Меню Рубрики

Что понималось по сущностью сознания различных точек зрения

До сих пор нет единого мнения о том, что такое сознание. Существует много точек зрения на этот счёт и я вам расскажу всего лишь малую часть. Итак, начнём.

  1. Одни утверждают, что знание и сознание — это абсолютно одинаковые понятия.
  2. На первый взгляд может казаться, что это и так, но если копнуть глубже, то можно заметить другое: далеко не всё, что мы осознаём, является знанием.
  3. Другие считают, что объект у человека, который ничего не знает о нём, но сильно им интересуется, становится объектом сознания, но наиболее широко используется совсем иное понимание.
  4. Именно сознание — это есть не что иное, как неповторимый внутренний мир человека, который играет в нём роль познающего.
  5. И напоследок, под сущностью сознания можно считать совокупность идей.

Тема в разделе «Развитие знаний о человеке», создана пользователем Kalunya.

Kalunya новичок

Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения

Frezee школьник

1) Одни утверждают, что знание и сознание — это абсолютно одинаковые понятия.
2) На первый взгляд может казаться, что это и так, но если копнуть глубже, то можно заметить другое: далеко не всё, что мы осознаём, является знанием.
3) Другие считают, что объект у человека, который ничего не знает о нём, но сильно им интересуется, становится объектом сознания, но наиболее широко используется совсем иное понимание.
4)Именно сознание — это есть не что иное, как неповторимый внутренний мир человека, который играет в нём роль познающего.
5) И напоследок, под сущностью сознания можно считать совокупность идей.

elle-girl почемучка

Пожалуйста помогите, нужна помощь

конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если гово¬рить о самом общем определении конфликта, то его мож¬но было бы дать следующим образом: конфликт представ¬ляет собой столкновение интересов различных групп, со¬обществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеи¬ми сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приоб¬щаются к тем целям, которые выдвигают конфликтую¬щие стороны, и воспринимают их как свои собственные. . Разумеется, конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существо¬вания соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.
Следует отметить бесконечное разнообразие конф¬ликтных ситуаций и невозможность сведения их оконча¬тельно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Все же исторический опыт и социальная практика, позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовем четыре основных у источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, ко¬торые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конф-ликтах.
Источником обострения конфликтов между больши¬ми группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притяза¬ний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накоп¬ления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего нару¬жу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворен¬ность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и ло¬зунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необрати¬мым.
Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимо¬действия людей в обществе, своего рода клеточка соци¬альной жизни.
(Адаптировано по книге: Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов,

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое конфликт? Какие причины его возникнове¬ния названы в тексте?
СЗ. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?
С4. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии кон-фликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.
С5. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, уче¬ник утверждал, что конфликт нельзя признать нормаль¬ным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напря¬женность и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из двух точек зрения отраже¬на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий от¬ветить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стиму¬лом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Vorobey отличник

С1. План: 1. Общее определение конфликта 2. Разнообразие конфликтов 3. Источники обострения конфликтов 4. Научное определение конфликта с2. Конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта.

с1. план: 1. общее определение конфликта 2. разнообразие конфликтов 3.источники обострения конфликтов 4.научное определение конфликта

с2. конфликт- столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта. конфликт может быть вызван существенны-ми причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.

с3. богатство, власть, престиж и достоинство.Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастание притязаний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия.

Maikl12 гость

1) В современном мире существует более двух тысяч различных наций, причем большинство из них проживает в многонациональных государствах. Национальная вопрос на всем протяжении истории является одни из самых острых.
Проанализируйте известные вам из курса истории примеры национальных движений. Какие тенденции прослеживаются в национальном движении? Охарактеризуйте межнациональные конфликты по плану: причины, сущность, последствия, пути решения
2) Проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов

djJShpak неофит

Самыми острыми национальными конфликтами, на мой взгляд, являются 1-я и 2-я Мировые Войны. Фашисты хотели стереть с лица земли другие нации, считая, что их нация — совершенна. В национальных движениях люди возвышают свою нацию и занижают, даже оскорбляют другие. Пути решения таких конфликтов — различные беседы, тренинги. Больше всего такие беседы следует проводить с молодежью.

