Меню Рубрики

Что означает с этимологической точки зрения понятие идеология

Рубрика Политология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.09.2014
Размер файла 36,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

За прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые можно как несоответствие между новыми условиями жизни, поведения и старыми нормами морали и поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, «поломкам», неупорядоченности форм её протекания.

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, — это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

1. Происхождение, понятие и значение идеологии

1.1 Происхождение идеологии

Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология. Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов «идея» и «логос». Одним из первых применил этот термин в своих трудах Платон. В творчестве Платона сочетались философский идеализм и глубокий интерес к общественным отношениям. Особое значение имеет понятие «идея», используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания — «идеологии», а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве её определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно Алексеев П.В. Социальная философия ценности — М., 2005.-253С.

Понятие «идея» возникла как характеристика бытия в обозначении нематериального мира. Кроме того, уже с момента введения в научный оборот «идея» превращается в своеобразный символ противопоставления сущности и явления, идеального и материального, сохранившийся в научном мире до настоящего времени. Возникновение идеологии связывается с ростом научного знания в целом, его социальной ориентированности. Хотя идеология и социальные науки развиваются в дальнейшем (что имеет свои основания) в оппозиции друг к другу, обе эти сферы возникают в связи с кризисом «старых режимов» и основанных ими систем авторитетов. Трансформация традиционного общества влечёт за собой появление новыхтипов высказываний и новых способов их обоснования, новых интерпретаций социальной жизни и проектов её изменения.

Примерно, как и в религии, идеология придаёт значение повседневной жизни и стремится к примирению миров; идеологии касались организации общественной жизни и защите публичных, рационально обоснованных проектов перестройки общества, опираясь на очевидность и разум. Идеология поэтому знаменует возникновение нового способа политического дискурса (фр. discours — определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и представляется в те или иные периоды времени), который призывал к действию, но не оправдывал его за счёт привлечения авторитета или традиции, или только эмоциональности риторики. Это был дискурс, основанный на идее обоснования политического действия средствами рациональной теории. Однако идеология отделяет себя от мифологического или религиозного сознания, поскольку она оправдывает предлагаемый курс действий логикой. Идеология также теснейшим образом связана с формированием национальной идеи и национального государства. В течение последних двух-трех столетий они дополняли и стимулировали друг друга.Гаджиев К.С. Политология.- М.,2005. — 460С.

Политические события периода назревания и проведения Великой французской буржуазной революции были связаны с динамичными и радикальными изменениями, как в практической жизни, так и в общественном сознании французского народа. Данный феномен привлёк внимание ряда французских учёных к области общественного сознания, как возможность управления обществом посредством идей. Французский учёный А. Д. де Траси в 1796 году, в своём труде «Этюд о способности мыслить» использовал термин «идеология», чтобы охарактеризовать науку об идеях. Позднее он подробнее развил это понятие в многотомном сочинении «Элементы идеологии». Он объясняет это тем, что крупные собственники, стремящиеся к присвоению государственной власти, воспользовались услугами известных литераторов и учёных, которые, в свою очередь, сумели настроить общественное мнение против существующего режима. С тех пор, в общественных науках возникали различные взгляды на это общественно-политическое явление, однако большинство исследователей сходятся в своих представлениях о значимости и содержании идеологии как действенном политическом инструменте, способном вырабатывать определенные цели политического развития, сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию, обеспечивать укрепление, и в силу этого играть большую роль в жизни общества.Ирхин Ю.В., Зотов В. Д., Зотова Л.В. Политология. — М., 2002.-202С.

