Меню Рубрики

Что позорно с точки зрения гесиода мифы греции

Героический эпос, создававшийся малоазийскими ионийцами, отражал мировоззренческие сдвиги, происходившие в передовой части греческого мира в эпоху разложения позднеродового общества. Странствующие исполнители эпических песен, рапсоды, распространяли ионийское искусство по различным областям материковой Греции, и это являлось уже одним из признаков приобщения ее к новой культуре, зарождавшейся в Ионии. Язык ионического эпоса стал первым общегреческим литературным языком, воспринятым и в тех местностях, где население говорило на других греческих диалектах; эпический гексаметр сделался основным орудием литературного выражения мыслей. Жрецы важнейшего святилища греков, храма Аполлона в Дельфах, пользовались эпическим стихом для составления оракулов.

Языком гомеровского поэта пишет и древнейший известный нам поэт материковой Греции Гесиод.

Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII в. до н. э. Он является, таким образом, младшим современником гомеровского эпоса. Но в то время как вопрос об индивидуальном «творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой, как мы видели, сложную и не решенную проблему, Гесиод — первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Он сам называет свое имя и сообщает о себе некоторые биографические сведения. Отец Гесиода покинул из-за жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии, около «горы Муз» Геликона.

«Работы и дни», ст. 639 — 640.

Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.

От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов) и «Работы и дни». Во вступлении к «Теогонии» Гесиод рисует свое поэтическое «посвящение».

Музы, обитательницы Геликона, проходили в ночной пляске и пели чудесные песни, прославляя племя бессмертных богов.

Вырезав из пышного лавра жезл (знак отличия рапсода), Музы подарили его Гесиоду, вдохнули в него дар божественных песен и приказали прославлять богов.

Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу — «говорить правду». Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого «царями-дароядцами», насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные — мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.

В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы). Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и «труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений»: в действительности поэма Гесиода рассчитана на гораздо более широкую аудиторию.

Миросозерцание Гесиода сурово. Беотийское крестьянство страдало от малоземелья, задолженности, притеснений со стороны знати, было расщеплено конкуренцией и взаимным недоверием. Жизнь представляется Гесиоду непрерывной борьбой, проходящей в соперничестве между представителями одинаковой профессии. «Гончар смотрит с гневом на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец певцу». «Работы и дни» открываются противопоставлением двух «Эрид» — двух видов соперничества. Есть злая Эрида, порождающая раздоры и войну, и добрая Эрида — соревнование в труде. Гесиод, таким образом, отвергает гомеровский идеал воинской удали, как источника славы и добычи. Но и в труде Гесиод видит лишь тяжелую необходимость, ниспосланную людям разгневанным Зевсом.

Условия жизни все ухудшаются; эта мысль иллюстрируется двумя мифами — о том, как женщина Пандора, посланная людям Зевсом в наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно сменявших друг друга на земле. Золотой «род», не знавший ни труда, ни горестей, сменился серебряным, серебряный — медным. За медным поколением по мифу должно было бы непосредственно следовать железное, но Гесиод вводит между ними еще поколение героев, связывая таким образом фигуры героического эпоса с мифом о смене поколений. Но время героев также относится к области минувшего, как и золотой век; сам Гесиод ощущает себя принадлежащим к пятому, железному «роду» людей, который теряет все привычные нравственные устои и движется к своей гибели.

Произвол знати Гесиод изображает в притче о ястребе и соловье, обращенной к «царям». Ястреб держит соловья в когтях и обращается к нему с речью:

О политической борьбе против родовой знати Гесиод даже не мечтает. Правда, он находится в преддверии революционного движения VII — VI вв., которое сломило мощь аристократии во всех передовых областях Греции, но движение это было возглавлено не крестьянством, а нарождающимися рабовладельческими элементами города, и вовсе не коснулось отсталой Беотии. Гесиод угрожает «царям-дароядцам» лишь божественным возмездием, гневом Зевса, карающего за насилие и неправедный суд. Образ Зевса приобретает у Гесиода черты всемогущего божества, блюстителя справедливости: по земле бродит тридцать тысяч «бессмертных стражей»; они, вместе с «девой Правдой», сообщают Зевсу о неправых поступках людей. Таким образом, Гесиод, хотя и углубляет традиционные религиозные представления, подчеркивая в них нравственные моменты, все же остается всецело в рамках мифологических образов. Само божественное воздаяние мыслится у него по-старинному, в виде голода или чумы, постигшей всю общину за вину власть имущих, «царей».

В эту картину миропорядка автор вводит свой морально-хозяйственный материал. Гесиод консервативен и не ищет путей изменения социального строя; цель наставлений — показать, каким образом при существующих условиях небогатый человек может честно достигнуть благосостояния и почета. В образных афоризмах Гесиод рисует трудолюбивого крестьянина, расчетливого, бережливого, строящего свои отношения с людьми на основе строгой взаимности услуг, благочестивого в расчете на ответную благосклонность богов. Цель жертвоприношений и возлияний богам — обогащение:

Для мировоззрения Гесиода очень характерен взгляд его на семью. От любовных увлечений Гесиод предостерегает:

Жениться он советует в тридцатилетнем возрасте на молодой девушке, которую легко обучить «благонравию»; следует иметь не: больше одного сына, чтобы не дробить земельного участка.

Важнейшим средством к обогащению является у Гесиода земледельческий труд. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:

Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года, начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными сентенциями и описаниями природы в различные времена года. Все наставления рассчитаны на небольшое, но зажиточное хозяйство, прибегающее в страдную пору к использованию также и наемного труда; центр тяжести лежит, однако, на личном труде хозяина.

Другим источником обогащения может служить морская торговля; однако к мореплаванию беотийский крестьянин относится с большим недоверием. Гесиод сам лишь один раз в жизни ездил по морю на состязание рапсодов и признает свое незнакомство с морским делом; тем не менее и здесь он стремится указать «сроки», т. е. те времена года, когда плавание сопряжено с наименьшим риском.

Заключительная часть поэмы представляет собой рассмотрение «-дней». Здесь излагаются поверья, связанные с определенными числами месяца, рассматривавшимися как «счастливые» или «несчастливые» для различных работ. Наличие этой заключительной части отмечено в традиционном заглавии поэмы (вряд ли восходящем к самому автору): «Работы и дни».