Про белорусское общество сказать не могу, живу в России)

Надеюсь, хоть немного помогла)

Shirokoff школьник

Помогите ответить на вопросы:
1. Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. Конкретизируйте примерами.
2. Почему средний класс является гарантом экономической, полити-ческой и социальной стабильности в обществе?
3. Проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов.
4. Что такое нация? Конкретизируйте процесс формирования наций на примере белорусской нации.
5. Докажите или опровергните тезис: «современная семья переживает кризис».
6. Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений.
7. Приведите примеры, показывающие конфликты социальных групп в различных видах социальных отношений. Какие интересы социальных групп столкнулись в этих конфликтах?
8. Каждый человек от рождения занимает какую-либо ячейку в соци-альной структуре общества. Мог ли он ее изменить в условиях феодального общества? В условиях классического капитализма? В современном общест-ве? Что для этого необходимо?
9. Подготовьте сообщение «Пути решения демографических проблем современного общества».
10. В современном мире существует более двух тысяч различных на-ций, причем большинство из них проживает в многонациональных государ-ствах. Национальный вопрос на всѐм протяжении истории является одним из самых острых.
Проанализируйте известные вам из курса истории примеры националь-ных движений. Какие тенденции прослеживаются в национальном движе-нии? Охарактеризуйте межнациональные конфликты по плану: причины, сущность, последствия, пути решения.
11. Каковы основные социально-психологические особенности молоде-жи как социальной группы?
12. Что включает понятие «молодежная субкультура»? В чем особен-ности субкультуры белорусской молодежи?

как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения

как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения

1) Одни утверждают, что знание и сознание — это абсолютно одинаковые понятия. 2) На первый взгляд может казаться, что это и так, но если копнуть глубже, то можно заметить другое: далеко не всё, что мы осознаём, является знанием. 3) Другие считают, что объект у человека, который ничего не знает о нём, но сильно им интересуется, становится объектом сознания, но наиболее широко используется совсем иное понимание. 4)Именно сознание — это есть не что иное, как неповторимый внутренний мир человека, который играет в нём роль познающего. 5) И напоследок, под сущностью сознания можно считать совокупность идей.

3. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

сознание присуще всем живым организмам;

сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения

как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения

1) Одни утверждают, что знание и сознание — это абсолютно одинаковые понятия. 2) На первый взгляд может казаться, что это и так, но если копнуть глубже, то можно заметить другое: далеко не всё, что мы осознаём, является знанием. 3) Другие считают, что объект у человека, который ничего не знает о нём, но сильно им интересуется, становится объектом сознания, но наиболее широко используется совсем иное понимание. 4)Именно сознание — это есть не что иное, как неповторимый внутренний мир человека, который играет в нём роль познающего. 5) И напоследок, под сущностью сознания можно считать совокупность идей.

Практические выводы к § 13

Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс».

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

Появление. новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее сортав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина — заразительность, или зараза,— также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
  2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.
  3. Как вы понимаете сущность этих причин?
  4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.
  5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.
Читайте также:  Концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов

Вопросы для самопроверки

  1. Что понималось под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения?
  2. Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
  3. Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
  4. Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
  5. Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
  6. Чем различаются общественная психология и идеология?
  7. Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?
  1. Какие особенности искусства как формы общественного сознания отражены в высказывании писателя В. Б. Шкловского: «Искусство предполагает разновидение мира. Не надо бояться, что мир будет разновоспринимаем. Мир, конечно, один. Но нас-то много»? Согласны ли вы с писателем? Ответ поясните.
  2. Л. Н. Толстой характеризовал искусство как «опыт личной жизни, рассказанный в образах, в ощущениях,— личный опыт, претендующий стать обобщением». Сравните точку зрения Л. Н. Толстого с позицией В. Б. Шкловского, сделайте выводы.
  3. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами.
  4. Англичане, по мнению известного журналиста-международника Вс. Овчинникова, убеждены, что «законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости власти». Можно ли согласиться с автором: обостренное сознание собственных прав — английское национальное качество? Ответ аргументируйте.