Во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований — анализ идеологического сознания. Социально-экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. К. Маркс полагал, что всегда имеются, по крайней мере, два представления о «справедливости», «свободе», «равенстве» и других политических ценностях: господствующего класса и классов угнетённых. Также Ф. Ницше предложил ценностную трактовку идеологического сознания: идеологии — это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами. Конец ХIХ — начало XX вв. были особенно богаты проектами, идеями, учениями, предлагавшимися в качестве руководства к поискам путей переустройства существующей общественно-политической системы. Тургаева А.С., Хренова А.Е. Политология. — СПб.,2005. — 360С. идеология либеральный консервативный

В начале XX века в политической идеологии сложились два основных направления: реформаторский и революционный, каждый из которого имел свои национальные, региональные и системные разновидности. Исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии: психологическим и социологическим. В. Парето является автором оригинальной психологической теории идеологии, в которой рассматриваются теоретические построения, призванные маскировать эмоции и предрассудки. Парето считал, что логическое (рациональное) поведение охватывает лишь часть всех видов поведения человека, и основное внимание сосредоточил на анализе иррационального и алогичного поведения. По Парето, основное свойство человека — руководствоваться не столько разумом, сколько чувством, но при этом давать как бы рациональное оправдание сентиментальному (чувственному) поведению

З. Фрейд (1856-1939), создатель психоанализа, не оставил какой-либо теории идеологии, однако созданное им на базе медицинской психологии и практики лечения неврозов учение можно отнести к тем, в которых прослеживается стремление разоблачить скрытые мотивы человеческих действий. Фрейд обратил внимание на структуру человеческой психики и роль бессознательных мотивов, скрытых от человеческого разума в поведении. Однако для того чтобы реализоваться в действии, этим импульсам нужно попасть в сознание, так как только оно отвечает за реализацию поведенческих актов. А для этого бессознательные импульсы должны пройти через цензуру мышления, руководствующуюся другим принципом — реальности. В соответствии с этим принципом мышление вытеснит обратно в область бессознательного те его желания и идеи, что неприемлемы с точки зрения требований реальности, в которой живет человек.

Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма «Идеология и утопия». Заимствовав у Маркса положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности идей, Мангейм полагал, что общественное бытие не сводится только к экономическим отношениям в сфере материального производства. Именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые определяли направление их мышления. В бескомпромиссных политических дискуссиях они не останавливаются на теоретических аргументах, а стремятся сорвать маски, открыть неосознанные мотивы убеждений и действий идейного противника. Во второй половине XX века новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки — Э. Шиле, Д. Белл — с идеей вообще отказаться от идеологии под лозунгом «конца идеологий». Однако такой подход был признан, всё-таки, ошибочным и в 70-е годы, как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения, возникла концепция «реидеологизации», которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии.Алексеев П.В. Социальная философия ценности — мораль — идеология.- М., 2005. — 253С.

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества; Маннгейм как искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; А.Гоулднер как продукт социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов социального воспроизводства и формированием новой рациональности европейских обществ.

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Морально-этические ценности, ориентация общества свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение — о качестве его развитии. Ряд авторов, рассматривая противоречивое, конфликтное состояния общества, предлагают преодолеть данную противоречивость социальных ориентиров за счёт абсолютизации ценностей одной из сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой, духовной. Или же правильными будут те нормы и направления, которые продиктованы, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса, поскольку системность — есть неотъемлемый признак любой идеологии. Большинство исследователей при всём разнообразии своих оценок и представлений о значимости идеологии, сходятся в том, что идеология является действенным инструментом, способным вырабатывать определенные цели политического развития, обеспечивать укрепление власти.

В таком случае можно ли применить к определению идеологии понятия истинности или ложности? Идеология не истинна и не ложна. Её отдельные фрагменты, будучи вырваны из контекста идеологии в целом и взятые сами по себе, могут сопоставляться с реальностью и оцениваться как истинные или ложные. Но идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей и, каково в ней соотношение истинных и ложных суждений. Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине XX века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, поскольку упала степень её адекватности и потому её отменили в качестве государственной идеологии России.Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Социалистическая идеология — М., 2005. — 262.С. Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий. Идеология также использует результаты научного познания, но опять-таки в целях формирования и стандартизации сознания людей. Наука отличается от идеологии, прежде всего своей социальной функцией. Функция науки — познание реальности, разработка методов познания и вооружения людей результатами познания. Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических и не политических группировках, союзах, партиях, движениях.Гаджиев К.С. Введение в геополитику — М., 2003. — 429.С.