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни». Изложение, однако, не отличается строгой последовательностью; основной материал обрамлен отдельными афоризмами и правилами поведения на разные случаи жизни. Мысль лишь с трудом облекается в отвлеченные формулы и чаще всего получает образное выражение, порой очень меткое и реалистическое, в стиле народных пословиц и поговорок. Поучения развертываются в небольшие, но наглядные бытовые картинки. Наряду с этим Гесиод, который пользуется гомеровским диалектом и стихотворным размером героического эпоса — гексаметром, имеет в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных эпической традицией; архаический язык эпоса с его «постоянными» эпитетами и формулами придает некоторый характер торжественности моральному пафосу «Работ и дней» и той «истине», которую поэма возвещает.

Еще сильнее пронизана элементами эпического стиля другая поэма Гесиода — «Теогония» («Происхождение богов»). Смена общественных укладов в доклассовом обществе (например переход от матриархата к патриархату) находила мифологическое отражение в сказаниях о борьбе между старшими и младшими богами и победе молодых богов над старыми; греческие боги оказывались отнесенными к различным поколениям, и очеловеченные боги эпоса были в этой системе самыми «молодыми». Поэма Гесиода представляет собой обширную родословную богов, которая одновременно является историей происхождения мира. Вначале, по Гесиоду, были Хаос («зияющая пустота»), Земля и Эрот («любовь»), властный над бессмертными и смертными. От Хаоса и Земли возникли в разных поколениях прочие части мироздания — Эреб (Мрак), светлый Эфир, Небо, Море, Солнце, Луна и т. д. Эта система любопытна тем, что показывает, как в недрах мифологии созревали философские понятия: мифологические образы Хаоса, Земли и Эрота являются предшественниками философских понятий пространства, материи и движения. У Гесиода, однако, они еще в полной мере сохраняют свой мифологический характер. Хаос и Земля — это божественные существа, которые порождают из себя новые существа, в свою очередь вступающие между собой в браки и становящиеся родителями других богов. В систему родословной Гесиода входят не только те боги, которые служили предметом реального почитания в греческом культе, но и олицетворение тех сил, которые представлялись ему воздействующими на поведение людей: Труд, Забвение, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Раздоры, Лживые речи и т. п. Гесиод стремится к полноте своей родословной, и в его поэме значительное место занимает голое перечисление имен, «каталоги» мифологических фигур. С большой подробностью он останавливается на моментах перехода верховенства от одного божественного поколения к другому. Мифы, сообщаемые Гесиодом о «старых» богах, содержат много архаических черт, которые из гомеровского повествования обычно устраняются как слишком грубые, например миф о Кроне, оскопляющем своего отца Урана (Небо) и пожирающем собственных детей из боязни потерять владычество. Венцом повествования является победа Зевса над Титанами и другими чудовищами прошлого. Укрепив свою власть, Зевс берет в жены Метиду (Премудрость), затем Фемиду (Правосудие), которая рождает ему Законность, Справедливость, Мир и богинь судьбы Мойр. Таким образом и здесь намечается образ Зевса, как всемогущего блюстителя справедливости. Характерно, что о тех потомках Зевса, которые вошли в систему олимпийских богов и играют огромную роль в гомеровском эпосе, как например Аполлон или Афина, Гесиод упоминает только вскользь, в порядке перечисления. Между тем именно вокруг этих образов в эпоху Гесиода развертывалось свежее мифотворчество, связанное с разложением родового строя и процессами образования классов: религия Аполлона Дельфийского приобретала аристократическую окраску, Афина становилась покровительницей ремесленной демократии. Крестьянину Гесиоду эти боги остаются чуждыми; дельфийские, а в известной части и гомеровские, мифы представлялись ему, вероятно, той «ложью» певцов, от которой он предостерегает во вступлении к «Теогонии».

Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин», которая также приписывалась Гесиоду. В ней излагались сказания о «героинях», «прародительницах», к которым возводили себя греческие роды. Представление о прародительницах, восходящее, по всей вероятности, к эпохе матриархата, было переосмыслено в патриархальный период таким образом, что родоначальником признавался «герой», происшедший от сочетания мужского божества со смертной женщиной, прародительницей. Подобно тому, как «Теогония» приводила богов в систему единой родословной, «Каталог» содержал обширную родословную героических родов и являлся как бы сводом героических преданий различных областей Греции. Предания излагались кратко, в порядке перечня, без установления сюжетной связи между ними. От «Каталога» сохранились лишь отрывки, значительно обогатившиеся в недавнее время, благодаря папирусным находкам.

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения рекомендации до операции

Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что «Работы и дни». Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества.

Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как «каталогического», так и чисто «наставительного» эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII — VI вв.

Античная критика, отмечая в произведениях Гесиода некоторую сухость изложения (особенно в «каталогических» частях), высоко ценила воспитательное значение его поэм. Историк Геродот (V в. до н. э.) утверждал, что Гесиод и Гомер «составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы». Восхваление мирного труда у Гесиода дополняло, в глазах древних, воинскую героику Гомера. С другой стороны, противопоставление Гомера и Гесиода нашло выражение в легенде о «состязании» между обоими поэтами, на котором присутствовавшие эллины отдали предпочтение Гомеру, а царь Панед, председатель состязания, «увенчал Гесиода, сказавши, что победа по праву принадлежит тому, кто призывает к земледелию и миру, а не тому, кто повествует о войнах и побоищах». Однако произведения Гесиода не могли соперничать с гомеровским эпосом ни по силе, ни по длительности своего влияния, и легендарный Панед вошел в позднейшую греческую пословицу, как воплощение слабоумия.

Героический эпос, создававшийся малоазийскими ионийцами, отражал мировоззренческие сдвиги, происходившие в передовой части греческого мира в эпоху разложения позднеродового общества. Странствующие исполнители эпических песен, рапсоды, распространяли ионийское искусство по различным областям материковой Греции, и это являлось уже одним из признаков приобщения ее к новой культуре, зарождавшейся в Ионии. Язык ионического эпоса стал первым общегреческим литературным языком, воспринятым и в тех местностях, где население говорило на других греческих диалектах; эпический гексаметр сделался основным орудием литературного выражения мыслей. Жрецы важнейшего святилища греков, храма Аполлона в Дельфах, пользовались эпическим стихом для составления оракулов.

