереву, человек после смерти также обретает новую, более возвышенную жизнь.
Кроме того, ахират (так называется загробная жизнь в Исламе) считается более важным этапом для человека, чем сама земная жизнь, которая в мусульманской традиции считается лишь подготовкой к смерти.
Что происходит после смерти
Ислам учит, что как только жизнь оставляет физическое тело человека, за душой приходит ангел смерти — Азраил. Если покойный был праведным, следовал заповедям своей религии, он умрет спокойно, без мук, агонии и страха. Великий Пророк описывает в своих хадисах, что смерть правоверного подобна воде, тихо льющейся из кувшина. Грешники же, напротив, расстаются с телом в страшных муках.
После похорон, когда умерший уже покоится под землей, Азраил возвращает ему душу. Поэтому в мусульманстве кремация под строгим запретом: если ангел не сможет вернуть душу в физическое тело, она обречена на вечные муки.
В могиле душу ждет испытание. Два ангела — Мункар и Накир — устраивают допрос: спрашивают ее о Боге, Пророке, о жизни до этого момента. Если человек был верующим и вел праведную жизнь, допрос происходит легко, непринужденно и длится всего 7 дней. Если же покойный не соблюдал правила Шариата, ангелы допрашивают его 40 дней, а “отъявленных” грешников бьют по лицу и спине, причиняя невыносимые страдания.
Можно провести аналогию с мусульманскими поминальными днями. На 3 день после смерти ангел возвращает душу в тело. На 7 — заканчивается допрос благочестивых мусульман, и они остаются спокойно ждать Судного дня. На 40 день прекращаются могильные муки грешников.
Судный день в Исламе
В Коране много говорится о Судном дне, но лишь Аллах знает, когда он настанет. В этот день ангел смерти протрубит в огромный рог. Звук рога будет настолько страшным, что все вокруг содрогнется от его звучания. После этого каждое живое существо воскреснет, мертвые восстанут из могил и предстанут перед Страшным судом Аллаха. На Суде Всевышний определит, кто достоин Небес, а кому предстоит искупить свои грехи в Преисподней.
Праведники отправятся в ал-Джанна, что дословно означает Райский сад. В Коране есть описание ал-Джанна: это прекрасное место, где царит изобилие и счастье. Здесь у каждого есть свой роскошный дворец, сады и горы вокруг складываются в захватывающие пейзажи. Через сады протекают реки с кристально чистой водой, парным молоком, вином и золотым медом. Все обитатели Райского сада имеют прекрасные, никогда не стареющие тела; возраст для всех один — 33 года.
Но не для каждого мусульманина Судный день закончится небесной обителью. Грешники и джинны попадут в ад — Джаханнам, где их будут ждать вечные муки в огне. В Коране это место описывается очень красочно. И неслучайно. Так Ислам предостерегает мусульман, призывает их задуматься о своей жизни и поступках. Чтобы не попасть в Чистилище, нужно вести праведную жизнь. Для мусульман это означает верить в Аллаха, поклоняться Ему, следовать наставлениям Пророка и предписаниям Шариата.
Конечно, в современных условиях подчас бывает сложно соблюдать все правила религии, особенно для тех мусульман, которые живут не в мусульманских странах. Менеджеры нашей компании убеждались в этом лично много раз: в “Данила-Мастер” часто обращаются заказчики, исповедывающие Ислам, чтобы почтить память своих близких достойным надгробием.
Однако с выбором подходящего изделия иногда возникали сложности. Популярные модели с ангелами или розами ставить на могилах запрещено Шариатом, а простая прямоугольная стела не всегда удовлетворяла пожеланиям скорбящих родственников. И мы нашли выход.
Компания “Данила-Мастер”
выпустила уникальную линейку мусульманских памятников из карельского гранита, которой нет аналогов в России.
Жизнь после смерти с точки зрения ислама
Мусульмане верят, что жизнь представляет собой испытание, через которое нужно пройти перед тем, как попасть в вечность.