Мысли мудрых

«Сознание — то средство, вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия. »

Что понималось по сущностью сознания различных точек зрения

Регистрация новых пользователей временно отключена

Ответ оставил Гость

1) Одни утверждают, что знание и сознание — это абсолютно одинаковые понятия.
2) На первый взгляд может казаться, что это и так, но если копнуть глубже, то можно заметить другое: далеко не всё, что мы осознаём, является знанием.
3) Другие считают, что объект у человека, который ничего не знает о нём, но сильно им интересуется, становится объектом сознания, но наиболее широко используется совсем иное понимание.
4)Именно сознание — это есть не что иное, как неповторимый внутренний мир человека, который играет в нём роль познающего.
5) И напоследок, под сущностью сознания можно считать совокупность идей.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Что понималось по сущностью сознания различных точек зрения

Глава IV.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

§ 26. Знание и сознание

что такое мышление? Что такое знание? Каковы особенности социального познания?

Ученые спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Чем это понятие отличается от понятия «знание»? Человеку, учившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знание». Знать, ведать, разуметь – значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество. Изучением сознания занимаются психология, философия.

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ

Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период Античности в философии Платона. В Средневековье такой подход представлен в христианской философии (носителем высшего сознания является Бог). В Новое время в немецкой классической философии этот подход развивался во взглядах Г. Гегеля.

Материалистическая философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное, т.е. субъективную реальность, как осознанное бытие.

Решение проблемы сознания предполагает и выяснение предпосылок его возникновения. Материализм усматривает их в свойстве отражения, лежащего в фундаменте материи. Сознание возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сердцевину сознания составляет знание. Поэтому для материализма правомерно определение сознания как субъективного образа объективного мира. Это есть не что иное, как способность человека, обладающего знанием, выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя как субъекта ему как объекту. Сознание – это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата. Свойствами сознания являются активность и избирательность, субъективность и творческое начало. Первое из этих свойств состоит в том, что компоненты сознания – образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. – формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты. Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.

Для разных людей идеальная действительность, которая создается благодаря сознанию, может существенно различаться. То, что волнует одного, может быть безразлично другому. Сознание хранит образы того, что имеет для нас смысл. Такая избирательность проявляется и на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.

«Человек – самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая».

Важнейшими компонентами сознания являются потребности и воля. Взаимодействие с миром порождает у человека как носителя сознания определенное к нему отношение. Это выражается не только в мысленных оценках, но и в эмоциях, чувствах. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека – потребности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память, которая позволяет сохранять опыт, перекидывать мостик между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым и будущим. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания является самосознание. Самосознание – это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. О нем речь пойдет в следующем параграфе.

Сознательное внутренне связано с бессознательным, которое нередко противопоставляется ему, причем бессознательному отводится решающая роль в жизни человека. Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета сознательного. Бессознательное можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее находилось в сфере сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существующее в глубинах психики человека, способно вновь всплывать в область сознания.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается.

Знание – это не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает, и потому не сознает, но что легко может сделать достоянием своего сознания, например знание учеником химической формулы воды, геометрических теорем или фактов собственной биографии и т.д. Это также и такое знание, которым человек располагает и которым он пользуется, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, например, экспертами. Зная что-либо существенное в определенной области науки, эксперт при необходимости может не выделять это из общей суммы своих знаний до определенного случая, когда от него требуется сопоставить собственные знания с предъявленным ему объектом или теорией и определить, насколько этот объект соответствует тому, что о нем известно. Осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным. Кроме того, с трудом поддаются осознанию некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности, о которых речь пойдет в параграфе о направленности личности. Из сказанного можно сделать вывод, что знание является необходимым условием сознания, но условием, далеко не достаточным.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный предмет, объект. Человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Дж. Локку принадлежит теория о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей – индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутые в конкретных условиях идея общественного договора и идея разделения властей не утратили авторства, но стали важной частью общественного сознания.

Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в виде по-особому организованной идеально-объективной действительности, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, являющимся реальностью, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт истории. Человек, индивид, может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей ее человеческой культуры.

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания и отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социально-культурной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс. В общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленные на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании, прекрасном, возвышенном. При этом необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии, общественные движения и организации.

Ученые признают относительно самостоятельный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и довольно долго сохраняются в сознании людей, в их поступках, даже тогда, когда уже не существует объективных условий, общественных отношений, на базе которых они возникли. Это происходит потому, что перемены во взглядах, убеждениях людей происходят не сразу, как только меняется, например, экономический строй. Сознание людей, их идеи, взгляды могут отставать от общественного бытия и в течение определенного времени не соответствовать ему. В этом случае речь идет либо о пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Из курса истории вам известны прогнозы социалистов-утопистов.

Общественное сознание существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это влияние проявляется не само по себе, а в деятельности людей, которая может оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Структура общественного сознания может рассматриваться с точки зрения глубины отражения общественным сознанием социальной действительности. Тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология складывается под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, постольку неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы (комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века). Социально-психологические комплексы различных социальных групп имеют и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем конкретного общества./p

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная» (в отличие от возрастной, профессиональной и т. п.), то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку идеологии индивидуальной нет, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности представителей данного класса – его идеологов.

С теоретико-познавательной точки зрения соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть не достаточный, но необходимый «этаж» сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире, однако чувства культурного человека всегда рационально нагружены (музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз). Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет жизнепрактическую основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что недостаточно осознано психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

В философской и исторической литературе очень часто встречается понятие «обыденное сознание». Это понятие предназначено для характеристики сознания, непосредственно вплетенного в повседневную практическую жизнь людей. Это дорефлексивное знание, набор социально одобренных жизнепрактических очевидностей.

Одной из разновидностей общественного сознания является массовое сознание.

Массовое сознание выделяется не по своему содержанию, уровню и качеству отражения действительности, а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность (множество, общность) индивидов. Примерами массы могут служить участники широких политических, социокультурных и иных движений, аудитории различных средств и каналов массовой информации, потребители тех или иных социально «окрашенных» (престижных, модных) товаров и услуг, члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов, болельщики футбольных и иных спортивных команд и т.п.

Для масс как субъекта сознания характерны следующие черты. Во-первых, статистический характер данной общности, выраженный в том, что она, не будучи самостоятельным, целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, представлена множеством отдельных «единиц». Во-вторых, вхождение в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом. Для массы характерна ситуативность существования, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее. В результате этого масса всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой. Для массы характерна выраженная разнородность, смешанность состава данной общности, ее внегрупповая (или межгрупповая) природа, проявляющаяся в том, что в ней «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными демографическими, политическими, региональными и иными группами.

Перечисленные свойства массы полностью определяют присущий ей тип сознания, особенности его содержания и структуры, способы формирования и функционирования.

По содержанию массовое сознание представляет собой совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни общества. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно более узко, чем общественное сознание в целом, поскольку за его границами остается великое множество сюжетов, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (например, содержание науки, философии и т.д.).

Структура массового сознания представляет собой чрезвычайно сложное конгломератное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания – общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями и т.д.

В этой связи структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.

Массовое сознание в обществах современного типа возникает в процессе стандартизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т.д. Действие этих условий и форм бытия закрепляется и получает свое завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, связанных прежде всего с функционированием средств массовой информации. С их помощью интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде стандартных образов действительности, способов ее познания и моделей поведения.