Языком гомеровского поэта пишет и древнейший известный нам поэт материковой Греции Гесиод.

Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII в. до н. э. Он является, таким образом, младшим современником гомеровского эпоса. Но в то время как вопрос об индивидуальном «творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой, как мы видели, сложную и не решенную проблему, Гесиод — первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Он сам называет свое имя и сообщает о себе некоторые биографические сведения. Отец Гесиода покинул из-за жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии, около «горы Муз» Геликона.

. в деревне нерадостной Аскре,

Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.

«Работы и дни», ст. 639 — 640.

Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.

От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов) и «Работы и дни». Во вступлении к «Теогонии» Гесиод рисует свое поэтическое «посвящение».

Музы, обитательницы Геликона, проходили в ночной пляске и пели чудесные песни, прославляя племя бессмертных богов.

Песням прекрасным своим обучили они Гесиода

В те времена, как овец под священным он пас Геликоном.

Прежде всего обратились ко мне со словами такими

Дщери великого Зевса — царя, олимпийские Музы:

«Эй, пастухи полевые, — несчастные, брюхо сплошное!

«Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.

«Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем».

Вырезав из пышного лавра жезл (знак отличия рапсода, см. стр. 44), Музы подарили его Гесиоду, вдохнули в него дар божественных песен и приказали прославлять богов.

Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу — «говорить правду». Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого «царями-дароядцами», насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные — мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.

В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы).* Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и «труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений»: в действительности поэма Гесиода рассчитана на гораздо более широкую аудиторию.

Миросозерцание Гесиода сурово. Беотийское крестьянство страдало от малоземелья, задолженности, притеснений со стороны знати, было расщеплено конкуренцией и взаимным недоверием. Жизнь представляется Гесиоду непрерывной борьбой, проходящей в соперничестве между представителями одинаковой профессии. «Гончар смотрит с гневом на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец певцу». «Работы и дни» открываются противопоста-

__________

* Б.А. Тураев. Египетская литература, т. I. М., 1920, стр. 76 — 78. У Гесиода наблюдаются также и тематические соприкосновения с древневосточными представлениями (например в мифе о «поколениях»), но вопрос этот еще недостаточно исследован.

влением двух «Эрид» — двух видов соперничества. Есть злая Эрида, порождающая раздоры и войну, и добрая Эрида — соревнование в труде. Гесиод, таким образом, отвергает гомеровский идеал воинской удали, как источника славы и добычи. Но и в труде Гесиод видит лишь тяжелую необходимость, ниспосланную людям разгневанным Зевсом.

Скрыли великие боги от смертных источники пищи,

Условия жизни все ухудшаются; эта мысль иллюстрируется двумя мифами — о том, как женщина Пандора, посланная людям Зевсом в наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно сменявших друг друга на земле. Золотой «род», не знавший ни труда, ни горестей, сменился серебряным, серебряный — медным. За медным поколением по мифу должно было бы непосредственно следовать железное, но Гесиод вводит между ними еще поколение героев, связывая таким образом фигуры героического эпоса с мифом о смене поколений. Но время героев также относится к области минувшего, как и золотой век; сам Гесиод ощущает себя принадлежащим к пятому, железному «роду» людей, который теряет все привычные нравственные устои и движется к своей гибели.

Произвол знати Гесиод изображает в притче о ястребе и соловье, обращенной к «царям». Ястреб держит соловья в когтях и обращается к нему с речью:

«Что ты, несчастный, пищишь?

Ведь намного тебя я сильнее!

Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.

И пообедать могу я тобой и пустить на свободу.

Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:

Не победит он его, — к униженью лишь горе прибавит!»

О политической борьбе против родовой знати Гесиод даже не мечтает. Правда, он находится в преддверии революционного движения VII — VI вв., которое сломило мощь аристократии во всех передовых областях Греции, но движение это было возглавлено не крестьянством, а нарождающимися рабовладельческими элементами города, и вовсе не коснулось отсталой Беотии. Гесиод угрожает «царям-дароядцам» лишь божественным возмездием, гневом Зевса, карающего за насилие и неправедный суд. Образ Зевса приобретает у Гесиода черты всемогущего божества, блюстителя справедливости: по земле бродит тридцать тысяч «бессмертных стражей»; они, вместе с «девой Правдой», сообщают Зевсу о неправых поступках людей. Таким образом, Гесиод, хотя и углубляет традиционные религиозные представления, подчеркивая в них нравственные моменты, все же остается всецело в рамках мифологических образов. Само божественное воздаяние мыслится у него по-старинному, в виде голода или чумы, постигшей всю общину за вину власть имущих, «царей».

В эту картину миропорядка автор вводит свой морально-хозяйственный материал. Гесиод консервативен и не ищет путей изменения социального строя; цель наставлений — показать, каким образом при существующих условиях небогатый человек может честно достигнуть благосостояния и почета. В образных афоризмах Гесиод рисует

трудолюбивого крестьянина, расчетливого, бережливого, строящего свои отношения с людьми на основе строгой взаимности услуг, благочестивого в расчете на ответную благосклонность богов. Цель жертвоприношений и возлияний богам — обогащение:

Чтоб покупал ты участки других, а не твой бы — другие.

Для мировоззрения Гесиода очень характерен взгляд его на семью. От любовных увлечений Гесиод предостерегает:

Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит.

Жениться он советует в тридцатилетнем возрасте на молодой девушке, которую легко обучить «благонравию»; следует иметь не: больше одного сына, чтобы не дробить земельного участка.

Важнейшим средством к обогащению является у Гесиода земледельческий труд. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:

. для смертных порядок и точность

В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.

Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года, начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными сентенциями и описаниями природы в различные времена года. Все наставления рассчитаны на небольшое, но зажиточное хозяйство, прибегающее в страдную пору к использованию также и наемного труда; центр тяжести лежит, однако, на личном труде хозяина.

Другим источником обогащения может служить морская торговля; однако к мореплаванию беотийский крестьянин относится с большим недоверием. Гесиод сам лишь один раз в жизни ездил по морю на состязание рапсодов и признает свое незнакомство с морским делом; тем не менее и здесь он стремится указать «сроки», т. е. те времена года, когда плавание сопряжено с наименьшим риском.