Когда мусульманин умирает, его омывают и заворачивают в чистую белую ткань (этим обычно занимается кто-то из родственников умершего) и хоронят после совершения специальной молитвы. Предпочтительнее всего хоронить человека в день его смерти. Мусульмане считают обряд захоронения последним делом, которое они могут сделать для усопшего, а также напоминанием о том, что наше существование на земле очень краткосрочно.
Вопрос существования жизни после смерти не входит в компетенцию научных знаний, так как наука занимается классификацией и изучением конкретных осязаемых предметов. Более того, человек начал заниматься научными изысканиями и исследованиями только несколько столетий назад (если опираться на современное понимание времени), а концепция жизни после смерти знакома человеку с незапамятных времен.
Все Пророки Всевышнего призывали свой народ поклоняться Господу и верить в жизнь после смерти. Они придавали такое значение вере в жизнь после смерти, что даже малейшей сомнение в существовании последующей жизни означало отречение от Господа и превращало все остальное, во что верил человек, бессмысленным. Тот факт, что все до единого Пророки Всевышнего так уверенно говорили людям о жизни после смерти, независимо от того, какая временная разница между ними существовала (она могла составлять 1000 лет), доказывает, что источником их знаний о жизни после смерти, было Божественное Откровение.
Мы знаем, что все Пророки Господа столкнулись с враждой и сопротивлением, которые, в основном, исходили из того, что люди не верили в существование жизни после смерти. Однако, несмотря на такую оппозицию, Пророки приобрели большое количество искренних последователей. Возникает следующий вопрос: что заставляло последователей Пророков отказываться от устоявшихся традиций и обычаев своего общества и предков и подвергать себя риску быть полностью отчужденным от своей общины? Ответ очень прост: они применили свой разум и сердце и осознали истину.
Пришли ли они к истине через свой перцептивный опыт? Они не могли сделать этого, так как невозможно испытать жизнь после смерти в этой жизни. Однако, Господь Щедр, и помимо того, что мы можем ощутить и испытать в жизни, Он даровал нам разум, вкус и нравственность. Эти чувства направляют человека в тех вопросах, которые невозможно ощутить или понять в нашей реальности. Призывая людей уверовать в Господа и жизнь после смерти, все Пророки Всевышнего обращались к разуму, вкусу и нравственности людей.
Когда идолопоклонники Мекки стали отрицать даже возможность существования жизни после смерти, Аллах Ниспослал аяты Корана, в которых содержатся логические и рациональные аргументы: «Он (например, человек) привел Нам притчу и забыл о своем сотворении (пытаясь утверждать, что после смерти ничего нет). Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него. Неужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий» (Священный Коран, 36:78-81).
В Коране также четко говорится, что у неверующих нет здравых оснований для отрицания существования жизни после смерти. Они формируют свое мнение лишь на своих догадках и предположениях: «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени». У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения. Когда им читают Наши ясные аяты, их единственным доводом оказываются слова: «Приведите наших отцов, если вы говорите правду». Скажи: «Аллах дарует вам жизнь, затем умерщвляет вас, а затем Он соберет вас ко Дню воскресения, в котором нет сомнения». Однако большинство людей не знает этого» (Священный Коран, 45:24-26).
Господь воскресит всех нас из мертвых. У Всевышнего Свой план. Наступит день, когда весь мир будет уничтожен. Тогда все мертвые будут воскрешены и предстанут перед Господом. Этот день будет началом бесконечной жизни. В этот день каждый человек получит награду или наказание от Господа в зависимости от тех дел, которые он совершил. В Коране объясняется, что существование вечной жизни необходимо для человеческой нравственности. Господь Создал нас и Ему небезразлична наша судьба.
Господь Справедлив. Он Накажет тиранов, на счету которых бесчисленные преступления и убийства невинных людей. Он Накажет тех, кто породил коррупцию и развратил общество, заставил людей выполнять их прихоти. Наша жизнь в этом мире очень коротка. Множество людей оказываются в тех или иных сложных ситуациях по причине действий других людей. Адекватное наказание или воздаяние награды невозможно в этой жизни из-за ее быстротечности.