Отношения между политикой и идеологией определяются рядом специфических особенностей, которые их сближают: они представляют собой явление сознания; подпитываются экономической, культурной и духовной жизнью общества; включены в исторический процесс. Идеология универсальна, как и политика, т.е. способна охватывать самые различные области деятельности, мысли, поведения и определять их направление, цели и средства (образ мыслей, особые интересы). Идеология тесным образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач и возможностей, которые занимают в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т.е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают такие её виды как консервативная, либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

Читайте также:  С геометрической точки зрения двойной интеграл

Политика и идеология — это наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая её слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять её себе, особенно, когда идеологизация политики стимулируется какими-либо внешним событием: угрозой извне или внутренними обстоятельствами — спад в экономике, трудовые конфликты, в социальной сфере и так далее. Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу «да — нет». Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т.д. И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

По этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Тем не менее, существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает её нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения её от идеологических приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия.

Существует и другая схожая проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых, так сказать, идеологий с большой политикой. Что способно придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и.т.д.

1.3 Функции и уровни идеологии

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно, или создается специально с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием. Функции идеологии, прежде всего, сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев настоящего и будущего развития общества. Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться.

Идеология — система идей, вызывающих к жизни определенную политическую практику, идеи, дающих начало интеллектуальным или массовым движениям, и поэтому эти идеи должны быть поняты и приняты людьми, объяснять, во имя чего жить, бороться, как строить отношения с другими людьми. Такое объяснение основывается на упрощении реальной сложности мира. Например, с позиций науки может исследоваться сложная феноменология конфликтов, а для идеолога все будет просто и ясно — он абсолютизирует один фундаментальный вид — классовый или расовый, с позиций которого и объяснит жизнь и смысл деятельности своим последователям.

При этом идеология должна создавать положительный образ проводимой политики. Указывать на её соответствие интересам того или иного класса. Идеология должна заниматься не столько пропагандой и распространением идеалов, ценностей, сколько стимулировать действия и поступки граждан в нужном направлении. Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить общество. Способность к сплочению населения будет зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и предпочтениям людей.

В то же время, помимо рациональных положений, любая идеология представляет собой частично миф и некоторые цели предлагает населению воспринять на веру.

Среди основных функций идеологии можно выделить следующие:

1. Ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;

2. Мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;

3. Интеграционную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором

4. Амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

5. Выражения и защиты интересов определённой социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.Ирхин Ю. В., Зотов В.Д., Зотова Л.В . Политология. — М.,2005. — 253С.

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания, например, политической психологии — претензии на глобальность и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своём великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны её приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Ценность — это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлечённости в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. Система ценностей — это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное существование, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл. Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определённых социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования.

Таким образом, к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:

3) социалистическая (социал-демократическая)

Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.

В истории либерализма в целом можно выделить следующие этапы развития:

1. Классический либерализм XVII-XIX вв., представляющий собой религиозно-светский тип идеологии, где наряду с религиозными протестантскими ценностями, сосуществовали светские либерально-просветительские ценности.

2. Новый либерализм, или неолиберализм, также представляет собой светский тип идеологии. Своего рода дополнением к неолиберализму является либеральный неоконсерватизм, получивший своё развитие в США и Великобритании, в периоды нахождения у власти Р. Рэйгана и М. Тэтчер, или просто в идее приватизации государственной собственности.

С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.

В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы. На взгляд либералов, свобода торговли между различными странами служит средством разрешения конфликтов и предупреждает возможные военные столкновения. Внутри отдельной страны индивиды, преследующие свои собственные интересы в условиях конкуренции, косвенным образом способствуют реализации интересов всей страны в целом.