Заключительная часть поэмы представляет собой рассмотрение «-дней». Здесь излагаются поверья, связанные с определенными числами месяца, рассматривавшимися как «счастливые» или «несчастливые» для различных работ. Наличие этой заключительной части отмечено в традиционном заглавии поэмы (вряд ли восходящем к самому автору): «Работы и дни».

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни». Изложение, однако, не отличается строгой последовательностью; основной материал обрамлен отдельными афоризмами и правилами поведения на разные случаи жизни. Мысль лишь с трудом облекается в отвлеченные формулы и чаще всего получает образное выражение, порой очень меткое и реалистическое, в стиле народных пословиц и поговорок. Поучения развертываются в небольшие, но наглядные бытовые картинки. Наряду с этим Гесиод, который пользуется гомеровским диалектом и стихотворным размером героического эпоса — гексаметром, имеет в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных

Читайте также:  Упражнения на компьютере для восстановления зрения

эпической традицией; архаический язык эпоса с его «постоянными» эпитетами и формулами придает некоторый характер торжественности моральному пафосу «Работ и дней» и той «истине», которую поэма возвещает.

Еще сильнее пронизана элементами эпического стиля другая поэма Гесиода — «Теогония» («Происхождение богов»). Смена общественных укладов в доклассовом обществе (например переход от матриархата к патриархату) находила мифологическое отражение в сказаниях о борьбе между старшими и младшими богами и победе молодых богов над старыми; греческие боги оказывались отнесенными к различным поколениям, и очеловеченные боги эпоса были в этой системе самыми «молодыми». Поэма Гесиода представляет собой обширную родословную богов, которая одновременно является историей происхождения мира. Вначале, по Гесиоду, были Хаос («зияющая пустота»), Земля и Эрот («любовь»), властный над бессмертными и смертными. От Хаоса и Земли возникли в разных поколениях прочие части мироздания — Эреб (Мрак), светлый Эфир, Небо, Море, Солнце, Луна и т. д. Эта система любопытна тем, что показывает, как в недрах мифологии созревали философские понятия: мифологические образы Хаоса, Земли и Эрота являются предшественниками философских понятий пространства, материи и движения. У Гесиода, однако, они еще в полной мере сохраняют свой мифологический характер. Хаос и Земля — это божественные существа, которые порождают из себя новые существа, в свою очередь вступающие между собой в браки и становящиеся родителями других богов. В систему родословной Гесиода входят не только те боги, которые служили предметом реального почитания в греческом культе, но и олицетворение тех сил, которые представлялись ему воздействующими на поведение людей: Труд, Забвение, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Раздоры, Лживые речи и т. п. Гесиод стремится к полноте своей родословной, и в его поэме значительное место занимает голое перечисление имен, «каталоги» мифологических фигур. С большой подробностью он останавливается на моментах перехода верховенства от одного божественного поколения к другому. Мифы, сообщаемые Гесиодом о «старых» богах, содержат много архаических черт, которые из гомеровского повествования обычно устраняются как слишком грубые, например миф о Кроне, оскопляющем своего отца Урана (Небо) и пожирающем собственных детей из боязни потерять владычество. Венцом повествования является победа Зевса над Титанами и другими чудовищами прошлого. Укрепив свою власть, Зевс берет в жены Метиду (Премудрость), затем Фемиду (Правосудие), которая рождает ему Законность, Справедливость, Мир и богинь судьбы Мойр. Таким образом и здесь намечается образ Зевса, как всемогущего блюстителя справедливости. Характерно, что о тех потомках Зевса, которые вошли в систему олимпийских богов и играют огромную роль в гомеровском эпосе, как например Аполлон или Афина, Гесиод упоминает только вскользь, в порядке перечисления. Между тем именно вокруг этих образов в эпоху Гесиода развертывалось свежее мифотворчество, связанное с разложением родового строя и процессами образования классов: религия Аполлона Дельфийского приобретала аристократическую окраску, Афина становилась покровительницей ремесленной демократии. Крестьянину Гесиоду эти боги остаются чуждыми; дельфийские, а в известной

части и гомеровские, мифы представлялись ему, вероятно, той «ложью» певцов, от которой он предостерегает во вступлении к «Теогонии» (стр. 60).

Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин», которая также приписывалась Гесиоду. В ней излагались сказания о «героинях», «прародительницах», к которым возводили себя греческие роды. Представление о прародительницах, восходящее, по всей вероятности, к эпохе матриархата, было переосмыслено в патриархальный период таким образом, что родоначальником признавался «герой», происшедший от сочетания мужского божества со смертной женщиной, прародительницей. Подобно тому, как «Теогония» приводила богов в систему единой родословной, «Каталог» содержал обширную родословную героических родов и являлся как бы сводом героических преданий различных областей Греции. Предания излагались кратко, в порядке перечня, без установления сюжетной связи между ними. От «Каталога» сохранились лишь отрывки, значительно обогатившиеся в недавнее время, благодаря папирусным находкам.

Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что «Работы и дни». Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества.

Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как «каталогического», так и чисто «наставительного» эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII — VI вв.

Античная критика, отмечая в произведениях Гесиода некоторую сухость изложения (особенно в «каталогических» частях), высоко ценила воспитательное значение его поэм. Историк Геродот (V в. до н. э.) утверждал, что Гесиод и Гомер «составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы». Восхваление мирного труда у Гесиода дополняло, в глазах древних, воинскую героику Гомера. С другой стороны, противопоставление Гомера и Гесиода нашло выражение в легенде о «состязании» между обоими поэтами, на котором присутствовавшие эллины отдали предпочтение Гомеру, а царь Панед, председатель состязания, «увенчал Гесиода, сказавши, что победа по праву принадлежит тому, кто призывает к земледелию и миру, а не тому, кто повествует о войнах и побоищах».* Однако произведения Гесиода не могли соперничать с гомеровским эпосом ни по силе, ни по длительности своего влияния, и легендарный Панед вошел в позднейшую греческую пословицу, как воплощение слабоумия.

__________

* «Состязание Гомера и Гесиода» дошло до нас в поздней редакции II в. я. э., с упоминанием об императоре Адриане (117 — 138 и. э.), но имеется папирусный отрывок «Состязания», относящийся к III в. до н. э., а самый рассказ возник значительно раньше (ср. стр. 96).