В Коране довольно категорически говорится, что Судный День наступит и Господь Решит судьбу каждой души в соответствие с его делами: «И сказали те, которые стали неверными: «Не наступит для нас (тот) Час [начало Дня Суда]!» Скажи (им) (о, Посланник): «Нет! Клянусь Господом моим, Ведающим сокровенное, непременно и однозначно, придёт он [Час] к вам». Не утаится от Него [не останется незамеченным для Него] (даже) вес пылинки [мельчайшее] в небесах и на земле, и меньшее чем это, и большее чем это, кроме как, (всё это уже записано) в (одной) ясной книге [на Хранимой Скрижали], чтобы Он воздал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния. Такие – для них прощение (их грехам) и щедрый удел [Рай]. А те, которые стремились (сделать нечто) по отношению к Нашим знамениям [аятам Корана], пытаясь ослабить их [желая отвратить людей от слов Аллаха], – таким (уготовано) наказание (самой) мучительнейшей карой» (Священный Коран, 34:3-5).
Что происходит после смерти человека с точки зрения ислама
Общеизвестно, что жизнь нашей Вселенной имеет свой срок.
Существует несколько версий «конца времен».
Тепловая смерть Вселенной – когда вся материя распадется до уровня атомов водорода,
которые будут равномерно распространены по всей Вселенной.
Большое Сжатие – гипотеза, по которой Вселенная сомкнется до размеров одной точки,
после чего произойдет Большой Взрыв и новая возникнет Вселенная. Научных версий существует множество, но не только ученые имеют свое мнение на этот счет. Л
юбая религия, так или иначе, имеет в свое учение вопросы эсхатологии (конце мира).
Ислам – не исключение из данного правила.
В Коране — священной книге мусульман — содержится подробное описание Судного Дня,
как окончания земного испытания человечества.
Но куда, согласно учению ислама, попадают души людей сразу после смерти?
Где, в каком состоянии они ожидают наступление Судного Дня?
Один из хадисов представляет мусульманам следующее изречение пророка Мухаммеда на эту тему:
«Когда умирает раб Божий, к нему приходят два ангела.
Один из них Мункар, другой – Накир.
Они оба спрашивают его, что он знает о Пророке (мир ему и благословение).
Если раб был из числа уверовавших, то он скажет: «Это раб Аллаха и Его Посланник.
И я свидетельствую, что нет божества, которому нужно поклоняться, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Его».
Потом они скажут: «Мы знали, что ты так скажешь», и расширят ему могилу на семьдесят локтей в одну и другую сторону, и осветят его могилу светом. Потом ему говорят: «Спи, пока не воскресит тебя Всевышний из могилы».
А если раб был лицемером, то он ответит на их вопрос: «Я не знаю, я слышал, что люди говорили, и говорил то же самое». Тогда они скажут ему: «Мы знали, что ты так скажешь».
Затем они повелевают земле: «Соберись (соединись)!», и она сомкнется так, что его ребра войдут друг в друга и его муки продолжатся до тех пор, пока не воскресит его Аллах».
Встреча с Ангелами называется в исламе азаб ал-кабр (могильное наказание),
или, другими словами, малый суд над душой и определение ее временной участи до Судного Дня.
Образно говоря, состояние умершего будет либо подобно тому, как если бы он был на прекрасном светлом лугу,
либо подобно ощущениям человека лежащего в ужасной тесной яме.
Состояние, в котором находятся души умерших людей, называется барзах (в пер. с араб. — перешеек).
Для праведных, это состояние преддверия Рая, а для нечестивых – Ада.
Участь мусульманина, который не успел отчиститься от своих грехов, не всегда бесповоротно трагична.