Будучи духовным продуктом объективных процессов стандартизации человеческой деятельности, массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества. Оно выступает в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.

Основные понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология.

Термины: сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение.

1) Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения? 2) Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура? 3) Охарактеризуйте основные черты общественного сознания. 4) Дайте характеристику различных форм общественного сознания. 5) Какие уровни принято выделять в общественном сознании? 6) Чем различаются общественная психология и идеология? 7) Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. На какую особенность сознания указывал И. Кант, говоря, что представление о яблоке не имеет ни веса, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Понятие землетрясения не сможет разрушить город, а талер в кармане и талер в голове – не одно и то же? Сформулируйте эту особенность своими словами.

2. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами.

3. Прокомментируйте следующий фрагмент:

«Социальная психология – это сфера эмоций, переживаний и настроений, которые вызваны не сугубо личными обстоятельствами, а обстоятельствами, порожденными ходом общественного развития, историческими событиями, задевающими жизненные интересы больших групп населения».

Приведите примеры таких эмоций, настроений и переживаний.

4. Используя различные словари, найдите значение понятия «идеология». Чем различаются эти толкования?

Поработайте с источником

Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина – заразительность или зараза – также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Вопросы и задания:

1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение?.

Что понималось по сущностью сознания различных точек зрения

§ 13. Общественное сознание

Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно ? Кто формирует общественное сознание ? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия — сознание.

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,— это сознание, и все, что мы осознаем,— знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания — это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей — индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой — необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несча150 стьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, оспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи — новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет свое общественное назначение и свои функции.

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознаниеобслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Мораль включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство формирует в обществе эстетическое со знание, эстетическое отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному, стимулирует создание и сохранение его.

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, процессов, событий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением, вооружает людей научными гипотезами и т. д.

Религия формируетрелигиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.

Общественная психология — совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века. Разумеется, в социально-психологических комплексах разных социальных групп в каждой стране имеются и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Идеология в широком смысле слова — система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а так же цели социальной деятельности. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная», в отличие от возрастной, профессиональной и т. п., то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «ос 5о уполномоченных» представителей данной группы, класса — его идеологов.

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассмотреть как соотношение между эмоциональным, чувственным и рациг яальным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый уровень сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразную основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. (Более подробно, что такое идеология, мы рассмотрим в следующем параграфе.)

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия обыденноесознание и массовое сознание. Как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания. Об обыденном сознании обычно ведут речь, когда оно не поднимается до теоретических обобщений. О массовом сознании — когда говорят о степени его распространенности в обществе.

На всех этапах исторического развития социальнопсихологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить, как общественные настроения ведут к вызреванию социальных революций. Точно так же существуют психологические факторы, которые позволяют стабилизировать общество после радикальных перемен. Так, анализируя процесс перехода от рабовладения к феодализму, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 21.— С. 149). Отношение к рабству в данном случае характеризует именно психологический момент, который оказывает влияние на формирование отношений в обществе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности.

И общественное и личное сознание — продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определенных условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде — по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей ее человеческой культуры.

Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

Состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, называют общественным мнением. Можно сказать, что общественное мнение — это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех. Любопытное высказывание о существе общественного мнения принадлежит французскому социологу Ж. Бурдо, называвшему общественное мнение социальной силой, которая, получая внешнее воплощение через осознание самой себя, вытекает из «сходства суждений, вынесенных большинством индивидов по поводу некоторого вопроса». В современном мире общественное сознание активно изучается, ему уделяют внимание политики, стремясь добиться признания и поддержки в обществе. А руководитель Американского института общественного мнения Джордж Гэллап утверждает, что «общественное мнение — это просто данные социологических исследований». Разумеется, последнее высказывание можно назвать парадоксальным преувеличением, однако в нем есть доля истины, поскольку в формировании общественного мнения выделяют следующие этапы: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, возникновение общей точки зрения и единой позиции. Многие явления социальной жизни сначала вызывают удивление, потом оживленные дискуссии, затем кажутся настолько привычными, что спорить о них просто глупо. Так было, например, с идеей отмены рабства в Америке или крепостного права в России. (Вы и сами можете продолжить этот ряд примеров.)