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

Глава II. Поэмы Гомера

Глава III. Гомеровский вопрос

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

Глава VI. Торжественная лирика

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

Глава X. Время Софокла и Эврипида

Глава XI. Софокл

Глава XII. Эврипид

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

Глава XIV. Греческая историческая проза

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

Глава XIX. Литература эллинизма

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

5. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭПОС И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ. ГЕСИОД И ЕГО ВРЕМЯ

Экономические изменения конца VIII и начала% VII в. до н.э. и образование греческих государств-городов способствовали появлению новых понятий и новых интересов. Господство и произвол родовой знати, захватившей лучшие земли, стали встречать глухой ропот и протесты со стороны остального населения. Патриархальные традиции начали колебаться. Так, например, в противоположность аристократическому взгляду на труд как на что-то, унижающее свободного человека, стали признавать его значение. «Труд не позорен нисколько; позорна одна только праздность» — эта мысль проходит красной нитью через поэму беотийского поэта этого времени Гесиода «Труды и Дни» (311).
В связи с новыми условиями возрастала потребность в живом поучении. Удовлетворить такие запросы могло лишь особое направление в поэзии — дидактический, т. е. назидательный, эпос. Этот вид поэзии еще твердо придерживается традиции гомеровского эпоса, пользуется тем же стихотворным размером — эпическим гексаметром, ионийским диалектом, отчасти даже теми же стилистическими приемами: повторениями, эпитетами, сравнениями и т. п. Но содержание нового жанра уже совершенно иное, отвечающее потребностям текущей жизни. В противоположность гомеровской поэзии, где личность автора оставалась скрытой, здесь поэт сам считает нужным рассказать о себе и поделиться своим жизненным опытом, признавая его поучительным для других. Главным представителем дидактического эпоса был беотийский поэт Гесиод. Беотия — область средней Греции, одна из немногих областей Греции, имевших поля, пригодные для земледелия, и там оно составляло главное занятие жителей. В течение долгого времени Беотия оставалась на том уровне, на каком была при Гесиоде.
Личная жизнь Гесиода весьма характерна для рассматриваемой эпохи, и то, что он рассказывает, живо воспроизводит перед нами типичные черты его времени. Род его происходит из Кимы эолийской (в Малой Азии). Отец его, который в «Жизнеописании» называется Дием, много плавал по морю в поисках средств к жизни, т. е., как

Взглянет один на другого, и сам потрудиться захочет,
Видя богатство того, кто с усердием пашет и сеет
Или хозяйство заводит. Сосед соревнует соседу,
Раз тот достигнет богатства; полезен спор этот для смертных.
(«Труды и Дни», 21—24)

Наблюдение над окружающей жизнью наводит его на Пессимистические мысли:

Тысячи бедствий жестоких витают повсюду средь смертных;
Злом и земля переполнена вся, и все море полно им.
(«Труды и Дни», 100—101)

Стараясь объяснить происхождение несчастий человеческого рода, Гесиод приводит сказку о том, как Зевс, желая погубить людей, послал на землю обаятельную женщину Пандору с сосудом, из которого вылетели все бедствия — осталась им только Надежда (70—98). Эта же мысль проходит и в рассказе о пяти веках (109—201). После полного счастья, которым люди наслаждались в течение золотого века, когда они жили, как боги, и когда земля давала им все в изобилии и без труда, наступило постепенное ухудшение — серебряный и медный века. После кратковременного улучшения в век героев наступил, наконец, пятый век — железный, век насилия и неправды: это — время самого поэта, и он делает вывод, что лучше было бы вовсе не жить в этот ужасный век. В связи с этим Гесиод в назидание современникам приводит басню о Соловье и Ястребе (первая известная нам басня).

Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.
Вот что однажды сказал Соловью пестрошейному Ястреб —
Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.
Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.
Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:
«Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.
Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.
Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.
Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;
Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит».
Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.
(«Труды и Дни», 202—212)

В этой басне аллегорически изображаются современные поэту социальные отношения. «Цари», т. е. аристократы, держат в своих руках всю власть. Незнатный, хотя бы и дельный, способный и даже талантливый человек слаб, так как находится в полной зависимости от сильного. Мы видим, что в этих словах звучит уже негодование поэта, который на себе испытал силу «царей». Мы вспоминаем сцену с Ферситом у Гомера. Там была лишь слабая попытка протеста против произвола знати, и поэт представил ее в комическом виде, так как отражал точку зрения правящей группы. Гесиод же прямо заявляет протест против существующего порядка. Этот факт лучше всего свидетельствует о том, насколько изменились социальные взаимоотношения.
Многие рассуждения Гесиода носят пессимистический характер, однако пессимизм поэта не представляется безнадежным. Он верит

в богов и находит твердую опору в труде. Царству неправды и насилия Гесиод противопоставляет высокий идеал Правды и посвящает целый раздел ее прославлению.

Ты же, о Перс, хорошенько прими это к сердцу и помни:
Голосу Правды внимай, о насилье забудь совершенно.
(«Труды и Дни», 274—275)

Самыми привлекательными чертами изображает он счастье и благоденствие людей в государстве, где правители соблюдают Правду (225—237). Даже среди бедствий железного века он открывает черты добра и верит, что Зевс положит конец злодеяниям. В этой вере его обнадеживает то, что 30 тысяч стражей Зевса, в том числе дочь Зевса — Правда (248—264), витают среди людей и охраняют их от неправды.
Из наставлений неразумному Персу выясняются взгляды Гесиода на добродетель и труд. Он возводит их в категорию законов, предначертанных людям богами.

Читайте также:  Как выразить несогласие с точкой зрения

Блага желая тебе, я скажу это, Перс безрассудный:
Можно порочность легко приобресть хоть в большом изобильи.
Легкий ведет к тому путь, и живет она близко отсюда.
Пред добродетелью ж боги бессмертные труд положили
В поте лица, и далекий к ней путь по крутому подъему,
Да и суровый сперва; но когда ты дойдешь до вершины,
Станет легка добродетель, столь трудная в самом начале.
(«Труды и Дни», 286—292)

Развивая мысль о необходимости труда, Гесиод показывает, как от труда приходит и богатство.