Согласно Корану он может быть введен в Рай по Милости Аллаха и молитвам пророка Мухаммеда: «Есть [в Медине и близлежащих степях] и другие люди, которые, совершив как праведные, так и недобрые дела, осознали свои грехи. Возможно, Аллах простит их, ибо Аллах — прощающий, милосердный.
Бери (, Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для их [душ], ибо Аллах — слышащий, знающий». (Коран 9:102-103)
Нужно отметить, что существует несколько мнений по этому поводу могильного наказания: не все мусульмане признают Сунну (собрание изречений и поступков пророка Мухаммеда).
Для таких мусульман авторитетным источником толкования является только Коран.
Сторонники признания «могильного наказания» находят свидетельства в Коране, подтверждающие это мнение.
Так великий исламский богослов Абу Ханифа, живший на рубеже VII-VIII веков говорил: «Кто скажет: я не знаю, есть ли могильное наказание, – тот пропащий джахмит, ибо он отрицает слова Всевышнего Аллаха: «Мы их накажем дважды» (Коран 9:101). Где Он (Аллах), под первым наказанием, имеет ввиду наказание в могиле, а также отрицает слова Всевышнего: «Беззаконникам будет еще кроме этого наказания» (Коран 52:47), – т.е. наказание в могиле. А если кто скажет, я верую в эти аяты, но не верую в их смысл, то он неверный, ибо в Коране есть аяты, вера в ниспослание которых влечет веру в их смысл, а если кто отрицает это, тот впадает в неверие».
Каково же учение ислама о Судном Дне?
Время наступления Судного Дня неизвестно никому, кроме Самого Аллаха: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Отвечай: «Это ведомо только Аллаху». Ведь что можешь ты знать?
Быть может, [Судный] час совсем близок». (Коран 33:63)
Существует множество хадисов, описывающих признаки приближения Судного Дня.
Наиболее яркий и ужасный из этих признаков – приход на землю Джадаля – лжепророка, который обеспечит всех множеством материальных благ, подчинит себе животных, будет совершать чудеса и объявит себя богом. Согласно верее мусульман, Джадал будет убит Иисусом (которого мусульмане, в отличие от христиан почитают лишь пророком). Это событие будет предварять Судный День.
Непосредственно о Судном Дне в Коране есть множество аятов, в том числе о нем повествует 69-я сура аль-Хакка (в пер.- неизбежное). Судный День начнется с трубного гласа, который издаст Рог Ангела Исрафила, это будет началом великого события: «И когда раздастся вдруг трубный глас, и когда взлетят вверх земля и горы и рассыплются во прах, в тот день случится то, что случиться должно, — разверзнется небо, ибо оно в тот день немощно.
Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут престол Господа твоего над собой. В тот день вы предстанете [пред Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой». (Коран 63:13-18)
С первым гласом Рога, за редким исключением, умрет все живое и на небе и на земле. Со вторым – воскреснет и предстанет на Суд каждый, кто когда-либо жил. От Адама, до последнего человека, жившего на земле: «В День воскресения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]. Потом протрубят еще раз, и люди [выйдут из могил] и станут, озираясь». (Коран 39:68)
Все люди будут собраны в одной долине: «В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния» (Коран 99:6). Согласно хадисам, солнце приблизится и создастся великая жара.
От тесноты и солнце люди начнут потеть, и пот, подобно морю, зальет людей до мочек ушей. Конечно, это скорее образ состояния человека на Суде. Человек уже не сможет оправдаться в своих грехах и поступках.
Само его тело будет свидетельствовать на Суде: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Коран 36:65).