В XX в. некоторые учёные либерального толка, в частности Саймонс, и Ф. Хайек, высказывали мысль, что экономический либерализм является средством достижения политической свободы. Сам по себе он, конечно, не служит гарантией свободы, однако является её необходимой предпосылкой. История не знает примера страны, в которой бы имелась политическая свобода, но не было свободы экономической. С точки зрения теории, сохранение политической свободы требует существования относительно независимых центров сосредоточения власти. Политическая власть по своей природе стремится к централизации. Экономическая власть может носить весьма децентрализованный характер, и поскольку она организована посредством безличностно действующего рынка, то способна противостоять власти политической. Стоит отдать рычаги экономической и политической власти в одни руки, и существование политической свободы будет зависеть исключительно от доброй воли тех, кто находится у её руля. Исаев И.Б. Политология : краткая хрестоматия — СПб., 2008. — 118С.

Современный либерализм представляет собой одну из наиболее влиятельных в западном мире идеологий, воплощающих триумф её триумф, у которой даже не осталось альтернативы. В настоящее время, начиная с 90-х г. XX в. либерализм вступил в новую фазу своего развития. Это своего рода спекулятивно-финансовый либерализм стран «золотого миллиарда». Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, то есть освобождения их от государственного регулирования, является характерным примером радикально-либерального мышления.

Этимология термина «консерватизм» восходит к латинскому слову conservare — сохранять и означает в широком смысле сбережение, защиту. Включение понятий «консерватизм», «консерватор» в научный лексикон связано с именем французского писателя Ф. Шатобриана (1768-1848). Как правило, отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г. знаменитого эссе Э. Берка «Размышления о Французской революции». Сам термин «консерватизм» вошёл в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г. журнала «Консерватор». Серьёзный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин Исаев И.Б.Политология : краткая хрестоматия — СПб., 2008. — 218С. .

В политический обиход, термин «консервативный» ввёл британский премьер-министр Р. Пиль, лидер партии консерваторов в 30-40-х г. XIX в. Ведущим мотивом при этом явилось стремление «избавить тори от идентификации исключительно с землевладельцами и объединение всех, кто заинтересован в сохранении существующего порядка». Оформление консерватизма как политической идеологии принято связывать с эпохой Нового времени. События Великой Французской революции, формирование новой картины мира в век Просвещения стали главными катализаторами генезиса консерватизма как ответной реакции на исторический вызов.

Если либерализм и социализм с самого начала возникли в качестве классовых идейно-политических течений, соответственно буржуазии и рабочего класса, то в этом смысле значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом, как тип общественно-политической мысли и идейно-политического течения консерватизм отражает идеи, идеалы, установки, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных социальных группировок, которые испытывают всёвозрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоёв населения.

Читайте также:  Почему нельзя заниматься боксом с плохим зрением

Органицизм можно считать ядром консерватизма. Из него вытекает отрицательное или скептическое отношение к теоретическому знанию в сфере политики. Это влечёт за собой привязанность к традициям и нежелание изменений. Идеология обычно выводит рекомендации по улучшению существующего положения вещей исходя из представлений о человеческой природе.

Консерватизм отрицательно относится к теории. Если считать идеологию теорией в строгом смысле слова, то консерватизм не является идеологией. Любая идеология включает теоретические положения. Поэтому она отличается от обычных мнений, убеждений, принципов поведения, политических взглядов, идеалов и утопий. Традиционализм включает несколько убеждений: политика должна опираться на сложившиеся традиции; существующие учреждения, институты и виды практики должны быть сохранены при любых обстоятельствах; социальные и политические изменения (прежде всего революционные) не заслуживают доверия. Иначе говоря, консерватизм аккумулирует склонности большинства людей.

Вместе с тем истинный консерватизм должен учесть изменяющиеся реалии и приспосабливаться к ним. Свою способность к этому консерватизм продемонстрировал на поворотных этапах истории. Так, в период господства свободного предпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после Второй Мировой Войны кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и так далее. В этом аспекте в 70-80-е г, консерватизм претерпел далеко идущую трансформацию.

Неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоёв, неоконсерваторы чётко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.Исаев И.Б.Политология : краткая хрестоматия — СПб., 2008. — 220С.