Помни же ты ежечасно завет этот мой и трудися,
Перс, о божественный отпрыск, чтоб голод тебя ненавидел,
Но чтоб Деметра любила прекрасновенчанная вечно,
Чтимая всеми, и житницу хлебом твою наполняла.
Пусть тебе будет любезно труды свои скромные делать,
Чтоб у тебя были полны все житницы вызревшим хлебом.
Все от трудов своих люди — и скот, и богатство — имеют,
Да и бессмертным, трудясь, они много любезней бывают.
Труд никакой не позорен, позорна одна только праздность.
(«Труды и Дни», 298—311)

Поэма Гесиода дает нам живую картину жизни в его стране. В земледельческой стране, какой была Беотия, труд представляется ему именно как земледельческий. Обычно Гесиода представляют как крестьянина. Однако его умственный кругозор и имущественное состояние показывают, что он был мелким землевладельцем, который имел целое хозяйство с небольшим количеством рабов и даже наемными батраками. Но в отсталой в хозяйственном отношении Беотии сам хозяин еще берется за плуг и идет за волами, а в зимнюю пору починяет свой инвентарь,
Для характеристики экономических отношений эпохи чрезвычайно показательно то, что в семейном быту поэт советует иметь только одного сына, так как лишь при таком условии можно приумножить состояние, а если их будет несколько, придется наследство делить (376—380). Он дает практические наставления — ни у кого не одол-