Праведные мусульмане и грешники получат в руки книги, свидетельствующие об их делах. Первым они будут в радость, а вторым в отчаяние и боль. Сразу за вручением книг следует определение участи человека: «Тот же, кому будет вложена в правую руку запись [его деяний], скажет: «Подойдите, прочтите мою запись! Воистину, я верил, что предстану перед счетом [своих деяний]». Он — в жизни, которая радует, в вышнем [райском] саду, где [доступны] низко [склоненные] плоды. [Им скажут]: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни». А тот, кому запись [его деяний] будет вложена в левую руку, скажет: «О, если бы мне не вручили мою запись! Я тогда не знал бы, каков мой счет. О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного дня] мое достояние, и силы покинули меня». [Аллах повелит ангелам — стражам ада]: «Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в ад, потом посадите на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо он не веровал в великого Аллаха и он не призывал [людей] кормить бедняков. В сей день нет здесь у него верного друга, нет пищи, кроме гноя и крови — [могут] есть это только грешники». (Коран 69:19-37)
Врата рая и Ада раскроются, и Ангелы сопроводят грешников и праведников. Первых — в геенну, вторых — в Райский Сад: Тех, которые не уверовали, толпами препроводят в ад.
Когда они подойдут, отворятся врата и скажут им стражи: «Разве не приходили к вам посланники из вашей среды, которые читали вам аяты Господа вашего и увещевали вас, [говоря], что предстанете [перед Ним] в сей день?» Они ответят: «Как же, приходили». Но свершилось над неверными предопределение о наказании. Им будет сказано: «Войдите во врата ада и пребудьте там вечно!» Как отвратительно местопребывание гордецов! А тех, которые боялись Господа своего, толпой препроводят в рай. Когда они приблизятся и отворятся врата, скажут им стражи: «Мир вам! Благоденствуйте! Входите же на веки вечные!». (Коран 39:71-73)
Элеу_Хэлен | Дата: Суббота, 27.09.2014, 15:21 | Сообщение # 2 | |
Что такое смерть и что происходит с душой после смерти? В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек, всегда стремится к Вечности. Тот, кто прислушается к своему внутреннему голосу, услышит, как этот голос вновь и вновь говорит ему о Вечности. Даже если бы человеку была дарована Вселенная, это не утолило бы его жажды обретения Вечной Жизни, для которой он создан. Природное стремление человека к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что вечная жизнь действительно существует. Что такое смерть? Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределенный Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение Ангелу Смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на Ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, кто ее посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом. Так как Ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определенный момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел. Так же как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчетных прозрачных объектах этого мира, Ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы. Каждому из ангелов даны в подчинение подобные им ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят несколько ангелов с улыбающимися светящимися лицами. За ними следует Ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчиненных ему ангелов, им поручено забирать души праведных. Ангелы, забирающие души праведных, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, «безжалостно вырываются». Тем, кто веровал в Господа и вел праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что души праведных забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и наслаждаются вечным счастьем. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал Джабиру (Да будет доволен им Аллах), сыну Абдаллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуд: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал: «О, Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». Господь ответил: «Возврата нет. Жизнь дается только единожды. Однако я расскажу им о твоем пребывании здесь». И после этого был ниспослан следующий аят: «И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у Господа Своего получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости» (Священный Коран, 3:169, 170) Человек умирает так, как он живет. Тот, кто вел праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухамма (Да благословит его Аллах и приветствует), больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) такие как, например, Осман, Али, Хамза и Мус’аб ибн Омар (Да будет доволен ими Аллах) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников. Нужно ли бояться смерти? Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и ее прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она гибнет. Но на самом деле она подвергается совершенному химическому процессу, проходит через определенные стадии развития и, в конце концов, из нее вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития. Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть еще более прекрасна и иметь еще более серьезное значение: человек, уходя под землю, непременно обретет Вечную жизнь. Смерть освобождает человека от трудностей мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни. После смерти душа отправляется к Господу Богу. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят ее к Богу. На пути через небеса ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют ее самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа». Наконец, Бог Всемогущий приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело ее, ибо должна она ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира». С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают ее обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесенные человеком в миру, несмотря на перенесенные муки смертельной агонии, этот человек все еще имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле, но избавляется от наказаний в Аду. В дополнение ко всему вышесказанному, каждый человек, находясь еще в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Как записано в книгах, Аббас (Да будет доволен им Аллах), дядя Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), очень хотел увидеть второго праведного халифа Омара (Да будет доволен им Аллах) в своих снах после его (Омара) смерти. Однако увидеть Омара (Да будет доволен им Аллах) во сне ему удалось лишь через шесть месяцев, и тогда он спросил: «Где же ты был до сих пор?». На это Омар (Да будет доволен им Аллах) ответил: «Не спрашивай меня об этом! Я лишь успел подвести итог своей жизни». Для того, чтобы очистить Омара (Да будет доволен им Аллах) от грехов, Всевышний дал ему испытание в виде отчета за прожитую жизнь. Могила несет в себе определенное наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление. Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых, по исламской традиции, зовут Мункир и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?». Если человек при жизни верил в Бога и миссию того Пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов. Отношения между душой и телом различны в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно скажется на ухудшении состояния души и окончательном приговоре, выносимом человеку. Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний, она очищается, обретает непорочность и наделяется славными качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах. После похорон душа отправляется в место ожидания — загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, его неотъемлемые частицы не подвергаются разложению. Неизвестно, имеют ли эти частицы отношение к человеческим генам, но к какой бы части тела эта частица не относилась, душа взаимодействует с телом через нее. Эта часть тела служит также основой, из которой Бог воссоздает человека в Судный день. Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землей, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания вновь Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения. Что делает душа в промежуточном мире? Загробный мир (Барзах) — это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или Ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния — молитвы, благие дела и т.д. — появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей. Для него также откроются окна с видом на райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобной райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека еще остались неотпущенные грехи, какую бы праведную жизнь он ни вел, он будет подвержен наказанию в промежуточном мире для очищения души от своих грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения. Если же человек вел грешный образ жизни, его неверие в Господа Бога и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и всяких тварей, таких как скорпионы и змеи. Он увидит сцены Ада, и могила его станет адской преисподней. Живут ли части тела или его клетки после смерти? Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, — загадкой для науки все еще остается следующее: какой тип взаимодействия происходит между душой и телом, включая мозг человека. Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить после смерти какое-то время. Ученые проводят исследования на основании сигналов, получаемых от подобных клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень важное значение, особенно в области криминалистики, так как это позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны. В Священном Коране рассказывается о том, как во времена пророка Моисея (мир ему), Бог воскресил убиенного, рассказавшего о своем убийце. «И когда убили они живую душу — Господь открыл им глаза на то, что они скрывали. « Муки, испытываемые в могиле и Аду Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе, будут терпеть «муки могильные»? Тем не менее, как указывалось раньше, Бог воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на «заре» Вечной жизни. Так как душа живет в этом мире вместе с телом, делит с ним радости ее и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в Ад или в Рай. Господь воссоздаст тела в формах, соответствующих Потустороннему миру, где все будет живым: «Сей мир есть лишь развлечение и игра, а обиталище последнее — оно жизнь, если бы они знали» (Священный Коран, 29:64). Какие дары мы можем посылать душе после смерти? Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти, если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внес вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если все же человек стал причиной какому-то злу или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей. Таким образом, чтобы быть полезными тем любимым нам людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Господне. | ||
|
Элеу_Хэлен | Дата: Суббота, 27.09.2014, 15:41 | Сообщение # 3 |
Исламский похоронный обряд Согласно вероучению ислама, весь мир и все нем существующее — создано по воле Аллаха. Жизнь и смерть сотворены Аллахом для испытания людей: Каждый мусульманин должен готовиться к смерти заранее, потому что только Аллах знает, когда зеберет его душу: |
- http://islamdag.ru/verouchenie/46111
- http://danila-master.ru/articles/zhizn-posle-smerti-v-islame.html
- http://islam-today.ru/veroucenie/zizn-posle-smerti-s-tocki-zrenia-islama/
- http://www.vosnecenie.ru/forum/1120-4863-1