1 Совершая поступки под влиянием общественного мнения , поддаваясь влиянию окружающих , важно понимать , какие общественные интересы движут общественной психологией .

2 В общественном сознании проявляются противоречивые интересы разных социальных групп, общностей. За поступками представителей определенных групп важно видеть движущие мотивыи побуждения. Эмоциональное восприятие действительности нередко мешает правильному пониманию ее сущности.Советуем не забывать слова великого А. С. Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» .

З В индивидуальном сознани и личност и находят отражение как передовые идеи , так и предрассудки и заблуждения , существующие в общественном сознании . Помните , что не всегда молодой возраст — гарантия свежести восприятия действительности . И в сознании молодых людей могут существовать пережитки прошлого .

4 Если оставаться на уровне массового сознания , легко стать объектом манипулирования и спекуляции на популярных идеях . Чтобы избежать этого , важно понимать природу массового сознания , видеть и оценивать его недостаткии противоречия .

Из книги французского психолога, социолога, историка Г. Лебона «Психология народов и масс» .

В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

Появление. новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.

Вторая причина — заразительность, или зараза,— также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
2. Укажите причины специфического поведения личности в толпе, которые называет автор текста.
3. Как вы понимаете сущность этих причин?
4. Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать.
5. Верно ли утверждение, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение? Ответ обоснуйте.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 . Что понималось под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения ?
2. Как связаны межд у собой общественное сознание и духовная культура?
3. Охарактеризуйте основ ные черты общественного сознания .
4 . Дайте характеристику различных форм общественного сознания .
5 . Какие уровни принято выделять в общественном сознании ?
6. Чем различаются общественная психология и идеология ?
7. Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание ?

1 . Какие особенности искусства как формы общественного сознания отражены в высказывании писателя В. Б. Шкловского :
«Искусство предполагает разновидение мира . Не надо бояться , что мир будет разновоспринимаем. Мир , конечно, один . Но нас-т о много» ? Согласны ли вы с писателем? Ответ поясните .

2. Л. Н. Толстой характеризовал искусств о как «опыт личной жизни , рассказанный в образах , в ощущениях,— личный опыт, претендующий стать обобщением» . Сравните точку зрения Л. Н. Толстого с позицие й В. Б. Шкловского , сделайте выводы.

3. Г. Гегель говорил об обыденном сознании , что это такой способ мышления какой-либо эпохи , в котором содержатся все предрассудки данного времени . Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами .

4. Англичане, по мнению известного журналиста-международника Вс . Овчинникова , убеждены, что «законы существуют как
для того , чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения , так и для того , чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости власти» . Можно ли согласиться с автором: обостренное сознание собственных прав -английское национальное качество? Ответ аргументируйте .

«Сознание — то средство, вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия. »
К. Ясперс (1883—1969), немецкий философ

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по обществознанию, задания по обществознанию 11 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Читайте также:  Что представляет собой человек с биологической точки зрения
Источники:
  • http://schoolmaks.ru/thread-41559
  • http://shpora.org/question/3172604-kak-ponimalas-sushchnost-soznaniya-storonnikami-razlichnykh-tochek-zreniya.html
  • http://studfiles.net/preview/6171859/page:3/
  • http://gramotey.com/question/5093923-kak-ponimalas-sushchnost-soznaniya-storonnikami-razlichnykh-tochek-zreniya.html
  • http://as6400825.ru/obschestvoznanie_11/66.html
  • http://depcult95.com/obshtestvoznanie/post1762550.html
  • http://husain-off.ru/bibl/bog10/b10pr_26.html
  • http://www.edufuture.biz/index.php?title=%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5