Что позорно с точки зрения гесиода мифы греции

ГЕСИОД; He­sio­dos, из Аскры в Бео­тии, ок 700 г. до н. э., гре­че­ский поэт. Вто­рой после Гоме­ра вели­кий эпи­че­ский поэт арха­и­че­ско­го пери­о­да, пер­вая досто­вер­но извест­ная лич­ность в гре­че­ской лите­ра­ту­ре. Источ­ни­ком сведе­ний о Геси­о­де явля­ют­ся его соб­ст­вен­ные выска­зы­ва­ния в поэ­мах. Отец Геси­о­да был куп­цом в Киме в Малой Азии. Одна­ко он забро­сил свое заня­тие и пере­ехал в Гре­цию, где купил уча­сток зем­ли в бео­тий­ской деревне Аскра. Когда он умер, име­ние поде­ли­ли меж­ду собой его сыно­вья Геси­од и Перс. Недо­воль­ный достав­шей­ся ему частью, брат Геси­о­да втя­нул его в дол­гий и доро­го­сто­я­щий судеб­ный про­цесс за новый раздел иму­ще­ства. Геси­од хотел отго­во­рить бра­та от про­цес­са и скло­нить его к чест­но­му тру­ду; с этой целью он напи­сал адре­со­ван­ный Пер­су эпос Труды и дни (Er­ga kai he­me­rai). Всю жизнь Геси­од про­вел в род­ной деревне, трудясь на пашне и высту­пая перед наро­дом как поэт. Упо­ми­на­ют, одна­ко, о его путе­ше­ст­вии в Хал­киду на Эвбее, где на поэ­ти­че­ском состя­за­нии он полу­чил в награ­ду брон­зо­вый тре­нож­ник, кото­рый пожерт­во­вал Музам Гели­ко­на. Умер в Аскре. Был похо­ро­нен на аго­ре в бео­тий­ском горо­де Орхо­ме­ны. Геси­од был пер­вым и, веро­ят­но, един­ст­вен­ным гре­че­ским поэтом-зем­ледель­цем. Одна­ко он не был ни само­уч­кой, ни само­род­ным талан­том. Он поль­зо­вал­ся дак­ти­ли­че­ским гекза­мет­ром, писал на гоме­ров­ском диа­лек­те, его поэ­ти­че­ская тех­ни­ка была заим­ст­во­ва­на у бро­дя­чих рап­со­дов, кото­рые, воз­мож­но, и научи­ли его поэ­ти­че­ско­му мастер­ству. Сам Геси­од в нача­ле сво­ей Тео­го­нии рас­ска­зы­ва­ет, что одна­жды, когда он пас овец на скло­нах Гели­ко­на, он узрел схо­дя­щих к нему Муз, кото­рые вру­чи­ли ему лав­ро­вую ветвь и объ­яви­ли его поэтом, чтобы он пел о том, что было, и о том, что будет. О себе Музы поведа­ли, что они гово­рят мно­го лжи, похо­жей на прав­ду, но если захотят, то могут открыть исти­ну. Это мож­но тол­ко­вать как кри­ти­ку геро­и­че­ско­го эпо­са, содер­жа­ще­го пре­крас­ный вымы­сел, и глав­ную запо­ведь ново­го дидак­ти­че­ско­го эпо­са, кото­рый дол­жен воз­гла­шать исти­ну. Здесь сто­ит доба­вить, что эта встре­ча Геси­о­да с Муза­ми ста­ла образ­цом для всех повест­во­ва­ний о поэ­ти­че­ских посвя­ще­ни­ях. Геси­од создал дидак­ти­че­ский эпос и его раз­но­вид­ность — эпос гене­а­ло­ги­че­ский. Пер­вым по вре­ме­ни про­из­веде­ни­ем Геси­о­да счи­та­ет­ся Тео­го­ния (Theo­go­nia), свое­об­раз­ная « родо­слов­ная богов » , в кото­рой Геси­од попы­тал­ся собрать воеди­но и упо­рядо­чить все гре­че­ские пред­став­ле­ния о сотво­ре­нии мира, богах и геро­ях. При этом, как мы сего­дня зна­ем, он пере­нял мно­гое из мифо­ло­гии Ближ­не­го Восто­ка, осо­бен­но миф о смене управ­ля­ю­щих миром богов (у Геси­о­да: Уран — Крон — Зевс). Одна­ко он при­дал это­му мифу иной вид, опи­сав, как с само­го нача­ла все ведет к вла­ды­че­ству Зев­са, кото­рое поэт отож­дествля­ет с окон­ча­тель­ным уста­нов­ле­ни­ем кос­ми­че­ско­го поряд­ка. Раз­вер­ну­тое вступ­ле­ние к Тео­го­нии (ст. 1— 116) скла­ды­ва­ет­ся из трех частей, пред­ва­ря­е­мых обра­ще­ни­я­ми к Музам. Имен­но в этом вступ­ле­нии нахо­дит­ся рас­сказ о при­зва­нии Геси­о­да к поэ­ти­че­ско­му твор­че­ству. Цен­траль­ная часть Тео­го­нии (ст. 117— 964) — это повест­во­ва­ние о сотво­ре­нии мира из Хао­са (Хаос для Геси­о­да озна­ча­ет про­сто огром­ную без­дну), из кото­ро­го сна­ча­ла роди­лись Гея (Зем­ля), Уран (Небо), Тар­тар (Под­зем­ный мир), одно­вре­мен­но сти­хии и боже­ст­вен­ные суще­ства, а так­же Эрос, дви­жу­щая сила вся­ко­го раз­ви­тия и раз­мно­же­ния. От сою­за Ура­на и Геи роди­лось мно­го­чис­лен­ное поко­ле­ние тита­нов, сре­ди них Крон и Рея. Ста­рое и новое поко­ле­ния всту­пи­ли в кро­ва­вую борь­бу, кото­рая повто­ри­лась в после­дую­щем поко­ле­нии меж­ду Кро­ном в его сыном Зев­сом. В резуль­та­те этой борь­бы Зевс лишил тита­нов вла­сти и сам вме­сте с бра­тья­ми при­нял вла­ды­че­ство над миром. Гос­под­ство Зев­са было муд­рым и спра­вед­ли­вым. Впо­след­ст­вии Зевс стал отцом богов и людей. У Геси­о­да боги утра­ти­ли бес­печ­ность и весе­лость гоме­ров­ских богов, ста­ли нрав­ст­вен­ны­ми сила­ми, суро­вы­ми стра­жа­ми поряд­ка и спра­вед­ли­во­сти, рож­ден­ны­ми Зев­сом. Осталь­ные сти­хи Тео­го­нии, веро­ят­но, напи­са­ны рап­со­да­ми в более позд­нее вре­мя и содер­жат так назы­вае­мые Эои (Eoie) (Пере­чень невест, кото­рых раз­ные боги сде­ла­ли родо­на­чаль­ни­ца­ми вели­ких родов). Назва­ние про­ис­хо­дит от фор­му­лы, начи­наю­щей повест­во­ва­ние о каж­дой геро­ине: E hoie (А еще была. ). Эои поль­зо­ва­лись боль­шой популяр­но­стью и счи­та­лись цели­ком тво­ре­ни­ем Геси­о­да, хотя и вклю­ча­ют не геси­о­до­вы отрыв­ки, добав­лен­ные позд­нее с целью дока­зать свя­щен­ное про­ис­хож­де­ние раз­лич­ных ари­сто­кра­ти­че­ских родов. Таким неа­у­тен­тич­ным « эоем » явля­ет­ся, напри­мер, Щит Герак­ла (As­pis), рас­ска­зы­ваю­щий в 480 сти­хах о люб­ви Зев­са к Алк­мене и о борь­бе его сына Герак­ла с Кик­ном. От целых эоев сохра­ни­лись лишь неболь­шие отрыв­ки, тем не менее, уже опуб­ли­ко­ва­ны новые фраг­мен­ты из папи­ру­сов. Труды и дни — дидак­ти­че­ский эпос, адре­со­ван­ный Пер­су. Его сво­бод­ная цеп­ная ком­по­зи­ция пол­но­стью отлич­на от строй­ной ком­по­зи­ции гоме­ров­ских поэм. Изме­ня­ет­ся и пози­ция авто­ра-рас­сказ­чи­ка: автор Или­а­ды и Одис­сеи пол­но­стью скрыт за вос­пе­ва­е­мы­ми им собы­ти­я­ми и навсе­гда оста­ет­ся для нас неуло­ви­мым обра­зом, в то вре­мя как Геси­од высту­па­ет в сво­ей поэ­ме как чело­век-повест­во­ва­тель, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет сам о себе и стре­мит­ся доне­сти до дру­гих людей, а преж­де все­го до сво­его бра­та, соб­ст­вен­ные взгляды. Про­из­веде­ние Геси­о­да долж­но было убедить Пер­са, что для того, чтобы попра­вить свое мате­ри­аль­ное поло­же­ние, ему нуж­но