2.3 Социал-демократическая идеология

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма. Чуть ли не все социал-демократические партии конца XIX — начала XX вв. ставили своей целью разрыв с капитализмом. Критики этой идеи утверждали, что социализм не может не быть демократическим, однако, время показало, что бывают тоталитарные варианты социализма: большевистский, националистический.

Марксистские политические партии, которые относились к Коммунистическому манифесту, как к непременному «догмату своей веры», называли себя партиями социалистическими. Коммунизм происходит от common, что значит общий. Никакой частной собственности, всё общее, каждому по потребностям, от каждого по способностям, все люди братья, умные, сознательные и потому государство в прошлом. Но, чтобы добиться этого надо пройти через социализм. Такой была идея, двигавшая РСДРП (рабочей социал-демократической рабочей партией) во главе с В. Ульяновым (Лениным).

Коммунистическая идеология построена, как показала «горькая практика», на абсолютно материалистическом мировоззрении. Главным побудителем деятельности человека считалось построение «светлого будущего» для всего мира, но всё заменило стремление приобрести материальные блага, а «будущее» вторично. Идеология представлялась в советской социальной науке как теоретически сформулированная система мировоззрения. Марксизм-ленинизм как научная теория не сводится только к идеологии, но в социалистических странах его излагали и понимали именно как идеологию, непременно чуждую всем не марксистским теориям.

Эта нетерпимость к инакомыслию, именовавшаяся партийностью, превращала марксизм-ленинизм в учение, обрекшее себя на изоляцию, то есть, в учение, ставшее невосприимчивым ко всем появившимся после его возникновения философским, социологическим и экономическим теориям. Идейный изоляционизм, идеологическое отчуждение оказалось одной из главных причин догматизации коммунистической идеологии ещё до того, как она в результате революции стала официальной идеологией в обществе, где все, в чём-либо не согласные с ней теории, были запрещены.

2.4 Национал-социализм и фашизм

Согласно американским социологам Х. Герту и К. Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы людей с однородной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, разделяющих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу». А также — это «чувство, объединяющее группу людей, имеющих реальный или воображаемый общий исторический опыт и проявляющих стремление жить в будущем в качестве отдельной группы»Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Социалистическая идеология — М., 2005. — 262С. .

Наряду с этим — нейтральным — словоупотреблением весьма широко распространено иное, нормативно нагруженное использование термина «национализм». Согласно многим немецким авторам, национализм представляет собой преувеличенное, гипертрофированное проявление национальных чувств, а националистические чувства суть, гипертрофированная форма национальных чувств. Равным образом в российской традиции с давних пор утвердилось противопоставление национализма патриотизму. Словарь В. Даля определяет национализм как «узкий патриотизм, шовинизм». Современные словари русского языка связывают национализм с «идеологией и политикой национального превосходства, противопоставлением своей нации другим», а также с проявлениями «чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости».

Национализм тесно связан с обобществлением усилий по интеграции или дезинтеграции государств в мировом сообществе. Однако этим функции национализма не исчерпываются. Национализм далеко не всегда непосредственно связан с действиями по укреплению или подрыву национальных государств. Он подпитывается чувствами и ожиданиями людей, которые ищут решение острых проблем собственного существования в национальной солидарности на основе общей истории, языка или культуры. Национализм обладает вполне определённой структурой. Элементами данной структуры является представление о нации как об органическом сообществе, вера в антропологическую естественность национальной принадлежности индивидов, приоритет принципа нации как морального критерия, а также выделение данного принципа в качестве единственного источника власти и авторитета.Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: национализм — М., 2005. — 315С.

Фашизм, как крайняя форма национализма, представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических, наиболее империалистических, наиболее реакционных элементов финансового капитала, именно финансового капитала, где сам народ лишь инструмент в борьбе за сверхприбыли. В период с 1922 по 1945 гг. к власти пришли фашистские партии и движения: в Италии — возглавляемая Б. Муссолини Национальная фашистская партия, в Германии — Национал-социалистическая рабочая партия, или нацистская партия, руководимая А. Гитлером, представлявшая его национал-социалистическое движение.

Особенностью периода после Второй Мировой Войны стало возникновение течений, которые попытались соединить фашистские идеи и ценности с некоторыми элементами из традиционных идеологий. Эта тенденция получила название «новой правой». В настоящее время внутреннюю государственную политику, схожую, по мнению многих специалистов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия. В этих странах ежегодно проводятся нацистские парады, парады СС, награждаются ветераны СС, устанавливают памятники фашистам, и сносятся памятники советским солдатам-освободителям.

Идеология — это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражающих интересы различных социальных классов, групп, обществ. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения путём пропаганды самой себя Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная. Эта сторона идеологии представлена появлением СМИ (средство массовой информации), начавшими своё распространение с середины XIX века. Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире, а различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

Но на деле любая идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего её философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями. Таким образом, можно сделать следующий вывод:

а) идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется

б) разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу.

1. Алексеев, П.В. Социальная философия ценности — мораль — идеология — М.: Проспект, 2005. — 363c.

2. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику: — М.: Логос, 2003. -400с.

3. Дербишайр, Д.Д. Политические системы мира — М.: Рипол Классик, 2004. — 368с.

4. Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д,, Зотова, Л. В. Политология — М.: Проспект, 2005. — 253c.

5. Исаев, Б.А. Политология: краткая хрестоматия — СПБ.: Алгоритм, 2008. — 698с.

6. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать её наука: монография — М.: Алгоритм, 2002. — 291с.

7. Лисичкин, В.А. Война после войны: информационная оккупация продолжается — психологические войны — идеология/ В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. — М.: Алгоритм, 2005. — 391с.

8. Малахов, В.С. Национализм как политическая идеология: национализм — М.: Университет Книжный дом, 2005. — 600с.

9. Саркисянц, Мануэль Английские корни немецкого фашизма — СПб.: Академический проект, 2003. — 999с.

10. Хайек, Ф.А. Дорога к рабству. Социалистическая идеология — М.: Алгоритм,2005. — 692с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определения идеологии и этапы ее развития. Политическая идеология как логическая, психологическая и поведенческая основа системы политического управления. Отношения людей к действительности и друг к другу, выражение интересов различных социальных классов.

реферат [19,9 K], добавлен 17.03.2009

Отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку. Функционирование политической идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии. Идеологии либерализма, консерватизма, социализма, фашизма, анархизма.

презентация [543,0 K], добавлен 30.03.2015

Функционирование идеологии в обществе. Основные типы политической идеологии: демократия, тоталитаризм. Принципы либерализма, консерватизма. Течения социализма. Разновидности фашизма. Направления анархизма. Формирование у людей политического мировоззрения.

презентация [507,1 K], добавлен 07.03.2016

Понятие, основные принципы и разновидности социалистической идеологии (социализма). Основные направления социализма, история формирования социалистических идей. Понятие коммунистической идеологии (коммунизма), этапы формирования коммунистических идей.

курсовая работа [101,2 K], добавлен 18.09.2016

Феномен общественного сознания. Производство идей. Централизованный государственный идеологический аппарат. Понятие механизма государственной идеологии. Сущность механизма государственной идеологии в СССР, в западных странах, в Республике Беларусь.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 18.10.2008

Сущность и история развития политической идеологии, их разновидности и отличительные особенности. Роль и значение, основные функции идеологии в обществе, ее связь с религиозными воззрениями народа. Характеристика современных политических идеологий.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 28.03.2010

Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история их развития и современное состояние. Анализ идеологии либерализма. Сущность идеологии консерватизма. Особенности социалистической идеологии, ее основные черты и разновидности.

реферат [20,8 K], добавлен 04.05.2012

Основные подходы к определению понятия «идеология», его эволюция в процессе исторического развития. Особенности и уровни политической идеологии, ее роль и значение в обществе. Направления и принципы формирования государственной идеологии Белоруссии.