всту­пить на путь чест­но­го труда на род­ной зем­ле, а не вести про­цесс и давать взят­ки судей­ским. Этой цели слу­жит кар­ти­на мира, управ­ля­е­мо­го Зев­сом, спра­вед­ли­вым и муд­рым вла­ды­кой. С этой точ­ки зре­ния Геси­од опре­де­ля­ет место чело­ве­ка, обя­зан­но­стью кото­ро­го явля­ет­ся доб­ро­со­вест­ный труд. Все эпи­зо­ды на пер­вый взгляд бес­по­рядоч­ной поэ­мы Геси­о­да под­чи­не­ны ее глав­ной дидак­ти­че­ской функ­ции: про­эмий (вступ­ле­ние), адре­со­ван­ный Зев­су, стра­жу спра­вед­ли­во­сти, повесть о двух боги­нях Эридах (спо­ра, борь­бы), одной — бла­го­склон­ной, при­зы­ваю­щей людей к состя­за­нию, и дру­гой — злоб­ной, скло­ня­ю­щей к рас­прям; далее — миф о Про­ме­тее и ящи­ке Пан­до­ры, объ­яс­ня­ю­щий при­чи­ны нынеш­не­го состо­я­ния вещей, и нако­нец, повесть о 5 эпо­хах чело­ве­че­ства, испол­нен­ная глу­бо­ко­го пес­си­миз­ма. О непра­вед­ных царях-судьях напи­са­на пер­вая в евро­пей­ской лите­ра­ту­ре бас­ня о живот­ных (яст­реб и соло­вей). Она иллю­ст­ри­ру­ет жесто­кую власть могу­ще­ст­вен­ных над талант­ли­вым, но сла­бым поэтом, но так­же явля­ет­ся пре­до­сте­ре­же­ни­ем: над непра­вед­ны­ми судья­ми довле­ет спра­вед­ли­вость Зев­са, кото­рый нака­зы­ва­ет злых и дарит бла­го­склон­но­стью чест­ных. В этом мрач­ном, пол­ном наслан­ных бога­ми бед мире чест­ный чело­век дол­жен стре­мить­ся к доб­ро­де­те­ли, совер­шен­ству, кото­рые нахо­дят свое выра­же­ние в труде зем­ледель­ца, кото­рый при­но­сит ему сча­стье. Кто дол­го и чест­но трудит­ся, тот может добыть себе сред­ства к суще­ст­во­ва­нию, не будучи обу­зой для обще­ства, нищим, над кото­рым все насме­ха­ют­ся, и поль­зу­ясь ува­же­ни­ем людей и покро­ви­тель­ст­вом богов. Не труд позо­рит чело­ве­ка, но без­де­я­тель­ность. Таков веду­щий прин­цип Геси­о­да, назван­ный в более позд­ние вре­ме­на нрав­ст­вен­ным импе­ра­ти­вом труда. Эти поуче­ния допол­ня­ет кален­дарь зем­ледель­че­ских работ. Осно­вы­ва­ясь на соб­ст­вен­ном опы­те, Геси­од пере­чис­ля­ет работы, уста­нав­ли­вая их порядок и вре­мя, когда их надо про­из­во­дить. Эта часть поэ­мы, рису­ю­щая нам образ забот­ли­во­го зем­ледель­ца на лоне при­ро­ды, обла­да­ет высо­ки­ми поэ­ти­че­ски­ми досто­ин­ства­ми. Здесь чув­ст­ву­ет­ся мощ­ная связь с зем­лей, при­ро­дой и рит­ма­ми ее жиз­ни. Инте­рес­ны опи­са­ния при­ми­тив­ных сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных орудий и спо­со­бов их исполь­зо­ва­ния. Кар­ти­на дере­вен­ской жиз­ни пред­став­ля­ет­ся прав­ди­вой и пла­стич­ной, зато заме­ча­ния о нави­га­ции, кото­рые сле­ду­ют за кален­да­рем, более схе­ма­тич­ны и дышат кре­стьян­ской непри­яз­нью к морю. В кон­це поэ­мы нахо­дит­ся спи­сок счаст­ли­вых и несчаст­ли­вых дней, еще в древ­но­сти при­знан­ный позд­ней­шей встав­кой. Настав­ле­ния Геси­о­да типич­ны для кре­стья­ни­на из Бео­тии, кото­рая в то вре­мя была одной из самых отста­лых обла­стей Гре­ции. Власть при­над­ле­жа­ла родо­вой ари­сто­кра­тии. Дерев­ня была пере­на­се­ле­на, земель­ные участ­ки под­вер­га­лись все боль­ше­му дроб­ле­нию, посколь­ку Бео­тия не участ­во­ва­ла в коло­ни­за­ции, кото­рая на какое-то вре­мя раз­ре­ши­ла дан­ную про­бле­му. Отсюда идет харак­тер­ный пес­си­мизм Геси­о­да, кото­рый видел в исто­рии не про­гресс, но посте­пен­ный упа­док (повесть о пяти веках). Геси­о­ду при­пи­сы­ва­ли так­же про­из­веде­ние под назва­ни­ем Заве­ща­ние Хиро­на (Chei­ro­nos hy­po­te­kai; фр.), являв­ше­е­ся сбор­ни­ком мораль­ных запо­ведей, про­из­но­си­мых кен­тав­ром Хиро­ном, вос­пи­та­те­лем Ахил­ла. Древ­ние ста­ви­ли Геси­о­да рядом с Гоме­ром и счи­та­ли обо­их поэтов учи­те­ля­ми элли­нов, Геро­дот ска­зал, что Гомер и Геси­од сотво­ри­ли для гре­ков их богов. Допол­ни­тель­ный свет на оцен­ку Геси­о­да про­ли­ва­ет про­из­веде­ние Состя­за­ние Гоме­ра и Геси­о­да (Agon Ho­me­ru kai He­sio­du), чаще цити­ру­е­мое под латин­ским загла­ви­ем Cer­ta­men. Вари­ант, сохра­нив­ший­ся в руко­пи­сях, отно­сит­ся, прав­да, ко II в. н. э., папи­рус­ный фраг­мент III в. до н. э. дока­зы­ва­ет, что исто­рия эта была извест­на еще в нача­ле элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, неко­то­рые же иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что она роди­лась еще в клас­си­че­скую эпо­ху. Соглас­но Состя­за­нию, Гомер и Геси­од встре­ти­лись в Хал­киде на Эвбее на состя­за­нии в честь пав­ше­го в так назы­вае­мой лела­тин­ской войне Амфи­де­ма (Геси­од дей­ст­ви­тель­но при­ни­мал уча­стие в этих состя­за­ни­ях, как он сам рас­ска­зы­ва­ет об этом в Трудах и днях). Каж­дый из поэтов читал то, что пола­гал пре­крас­ней­шим из сво­их тво­ре­ний. Брат умер­ше­го Амфи­де­ма Панид при­судил награ­ду Геси­о­ду за опи­са­ние труда зем­ледель­ца, гово­ря, что поощ­ре­ния заслу­жи­ва­ет тот, кого вле­чет труд, а не тот, кто вос­хва­ля­ет вой­ну и рез­ню. Ари­сто­кра­ти­че­ская обще­ст­вен­ность, одна­ко, выска­за­лась за Гоме­ра, кото­рый пред­ста­вил бое­вую сце­ну из Или­а­ды. Они под­верг­ли кри­ти­ке мне­ние бра­та Амфи­де­ма, и отсюда выра­же­ние « голос Панида » ста­ло озна­чать глу­пое реше­ние. В Спар­те тоже счи­та­ли Геси­о­да поэтом, кото­рый хорош лишь для ило­тов. Вопре­ки этим отдель­ным небла­го­при­ят­ным суж­де­ни­ям, Геси­од был популя­рен в веках, а его цита­ты мы нахо­дим у самых выдаю­щих­ся гре­че­ских поэтов. Цеп­ную ком­по­зи­цию поэм Геси­о­да уна­сле­до­ва­ли алек­сан­дрий­ские поэты (Кал­ли­мах), на него ори­ен­ти­ро­ва­лись и авто­ры дидак­ти­че­ских поэм, как напри­мер Арат, Никандр из Коло­фо­на, Вер­ги­лий. В новей­шее вре­мя Геси­од стал сим­во­лом ново­го реа­ли­сти­че­ско­го взгляда на антич­ный мир, рас­ту­ще­го инте­ре­са к повсе­днев­ной жиз­ни про­стых людей. Этот аль­тер­на­тив­ный образ антич­но­сти назва­ли « геси­о­до­вым аспек­том древ­но­сти » .

Источники:
  • http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/1-1-2-2.htm
  • http://www.sno.pro1.ru/lib/radzig/32.htm
  • http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=200348399