контрольная работа [34,1 K], добавлен 07.10.2012

Изучение понятия идеологии, системы взглядов и представлений о целях развития общества и человека. Анализ проблем формирования идеологии национальной государственности РБ. Обзор описания Зиновьевым становления постсоветской социальной системы в России.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 06.05.2012

Идеология как фактор политической жизни. Взгляды ученых на процессы эволюции идеологии в российском обществе. Формирование общенациональной идеологии. Анализ подходов современных российских авторов к понятию, особенностям и роли идеологии в России.

курсовая работа [47,1 K], добавлен 25.11.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Читайте также:  У меня очень плохое зрение кем мне работать

Понятие идеология, его эволюция и современное значение

Как известно, термин идеология ввел французский ученый Дестют де Траси в 1796 году в своей работе «Этюд о способности Мыслить». В другом своем сочинении «Элементы идеологии», он подробно развил это понятие. В его трактовке идеология учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Иными словами, понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей.

Однако указанный первоначальный смысл за понятием идеология» не закрепился, и ныне данный термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, содержание этого понятия претерпело достаточно сложную эволюцию.

Примером первой критики предложенного Д. де Траси по­нятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бо­напарта. По его мнению, любая идеология не имеет ни содер­жания, ни смысла, так как она не выражает и не может выражать никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан Марксом и Энгельсом в работах “Немецкая идеология” и “Святое семейство”. Они использовали термин “идеология” для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия.

С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов.

Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией.

Значительный вклад в разработку понятия идеологии внес своей книгой «Идеология и утопия» немецкий социолог Карл Манхейм. По мнению большинства исследо­вателей, эта работа представляла собой первый и самый пол­ный анализ феномена идеологии. Идеология выступает как систематизированный способ социально-группового мышления. Именно идеологии лучше всего раскрывают то, как мышление действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и в политике.

Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию как систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

В настоящее время в научной литературе и обществен­но-политической практике утвердилось следующее определение идеологии. Идеология – это исторически сложившаяся, теоретически оформленная система взглядов и идей, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определённых социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, которая призвана закрепить либо изменить существующие общественные отношения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования

Происхождение термина и эволюция содержания понятия «идеология».

Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился.

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология — ложное сознание.

Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.

К, Маннге́йм (1983-1947): идеология — продукт мышления групп людей.

Таким образом, К. Маннге́йму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.

Современное понимание идеологии.

Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства.

Идеологии государства или, точнее, государственная идеология есть один из видов идеологии. Например, если идеология белорусского государства стала объектом изучения буквально лишь несколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет.

За это время сложился комплекс понятий и утверждений, объясняющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена сознания групп людей, определение понятия идеологии, представления об условиях ее возникновения и факторах развития, утверждения об особенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявления, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеологии, ее соотношении с другими социальными явлениями.

Данный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточно целостное представление об идеологии как явлении, но и содержит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах. Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследований различных видов идеологии.

Таким образом, теория идеологии является методологической основой изучения такого ее вида как государственная идеология. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно получить целостное представление и о содержании идеологии государства.

Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

Идеология в широком смысле слова – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами.

Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты—от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности.

Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

Уровни функционирования:

· Теоретико-концептуальный уровень образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

· программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

· обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

1.Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение.

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей». Дестют де Траси: идеология — наука об идеях. А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился. К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология — ложное сознание. Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии. К. Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей. Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес. Современное понимание идеологии. Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

2Политическая идеология.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

3 .Структура и уровни и функции политической идеологии. Функции политической идеологии Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития. Прагматическая, или оправдывающая, функция. Она выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей. Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей. Уровни функционирования политической идеологии Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п. На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей

Источники:
  • http://studopedia.ru/10_29225_ponyatie-ideologiya-ego-evolyutsiya-i-sovremennoe-znachenie.html
  • http://megaobuchalka.ru/1/27396.html
  • http://studfiles.net/preview/5358413/